Маркировка моторных масел в таблицах и их расшифровка
Маркировка моторных масел SAE API ACEA
Маркировка моторных масел – этот вопрос на протяжении многих лет волнует начинающих водителей. И действительно, маркировку моторного масла знать очень важно, так как именно от этого компонента напрямую зависит стабильная работа двигателя вашего автомобиля.
Моторные масла работают в очень тяжелых условиях (по сравнению с другими смазочными материалами, применяемым в автомобилях – несравненно легче выполнять свои функции, не теряя нужных свойств, так как они работают в среде относительно однородной, с более-менее постоянными температурой, давлением и нагрузками).
У моторных же режим рваный – одна и та же порция масла длительное время подвергается ежесекундным перепадам тепловых и механических нагрузок, поскольку условия смазки различных узлов двигателя далеко не одинаковы. Кроме того, моторное масло подвергается химическому воздействию – кислорода воздуха, других газов, продуктов неполного сгорания топлива, да и самого топлива, которое неминуемо попадает в масло, хотя и в очень малых количествах.
Практически на каждой этикетке канистры с моторным маслом вы можете найти сведения о его классе вязкости, спецификациях и допусках автопроизводителей. Попробуем расшифровать значение маркировок моторных масел.
Видео: Что означают цифры на этикетке моторного масла
Типы и характеристики моторных масел
В Европе, США, Японии и других странах действует маркировка моторных масел по SAE (Общество Автомобильных Инженеров)по вязкости, похожая на классификацию, применяемую в России. Согласно классификации SAE масла делят на:
- Зимние масла при небольшой вязкости обеспечивают холодный пуск при низких температурах; но при высоких температурах не обеспечивают надежного смазывания двигателя);
- Летние масла надежно смазывают двигатель при высоких температурах, но не обеспечивают холодный пуск при температуре воздуха ниже 0°С);
- Всесезонные масла при низких температурах обладают вязкостью зимних масел, а при высоких – летних.
Зимние масла обозначают буквой W (от слова winter -зима). SAE разделяет моторные масла на 10 классов, отличающихся по вязкостно-температурным характеристикам. Типичные обозначения зимних масел – OW, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W, летних – 20, 30, 40 и 50. Чем ниже число, указывающее класс зимнего масла, тем ниже температура, при которой масло сохраняет работоспособность, т.е. смазывает трущиеся поверхности, свободно поступая к ним. Чем больше число в классе летнего масла, тем при более высоких температурах масло остается вязким, сохраняя устойчивую масляную пленку между трущимися деталями.
Функции моторного масла инфографика
Класс вязкости всесезонного масла обозначают через дефис (-), например 10W-40; причем, чем больше разница первого и второго чисел в обозначении, тем в большем диапазоне температур может работать это масло.
Также существует принятая во многих странах классификация API (Американского Нефтяного Института), которая связывает эксплуатационные свойства масел с условиями работы двигателя. Условия применения масел обозначаются двумя буквами:
- первая определяет тип двигателя (S – бензиновый, С – дизель),
- вторая (А, В, С, D, E, F, G, Н) – уровень эксплуатационных свойств моторного масла.
Причем условия применения масла ужесточаются соответственно возрастанию порядкового номера буквы в алфавите. Масла классов SA и СА предназначены для нефорсированных двигателей, сконструированных до 70-х годов, работающих с легкими нагрузками. А масла классов SH и CD – для высоко-форсированных многоклапанных двигателей и двигателей с наддувом, работающих в тяжелых условиях эксплуатации при высоких нагрузках (модели выпуска с 1989 года).
Инфографика Топ 10 покупаемых моторных масел в России
На упаковках обычно ставят обозначение маркировки моторного масла по обеим системам.
Тенденция такова, что масла в большинстве своем обычно изготавливают всесезонные. При этом многие масла можно использовать как в бензиновых, так и в дизельных двигателях, однако последнее характерно только для моторных масел для легковых автомобилей.
Для упрощенной классификации моторные масла можно разделить на три большие группы, характеризующие состав масла. Масла бывают
- минеральные (полученные из нефтепродуктов),
- синтетические,
- полусинтетические (представляющие собой смесь двух первых).
Такое деление вполне оправдано, поскольку минеральные и синтетические масла отличаются по вязкостно-температурным характеристикам, а значит – и по области применения и, что также немаловажно, по стоимости. Следует заметить, что большую роль играют всевозможные присадки, влияющие в первую очередь на свойства масла, а также и на его цену.
Маркировка моторных масел в России
В настоящее время ведущие мировые производители используют следующие общепризнанные классификации моторных масел:
- SAE – Общество автомобильных инженеров;
- API – Американский институт нефти;
- ACEA – Ассоциация европейских производителей автомобилей.
- ILSAC – Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел.
Отечественные масла также проходят сертификацию по ГОСТ.
Таблица маркировки и классификаций моторных масел SAE
Класс (по вязкости; чем больше число, тем больше вязкость) | Обозначение (« W » – от слова winter – зима |
Зимние (6 классов) | SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W |
Летние (5 классов) | SAE 20, 30, 40, 50, 60 |
Всесезонные | SAE 10W-40, 15W-30 и т.д. |
Масло с маркировкой 5W – наиболее жидкое на холоде, применяется в любые морозы. Масло с маркировкой 10W обеспечивает пуск мотора до -30°С (применимо зимой в зоне умеренного климата).
Масло с маркировкой 15W может создать пусковые трудности при температуре около -25°С, однако при мощном стартере и хорошем аккумуляторе возможно расширение диапазона. В умеренном климате -подходящее масло для езды круглый год.
Масло с маркировкой 20W – для районов, где температура редко опускается до -20°С. Часто такое масло используется в гоночных и раллийных автомобилях.
Таблица маркировки и классификаций моторных масел по API
Основными показателями масел в соответствии с классификацией API являются: тип двигателя и режим его работы, эксплуатационные свойства и условия применения, год выпуска. Стандартом предусмотрено разделение масел на две категории:
- Категория «S» (Service) – масла, предназначенные для 4-тактных бензиновых двигателей;
- Категория «C» (Commercial) – масла для дизельных двигателей автотранспорта, дорожно-строительной техники и сельскохозяйственных машин.
В обозначение класса масла входят две буквы: первая – категория (S или C), вторая – уровень эксплуатационных свойств.
В настоящее время категория S состоит из 12 классов моторных масел – SA, SB, SC, SD, SE, CF, CG, SH, SJ, SL, SM, SN.
Класс API | Эксплуатационные условия |
Категория S | |
SH | Масла, предназначенные для бензиновых двигателей легковых автомобилей, фургонов и легких грузовиков. Класс SH предусматривает улучшение показателей класса SG, на смену которому он пришел. |
SJ | Обеспечивает соответствие требованиям SH, а также вводит дополнительные требования в отношении расхода масла, энергосберегающих свойств и стойкости к образованию отложений при нагреве. |
SL | Предусматривает улучшение антиокислительных, энергосберегающих и моющих свойств масел. |
SM | Устанавливает еще более жесткие требования к моторным маслам. |
SN | Стандарт применяет дополнительные требования к обеспечению энергосберегаемости и износостойкости, а также подразумевает уменьшение износа резино-технических изделий двигателя. Масла класса API SN можно использовать в двигателях, работающих на биотопливе. |
Категория С | |
CH-4 | Применяется для масел, используемых в высокоскоростных дизельных двигателях. |
CI-4 | Применяется для масел, используемых в высокоскоростных дизельных двигателях. Предусматривает использование масел при содержании в дизельном топливе серы до 0.5%. Обеспечивает увеличение срока эксплуатации двигателей с системой рециркуляции отработанных газов (EGR). Предъявляются дополнительные требования к противоокислительным свойствам, износостойкости, образованию отложений, вспениванию, деградации уплотнительных материалов, потере вязкости при сдвиге. |
CJ-4 | Применяется для масел, используемых в высокоскоростных дизельных двигателях. Предусматривает возможность использования при содержании серы в дизельном топливе до 0.05% по массе. Масла, соответствующие классу CJ-4, особенно эффективно работают в двигателях с сажевыми фильтрами (DPF) и другими системами нейтрализации отработавших газов. Также они обладают улучшенными антиокислительными свойствами, стабильностью в широком диапазоне температур, стойкостью к образованию отложений. |
Таблица маркировки и классификации моторных масел по ACEA
Маркировка моторного масла ACEA была разработана Ассоциацией европейских производителей автомобилей в 1995 году. Последнее издание стандарта предусматривает разделение масел на три категории и 12 классов:
- A/B – бензиновые и дизельные двигатели легковых автомобилей, фургонов, микроавтобусов (A1/B1-12, A3/B3-12, A3/B4-12, A5/B5-12);
- C – бензиновые и дизельные двигатели с катализатором отработавших газов (C1-12, C2-12, C3-12, C4-12);
- E – тяжелонагруженные дизельные двигатели (E4-12, E6-12, E7-12, E9-12).
В обозначении по ACEA помимо класса моторного масла указывается год его введения в действие, а также номер издания (в случае, если были обновлены технические требования).
Согласно ГОСТ 17479.1-85 моторные масла разделяются на:
- классы по кинематической вязкости;
- группы по эксплуатационным свойствам.
По кинематической вязкости ГОСТ 17479.1-85 подразделяет масла на следующие классы:
- летние – 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20, 24;
- зимние – 3, 4, 5, 6;
- всесезонные – 3З/8, 4З/6, 4З/8, 4З/10, 5З/10, 5З/12, 5З/14, 6З/10, 6З/14, 6З/16 (первая цифра указывает на зимний класс, вторая на летний).
Классы вязкости моторных масел по ГОСТ 17479.1-85:
Класс вязкости | Кинематическая вязкость при температуре 100 °С | Кинематическая вязкость при температуре -18 °С, мм 2 /с, не более | |
не менее | не более | ||
3З | 3.8 | — | 1250 |
4З | 4.1 | — | 2600 |
5З | 5.6 | — | 6000 |
6З | 5.6 | — | 10400 |
6 | 5.6 | 7.0 | — |
8 | 7.0 | 9.3 | — |
10 | 9.3 | 11.5 | — |
12 | 11.5 | 12.5 | — |
14 | 12.5 | 14.5 | — |
16 | 14.5 | 16.3 | — |
20 | 16.3 | 21.9 | — |
24 | 21.9 | 26.1 | — |
3З/8 | 7.0 | 9.3 | 1250 |
4З/6 | 5.6 | 7.0 | 2600 |
4З/8 | 7.0 | 9.3 | 2600 |
4З/10 | 9.3 | 11.5 | 2600 |
5З/10 | 9.3 | 11.5 | 6000 |
5З/12 | 11.5 | 12.5 | 6000 |
5З/14 | 12.5 | 14.5 | 6000 |
6З/10 | 9.3 | 11.5 | 10400 |
6З/14 | 12.5 | 14.5 | 10400 |
6З/16 | 14.5 | 16.3 | 10400 |
Таблица маркировки и классификации моторных масел по ILSAC
Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел (ILSAC) издал пять стандартов маркировки моторных масел: ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF-3, ILSAC GF-4 и ILSAC GF-5.
Категория ILSAC | Год введения | Описание |
ILSAC GF-1 | Устарела | Соответствует требованиям качества классификации API SH; классы вязкости SAE 0W-XX, SAE 5W-XX, SAE 10W-XX; где XX — 30, 40, 50, 60 |
ILSAC GF-2 | 1996 | Соответствует требованиям качества по классификации API SJ, к классам GF-1 добавляются дополнительно SAE 0W-20, 5W-20 |
ILSAC GF-3 | 2001 | Соответствует классификации API SL. Отличается от GF-2 и API SJ существенно лучшими антиокислительными и противоизносными свойствами, а также улучшенными показателями испаряемости. Классы ILSAC CF-3 и API SL во многом схожи, но масла класса GF-3 обязательно являются энергосберегающими. |
ILSAC GF-4 | 2004 | Соответствует классификации API SM с обязательными энергосберегающими свойствами. Классы вязкости SAE 0W-20, 5W-20, 0W-30, 5W-30 и 10W-30. Отличается от категории GF-3 более высокой стойкостью к окислению, улучшенными моющими свойствами и меньшей склонностью к образованию отложений. Кроме того, масла должны быть совместимыми с катализаторами отработанных газов. |
ILSAC GF-5 | 2010 | Соответствует требованиям классификации API SM с более жесткими требованиями к экономии топлива, совместимости с катализаторами, испаряемости, моющим свойствам, стойкости к образованию отложений. Вводятся новые требования по защите систем турбонаддува от образования отложений и совместимости с эластомерами. |
Рекомендации по выбору моторного масла
- Ориентируйтесь на рекомендации, изложенные в инструкции по эксплуатации;
- Температурный диапазон, указанный на упаковке масла, носит лишь рекомендательный характер;
- Не оценивайте масло по цвету, поскольку большинство присадок в нем делают масло более темным;
- При тяжелых условиях эксплуатации (городские пробки, бездорожье) замену масла следует производить в 1,5-2 раза чаще, поскольку масло при использовании низких передач быстрее “старится”; то же самое рекомендуется для автомобилей со старыми, изношенными двигателями;
- Доливать следует тот же сорт масла, который залит в двигатель, так как смешивание разных присадок приведет к значительному ухудшению свойств масла;
- Не смешивайте минеральные и синтетические масла, и не доливайте минеральное масло в полусинтетическое из-за разной растворимости присадок; такое смешивание приведет к образованию нерастворимого осадка;
Добавление в масло различных препаратов может улучшить одни свойства и резко ухудшить другие, поскольку вы нарушаете точно сбалансированный пакет присадок; изменяйте состав масла только в крайних случаях.
Классификация и обозначение моторных масел, индекс вязкости
Существует много видов моторных масел с различными параметрами, которые зашифрованы в символьных обозначениях. Для того чтобы правильно выбрать масло для двигателя необходимо понимать, что скрыто за буквенно-числовым набором, какая классификация используется и какими характеристиками обладает такое масло.
Но обо всем более подробно будем разбираться в этой статье.
Какова роль масла в автомобиле
Первоначально функцией моторного масла было смазывание шеек коленчатого вала, избавление от побочных продуктов износа и снижение температуры путем вывода жидкости в поддон двигателя.
В современной автоиндустрии функции моторных жидкостей стали заметно шире и изменился состав под осуществление новых функций.
Базовые функции машинного масла:
- защита деталей и рабочих поверхностей от трения за счет образования на них тонкой устойчивой пленки;
- предупреждение появления коррозии;
- охлаждение мотора путем отвода рабочей жидкости в поддон, находящийся в самом низу двигателя;
- удаление из мест повышенного трения отходов механического износа;
- удаление продуктов сгорания топливной смеси, таких как нагар, сажа и других.
К основной составляющей моторного масла добавляются различные присадки, которые могут удалять загрязнения, удерживать пленку, образованную на трущихся деталях и выполнять другие функции.
Как классифицируются моторные масла
Разработчики двигателей подбирают моторные масла и требования к ним в зависимости от особенностей конструкции и условий работы.
Можно заливать неоригинальные моторные жидкости, но с учетом класса качества и групп качества, рекомендаций производителя. Правильно подобранное неоригинальное масло, удовлетворяющее всем критериям производителя, не является основанием для отказа в гарантийном ремонте в случае выхода из строя двигателя.
Признанной во всем мире классификацией масел для двигателей является SAE — градация по вязкости в зависимости от температуры внешней среды, при которой функционирует двигатель.
При изменениях внешних температур меняется вязкость рабочей жидкости, при низких температурах для оптимальной работы мотора масло должно оставаться достаточно текучим, а при высоких — достаточно густым для защиты мотора.
По стандартам SAE машинные масла разделяются на семнадцать классов от 0W до 60W.
Среди них восемь зимних (первые числа — 0; 2,5; 5; 7,5; 10; 15; 20; 25) и девять для эксплуатации в летнее время (2; 5; 7,5; 10; 20; 30; 40; 50; 60).
Первое число сообщает минимальную минусовую температуру, при которой прокачивается масло в двигателе насосом и обеспечивается безопасный запуск мотора.
Второе число характеризует вязкость моторной жидкости при высоких температурах, чем больше число — тем гуще жидкость при высоких температурах.
Разделение обоих чисел W говорит о всесезонности применения моторных жидкостей.
Наиболее распространенными в России индексами вязкости для холодного запуска мотора (первые цифры — температура) являются:
- 0W ниже -35°C;
- 5W до -30°C;
- 10W до -25°C;
- 15W до -20°C;
- 20W до -15°C.
Наиболее распространенными в России вторыми числами индексов, характеризующих максимальную внешнюю температуру, являются:
- 30 +25°C;
- 40 от +30°C до +45°C (в зависимости от первых чисел — при 0W +30°C, при 5W +35°C, при 10W +35°C, при 15W и 20W +45°C).
При умеренно холодной зиме и не жарком лете рекомендовано заливать масло 10W, как более универсальное, подходящее для многих автомобилей. При очень холодных зимах следует заливать рабочую жидкость с индексом 0W или 5W.
Современным моторам с пробегом не более 50% от запланированного ресурса требуется масло с невысокой вязкостью.
Классификация API подразумевает разбивание рабочих жидкостей на две категории — «S» для бензиновых моторов и «C» для дизелей. Для моторных масел, подходящих как для бензиновых, так и для дизельных двигателей применяется двойная маркировка через дробь, например, SF/CH.
Далее идет подразделение по уровню эксплуатационных качеств (вторая буква). Чем дальше вторая буква по порядку в алфавите, тем лучше такие машинные масла обеспечивают работу мотора и снижают расход жидкости на угар.
Классы машинных масел для бензиновых двигателей по качеству в зависимости от года выпуска:
- SN для двигателей современных автомобилей с высоким экологическим классом и энергосбережением;
- SM с 2004 г.в.;
- SL с 2000 г.в.;
- SJ с 1996 г.в.;
- SH с 1993 г.в.
Масла класса SN рекомендованы для замены более ранних.
Классы моторных жидкостей для дизельных двигателей по качеству в зависимости от года выпуска:
- CJ с 2006 г.в., для обеспечения максимальной защиты окружающей среды от вредных выбросов в атмосферу;
- CL с 2002 г.в., с учетом норм экологичности 2002 г., а с окончанием PLUS введен в 2004 г.с повышенными экологическими требованиями 2004 г.;
- CH с 1998 г.в., для работы на высоких скоростях с учетом норм экологичности 1998 г.;
- CG с 1995 г.в., для условий работы при повышенных нагрузках и высокоскоростных режимах;
- CF-2 для моторов не с прямым впрыском с 1994 г.в., CF-4 с 1990 г.в. для двигателей работающих в высокоскоростных режимах;
- CE с 1993 г.в. для условий работы при повышенных нагрузках.
Цифра 2 или 4 через дефис обозначает двухтактный или четырехтактный двигатель. Все современные автомобили обладают четырехтактным мотором.
Моторные жидкости классов SM и SN подходят для турбированных моторов.
Классификация ACEA является европейским аналогом API.
В самой последней редакции 2012 г. масла для двигателей подразделяются на категории:
- A/B для бензиновых (А) и дизельных (В) моторов;
- C для дизельных и бензиновых моторов с повышенным экологическим классом и наличием сажевых фильтров и каталитических нейтрализаторов;
- E для дизельных моторов тяжелого автотранспорта.
Классы и основные характеристики согласно самой последней редакции:
- A1/B1 предназначены для применения в бензиновых и дизельных моторах легковых автомобилей, увеличенный интервал для замены, низкий коэффициент трения;
- A3/B3 предназначены для использования в высокофорсированных бензиновых и дизельных моторах легковых автомобилей, увеличенный интервал для замены, тяжелые условия работы, всесезонность;
- A3/B4 предназначены для использования в высокофорсированных бензиновых и дизельных моторах, экономия топлива;
- A5/B5 предназначены для использования в высоконагруженных бензиновых и дизельных моторах легковых автомобилей, увеличенный интервал для замены;
- C1 и С2 заливаются в высокофорсированных дизельные и бензиновые моторы легкового транспорта, снабженными сажевыми фильтрами и трехкомпонентными нейтрализаторами, низкий коэффициент трения, экономия топлива и продления ресурсов сажевых фильтров и катализаторов, различаются по содержанию различных присадок;
- C3 и С4 предназначены для высокофорсированных дизельных и бензиновых моторов легкового транспорта, снабженными сажевыми фильтрами и трехкомпонентными нейтрализаторами, продляют ресурсы сажевого фильтра и катализатора, различаются по количеству присадок;
- E6 предназначены для дизельных моторов грузового транспорта работающих в особо тяжелых режимах, оборудованными сажевыми фильтрами и нейтрализаторами, увеличенный интервал для замены;
- E7 предназначены для дизельных моторов грузового транспорта работающих в особо тяжелых режимах, оборудованными системами рециркуляции нейтрализаторами, без сажевых фильтров, увеличенный интервал для замены;
- Е9 предназначены для самых современных дизельных моторов с повышенной нагрузкой и жесточайшими требованиями к экологичности, как с сажевым фильтром, так и без него, продленный интервал для замены.
ILSAC
Классификация масел для двигателей ILSAC предназначена для сертификации и лицензирования рабочих жидкостей для моторов легкового транспорта производства США и Японии.
Особенности машинных жидкостей по классификации ILSAC:
- энергосбережение;
- снижение расхода топлива;
- низкая вязкость;
- стойкость к вспениванию;
- малая летучесть;
- защита от засорения каталитических нейтрализаторов за счет низкого содержания фосфора.
Классы качества и год введения:
- GF-1 устаревший класс, соизмеримый с AРI SH, по индексу вязкости SAE 0W, 5W, 10W при вторых числах 30, 40, 50, 60;
- GF-2 с 1996 года, соизмеримый с AРI SJ, по индексу вязкости SAE 0W, 5W, 10W со вторыми числами 20, 30, 40, 50, 60;
- GF-3 с 2001 года, соизмеримый с AРI SL, отличие от GF-2 и API SJ состоит в улучшенных противоизносных и антиокислительных характеристик и энергосберегающих параметрах;
- GF-4 с 2004 года соизмеримый с AРI SM с энергоэффективными характеристиками и улучшенными очищающими и антиокислительными свойствами, по индексам SAE — 0W-20, 0W-30, 5W-20, 5W-30, 10W-30, совместимы с каталитическими нейтрализаторами;
- GF-5 с 2010 года, отличается от GF-4 увеличенными энергоэффективными и противоизносными свойствами и совместимостью со всеми системами экологической защиты.
Классификация машинных масел согласно ГОСТ 17479.1 первоначально была принята в СССР в 1985 году, но с учетом изменений в автомобилестроении и требованиям для защиты окружающей среды, последняя редакция была в 2015 году.
Классификация машинных масел по ГОСТ в соответствии с международными требованиями
В зависимости от области применения машинные масла подразделяются на группы от А до Е.
Как грамотно выбрать машинное масло
Автомобильные производители указывают рекомендуемое масло для двигателя и его допуски в инструкции по эксплуатированию. Возможен подбор масла по тем же критериям, оставшись при этом на гарантии. При грамотном подходе к выбору масла характеристики неоригинального масла ничем не будут уступать оригинальному, а в ряде случаев превосходить его.
Подбирать масла следует по классификациям SAE (вязкость) и API (по типу мотора и году выпуска). Рекомендуемые допуски по этим классификациям должны быть указаны в инструкции.
Рекомендации для подбора автомасла по вязкости:
- при пробеге транспорта не более 25% от заложенного ресурса (новый мотор) требуется заливать автомасла SAE 10W-40 или 5W-40 независимо от сезона;
- в технически исправный двигатель (пробег 26-74% от заложенного ресурса) рекомендовано заливать автомасла с вязкостью 10W-40, 15W-40 — в теплое время года, с вязкостью 5W-30, 10W-30 — в холодное время года, независимо от сезона – 5W-40;
- в старый двигатель (пробег более 76% от заложенного ресурса) необходимо заливать автомасла с вязкостью 15W-40, 20W-40 — в теплое время года, а 5W-40, 10W-40 — зимой, независимо от сезона — 5W-40.
По классификации API моторные жидкости необходимо подбирать класса SМ или SN для современных бензиновых моторов, для дизельных не ниже СL-4 PLUS или СJ-4 для автомобилей с экологическим классом EURO-4 и EURO-5.
На что влияет неправильный выбор моторного масла
Неправильно подобранное машинное масло в ряде случаев рискует вылиться в крупные неприятности для мотора.
Поддельное или некачественное моторное масло может привести в худшем случае к заклиниванию двигателя, а в лучшем — к заметному увеличению расхода масла и его черноте при минимальном пробеге, к образованию отложений в двигателе и снижении планового пробега двигателя.
Если залить в двигатель масло с вязкостью ниже, чем рекомендовано производителем, то это может привести к повышенному расходу машинного масла, в связи с тем, что оно будет оставаться на стенках и увеличится угар. Если вязкость масла выше рекомендуемой производителем, то увеличится износ маслосъемных колец из-за образования более толстой пленки на рабочих поверхностях.
Грамотный подбор и покупка качественного моторного масла позволят мотору выходить не меньше заложенного производителями ресурса.
Маркировка масел для бензиновых двигателей
Маркировка моторных масел
Без исключения, каждый владелец автомобиля должен знать, как правильно прочитать маркировку, находящуюся на упаковке моторного масла, так как именно правильно выбранное масло, соответствующее всем стандартам и ГОСТам является гарантией стабильной и долгой службы двигателя. Так как моторное масло работает под высоким давлением и в достаточно широком температурном диапазоне, ему предъявляют весьма жесткие требования.
Основные классификации и виды моторных масел
Для того, чтобы процесс подбора масла для конкретного типа двигателя по необходимым критериям происходил быстрее и проще были созданы определенные общемировые стандарты. Все изготовители моторных масел пользуются определенными классификациями:
- SAE;
- API;
- ACEA;
- ILSAS;
- ГОСТ.
Каждая из этих маркировок подразумевает под собой набор определенных свойств моторного масла, опираясь на которые можно легко ориентироваться в выборе продукта. В России, в основном, используются три категории:
- ГОСТ
- API
- ACEA
Класс моторного масла непосредственно связан с тем, какой вид двигателя установлен в автомобиле – бензиновый или дизельный. Существует также и универсальное масло, подходящее для обоих типов. Класс обязательно прописывается на этикетке.
В состав каждого моторного масла входит основа (минеральное масло) и различные виды специальных присадок. Минеральное масло обычно представлено определенными масляными фракциями, полученными в результате перегонки нефти или искусственным путем. В связи с этим моторные масла по химическому составу можно разделить на три группы:
- Синтетические;
- Полусинтетические;
- Минеральные.
На упаковке моторного масла в обязательном порядке указан его химический состав.
Что проверять на упаковке
Какие данные можно увидеть на канистре моторного масла?
- SAE – определение вязкости масла
- API и ASEA – определение класса качества
- Допуск автопроизводителя
- Штрих-код
- Дата изготовления и номер партии
- Маркетинговые псевдомаркировки
- Указание специальной категории масло, если оно к таковой относится
На примере ниже расшифруем основные маркировки моторных масел:
Маркировка моторного масла по SAE
Одна из основных характеристик, которую можно найти на канистре моторного масла – это коэффициент вязкости по классификации, разработанной американской ассоциацией автомобильных инженеров (SAE) при его пограничных температурных значениях.
По стандарту ассоциации после SAE в маркировке идут определенные цифры, разделенные между собой буквой W и дефисом. Число, стоящее перед W обозначает кодировку минимальной отрицательной температуры, при которой масло без затруднений проходит по каналам, а W расшифровывается как «winter» – зима.
Второе число обозначает высокотемпературную вязкость. Чем больше значение этого числа , тем оно становится более густым при нагревании.
По величине вязкости масла можно разделить на три категории:
- Зимние – обладающие максимальной текучестью, что способствует быстрому заводу двигателя в зимние месяцы. В маркировке обязательно будет буква W. Для того, чтобы понять пограничное значение следует вычесть 35. В теплую погоду такое масло использовать не рекомендуется, так как при высоких температурах его текучесть слишком велика для того, чтобы образовать необходимую масляную пленку.
- Летние – их рекомендую использовать только тогда, когда среднесуточная температура не опускается ниже 0 градусов. Вязкость этих масел достаточно высокая и в холодное время запуск двигателя автомобиля при такой вязкости масла просто невозможен. В маркировке таких масел отсутствует буква W. Следует учитывать что чем выше числовое значение в маркировке такого масла, тем больше его вязкость. Густота масла определяется при температуре равной ста градусам
- Всесезонные – самые покупаемые масла на российском рынке. Без проблем работают как в зимние, так и в летние месяцы. Пограничные значения указываются в маркировке SAE.
Обязательное условие, о котором всегда нужно помнить, покупая моторное масло – чем больше пробег двигателя автомобиля тем больше должна быть вязкость масла. Тоже самое и с возрастом авто – чем старше мотор, тем выше высокотемпературная вязкость.
Однако, не смотря на то, что именно вязкость является практически основной характеристикой моторного масла, на которую нужно опираться при его выборе, есть еще ряд свойств, про которые нельзя забывать – антиокислительные, противоизносные и промывочные качества, а также корозионная активность и некоторые другие.
Маркировка моторных масел API
Очень часто API называют классификацией качества моторных масел. В первую очередь данная классификация делит моторные масла на два типа: для бензиновых и для дизельных двигателей. Для каждого вида предусмотрен определенный свой набор свойств автомасел.
- «S» (Service) – обозначает то, что масло предусмотрено для бензинового двигателя;
- «C» (Commercial) – говорит о том, что это масло подходит для дизельного мотора.
Помимо одной из этих букв в маркировке API присутствует еще одна, указывающая на уровень эксплуатационных качеств:
- ES – обозначает то, что масло является энергосберегающим;
- Римские цифры обозначают уровень экономии топливной жидкости;
- Буквами от A до N обозначают уровень эксплуатационных свойств – чем выше алфавитный порядок буквы, тем выше класс моторного масла;
- Если моторное масло является универсальным для обоих видов двигателей в его маркировке проставляются обе буквы через косую черту (API SL/CF);
- Для дизельных двигателей в конце маркировки проставляется цифра 2 или 4, в зависимости от тактовой частоты.
В настоящий момент категория бензиновых масел включает в себя 12 классов, часть которых уже давно устарела, поэтому рассмотрим самые основные:
В категории дизельных масел различают 14 классов, половина из которых не используется:
На этикетках моторных масел, прошедших испытания API/SAE и имеющих полное соответствие с современными стандартами качества, можно найти круглый значок, вверху которого располагается надпись «API», в середине проставлена степень вязкости.
При использовании правильно подобранного моторного масла существенно снижается риск поломки и износа мотор, снижается расход топлива, улучшаются ходовые характеристики двигателя, а также продливается срок службы катализатора.
Классификация моторных масел по ASEA
Стандарт ASEA был предложен Ассоциацией Европейских производителей. Она обозначает эксплуатационные характеристики и категории моторного масла. По этой классификации масла также разделяются на бензиновые и дизельные. Последняя редакция стандарта ввела разделение 3 класса и 12 видов масла:
- A/B – предназначены для бензиновых и дизельных двигателей легковых авто, фургонов, микроавтобусов
- С – эта категория предназначена для бензиновых или дизельных двигателей, снабженных катализатором отработанных газов
- E – дизельные двигатели грузовых автомобилей.
При обозначении по классификации ASEA кроме масла моторного класса должен быть указан год его введения в работу и номер последнего издания, когда были обновлены технические характеристики.
Классификация моторных масел по ГОСТ
Российские моторные масла также проходят сертификацию по ГОСТ. Исходя из ГОСТ 17479.1-85 все масла можно разделить на:
- Классы по кинематической вязкости
- Классы по эксплуатационным характеристикам.
По кинематической вязкости масла подразделяются на летние(6,8,10,12,14,16,20,24), зимние(3,4,5,6) и всесезонные(3/8, 4/6 и т.д). Чем больше число, указанное в маркировке тем выше вязкость масла.
Если в маркировке проставлено число 1, значит оно подходит для бензиновых двигателей, если число 2 – для дизельных. Если число не указано значит масло относится к категории универсальных.
Классификация моторных масел по ILSAC
Эта классификация разработана совместно американскими и японскими специалистами. Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел установил 5 стандартов масел: ILSAC GF-1, ILSAC GF-2, ILSAC GF-3, ILSAC GF-4 и ILSAC GF-5. Они соответствуют классам по API, отличие заключается только в том, что масла соответствующие классификации по ILSAC – энергосберегающие и всесезонные. Особенность этой классификации в том, что она подходит, в основном, для автомобилей японских брендов.
- GF-1(устарела) — требования по качеству масла аналогичны категории API SH;
- GF-2— соответствует требованию по качеству масла API S
- GF-3— является аналогом категории API SL и действует с 2001 года.
- ILSAC GF-4 и GF-5— полные аналоги SM и SN.
Для японских автомобилей с турбированным двигателем используется класс JASO DX-1. Эти масла предусмотрены для современных автомобилей с высокими параметрами экологичности и встроенными в них турбинами.
Сертификация и допуски
В стандартах API и ASEA выставлены самые базовые требования, которые согласованы между собой всеми изготовителями моторных масел и присадок, а также заводами – изготовитетелями автомобилей. В виду того, что устройство моторов различных автомобилей различных брендов различаются между собой соответственно и требования к маслам выставляются разные. Поэтому некоторые изготовители разработали и утвердили свои собственные стандарты допусков , которые как бы дополняют ASEA Это такие производители как VW, Mercedes-Benz, Ford, Renault, BMW, GM, Porsche и Fiat . Такие производители обычно рекомендуют определенные, чаще всего разработанные этой же компанией, моторные масла, о чем обязательно указывают в инструкции об эксплуатации автомобиля.
Рассмотрим основные виды:
Допуски концерна VAG для легковых машин
VW 500.00 — указывает на энергосберегающее моторное масло (SAE 5W-30, 10W-30, 5W-40, 10W-40 и др.), VW 501.01 — всесезонное масло для бензиновых двигателей, произведенных до 2000 года, а VW 502.00 — для турбированных.
Допуск VW 503.00 говорит о том, что масло предназначено для с вязкостью SAE 0W-30 и с увлеченным интервалом замены (до 30 тыс. км), а если выхлопная система с трехкомпонентным нейтрализатором, то в мотор такого автомобиля заливают масло с допуском VW 504.00.
Для марок Фольксваген, Ауди и Шкода с дизельными моторами, существует категория масел с допусками VW 505.00 для моторов TDI, выпускавшихся до 2000 года; VW 505.01 предназначенное для двигателей PDE с насос-форсункой.
Моторное масло с допуском VW 506,0 является энергосберегающим с классом вязкости 0W-30. У него удлиненный интервал замены и рекомендован для использования в дизельных моторах с годом выпуска 2002 и позднее. Для турбированных двигателей используется масло VW506.01 с таким же увеличенным промежутком между заменами.
Допуски для легковых автомобилей Mersedes
Бренд Mersedes – Benz также пользуется своими допусками. Моторное масло МВ 229.1 изготовляется специально для бензиновых и дизельных моторов, собранных позднее 1997 года. Допуск МВ 229.31 обозначает то, что к этому классу масла выдвинут ряд дополнительных требований, таких как ограничение содержания в составе серы и фосфора. Существует масло с увеличенным сроком службы и имеет номерной допуск МВ 229.5, оно является энергосберегающим.
Допуски моторного масла BMW
Маркировкой BMW Longlife-98 обозначаются моторные масла, производимые для заливки в двигатель автомобилей выпускаемых на рынок позднее 1998 года. Для него предполагается увеличенный сервисный интервал замены. Полностью идентичен с маслами, соответствующими стандартам ACEA A3/B3. Для автомобилей, собранных в 2001 году рекомендуется использование масла с допуском BMW Longlife-01. Допуск BMW Longlife-01 FE говорит о том, что это моторное масло можно использовать в тяжелых условиях работы, . BMW Longlife-04 допущен к применению в современных моторах концерна BMW.
Допуски моторных масел Renaut
Первые допуски этого французского концерна были введены в 2007году. Renault RN0700 введен в 2007 г. и полностью выполняет требования : ACEA A3/B4 или ACEA A5/B5. Renault RN0710 выполняет требования по ACEA A3/B4. Допуск RN0720 разработан для эксплуатации в дизельных моторах самого последнего поколения с сажевыми фильтрами.
Допуски моторных масел Ford
Допуск Ford WSS-M2C913-A, полностью соответствующий стандартам SAE SW – 30 предназначен для первичной и сервисной замены. Это масло отвечает всем требованиям по ILSAC GF-2, ACEA A1-98 и B1-98 и специальным запросам концерна Ford.
Масло с допуском Ford M2C913-B, также полностью соответствующее всем требованиям, предназначается для первичной заливки или сервисной замены в бензиновых и дизельных двигателях.
Допуск Ford WSS-M2C913-D был установлен в 2012 годуэти масла рекомендуютмя для всех дизельных моторов Ford, за исключением моделей Ford Ka TDCi, выпущенных до 2009 года и двигателей, выпущенных между 2000 и 2006 годами. Такое масло считается энергосберегающим и допускает возможность удлиненного интервал замены и заправку био-дизельным или высокосернистым топливом.
Масло с маркировкой Ford WSS-M2C934-A говорит о том, что допустим увеличенный интервал замены и оно предусмотрено для заливки в автомобили с дизельным двигателем и сажевым фильтром (DPF).Масло, соответствующее спецификации Ford WSS-M2C948-B, основано на классе ACEA C2 (для бензиновых и дизельных двигателей с катализатором). Данный допуск требует масла с вязкостью 5W-20 и сниженным сажеобразованием.
Вывод
Выбирая моторное масло для своего автомобиля следует всегда учитывать ряд определенных моментов – химический состав необходимого вам масла, класс вязкости и помнить о необходимом наборе присадок в составе.
Обязательно ознакомится с данными на упаковке – для каких марок автомобилей подойдет выбранное масло и обращать внимание на дополнительные маркировки, предоставляющих определенную информацию, например, о длительном интервале замены.
Не стоит забывать и о таких качествах как совместимость с двигателями, имеющими турбонаддув, интеркулер, охлаждение газов рециркуляции, управление фазами ГРМ и высотой подъема клапанов.
Источник http://remont-inomarki.ru/markirovka-motornogo-masla
Источник Источник http://autovogdenie.ru/klassifikaciya-i-oboznachenie-motornyx-masel-indeks-vyazkosti.html
Источник Источник http://kakotlichit.ru/auto/oil/markirovka-masel.html