Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей

Ремонт дизельных моторов на легковых автомобилей

ТНВД в системе питания дизеля. Нарушения в работе прибора, их внешние проявления. Как можно отремонтировать насос своими силами, последовательность действий. Советы для прибегающих к помощи специализированных сервисов.

У любого дизельного двигателя рано или поздно может потребоваться ремонт топливного насоса высокого давления. Как человеческое сердце с годами начинает «барахлить», так и этот аппарат подвержен возрастным изменениям. Наряду с естественным износом деталей, сказывается и заправка некачественным топливом. Дизельные агрегаты в этом плане более чувствительны, чем бензиновые моторы.

Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей

Предлагаемая статья поможет владельцам дизельных авто при возникновении проблем с топливным насосом. В ней также приводятся советы: как отремонтировать этот узел своими руками.

Устройство прибора

Топливный насос высокого давления (ТНВД) представляет собой самостоятельный узел системы питания двигателей внутреннего сгорания (ДВС), в первую очередь — дизельных. Хотя это устройство применяется и на бензиновых моторах с инжекторным впрыском, впервые оно было использовано именно на дизеле.

Главная функция его состоит в создании разницы давлений между напорной магистралью и камерой сжатия, чтобы обеспечить надежный впрыск горючего в полость цилиндра. Но этого мало.

Насос задает также последовательность подачи топлива к рабочим форсункам, то есть выполняет распределительную функцию. Помимо этого, он регулирует объем подачи в зависимости от режима движения (частоты вращения коленвала) и от некоторых других факторов: температура двигателя, включение и выключение кондиционера.

Наконец, подобно тому, как в карбюраторных моторах регулируется угол опережения зажигания, на дизельном двигателе ТНВД автоматически корректирует опережение момента впрыска.

Существуют насосы трех основных типов: рядные, с распределенным впрыском и магистральные. Устройство их рассматривается в отдельной статье. Здесь же стоит упомянуть лишь, что рядные насосы использовались до недавнего времени на грузовых дизельных автомобилях, тракторах и специализированной дорожно-транспортной технике.

Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей

Распределительные аппараты устанавливают на все легковые дизельные авто и на некоторые грузовые. Магистральные применяются в современных топливных системах Common Rail. Такие насосы лишены функции распределения топлива, эту задачу выполняет электронный блок управления двигателем (ЭБУ), который согласно программе командует рабочими форсунками.

Особенности топливной аппаратуры дизельного двигателя

Если в бензиновом двигателе топливо поджигается искрой, то в цилиндре дизельного мотора оно воспламенятся само – от соприкосновения с обогащенным кислородом и нагретым воздухом. Дополнительная концентрация кислорода в поступающем в камеры сгорания воздухе и его нагрев достигается предварительным его сжатием турбиной. А чтобы процесс зажигания осуществлялся без каких-либо затруднений, необходимо, чтобы, во-первых, воздух в камеры сгорания поступал под нужным давлением, во-вторых, топливо подавалось в должном объеме и в строго определенный момент, а в-третьих, чтобы угол опережения подаваемого топлива был задан идеально точно.

Собственно, в выставлении этих параметров и заключается, в основном, регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей. Эта процедура производится в двух случаях: после замены ремня ГРМ и после ремонта системы турбонаддува.

Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей

Важно!
Осуществить регулировку топливной системы дизеля с требуемой точностью возможно только в условиях автосервиса с применением специальной аппаратуры. Производить эту процедуру самостоятельно – значит подвергнуть двигатель своего автомобиля риску поломки турбины, цилиндров и поршневой группы.

Внешние проявления топливной недостаточности

Какие могут быть признаки неисправности топливного насоса? Как было сказано в начале статьи, основными причинами потери работоспособности ТНВД являются износ трущихся поверхностей и низкое качество топлива. Здесь можно уточнить, что под низким качеством солярки следует подразумевать и попадание в топливо воды. Ниже перечисляются внешние симптомы неблагополучной работы топливного насоса:

  • Затруднен пуск двигателя — скорее всего, наступил износ плунжерной пары (или пар), и насос не развивает нужного давления. Проверяется простым способом. Нужно положить на ТНВД тряпку, полить ее холодной водой и выждать несколько минут. После чего повторить попытку. Если двигатель заведется, значит, причина действительно в износе. При охлаждении происходит уменьшение зазоров в сопряжении и повышается вязкость топлива, в результате чего насос обеспечивает необходимое давление.
  • Потеря мощности. Из-за увеличившихся зазоров снижается давление впрыска, ухудшается работа всережимного регулятора оборотов.
  • Перегрев двигателя. Причинами могут быть неправильная работа автомата опережения впрыска. В этом случае нельзя откладывать ремонт ТНВД «на потом».
  • Растущий «аппетит» силового агрегата. Вызывается утечками топлива, износом плунжерных сопряжений, неправильным углом опережения впрыска.
  • Жесткая работа мотора, которая может быть следствием чересчур раннего момента впрыска и неравномерностью подачи солярки в разные цилиндры. Правда последнее на распределительных ТНВД практически невозможно, так что, скорее всего, дело в форсунках.
  • Черный выхлоп из выпускной трубы. Причина может быть в слишком позднем угле впрыска горючего.

Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей

Система питания дизеля

Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей

Система питания дизельного двигателя с одной стороны немного проще, чем у бензинового инжекторного. Она может долго работать без регулировок, а также достаточно вынослива. Сердцем системы питания был и остается топливный насос высокого давления. В его задачи входит не только поддержание давления в системе питания, но и распределения дозированного топлива в камеру сгорания, а также регулировка момента впрыска топлива, аналогично бензиновой системе зажигания.

Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей

Как видим, функций у ТНВД более чем достаточно, поэтому и устройство агрегата очень непростое. Однако какого типа не применялся бы насос, основным его рабочим элементом есть плунжерная пара. Это высокоточное и очень технологичное устройство, которое представляет собой пару: плунжер, поршень, который нагнетает давление в системе, а также гильза или втулка, в которой работает плунжер. Пара изготавливается из самых высококачественных материалов и подлежит очень точной обработке, шлифовке и полировке для достижения максимально возможного плотного сопряжения, но при этом сохраняя возможность плунжера перемещаться возвратно-поступательно внутри гильзы или втулки.

Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей

Если есть уверенность в своих силах

При наличии перечисленных выше признаков необходимо подумать о ремонте топливного нагнетателя. Ниже рассматривается, как устранить некоторые неисправности аксиального ТНВД распределительного типа своими руками.

Следует оговориться, что прежде чем браться за эту работу, следует изучить устройство ремонтируемого агрегата, выяснить — какие могут понадобиться инструменты, потому что в некоторых случаях не обойтись без специальной оснастки, съемника, например.

Также следует приготовить фотоаппарат, чтобы фиксировать каждый этап разборки. В противном случае можно забыть — где находились те или иные детали. Для разборки необходимо приготовить подходящий стол и покрыть его чистой тканью или хотя бы листом белой бумаги. На полу не должно быть мусора, иначе случайно упавшую деталь можно и не найти.

Итак, что может самостоятельно сделать автолюбитель, не имеющий специальной квалификации?

  1. устранить утечку топлива из корпуса насоса;
  2. проверить исправность электромагнитного клапана;
  3. проверить плунжерный механизм подачи горючего;
  4. проверить автоматический регулятор частоты вращения;
  5. очистить фильтрующие сетки;
  6. проверить давление, развиваемое прибором;
  7. отрегулировать автомат опережения впрыска.

Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей

Разборка и устранение утечек

Ниже описывается последовательность действий при самостоятельном ремонте ТНВД. На работающем двигателе отсоединяют тягу, соединяющую педаль газа с рычагом, регулирующим подачу топлива. После чего вручную покачивают рычаг в радиальном направлении, стараясь растянуть возвратную пружину.

Если через кольцевую щель не наблюдается просачивания солярки, значит, уплотнение не изношено. В противном случае требуется восстановительный ремонт сопряжения.

Пока насос еще не снят с двигателя, убеждаются в исправности электромагнитного клапана отключения подачи топлива. Если двигатель пускается и глушится при повороте ключа — клапан исправен. Как поступать в ситуации, когда этот компонент отказывает во время движения, будет рассказано несколько ниже.

Теперь же остается переходить к разборке насоса. Перед тем как отсоединять от агрегата топливные магистрали и электроподводку, необходимо протереть его корпус и соединения смоченной в солярке ветошью, после чего вытереть насухо, чтобы исключить попадание грязи в топливную систему. Снятый насос еще раз промыть, после чего снять крышку и слить с него топливо.

В первую очередь нужно разобрать привод регулировки подачи горючего и произвести ревизию уплотнений, а также оценить степень износа сопряженных деталей. Уплотнительные кольца обязательно меняют. Для этой цели необходимо купить ремкомплект для ремонтируемого прибора.

Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей

Что касается изношенных деталей, есть два способа отреставрировать их: восстановить изношенную ось с помощью хромирования, или выточить и поставить в корпус ремонтную бронзовую втулку. Корпус перед этим придется расточить.

Устройство и функции ТНВД

Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей

Прецизионное сопряжение между плунжером и цилиндром обеспечивают точное дозированное поступление топлива в форсунку, поэтому при малейшей неточности сопряжения, стабильность работы дизеля будет нарушена. Исходя из этого, очень важно контролировать качество фильтрации солярки, которая поступает в ТНВД, иначе пара просто выйдет из строя. Плунжеры и цилиндры каждой пары притерты индивидуально, а плунжеры замене и перестановке местами не подлежат.

Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей

По конструкции топливные насосы могут быть трех типов:

  • рядный ТНВД;
  • магистральный, наиболее современная конструкция;
  • распределительный.

Самая старая конструкция — это рядные насосы. В них на каждый цилиндр приходилась свояплунжерная пара, поэтому ТНВД был громоздким, тяжелым и сложным в ремонте. Распределительный насос стал более современной конструкцией, поскольку в нем на несколько цилиндров приходится одна плунжерная пара. Магистральный насос высокого давления представляет собой одну плунжерную пару и нагнетает давление в топливный аккумулятор, откуда солярка распределяется по форсункам при помощи электронного управления.

Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей

Ремонт плунжерного механизма

Далее следует перейти к разборке и ревизии плунжерного нагнетателя. Отсоединяют от корпуса распределительную головку насоса, после чего кладут его шкивом вниз, чтобы не высыпались внутренности. Перед тем как вынуть кулачки, приводную шестеренку и муфту центробежного регулятора, нужно проверить, не заедают ли эти детали при движении, а затем, аккуратно поддерживая их пальцами, извлечь из корпуса.

Ролики, шайбы, оси кулачковой муфты целесообразно пометить маркером, потому что все сопряженные поверхности уже притерлись друг к другу, и будет лучше, если они так и останутся после сборки. После разборки нужно внимательно осмотреть детали на предмет обнаружения сколов или выработки. Сильно изношенные элементы следует заменить новыми.

Степень износа плунжерной пары оценить можно только приблизительно. Работоспособность прецизионного сопряжения проверяется после сборки насоса путем измерения его рабочего давления. Наконец, нужно продуть сжатым воздухом все фильтрующие элементы (сетки), после чего можно собирать насос в обратной последовательности.

Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей

Ремонт ТНВД дизельных двигателей своими руками

Как правило есть и возможность самостоятельного ремонта ТНВД, но в основном такой ремонт ограничивается следующим списком манипуляций:

  1. Устранение протечек на корпусе самого насоса
  2. проверить и установить какое давление выдаёт агрегат
  3. регулировка опережение впрыска
  4. проверка на исправность регулятора частоты вращения
  5. Проверка работоспособности электромагнитного клапана
  6. проверка плунжерного механизма подачи топлива
  7. прочистка всех фильтрующих элементов (сеток)

Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей

  • Проверяем на протечку – на заведенном двигателе, отсоединяем тягу, которая соединяет педаль газа с рычагом, отвечающим за подачу топлива. И вручную покачиваем рычаг в радиальном направлении, тем самым как бы растягиваем возвратную пружину. Если через кольцевую щель вы вовсе не видите никакого просачивания солярки, значит все окей, уплотнение надежно и не изношено. В противоположном случае придётся ремонтировать сопряжение
  • Теперь простой тест на проверку электромагнитного клапана подачи топлива- если двигатель исправно запускается и глушится при повороте ключа – значит клапан исправен
  • Проверка все уплотнительных прокладок – придется снимать ТНВД, хорошенько вымыв его в солярке и хорошенько осмотрев места уплотнений на наличие протечек. Параллельно с этим оцениваем износ и других деталей визуально. При замене чего-либо обязательно меняются и уплотнительные кольца на новые

Если обнаружены изношенные детали, то как правило есть два способа отреставрировать их:

  1. Восстановить изношенную ось с помощью хромированного напыления
  2. Установка в корпус бронзовой втулки бронзовую втулку. Корпус перед этим обычно приходится растачивать

Теперь приступаем к проверке плунжерного нагнетателя.

Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей

  • Отсоединяем от корпуса распределительную головку насоса
  • Ложем насос шкивом вниз, чтобы не высыпать все его внутренности
  • Перед тем как вынуть кулачки, приводную шестеренку и муфту центробежного регулятора, необходимо проверить, не заклинивают ли эти детали при вращении или движении, а затем, поддерживая их пальцами, извлечь из корпуса
  • Ролики, шайбы, оси кулачковой муфты в обязательном порядке помечайте ярким маркером, потому что все они уже хорошо притерлись друг к другу, и нарушать эту притертость очень не рекомендуется.
  • Когда все это разобрали, очень внимательно осмотрите детали на предмет обнаружения сколов или выработки. Если заметен порядочный износ не поскупитесь и поставьте новую деталь.
  • Степень износа плунжерной пары в реальности так сказать на глаз оценить можно только очень приблизительно. Работоспособность прецизионного сопряжения проверяется после того как вы собрали весь насос и потом измеряйте его рабочее давления.
  • Так же не забудьте продуть сжатым воздухом все фильтрующие элементы (сетки), и после такой процедуры можете собирать насос в обратной последовательности

Сборка и регулировка оборотов

Когда агрегат будет собран, нужно залить его соляркой, проворачивая вручную приводной валик, после чего можно устанавливать на место и подсоединять топливопроводы, шланги и электропроводку системы управления.

После того как мотор будет заведен, следует убедиться в правильности работы автомата опережения впрыска горючего, в зависимости от давления в полости низконапорного лопастного насоса. На этом блоке имеется свой регулятор холостых оборотов. При необходимости регулируют этот параметр, завинчивая или вывинчивая регулировочный винт.

Перед выполнением этой процедуры рекомендуется запомнить положение винта, сосчитав количество выступающих из контргайки витков резьбы, чтобы, в крайнем случае, вернуться к исходной настройке. В мануале на двигатель указывается требуемое количество оборотов на холостом ходу двигателя. Обычно они понижаются с 1100 оборотов после запуска до 750 — после прогрева дизеля с механической коробкой, и до 850 — на двигателе с автоматом.

Проверка давления

В заключение проверяют давление в напорной магистрали, что является косвенной проверкой состояния плунжерной пары. Для этой цели понадобится манометр, рассчитанный на давление до 350 бар, соединительный шланг для подключения к насосу и переходник, включающий в себя стравливающий клапан.

Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей

В качестве измерительного прибора подойдет манометр ТАД-01А или более старый — КИ-4802. Если переходника в продаже не найдется, придется изготовить его самостоятельно.

Конечно, необходимо принимать во внимание размеры присоединительной резьбы, и куда планируется вворачивать соединительный шланг. Для измерения прибор подключают к центральному отверстию распределительного блока или к одному из напорных штуцеров.

После присоединения манометра к ТНВД проворачивают вал насоса с помощью стартера и фиксируют показание стрелочного индикатора. Если прибор показывает больше 250 атмосфер — это нормально (при работающем двигателе давление будет выше).

Диагностика и ремонт ТНВД

ТНВД 1.8TDci Lynx: принцип работы, запасные части, сборка Топливный насос состоит из насоса низкого давления и насоса высокого давления. ТННД данного ТНВД входит в состав фланца.

Выше приведена схема работы ТНВД, где: 1 — насос низкого давления 2 – плунжера 3 – регулятор давления топлива (PCV) 4 – клапан дозирования (объема) топлива VCV 6 – ограничитель давления 7 – смазывающий клапан

Клапан дозирования (объема) топлива VCV управляет количеством топлива, которое попадает из контура низкого давления в насос высокого давления.

Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей
Клапан имеет три входных канала (на рисунке под буквой
e
) и два выходных (на рисунке под буквой
f
). В нерабочем состоянии клапан является нормальнозакрытым — его поршень под воздействием усилия пружины перекрывает поступление топлива с входных каналов на выходные. Когда ЭБУ начинает регулировать поток, подавая ШИМ-сигнал на катушку клапана, электромагнит приводит в действие магнитный сердечник, толкая поршень вперед и прижимая возвратную пружину на конце поршня. При этом канал для подачи топлива в контур высокого давления открывается. Чем больше потребность в топливе, тем больше скважность сигнала и выше частота возвратно-поступательных движений поршня клапана.

Принцип работы плунжерной пары

Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей
Вал насоса в камере высокого давления имеет эксцентрик (на рисунке
5
). Плунжера расположены под углом 120 градусов к друг другу. При вращении вал приводит в движение все три плунжерные пары. На входе и выходе плунжера имеются обратные клапана (
8
и
9
на рисунке). Во время движения плунжера вниз (рисунок слева) создаётся разряжение и клапан
8
открывается, пропуская топливо внутрь камеры для сжатия, после начала сжатия (рисунок справа) клапан мгновенно закрывается и плунжер сжимает топливо в камере. Когда плунжер находится в верхней точке, максимально сжимая топливо, открывается шариковый клапан
9
на выходном канале с плунжера, и топливо передается к регулятору давления. Избыток топлива, образующийся в контуре насоса высокого давления, возвращается в бак.

Давление подачи ТНВД в рампу управляется клапаном (регулятором) давления PCV, путем слива лишнего топлива в магистраль обратки.

Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей
На рисунке под буквой
g
показано питающее отверстия клапана, а под буквой
h
– выпускные отверстия подачи топлива в рампу Изначально входное отверстие перекрыто штоком клапана с шариком на конце под действием пружины. Когда давление топлива на входе превышает 50 бар (усилие пружины), то клапан открывается, и сливает лишнее топливо в обратку. При подаче ШИМ-сигнала с ЭБУ шток клапана перекрывает входное отверстие, в результате чего давление в рампе повышается.

ТНВД 1.8TDci Lynx имеет следующие каталожные номера: 1543842

,
4M5Q9B359AF
,
A2C59511609
,
5WS40094

Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей
На рисунке выше представлена схема запасных частей ТНВД 1.8TDci где: 01 — Фланец ТНВД A2C59512972
02 — Уплотнение фланца ТНВД
X39-800-300-001Z
04 — Комплект плунжеров
X39-800-300-008Z
05 — Уплотнение плунжеров
X39-800-300-004Z
07 — Регулятор давления топлива (PCV)
X39-800-300-005Z
или A2C59506225 08 — Клапан дозирования (объема) топлива (VCV)
X39-800-300-006Z
09 — Штуцера насоса
A2C59512242
Сборка ТНВД 1.8TDci осуществляется со следующими моментами: Фланец к насосу – 10 Нм Плунжера к насосу – 14 Нм Штуцер возвратной топливной линии – 16 Нм Штуцер подачи – 35 Нм Клапан VCV – 12 Нм Клапан PCV – 28 Нм

Аварийный ремонт электромагнитного клапана

Как было обещано выше, несколько слов о том, что делать, если откажет в пути электромагнитный клапан отключения топлива. В этом случае двигатель внезапно остановится. Правда, причин этому может быть несколько. Чтобы отбросить версию неисправности электроклапана, его необходимо исключить из работы, поскольку в нормальном режиме он всегда открыт.

Для этого нужно снять питающий провод, изолировать его от массы, после чего вывернуть клапан, удалить из него наконечник с пружиной и поставить устройство обратно. Если двигатель все равно не заведется, причина, очевидно, — в чем-то другом. Если же мотор запустится, нужно искать неисправность в клапане.

Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей

Чтобы делать это не в дороге, нужно сначала добраться до дома. Правда глушить двигатель потом придется грубо, но просто: поставить машину на ручник, включить повышенную передачу и отпустить педаль сцепления.

А затем уже приступать к ремонту. Сначала следует проверить, — не сгорела ли обмотка электромагнита. Для этого соединяют клапан с плюсом аккумулятора с помощью отрезка исправного провода, после чего пытаются завести двигатель. Если он заводится, значит, сгорела обмотка. В противном случае ищут место утечки напряжения с подводящего провода.

Обращение к специалистам

Тем же, кто не имеет желания или возможности делать ремонт ТНВД самостоятельно, следует обратиться на специализированную станцию ремонта топливной аппаратуры. Хотя существуют и дилерские центры, выполняющие обслуживание и ремонт автомобилей определенной марки, топливной аппаратурой они, как правило, не занимаются, поскольку для этого требуется дорогостоящее диагностическое оборудование.

Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей

Основным стендом для диагностики и регулировки ТНВД является Bosch EPS-815. На нем проверяются различные параметры, заданные для данного насоса производителем. Например: пусковая подача горючего, объемная подача на различных режимах, давление на выходе и некоторые другие.

При выборе сервиса следует учитывать его надежность. Для этого нужно предварительно приехать на собеседование, где поинтересоваться мнением обслуживаемых клиентов. В таких случаях обращают внимание на историю выбранного сервиса. Как правило, недобросовестные фирмы существуют в сфере услуг не более одного года.

Слабым звеном ТНВД дизельных двигателей является чувствительность их к попаданию в топливную систему воды. Особенно подвержены этому легковые иномарки, для которых вода является главным врагом. Для уменьшения этой опасности зимой нужно поддерживать максимально возможный уровень топлива в баке, чтобы свести к минимуму образование конденсата.

Ремонт ТНВД

Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей

Ремонт топливного насоса высокого давления дизельного двигателя осуществляется только в специализированных центрах при наличии соответствующего оборудования и инструментов, а также специально подготовленного технического персонала. Если топливные насосы старого образца еще могли обслуживаться и ремонтироваться силами предприятий и ремонтных баз, то магистральные и распределительные насосы требуют для регулировки ТНВД и планового ТО очень точного и дорогого оборудования, которое могут позволить себе только глобальные бренды, такие, как немецкая Бош.

Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей

Основными поломками ТНВД и признаками того, что ему необходим ремонт, как правило, становятся:

  • громкая и неравномерная работа дизеля по всем диапазонам оборотов;
  • резкая потеря мощности;
  • невозможность или затрудненный пуск на горячую.

Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей

Как правило, после появления этих симптомов следует обращаться на диагностику. Однако бываюти крайние случаи, когда в виду использования некачественного топлива, возникает клин плунжера или полная потеря работоспособности. В результате этого давление в топливной системе падает, двигатель попросту не может запуститься.

Особенности и порядок ремонта бензиновой топливной системы

Большинство современных автомобилей до сих пор оборудуются бензиновыми моторами, которые имеют известные всем типы топливных систем. Если быть точнее, то агрегаты на бензине питаются либо при помощи карбюратора, либо более умного и используемого инжектора. По сравнению с дизельной топливной системой бензиновая имеет некоторые преимущества, однако и она не лишена типовых неисправностей. В сегодняшнем материале наш ресурс рассмотрит часто встречающиеся поломки, методы их диагностики и устранения в бензиновой системе питания двигателя. Интересно? Тогда обязательно опускайтесь ниже по странице.

Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей

Пару слов о типах бензиновых систем питания

Углубляясь в особенности ремонта бензиновых топливных систем, первочерёдно рассмотрим основные типы таковых и сущность их организации. Как ранее было отмечено, питание двигателя бензином осуществляет двумя известными всем способами:

  • Через карбюратор, который имеет механическую настройку и практически лишён электроники. В плане эксплуатации карбюраторные системы слегка надёжнее инжекторных, но сложность и маленькая вариативность их настройки заметно занижают ценз этого преимущества, поэтому в современных автомобилях преимущественно монтируют именно последние;
  • Через инжектор – узел, более функциональный и тонко настраиваемый, нежели карбюратор. Подобное преимущество инжекторных систем появилось благодаря внедрению в их работу электроники (блока управления), которая, основываясь на показаниях датчиков автомобиля, организует максимально эффективную подачу топлива в цилиндры двигателя. Из-за тонкой организации работы инжекторы слегка хуже в плане надёжности в отличие карбюраторов. Несмотря на это, многие автомобилисты уже научились эксплуатировать инжекторные агрегаты, поэтому этот недостаток не является столь существенным, чтобы отказаться от них и использовать карбюраторные машины.

Общие принципы ремонта обоих типов топливных системы довольно-таки схожи, однако свои тонкости имеются в процессах настройки узлов системы. Помимо этого, и диагностика возможных неисправностей имеет разный характер организации.

Вне зависимости от типа ремонтируемой системы поломки могут быть либо следствием естественных, временных факторов, либо спровоцированы недостатками эксплуатации транспортного средства. Моментальное определение того, почему потребовался ремонт топливной системы, зачастую невозможно. Для качественной диагностики важен комплексный подход, включающий и проверку узлов на внутренние загрязнения, и анализ их механической работы. В любом случае, при знании некоторых нюансов определить причину неисправности и инжектора, и карбюратора не столь сложно, как может показаться на первый взгляд. Подробней именно о тонкостях ремонта пойдет речь далее.

Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей

Возможные поломки

Решая организовать ремонт топливной системы, каждому автомобилисту требуется провести диагностику соответствующих узлов автомобиля и точно определить, есть ли проблемы в их функционировании. Достижение этой цели возможно только в том случае, если ремонтник знает, какие поломки могут быть и как они проявляются. Типовые неисправности топливной системы представлены следующим перечнем:

  • Поломка № 1 – Проблемы с топливораспределительным механизмом (карбюратором или инжектором). Пожалуй, данная неисправность встречается чаще всего у бензиновых агрегатов. В карбюраторе страдают топливные пути и жиклёры, которые попросту загрязняются. В инжекторах же забиваются форсунки, реже выходит из строя электронный блок управления (ЭБУ). Симптоматика подобных поломок заключается в нестабильной работе мотора, отказе последнего заводится, плохом запуске двигателя и наличие соответствующих ошибок на экране бортового компьютера;
  • Поломка № 2 – Загрязнённость топливных фильтров. Подавляющее большинство автомобилистов знают, что топливофильтры относятся к расходным материалам и требуют периодической замены (каждые 20-40 0000 километров пробега). Однако в связи с незнанием подобного нюанса эксплуатации авто со стороны водителя или из-за использования низкокачественного топлива фильтры могут забиться раньше срока, тем самым расстроив работу всей системы. Как правило, грязные топливофильтры дают мотору работать, но делает он это крайне нестабильно с частыми перебоями;
  • Поломка № 3 – Недостаточное давление в топливной системе. Нечто подобное может случиться из-за выхода из строя многих топливных узлов. Чаще всего страдают бензонасос (ТНВД), рампа или топливопровода. Первый узел просто выходит из строя или работает некорректно, второй и третий – слабеют в плане герметизации из-за пробоев. В итоге, мотор либо вовсе отказывает работать, либо на некоторых этапах раскрутки появляются сбои. Также не исключено появление на экране бортового компьютера соответствующего кода ошибки;
  • Поломка № 4 – Неисправность электроники. Отчасти данную проблему мы уже осветили в поломке под номером «1», но всё-таки той информации будет явно недостаточно для такой обширной неисправности. В первую очередь, отметим, что в плане электроники часто страдают инжекторные системы, в которых она является основой работы. Тут могут выйти из строя и отмеченный ранее ЭБУ, и проводка, и датчики работы двигателя. В карбюраторе же представитель электроники один – электромагнитный клапан, который влияет лишь на стабильную работу холостых. Что на инжекторных, что на карбюраторных системах поломки электроники имеют типовую симптоматику – нестабильная работа мотора и повышенных расход топлива. На инжекторе автомобиль и вовсе может отказаться работать;
  • И поломка № 5 – Проблемное состояние воздушного фильтра и его патрубков. Ни для кого не секрет, что воздух в топливной системе играет немаловажную роль, так как участвует в образовании смеси горения. Недостаток или переизбыток воздуха способен расстроить работу двигателя, поэтому за состоянием «воздушных» узлов системы нужно следить обязательно. Проблемы с ними проявляются в проблемном запуске мотора и провалах его работы на некоторых этапах раскрутки.

Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей

Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей

Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей

Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей

Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей

В целом, диагностика топливной системы на предмет неисправности основана на выявлении отмеченных выше поломок. Обследование стоит начинать именно с анализа описанной симптоматики неисправностей, так как она нередко позволяет узнать точную причину нестабильной работы двигателя или, хотя бы, понять – где её лучше поискать.

Порядок ремонтных работ

Теперь, когда особенности типов топливных систем и их возможные неисправности детально освещены, самое время обратить внимание на порядок устранения таковых. Чтобы у читателей нашего ресурса не возникло каких-либо вопросов, рассмотрим ремонт топливной системы от самого начала (диагностических процедур) до самого конца (непосредственно устранение неполадок). Итак, в общем виде порядок проводимых операций должен выглядеть так:

  1. В первую очередь, убеждаемся в наличии признаков поломки топливных узлов и проверяем:
    • Присутствие топлива в бензобаке;
    • Отсутствие подтёков горючего в системе;
    • Стабильность искрообразования.

Что-то не так? Устраняем имеющийся недочёт и проверяем автомобиль на нормальность работы. Если проблема всё также имеется, переходим к более глубокой диагностике;Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей

  • Итак, при неуспешном принятии мер на прошлом этапе ремонта требуется детально изучить топливную систему на предмет неисправностей. Для этого используют следующие методы:
    • Первый – отчасти автоматизированная проверка (применимо на инжекторных автомобилях с бортовым компьютером). Для реализации такой диагностики необходимо установить необходимое ПО инжектора на ноутбук и подключиться к бортовому компьютеру. Запустив программу, остаётся ждать, пока топливная система будет отсканирована. После этого на экране появится итоговой результат, сигнализирующей о месте поломки;
    • Второй – ручная диагностика системы. В ходе этой операции потребуется:
      • Проверить давление в топливной системе;
      • Прозвонить электронику;
      • Осмотреть фильтры;
      • Удостовериться в правильной работы всех топливных узлов (от бензонасоса до инжектора или карбюратора).

    Найденные неисправности, естественно, подлежать устранению. О нормах отмеченных показателей можно посмотреть в технической документации к вашему автомобилю (например, о нормальном давлении в системе или сопротивлении на выходах датчиков);Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей

  • После диагностических процедур приступаем к устранению выявленных проблем. Типовые неисправности системы устраняются одним из следующих способов:
    • При неправильном давлении в системе – находим пробоину, устраняем её, отключаем топливопровода от инжектора/карбюратора и прокачиваем магистрали. К слову о том, как прокачать топливную систему, стоит отметить – данная процедура не так уж сложна. Прокачка топливной системы осуществляется путём попыток запуска мотора, после которых из отсоединённых от инжектора топливопроводов излишки воздуха уйдут вместе с топливом;
    • При поломке электроники – меняем неисправный элемент (в случае с ЭБУ инжектора — можно попробовать перепрошить);
    • При забитых фильтрах – также меняем детали;
    • При забитости инжектора или карбюратора – прочищаем узлы и применяем ремкомплекты;
    • При неисправности в других узлах системы – по возможности устраняем поломки, если это невозможно, проводим замену неисправных узлов.Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей
  • Проведя ремонт, остаётся привести топливную систему в первоначальное состояние и проверить автомобиль на правильность работы. Если нужного результата не достигнуто, то следует задуматься о посещении СТО. Возможно, проблема имеется в других узлах автомобиля.

    В целом, в том, как проверить или отремонтировать топливную систему бензинового агрегата, нет ничего сложного. Главное во всех процедурах – поэтапный и грамотный подход, детально описанный выше. Надеемся, сегодняшняя статья была для вас полезна и дала ответы на интересующие вопросы. Удачи в обслуживании и эксплуатации авто!

    Как почистить топливную систему автомобиля

    Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей

    Какое бы проверенное и качественное топливо не использовалось для заправки автомобиля, из него в процессе эксплуатации выделяются смолы и различные осадки, откладывающиеся на стенках топливопровода.

    Естественно, что под воздействием этих отложений оказываются и форсунки, загрязнение которых влечет за собой ухудшение динамики автомобиля и других его эксплуатационных характеристик.

    Поэтому если появился один из нижеперечисленных признаков, стоит задуматься о очистке топливной системы автомобиля.

    Признаки загрязнения топливной системы

    Первые признаки загрязненности топливной системы:

    1. Двигатель стал не такой резвый как раньше;
    2. Двигатель как бы захлебывается при резком нажатии на педаль акселератора;
    3. Есть провалы при разгоне;
    4. Двигатель не запускается «с пол оборота»;
    5. Увеличился расход топлива.

    Первопричина всех этих неприятностей может лежать в засоренности топливных форсунок.

    Правильно судить о состоянии форсунок можно лишь загнав автомобиль на специальный стенд, имеющий встроенный топливный насос и регулятор давления.

    Электронная система управления на стенде позволяет создавать для двигателя различные рабочие режимы форсунок.

    Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей

    Такие стенды зачастую укомплектованы установками ультразвуковой промывки форсунок.

    Методы очистки топливной системы автомобиля

    Обсудим существующие методы очистки топливной системы автомобиля.

    1. Очистка при помощи присадок, добавляемых в бензобак.

    На первый взгляд такой способ покажется самым доступным и легким, просто заливаем в бак специальную добавку, и она делает всю работу за нас.

    Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей

    Однако стоит знать, что для автомобилей, которые ни разу не подвергались чистке топливной системы, этот способ может выйти боком.

    Ведь все что смоет присадка со стен бензобака и топливопровода пойдет через топливный фильтр и форсунки, соответственно есть риск, что они выйдут из строя.

    Вывод – если у автомобиля большой пробег, способ очистки присадками отметаем.

    Если у автомобиля, с большой долей вероятности, чистая система — рассматриваем этот вариант.

    2. Очистка, не требующая снятия форсунок.

    Промывка, не требующая демонтажа топливной рампы, иногда встречается в прайс-листах некоторых автосервисов.

    Для этого в специальный баллон закачивается промывочный состав.

    Компрессор нагнетает давления в баллоне, и топливо поступает в топливную рампу.

    Обратная магистраль подвергается заглушке и двигатель молотит в разных режимах на этой жиже.

    Некоторые умельцы изготавливают такой аппарат «на коленках», и не удивительно – ценник на них может достигать пятидесяти тысяч рублей.

    Что для этого необходимо? Баллон на 8 атм., манометр, шланги, не боящиеся агрессивных сред, а также переходники для подключения к топливной системе.

    Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей

    Чем плоха такая очистка топливной системы? Дело в том, что очищается не все элементы топливной системы: бензобак и топливо провод остаются не удел.

    Да и визуально не проверишь качество промывки, единственное как можно ощутить изменения это по динамике автомобиля и расходу топлива.

    3. Очистка, требующая снятия форсунок.

    Этот способ также не обеспечит полную прочистку топливной системы. Однако можно визуально проконтролировать результат и вообще посмотреть стоит ли начинать промывку.

    4. Промывка всех элементов топливной системы с демонтажем.

    Это самый эффективный способ прочисти, и соответственно самый затратный.

    Здесь снимается все, и подвергается промывке, прочистке и продувке. Такая прочистка может понадобиться при некачественной заправке на сомнительных заправках, а также при пробеге автомобиля более 50 000 — 100 000 км в зависимости от качества используемого топлива.

    Если у автовладельца руки растут из правильного места и есть свободное время все эти манипуляции можно провести самому.

    Форсунки же можно доверить прочистить профессионалам.

    Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей

    Этапы прочистки

    Рассмотрим этапы прочистки:

    • Снимается топливная рампа с форсунками, форсунки отдаете спецам, а рампа промывается бензином и продувается.

    Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей

    • Затем подвергается чистке дроссельная заслонка, потому как от ее чистоты сильно зависит расход топлива.

    Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей

    • Меняется топливный фильтр.

    Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей

    • Бензонасос тоже рекомендуем заменить, он находится в баке. Также читайте как проводить ремонт топливных насосов автомобиля.

    Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей

    • Компрессором продуваются все трубопроводы.
    • Бензобак также подлежит снятию и продувке, это очень важно, так как с большой долей вероятности на дне будет много различных отложений.

    Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей

    • После всех манипуляций необходимо собрать все обратно по порядку.

    Разный пробег — разные способы очистки

    Если у автомобиля достаточно приличный пробег (50 000 км), действия по прочистке должны быть следующими:

    • Меняются свечи;
    • Промывается дроссельная заслонка;
    • Меняется топливный фильтр;
    • Промывается датчик XX (холостого хода).

    Если у авто пробег более 50 000 км, то необходимо более внимательно следить за работой двигателя и динамикой разгона автомобиля.

    При возникших проблемах придется делать полную прочистку топливной системы автомобиля, читайте выше.

    Если автомобиль новый, достаточно применять присадки через каждые пять тысяч километров пробега. После промывки лучше всего заменить топливный фильтр и свечи.

    В тех случая, когда автомобиль проехал очень много – больше 150 тыс. км, то здесь тоже лучше прибегнуть к полной чистке топливной системы авто, включая и ультразвуковую чистку форсунок.

    Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей

    Как использовать присадки

    Промывку топливной системы самостоятельно с помощью присадок, как уже отмечалось выше, рекомендуется делать на новых автомобилях через каждые 5 000 км пробега.

    Здесь можно пойти двумя путями: просто добавить присадку в топливный бак согласно инструкции, указанной к присадке, или воспользоваться другим методом, для продвинутых.

    Что понадобится? Бутыль с присадкой, несколько литров очищенного бензина, обычно два, спринцовка, новый комплект свечей. Смешивается бензин и присадка.

    Затем с помощью спринцовки, в шланг, от впускного коллектора, заливается смесь под давлением.

    Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей

    Вместо спринцовки на фото ниже используется бензонасос.

    Регулировка топливной аппаратуры дизельных двигателей

    В течение четверти часа смесь будет во всей системе.

    Затем, помощник должен держать обороты на уровне двух с половиной тысяч, а вы продолжаете впрыскивать смесь, когда смесь закончится, двигатель глушится и должен остыть.

    Остается только заменить свечи – все просто.

    Источник Источник http://koreec73.ru/dvigatel/kak-otregulirovat-tnvd.html
    Источник http://swapmotor.ru/tehnicheskoe-obsluzhivanie/remont-toplivnoj-sistemy.html
    Источник http://autotopik.ru/remont/775-ochistka-toplivnoy-sistemy-avtomobilya.html

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Похожее

    Как выбрать масляный фильтр для экскаватора

    Как выбрать масляный фильтр для экскаватора

    Экскаваторы являются неотъемлемой частью строительной и горнодобывающей техники. Для обеспечения их надежной и долговечной работы важно своевременно заменять топливный, фильтр масляный экскаватора. Правильный выбор фильтра помогает предотвратить повреждения двигателя, уменьшить износ компонентов и повысить общую эффективность работы машины. В этой статье рассмотрим основные аспекты выбора топливного фильтра для экскаватора. Зачем нужен топливный фильтр? Топливный фильтр […]

    Нынешнее состояние актуальности ГБО

    Нынешнее состояние актуальности ГБО

    В последнее время из-за высокого и стремительного роста цен на топливо, которым пользуются автомобильные средства люди начали хвататься за голову и не знать, как дальше жить. Ведь, что бензин, что дизельное топливо стали многим не по карману. А бросать машину на месте и, чтобы она пылилась и не ездила тоже не особо правильный вариант. Но […]