Системы активной безопасности на грузовиках

Средства безопасности автомобиля грузового

Давайте на примере DAF немного познакомимся с этими системами.
Зачем это все надо? Ответ очевиден — чем больше у машины степеней защиты, тем меньше вероятность возникновения нештатной ситуации, которая может привести и к трагическим последствиям.
Да, на легковых автомобилях системы активной безопасности применяются повсеместно и постоянно модифицируются.
В варианте с грузовиком, а тем более — с автопоездом (тягач+полуприцеп), актуальность стабильного прогнозируемого движения становится еще более актуальной.
Итак:
EBS — электронно-пневматическая тормозная система. Система EBS позволяет получать оптимальное соотношение между тормозными силами отдельных колес, а также их разделение между тягачом и прицепом. Дополнительно повышается активная безопасность грузового автомобиля и безопасность движения за счет сокращения тормозного пути и лучшей устойчивости грузовика или автопоезда. Измерительными устройствами служат датчики перемещения педали тормоза, расположенные в тормозном кране, датчики действительного давления, размещенные непосредственно в приборах тормозного привода и датчики скорости вращения колес, расположенные в ступичном узле аналогично датчикам ABS. Электронный блок служит для управления всей системой.
Как это выглядит?
DAF сделал видео, и мы их публикуем в нашей статье.

Эффектно, не правда ли? А самое главное — эффективно!
Поехали дальше?
ACC.
Adaptive Cruise Control.
Адаптивный круиз-контроль предназначен для автоматического управления скоростью движения автомобиля. Адаптивный круиз-контроль является дальнейшим развитием системы круиз-контроля, которая поддерживает заданную постоянную скорость движения.
Система адаптивного круиз-контроля включает датчик расстояния, блок управления и исполнительные устройства.
Датчик расстояния устанавливается на переднем бампере или решетке радиатора автомобиля. Радиус действия датчика составляет порядка 150 м. В последних разработках адаптивного-круиз-контроля используется датчики расстояния короткого и длинного диапазонов. Датчик короткого диапазона обеспечивает замедление автомобиля до полной остановки. Датчик длинного диапазона – до 30 км/ч. Это расширяет функциональные возможности системы и позволяет ее использовать при движении автомобиля с малой скоростью на небольшой дистанции (например, при движении в «пробках»).
Электронный блок управления принимает сигналы от датчиков расстояния, а также входную информацию от других систем, с помощью которых определяется:

  • скорость и дистанция до впереди идущего автомобиля;
  • скорость управляемого автомобиля;
  • угол поворота рулевого колеса;
  • боковое ускорение;
  • радиус кривой.

Программное обеспечение, установленное в блоке, сравнивает фактические параметры движения с заданными, на основании которого формируются управляющие воздействия по изменению скорости движения. Своих исполнительных устройств система АСС не имеет, а используют другие электронные системы автомобиля, с которыми связывается через соответствующие блоки управления.
Принцип работы — в двух словах, чтобы совсем скучно не было — система адаптивного круиз-контроля, опираясь на внешние факторы, поддерживает постоянное движение с учетом ускорений, замедлений и даже режимов экстренного торможения.
На больших скоростях изменение скорости происходит, в основном, за счет изменения режимов работы двигателя и КПП, а на малых — активно подключается тормозная система.
Как это выглядит?
Вот так, например:

Информативно и понятно, не так ли?

VSC (Vehicle Stability Control) – это система курсовой устойчивости. Данная система работает при взаимодействии антипробуксовочной, антиблокировочной систем, а также, используя систему управления дроссельной заслонкой.

Определение наступления аварийной ситуации осуществляется путем сравнения действий водителя и параметров движения автомобиля. В случае, когда действия водителя (желаемые параметры движения) отличаются от фактических параметров движения автомобиля, система ESP распознает ситуацию как неконтролируемую и включается в работу.
Стабилизация движения автомобиля с помощью системы курсовой устойчивости может достигаться несколькими способами:

  • подтормаживанием определенных колес;
  • изменением крутящего момента двигателя;
  • изменением угла поворота передних колес (при наличии системы активного рулевого управления);
  • изменением степени демпфирования амортизаторов (при наличии адаптивной подвески) .

При недостаточной поворачиваемости система ESP предотвращает увод автомобиля наружу за пределы траектории поворота, подтормаживая заднее внутреннее колесо и изменяя крутящий момент двигателя.
При избыточной поворачиваемости занос автомобиля в повороте предотвращается подтормаживанием переднего наружного колеса и изменением крутящего момента двигателя.
Подтормаживание колес производится путем включения в работу соответствующих систем активной безопасности. Работа при этом носит циклический характер: увеличение давления, удержание давления и сброс давления в тормозной системе.

В конструкции системы курсовой устойчивости могут быть реализованы следующие дополнительные функции (подсистемы): гидравлический усилитель тормозов, предотвращения опрокидывания, предотвращения столкновения, стабилизации автопоезда, повышения эффективности тормозов при нагреве, удаления влаги с тормозных дисков и так далее.
Все перечисленные системы, в основном, не имеют своих конструктивных элементов, а являются программным расширением системы ESP.
Давайте визуально посмотрим, как это. Опять же — на примере DAF Trucks

Мы постарались наглядно рассказать всего лишь о нескольких системах активной безопасности.

В заключение хотелось бы напомнить, что какими-бы «умными» системами ни был оборудован автомобиль, ответственность за спокойствие на дороге все равно лежит на водителе.
А без понимания работы этих систем, без слаженной работы электроники и опыта того, кто сидит за рулем, невозможно повысить собственную безопасность, безопасность окружающих, а так же сохранность техники и груза.
Всему этому можно научиться.
И эффективнее всего, например, у нас. Это не только самореклама, это констатация факта. Нам доверяют крупнейшие компании, имеющие достаточно большие автопарки.
Подробнее о том, что мы можем предложить вам, можно прочесть, перейдя по этой ссылке .
И, Спасибо, что дочитали до конца.
Сделаем вместе наши дороги безопаснее!

Вас может заинтересовать

Системы активной безопасности на грузовиках

Начинающим водителям

Пришла, наконец, пора выехать на дорогу – тут-то и возникает порой панический вопрос: а что дальше? Как расписавшемуся в своей неопытности новичку справиться со всем этим внезапно навалившимся на него грузом отчаяния и страха перед и во время поездки? Ведь спокойствие за рулем – залог принятия правильного решения в критической (и не очень) ситуации.

Системы активной безопасности на грузовиках

Ремни безопасности — благо или вред?

В начале 19 века английский изобретатель Джордж Кейли изобрел первые ремни безопасности. Их функционал до сих пор актуален.
Многие до сих пор спорят, ремни — благо или вред?

Активные системы безопасности для грузовых автомобилей

Помимо повышения и улучшения эксплуатационных и технических показателей автомобилей, конструкторы уделяют немало внимания обеспечению безопасности. Современные технологии позволяют оснастить машины значительным количеством систем, которые обеспечивают контроль поведения авто в экстренных ситуациях, а также максимально возможную защиту водителя и пассажиров от получения травм при ДТП.

Пассивные системы направлены на уменьшение последствий при случившейся аварии. К ним относятся ремни, подушки и шторки безопасности. Активная безопасность автомобиля направлена на возможное устранение аварийной ситуации и сохранение контроля за поведением авто в экстренных случаях. Причем они действуют автоматически, то есть, вносят свои коррективы, несмотря на действия водителя.

Системы активной безопасности на грузовиках

Стандартные системы активной безопасности

Первой системой активной безопасности на авто является антиблокировочная (АБС). Она также выступает основой для многих видов активных систем. В целом, на автомобилях могут использоваться такие системы активной безопасности, как:

Антиблокировочная (ABS)

Это, пожалуй, единственная система, которая у всех автопроизводителей обозначается одинаково – аббревиатурой ABS. В задачу АБС, как понятно из названия, входит предотвращение полной блокировки колес во время торможения. Это в свою очередь не дает колесам потерять контакт с полотном дороги, и авто не уходит в юз. АБС является частью тормозной системы.

Суть функционирования АБС сводится к тому, что блок управления посредством датчиков отслеживает скорость вращения каждого колеса и при определении, что одно из них замедляется быстрее других, посредством исполнительного блока сбрасывает давление в магистрали этого колеса, и оно перестает замедляться. АБС действует полностью автоматически. То есть, водитель, как обычно, просто нажимает на педаль, а АБС уже самостоятельно контролирует процесс замедления всех колес по отдельности.

Противобуксовочная (ASR)

Противобуксовочная система направлена на предотвращение пробуксовки ведущих колес, что исключает уход авто в занос. Работает она на всех режимах движения, но имеет возможность отключения. Разные автопроизводители эту систему обозначают по-разному – ASR, ASC, DTC, TRC и другие. Работает ASR на базе ABS, то есть она воздействует на тормозную систему.

Дополнительно она управляет также электронной блокировкой дифференциала и некоторыми параметрами силовой установки. При небольшой скорости ASR отслеживает, посредством датчиков ABS, скорость вращения колес и если отмечается, что одно из них вращается быстрее, то притормаживает его. На высоких скоростях ASR подает сигналы на ЭБУ, а тот в свою очередь, обеспечивает снижение крутящего момента двигателя.

Распределения усилий на тормозах (EDB)

Распределение тормозных усилий – это не полноценная система, а лишь расширение функционала ABS. Но все же она имеет свое обозначение – EDB или EBV. Она выполняет функцию предотвращения блокировки колес задней оси. При торможении центр тяжести авто смещается на передок, из-за чего задние колеса получаются разгруженными, поэтому для их блокировки требуется меньше усилия тормозных механизмов. При торможении EDB задействует задние тормоза с небольшой задержкой, а также следит за усилием, создаваемым на тормозных механизмах колес, и предотвращает их блокировку.

Экстренного торможения (BAS)

Система экстренного торможения необходима для максимально эффективного срабатывания тормозов при резком торможении. Она обозначается разными аббревиатурами – BA, BAS, EBA, AFU. Эта система бывает двух типов.

В первом варианте суть работы BA сводится к тому, что она отслеживает скорость перемещения штока тормозного цилиндра. И при обнаружении его быстрого движения, что бывает, когда водитель «бьет» по тормозам в экстренном случае, BA задействует электромагнитный привод штока, дожимая его и обеспечивая максимальное усилие.

Во втором варианте BAS работает вместе с ABS. Здесь все работает по описанному выше принципу, но исполнение несколько иное. При определении экстренного торможения она подает сигнал на исполнительный механизм ABS, а тот создает максимальное давление в тормозных магистралях.

Курсовой устойчивости (ESP)

Система курсовой устойчивости направлена на стабилизацию поведения авто и сохранения направления движения при возникновении внештатных ситуаций. У разных автопроизводителей она обозначается как ESP, ESC, DSC, VSA и прочие. По сути, ESP представляет собой комплекс, включающий в себя ABS, BA, ASR, а также электронную блокировку дифференциала.

Также для работы она использует системы управления силовой установкой и АКПП, в некоторых случаях также и датчики угла поворота колес и руля. Все вместе они постоянно оценивают поведение авто, действия водителя и при обнаружении каких-либо отклонений от параметров, которые считаются нормой, вносят необходимые коррективы в режим работы систем двигателя, КПП, тормозов.

Обнаружения препятствий и пешеходов (PDS)

Система предотвращения столкновения с пешеходами контролирует пространство перед авто и при обнаружении пешеходов в автоматическом режиме включает тормоза, обеспечивая замедление авто. У автопроизводителей она обозначается как PDS, APDS, Eyesight. PDS является сравнительно новой и применяется она далеко не всеми производителями грузовых машин. Для работы PDS используются камеры или радары, а в качестве исполнительного механизма выступает BAS.

Блокировки дифференциала (EDS)

Электронная блокировка дифференциала работает на базе ABS. В ее задачу входит предотвращение пробуксовки и повышение проходимости за счет перераспределения крутящего момента на ведущих колесах. EDS работает по тому же принципу, что и BAS, то есть она с помощью датчиков фиксирует скорость вращения ведущих колес и при выявлении повышенной скорости вращения на одном из них, задействует тормозной механизм. Многие автопроизводители патентуют свои системы. Но в большинстве своем они работают по единому принципу, и разница сводится лишь к названиям.

Системы-ассистенты

Выше описаны только основные системы, но активная безопасность автомобиля включает еще ряд вспомогательных, так называемых «ассистентов». Их количество тоже немалое, и к ним относятся такие системы как:

  • Кругового обзора (камеры, установленные по периметру, позволяют контролировать «слепые» зоны);
  • Круиз-контроля (позволяет авто удерживать заданную скорость, без участия водителя);
  • Аварийного рулевого управления (позволяет в автоматическом режиме избежать автомобилю столкновения с препятствием);
  • Помощи движению по полосе (обеспечивает движение авто исключительно по заданной полосе);
  • Помощи при перестроении (контролирует слепые зоны и при изменении полосы движения сигнализирует о возможном препятствии);
  • Ночного виденья (позволяет контролировать пространство вокруг авто в темное время суток);
  • Распознавания дорожных знаков (распознает знаки и информирует водителя о них);
  • Контроля усталости водителя (при обнаружении признаков усталости водителя сигнализирует о необходимости отдыха);
  • Помощи при начале движения со спуска и в подъем (помогает начать движение, не используя тормоза или ручник).

Это основные ассистенты. Но конструкторы постоянно совершенствуют их и создают новые, повышая общее количество систем авто, обеспечивающих безопасность во время движения.

В современном автопроизводстве активная безопасность играет значительную роль для сохранения здоровья людей в автомобиле и вне его, а также исключает множество ситуаций, которые раньше привели бы к повреждению авто. Поэтому не стоит недооценивать их значимость и пренебрегать наличием таких помощников в комплектации.

В статье использованы материалы сайта Аutoleek.ru.

Видео: Партнёрская программа от сервиса «Перевозка 24»

Источник Источник http://ddtc.ru/articles/sistemy-aktivnoy-bezopasnosti-na-gruzovikakh/
Источник Источник http://perevozka24.ru/pages/aktivnye-sistemy-bezopasnosti-dlya-gruzovyh-avtomobiley

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Модульная АГНКС. Революция в газовом оборудовании

Автомобильные газонаполнительные комплексы (АГНКС) становятся неотъемлемой частью современной инфраструктуры, способствуя переходу на более экологичные виды топлива. В рамках этой эволюции, модульные АГНКС выходят на передовой, предлагая инновационные решения и преимущества. Давайте рассмотрим, как эти системы меняют отрасль и в чем заключаются их основные преимущества. Преимущества Модульных АГНКС Модульные АГНКС предлагают ряд ключевых преимуществ, которые делают […]

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Помощь системы ABS в управлении автомобилем

Антиблокировочная тормозная система (ABS) — это электронная гидравлическая активная система защиты, которая поддерживает контролируемость и стабильность машины во время замедления, предотвращая блокирование колес. ABS исключительно действенная в пути с низким показателем сцепления, и в непогоду (гроза, лед). Анализ АБС — Antilock Brake System, которое буквально значит «антиблокировочная тормозная система». Посмотрим особенность процесса, важные элементы, а […]