Вежливый свет в салон автомобиля своими руками — Автомобильный портал AutoMotoGid
Вежливый свет в салон автомобиля своими руками
На некоторых иномарках заводом-изготовителем установлена так называемая вежливая подсветка салона, что подчеркивает продуманность машины и повышает уровень ее комфорта. К сожалению, в базовой комплектации большинства авто данная функция отсутствует. Исправить ситуацию и обзавестись системой плавного включения (отключения) света под силу каждому автолюбителю. Для этого нужно собрать небольшое электронное устройство на популярном микроконтроллере ATtiny13.
Функциональность устройства
Прежде чем перейти к схемотехнической стороне, узнаем, какими возможностями обладает умная подсветка.
- Открытие двери приводит к плавному включению света в салоне, которое нарастает до максимума примерно за 4 секунды.
- Закрытие двери с выключенным двигателем приводит к плавному погашению ламп по истечении задержки в 10 секунд (настраивается пользователем).
- Закрытие двери при работающем двигателе приведёт к плавному погасанию лампы в течение 3-4 секунд без задержки.
- Освещение салона будет выключено по истечении 10 минут с момента открытия двери.
Кроме перечисленных функций пользователь может в любое время настроить время паузы (задержку) и чувствительность к бортовому напряжению.
Схема и принцип её работы
Принципиальная схема вежливой подсветки приведена на рисунке. Её исполнительным органом является 8-битный микроконтроллер ATtiny13 с программируемой flash памятью ёмкостью 1 кБ. Он отличается низким потреблением тока и широким диапазоном питающего напряжения (1,8–5,5 В). Данная схема запитывается от аккумулятора (+12 В). На МК ATtiny13 (вывод 8) напряжение поступает после выпрямительного диода (защита от переполюсовки) и стабилизатора на 5 В, собранного на LM7805 и двух сглаживающих конденсаторах. Выходной сигнал снимается с вывода 5, который затем поступает на n-канальный МОП-транзистор.
Остальные программируемые выводы подключаются к соответствующим элементам обвязки. Кнопка для дополнительной настройки с нормально разомкнутым контактом подключается между общим проводом (GND) и выводом 3. Вывод 6 через диод соединён с дверным концевиком. Лампочка с одной стороны подключается к +12 В, а с другой – к стоку МОП-транзистора.
Печатная плата
Конструкторская разработка изделия представлена в виде печатной платы podsvetka.lay, которая доступна для Layout версий 5.0 и 6.0. Плата вежливой подсветки выполнена в одностороннем варианте и, несмотря на компактные размеры (18*28 мм), легко собирается своими руками. Резисторы, конденсаторы и диоды – SMD компоненты типоразмером 0805 и 1206. Транзистор AP60T03AH (Imax=45 A, Uси=30 В) установлен в корпусе ТО-252 со стоком на радиаторе. МК ATtiny13 применен в 8-ми выводном корпусе SOIC.
Прошивка
Чтобы микроконтроллер начал управлять силовым транзистором, в него необходимо загрузить программу. Проще всего воспользоваться недорогим программатором PonyProg, который совместим со всеми версиями ОС Windows. Для осуществления прошивки микросхему нужно вставить в аппаратную часть PonyProg, подключиться к ПЭВМ, запустить соответствующее программное обеспечение и открыть файл, который можно скачать здесь.
Варианты подключения
Рассматриваемая вежливая подсветка может подключаться двумя способами к салонному освещению авто. Первый (наиболее простой) не предусматривает изменений в электропроводке светильника. Как видно из рисунка, в момент замыкания концевика ток нагрузки начнёт протекать через самодельное устройство, запуская в работу схему плавного включения (отключения). Если освещение салона включить стационарным переключателем, то схема умной подсветки остаётся незадействованной, и лампочка будет гореть постоянно.
Техническая реализация второго способа предусматривает переделку плафона. Контур протекания тока нагрузки разрывается по «минусу». Минусовый контакт лампочки соединяется со стоком транзистора, а провод от стационарного переключателя с катодом диода. В результате такого подключения свечением лампы можно управлять как от концевика, так и от штатного переключателя.
Дополнительные настройки
Владелец авто может изменить настройки по умолчанию, то есть время до наступления погасания ламп (светодиодов) после закрытия двери с выключенным двигателем. Для этого следует проделать следующие шаги:
- открыть дверь и дождаться свечения на полную мощность;
- нажать кнопку на плате, после чего лампочка начнет мигать.
Каждое последующее нажатие увеличивает задержку на 5 секунд, то есть:
- 1 вспышка – без задержки;
- 2 вспышки – 5 с;
- …
- 13 вспышек – 60 с, после чего цикл повторяется.
Значение бортового напряжения для каждого автомобиля является индивидуальной величиной. Поэтому схему вежливой подсветки необходимо подстроить под личное авто. Для этого нужно закрыть дверь, дождаться погасания лампочки и начать нажимать кнопку на плате. Как и в предыдущем случае, лампа начнет вспыхивать с каждым нажатием на 1 раз больше, что соответствует изменению чувствительности к напряжению бортовой сети, а именно:
- 1 вспышка – 12,5 В;
- 2 вспышки – 12,8-12,9 В;
- …
- 7 вспышек – 14-14,5 В.
Если вместо ламп накаливания предполагается использовать светодиоды, то включать их нужно только через токоограничительный резистор. Это правило не касается светодиодных лент и LED-ламп специально предназначенных для подсветки салона, так как они рассчитаны на питание от сети +12 В.
Всем привет! Зайдя на эту страницу, возможно вы подумали — и чего я могу нового предложить… А вот что… В поисках схемы я облазил все (может почти) просторы интернета… Но не нашёл схемы для «чайников»… Решил сам экспериментировать, что бы создать простенькую схему… И вот представляю вашему вниманию её!
Тут главное умение держать паяльник…)))
Нужны только две деталюшки —
- Конденсатор: 25вольт, 6800мкф.
- Транзистор: кт818г
Ну а далее на фото…
А вот и схемка…)))
Ну а вот пример работы…
Установленна в машине…
Надеюсь всем, всё понятно…))) Спасибо за внимание…
Бренд: Радио КИТ
Обратите внимание на близкий
по назначению товар:
Печатная плата с компонентами и инструкцией в упаковке.
Принципиальная схема |
Устройство представляет собой реле плавного отключения нагрузки с задержкой. Имеет дополнительный вход «+UЗАЖ« для принудительного отключения нагрузки до истечения времени задержки, при закрытой двери.
Схема расположения элементов |
Характеристики:
Входное напряжение: 12 В;
Максимальный ток нагрузки: 2 А;
Время задержки: 10 сек.
Комплект поставки:
Плата печатная;
Набор радиодеталей;
Инструкция по эксплуатации.
Примечание:
При токе нагрузки более 1 А может потребоваться установка небольшого теплоотвода или тепло аккумулятора на транзистор VT2.
Уведомление о появлении товара на складе
При появлении на нашем складе данного товара, на указанный вами адрес будет выслано уведомление
Источник Источник http://automotogid.ru/vezhlivyj-svet-v-salon-avtomobilja-svoimi-rukami/