Отличие кпп зил 130 и 5301

Коробка передач автомобиля ЗИЛ-130 схема переключения. Зил акпп

Коробка переключения передач (КПП) ЗИЛ-130 — механическая, имеет пять передач для движения вперед и одну для движения назад. Пятая передача прямая. Коробка передач снабжена двумя синхронизаторами инерционного типа для включения второй и третьей, четвертой и пятой передач. Фиксаторы и кольца синхронизатора изменены. Фиксаторы состоят из двух симметричных полуцилиндров, между которыми помещены по две цилиндрических пружины, прижимающие полуцилиндры фиксаторов к внутренней поверхности отверстия.

Синхронизаторы в сборе старой и новой конструкции взаимозаменяемы.

Отличие кпп зил 130 и 5301

Рис. Коробка передач ЗИЛ-130: 1 — первичный вал; 2, 22, 31, 46 и 54 — подшипники; 3, 29, 32 и 48 — стопорные кольца; 4 — крышка заднего подшипника первичного вала; 5 — синхронизатор четвертой и пятой передачи: 6 — втулка шестерни четвертой передачи; 7, 41 — шестерни четвертой передачи; 8 и 39 — шестерни третьей передачи; 9 — вилка переключения четвертой и пятой передач; 10 — вилка переключения второй и третьей передач; 11 — крышка коробки передач, 12 — установочная втулка; 13 — шарик фиксатора; 14 — пружина фиксатора; 15 — штифт замка стержней переключения передач; 16 — шарик замка, 17 — синхронизатор второй и третьей передач; 18 и 35 — шестерня второй передачи; 19 — вилка переключения первой передачи и заднего хода, 20 — шестерня первой передачи и заднего хода; 21 — сапун; 23 — кронштейн стояночного тормоза; 24 — червяк привода спидометра; 25 — барабан стояночного тормоза; 26 фланец с отражателем; 27 — гайка фланца вторичного вала; 28 — сальник; 30 — гайка промежуточного вала; 33 — картер коробки передач; 34 — вторичный вал; 36, 40 и 42 — опорные шайбы; 37 и 43 — замочные кольца; 38 — шестерня заднего хода промежуточного вала; 44 — промежуточный вал; 45 — шестерня привода промежуточного вала; 47 — заглушка; 49 — резиновое кольцо; 50 — блокирующим палец; 51 — роликоподшипник; 52 — гайка первичного вала; 53 — установочная втулка; 55 — распорная втулка; 56 — ось блока шестерен заднего хода; 57 — блок шестерен заднего хода; 58 — крышка люка коробки отбора мощности; 59 — пробка контрольно-наливного отверстия; 60 — шестерня привода спидометра; 61 — сливная пробка с магнитом; 62 — предохранитель включения первой передачи и заднего хода; 63 — ось промежуточного рычага; 64 — крышка коробки передач; 65 — фиксатор рычага переключения передач; 66 — опора рычага; 67 — пружина; 68 — рычаг переключения передач; 69 — промежуточный рычаг; 70 — упор; 71 — стержень переключения первой передачи и заднего хода; 72 — стержень переключения четвертой и пятой передач, 73 — стержень переключения второй и третьей передач; 74 — штуцер гибкого вала спидометра; 75 — передний подшипник первичного вала. Примечание — с декабря 1972 г. маслосгонная канавка первичного вала 1 заменена сальником.

Коробка передач автомобиля прикреплена к картеру сцепления на четырех шпильках, ввернутых в тело картера сцепления. Центрирование коробки осуществляется по фланцу крышки 4 заднего подшипника первичного вала.

В правой стенке картера имеется резьбовая пробка 59 контрольно-наливного отверстия, через которое коробку передач заправляют маслом при отсутствии коробки отбора мощности. В левой стенке картера, внизу, имеется спускное отверстие, закрываемое резьбовой пробкой 61, которая снабжена магнитом, притягивающим мелкие частицы металла из масла. В картере с обеих сторон сделаны два люка с фланцами для крепления коробки отбора мощности. От коробки передач допускается отбор мощности до 30 л.с.

Привод спидометра состоит из пятизаходного червяка 24 и шестерни 60, имеющей 17 зубьев (передаточное число червячной пары привода спидометра 3, 4).

Как устроена коробка передач автомобиля ЗИЛ 130?

Автомобили ЗИЛ 130 и 131 оборудуются трехходовой пятиступенчатой механической коробкой переключения передач. КПП этого транспортного средства позволяет водителю двигаться вперед на пяти скоростях и назад — на одной. Чертеж устройства вы сможете найти ниже. Как можно увидеть на схеме, коробка передач ЗИЛ 130 и 131 оборудуется двумя синхронизаторами инерционного действия, которые включают вторую и третью, а также четвертую и пятую.

Ведущий вал вместе с шестеренкой и зубчатым венцом для активации пятой (прямой) скорости установлен в картере на подшипниках. Кроме того, в расточке самого шкива вмонтирован цилиндрический роликовый подшипник, а на него, в свою очередь, опирается вторичный шкив. Промежуточный вал в коробке ЗИЛ 130 и 131 монтирован в нижнем отсеке картера. На этом валу установлена еще одна шестеренка, которая находится в регулярном зацеплении с диском первичного вала (ПВ). Здесь же разработчики моделей 130 и 131 решили установить и колесики второй, третьей и четвертой скоростей.

Отличие кпп зил 130 и 5301
Схема агрегата в разрезе со всеми обозначениями

Отличие кпп зил 130 и 5301
Обозначение всех компонентов трансмиссии

Помимо этого, на кардане монтированы прямозубые шестеренки, предназначенные для активации реверсивного (заднего) хода и первой передачи. Также активацию этих режимов обеспечивает прямозубое зубчатое колесо шестеренка и компоненты синхронизаторов, установленные на шлицах вторичного шкива.

Кроме того, на вторичном валу монтированы и дополнительные шестеренки:

  • для включения второй передачи;
  • для активации третьего режима;
  • для включения четвертого.

И эти зубчатые кольца при функционировании находятся в постоянном сцеплении с колесами, установленным на промежуточном диске. Блок реверсивного движения установлен на специальных роликовых подшипниках, которые находятся на оси в картере. Здесь они установлены достаточно надежно. Кардан блока заднего хода также работает в сцеплении с промежуточным шкивом посредством дополнительных колес.

Что касается внутренней части картера, то сюда заливается рабочая жидкость, поэтому эта часть всегда закрывается от попадания мусора и пыли. Здесь же установлен сам механизм для переключения. Следует отметить, что механизм переключения коробки на ЗИЛ 130 и 131 по своему принципу устроен так же, как и на ГАЗ 53.

Схема переключения

Схема переключения на КПП ЗИЛ 130 и 131 представлена ниже. В целом схема оригинальная, но если верить словам ЗИЛоводов, то к ней можно привыкнуть очень быстро.

Отличие кпп зил 130 и 5301
Как переключается рычаг трансмиссии

Отличие кпп зил 130 и 5301 Отличие кпп зил 130 и 5301 Отличие кпп зил 130 и 5301 Отличие кпп зил 130 и 5301 Отличие кпп зил 130 и 5301 Отличие кпп зил 130 и 5301 Отличие кпп зил 130 и 5301

Возможные поломки КПП

Определить имеется ли поломка КПП или нет возможно по характерным звукам. Признаки неполадок:

  • возникновение сильного шума,
  • самопроизвольная активизация передач,
  • течь масла.

В случае появления сильного шума со стороны раздаточной коробки, целесообразно проверить состояние шестерен, подшипников. Данные элементы подлежат замене. При износе зубьев водитель может столкнуться с такой проблемой, как самопроизвольное включение передач. Обращать внимание нужно на состояние уплотнительных элементов. При продолжительной эксплуатации транспортного средства они быстро теряют свои рабочие свойства. Это является причиной того, что будет отмечаться течь жидкости. Проверке подлежат мембрана в пневмокамере, крепления.



Как работает коробка передач автомобиля данной марки?

При активации первой скорости на КПП автомобиля модели 130 и 131 зубчатое колесо начинает перемещаться по канавкам и попадает в зацепление с карданом первого режима КПП на промежуточном валу. В данном случае крутящий момент начинает переходить от первичного шкива посредством шестеренок и других вспомогательных элементов на вторичный диск. Показатель передаточного числа составляет 7.44.

Когда автомобилист включает вторую скорость, муфта, установленная на синхронизаторе, начинает воздействовать на зубчики шестеренки этой передачи. В результате того, что этот компонент уже функционирует с компонентов промежуточного зубчатого колеса, то крутящий момент начинает переходить от первичного элемента на вторичный. При этом момент проходит через все колесики с зубьями, а также кардан синхронизатора. В данном случае показатель передаточного числа составит 4.1.

В том случае, когда водитель активирует третью скорость, диск синхронизатора перестает воздействовать на детали и элементы второй передачи. Муфта будет переходить по шлицам и попадает в сцепление с компонентом третьего режима КПП моделей 130 или 131. А этот элемент, в свою очередь, уже сцеплен с колесом третьей скорости промежуточного кардана. Таким образом, крутящий момент начинает переходить от ПВ посредством вспомогательных элементов и сцепления на вторичный шкив. Показатель передаточного числа составляет 2.29.

При активации четвертого режима, начинает функционировать соответствующий синхронизатор. Муфта этого компонента будет перемещаться и сцепится с шестернями соответствующего режима КПП, который, в свою очередь, уже сцеплена с колесом ПВ. В принципе, процесс перемещения крутящего момента является идентичным описанному выше — момент поступает на вторичный шкив. Здесь показатель передаточного числа будет равен 1.47.

Затем, когда автомобилист решит включить пятый режим, муфта синхронизатору сцепится с соответствующим диском четвертой скорости. Далее, перемещаясь посредством движения зубчиков на ПВ, муфта соединяет оба диска в один и уже он начинает перемещение. В данном случае она осуществляется на кардан модели 130 или 131. Показатель передаточного числа будет равен 1.

В целом процесс активации заднего хода является идентичным тем, которые были описаны выше. Только в этом случае крутящий момент будет передаваться от ПВ на вторичный через все шесть шестеренок, а коэффициент передаточного числа составит 7.09. Как вы видите, принцип работы агрегата в целом не особо сложный и достаточно схож с традиционной механической трансмиссией, разница заключается только в отдельных моментах.

Особенности двигателя и системы трансмиссии

Отличие кпп зил 130 и 5301
Внешний вид КПП ЗИЛ-131

Автомобиль комплектуется V-образным 8-цилиндровым двигателем (карбюраторный), который выдает мощность в 150 лошадиных сил. Машина оснащена 3-мя ведущими мостами, при этом передний мост имеет электропневматическое управление. Машина не отличается экономичностью в плане расхода топлива, которое залито в двигатель. Подходит использование АИ-76,при этом тратится около 40 литров на 100 км. На показатель расхода горючего влияет то, в каких условиях ЗИЛ совершает передвижение. В целях экономии горючего вместо бензина на 131-ую модель можно установить дизельный мотор, объем которого равен 4.7 литров, при мощности 109 л.с.

Отличие кпп зил 130 и 5301
Схема КПП ЗИЛ-131

Что касается коробки передач на ЗИЛ 131, то она является механической. Для нее требуется примерно 5 литров трансмиссионной жидкости. В том случае, если имеется коробка отбора мощности ЗИЛ, то требуется больше добавления нового горючего (около 6.5 л.).

Автомобиль имеет раздаточную коробку передач. Она обеспечивает устойчивое движение машины ЗИЛ на небольшой скорости, при этом силовая установка работает с наибольшим моментом силы.

Следует заливать около 3.3 литров нового горючего, отдавая предпочтение в пользу всесезонному маслу ТСп-15К. Основная особенность данной жидкости – отличные низкотемпературные свойства. Машина не утратит своей функциональности, при отрицательной температуре (до -20°C). В дополнении к этому, рабочая способность не снизится и при +100°С. Также, обеспечивается защита от износа составляющих частей КПП. В том случае, если автотранспорт эксплуатируется часто при температуре более -20°C, рекомендуется применять горючее ТСП-10. В замене масла КПП нуждается каждые 30000 км пробега.

Информация для физических лиц

Какими способами я могу оплатить заказанный товар?

  • Безналичный расчет.
  • При отсутствии возможности перевести средства с расчетного счета, наша организация выставляет счет физическому лицу, который он может оплатить в любом банке.

Когда я могу произвести оплату?

  • Полная оплата стоимости при покупке. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В этом случае заказ отправляется любой транспортной компанией.
  • Частичная предоплата. Оплачивается часть стоимости товара, остаток суммы — после поступления агрегата на терминал транспортной компании в вашем городе. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В этом случае заказ отправляется исключительно «Деловыми линиями».

ВАЖНО! При полной и частичной оплате мы вышлем вам на почту копию оформленной товарной накладной, заверенную печатью, с указанием наименования товара, его стоимости. Оригинал накладной придет вместе с товаром.

Информация для юридических лиц

Товар оплачивается по безналичному расчету.

Как получить счет?

Вы присылаете нам реквизиты фирмы на электронную почту , мы выставляем счет и составляем договор. Договор подписывается с обеих сторон и после этого клиент оплачивает счет.

Как оплатить счет?

Оплата банковским переводом на расчетный счет компании по реквизитам, указанным в выставленном счете. Все бухгалтерские документы отправляются вместе с товаром. Возможна отсрочка платежа (по согласованию с руководством).

На все товары в нашем интернет-магазине действует расширенная гарантия 6 месяцев (на электронику действует раширенная гарантия 3 месяца). Гарантийный талон отправляется покупателю вместе с запчастью.

Что она в себя включает:

Гарантийная замена запчасти в случае брака в течение 6 месяцев

В случае обнаружения производственного брака, вы можете обменять деталь по гарантии в течение полугода после покупки.

  1. Необходимо отправить деталь нам обратно.
  2. Если дефектовка подтверждает производственный брак, то отправляем вам новую запчасть. Транспортные расходы на отправку замененной детали до вас берет на себя наша фирма.
  3. Если же дефектовка показывает, что запчасть была повреждена в результате неправильной эксплуатации, мы можем ее отремонтировать с вашего согласия за ваш счет. В случае отказа от ремонта мы отправим деталь вам обратно. В данном случае транспортные расходы на отправку детали ложатся на вас.

Ремонт запчасти

В случае обнаружения неисправности, вы можете отремонтировать деталь в нашей компании.

  1. Отправьте деталь нам обратно.
  2. Сразу после получения автозапчасти нами проводится дефектовка товара (3-10 дней).
  3. После дефектовки мы можем отремонтировать запчасть по нашему прейскуранту с вашего согласия. В случае отказа от ремонта мы отправим деталь вам обратно. В данном случае транспортные расходы на отправку детали ложатся на вас.

Сервис нашего интернет-магазина позволяет делать заказ очень быстро и просто!

ВВЕДЕНИЕ

Автомобильный транспорт имеет большое значение в общей транспортной системе РФ, не его долю приходится свыше 23 всех грузовых перевозок в народном хозяйстве.
Основными направлениями экономического и социального развития страны, предусматривается освоение и расширение производства грузовых и специализированных автомобилей и автобусов, в первую очередь дизельных, увеличение выпуска малотоннажных грузовых автомобилей и электромобилей для внутригородских перевозок, значительное увеличение производства прицепов и полуприцепов для обеспечения перевозок автопоездами. В последнее время запланировано увеличение грузооборота автомобильного транспорта общего пользования в 1,3…1,4 раза, а пассажирооборота автобусов – на 16…18%

Транспорт важнейший элемент инфраструктуры, под который понимают отрасли народного хозяйства, создающие общие его функционирования. Транспорт оказывает активное влияние на процесс расширенного воспроизводства, величину запасов, сырья, топлива и промышленной продукции, производственную мощность складов, т.е. на эффективность функционирования различных отраслей народного хозяйства.

В связи с этим становятся более востребованными инженеры – механики автотранспортной специальности, которые в соответствии с квалификационной характеристикой должны знать устройство автотранспортных средств и тенденции развития конструкции автомобиля в целом и основных узлов и агрегатов.

Целью данной работы является закрепление знаний и навыков, приобретённых на лекциях, лабораторных занятиях и при самостоятельной работе; познание автомобиля как сложной технической системы.

Доставка осуществляется транспортными компаниями:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Точную стоимость доставки определяет транспортная компания.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Любой товар, который оплачен частично (внесена предоплата), отправляется только транспортной

Бесплатная доставка для жителей Москвы, Владимира и Ульяновска

Для жителей указанных городов, кроме доставки до терминала транспортной компании, существует вариант абсолютно БЕСПЛАТНОЙ доставки .

Один раз в неделю мы доставляем запчасти в данные города.

Доставка заказа до адресата не производится!
Заказ необходимо забрать самостоятельно по месту прибытия нашего автомобиля (или по пути).

Доставка для жителей Нижнего Новгорода до адреса

В пределах Нижнего Новгорода ВСЕГДА действует бесплатная доставка до адреса.

СИНХРОНИЗАТОР

Синхронизаторы обеспечивают бесшумность при включении. Разница в частоте вращения муфты синхронизатора и включении шестерни выравнивается плавно благодаря возникающей между ними силе трения. Механизм переключения КПП имеет фиксирующее устройство оно удерживает стержни переключения в требуемом положении.

Синхронизатор автобусов ЛАЗ-695, ЛАЗ-697 и автомобиля ЗИЛ-130 (рис. 132) работает следующим образом.

При перемещении муфты 11 влево с помощью вилки переключения коническое бронзовое кольцо передвинется вместе с ней и прижмется к конической поверхности шестерни 1. Конические кольца 7 и муфта ]] связаны между собой не жестко, а через три фиксирующих пальца 5 с шариками и пружиной. Шестерня 1 и кольца 7 вращаются с разной окружной скоростью. До тех пор, пока за счет силы трения эти скорости не сравняются, муфта 11 будет смещаться (рис. 132, б).

Отличие кпп зил 130 и 5301

Оба бронзовых кольца 7 жестко связаны друг с другом при помощи пальцев 12. Муфта 11 будет передвигаться до того момента, пока коническая поверхность 10 муфты не упрется в коническую поверхность 9 пальца (рис. 132, а и г). Когда же скорости колец 7 синхронизатора и конуса шестерни 1 выравняются, палец 12 расположится по центру отверстия муфты 11, блокирующие конические поверхности разъединятся (рис. 132, в и д), и муфта продолжит свое смещение. Ее наружные зубья 13 войдут в зацепление с внутренними зубьями шестерни вала 1, которая, таким образом, соединится с помощью синхронизатора с ведомым валом 14.

Информация для юридических лиц

Товар оплачивается по безналичному расчету.

Как получить счет?

Вы присылаете нам реквизиты фирмы на электронную почту , мы выставляем счет и составляем договор. Договор подписывается с обеих сторон и после этого клиент оплачивает счет.

Как оплатить счет?

Оплата банковским переводом на расчетный счет компании по реквизитам, указанным в выставленном счете. Все бухгалтерские документы отправляются вместе с товаром. Возможна отсрочка платежа (по согласованию с руководством).

На все товары в нашем интернет-магазине действует расширенная гарантия 6 месяцев (на электронику действует раширенная гарантия 3 месяца). Гарантийный талон отправляется покупателю вместе с запчастью.

Что она в себя включает:

Гарантийная замена запчасти в случае брака в течение 6 месяцев

В случае обнаружения производственного брака, вы можете обменять деталь по гарантии в течение полугода после покупки.

  1. Необходимо отправить деталь нам обратно.
  2. Если дефектовка подтверждает производственный брак, то отправляем вам новую запчасть. Транспортные расходы на отправку замененной детали до вас берет на себя наша фирма.
  3. Если же дефектовка показывает, что запчасть была повреждена в результате неправильной эксплуатации, мы можем ее отремонтировать с вашего согласия за ваш счет. В случае отказа от ремонта мы отправим деталь вам обратно. В данном случае транспортные расходы на отправку детали ложатся на вас.

Ремонт запчасти

В случае обнаружения неисправности, вы можете отремонтировать деталь в нашей компании.

  1. Отправьте деталь нам обратно.
  2. Сразу после получения автозапчасти нами проводится дефектовка товара (3-10 дней).
  3. После дефектовки мы можем отремонтировать запчасть по нашему прейскуранту с вашего согласия. В случае отказа от ремонта мы отправим деталь вам обратно. В данном случае транспортные расходы на отправку детали ложатся на вас.

Сервис нашего интернет-магазина позволяет делать заказ очень быстро и просто!

Схема работы

Ниже приведено схематическое отображение функционирования рассматриваемого узла с пояснениями:

Отличие кпп зил 130 и 5301

  • а – устройство передачи;
  • б, в, г, д, е, ж – первая/вторая/третья/четвертая/пятая/задняя скорость;
  • 1, 4, 6, 7, 8, 10, 11, 14, 15, 16, 18, 19 – косозубые шестерни;
  • 2 – ведущий вал;
  • 3 – вторичный вал;
  • 5, 9 – каретки синхронизаторов;
  • 12 – блок прямозубых шестеренок;
  • 13 – ось;
  • 17 – шестеренка промежуточного плана;
  • 20 – картер.

ИСТОЧНИКИ

  1. Автомобиль: Основы конструкции/Н.Н. Вишняков и др. – М.: Машиностроение, 1986. – 304 с.
  2. Автомобили: Конструкция, конструирование и расчёт. Трансмиссия: Учеб. пособие/ Под общ. ред.А.И. Гришкевича. – Мн.: Выш. шк., 1985. – 240 с.
  3. Краткий автомобильный справочник НИИАТ. – М.: Транспорт, 1984. – 220 с.
  4. Краткий автомобильный справочник. – М.: АО «Трансконсалтинг», НИИАТ, 1994. – 779 с.
  5. Литвинов А.С. и др. Шасси автомобиля. Конструкция и элементы расчёта. – М.: Машгиз, 1963. – 504 с.
  6. Некрасов В.И. Многоступенчатая трансмиссия. Конструкция, конструирование и расчёт: Учебное пособие. – Курган: КГУ, 2001. – 155 с.
  7. Осепчугов В.В., Фрумкин А.К. Автомобиль: Анализ конструкций, элементы расчёта. – М.: Машиностроение, 1989. – 304 с.
  8. Проектирование трансмиссий автомобилей: Справочник/ Под общ. ред.А.И. Гришкевича. – М.: Машиностроение, 1984. –272 с.
  9. Трёхосные автомобили «Урал»/Под ред.А. А. Романченко. – М.: Транспорт, 1978. – 312 с.
  10. Тур и др. Устройство автомобилей. – М.: Машиностроение, 1990. – 352 с.

СКАЧАТЬ КУРСОВУЮ РАБОТУ: .doc | .pdf

Информация для физических лиц

Какими способами я могу оплатить заказанный товар?

  • Безналичный расчет.
  • При отсутствии возможности перевести средства с расчетного счета, наша организация выставляет счет физическому лицу, который он может оплатить в любом банке.

Когда я могу произвести оплату?

  • Полная оплата стоимости при покупке. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В этом случае заказ отправляется любой транспортной компанией.
  • Частичная предоплата. Оплачивается часть стоимости товара, остаток суммы — после поступления агрегата на терминал транспортной компании в вашем городе. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В этом случае заказ отправляется исключительно «Деловыми линиями».

ВАЖНО! При полной и частичной оплате мы вышлем вам на почту копию оформленной товарной накладной, заверенную печатью, с указанием наименования товара, его стоимости. Оригинал накладной придет вместе с товаром.

Доставка осуществляется транспортными компаниями:

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Точную стоимость доставки определяет транспортная компания.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Любой товар, который оплачен частично (внесена предоплата), отправляется только транспортной

Бесплатная доставка для жителей Москвы, Владимира и Ульяновска

Для жителей указанных городов, кроме доставки до терминала транспортной компании, существует вариант абсолютно БЕСПЛАТНОЙ доставки .

Один раз в неделю мы доставляем запчасти в данные города.

Доставка заказа до адресата не производится!
Заказ необходимо забрать самостоятельно по месту прибытия нашего автомобиля (или по пути).

Доставка для жителей Нижнего Новгорода до адреса

В пределах Нижнего Новгорода ВСЕГДА действует бесплатная доставка до адреса.

Ремонт своими руками

Для починки указанного узла и регулировки сцепления ЗИЛа-130 потребуется специальный стенд.

Сборка узлов трансмиссии осуществляется в следующем порядке.

  1. Производится монтаж шарикового подшипникового механизма, для чего стопорное кольцо помещается в предусмотренную канавку блока.
  2. Подшипник монтируется в специальное гнездо на ведущем валу, при этом выточка элемента должна быть обращена наружу.
  3. После размещения основного вала на стендовом столе, производят запрессовку подшипникового устройства при помощи специального станка. Кроме того, потребуется оправка, посредством которой элемент забивается в шейку вала до упора.
  4. При помощи динамометрического ключа затягивают гайки с усилием 20 кГм. Бортик должен помещаться в пазу первичного валика.
  5. Солидолом или его аналогом обрабатывают внутренние части шестеренок, затем устанавливают роликовые подшипники. Последний элемент следует монтировать без натяга. После проведения процедуры выполняют диагностику на предмет свободного вращения деталей, без выпадения из своих гнезд.
  6. Монтируется стопорное кольцо.
  7. Перед сборкой синхронизаторов второй и третьей скорости коробки передач ЗИЛ-130 в механизм помещают три фиксирующие опоры, фрезерной частью наружу.
  8. Далее потребуется совмещение отверстий указанных выше деталей. Затем производится запрессовка колец.
  9. Выполняют сборку трех креплений при помощи пружин и шариков, которые монтируются в предусмотренные гнезда каретки. Аналогичные работы проводят со вторым кольцом, устанавливаемым на блокировочные пальцы.

Коробка раздаточная ЗИЛ-131 (ремонт) 131-1800020 ЗИЛ

Основные функции раздаточной коробки

Основная задача этого элемента – передавать крутящий момент от двигателя к ведущим мостам авто. Кроме того, с помощью раздаточной коробки в трансмиссии растет число передач. Также их предназначение в следующем:

  • Распределять крутящий момент между ведущими мостами, это позволяет лучше обеспечивать проходимость автомобиля;
  • Когда крутящий момент на ведущих колесах увеличивается, то сразу преодолевается «качание» колес во время езды по плохим дорогам, на крутых подъемах и по бездорожной местности;
  • Обеспечивать устойчивое движение автомобиля на небольшой скорости, когда двигатель работает с наибольшим крутящим моментом.

То есть, главная цель раздаточной коробки – обеспечить хорошую работу автомобиля.

Отличие кпп зил 130 и 5301

Раздаточная коробка ЗИЛ 131 б/у

Отличие кпп зил 130 и 5301 Отличие кпп зил 130 и 5301 Отличие кпп зил 130 и 5301 Отличие кпп зил 130 и 5301 Отличие кпп зил 130 и 5301

Схемы

Изготавливаются раздаточные коробки для авто ЗИЛ 131 по следующим схемам:

  • С дифференциальным приводом;
  • С блокированным приводом;
  • Со смешанным приводом.

Каждый вариант сборки имеет свои особенности. Раздаточной коробкой второго типа обеспечивается синхронное вращение всех мостов. Благодаря такой схеме распределяются крутящие моменты равномерно силе сопротивления.

Отличие кпп зил 130 и 5301
Раздаточная коробка ЗИЛ 131

У раздаточных коробок, где привод изготовлен дифференциальным, крутящийся момент проходит за счет дифференциала. Благодаря такой схеме выходные валы вращаются с различной угловой скоростью. Такой дифференциал имеет другое название – межосевой.

В раздаточных коробках, где смешанный привод, половина ведомых валов имеют одинаковую угловую скорость, а другая – присоединяется с помощью дифференциала. К «смешанному» типу также относят коробки с блокируемыми дифференциалами.

Из данной классификации можно сделать вывод, что распределяется силовой поток от основной коробки раздаточной на:

  • Один передний и один-два задних моста автомобилей;
  • Два передних моста и два задних;
  • На ведущие колеса левого борта или правого автомобилей.

Вывод следующий. Раздаточные коробки на авто ЗИЛ 131 бывают:

  1. Межколесными;
  2. Межтележечными;
  3. Межбортовыми.

Особенности строения коробки ЗИЛ

Раздаточная коробка раздатка УАЗ-3151,469 СО. Уаз 469 раздатка
Транспортное средство оснащается механической КПП (5 ст.). Особенность данной коробки передач на ЗИЛ 130 в том, что она позволяет совершать передвижения без помех при переключении передач. Эффективно происходит маневрирование на проезжей части.

Отличие кпп зил 130 и 5301
КПП ЗИЛ 130

В состав КПП на авто ЗИЛ 130 входят два синхронизатора. Они обеспечивают выравнивание возникающих угловых скоростей соединяемых зубьев. В их основу легли: муфта, конусное кольцо, блокирующий и фиксирующий палец, пружина. Роликовые подшипники отлично переносят приходящиеся нагрузки. На них установлен блок реверсивного движения. Машина поддерживает установку первичного вала на 24 зуба.

Отличие кпп зил 130 и 5301
Схема КПП ЗИЛ 130

Присутствует ведущий вал, который дополнен шестеренкой, зубчатым венцом. В нижнем отсеке картера КПП ЗИЛ 130 расположен промежуточный вал. Вторичный вал имеет шестеренки, работа которой обеспечивает оперативное включение 2,3 и 4 передачи.

Скоростная КПП на ЗИЛ обеспечивает комфортные условия для перевозки грузов. Такая машина будет отлично перемещаться по бездорожью или строительным площадкам. Коробка отбора мощности ЗИЛ имеет прямые зубья. В чугунном картере автомобиля присутствует главный вал, неподвижные оси. Именно на осях размещен блок зубчатых колес.

При включении первой скорости присутствующее колесо в системе начинает перемещаться по канавкам, далее оно вступает во взаимодействие с шестерней на промежуточном валу. Для включения 2, 3, 4 режима необходимы шестеренки вторичного вала. При активации 3-х скоростного режима, имеющийся диск синхронизатора перестает воздействовать на детали 2-й передачи. Периодически на коробке отбора мощности ЗИЛ 130 необходимо проверять надежность гаек крепления.

Из основных расходников выделяется сальник. Данный элемент не допускает попадания смазки на сцепление. Он подлежит замене, если стало отмечаться подтекание масла или происходит ремонт КПП (по мере надобности).

Система не включает установку раздаточной коробки на ЗИЛ 130. Такая коробка встречается на автомашинах с двумя и более ведущими мостами, например, ЗИЛ 131. Устройство зафиксировано за коробкой передач к двум продольным балкам.

Техническое обслуживание

Чтобы автомобиль прослужил долго и не подвел во время пути, нужно правильно и своевременно проводить профилактические работы.

Всегда перед работой надо проверять, как прикреплена раздаточная коробка к кронштейну и балке. Не следует оставлять без внимания и саму балку, она тоже должна быть приделана надежно и прочно. Если обнаружено, что крепление не на должном уровне, то надо все детали сразу подтянуть.

Необходимо своевременно чистить сапун на крышке люка картера. Если на нем будут засоры, то повысится давление в раздаточной коробке и в дальнейшем возникнет течь масла через уплотнительные манжеты.

Чтобы раздаточная коробка была долговечной, надежной нужно вовремя проводить смазку. При техническом обслуживании всегда проверяется уровень масла и если его недостаточно, то надо долить до контрольной пробки.

Отработанное масло сливается, магнит на сливной пробке чистится, и новое масло наливается до уровня контрольной коробки. Для раздаточной коробки используют такое же масло, как и для коробки передач. Если температура воздуха минус 30 градусов по Цельсию, то применяют масло ТМ-3-9 (или ТСп-10).

Нужно обращать внимание на гайки на первичном и выходном вале. Они должны быть закернены на раздаточной коробке так же, как и на коробке передач.

Когда разборка и сборка раздаточной коробки будет завершена, надо установить пневмокамеру. Для этого используются регулировочные прокладки. Важно, чтобы расстояние было достаточное и составляло 174 и плюс-минус 0,1 мм от торца корпуса камеры до отверстий от стопорных болтов на стержнях. Это необходимо для последующей установки вилки.

Состав раздаточной коробки передач

коробка и привода калиныЗамена сцепления и выжимного подшипника на ладе калинеСцепление LuK на ладу калинуКоробка — автомат на ладу Калину

Что входит в состав раздатки на ЗИЛ 131? По стандарту, раздаточная коробка включает: валы, картер, шестерни, муфты, шток, пневмокамеры, клапаны, тяги. Схема переключения передач отражает, что в картере на подшипниках имеется ведущий вал с шестерней, зубчатым венцом. Последний расходный элемент предназначен для активации пятой скорости. Установленный картер выполнен из серого чугуна. Имеется системная вентиляция закрытого типа.

Клапаны изготовлены из жаропрочной стали. Благодаря этому они отлично переносят возникающие нагрузки.

В верхней крышке имеется сапун, а в задней крышке – сливное и контрольно-заливное отверстие. На передней стенке картера надежно зафиксирована пневмокамера. Сальники встречаются в крышках подшип­ников валов.

Во внутренней части картера производителем грузового авто был установлен механизм для осуществления переключения скоростных режимов.

Сравнение с другими моделями авто

У раздаточной коробки автомобиля ЗИЛ 131 есть немало преимуществ. Если сравнить с автомобилем ЗИЛ 175К, то главное отличие будет в подвеске коробки. Преимущества в следующем:

  1. На подвеске коробки авто ЗИЛ 131 точки опоры упругих элементов разнесены. Это распределяет и уменьшает нагрузку;
  2. При снятии коробки на ЗИЛ 131 не требуется разборки всех упругих элементов, нужно только отвернуть гайки болтов, с помощью которых крепится раздаточная коробка к остальным продольным балкам;
  3. Если поломаются гайки на раздаточной коробке автомобиля ЗИЛ 131, то заменить их будет несложно.

Кроме того, если вдруг сломаются шпильки на коробке ЗИЛ 157К, то их нужно будет высверливать из корпуса, у ЗИЛ 131 они легко выкручиваются.

Есть еще немало плюсов у раздаточной коробки авто ЗИЛ 131.

  • На авто ЗИЛ 157К подвеска держится на четырех шпильках, которые основательно ввернуты в картер и пропущены с помощью отверстий в поперечине рамы. Чтобы обеспечить эластичность подвески, установлены резиновые подушки. Конструкция несколько сложна и поэтому ремонт своими силами сделать водителю будет немного сложно. В то время как подвеска на ЗИЛ 131 сделана на двух продольных балках, которые опираются на поперечину рамы. Балки оснащены эластичной подвеской, потому укреплены они болтами, у которых имеются резиновые подушки, сделанные по обеим сторонам опоры.
  • Раздаточная коробка на ЗИЛ 131 подвешивается к балкам при помощи четырех болтов, которые проходят через отверстия на продольных балках. Все гайки болтов на продольных балках, как и сами гайки болтов, предназначенные для креплений раздаточной коробки, шплинтуются.

Из выше представленной информации можно сделать вывод, что раздаточная коробка на авто ЗИЛ 131 более удобная, конструктивное решение более выгодное, она легче поддается ремонту.

Не стоит выезжать на дорогу, не осмотрев автомобиль. Необходимо внимательно проверять работу всех элементов. Специалисты советуют немного времени потратить на профилактические работы, чем потом ремонтировать автомобиль в пути.

Удачный мотор и надежная трансмиссия автомобиля ЗИЛ-131 во многом определили успех нового грузовика повышенной проходимости.

Вариант конструкции с блокируемым дифференциалом

Назначение, устройство и работа КПП автомобиля КамАЗ 740

Задний ведущий мост грузовых автомобилей ЗИЛ с одинарной гипоидной главной передачей и блокируемым дифференциалом представлен на рисунке 2.

Отличие кпп зил 130 и 5301

Рисунок 2 — Задний ведущий мост с блокируемым дифференциалом грузовых автомобилей ЗИЛ

1 — картер; 2 — болт; 3 — втулка; 4, 15 — шестерни главной передачи; 5, 7 — прокладки; 6 — шток; 8 — пневмокамера; 9 — диафрагма; 10 — вилка; 11, 13 — муфты; 12 —корпус; 14 — крестовина; 16 — полуосевая шестерня; 17 — гайка

Ведущая шестерня 4 главной передачи вместе с валом установлена на трех подшипниках. Два роликовых конических подшипника размещены в специальном стакане, а цилиндрический роликовый подшипник — в перегородке картера 1. Регулировка затяжки конических подшипников производится распорной втулкой 3, установленной между ними.

Ведомая шестерня 15 главной передачи приклепана к фланцу левой чашки дифференциала. Ее перемещение при пиковых нагрузках ограничивает опорный болт 2, ввернутый в катер и закрепленный контргайкой. Зазор между торцами ведомой шестерни и болта составляет 0,15…0,25 мм.

Дифференциал конический, симметричный, малого трения, четырехсателлитный, с блокировкой. Корпус дифференциала состоит из двух чашек, соединенных между собой болтами. В корпусе закреплена крестовина 14 с сателлитами, которые находятся в зацеплении с полуосевыми шестернями 16. Дифференциал установлен на двух конических роликовых подшипниках, затяжка которых производится регулировочными гайками 17.

В механизм блокировки входят корпус 12 и муфта 13. Корпус крепится болтами к правой чашке дифференциала.

Привод управления механизмом блокировки дифференциала пневматический. Управление механизмом производится клавишей, расположенной в кабине на панели приборов.

При включении механизма блокировки дифференциала сжатый воздух из пневмосистемы автомобиля поступает в пневматическую камеру 8 и воздействует на диафрагму 9. Диафрагма перемещает шток 6 с вилкой 10 и муфтой 11 включения блокировки. В результате муфта 11 включения торцовыми зубьями соединяется с зубьями муфты 13 блокировки, и правая полуось с чашкой дифференциала блокируется.

Зазор между торцами зубчатых муфт включения и блокировки, равный 1,5…2,5 мм, регулируется прокладками 7.

Полуоси заднего ведущего моста фланцевые, разгруженные. Они прикрепляются к ступицам ведущих колес автомобиля, которые устанавливаются на наконечниках балки моста на конических роликовых подшипниках.

Это интересно: Конструкция и технические характеристики мусоровозов построенных на базе зил: советы экспертов

Конструкция мостов автомобиля ЗИЛ-131

Задний и средний мосты автомобиля — ведущие.

Передний мост — управляемый и ведущий.

Устройство заднего и среднего мостов показано на рис. 1.

Устройство редукторов заднего, среднего и переднего мостов показано на рис. 2 и 3.

Отличие кпп зил 130 и 5301
ис. 2

Устройство поворотного кулака и привода колеса переднего моста показано на рис.

Главные передачи мостов — двойные, состоящие из пары конических шестерен со спиральными зубьями и пары цилиндрических шестерен с косыми зубьями.

Передаточное число конической пары 1,727, передаточное число цилиндрической пары 4,25 и общее передаточное число редуктора 7,339.

Редукторы (рис. 2) заднего и среднего мостов установлены сверху картера моста и крепятся к нему горизонтальным фланцем.

Редукторы заднего и среднего мостов имеют следующее различие.

На обоих концах вала ведущей конической шестерни редуктора среднего моста установлены фланцы 29 и ЗЗ для крепления карданных валов Фланец 33 большего размера установлен на переднем конце вала, а фланец 29 меньшего размера — на заднем конце вала.

Конический роликоподшипник 31 закрыт крышкой 28 с установленным в ней сальником.

Упорная шайба 30 внутреннего кольца роликоподшипника снабжена маслоотгонной канавкой с правым направлением спирали и имеет на торце клеймо С.

Отличие кпп зил 130 и 5301
ис. 3

На переднем конце вала ведущей конической шестерни редуктора заднего моста установлен фланец 21, имеющий те же размеры, что и фланец 29 заднего конца вала редуктора среднего моста.

На заднем конце вала редуктора заднего моста вместо фланца установлена распорная втулка 26, а конический роликоподшипник и конец вала закрыты глухой крышкой.

Отличие кпп зил 130 и 5301
ис. 4

Упорная шайба 27 не имеет маслоотгонной канавки. В остальном детали редукторов заднего и среднего мостов одинаковы.

Редуктор (рис. 3) переднего моста крепится к картеру моста вертикальным фланцем.

Шестерни, дифференциалы, гнезда подшипников, фланец 24 вала ведущей конической шестерни и все подшипники, кроме подшипника 29 переднего конца вала ведущей конической шестерни редуктора переднего моста, одинаковы с деталями редуктора заднего моста.

Упорная шайба 22 внутреннего кольца конического роликоподшипника ведущей конической шестерни имеет маслоотгонную канавку с левым направлением спирали и на торце клеймо П.

Отличие кпп зил 130 и 5301
Рис. 5

В крышке 26 (см. рис. 1) правого люка картера редуктора заднего и среднего мостов установлен болт-съемник 27, служащий для выпрессовки пальца реактивной штанги из верхнего реактивного рычага задней

подвески. Во фланце крышки 32 (рис. 3) конического двухрядного роликоподшипника ведущей цилиндрической шестерни редуктора переднего моста имеется отверстие с резьбой, в котором ввернута для хранения пробка 31, используемая для закрывания отверстия в картере сцепления при преодолении брода.

Отличие кпп зил 130 и 5301
Рис. 6

Передний ведущий мост снабжен поворотными кулаками и рулевой трапецией.

У основания рычагов рулевой трапеции в корпусы поворотных кулаков ввернуты и заварены упорные болты, ограничивающие углы поворота колес.

Полуоси 22 (рис. 4) переднего ведущего моста снабжены шариковыми шарнирами постоянной угловой скорости.

На шейках полуосей заднего и среднего мостов, а также на шейках кулаков шарниров полуосей переднего ведущего моста установлены головки 32 (рис. 4) и 22 (см. рис. 1) подвода воздуха к шинам колес.

На наружных торцах фланцев полуосей установлены шинные краны 6 (см. рис. 1 и 4).

В верхних стенках картеров редукторов всех мостов имеются наливные отверстия, закрытые пробками. Через эти отверстия можно проверить состояние зубьев конических шестерен и правильность пятна контакта.

Неполадки и способы устранения

Очень часто поломку раздаточной коробки можно предвидеть, для этого следует только перед выездом на трассу осмотреть автомобиль и прислушаться к звукам, происходящих во время работы механизмов.

Неполадки возможны следующие:

  1. Сильный шум в раздаточной коробке. Это показатель того, что разрушены некоторые детали: шестерни или подшипники. В этом случае раздаточная коробка разбирается, а вышедшие из строя детали меняются;
  2. Передачи выключаются сами, непроизвольно. Скорей всего износились зубчики кареток или малые зубчатые венцы на колесах. Такая поломка возможна, когда изношены вилки переключения передач. Нужно поменять испортившиеся детали;
  3. Течет масло и прорвана мембрана. Если обнаружено, что через уплотнительные манжеты происходит утечка масла, то нужно внимательно их осмотреть. Если при осмотре будут обнаружены признаки износа на кромках, то надо их заменить. Если прорвана мембрана в пневмокамере, то ее тоже надо поменять;
  4. Нарушена регулировка тяги управления и изношены пальцы в вилках тяги. В такой ситуации тяги следует снова подрегулировать, а пальцы поменять.

Возможные поломки КПП

Определить имеется ли поломка КПП или нет возможно по характерным звукам. Признаки неполадок:

  • возникновение сильного шума;
  • самопроизвольная активизация передач;
  • течь масла.

В случае появления сильного шума со стороны раздаточной коробки, целесообразно проверить состояние шестерен, подшипников. Данные элементы подлежат замене. При износе зубьев водитель может столкнуться с такой проблемой, как самопроизвольное включение передач. Обращать внимание нужно на состояние уплотнительных элементов. При продолжительной эксплуатации транспортного средства они быстро теряют свои рабочие свойства. Это является причиной того, что будет отмечаться течь жидкости. Проверке подлежат мембрана в пневмокамере, крепления.

Таблица запчастей

Номер деталиНаименование запчасти
137-1701109Кольцо проставочное вторичного вала
157К-1701147Фланец вторичного вала с отражателем в сборе
1130-1701015-Б2Картер коробки передач
2130-1701042Прокладка крышки подшипника первичного вала коробки передач
3306647-ППодшипник роликовый
4130-1701030-БВал коробки передач первичный
4137-1701030-БВал коробки передач первичный
5306516-ППодшипник
6307767-ПКольцо стопорное
7308186-ПКольцо стопорное
8309827-ПМанжета в сборе
9130-1701040-БКрышка подшипника первичного вала
9137-1701040-БКрышка подшипника первичного вала
10306621-ППодшипник
11201498-П8Болт
11201499-П8Болт
11201501-П8Болт
12252136-П2Шайба пружинная
12252136-П2Шайба пружинная
12252136-П2Шайба пружинная
12252136-П2Шайба пружинная
12252136-П2Шайба пружинная
13130-1701082Блок шестерен заднего хода
14120-1701180Подшипник роликовый блока шестерен
15130-1701086-АПружина
16130-1701092Ось блока шестерен заднего хода
17150В-1701098Стопор оси
18201493-П8Болт
18201493-П8Болт
19305070-ППробка коническая
20130-1701074Крышка заднего шарикоподшипника промежуточного вала
21130-1701061Гайка заднего подшипника промежуточного вала упорная
22130-1701075Прокладка задней крышки промежуточного вала
23307742-ПКольцо стопорное
24306515-ППодшипник шариковый
25130-1701048-БВал коробки передач промежуточный
26304918-ПШпонка сегментная
27150-1701049Шестерня второй передачи промежуточного вала
28130-1701054Шестерня заднего хода промежуточного вала
29130-1701051Шестерня третьей передачи промежуточного вала
30130-1701185Шестерня четвертой передачи промежуточного вала
31130-1701059-АВтулка промежуточного вала распорная
32130-1701056Шестерня постоянного зацепления промежуточного вала
33307751-ПКольцо стопорное
34306893-ППодшипник роликовый
35308173-ПКольцо упорное
36306026-ПЗаглушка
37130-1701151-АСинхронизатор четвертой и пятой передач в сборе
38130-1701199Кольцо стопорное шестерни 3-й и 4-й передач вторичного вала
39130-1701187Шайба упорная
40130-1701181Шестерня четвертой передачи вторичного вала
41130-1701182Втулка шестерни четвертой передачи вторичного вала в сборе
42130-1701130Шайба упорная шестерни третьей передачи
43130-1701131Шестерня третьей передачи вторичного вала
44130-1701150-АСинхронизатор второй и третьей передач в сборе
45307771-ПКольцо стопорное шестерни второй передачи
46130-1701128Шайба опорная шестерни второй передачи вторичного вала
47130-1701127Шестерня второй передачи вторичного вала
48130-1701112Шестерня первой передачи и заднего хода вторичного вала
49130-1701105-Б2Вал коробки передач вторичный
49137-1701105Вал коробки передач вторичный
50306551-ППодшипник шариковый
51307767-ПКольцо стопорное
52131-1701260-АВтулка распорная
53131-1701200-БКрышка заднего подшипника вторичного вала в сборе
53157К-1701200Крышка заднего подшипника вторичного вала в сборе
54309860-ПМанжета вторичного вала в сборе
55131-1701147Фланец с отражателем в сборе
56305745-ПШайба
57130-1701259Гайка крепления фланца вторичного вала
58131-1701371Трубка вентиляционная
59288001-П8Хомут
60131-1701375Шланг соединительный
61131-1701178Трубка крышки заднего подшипника в сборе
62300271-П8Штуцер ввертной
63130-1701146Прокладка крышки заднего подшипника вторичного вала
64130-1701020Крышка люка картера
65130-1701021Прокладка крышки люка коробки передач
66305040-ППробка коническая магнитная в сборе
67137-1720021Крышка картера демультипликатора
68137-1701145Пластина крепления заднего подшипника вторичного вала
69137-1720123Шестерня ведущая демультипликатора
70137-1720073Шайба опорная ведущей шестерни демультипликатора
71306659-ПРоликоподшипник
72164-1701279Гайка крепления ведущей шестерни
73258286-ПШплинт-проволока
74206540-П8Болт крепления крышки демультипликатора к коробке передач
75252006-П8Шайба
76137-1720013Прокладка крышки картера демультипликатора

Купить комплектующие и запчасти для Коробки передач ЗИЛА 131

Работа раздаточной коробки

Включение переднего моста происходит за счет электропневматического устройства. Оно состоит из:

  • Электровоздушного клапана;
  • Пневмокамеры;
  • Двух микровыключателей;
  • Реле;
  • Включателя;
  • Сигнальной лампы;

Важно знать, что раздаточная коробка в машине ЗИЛ 131 будет работать нормально, если на поперечине рамы установлен электровоздушный клапан, а на передней стенке картера прикреплена пневмокамера. Микровыключатель располагается на корпусе фиксатора и на корпусе пневмокамеры, а включатель и сигнальная лампа находятся в кабине, а под капотом – реле

Отличие кпп зил 130 и 5301

Вид раздаточной коробки ЗИЛ 131

Когда происходит включение, раздаточная коробка автомобиля ЗИЛ 131 постепенно подключает все остальные механизмы в работу. Водителем перемещается вперед рычаг и тут же он поворачивается вокруг точки крепления на верхней тяге и нижним концом через тягу. С помощью штока и вилки муфта перемещается назад и в этот момент соединяются между собой шестерни. Когда перемещается шток, то сразу начинает работу микровыключатель, благодаря ему замыкается цепь реле, которое тут же замыкает цепь на электровоздушном клапане. Опускается книзу якорь электромагнита, открывается впускной клапан и закрывается выпускной.

Чтобы раздаточная коробка на машине ЗИЛ 131 заработала полностью, сжатый воздух из пневмосистемы должен поступить в пневмокамеру, а она должна через шток переместить муфту назад и при этом соединить с зубчатым венцом вала. Ведущий вал через шестерни передает крутящий момент, который равномерно распределяется между шестерней и валом, а затем переходит к мостам задней тележки и уже, потом через муфту переходит на вал привода переднего моста.

Когда происходит выключение на первой передаче, то раздаточная коробка на машине ЗИЛ 131 работает следующим образом:

  • Размыкается цепь электромагнита;
  • Впускной клапан плотно закрывается;
  • Выпускной клапан открывается;
  • При помощи возвратной пружины автоматически выключается передний мост.

Чтобы включить вторую передачу, раздаточная коробка на авто ЗИЛ 131 срабатывает так:

  • Рычаг поворачивается вокруг точки крепления на нижней тяге;
  • Через тягу, шток и вилку перемещается назад муфта и при этом все механизмы соединяются с зубчатым внутренним венцом шестерни;
  • С ведущего вала за счет крутящего момента действие переходит напрямую на вал привода мостов задней тележки.

Если движение происходит на скользкой дороге, то нужно включить мост на передней передаче, и цепь электромагнита следует замкнуть принудительно. Для этого надо воспользоваться включателем. Крутящий момент передастся напрямую через шестерни, муфту сразу на вал привода на переднем мосту.

На всех других передачах, если включен передний мост, то крутящий момент будет распределяться прямо пропорционально нагрузкам, которые приходятся на мост задней тележки и мост передний.

Когда включен передний мост, то микровыключателем цепь автоматически будет замкнута, а в кабине водителя загорится сигнальная лампочка.

Смазывается раздаточная коробка на машине ЗИЛ 131 специальным разбрызгивателем. Масло (в данном случае его марка Тап-15в) заливается в картер коробки. Обычная норма его составляет 3,3 л.

Отличие кпп зил 130 и 5301

Схема подвески раздаточной коробки, управления и клапана управления ЗИЛ 131

Устройство

На автомобиле ЗИЛ 131 стоит двухступенчатая раздаточная коробка. Передний мост имеет электропневматическое включение. На первой передаче передаточное число составляет 2,08, а на второй – 1,0. Прикреплена коробка при помощи резиновых подушек и четырех болтов, которые приделаны также резиновыми подушками к кронштейнам поперечины рамы.

Отличие кпп зил 130 и 5301
Схема управления раздаточной коробки ЗИЛ 131

В целом раздаточная коробка на автомобиле ЗИЛ 131 состоит из:

  1. Пневмокамеры;
  2. Сигнальной лампы;
  3. Выключателей;
  4. Штока;
  5. Замкового устройства;
  6. Корпуса фиксатора;
  7. Ведущего вала;
  8. Шестерен первой передачи;
  9. Шестерен вала привода задней тележки;
  10. Вала привода задней тележки;
  11. Муфты включения второй передачи;
  12. Вала привода переднего моста;
  13. Зубчатого венца вала;
  14. Крышки картера;
  15. Муфты включения переднего моста;
  16. Шестерни второй передачи;
  17. Картера;
  18. Стержня;
  19. Тяги;
  20. Рычага;
  21. Электропневматического клапана;
  22. Выключателя;
  23. Реле;
  24. Впускного клапана;
  25. Выпускного клапана;
  26. Пробки контрольно-заливного отверстия;
  27. Пробки сливного отверстия.

К основным частям относятся такие, как: картер с крышками, первичный вал с шестерней, муфта с подшипниками, вал привода переднего моста вместе с шестернями и муфтами. Не менее важен механизм для переключения передач и управление включением переднего моста.

Сам картер коробки сделан из чугуна, он разъемный, задняя часть закрывается крышкой. Верхний люк закрывается также крышкой и на нем устанавливается коробка отбора мощностей. Верхняя крышка оснащена сапуном. Сливное отверстие и контрольно-заливное расположено на задней крышке, а на сливной пробке имеется магнитик. Основательно уплотнены выходы валов из картера. На валу переднего моста прикреплена маслосгонная шайба.

На шпонку устанавливается шестерня первой передачи. Муфта включения прямой или второй – свободно перемещается по шлицам вала. Для удобства в работе шестерню изготовляют сразу с валом. Между подшипниками вала находится червяк (это привод спидометра), шестерню привода поместили в приливе крышки заднего валового подшипника. Эта же крышка и есть опорный кронштейн на стояночном тормозе. На игольчатых подшипниках вращаются промежуточные шестерни. Муфта включения первой передачи размещена на ступицах шестерни. Там же размещена и муфта включения переднего моста, где она же соединяется с зубчатым венцом, сделанным прямо на валу.

К важному механизму на раздаточной коробке на автомобиле ЗИЛ 131 относят: рычаг с серьгой, тяги, стяжную пружину, пару штоков с вилками, фиксаторы, замковое устройство.

Защита от роботов

Ведомая цилиндрическая шестерня представляет собой зубчатый венец, который крепится к чашкам дифференциала.

При работе главной передачи крутящий момент изменяется в обеих парах шестерен по величине, а в конической паре, кроме того, и по направлению.

Смазка главной передачи осуществляется разбрызгиванием, для прохода масла к подшипникам в стенках картера имеются каналы. В картеры главных передач всех мостов заливается по 5 л масла.

Регулировка конических подшипников вала ведущей конической шестерни производится при появлении в них осевого зазора и осуществляется подбором регулировочных шайб необходимой толщины, расположенных между внутренними кольцами подшипников. Правильность регулировки проверяется по усилию, необходимому для проворачивания вала в подшипниках. Это усилие, определяемое с помощью динамометра, зацепленного за фланец вала, должно быть в пределах 1,3—2,7 кгс.

Двухрядный конический подшипник ведущей цилиндрической шестерни устанавливается с подобранным регулировочным кольцом и дополнительной регулировки не требует.

Боковой зазор между зубьями конических шестерен должен быть 0,15—0,45 мм у широкой части зуба, что соответствует повороту фланца первичного вала на величину 0,18—0,54 мм при замере на радиусе расположения отверстий под болты и при неподвижной ведомой шестерне. Указанный зазор регулируется перемещением ведущей и ведомой шестерен путем изменения количества прокладок.

Правильность зацепления конических шестерен проверяется на краску по пятну контакта.

Дифференциалы автомобиля ЗИЛ-131 шестеренчатые, конические, устанавливаются ;в картерах редукторов мостов на двух подшипниках каждый. Дифференциалы всех трех мостов одинаковы по устройству и отличаются от дифференциала автомобиля ГАЭ-53А лишь размерами и формой деталей.

Полуоси автомобиля ЗИЛ-131 фланцевые, полностью разгруженные, по устройству и креплению такие же, как у автомобиля ГАЗ-66. Каждая полуось уплотняется сальником, расположенным во фланце балки моста.

Шарниры равных угловых скоростей шариковые, по устройству и работе аналогичны шарнирам автомобиля ГАЗ-66. Отличие лишь в том, что центральный шарик не имеет пальца. В каждый шарнир закладывается по 1,3 кг смазки марки AM.

Читать далее: Механизмы ведущего моста автомобиля ЗИЛ-130

атегория: — Устройство автомобиля

Видео «Принцип работы агрегата»

Подробно принцип работы агрегата и его устройство описано на видео.

На автомобиле ЗИЛ -131 устанавливается пятиступенчатая коробка передач с синхронизаторами на 2—3-й, 4—5-й передачах. Передаточные отношения коробки: на первой передаче 7,44; на второй 4,10; на третьей 2,99; на четвертой 1,43; на пятой 1,00; на передаче заднего хода 7,09.

Картер пробки имеет пробку контрольно-заливного отверстия. При наличии коробки отбора мощности масло заливается через пробку в коробке отбора мощности. В обоих случаях масло заливается до уровня контрольно-заливного отверстия в коробке передач. В левой стенке картера внизу имеется сливное отверстие, закрываемое пробкой с магнитом. Все крышки картера уплотняются специальной пастой, предохраняющей от попадания в картер воды при преодолении бродов. Вентиляция картера осуществляется через трубку, выведенную на заднюю стенку кабины.

Каждый вал коробки установлен на двух подшипниках. Задние подшипники фиксируются гайками и упорными кольцами. В крышках подшипников первичного и вторичного валов расположены сальники. Вторичный вал дополнительно уплотняется маслоотражателем.

Источник Источник http://ltruck-service.ru/brend/shema-pereklyucheniya-peredach-zil-130.html
Источник http://xn—-8sban6b6a.xn--p1ai/gruzovye-avto/perednij-most-zil.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Стоимость замены сцепления и ремонт коробки передач: что нужно знать

Стоимость замены сцепления и ремонт коробки передач: что нужно знать

Ремонт автомобиля, особенно таких важных узлов, как сцепление и коробка передач, всегда вызывает вопросы у владельцев машин. Чтобы избежать неприятных сюрпризов и быть готовым к возможным затратам, важно понимать, что влияет на стоимость и как выбрать подходящий автосервис. Замена сцепления: что входит в стоимость Это процедура, которая включает не только замену самого узла, но и […]

Карданный вал ГАЗ Соболь и ГАЗель Бизнес: неотъемлемая часть трансмиссионной системы

Карданный вал ГАЗ Соболь и ГАЗель Бизнес: неотъемлемая часть трансмиссионной системы

Карданный вал является одним из ключевых элементов в трансмиссии любого автомобиля, выполняя функцию передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам. Эта деталь особенно важна для коммерческих автомобилей, таких как ГАЗ Соболь и ГАЗель Бизнес двигатель, которые испытывают значительные нагрузки из-за интенсивной эксплуатации и перевозки тяжелых грузов. Особенности конструкции Карданный вал для ГАЗ Соболь и […]