Китайское такси DiDi – как стать партнером, перспективы агрегатора в России
Появившаяся информация о выходе крупнейшего китайского агрегатора такси Didi вызвала противоречивые чувства. Депутаты и профсоюзы опасаются массового перехода таксистов к «китайцам» и использования агрегатором агрессивного демпинга для завоевания позиций на рынке. А сами водители и клиенты такси испытывают, скорее, позитивные ожидания: они предвкушают падение цен на перевозки и создание более привлекательных условий для водителей. В этой статье разберемся, как Didi может повлиять на российский рынок услуг такси и чего ждать всем сторонам: потребителям, водителям и уже работающим в стране агрегаторам.
СодержаниеПоказать
- 🚖 Как компании удалось захватить огромный китайский рынок такси
- 💸 Выход на российский рынок
- 🤝 Как стать партнером в DiDi. Основные условия
- 👇 Что может означать приход DiDi для отечественных агрегаторов
- Смена лидирующих позиций
- 💫 Законодательные инициативы об ограничении или регулировании работы китайского такси в России. Насколько реальны возможности подобных инициатив
🚖 Как компании удалось захватить огромный китайский рынок такси
Didi Chuxing – лидер китайского рынка сервиса по заказу такси и каршерингу. Компания была основана в 2012 году корпорацией Alibaba. Сегодня DiDi работает в 400 городах КНР, захватив 99% рынка такси и до 80% – частного извоза. У агрегатора работает свыше 200 млн водителей. Как компании удалось достигнуть столь впечатляющих показателей?
Перспективы DiDi высоко оценили крупнейшие корпорации. Перечень инвесторов впечатляет: в их числе Apple, Tencent, Baidu, Alibaba, Mail.Ru Group и пр. В результате DiDi сегодня оценена в 56 млрд $ и занимает первое место среди начинающих компаний.
В 2016 году Didi вытеснила с рынка КНР американского гиганта Uber, скупив его региональное подразделение. Аналогичную стратегию она использует в других странах и выкупает доли в компаниях Азии, Латинской Америки и Восточной Европы.
Помимо слияния с конкурентами и их поглощения, DiDi активно практикует такие инструменты захвата рынка, как демпинг, поощрение водителей, крупные инвестиции в рекламу, бонусы, дотации за установку приложений потребителям и пр.
Усилению позиций способствовали активная реклама бесплатного приложения и доплата водителям за новые скачивания. В дальнейшем рост числа пользователей обеспечило сарафанное радио.
Наконец, определяющим значением для роста популярности сервиса стали выгодные условия для водителей. Например, если в Uber средняя зарплата таксиста достигала 1 тыс. $, то в DiDi – в три раза больше. Таксистов всячески поощряли и премировали: за выполнение плана, работу в час пик, хорошее обслуживание и пр.
💸 Выход на российский рынок
О своих планах по выходу на российский рынок компания DiDi заявила еще в 2019 году. В конце декабря в России было официально зарегистрировано юрлицо ООО «Диди Мобилити Рус» и открыт офис на Ленинградском шоссе в Москве.
Пока компания не начала работать в полную силу. Приложение DiDi-Rider уже показывает карту РФ с высокой детализацией, но русификации пока нет.
Работу на российском рынке компания начнет не в Москве, а в Казани. Старт возможен в ближайшее время. Компания уже начала сотрудничать с местными таксопарками и ведет набор водителей через «Авито». Условия работы, на первый взгляд, заманчивые: ежедневные доходы от 7 тыс. р., выплаты каждый день, самостоятельный выбор понравившихся заказов, бонусы без комиссии.
Уже сенью-зимой 2020 года агрегатор может появиться в Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Москве и Санкт-Петербурге.
Как вы оцениваете перспективу появления DiDi на российском рынке?ПоложительноОтрицательноНейтрально
🤝 Как стать партнером в DiDi. Основные условия
Компания начала набор водителей в мае 2020 года. Им предлагают следующие условия сотрудничества:
- комиссия 5,5% от стоимости поездки (это ниже ставок конкурентов, что может привлечь водителей);
- доступ к круглосуточной службе поддержки;
- возможность ознакомиться с пунктом назначения поездки (в Яндекс.такси эта привилегия доступна только водителям с высоким рейтингом).
Работать водитель может на личном авто или без него. Также в DiDi есть схема сотрудничества, в рамках которой автовладелец предоставляет машину в аренду, а компания сама подбирает водителя.
По отзывам самих водителей, если комиссия будет ниже, чем у конкурентов, то они готовы перейти на работу в DiDi от конкурентов. Многие таксисты недовольны высокими комиссионными, которые действуют в нынешних сервисах.
Для работы водителю необходимо скачать специальное приложение DiDi-Rider. Оно доступно для iOS и Android. Водителю необходимо выбрать в боковом меню опцию Drive with Us.
👇 Что может означать приход DiDi для отечественных агрегаторов
Возможно ли понижение цен на услуги такси за счет демпинговой политики китайской компании?
Одна из стратегий захвата рынка, используемая DiDi, это демпинг. Первое время компания может работать себе в убыток. Поэтому очевидно, что в конкурентной борьбе цены пойдут вниз.
Конкуренция всегда идет на пользу потребителям. Но первоначально будут снижены комиссии для водителей, так как агрегаторам придется бороться за таксистов. Последние недавно протестовали против несправедливой, по их мнению, комиссии в 30% от стоимости поездки, поэтому если DiDi предложит комиссию в 4-5 раз меньше, то будет отмечаться массовый отток водителей от других агрегаторов.
На втором этапе должны пойти вниз и цены на услуги такси.
Если DiDi своим приходом понизит цены на рынке такси, а численность водителей при этом возрастет, то не приведет ли это к аварийным ситуациям на дорогах из-за нагрузок и переработок?
DiDi после «кризиса смертей» 2018 года и последующего бойкота уделяет много внимания разработкам в области повышения безопасности. Так, в 2020 году она запустила проект по распознаванию лиц в автомобилях и обнаружению признаков сонливости у водителей. Эта информация по защищенным каналам поступает в службу безопасности.
Вторая инициатива – использование GPS и акселерометра для выявления опасного стиля вождения.
В целях повышения безопасности в приложении агрегатора появилась тревожная кнопка, которая соединяет водителя с местной полицией и позволяет ему сообщить о проблеме. Для безопасности клиентов предусмотрен ряд дополнительных опций:
- Можно вызвать водителя того же пола.
- Лицо водителя ежедневно распознается, что препятствует продаже аккаунта.
- Ведется обязательная аудиозапись поездки, которая хранится не менее недели.
Смена лидирующих позиций
Появление нового агрегатора приведет к перераспределению долей на легальном рынке услуг. Сегодня лидирующие позиции занимают «Яндекс.Такси» (24%), ГК «Везет» (11%) и «Максим» (8%).
Что нужно знать, если вы решили водить таксиЧитатьКак поведение водителя влияет на стоимость ОСАГО ПодробнееКак перевести машину на газ за счет государстваСмотреть
💫 Законодательные инициативы об ограничении или регулировании работы китайского такси в России. Насколько реальны возможности подобных инициатив
Российский рынок такси оценивают в 709 млрд р. и, по самым скромным расчетам, DiDi может занять до 10% на нем. Но ожидать, что компания поглотит весь внутренний рынок такси, как она это сделала в Китае, не приходится, хотя все ресурсы для этого у нее есть. Вряд ли работающие агрегаторы спокойно будут смотреть на то, как их место на рынке забирает иностранная компания. Вполне вероятно, они попытаются найти себе поддержку на государственном уровне и не исключено, что обретут ее. Представители власти уже выражали недовольство работой DiDi: якобы она устранит всех конкурентов и потом станет диктовать свои правила.
Поэтому основным барьером на пути DiDi станет нормативное регулирование. Так, в Госдуме принят в первом чтении законопроект об агрегаторах такси, который вводит запрет на работу на рынке филиалов иностранных компаний и разрешает деятельность только российским компаниям с российским капиталом. Хотя во втором чтении эта поправка об иностранных компаниях уже отсутствовала, нет гарантий, что она не появится для защиты отечественных компаний или под лозунгом роста безопасности на дорогах. Но потенциально DiDi может обойти указанный запрет, работая через третье лицо или купив один из небольших российских агрегаторов.