Индивидуальные тарифы ОСАГО: какие изменения ждут водителей по новому закону?
Верхняя палата Парламента одобрила в мае 2020 года закон об индивидуализации тарифов ОСАГО, который позволит страховым компаниям учитывать личные характеристики водителя при расчете стоимости страховки. Принятие закона позволит наказывать злостных нарушителей Правил дорожного движения (ПДД) повышенной платой за полис.
СодержаниеПоказать
- ⚖ Правовое регулирование
- 💵 Право страховщиков увеличивать или уменьшать тариф в зависимости от того, насколько строго водитель соблюдает ПДД
- 🚗 Грубый (злостный) нарушитель – кто это по закону?
- 💡 Как должны учитываться нарушения
- 📃 От чего еще будет зависеть стоимость ОСАГО
- 💰 Стоимость ОСАГО по новому закону
- 🔔 Другие изменения в порядке получения полиса
⚖ Правовое регулирование
Законопроект № 840167-7, затрагивающий интересы автовладельцев, уже вышел на финишную прямую в процедуре одобрения. Осталось дождаться подписания проекта Президентом – и он вступит в силу.
Законопроект внесет поправки в 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и приостановит его некоторые положения на период распространения коронавируса.
Принятая версия закона является более мягкой по сравнению с первоначальным замыслом, когда законодателями предполагалось увеличить размер выплат при ДТП и стоимость полиса. В утвержденном либеральном варианте страховка подорожает только для злостных нарушителей правил. Для добросовестных водителей стоимость не увеличится.
Новый закон заработает к концу лета-началу осени: через 90 дней после подписания Президентом.
💵 Право страховщиков увеличивать или уменьшать тариф в зависимости от того, насколько строго водитель соблюдает ПДД
Действующая система расчет тарифа ОСАГО позволяет учесть комплекс факторов, включая регион проживания водителя. При этом страховщики не могли делать скидки для аккуратных водителей, которые никогда не нарушали ПДД.
Индивидуализация тарифов позволит автострахователям предоставлять дисконты с учетом личных характеристик автовладельца. Подобный подход к ценообразованию действует во многих развитых странах: злостным нарушителям даже становится выгоднее использовать такси, чем платить сумму по тарифу за право управления своей машиной.
Новые условия создадут конкуренцию среди страховщиков и позволят сделать систему ценообразования более справедливой, а для безаварийных водителей – снизить цену страховки.
Как пройти техосмотр ретроавтомобилюЧитатьЗачем нужно объединение ОСАГО и КАСКОПодробнее
🚗 Грубый (злостный) нарушитель – кто это по закону?
Базовая ставка «автогражданки» будет определяться с учетом грубых нарушений ПДД в биографии водителя. К подобным проступкам относятся следующие:
- проезд на красный свет, неоднократный (по ст. 12.12 Кодекса об административных правонарушениях – КоАП);
- многократное превышение скорости более, чем на 60 км/ч (ч. 4, 5 ст. 12.9 КоАП);
- неоднократный выезд на запрещенную встречную полосу (по ч. 3-5 ст. 12.15 КоАП);
- причинение вреда жизни и здоровью, сопровождавшееся лишением прав или запретом на вождение (по ст. 12.24 КоАП, ст. 264 Уголовного кодекса);
- сокрытие с места ДТП (по ч. 2 ст. 12.27 КоАП);
- вождение в пьяном виде или отказ от освидетельствования (на основании ч. 1 ст. 12.8 КоАП, ст. 264 УК).
Раньше предлагалось учитывать в расчете тарифа не только грубые проступки, но и поведение водителя на дороге: с какой скоростью он ездит, насколько резко тормозит, как перестраивается и набирает скорость и пр. Но эта инициатива не нашла сторонников.
💡 Как должны учитываться нарушения
Критики закона упрекают его в сложности применения на практике. Так, нарушения, зафиксированные камерами видеофиксации, учитываться не будут по причине невозможности установления личности водителя.
Чтобы нарушителя ПДД отнесли к «злостным», он должен «попасться» при несоблюдении правил, поездке в нетрезвом состоянии либо оставить место ДТП, совершить аварию с пострадавшими или погибшими.
Но в действительности ряд «грубых» правонарушений в большинстве случаев фиксируют именно камеры: проезд на красный, превышение скорости. Возможность, что в течение года подобное нарушение многократно выявит инспектор, близится к нулю.
Нарушения, приведшие к ДТП, при определении «грубых проступков» учитываться не будут: они, как и раньше, входят в коэффициент бонус-малус – через этот показатель поощряются аккуратные водители, редко попадающие в ДТП.
📃 От чего еще будет зависеть стоимость ОСАГО
При определении стоимости полиса будет учитываться назначение автомобиля. Использующие машину в личных целях будут оплачивать полис по сниженному тарифу. Те, кто зарабатывает на авто, работая в такси, должны заплатить больше.
В числе других факторов, влияющих на стоимость страховки, выделяются следующие:
- тип, технические характеристики и конструктивные особенности ТС (мотоцикл, грузовое или легковое авто, мощность двигателя: чем она выше, тем дороже ОСАГО);
- собственник ТС: физлицо или юрлицо;
- наличие условия об управлении ТС с прицепом юрлицом (это приводит к удорожанию страховки);
- прочие факторы: регион регистрации, количество аварий по вине водителя, период пользования авто в течение года (если автомобиль используется всего несколько раз в месяц – страховка дешевеет), сроки покупки, сроки вождения (более опытные водители платят меньше) и др.
Как себя вести, если остановила ДПС ГИБДДЧитатьПрограмма утилизации автомобилей в 2020 годуСмотреть
Указанные факторы могут повлиять на вероятность попадания водителя в ДТП: чем больше такая вероятность, тем дороже полис.
💰 Стоимость ОСАГО по новому закону
Стоимость полиса ОСАГО рассчитывается, как базовый тариф, умноженный на коэффициенты. Все прежние коэффициенты, которые применялись для расчета страховой премии, сохранят свое значение и в 2020 году. Прежняя законодательная инициатива Минфина по индивидуализации тарифов ОСАГО предлагала отмену региональных коэффициентов и тех, которые связаны с мощностью двигателя.
«Коэффициент нарушений» новый закон не содержит. К нарушителям ПДД могут применяться только максимальные базовые тарифы по усмотрению страховщика. Определение базового тарифа относится к компетенции Центробанка. В 2020 году базовые тарифы могут варьироваться в диапазоне 694–1407 р. для мотоциклов, 2746–4942 р. – для авто.
В порядок расчета стоимости внесли еще одно важное изменение. Раньше страховка не могла стоить дороже трехкратного значения произведения (базовый тариф * коэффициент территории). Например, для жителей Москвы предельная цена полиса составляла (4942 * 2 * 3) = 29652 р.
Теперь это ограничение убрали, и максимальная цена страховки будет определяться, как:
- базовый тариф * коэффициент территории * К бонус-малус * К мощности двигателя * К прицепа * К ограничения * К стажа * К сезонности.
Некоторые эксперты полагают, что именно отмена лимитов при расчете стоимости страховки стало истинным мотивом принятия поправок.
Сумма полиса будет определяться в индивидуальном порядке, но с учетом отмены ограничений цены будут существенно варьироваться. Если взять предельные значения базового тарифа и максимальные/минимальные – коэффициентов, то стоимость страховки для нарушителей ПДД составит от 1418 до 142262 р. Добросовестные водители могут заплатить от 788 до 79047 р.
Принятый закон сохранил лимиты на максимальную сумму страховой премии по договорам ОСАГО: это 400 тыс. р. при причинении имущественного вреда.
Как вы считаете, удобна ли новая система расчета стоимости полиса ОСАГО?Да, очень.Нет, раньше было выгоднее.Мне все равно.Пока не понятно, как это работает.
🔔 Другие изменения в порядке получения полиса
По действующим правилам купить полис без предъявления копии карты диагностики прохождения ТО было невозможно. Сложившаяся эпидемиологическая ситуация в стране заставила власти пойти на временные уступки.
В период распространения коронавирусной инфекции Центробанк решил выдавать полисы ОСАГО без карты диагностики начиная с марта 2020 года. Как ожидается, к оформлению карт автомобилисты приступят сразу после снятия карантина (планово – с 30 сентября 2020 года).
Страховым компаниям рекомендуется заключать договоры без диагностических карт на условиях их передачи в течение месяца после снятия режима самоизоляции в их регионе. Ожидается, что временные правила будут действовать до 31 октября 2020 года, но могут быть продлены.
Важно учитывать, что непредоставление диагностической карты в установленные сроки позволит страховой взыскивать с автолюбителя стоимость убытков в порядке регресса.
Незадолго до принятия изменений по полисам были введены обновленные правила прохождения ТО: в первые 4 года он не нужен, машинам до 10 лет предстоит проверка раз в 2 года, остальным – ежегодно.
Принятый закон также предусматривает и другие изменения, которые не являются столь существенными:
- страховые компании на сайте будут размещать калькуляторы, позволяющие автолюбителям дистанционно определить стоимость полиса;
- потерпевший в ДТП водитель будет сообщать страховой компании о месте и времени прохождения независимой экспертизы, если он планирует сделать это самостоятельно (чтобы страховщик мог при ней присутствовать).
Таким образом, новый закон закрепил право страховых компаний устанавливать индивидуальные тарифы ОСАГО. В результате стоимость полиса может возрасти для злостных нарушителей ПДД, в отношении которых страховые могут рассчитывать стоимость по максимальному тарифу. Закон закрепил временные упрощенные правила оформления полиса без диагностической карты на период распространения коронавируса до отмены ограничений. Измененные правила вступят в силу не раньше конца лета.