Передняя подвеска ВАЗ 2108: характеристики
Передняя подвеска у авто ВАЗ 2108
Характеристики и составляющие передней подвески на ВАЗ 2108[/caption]Передняя подвеска ВАЗ 2108 дает возможность плавного перемещения автомобиля при движении по неровной поверхности дороги. Что же собой представляет подвеска ВАЗ 2108, как она ремонтируется и как можно улучшить ее характеристики? Уже два с лишним десятилетия известен на российском рынке автомобиль ВАЗ 2108. Это переднеприводное, динамичное, вполне практичное авто, появившееся на арене продаж в конце 80-х, сегодня тоже занимает одну из верхних ступеней рейтинга.
И сейчас ВАЗ 2108 или, как эта машина называется в народе, «восьмерка» пользуется широким спросом и уважением среди автомобилистов. За годы работы над моделью «АвтоВАЗ» выпустил огромное число модификаций: от простых и дешевых, до доработанных, усовершенствованных, более мощных и функциональных.
Технические характеристики ВАЗ 2108
Работа над ВАЗ 2108 началась еще в начале восьмидесятых. Машина получилась оригинальной, подтянутой, быстрой. Немного вытянутый кузов хетчбэка вызывал исключительно положительные эмоции. Здесь элегантность прекрасно сочеталась с простотой, динамичность — с практичностью. К тому же, как и все автомобили российского концерна, ВАЗ 2108 предлагался по доступной цене. Ремонтоспособность модели также относят к ее положительным свойства.
В 1993 г. производители решили усовершенствовать техническую часть и обновили линейку моторов. Если прежде предлагался только 1.3-литровый бензиновый, то теперь, помимо него, были бензиновые агрегаты объемом 1.1 и 1.5 л, оборудованные разными системами впрыска горючего. Двигатели работали с передним приводом, что к тому времени на российском рынке было в новинку, и стандартной механической коробкой передач.
Подвеска у машины средненькая, она не очень хорошо фильтрует неровности дороги, и если ехать по неидеальной трассе на приличной скорости, то ощущения будут не самыми позитивными. Кроме того, передняя подвеска ВАЗ, как и задняя, частенько выходят из строя. Благо, ремонт вполне можно выполнять и самостоятельно.
Тюнинг подвески «восьмерки»
Как усовершенствуются передняя и задняя подвески ВАЗ 2108? Перед нами поставлена цель сделать подвеску «восьмерки» эффективней, надежней, а сам автомобиль превратить в ультрамощную систему. Что же можно сделать для ее выполнения? Самое действенное — это автоматизировать ходовую часть машины. Для этого можно либо приобрести сразу готовый комплект и просто установить его, либо, если у вас имеется хоть какой-то опыт автослесаря, изготовить этот комплект самостоятельно.
Для начала приобретаем спортивные стойки и проверяем такую систему, как развал-схождение. Именно эта система влияет на износ подвески, если есть пусть даже самое малое нарушение в ней, то и сама подвеска работает на износ, а ее рабочие качества снижаются. В общем, регулируем углы установки автомобильных колёс. После грамотной регулировки автомобиль приобретает лучшую управляемость и динамику и даже на крутые повороты входит легко.
Теперь, проверив развал-схождение, приступаем к самой ответственной части работ — замене стоек. Здесь важно запомнить одно простое правило: заменять стойки нужно только парой. Если сэкономить на этом деле и поменять только одну, то нарушатся баланс, высота, появится серьезный сбой, который негативно отразится на ходовой.
Характеристики и составляющие передней подвески на ВАЗ 2108
Для того чтобы заменить стойки, придется вооружиться гаечными ключами и пружинными стяжками. Теперь сам процесс работы. Откручиваем два болта, которые расположены в нижней части рычага, и одну гайку. Она находится выше, там, где шток. После этого можно снимать амортизатор. Следующим этапом демонтируем внутреннюю трубку. При помощи стяжек охватываем пружину и снимаем.
Ремонт передней подвески — более трудоемкий процесс, так как здесь есть пружины, которые усложняют работу. Чтобы справиться с пружинами, на них устанавливаем стяжки, сжимаем и поворачиваем при помощи гаечного ключа. Теперь пружину переставляем на заготовленную предварительно стойку и производим монтаж в обратном порядке.
Напоследок стоит разъяснить, почему амортизаторы ломаются. Во-первых, такое происходит из-за лихого стиля вождения по трудной дороге. Если вы частенько, установив скорость на максимальной отметке, гоняете по ямам и рытвинам, то не ждите, что амортизаторы спокойно воспримут такие нагрузки. При подобном вождении они первые выходят из строя.
Второй причиной поломок является интенсивная работа двигателя без прогрева в морозы. И, наконец, последнее, это проставки, которые, с одной стороны, делают подвеску эффективней, но с другой — быстрее выводят из строя ее составные элементы.
Обнаружив неисправности передней подвески, нужно не затягивать с ремонтом. Помните: от ходовой части автомобиля зависит не только ваша безопасность, но безопасность ваших пассажиров.
Особенности устройства передней подвески
Она независимая, телескопическая, типа Макферсон, с амортизационными стойками, состоящими из гидравлических амортизаторов и пружин. Подвеска дополняется стабилизатором поперечной устойчивости. В отличие от задней подвески, передняя устроена куда сложнее. Объясняется это тем, что автомобиль имеет передний привод, однако деталей и узлов совсем немного. Помимо амортизационных стоек и стабилизатора, это растяжки и поворотный кулак, а также рычаги креплений к кузову и к трансмиссии.
Ходовая часть ВАЗ 2108 идентична многим переднеприводными автомобилям бюджетного класса. Главный элемент передней подвески – это стойка с амортизатором гидравлического типа и витой металлической пружиной. Вверху устанавливается в стакан кузова опорный подшипник, который сглаживает вибрации и не допускает качения стойки. Также он обеспечивает синхронный разворот стойки вместе с передними колесами во время выполнения различных маневров.
Поворотный кулак дополняется шаровой опорой, которая обеспечивает связь с нижними рычагами подвески. Растяжка с сайлентблоками служит для компенсации усилий. В поворотный кулак устанавливается ступица колеса на двухрядном подшипнике, а для закрепления ступицы используется один болт. Стабилизатор связан с рычагами тоже с помощью сайлентблоков.
Выбор подвески
Главное правило при подборе любых запчастей – качество и надёжность. Подвеска выполняет важные функции, и от выбора запчастей зависит не только комфорт, но и управляемость автомобиля. Правильно подобранная, она должна одинаково хорошо выполнять свое предназначение в любых условиях и на любом дорожном покрытии. В конце концов, подвеска влияет на безопасность.
Автомобиль ВАЗ 2108 имеет сравнительно небольшой вес, а потому (если не планируются заезды на треке) не стоит выбирать слишком жёсткую подвеску. Оптимальным решением в качестве альтернативы штатной можно назвать ВАЗ-KW и некоторые похожие по настройкам. Главное их преимущество – в возможности одинаково хорошо сглаживать колебания и вибрацию кузова на любой скорости. Кроме того, узлы и детали отличаются надёжностью и высокими эксплуатационными характеристиками.
При выборе подвески следует учитывать следующие нюансы.
- Для более плавного хода следует брать мягкую. Детали должны быть идентичны заводским, чтобы не мешать другим узлам автомобиля. При выполнении поворотов автомобиль не должен крениться, а при прохождении неровностей сглаживать их и возвращать автомобиль в начальное положение.
- Колебания колёс и кузова, а также вибрации должны сильно снижаться.
- Усилие от ведущих колёс на раму – быть правильным и равномерным.
- Общий вес подвески не слишком большой, чтобы на кузов не передавалась лишняя нагрузка.
- Детали должны иметь хороший запас прочности, так они прослужат гораздо больше.
Кроме того, подвеску нужно выбирать с учётом эксплуатации автомобиля. Для любителей размеренного передвижения и спокойной езды нужен один тип. Для приверженцев агрессивного стиля вождения подойдёт другой.
Сложности замены подвески
В целом это не считается сложным процессом. Автолюбителям не придётся заниматься изготовлением самодельных узлов. Детали для тюнинга есть в магазинах в огромном количестве.
Выбирая подвеску, следует учитывать и такой важный фактор, как стоимость. Установка независимого узла обойдется минимум в два раза дороже, чем стандартного. Однако заплатив больше, можно получить повышение управляемости и устойчивости автомобиля. Одним из универсальных решений может стать полузависимая ходовая часть, которая по своим характеристикам имеет сходства с независимой, но во многом превосходит штатную.
Для агрессивного вождения и большой скорости не стоит устанавливать слишком мягкую подвеску. В противном случае на крутых виражах автомобиль будет сильно крениться и терять управляемость, в конечном итоге это может привести к серьезному ДТП. Если предполагается серьезный тюнинг, придется заменить практически все штатные детали.
Начинать стоит с замены стабилизаторов: штатные не справятся с нагрузкой, поэтому лучше приобрести стабилизатор от ВАЗ 2110. При этом следует учитывать, что придется вместе с ними менять и амортизационные стойки. Амортизаторы тоже лучше поменять, для эффективной работы рекомендуется использовать газовые. Для большей устойчивости не помешает и распорка под капотом между передними стойками.
Даже такой минимальный набор модернизации даст положительный эффект: увеличится жёсткость, а управляемость заметно повысится. Машина будет лучше держать дорогу в поворотах, уменьшится крен даже на большой скорости. Для дальнейшего тюнинга понадобится установить более жёсткие пружины, это также положительно скажется на управляемости, к тому же несколько увеличится дорожный просвет. Для снижения клиренса придется дополнительно покупать укороченные амортизаторы. Резать пружины на несколько витков для занижения крайне не рекомендуется, т. к. последствия могут быть непредсказуемы. Даже при заводских укороченных пружинах нужно понимать, что подвеска будет работать несколько хуже.
Разборка и сборка узлов подвески ВАЗ-2108
Разборка и сборка телескопической стойки
Нанесите метки взаимного расположения на головке регулировочного болта 11 (см. рис. 1) и на кронштейне стойки, чтобы при сборке совместить метки для приближенного сохранения развала передних колес
Рис. 1. Передняя подвеска в сборе
Затем отверните болты крепления поворотного кулака 13 к кронштейну стойки и снимите поворотный кулак в сборе со ступицей.
Без необходимости не выпрессовывайте ступицу колеса из подшипников, при ее выпрессовке возможно повреждение подшипника.
При повреждении ступицы колеса или самого подшипника выпрессуйте ступицу и подшипник, используя пресс и оправки 67.7853.9583 и 67.7853.9587.
Рис. 2. Поворотный кулак и детали ступицы переднего колеса
При выпрессовке ступицы возможна разборка подшипника и наружная половина внутреннего кольца может остаться на ступице.
В этом случае его необходимо снять универсальным съемником. Для этого в ступице имеются две специальные выемки.
Затем снимите стопорные кольца 7 (рис.2) и оправкой 67.7853.9587 выпрессуйте подшипник из поворотного кулака.
При повреждении посадочного диаметра ступицы замените ее.
Порядок установки нового подшипника следующий:
Рис. 3. Запрессовка подшипника в поворотный кулак: 1 – поворотный кулак; 2 – подшипник; 3 – оправка
– установите наружное стопорное кольцо 7 (см. рис.2) в поворотный кулак 1 и запрессуйте подшипник 3.
При этом следите, чтобы оправка 3 (рис.3) давила только на наружное кольцо подшипника, иначе возможно его повреждение;
Рис. 4. Запрессовка ступицы колеса: 1 – оправка; 2 – поворотный кулак; 3 – ступица
– установите внутреннее стопорное кольцо и приступите к запрессовке ступицы оправкой 67.7853.9530. При ее запрессовке оправка 1 (рис. 4) обязательно должна опираться на внутреннее кольцо подшипника.
После установки поворотного кулака в сборе со ступицей на автомобиль установите новую или бывшую в употреблении, но на другом автомобиле, гайку и затяните ее моментом 225,6–247 Н·м (23–25 кгс·м) и застопорите.
Отверните болты крепления защитного кожуха 14 (см. рис. 1) тормозного диска и снимите его.
Рис. 5. Разборка стойки передней подвески: 1 – приспособление 67.7823.9545; 2 – телескопическая стойка; 3 – пружина
Рис. 6. Элементы передней подвески: 1 – защитный колпак; 2 – ограничитель хода сжатия опоры; 3-верхняя опора стойки; 4 – подшипник верхней опоры; 5 – верхняя чашка пружины; 6 – пружина передней подвески; 7 – регулировочный болт; 8 – эксцентриковая шайба; 9 – защитный кожух; 10 – буфер хода сжатия
Установите стойку подвески в приспособление 67.7823.9545 (рис. 5), сожмите пружину стойки подвески.
Удерживая шток ключом 67.7812.9535, отверните гайку на штоке, используя ключ 67.7812.9533.
Снимите ограничитель 2 (рис. 6), верхнюю опору 3 в сборе с подшипником.
Разгрузив пружину 6, снимите ее и верхнюю опорную чашку 5, а затем буфер 10 хода сжатия с кожухом 9.
Перед дальнейшей разборкой стойки проверьте ее состояние. При вертикальном положении стойки (штоком вверх) выполните несколько полных ходов растяжение-сжатие, после чего шток должен перемещаться без провалов и заеданий и не должно быть стуков и посторонних шумов.
Не допускается также подтекание жидкости, деформация и разрушение корпуса стойки, опорной чашки, кронштейнов и поворотного рычага стойки.
Незначительное отпотевание в верхней части корпуса стойки не является признаком неисправности и не служит причиной замены или ремонта стойки подвески.
Более точную оценку работоспособности стойки проводите на динамометрическом стенде по снятой диаграмме, как указано выше.
Рис. 7. Снятие опоры ограничителя хода сжатия: 1 – оправка; 2 – опора ограничителя хода сжатия; 3 – кронштейн стойки
При необходимости ремонта стойки зажмите ее кронштейн в тисках так, чтобы его щеки были перпендикулярны губкам тисков (рис. 7). При таком креплении исключается возможность деформации стойки.
Разберите стойку, используя комплект инструмента 67.7824.9518, в следующем порядке:
– снимите опору 2 (см. рис. 7) буфера хода сжатия, для чего легкими ударами молотка по плоской выколотке обстукивайте опору снизу вверх и по кругу;
Рис. 8. Отвертывание гайки корпуса стойки: 1 – ключ 67.7811.9510; 2 – гайка
– отверните ключом 67.7811.9510 (рис. 8) гайку корпуса, выньте из корпуса стойки рабочий цилиндр в сборе со штоком и его деталями;
Рис. 9. Телескопическая стойка
– снимите со штока защитное кольцо 23 (см. рис. 9), прокладку 22, обойму 21 в сборе с сальником 20;
– нажав на тарелку клапана сжатия, слейте жидкость из цилиндра, для чего неоднократно перемещайте шток на величину его полного хода, без удара в клапан сжатия, чтобы не деформировать его обойму;
– установив клапан сжатия в оправку из комплекта 67.7824.9518, зажмите ее в тисках и слегка покачайте рукой цилиндр до разъединения клапана сжатия с цилиндром;
– подав вниз шток, выньте через нижнее отверстие цилиндра поршень в сборе со штоком; при этом следите, чтобы не повредилось фторопластовое покрытие направляющей втулки;
– зажмите шток в тисках за лыски на его хвостовике и отверните гайку 7 (см. рис. 9) клапана отдачи, после чего снимите со штока детали клапана отдачи, поршень 12 и детали перепускного клапана;
– освободив корпус стойки от тисков, слейте из него жидкость;
Рис. 10. Снятие направляющей втулки штока: 1 – направляющая втулка; 2 – цилиндр
– осторожно медным молотком или специальной выколоткой выбейте направляющую втулку (рис. 10) из рабочего цилиндра; при этом следите, чтобы на цилиндре не возникли забоины;
– выньте из цилиндра пружину 16 (см. рис. 9) и плунжер 15 гидравлического буфера;
– разберите клапан сжатия, для чего снимите обойму 6, а затем последовательно выньте из корпуса пружину 5, тарелку 4 и диски 2 и 3 клапана.
Сборка
Сборку стойки передней подвески проводите в последовательности, обратной разборке с учетом следующего:
– обеспечьте чистоту рабочего места и всех деталей стойки;
– убедитесь, что в жидкости нет посторонних примесей, при необходимости профильтруйте ее;
– убедитесь, что резьба гайки клапана отдачи не повреждена при ее отвертывании раскерненным штоком;
– осмотрите шток в месте кернения; если деформация резьбы велика и не позволяет навернуть гайку клапана отдачи без повреждения ее резьбы, осадите резьбу штока в месте кернения;
– дроссельный диск клапана отдачи передней стойки имеет три паза по наружному диаметру, а дроссельный диск заднего амортизатора — четыре; – дроссельный диск клапана сжатия стойки передней подвески имеет три паза по внутреннему диаметру, а дроссельный диск заднего амортизатора — два;
– гайку клапана отдачи затягивайте моментом 12,7–17,5 Н м (1,3–1,8 кгс ·м), после чего законтрите ее, раскернив резьбовой конец штока в недеформированных ранее местах; момент отворачивания гайки после раскернивания должен быть не менее 19,6 Нм (2 кгс ·м);
– сальник и уплотнительное кольцо корпуса стойки при ремонте рекомендуется заменять новыми;
– рабочую поверхность сальника (между уплотнительными кромками) наполните смазкой ШРУС-4 в количестве 0,3–0,4 г;
– в корпус стойки и в цилиндр залейте (320±5) см 3 жидкости для амортизаторов, в задний амортизатор – (250±5) см 3 ;
– гайку корпуса стойки затягивайте при полностью выдвинутом штоке ключом 67.7811.9510/ 11, момент затяжки 117–147 Нм (12–15 кгс ·м) (у заднего амортизатора момент затяжки 69–88 Нм (7–9 кгс ·м);
– после затяжки гайки зачеканьте корпус стойки. Момент отворачивания гайки после зачеканки должен быть не менее 294 Нм (30 кгс ·м);
– после сборки клапана сжатия убедитесь в наличии свободного хода тарелки и дисков клапана;
– клапан сжатия запрессовывайте в цилиндр специальной оправкой из комплекта 67.7824.9518, после чего еще раз убедитесь в наличии свободного хода тарелки и дисков;
– для установки и запрессовки направляющей втулки штока в цилиндр используйте специальную оправку из комплекта 67.7824.9518; – на подвеске устанавливайте пружины одного класса.
Пружины по длине под контрольной нагрузкой делятся на два класса: А и В. Пружины класса А маркируются желтой (белой)* краской на внешней стороне средних витков, а класса В — зеленой (голубой)* В исключительных случаях, если на передней подвеске установлены пружины класса А, а для задней подвески пружин этого класса нет, допускается установка на задней подвеске пружин класса В. Но если на передней подвеске установлены пружины класса В, то на задней подвеске устанавливайте пружины только класса В.
Разборка и сборка рычага подвески, растяжки и кронштейна
Отметив количество установленных на концах растяжки регулировочных шайб 23 (см. рис. 1), отверните гайки и отсоедините растяжки от рычагов 22 подвески и от кронштейнов 30.
Рис. 12. Выпрессовка резинометаллических шарниров из рычага подвески и кронштейна крепления растяжки: 1 – втулка; 2 – рычаг подвески; 3 – резинометаллический шарнир; 4 – оправка; 5 – приспособление 67.7823.9540; 6 – кронштейн крепления растяжки; 7 – резинометаллический шарнир; 8 – оправка
При износе, повреждении или разрушении резинометаллических шарниров рычага и растяжки — выпрессуйте их.
Для выпрессовки и запрессовки шарнира растяжки используйте специальное приспособление.
Шарнир рычага и передний шарнир растяжки выпрессовывайте и запрессовывайте приспособлениями 67.7823.9535 и 67.7823.9540 (рис. 12 и 13).
Рис. 13. Запрессовка резинометаллических шарниров рычага подвески и кронштейна крепления растяжки: 1 – оправка; 2 – резинометаллический шарнир; 3 – направляющая втулка; 4 – рычаг подвески; 5 – опорная втулка; 6 – оправка; 7 – резинометаллический шарнир; 8 – кронштейн крепления растяжки; 9 – опорная втулка; А — поверхность с маркировкой шарнира
Перед запрессовкой резинометаллических шарниров и резиновых втулок обильно смажьте мыльным раствором 30–35% или маслом ИГП-30 гнезда шарниров и их наружную поверхность.
Соблюдайте меры предосторожности, исключающие повреждение шарниров при запрессовке (появлении задиров, трещин или разрывов резины).
После запрессовки шарниры должны быть симметричны расположены в своих гнездах и не иметь втянутых в гнезда или выпученных из него мест.
После запрессовки шарниров и до начала эксплуатации автомобиля, необходимо дать выдержку по времени не менее 24 ч.
При запрессовке переднего шарнира растяжки в кронштейн устанавливайте его маркированной частью наружу.
Маркировка наносится на поверхности «А» (см. рис. 13) упорного бурта шарнира меньшего диаметра.
Рис. 14. Сборка рычага подвески с растяжкой: 1 – растяжка; 2 – рычаг подвески; А — расстояние между осью рычага и центром растяжки
При сборке рычага с растяжкой установите на место снятые регулировочные шайбы так, чтобы фаски на них были обращены в сторону упорного торца растяжки.
Прежде чем затягивать гайку растяжки, установите рычаг и растяжку на специальное приспособление, обеспечивающее расстояние А (рис. 14) между осью рычага и центром растяжки, равное 10 мм, и зафиксируйте растяжку.
В этом положении затяните гайку крепления растяжки моментом 160–176,4 Н·м (16,3–18 кгс·м).
Затем снимите с приспособления рычаг в сборе и установите на другом конце растяжки регулировочные шайбы, соблюдая правила их установки.
После чего закрепите гайкой кронштейн, затягивая ее лишь до выбора зазора в сочленении.
Окончательную затяжку гайки проводите на автомобиле.
При установке защитных чехлов шаровых опор заложите в каждый чехол 6 г смазки ШРБ-4.
Разборка и сборка верхней опоры стойки подвески
При износе, повреждении, появлении коррозии на подшипнике верхней опоры телескопической стойки его следует заменить. Для этого специальной оправкой развальцуйте корпус опоры, а затем оправкой 67.7853.9588 выпрессуйте подшипник из корпуса опоры под прессом, используя подставку 67.7822.9530.
Рис. 15. Обжим корпуса опоры: 1 – оправка; 2 – верхняя опора; 3 – упор
Прежде чем запрессовывать новый подшипник убедитесь, что в гнезде подшипника нет заусениц и задиров. Обнаруженные неровности устраните мелкозернистой шлифовальной шкуркой.
Используя оправку 67.7853.9588, запрессуйте подшипник в корпус опоры, после чего обожмите на прессе корпус опоры в четырех равнорасположенных местах, ранее не деформированных, используя для этого специальную оправку (рис. 15).
После обжатия корпуса опоры подшипник не должен перемещаться в осевом направлении.
Усилие вырыва наружной обоймы должно быть не менее 5880 Н (600 кгс).
При возникновении необходимости замены болта крепления верхней опоры к кузову выпрессуйте его.
После запрессовки нового болта для обеспечения надежной фиксации произведите подварку его головки в одной точке электродуговой сваркой.
При этом избегайте перегрева опоры, а также попадания на нее брызг металла и шлака.
Выпрессовку изношенных, поврежденных или разрушенных резинометаллических шарниров стоек стабилизатора проводите на прессе специальными оправками.
При сборке стабилизатора поперечной устойчивости установите кронштейны его подушек на расстоянии 350 мм от средней линии штанги.
Проверка технического состояния
Телескопическая стойка
Промойте керосином все детали и просушите.
Внимательно проверьте соответствие деталей следующим требованиям:
– диски клапанов сжатия и отдачи, а также тарелка перепускного клапана не должны быть деформированы; неплоскостность тарелки перепускного клапана допускается не более 0,05;
– рабочие поверхности поршня, поршневого кольца, направляющей втулки, штока, цилиндра, плунжера буфера отдачи и деталей клапанов должны быть без задиров, вмятин и следов износа, могущих повлиять на нормальную работу стойки;
– рабочие кромки сальника должны быть без повреждений или износа;
– не допускаются риски, задиры и отслоения фторопластового слоя у направляющей втулки штока;
– пружины клапанов отдачи и сжатия, а также плунжера буфера отдачи должны быть целы и достаточно упруги;
– внутренняя поверхность корпуса стойки должна быть чистой, без рисок и повреждений, резьба должна быть в хорошем состоянии; проверьте герметичность корпуса стойки воздухом под давлением 0,3 МПа (3 кгс/см 2 ); утечка воздуха недопустима;
– корпус стойки, кронштейн, чашка пружины и поворотный рычаг не должны иметь деформаций и разрушений;
– буфер хода сжатия и защитный кожух не должны иметь повреждений и разрушений. Сварочные работы на стойке не допускаются, так как это может повлиять на изменение углов установки колес и на работоспособность стойки.
Рычаги подвески
Деформация рычагов подвески определяется приспособлением 67.7851.9508.
Рычаг подвески в сборе с шаровым шарниром устанавливается так, чтобы оправка для центрирования сочленялась с конусом пальца шарового шарнира рычага, а установочные пальцы приспособления заходили в среднее и крайнее отверстия рычага.
Признаком деформации является невозможность введения без усилия установочных пальцев рычага или плохое сочленение оправки по конусу пальца шарнира.
Шаровые шарниры
Убедитесь в сохранности защитных чехлов шарниров.
Разрывы, отслоения резины от металлической арматуры, следы утечки смазки через чехол недопустимы.
Допускается незначительное выдавливание смазки через литниковое отверстие в корпусе шарового шарнира, расположенное в верхней части корпуса.
Проверьте, нет ли износа рабочих поверхностей шаровых шарниров, поворачивая вручную шаровой палец. Значительный (свыше 0,7 мм) свободный ход пальца или его заедание недопустимы.
Рис. 16. Проверка шарового шарнира на приспособлении 02.8701.9502: 1 – шаровой шарнир; 2 – индикатор; 3 – динамометрический ключ; 4 – приспособление 02.8701.9502; А — схема проверки радиального зазора; В — схема проверки осевого зазора
Точная проверка состояния шарового шарнира по величине радиального и осевого зазора проводится на приспособлении 02.8701.9502. Для этого установите шаровой шарнир 1 (рис. 17) в гнездо приспособления и зажмите его винтом.
Установите в кронштейн приспособления индикатор 2 так, чтобы его ножка упиралась в боковую поверхность корпуса шарнира, а стрелка индикатора стояла на нуле.
Установите динамометрический ключ 3 в верхнее гнездо приспособления и, приложив к нему момент 196 Н ·м (20 кгс ·м) попеременно в обе стороны, определите по индикатору суммарный радиальный зазор в шаровом шарнире. Если он превышает 0,7 мм шарнир замените новым.
Аналогично проверяйте осевой зазор в шаровом шарнире, предварительно изменив его крепление в приспособлении, как указано на рис. 16.
Осевой зазор в шарнире допускается не более 0,7 мм.
Стабилизатор поперечной устойчивости
Проверьте, не деформирована ли штанга и находятся ли ее концы в одной плоскости; если деформация незначительна, то выправьте штангу, при значительной деформации штангу замените.
Проверьте состояние и сохранность подушек в кронштейнах штанги. При износе или повреждении подушек замените их.
Проверьте калибром деформацию стоек стабилизатора; если пальцы калибра не заходят в отверстия стойки, замените ее.
Пружины подвески
Тщательно осмотрите пружины. Если будут обнаружены трещины или деформация витков, замените пружину новой.
Рис. 17. Параметры для проверки пружины передней подвески: Н — длина пружины под нагрузкой
Для проверки пружины трехкратно прожмите ее до соприкосновения витков. Затем приложите к пружине нагрузку 3188 Н (325 кгс).
Длина пружины «Н» (рис. 17) под указанной нагрузкой должна быть не менее 201 (182)* мм.
Сжатие пружины проводите по оси пружины; опорные поверхности должны соответствовать поверхностям опорных чашек на телескопической стойке.
Если пружина с желтой маркировкой (класс А) имеет длину менее 207 (188)* мм, смените ее маркировку на зеленую (класс В).
Деформация растяжек определяется приспособлением 67.7851.9509. При незначительной деформации растяжку выправьте на прессе, при невозможности правки, замените растяжку новой.
Резинометаллические шарниры
Признаки, по которым определяется необходимость замены шарниров, описаны выше.
Верхняя опора телескопической стойки
Рис. 18. Проверка упругой деформации (осадки) верхней опоры: А — контрольный размер
Проверьте упругую характеристику (осадку) верхней опоры, приложив нагрузку в 6860 Н (700 кгс) на подшипник (рис. 18) опоры и замерив расстояние «А» от торца подшипника до торца наружного корпуса опоры.
Это расстояние не должно превышать 29 мм. В противном случае замените опору новой.
Убедитесь, что подшипник не имеет осевого перемещения в корпусе опоры.
Не допускается коррозия, повреждение или заедание подшипника вследствие износа. В этих случаях замените подшипник новым.
Проверьте состояние корпуса опоры. Не допускается отслоения резины, порывы, трещины опоры.
Передняя подвеска на ваз 2108 – устройство, ремонт
Схема
Представленная ниже схема позволит вам определить, на какие компоненты делится узел и что он собой представляет в сборе. Таблица поможет разобраться, где какой элемент подвески располагается.
Разборка и сборка узлов подвески ВАЗ-2108
Разборка и сборка телескопической стойки
Нанесите метки взаимного расположения на головке регулировочного болта 11 (см. рис. 1) и на кронштейне стойки, чтобы при сборке совместить метки для приближенного сохранения развала передних колес
Рис. 1. Передняя подвеска в сборе
Затем отверните болты крепления поворотного кулака 13 к кронштейну стойки и снимите поворотный кулак в сборе со ступицей.
Без необходимости не выпрессовывайте ступицу колеса из подшипников, при ее выпрессовке возможно повреждение подшипника.
При повреждении ступицы колеса или самого подшипника выпрессуйте ступицу и подшипник, используя пресс и оправки 67.7853.9583 и 67.7853.9587.
Рис. 2. Поворотный кулак и детали ступицы переднего колеса
При выпрессовке ступицы возможна разборка подшипника и наружная половина внутреннего кольца может остаться на ступице.
В этом случае его необходимо снять универсальным съемником. Для этого в ступице имеются две специальные выемки.
Затем снимите стопорные кольца 7 (рис.2) и оправкой 67.7853.9587 выпрессуйте подшипник из поворотного кулака.
При повреждении посадочного диаметра ступицы замените ее.
Порядок установки нового подшипника следующий:
Рис. 3. Запрессовка подшипника в поворотный кулак: 1 – поворотный кулак; 2 – подшипник; 3 – оправка
– установите наружное стопорное кольцо 7 (см. рис.2) в поворотный кулак 1 и запрессуйте подшипник 3.
При этом следите, чтобы оправка 3 (рис.3) давила только на наружное кольцо подшипника, иначе возможно его повреждение;
Рис. 4. Запрессовка ступицы колеса: 1 – оправка; 2 – поворотный кулак; 3 – ступица
– установите внутреннее стопорное кольцо и приступите к запрессовке ступицы оправкой 67.7853.9530. При ее запрессовке оправка 1 (рис. 4) обязательно должна опираться на внутреннее кольцо подшипника.
После установки поворотного кулака в сборе со ступицей на автомобиль установите новую или бывшую в употреблении, но на другом автомобиле, гайку и затяните ее моментом 225,6–247 Н·м (23–25 кгс·м) и застопорите.
Отверните болты крепления защитного кожуха 14 (см. рис. 1) тормозного диска и снимите его.
Рис. 5. Разборка стойки передней подвески: 1 – приспособление 67.7823.9545; 2 – телескопическая стойка; 3 – пружина
Рис. 6. Элементы передней подвески: 1 – защитный колпак; 2 – ограничитель хода сжатия опоры; 3-верхняя опора стойки; 4 – подшипник верхней опоры; 5 – верхняя чашка пружины; 6 – пружина передней подвески; 7 – регулировочный болт; 8 – эксцентриковая шайба; 9 – защитный кожух; 10 – буфер хода сжатия
Установите стойку подвески в приспособление 67.7823.9545 (рис. 5), сожмите пружину стойки подвески.
Удерживая шток ключом 67.7812.9535, отверните гайку на штоке, используя ключ 67.7812.9533.
Снимите ограничитель 2 (рис. 6), верхнюю опору 3 в сборе с подшипником.
Разгрузив пружину 6, снимите ее и верхнюю опорную чашку 5, а затем буфер 10 хода сжатия с кожухом 9.
Перед дальнейшей разборкой стойки проверьте ее состояние. При вертикальном положении стойки (штоком вверх) выполните несколько полных ходов растяжение-сжатие, после чего шток должен перемещаться без провалов и заеданий и не должно быть стуков и посторонних шумов.
Не допускается также подтекание жидкости, деформация и разрушение корпуса стойки, опорной чашки, кронштейнов и поворотного рычага стойки.
Незначительное отпотевание в верхней части корпуса стойки не является признаком неисправности и не служит причиной замены или ремонта стойки подвески.
Более точную оценку работоспособности стойки проводите на динамометрическом стенде по снятой диаграмме, как указано выше.
Рис. 7. Снятие опоры ограничителя хода сжатия: 1 – оправка; 2 – опора ограничителя хода сжатия; 3 – кронштейн стойки
При необходимости ремонта стойки зажмите ее кронштейн в тисках так, чтобы его щеки были перпендикулярны губкам тисков (рис. 7). При таком креплении исключается возможность деформации стойки.
Разберите стойку, используя комплект инструмента 67.7824.9518, в следующем порядке:
– снимите опору 2 (см. рис. 7) буфера хода сжатия, для чего легкими ударами молотка по плоской выколотке обстукивайте опору снизу вверх и по кругу;
Рис. 8. Отвертывание гайки корпуса стойки: 1 – ключ 67.7811.9510; 2 – гайка
– отверните ключом 67.7811.9510 (рис. 8) гайку корпуса, выньте из корпуса стойки рабочий цилиндр в сборе со штоком и его деталями;
Рис. 9. Телескопическая стойка
– снимите со штока защитное кольцо 23 (см. рис. 9), прокладку 22, обойму 21 в сборе с сальником 20;
– нажав на тарелку клапана сжатия, слейте жидкость из цилиндра, для чего неоднократно перемещайте шток на величину его полного хода, без удара в клапан сжатия, чтобы не деформировать его обойму;
– установив клапан сжатия в оправку из комплекта 67.7824.9518, зажмите ее в тисках и слегка покачайте рукой цилиндр до разъединения клапана сжатия с цилиндром;
– подав вниз шток, выньте через нижнее отверстие цилиндра поршень в сборе со штоком; при этом следите, чтобы не повредилось фторопластовое покрытие направляющей втулки;
– зажмите шток в тисках за лыски на его хвостовике и отверните гайку 7 (см. рис. 9) клапана отдачи, после чего снимите со штока детали клапана отдачи, поршень 12 и детали перепускного клапана;
– освободив корпус стойки от тисков, слейте из него жидкость;
Рис. 10. Снятие направляющей втулки штока: 1 – направляющая втулка; 2 – цилиндр
– осторожно медным молотком или специальной выколоткой выбейте направляющую втулку (рис. 10) из рабочего цилиндра; при этом следите, чтобы на цилиндре не возникли забоины;
– выньте из цилиндра пружину 16 (см. рис. 9) и плунжер 15 гидравлического буфера;
– разберите клапан сжатия, для чего снимите обойму 6, а затем последовательно выньте из корпуса пружину 5, тарелку 4 и диски 2 и 3 клапана.
Сборка
Сборку стойки передней подвески проводите в последовательности, обратной разборке с учетом следующего:
– обеспечьте чистоту рабочего места и всех деталей стойки;
– убедитесь, что в жидкости нет посторонних примесей, при необходимости профильтруйте ее;
– убедитесь, что резьба гайки клапана отдачи не повреждена при ее отвертывании раскерненным штоком;
– осмотрите шток в месте кернения; если деформация резьбы велика и не позволяет навернуть гайку клапана отдачи без повреждения ее резьбы, осадите резьбу штока в месте кернения;
– дроссельный диск клапана отдачи передней стойки имеет три паза по наружному диаметру, а дроссельный диск заднего амортизатора — четыре; – дроссельный диск клапана сжатия стойки передней подвески имеет три паза по внутреннему диаметру, а дроссельный диск заднего амортизатора — два;
– гайку клапана отдачи затягивайте моментом 12,7–17,5 Н м (1,3–1,8 кгс ·м), после чего законтрите ее, раскернив резьбовой конец штока в недеформированных ранее местах; момент отворачивания гайки после раскернивания должен быть не менее 19,6 Нм (2 кгс ·м);
– сальник и уплотнительное кольцо корпуса стойки при ремонте рекомендуется заменять новыми;
– рабочую поверхность сальника (между уплотнительными кромками) наполните смазкой ШРУС-4 в количестве 0,3–0,4 г;
– в корпус стойки и в цилиндр залейте (320±5) см 3 жидкости для амортизаторов, в задний амортизатор – (250±5) см 3 ;
– гайку корпуса стойки затягивайте при полностью выдвинутом штоке ключом 67.7811.9510/ 11, момент затяжки 117–147 Нм (12–15 кгс ·м) (у заднего амортизатора момент затяжки 69–88 Нм (7–9 кгс ·м);
– после затяжки гайки зачеканьте корпус стойки. Момент отворачивания гайки после зачеканки должен быть не менее 294 Нм (30 кгс ·м);
– после сборки клапана сжатия убедитесь в наличии свободного хода тарелки и дисков клапана;
– клапан сжатия запрессовывайте в цилиндр специальной оправкой из комплекта 67.7824.9518, после чего еще раз убедитесь в наличии свободного хода тарелки и дисков;
– для установки и запрессовки направляющей втулки штока в цилиндр используйте специальную оправку из комплекта 67.7824.9518; – на подвеске устанавливайте пружины одного класса.
Пружины по длине под контрольной нагрузкой делятся на два класса: А и В. Пружины класса А маркируются желтой (белой)* краской на внешней стороне средних витков, а класса В — зеленой (голубой)* В исключительных случаях, если на передней подвеске установлены пружины класса А, а для задней подвески пружин этого класса нет, допускается установка на задней подвеске пружин класса В. Но если на передней подвеске установлены пружины класса В, то на задней подвеске устанавливайте пружины только класса В.
Разборка и сборка рычага подвески, растяжки и кронштейна
Отметив количество установленных на концах растяжки регулировочных шайб 23 (см. рис. 1), отверните гайки и отсоедините растяжки от рычагов 22 подвески и от кронштейнов 30.
Рис. 12. Выпрессовка резинометаллических шарниров из рычага подвески и кронштейна крепления растяжки: 1 – втулка; 2 – рычаг подвески; 3 – резинометаллический шарнир; 4 – оправка; 5 – приспособление 67.7823.9540; 6 – кронштейн крепления растяжки; 7 – резинометаллический шарнир; 8 – оправка
При износе, повреждении или разрушении резинометаллических шарниров рычага и растяжки — выпрессуйте их.
Для выпрессовки и запрессовки шарнира растяжки используйте специальное приспособление.
Шарнир рычага и передний шарнир растяжки выпрессовывайте и запрессовывайте приспособлениями 67.7823.9535 и 67.7823.9540 (рис. 12 и 13).
Рис. 13. Запрессовка резинометаллических шарниров рычага подвески и кронштейна крепления растяжки: 1 – оправка; 2 – резинометаллический шарнир; 3 – направляющая втулка; 4 – рычаг подвески; 5 – опорная втулка; 6 – оправка; 7 – резинометаллический шарнир; 8 – кронштейн крепления растяжки; 9 – опорная втулка; А — поверхность с маркировкой шарнира
Перед запрессовкой резинометаллических шарниров и резиновых втулок обильно смажьте мыльным раствором 30–35% или маслом ИГП-30 гнезда шарниров и их наружную поверхность.
Соблюдайте меры предосторожности, исключающие повреждение шарниров при запрессовке (появлении задиров, трещин или разрывов резины).
После запрессовки шарниры должны быть симметричны расположены в своих гнездах и не иметь втянутых в гнезда или выпученных из него мест.
После запрессовки шарниров и до начала эксплуатации автомобиля, необходимо дать выдержку по времени не менее 24 ч.
При запрессовке переднего шарнира растяжки в кронштейн устанавливайте его маркированной частью наружу.
Маркировка наносится на поверхности “А” (см. рис. 13) упорного бурта шарнира меньшего диаметра.
Рис. 14. Сборка рычага подвески с растяжкой: 1 – растяжка; 2 – рычаг подвески; А — расстояние между осью рычага и центром растяжки
При сборке рычага с растяжкой установите на место снятые регулировочные шайбы так, чтобы фаски на них были обращены в сторону упорного торца растяжки.
Прежде чем затягивать гайку растяжки, установите рычаг и растяжку на специальное приспособление, обеспечивающее расстояние А (рис. 14) между осью рычага и центром растяжки, равное 10 мм, и зафиксируйте растяжку.
В этом положении затяните гайку крепления растяжки моментом 160–176,4 Н·м (16,3–18 кгс·м).
Затем снимите с приспособления рычаг в сборе и установите на другом конце растяжки регулировочные шайбы, соблюдая правила их установки.
После чего закрепите гайкой кронштейн, затягивая ее лишь до выбора зазора в сочленении.
Окончательную затяжку гайки проводите на автомобиле.
При установке защитных чехлов шаровых опор заложите в каждый чехол 6 г смазки ШРБ-4.
Разборка и сборка верхней опоры стойки подвески
При износе, повреждении, появлении коррозии на подшипнике верхней опоры телескопической стойки его следует заменить. Для этого специальной оправкой развальцуйте корпус опоры, а затем оправкой 67.7853.9588 выпрессуйте подшипник из корпуса опоры под прессом, используя подставку 67.7822.9530.
Рис. 15. Обжим корпуса опоры: 1 – оправка; 2 – верхняя опора; 3 – упор
Прежде чем запрессовывать новый подшипник убедитесь, что в гнезде подшипника нет заусениц и задиров. Обнаруженные неровности устраните мелкозернистой шлифовальной шкуркой.
Используя оправку 67.7853.9588, запрессуйте подшипник в корпус опоры, после чего обожмите на прессе корпус опоры в четырех равнорасположенных местах, ранее не деформированных, используя для этого специальную оправку (рис. 15).
После обжатия корпуса опоры подшипник не должен перемещаться в осевом направлении.
Усилие вырыва наружной обоймы должно быть не менее 5880 Н (600 кгс).
При возникновении необходимости замены болта крепления верхней опоры к кузову выпрессуйте его.
После запрессовки нового болта для обеспечения надежной фиксации произведите подварку его головки в одной точке электродуговой сваркой.
При этом избегайте перегрева опоры, а также попадания на нее брызг металла и шлака.
Выпрессовку изношенных, поврежденных или разрушенных резинометаллических шарниров стоек стабилизатора проводите на прессе специальными оправками.
При сборке стабилизатора поперечной устойчивости установите кронштейны его подушек на расстоянии 350 мм от средней линии штанги.
Проверка технического состояния
Телескопическая стойка
Промойте керосином все детали и просушите.
Внимательно проверьте соответствие деталей следующим требованиям:
– диски клапанов сжатия и отдачи, а также тарелка перепускного клапана не должны быть деформированы; неплоскостность тарелки перепускного клапана допускается не более 0,05;
– рабочие поверхности поршня, поршневого кольца, направляющей втулки, штока, цилиндра, плунжера буфера отдачи и деталей клапанов должны быть без задиров, вмятин и следов износа, могущих повлиять на нормальную работу стойки;
– рабочие кромки сальника должны быть без повреждений или износа;
– не допускаются риски, задиры и отслоения фторопластового слоя у направляющей втулки штока;
– пружины клапанов отдачи и сжатия, а также плунжера буфера отдачи должны быть целы и достаточно упруги;
– внутренняя поверхность корпуса стойки должна быть чистой, без рисок и повреждений, резьба должна быть в хорошем состоянии; проверьте герметичность корпуса стойки воздухом под давлением 0,3 МПа (3 кгс/см 2 ); утечка воздуха недопустима;
– корпус стойки, кронштейн, чашка пружины и поворотный рычаг не должны иметь деформаций и разрушений;
– буфер хода сжатия и защитный кожух не должны иметь повреждений и разрушений. Сварочные работы на стойке не допускаются, так как это может повлиять на изменение углов установки колес и на работоспособность стойки.
Рычаги подвески
Деформация рычагов подвески определяется приспособлением 67.7851.9508.
Рычаг подвески в сборе с шаровым шарниром устанавливается так, чтобы оправка для центрирования сочленялась с конусом пальца шарового шарнира рычага, а установочные пальцы приспособления заходили в среднее и крайнее отверстия рычага.
Признаком деформации является невозможность введения без усилия установочных пальцев рычага или плохое сочленение оправки по конусу пальца шарнира.
Шаровые шарниры
Убедитесь в сохранности защитных чехлов шарниров.
Разрывы, отслоения резины от металлической арматуры, следы утечки смазки через чехол недопустимы.
Допускается незначительное выдавливание смазки через литниковое отверстие в корпусе шарового шарнира, расположенное в верхней части корпуса.
Проверьте, нет ли износа рабочих поверхностей шаровых шарниров, поворачивая вручную шаровой палец. Значительный (свыше 0,7 мм) свободный ход пальца или его заедание недопустимы.
Рис. 16. Проверка шарового шарнира на приспособлении 02.8701.9502: 1 – шаровой шарнир; 2 – индикатор; 3 – динамометрический ключ; 4 – приспособление 02.8701.9502; А — схема проверки радиального зазора; В — схема проверки осевого зазора
Точная проверка состояния шарового шарнира по величине радиального и осевого зазора проводится на приспособлении 02.8701.9502. Для этого установите шаровой шарнир 1 (рис. 17) в гнездо приспособления и зажмите его винтом.
Установите в кронштейн приспособления индикатор 2 так, чтобы его ножка упиралась в боковую поверхность корпуса шарнира, а стрелка индикатора стояла на нуле.
Установите динамометрический ключ 3 в верхнее гнездо приспособления и, приложив к нему момент 196 Н ·м (20 кгс ·м) попеременно в обе стороны, определите по индикатору суммарный радиальный зазор в шаровом шарнире. Если он превышает 0,7 мм шарнир замените новым.
Аналогично проверяйте осевой зазор в шаровом шарнире, предварительно изменив его крепление в приспособлении, как указано на рис. 16.
Осевой зазор в шарнире допускается не более 0,7 мм.
Стабилизатор поперечной устойчивости
Проверьте, не деформирована ли штанга и находятся ли ее концы в одной плоскости; если деформация незначительна, то выправьте штангу, при значительной деформации штангу замените.
Проверьте состояние и сохранность подушек в кронштейнах штанги. При износе или повреждении подушек замените их.
Проверьте калибром деформацию стоек стабилизатора; если пальцы калибра не заходят в отверстия стойки, замените ее.
Пружины подвески
Тщательно осмотрите пружины. Если будут обнаружены трещины или деформация витков, замените пружину новой.
Рис. 17. Параметры для проверки пружины передней подвески: Н — длина пружины под нагрузкой
Для проверки пружины трехкратно прожмите ее до соприкосновения витков. Затем приложите к пружине нагрузку 3188 Н (325 кгс).
Длина пружины “Н” (рис. 17) под указанной нагрузкой должна быть не менее 201 (182)* мм.
Сжатие пружины проводите по оси пружины; опорные поверхности должны соответствовать поверхностям опорных чашек на телескопической стойке.
Если пружина с желтой маркировкой (класс А) имеет длину менее 207 (188)* мм, смените ее маркировку на зеленую (класс В).
Деформация растяжек определяется приспособлением 67.7851.9509. При незначительной деформации растяжку выправьте на прессе, при невозможности правки, замените растяжку новой.
Резинометаллические шарниры
Признаки, по которым определяется необходимость замены шарниров, описаны выше.
Верхняя опора телескопической стойки
Рис. 18. Проверка упругой деформации (осадки) верхней опоры: А — контрольный размер
Проверьте упругую характеристику (осадку) верхней опоры, приложив нагрузку в 6860 Н (700 кгс) на подшипник (рис. 18) опоры и замерив расстояние “А” от торца подшипника до торца наружного корпуса опоры.
Это расстояние не должно превышать 29 мм. В противном случае замените опору новой.
Убедитесь, что подшипник не имеет осевого перемещения в корпусе опоры.
Не допускается коррозия, повреждение или заедание подшипника вследствие износа. В этих случаях замените подшипник новым.
Проверьте состояние корпуса опоры. Не допускается отслоения резины, порывы, трещины опоры.
Улучшение подвески Ваз 2108-15
Для водителей есть 2 важнейших параметра в авто — управляемость и комфорт.
Разных людей укачивает по-разному — кого-то от плавной раскачки, кого-то от мелкой трясучки. Следите за своими ощущениями за рулем, недопустимо, чтобы Вам становилось плохо от вождения.
Автомобиль в идеале должен иметь абсолютно жесткий кузов, нулевые неподрессорные массы, равную развесовку и нейтральную поворачиваемость.
Неподрессорные массы — это все, что находится между кузовом и дорогой. Т.е. подвески, тормоза, баллоны. Их завышенный вес приводит к потере контакта с неровной дорогой на скорости, увеличивает износ, шумы и снижает комфорт. Любое снижение неподрессорных масс — наша задача. К сожалению, единственное, что мы можем реально сделать — поставить кованые легкие колеса и импортную резину (она обычно легче отечественной).
Развесовка — обычно подразумевается развесовка по осям — передней и задней. Для эталонной управляемости и возможности пережить прыжок на трамплине нам нужно, чтобы вес авто был равномерно распределен между осями. Например, у Ваз 2108 70% веса приходится на переднюю ось. Это означает, что если вы на ней прыгнете, то приземлитесь на передний бампер. Обычно с развесовкой начинают бороться только в автоспорте, где требуется идеальная управляемость. Я думаю вам это не нужно. Но если приперло, то начать надо с разгрузки передка: перенести в заднюю часть авто аккумулятор, заменить капот и крылья на карбоновые, либо углепластиковые (небюджетно). Наконец, можно догрузить задок — использовать груз. Но я бы не рекомендовал этого делать… В общем, с развесовкой, примем это как данность, нам не повезло. Зато тяжелый передок — это хорошо для разгона (на переднеприводном авто). Так что есть и плюсы.
Поворачиваемость — считается избыточной, если в повороте автомобиль реагирует на подачу газа уменьшением радиуса поворота (т.е. заносом задней оси). Считается недостаточной, если на подачу газа в повороте авто реагирует распрямлением траектории (сносом передней оси).
Здесь остановимся подробнее. Есть общее правило — “зажимаем” передок, получаем недостаточную поворачиваемость, “зажимаем” зад — получаем избыточную поворачиваемость. Крены при этом уменьшаются.
Физика процесса такова: при повороте нагружается подвеска с внешней стороны поворота. При этом поворачиваемость авто зависит от того, какое колесо больше нагружено — переднее (снос) или заднее (занос). Больше нагружается всегда более жесткая часть подвески, т.е. если жесткий перед, то самым нагруженным в повороте будет переднее наружнее колесо, если жесткий зад — заднее наружнее колесо. Правда это все верно в случае равной развесовки. У Вазов более нагружен передок (примерно 2/3 массы у хэтчбэков). Таким образом переднее колесо в повороте практически всегда будет нагружено больше заднего и для приближения к нейтральной поворачиваемость подвеску задка нужно “зажимать” очень сильно, чтобы как можно больше загрузить заднюю ось в повороте. В первую очередь это достигается жесткими пружинами, можно также использовать усилитель балки, либо отдельный задний стабилизатор поперечной устойчивости.
Основные железки, которыми мы можем менять настройки подвески — это пружины, амортизаторы, стабилизаторы поперечной устойчивости. Можно также упомянуть сайлент-блоки, т.к. они дают мешающую управляемости эластичность. Их можно заменить более жесткими полиуретановыми, либо стальными сферическими шарнирами ШС (шаровое соединение), исключающими люфт как таковой, но это уже небюджетно.
Полиуретановые сайлент-блоки — можно заказать по образцу “родных”, а в случае с Вазом, их можно найти готовые. Некачественные могут быстро раскрошиться, зато качественные практически не имеют недостатков.
Опоры стоек SS20 — на первый взгляд имеет одни плюсы, но многие их поставившие очень недовольны, так что я пока воздержусь советовать применять их. Пробуйте. В активе — тишина на ямах и невозможность разрушения на больших ямах, как это может быть со штатной опорой 2108. В пассиве — цена и надежность.
Амортизаторы — отвечают за непрерывность контакта шин с дорогой и являются демпфирующим элементом подвески, т.е. не дают неподрессорным массам раскачиваться на пружинах. Из всех составляющих подвески стоит обратить внимание на амортизаторы. Быстрый износ и низкое качество родных амортизаторов ВАЗ, будут камнем преткновения для эксплуатации автомобиля в суровых условиях. Одним из первых и существенных этапов в тюнинге подвески ВАЗ будет замена родных амортизаторов на более усовершенствованные.
На улучшение энергоемкости подвески ВАЗ будет влиять выбор амортизаторов. Среди отечественных и импортных производителей стоит остановиться на однотрубных газовых амортизаторах. При эксплуатации автомобиля в тяжелых условиях высокая энергоёмкость таких амортизаторов раскроет возможный потенциал ВАЗ . Если ездить по большим неровностям, то такие амортизаторы скроют сильные удары.
Ходовая часть и виды подвесок для автомобиля играю огромную роль в характеристиках авто, но не стоит забывать и о колесах.
Амортизаторы бывают гидравлическими (т.н. “масляные”, они устанавливаются штатно) и пневмогидравлическими (т.н. “газовые” — снабженные газовым подпором, который не дает маслу закипать/вспениваться при активной работе амортизатора и сохраняет его характеристики стабильными). Иногда упоминаются некие “газомасляные” амортизаторы, которые якобы мягче “газовых”. Это бред, таких не бывает. Газовый подпор также играет роль дополнительной пружины и несколько увеличивает жесткость подвески.
Пружины — важнейший элемент подвески. Регулирует жесткость подвески и дорожный просвет. Понятно, что чем ниже сидит машина, тем ниже у нее центр тяжести, что имеет для управляемости только одни сплошные плюсы.
Лучше всего, конечно, купить специальные “короткие” и жесткие пружины, благо выбор велик. На рынке существуют варианты занижения -30 -50 -70 -90 -120 (очень редко встречаются). Выбирать вам.
Бюджетный вариант — подрезать штатные пружины на 1,5-2 витка или более. В случае с опорами 2110 с плоской чашкой опоры требуется дополнительно закрепить переднюю пружину, приварив уголок. Задние пружины ставят необрезанным концом вниз. Задняя балка при этом требует подвязки, т.е. ограничителя хода чтобы пружина не сместилась при ходе отбоя. Обычно используют стальной трос, но некоторые деятели ездят так, не подвязывая.
Не совмещайте мягкие пружины с жесткими амортизаторами или наоборот. Мягкое к мягкому для комфорта и жесткое к жесткому для управляемости. В других сочетаниях получим либо “козление” (при жестких пружинах и мягких амортах), либо замедленную реакцию подвески и поперечные подбросы на ямах, пробои, как на мягкой подвеске (жеские аморты, мягкие пружины).
— это дополнительные пружины в подвеске, главная задача которых — уменьшение кренов. За счет работы на кручение они позволяют придать подвеске дополнительную жескость с сохранением мягкого демпфирования, т.е. можно использовать более мягкие пружины и амортизаторы и при этом не сделать машину слишком валкой в поворотах.
Увеличение жесткости переднего стабилизатора и использование усилителя задней балки влияет на управляемость так же, как пружины — чем жестче перед, тем больше снос переда, чем жестче зад, тем больше занос зада.
В случае с семейством “самара” можно использовать более жесткий стабилизатор от 2110. С другими моделями — тюнинговые стабилизаторы, которые стОят дороже.
Наша задача — добиться нейтральной поворачиваемости — чтобы авто в повороте реагировало на подачу/сброс газа сохранением стабильной траектории. Это невозможно, но можно к этому стремиться и уменьшить нестабильность в повороте, играя жесткостью передней и задней подвески. Плюс, уменьшая крены, мы повышаем максимальную скорость прохождения поворота и увеличиваем стабильность авто при выходе из него.
Надо сказать, что уменьшение хода подвески ухудшает ходовые качества на плохих дорогах, чаще садя машину на отбойники. Так что когда будете резать пружины, учтите, что на разбитых дорогах могут быть проблемы.
Колеса “домиком” — проставка для увеличения развала задних колес. Т.к. кинематика подвески при этом не меняется, то толку маловато. Чтобы он был, заднюю подвеску нужно сделать независимой, т.е. создать заново. Проставки в этом случае вам уже не понадобятся, но это уже совсем небюджетно! Увлекаться настройками передней подвески тоже достаточно бессмысленно при штатной подвеске — все настройки будут съедены свободными ходами подвески на сайлент-блоках и колеса будут катиться куда им захочется, только сопротивление качению увеличится. Если не переделывать подвеску на ШС, то лучше оставить стоковые настройки, разве что кастор увеличить (максимум 2,5-3 градуса).
Есть мнение, что идеальная подвеска для драга — деревянные палки. Мол, ничего не весит и жесткая, не имеет ненужного хода. Но практика показывает, что это ошибка. Даже драгу необходим ход подвески хотя бы 1-2 см, иначе машина будет рыскать при разгоне, а на малейшей неровности уходить с траектории. Это только ухудшит время на трассе.
В зависимости от условий эксплуатации автомобиля, отнеситесь внимательно к подбору дисков и шин. Такой комплексный подход к улучшению ходовой части значительно повысит характеристики модели ВАЗ.
Существуют и другие амортизаторы, состоящие из двух комплектов подвески. В основном это импортное производство. С их помощью ход будет комфортный и мягкий на любой дороге.
Все составляющие подвески авто в комплексе сказываются на её работе. Для того чтобы работа ходовой части автомобиля стала лучше, во время тюнинга подвески ВАЗ стоит обратить внимание не только на амортизаторы, но и на другие рабочие узлы. Например, жесткие сайлентблоки должны улучшать работу стальных кронштейнов. Это необходимо для того, чтобы геометрия подвески сохраняла наилучшую форму.
Необходимо установить более жесткие стабилизаторы поперечной устойчивости. Такая замена скажется на уменьшении углов крена.
Уверен, что эта статья вам понравилась. Удачи вам в тюнинге и доработке ваших машин!
ВАЗ 2108: как выполняется ремонт подвески
Передняя подвеска авто ВАЗ 2108
Исправное состояние ходовой части автомобиля ВАЗ 2108 обеспечивается своевременным обслуживанием и ремонтом своими руками всех ее узлов и деталей. Без привлечения специалистов автосервиса цена выполняемых работ будет значительно ниже, а инструкция позволит все производить правильно.
Задняя подвеска авто ВАЗ 2108
ХОДОВАЯ СИСТЕМА АВТО ВАЗ 2108
Передняя и задняя подвески составляют ходовую ваз 2108.
Независимая телескопическая передняя подвеска состоит из:
- Гидравлических передних стоек амортизаторов с поворотным рычагом, на котором закреплен палец рулевого наконечника.
- Нижних поперечных рычагов, с растяжками и стабилизаторами поперечной устойчивости.
- С двух сторон находятся винты с цилиндрическими пружинами, необходимыми для уменьшения нагрузки на стойки.
- Нижняя шаровая опора соединяет нижний рычаг подвески поворотным рычагом.
- Продольные тяги, соединенные с передними опорами и нижним рычагом через металлические втулки, осуществляют гашение тяговых и тормозных сил, действующих на подвеску во время движения автомобиля.
В состав задней подвески входят:
- Гашение колебаний кузова осуществляют гидравлические амортизаторы, в состав которых входят витые пружины.
- Балка.
РЕМОНТ УЗЛОВ ПЕРЕДНЕЙ ПОДВЕСКИ
После аварии, при механических повреждениях или замене сайлентблоков есть необходимость в снятии с авто рычага передней подвески. Определить повреждения сайлентблоков можно по выпучиванию или растрескиванию резины.
Ремонтные работы выполняются на яме или эстакаде, в зафиксированном неподвижно автомобиле.
Порядок выполнения работ:
- Снимается шаровая опора. Палец освобождается от фиксации шплинта, откручивается гайка и, используя съемник, из рычага выпрессовывается палец.
- От рычага откручивается гайка, фиксирующая стабилизатор поперечной устойчивости, ослабляется гайка заднего крепления растяжки.
- Отворачивается гайка, удерживающая рычаг на кронштейне кузова автомобиля и снимается с передней подвески рычаг.
- Выполняются все необходимые ремонтные работы деталей, и узел устанавливается на место в обратном порядке его снятию.
Ремонт передних стоек авто ВАЗ 2108
На авто ВАЗ 2108 возникает в крайних случаях ситуация, требующая ремонта или замены передних стоек. Чаще всего их с обеих сторон заменяют новыми.
Замена передних пружин производится после разборки стоек.Ремонтные работы выполняются с помощью набора стандартного инструмента и специальных стяжек для пружин.
Порядок выполнения работ:
- Стойка снимается с автомобиля.
- Используя металлическую щетку, убирается грязь.
- На пружины устанавливаются стяжки, с помощью которых освобождается от напряжения верхняя чашка и гайка, расположенная на штоке амортизатора.
- После стягивания пружины откручивается гайка штока амортизатора, и убираются верхняя опора и пружина, вместе со стяжками.
- Со штока удаляются буфер ограничителя хода и резиновый кожух. При повреждении снятых деталей их заменяют новыми.
- Поверхности штока, поворотного рычага, корпуса амортизатора и посадочная чашка пружины подвергаются визуальному осмотру. На их поверхностях не должно быть сколов, трещин или других механических повреждений.
Все детали в противном случае подлежат замене. Восстановление с помощью сварки поврежденных элементов не допускается, иначе чрезмерный нагрев масла в стойке может нарушить ее работу. - Стойка устанавливается в вертикальное положение, шток несколько раз прокачивается вниз и вверх. При этом не должно быть заеданий, стуков, провалов. Иначе амортизатор меняется новым.
На автомобиле ВАЗ 2108 устанавливаются разборные и не разборные передние стойки. Ремонт стойки включает в себя ее разборку для замены масла, поврежденных штока или патрона.
Для этого специальным ключом откручивается верхняя крышка корпуса амортизатора, вытаскивается патрон, который меняется новым.
Совет: Перед установкой новых деталей корпус амортизатора нужно промыть чистым бензином.
Сборка узла выполняется в обратном порядке.
Визуальному осмотру подвергаются пружины. Их витки должны быть не деформированными, не иметь повреждений. Установка новых элементов проводится в обратной последовательности, после предварительной стяжки.
При установке виток ее необходимо сориентировать в посадочном месте чашки стойки.
Совет: После выполнения работ по замене стоек необходимо проверить схождение колес, которое при необходимости регулируется специалистами специализированной мастерской.
Ремонт реактивной тяги – стабилизатора поперечной устойчивости
Периодически при эксплуатации автомобиля ВАЗ 2108 нужно выполнять замену износившихся деталей стабилизатора поперечной устойчивости. Делается это для восстановления необходимых рабочих характеристик подвески после диагностики передней подвески.
В состав стабилизатора входят:
- штанга;
- стойки;
- резиновые подушки.
После установки и фиксации от перемещения авто на смотровой яме порядок работ заключается в следующем:
- Стабилизатор и прилегающие элементы очищаются от грязи.
- Откручиваются гайки, фиксирующие боковые стойки стабилизатора.
- Освобождаются от крепления кронштейны резиновых опор, которые с каждой стороны снимаются.
- С авто удаляется штанга стабилизатора.
- При замене только передних стоек, с расположенными на них втулками, после удаления их фиксации с помощью резинового молотка сбиваются элементы со штанги.
После этого все детали осматриваются. На поверхностях не должно быть трещин, коррозии металла, деформаций.
Подушка должна двигаться по штанге с небольшим усилием, при свободном перемещении она подлежит замене. Заменяются при повреждении кронштейны подушек, деформированные стойки, изношенные втулки.
Сборка узла выполняется в обратной последовательности разборки.
Замена растяжек передних стоек
Замена растяжек выполняется, когда нужно обновить ходовую часть передней подвески или после аварии, если растяжка вышла из строя. Для начала нужно все резьбовые сопряжения обработать специальной жидкостью WD-40, разъедающей налет ржавчины или чистым бензином.
Итак:
- Ослабляется затяжка гаек фиксирующих переднее и заднее крепление растяжки. Затем откручиваются болты крепления растяжки, расположенные на кронштейне и фиксирующие его к кузову авто.
Замена растяжек передних стоек ВАЗ 2108
- Растяжка свободно снимается.
Совет: Перед тем как убрать растяжку необходимо просчитать число регулировочных шайб на заднем и переднем концах.
Растяжка, резиновый сайлентблок и кронштейн визуально рассматриваются и выявляются все повреждения. После устранения дефектов или замене сильно изношенных элементов сборка выполняется в обратной разборке последовательности.
Совет: При уводе автомобиля в сторону, после ремонта, нужно обратиться в мастерскую, где будет проведена диагностика передней подвески.
Замена шаровой опоры
Появление во время движения автомобиля ВАЗ 2108 металлического стука может указать на выход из строя шаровой опоры. Выявить вышла ли из строя шаровая опора можно после поднятия и фиксации колеса в неподвижном состоянии с помощью педали тормоза, затем при раскачивании автомобиля наличие люфта в шаровой опоре будет хорошо слышно.
Меняется опора при нарушении герметичности резинового пыльника.
Порядок работ:
- Автомобиль устанавливается на смотровую яму. Гайка, фиксирующая шаровой шарнир, очищается от грязи. Откручивается гайка, удерживающая палец.
- После установки съемника палец выпрессовывается из рычага.
- Отжимается рычаг, откручиваются болты, крепящие шаровую опору к поворотному кулаку.
- Опора снимается с автомобиля.
- Новый узел устанавливается в обратном порядке снятию.
Совет: Установку новой опоры нужно выполнять после смазывания поворотного пальца литолом, а резиновый пыльник наполовину наполняется смазкой. Обязательно болты крепления шаровой нужно заменить новыми с самоконтрирующимися гайками.
РЕМОНТ УЗЛОВ ЗАДНЕЙ ПОДВЕСКИ
Замена балки задней подвески
Иногда возникает необходимость в замене балки задней подвески автомобиля ВАЗ 2108. Это может быть после аварии, неудачной поездки по плохой дороге, наезде на бордюр или кочку, что может привести к деформациям и нарушениям общих характеристик элементов задней подвески авто.
Итак:
- Для проведения работ по замене балки задней подвески заднюю часть автомобиля нужно подвесить, освободить от общей массы таким образом, чтобы балка находилась в свободном состоянии.
- Убираются все навесные элементы – отсоединяются фиксация задних амортизаторов, шланги и тормозные трубки, наконечники тросов ручного тормоза.
- Отсоединяется от кронштейна, находящегося на балке подвески, серьга регулятора давления.
- Отворачиваются гайки удерживающие болты крепления к кронштейнам нижней части амортизаторов, после чего последние отводятся в стороны.
- Последний этап – раскручиваются болты крепления к кронштейну самой балки.
- После снятия с автомобиля все элементы подлежат визуальному осмотру. При необходимости реставрируются или заменяются новыми.
- Сборку узла выполняют в обратной последовательности разборке.
Замена подшипника задней ступицы авто ВАЗ 2108
При появлении в колесе люфта, который легко можно определить при движении – наличие шума сзади автомобиля, стука. При небольшом зазоре можно попытаться гайку ступицы подтянуть.
Это немного продлит использование подшипника, но для полного устранения неисправности необходима его замена.
Итак:
- Для работы, помимо инструмента, понадобится съемник для ступицы, оправка для того, чтобы выбить обойму старого подшипника или кусок трубы нужного диаметра.
- Поднимается ремонтируемая сторона авто. Откручивается колесо.
- Снимаются тормозные колодки и барабан.
- Используя в качестве рычага небольшой кусок трубы, раскручивается гайка ступицы, которая удаляется вместе с упорной шайбой.
- Ступица с оси снимается с помощью специального съемника.
- Далее выполняется замена вышедшего из строя подшипника.
- В тиски зажимается ступица, с которой удаляется стопорное кольцо.
- Съемником или оправкой снимается старый подшипник.
- Ступица промывается чистым бензином, смазывается литолом и в нее запрессовывается новый элемент.
- Ставится новое стопорное кольцо.
- Собирается тормозной механизм, на место прикручивается колесо, автомобиль опускается на землю.
- Производится регулировка затяжки гайки ступицы, которую затем нужно законтрить.
Замена задних амортизаторов ВАЗ 2108
Менять задние амортизаторы необходимо, когда они перестают должным образом гасить колебания корпуса машины при ее движении. На авто ВАЗ 2108 амортизаторы могут быть разборными и не разборными.
В первом случае их можно отремонтировать, во втором только заменить новыми. При деформации пружин или их просадке элементы нужно заменить или подложить под них прокладки, для поднятия или опускания задней части кузова.
Итак:
- Автомобиль фиксируется в неподвижном состоянии.
- Ремонтируемая сторона подвешивается, снимаются колеса.
- В салоне авто снимается со стакана пластиковый защитный колпачок, откручиваются гайки, фиксирующие шток амортизатора.
- Отворачивается гайка болта крепления к кронштейну балки амортизатора.
- Амортизатор снимается с авто. Для этого отжимается как можно ниже задняя бабка, что ослабляет пружину и позволяет вынуть амортизатор из ниши на заднем колесе и снять пружину.
Снятие заднего амортизатора
Совет: Для облегчения снятия амортизатора его шток нужно утопить, чтобы он не цеплялся за витки пружины.
- После снятия амортизатора с пружиной из чашки верхней фиксации амортизатора вынимается резиновая прокладка, из пружины вынимается резиновый пыльник с буфером ограничителя хода. Необходимо следить, чтобы все резиновые детали были без разрывов, материал имел достаточную эластичность.
Старые элементы нужно поменять новыми. - Пружины не должны иметь трещин и деформаций. Пружины при замене должны меняться парно со стороны. Иначе можно нарушить характеристики работы узла задней подвески авто ВАЗ 2108.
- Вытаскивается шток амортизатора, на который одеваются:
- буфер для ограничения хода,
- пыльник резиновый,
- металлическая крышка.
- Накручиваются на шток гайки.
- Используя изоленту или обычные нитки на пружине, фиксируется резиновая прокладка нужной толщины, конец которой ориентируется в паз под виток на прокладке.
- Нижняя часть амортизатора закрепляется и на него одевается пружина.
- Вытягивается на полную длину шток, выворачивается гайка.
- Пружина сжимается, но нужно следить, чтобы не просел шток. Под балку устанавливается амортизатор, балку медленно нужно поднять, что сдавливает пружину.
Шток амортизатора ориентируется таким образом, чтобы он попал в отверстие для верхнего крепления. После этого шток фиксируется гайкой в салоне автомобиля.
Своевременная диагностика и ремонт ходовой части автомобиля ВАЗ 2108 увеличивает срок эксплуатации его в исправном состоянии.
Источник Источник Источник http://expertvaz.ru/2108/perednyaya-podveska.html
Источник http://autoruk.ru/vaz-2108-2170/podveska/uzly-podveski-vaz-2108
Источник http://mashinaa.ru/avtovaz/vaz-2108/9290-perednyaya-podveska-na-vaz-2108-ustrojstvo-remont.html