Виды и особенности диагностики грузовых автомобилей — Блог ТриераТрак
Диагностика грузового автомобиля
Особенности и виды диагностики грузовых автомобилей
Диагностика для грузового автомобиля – это важная и неотъемлемая процедура, что должна проводиться на протяжении всего периода эксплуатации транспортного средства. Данная мера направлена на выявление неполадок, определение работоспособности разных узлов и систем.
В частности, нельзя игнорировать плановый осмотр грузовых авто. Без регулярной диагностики невозможно обеспечить непрерывность их эксплуатации, что позволяет получать стабильную прибыль, исполнять договорные обязательства. Кроме того, благодаря данной мере можно содержать грузовик в исправном техническом состоянии или выявить проблемы на ранней стадии, когда их проще и дешевле устранить. В противном случае игнорирование плановой диагностики может стать не только причиной сложной поломки, выхода из строя транспортного средства, но и аварии на дороге.
Выполняется осмотр несколькими способами. Основная цель процедуры – определение работоспособности как отдельных систем, так и всего механизма. Стоит уточнить основные нюансы диагностики грузовых автомобилей, чтобы детальнее разобраться в данном мероприятии.
Способы выполнения
Диагностика грузовых автомобилей представляет собой комплексное мероприятие, что включает разные подходы в исполнении. При оценке работоспособности транспортного средства прибегают к следующим методам обследования:
- компьютерному;
- техническому;
- визуальному.
Каждый из них характеризуется определёнными нюансами в исполнении, требует привлечения специалистов и применения различного спецоборудования.
Компьютерная диагностика
Любой тягач – это, прежде всего, сложная электронная система, состоящая из множества узлов и схем. Выход из строя любой из них влечёт за собой неисправность всего механизма, нарушение в функциональности грузового автомобиля. Однако для оценки рабочего состояния электроники требуется спецоборудование:
- мотор-контроллеры;
- сканеры;
- тестовые системы.
Первые позволяют провести общую диагностику грузовика. Мотор-контроллер является универсальной системой для выполнения газоанализа, замера показателей компрессии и давления топливной жидкости. Сканеры скомбинированы на основе осциллографов, мультиметров и микрокомпьютеров. Эти приспособления оснащены базой на взаимозаменяемом картридже, что подбирается для разных марок грузовых авто.
Тестовые системы – это не что иное, как ПК или ноутбук, оснащённые специальной программой и соединительным кабелем. В последний встроен миниатюрный контроллер с протоколами. На ноутбук поступает информация об ошибках. При помощи специальных программ их удаётся расшифровать, тем самым определив работоспособность транспортного средства.
Состоит данная диагностика из нескольких этапов. В начале определяются коды с ошибками. Эти сведения обязательно проверяются, обследуются электрика грузового автомобиля на предмет исправности, генератор, контактные группы, АКБ. После этого при помощи сканера отображаются сведения в режиме онлайн. Они подвергаются анализу, по результатам которого определяются характер и сам факт наличия поломки в грузовой машине.
Особенности технического осмотра
Данный метод диагностики направлен на определение работоспособности механизмов и систем грузовых машин. Он решает следующие задачи:
- контроль техсостояния автомобиля;
- поиск неисправностей и определение причин их возникновения;
- прогноз относительно функционирования систем.
Другими словами, данный способ осмотра направлен на определение соответствия параметров механических узлов требованиям нормативных документов. Обязательно определяется один из заданных типов технических состояний автомобиля на текущий период. При этом учитываются условия эксплуатации, влияние внешних факторов на момент диагностики. Интересно, что состояний механических узлов может быть множество. Это обусловлено непрерывностью вариативности во времени под влиянием внешних факторов. К самым распространённым состояниям относятся:
- исправность. Такой результат диагностики присваивается узлу, что соответствует показаниям нормативных параметров;
- неисправность. Данный статус даётся, если определено хотя бы одно расхождение с номинальными параметрами;
- работоспособность. При таком результате диагностики для узла характерным является состояние, в котором значение параметров, что отвечают за выполнение заданных функций, соответствует требованиям;
- неработоспособность. Присваивается, если определено хотя бы одно расхождение с нормативными данными;
- предельное. Такой статус узла говорит о том, что его дальнейшая эксплуатация не является целесообразной, недопустима или даже невозможно восстановить его работоспособность. Игнорирование подобных результатов диагностики затрудняет продолжение использования грузового авто по назначению или может стать причиной аварии.
Ещё одной задачей, что решает технический осмотр, является выяснение места локализации, следствий и причин неисправностей, которым подвержен тягач. Анализ в таком случае направлен на обнаружение потенциальных проявлений проблем. Выполняется осмотр по особому алгоритму – нескольким совокупным предписаниям, что определяют последовательность действий. Процесс технического обследования грузовых машин опирается на ранее сформированную модель диагностики. В её качестве выступают дифференциальные решения или логические эквиваленты в соотношении состояний основных узлов. Интересно, что для них допустимо указание множества показателей, способных охарактеризовать его функциональность.
Особенности выполнения визуального осмотра
Это ещё одна мера в комплексной диагностике, что направлена на оценку состояния и исправности автомобиля. Стоит отметить, что грузовик должен осматривать исключительно опытный мастер. Целью визуальной диагностики являются определение исправности машины и отдельных её частей (кузова, кабины, деталей оперения, колёсной базы), оценка необходимости их ремонта или замены. Также уделяется внимание подкапотному пространству грузового автомобиля, выяснение видимых и явных дефектов.
Как самостоятельно диагностировать неисправности дизельного двигателя
23 августа 2019 Категория: Полезная информация.
Дизельные двигатели — надёжные и ресурсные агрегаты. Но как любой другой сложный механизм, дизельный ДВС бывает, сталкивается с проблемами. В основном на ресурс дизеля напрямую влияет состояние топливной аппаратуры, поэтому быстрое обнаружение и устранение неисправностей может продлить жизнь мотору и отсрочить капитальный ремонт.
Признаки неисправности дизельного двигателя
- Затруднённый запуск
- Снижение мощности
- Повышенный топливный расход
- Чёрный или сизый выхлоп
- Жесткая работа, повышенный шум
- Неравномерная работа на холостом ходу, двигатель «троит»
- Колебания частоты оборотов коленчатого вала, то есть обороты «плавают»
- Частые поломки свечей накаливания
- Повышение уровня масла в картере
Как производят диагностику дизельного двигателя на СТО
Основных способов проверить состояние дизельного двигателя у владельца при обращении на сервис три.
Визуальный осмотр, анализ шумов во время работы мотора позволяет опытному мастеру быстро оценить состояние двигателя и узлов топливной аппаратуры, опираясь на состояние воздушного фильтра, вид свечей накаливания, звук работы ТНВД на холостых оборотах и под нагрузкой и так далее.
Замеры определённых параметров дизельных двигателей в основном связан с замерами давления топлива в магистрали, компрессии в цилиндрах. Часто к замерам прибегают после визуального осмотра и анализа шумов: мастер предполагает локализацию проблемы и нуждается в уточнениях. Обычно вручную замеряют показатели старых дизелей с механическим ТНВД. Для такой диагностики снимают топливные форсунки, замеряют компрессию, давление картерных газов, проверяют фазы газораспределения и так далее.
Компьютерная диагностика дизельного двигателя. Проводится специальным сканером. Основана на выявлении неисправностей дизеля на основании данных работы датчиков и управляющей электроники.
Компьютерная диагностика современных дизелей способна проверить:
- топливную систему
- систему управления
- исполнительные устройства двигателя.
В ходе компьютерной диагностики анализируют особенности «электрической» части работы форсунок, определяют показатели температуры, устанавливают показатели компрессии. Затем все данные собираются воедино; результаты выводятся на экран вместе с рекомендациями по устранению. Это современный, простой и быстрый метод, который позволяет установить дефекты без необходимости демонтировать дизельный мотор с машины.
Что можно сделать для самостоятельной экспресс-диагностики дизельного двигателя
Одни владельцы выполняют такие меры в качестве профилактики и из любопытства, другие — пытаются самостоятельно установить причины, почему дизель вдруг отказался заводиться, работает непривычно или «не едет», ещё до обращения к специалистам. В любом случае, такая проверка дизельного двигателя своими руками экономит время и финансы.
Перечислим основные методы самостоятельной диагностики исходя из признаков неисправности.
Присмотреться
Профилактический осмотр двигателя, по-хорошему, необходимо проводить каждую неделю.
Итак, водитель подходит к машине. Не запуская двигатель, следует провести такие действия:
- визуальный осмотр подкапотного пространства
- осмотр состояния и степени натяжения приводных ремней
- проверка целостности проводки
- проверка воздушного фильтра
- измерение уровня масла в картере двигателя
- измерение уровня антифриза в бачке
- измерение уровня тормозной жидкости
- проверка целостности топливных шлангов и патрубков
- проверка топливного фильтра
Затем мотор запускается, прогревается до рабочих температур. После полезно газануть: цвет выхлопа тоже расскажет о проблемах.
Прислушаться
Для тех владельцев, которые дорожат своим авто, привычно беспокоиться о том, что звук мотора как-то изменился. Нужно прислушаться к дизелю на холостом ходу, а затем и в процессе движения.
- стрекотание при запуске, исчезает при нагревании;
- приглушенный шум с частотой вдвое реже частоты оборотов коленвала при работе дизеля на холостом ходу;
- звонкий стук со стороны ЦПГ;
- хлопки, в том числе на холостом ходу.
Не всегда пугающий владельца шум исходит от самого мотора: стрёкот, свист и стук может издавать и навесное оборудование, и коробка передач.
Определять точную локацию шума будет проще, если у вас есть механический стетоскоп. В крайнем случае, можно сделать аналог из палки и пустой жестяной или пластиковой балки.
Обращайте внимание на:
- тональность звука: звонкий или глухой
- зависимость звука от оборотов двигателя: становится ли шум громче и чаще с набором оборотов либо, наоборот, пропадает.
Провести простой эксперимент
Во время самостоятельного осмотра и диагностики двигателя полезно также провести «бумажный тест».
Во время работы прогретого двигателя поднесите чистый белый лист бумаги на расстояние порядка 1-2 см к выхлопной трубе. Ждите минуту, затем подсушите бумагу на солнце или с помощью салонной печки.
Осталось оценить состояние высохшей бумаги:
- Лист чистый, без грязного налёта и следов от выхлопных газов — двигатель работает исправно;
- Заметны следы масла или коричневые разводы — имеет место «масложор», на сервисе дизель приготовят то ли к замене маслосъёмных колпачков, то ли к серьёзному ремонту.
- Заметен масляный налёт, но цвет бумаги не изменился — вероятно, антифриз просачивается в камеру сгорания и масло смешивается с охлаждающей жидкостью, так бывает при пробое прокладки клапанной крышки блока цилиндров или повреждении (пробое) ГБЦ.
Также бумажный тест покажет проблемы в работе выхлопаной системы. При нормальной работе выхлопной системы лист будет только вибрировать от выходящего потока газов. Если же лист начнёт буквально засасывать внутрь выхлопной трубы, это признаки прогоревшего клапана EGR, проблем с регулировкой газораспределительного механизма, прогоранием банок выхлопной системы. Нужно наведаться в сервис.
Купить сканер
Некоторые владельцы предпочитают не обращаться на сервис раз-два в год, а приобрести инструменты для «домашней» компьютерной диагностики. Останется только подключить сканер к ноутбуку или даже смартфону через специальный адаптер — и вуаля, компьютерная диагностика двигателя всегда под рукой.
Вместо сканера с диагностическим разъемом OBDII может выступать ноутбук со специальным ПО (например, Torque Pro или Check-Engine) и переходниками для подключения.
Отличие в том, что ПК подключается к разъёму на приборной панели автомобиля кабелем, а вот девайсы вроде планшета или смартфона можно связать с машиной по беспроводной связи. Поэтому для самостоятельной диагностики лучше использовать именно сканер-адаптер OBDII.
Порядок действий такой:
- Обнаружить универсальный диагностический разъем в салоне автомобиля, обычно он рядом с предохранителями.
- Подключить в него через адаптер ПК, планшет, смартфон с заранее скачанным для нужной марки автомобиля софтом
- После синхронизации устройств данные отобразятся на дисплее
- После успешной инициализации необходимо запустить мотор и запустить программу для диагностики.
- На дисплее будет отображаться информация: данные о температуре топлива и его расходе, об оборотах двигателя, а также оповещения, графики, сигналы и предупреждения об ошибках в работе ЭБУ двигателя и его систем. Главное — суметь считать код неисправности (ошибки) двигателя. После этого его можно будет расшифровать, просто погуглив, и тем самым получить прямое руководство к действию.
После обнаружения и устранения ошибок при помощи компьютерной диагностики не лишним будет проверить двигатель на ошибки повторно.
Важно учитывать, что достоверность показаний прибора могут искажать попавшие на корпус смартфона солнечные лучи и высокая влажность.
В отдельных случаях двигателю потребуется углубленная диагностика, которую можно провести только дорогостоящим профессиональным оборудованием в сочетании с профильными знаниями мастера.
Итого
Даже если владелец не сможет самостоятельно определить причины неисправности дизельного двигателя, внимательное наблюдение и «конспект» основных выявленных закономерностей не будет лишним.
Точно и максимально подробно описав мастеру проявления неисправностей, владелец экономит время специалиста и уберегает себя от лишних расходов.
Топливные дизельные форсунки найдёте в нашем каталоге
Источник http://trieratruck.ru/diagnostika-gruzovogo-avtomobilya/
Источник http://www.dieselkraft.by/poleznaya-informatsiya/kak-samostoyatelno-diagnostirovat-neispravnosti-dizelnogo-dvigatelya.html