Антикоррозийная обработка кузова автомобиля своими руками, чем остановить коррозию и защитить авто
Как защитить кузов автомобиля от коррозии
Даже самые дорогие автомобили премиум-класса беззащитны перед главным врагом металла — коррозией. Она разъедает поверхности, уродует внешний вид модели и может спровоцировать аварию. Поэтому важно поддерживать свой автомобиль в надлежащем виде и своевременно устранять все признаки коррозии на кузове.
Что такое коррозия автомобиля
Разрушение металлических поверхностей кузова машины называется коррозией. Средний срок службы автомобиля составляет примерно 15–20 лет (этот показатель зависит от множества факторов и обычно указывается в паспорте транспортного средства). Разумеется, этот срок будет гораздо меньше, если на машину воздействуют разного рода агрессивные условия. По статистике чаще всего легковые авто выходят из строя раньше заявленного срока работы по причине коррозийных разрушений. Распадаются части кузова, глушитель, трубопроводные системы, тормозные шланги и т. д. И если какие-то детали можно заменить, то некоторые агрегаты замене не подлежат.
Наиболее сильное воздействие на машину оказываются условия окружающей среды, в которых происходит эксплуатация авто: уровень загрязнения воздуха, климат, качество дорог, влажность и т. п.
Колёсная арка чаще остальных частей кузова испытывает воздействия влаги, пыли и гравия с дороги, поэтому именно здесь быстрее всего появляются следы коррозии
Почему водители так боятся начала коррозийных разрушений? Причина в том, что коррозию очень сложно остановить — если кузов стал «гнить», то специальными средствами можно только замедлить этот процесс. Коррозия опасна тем, что нередко является причиной аварии, так как в критический момент один из проржавевших элементов перестанет выполнять свои функции.
Причины появления коррозии
Большинство автовладельцев замечает, что следы коррозии обычно появляются в виде маленьких пятен ржавчины на стыках двух элементов кузова или на сварочных швах. Именно эти места считаются самыми уязвимыми. Мало того что нарушается привлекательный внешний вид кузова, так ещё и серьёзно ослабляется сам металл.
Причинами появления коррозии на металлических частях автомобиля считаются следующие факторы, а также их сочетания:
- высокая влажность воздуха;
- сильная загазованность атмосферы;
- солнечная радиация;
- повреждения кузова из-за летящих с трассы камней;
- использование в зимний период на дорогах химических реагентов;
- отсутствие надлежащего ухода за кузовом со стороны водителя.
Рано или поздно следы коррозии появятся на кузове любого автомобиля, так как машина при эксплуатации активно взаимодействует с пылью, грязью, газами, влагой и прочими агрессивными факторами
Виды коррозийных повреждений
В обычной жизни водителю нужно знать, к какому виду следует отнести то или иное повреждение на кузове или металлической детали машины, чтобы суметь правильно и своевременно принять меры по его устранению.
Так, в зависимости от самого процесса коррозии, специалисты выделяют два вида повреждений:
- химический — этот вид разрушения связывается с тесным взаимодействием металлической поверхности и коррозионной среды (окисление металла);
- электрохимический — процесс коррозии протекает медленнее, так как окисление происходит не сразу же при взаимодействии металла и среды, а зависит от электродного потенциала кузова.
Кузов автомобиля чаще всего подвержен возникновению электрохимической коррозии
По условиям протекания коррозийного процесса можно выделить 14 видов разрушений кузова и металлических частей автомобиля. Однако в обычных условиях эксплуатации могут возникнуть только 6 основных:
- атмосферная коррозия — самый распространённый вид повреждений, связанный напрямую с разрушением металла при взаимодействии с окружающей средой;
- газовая — происходит из-за агрессивного влияние высокотемпературных газов;
- жидкостная — коррозия развивается в жидкостной среде (обычно выделяют две разновидности этого вида разрушений — в электролитах и неэлектролитах);
- почвенная — разрушение происходит в грунте;
- биокоррозия — редкий вид разрушений кузова, который связан с воздействием живых микроорганизмов на лакокрасочное покрытие;
- структурная — вызвана неоднородностью используемых при конструировании кузова металлов.
Коррозия кузова вызвана взаимодействием поверхности металла с атмосферой
По характеру разрушений кузова диагностируется всего два вида коррозии:
- местная — распространяется на небольших участках автомобильного кузова (выделяют местную коррозию пятнами, сквозную, нитевидную и прочие подвиды);
- сплошная — как правило, охватывает максимальную площадь металла (может быть равномерной и неравномерной, а также избирательной).
Сплошная коррозия — это самый масштабный вид повреждения кузова
Видов и типов коррозии можно выделить несколько. Однако самыми частыми случаями в практике водителей считаются местные атмосферные и местные газовые коррозийные разрушения.
Чаще всего коррозия поражает какой-то отдельный участок кузова
Исследование коррозии автомобилей
В Швеции работает специальный институт коррозии, который на протяжении нескольких лет проводит опыты и исследования ряда автомобильных марок. Учёные ставили целью выявление самых уязвимых мест для появления и развития коррозии. В ходе исследований было доказано, что в большей степени разрушению из-за взаимодействия с окружающей средой подвергаются:
- днище;
- стойки;
- двери;
- выемки для приборов освещения;
- лонжероны;
- бамперы.
Главными причинами разрушений учёные назвали негативное влияние влаги, грязи с дорог, выхлопных газов и соляных смесей от гололёда.
Для днища автомобилей химические смеси с дорог представляют большую опасность, так как быстро вызывают коррозию
Как остановить коррозию
Прервать коррозию сложно, но можно: придётся потратиться на приобретение антикоррозийных материалов и инструментов, если хочется выполнить все манипуляции своими руками. Услуги специалистов кузовной обработки стоят недёшево, следовательно, целесообразнее заняться антикоррозийными мероприятиями самостоятельно — тем более для этого не нужны специальные знания.
Если запустить состояние кузова своего автомобиля, то восстановить его целостность и первоначальный внешний вид будет непросто
Средства для антикоррозийной обработки кузова
Перед тем как начинать работу, стоит тщательно продумать, какими инструментами и средствами вы будете пользоваться. Современный рынок предлагает огромное количество бюджетных и дорогостоящих средств, но выбрать среди них нужное непросто.
Первым делом придётся позаботиться о вспомогательных материалах и инструментах. Обработка кузова от коррозии невозможна без:
- скребка;
- шпателя;
- стамески;
- наждачной бумаги;
- стальной щётки;
- мягкой ткани;
- шкурки.
Шкурку можно считать самым главным материалом для обработки кузова
Удаление коррозии предполагает снятие старого лакокрасочного покрытия, обработку металла и нанесение нового слоя краски и лака, а потому следует вооружиться кисточками, компрессорами и краскопультами, купить подходящую по цвету эмаль и лак, а также автомобильную шпатлёвку.
Более сложным будет выбор антикоррозийного средства. Все они представляют собой жидкости или аэрозоли, которые наносятся на поверхности кузова, застывают и препятствуют новому появлению коррозии.
Выделяют всего два вида покрытий, которыми можно качественно обработать металл:
- Битумные материалы, в состав которых входит металлическая пыль, что увеличивает прочность кузова.
- Восковые материалы, выполненные на основе ингибиторов коррозии.
Средство для обработки металла от коррозии нужно подбирать в зависимости от типа ржавчины кузова: химической иди электрохимической. Вся информация о типах ржавчины всегда указывается на упаковке средства.
Для качественной обработки больших поверхностей кузова (например, крыла или бампера) лучше всего выбрать одно из этих средств:
- жидкий пластик с прозрачной структурой — его можно считать основным средством для защиты кузова от коррозии;
- битумная мастика — более надёжное и долговечное покрытие;
- средство на основе ПВХ или каучука — дорогой, зато самый надёжный материал для защиты кузова.
Фотогалерея: популярные виды антикоров для машин
Средство битумно-каучукового состава быстро высыхает и надёжно защищает кузов от развития коррозии Антикоры на основе воска быстро распыляются и заполняют все полости кузова Самостоятельная оцинковка кузова рекомендуется для всех автомобилей
Чтобы обработать маленькие участки ржавчины или труднодоступные места кузова, рекомендуются эти средства:
- аэрозоли на парафиновой базе — после застывания образуют на металле плёнку, которая предохраняет поверхности при любой температуре и влажности;
- средства с отработкой, которые не высыхают — жидкость заполняет все трещинки на поверхности кузова, препятствуя появлению коррозии.
Требования к хорошему средству против коррозии
Автовладельцы не всегда могут определить, какой состав для обработки кузова лучше. Нередко импортный и дорогой антикор оказывается хуже отечественного и дешёвого. Однако есть несколько требований, которым должен отвечать любой антикор, независимо от бренда производителя или стоимости.
Все средства, предназначенные для обработки кузова автомобиля от коррозии, обязаны:
- иметь однородную структуру без примесей, осадков, слоистости и т. п.;
- не оказывать влияния на конечный цвет краски и лака;
- не иметь резкого запаха;
- быстро пропитывать всю поверхность участка кузова;
- вытеснять влагу;
- защищать кузов от электролитов;
- быть устойчивыми к механическому воздействию (налипание пыли или удары гравия во время езды и прочее).
Ещё одним отличием хорошего антикора от плохого можно считать удобство нанесения средства на кузов
Меры безопасности при работе
Обработка кузова от ржавчины предполагает использование материалов с резкими запахами (некоторые виды антикоров). Поэтому работать нужно исключительно в хорошо проветриваемом помещении и желательно в респираторе. И также рекомендуется защитить кожу от попадания химических веществ и проводить все процедуры в резиновых перчатках.
Видео: антикоррозийная обработка кузова
Пошаговая инструкция по обработке кузова
Подобрав средство для защиты кузова, вооружившись инструментами и материалами, можно приступать к обработке:
- Тщательно моем кузов от пыли и грязи. Осмотр повреждений возможен только на чистой сухой поверхности без разводов.
- Выделяем для себя проблемные участки.
- Крупной шкуркой снимаем все рыхлые лохмотья ржавчины. Задача — просто снять отслоения краски и ржавчину, не нужно сильно нажимать на шкурку, чтобы не повредить базовое покрытие.
- Далее мелкой шкуркой обрабатываем поверхность, при необходимости можно использовать скребки или щётки, чтобы более качественно удалить все следы ржавчины с кузова.
- После этого обезжириваем участок работы.
- На очищенную поверхность наносим средство для обработки кузова. При этом жидкость нужно нанести как на сам обрабатываемый участок, так и вокруг него.
- Ждём, пока средство высохнет (точное время застывания указывается на упаковке или банке).
- Мелкой шкуркой выравниваем поверхность. Если есть вмятины или трещинки, их заделываем автомобильной шпатлёвкой.
- После высыхания снова обрабатываем поверхность, делаем её ровной и гладкой.
- На участки наносим второй слой антикора, сушим его.
- Далее поверхность красим в два слоя и лачим.
Фотогалерея: как выполнить основные этапы работы
Осмотр повреждений нужно проводить только после тщательной мойки и сушки кузова Если следы ржавчины очень большие, можно вместо шкурки использовать болгарку со щёткой Перед нанесением антикора нужно обезжирить участок, чтобы удалить с него всю пыль и незаметные глазу вещества В зависимости от выбранного средства, нужно распылять, красить или размазывать антикор по поверхности Антикоррозийное покрытие должно сохнуть не меньше, чем это рекомендовано производителем Полировка кузова способна устранить мелкие дефекты, возникшие в ходе работе, а также придать кузову сияние
Для долговечности эффекта можно отполировать поверхность.
Практические советы по уходу за кузовом автомобиля
Действительно, предотвратить развитие коррозии будет гораздо легче и дешевле, чем бороться с ней. Поэтому водители, чтобы отсрочить старение и разрушение металла, предпочитают выполнять эти нехитрые правила:
- Мыть машину не реже 1 раза в неделю, особенно в зимний период, когда на дорогах появляются химические реагенты от гололёда.
- Не реже 1 раза в неделю тщательно промывать места под кузовом и сами колёсные арки.
- Максимально быстро устранять все мелкие повреждения кузова — от царапин до вмятин.
- Периодически (не реже 1 раза в месяц) наносить на металлические поверхности кузова защитный слой воска.
- По мере старения автомобиля следить за тем, чтобы днище и колёсные арки всегда были покрыты антикоррозийной краской. Обновлять покрытие можно и самостоятельно.
- Хранить автомобиль под навесом или в хорошо проветриваемом гараже.
Выполнить обработку своего кузова от коррозии можно самостоятельно — достаточно лишь грамотно подобрать материалы для работы и инструменты. Даже самые неумелые руки могут хорошо зачистить ржавчину шкуркой и нанести средство от коррозии с учётом рекомендаций производителя. Однако лучше заранее побеспокоиться о защите кузова машины, чем впоследствии тратить время и силы на удаление повреждений.
Антикоррозийная обработка кузова автомобиля
Коррозия – главный враг автомобильных кузовов, так как справиться с прогрессирующей сквозной ржавчиной, затронувшей силовые элементы автомобиля, практически нереально, а замена кузова по цене примерно равняется стоимости новой машины. Чаще всего материалом для кузовных деталей автомобиля является сталь, а она, как известно, достаточно слабо противостоит коррозии, именно поэтому очень важно заранее позаботиться о надежной защите кузова. Перед тем, как более подробно рассмотреть современные методы проведения антикоррозийной обработки кузова, следует разобраться в сущности процесса.
Что такое коррозия металла?
Коррозия – это изменения в структуре металла, приводящие к его разрушению. Возникают коррозионные процессы чаще всего либо из-за воздействия влаги, либо вследствие влияния на металл различных агрессивных химических веществ.
В связи с этим различают следующие виды коррозии:
- сухую;
- влажную.
При сухой коррозии наружные поверхности металла теряют свой цвет и блеск при взаимодействии с атмосферным воздухом, так как на поверхности образуется оксидная пленка. Данный вид коррозии не является опасным, портится только внешний вид.
Влажная коррозия – наоборот, очень опасна. Быстро возникающие очаги ржавчины со временем проедают металл до дыр в прямом смысле слова. Если такие процессы вовремя не остановить, то кузов автомобиля очень быстро придет в негодность, так как попадающая на металл влага будет снова и снова провоцировать возникновение мест локализации ржавчины.
Главная опасность влажной коррозии заключается в том, что из-за разрушения металла происходит ослабление кузова, автомобиль начинает буквально рассыпаться.
Причины появления ржавчины:
- Хранение машины в условиях высокой влажности воздуха и плохой вентиляции. Например, регулярно оставляя влажную машину в сыром, плохо проветриваемом гараже на длительное время, владелец рискует уже через пару недель увидеть ржавые пятнышки на уязвимых местах.
- Несвоевременная обработка сколов, царапин и прочих механических повреждений лакокрасочного покрытия. Голый металл покрывается ржавой пленкой уже через несколько дней, а через пару недель может вообще проржавеет насквозь. Именно поэтому все открытые участки необходимо как можно быстрее обрабатывать защитными покрытиями.
- Нерегулярная мойка автомобиля. Особенно в зимний период на поверхности кузова оседает множество химически активных веществ, которые зачастую становятся катализаторами процессов коррозии. Поэтому очень важно мыть автомобиль не только снаружи, но и периодически очищать днище, от налипшей грязи и едких включений.
Виды ржавчины:
- Поверхностная. Проявляется в виде отдельных островков на уязвимых участках кузова вследствие разрушения лакокрасочного покрытия. Со временем начинает постепенно разрастаться в ширину, вовлекая в процесс все новые и новые участки. На начальных этапах опасности данный дефект не представляет, однако со временем, при отсутствии адекватных мер, может перерасти в более опасный вид коррозии.
- Подпленочная. Один из самых опасных видов коррозии, первичные очаги возникают под слоем краски, поэтому обнаружить их на начальных этапах без должного опыта практически невозможно. Со временем подпленочная коррозия поражает глубинные слои металла и переходит в сквозную.
- Сквозная. Финальная стадия ржавчины. В кузове образуются сквозные дыры различной величины, которые очень быстро разрастаются в ширину.
Чаще всего коррозионные процессы возникают в потенциально уязвимых местах автомобиля. К таковым относятся:
- пороги;
- арки;
- крылья;
- нижние части дверей;
- днище;
- отсек запасного колеса;
- юбки.
Нередко очаги ржавчины возникают в узлах трения, например по контуру уплотнителя ветровых стекол, места крепления молдингов, стыках крыльев и капота, петлей дверей и т. д. Автомобили, имеющие люк, часто начинают ржаветь с крыши, так как водоотводящие трубки забиваются и по контуру люка начинает скапливаться влага.
Как бы хорошо не был прогрунтован и покрашен автомобиль на заводе, со временем ржавчина все равно возникнет, так как отечественные условия эксплуатации сложно назвать благоприятными. Именно поэтому для всех без исключения машин единственным способом избежать ранней ржавчины является антикоррозионная обработка. Причем обрабатывать следует даже полностью оцинкованные иномарки, так как цинковый слой, испытывая постоянные механические повреждения, постепенно разрушается, оголяя незащищенный от ржавчины металл.
Антикоррозийная обработка – виды и периодичность
Антикоррозийная обработка автомобиля – это комплекс мероприятий, основная цель которых заключается в том, чтобы существенно повысить сопротивляемость металла ржавчине путем обработки поверхности специальными влагостойкими веществами. Во время данной процедуры обрабатываются все внутренние полости, специальным составом покрывается днище, производится дополнительная защита сварных соединений, устанавливаются вспомогательные защитные элементы, такие как брызговики, локера.
Существует множество разновидностей антикоррозийной обработки, их все условно можно разделить на три группы:
- полная, обработке подлежат все кузовные элементы;
- частичная, обрабатываются только потенциально уязвимые места;
- повторная, регулярно проводится по истечению определенного срока после полной обработки.
Периодичность проведения антикоррозийной обработки во многом зависит от условий, в которых машина используется. Типовые рекомендации следующие – сразу же после покупки рекомендуется выполнить полную антикоррозийную обработку, а потом каждые пять лет проводить повторную.
При особо неблагоприятных условиях, например, машина эксплуатируется на дорогах мегаполиса, которые активно посыпаются солью, или авто используется в коммерческих целях и имеет очень большой пробег, обработку следует проводить раз в два года, а то и чаще. Кроме этого, в некоторых случаях требуется проведение внеплановой антикоррозионной обработки, например после ДТП или при покупке не нового автомобиля.
Лучше всего подобную процедуру выполнять в теплое время года, после тщательно проведенной предварительной подготовки. Причем при осуществлении такого комплекса мероприятий рекомендуется использовать только сертифицированные материалы, нанося их в соответствии с технологическими рекомендациями производителя. Не менее важно применять профессиональный инструмент.
Материалы и инструмент для антикоррозийной обработки
Для подготовки и нанесения спецпокрытий используется следующее оборудование:
- воздушный компрессор с функцией подачи горячего воздуха, необходим для предварительной сушки поверхности и скрытых полостей;
- распылитель, способный подавать смесь под высоким давлением. Применяется для обработки скрытых полостей, а также ровных поверхностей;
- пескоструйный аппарат, нужен для удаления старых покрытий, чистки днища, а также устранения начальных очагов ржавчины;
- шлифмашинка, применяется для тех же целей, однако использовать ее менее предпочтительно, так как она снимает слишком большие слои металла, а также практически бесполезна при очистке сложных поверхностей;
- моечное оборудование для бесконтактной мойки.
Материалы для антикоррозионной обработки в зависимости от области применения можно условно разделить на следующие группы:
- для внутренних полостей;
- для наружных полостей:
а) для днища и колесных арок;
б) для внешней стороны порогов, арок, юбок, низа крыльев и дверей;
Ассортимент подобных средств более чем велик, однако при выборе очень важно позаботиться о том, чтобы все материалы были совместимы друг с другом, так как очень часто новое средство не ложится на старое покрытие. Кроме этого немаловажно, чтобы антикор имел хорошие водоотталкивающие свойства и не боялся солнечных лучей и низких температур.
Антикоррозийная обработка автомобиля своими руками
Многие автолюбители наверняка задавались вопросом – как сделать антикоррозийную обработку автомобиля самостоятельно? Оказывается, для этого необходимо осуществить следующую не особо сложную цепочку действий:
- Удаление старых покрытий. Если до этого автомобиль уже был обработан, то необходимо удалить старое покрытие, иначе хорошей адгезии антикора к металлу добиться не получится. Снимать старый слой лучше всего с помощью пескоструйной машинки, если таковой не имеется то с помощью ручной шлиф машинки или щетками с металлической щетиной. Также следует тщательно обработать затронутый коррозией места, а именно ржавчину удалить механически, а поверхность обработать специальным преобразователем и покрыть слоем кислотного грунта. При сквозной коррозии необходимо срезать поврежденные участки и вваривать заплатки, или же менять элемент целиком.
- Мойка. На этом этапе необходимо тщательно вымыть автомобиль с применение специальных моющих средств. Мыть желательно горячей водой под давлением, бесконтактным способом.
- Сушка. После мойки нужно высушить поверхность потоком теплого воздуха температурой 60-70 градусов Цельсия, сушить следует до полного высыхания, особое внимание нужно уделять скрытым полостям.
- Покрытие защитным слоем. Первым делом следует задуть все скрытые полости специальным составом, задувать нужно под давлением (рекомендуемое давление 6-8 атмосфер), чтобы смесь равномерно покрыла всю поверхность и проникла даже в труднодоступные места. После этого можно обработать днище и колесные арки безвоздушным способом. Рекомендуется наносить слой толщиной до 300 мкм, иначе состав будет плохо держаться. Обрабатывать днище нужно очень аккуратно, чтобы ненароком не запачкать резиновые детали подвески, датчики, проводку, резьбовые соединения и прочие элементы.
- Очистка дренажных отверстий. При покрытии антикором очень часто отверстия для вентиляции и слива воды оказываются закупоренными, именно поэтому с помощью деревянной палочки их нужно очистить.
- Финальная сушка. Сушить авто рекомендуется не менее суток. Кроме этого, еще в течении 10 дней не рекомендуется мыть кузов и активно использовать машину.
Подводя итоги, следует акцентировать внимание на том факте, что антикоррозийная обработка кузова – обязательное условие для обеспечения многолетней безотказной работы автомобиля, поэтому пренебрегать подобным комплексом мероприятий не стоит.
Источник https://autoclub.su/antikorroziynaya-obrabotka-kuzova-svoimi-rukami/
Источник Источник Источник Источник Источник https://avtonam.ru/maintenance/antikorrozijnaya-obrabotka/