Алкозамок на автомобиль – что это такое и как работает?
Устройство блокировки зажигания или, как его называют в России, алкозамок – это прибор с электрохимическим датчиком, встроенный в систему зажигания автомобиля для предотвращения запуска двигателя водителем, находящимся в состоянии алкогольного опьянения, если в выдыхаемом воздухе концентрация паров спирта находится выше определённой нормы.
- 👇 Как работает устройство
- Поедет ли автомобиль, если в салоне пьяный пассажир?
- 💸 Перспектива роста стоимости автомобилей
- Будет ли алкозамок установлен на всех машинах?
- Почему непьющие водители должны переплачивать за установленный на новом автомобиле алкозамок?
- 🚗 Опыт России в установке блокираторов зажигания на автомобили
- 🚙 А как за границей?
- Европа
- США
- Новая Зеландия
- 💫 Приживётся ли устройство в России?
- ❓ Часто задаваемые вопросы
👇 Как работает устройство
Устройство ставится на автомобиль в специализированном центре, который устанавливает и обслуживает его в течение гарантийного срока. Порядок действий при работе с прибором:
- Включить зажигание автомобиля, повернув ключ или нажав на кнопку. На экране анализатора, расположенного на приборной панели, появится информация о дате и времени включения, название производителя, модель прибора и номер версии программного обеспечения. Через несколько секунд появится информация о дате очередного технического обслуживания устройства. Если срок не истёк, на экран будет выведено предложение провести тест.
- Необходимо в течение пяти секунд подуть через мундштук в трубочку, соединённую с анализатором, сделав один непрерывный выдох. Проба воздуха не должна иметь слюны, мокроты, частиц табачного дыма, остатков этанола или содержащих спирт лекарств, поэтому за две минуты до проведения теста запрещено курить, а за двадцать минут – принимать содержащие этиловый спирт вещества. Во время выдоха анализатор подаёт непрерывный звуковой сигнал. После выдоха звучит двойной сигнал.
- Тестирование не может считаться успешным, если длительность выдоха была менее пяти секунд, или выдох был излишне резким. На экране в этом случае появится одна из надписей: «Ошибка выдоха. Выдох прерван. Повторите выдох» или «Ошибка выдоха. Вы дуете слишком сильно».
- Если тестирование прошло успешно, анализатор выдаст надпись «Анализ пробы. Ждите».
- Если после анализа на экране появилась надпись «Тест пройден. Результат 0.000 мг/литр. Включите зажигание», то алкозамок разблокировал систему зажигания, водитель может завести двигатель и начать движение.
- Если на экране появляется сообщение «Тест не пройден. Результат 0.248 мг/литр», то зажигание блокируется и двигатель нельзя завести. В этом случае удалить блокировку можно, обратившись в сервис по установке алкозамка.
- Устройство имеет настройки повторного прохождения теста. Например, в случае длительной поездки на экране анализатора может появиться сообщение «Повторный тест. Сделайте выдох в течение 240 секунд», которое сопровождается прерывистым звуковым сигналом прибора с увеличивающейся частотой. В этом случае надо остановить машину и провести новое тестирование. Если этого не сделать, автомобиль начнет подавать звуковые сигналы и мигать фарами.
- В алкозамке есть функция временной остановки, после которой повторного тестирования проводить не нужно. Например, после остановки и глушения двигателя на экране может высвечиваться надпись «Вы можете повторно завести двигатель через 1800 секунд» с обратным отсчётом времени, после окончания которого придётся проводить анализ заново.
Следует учитывать, что погрешность самых совершенных алкозамков составляет 0.02 мг/литр, а обычных – 0.05 мг/литр. Она зависит от температуры воздуха, влажности, износа электрохимического датчика и неправильного применения.
Поскольку границей алкогольного опьянения считается максимально допустимая концентрация этилового спирта в 0.16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха, то погрешность приборов может составлять от 12.5 до 31% от этой величины.
Поедет ли автомобиль, если в салоне пьяный пассажир?
На этот вопрос можно ответить вполне определённо. Содержание паров спирта в выдыхаемом таким пассажиром воздухе намного превышает допустимые значения алкозамка. В замкнутом пространстве салона эта концентрация постоянно увеличивается, достигая критических значений, когда у трезвого водителя, дышащего с пьяным одним воздухом, может на выдохе возникнуть критическая концентрация этанола, собравшаяся в лёгких, и алкозамок заблокирует зажигание двигателя. Поэтому перед включением двигателя необходимо проветривание салона с пьяным пассажиром в течение 10-15 минут.
Хотите ли вы иметь на собственном автомобиле алкозамок?Нет. Я не пью и в нём не нуждаюсьНет. Это дорогое для меня удовольствиеНет. Современные замки несовершенны, часто выходят из строяДа. Это поможет мне не садиться пьяным за рульДа. Это поможет нам всем избежать смертей на дорогах
💸 Перспектива роста стоимости автомобилей
Самый простой алкоблокиратор на российском рынке, связанный не с системой зажигания, а с GPS-датчиком, летом 2020 года можно было купить за 26 тысяч рублей. Он выпускается для транспортных предприятий и предназначен для определения трезвости водителя во время движения с передачей данных диспетчеру.
Цена более усовершенствованного прибора российского производства, блокирующего систему зажигания, составляет от 48 тысяч рублей. К этой цифре нужно прибавить стоимость работ по установке устройства на автомобиль и цену годового сервисного обслуживания в специализированном центре. Всё эти цифры увеличат стоимость нового автомобиля на сумму от 50 до 75 тысяч рублей в зависимости от марки и класса автомобиля, производимого в России.
Будет ли алкозамок установлен на всех машинах?
К концу 2020 года Министерство промышленности и торговли РФ планирует завершить разработку системы массового внедрения алкозамков и меры стимулирования автопроизводителей России по установке алкозамков на все новые автомобили, серийно производящиеся в стране.
Эти планы основаны на Распоряжении Правительства РФ № 1-р от 08.01.2018, которое утвердило Стратегию безопасности дорожного движения в РФ до 2024 года, где целевым ориентиром называется цифра – не более четырёх погибших на сто тысяч человек и последующий выход на нулевую смертность к 2030 году.
Почему непьющие водители должны переплачивать за установленный на новом автомобиле алкозамок?
Это правильный вопрос. Считается, что 99% всех водителей в России не садятся за руль нетрезвыми. Но как быть с оставшимся меньшинством, которое является виновниками свыше двадцати тысяч ежегодных смертей на дорогах? Государство не может контролировать каждого водителя, поэтому хочет обезопасить всех участников дорожного движения от пьяниц за рулём таким образом. Сумма в 75 и даже в 100 тысяч рублей не будет являться большой платой за сохранённую жизнь пешеходов и водителей.
Выборочная, не заводская установка алкозамков на автомобили пьющих и непьющих водителей не даст нужного эффекта безопасности на дорогах. Никто не даст гарантии, что проданный через несколько лет эксплуатации автомобиль непьющего человека не попадёт пьянице, способному совершить аварию со смертельным исходом.
🚗 Опыт России в установке блокираторов зажигания на автомобили
В 2010 году 47 из 149 школьных автобусов в Ивановской области были оборудованы алкозамками. Дополнительные затраты составили по 50 тысяч рублей за установку и по 5 тысяч рублей ежемесячно за сервисное обслуживание. Общая сумма дополнительных расходов в 4.5 млн руб. за учебный год оказалась для бюджета области слишком большой, и чиновники после окончания эксперимента отказались от дальнейшего его проведения.
С аналогичной проблемой столкнулись и в Татарстане. Водители школьных автобусов, не привыкнув к постоянному контролю со стороны алкозамков, были недовольны нововведением, и инициатива в течение года сошла на нет.
Несмотря на высокие бюджетные затраты и трудности по внедрению блокираторов зажигания, опыт их внедрения считается положительным. За время эксперимента количество случаев нахождения за рулём нетрезвых водителей уменьшилось до нуля.
Что нужно знать, если вы решили водить таксиЧитатьКак поведение водителя влияет на стоимость ОСАГО ПодробнееКак перевести машину на газ за счет государстваСмотреть
🚙 А как за границей?
Несколько стран за рубежом вводили технические ограничения на управление автомобилем в нетрезвом виде.
Европа
Известен опыт Швеции, которая в 1999 году разрешила установку алкозамков на такси, а с 2000 года ввела обязательную установку этих приборов на автомобили водителей, замеченных в употреблении небольших доз спиртного за рулём. В этом же году компания «Вольво» начала устанавливать блокираторы зажигания на коммерческие грузовики. Она же с 2020 года начинает установку алкозамков на все выпускаемые машины.
В Литве с 1 января 2020 года работает закон, предусматривающий уменьшение срока лишения водительских прав, если водитель соглашается на добровольную установку алкозамка в своей машине.
Евросоюз с 2022 года вводит обязательную норму по установке блокираторов зажигания на все выпускаемые в странах союза автомобили и устанавливает ограничения на использование автомобилей без этих приборов.
США
Законодательство штата Калифорния с 1986 года обязывает жителей, уличённых в употреблении спиртных напитков за рулём, добровольно и за свой счёт устанавливать алкозамки на собственные автомобили.
Аналогичные законы с 2013 года ввели все 50 штатов страны.
Новая Зеландия
Приняв в августе 2012 года закон об обязательной установке блокираторов зажигания, страна приступила к его выполнению уже в декабре. Первым «владельцем» алкотестера стал попавшийся полиции в нетрезвом виде художник Ореан Т. Амора из Крайстчёрча. Ему была выдана временная розовая лицензия на вождение автомобиля стоимостью 200 долларов, за установку прибора он заплатил 340, а ежемесячно в течение года выплачивал по 170 австралийских долларов.
В настоящее время подобные процедуры обходятся нарушителям почти в два раза дороже – более трёх тысяч австралийских долларов в год. По утверждениям многих водителей, эта мера оказывается действенной, и многие бросают пить.
Можно ли лишиться прав за распитие в припаркованной машинеЧитатьПеречень запрещенных лекарств за рулемПодробнееТри статьи для пьяных водителей: меры ответственностиСмотреть
💫 Приживётся ли устройство в России?
У идеи внедрения блокираторов зажигания есть достаточное количество противников, но статистика происшествий на дорогах за 2019 год в стране говорит о следующем:
- 164 358 ДТП;
- почти 17 тысяч погибших;
- 14 689 водителей, попавших в ДТП, были пьяны;
- по вине пьяниц за рулём погибло 4 050, а пострадало более 20 тысяч человек.
Количество ДТП на территории РФ за июнь-июль 2020 года. Источник: stat.gibdd.ru
Если бы все автомобили, за рулём которых оказались нетрезвые люди, были бы оборудованы алкозамками, этих смертей и увечий удалось бы избежать.
Многие твердят о несовершенстве современных алкозамков, не способных работать при низких температурах или реагирующих на испарения «незамерзайки», но это всего лишь технические моменты, за которые ответственность будут нести производители приборов. При наличии спроса появятся простые, качественные и недорогие устройства российского или зарубежного производства.
Нужно помнить одно – если все машины без исключения будут иметь подобную систему, с пьянством на дорогах будет покончено.
❓ Часто задаваемые вопросы
А алкозамок может ошибаться? Например, я выпью квас, а он покажет опьянение?
Вещество, находящееся в электрохимическом датчике алкозамка, реагирует на наличие паров этанола в выдыхаемом воздухе. Если вы не пили и действовали строго по инструкции пользования прибором, в датчике не произойдут необходимые химические реакции, и он не покажет наличие алкоголя.
Если я выпил вечером, то наутро машина заведется, если стоит алкозамок?
Чтобы утром машина завелась, необходимая концентрация этилового спирта в выдыхаемом вами воздухе с учётом погрешности прибора не должна превышать 0.16 мг/литр. В противном случае, прибор обнаружит у вас степень алкогольного опьянения и заблокирует систему зажигания.
Что делать, если алкозамок заглючил, можно ли завести машину?
Нет, машина не заведётся. Необходимо вызывать специалиста с сервиса, чтобы он проверил действие прибора. Всю ответственность за «глюки» замка будет нести сервисный центр.