Главная передача автомобиля ЗИЛ-130

Коробка передач автомобиля ЗИЛ-130 схема переключения. Зил акпп

Двигатель на ЗиЛ. Автор темы Jack

Подскажите, встанет ли двигатель ЯМЗ-236 на зил-130 вместо бензиновой 8 и какую кпп и задний мост поставить. .Просто есть задумка по постройке седельного тягача на длинной базе зил-130.

Andrey (Aias) 100% что влезет если кабина 131 стоит, родная 130 под вопросом, коробку лучше ставить мазовскую, а если найдешь кожух то лучше камазовскую с делителем.

Alexander (Socrates) Была разработка самого ЗИЛа. Был даже опытный образец сделан на базе ЗИЛ-130. Коробку дучше КАМАЗ с делителем, а задний мост либо КАМАЗ либо РАБА

Denis (Macario) Только не лопнет ли у тебя рама чЕрез пару тысяч.

Alexander (Socrates) Можно вариант продумать и с японским дизелем каким-нибудь. Он легче 236, а по мощности равны могут быть

Roman (Razanah) раньше в колхозах ставили дизеля от мтз-80 встаёт привосходно.

Alexander (Socrates) От МТЗ до сих пор двигатели ставят (Д-240; Д- 245).

236 тоже нормально встает если кабина нового образца.

Sergey (Obayana) Дмитрий, у меня товарищ делал не вышло.в130 не входит надо кадину 131 и облицовку, но двс надо поднять над рамой см на 6-7 и на рессорах см на10 под капотом места нет совсем поддон переделывать, кпп с маза, хфостовик высоко соединить с родным мостом проблема кардан на излом угол атаки более30 градусов, поставили задний мост с 131 слабый расматревался задний мост с камаза нона этом порэкт закончился, всё выбрасили и поставили 240 на родное кпп и мост но для седелки двс слабый 6 тонн ему тяжко и ещё на счет маздвс перед тежолый зад ведущий чуть снежок подьем мешина не едит, совет- НЕЗАМОРАЧИВАЙСЯ

Главная передача автомобиля ЗИЛ-130

Ivan (Haruka) Руслан, 236й движок влезет, но надо кабину поднимать, или оставлять Зиловский радиатор. Но с Зиловским неизвестно как с охлаждением будет при больших нагрузках

Alexey (Vanja) Как посадишь в раму, чем глубже тем лучше

Sergey (Obayana) Продам двигатель 2.0 10тыс.км. пробег, 135кобыл, бензин, с МКПП, раздаткой, полный привод, есть кардан, редуктор, проводы, кулоки, кулиса, педали, проводка и многое др.

Sergey (Obayana) Смд ставят.с дт 75 и комбайн нива.поёт с турбиной но скорость слаба

Ignat (Vikram) здорово ребята хотел узнать ваше мнение что если движ вареный на зил 130 на чем это может отразится подскажите кто в знает если не трудно

Ignat (Vikram) или это утиль уже

Groundhog (Justica) Продам мотор от w124 602 2.5 дизель со всем навесным. В навесное входит весь свап комплект, что бы поставить и завести, вплоть до всех патрубков и т д, + радиатор и выхлоп.цена 30 000р Мотор стоит на машине, можно завести. город СПБ

Kirill (Chuki) Но от кары мост не пойдет мазовский пойдет он потигавитей будет это сто пудов и тогда точьно будет зверь

Kirill (Chuki) Когда с места сьезжаешь нагрузка идет на задок а каровский такую нагрузку не выдержит ему шестерня порвет при сильной нагрузке так что ставе смело мазовский

Как устроена коробка передач автомобиля ЗИЛ 130

Автомобили ЗИЛ 130 и 131 оборудуются трехходовой пятиступенчатой механической коробкой переключения передач. КПП этого транспортного средства позволяет водителю двигаться вперед на пяти скоростях и назад — на одной. Чертеж устройства вы сможете найти ниже. Как можно увидеть на схеме, коробка передач ЗИЛ 130 и 131 оборудуется двумя синхронизаторами инерционного действия, которые включают вторую и третью, а также четвертую и пятую.

Ведущий вал вместе с шестеренкой и зубчатым венцом для активации пятой (прямой) скорости установлен в картере на подшипниках.

Главная передача автомобиля ЗИЛ-130Схема агрегата в разрезе со всеми обозначениямиГлавная передача автомобиля ЗИЛ-130Обозначение всех компонентов трансмиссии

Помимо этого, на кардане монтированы прямозубые шестеренки, предназначенные для активации реверсивного (заднего) хода и первой передачи. Также активацию этих режимов обеспечивает прямозубое зубчатое колесо шестеренка и компоненты синхронизаторов, установленные на шлицах вторичного шкива.

Кроме того, на вторичном валу монтированы и дополнительные шестеренки:

  • для включения второй передачи;
  • для активации третьего режима;
  • для включения четвертого.

И эти зубчатые кольца при функционировании находятся в постоянном сцеплении с колесами, установленным на промежуточном диске. Блок реверсивного движения установлен на специальных роликовых подшипниках, которые находятся на оси в картере. Здесь они установлены достаточно надежно. Кардан блока заднего хода также работает в сцеплении с промежуточным шкивом посредством дополнительных колес.

Что касается внутренней части картера, то сюда заливается рабочая жидкость, поэтому эта часть всегда закрывается от попадания мусора и пыли. Здесь же установлен сам механизм для переключения. Следует отметить, что механизм переключения коробки на ЗИЛ 130 и 131 по своему принципу устроен так же, как и на ГАЗ 53.

Схема переключения

Схема переключения на КПП ЗИЛ 130 и 131 представлена ниже. В целом схема оригинальная, но если верить словам ЗИЛоводов, то к ней можно привыкнуть очень быстро.

Главная передача автомобиля ЗИЛ-130Как переключается рычаг трансмиссии

Коробка отбора мощности КОМ.

Ее название намекает на то- что она отбирает часть крутящего момента двигателя и передает его на специальные механизмы. Это может быть гидронасос или навесное оборудование коммунальной техники. КОМ работает в тесной связке с коробкой передач, а включается из кабины транспортного средства. На это маленькое устройство ложится огромный объем нагрузок и работ.

Коробка отбора мощности

Поэтому его всегда стремятся сделать прочным и долговечным. Существует 2 типа КОМ зависимый и независимый от сцепления. Первый работает тогда, когда двигатель работает на холостом ходу. Зависимый КОМ легкий их просто установить и почти не нужно обслуживать. Они монтируются на механической КПП и включается водителем из кабины. Независимая КОМ может работать как с механикой, так и с автоматом.

Она устанавливается на бетоносмесителях, дорожноочистной технике, сель-хоз машинах. Место прописки КОМ может стать КПП, раздаточная коробка, двигатель или пространство между двигателем и КПП. КОМ высокопрочный агрегат, но даже он может ломаться.

Зачастую поломки видны сразу, КОМ либо перестает нормально включаться, либо начинает громко шуметь. Проблемы решаются по разному, начиная простым затягиванием гаек и заканчивая полной разборкой КОМ. В любом случае без соответствующих знаний и навыков самостоятельный ремонт КОМ не рекомендуется производителем.

Первичный вал

Первичный вал ЗИЛ-130

Первичный вал изготовляется из стали 25 ХГМ, глубина нитроцементованного слоя 0,6…0,8 мм, твердость поверхностного слоя НRCэ 61…66, твердость сердцевины HRCэ 37…46.

Основные данные посадочных мест вала, допустимые износы шлицев, шеек и гнезд вала под подшипники, а также данные о шестернях.

Толщина зубьев прямоточных шлиц-5, 805…5, 855

Диаметр гнезда под роликовый подшипник — 43,980…44, 007

Диаметр шейки вала под шариковый подшипник — 60,003…60,023

Диаметр шейки конца вала — 24,975…24,995

Вторичный вал

Вторичный вал ЗИЛ-130

Вторичный вал изготовлен из стали 25 ХГМ, глубина нитроцементации 0,8…1,1 мм, твердость поверхностного слоя HRCэ 61…66, твердость сердцевины HRCэ 37…46.

Биение шеек вторичного вала относительно оси допускается не более 0,05 мм. Применение шеек к выкрошенным цементированным слоем усталостного характера не допускается.

Параметры шлицев шеек вторичного вала

Диаметр шейки переднего конца вала под роликовый подшипник — 29,939..29,960

Диаметр шейки под шариковый подшипник — 50,003…50,020

Диаметр шейки под втулку шестерни постоянного зацепления четвертой передачи — 47,003…47,020

Диаметр шейки под косозубую шестерню постоянного зацепления второй передачи — 60,920…60,940

Толщина зуба шлицевой части вала под синхронизатор:

второй и третьей передач — 8,88…8,94

четвертой и пятой передач — 10,90…10,95

Толщина зуба шлицевой части вала под шестерню первой передачи — 10,88…10,94

Толщина зуба шлицевой части вала под фланец — 5,99…5,94

Промежуточный вал

Промежуточный вал ЗИЛ-130

Промежуточный вал изготовлен из стали 25ХГМ, глубина нитроцементации 0,8…1,1 мм, твердость поверхностного слоя HRCэ 58…61, твердость сердцевины HRCэ 35…45.

Биение шеек промежуточного вала относительно оси допускается не более 0,04 мм. Неисправные шейки вала могут быть отремонтированы хромированием с последующей их обработкой под номинальные размеры.

Вес коробки ЗИЛ-130 равен -98кг

Размеры сальников: 1 Первичного вала сальник 42х62х10 2 Вторичного вала сальник 58х8х16

Масло в коробку ЗИЛ-130 Тад-17 5,1 литра

Коробка ЗИЛ -130 схема

Перемещение шестерни ведомого вала вперед включается первая передача. 2 передача включается перемещением муфты синхронизатора назад. Если переместить муфту синхронизатора вперед, то включится 3 передача. Перемещением муфты 2 синхронизатора назад включается 4 передача. Если переместить муфту этого же синхронна вперед, то включится 5 передача. Промежуточный вал в передаче крутящего момента не участвует. Задний ход включается перемещением шестерни 1 передачи до включения ее с блоком шестерни заднего хода.

Коробка передач, в которой изменение крутящего момента по величине производится за счет изменении передаточного числа. Наибольшее распространение получили ступенчатая:

Схема переключения передач

коробки передач, где изменение передаточного числа осуществляется увеличением или уменьшением передаточного отношения зубчатых передач. Механизмы, которые изменяют в известных пределах передаточное число непрерывно, называются бесступенчатыми передачами.

» На автомобилях применяются бесступенчатые передачи следующих типов: гидравлические (Гидродинамические и гидрообъемные, иначе называемые гидростатическими), механические (фрикционные и импульсные) и электрические.

Наибольшее распространение в качестве бесступенчатых передач получили гидродинамические преобразователи-гидротрансформаторы, которые обычно устанавливаются в сочетании со ступенчатыми или планетарными коробками. Такие передачи называют гидромеханическими.

Ступенчатые коробки сравнительно просты ‚по конструкции и дешевле бесступенчатых передач, однако количество передаточных чисел у них ограниченное от трех до пяти.

На автомобилях повышенной проходимости и грузоподъемности число передач увеличивается благодаря применению дополнительной коробки передач. Крутящий момент будет тем больше, чем выше передаточное число шестерен, находящихся в зацеплении.

Схема КПП ЗИЛ-130

Ступенчатые коробки передач имеют принудительное ручное управление, а планетарные и бесступенчатые, в основном полуавтоматическое и автоматическое. Пятиступенчатая коробка передач показана на рис 131 Первичный (ведущий) вал 1 через сцепление соединяется с коленчатым валом двигателя. Вторичный (ведомый) вал является, как бы продолжением первичного вала и расположен с ним на одной оси.

Один конец вторичного вала насажен на роликовый подшипник 10, установленный в конце первичного вала, поэтому вторичный вал может вращаться независимо от первичного; второй конец вала установлен в шариковом подшипнике 8.

На промежуточном валу 9 насажены шестерни. Все, они, кроме шестерни первой передачи, изготовлены отдельно и закреплены на нем шпонками. Для уменьшения шума при работе и повышения долговечности шестерни, находящиеся в постоянном зацеплении, выполнены косозубыми.

Особенностью конструкции коробки автомобиля ЗИЛ-130 является наличие шестерен постоянного зацепления на вторичном валу. Эти шестерни благодаря специальной обработке (фосфатированию) сопряженных поверхностей вала и шестерен их канавок для смазки установлены на валу без специальных втулок и подшипников.

У коробки передач типа МАЗ—500 игольчатые подшипники шестерен вторичного вала, находящихся в постоянном зацеплении, смазываются маслом …под давлением. Для этого против переднего конца промежуточного вала с внешней стороны картера коробки передач установлен шестеренчатый масляный насос, приводящийся во вращение от переднего конца промежуточного

вала. Включение шестерен производится передвижением шестерни по шлицам вала, Но при этом неизбежен удар зубьев, так как окружные скорости шестерен разные. Для легкого и безударного переключения передач ‚необходимо, чтобы окружные скорости шестерен, вводимых в зацепление, были одинаковыми.

Окружная скорость шестерни зависит от числа оборотов вала, на котором она установлена, и от ее диаметра: чем больше диаметр шестерни и число оборотов вала, тем больше ее окружная скорость. Для выравнивания окружных скоростей шестерен перед вводом их в зацепление применяют особый механизм синхронизатор, который обеспечивает их бесшумное и безударное включение.

СИНХРОНИЗАТОР

Синхронизаторы обеспечивают бесшумность при включении. Разница в частоте вращения муфты синхронизатора и включении шестерни выравнивается плавно благодаря возникающей между ними силе трения. Механизм переключения КПП имеет фиксирующее устройство оно удерживает стержни переключения в требуемом положении.

Синхронизатор автобусов ЛАЗ-695, ЛАЗ-697 и автомобиля ЗИЛ-130 (рис. 132) работает следующим образом.

При перемещении муфты 11 влево с помощью вилки переключения коническое бронзовое кольцо передвинется вместе с ней и прижмется к конической поверхности шестерни 1. Конические кольца 7 и муфта ]] связаны между собой не жестко, а через три фиксирующих пальца 5 с шариками и пружиной. Шестерня 1 и кольца 7 вращаются с разной окружной скоростью. До тех пор, пока за счет силы трения эти скорости не сравняются, муфта 11 будет смещаться (рис. 132, б).

Оба бронзовых кольца 7 жестко связаны друг с другом при помощи пальцев 12. Муфта 11 будет передвигаться до того момента, пока коническая поверхность 10 муфты не упрется в коническую поверхность 9 пальца (рис. 132, а и г). Когда же скорости колец 7 синхронизатора и конуса шестерни 1 выравняются, палец 12 расположится по центру отверстия муфты 11, блокирующие конические поверхности разъединятся (рис. 132, в и д), и муфта продолжит свое смещение. Ее наружные зубья 13 войдут в зацепление с внутренними зубьями шестерни вала 1, которая, таким образом, соединится с помощью синхронизатора с ведомым валом 14.

Возможные поломки КПП

Определить имеется ли поломка КПП или нет возможно по характерным звукам. Признаки неполадок:

  • возникновение сильного шума;
  • самопроизвольная активизация передач;
  • течь масла.

В случае появления сильного шума со стороны раздаточной коробки, целесообразно проверить состояние шестерен, подшипников. Данные элементы подлежат замене. При износе зубьев водитель может столкнуться с такой проблемой, как самопроизвольное включение передач

Обращать внимание нужно на состояние уплотнительных элементов. При продолжительной эксплуатации транспортного средства они быстро теряют свои рабочие свойства

Это является причиной того, что будет отмечаться течь жидкости. Проверке подлежат мембрана в пневмокамере, крепления.

Самодельная техника и приспособления Автор темы Сергей

здраствуйте подскажите как сделать на зил 131 блокировку мостов включаемую и выключаемую зарание благодаен

Серега (Dakheel) завари диф и поставь хабы! или поищи готовую заводскую

Сергей (Fychan) это не выход

Владимир (Roly) Куда вы хотите загнать 131 на блокировках? Если он сядет на мосты, то и блокировка не поможет, а достать его от туда…..

Сергей (Fychan) да но с блокировкой он бы шел намного веселее и увереннее и меньше бы застрявал

Владимир (Roly) Если вы его всадите на блокировках, то чем доставать будете? Выверните ему все внутренности. Это же не ГТС

Анатолий (Boulos) У него и без блокировок средний редуктор рвет!

олег (Katleen) …мосты или редуктора от зил 4334, с блокировкой дифа-привод пневмо.

Пётр (Ditrik) Лучшая блокировка это лебедка испытано лишь бы было за что зацепиться У меня Зил 131 с двигателем от Бычка идет очень хорошо по грязи он по сравнению с бензиновым малооборотистый я сам ставил

Анатолий (Boulos) Можно обойтись лебедкой на крайний случай

Виктор (Friedegunde) Здравствуйте! Я сейчас пытаюсь поставить на 131 дизель от бычка. Хотел бы узнать как родной поддон становится или нет?

 

Пётр (Ditrik) Виктор ставь не заморачивайся все подходит единственное что придется переделать привод газа движок Бычка как там и стоял глушак еще нужно переделать и КПП если есть Бычка ставь ее а если нет то на Зиловской укорачивай первичный вал гдето на 50мм если что еще будет нужно обращайся помогу по лесу ездить дури хватает и нижний патрубок я делал вставлял один в другой разные диаметры а так все подойдет

Виктор (Friedegunde) у меня кпп зил 131. разве она отличается от кпп бычка? картер сцепления я взял с 131

Владимир (Roly) кпп — бычок и кпп зил-131 разные вещи . у меня на газ-66 двиг д-245 и коробка с бычка скорость макс 90 км, ч. поставил коробку со 131 скорость пропала макс 65-70 км, ч а с виду они одинаковые.

олег (Katleen) У БЫЧКА 5 ПОВЫШЕННАЯ А ЗИЛА 130 131 ПРЯМАЯ)

Виктор (Friedegunde) А длина первичного вала отличается?

Владимир (Roly) бычковский пер вал короче

Виктор (Friedegunde) Спасибо!

Владимир (Roly) Да незашто.

Сергей (Fychan) Это польский автомобиль STAR 660, аналог ЗИЛ 157 вот на нем стоят все мосты с блокировкой дифференциала, которая включается воздушной камерой типа тормозной.А так мосты полностью скопированы с ЗИЛ 157. Сьездите ы Польшу и вопрос решен по блокировке.

Задняя передача — ЗИЛ 41052 — YouTube

Больше тест-драйвов каждый день — подписывайтесь на канал — Присоединяйтесь к АВТО ПЛЮС …

Раздаточная коробка автомобиль ЗИЛ 131: техническое …

Чтобы быть уверенным в автомобиле ЗИЛ 131 раздаточная коробка … Передний мост имеет электропневматическое включение. … Сам картер коробки сделан из чугуна, он разъемный, задняя часть …. половина ведомых валов имеют одинаковую угловую скорость, а другая … Сцепление на ЗИЛ 130.

Как работает коробка передач автомобиля данной марки

При активации первой скорости на КПП автомобиля модели 130 и 131 зубчатое колесо начинает перемещаться по канавкам и попадает в зацепление с карданом первого режима КПП на промежуточном валу. В данном случае крутящий момент начинает переходить от первичного шкива посредством шестеренок и других вспомогательных элементов на вторичный диск. Показатель передаточного числа составляет 7.44.

Когда автомобилист включает вторую скорость, муфта, установленная на синхронизаторе, начинает воздействовать на зубчики шестеренки этой передачи. В результате того, что этот компонент уже функционирует с компонентов промежуточного зубчатого колеса, то крутящий момент начинает переходить от первичного элемента на вторичный. При этом момент проходит через все колесики с зубьями, а также кардан синхронизатора. В данном случае показатель передаточного числа составит 4.1.

В том случае, когда водитель активирует третью скорость, диск синхронизатора перестает воздействовать на детали и элементы второй передачи. Муфта будет переходить по шлицам и попадает в сцепление с компонентом третьего режима КПП моделей 130 или 131. А этот элемент, в свою очередь, уже сцеплен с колесом третьей скорости промежуточного кардана. Таким образом, крутящий момент начинает переходить от ПВ посредством вспомогательных элементов и сцепления на вторичный шкив. Показатель передаточного числа составляет 2.29.

При активации четвертого режима, начинает функционировать соответствующий синхронизатор. Муфта этого компонента будет перемещаться и сцепится с шестернями соответствующего режима КПП, который, в свою очередь, уже сцеплена с колесом ПВ. В принципе, процесс перемещения крутящего момента является идентичным описанному выше — момент поступает на вторичный шкив. Здесь показатель передаточного числа будет равен 1.47.

Затем, когда автомобилист решит включить пятый режим, муфта синхронизатору сцепится с соответствующим диском четвертой скорости. Далее, перемещаясь посредством движения зубчиков на ПВ, муфта соединяет оба диска в один и уже он начинает перемещение. В данном случае она осуществляется на кардан модели 130 или 131. Показатель передаточного числа будет равен 1.

В целом процесс активации заднего хода является идентичным тем, которые были описаны выше. Только в этом случае крутящий момент будет передаваться от ПВ на вторичный через все шесть шестеренок, а коэффициент передаточного числа составит 7.09. Как вы видите, принцип работы агрегата в целом не особо сложный и достаточно схож с традиционной механической трансмиссией, разница заключается только в отдельных моментах.

Необходимость ремонта трансмиссии

Признаки поломки коробки ЗИЛ 130:

появление характерного гула во время езды. При этом нужно осмотреть состояние подшипников, шестерни передач;

  • слышны посторонние звуки из МКПП. Как правило, из-за износа стопорных колец;
  • отмечается затрудненное переключение передач. Данное проявление может указывать на пониженное количество трансмиссионного масла.
  • отказ включения передачи. При этом нужно проверить состояние сцепления, шестеренки;
  • стала чувствоваться вибрация на конкретной скорости (целесообразно проверить крепление КПП, кардана, осмотреть подшипник).

Рабочая жидкость заливается во внутреннюю часть картера

Когда происходит разборка коробки передач важно не допускать попадания в нее грязи. В противном случае может появиться заедание зубчатых колес, относящихся к ведомому валу

Проверку уровня масла и его доливку следует во время прохождения ТО-2. Для промывки КПП нельзя применять керосин, следует использовать специальную промывочную жидкость. Только после этого в картер заливается свежее масло.

Проверка работы КПП

Для проведения проверки работы КПП рекомендуется использовать специальный стенд (рис. 7, а). Привод и устройство для создания нагрузки смонтированы на сварной раме 13 вместе с емкостью 11 для масла. С помощью гидравлического регулятора 9, установленного на крышке, измеряется величина нагрузки. С помощью зажимов-эксцентриков 3 КПП, которую требуется проверить, фиксируют к кронштейну 4.

Главная передача автомобиля ЗИЛ-130Рис. 7. Специализированный стенд с гидравлическим нагрузочным устройством для приработки и испытания коробок передач: а – общий вид; б – гидравлический регулятор нагрузки

К электродвигателю 1 через муфту 2 подключается ведущий вал. С помпой с помощью карданного вала 6 соединен вал КПП, а помпа, в свою очередь, трубкой соединена с емкостью для масла. Гидравлический регулятор (манометр) соединен с нагнетательным трубопроводом 8. По показателям гидравлического регулятора 12 производится контроль нагрузки, которую создает гидротормоз.

В технологическое отверстие в корпусе 1 регулятора (рис. 7, б) вводится стальная гильза 5 (отверстие сквозное). В гильзе размещается пробка 6 из закаленной стали, у которой внутри есть канал. От помпы по этому каналу осуществляется подача масла, предварительно пройдя через переходник 9 на торце корпуса. У шипа, который находится на другой торцевой части, есть рукоятка 3. Для того, чтобы поставить пробку в положение, которое будет соответствовать определенной передаче, используется фиксатор. Определяется требуемое положение рукоятки при проведении проверки работы КПП с помощью градуированного диска 2, находящегося ниже рукоятки.

В одном из семи каналов, соединяющий гильзу и пробку, установлен предохранительный клапан. Функция клапана – предохранять систему в случаях, когда давление масла превышает допустимое значение. В остальных каналах, которые соединяют пространство пробки и проходят перпендикулярно оси, установлены жиклеры 7 и кольца 8. Сечения жиклеров подбирают при настройке стенда.

Каналы закрыты пробками 11 с отверстиями – по ним масло сливается в емкость. Для того, чтобы проверить работу КПП на определенной передаче, поворачивается рукоятка 3. Так создается сопротивление равное нагрузке по ТУ.

Проверка работоспособности каждой КПП, которая была собрана, проводится на стенде в обязательном порядке. Замена трансмиссионного масла производится перед каждой проверкой.

Режим испытания коробки передач

При проведении проверки могут быть обнаружены дефекты, которые затем нужно устранить. К ним нужно отнести:

  • сбои при переключении передач;
  • самопроизвольное включение/выключение шестерен;
  • появившийся звук, когда вилки касаются поверхностей пазов;
  • появившиеся звуки ударов – признак неправильного монтажа шестерен;
  • небольшие протечки масла там, где есть соединения.

Переключение 2, 3, 4 и 5 передач производится без отключения электродвигателя. Так проверяется работа синхронизаторов. Переходы от низшей к высшей передаче и в обратную сторону не должны производить шумов.

Коробка передач ЗИЛ-130: устройство, характеристики и принцип работы

ЗиЛ-130 – более полувека на службе

Почти каждому жителю России и стран ближнего зарубежья знаком характерный облик грузового автомобиля ЗиЛ-130 с кабиной, окрашенной в цвет морской волны. В СССР машина считалась эталонным образцом грузовика средней грузоподъемности.

Универсальность и надежность конструкции позволили использовать шасси для всевозможных транспортных средств – начиная от самосвалов и заканчивая автобусами.

  1. История создания
  2. Описание конструкции
  3. Двигатель
  4. Гидравлика
  5. Трансмиссия
  6. Рулевое управление
  7. Электрическая система
  8. Тормозная система
  9. Кузов и кабина
  10. Технические характеристики в сравнении
  11. Применение
  12. Модернизации
  13. Интересные факты
  14. Видео

История создания

Работы по созданию перспективного грузовика, предназначенного для замены ЗиС-150, начались на автозаводе имени И.В. Сталина в 1953 году. Проект машины обозначался ЗиС-125 или 150М. Работами руководили А.М. Кригер и Г.А. Феста. Первый опытный экземпляр с грузоподъемностью 4 тонны был собран к 1956 году уже под обозначением ЗиЛ-130.

Главная передача автомобиля ЗИЛ-130

Доводка машины и двигателя заняла более года, а в 1957 году техническое задание подверглось корректировке – автомобиль ЗиЛ-130 планировалось применять не только как грузовик, но и в варианте тягача. Доработанные машины с новым силовым агрегатом вышли на испытания в 1959 году.

К этому же времени относится и разработка окончательного дизайна кабины грузовика, который был создан ведущим художником завода ЗиЛ Т.П. Киселевой.

В очертаниях кабины чувствуется влияние американского грузового автомобилестроения 50-х годов прошлого века.

Именно для грузовиков из США были характерны использованные на ЗиЛ-130 панорамное стекло, конструкция и форма крыльев, а также общее решение радиаторной решетки.

Мелкосерийное производство началось осенью 1962 года, а массовое – только осенью 1964 года, когда новый грузовик полностью вытеснил с конвейера ЗиЛ-164А. Производство грузовиков шло нарастающими темпами, и в 70-е годы завод ежегодно выпускал до 200 тыс. машин на базе ЗиЛ-130.

С начала 1986 года завод ЗИЛ перешел на новый стандарт обозначения моделей и 130-й, пройдя очередную модернизацию, стал обозначаться ЗИЛ-431410. Машина продержалась на конвейере московского завода до конца 1994 года. Автомобильный завод в Новоуральске выпускал грузовики под маркой АМУР вплоть до 2010 года.

Описание конструкции

Грузовик ЗиЛ-130 представляет собой конструкцию капотного типа с задними ведущими колесами и грузоподъемностью от 5,5 т (ранние версии) до 6,0 т (последние модели).

Основой машины является клепаная рама из лонжеронов швеллерного профиля и поперечных усилителей.

Подвески мостов зависимого типа на листовых рессорах. Передний мост оснащен телескопическими амортизаторами, задний – подрессорниками.

Двигатель

Первые опытные грузовики ЗИЛ-130 комплектовались 6-цилиндровым верхнеклапанным бензиновым двигателем модели Э130. Мотор имел V-образную форму с прямым углом развала блоков. При рабочем объеме 5,2 литра ожидалась мощность до 135 л.с., однако, на испытаниях агрегат не смог развить более 121 силы.

Главная передача автомобиля ЗИЛ-130

Мощность в 130 л.с. удалось получить на модернизированной версии 1Э130. Параллельно шли работы по доработке рядного нижнеклапанного мотора ЗИЛ-120, из которого удалось выжать те же 130 сил.

Изменение технического задания в части увеличения тягового усилия грузовика повлекло за собой необходимость применения моторов с мощностью не менее 150 л.с. Это требование поставило крест на дальнейших работах над «шестерками», и конструкторы переключились на разработку V-образного 8-цилиндрового агрегата модели 3Э130 с рабочим объемом 6,0 литров.

Опытные образцы появились в 1958 году и развивали мощность до 151 л.с.

Моторы после доработок пошли в серийное производство в 1959 году под обозначением ЗиЛ-130 и имели 148 л.с. (первые годы выпуска).

Мотор подвергался многочисленным изменением и использовался вплоть до снятия грузовика ЗиЛ-130 с производства. В качестве топлива применялся бензин А-76 (в том числе и этилированный). Средний расход топлива на грузовом ЗиЛ-130 составлял 28-30 л/100 км.

Газобаллонный вариант ЗиЛ-138 (на сжиженном газе) обладал увеличенной степенью сжатия, за счет чего развивал 150 л.с. Версия для работы на сжатом газе имела обозначение 138А и развивала 120 сил.

Главная передача автомобиля ЗИЛ-130

С 1974 года выпускалось шасси для самосвала 130К и грузовик ЗиЛ-130АН, оснащенные рядным 6-цилиндровым нижнеклапанным 110-сильным мотором, созданным на основе 157-й модели. Мотор имел ряд доработок, связанных со спецификой конструкции грузовика.

Поставлявшие на экспорт автомобили ЗиЛ-130 комплектовались 140-сильным дизелем Perkins 6.345 или 125-сильным Valmet 411BS и 137-сильным Leyland.

Моторы имели рядную 4- или 6-цилиндровую схему.

Гидравлика

Гидравлическая система на бортовом грузовике ЗиЛ-130 отсутствует. Привод от гидроцилиндра применяется для разгрузки кузова на самосвалах. Давление в магистрали создается дополнительным шестеренчатым насосом, расположенным на коробке отбора мощности.

Трансмиссия

Грузовик ЗиЛ-130 получил коробку, аналогичную по схеме с использовавшейся на ЗиС-150. Коробка имеет пять скоростей переднего хода, с синхронизаторами на четырех высших передачах. Повышающей передачи нет, пятая скорость является прямой. Сцепление сухого типа, имеет один диск и оборудовано механическим приводом.

Главная передача автомобиля ЗИЛ-130

Для комплектации тягачей и самосвалов предполагалось оснащение их двухскоростным задним мостом, с возможностью переключения передач шлицевой муфтой. Узел не удалось довести до стадии серийного производства. Все варианты ЗиЛ-130 комплектовались односкоростным задним мостом двухступенчатого типа.

Рулевое управление

Рулевой механизм грузовика построен по принципу винта и гайки и оснащен гидравлическим усилителем с приводом от насоса, установленного на двигателе. Рулевая колонка жестко устанавливалась в кабине.

Рулевой вал соединялся с редуктором карданным валом. Версии для стран с жарким климатом комплектовались радиатором для охлаждения рабочей жидкости. Рулевое колесо пластиковое, оснащено тремя спицами.

Электрическая система

Грузовик оснащен системой постоянного тока с напряжением 12 вольт, с подсоединением отрицательного полюса на кузов. На двигателе монтировался генератор с мощностью от 225 до 1260 Вт (в зависимости от года выпуска и модели).

Аккумулятор установлен в нише под кабиной.

Армейские варианты оснащались водостойким и герметизированным оборудованием.

Тормозная система

Рабочие тормоза грузовика ЗиЛ-130 барабанного типа, с пневматическим приводом. В состав пневматической системы входил 2-цилиндровый компрессор и система из двух ресиверов емкостью по 20 л. Компрессор имеет привод ремнем от шкива коленчатого вала и подключен к общей системе смазки и охлаждения двигателя.

Главная передача автомобиля ЗИЛ-130

Стояночный тормоз ранних машин управлялся рычагом в кабине и воздействовал на механизм барабанного типа, размещенный на выходном валу коробки передач. На задней поперечине рамы рядом с буксировочным прибором расположен выход для подключения пневматических тормозов прицепа.

На машинах ЗиЛ-130-80 стал применяться раздельный привод на передний и задний мост с дополнительным регулятором тормозных усилий.

В системе стали применяться четыре ресивера.

Для привода стояночного тормоза стала применяться отдельная пневматическая система, которая одновременно являлась аварийной. Стояночный тормоз включался краном из кабины. Барабан ручного тормоза с вала коробки был убран.

Кузов и кабина

Кабина двухдверная, трехместная, цельнометаллической схемы, оборудована системой отопления, очистки ветрового стекла, опускаемыми стеклами дверей и поворотными форточками. На крыше ранних машин имелись два вентиляционных люка, от которых постепенно отказались. Характерной внешней чертой ранних машин (до 1974 года) является отсутствие повторителей поворота на крыльях.

Главная передача автомобиля ЗИЛ-130

На гражданских машинах использовалось цельное ветровое стекло, на машинах для армии мог устанавливаться вариант из двух половин (унифицированный с ЗиЛ-131).

На кабинах применялись два вида облицовки радиатора:

  • Раннего типа (до ноября 1978 года), с верхним расположением фар и крупными продухами радиатора;
  • Поздний вариант, с установленными ниже фарами и мелкими прорезями воздуховодов.

Бортовая платформа грузовика деревянная с металлической усилительной оковкой. Стандартная платформа имела два борта по бокам, удлиненная на ЗИЛ-130ГУ – три. Под полом платформы устанавливался ящик для инструмента.

Технические характеристики в сравнении

ПараметрЗиЛ-164ЗиЛ-130КАЗ-608 (седельный тягач)
Грузоподъемность, кг40006000 (14400 в варианте седельного тягача)15500
Тип двигателяБензин, 6-цил.Бензин, 8-цил.Бензин, 8-цил.
Мощность, л.с.97150150
Вес снаряженного, кг410043004000
Максимальная скорость, км/ч758580
Расход топлива л/100км2728…3241…46

Как видно из технических характеристик ЗИЛ-130 достойно выглядел на уровне своих конкурентов.

Применение

Грузовики и шасси ЗиЛ-130 широко применялись в народном хозяйстве. На основе машины производились автобусы (марки «Таджикистан»), самосвалы, цистерны, развозные и технические фургоны. Большое количество шасси ЗиЛ-130 шло на создание пожарных автомобилей – автоцистерн, рукавных машин, насосных станций.

Главная передача автомобиля ЗИЛ-130

Для поставок в Советскую Армию предназначалась модификация ЗиЛ-130Е, имевшая ряд узлов электрооборудования от 131-й модели. В состав оснащения входили дополнительные канистры с емкостью 10 и 20 литров, набор шанцевого инструмента, светомаскировочные колпаки на фары головного света.

Под заказ устанавливались борта увеличенной высоты с возможностью установки дуг для тента. На правый лонжерон мог устанавливаться второй топливный бак, рассчитанный на 170 литров бензина.

Модернизации

За годы производства машина ЗиЛ-130 прошла три крупные модернизации, после которых менялось обозначение базовой модели:

  • 1966 года – обозначение сменилось на ЗиЛ-130-66;
  • 1976 года – на ЗиЛ-130-76;
  • 1984 года – на ЗиЛ-130-80 (по данным справочников НИИНавтопром внедрение модели произошло в 1981 году).

При модернизации 1966 года удалось увеличить ресурс машины до 200 тыс. км (до первого капитального ремонта), увеличить мощность мотора до 150 сил. В конструкции внедрили ряд усовершенствований, направленных на улучшение характеристик автомобиля.

Главная передача автомобиля ЗИЛ-130

Версия 1976 года имела ресурс 300 тыс. км и увеличенную до 6 т грузоподъемность. Грузовики модели 130-80 оснащались улучшенной тормозной системой, экономичным карбюратором и рядом других усовершенствований.

Интересные факты

На филиале ЗиЛ в Чите собирался северный вариант ЗиЛ-130С, который оснащался лебедкой, с приводом от коробки передач. Машина предназначалась для эксплуатации при температуре до -60°С. Машины красились в яркие оранжевый или красный цвета, а также в армейский «хаки».

С 1973 года грузовики и шасси ЗиЛ-130 имели Государственный Знак Качества СССР, который подтверждал высокие характеристики продукции.

На сегодняшний день грузовики ЗиЛ-130 устарели, и постепенно списываются из-за износа конструкции и значительного расхода топлива.

Остающиеся экземпляры переоборудуются путем замены бензинового двигателя на дизельный агрегат (как правило, изделие Минского моторного завода Д-245). Грузовики ранних выпусков являются большой редкостью и стали предметом коллекционирования.

Видео

http://7gear.ru/remont/kpp-zil-130.html
Источник http://warbook.club/voennaya-tehnika/boevye-mashiny/zil-130/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Ремонт и обслуживание АКПП в компании "ATG"

Ремонт и обслуживание АКПП в компании «ATG»

При комплексном подходе к ремонту АКПП процесс начинается с тщательной диагностики данного агрегата и его электронной системы управления. На первом этапе проверяется уровень и состояние трансмиссионного масла, осуществляется визуальный осмотр корпуса на предмет наличия механических повреждений, протечек и запотеваний. С использованием сканера считываются параметры работы коробки передач, выявляются сообщения об ошибках. Комплексная диагностика позволяет обнаружить […]

Выбираем качественное масло для АКПП

Выбираем качественное масло для АКПП

Выбираем качественное масло для АКПП   Автоматическая коробка передач для корректной работы нуждается в трансмиссионном масле, которое имеет большое функциональное значение. Таким эффективным составом смазываются в процессе работы детали, а также обеспечивается гидравлическое управление, охлаждается агрегат и его отдельные составляющие, передается крутящийся момент. Такой широкий функционал сказывается на составе масла для АКПП и на его […]

Яндекс.Метрика