Защитное вождение — безопасность превыше всего; Автоклуб — уличные гонки, тюнинг, автомобильные новости

Защитное вождение — безопасность превыше всего

Защитное вождение - безопасность превыше всего; Автоклуб - уличные гонки, тюнинг, автомобильные новости Программу улучшения навыков водителей под названием «Защитное вождение» впервые представили в США в далеком 1964 году. Данная манера управления автомобилем рекламировалась как методика, способная сберечь жизнь, деньги и время, независимо от обстоятельств на дороге и поведения других водителей. Согласно утверждению разработчиков методики, от 97 до 99 процентов ДТП можно предотвратить, если использовать ее основополагающие принципы.

Капсула безопасности

Базовым для этого метода вождения является понятие «капсулы безопасности» — воображаемого пространства вокруг автомобиля, которое необходимо для хорошего обзора, быстрого принятия решения и выполнения требуемых маневров для предотвращения автомобильной аварии. Изучить защитное вождение можно в любом возрасте и без особых усилий. Достаточно пройти специальные курсы, на которых опытные инструкторы ознакомят слушателей с теорией и практикой капсулы безопасности. Например, подобную услугу для корпоративных клиентов предлагает Учебный Центр Safe Road. Курсы могут проходить как в учебных классах центра, так и на территории заказчика.

Время вместо расстояния

Одной из основных причин ДТП является несоблюдение безопасной дистанции между автомобилями. Четкого определения величины такой дистанции нет и не было – водитель должен учесть множество факторов, часть из которых изменяются каждую секунду. Базовым понятием капсулы безопасности является измерение безопасной дистанции в секундах вместо метров. Эксперты в этом случае говорят о трех секундах:

1. Полторы нужно, чтобы распознать опасность и среагировать. 2. Полсекунды требуется для нажатия на тормоз и реакцию тормозной системы. 3. Секунда остается в запасе.

Не думай о секундах свысока…

Если скорость автомобиля равняется 100 км/час, то трехсекундная дистанция до впереди идущей машины составит около ста метров. Если дорога мокрая, то добавляется еще секунда, видимость ограничена туманом – вместо одной добавляются две. При гололеде специалисты советуют добавлять целых 4 секунды к стандартным трем. Системы безопасности современных автомобилей, контролирующие и поддерживающие дистанцию, рассчитаны именно на 3 секунды. Соблюдение правила капсулы безопасности подразумевает сброс скорости и установление безопасной дистанции всякий раз, когда ситуация на дороге и состав участников движения изменяются.

Гонщик «Ф-1» провел в пламени взорвавшегося болида 27 секунд – и уцелел. Его спасли конструкция машины, смелый пожарный и комбинезон

А визор шлема не выдержал и расплавился.

Гран-при Бахрейна начался как эпичный сиквел «Смертельного оружия»: главному герою Ромену Грожану из «Хааса» оставалось всего три недели до пенсии (команда не стала продлевать с ним контракт, а других вариантов в «Ф-1» не нашлось), но спустя минуту после начала на экране уже случился взрыв и экшн.

Однако №8 не сгорел и даже ничего не сломал: сам поднялся из остатков болида, выбрался из огня и упал в руки медицинского делегата ФИА Иэна Робертса.

В процессе спасения француз только немного ожег руки, потерял ботинок и заработал легкую контузию – вполне легко отделался. По словам босса «Хааса» Гюнтера Штайнера, в первом же разговоре по телефону с Грожаном гонщик сам это признал.

И трудно с этим не согласиться! Давайте пройдемся по фактам:

  • Похоже, Бахрейн – единственное место, где не используются никакие поглотители ударной энергии в таком месте . Поэтому, собственно, авария и вызвала разрушение машины
  • Б олид Грожана врезался в жесткие барьеры на скорости 221 км/ч, а перегрузка составила 53G – то есть на тело Ромена воздействовала одномоментно сила, равная давлению 3710 кг!
  • Ромен провел в огне 27 секунд, пока ждал помощи – чтобы кто-то сбил пламя, и можно было провести процедуру эвакуации из болида. То есть суммарно гонщик контактировал с пламенем примерно 32-33 секунды
  • Огнеупорные комбинезоны нынешней спецификации обязаны выдерживать до 45 секунд при температуре не менее 260 градусов по Цельсию – как вы понимаете, времени у Грожана оставалось не так много. К примеру, визор шлема расплавился от жара !

Защитное вождение - безопасность превыше всего; Автоклуб - уличные гонки, тюнинг, автомобильные новости

Так что спасение Ромена – настоящее технологическое чудо, оплаченное годами ужесточения требований к безопасности. Причем каждая новая волна все более суровых задач для производителей экипировки, болидов и барьеров ставилась чаще всего из-за гибели и травм других гонщиков – и наконец-то все теперь сработало как надо. Давайте подробно разберем, как современные стандарты безопасности помогли обладателю десятка подиумов в «Ф-1» уцелеть после жуткого удара, взрыва и двух дюжин секунд в аду.

От размазывания в блин по барьерам Грожана спасли гало, капсула безопасности и HANS

Прежде всего нельзя на признать заслугу самой видной и обсуждаемой (в последние годы) структуры безопасности – гало. Именно она приняла на себя боковой удар под углом примерно 45 градусов и промяла барьерный рельс.

Защитное вождение - безопасность превыше всего; Автоклуб - уличные гонки, тюнинг, автомобильные новости

Защитное вождение - безопасность превыше всего; Автоклуб - уличные гонки, тюнинг, автомобильные новости

Защитное вождение - безопасность превыше всего; Автоклуб - уличные гонки, тюнинг, автомобильные новости

Гало спасло жизнь Грожану: судя по графической реконструкции, без него Ромена ждал бы крайне неприятный контакт головой о металл на скорости 200 км/ч.

Защитное вождение - безопасность превыше всего; Автоклуб - уличные гонки, тюнинг, автомобильные новости

Систему защиты разработали в ответ на смертельную аварию пилота «Индикара» Джастина Уилсона и судебные иски к ФИА от родственников погибшего на Гран-при Японии 2014 года Жюля Бьянки. В итоге в январе 2016-го регулятор заказал командам разработку защиты, в марте того же года «Мерседес» представил «гало» как решение задачи – после многочисленных тестов и проб альтернативных версий ее ввели в 2018-м.

Поначалу надстройка над кабиной вызвала бурю возмущений среди пилотов и болельщиков – ее критиковала за уродство буквально половина пелотона, а босс «Мерседеса» даже мечтательно предлагал спилить конструкцию бензопилой. Одним из главных контраргументов тогда высказывался постулат «гонки и так стали слишком безопасными». Кто теперь с этим согласится?

«Несколько лет назад я не поддерживал гало, но, думаю, это лучшая вещь, которую внедрила «Формула-1» – без нее я бы сейчас с вами не разговаривал», – подтвердил эффект от девайса Грожан, неоднократно высказывавшийся против в 2017-м.

Система защиты «гало» спасла от травм головы 4 гонщиков «Ф-1» за три последних Гран-при. Ее ненавидели за уродование болидов

Также Грожану помогло и наличие капсулы безопасности – максимально крепкой части монокока, созданной с прицелом выдерживать самые жесткие нагрузки и не разваливаться. Она выстояла и в этот раз.

Защитное вождение - безопасность превыше всего; Автоклуб - уличные гонки, тюнинг, автомобильные новости

Карбоновые монококи дебютировали в 1981-м, и команды переняли их после жуткой аварии Джона Уотсона на Гран-при Италии того сезона: с обычным устройством британец, скорее всего, погиб бы, а инновационная разработка «Макларена» позволила ему без единой царапины выйти на следующую гонку. Правда, до 1997-го ФИА не выдвигала стандартных требований к крепости капсуды – только после гибели Айртона Сенны машины начали допускать до гонок исключительно после обязательных крэш-тестов и других проверок на крепость.

Следующим опасным моментом для Ромена была опасность перелома основания черепа из-за моментального сброса скорости. Однако здесь на выручку пришла система защиты головы и шеи HANS – она фиксирует голову и шею в одном механизме и не позволяет перенапрягать позвоночник резкими отклонениями. Разработали ее как ответ на смертельную аварию Роланда Ратценбергера на Гран-при Сан-Марино 1994-го и ввели в обязательное использование в 2003-м.

Защитное вождение - безопасность превыше всего; Автоклуб - уличные гонки, тюнинг, автомобильные новости

Благодаря этим устройствам даже чудовищные перегрузки не просто сохранили жизнь Грожану, но даже не выбили его из сознания – по рассказу босса «Хааса», №8 запомнил каждый момент аварии. За исключением момента пропажи руля.

Против огня помогли новейший огнеупорный комбинезон и шлем

После физического контакта со стеной и начала пожара главной опасностью для гонщика становится, конечно же, огонь – и против стихии у парня в машине есть огнеупорный комбинезон, шлем и перчатки.

Грожан провел в самом эпицентре ада почти 30 секунд – и, на самом деле, ему повезло: именно перед стартом сезона-2020 ФИА постановила перейти на новейшие гоночные комбинезоны с усиленными требованиями. Их тестировали два года – из-за крайне жестких требований: после пяти секунд в 260-градусном пламени температура обязана была подняться не выше, чем на 24 градуса, а ткань должна была удерживать кожу от ожогов минимум 24 секунды. Требования по «выносливости» до начала разрушения – 45 секунд.

Тесты новых огнеупорных костюмов для гонщиков «Формулы-1» – настоящий хардкор. Ткань поджигали прямо на людях

До новой спецификации комбинезона стандарты безопасности ФИА не менялись 18 лет – так что в предыдущем сезоне последствия аварии оказались бы намного хуже. Ромен точно обгорел бы сильнее: теперь ожоги коснулись в основном рук (перчатки, балаклава, нижнее белье и обувь по-прежнему обязаны выдерживать только 12 секунд – как и костюмы год назад).

Защитное вождение - безопасность превыше всего; Автоклуб - уличные гонки, тюнинг, автомобильные новости

Откуда же в гонках вообще появились навороченные костюмы? После гибели Джерри Анзера-младшего в пламени взорвавшегося болида на «Инди-500» в 1955-м – тогда организатор главной гонки Америки ввел обязательное ношение огнеупорных комбинезонов. В «Формулу-1» они пришли после изобретения синтетической ткани Nomex в 70-х – и в 1975-м ФИА обязала всех пилотов использовать такую одежду (хоть и не конкретизировала обязательные требования). Первые спецификации безопасности появились в 1986-м после гибели Элио де Анджелиса – хоть итальянец пострадал не конкретно из-за огня, а надышался дымом, регулятор решил снова поднять уровень безопасности и ввел стандарты для комбинезонов и минимальное время на самоэвакуацию гонщика из кокпита.

Кстати, насчет дыма: теоретически он грозил проблемами и Ромену, но современные шлемы тоже давно производят с учетом уроков старых аварий Лауды и де Анджелиса. Они здорово фильтруют копоть и гарь.

«Ромена немного пошатывало, а визор на его шлеме стал непрозрачным и расплавился. Мне удалось снять с Ромена шлем, чтобы удостовериться, что с ним все в порядке. В такой ситуации нужно понять, какое влияние на человека оказал сам огонь, надышался ли он дымом, нет ли проблем с дыхательными путями. Но шлем обеспечил нужную защиту – через него ничего не проникло», – подтвердил медицинский делегат.

Шлем для «Ф-1» за $5000 в разрезе: пара миллиметров карбона и кевлара, потом пять сантиметров пенопласта. Выдержит выстрел

Выбраться из огня помог смелый пожарный и тут же прибывший медкар. Без них у Грожана могли возникнуть проблемы

Однако ни комбинезон, ни шлем спасли бы пилота, если бы вокруг него так и оставался пламенный ад – Ромену просто некуда было эвакуироваться. Так что огромную благодарность за спасение жизни №8 стоит выписать маршалу с огнетушителем, прибывшему на место аварии уже через 10 секунд после взрыва.

Защитное вождение - безопасность превыше всего; Автоклуб - уличные гонки, тюнинг, автомобильные новости

Защитное вождение - безопасность превыше всего; Автоклуб - уличные гонки, тюнинг, автомобильные новости

Спустя пять секунд он уже готовил устройство к работе – а ведь на самом деле его огнетушитель не предназначался для борьбы с пламенем подобного рода. Обычно волонтерам на треке раздают пенные сифоны для заливки локальных возгораний на болиде – для простой остановки повреждения других дорогостоящих компонентов машины (к примеру, идеально для работы с моторным отсеком). С большим открытым пожаром он ничего не смог бы поделать – но все равно попытался. И его усилий оказалось достаточно, чтобы временно сбить огонь – как раз чтобы Грожан увидел, в какую сторону ему нужно вылезать.

«Жар был безумный. Я только окинул взглядом происходящее и посмотрев направо увидел, как Ромен пытается выбраться из кокпита болида. Нам был нужен какой-то способ до него добраться. И тут нам помог маршал – напора его огнетушителя оказалось как раз достаточно, чтобы на время сбить пламя, и Ромен сумел достаточно оттолкнуться, выбраться из машины, и мы помогли ему перебраться через ограждение», – подтвердил вклад смелого пожарного Робертсон.

Без стараний маршала №8 рисковал остаться в кокпите еще на десяток-другой секунд (пока персонал медкара не похватал бы свои огнетушители) – и на них ресурса даже самого навороченного и новейшего огнеупорного костюма могло и не хватить.

Кстати, важным моментом для потенциального спасения стало как раз экстренное прибытие на место происшествия медкара с медицинским делегата Иэном Робертсом и водителем Аланом ван дер Мерве. Их помощь стала бы критической, если бы Ромен пострадал серьезнее, но они и так сразу же помогли пилоту убраться подальше от пылающей машины

«За всю свою карьеру водителя медицинской машины я никогда не видел такого пожара, – описал ван дер Мерве. – Это было нечто незнакомое. Мы могли опираться только на подготовку и свои мозги. Мы проводим множество тренировок, отрабатываем разные сценарии, но это было просто безумие.

Защитное вождение - безопасность превыше всего; Автоклуб - уличные гонки, тюнинг, автомобильные новости

Когда ты видишь одну половину машины и не знаешь, где другая, а вокруг бушует огонь, и при этом у тебя только считанные секунды – помогает лишь подготовка. А еще мы действовали инстинктивно и быстро думали».

Экстренное прибытие медкара на место аварии – не только заслуга природной скорости парня за рулем, но и традиции. Машина с врачом, аптечкой и огнетушителями следует за болидами «Ф-1» весь первый круг на всякий случай уже 42 года – после стартового завала из девяти машин на Гран-при Италии 1978-го. Тогда погиб один из претендентов на титул Ронни Петерсон.

Грожан отделался ожогами – но все равно пропустит следующий Гран-при

По последним медицинским обновлениям, 34-летний гонщик «Хааса» избежал проблем с костями, сотрясениями и даже ушибами – главной проблемой оказались ожоги кистей второй степени. Его выпишут из больницы 1 декабря, но врачи на всякий случай не допустили Ромена к следующей гонке, запланированной на 6-е. Вместо №8 американская команда посадит в кокпит Пьетро Фиттипальди – дебютанта и внука двукратного чемпиона «Ф-1» Эмерсона Фиттипальди. Изначально босс «Хааса» не был против подождать восстановления Грожана и даже обещал ему собрать новый болид из запасного шасси и последнего комплекта резервных деталей, но все-таки здравый смысл возобладал.

Защитное вождение - безопасность превыше всего; Автоклуб - уличные гонки, тюнинг, автомобильные новости

Теперь же главная цель Ромена – полностью выздороветь к финальному Гран-при сезона в Абу-Даби. Вряд ли №8 решит его пропустить: все-таки именно на «Яс-Марине» произойдет прощание парня, взявшего десять подиумов, с «Формулой-1».

И Грожану точно стоит поблагодарить технический прогресс и драконовские требования ФИА к безопасности за то, что прощание с высшей лигой автоспорта не произошло уже в минувшие выходные. Как видите, практически за каждый аспект и протокол уплачена чья-то жизнь.

Источник http://zrt.ru/auto/2616-zaschitnoe-vozhdenie-bezopasnost-prevyshe-vsego.html
Источник http://m.sports.ru/tribuna/blogs/wrongturn/2861408.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Модульная АГНКС. Революция в газовом оборудовании

Автомобильные газонаполнительные комплексы (АГНКС) становятся неотъемлемой частью современной инфраструктуры, способствуя переходу на более экологичные виды топлива. В рамках этой эволюции, модульные АГНКС выходят на передовой, предлагая инновационные решения и преимущества. Давайте рассмотрим, как эти системы меняют отрасль и в чем заключаются их основные преимущества. Преимущества Модульных АГНКС Модульные АГНКС предлагают ряд ключевых преимуществ, которые делают […]

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Антиблокировочная тормозная система (ABS) — это электронная гидравлическая активная система защиты, которая поддерживает контролируемость и стабильность машины во время замедления, предотвращая блокирование колес. ABS исключительно действенная в пути с низким показателем сцепления, и в непогоду (гроза, лед). Анализ АБС — Antilock Brake System, которое буквально значит «антиблокировочная тормозная система». Посмотрим особенность процесса, важные элементы, а […]

Яндекс.Метрика