Какие приборы и устройства безопасности устанавливаются на кранах
Какие приборы повышают безопасность грузоподъемного крана
В процессе эксплуатации крана происходит регулярная нагрузка на определенные элементы конструкции. С целью контроля за исправностью крана, помимо крановщика, отслеживание состояния и допустимых нагрузок осуществляют датчики, сенсоры и ограничители. Они фиксируют состояние узлов крана, препятствуя возникновению предельных нагрузок. Ведь, если упустить момент, может возникнуть обрыв тросов, повреждение конструкции крана, его частичное или полное обрушение. В этой статье вы узнаете о видах приборов безопасности применяемых для этих задач, преимуществах их использования на кранах разных типов.
Виды приборов безопасности кранов
Каждая компания заинтересована в исправности и безопасности собственного оборудования, а также безопасности персонала. Основные приборы безопасности кранов делятся на:
- Регистраторы параметров работы оборудования, анемометры и датчики координации положения крана анализируют и сохраняют значения нагрузок, бокового ветра, положения относительно осей координат и линий электропередач.
- Блокировочные контакты препятствуют открытию двери кабины, крышки люка входа и т.д., для повышения безопасности оператора крана.
- Системы оповещения включают в себя звуковой сигнал и сообщения дисплея пульта кабины машиниста.
- Ограничители грузоподъемности. Препятствуют подъему груза, который превышает установленный в паспорте вес на 20-25%. Монтируются на устройства передвижения крана, крановые тележки, подъемные крюки, верхние и нижние подвески. Обязательны к установке при изготовлении крана.
- Ограничители движения в разные направления. Устанавливаются как на козловые, так и на мостовые краны. Такие системы контролируют и препятствуют превышению заданных параметров:
- смещения и подъема крана или груза в крайние точки;
- движения тележки вдоль направляющей оси;
- вылета крана;
- рельсового пути.
К основным ограничителям движения в разные направления относятся:
- При воздействии сильного ветра и с целью защиты от угона крана на открытой площадке применяются противоугонные захваты с ручным или механическим приводом. Они устанавливаются в нижней части опор и удерживают кран в одном положении.
- Тупиковые упоры устанавливаются на концах крановых путей и подтележечных рельсов для ограничения допустимой дистанции передвижения крана или крановой тележки. Торможение до упоров происходит с расчетом тормозного пути при помощи специальных концевых выключателей двигателей.
- Концевые выключатели механизмов передвижения кранов монтируются на опоры, а концевые выключатели тележек по крайним точкам направляющих путей. Осуществляют торможение движения крана или тележки.
- Существуют также ограничители верхнего, нижнего и боковых положений. Ограничитель нижнего положения не допускает опущение груза ниже определенного установленного уровня, например ниже линии крановых рельс. Ограничители верхнего и боковых положений препятствуют движению в соответствующие крайние положения плоскостей.
- Ограничитель сматывания каната тали и других грузоподъемных систем останавливает вращение барабана намотки каната за 3 последних допустимых витка.
- Буферные устройства ставятся с целью замедления и поглощения ударной силы при движении крана на подходе к концевым точкам. Система торможения передвижения груза позволяет снизить скорость перемещения при приближении к установленному уровню.
- Устройства, предупреждающие сход крана с направляющих рельс монтируются на подкрановых путях и обязательно устанавливаются на те краны, скорость передвижения которых превышает 30 метров в минуту.
- Опорные детали устанавливаются для сохранения устойчивости крана в случае поломки осей ходовых колес.
На заметку!
Мы продаем и выполняем монтаж радиоуправления с пола. Такая система обеспечит безопасное удаленное управление механизмами передвижения крана, блокировкой, сигнализацией и аварийной защитой. Кроме радиоуправления, мы выполняем установку частотных преобразователей, ограничителей грузоподъемности на козловые, мостовые, и другие типы кранов. Установка приборов безопасности может выполняться как в процессе изготовления кранов нашего производства, так и при модернизации грузоподъемного оборудования под заказ. Детали установки и характеристики оборудования можно узнать на страницах нашего сайта.
Приборы безопасности мостовых и козловых кранов
При сборке мостовых и козловых кранов в обязательном порядке предусматривается установка ограничителей грузоподъемности и движения в разные направления, также устанавливаются системы оповещения и блокировочные контакты. Козловые краны для гидроэлектростанций и мостовые перегружатели часто оборудуются противоугонными захватами с падающими (распорными) клиньями.
На заметку!
В процессе эксплуатации каждый из приборов безопасности крана необходимо проверять на исправность. Наши специалисты выполнят такой контроль согласно установленного графика. При ежемесячных проверках и проведении ТО1:
- проводятся испытания ограничителей нагрузки крана на правильность срабатывания при подъеме веса выше паспортного значения;
- звуковой сигнал в кабине машиниста проверяется на громкость и четкость звучания;
- ограничитель подъема крюка нагружается на предельный вес — при нормальном функционировании подъем должен останавливаться;
- тестируется ограничитель сматывания лебедки — должен срабатывать и приостанавливать намотку каната на барабан за 3 последних витка.
При проведении ТО-2 для проверки исправности указателей угла наклона крана выполняется замер сдвига от центральной метки водного уровня при установке движения крана «вправо», «влево», «назад». Смещение метки не должно превышать 0.5%.
Надежные приборы безопасности грузоподъемных кранов от компании «Атлант кран»
Наша компания накопила большой опыт в сфере проектирования, изготовления и монтирования грузоподъемного оборудования. Мы производим мостовые и козловые краны согласно стандартам безопасной эксплуатации кранов, государственных стандартов и других нормативных документов. В каждом из наших изделий предусмотрена установка основных приборов безопасности кранов.
Ознакомьтесь с нашим каталогом грузоподъемного оборудования и дополнительных опций, в котором указаны основные характеристики, подробные описания и фото.
Для заказа грузоподъемного оборудования свяжитесь с нами любым удобным способом. Наши менеджеры предоставят полную информацию об интересующей технике и помогут с выбором.
Системы безопасности стрел кранов, КМУ и АГП
Уважающие себя и своих клиентов производители автокранов, КМУ и АГП в обязательном порядке оснащают стрелы своей продукции системами безопасности. В первую очередь руководствуются нормативно-правовыми актами, которыми регулируется эта отрасль на территории государств или государственных объединений (СНГ, Евросоюз и пр.), где эксплуатируют производимое оборудование.
Отечественные требования описаны в ТР ТС 010/2011 – «Техническом регламенте Таможенного союза» «О безопасности машин и оборудования», а требования Евросоюза в нормах EN. Подробнее об этом расскажет руководитель по сервису «ПАЛФИНГЕР СНГ» Михаил Архипов.
Колхоз – дело добровольное
Согласно требованиям закона, некоторые приборы безопасности обязательно устанавливают на автокраны, КМУ и АГП. Но некоторые появляются на подъёмной технике только по желанию заказчика.
Так, автокраны необходимо оснащать указателем угла подъёма стрелы. Кроме того, для этого вида техники, равно как и для кранов-манипуляторов общего назначения и автогидроподъёмников в СНГ, обязательным элементом безопасности является клапан (гидравлический замок) удержания груза, не позволяющий стреле резко упасть, а сильно замедляющий опускание в случае перегруза, или разрыва гидравлического шланга.
Для АГП также прописано требование установки системы контроля положения опор, обеспечивающей контроль положения (транспортное или рабочее), а также блокировку любых операций с опорами при положении стрелы, не соответствующей транспортному положению. Обязателен и контроль веса в люльке (ОПГ — ограничитель предельного груза в рабочей корзине), то есть система взвешивания.
Для автогидроподъёмников со стрелой выше 12 метров требуется установка системы управления из рабочей корзины, а для АГП выше 21 метра обязателен анемометр (измеритель скорости ветра).
Опциональные системы, устанавливаемые по желанию заказчика либо эксплуатирующей организации на все виды грузоподъёмного оборудования:
- ограничитель грузового момента (система OSK);
- анемометр(ы);
- датчики приближения к ЛЭП;
- датчики приближения к препятствию;
- датчики ограничения рабочих зон для грузоподъёмных операций, например, запрет работы над кабиной (ограничитель поворота колонны) либо в другой зоне;
- ограничения грузового момента в зависимости от конфигурации опорного контура (шасси-носитель и система опор);
- радиостанции в корзине АГП;
- системы дистанционного управления (радиопульты).
Принцип действия систем
Уровень опасности при эксплуатации подъёмной техники определяют в зависимости от типа используемых датчиков. Электрогидравлические системы учитывают превышение давления в полостях гидроцилиндров либо достижение физических границ. При наличии электромеханических датчиков идёт определение достижения каких-либо положений. И индуктивные распознают приближение рабочих органов к контрольным точкам.
При наличии электронной системы безопасности производитель предусматривает комплексное взаимодействие датчиков.
Применяемые решения могут быть самыми разными в зависимости от отраслевых требований.
Ограничитель предельного груза для АГП полностью блокирует все рабочие операции — отключает питание с главного электромагнитного клапана, открывающего доступ гидравлического масла к исполнительным органам (гидроцилиндрам) оборудования.
Ограничитель грузового момента (OSK) блокирует все операции, приводящие к увеличению грузового момента – подъём груза, выдвижение телескопа и пр., в то же время обратные функции сохраняют возможность исполнения — втягивание телескопа, поворот колонны.
Анемометры, датчики приближения к ЛЭП и другие системы, как правило, просто сигнальные, но возможны совершенно различные решения.
Все системы безопасности разрабатывают как сами производители грузоподъёмного оборудования, так и независимые компании, специализирующиеся на таких видах систем.
К примеру, Palfinger имеет собственную систему безопасности Paltronic различных версий. Из продуктов независимых отечественных разработчиков можно отметить «Мир», ИТЦ «КРОС», «Яуза-10», «Резонанс» и др.
Защита от честных людей
Не секрет, что самоуверенные крановщики пытаются обойти ограничения. Оператор или настройщик приборов безопасности, имеющий соответствующий объём знаний, может отключить системы безопасности. Производители могут только способствовать контролю за вмешательством в работу систем безопасности пломбировкой ключевых элементов — электрошкафов, главных клапанов и пр. Но все понимают, что эта защита — «от честных людей». Даже самые продвинутые системы контроля можно отключить или обмануть. В качестве дополнительной защиты может использоваться телеметрический контроль параметров работающей техники (fleet-management). Но это доступно, как правило, только крупным компаниям-эксплуатантам.
История знает случаи, когда оператор чувствует по собственному опыту, что установка выдержит взятый вес на короткое время, но система безопасности не даёт завершить операцию. Я бы не советовал рисковать, так как прочностные характеристики грузоподъёмного оборудования (ГПО) не доступны операторам. Также необходимо учитывать «усталость металла» конструкций ГПО. Если удалось поднять груз больше номинального, то это не значит, что получится это сделать в следующий раз без трагической развязки. Лучшим решением будет «довериться» приборам безопасности ГПО. Это позволит сохранить (продлить) ресурс ГПО.
Отечественное vs. импортное
Системы безопасности, установленные на импортных установках от тех, что ставят на российские принципиально ничем не отличаются. Отличия в производителях, элементной базе и законодательных требованиях, по которым спроектировано оборудование.
Как правило, зарубежные (особенно европейские) разработчики используют сложные компьютеризированные комплексы, которые не всегда корректно работают в зонах экстремальных погодных условий (температура ниже -25 ⁰С, повышенная влажность, солевой туман и пр.), и в результате в целом более капризны и создают больше поводов для обращения в сервисные центры.
Возможность замены систем безопасности существует. Порядок ввода в эксплуатацию ГПО после замены системы безопасности описывается в профильных нормативных документах РФ. Заказчик может установить любую систему — вопрос только в стоимости оборудования, установки, наладки и настройки.
В журнале материал опубликован под названием «Раз, два, три, стрела – замри»
Источник http://atlant-kran.ru/article/111-kakie-pribory-uluchshajut-bezopasnost-gruzopodemnogo-krana.html
Источник Источник http://igrader.ru/liftingequipment/raz-dva-tri-strela-zamri/