Что такое 4WD на машине и что необходимо знать о полном приводе

Что такое 4WD на машине и что необходимо знать о полном приводе

4WD — что такое полный привод на машине, разбираемся

Автомобили бывают разные. Одни были созданы исключительно для движения по дорогам с твердыми покрытием. Другие – для преодоления более сложных ландшафтов. Не случайно, в инструкции по эксплуатации обычных легковых автомобилей указан их класс – дорожный. С автомобилями, имеющими полный привод все гораздо сложнее.

Что такое 4WD на машине и что необходимо знать о полном приводе

Для обозначения привода, была принято обозначение колесной формулы следующим образом. Например, колесная формула 4Х4 обозначает количество ведущих колес к их общему количеству. Ведущими называют колеса, на которые подается крутящий момент от двигателя. Также полноприводные машины обозначают 4WD, что буквально означает привод на четыре колеса.

Разумеется, трансмиссия 4WD машины конструктивно куда более сложная, чем автомобиля, имеющего передний или задний привод. Казалось бы, сделать внедорожный автомобиль 4WD довольно просто. Но, это не так.

Чтобы распределить крутящий момент от коробки передач к ведущим мостам, необходим еще один агрегат – раздаточная коробка. С ее помощью крутящий момент распределяется на все ведущие оси. Распределение крутящего момента – ключевая функция полноприводной трансмиссии. Вместе с тем, все автомобили с полным приводом 4WD, конструктивно отличаются друг от друга. наиболее часто встречаются автомобили как с постоянным полным приводом (Full time), так и с подключаемым (Part time). Поговорим о них более подробно.

Жесткий подключаемый полный привод (Part time) 4WD.

Самое простое решение для автомобиля 4WD – прямое подключение всех ведущих мостов. Такой тип трансмиссии сравнительно прост и надежен. Крутящий момент, поступает через коробку передач к раздаточной коробке, а от нее через шарнирные приводы к дифференциалам мостов. Усилие от двигателя непосредственно распределяется на передний и задний мост практически в равном количестве.

В результате, величина крутящего момента как на задних, так и на передних колесах становится практически равной. Такое распределение момента существенно повышает проходимость. Автомобиль может преодолевать существенное бездорожье.

Для увеличения крутящего момента дополнительно в трансмиссию 4WD вводится еще одна понижающая передача, называемая демультипликатором. При включении понижающей передачи, автомобиль существенно теряет в скорости, зато увеличивается тяга на колесах, что еще больше повышает проходимость. Для движения по рыхлому снегу, а также по вязким почвам рекомендуется включение понижающей передачи.

Что такое 4WD на машине и что необходимо знать о полном приводе

Такая конструкция лежит в основе всех классических 4WD внедорожников – тяжелых автомобилей, имеющих жесткую рамную основу и зависимую, часто, рессорную подвеску с неразрезными балками мостов. Конструкция классического 4WD внедорожника является фактически повторением конструкции автомобилей с американской маркировкой «general purpose», что в буквальном переводе означало: «автомобиль общего назначения». Позднее, это словосочетание трансформировалось в ставший нам привычным «джип» (Jeep).

Повышенной проходимости способствует не только полный 4WD привод на все колеса с дополнительной понижающей передачей. Успешному преодолению бездорожья во многом способствует удачное распределение веса автомобиля по осям, а также жесткая рама и конечно же, высокая и мощная подвеска, в которой вертикальное перемещение обоих колес жестко связано между собой.

Все это способствует хорошим внедорожным качествам. Если в автомобиле используются межколесные самоблокирующиеся дифференциалы, его проходимость повышается еще больше. Большинство «классических» внедорожников представляют собой автомобили с мощными двигателями, высокой посадкой и внушительными габаритными размерами. Такие автомобили способны преодолеть серьезное бездорожье, снежные заносы и даже переехать неглубокие водоемы без сильного течения.

Что такое 4WD на машине и что необходимо знать о полном приводе

Наряду с известными преимуществами, классические внедорожники 4WD имеют и ряд существенных недостатков. Главным из них является, как ни странно, жесткий полный привод. Все дело в том, что крутящий момент распределяется в равной степени между осями автомобиля. При некоторых условиях угловые скорости передних и задних колес не всегда бывают одинаковыми

. И если при движении по рыхлому грунту это компенсируется пробуксовкой колес, то при движении по твердому и ровному дорожному покрытию в трансмиссии будут возникать опасные перегрузки. Например, при прохождении поворотов, из-за разности давления в шинах или неравных угловых скоростях карданных шарниров, в трансмиссии внедорожника возникают крутильные колебания, в результате которых механизмы легко выходят из строя.

Чтобы этого не произошло, один из ведущих мостов, чаще передний, имеет возможность отключения от трансмиссии 4WD. Если вы двигались по бездорожью и решили выехать на дорогу с асфальтовым покрытием, прежде чем двигаться по дороге, вы должны отключить одну из ведущих осей. Многие отечественные и зарубежные модели 4WD внедорожников для уменьшения механических потерь оснащаются специальными муфтами, при помощи которых передние колеса подключаются к трансмиссии.

Некоторые модели имеют вакуумный или электромагнитный привод колесных муфт. Исходя из этого, такой тип автомобилей называют «part time 4WD». Повышенный расход топлива – еще один существенный недостаток внедорожников. Тяжелая рамная конструкция, чугунные балки мостов, большие механические потери обуславливают повышенный топливный аппетит таких автомобилей.

Достоинства 4WD:

  • повышенная проходимость,
  • простота и надежность конструкции,
  • жесткая конструкция.

Недостатки 4WD:

  • высокий расход топлива,
  • повышенные потери мощности,
  • необходимость отключения одной из ведущих осей,
  • высокий центр тяжести (склонность к опрокидыванию).

Постоянный полный привод (Full time) 4WD.

Со временем прогрессивная конструкция внедорожников стала уступать место более легким моделям 4WD автомобилей, которые обладали не менее выдающимися внедорожными качествами. Со временем отпала необходимость в жесткой раме. А колесная подвеска стала полностью независимой. Претерпела изменение и конструкция трансмиссии. Для того, чтобы подключить полный привод 4WD, необходимо было полностью остановить автомобиль, затем подключить колесные муфты, а уж после переводить рычаг включения моста.

Конструкция постоянного полного привода 4WD полностью исключает все эти операции, поскольку крутящий момент передается на обе оси. Это стало возможным, благодаря введению в трансмиссию еще одного элемента – межосевого дифференциала. Межосевой дифференциал напоминает конструкцию колесного дифференциала планетарного типа.

Устройство способно распределять крутящий момент между осями по принципу наименьшего сопротивления. Если передняя ось автомобиля испытывает большее сопротивление движению, крутящий момент автоматически перебрасывается к задней оси. Такая компоновка трансмиссии позволила полностью отказаться от необходимости отключения одной из ведущих осей.

Что такое 4WD на машине и что необходимо знать о полном приводе

Автомобиль с постоянным полным приводом стал более маневренным и устойчивым к заносу при прохождении поворотов на высокой скорости. Вместе с тем, на бездорожье привод full time 4 WD был бы полностью бесполезен, поскольку при пробуксовке колес на одной из осей, другие остаются недвижимы, поскольку весь крутящий момент переходит на буксующее колесо. Чтобы справиться с этой задачей, в трансмиссию было введено управление блокировкой межосевого дифференциала, также называемое «diff-lock».

В зависимости от марки и модели автомобиля, механизм блокировки дифференциала (diff-lock) может иметь рычажный, вакуумный или электромагнитный привод. Благодаря подобной компоновке полноприводной 4WD трансмиссии, появилась возможность ее установки на более легкие автомобили, имеющие несущий кузов и как продольное, так и поперечное расположение силового агрегата. Автомобили с продольным расположением двигателя имеют компоновку трансмиссии, во многом схожую с «классическими» внедорожниками.

Более интересна конструкция с поперечной компоновкой мотора. Обычно, коробка передач, раздаточная коробка и межколесный дифференциал передней оси собраны в один агрегат. Привод на заднюю ось выполнен в виде углового редуктора, внутри которого и расположены элементы межосевого дифференциала. Такая конструкция 4WD хотя и утяжеляет массу автомобиля, но более компактна по сравнению с аналогичными типами трансмиссии.

Что такое 4WD на машине и что необходимо знать о полном приводе

В результате, автомобиль 4WD способен одинаково хорошо передвигаться практически на любом покрытии. Конструкция full time 4WD легла в основу многих моделей гибридных внедорожников, называемых кроссоверами. В отличие от «классики», многие модели кроссоверов имеют несущую конструкцию кузова и полностью независимую пружинную подвеску. При этом они способны передвигаться как в плотном городском потоке, так и на легком бездорожье. Главное условие движения с заблокированным дифференциалом (diff-lock on) не рекомендуется разгоняться выше 60 км/ч и двигаться не более 2-х часов.

Вместе с тем, жесткая блокировка дифференциала сегодня стала такой же архаичной, как и зависимая подвеска. Наряду с межосевым дифференциалом или вместо него, часто применяется вязкостная муфта (вискомуфта). Принцип ее работы во многом схож с гидротрансформатором в АКПП. Между дисками, жестко соединенными с трансмиссией, находится специальная жидкость.

При незначительном различии угловой скорости передней и задней осей жидкость допускает проскальзывание дисков друг относительно друга. при пробуксовке одной из осей, жидкость разогревается, в результате чего ее плотность резко повышается. В результате, крутящий момент передается через жидкость к неподвижной оси. Вискомуфта позволяет блокировать межосевой дифференциал автоматически в нужный момент. Недостатком ее является склонность к перегреву. Поэтому, преодолевать тяжелое бездорожье в течение длительного времени на 4WD автомобилях с вязкостной муфтой не рекомендуется.

Современные 4WD автомобили оснащаются более совершенными устройствами блокировки. В них вязкостная муфта заменена многодисковой фрикционной муфтой, работающей по принципу сцепления. Управляется муфта электроникой. Электронное устройство отслеживает угловые скорости колес и распределяет крутящий момент на неподвижные. В отличие от жесткой блокировки, такой механизм позволяет распределить крутящий момент более дозировано. Благодаря электронному управлению, 4WD автомобили стали еще более проходимыми и устойчивыми даже на скользком дорожном покрытии.

Duster 4X4 АКП: доступный полный привод на «автомате»

Автомобильный полный привод работает по вполне понятному принципу – крутящий момент посредством трансмиссионного узла распределяется между четырьмя ведущими колесами. Подобная конструкция весьма удобна и имеет массу преимуществ. Основное из них – неприхотливость к типу и качеству дорожного покрытия. Машина показывает одинаково хорошие качества на обледенелой трассе, сухом асфальте и грунтовке. Кроме того, такой агрегат не боится резких съездов с бездорожья, да и на городских улицах показывает отличную динамику и отсутствие пробуксовок.

Что такое 4WD на машине и что необходимо знать о полном приводе

Краткое введение

Но даже полный привод не дает стопроцентной гарантии отсутствия различных неприятных казусов на дорогах. Иногда можно внушительный внедорожник с огромным клиренсом заметить увязшим в относительно небольшой луже. Часто это связано с неопытностью водителя или его стилем вождения. Однако случается, что полноприводная трансмиссия автомобиля просто не рассчитана на экстремальные испытания. У многих владельцев это вызывает определенные вопросы. Рассмотрим особенности подобных агрегатов и их разновидности.

Great Wall Haval H6

Что такое 4WD на машине и что необходимо знать о полном приводе
Продукт китайского автопрома, который пользуется завидным спросом у покупателей. Он имеет уникальную конструкцию с поперечно размещенным двигателем и несущим кузовом.
Haval H6 представлен в нескольких модификациях с задним или передним полным приводом. В стандартной комплектации машина получила функции безопасности, включающие подушки, бортовой компьютер и многое другое.

Теперь у нас есть Telegram-канал с самыми свежими новостями. Подписывайтесь и будьте всегда в курсе!

Ручное подключение

Этот тип полного привода относится к начинающим модификациям среди аналогов. Работает он по принципу жесткого подключения заднего моста. При этом все колеса вращаются с одинаковым показателем скорости, дифференциал между осями не предусмотрен. Происходит равномерное распределение крутящего момента между всеми элементами. Такая конструкция не позволяет скоординировать подачу усилия с различной скоростью, разве что внести собственноручные изменения в трансмиссионном блоке.

В автомобильном потоке лучше не использовать подключение фронтального моста. Особенно это уместно, если требуется развернуться. Проблема возникает по причине разной длины путей мостов. Поскольку оборотистость распределяется одинаково между осями, излишек мощности проявляется лишь посредством проскальзывания колес на одной из осей.

Что такое 4WD на машине и что необходимо знать о полном приводе

Переднеприводные автомобили – особенности поведения

К главным преимуществам таких машин можно отнести следующие факты

  • устройство переднеприводного автомобиля предполагает отсутствие карданного вала, что значительно увеличивает используемую площадь салона;
  • себестоимость производства значительно ниже, чем в случае с классической компоновкой;
  • небольшое количество узлов привода самым наилучшим образом сказывается на потерях энергии и его надежности;
  • более эффективное торможение.

Но, несмотря на столь явные преимущества

,
стоит отметить и некоторые недостатки
:

  • прохождение поворотов на переднеприводном автомобиле может быть несколько затрудненно, так как углы поворотов колес ограничиваются шарнирами;
  • резкий разгон может привести к пробуксовке колес, при этом тяга движка реализуется в значительно меньшей степени, чем у задне- и полноприводных авто;
  • возможен занос задней оси переднеприводного автомобиля во время гололеда, а также при мокром дорожном покрытии, хотя выровнять ее все же легче, чем у заднеприводного;
  • в некоторых условиях во время добавления газа на руль может передаваться реактивное усилие, конечно же, из рук он не вырвется, однако дергаться будет довольно сильно;
  • малое сцепное усилие ведущих колес не самым лучшим образом влияет на проходимость, особенно на подъемах. В этом случае первыми застревают именно передние колеса, и тогда авто становится совершенно беспомощным. Владельцы же

Плюсы и минусы

Ручное включение полного привода уместно использовать при частой езде по пересеченной местности или бездорожью. Даже при проскальзывании колес, им практически ничего не будет мешать из-за слабого сцепления с поверхностью. При движении на сухом твердом покрытии мощности деваться будет некуда. Из-за этого трансмиссионный узел подвергается повышенным нагрузкам, происходит чрезмерное изнашивание резины, а также теряется управляемость и курсовая устойчивость на высокой скорости.

Для пересеченной местности авто с подключаемым вручную приводом на все колеса вполне уместно. Мост активируется сразу и жестко, без необходимости блокировки чего-либо. Конструкция такого агрегата максимально проста, не содержит сложных и электронных элементов, а также дополнительной пневматики и гидравлики.

Для города рассматриваемый вариант системы категорически не подходит, поскольку производить частое переключение между мостами неудобно. А перемещение с жестким полным приводом приведет к износу ряда деталей с последующим их повреждением.

Типы привода

Пикапы Dodge Ram бывают заднеприводными и полноприводными. В подавляющем большинстве случаев тип полного привода на Dodge Ram является подключаемым (Part Time). Этот тип привода считается наиболее надежными, хотя и не лишенным эксплуатационных недостатков. Данная система предполагает передвижение в обычных условиях в “недоприводном” режиме (т.е. с приводом только на передние или только на задние колеса) и включение полного привода только тогда, когда в нем действительно возникла необходимость – в грязи, в снегу, на льду, при движении по сильно пересеченной местности. Хрестоматийными представителями машин с системой подключаемого полного привода является отечественный УАЗ (вся линейка), Nissan Patrol, Mitsubishi Pajero, Suzuki Jimny, большинство компактных пикапов итд. Классический part-time привод подразумевает включение полного привода вручную, когда водитель понимает, что в нем есть необходимость. Классический pert-time с ручным подключением полного привода не имеет межосевого дифференциала и ориентирован на использование в условиях бездорожья и невысокие скорости. Использование подобного типа привода на сухих покрытиях опасно, поскольку значительно снижает управляемость машины (особенно на поворотах) и создает значительные нагрузки на трансмиссию (т.н. “циркуляция мощности”), что ведет к ускоренному ее износу. Преимущества подключаемого привода:

  • отличная проходимость;
  • простая и надежная конструкция.

Недостаки подключаемого полного привода:

  • не рекомендуется использовать на сухих покрытиях.
  • необходимость ручного включения/отключения.

На всех полноприводных Dodge Ram существует такие режимы раздатки, как N («нейтраль» — позволяет осуществлять буксировку автомобиля с АКПП на любые расстояния) и L (Low — пониженная передача). На новом поколении пикапов (начиная с 2009 модельного года) режимы раздатки переключаются электронным переключателем, на предыдущих модельных годах — есть варианты, предусматривающие механическое переключение с помощью рычага. На стоковой внедорожной модификации Dodge Ram 2500 Power Wagon трансмиссия изначально заточена под преодоление серьезного бездорожья, в т.ч. блокировку переднего и заднего дифференциала, удаленное отключение стабилизатора передней подвески, защиту топливного бака и раздаточной коробки, лебедку Warn, украшающую собой переднюю часть пикапа, усиленный генератор переменного тока, амортизаторы Bilstein, контроллер тормозной системы трейлера, а также фаркоп, 17-дюймовые колесные диски, «обутые» в 32-дюймовые вездеходные шины, лифтинг на 2 дюйма и главную передачу с передаточным числом 4,56.

Постоянный вариант

Полный привод 4х4 лишен недостатков своего предшественника. Все колеса являются ведущими, между осями предусмотрен независимый дифференциал, который высвобождает излишки мощности путем прокручивания одного из спутников-редукторов. Такое решение способствует перемещению машины на постоянно подключенном полном приводе. Главная особенность подобной конструкции – наличие пробуксовки. То есть, если транспортное средство начинает буксовать одной осью, автоматически отключается и второй аналог.

Что такое 4WD на машине и что необходимо знать о полном приводе

На практике остановка происходит не так быстро, как кажется. После отключения промежуточным дифференциалом одного колеса на оси, межосевой аналог отключает на автомате вторую ось. В результате создаваемый динамический процесс и инерция позволяют преодолеть несколько метров с отключенным колесом, которое вскоре снова включается.

Режим работы

Блок управления трансмиссии:

  • 2WD;
  • AUTO;
  • LOCK.

В режиме 2WD получаем передний привод на постоянной основе. Он считается идеальным при поездах за городом, когда выезжаете на трассу.

Режим AUTO – ЭБУ контролирует работу привода автоматически. Водителям достаточно включить данный режим один раз и все остальное время путешествовать, забыв о существовании блока управления.

Режим LOCK – переход на полный привод. Рено Аркана начинает блокировать работу распределительной муфты и тем самым нагружать все оси автомобиля. Необходимо при этом придерживаться скоростных режимов: до 80 км/ч.

Особенности

Автомобиль с полным приводом 4х4 рано или поздно может застопориться. Для сохранения всех рабочих параметров внедорожника подобные машины оборудуются одной либо двумя принудительными блокираторами межосевого дифференциала. Фронтальный элемент редко оснащается заводской блокировкой, однако ее вполне реально установить самостоятельно.

Что такое 4WD на машине и что необходимо знать о полном приводе

Тем не менее постоянный полный привод также не является эталоном проявления идеальных ходовых качеств на асфальтовом покрытии. В непредвиденных ситуациях внедорожник часто затягивает на внешнюю часть поворота, а управление оставляет желать лучшего. Для корректного управления подобными транспортными средствами от водителя требуется наличие соответствующих навыков и отличное ощущение авто.

Для улучшения управляемости предусмотрены межосевые дифференциалы с принудительной блокировкой. В этом вопросе разные производители предложили свои решения. Самыми популярными вариантами стала система типа «Торсен» (Torsen) и вискомуфта. Однако задача у этих приспособлений одна – обеспечить улучшение управляемости машины через оснащение дифференциала частичной блокировкой.

При пробуксовке одной из осей стопорный механизм активируется, предотвращая влияние дифференциала на вторую ось, независимо от поступающего на нее крутящего момента. Некоторые модификации автомобилей дополнительно оборудовались аналогичной системой на заднем мосту, что дополнительно улучшало качество управления.

Duster 4X4 АКП: доступный полный привод на «автомате»

Дождались! В дополнение к моноприводной версии с «автоматом» у Renault Duster, и без того бьющего рекорды продаж, появилась полноприводная модификация с АКП. То, как подружились между собой 2-литровый бензиновый мотор, полный привод и автоматическая коробка передач, мне предстояло узнать в ходе тест-драйва новинки в окрестностях Мадрида. По пути наименьшего сопротивления

Главный вопрос, который волновал всех без исключения журналистов, приглашенных на тест-драйв этой весьма важной новинки, был о том, что за «автомат» установят на Duster. Ведь АКП, установленная на моноприводной версии Duster, в инженерном плане, мягко говоря, не молода. И, чего уж греха таить, долговечностью она не блещет. Полный же привод, особенно когда он задействован по самое не могу, — это не самая маленькая нагрузка для АКП со всеми вытекающими отсюда последствиями. Именно поэтому все ожидали чуда в виде новой коробки или адаптации ниссановской трансмиссии. Но, увы, его не произошло. Duster обвенчали со старой знакомой — АКП с индексом DP, на этот раз получившей приставку 8. Почему?

Да потому, что разработка новой трансмиссии стоит гораздо дороже апгрейда DP2. И этот путь избрали не только на Renault, а и в PSA, где она проходит под индексом AL4-AT8. К слову, по дорогам Европы колесят сотни тысяч автомобилей с подобной трансмиссией, корни которой уходят аж к 1994 году. Но это легковые автомобили с моноприводом. Duster из другого теста.
Найди пять отличий 4 передачи, возможность ручного переключения скоростей, привычная «снежинка» у центральной консоли, но на месте ниши, присущей моноприводным модификациям, маховичек выбора режимов полноприводной трансмиссии, за стаканом кнопка ESP, а еще встроенная в центральную консоль мультимедийная система Media Nav c навигацией NAVTEQ и сенсорным дисплеем — именно с такой начинкой встретил нас полноприводный Duster c автоматической трансмиссией в мадридском аэропорту. Отличий от привычной мне версии с полным приводом и механикой раз, два и обчелся. Даже цвет такой же. ESP, навигация, автомат, немного иной модуль управления аудиосистемой, иная подсветка приборного щитка — вот, пожалуй, и все. Но едет автомобиль совсем иначе. В поиске динамики Пока размеренно катишься по дорогам, выводящим за территорию аэропорта, автомобиль дарит исключительно положительные эмоции. Остановился на светофоре, передачу выключать не нужно, левая нога отдыхает. Но стоит выехать на автобан, как становится понятно: без потерь не обошлось. «Автомат» явно не добавил машине динамики. Жмешь на педаль, мотор ревет, а машина не под стать акустическому сопровождению уныло начинает разгон. Идет череда переключений. С первой на вторую автомат переключается почти не слышно. А дальше… Дальше все гораздо брутальнее. Переключения 2-3, 3-4 не заметить невозможно. Дельта в 1000 об/мин между передачами дает о себе знать не лучшим образом. Логика блока управления АКП вызывает массу вопросов. При средней интенсивности набора скорости на 3-й машина разгоняется до 107-110 км/ч и лишь потом включает 4-ю. Динамика при этом все равно не ахти какая. В более спокойном ритме 4-я включается уже при 80 км/ч. Но если впереди небольшой подъем, коими изобилуют испанские дороги, автомобиль и на сотне переключается на 3-ю. Та же ситуация при малейшей попытке ускориться с 4-ой. Может это «кик-даун» такой? Двигаясь со скоростью 100 км/ч, резко нажимаю на педаль акселератора. Пауза. Еще через мгновенье АКП включает 2-ю. Под капотом взвывает двигатель, а динамика… Увы и ах, она оставляет желать лучшего. Переключаясь самостоятельно Может ручной режим попробовать? Он есть. И с ним все в порядке. Более того, АКП полноприводного Duster, пожалуй, первая АКП, в которой ручной режим я бы предпочел автоматическому. Машина меняется на глазах. 1500, 2500, 3000, 3300 об/мин, следующая передача, 2300, 3000, 3500, следующая и так до 4-ой ступени. Хотите переключиться вниз, делайте это в районе 1500 об/мин. И вот я уже узнаю старину Dustera. На автомате он способен дарить удовольствие от езды по асфальту, правда, большей частью в ручном режиме переключения. Устроит это далеко не всех, но для них есть не без вопросов, но автоматический режим. В московских пробках, да и просто в городской толчее он наверняка выполнит возложенные на него задачи, а вот за городом лучше поскорее добраться до 4-ой и затем можно наслаждаться ездой. За пределами асфальта Позади почти 300 км испанского асфальта, и мы сворачиваем на гравий. Внедорожные участки обязательное блюдо при дегустации новых моделей или версий кроссоверов. Селектор выбора режима трансмиссии по-прежнему в положении авто, и электроника отвечает за подключение/отключение привода задних колес. На гравии Duster в своей стихии. «Автомат» выше 3-й не переключается, и машина уверенно несется в сторону живописных холмов. Когда дорога чуть шире Duster, а под колесами гравий, в какие-то моменты даже забываешь, что машина на «автомате». Высокий клиренс, полный привод, отличная подвеска — все как на привычной мне «механике», когда включаешь 4-ю и мчишься по песку, суглинку, мелким ямкам и бугоркам. Въезд на холмы не меняет характера движения, лишь в 180-градусных шпильках приходится сбрасывать «газ», чтобы не покинуть узкую горную дорожку. Duster бодро гребет четырьмя колесами и уверенно поднимается в гору. Обороты в районе 3000, о 4-й передаче мы уже и позабыли. 2-я, 3-я, снова 2-я — переключается автомат. От асфальтовых вопросов не осталось и следа. А если нырнуть в единственную повстречавшуюся на пути лужу? Тоже не проблема. Причем и с принудительным полным приводом, и в автоматическом режиме. Хрустит тонкий лед, из-под колес летят брызги смешанной с глиной воды. Подтягиваются фотографы, желающие запечатлеть этот «офф-роад», а Duster все нипочем. Передним ходом, задним, еще раз «на бис». Даже для полноприводной версии с АКП это несерьезное препятствие. И мы продолжаем карабкаться в горы. Испанское бездорожье в сухую погоду, мягко говоря, слабовато. Но на дождь нет и намека. А по сухому суглинку машины идут, как по отличной гравийке. До города Куэнко добираемся без приключений. А там нас ожидает сюрприз. Городские джунгли. Вы когда-нибудь ездили по улочкам, рассчитанным на двух всадников, с резкими перепадами высот? Езда по ним словно путешествие по лабиринту минотавра. Когда от наружных зеркал заднего вида до каменных стен, датируемых XII-XIV веками, считанные сантиметры, а улицы напоминают уменьшенные копии горных серпантинов, автоматическая трансмиссия оказывается весьма кстати. Чуть позже, после прибытия к месту ночевки, мы узнаем, что в этом городе уже в ХIV веке были многоэтажки, пристроенные к скалам. С одной стороны у их обитателей первый этаж, с другой — восьмой. Вообще же от Куэнко просто веет средневековьем. И появись на пути Duster Дон Кихот с оруженосцем, я бы не удивился. Электронные «сюрпризы» «снежинки» Второй день сюрпризов не обещал. Куэнко мы покидали уже не по джунглям старого города, а по вполне современному шоссе. Как и в первый день, нам предстояло проехать внедорожный участок и вернуться в Мадрид. Поначалу все шло по сценарию, но на втором внедорожном участке, который как брат-близнец напоминал трассу первого дня, мы решили опробовать «снежинку». В Испании она в 99% случаев без надобности, а вот у нас — совсем другое дело. В автоматических трансмиссиях моноприводных автомобилей нажатие этой кнопки в подавляющем большинстве случаев переводит трансмиссию в режим, при котором процесс трогания с места начинается не с 1-й, а со 2-й передачи. Но у Duster c DP8, по уверениям представителей Renault, все иначе: нажатие «снежинки» лишь активирует электронный блок, воздействующий на чувствительность педали акселератора. Звучит сложновато, но логично. Педаль «газа» становится менее чувствительной, а машина, как и ранее, трогается с 1-й передачи. Нажимаем «снежнику» и начинаем подъем на холмы. Автомобиль действительно становится чуть «задумчивее» в части реакций на педаль акселератора, но тем не менее уверенно ползет в гору. На селекторе выбора режима трансмиссии среднее положение «Auto», коробка в автоматическом режиме. Позади около километра подъема в гору со 180-градусными шпильками. Скорость — километров 20-30. И вот за одним из поворотов на щитке загорается лампа перегрева автоматической коробки передач и… автомобиль останавливается. Перевод селектора в режим ручного управления и выключение «снежинки» никаких результатов не приносят. Duster упорно отказывается ехать. Налицо перегрев АКП DP8, и это когда на улице +2°С, позади всего километр подъема и никакого экстрима. Ждем 20 минут, наслаждаясь красотами природы. Повторяем попытку тронуться с места. Обычно такого времени достаточно, чтобы коробка подостыла. Увы, из трансмиссии раздается глухой удар, машина по-прежнему неподвижна, а на приборном щитке в дополнение к контрольке перегрева АКП загорается «Chek Engine» и начинает моргать лампа ESP. Проходит еще 20 минут. Ту же операцию на нашем автомобиле повторяют коллеги из РФ, немало удивленные случившимся. Результат прежний. Еще 20 минут, и у нашего авто останавливается машина технической поддержки. И, о чудо, лампа перегрева АКП погасла, ESP не моргает, но главное — автомобиль едет. И лишь «Chek Engine» напоминает о случившемся. 100 км по бездорожью и асфальту наш Duster преодолевает без проблем. Более того, после остановки на ланч, когда автомобиль минут 40 постоял с заглушенным двигателем, гаснет и «Chek Engine» без вмешательства извне. По-хорошему, нужно подключить сканер и почитать ошибки, но график слишком плотный, особенно с учетом потерянного часа. Устами компании-производителя Впереди итоговая пресс-конференция. Обилие цифр и графиков, поясняющих целесообразность и необходимость наличия в модельном ряду Duster полноприводной версии с АКП. К слову, до ее появления число моноприводных Duster c «автоматом» в общем объеме продаж российских Duster составляло 20%. С появлением сочетания «автомат + полный привод» российское представительство Renault рассчитывает достичь доли в 25% для версий с АКП, и это на фоне растущих продаж модели. Но нас, как вы уже догадались, интересовали совсем другие вопросы и цифры. Особенно после ситуации с перегревом. Первый из них касался различий между DP2 и DP8. Как выяснилось, основная разница между этими АКП в наличие у DP8 внешнего контура охлаждения масла с дополнительным радиатором АКП. Подобное решение позволило поднять порог наступления экстремального температурного режима в АКП. В дополнение к этому полноприводная версия с АКП получила главную передачу с увеличенным передаточным числом. У моноприводного автомобиля оно 3,476, у полноприводного -3,65. Еще одна интересная фишка полноприводного Duster — разные алгоритмы работы режима ручного переключения передач в режиме «Auto» и «Lock». В первом случае при достижении определенных оборотов двигателя независимо от желания водителя коробка имеет возможность переключить передачу вверх или вниз, во-втором — вся ответственность на водителе. Для езды по бездорожью это несомненно плюс, если вы умеете по нему ездить. Расчетный ресурс DP8 — 200.000 км. Звучит вполне оптимистично. С моноприводными Duster, оснащенными DP2, вопросов нет. Вот только кто на них хотя бы 100.000 км проехал. DP8 перед тем как пойти в производство пробежали по 70.000 км в различных регионах РФ при температурах от +30°С до -30°С. Достаточно ли этого? Сложно сказать. То, что две из четырнадцати машин, протестированных в Испании, имели пусть временные, но вопросы с АКП, тоже статистика. Ведь у них на спидометрах всего по 2000-3000 км. Лично я бы торопить события не стал. Но цены уже объявлены. Теперь Renault действительно предлагает доступный 4х4 для всех, в том числе и для тех, кто не приемлет «механику», но мечтает о полном приводе. Юрий ЛИХУТА. Минск-Мадрид-Минск Герои второго плана Новая АКП DP8 безусловно стержень прошедшего тест-драйва, но несколько слов хотелось бы уделить и оказавшимся немного в тени навигации и ESP, которыми были оборудованы тестируемые автомобили. И то, и другое — дополнительные опции, появившиеся на производимых «Автофрамосом» машинах относительно недавно. Но обойти их вниманием было бы несправедливо. Приоритет безусловно за ESP, и не только потому, что она вносит существенный вклад в безопасность и управляемость автомобиля. Для меня изюминка этой системы на Duster — имитация блокировки межколесного дифференциала. При диагональном вывешивании колес ну очень полезная вещь. Мультимедийное устройство с навигацией тоже заслуживает похвалы. По удобству интефейса оно сравнимо, а в некоторых случаях и превосходит продукцию, устанавливаемую на более именитых брендах. При стоимости 10.000 российских рублей это совсем не тот девайс, от которого стоит отказываться. Вот только расположен он низковато, и, когда голосовая команда не понятна, чтобы взглянуть на карту, волей-неволей приходится отрывать взгляд от дороги.

Что такое 4WD на машине и что необходимо знать о полном приводе Что такое 4WD на машине и что необходимо знать о полном приводе Что такое 4WD на машине и что необходимо знать о полном приводе Что такое 4WD на машине и что необходимо знать о полном приводе Что такое 4WD на машине и что необходимо знать о полном приводе Что такое 4WD на машине и что необходимо знать о полном приводе Что такое 4WD на машине и что необходимо знать о полном приводе Что такое 4WD на машине и что необходимо знать о полном приводе Что такое 4WD на машине и что необходимо знать о полном приводе Что такое 4WD на машине и что необходимо знать о полном приводе Что такое 4WD на машине и что необходимо знать о полном приводе

Характеристики полного привода с автоматическим подключением

С развитием технологий инженеры развили систему полного привода, внеся в нее электронно-управляемые элементы с перераспределением и перебрасыванием крутящего момента. В результате разработаны конструкции стабилизационной и курсовой устойчивости, а также антибуксировочные узлы. Они оптимально распределяют крутящий момент, активируются и контролируются посредством электроники. Сложные и максимально современные схемы используются на дорогих и элитных внедорожниках.

Что такое 4WD на машине и что необходимо знать о полном приводе

Например, КПП автомат с полным приводом может оснащаться слежением за углом рулевого поворота, контролем кузовных кренов и скорости, включая возможность учета частоты колебаний колес за определенный период времени. Бортовой компьютер авто выполняет максимально полный сбор сведений о поведении транспортного средства на дороге. ЭБУ обрабатывает информацию и корректирует трансформацию крутящего момента между осями при помощи муфты, имеющей электронное управление. Этот элемент пришел на смену межосевому дифференциалу. Данное изобретение получило широкое применение на современных спортивных автомобилях. Сегодня подобные системы являются практически идеальными в своем поведении, особенно если имеются датчики и параметры, позволяющие работать узлу на опережение.

Suzuki Vitara

Что такое 4WD на машине и что необходимо знать о полном приводе
Современный кроссовер, обладающий компактными габаритами, трендовым дизайном и повышенным уровнем комфорта. За счет отличного сочетания этих показателей, модель можно считать лучшей среди полноприводных автомобилей 2020 года.
Потенциальный владелец имеет возможность подобрать цвет вставок в салоне, выбрать подходящие декоративные детали. Другими словами, покупатель может принять активное участие в оформлении своего авто.

В салоне установлена мультимедийная система с крупным сенсорным дисплеем. Модель оснащается передним или задним приводом, и несколькими вариантами двигателей.

Нюансы

Плюсы и минусы полного привода с автоматическим подключением рассмотрим далее. Подобная конструкция трансмиссии подходит для применения на асфальте, а также грунтовых трассах с небольшим наличием бездорожья. Связано это с тем, что электронные муфты при значительной пробуксовке начинают перегреваться и ломаться. Причем для этого не надо пересекать болота и пески, достаточно будет 10-15 минут на льду. При систематической перегрузке, поломка детали неизбежна, а это чревато дорогостоящим ремонтом.

Чем больше «наворотов» в системе, тем сильнее она склонна к поломкам. Поэтому прежде чем выбрать автомобиль, необходимо учитывать преимущественные трассы, по которым он будет перемещаться. Стоит отметить, что если на одном из индикаторов «АБС» порвется проводок, вся система обнулится, и не будет получать важную информацию извне. Также неприятности могут случаться со сбоями в работе электронике либо при заливке некачественного бензина (не дающего включить пониженную передачу).

Что такое 4WD на машине и что необходимо знать о полном приводе

Комбинированные системы

На автомате и механике полный привод с несколькими режимами является самой многофункциональной системой. Ее можно активировать вручную или автоматически, принудительно отключить один из мостов. Использование подобной конструкции не повышает расход горючего, что немаловажно, особенно учитывая нынешние цены на топливо.

Отдельно стоит отметить транспортные средства с селективной трансмиссией, которая представляет собой постоянный полный привод с возможностью отключения фронтального моста. На некоторых внедорожниках можно выбрать один из нескольких режимов (с автоматической, жесткой блокировкой или активацию пониженной передачи).

Suzuki Jimny

Что такое 4WD на машине и что необходимо знать о полном приводе
Этот автомобиль обладает игрушечным дизайном, но в действительности способен справиться с серьезным бездорожьем. Машина базируется на прочной раме, а за счет умеренных габаритов и полного привода транспорт способен справляться с трудными участками, которое не под силу большинству внедорожников.

Особенности:

  • Мотор объемом в 1.3 литра и мощностью в 85 лошадиных сил;
  • Механическая коробка передач с пятью скоростями. Также есть модификация с автоматической КПП.

Яркие представители

Ниже приведен перечень некоторых марок автомобилей с разными типами трансмиссии, которые наиболее продуктивно сочетают в себе все особенности узлов:

  • Модели с ручным подключением: «Судзуки Витара», «Тойота Лэнд Крузер», «Ниссан Навара», «Форд Рейнджер», «Ниссан Патрол».
  • Постоянный полный привод: УАЗ, «Лада 4×4», «Тойота Прадо», «Лэнд Ровер Дефендер», «Лэнд Ровер Дискавери».
  • Привод с автоматическим подключением: «Киа Спортейдж», «Ниссан Мурано», «Митсубиси Аутлендер», «Тойота РАВ-4».
  • Многорежимная версия: «Митсубиси Паджеро», «Джип Гранд Чероки».

Что такое 4WD на машине и что необходимо знать о полном приводе

В завершение

Система постоянного полного привода (Full Time) обеспечивает стабильную передачу крутящего момента на все колеса транспортного средства. Узел включает в себя ряд характерных элементов и деталей: коробку передач, сцепление, раздаточный блок, карданные и главные передачи, межколесные и межосевые дифференциалы. Рассматриваемая система может использоваться на машинах с продольным либо поперечным расположением силового агрегата. Различаются подобные узлы преимущественно по конструкциям раздаточной коробки и карданных передач. Более современные аналоги с электроникой вместо дифференциала оснащены специальной муфтой, однако требуют бережного отношения и стоят на порядок дороже.

subaru (Deutsch, English, Русский)

На Subaru с 5-ступенчатой автоматической коробкой передач (а так же на некоторых моделях с 4-ступенчатым автоматом, например Outback 1998-2003 с двигателем H6) используется система постоянного полного привода с распределением тягового усилия в пропорции 45/55 через межосевой планетарный дифференциал (тип трансмиссии VTD). Дифференциал оснащен управляемым электроникой многодисковым сцеплением, и блокируется электроникой в зависимости от дорожных условий.

Как опция может быть установлен блокируемый вискомуфтой задний дифференциал.

Автомобили с 4-ступенчатой VTD: 2002 Impreza 2.5WRX (Северо-Американский рынок), Forester 2.5XT (Северо-Американский рынок), SVX (распределение тяги 36/64), 2003 Legacy GT 4EAT+VTD, 1998-2003 6-цилиндровый Legacy Outback 4EAT+VTD, (что-то ещё?)

Автомобили с 5-ступенчатой VTD: 6-цилиндровые Legacy, Legacy Outback, Tribeca (ещё?)

В северной Америке, если автомобиль оборудован VDC, скорее всего имеет полный привод типа VTD.

Межосевой дифференциал распределяет крутящий момент между передними и задними колесами в соотношении 45.5/54.5 благодаря способности смешанного планетарного редуктора к распределению крутящего момента. Данное соотношение было определено в большей степени из соображений повышения плавности прохождения поворотов (что требует оптимизации распределения сил боковой реакции, возникающих между протекторами и дорожным покрытием), чем с целью улучшения силы сцепления шин (что требует оптимизации распределения динамических нагрузок). Динамический контроль изменения базового соотношения осуществляется благодаря применению механизму ограничения проскальзывания дифференциала. Регулировка осуществляется в интервале от определяемого передаточным отношением планетарной сборки базового значения до значения, достигаемого в момент приостановки функционирования дифференциала. Функционирование системы регулирования распределения крутящего момента между передними и задними колесами способствует повышению управляемости транспортного средства, обеспечивая высокую стабильность хода автомобиля даже в экстремальных условиях.

В число задач, выполняемых данной системой управления функционированием многодисковой муфты межосевого дифференциала ограниченного скольжения (LSD) входят следующие:

a) Регулировка управляющего давления на муфту LSD в соответствии с входным крутящим моментом, и условиями движения;

b) Регулировка управляющего давления во время начала движения пропорционально углу открывания дроссельной заслонки;

c) Снижение управляющего давления на муфту во время совершения поворотов, когда отношение скоростей вращения передних и задних колес оказывается меньше некоторого установленного для текущего скоростного режима значения;

d) Снижение (д.б. повышение? — проверить) управляющего давления на муфту при выявлении момента начала пробуксовки передних или задних колес;

e) Установка давления на заданный уровень при поступлении входных сигналов ABS.

f) Снижение управляющего давления на муфту при замыкании (ON) датчика-выключателя торможения и полном закрывании дроссельной заслонки (базовый контроль);

g) Повышение управляющего давления при активации режима «1» АТ с целью улучшения управляемости автомобиля.

Иллюстрация: межосевой планетарный дифференциал (23) и многодисковая муфта межосевого дифференциала (24) на Subaru с 5-ступенчатой автоматической коробкой передач

Что такое 4WD на машине и что необходимо знать о полном приводе

Иллюстрация: Subaru VTD all wheel drive system’s planetary gear center differential

Что такое 4WD на машине и что необходимо знать о полном приводе

Иллюстрация: subaru vtd differential

Что такое 4WD на машине и что необходимо знать о полном приводе

Некоторые Subaru оснащаются вискомуфтой в заднем мосту для распределения тягового усилия между задними колесами: Impreza WRX, Legacy GT, Legacy Spec.B, Outback 2.5i, Outback XT.

Некоторые модели оборудованы системой Vehicle Dynamics Control (VDC). VDC представляет собой систему стабилизации курсовой устойчивости (ESC). Она может ограничивать тягу, развиваемую двигателем, и индивидуально притормаживать буксующие колёса. Любой автомобиль, с ручной коробкой, или автоматом 4AT, 5AT может быть оборудован VDC. На автомобилях с автоматической трансмиссией, для обеспечения стабильности автомобиля, VDC сначала пытается отрегулировать распределение тяги между передним и задним мостом, а потом уже подгормаживать индивидуальные колёса, и затем ограничивать обороты двигателя.

Примеры работы системы VDC можно посмотреть в разделе Видео.

Как работает полный привод: виды и электронные системы

Не все автомобилисты знают, как работает полный привод, какими особенностями обладают ТС, оснащённые такой трансмиссией. И точно также не все машины, которые принято считать полноприводными, в полной мере соответствуют этому. В этом материале мы постараемся ответить на данный вопрос максимально точно и развернуто.

Общий принцип: как работает полный привод

Полноприводные машины в городской среде ничем не отличаются от авто, имеющих только задние или передние ведущие колеса. Это обусловлено особенностями работы трансмиссии. Например, постоянный полный привод у Рено Дастер распространяется на переднюю ось. Назад крутящий момент передается с помощью подключаемой муфты.

Также может быть обратная схема полного привода. Различие состоит в постоянном приведении в действие задних колес. Передняя ось остается подключаемой. К отдельной категории относятся автомобили, имеющие постоянный полный привод.

Что такое 4WD на машине и что необходимо знать о полном приводеВ полном приводе ведущими являются сразу 4 колеса

Как работает подключаемый полный привод?

Эта система положила начало появлению в автомобилестроении техники с четырьмя ведущими колесами. Она функционирует за счет жесткого подключения передней оси. Дифференциал здесь отсутствует, а все колеса движутся с одинаковой скоростью.

Дифференциал является механическим устройством, осуществляющим прием и распределение крутящего момента между колесами в определенной пропорции. Этот узел способен автоматически компенсировать скоростную разницу в движении.

Что такое 4WD на машине и что необходимо знать о полном приводеОдин из типов полного привода: подключаемый

Суть работы дифференциала состоит в том, чтобы направлять момент к ведущим осям, позволяя им вращаться с разной скоростью.

Колеса автомобиля имеют одинаковую скорость вращения, пока он движется прямо. В случае совершения поворотов и других маневров этот показатель изменяется в зависимости от конкретных условий. Одно колесо может начать вращаться быстрее других, как и мосты.

Full-time

Из-за недостатков конструкции полного привода, который подключается, автомобильные инженеры принялись за разработку системы 4WD, лишенной их. В ней обе оси являются ведущими, имеющими свободный дифференциал. Если возникает пробуксовка, то избыточная мощность гасится внутренним сателлитом в редукторе. Это позволяет машине всегда иметь две ведущие оси.

Тонкость в том, что полный привод будет функционировать корректно, если одна из пар колес не начнет пробуксовывать. Тогда вторая ось также будет отключаться. Для нивелирования данной конструктивной особенности такая полноприводная система дополнительно оснащена минимум одной блокировкой дифференциала, которая включается принудительно. В отдельных случаях их может быть две.

Система AWD

Модернизация полного привода продолжается по сей день. Еще одним его подвидом является система, которая полностью управляется электронным блоком. Она способна перебрасывать крутящий момент в зависимости от определенных условий эксплуатации. Для повышения маневренности и контроля над транспортным средством появилась прогрессивная электроника, например, системы:

  • курсовой устойчивости;
  • противоскольжения;
  • стабилизации;
  • распределения крутящего момента.

Что такое 4WD на машине и что необходимо знать о полном приводеПримерно так помогает управлять авто система курсовой устойчивости

Всем управляют электронные блоки, получающие сигналы с датчиков ABS. Именно они считывают скорость на каждом колесе.

Какие полноприводные авто эксперты не считают таковыми?

Если двигатель автомобиля и трансмиссия вращают все четыре колеса, это еще не указывает на то, что машина относится к классу внедорожников и сможет преодолеть любые препятствия на своем пути.

Конечно, тот же Рено Дастер сможет проехать по бездорожью. Его геометрическая проходимость оставляет позади конкурентов. Но технические характеристики далеки от идеала. Именно поэтому не стоит на автомобилях с номинальным полным приводом заезжать в болота, пытаясь всем доказать, что они смогут преодолеть невероятные препятствия. Иначе придется далеко идти за трактором, без которого застрявшую машину не вытащить.

Разбираться и понимать, как работает система полного привода, нужно тогда, когда машина используется вне асфальтированных покрытий – по грунтовым, лесным, песчаным дорогам. Именно там могут пригодиться все четыре ведущих колеса, поскольку моноприводным автомобилям в таких условиях будет невероятно сложно. Они скорее всего застрянут в самом начале.

Источник Источник http://remontpeugeot.ru/korobki-pezho/chto-takoe-4wd-i-chto-neobxodimo-znat-o-polnom-privode.html
Источник http://vmyatynnet.ru/raznoe/minusy-polnogo-privoda-2.html
Источник Источник Источник http://mycary.ru/how/explotation/kak-rabotaet-polnyy-privod.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Стоимость замены сцепления и ремонт коробки передач: что нужно знать

Стоимость замены сцепления и ремонт коробки передач: что нужно знать

Ремонт автомобиля, особенно таких важных узлов, как сцепление и коробка передач, всегда вызывает вопросы у владельцев машин. Чтобы избежать неприятных сюрпризов и быть готовым к возможным затратам, важно понимать, что влияет на стоимость и как выбрать подходящий автосервис. Замена сцепления: что входит в стоимость Это процедура, которая включает не только замену самого узла, но и […]

Карданный вал ГАЗ Соболь и ГАЗель Бизнес: неотъемлемая часть трансмиссионной системы

Карданный вал ГАЗ Соболь и ГАЗель Бизнес: неотъемлемая часть трансмиссионной системы

Карданный вал является одним из ключевых элементов в трансмиссии любого автомобиля, выполняя функцию передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам. Эта деталь особенно важна для коммерческих автомобилей, таких как ГАЗ Соболь и ГАЗель Бизнес двигатель, которые испытывают значительные нагрузки из-за интенсивной эксплуатации и перевозки тяжелых грузов. Особенности конструкции Карданный вал для ГАЗ Соболь и […]