Как получить диагностическая карту для ОСАГО в 2020 году
Диагностическая карта для ОСАГО — всё что необходимо знать
Вступившие в силу в 2012 году правила проведения техосмотра избавили автолюбителей от необходимости возить с собой соответствующий талон. Его место занял новый документ – диагностическая карта, в которой отражается факт проверки узлов и деталей транспортного средства. Она подтверждает право машины участвовать в дорожном движении и требуется для заключения договора ОСАГО.
В этой статье мы рассмотрим, как получить документ, для чего он необходим и возможно ли подписание договора автогражданки без диагностической карты.
Что такое диагностическая карта?
Федеральный закон №170-ФЗ поясняет, что диагностическую карта – документ, который оформляется по результатам техосмотра и содержит информацию о соответствии/несоответствии ТС требованиям безопасности. Бумага заверяется подписью эксперта и подтверждает, что автомобиль, автобус или мотоцикл может участвовать в дорожном движении на территории РФ. Она относится к категории документации строгой отчетности.
Отсутствие отметок о несоответствии требованиям безопасности ТС в диагностической карте свидетельствует о том, что с машиной все в порядке. Необходимость получения этого документа в свете отсутствия по состоянию на 2018 год административной ответственности за непрохождение ТО (кроме специального и коммерческого автотранспорта с числом пассажиров более 8) связана с оформлением страховки.
Без диагностической карты ни одна компания на законных основаниях не подпишет договор и не выдаст полис ОСАГО. Дело в том, что президентским указом 2012 года функция контроля за техосмотром возложена на Российский союз автостраховщиков.
Диагностическая карта привязывается к данным ОСАГО, поэтому возить ее с собой необязательно. При этом сам страховой полис необходим для постановки автомобиля на учет. Кроме того, его наличие проверяют сотрудники ГИБДД.
Требования к диагностической карте
Одно из главных требований к диагностической карте связано с тем, что право на выдачу этого документа имеют только операторы, получившие аккредитацию в РСА (проверить это можно на сайте организации Источник Источник Источник Источник Источник http://oto-register.autoins.ru/oto/). Также она должна иметь индивидуальный регистрационный номер, состоящий из 15 цифр.
В соответствии с п.22 приказа Минтранса № 274 оформление диагностической карты осуществляется в письменной форме в двух экземплярах. Один получает владелец ТС или его представитель, а другой хранится у компании-оператора на протяжении трех лет.
Бланк диагностической карты
Действующая форма диагностической карты утверждена правительственным постановлением № 1236 от 29.11.2012. Порядок ее заполнения обозначен в приказе Минтранса № 274 от 21.08.2013, где подробно описываются следующие показатели:
содержание невыполненных требований;
нижняя/верхняя граница требований;
параметры, по которым необходима повторная проверка.
Стандартный бланк представляет собой документ формата А4, на котором с двух сторон отображается информация о самом транспортном средстве (регистрационный знак, марка, модель, год выпуска, номера кузова) и его техническом состоянии.
Эти сведения структурированы в виде таблицы с параметрами в количестве 66 пунктов. В ней техническим экспертом ставятся соответствующие отметки. На оборотной стороне указываются результаты диагностирования, в частности пункты, по которым выявлено несоответствие установленным нормативам.
Процедура оформления диагностической карты
Итак, где взять диагностическую карту? Чтобы получить этот документ, нужно успешно пройти технический осмотр. До 2012 года вопрос находился в компетенции ГИБДД. Сегодня процедуру осуществляют авторизованные центры – операторы техосмотра. На официальном сайте Российского союза страховщиков приведен список пунктов и карта их расположения, на которой легко найти ближайший к месту проживания.
Для прохождения процедуры нужно прибыть в выбранный пункт осмотра, заранее подготовив машину и документы (паспорт владельца, водительское удостоверение, СТС и ПТС). Для представителя собственника авто понадобится генеральная доверенность.
К основным объектам контроля относятся:
двигатель (токсичность выхлопа, наличие/отсутствие замены);
наличие автомобильной аптечки и огнетушителя со сроком годности до 5 лет;
возможные изменения конструкции ТС;
оптика и другие.
Стоимость диагностической карты зависит от типа ТС и региона страны. Чаще всего владельцу легкового авто приходится заплатить от 400 до 800 рублей, собственникам грузового транспорта техосмотр обойдется несколько дороже. При отсутствии замечаний со стороны эксперта получить документ можно в течение часа с момента обращения к оператору.
Период действия диагностической карты
Российское законодательство устанавливает разный срок действия диагностической карты в зависимости от категории транспортного средства. Дольше всего – два года – она актуальна для автомобилей в возрасте от 3 до 7 лет. Владельцам машин старше семи лет придется позаботиться о получении новой ДК уже через 12 месяцев. Еще меньше период действия документа для автотранспорта, используемого с целью коммерческих пассажирских перевозок (6 месяцев).
По истечении этого времени диагностическая карта становится недействительной. Чтобы получить новый бланк, потребуется заново успешно пройти техосмотр, после чего в ЕАИСТО будут внесены соответствующие изменения.
Наличие просроченной карты может повлечь следующие неприятности:
отказ в предоставлении компенсации при наступлении страхового случая;
привлечение к ответственности за просроченную страховку или ее отсутствие (по ч. 2 ст. 12.37 КоАП).
Обязательно ли нужна диагностическая карта для ОСАГО?
Диагностическая карта для ОСАГО относится к категории обязательных документов, необходимых при оформлении автогражданки. Это правило регламентировано в ст. 15 № 307-ФЗ от 1 декабря 2007 года. Документ привязывается к данным страхового полиса. Это позволяет проверить наличие и срок действия ОСАГО дистанционно по базе.
Без ДК оформить страховой полис нельзя, однако законодательство содержит несколько исключений. ОСАГО без карты выдается, если:
возраст транспортного средства менее трех лет;
карта получена предыдущим владельцем авто, при этом срок ее действия не закончился;
идет речь о получении временного полиса на период до 20 суток;
выданы новые регистрационные номера при наличии ранее оформленного документа с актуальным сроком действия.
Действие ОСАГО при диагностической карте с истекшим сроком
Российское законодательство выдвигает требования к наличию диагностической карты при оформлении «автогражданки», но не уточняет, сколько она еще должна быть актуальной после заключения договора. Теоретически для получения ОСАГО допускается предъявить документ, действие которого истекает через несколько дней после выдачи полиса. Это означает, что большую часть времени существования страховки диагностическая карта будет просрочена.
Подобное несоответствие не отменяет актуальность полиса, однако может создать проблемы для самого автовладельца. В случае ДТП отсутствие техосмотра становится для страховщика веским основанием для отказа в выплате компенсации. Поэтому вполне разумно не откладывать оформление ДК.
Диагностическая карта выступает определенной гарантией технической исправности транспортного средства и его безопасной эксплуатации. Без нее невозможно поставить машину на учет и застраховать автогражданскую ответственность. Все это обязывает каждого владельца ТС серьезно относиться к ее получению и не пренебрегать законодательными требованиями.
Видео
Как получить диагностическую карту?
Диагностическая карта – заключение эксперта, подтверждающее исправность автомобиля. По своему виду такой документ представляет лист формата А4, в котором содержатся основные сведения об автомобиле: год выпуска, регистрационный знак, модель, VIN, категория, а также информация о состоянии узлов, проверенных в ходе техосмотра.
Помимо бумажного варианта также составляется электронная версия, заносящаяся в единую базу данных, где она хранится на протяжении пяти лет. Водителям не требуется постоянно возить с собой такой документ, поскольку его предъявление требуется только для оформления полиса ОСАГО. Сотрудник ГИБДД может проверить наличие карты благодаря тому, что она привязывается к страховому полису.
Кто выдает диагностические карты?
Выдачей диагностических карт занимаются юридические и частные лица, получившие аккредитацию на проведение соответствующих работ по проверки транспортных средств и подключённые к системе ЕАИСТО. В последнее время большой популярностью пользуются услуги по оформлению диагностической карты онлайн, что позволяет сэкономить массу времени и сил.
Оператор технического осмотра обязан передать информацию о диагностической карте в систему в течение суток после завершения процедуры проверки. Загружаемые данные полностью дублируют физический носитель. В бумажном виде составляется два экземпляра, один из которых передается владельцу машин, а второй оставляется в сервисе.
Из чего складывается цена техосмотра?
Стоимость техосмотра зависит от нескольких показателей:
- Вид транспортного средства.
- Регион.
- Тариф установленные в организации.
Средняя стоимость по составлению заключения о состоянии транспортного средства составляет около 500-800 рублей. При этом в некоторых сервисных центрах существуют специальные скидки для льготных категорий граждан.
Срок действия
Диагностическая карта имеет определенный срок службы, зависящий от возраста машины и её типа:
- Автомобили от трех до семи лет — два года.
- Машины старше семи лет – один год.
- Учебные авто, спецтранспорт, грузовики – один год.
- Пассажирский транспорт — полгода.
Автомобили младше трех лет не нуждаются в диагностической карте для получения полиса ОСАГО. Вместо неё требуется предъявить заводской паспорт. Следует учитывать, что возраст машины рассчитывается с момента её выхода с конвейера производства, а не после продажи первому владельцу. В случае приобретения поддержанного авто повторное прохождение технического осмотра не требуется – срок действия карты не обнуляется из-за смены владельца.
17 этапов ТО автомобиля
Каждый автовладелец обязан на регулярной основе проводить технический осмотр своего автомобиля, в установленные законодательством сроки. Часто клиенты станций обслуживания обращаются в мастерские для проведения ТО без понимания что проверяют на техосмотре и как следствие, получают либо неверно составленный документ либо счёт на оплату услуг с завышенной стоимостью.
Общие правила проведения
Процедура и то, что проверяют на ТО в Российской Федерации строго регламентируется действующим законодательством.
Технический осмотр проводится для всех транспортных средств, которые зарегистрированы на территории государства, за исключением:
- легковых автомобилей возрастом моложе 3 лет;
- прицепов;
- мопедов.
Сроки прохождения ТО:
- легковые машины проходят процедуру один раз в 2 года, если с момента выпуска прошло 3-7 лет, и 1 раз в год, для транспортных средств, которые старше;
- грузовые машины с максимальной допустимой нагрузкой на все оси более 3,5 тонн – ежегодно;
- контроль транспортных средств, оборудованных специальными звуковыми и световыми приборами каждый год;
- специализированные учебные транспортные средства – раз в год.
Нарушение стандартов прохождения техосмотра ведёт за собой наложение штрафов на владельца машины.
Провести ТО транспортного средства можно на любой сертифицированной для таких процедур станции технического обслуживания, в том числе у официальных дилеров или в мультибрендовых компаниях, независимо от их организационно-правовой формы. В результате проверки на руки владельцу транспортного средства выдаётся диагностическая карта.
Всего подготавливается 2 бумажных бланка: для водителя и эксперта, и 1 электронный, который размещается в специальную всероссийскую базу и его всегда можно посмотреть.
В документе отражаются:
- присвоенный уникальный номер самого бланка;
- полные сведенья о транспортном средстве;
- таблица с теми характеристиками, что специалисты смотрят на техосмотре автомобиля, в ней проставляются отметки об отсутствии или наличии отклонений от допустимого значения.
У СТО должно быть свидетельство аккредитации, которое выдано Российским Союзом автостраховщиков. Документ, оформленный у лиц не имеющих соответствующего аттестата, не признаётся страховыми компаниями и государственными органами.
Какие этапы проверки проходит ТС
При проведении техосмотра автомобиля работы проводятся в 2 этапа: на первой стадии эксперт делает визуальный осмотр основных компонентов транспорта, а на второй проходят процедуры с использованием специального диагностического оборудования (стендов).
Что проверяют при визуальном техосмотре автомобиля интересует владельцев не меньше стендового анализа, поскольку именно на этом этапе нередко возникают причины для отказа в разрешении на последующую эксплуатацию ТС.
Процедура включает в себя следующие этапы:
- Соответствие автомобиля заводской комплектации. На транспортном средстве должны быть установлены все узлы, которые предусмотрены технической книжкой конкретной модели. В 2018 году законодательство чётко оговаривает, что нельзя оборудовать машину частями от других моделей и марок, например, сидения на ВАЗ от иномарки или более удобное рулевое колесо.
- Наличие ремней безопасности, а также отсутствие повреждений на них. Запрещено, снимать указанные средства безопасности и ставить заглушки на места их фиксации.
- Присутствие аптечки. Несмотря на то что законодательно наличие медицинского атрибута перестало быть критичным его присутствие по-прежнему рекомендовано.
- Наличие огнетушителя, который соответствует нормам. Это означает, что средство пожарной безопасности должно не только присутствовать, но и быть заправленным. Каждые 2 года агрегат нужно возить на дозаправку и перепломбировку в специализированных учреждениях, с внесением соответствующей отметки на наклейке.
- Укомплектованность автомобиля запасным колесом в состоянии пригодном для экстренной эксплуатации.
- Размещение в машине знаков аварийной остановки, соответствующих последнему утверждённому компетентными органами образцу.
- Комплектность, работоспособность и соответствие всех осветительных приборов. Автомобилистам запрещено устанавливать фары, поворотные и тормозные огни тех типов, которые не предусмотрены заводом производителем, а также наклеивать на них популярные элементы апгрейда (реснички, кошачий глаз и прочее).
- Проверка работоспособности звукового сигнала. Несмотря на то что без уважительной причины использовать устройство нельзя, оно должно быть исправно на случай чрезвычайной ситуации на дороге.
- На моделях, которые предполагают возможности буксировки проверяется наличие и исправность тягово-прицепного устройства.
- Комплектность зеркал заднего вида, правильность их установки и отсутствие модификаций.
- Исправность замков и блокирующих систем на дверях, багажнике и капоте транспортного средства.
- Соответствие количества техжидкостей, требуемого для безаварийной эксплуатации.
- Проверка стёкол. В ходе осмотра специалист делает заключение о том, допустима ли применяемая тонировка (если она выполнена) значение светопропускной способности не может превышать 70% для всех стёкол и 75% для лобового. А также не допускается наличие видимых физических повреждений лобовика по водительской стороне, которое может препятствовать обзорности и вызвать ДТП.
- Наличие и исправность солнцезащитных козырьков и брызговиков.
- Правильность установки номерного знака на автомобиле и его соответствие государственным стандартам. Некоторые автолюбители заказывают в коммерческих компаниях дубликаты с корректировками внешнего вида элемента, что также запрещается правилами дорожного движения.
- Размещение на транспортном средстве наклеек с предупреждениями. При использовании шипованной резины должен быть установлен предупреждающий треугольник с буквой «Ш» внутри, и восклицательный знак в такой же огранке при эксплуатации машины водителям со стажем менее 2 лет.
- Отсутствие лишних оповещений. Букву «У» разрешается применять только на специальных учебных автомобилях, а излюбленная «Туфелька», вообще, считается недопустимым предупреждением на автомобиле.
Несоответствие даже одного из указанных параметров позволяет эксперту запретить эксплуатацию транспортного средства.
Безусловно, переоборудование автомобиля возможно провести в рамках закона, но для этого необходимо получить специальное разрешение и внести указанные изменения в технический паспорт, особенно часто такие корректировки встречаются при установке ГБО.
Детальный осмотр
Отличается второй этап техосмотра автомобиля тем, что проверяют все узлы и агрегаты с помощью инструментальной работы и использования диагностического стенда.
В итоге специалист должен получить полную картину по следующим участкам:
- Фары и другие осветительные приборы. На этом этапе измеряется угол наклона и регулировка устройств. Полученное значение должно соответствовать утверждённым стандартам.
- Стеклоочистительные элементы и стеклоомыватели. Специалист должен не только проверить их наличие, но и то, насколько они способны выполнять свои функции.
- Состояние шин автомобиля и колёс в целом. Эксплуатация автомобиля с порезами, шишками, нарушениями крепления, отсутствием болтов и гаек, предусмотренных конструкцией и следами повышенного износа (видны нити корда, меньше нормы или полностью отсутствует рисунок протектора, прослеживается расслоение каркаса) строго запрещена, данное требование установлено в правилах дорожного движения. Также нельзя эксплуатировать транспорт при использовании резины разного типа, размера и с несоответствующим видом рисунка протектора.
- Состояние узла рулевого управления. В зависимости от транспортного средства проверяется работа гидроусилителя (если модель ТС предполагает его наличие) и соответствие допустимого уровня люфта (для автомобилей до 3,5 т и легковых значение не может превышать 10%).
- Тормозная система автомобиля. Специалист проверяет эффективность торможения, в том числе экстренного и замеряет тормозной путь автомобиля.
- Проверка двигателя в том числе и с использованием компьютерной диагностики.
- Анализ выхлопных газов. Содержание вредных веществ не должно превышать допустимой нормы.
При выявлении любой неисправности, даже самой незначительной, по мнению автомобилиста, транспортное средство считается не прошедшим техосмотр.
Что делать, если ТО не пройдено
Если прохождение процедуры технического осмотра закончилось отрицательным результатом, за автовладельцем сохраняется право на бесплатную повторную диагностику на той же станции, где было пройдено первое до истечения 20 дней.
Для повторного прохождения нужно:
- полученная диагностическая карта;
- паспорт гражданина РФ;
- техпаспорт на автомобиль;
- доверенность (если обращается не владелец по техпаспорту).
Все замечания эксперта должны быть полностью устранены до повторного обращения на станцию. Если повторно будут выявлены нарушения, за очередную дополнительную проверку придётся платить.
В случае смены СТО для повторного прохождения технического осмотра автомобиля оплатить стоимость услуги придётся в полном объёме, независимо от устранения неисправностей.
Своевременное прохождение технического осмотра позволяет автовладельцу чувствовать себя увереннее за рулём, осознавая, что машина в пригодном для эксплуатации состоянии. До недавнего времени функцию по диагностике выполняли сотрудники ГИБДД. У многих участников дорожного движения было скептическое отношение к её результатам, после передачи этой функции частным предприятиям многие убедились, что качество осмотра стало выше.
Источник Источник http://www.driver-helper.ru/tehosmotr/t/diagnosticheskaya-karta-dlya-osago-vse-chto-neobxodimo-znat
Источник Источник http://automend.ru/news/kak-poluchit-diagnosticheskuyu-kartu/
Источник http://avtoved.com/oformlenie/tehosmotr/chto-proveryayut