Коробка Отбора Мощности, Монтаж Для КАМАЗа Или Урала, Как Включать, Установка Дополнительного Привода Или Насоса, Как Отремонтировать Самосвальный КДОМ
Трансмиссия (дополнительная) специальных агрегатов пожарных автоцистерн и насосно-рукавных автомобилей
Коробка отбора мощности представляет собой механическую коробку передач, тип и характеристика которой зависят от назначения того оборудования, которое она приводит в действие. В соответствии с количеством дополнительного оборудования на одном ТС может быть установлено от одной до трех коробок отбора мощности.
Коробки отбора мощности различаются по:
- числу ступеней и значению передаточных чисел;
- числу и взаимному расположению валов;
- наличию или отсутствию реверса;
- типу привода управления.
В зависимости от нагрузки на дополнительное оборудование коробки отбора мощности передают до 40 % максимальной мощности силовой установки. Стандартами определены основные размеры мест крепления и модули зубчатых колес коробок отбора мощности.
Рис. Схема реверсивной коробки отбора мощности с редуктором: 1 — рычаг включения коробки отбора мощности; 2 — шток вилки переключения; 3 — вилка переключения; 4 — шариковый фиксатор; 5 — каретка с зубчатым колесом; 6 — шарикоподшипник; 7 — ведомый вал; 8 — ось промежуточной шестерни; 9 — промежуточная шестерня; 10 — ось блока шестерен; 11 — блок шестерен; 12 — фланец ведомого вала
Коробки отбора мощности, как правило, монтируют сбоку или с торца на картерах КП или раздаточных коробок в верхней или нижней их частях. Ведущие звенья коробки отбора мощности через люки агрегатов трансмиссии соединяются с деталями этих агрегатов, от которых и происходит отбор мощности.
Передача мощности может осуществляться от шестерни агрегата трансмиссии на ведущую шестерню коробки отбора мощности. Обе шестерни находятся в постоянном зацеплении друг с другом, и включение отбора мощности производится подвижной кареткой, которая вводит в зацепление зубья шестерен в коробке отбора мощности. Мощность может отбираться и от вала агрегата трансмиссии. В этом случае коробка отбора мощности крепится на торце картера агрегата трансмиссии, а ее ведущий вал располагается соосно с валом, от которого отбирается мощность.
Включение коробки отбора мощности осуществляется зубчатой муфтой, соединяющей оба вала, при отсутствии нагрузки на коробке. Коробкой отбора мощности управляют из кабины ТС. Привод управления может быть механическим, пневматическим, электропневматическим и т.д.
Способ смазывания деталей коробки отбора мощности определяется местом ее крепления к агрегату трансмиссии. При боковом креплении смазка разбрызгивается на детали коробки из картера основного агрегата или собственного картера. При верхнем креплении в конструкции коробки отбора мощности предусмотрен насос, который забирает смазку из картера агрегата трансмиссии и подает ее к деталям коробки.
Схемы дополнительных трансмиссий
Схемы дополнительных трансмиссий определяются особенностями базового шасси и размещением насоса на пожарном автомобиле.
В конструкциях основных пожарных автомобилей насосные установки имеют среднее или заднее расположение. При этом в зависимости от конструктивных особенностей базовых шасси наибольшее распространение получили следующие варианты схем компоновки дополнительных трансмиссий:
Схема трёхвальной дополнительной трансмиссии
Вариант I применяется на большинстве пожарных автомобилей, например:
АЦ-40(130)63Б, АЦ-40(131)137А, АЦ-2,5-40(433362)ПМ-540, АЦ-1,0-4/400(5301)ПМ-542Д, АЦ-5-40(43101)ПМ-525А, АЦ-3-40(43206)1МИ и др. Пожарный насос на этих АЦ размещается в заднем отсеке. Разновидностью первого варианта является схема со средним расположением насоса (см. рис. 1 «Б»), применяемая на пожарных автомобилях АЦ-40(43202)186, АЦ-4,0-40(5557)9ВР, АНР-40(130)127А, АЦ-2,5-40(433362)ПМ-577, а также на многих специальных пожарных автомобилях (АЛ, АКП, АГ, АСО и т.д.).
Отличительной особенностью такой схемы является укороченная карданная передача и отсутствие промежуточной опоры. В обеих схемах варианта I крутящий момент от двигателя 1 передается через механизм сцепления 2, коробку передач 7, коробку отбора мощности 3, карданную передачу 4 на вал пожарного насоса 6. Карданная передача при заднем расположении насоса имеет, как правило, две промежуточные опоры 5 и промежуточный вал 9. Существует модификация этой схемы с тремя карданными и двумя промежуточными валами на четырёх промежуточных опорах (см. рис. 2), применённая на автоцистерне АЦ-2,5-40(433362)ПМ-540.
Вариант II (см. рис. 1 «В») применён на многих новых автоцистернах, изготовленных на так называемых адаптированных шасси АМО-ЗИЛ:
АЦ-3,2-40(4331) моделей 8ВР, 001ММ, 003ММ, 004ММ, а также на автоцистернах и первых партиях АЦ-40(433362)ПМ-540.
В данной трансмиссии мощность от двигателя 1 передается через механизм сцепления 2, коробку перемены передач 7 и коробку отбора мощности 3, смонтированную на раздаточной коробке. Далее крутящий момент через карданный вал 4 (или два карданных вала 4 с промежуточной опорой 5) передаётся на вал насоса 6. Особенностью некоторых таких трансмиссий является то, что раздаточная коробка «разворачивает» крутящий момент на 180º, то есть входной и выходной валы основной трансмиссии (к ведущим колёсам) имеют разное направление вращения. Задние мосты этих автоцистерн не взаимозаменяемы с мостами обычных грузовых автомобилей с традиционной трансмиссией.
Вариант III представлен на рис. 1 «Г». Такую схему применяют, как правило, на пожарных автомобилях, монтируемых на шасси повышенной проходимости с колесной формулой 4×4.
Например, на АЦ(Л)-1,6-20(66)ПМ-554 пожарный насос 6 приводится в действие от двигателя 1 через механизм сцепления 2, коробку передач 7, карданный вал 4 (или два карданных вала 4 с промежуточной опорой 5), раздаточную коробку 8 и установленную на ней коробку отбора мощности 3.
Вывод по вопросу: таким образом мы узнали, что дополнительная трансмиссия пожарных автомобилей служит для передачи крутящего момента от ДВС к спецагрегату, и ее возможных компановочных схемах , в зависимости от расположения КОМ и спецагрегата на автомобиле.
Схема включения ком КАМАЗ | КАМАЗ
КПП на автомобиле камаз (схема переключения) для подписчиков
Обзор салона и органов управления КАМАЗ 65221 )))
Самосвал Камаз 55111 подъем кузова
КАМАЗ 43101 УПРАВЛЕНИЕ-ПРИБОРЫ
Кабина КАМАЗ 43118 ( часть 2 )
Коробка передач ZF на камазе 6520 . Расположение и переключение передач.
коробка отбора мощности
Проводка на КАМАЗе. Часть 2. В кабине.
Переключение раздатки камаза 4310
Будни Камазистов : Делаем музыку , преобразователь напряжения с 24 на 12 вольт….
- Переделка бортовых КАМАЗов в самосвал
- Шнекоротор на базе КАМАЗа
- Замена масла в редукторе заднего моста КАМАЗ
- Кабина для КАМАЗа элекон
- Блок двигателя КАМАЗ 4310
- Бумажная модель КАМАЗа 54115
- Каковы габариты КАМАЗа
- Помпа на трактор КАМАЗ
- КАМАЗ 20 тонники самосвалы
- Мой КАМАЗ идет хоть гололед
- Пищевые цистерны КАМАЗ
- Переделка бортовой на самосвал КАМАЗ
- Почти 200 человек ликвидируют последствия аварии поезда и КАМАЗа
- КАМАЗы для етс2
- Тосол КАМАЗ объем
Главная » Хиты » Схема включения ком КАМАЗ
kamaz136.ru
Коробка отбора мощности
назначение, устройство, принцип действия, типы виды
Коробкой отбора мощности (КОМ) называется механизм, предназначенный для отбора части мощности двигателя на привод пожарного насоса и обеспечивающий при этом необходимое соотношение частот вращения между коленчатым валом двигателя и валом пожарного насоса.
Основными эксплуатационными требованиями, предъявляемыми к коробкам отбора мощности, являются: гарантийный срок службы не менее 5 лет; бесшумная работа под нагрузкой при температуре окружающей среды до 350С; возможность применения того же сорта масла, что и для основных узлов трансмиссий шасси.
Коробки отбора мощности характеризуются следующими параметрами: передаваемой мощности Nм, кВт; частотой вращения выходного вала п, об/мин; передаточным отношением и частоты вращения ведущей и ведомой шестерней; передаваемым крутящим моментом Мм, Н.м.
В зависимости от принятой схемы дополнительной трансмиссии коробки отбора мощности можно классифицировать на следующие типы:
тип I – применяют в первом варианте схемы дополнительной трансмиссии (см. рис. 2.45 «А», «Б»). КОМ этого типа устанавливают на верхний фланец корпуса коробки передач вместо её крышки;
тип II – выполняется отдельным редуктором и устанавливается между коробкой передач и пожарным насосом (см. рис.1 «В»);
тип III (см. рис. 1 «Г») закрепляется на боковом лючке раздаточной коробки.
Коробка отбора мощности КОМ-68Б
Коробки отбора мощности I-го типа наиболее распространены в дополнительных трансмиссиях основных пожарных автомобилей. На пожарных автомобилях на шасси ЗИЛ вместо крышки коробки передач устанавливается коробка отбора мощности КОМ-68Б.
КОМ-68Б механическая одноступенчатая с передаточным числом и = 1,176. Она состоит из чугунного корпуса, который одновременно является крышкой коробки передач. В корпусе кроме деталей механизма переключения передач (рычага переключения передач, ползунов, вилки, фиксаторов, замков и предохранителя заднего хода) размещены детали коробки отбора мощности. Промежуточная косозубая шестерня 16 вращается на двух конических подшипниках 17, расположенных на неподвижной оси 19, и находятся в постоянном зацеплении с шестерней первичного вала коробки передач 22. Промежуточная шестерня также находится в постоянном зацеплении с ведомой шестерней 5, которая закреплена шпонкой на первичном валу КОМ 21, покоящемся на двух шариковых подшипниках 20 и 6. Первичный вал 21 имеет на конце шлицевой венец и сверление для подвода масла к зубьям шестерни. Вторичный ведомый вал 9 установлен на двух подшипниках 7 и 10, один из которых размещен в гнезде торца первичного ведомого вала, а второй – в корпусе КОМ. При повороте рычага 14 стержень 18 и посаженная на нем вилка 4 перемещаются вперед и вводят соединительную муфту 8, скользящую по шлицам вторичного ведомого вала, в зацепление со шлицами ведомого вала, обеспечивая вращение этих двух валов как единого целого.
Стержень 18 включения КОМ фиксируется шариком в двух положениях «Включено» и «Выключено». Фланцевая муфта 13 вторичного ведомого вала обеспечивает его соединение с карданной передачей на привод пожарного насоса. Для уплотнения места выхода вторичного ведомого вала из корпуса установлен резиновый сальник 12.
Шестерни и подшипники КОМ смазываются разбрызгиванием масла, заливаемого в коробку перемены передач.
Собранная КОМ фиксируется двумя установочными винтами (передний – правый и задний – левый) на верхнем фланце коробки передач вместо ее крышки. Между фланцами плоскости разъема двух коробок размещают регулировочные картонные прокладки, так чтобы боковой зазор в зацеплении шестерни КОМ составлял 0,15 – 0,4 мм (см. рис. 3). При этом шестерни должны свободно вращаться, не создавая шума.
Конические роликовые подшипники промежуточной шестерни регулируют также прокладки, устанавливаемые под крышку подшипника. Осевой зазор промежуточной шестерни должен составлять 0,04 – 0,11 мм и определяется с помощью индикатора.
Осевое смещение первичного вала КОМ предотвращается стопорным кольцом, которое прижимается крышкой подшипника и шайбой, закрепленными болтами в торце вала.
Для включения КОМ при работе насоса от водоисточника необходимо выключить сцепления, рычаг коробки передач поставить в нейтральное положение, а рычаг КОМ перевести «на себя».
КОМ-68Б позволяет осуществлять привод насоса как при работе на стоянке, так и при движении пожарного автомобиля на первой и второй передаче. Чтобы включить КОМ для работы насоса при движении пожарного автомобиля, необходимо выжать педаль сцепления, перевести рычаг КОМ «на себя», и при включённой первой или второй передаче плавно отпустить педаль сцепления. Этот режим работы КОМ и, соответственно, насоса, в основном, имеет смысл для тех автомобилей, которые оборудованы стационарным лафетным стволом.
Передача крутящего момента от фланцевой муфты ведомого вала КОМ к валу пожарного насоса осуществляется карданной передачей, которая состоит из карданных валов и промежуточных опор. Карданная передача позволяет соединять валы, геометрические оси которых не находятся на одной прямой линии.
В дополнительной трансмиссии отечественных пожарных автомобилей применяются полые карданные валы серийных грузовых автомобилей с жесткими карданными шарнирами и телескопическим шлицевым соединением. Карданный шарнир обеспечивает передачу крутящего момента при стыковании валов между собой под углом до 150. Телескопическое шлицевое соединение компенсирует возможное изменение расстояния между агрегатами.
На рис. 4 показан общий вид карданной передачи привода насоса пожарной автоцистерны АЦ-40(431410)63Б, которая состоит из двух карданных валов 3 от автомобиля ГАЗ-51, промежуточного вала 4, закреплённого в двух опорах, установленных на кронштейнах рамы через резиновые втулки 5, выполняющие роль амортизатора. Аналогичные амортизационные подушки 6 имеются под передней и задней опорами центробежного пожарного насоса 7.
Устройство промежуточного вала с опорами показано на рис. 5. Такие валы используют на многих пожарных автомобилях на шасси ЗИЛ.
Промежуточный вал 6 установлен на двух радиально-сферических шарикоподшипниках 4. Наличие таких подшипников допускает незначительный перекос вала, благодаря чему, компенсируется деформация рамы автомобиля, и не требуется большая точность установки опорных корпусов подшипников. Корпус опоры 3 представляет собой корпус подшипника, закрытый крышкой 5. Смазка подшипников осуществляется консистентной смазкой через маслёнку 7, ввёрнутую в корпус опоры. На концах промежуточного вала установлены фланцевые муфты 1 для присоединения карданных валов. В местах выхода промежуточного вала из корпусов опорных подшипников имеются резиновые самоуплотняющиеся сальники 2.
На пожарных автоцистернах на шасси ЗИЛ со средним расположением пожарного насоса в дополнительной трансмиссии установлен один карданный вал (чаще всего от автомобиля ГАЗ-69).
Для обеспечения необходимого соотношения частот вращения между коленчатым валом двигателя и валом центробежного пожарного насоса высокого давления возможна установка дополнительного редуктора. Так, на пожарных автоцистернах на шасси ЗИЛ-5301 с насосом высокого давления НЦПВ-4/400 в систему привода пожарного насоса входит повышающий редуктор с передаточным числом 2,89. Редуктор крепится на раме автомобиля между карданным валом и пожарным насосом. Он представляет собой шестерёнчатый механизм с промежуточным (паразитным) колесом для сохранения направления вращения вала от КОМ.
Модель 126-25-00-00
Эта коробка отбора мощности используется в дополнительной трансмиссии пожарного автонасоса АН-40 (130) модели 127, на котором устанавливается пожарный насос ПН-40К.
От коробки отбора мощности КОМ-68Б она отличается тем, что корпус отлит из чугуна СЧ-18-36, а крышки – из чугуна СЧ-15-32; шариковые подшипники №50406, 50308, 308 заменены на шариковые подшипники №50407, 50309, 309, шестерня с z=17 заменена шестерней с z=19.
Модель 107-00-00
Коробка отбора мощности КОМ-107 является отдельным редуктором, который выполняет роль раздаточной коробки, переключаемой на привод либо заднего моста, либо пожарного насоса, поэтому включение насоса при движении пожарного автомобиля исключается.
При включении пожарного насоса рычаг КОМ должен быть переведен в положение «на себя», с обязательным включением прямой (четвертой) передачи коробки передач базового шасси.
При передвижении пожарного автомобиля с места рычаг должен быть поставлен в положение «от себя» для включения привода заднего моста.
Масло заливается через контрольное отверстие до его кромки. Смазка трущихся поверхностей осуществляется разбрызгиванием. Отработанное масло сливается через сливное отверстие, закрываемое магнитной пробкой.
Обкатку КОМ-107 осуществляют в течение 10ч при частоте вращения вала насоса 2000 об/мин и подаче 20 л/с. Устанавливается КОМ на раме пожарного автомобиля. В качестве амортизаторов используются резиновые подушки.
Вывод по вопросу: в зависимости от модели базового шасси, пожарные автомобили комплектуются различными типами КОМ для привода специальных агрегатов.
Дополнительный привод управления сцеплением
Привод управления сцеплением
Дополнительная система управления механизмом сцепления предназначена для отключения (включения) пожарного насоса от двигателя шасси. На рис. 6 (Слайд №6) показана принципиальная схема механической дополнительной системы управления сцеплением пожарной автоцистерны (применялась на АЦ моделей 63Б и 137А ранних выпусков, ПМ-548 и ряде других).
В насосном отделении пожарного автомобиля установлен рычаг 9 сцепления и зубчатый сектор 11. Для выключения сцепления необходимо нажать пальцем на кнопку 8, которая через стержень 7 выведет из зацепления с зубчатым сектором защёлку 10, а рычаг сцепления перевести в положение «на себя» и зафиксировать его в крайнем заднем положении (по направлению стрелки). При этом переместится малая тяга 6, поворачивая рычаг 12 промежуточной опоры 13 с одновременным перемещением большой тяги 14, на которую навёрнута муфта 4 с прорезью. Далее муфта воздействует через ось 15 педали сцепления и промежуточную тягу 16 на рычаг 18 валика 19 сцепления. Вилка 2 валика действует на выжимной подшипник 1, обеспечивая выключение сцепления. При нажатии в кабине водителя на педаль 3 сцепления нижняя её ось свободно перемещается по прорези муфты 4, не воздействуя на систему тяг дополнительной системы управления сцеплением. Возвращение педали сцепления в исходное положение происходит под действием возвратной пружины 17. Свободный ход педали сцепления регулируют изменением положения муфты 4, установленной на промежуточной тяге. Величина свободного хода педали сцепления должна соответствовать нижнему пределу диапазона, установленного заводом изготовителем шасси. Например, если на автомобиле ЗиЛ-131 величина свободного хода составляет 35…50 мм, то для автоцистерны на этом шасси следует выставить величину свободного хода 35-40 мм (не более). При большей величине свободного хода из-за неизбежных люфтов привода будет происходить неполное выключение сцепления.
Для регулировки длины тяг системы управления сцеплением необходимо рычаг сцепления в насосном отделении поставить в крайнее переднее фиксированное положение, освободить контргайку 5 большой тяги и вращением муфты 4 установить требуемую длину тяг. При переводе рычага сцепления в крайнее заднее положение добиться такого положения, чтобы при нажатии на педаль сцепления её свободный ход был в пределах требуемой величины. При переводе рычага сцепления в крайнее заднее фиксированное положение сцепление должно быть полностью выключено так, чтобы при работающем двигателе и включённой КОМ карданный вал к насосу не вращался. По окончания регулировки контргайки затянуть.
Вывод по вопросу: для удобства работы на пожарных автомобилях предусмотрен дополнительный привод сцепления.
Техническое обслуживание трансмиссий
Техническое обслуживание дополнительной трансмиссии пожарного автомобиля производится в плановом порядке для предупреждения неисправностей.
Перед вводом в эксплуатацию производится обкатка дополнительной трансмиссии совместно с обкаткой пожарного насоса. Обкатку пожарного насоса типа ПН-40УВ следует проводить в течение 20 часов при заборе воды из открытого водоисточника и её подаче через два ствола с диаметрами насадков 19 мм при полностью открытых напорных задвижках насоса. Режимы обкатки должны соответствовать Инструкции по эксплуатации пожарного автомобиля (см. табл. 1 слайд №7).
Примерные режимы обкатки пожарного насоса ПН-40УВ
Режим | Частота вращения вала насоса, об/мин. | Продолжительность работы, ч. |
1 | 1300-1600 | 2 |
2 | 1450-1750 | 3 |
3 | 1700-2000 | 5 |
4 | 1850-2150 | 5 |
5 | 2000-2300 | 3 |
6 | 2100-2400 | 2 |
В процессе обкатки трансмиссии необходимо следить за частотой вращения вала по тахометру пожарного насоса, проверять отсутствие подтекания масла и нагрев КОМ, следить за отсутствием повышенных шумов и вибраций элементов дополнительной трансмиссии. Работа КОМ считается удовлетворительной, если в процессе её обкатки и дальнейшей эксплуатации не прослушивается повышенный шум (не более 90 дБ), а температура масла в картере не превышает 110 0С.
После окончания обкатки масло из картеров (КПП либо раздаточной коробки, насоса, дополнительного редуктора) необходимо слить и затем заправить в них свежее масло в соответствии с картой смазки пожарного автомобиля (см. Инструкцию по эксплуатации пожарного автомобиля). Следует также проверить боковой зазор в зацеплении шестерни первичного вала коробки передач и промежуточной косозубой шестерней КОМ и осевой зазор промежуточной шестерни КОМ. После этого по дополнительной трансмиссии проводятся работы в объёме первого технического обслуживания.
При ежедневном техническом обслуживании (ЕТО) проверяется отсутствие подтеканий масла, лёгкость и полнота включения КОМ, при наличии электропневматического или иного привода – исправность всех его компонентов, включая контрольные лампы. В случае установки в дополнительной трансмиссии редуктора следует проверить в нём уровень масла по контрольной пробке или трубке.
При работе пожарного автомобиля на пожаре нужно следить за отсутствием подтекания масла из КПП, КОМ, раздаточной коробки и дополнительного редуктора. Следует периодически проверять на ощупь нагрев картеров узлов трансмиссии. Нагрев считается нормальным, если не вызывает ощущения ожога руки. При работе специального агрегата следует прислушиваться к работе трансмиссии на предмет отсутствия стуков и посторонних шумов, а также вибрации валов.
По возвращению в пожарную часть необходимо проверить подтекание масла, нагрев агрегатов трансмиссии. Вымыть, очистить от грязи и протереть все агрегаты трансмиссии. Устранить все дефекты, выявленные при движении пожарного автомобиля и при работе специального агрегата.
При первом техническом обслуживании (ТО-1) в первую очередь выполняются работы в объёме ЕТО.
Затем необходимо проверить люфт в шарнирах и шлицевых соединениях карданной передачи, состояние и крепление промежуточной опоры и опорных пластин игольчатых подшипников, крепление фланцев карданных валов. Суммарный люфт карданной передачи не должен превышать 2-х градусов. КОМ, насос и траверзы промежуточных опор не должны иметь ослабленных креплений. Карданный и промежуточный валы не должны иметь никаких деформаций, в том числе вмятин. Балансировочные грузики на валах не должны быть сорваны (для удобства визуального контроля наличия грузиков, их можно окрасить в контрастный цвет). Проверяется и при необходимости доливается до нужного уровня масло в картеры узлов трансмиссии. Согласно карте смазки пожарного автомобиля (см. Инструкцию по эксплуатации пожарного автомобиля) производится смазка через пресс-маслёнки опорных подшипников промежуточного вала, шарниров (игл крестовин) и скользящих шлицов карданных валов. Шприцевание производить до выдавливания свежей смазки наружу.
При установке в дополнительной трансмиссии мультипликатора (повышающего редуктора) для привода насоса высокого давления – проверить крепление редуктора и после 20 часов работы насосной установки заменить масло (ТАП-15В) в его корпусе.
Второе техническое обслуживание (ТО-2) включает все операции ТО-1 и следующие мероприятия:
- проверку герметичности соединений картеров узлов трансмиссии;
- контроль наличия и величины зазоров в зацеплении шестерён, шлицов, а также в подшипниках (при необходимости регулировка).
- замену местами подшипников промежуточной шестерни в КОМ с последующей их регулировкой через каждые 100-200 часов работы.
- замену масла в картерах коробки передач, КОМ, раздаточной коробки, дополнительного редуктора согласно карте смазки пожарного автомобиля (см. Инструкцию по эксплуатации пожарного автомобиля).
При сезонном техническом обслуживании (СТО) в картерах коробки передач, КОМ, раздаточной коробки заменяют масла соответствующими летнему или зимнему периоду эксплуатации.
К основным неисправностям дополнительных трансмиссий пожарных автомобилей относятся:
- шум в коробке отбора мощности. Может возникать при отсутствии смазки, износе или неправильной регулировке подшипников, а также при износе или неправильном зацеплении шестерён; причём сильный стук свидетельствует о серьёзных неисправностях, требующих немедленного выключения КОМ и последующего её ремонта;
- тугое включение коробки отбора мощности. Может быть следствием заедания рычага включения или фиксатора КОМ;
- произвольное самовыключение коробки отбора мощности. Происходит вследствие ослабления пружины фиксатора или износа шестерён;
- вибрация карданной передачи и стуки. Могут быть вызваны ослаблением крепления фланцев карданных валов, деформацией или нарушением балансировки карданных валов, износом шлицевого соединения, износом подшипников промежуточной опоры, крестовин и шарниров. После ремонта карданного вала необходимо проверять его балансировку на специальных стендах. Дисбаланс карданных валов устраняется при помощи стальных пластинок, привариваемых к трубе вала;
- нагрев корпуса промежуточного вала. Может возникать вследствие износа подшипников промежуточного вала или отсутствия смазки в них;
- подтекание масла. Возникает в результате износа сальников, повреждения прокладок, неплотного прилегания сопрягаемых деталей и устраняется подтягиванием их болтовых соединений или заменой уплотнений;
- шум в редукторе привода насоса высокого давления. Может быть вызван низким уровнем масла в корпусе редуктора, а также износом шестерён и подшипников.
Перечень смазок
применяемых в дополнительных трансмиссиях пожарных автомобилей
Наименование смазочного узла или механизма | Смазочные материалы | Примерная периодичность замены смазки |
Коробка отбора мощности | Масло, применяемое для коробки передач или раздаточной коробки в соответствии с инструкцией по эксплуатации базового шасси: ТАп-15В; ТСп-15К; ТСп-10 (в зимний период эксплуатации). | Через одно ТО-2 |
Шарниры карданных валов (игольчатые подшипники крестовин) | Смазка №158; ТАп-15В; ТСп-10. | Через 50-60 часов работы |
Опорные подшипники промежуточного вала | Смазка №158; литол-24; смазка 1-13Ж; пресс-солидол С. | Через 50-60 часов работы |
Шлицы карданных валов | Смазка №158; литол-24; смазка 1-13Ж; пресс-солидол С. | Через 100 часов работы |
Реверсивные системы
Подобные КОМ имеют редуктор, а расположение валов здесь продольное. Установка подобных узлов осуществляется в нижнюю боковую часть картера коробки передач машины.
Здесь отбор мощности реализуется за счёт шестерни промежуточного вала КПП. Она находится в состоянии постоянного прочного зацепления с шестерней блока, которых в схеме предусмотрено несколько. Ещё одна шестерня будет в зацеплении вместе с промежуточной шестернёй. Сам блок шестерёнок, как и промежуточная шестерня, располагаются на осях. Последние закреплены непосредственно на картере КОМ.
Дополнительные материалы
Схемы дополнительных трансмиссий
Схемы дополнительных трансмиссий
«А», «Б» – 1-й вариант; «В» – 2-й вариант; «Г» – 3-й вариант
1 – двигатель; 2 – сцепление; 3 – КОМ; 4 – карданный вал; 5 – опоры; 6 – пожарный насос; 7 – коробка перемены передач; 8 – раздаточная коробка; 9 – промежуточный вал.
Схема коробки отбора мощности КОМ — 68Б
Коробка отбора мощности КОМ — 68Б
Дополнительная трансмиссия автоцистерны АЦ-40(431410)63Б
Дополнительная трансмиссия автоцистерны
1 – коробка отбора мощности; 2 – кожух; 3 – вал карданный; 4 – вал промежуточный; 5 – втулка; 6 – подушка; 7 – пожарный насос; 8 – уплотнение.
Промежуточный вал дополнительной трансмиссии
Промежуточный вал дополнительной трансмиссии
1 – фланцевая муфта; 2 – сальник; 3 – корпус опоры; 4 – подшипник; 5 – крышка; 6 – промежуточный вал; 7 – маслёнка.
Зависимые коробки
Здесь речь идёт о зависимости от сцепления. Подобные устройства обычно располагаются на транспортных средствах, оснащённых механическими коробками передач. Такие системы актуально применять в случае, когда навесное дополнительное оборудование не нужно включать на ходу, то есть во время движения транспортного средства.
Зависимые коробки обладают несколькими основными преимуществами:
- они имеют небольшой вес, что упрощает работу с ними при ремонте и обслуживании;
- сам ремонт не вызывает никаких сложностей при наличии определённого уровня знаний;
- если коробка находится в выключенном состоянии, такие КОМ дополнительно не нагружают двигатель;
- конструкция достаточно простая и надёжная;
- они обладают длительным сроком службы;
- требования в плане технического обслуживания минимальные;
- высокий уровень безопасности, поскольку коробка отбора не может самопроизвольно включиться в работу на ходу.
Самым ярким примером машин, где используются зависимые коробки отбора мощности, являются самосвалы.
Монтируются зависимые коробки предельно просто. Для этого предусмотрено специально отведённое место. Предварительно демонтируется лючок. Если расположение будет верхним, дополнительно в схеме используется насос.
С демонтажными работами также всё просто. В случае снятия на работу основной КПП это никак не повлияет.
Классификация пожарных автомобилей
Пожарный автомобиль – специальный транспорт, укомплектованный пожарно-техническим оборудованием, применяемым для борьбы с пламенем и осуществления спасательных мероприятий.
Виды пожарных автомобилей и их классификация
Пожарные машины выпускаются под самыми разными конструктивными исполнениями транспортных средств – лодки, самолеты, поезда и т.д. Для выделения автомобилей из «толпы» на них наносят специальную окраску, таблички, знаки и оснащают звуковыми и световыми устройствами. Всю спецтехнику окрашивают в красный цвет, а для повышения информативности добавляют еще черный и белый. На выдвижные установки, которые представляют угрозу для человека, наносят специальные бело-красные разметки.
Пожарные автомобили классифицируются в зависимости от категории выполняемых работ на основные, для целевого применения, специальные и вспомогательную технику.
Основные
Подают огнетушащие смеси в зону возгорания. Различают основные пожарные и аварийно-спасательные автомобили общего применения (для борьбы с пламенем в населенном пункте, за его пределами) и целевого. В зависимости от целевого назначения второй вариант предполагает широкий модельный ряд. Какие автомобили относятся к пожарным автомобилям целевого применения и общего указано в таблице №1.
АПП – первой помощи
АВД – с насосом высокого давления
АП – порошкового тушения
АПТ – пенного тушения
АКТ – комбинированного тушения
АГТ – газового тушения
ПНС – насосная станция
АГВТ – газоводяного тушения
Подробнее хотелось бы остановиться на нескольких разновидностях транспортных средств и их особенностях.
Автоцистерны изготавливаются на платформе различных авто: ЗИЛ, КамАЗ, Урал. Различаются между собой объемами резервуара для воды, пенообразователя и производительностью насосной установки. Оснащены специальными емкостями, предназначенными для перевозки различных жидких огнетушащих сред и насосными установками. Также на данной спецтехнике перевозят всевозможное оборудование в зону возгорания. Различают 3 типа автоцистерн:
- легкие – максимальный объем резервуара – 2000 литров, к пожарным автоцистернам легкого типа относится АЦ 30(53А);
- средние — объем емкости 2-4 м3, к пожарным автоцистернам среднего типа относится АЦ 30(130);
- тяжелые – объем резервуара составляет больше 4 м3.
Автонасосы по конструктивному исполнению имеют сходство с автоцистернами. Оборудуются всеми возможными устройствами, техникой, агрегатами, достаточно вместительными, для перевозки пенообразователя, резервуарами. Могут эксплуатироваться вместе с автоцистернами или самостоятельно. Изготавливают на основе платформы КамАЗ.
Автомобили первой помощи эксплуатируются для быстрой доставки небольшой аппаратуры, огнетушащих сред в зону воспламенения. С их помощью локализуют очаг пламени до приезда более мощной спецтехники. Изготавливают на основе шасси ГАЗ.
Таблица №2 — Общая классификация по ГОСТ
По посадочной формуле
· автомобили с расчетом 1+2 (или 1+1), т.е. без дополнительной кабины для личного состава;
· 1+5 (или 1+6), т.е. с дополнительной кабиной с одним рядом сидений;
· 1+8, т.е. с дополнительной кабиной с двумя рядами сидений.
По компоновочной схеме
· автомобили с кабиной, расположенной за двигателем (задняя кабина)
· над двигателем (фронтальная кабина)
· перед двигателем (передняя кабина).
По климатическому исполнению
1.Для районов с умеренным климатом выпускают автомобили в нормальном (стандартном) исполнении (исполнение У).
2.Автомобили в северном исполнении (подогрев воды в цистерне, утепление цистерны, специальная компоновка со средним расположением насоса, шасси в северном исполнении) (исполнение С).
3.Автомобили в тропическом исполнении (повышенная эффективность системы охлаждения при стационарной работе, специальные покрытия) (исполнение Т).
Целевого применения
Транспортные средства этого типа классифицируют исходя из выбора средств для тушения пожара.
При пенном тушении используют автомобиль для перевозки огнетушащих сред, аппаратуры и прочих вспомогательных устройств к зоне возгорания. Он оборудован 2 переносными устройствами, предназначенными для подъема генераторов пены, максимум до 13 м. Кроме этого, данный тип транспорта может быть укомплектован двумя дозирующими вставками, лафетным стволом и шестью установками для производства пены, его изготавливают на основе шасси Урал.
Машину порошкового тушения эксплуатируют для устранения пламени на предприятиях промышленного значения. На сегодняшний день данная спецтехника встречается крайне редко, поскольку последний раз была выпущена с конвейера еще в 1986 году.
С целью газового тушения используют автомобили оснащенные баллонами с углекислотой. Применяют для устранения возгорания электрической техники, пребывающей под напряжением, в архивных и музейных помещениях. Основное функциональное устройство – оборудование газового тушения. Подача огнетушащей субстанции происходит посредством специального ствола. Устройства данной группы отлично гасят легковоспламеняющиеся и горючие среды. Их изготавливают на платформе Урал, ЗИЛ и КамАЗ.
Для газоводяного тушения используется установка оснащенная мощнейшим силовым агрегатом, что позволяет создавать турбореактивный поток газа. Ее эксплуатируют для тушения возгорания газонефтяных фонтанов, производят на основе шасси КамАЗ. Также стоит отметить сверхмощное насосное оборудование, производящее 150 литров гасящей субстанции в секунду.
В машинах комбинированного тушения – устройство последовательно подает огнетушащие среды в зону возгорания, их производят на основе шасси КамАЗ.
Аэродромные транспортные средства эксплуатируют во время организации спасательных мероприятий экипажа, авиапассажиров и при устранении очагов пламени воздушного транспорта. Выпускают их на платформе КамАЗ. Данная категория спецтехники подразделяется на 2 типа:
- стартовые – «работают» около взлетных полос, производят на основе платформы ЗИЛ;
- основные – размещают в пожарных подразделениях, выполняют на основе платформы МАЗ.
Насосные станции – нужны для подачи жидкой субстанции по магистралям к пожарной спецтехнике, переносным стволам. Выпускают на основе платформы ЗИЛ и прицепах.
Специальные
Эти машины необходимы для организации особых мероприятий в зоне возгорания и устранения чрезвычайных ситуаций. Они используются для осуществления, например, подъема на высоту, разбора элементов какого-либо строения и т.д. Одними из основных рабочих характеристик спецтехники является: высота подъема автолестниц и производительность генератора аварийно-спасательной техники. В эту категорию входит рукавный автомобиль, установка для освещения и связи, автолестницы.
Рукавное транспортное средство необходимо для перевозки рукавов к зоне возгорания, а также для укладывания магистралей на ходу. Его изготавливают на основе платформы ЗИЛ. Объем перевозимых рукавов зависит от их диаметра.
Установка освещения и связи эксплуатируют, когда необходимо создать освещение рядом с горящей зоной или связь между рабочей бригадой и главным «офисом». Она укомплектована 2 видами радиостанции (мобильная и стационарная), рупором, телефоном и прожектором. Выпущена на основе платформы ГАЗ.
Автолестницы необходимы для подъема на верхние этажи. Данная спецтехника подразделяется еще на 3 типа в зависимости от длины и вида приводного устройства:
- малой длины – до 2000 см;
- средней длины – до 3000 см;
- большой длины – от 3000 и больше см.
Источник питания привода: механический, гидравлический, комбинированный и электрический.
Вспомогательная техника
Применяют для работы пожарных подразделений, передвижения сотрудников, перевозки различного инвентаря, имущества. В эту категорию входит широкий модельный ряд самой разной техники – бензовозы, грузовики, ремонтные мастерские.
Высокий уровень боевой готовности пожарных подразделений, точная и продуктивная работа специализированного оборудования во многом зависит от правильного содержания, и своевременного осуществления технического осмотра. Для обеспечения положительного результата необходимо уделять особое внимание организации и хранению пожарной техники. Круглосуточно поддерживать транспортное средство в исправном состоянии, поскольку оно может понадобиться в любой момент. Важно хорошо изучить технические характеристики и конструктивные особенности пожарных машин. Эффективная эксплуатация техники требует наличия практического опыта, и теоретических знаний.
Технические характеристики пожарных автомобилей, находящихся на вооружении подразделений подробнее можно посмотреть ЗДЕСЬ.
Ознакомиться с условно графическими обозначениями пожарного транспорта можно ЗДЕСЬ.
Классификация, элементы конструкции и ТТХ автомобилей основного и специального назначения,пожарные автомобили.
Создан: 2016-09-18 16:49:22
Оценили: 6 человек
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН
проведения занятий с группой дежурного караула пожарной части по Пожарной технике.
Тема: Классификация, элементы конструкции и ТТХ автомобилей основного и специального назначения. Вид занятия: классно-групповой. Отводимое время: 90 минут.
Цель занятия: закрепление и совершенствование знаний личного по теме:
1.Литература, используемая при проведении занятия:
Учебник: «Пожарная техника» В.В.Теребнёв. Книга №1.
Приказ №630.
В зависимости от назначения пожарные и аварийно-спасательные автомобили подразделяются на основные, специальные и вспомогательные.
Основные автомобили предназначены для подачи огнетушащих веществ в зону горения и подразделяются на автомобили общего применения (для тушения пожаров в городах и населенных пунктах) и автомобили целевого применения: аэродромные, воздушно-пенного тушения, порошкового тушения, газового тушения, комбинированного тушения, автомобилей первой помощи.
Специальные автомобили предназначены для обеспечения выполнения специальных работ на пожаре, либо при ликвидации ЧС. К ним относятся автомобили штабные, газодымозащитной службы, пожарные автолестницы и подъемники, аварийно-спасательные машины общего применения, автомобили обеспечения пиротехнических работ, подвижные химико-радиометрические лаборатории, подвижные водолазные посты и т.д.
К вспомогательным автомобилям относятся: автотопливозаправщики, передвижные авторемонтные мастерские, диагностические лаборатории, автобусы, легковые, оперативно-служебные, грузовые автомобили, автокраны, автокран купить, экскаваторы, трактора, а также другие транспортные средства.
ОСНОВНЫЕ ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ
Пожарными автоцистернами называются пожарные автомобили, оборудованные цистерной для жидкости и пожарным насосом. Они предназначены для доставки к месту пожара л/с, пожарных устройств и пожарного оборудования, запаса огнетушащих веществ (воды, пенообразователя или раствора смачивателя) и подачи пожарных стволов (водяных и пенных) как без установки, так и с установкой на водоисточник.
Кроме того, пожарные автоцистерны могут быть использованы как промежуточные объемы при перекачке воды. Каждая пожарная автоцистерна создается на базе грузового автомобиля, который состоит из трех основных частей:
двигателя;
шасси;
кузов.
Эти основные части сохраняются и у пожарной автоцистерны, но претерпевают определенные изменения.
Систему охлаждения усиливают дополнительной системой охлаждения, которая состоит из теплообменника, связанного через соединительные трубы с пожарным насосом. Она предназначена для предотвращения перегрева двигателя в летнее время при его стационарной работе на пожарный насос.
Отработанные газы двигателя используются для приведения сирены в действие, газоструйного вакуум-аппарата, создающего разряжение в полости пожарного насоса, для обогрева воды в цистерне, насосного отделения и кабины боевого расчета (зимой). Выпускные трубы, глушитель, батареи обогрева образуют систему выпуска отработанных газов.
Конструкция шасси грузового автомобиля (трансмиссия, ходовая часть и механизмы управления) в основном сохраняется.
Для подачи воды и других огнетушащих жидкостей на пожарной автоцистерне монтируют насосную установку (пожарный насос, водопенные коммуникации, пеносмеситель, вакуумная система). Пожарный насос приводится в действие от двигателя через дополнительную трансмиссию, состоящую из коробки отбора мощности и карданной передачи. Коробка отбора мощности может быть установлена вместо одной из крышек коробки передач или самостоятельно.
Для приведения в действие пожарного насоса необходимо с помощью коробки отбора мощности подключить его к двигателю. Тогда усилия передаются по схеме: двигатель — механизм сцепления — коробка передач -коробка отбора мощности — карданная передача — пожарный насос (при установке коробки отбора мощности на коробке передач).
Для удобства управления двигателем и трансмиссией из насосного отделения (при расположении насосной установки сзади) делается сдвоенное управление механизмом сцепления и дроссельной заслонкой карбюратора. Это дает возможность водителю менять режим работы как из кабины водителя, так и из насосного отделения.
В электрооборудование автомобиля дополнительно включены ряд приборов для освещения кабины боевого расчета, отсеков кузова, насосного отделения, площадки около насосного отделения, световая и звуковая сигнализация, контрольно-измерительные приборы.
Специальный кузов используется для размещения боевого расчета, пожарного оборудования и окрашивается в красный цвет. Внутри его находится цистерна и бак для пенообразователя.
Таким образом, основными частями пожарных автоцистерн являются:
двигатель с дополнительной системой охлаждения и измененной системой выпуска отработанных газов;
шасси грузового автомобиля с дополнительной трансмиссией на пожарный насос;
насосная установка;
сдвоенное управление двигателем и механизмом сцепления из кабины водителя и из насосного отделения;
специальный кузов;
цистерна;
бак для пенообразователя;
дополнительное электрооборудование.
Пожарные автоцистерны составляют преобладающее большинство парка пожарных автомобилей (около 90%). Их выпуск составляет более 80% по сравнению с другими видами пожарных автомобилей. Это объясняется тем, что пожарные автоцистерны относятся к группе пожарных автомобилей, которые представляют собой самостоятельные тактические единицы, хотя могут применяться и в комплексе с другими типами пожарных машин.
Легкие – с емкостью цистерны до 2000 литров (2м3); к ним относятся пожарные автоцистерны марок АЦ-30(53А), модель 106А; АЦ-30(53А) модель 106Б; АЦ-30 (66) модель 146.
Средние – с емкостью цистерны 2000-4000 литров (2-4м3); к ним относятся пожарные автоцистерны марок АЦ-30 (130)63А; АЦ-40 (131) 137, АЦ-40 (375) Ц1.
Тяжелые – с емкостью цистерны свыше 4000 литров (4м3).
Пожарными автонасосами называются пожарные автомобили, оборудованные пожарными насосами.
Пожарные автонасосы и насосно-рукавные автомобили предназначены для доставки к месту пожара л/с, пожарных устройств, оборудования и подачи воды к месту тушения пожара. Они конструктивно сходны с пожарными автоцистернами и отличаются от последних отсутствием цистерны, более широким комплектом пожарного оборудования по количеству и номенклатуре, большим числом мест для боевого расчета и увеличенным объемом бака для пенообразователя. Пожарные автонасосы, как правило, применяются в комплексе с пожарными АЦ. Однако они могут быть с успехом использованы и самостоятельно при тушении пожаров в районах с широко развитой сетью водоснабжения (естественной или искусственной), особенно в городах и на промышленных предприятиях.
При достаточно большом количестве вывозимых пожарных рукавов в существующих пожарных автонасосах не механизирована прокладка и уборка рукавных линий.
ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ ЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ
ПА ВОЗДУШНО – ПЕННОГО ТУШЕНИЯ
ПА пенного тушения предназначены для тушения пожаров нефти и нефтепродуктов как на нефтеперерабатывающих предприятиях, так и при хранении их на складах в вертикальных наземных резервуарах. Они доставляют к месту пожара боевой расчет, пожарное оборудование, пенообразователь, технические средства для подачи воздушно-механической пены (стационарные, типа ствола-мачты или переносные пеноподъемники, пенные насосы, переносные пеносмесители и т.п.).
Основным огнетушащим средством тушения нефтепродуктов является пена, которая может приготавливаться двумя способами:
химическим
механическим.
Химическая пена получается в результате химической реакции между кислотной и щелочной частями специально приготовленных порошков. Приготовление такой пены осуществляется в специальных пеногенераторах.
Воздушно-механическая пена получается в результате механического перемешивания воды, пенообразователя и воздуха в специальных воздушно- пенных стволах, а дозирование пенообразователя в смесителях. Так как аппаратура для получения воздушно-механической пены более компактна, а хранение пенообразователя и его транспортировка к смесителям и воздушно-пенным стволам удобнее, чем пеногенераторных порошков, наибольшее распространение в последнее время получила воздушно-механическая пена.
В отличии от автоцистерны автомобиль воздушно-пенного тушения комплектуется большим количеством пенообразующей и пеноподающей аппаратуры. Например, АВ-40(375Н) оснащается двумя телескопическими пеноподъемниками, шестью генераторами пены ГПС-600. Для обеспечения одновременной работы шести пеногенераторов ГПС-600 кроме пеносмесителя ПС-5 предусмотрен трубопровод с вентилем и калиброванным отверстием диаметром 20 мм, соединяющий цистерну с всасывающей полостью центробежного насоса, что обеспечивает дополнительное дозирование пенообразователя от АВ-40 (375) можно получить 1000 м3 пены с кратностью 10, что дает возможность потушить пожар в резервуаре емкостью 5000 м3.
Для подвоза большого количества пенообразователя при тушении крупных пожаров используют полуприцепы.
Для тушения пожаров в замкнутых объемах (кабельные тоннели, подвалы и т.п.) используют пожарные автомобили, оборудованные генераторами высокократной пены вентиляторного типа. Составными частями такого генератора являются осевой вентилятор, распределители, корпус и сетки, формирующие пену. Такой автомобиль выпускают мелкими сериями отечественная промышленность на базе шасси ГАЗ-66. Он может работать в двух режимах: дымоудаления и генерация пены высокой кратности. Привод осевого вентилятора осуществляется от двигателя шасси через КОМ.
За рубежом применяют для оснащения автомобилей пенного тушения переносные генераторы высокократной пены, привод которых осуществляется от водяной турбины с использованием напора, развиваемого пожарным насосом.
ПА ПОРОШКОВОГО ТУШЕНИЯ
Пожарные автомобили порошкового тушения используются для тушения пожаров на промышленных объектах при ликвидации горения щелочных металлов, горючих и ЛВЖ, электроустановок, а также сжиженных газов огнетушащими порошками. В последнее время автомобили порошкового тушения начинают применять при ликвидации горения нефтяных и газовых фонтанов. Огнетушащим средством на этих автомобилях являются порошки, в состав которых входят в зависимости от марки кальцинированная сода, бикарбонат натрия, графит, стеариты железа и алюминия. Некоторые порошки состоят из мелкоразмельченного селикагеля, насыщенного легкоиспаряющимся фреоном.
Огнетушащий порошок на автомобилях хранится в герметичных резервуарах, которые при помощи трубопроводов и запорной арматуры соединены с лафетными и ручными стволами. Транспортирование порошка по трубопроводам осуществляется сжатым газом, который подается в емкость с порошком от компрессора или баллонов.
Автомобиль порошкового тушения смонтирован на шасси автомобиля ЗИЛ-130. Порошковая установка состоит из сосуда для порошка, источника сжатого воздуха, стволов для создания и направления струй порошка, системы подвода воздуха и подачи порошка и пульта управления.
К обслуживанию автомобиля порошкового тушения допускаются только лица, изучившие его устройство и «Правила эксплуатации сосудов, работающих под давлением», сдавшие испытания по техминимуму и правилам техники безопасности.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПА
Специальные пожарные автомобили предназначены для обеспечения выполнения специальных работ на пожаре.
Пожарный рукавный автомобиль АР –2 (131)-133
Рукавный автомобиль служит для доставки к месту пожара боевого расчета, напорных пожарных рукавов диаметром 150, 110 или 77 мм, общей длиной соответственно 1,34; 1,76 или 2,04 км, прокладки магистральных линий на ходу, механизированной намотки рукавов в скатки, а также погрузки и транспортировки их с пожара. Рукавный автомобиль обеспечивает также тушение пожаров путем подачи мощной струи для воздушно-механической пены через лафетный ствол.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Базовое шасси – ЗИЛ – 131
Максимальная мощность двигателя – кВт-110
Максимальная скорость км/ч – 80
Общее количество вывозимых рукавов (м)
Диаметром – 150 мм – 1.340
— 110 мм – 1.760
— 77 мм – 2.040
Скорость выкладки рукавов в линию км/ч – 9
Пропускная способность ствола ПЛС-60 КС л/с – 60
Производительность по пене кратностью 10 м3/мин – 40
Габаритные размеры мм – 7275х2536х3030
Масса с полной нагрузкой кг – 10 425
Автомобиль применяют совместно с передвижными насосными станциями, насосно-рукавными автомобилями или автоцистернами
Рукавный автомобиль смонтирован на шасси трехосного автомобиля ЗИЛ-131 высокой проходимости. Впереди автомобиля установлена лебедка для вытаскивания его на труднопроходимых участках пути, а также оказания помощи застрявшим в пути машинам.
ПА СВЯЗИ И ОСВЕЩЕНИЯ
Автомобиль связи и освещения АСО-12(66)-90А предназначен для освещения места работы пожарных подразделений на пожаре, обеспечения связи штаба пожаротушения с центральным пунктом пожарной связи (ЦППС) и служит для доставки боевого расчета и комплекта инструмента к месту пожара. По прибытию на место пожара является электростанцией, обеспечивающей электроэнергией агрегаты освещения, связи и электроинструмент, а также местом дислокации штаба тушения пожара.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
Максимальная мощность двигателя кВт – 84,6
Число мест для боевого расчета – 5
Средства связи и освещения:
Мощность генератора – 12 кВт
Генератор – ЕСС-5-62-42-М-101
Громкоговорящая установка – ГУ-20М
Радиостанция стационарная – 57РЗ и 57Р1
Радиостанция переносная – 63Р1
Прожектор – ПКН-1500
Телефонный аппарат – ТА-68
Габаритные размеры мм – 5655х2322х2880
Масса с полной нагрузкой кг – 5770
Автомобиль предназначен для эксплуатации в районах с умеренным климатом при температуре окружающего воздуха от –35 до +35?С.
Автомобиль связи и освещения смонтирован на шасси ГАЗ-66-01.
АВТОМОБИЛЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ, СВЯЗИ И ОСВЕЩЕНИЯ АТСО-20/375-МП-114
Автомобиль технической службы, связи и освещения АТСО-20/375-МП-114, созданный на шасси «Урал-375», служит для проведения аварийно-спасательных работ на месте пожара.
Он оборудован гидравлическим краном грузоподъемностью 3 т, электрогенератором мощностью 20 кВт, лебедкой с тяговым усилием 7 тс, мачтой для подъема антенны дальней связи на высоту 10 м, выносными и стационарными прожекторами, дымососом и другим оборудованием. С помощью этого автомобиля удаляют дым и подают свежий воздух в помещения, вскрывают перекрытия и стены, разбирают завалы, оказывают помощь потерпевшим аварию автомобилям, освещают место пожара или аварийных работ, осуществляют радиосвязь со штабом пожаротушения и т.п. К автомобилю можно подключать и внешние потребители электроэнергии напряжением 230/400 В и частотой 50 и 400 Гц, а также телефонную сеть.
Боевой расчет на автомобиле – 1+6.
АВТОМОБИЛЬ ГАЗОДЫМОЗАЩИТНОЙ СЛУЖБЫ
Автомобиль газодымозащитной службы предназначен для доставки к месту пожара личного состава отделения ГДЗС (в составе девяти человек), газодымозащитного вооружения, средств дымоудаления, связи и освещения, электромеханизированного и другого инструмента.
Применяемое на пожаре специальное пожарное оборудование и вооружение автомобиля ГДЗС находятся в специфических условиях: быстрое приведение в действие и постоянное маневрирование, работа в условиях повышенной влажности и температуры, возможность воздействия водяных струй и механических повреждений. Все это создает повышенную опасность поражения электрическим током лиц боевого расчета. Поэтому на рассматриваемом автомобиле создана принципиально новая электросиловая схема с электронной защитой (вместо применявшегося ранее заземления), обеспечивающая мгновенное (0,05 с) отключение силового питания в случае пробоя изоляции электроинструмента или понижения сопротивления ее.
Для его изготовления используется пожарный автонасос АН-30(130) модели 64 или 64А, а в последнее время – модели 127. Пожарный насос и буксирный крюк демонтируются. В кабине боевого расчета устанавливается генератор переменного тока ЕСС 62-4М мощностью 12 кВт, напряжением 230 В с частотой тока 50 Гц.
Привод его осуществляется от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности КОМ-68Б и один карданный вал автомобиля ГАЗ-51.
ПОЖАРНЫЙ ШТАБНОЙ АВТОМОБИЛЬ
Пожарный штабной автомобиль АШ-5 (452)-79Б
Штабной автомобиль предназначен для обеспечения оперативной работы штаба пожаротушения и служит для доставки к месту пожара личного состава штаба и комплекта специального оборудования.
Техническая характеристика АШ-5 (452)-79Б
Базовое шасси-УАЗ-452
Максимальная мощность двигателя, кВт-51,5
Максимальная скорость с полной нагрузкой, км/ч-95
Средства связи:
громкоговорящая установка-СГУ-60
радиостанция стационарная-57Р1
радиостанция переносная-63Р1
Габаритные размеры, мм-4360 х 1940 х 2950
Масса с полной нагрузкой, кг-2740
Штабной автомобиль смонтирован на шасси двухосного автомобиля-фургона УАЗ-452 повышенной проходимости с передними и задними ведущими мостами. Грузоподъемность шасси 800 кг.
ПОЖАРНЫЕ АВТОЛЕСТНИЦЫ
Пожарная автолестница (АЛ) предназначена для подъема пожарных в верхние этажи зданий и сооружений, эвакуации людей и ценностей из верхних этажей горящих зданий и сооружений и служит для тушения пожаров водой или воздушно-механической пеной с помощью лафетного ствола и пеногенераторов, установленных на вершине комплекта колен, для перемещения тяжестей краном при сложенных коленьях.
Автолестница предназначена для эксплуатации в различных климатических зонах с температурой от –35 до +35?С. При соблюдении специальных правил автолестница может эксплуатироваться в районах с более низкими температурами.
Пожарные автолестницы классифицируются главным образом по длине и типу привода.
По длине они бывают: МАЛОЙ – до 20 метров АЛ-18(52А)-Л2, СРЕДНЕЙ – до 30 метров АЛ-30(131)-Л21, АЛ-30(131)-Л22, БОЛЬШОЙ ДЛИНЫ – АЛ-45(257)-ПМ-109.
По типу приводов механизмов пожарные автолестницы бывают с механической, гидравлической, электрической и комбинированной трансмиссиями. В настоящее время выпускают АЛ в основном с гидравлической трансмиссией как наиболее простой, надежной и удобной в эксплуатации.
ПОЖАРНЫЕ АВТОПОДЪЕМНИКИ
Коленчатые автоподъемники, как и пожарные автолестницы, служат для выполнения работ на пожаре, связанных с пребыванием людей на высоте. Они могут использоваться для подъема грузов и освещения места пожара прожекторами.
Главные механизмы и агрегаты пожарного автоподъемника:
— базовое шасси;
— опорная база;
— подъемно-поворотная база;
— звенья подъемника;
— механизм подъема и поворота;
— органы управления.
На коленчатых подъемниках управлять движениями можно из люльки или при помощи выносного дистанционного пульта. В верхней части пожарного автоподъемника устанавливается пожарный ствол ПЛС-20 или гребенка для подачи одновременно четырех стволов ГВП-600. Люлька подъемника имеет защиту от тепловой реакции.
Механизмы автоподъемника, как и автолестницы, имеют автоматические предохранительные устройства, выключающие механизмы при достижении КП предельно допустимых значений угла подъема и опускания, упора в здание. Пожарные автоподъемники имеют по сравнению с пожарными автолестницами большую маневренность. В настоящее время в эксплуатации находятся отечественные коленчатые автоподъемники высотой 17 и 30 метров.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АКП-30(375)
Базовое шасси – УРАЛ-375
Высота, м – 30
Вылет, м – 27,2
Угол подъема – 90
Грузоподъемность люльки, кВт – 320
Мощность двигателя, кВт – 132,5
Масса подъемника, кг – 14.840
Габаритные размеры, мм – 12.000 х 2.500 х 3.800
Скорость движения автомобиля км/ч – 75
- В данный момент 2.33/5
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Оценка: 2.3/5 (6 голосов )
Источник http://minitraktor34.ru/selhoztehnika/ustrojstvo-korobki-otbora-moshchnosti.html
Источник Источник Источник Источник Источник Источник http://pozharanet.com/pozharnoe-oborudovanie/transport/pozharnyj-avtomobil.html
Источник Источник Источник Источник http://nachkar.ru/texnika/index4.htm