Как стать водителем такси? О работе с Яндексом, самозанятости и своем автомобиле
Для того чтобы заниматься частным извозом, человек может выбрать один из доступных ему вариантов:
- работать самостоятельно, не обращаясь к помощи каких-то посредников;
- использовать для поиска клиентов сервисы-агрегаторы или различные таксопарки, через которые можно получить возможность трудоустроиться и начать зарабатывать.
- 🚕 Возможность работать самостоятельно и без посредников
- 👉 Возможность работы со статусом ИП или самозанятого
- 💡 Какие лицензии следует оформить
- 👇 Выбор посредника
- Известные интернет-посредники: Яндекс.Такси, Gett, Uber, Максим
- Диспетчерская служба
- Таксопарк
- 🤝 С кем заключается договор
- Условия
- Какие документы необходимо оформить и предоставить
- ⚡ Условия работы
- 🚖 На какой машине работать
- На личной
- В аренду
- Работа на арендованной машине с последующим выкупом
- Какая машина в итоге выгодней
- 💥 Требования к автомобилю
- 💰 Сколько можно получить за одну поездку и заработать в месяц на примере Яндекс.Такси
- 🔔 Плюсы и минусы профессии
- ❓ Часто задаваемые вопросы
🚕 Возможность работать самостоятельно и без посредников
В этом случае при начале работы человек ищет клиентов себе напрямую, что сопряжено со следующими особенностями:
- поиск заказов может осуществляться через объявления. Их размещение может происходить через различные средства массовой информации, предоставляющие рекламные услуги. Это первая из сложностей, которую следует учитывать – сразу самостоятельно найти большой поток клиентов не получится, так как сначала потребуется наработать определенную репутацию, чтобы объявления имели достаточный отклик. Также в таком направлении очень большая конкуренция, что может нередко стать причиной и неправомерных действий со стороны тех водителей, которые уже давно на этом рынке;
- все обслуживание автомобиля и обеспечение собственной безопасности полностью ложится на плечи водителя.
👉 Возможность работы со статусом ИП или самозанятого
Для того чтобы начать работать в такси, но без обязательного трудоустройства в таксопарки или подобные организации, придется оформить свой юридический статус.
Если говорить о заключении официального договора с агрегатором или таксопарком, то потребуется либо оформлять себе статус индивидуального предпринимателя, либо становиться самозанятым физическим лицом. Только в этом случае получится оформить и требуемую лицензию на работу в такси. Если таковых статусов нет, то и получение лицензии не состоится.
Самозанятые граждане в 2020 году: ряд важных измененийПодробнееМожет ли риэлтор быть самозанятым: что для этого требуетсяСмотреть
💡 Какие лицензии следует оформить
Вид такой лицензии зависит от того, идет ли речь о перевозке пассажиров по заказам или о работе в качестве маршрутного такси (то есть с регулярным маршрутом для лицензируемого транспортного средства).
Если речь идет о перевозке пассажиров по регулярным маршрутам, то придется оформлять лицензию на перевозку пассажиров. И популярное словосочетание «маршрутное такси» в данном случае вводить в заблуждение не должно – речь идет именно о создании дополнительной единицы общественного транспорта, пусть и коммерческого типа.
Если водитель планирует на своем личном или арендованном транспорте возить ограниченное число пассажиров (меньше 8 человек) по разным направлениям, в том числе и в виде осуществления междугородних перевозок, то придется оформлять лицензию на такси. И получить ее может только юридическое лицо, индивидуальный предприниматель либо физическое лицо, получившее статус самозанятого.
В противном случае, велик риск того, что оформить лицензию не получится и работа будет носить нелегальный характер.
Будете ли вы работать в такси, если возникнет необходимость дополнительного заработка?Нет, потому что это слишком большой риск.Нет – не могу так свободно чувствовать себя за рулем.Нет, потому что не хочу становиться обслугой с сопутствующим отношением.Да, потому что это хоть минимальная возможность подработать.Я уже работаю в такси официально и это мой основной заработок.
👇 Выбор посредника
Если водитель такси не уверен в своих силах относительно поиска клиентов для перевоза (а уж тем более, если у него нет автомобиля, который он мог бы использовать для перевозки пассажиров), ему придется обращаться за помощью к тем или иным посредникам.
Известные интернет-посредники: Яндекс.Такси, Gett, Uber, Максим
Интернет-посредником (агрегатором) является специальная интернет-компания, выступающая в качестве посредника между водителем и потенциальным пассажиром. Наиболее яркими примерами можно считать «Яндекс.Такси», «Gett», «Uber», «Максим», которые выступают в качестве организаторов поездок, направляя водителям с помощью специальных приложений на смартфонах заказы в соответствии с теми условиями, которым они соответствуют.
Диспетчерская служба
Как правило, речь идет о федеральной или региональной диспетчерской службе, к которой может подключиться потенциальный водитель такси. За внесение определенной комиссии (нередко меньше, чем у агрегатора, но и заказов в этом случае будет меньше, чем при сотрудничестве с агрегатором) водитель будет получать заказы на перевозку тех или иных пассажиров либо доставку грузов. Чаще всего к услугам диспетчеров прибегают те водители, которые оказывают услуги грузового такси.
Таксопарк
Таксопарк может состоять и из одной машины. Но при этом он будет являться юридическим лицом, и это означает, что в него можно будет устроиться на работу по трудовому договору с оформлением. В этом случае открывать статус самозанятого или индивидуального предпринимателя не потребуется, так как будет иметь место работа на организацию. То же касается и оформления лицензии на такси – наемному рабочему она не потребуется, так как выдается только юридическому лицу, самозанятому или индивидуальному предпринимателю.
Быть ИП лучше, чем самозанятым. Выясняем почемуЧитатьХватит кошмарить бизнес. Как работает сервис защиты предпринимателей ЗаБизнес.рфПодробнее
🤝 С кем заключается договор
Если речь идет о подключении к интернет-агрегатору, то заключения договора как такового не происходит – после того, как человек подает заявку на подключение к системе таксометров или к приложению для того, чтобы получать заказы, и проходит процедуру регистрации и такого подключения, договор считается по умолчанию заключенным.
Если происходит подключение к диспетчерской службе, то договор может быть заключен между юридическим лицом, представляющим такую службу, и водителем такси. Такой договор чаще всего носит гражданско-правовой характер, так как в данном случае непосредственного найма сотрудников в диспетчерскую службу не происходит, так же как и не происходит увеличения штата такси – это стандартный договор оказания услуг, но услуги носят в данном случае специфический характер.
В том же случае, если речь идет о заключении соглашения с таксопарком, то здесь следует рассматривать ситуацию с двух сторон:
- если человек туда трудоустраивается в рамках трудового договора, то есть становится сотрудником организации, то речь будет идти о стандартной для такой ситуации формы документа с оформлением и записью в трудовую книжку;
- если же речь идет о взятии автомобиля в аренду у таксопарка, но работе в своих интересах (на себя в рамках ИП или статуса самозанятого), то в данном случае потребуется заключать договор аренды автомобиля, который носит характер гражданско-правового соглашения и заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Условия
Включение в договор определенных условий зависит напрямую от того, о каком именно договоре идет речь. Характерные для сферы такси условия:
- обязательное указание сторон договора с фиксацией их правового статуса (для диспетчерской службы так и идет отметка о том, что речь идет об оказании услуг диспетчерского сопровождения, для аренды автомобиля у таксопарка – о том, что таксопарк выступает в качестве арендодателя имущества, а таксист – в качестве арендатора);
- все ключевые условия сотрудничества: каким образом распределяется заработок, какие комиссии и за что взимаются сторонами друг с друга, размеры этих комиссий;
- обязательства сторон: порядок расчетов между сторонами по итогам осуществляемого сотрудничества; меры ответственности в случае, если произошло нарушение в исполнении таких обязательств – порядок начисления штрафов, неустоек, а также порядок их оплаты;
- реквизиты и подписи сторон: со стороны водителя такси указываются паспортные данные и данные лицензии, если таковая получалась, со стороны диспетчерской службы или таксопарка – данные юридического лица или индивидуального предпринимателя.
5 ключевых пунктов трудового договора, призванные защитить права работникаЧитатьТрудовой договор на почасовую оплату. Когда выгоден работодателю, а когда – работникуПодробнее
Какие документы необходимо оформить и предоставить
При заключении договора или при начале работы с агрегатором потребуется предоставить следующие документы:
- действующее водительское удостоверение. Оно может быть получено на территории РФ, Республики Беларусь или других государств, входящих в СНГ, но с обязательным присвоением международного типа (в случае, если речь идет именно о водительском удостоверении, оформленном за пределами Российской Федерации);
- медицинская справка, подтверждающая состояние здоровья человека – действует один год с момента ее получения, после чего придется перепроходить комиссию заново;
- паспорт или другой документ, который сможет не только идентифицировать личность водителя, но и установить его реальный возраст – в такси можно работать только по достижении двадцати трех лет;
- лицензия на работу в такси. Оформление требуется в том случае, если речь идет о работе вне таксопарков. Если работник становится нанятым водителем именно в таксопарке, то оформление не потребуется – она дается только ИП и юрлицам, а также самозанятым;
- если работать в такси человек планирует на своем автомобиле, то потребуется специальное оформление страховки именно для работы в такси – все страховые компании предлагают подобный тариф при оформлении полисов ОСАГО;
- если человек будет работать самостоятельно, то потребуется либо выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, либо документы, подтверждающие получение статуса самозанятого лица;
- документы на автомобиль (паспорт транспортного средства – ПТС в копии, а также свидетельство о регистрации транспортного средства – СТС);
- если потребуются иные документы, то их список можно уточнить либо в организации, с которой будет заключаться договор, либо в уполномоченном государственном или региональном органе, отвечающем за выдачу лицензий на осуществление деятельности такси.
Как поведение водителя может повлиять на стоимость ОСАГО по новому законуЧитатьЗачем нужно объединение ОСАГО и КАСКО. Новый формат полиса Подробнее
⚡ Условия работы
Работа водителя такси подразумевает следующие определенные условия:
- если человек работает на себя посредством использования услуг интернет-агрегатора или диспетчерской службы, то он будет самостоятельно выбирать свой график работы, а также то количество часов в день, которое будет отрабатывать в рамках смены;
- если человек устраивается водителем такси в таксопарк, то речь будет идти об установленном по согласованию сторон графике и количестве часов в смене;
- дополнительно человек, планирующий работать водителем такси на личном автомобиле, должен обеспечить возможность осуществления предрейсового осмотра автомобиля с целью проверки его безопасности, а также регулярно проходить медицинский предрейсовый осмотр с целью исключения опасных состояний организма, пребывание в которых может стать причиной ДТП с пассажирами такси (на практике такое условие исполняется крайне редко, так как работать в такси сегодня может любой желающий);
- в случае определения числа смен в неделю и количества часов в рамках одной смены следует помнить о том, что такая работа не должна причинять ущерб здоровью человека и позволять ему полноценный отдых между сменами для восстановления не только физических сил, но и реакции, собранности и внимания за рулем.
🚖 На какой машине работать
Работа в такси предусматривает два варианта в плане использования машины:
- можно работать на своем автомобиле, и даже при устройстве в таксопарк можно уведомить руководство о том, что есть возможность использовать свой личный транспорт;
- арендовать автомобиль (возможно, с последующим выкупом) в одном из существующих таксопарков.
Как себя вести, если остановила ДПС ГИБДДЧитатьПрограмма утилизации автомобилей в 2020 годуСмотреть
На личной
Если человек принял решение начать работать водителем такси с использованием личного транспорта, ему необходимо учитывать следующие нюансы:
- обслуживание автомобиля будет исключительно на его плечах, так как ни один агрегатор или диспетчерская служба не предлагают возможности обслуживания автотранспорта своих водителей, если они работают на личных автомобилях;
- придется оформлять полис ОСАГО со специальным условием использования в такси;
- автомобиль, эксплуатируемый в качестве такси, достаточно быстро начинает изнашиваться, в результате чего достаточно быстро выбирает свой ресурс – и это означает либо скорое начало его поломок, либо необходимость скорой его замены на новый;
- оформлять лицензию на занятие такси придется так же самостоятельно, что сопряжено с определенными финансовыми затратами;
- если планируется работа в такси класса выше «Комфорт» либо в классе, предусмотренном для перевозки детей, то необходимо будет соответствовать специальным требованиям, предъявляемым к водителям, работающим в таких классах. В некоторых таксопарках или агрегаторах нужно будет пройти специальное тестирование, предусматривающее определение квалификации водителя для работы в таких повышенных классах такси.
Для того чтобы стать водителем такси на собственной машине, потребуется:
- открыть статус ИП или самозанятого;
- получить лицензию на работу в такси;
- застраховать свой автомобиль с указанием в полисе ОСАГО работу в такси;
- заключить договор с диспетчерской службой, таксопарком или получить оформление в системе агрегатора либо разместить объявление в доступных рекламных средствах массовой информации об оказании услуг пассажирского или грузового такси.
Нюансы для Яндекс.Такси:
- если речь идет о сервисе Яндекс.Такси, как о наиболее известном, то в нем при регистрации для работы на собственном автомобиле потребуется указать данные о транспортном средстве, а также основные технические характеристики (в приложении сервиса «Таксометр» можно выбрать те, которые соответствуют общим характеристикам выбранной марки и модели. Дополнительных требований там нет, кроме наличия не менее четырех дверей, включая водительскую). Также и нет иных нюансов, которые будут отличать работу на данного агрегатора от других посредников.
В случае если водитель захочет сделать свою машину брендированной, он может обратиться в службу поддержки для подсказки о том, куда можно обратиться за нанесением брендовых наклеек.
В аренду
Стать водителем такси на арендованной машине несколько проще, так как не придется ее страховать, проходить самостоятельно ее техническое обслуживание и предрейсовые осмотры (если машину планируется брать из таксопарка).
Для того чтобы стать водителем такси с арендованным автомобилем, потребуется:
- оформить статус ИП или самозанятого (если речь не идет о трудоустройстве в таксопарк в качестве водителя);
- открыть лицензию на работу в такси в местном или региональном органе власти, который занимается разрешением различных вопросов относительно регулирования функционирования различных видов транспорта;
- заключить договор аренды автомобиля с таксопарком или посредством оказания соответствующих услуг интернет-агрегатором;
- пройти тестирование (в случае, если оно предусмотрено данным классом) для того, чтобы начать работать в том классе, на который ориентирован такой человек.
Конфеты с ликером: разрешенное алкогольное лакомство для водителейПодробнееТри статьи для пьяных водителей: меры ответственностиЧитать
Работа на арендованной машине с последующим выкупом
Возможно не просто арендовать автомобиль, но также и заключить договор на его последующий выкуп. Чаще всего подобное развитие характерно для таксопарков, работающих в среднем классе сегмента такси, когда подходит время на то, чтобы менять автопарк. Чаще всего речь может идти об автомобилях, у которых подходит к концу гарантийный период.
В случае если водитель такси принимает решение о возможности последующего выкупа данного автомобиля в свою собственность, заключается договор длительной аренды, который будет прекращен после того, как водитель полностью выплатит стоимость автомобиля.
В счет погашения выкупной стоимости могут быть использованы средства, которые водитель будет вносить на баланс таксопарка сверх положенной комиссии и арендной платы за стоимость нанятого автомобиля.
Однако при принятии решения о таком приобретении автомобиля следует помнить, что машины такси достаточно сильно изношены. У некоторых из них итоговый пробег может превышать 300-400 тысяч километров при сравнительно «молодом» возрасте до трех лет, в результате чего автомобиль может потребовать капитального ремонта.
Какая машина в итоге выгодней
Однозначного ответа на вопрос о том, какой автомобиль выгоднее использовать – собственный или арендованный, сегодня нет. Ответ на этот вопрос связан с несколькими факторами:
- частота работы водителя в такси с использованием собственного или арендованного автомобиля: если планируется работать два-три дня в неделю с длительностью смен порядка 2-4 часов, то брать в аренду автомобиль просто невыгодно, так как весь заработок будет уходить только на оплату аренды;
- стоимость собственного автомобиля и его техническое состояние: если автомобиль новый, с минимальным пробегом, то его жалко использовать в такси, так как это предусматривает явную перспективу достаточно быстрого его износа. В то же время, если автомобиль, наоборот, старый, в плохом техническом состоянии, то службы такси могут просто не допустить такой автомобиль до работы;
- осуществление дополнительных расходов по содержанию автомобиля: водители такси, работающие на арендованном транспорте, перекладывают обязанности по содержанию автомобиля на арендодателей данного вида имущества, в то время как собственникам автомобилей содержать их придется полностью самостоятельно;
- возможность получения дополнительных привилегий для брендированных машин. Не каждый собственник автомобиля захочет наносить на него специальные брендовые наклейки, подтверждающие принадлежность автомобиля к тому или иному сервису такси, например, Яндекс.Такси, хотя подобные наклейки дают, в первую очередь, привилегии водителям таких машин на получение заказов.
Таким образом, принимать решение о том, на каком именно автомобиле лучше работать, следует самому водителю на основании всех плюсов и минусов работы на собственном транспорте или на арендованных машинах.
Как заставить соседа не парковать машину возле подъездаЧитатьПарковка во дворе вторым рядом: можно ли так парковатьсяПодробнееМожно ли требовать с УК компенсацию, если на машину упала сосулькаСмотреть
💥 Требования к автомобилю
К машине, которая должна работать в такси, предъявляются определенные требования:
- она должна быть исправна, с технической точки зрения, вне зависимости от того, идет ли речь о собственном автомобиле или об автомобиле, взятом в аренду у таксопарка;
- автомобиль должен соответствовать требованиям того класса, в котором осуществляется работа водителя такси: так, например, в классе «Бизнес» могут присутствовать только представительские автомобили не только полностью в исправном техническом состоянии, но и соответствующие требованиям по чистоте кузова и салона;
- в случае работы по так называемым «детским» тарифам, то есть по перевозке детей, в автомобиле должно присутствовать либо детское кресло, либо специальный бустер;
- предъявляется требование о том, что автомобиль должен иметь не менее четырех дверей: это связано с тем, что поездка в такси должна проходить для пассажира в комфортных условиях;
- автомобили должны проходить регулярную мойку, чтобы в салоне и снаружи они оставались максимально чистыми;
- автомобили, взятые в аренду, должны быть подключены к системам экстренной связи с диспетчером для того, чтобы исключить риск нарушения прав пассажиров со стороны водителя или водителя со стороны пассажиров.
Стоит ли волноваться, если у работника серая зарплата?ЧитатьМожно ли требовать компенсацию, если задерживают на работеПодробнее
💰 Сколько можно получить за одну поездку и заработать в месяц на примере Яндекс.Такси
При начале работы в такси водитель должен понимать, что та стоимость поездки, которая указывается для пассажира, не будет перечислена ему полностью – придется возместить ряд комиссий диспетчерской службе (или агрегатору), а в случае эксплуатации арендованной машины – таксопарку.
В рамках одной поездки комиссии распределяются следующим образом:
- от 22 до 25% (в зависимости от класса работы от «Эконом» до «Бизнес») – комиссия агрегатору или диспетчерской службе;
- условия предоставления аренды у разных автопарков различаются и могут составлять от 4 до 10% от стоимости поездки, а также могут быть в виде фиксированной платы в день: от 1 000 рублей за машину эконом-класса и до 7 500 рублей за машину бизнес-класса.
Таким образом, за одну поездку, выполненную в рамках класса «Комфорт» при минимальной стоимости 252 рубля (стоимость взята из приложения Яндекс.Такси для города Тулы) водитель получит на свой личный счет:
- 252 рубля – 25% (агрегатору за предоставленный заказ и пользование приложением) – 10% (если автомобиль арендован у таксопарка и размер его комиссии составляет 10%) = 163 рубля 80 копеек.
Если брать полноценный рабочий график с пятью рабочими днями в неделю и продолжительностью смены по 8 часов, то без учета комиссий водитель может получить примерно 57 000 рублей.
«Чистый» доход (до вычета НДФЛ, но после уплаты всех комиссий) составит:
- 57 000 – 25% = 42 750 (если работать на своем автомобиле);
- 57 000 – (25% + 10%) = 37 050 (если работать на арендованном автомобиле и при условии, что автопарк берет 10% от стоимости поездки).
- 57 000 – 25% – (20 смен х 1000 рублей)= 22 750 (если работать на арендованном автомобиле и при условии, что автопарк берет 1000 рублей за каждый день эксплуатации авто).
Самый распространенный вариант работы на арендованном автомобиле – плата за аренду посуточно от 1 000 рублей в день.
Чем дольше срок аренды автомобиля, тем меньше стоимость аренды за один день.
🔔 Плюсы и минусы профессии
К преимуществам следует отнести:
- возможность самостоятельно строить свой график работы, в результате чего будет возможность самостоятельно варьировать свой доход;
- возможность получше изучить тот город, где планируется работать: это предоставит в будущем преимущество в виде поездок без использования различных навигационных систем;
- возможность работать «на себя» без использования посредников, в том числе по наработанной ранее клиентской базе.
Что же касается отрицательных сторон, то сюда следует отнести:
- необходимость выбора – работать на своей машине или использовать арендованный автомобиль;
- высокие комиссии за посреднические услуги со стороны таксопарков и агрегаторов, а также со стороны диспетчерских служб;
- нередко убыточность такой работы, так как даже в случае использования личного транспорта придется постоянно смотреть за ним – в том числе после того, как будет выработан определенный ресурс, возможно наступление его более быстрого износа;
- необходимость самостоятельного оформления всех документов, допускающих до работы в сфере частного извоза: лицензии, медицинские справки, оформление статуса самозанятого физического лица или индивидуального предпринимателя и т. д.;
- организация специального помещения, где будет происходить техническое обслуживание автомобиля и его предрейсовые осмотры;
- большая конкуренция на рынке услуг по перевозке пассажиров, которая нередко может принять также и форму физических или психологических угроз, особенно если речь идет о работе без посредников, направляющих заказы водителю.
Трудная жизненная ситуация: куда обращаться за помощьюЧитатьПомощь безработным родителям в 2020 годуПодробнееКому положено жилье по договору социального наймаСмотреть
❓ Часто задаваемые вопросы
Что делать, если пассажир не оплатил поездку (сбежал)?
Необходимо сообщить диспетчеру о том, что за поездку с вами пассажир не заплатил. Возможно, к нему в будущем будут применены какие-либо санкции. Если стоимость поездки велика, то можно обратиться в полицию с заявлением, но только если у вас имеются контакты этого пассажира – хотя бы номер телефона, с которого был сделан вызов в службу такси.
Насколько прибыльна профессия водителя такси?
Универсального ответа на этот вопрос нет, так как все зависит и от региона работы (в Москве и Санкт-Петербурге стоимость поездок выше, а также выше количество заказов, в результате чего можно получить большую прибыль, чем в регионах), и от количества часов, которые человек отрабатывает в смене, от количества таких смен, от класса, в котором осуществляется работа, а также от того, осуществляется ли работа на собственном автомобиле или на арендованном.
Какие меры принять для безопасности водителя?
Любые, которые не будут нарушать закон, с одной стороны. С другой – подключение к диспетчерской службе или к службе интернет-агрегатора, чтобы постоянно находиться на связи со службой поддержки или диспетчером.
Что лучше – арендованный автомобиль или личный?
Каждый водитель сам решает, какой автомобиль лучше использовать в такси, взвесив все условия, которые будут сопутствовать тому или иному варианту.
Как застраховать автомобиль такси?
В страховых компаниях есть специальный вид полиса страхования общегражданской ответственности – для использования в такси («для работы в такси» – второе его название). Сотрудники страховых компаний подскажут, как лучше провести такое оформление.