Как проверить масло в коробке передач: механика и автомат — Автосервис
Как проверить масло в коробке передач: механика и автомат
Можно ездить без капремонта коробки лет 10, если знать, как проверить уровень масла в АКПП, и о чем говорят показания. Появление толчков, рывков при переключении скоростей сигнализирует о нештатной работе трансмиссии. Причиной может быть недолив или перелив ATF. Даже «необслуживаемые» АКПП нуждаются в регулярном контроле. И вот почему.
Необходимость проверки уровня смазки в АКПП
Конструктивно автомат состоит из гидротрансформатора (ГТ) и планетарного механизма с фрикционами, которые находятся в жидкостной среде ATF. Масляный насос фильтрует и создает нужное давление жидкости в узле. Управляет переключением скоростей гидроблок с соленоидами по сигналам, поступающим от электронных «мозгов» — блока управления (ЭБУ).
ГТ получает и передает крутящий момент от двигателя в механизм переключения передач. Рабочим телом сцепления служит ATF: насосное колесо ГТ принимает обороты мотора, под действием центробежной силы лопасти отбрасывают ATF на второе, турбинное, колесо. Турбина начинает вращаться и передает крутящий момент по входному валу в трансмиссию.
Помимо гидравлического воздействия ATF:
- создает давление для сжатия фрикционов, которые переключают передачу в планетарной коробке;
- смазывает подшипники, зубчатые передачи и другое «железо»;
- отводит тепло из горячих участков;
- очищает элементы от металлической стружки, фрикционной пыли и т.д.;
- защищает конструкцию от коррозии.
Трансмиссионная жидкость состоит из минеральной или синтетической основы и химических присадок.
К каждому типу АКПП производитель подбирает ATF, которое подходит по допустимой нагрузке, типу вязкости и рабочим свойствам. Проверять масло в АКПП нужно при появлении толчков, рывков, нехарактерных шумов.
А при агрессивном стиле вождения, после летней жары, толкании в пробках, частых буксировках прицепов — каждый сезон.
Полная и частичная замена масла в АКПП Suzuki SX4 своими руками
Нехватка или перелив жидкости изменяют ее сбалансированный состав и влияют на функциональность. При проверке уровня масла в коробке автомат оценивают степень загрязнения, присутствие вспенивания и запаха гари.
Последствия изменения уровня масла
Модели АКПП отличаются сильными и слабыми сторонами, поэтому изменение уровня ATF по-разному влияет на узел. Наглядные примеры из опыта ремонтных сервисов:
- В «бестселлере» среди надежных АКПП — ZF5HP19 — из-за недостатка ATF, ее преждевременного старения и загрязнения текут сальники, изнашиваются муфты, перегревается гидротрансформатор. Ремонт дорогостоящий — только замена расходников в ГТ обойдется в 7 000 р.
- Надежность TF-60SN/09G сильно зависит от уровня масла: при недостатке смазки фрикционы быстро сгорают, в поток попадает клеевой состав, который забивает сетку фильтра, каналы гидроблока, соленоиды, соты радиатора.
- В TF-80SC/AF40 ГТ загрязняет жидкость пылью от фрикционной накладки. При недостатке ATF эта взвесь забивает гидроблок, приводит к протечкам и падению давления в цепи передач.
B инструкции к автомобилю написано как определить уровень масла в АКПП, но какие последствия влечет за собой ненормальный показатель придется изучать самостоятельно.
Оптимальный уровень масла в АКПП рекомендации
Уровень трансмиссионного масла в коробке автомат проверяют:
- по контрольным меткам «Cold» и «Hot» или другим символам на щупе;
- через трубку в днище.
Количество жидкости измеряют при температуре, регламентированной производителем. Селектор выставляют в режим «Паркинг» или «Нейтраль». Для того чтобы оценить количество масла на щупе, его нагревают обычно до 80 — 90℃ и ориентируются по отметке «Hot».
Какой уровень масла АКПП должен быть на щупе:
- между засечками «Hot»;
- в зоне обозначенной сеткой;
- между метками, обозначающими предельные значения.
Как проверить и заменить масло в АКПП VW Tiguan собственными руками
В АКПП с пробкой электрика особо чувствительна к количеству и чистоте жидкости, поэтому производители ограничили доступ водителей к самостоятельному техобслуживанию. Так, при перегреве ATF ЭБУ блокирует работу ГТ и тормозит переключение скоростей. Такие автоматы называют «необслуживаемыми», но это не значит, что водитель должен ждать момента, когда система откажет.
Уровень масла АКПП отслеживают, открутив пробку: если масло закапает — показатель правильный.
Последствия при низком уровне жидкости в коробке автомат
Отметка ATF ниже засечек «Hot» указывает на:
- недостаточное количество жидкости;
- протечки в узле.
Незатянутые соединения, повреждены шланги, загрязнены и изношены сальники, деформированы детали и т.д. можно обнаружить при осмотре днища. При утечке и нехватке жидкости маслонасос начинает подсасывать воздух.
Образуется смесь, отличная по своим характеристикам от ATF, что приводит к:
- падению КПД гидротрансформатора, что заставит его увеличить нагрузку;
- снижению давления на фрикционы, в следствие чего передачи будут дергаться при переключении, а диски стираться из-за пробуксовки;
- быстрому загрязнению жидкости, в результате эта грязь забьет фильтры насоса, каналы гидроблока, соленоиды, шланги;
- ухудшению качества смазки и перегреву системы.
Чтобы избежать преждевременного износа АКПП, нужно долить масло до нормы. Нельзя смешивать разные жидкости, чтобы избежать непредсказуемых химических реакций.
Доливать можно только ту ATF, которая уже находится в системе или рекомендуется производителем.
Повышенный уровень масла в АКПП насколько это опасно
Причиной завышенного показателя ATF может быть перелив после замены или измерение холодной жидкости. Производители пишут в мануалах как проверить уровень масла АКПП, указывают температуру, и это требование нельзя игнорировать, иначе замер будет неправильный.
Масло для АКПП Aisin ATF afw
Перелив приводит к вспениванию масла и росту давления — излишки выплеснутся наружу, и давление в системе упадет. Кроме того, вспенивание изменяет плотность и рабочие свойства жидкости. В результате масло быстрее загрязнится, сальники начнут течь, появятся люфты в шестернях передачи. Узел будет толкаться, выдавать ошибки и быстро выйдет из строя.
Как проверить уровень масла в коробке автомате
Нагретая жидкость увеличивается в объеме, поэтому на щупе и предусмотрены метки «Cold» и «Hot». Отслеживать точность показания температуры ATF нужно в приложении, т.к.
уровень масла в автоматической коробке на холодную по факту будет больше. И наоборот — при температуре выше указанной, реальный уровень будет ниже.
Указания, как правильно проверить уровень масла в АКПП, производитель приводит в инструкции.
Коробка модифицированная щупом
Щуп АКПП находится под капотом около двигателя, заметить можно по ручке красного, желтого или салатового цвета. Встречаются модели с серой головкой, заблокированные защелкой. Чтобы ее открыть, нужно надавить на металлический язычок или потянуть на себя плоской отверткой.
Проверять масло в коробке автомат можно тремя способами:
Вариант | Состояние двигателя | Состояние трансмиссионной жидкости | Какой уровень масла АКПП должен быть на щупе |
1. | Не заведен | Холодная | Выше метки «Hot» |
2. | Заведен | Температура 30 — 50℃ | Между насечками «Cold» |
3. | Разогрет | Рабочая температура 80 — 90℃ | Между насечками «Hot» |
Третий вариант самый достоверный. Чтобы разогреть ATF до рабочей температуры, летом машину прогоняют на 15 км при 1500 оборотах . Зимой нужно начинать движение со скорости 40 км/ч после предварительного прогрева АКПП.
Далее алгоритм такой:
- Машину остановить на ровном участке.
- Двигатель оставить работать на холостых оборотах.
- Установить ручной тормоз.
- Селектор АКПП следует поставить на «Р».
- Открыть капот.
- Достать щуп и насухо вытереть салфеткой.
- Вставить щуп в трубку до упора, подождать 5 с, достать и посмотреть отметку.
Алгоритм проверки может меняться в зависимости от производителя АКПП. Так, у переднеприводных коробок Hyundai — Mitsubishi А4CF1, селектор выставляют на «N». У Honda и Acura проверять нужно после глушения двигателе, подождав 5 минут.
Коробка без щупа
Причины отсутствия щупа разные. Например, у моделей BMW уровень масла отображается на панели приборов. Коробка 722.6 Mercedes оснащена системой регулирования жидкости, но водитель может проверить уровень сам, купив фирменную линейку и сорвав пломбу на колпачке щуповой трубы.
Зная, как правильно проверять уровень масла в АКПП, типа 01М, 01Р, ZF 5HP19, DP0, DP8, JR710 и т.д., можно контролировать состояние автомобиля и увеличить его ресурс.
Понадобится инструмент для снятия контрольной пробки: трещотка с торцевой головкой, шестигранник, звездочка или гаечный ключ. Также для слива жидкости нужна мерная колба и воронка со шлангом для залива. В некоторые коробки, например DP0/AL4, DP8, предварительно заливают 0,5 л ATF.
Пробка АКПП находится на днище, поэтому автомобиль загоняют на подъемник или на яму. Далее алгоритм такой:
- Завести мотор, переключить селектор на «Р». Это важное условие, поскольку при заглушенном двигателе выльется все масло.
- Прогреть коробку до нужной температуры. Например, трансмиссию 01М доводят до +30℃; ZF6HP — до +40℃; JR710, GM6L50 — до +45℃; DP0/AL4, DP8,A6MF1 — до +60℃. Обязательно контролировать температуру через приложение.
- Поднять машину на подъемнике.
- Снять защиту картера.
- Подставить колбу для слива и отвернуть пробку. Из отверстия должна закапать ATF. Если этого не произошло, причин может быть две:
- не хватает жидкости;
- низкая температура масла.
- Если ATF все-таки не хватает, нужно закрыть пробку, выключить двигатель. Добавить жидкость и снова пройтись по алгоритму проверки.
- При окончательном затягивании пробки нужно установить новую шайбу. Выключить двигатель. Влить масло обратно.
Проверять уровень масло в АКПП без щупа после полной замены в 60 — 80 000 км нужно через 20 — 30 000 км.
Оценка состояния АКПП по внешнему виду трансмиссионной жидкости
При проверке уровня масла АКПП смотрят на его цвет, прозрачность, запах и вспенивание. Проверить чистоту ATF можно по «тесту на тряпке», капнув с щупа на белую бумажную салфетку. Хорошее масло быстро впитается. Остатки твердых частиц, стружки, крошки говорят о загрязнении жидкости.
Черное и непрозрачное масло нужно срочно менять. Горелый запах вместе загрязнением указывает на перегрев коробки — потребуется диагностика с полной переборкой.
Рекомендации опытных автовладельцев и механиков
Не рекомендуется проверять масло во время дождя или снега, чтобы не допустить попадание осадков в щуповую трубу.
Не стоит доверять дилерам, утверждающим, что масло в коробке автомат менять и проверять не нужно. Производители трансмиссии говорят об отслеживании уровня ATF каждые 10 000 км. Поэтому, водитель, который хочет спать и ездить спокойно более 200 000 км, не забывает обслуживать самый сложный агрегат в своем автомобиле.
Рекомендации по проверке уровня масла в МКПП
Коробка передач механического типа – это устройство, которым оборудовано большинство классических и базовых комплектаций автомобилей, считается стандартным для многих машин.
В отличие от автомата, МКПП более подвержена эксплуатационному влиянию, которое зависит от манеры вождения автовладельца, для бесперебойной работы нуждается в регулярном техническом обслуживании. Одним из главных пунктов ухода за МКПП считается систематическая проверка уровня масла в коробке, его замена при первой же необходимости.
В этой статье расскажем, как проверить уровень масла в механической коробке передач, с учётом разных модификаций устройств, рассмотрим особенности этой процедуры, которые влияют на корректность полученных результатов.
Регламент проверки уровня масла в МКПП.
Оптимальный объём масла для коробки передач механического типа
Необходимый объём масла в МКПП – это понятие сугубо индивидуальное для каждого транспортного средства. Машины различных моделей существенно отличаются друг от друга не только внешним видом, но и конструктивными особенностями.
Не являются исключением и узлы трансмиссии, в частности, коробка передач, отвечающая за приведение в движение транспортного средства и переключение скоростей.
Соответственно количество смазывающей жидкости в МКПП для каждой машины индивидуально, а посмотреть его можно в инструкции пользователя к автотранспорту, где производитель указывает точный литраж трансмиссионного узла, вид рекомендуемого масла, а также его оптимальный уровень в системе.
Почему же так важно, чтобы уровень масла в МКПП точно отвечал стандартам, указанным автопроизводителем? Дело в том, что трансмиссионная жидкость выполняет важные для корректного функционирования коробки задачи: отводит тепло от работающих поверхностей, облегчает работу контактирующих деталей, удаляет шлаковые компоненты, которые образовываются в процессе трения. Если масла в МКПП меньше нормы, оно перестаёт справляться со своими функциональными обязанностями. Маленький уровень масла сначала выражается в ухудшении управляемости транспортного средства, снижении его безопасности на дороге, а впоследствии без принятия мер по устранению неполадки грозит автовладельцу выходом коробки из строя и дорогостоящим ремонтом.
О том, что масла в МКПП мало, могут сигнализировать следующие симптомы:
- проскальзывание коробки при переключении передачи;
- рычаг очень тяжело фиксируется в определённом положении, может не включаться с первого раза какая-либо из передач, или сразу несколько;
- при попытке переключить передачу машина начинает вибрировать, или даже глохнуть.
Среди признаков низкого уровня масла также отмечаются внимательными водителями нехарактерные шумы и вибрации со стороны трансмиссии, снижение скорости реакции машины на переключения передачи. Избыток масла, как и низкий его уровень, не менее опасен для коробки передач.
Если в коробку залить масла свыше допустимого объёма, жидкость начнёт в процессе интенсивной работы выдавливать уплотнительные элементы и вытекать наружу. В результате утечки система вернётся снова к проблеме низкого уровня смазки, что чревато вышеописанными последствиями.
Недолив, как и перелив жидкости в результате приводит к плачевным последствиям в виде обязательного ремонта МКПП.
Не допустить неполадок со стороны МКПП можно, внимательно прислушиваясь к своему транспортному средству и реагируя на малейшие отклонения от нормы в работе функционирующих узлов, выполняя сервисные работы согласно регламенту производителя.
При этом важно диагностировать уровень масла в МКПП не реже, чем через каждые пять тысяч километров, при отклонении от нормы уровня трансмиссионной эмульсии незамедлительно осуществлять доливку смазки или слив лишней жидкости при её избытке.
Специфика проверки уровня масла в МКПП разной модификации
Проверка уровня трансмиссионного масла – это несложная задача, которая может быть выполнена любым автовладельцем самостоятельно. Сама процедура занимает несколько минут, если знать, как её осуществить, чтобы получить результаты, соответствующие действительности.
Механические коробки передач, устанавливаемые на транспортные средства, имеют различные технические особенности, что обуславливает специфику выполнения задачи. Чаще всего машины оборудованы МКПП, которые имеют специальный щуп, предназначенный для контроля уровня смазочной жидкости, однако, есть и такие модификации, где щуп не предусмотрен с завода.
В этом случае осуществить проверку значительно сложнее, так как производитель не предусматривает необходимости в такой процедуре, гарантируя службу трансмиссионного масла на весь период эксплуатации транспортного средства. Рассмотрим подробно, как выполнить проверку показателей смазочной эмульсии на разных модификациях коробок в домашних условиях.
Диагностика уровня трансмиссионной жидкости в МКПП, оборудованной щупом
Мониторинг уровня смазочной жидкости в МКПП осуществляется очень легко, однако, для получения достоверных результатов необходимо придерживаться некоторых правил. Первым делом установите машину на максимально ровную плоскость.
Отыщите щуп, который чаще всего располагается с левой стороны от двигателя по ходу машины или в районе ближе к перегородке моторного отсека. Распознать щуп можно по красочной рукоятке зачастую красного или ярко-оранжевого окраса.
Прежде чем производить замер смазки, нужно чтобы масло немного отстоялось и стекло со стенок системы. Лучше проверять уровень перед осуществлением поездки или же дать машине постоять около пятнадцати минут после езды.
Дальше необходимо вытянуть щуп – на этом этапе ориентироваться на замеры нет смысла, так как в режиме эксплуатации машины масло колебалось, результат будет заведомо ложным.
Протрите насухо щуп чистой ветошью или салфеткой, позаботьтесь чтобы ткань не оставляла на приспособлении ворса или ниток, которые при попадании в систему могут навредить ей.
Вставьте щуп до предела в посадочное гнездо. Повторно извлеките щуп – визуально оцените, до какой отметки доходит масляная плёнка. Ориентироваться необходимо на стандартные зазубрины на щупе, которые являются предельными максимальными и минимальными показателями уровня.
Оптимальным критерием смазки считается её достижение предельного максимального значения, которое на щупе чаще всего маркируется символикой MAX.
Если уровень жидкости находится на границе минимального значения MIN или ниже, необходимо с помощью специального технического шприца или воронки долить жидкость до нормы через маслоналивной проём, при этом масло должно быть идентичным тому, что имеется в системе. После доливки осуществите ещё раз контрольную проверку уровня согласно вышеописанному регламенту.
Специалисты советуют оценивать не только уровень смазочной жидкости в системе, но и визуальные её критерии.
Если смазка имеет тёмный, близкий к чёрному цвет, визуально видны в ней грубые частицы, то вместо доливки жидкости рекомендуется осуществить её полную замену. Более редкой является ситуация с избытком жидкости.
В таком случае необходимо отобрать излишки жидкости или осуществить частичный её слив. После проверки уровня не забудьте установить на место щуп и зажать его до предела.
Контроль уровня масла на коробке без щупа
Немного сложнее проверить уровень масла в МКПП, которая не модифицирована щупом. Профессионалы советуют осуществлять контроль жидкости на станциях технического обслуживания, где для выполнения этой задачи имеются специальные приспособления.
Однако выполнить эту задачу можно и в домашних условиях. Для этого, как и в предыдущем случае, установите машину на горизонтальной поверхности.
Дальше отыщите крышку маслоналивного проёма, которая чаще всего располагается на фронтальной стороне коробки, по ходу транспорта.
Открутите пробку: при нормальном уровне масла оно должно доходить до края резьбовой части горловины. Если масла не видно визуально, попробуйте его достать чистым куском проволоки или отвёрткой.
Оцените визуально качество масла, чтобы принять правильное решение: осуществлять доливку в случае низких критериев смазки или полную замену жидкости.
Не вздумайте проверять пальцем – это небезопасно для кожи рук, так как смазка является продуктом, в составе которого имеются химические компоненты.
Если масло не доходит до кромки проёма, однако, визуальный осмотр не даёт поводов для сомнения в его качественных характеристиках, долейте смазку до уровня – нижнего края горловины, с помощью технического шприца или другого удобного приспособления. Будьте предельно осторожны, чтобы масло не разбрызгалось на рабочие поверхности. После проверки уровня очистите пробку от возможных металлических частиц и закрутите её с рекомендованным усилием в посадочное место.
Подведём итоги
Ремонт МКПП – это довольно дорогостоящее удовольствие, а неисправности в работе коробки передач при несвоевременном обнаружении проблемы могут повлиять и на другие работающие узлы машины.
Обезопасить себя от такого прецедента на самом деле несложно: достаточно всего лишь проводить мониторинг уровня смазки согласно регламенту от производителя, реагировать на несоответствия в работе трансмиссионных узлов мгновенным поиском неисправности и её устранением.
Проверяйте масло регулярно, избегайте сильных нагрузок на МКПП, предпочитая спокойный режим вождения, заливайте в трансмиссионные узлы только жидкости достойного качества – и коробка передач будет надёжно служить вам на протяжении всего эксплуатационного периода машины.
Как проверить масло в МКПП
Каждым водителем при покупке (новых и старых машин), да и в других случаях осуществляется проверка машины на исправность всех деталей, механизмов, а также коробки передач.
Для тех, кто за рулем недавно, мы объясним, что такое коробка передач и какую функцию она выполняет.
Что такое МКПП и её главная задача в работе машины
МКПП — механическая коробка переключения передач. Существует также АКПП — автоматическая коробка передач и другие разновидности такие как: вариаторная, роботозировання. Наша статья заинтересует водителей с МКПП.
Начнем с того, что коробка переключения передач — эта такое устройство, которое нужно каждому водителю. Оно находится в каждой машине, где имеется двигатель внутреннего сгорания.
Так как, двигатель каждого автомобиля имеет достаточно узкий диапазон оборотов, в момент вращения, которых достигается максимальная мощность — необходимость данного устройства вполне подтверждается. Каждый водитель ознакомлен с «красной зоной» в работе двигателя.
Для новичков мы уточним данный момент. Красная зона — это некий предел частоты оборотов, превышение которых приводить к поломке мотора.
Каждый водитель должен знать об устройстве МКПП и о принципах её работы — для проведения проверок, которые будут определять работоспособность машины, а также чтоб избежать поломок.
Для чего предназначена МКПП
МКПП — передает, преобразует и меняет направленность вращающего момента от маховика двигателя. Переключение ступеней осуществляется механически: рычагом – функция, которого переключение передач. Вначале крутящегося момента происходит: 1) передача на вторичный вал, 2) передача колесному приводу.
Из чего состоит МКПП?
- Перечень деталей МКПП:
- — с картера;
- — синхронизатора;
- — рычага переключения;
- — валов с шестернями;
- — дополнительного вала, который имеет шестерни движения заднего хода;
- — механизма переключения передач, который оборудован устройством блокировки, а также замками;
- Корпус МКПП — изготовляется с легкого метала, внутри которого идет закрепление всего механизма КПП. Туда заливается масло — трансмиссионное, а такое смазочное вещество, как нигрол — предназначен для использования в моделях машин старого образца
- Функции данных деталей заключается в следующем:
- Сихронизаторы — обеспечивают плавное включение передач, а также без шума, на этапе вращения шестерен — уравнивается их скорость.
- Механизм переключения передач — предназначен для управления водителем сменами передач, используя рычаг.
- Замковое устройство — помогает избежать включение в одно время двух передач, а устройство для блокировки — сохраняет необходимую передачу от самовыключения.
- Рычаг, отвечает за переключения передач на дистанции.
- Есть такие виды МКПП по количеству валов: 1) трехвальные — предназначены для большегрузов, а также для машин у которых есть передний и задний приводы; 2) двухвальные коробки — предназначены для легкового транспорта, имеющего передний привод.
Основные поломки МКПП
- 1) Подтекание масла.
- Это происходит в случае поврежденного состояния сальников и прокладок, которые служат для уплотнения; слабое крепление картера.
- 2) Шум в КПП.
- Шум указывает на поломку синхронизатора; изношенное состояние шестерен.
Проверка уровня масла в МКПП
Начнем с того, что водитель обязан осуществлять данную проверку после каждого 10 000 км пробега. Данная проверка необходима также, когда обнаружены потеки масла в области картера.
Порядок действий в осуществлении проверки:
В первую очередь проверяется коробка и область вокруг коробки на утечку.
Второе, что Вам нужно сделать — это заехать яму или данную работу можно проводить на эстакаде. Эстакад — это специальное инженерное устройство, которое состоит из однотипных опор и пролётов. Его предназначение — подъем инженерных конструкций.
Затем приступайте к осмотру картера коробки передач, впереди Вы увидите отверстие — контрольное заливное. Вот в данном отверстии, проверяется уровень масла. Начните проверку, для этого используйте палец или деревянную, короткую палку.
Возьмите тряпку и приступайте к очищению отверстия, которое находится в картере коробки передач. Чистку нужно проводить вокруг. Берите ключ на 17, затем ослабьте затяжные пробки заливного отверстия. Затем нужно открутить пробку до конца. Под пробкой будет находиться уплотненная шайба, сделана с металла. В том случае, когда будут найдены на шайбе дефекты — её следует заменить.
Уровень масла в коробке передач должен соответствовать уровню нижней кромки заливного отверстия.
Если нет соответствия, и масло ниже нужного уровня — возьмите шприц для заливки, с помощью которого, возможно будет долить трансмиссионное масло. Пользуясь шприцем, залейте масло до нужного уровня.
Затем масло начнет вытекать. Подождите, пока излишки вытекут, а затем с помощью ветоши — удалите потеки.
Обратите внимание! В процессе заливания масла, не допускайте, чтоб оно попало на горячие детали — это грозит загоранием! Так же замер лучше проводить на холодную коробку, чтоб избежать ожогов рук и прочих частей.
После проделанной процедуры приступайте к надеванию и к закручиванию пробки.
К чему может привести недостаточный уровень масла в МКПП?
Если в машине будет недостаточный уровень масла в МКПП — это приведёт к выходу из строя коробки передач. Чтобы избежать данной проблемы, осуществляйте проверку уровня масла своевременно, а также при первых симптомах утечки масла — проверяйте крепление картера, сальники и прокладки. В случае обнаружения проблем — замените данные детали.
Особенности правильной проверки уровня масла в механических коробках передач
Несмотря на активный рост популярности машин с автоматическими коробками передач, основная масса транспортных средств оснащается именно механикой. Именно МКПП идёт в качестве базового оснащения для автомобилей, они привычны для большого количества водителей.
В отличие от АКПП, МКПП характеризуются большей подверженностью влияния со стороны манеры управления конкретного водителя. Один человек может интенсивно изнашивать коробку за счёт резких и постоянных переключений. В руках другого водителя точно такая же коробка сохраняет свой ресурс намного дольше и остаётся в отличном состоянии при прочих равных.
Чтобы МКПП работала без проблем, и не возникало никаких серьёзных неполадок, обязанностью автовладельца является своевременная проверка уровня масла в КПП. Это можно делать самостоятельно, поскольку ничего сложного в процедуре проверки количества смазки нет.
Но при желании, возможностях или необходимости всегда есть автосервисы, способные оказать соответствующие услуги. Ими актуально пользоваться, если в МКПП наблюдаются неполадки, либо вы хотите выполнить полную замену смазки с использованием специального профессионального оборудования.
Необходимый объём
Часто автомобилисты задаются вопросами относительно оптимального уровня масла в механических коробках. Им важно знать, сколько конкретно смазочного материала должно находиться внутри МКПП для корректной и безотказной работы.
Но нельзя однозначно ответить, какой именно уровень масла должен быть в коробке механического типа. Эта характеристики индивидуальна для каждого отдельно взятого автомобиля.
В зависимости от марки и модели, коробки могут отличаться своей конструкцией и внутренним объёмом, который заполняется трансмиссионной смазкой.
Чтобы точно ответить на интересующий вопрос, нужно использовать строго официальную документацию. Проще всего отыскать данные об объёме коробки передач в руководстве по эксплуатации. В технических документах производитель прописывает все необходимые характеристики, включая требуемое для конкретной установленной на машину МКПП количество смазывающей жидкости.
Помимо количества, также указываются характеристики масла. Здесь речь идёт о степени вязкости, сезонности и прочих нюансах. Нарушать их настоятельно не рекомендуется.
При этом автомобилисты не до конца понимают, почему настолько важно заливать строго регламентированное количество смазки. Ведь можно залить немного больше, и тогда не придётся в скором времени делать доливку. Узлы будут интенсивнее смазываться за счёт увеличения объёма лубриканта. Но это мнение ошибочное. Масло в МКПП заливают строго в соответствии с установленными нормами.
Смазка в механике выполняет несколько функций:
- смазывает поверхности, предотвращая их активное трение;
- отводит тепло;
- улучшает работу элементов, которые контактируют друг с другом;
- удаляет загрязнения;
- продлевает срок службы всего узла.
Если масла окажется слишком мало, оно не сможет полноценно выполнять свои задачи. Избыток также опасен, поскольку возникают утечки, масло проникает в системы, где его быть не должно, выходят из строя прокладки и сальники. А это прямая дорога к дорогостоящему ремонту.
Автопроизводитель при создании конструкции МКПП чётко определяет, при каком уровне коробка сможет работать максимально эффективно, справляясь со своими функциями, и не изнашиваясь раньше времени. Устанавливаются соответствующие уровни на измерительном щупе, которые в дальнейшем помогают автовладельцу поддерживать заданные ещё на заводе параметры.
Особенности проверки
Чтобы проверить уровень смазочного материала в механической коробке, не нужно обладать какими-то навыками или особыми знаниями. Процедура достаточно простая и выполняется по стандартной схеме.
Потому этим вопросом автомобилисты предпочитают заниматься сами. Порой убедиться в адекватном количестве смазки с лёгкостью можно в полевых условиях. Но всё же лучше придерживаться некоторых правил.
На проверку обычно уходит не более нескольких минут. Причём работать с МКПП зачастую проще, чем с автоматическими коробками.
В зависимости от установленной МКПП, формируются определённые особенности того, как можно посмотреть текущий уровень масла в коробке передач. В большинстве своём механические коробки оснащаются специальным щупом, как и в случае с щупом для проверки масла в картере двигателя. С помощью этого элемента можно буквально несколькими движениями проверить количество находящегося в МКПП масла.
Но встречаются модификации автомобилей, где этот щуп отсутствует. Ещё с завода его не предусмотрели в конструкции транспортного средства. Это несколько усложняет выполнение задачи.
Отсутствие щупа обусловлено тем, что производитель не предусматривает необходимость менять масло в коробке в течение всего эксплуатационного срока. Якобы залитое на заводе масло обеспечит работоспособность на весь период. Хотя такие МКПП являются редкостью, и это скорее относится к автоматическим коробкам, разобраться в нюансах проверки уровня в безщуповой механике будет не лишним.
МКПП со щупом
Если МКПП оснащена специальным щупом, то проблем с тем, как правильно проверить уровень масла в коробке ни у кого возникнуть не должно.
Здесь только требуется придерживаться нескольких простых правил, а также соблюдать определённую последовательность.
- Сначала нужно выбрать ровную поверхность, чтобы не было никаких уклонов. Любое смещение нарушит баланс в коробке, а потому щуп покажет не соответствующий действительности уровень.
- Когда машина стоит ровно, найдите сам измерительный щуп. Расположение элемента зависит от конструкции самого авто. Зачастую щуп можно найти слева от двигателя по ходу движения авто, либо недалеко от перегородки моторного отсека. На большинстве машин ручку щупа специально выделяют яркой краской. Чаще всего это рукоятка оранжевого или красного цвета.
- Прогрев машину до рабочих температур путём короткой поездки, надо дать автомобилю постоять около 15 минут. В отличие от АКПП, при работе с МКПП жидкость должна стечь обратно в картер. Это позволит правильно оценить текущий уровень смазки.
- Хватайтесь за щуп и тяните его на себя. После извлечения измерительный элемент нужно насухо протереть ветошью. Не используйте мокрые тряпки и губки. Также нет смысла отмывать щуп моющими средствами. Просто протрите, чтобы удалить следы масла. Проследите за отсутствие на щупе следов ворса или нитей после удаления масла с поверхности. Даже такие мелочи могут негативно отразиться на работе МКПП в дальнейшем.
- Верните щуп на место. Вставлять его нужно до упора. После чего снова доставайте.
- На измерительном элементе имеются соответствующие метки. Они указывают на минимальное и максимальное значение соответствующими знаками Min и Max.
- Смотрите, как относительно этих меток остался след масляной плёнки. Если с первого раза не получилось сделать ровную отметку, повторите предыдущие этапы. Снова вытрите следы масла, вставьте щуп на месте и извлеките его.
- Теперь самое главное. Нужно понять, на каком уровне находится смазка. В механических коробках большинство производителей рекомендуют поддерживать уровень в пределах отметки MAX. Лучше уточнить это в руководстве по эксплуатации конкретно к вашему автомобилю.
- Если след трансмиссионной жидкости остаётся ближе к середине или около отметки MIN, в коробке не хватает смазки. Её нужно добавить.
- Добавляется масла с помощью шприца или же путём использования воронки подходящего размера. Заливается через маслоналивную горловину.
- Выполнив доливку, следует повторить процедуру. Но перед этим рекомендуется ещё раз прогреть коробку, чтобы новое масло достигло рабочей температуры. Иначе есть риск залить слишком много жидкости.
Обратите своё внимание и на то, в каком состоянии находится залитая трансмиссионная смазка. Чтобы не заниматься сложными демонтажными работами, вам поможет тот же щуп.
Только вытирать его нужно с помощью чистой белой салфетки. Оставленные следы дадут понять, какого цвета масло и нет ли в нём механических примесей.
Но лучшим решением станет использование шприца с закреплённой вместо иглы трубки. Она вставляется в горловину щупа, после чего извлекается небольшое количество смазочного материала. Оценить его состояние будет проще.
Безщуповые МКПП
В такой ситуации у автомобилистов чаще возникает вопрос относительно того, как можно узнать текущий уровень масла в механической коробке передач, если отсутствует щуп.
При определённых манипуляциях добиться желаемого результата и определить количество масла можно. Но тут есть свои нюансы, как в коробке передач, где нет щупа, убедиться в правильном количестве лубриканта. Здесь уровень проверяется иначе.
- Сами специалисты говорят, что в случае с МКПП без измерительных щупов лучше посетить СТО, где мастера на специальном оборудовании и с помощью профессиональных приспособлений всё сделают за считанные минуты.
- Но если вы не хотите тратить деньги на их услуги, можно попробовать всё сделать своими руками. Тут процедура выполняется в следующей последовательности:
- предварительно прогретый до рабочих температур автомобиль устанавливается на горизонтальной ровной площадке;
- теперь нужно найти пробку, которая закрывает маслоналивной проём. Чаще всего она располагается с фронтальной стороны МКПП, если смотреть по ходу автомобиля;
- эта пробка откручивается. Если текущий уровень нормальный, масла должно находиться около верхнего края резьбы;
- если вы визуально не видите там масло, воспользуйтесь проволокой или небольшой отвёрткой, чтобы достать до смазки;
- также можно взять шприц с трубкой на конце, вставить её в отверстие и немного вытянуть оттуда лубриканта. Это позволит оценить состояние смазки;
- ни в коем случае не засовывайте туда палец. Вы прогрели машину, а потому трансмиссионная жидкость может оказаться очень горячей. Плюс это продукт с опасными для человеческого здоровья компонентами. Контакт с кожей не нужен;
- когда масло находится ниже кромки отверстия, но внешне выглядит пригодным для дальнейшей эксплуатации, просто залейте с помощью шприца недостающее количество жидкости. В норме смазка должна находиться около края резьбы, но не переливаться;
- прежде чем возвращать пробку на место, обязательно очистите её, удалите все загрязнения. Иначе они попадут в масло, и создадут дополнительные проблемы для вашей трансмиссии.
На этом можно считать процедуру оконченной. Ничего особо сложного даже при отсутствии специального щупа нет.
Но если в ходе проверки вы обнаружили, что масло пахнет гарью, оно имеет слишком тёмный цвет и содержит в себе примеси, доливать туда смазку не имеет никакого смысла. Это не исправит ситуацию с постепенно выходящей из строя механической коробкой.
Единственным правильным решением в подобной ситуации будет полная замена смазочного материала. И делать это лучше в автосервисе с использованием специального оборудования.
Правила доливки
Бывают ситуации при обслуживании механических коробок передач, когда проверка показывает нормальное состояние смазочного материала, но вот его количество не соответствует установленным автопроизводителем нормам. Потому требуется доливка.
Заливается исключительно такое же масло, которое в настоящий момент находится в коробке. Если эту смазку приобрести не удаётся, доливать и смешивать разные виды лубрикантов, даже при идентичных характеристиках, нельзя. Тут потребуется полная замена.
В случае, когда масло для доливки есть, ориентироваться нужно на конструктивные особенности МКПП:
- Заливная пробка. На большинстве машин с механическими коробками присутствует специальная заливочная горловина, закрытая защитной пробкой. Чаще всего её устанавливают под автомобилем в верхней части картера. Нужно забраться под машину, открутить пробку и залить недостающее количество.
- Без заливной пробки. Случается и так, что заливная пробка отсутствует. Зато есть щуп. Им можно воспользоваться не только для проверки уровня, но и для заливки. Для этого берут медицинский шприц, он наполняется маслом из банки, а затем переливается в отверстие для щупа.
- Без заливной пробки и щупа. Бывает и такое. Некоторые машины с МКПП не предусматривают наличие заливного отверстия и измерительного щупа. Для выхода из такой ситуации можно воспользоваться отверстиями датчиков. Некоторые контроллеры установлены в коробку. Открутив их, можно добавить смазку. Чаще всего для подобных целей подходят датчики заднего хода и датчики скорости.
- Действуйте предельно аккуратно, чтобы не превратить проблему дефицита масла в проблему его избытка.
- Поскольку на большинстве машин с механическими коробками передач присутствуют заливные отверстия и щуп, проблем с добавлением смазочного материала возникать не должно.
Последствия дефицита масла
Если в коробке наблюдается слишком низкий уровень масла, продолжать эксплуатировать автомобиль в таком состоянии настоятельно не рекомендуется.
Даже когда уровень немного не доходит до оптимальной отметки, при пониженной наполненности узла могут возникать следующие неприятности:
- скорости плохо переключаются;
- узлы перегреваются;
- масло быстрее перегорает;
- сокращается интервал между заменой смазки;
- механизмы заклинивают;
- трущиеся детали образуют большое количество металлической стружки;
- коробка полностью выходит из строя.
Если лубриканта действительно мало или даже немного меньше нормы, такое масло в коробке передач будет быстро терять свои эксплуатационные характеристики.
Небольшой дефицит приводит к медленному разрушению. То есть даже маленький недолив потенциально очень опасен.
С целью поддержания нужного уровня настоятельно рекомендуется проверять масло в коробке одновременно с проверкой масла в двигателе.
Проверка должна стать привычкой для автовладельца. Если делать такую процедуру хотя бы раз в месяц, вам удастся вовремя обнаружить утечки, неисправности и необходимость доливки смазочного масла для механической коробки переключения передач.
Как проверить масло в коробке автомат? Правила и советы
Проверка масла в АКПП — это один из важнейших вопросов сервиса автомобиля, от которого зависит не только техническое состояние самой коробки, но и расход горючего. Также большая часть поломок трансмиссии связана с отвратительным состоянием масла или же с неправильным его уровнем. Таким образом, можно избежать многочисленных проблем с КПП лишь сменив жидкость и доведя ее до нормы. Проверять жидкость рекомендуется по крайней мере раз в две недели и делается это самостоятельно.
Частым вопросом, который возникает, в том числе и у владельцев авто с солидным опытом, является как проверить уровень масла в АКПП? Весь процесс элементарен, в случае если автовладелец хорошо знает, что необходимо искать и куда смотреть. Но для новичка либо человека, который совсем недавно приобрел автомобиль, проверка уровня трансмиссионной жидкости может вызвать определенные трудности.
Автомобили без щупа
Уровень жидкости необходимо проверять раз в три недели или каждые 10 тыс. пробега авто. При утечке смазывающего материала возникают негативные последствия:
- шум в КПП
- преждевременный износ деталей коробки
- клин во время переключения передач.
- выключение передачи само по себе.
Определить, наличие у данной модели автомобиля щупа для замеров масла можно заглянув под капот машины, присутствие одной яркой ручки указывает: для замеров этот измерительный элемент не предусмотрен, поэтому чтобы проверить достаточно ли смазывающего материала в коробке нужно:
- Установить авто на эстакаду или смотровую яму.
- Очистить щеткой или ветошью от загрязнений пробку заливного отверстия.
- Взять ключ на 17 и аккуратно ослабить затяжку пробки заливного отверстия.
- Вручную полностью открутить пробку.
- Найти уплотнительную шайбу под пробкой, если она повреждена — пора заменить ее на новую медную шайбу.
- Опустить палец руки в заливное отверстие.
- Определить на ощупь уровень смазывающего материала.
Если жидкости достаточно она нащупывается пальцем, при других результатах долейте смазочный материал до нормы. Указанную процедуру необходимо проводить при температуре свыше 0 0С.
По контрольной пробке.
Как посмотреть масло в коробке передач в этом случае. Машина устанавливается на специальный подъёмник или посещается на смотровую яму. Контрольная пробка протирается чистой тряпкой или ветошью. Извлекается ревизионный болт: используя специальный ключ. В качестве последнего возможно применение шестигранника. Перед демонтажём обратите на это внимание. Выясните наличие смазки и её количество.
В идеале трансмиссионное вещество должно смачивать резьбу контрольного окна.
Если смазки больше положенного уровня она будет самопроизвольно вытекать. Если смазывающего продукта в картере мало вам ничего не будет видно.
По завершению процедуры проверки винт следует возвратить на своё место. Обратите внимание на то, что под ним имеется шайба, изготовленная из меди.
Чтобы полностью исключить утечку смазки, и для наиболее эффективного уплотнения, каждый раз меняйте медную шайбу.
Ещё одна водительская хитрость. Если у вас под рукой нет медной шайбы проколите кольцо на огне. Металл станет более податливым: надёжная защита обеспечена! Этот вариант можно использовать не более одного, двух раз.
Предполагая контроль, следует ознакомиться с инструкцией вашего авто. На корпусе есть две пробки:
- Заливная располагается сверху.
- Контрольная находится сбоку.
Есть варианты, что они (пробки) объединены. В этом случае, долив эксплуатационного вещества, проводится с использованием специальной изогнутой лейки как показано на рисунке
Как проверить уровень в коробке передач?
Проверить уровень масла в коробке современных автомобилей достаточно просто. Для этого в коробке есть щуп, на котором имеется две о и «min».
Метка максимального уровня и метка минимального уровня на щупе
О обозначает максимальный уровень, а «min» — минимальный. Количество должно быть такое, чтобы уровень на щупе был близок к показателю «max». Также обратите внимание на цвет и понюхайте его. Вытрите щуп белой тряпкой, и оцените состояние вязкой жидкости. Если цвет сильно темный, близок к черному, то стоит задуматься о замене. Если щуп пахнет гарью, то это означает, что масло потеряло свои свойства, и выгорает при работе.
Проверка качества масла в АКПП
С помощью щупа довольно трудно понять, в каком состоянии находится масло. Для более точного анализа вам понадобится взять с помощью шприца и шланга от капельницы некоторое количество масла. Если его красный цвет изменился на бурый — на лицо следы перегрева. В случае присутствия горелого запаха — имеет место проскальзывание фрикционов коробки.
В этом случае загрязненную, а также потемневшую жидкость, следует заменить. Параллельно с этим производится и замена фильтра АКПП.
Как часто надо проверять уровень масла в коробке автомат?
Если в работе АКПП отмечаются непонятные сбои, шумы, нехарактерные для нормального функционирования, рывки при переключении режимов передач или во время движения, то проверка уровня масла — первое, с чего следует начинать диагностику авто. Возможно, замеры количества смазки сразу укажут, что причина проблем в работе КПП связана с избытком или недостатком жидкости.
Правильная проверка уровня масла в автоматической коробке должна выполняться с периодичностью после каждых 5–7 тысяч пройденных километров. А через 60–70 тысяч — нужно полностью менять жидкость.
Несоблюдение сроков осмотра часто приводит к тому, что единственным решением проблемы неисправности коробки автомата является установка новой.
Функции масла в МКПП, мнения за замену и против
Первое, что хочется сказать, что, сколько людей – столько и мнений. Если о замене масла водителю со стажем в 30 лет, который привык ездить на отечественных автомобилях, то он с уверенностью заявит, что масло в коробке залито на весь срок службы авто. На заводе жидкость заливается оригинального производства и хорошего качества, мол, это делает её вечной. Такими мыслями руководствуются некоторые водители-консерваторы.
Рекомендуем: Ваз 2107 — тюнинг двигателя
Современный водитель скажет, что необходимо обязательно менять масло. Ведь в процессе эксплуатации авто, жидкость теряет свои физические качества и не выполняет свои функции на 100 %! Надо разобраться в этом вопросе.
Менять или не менять масло в механической коробке передач?
Главные функции масла в работе коробки передач следующие:
- смазывание внутренних деталей. Переключение передач происходит в момент сцепления шестерней. Благодаря маслу в хорошем состоянии, сцепление происходит плавно. Из-за жидкости плохого качества шестерни изнашиваются быстрее, т.к. трение между деталями увеличивается;
- осуществляет защиту внутренних деталей от коррозии;
- масло вымывает стружку, которая появляется в процессе эксплуатации МКПП.
- масло способствует охлаждению деталей.
Узнав такую минимальную информацию, становится понятно, что масло хорошего качества и в хорошем состоянии значительно увеличивает срок службы коробки передач. Следующий вопрос – через какое время у трансмиссионного масла ухудшаются полезные качества.
И ещё
Чёрное масло при проверке уровня в коробке передач – причины его появления. Контролируя объём залитого продукта важно следить за его качеством. Смена цвета говорит о том, что нефтепродукты в процессе работы МКПП очищают узлы коробки и трущиеся поверхности, удаляя ненужные отложения.
Многие ведущие производители трансмиссионных продуктов намеренно придают им моющие свойства. Такой рациональный подход, как выяснили специалисты, позволяет длительное время удерживать узлы и механизмы в отличном состоянии. Что делать если уровень масла высокий. Его можно извлечь из горловины, используя шприц максимального размера. Или, как вариант, обратиться за помощью к мастерам СТО.
Если изначально использовались простые смазки, а затем проводилась замена на более качественное вещество, то продукт станет чёрным намного быстрее. Это обусловлено активной работой и выполнением ряда функций, позволяющих удалить лишний налёт с трущихся деталей МКПП.
Как проверить масло в коробке?
Большинство коробок переключения передач (и механика, и автомат) оснащены специальным щупом – указателем уровня. Как правило, это прочный трос с индикатором на конце.
Коробка передач расположена в глубине моторного отсека, а в автомобилях с задним приводом и вовсе под салоном. Именно по этой причине щуп выполнен столь необычным способом.
Сам процесс измерения прост: необходимо извлечь индикатор, протереть его чистой ветошью, затем снова вставить и вынуть щуп. Оценить уровень согласно инструкции по регламентному обслуживанию автомобиля (отметка жидкости располагается между метками MIN и MAX), и визуально определить состояние масла.
Перед измерением следует подготовить коробку передач – выполнить ряд несложных процедур.
Проверка масла в АКПП
На некоторых индикаторах есть отметки проверки уровня «на холодную» и «на горячую». Однако в большинстве случаев требуется не только прогреть коробку передач, но и заполнить все каналы и клапана трансмиссионной жидкостью.
Для этого необходимо завести двигатель, и прогреть его в течение 5-10 минут. Затем, удерживая педаль тормоза нажатой, перевести рычаг АКПП поочередно во все положения на 15-30 секунд. Вернуть селектор в положение «parking», выключить двигатель и дать отстояться маслу в течение 10 минут.
Если коробка передач не оснащена щупом (так бывает, если производитель считает АКПП необслуживаемой), оценить уровень трансмиссионной жидкости можно по заливному отверстию. Для этого достаточно открутить пробку и проверить наличие масла пальцем, или ватной палочкой. Жидкость должна быть по нижнему срезу отверстия.
Инструкция по проверке масла в 4х ступенчатой АКПП — видео
Как проверить масло в МКПП
Перед измерением уровня коробка передач должна быть прогрета. Требуется проехать 3-5 км, или дать двигателю поработать 10-15 минут на холостых оборотах. После чего, с выжатой педалью сцепления, необходимо выполнить переключение нескольких передач, и вернуть рычаг в «нейтраль».
Проверяем уровень масла в коробке МКПП — видео
Заглушив мотор, надо дать маслу стечь на дно картера, в течение 10 минут. Проверить уровень можно любым из перечисленных способов: щупом (при его наличии) или с помощью заливной пробки.
Проверка трансмиссионного масла без щупа.
Необходимо установить транспортное средство на эстакаду с небольшим наклоном и демонтировать защиту. Это позволит долить трансмиссионную смазку до о. Нужно открутить заливную пробку и просунуть в отверстие палец. Можно потрогать смазку. При необходимости долейте продукт, используя специальный шприц. В качестве приспособления можно использовать длинную трубу. Что делать если уровень масла в коробке низкий? Нужно долить жидкость, как мы уже говорили. Нехватка масла в МКПП может повлечь её преждевременный выход из строя. Важно своевременно проводить осмотр уровня смазывающего продукта. Если появились первые признаки течи, в первую очередь, проверяются сальники, прокладки, надёжность крепления картера и поддона. При необходимости изношенные детали подлежат замене на новый комплект.
Транспортные средства со щупом
Большинство АКПП в отличие от МКПП (механических коробок, выпущенных до 2003 года) имеют щуп, с помощью которого можно посмотреть уровень масла. Он представлен как металлическая полоска с засечками с одной стороны, а на другом его конце находится резиновое кольцо. Посмотрите на рисунок 1 с изображенным ярко- оранжевым цветом щупом для проверки уровня масла в коробке.
Рисунок 1 Расположение щупа для замера жидкости КПП
Большинство переднеприводных авто оснащены щупом, находящимся с левой стороны по ходу движения машины. Щуп АКПП у заднеприводных автомобилей расположен в зазоре между задней стеночкой привода и моторным отсеком, его достаточно сложно отыскать.
Проверяя уровень автомасла КПП со щупом, придерживайтесь последовательности:
- Проедьте перед замерами до 20 тыс. км. Это необходимо для нагрева двигателя до температуры 90 0С.
- Установите машину на максимально ровной поверхности.
- Дайте авто постоять 10 мин, чтоб масло стекло.
- Выньте щуп. Если вам не удается его достать, открутите воздушный фильтр и повторите попытку.
- Посмотрите на о и «минимум» на щупе, уровень смеси должен находиться между ними. Если масло находится ниже о: долейте смазочный материал в коробку.
Выполняя замеры, посмотрите на состояние масла, нанесите небольшое количество смазывающей жидкости на салфетку, если смесь пахнет гарью, имеет темный цвет, плюс видны мелкие частички — ее следует заменить.
Рекомендуем: Какая коробка передач лучше: автомат, робот или вариатор?
Какой объем должен быть в КПП?
Автомобили разных марок и моделей отличаются в своей конструкции, соответственно есть различия и в строении коробок. В разные модели разных автомобилей заливают разное количество масла. Найти однозначный ответ на вопрос «какой объем масла должен быть в коробке?» можно лишь ознакомившись с мануалом или инструкцией по эксплуатации автомобиля, либо выяснив это на СТО. При замене стоит помнить, что существуют различия по своим составам и видам. Всегда следует покупать с небольшим запасом (0,5 — 1 литр), чтобы была возможность доливки при утечке во время замены.
Виды масел
Для коробки передач существует три вида:
- синтетическое;
- полусинтетическое;
- минеральное.
Синтетическое
Считается самым современным, оно хорошо очищено и обогащено присадками, которые максимально защищают механизмы от коррозии. В основном оно заливается в автоматические коробки передач или в механические коробки автомобилей высокого класса. В АКПП его стоит менять каждые 50 тыс. км. пробега. В механических — каждые 60-70 тыс. км. пробега. По стоимости данный вид самый дорогой, но и самый хороший. Но это не означает, что его можно заливать в коробки старых автомобилей: они могут быть просто не рассчитаны на такое!
Масло льющееся из бутылки
Полусинтетическое
Полусинтетическое используется в большинстве бюджетных иномарок, во всем ряде 10-го семейства АВТОВАЗ-а (Lada Kalina, Priora). Оно содержит ряд химических присадок, которые защищают шестерни, синхронизаторы и другие механические детали от износа. Производить замену такого масла стоит каждые 40-50 тыс. км. пробега. Самый большой плюс — соотношение цены и качества.
Минеральное
Минеральное используется в мостах и КПП заднеприводных автомобилей. Например, во всей линейке классики АВТОВАЗ-а или подобных автомобилей, а также в некоторых грузовых автомобилях. Минеральное очищено меньше всех остальных, соответственно, быстрее деградирует и требует замены довольно часто — каждые 35-40 тыс. км. пробега.
Общие правила и порядок работы
Для того чтобы узнать уровень масла в АКПП, существует несколько вариантов проверки:
- Контроль жидкости через масляный щуп. Это наиболее распространенный способ. С помощью него можно не только увидеть объем, но и определить по цвету смазки насколько она выработана.
- Если автомат не оснащен щупом, то проверить количество вещества можно через сливную пробку или на СТО с помощью специальных датчиков.
Оптимальное количество масла в АКПП
Информация о точном объеме смазки, который должен находиться в АКПП, собрана в документации к конкретной марке автомобиля и определенной коробке передач. На практике измерить количество масла в АКПП можно только в сервисе, после полного удаления отработанной жидкости из коробки.
Как правильно измерить масло в коробке автомат, смотрите на видео, снятом каналом AutoGid.
Коробки со щупом
АКПП со щупом удобны тем, что с его помощью можно правильно проконтролировать и выставить уровень масла в коробке путем доливки или слива жидкости. Однако при всей простоте диагностики необходимо знать некоторые технические тонкости, чтобы понимать, сколько должно быть смазки на щупе.
Определение уровня масла в АКПП начинается с поиска щупа коробки передач. Для тех, кто не слишком хорошо знает устройство своего автомобиля, следует сказать, что масляных щупов два. Один используется для оценки состояния жидкости в двигателе, другой — в АКПП. Найдя трансмиссионный щуп, нужно прочесть, что на нем написано: HOT или COLD. Первый вариант означает, что масло проверяется на горячую, второй — на холодную.
Масляный щуп показывает, какой уровень масла в АКПП должен быть на холодную или горячую
Надпись COLD вовсе не означает, что двигатель должен быть холодным. На самом деле его нужно завести, дать поработать некоторое время, а затем выключить и выполнить измерения. Таким образом, реальная температура «холодного» масла должна быть от 30 до 50 градусов.
«Горячий» замер HOT отличается лишь тем, что во время его проведения двигатель необходимо хорошо прогревать и не глушить. Поэтому температура трансмиссионного масла будет несколько выше — 50-80 градусов.
Смотреть уровень смазки в АКПП нужно следующим образом:
- Завести двигатель и дать ему некоторое время поработать на холостом ходу или проехать 15–20 км.
- Остановиться на ровной площадке и переключить рычаг коробки передач на режим парковки. Внимание! Перевод в состояние «Нейтрал» недопустим.
- Если на щупе метка COLD, то нужно заглушить двигатель, HOT — замеры проводятся при работающем моторе.
- Вытащить щуп, хорошо протереть масляный след тряпкой. Это необходимо для того, чтобы избежать ложных показаний. Подготовленный таким образом инструмент помещается на 10 сек в коробку передач, а затем осматривается.
- На щупе есть две засечки, показывающие минимальный и максимальный уровень масла. В норме количество смазки должно находиться между этими двумя отметками.
Рекомендуем: Как часто менять свечи зажигания, их срок службы и причины неисправности
Без щупа
Проверку уровня масла в коробках без щупа лучше всего выполнять в сервисных центрах, потому что простому автолюбителю будет сложно разобраться в достаточности количества смазки и ее состоянии.
Проверить количество масла в коробке автомат, если нет щупа, можно следующим образом:
- Завести автомобиль и прогреть двигатель на холостом ходу либо в движении.
- Остановиться над диагностической ямой или поднять машину на подъемнике, чтобы получить доступ к сливному отверстию АКПП.
- При работающем двигателе установить рычаг переключения АКПП в положение парковки.
- Выкрутить крышку сливного отверстия. Если жидкость не капает, масла в коробке недостаточно. Нужно открыть пробку заливного отверстия и понемногу добавить смазку. Как только она начнет вытекать из сливного отверстия, следует закрутить крышки. Важной особенностью такого типа коробки передач является то, что перелить смазку невозможно, так как излишнее ее количество удаляется через сливную систему.
Сливная система АКПП
Как поменять смазку в МКПП своими руками?
Поменять масло в механической коробке с тросом можно самостоятельно.
Как часто меняется?
Срок службы смазочной жидкости в механических агрегатах также составляет 5 лет или 75 тысяч километров пробега. Если машина прошла этот интервал, масло подлежит замене.
Какое масло лучше лить?
Изготовитель советует лить исключительно масло Лукойл ТМ-4. Эта смазка прошла все исследования и тесты в лабораториях АвтоВАЗа и была признана производителем. На рынок поставляются смазки Лукойл ТМ-4 с различными типами вязкости. В зависимости от региона, в котором будет использоваться машина, потребителю предоставляются на выбор жидкости стандарта 75W-80, 75W-85, 75W-90, 80W-85 или 80W-90.
Проверка уровня масла и необходимое количество
На старых механических трансмиссиях с тросовым приводом масляный измеритель располагается там же, в подкапотном отсеке под пластмассовым корпусом очистителя воздуха. Если коробка передач оснащена щупом, то посмотреть уровень вещества в агрегате можно так же, как и на коробке автомат. Но если ваш автомобиль оборудован трансмиссией с номером 2181, то такие КПП не оснащаются измерителями. Для проверки объема жидкости придется выкрутить контрольный винт на трансмиссионном агрегате. В идеале смазка должна быть в районе нижней кромки отверстия.
Объем масла зависит от типа коробки передач. В механические агрегаты с номером 2180 входит около 3,1 литра смазочной жидкости. В МКПП 2181 может войти около 2,2 литра смазки.
Пользователь Oleg Zuyeff в своем видео показал, как производится смена масла в коробке передач Гранты с тросовым приводом.
Подготовка к замене
Что подготовить для замены смазки:
- гаечный ключ на 17, удобнее использовать головку с наконечником;
- свежая смазка для коробки передач;
- лейка либо воронка;
- шланг со шприцем, если ваша трансмиссия не оборудована заливным отверстием;
- тару, в которую будет собираться отработавшая смазка;
- тряпки.
Этапы работы
Как поменять масло своими силами:
- Загоните машину в гараж с ямой либо на эстакаду. Процесс смены жидкости необходимо производить на прогретом, но не горячем моторе. При этом машина должна находиться на ровной поверхности.
- Поднимите рычаг стояночного тормоза в салоне авто. Откройте капот и ослабьте винт на минусовой клемме аккумулятора, после чего отсоедините ее. Под колеса Лады Гранты рекомендуем подставить противооткатные упоры.
- Залезьте под днище машины и найдите пробку сливного отверстия на картере трансмиссии, оцените ее состояние. Если место вокруг крышки грязное, то очистите его тряпкой от загрязнений. Это позволит предотвратить их попадание в смазочную систему КПП автомобиля.
- Под пробку сливного отверстия подставьте ведро или тазик, подойдет и обрезанная бутылка. Гаечным ключом выкрутите крышку и отложите ее в сторону. При демонтаже учтите, что после откручивания масло может брызнуть, поэтому используйте перчатки. Начнется процесс слива рабочей жидкости.
- Когда вся смазка будет слита, установите на место болт сливного отверстия. Если уплотнитель на ней износился, его надо поменять.
- После этого выполняется залив новой жидкости. Для большего удобства рекомендуем снять не только корпус очистительного устройства, но и отсоединить хомуты, фиксирующие патрубок расширительного резервуара. Корпус воздушного фильтра надо демонтировать либо отвести в сторону.
- Извлеките щуп из заливной горловины. Поместите в нее лейку. Если отверстия для измерителя в вашем авто нет, то установите в контрольную горловину шланг, к которому подсоедините лейку либо шприц. Выполните залив свежей жидкости, постоянно контролируя ее объем. Заведите автомобиль и сделайте контрольную поездку, после которой опять проверьте количество масла. Уровень вещества в норме должен быть между отметками MIN и МАХ на щупе.
Что будет, если не менять?
Возникнут аналогичные проблемы, как и в случае с автоматической коробкой передач.
Правильная доливка масла в автоматическую коробку передач
Если поездка длилась долго (больше тридцати минут), то перед выполнением измерений позвольте движку проработать вхолостую минимум пару минут. За это время температура ATF понизится до нормальной.
Эксперты советуют прокатиться пять-семь километров для максимальной точности показаний. В противном случае есть шанс ошибки, можно недолить/перелить масляную жидкость.
Последствия дефицита масла
Недостаточное количество жидкости грозит попаданием воздуха в коробку передач, что приводит к вспениванию масла и серьезному ухудшению его свойств. В результате этого КПП начинает перегреваться и без своевременного вмешательства легко может выйти из строя.
Помимо этого, дефицит трансмиссионной жидкости способствует образованию в ней металлической стружки, из-за чего просто доливать масло нельзя — придется полностью заменить и его, и фильтр.
Порядок проверки уровня масла в коробке
- Завести двигатель и проехать 15-20 км. Для того чтобы масло дошло до нужной температуры.
- Припарковать автомобиль на ровной площадке, коробку передач поставить в положение парковка.
- Открыть капот, если по отметке HOT то не глушите двигатель, если COLD то заглушите.
- Достаньте щуп, вытирайте тряпкой сухой, вставить щуп обратно и вытащить примерно через 10 секунд.
- Посмотрите на щуп. Найдите засечки, уровень должен быть между ними. Это максимальные и минимальные уровни.
Необходимо держать уровень масла коробки передач между этими засечками. Это рекомендуют производители автомобиля.
Особенности проверки
Количество жидкости в современных автомобилях проверяется двумя методами: «на холодную» (с непрогретой коробкой передач) и «на горячую». Точнее результат показывает измерение уровня в прогретой КПП. Холодная проверка подходит для механики при условии теплой погоды. Зимой, на морозе, показатели искажаются.
Коробки передач со щупом
Как правильно проверить уровень масла в коробке переключения передач со щупом:
- Припарковать авто на ровной поверхности и оставить включенным двигатель на нейтральной передаче или в режиме паркинга.
- Достать щуп из КПП, очистить его и протереть насухо, не оставляя ворсинок и прочих мелочей.
- Вставить его обратно на несколько секунд и извлечь еще раз. Уровень жидкости в нормальном состоянии должен быть между отметками Cold и Hot. Если он близится к одной из них, масло следует долить либо откачать.
- После всех операций вернуть щуп на место.
Проверить коробку переключения передач на неисправность можно по качеству масла. После проверки уровня вытрите белой ветошью щуп и оцените жидкость на цвет, запах и количество металлических частиц. Черный оттенок, запах гари, грязь или стружка на щупе свидетельствуют о возможных неисправностях.
Бесщуповые коробки передач
Для коробки передач без щупа необходимо поставить машину с разогретой КПП в горизонтальном положении над ямой и открутить сливную пробку поддона. Если ничего не произошло и часть жидкости не вылилась, значит, уровень ниже нормы. Но все же качество самостоятельного измерения без щупа ограничено, поэтому стоит воспользоваться услугами СТО.
Как проверить уровень масла в коробке?
Чтобы коробка передач служила максимально долго, необходимо смотреть за уровнем масла, и соблюдать рекомендуемый производителем. Для проверки уровня масла коробки передач необходимо найти щуп под капотом авто. Не спутайте щуп трансмиссии с общим уровнем масла. Вытащите щуп, и проверьте надписи. Бывает HOT и COLD.
- HOT (горячий) – эта отметка означающая измерение при работающем двигателе.
- COLD (холодный) – эта отметка означающая измерение при заглушенном двигателе.
Бывают щупы на которых указана одна из этих меток, или обе метки.
Внимание. COLD проверяете не на холодном двигателе, надо прогреть двигатель и измерять на заглушенном.
Интервал замены трансмиссионного масла
Если вовремя не менять смазывающее средство, то оно теряет свои свойства. Это приводит к перегреву. А перегрев в свою очередь разрушает резиновые сальники и прокладки, фрикционы. Разрушение сапуна, приводит к утечке масла. Разрушение фрикционов – к забиванию клейкой основой фильтрующего устройства.
Замена масла в АКПП Daewoo Matiz
Поэтому так важна замена масла. Несвоевременная смена приведет к ремонту АКПП. Хоть многие производители говорят, что масло на современных автоматах можно не менять, не слушайте их. Это маркетинговый ход. Чем больше АКПП будет сломано, тем больше денег они получат, продав новую.
Итак, если вы только приобрели машину с АКПП или вариатором, то масло можете не менять в автомате пока не проедете 150 000 километров. Потом делайте полную смену отработки.
После первой полной смены масло меняют через следующие интервалы:
- 30 тысяч километров пробега – частичная смена;
- 60 тысяч километров пробега – полная.
Если меняют смазку на СТО, то вам оставят пометку на АКПП, на каком километре нужно сменить смазывающее средство.
Выбор трансмиссионной смазки
Чтобы правильно заменить автомасло, необходимо хотя б чуть-чуть понимать, каковы его главные показатели и свойства. Смазки для трансмиссии делятся на:
- Минералку. Обыкновенно используется в заднеприводных машинах. Такое масло необходимо часто менять, оно располагает небольшим уровнем очищения.
- Синтетику. Наиболее дорогой и высококачественный вид смазок для трансмиссии. Используется в современных транспортных средствах. Обеспечивает плавность и простоту переключения режимов. Располагает отличными эксплуатационными показателями. Синтетику не надо часто менять. Ее нежелательно применять в произведенных давно машинах, потому как их трансмиссия может быть не приспособлена для подобного масла.
- Полусинтетику. Наилучшее соотношение стоимости и характеристик. Используется в трансмиссиях машин, относящихся к среднему ценовому сегменту. Эксплуатационные характеристики дают возможность нефтепродукту качественно защитить механическую коробку переключения передач.
В магазинах имеется множество смазок для трансмиссии от различных производителей, располагающих разными эксплуатационными показателями. Прежде чем приобретать расходник, посмотрите – не поддельный ли он?
Как должен выглядеть оригинальный нефтепродукт
- Емкость. Непрозрачная, уровень автомасла возможно увидеть лишь на особой измерительной линейке. Швы ровные, заусенцев нет. Пластик гладкий, без впадин и вздутий.
- Этикетка. Приклеена надежно и ровно, без пузырей. Надпись не содержит ошибок.
- Пробка. Хорошо прижата к кольцу стопора. Кольцо прижато к основанию горловины. Множество производителей делают на пробках гравировки либо наклеивают голограммы, переливающиеся на свету. Подобное трудно подделать.
- Дата производства. Напечатана целиком, указана с точностью до секунды. Подтертости отсутствуют. Если возможно, возьмите 2 емкости и сравните написанные на них даты производства. Они не могут полностью совпадать.
Оригинально масло с право
Помните, что поддельный нефтепродукт имеет эксплуатационные показатели, отличающиеся от характеристик оригинального расходника в худшую сторону, причем довольно сильно. Не пытайтесь сэкономить. Хорошее автомасло не может стоить дешево, где бы оно ни продавалось и кем бы ни было изготовлено. Лучше потратиться на качественную смазку, чем залить в свою машину неподходящую жидкость. Так вы обеспечите себе долгую и бесперебойную эксплуатацию транспортного средства.
Что делать, если уровень масла недостаточный?
Схема устройства коробки передач.
Если проверка показала, что уровень масла в МКПП недостаточный, есть два варианта. Можно отправит своего «железного коня» на СТО, доверив работу мастерам, а можно попробовать произвести долив самостоятельно. Механическая коробка передач автомобиля оснащена заливной пробкой, достаточно ее открутить и долить недостающую жидкость. Если пробки не предусмотрено конструкцией агрегата, долив осуществляется через специальное отверстия щупа. Для этого понадобится шприц, которым можно набирать жидкость и «впрыскивать» в отверстие. В случае, если отсутствует как щуп, так и заливная пробка долить трансмиссионное масло можно через отверстия датчиков (обычно это датчик скорости или холостого хода).
Важно! Необходимо контролировать количество «долитой» жидкости. В противном случае, можно нанести вред МКПП.
Важно! Если время замены трансмиссионного масла еще не пришло, а уровень недостаточный, необходимо обратится на станцию технического обслуживания для проведения диагностики.
Важно! Если цвет масла близкий к черному, значит оно требует замены. Если жидкость пахнет гарью, она потеряла свои свойства и выгорает в процессе эксплуатации КПП.
Как узнать какое масло было залито в АКПП
Масло в автоматических коробках переключения скоростей почти всегда красного цвета. Когда она работает в автомате, выполняя свои главные функции, смазка изменяет цвет. Со светлого красного цвета, смазка становится темной, затем черной. При попадании продуктов износа в трансмиссионную жидкость, вы сможете наблюдать металлические поблескивания. Но в этом случае слишком поздно менять масло в АКПП. Лучше всего сделать полную переборку автоматической коробки.
Трансмиссионное масло для АКПП Mobil ATF 3309
Узнать какое масло доливается в АКПП производителем можно в книге по эксплуатации автомата. В ней указываются цвет, тип, технические свойства, название, сколько литров следует заливать в автоматическую коробку.
Теперь я расскажу как долить смазку в АКПП. Есть два метода, которые отличны друг от друга, потому что существуют разные типы автоматов.
Какое масло нужно заливать в АКПП
В автоматические коробки передач заливают синтетические, полусинтетические или минеральные масла. Главным отличием от смазывающих средств для механических коробок является надпись ATF на этикетке. Расшифровывается ATF как «Automatic Transmission Fluid».
Внимание! На русский язык ATF переводится как «Масло для автоматической трансмиссии».
В книге по эксплуатации АКПП обычно указывается производителем название оригинального смазывающего средства. Если подобной трансмиссионки в городе не найти, то доливают аналоги.
Иногда название масла производитель указывает на щупе между словами «Add» и «Full», в случае отсутствия названия там, смотрят в книгу по эксплуатации.
Доливают в АКПП многих транспортных средств следующие масла:
- Toyota ATF IV;
- Mobil 3309;
- Mercon V;
- Toyota WS и другие.
Читать
Замена масла в АКПП Land Rover Freelander 2
Есть специальные трансмиссионные жидкости для вариаторов. Тогда на этикетках пишут CVT Fluid. Почти все смазывающие средства, что доливают в АКПП, красного цвета. При замене на аналог с оригинала или на оригинал с аналога делают полную смену масла в автоматической коробке передач. Как ее сделать для каждой модели автомобиля, я пишу в специально созданной для этого рубрике.
Не нужно перемешивать масла от разных производителей. Они имеют различную вязкость и активные вещества, при соединении последние могут вступать в реакцию. Масло вспенивается, теряет свойства, предназначенные для автоматической коробки передач.
Как результат автовладелец отправит АКПП на капитальный ремонт после пробега в тысячу километров с подобным смешанным маслом. В худшем случае придется заменить на контрактную или купить новый автомат.
Оригинальное масло АКПП защищает коробку от перегрева, обволакивает металлические детали плотным слоем смазки. Подобным образом детали не изнашиваются длительное время. А также оригинальная смазка обладает хорошими моющими свойствами. Она в момент замены промывает все детали, счищая с механических узлов гарь, металлическую крошку.
Функции масла в автоматической коробке передач
Если вы думаете, что у масла, для АКПП и МКПП одинаковые функции, то вы глубоко заблуждаетесь. В автомате трансмиссионная смазывающая жидкость ATF служит для обслуживания наружных элементов, их защиты от возникновения коррозии, смывания металлической стружки и отложений, а также для охлаждения деталей.
Многие скажут, что те же самые функции выполняет и масло для МКПП, так в чём же разница? А вот в чём: трансмиссионная жидкость для АКПП является не только её смазывающими защищающим компонентом, но и самым настоящим рабочим компонентом. Она выполняет очень серьёзную работу по запуску всего механизма, без неё он не сможет прийти в движение.
У гидромеханической коробки передач есть гидротрансформатор, который осуществляет функцию по сцеплению автоматической коробки, кроме этого и планетарную функцию, но при этом не допускает прямой сцепки движка с коробкой.
Все элементы ГДТ состоят из двух колёс, насосного и ведомого, а в середине стоит реактор. Так вот, именно трансмиссионная жидкость осуществляет передачу движения между этими колёсами. Во время этого процесса жидкость испытывает сильное нагревание.
Чтобы управлять коробкой – автоматом применяется гидроблок, имеющий каналы, вот по ним и подаётся АТF ко всем исполняющим действия элементам. За счёт этих действий происходит включение нужных передач в режиме автомата.
Теперь понятно, что для трансмиссионной жидкости в АКПП отводится одно из ключевых действий, которое приводит весь этот сложный механизм в движение и позволяет им управлять. Рабочее тело под названием трансмиссионное масло осуществляет следующие функции:
- смазывает и охлаждает все узлы и детали коробки – автомата;
- передаёт движение в гидротрансформатор;
- реализует переключение передач с помощью сдавливания фрикционных пакетов сквозь гидротолкатели.
Насколько качественна жидкость АTF, настолько будет повышен ресурс механизма и осуществлена его бесперебойная работа. Производители вводят воителей в некоторое заблуждение, утверждая, что для современных коробок-автоматов достаточно одного раза заливки, и жидкость будет служить весь срок работы автомата. Практика показывает, что необходимость доливки масла возникает через каждые 50-60 км пробега. Также доливка моет потребоваться в случаях, когда масло утекает через такие детали как сальники, прокладки и различные уплотняющие детали.
Источник Источник http://avtorazborka77.ru/turbonadduv/kak-proverit-maslo-v-korobke-peredach-mehanika-i-avtomat.html
Источник http://xn--34-6kc4bzaa.xn--p1ai/remont/kak-proverit-uroven-masla-v-akpp.html
Источник Источник Источник http://euroautoufa.ru/sovety/uroven-masla-v-kpp.html