Как правильно утилизировать автомобиль
«От 100 рублей до 200 долларов». Утилизируем автомобиль с помощью фирмы и самостоятельно
Со вступлением в силу транспортного налога немалое число автовладельцев задумалось об утилизации. Автобизнес выяснил, можно ли сдать машину экологично и с выгодой для себя.
Просто бросить не получится
О том, какие варианты есть у владельцев «корчей» и как правильно снять машину с учета для утилизации, мы писали на прошлой неделе.
Как видим, не каждый старый автомобиль можно продать – чтобы оформить машину на нового хозяина, она должна иметь приличное техническое и внешнее состояние. Машины «на ходу» тоже вряд ли быстро найдут нового владельца в этом году, так как предложение сейчас будет превышать спрос, из-за чего стоимость таких авто может сильно опуститься. Поэтому, если хозяин хочет быстро снять с себя ставший ненужным автомобиль, возможно, единственным выходом для него будет утилизация.
Просто бросить ненужный транспорт на улице не получится – за автомобиль, даже снятый с учета по причине утилизации, все равно несет ответственность последний владелец. Так как «номера» хозяин сдаст, то установить его контакты и направить уведомление без вскрытия авто будет невозможно. Получается: если автохлам без «номеров» обнаружат на парковке, его, вероятнее всего, заберут на штрафстоянку согласно указу №348, вскроют и по VIN будут выяснять данные хозяина, которому впоследствии придется оплачивать услуги эвакуации и хранения.
Некоторые автовладельцы просто отдают автомобиль скупщикам металлолома, однако во избежание проблем хозяину лучше убедиться, что машина действительно доехала до места утилизации, либо обратиться в официальную компанию и заключить с ней договор. О том, что может произойти, если не довести процесс до конца, можно почитать здесь.
Поэтому подумать об утилизации лучше заранее. Рассмотрим варианты беспроблемной и самостоятельной утилизации автомобиля и посчитаем, какой из них выгоднее.
Утилизация с помощью ЖЭС или специализированной фирмы
Раньше хозяин мог обратиться за помощью при утилизации автомобиля в жилищную организацию по месту жительства. Попытки узнать, сохранилась ли эта возможность, заняли у нас не один час.
По единому номеру 115 оператор пояснила, что заявки владельцев на утилизацию автомобилей они не принимают. В некоторые ЖЭС и ЖЭУ дозвониться оказалось невозможно, в других диспетчеры просто не знали, что ответить на наш вопрос. В трех организациях после консультации с руководством нам все же пояснили, что раньше такая возможность была, но сейчас эту обязанность убрали. Вероятно, в жилищную организацию по-прежнему можно сообщать о брошенных автомобилях, однако заниматься утилизацией при наличии собственника сотрудники не должны.
Зато в интернете нами было найдено несколько официальных фирм, которые готовы не только избавить клиента от автомобиля, но еще и заплатить за это. Мы приценились, сколько там дадут за Audi 100 1993 г.в.
Например, у Белорусской утилизационной компании есть специальный пакет услуг, который включает в себя снятие с учета, вывоз автомобиля, разбор, сортировку, отправку отходов в соответствующие организации и получение компенсации за сданные материалы.
Клиенту необходимо заключить с компанией договор на утилизацию, предоставить документы на машину, после чего все заботы, в том числе поездку в ГАИ для снятия с учета, компания берет на себя. Через 10 дней, когда автомобиль будет разобран, а материалы отправлены на переработку, бывший владелец сможет приехать в офис за денежной компенсацией.
Окончательную сумму нам не сообщили, пояснив, что она будет зависеть от веса, состояния автомобиля, наличия аккумулятора и т.д., но в целом за 1 кг металла клиент получит 24 копейки за вычетом транспортировки. Свои затраты фирма оценивает примерно в 100 рублей – эта сумма будет вычтена из компенсации, которая, как пояснили в компании, обычно превышает затраты даже за легковой автомобиль.
Компания Blackmetal тоже занимается утилизацией транспорта. Как пояснили там, если мы самостоятельно прикатим нашу Audi в пункт утилизации, то получим за нее около 150 руб., если машину заберут от дома на эвакуаторе — около 90-100 рублей. Вывезти машину могут уже через два часа после нашего звонка.
Техпаспорт и номерные знаки владелец оставляет у себя для того, чтобы впоследствии снять машину с учета. При этом нас попросят написать расписку о том, что мы оставили автомобиль, а сотрудники по требованию предоставят документ о том, что автомобиль доехал до пункта утилизации. Как пояснили в компании, в связи с введением транспортного налога утилизацией автомобилей сейчас интересуются интенсивнее, чем в прошлом году.
В объявлениях мы нашли предложение о вывозе металлолома, бытовой техники, автомобилей от ООО «Автофлагман», которое находится в Борисове. Там готовы заплатить за автомобиль по 30 коп. за 1 кг металла. Как пояснили по телефону, если наш автомобиль целиком весит по документам около 1500 кг, то при расчете отнимут около 300 кг на шины, стекла и сиденья, а за оставшиеся 1200 кг заплатят по 30 копеек. Получится, что за такой автомобиль бывший владелец получит около 360 рублей. Правда, заключать договор или выписывать справку о том, что машина доедет до пункта утилизации, нам не обещали. Сказали, что если мы сомневаемся в этом, то можем проследить за процессом лично.
Из чего состоит автомобиль и сколько это стоит
Существование подобных фирм наталкивает на мысль, что самостоятельная сдача автомобиля в утиль будет еще выгоднее. Попробуем посчитать убытки и доходы автовладельца, который решит заняться этим вопросом лично.
Предположим, у нас есть владелец 28-летней Audi 100, которая стоит на придомовой парковке где-нибудь в Курасовщине и не подает признаков жизни. Автолюбитель давно купил другую машину и в связи с введением налога торопится избавиться от старой.
Для начала автовладельцу стоит подумать о том, где хранить запчасти до их вывоза, чтобы избежать кражи и недовольства соседей. Разбором автомобиля вряд ли получится заниматься где-то на придомовой парковке, так как может потребоваться электричество для работы инструментов. Снять гараж с инструментом на одни сутки в Минске обойдется около 20-25 рублей.
В начале из автомобиля необходимо слить все жидкости – тормозную, моторное масло, топливо. Все это нельзя просто вылить в канализацию или на землю – в Минске есть специальные пункты их утилизации.
Адреса пунктов утилизации отходов можно посмотреть на карте. На сайте можно сделать сортировку по виду: металл, пластик, стекло, аккумуляторы, отработанные масла, шины. Правда, как выяснилось, не все адреса корректны: на сайте было указано, что машинное масло можно сдать в пункте на ул. Ванеева, но по указанному телефону нам сказали, что пункта там нет, и посоветовали подъехать на ул. Стебенева, 21. За моторное масло там заплатят 15 коп. за 1 кг, то есть за 4 кг мы получим около 60 копеек. Остатки тормозной жидкости, антифриза, если их немного, могут принять там же, но платить за них не будут.
После этого нужно подготовить кузов: убрать обшивку, стекла, резину. Должны остаться только металлические детали. Дальше все зависит от возможностей владельца – в пункт приема можно привезти как автомобиль целиком, так и в разборе. Если владелец хочет, знает и умеет, то может самостоятельно рассортировать запчасти по виду металла – отдельно сдать чугун, сталь, медь, алюминий, свинец и получить за это большую сумму.
Цветные металлы принимает предприятие «Белцветмет», которое находится в Гатово. За 1 кг бытового алюминия, из сплавов которого могут быть изготовлены части кузова и литые диски, там заплатят от 1,54 до 2,27 руб. в зависимости от его чистоты и качества. За аккумулятор – 2,54 руб. за 1 кг, а за сплавы на основе свинца, из которых изготовлены пластины, – 2,76 руб. за 1 кг. Как нам пояснили по телефону, если автомобилист принесет в пункт аккумулятор целиком, его взвесят, отнимут засоренность (в среднем это 38%), а оценивать будут то, что останется. Получается, за аккумулятор весом 20 кг автомобилист получит около 30 рублей.
Что касается черных металлов, их принимает находящееся рядом ОАО «Белвторчермет». Как пояснили нам на предприятии, в этом году звонков по утилизации автомобилей стало больше, чем в прошлом. За 1 кг чугуна, из которого могут быть сделаны блоки цилиндров двигателя или тормозные барабаны, там заплатят 54 коп., за сталь – 48, а если владелец привезет автомобиль целиком, то получит 44 коп. за 1 кг материала за вычетом загрязнений. В целом за содержащиеся в легковом автомобиле черные металлы владелец может выручить 300-500 рублей.
На предприятии нас предупредили, что примут только автомобиль, который уже снят с учета в ГАИ. Шины в любом случае перед взвешиванием снимаются, владелец должен их забрать.
Автомобиль можно не везти в Гатово, а сдать в ближайший к дому пункт приема вторсырья. Причем сдать в один пункт можно одновременно и черные металлы, и цветные, и шины, и отработанное масло. Расценки на вторсырье в пунктах такие же, как в Гатово, но владелец авто экономит на перевозке.
Единственный нюанс, как нам пояснили в ОАО «Белвторресурсы», – не во всех пунктах предприятия в городе есть автомобильные весы, на которых можно взвесить машину целиком. В этом случае металл сдать можно, но легковушку придется пилить. Автомобильные весы есть по адресам: 2-й Велосипедный переулок, 32а, и ул. Харьковская, 57б.
В пунктах УП «Минсккоопвторресурсы» не принимают отработанное масло, а в целом условия и расценки те же. Автомобильные весы есть по адресам: пр-т Партизанский, 168а, ул. Брикета, 38а, ул. Лынькова, 32, пр-т Рокоссовского, 98а, и в деревне Королев Стан, на ул. Заречной, 12а.
Минимальную компенсацию можно получить и при сдаче старых шин. «Белвторресурсы» и «Минсккоопвторресурсы» принимают старые шины безвозмездно, а УП «Экорес» заплатит за 1 кг резины около 1 копейки, то есть за комплект резины можно выручить около 20 копеек. Но заниматься этим рядовому автомобилисту невыгодно, так как УП «Экорес» не принимает на переработку металл, а если везти шины отдельно, топливо выйдет дороже.
Что касается пластика салона, бамперов и автомобильных стекол, то найти какое-то решение по их утилизации мы не смогли. Эти материалы требуют особой переработки, поэтому принимаются не всеми компаниями. Например, ОДО «Экология города» принимает автомобильные стекла только в больших объемах – шесть стекол от физлица они не возьмут, даже если автовладелец готов доставить их самостоятельно. К тому же юридические лица, которые сдают предприятию стекла на переработку, платят за это. Поэтому такие виды отходов придется просто оставить на контейнерной площадке возле дома, после чего они отправятся на полигон для захоронения.
Расходы на транспортировку
Вид транспортировки автомобиля до места утилизации зависит от его состояния: авто на колесах можно доставить на жесткой сцепке или лафете частичной погрузки, если машина разобрана – в прицепе или на эвакуаторе.
Приспособление для жесткой сцепки можно арендовать на сутки в Минске по цене от 19 до 25 руб., причем в одной компании нам сказали, что в зимнее время устройство в аренду не сдают, чтобы обеспечить его сохранность. У буксируемого автомобиля должно быть исправное рулевое управление, шины и подвеска.
Прицеп для буксировки с частичной погрузкой будет стоить в районе 40 руб. за сутки, лафет полной погрузки под категорию «Е» обойдется в 60 руб. за сутки. Аренда прицепа для перевозки металлолома стоит 32 руб. за сутки или 25 руб. за 6 часов. Аренда эвакуатора с полной погрузкой обойдется в 60-70 руб. за услугу доставки.
Что в итоге?
Как нам пояснили в одном из пунктов приема вторсырья, за Audi 100 целиком мы получим около 400-500 рублей. Если приложить чуть больше усилий и попробовать рассортировать металл, дополнительно выйдет до 50 рублей.
От этой суммы отнимем расходы на транспортировку – 20-60 рублей. Также, возможно, автовладелец захочет снять гараж на время работ или поставить авто на охраняемую парковку – это обойдется до 20 рублей. Так как пунктов приема металлолома в Минске много, расходы на топливо незначительные. Получается, после всех трудов за свою Audi владелец может получить от 300 до 530 рублей.
Наш вердикт
Сдача автомобиля на металлолом может быть особенно выгодна тем владельцам старых авто, кузов которых в хорошем состоянии и есть все запчасти. Можно доверить работы по вывозу автомобиля фирме и получить от 100 до 360 руб., а можно попробовать разобрать авто самому и получить за него до 530 рублей.
Однако мы хотим предостеречь желающих заработать, что сдавать на металлолом можно только свои транспортные средства и бытовые предметы. Если человек будет появляться в пункте сбора регулярно с большими объемами вторсырья, им могут заинтересоваться правоохранительные и налоговые органы.
А вдруг понадобится? Машины на разбор в базе объявлений Автобизнеса
Источник https://www.abw.by/novosti/other/218794