AI-SHIFT: суть системы, принцип действия, а также ее основные недостатки
AI-SHIFT: суть системы, принцип действия, а также ее основные недостатки
Электронные технологии, ассистенты водителя и прочие интеллектуальные системы все прочнее входят в автомобильный мир. Большинство автопроизводителей оснащает выпускаемые моделями разнообразными сервисами, основной задачей которых является повышение комфорта пассажиров и упрощение управления автомобилем. Одной из подобных интеллектуальных систем является функция AI-SHIFT, которая используется в некоторых машинах с автоматической трансмиссией. Далеко не каждый водитель знает, что это за функция и каким образом можно ей пользоваться, чтобы упростить процесс управления автомобилем.
В чем суть системы AI-SHIFT
Под термином AI-SHIFT понимается специальная функция, которой оснащается автоматическая трансмиссия автомобиля. Она позволяет проанализировать манеру управления транспорта водителем, а также состояние самого авто, благодаря чему принимается решение на автоматическое переключение между доступными режимами езды во время крутых спусков либо подъемов. Если говорить более простыми терминами, встроенная в автомобиль система управления проводит анализ дорожной обстановки, запоминает стиль вождения лица, находящегося за рулем, после чего самостоятельно проводит анализ и определяет необходимый режим переключения передач для трансмиссии, благодаря чему достигается ее наиболее оптимальная работы.
Эти кроссоверы запрещено покупать даже с большой скидкой: самые ненадежные модели на вторичном рынке
Как быстро испортить автомобиль с помощью WD-40: методы, которые опасны для машины
Простые и дешевые средства защиты кузова автомобиля от реагентов, которыми обрабатывают дороги
Принцип действия
Работа интеллектуального ассистента управления передачами трансмиссии возможна только в том случае, когда селектор переключения находится в положении D. Если же он будет установлен на S, то умная система автоматически отключается и коробка переходит в классический режим работы.
Суть работы AI-SHIFT можно отобразить приблизительно таким способом:
- датчики, установленные в автомобиле, определяют условия, в которых движется автомобиль. Происходит оценка угла наклона при движении машины на спуске либо подъеме;
- по манере управления автомобилем система определяет дальнейшие намерения водителя. Если он продолжает дожимать педаль акселератора, то сервис понимает, что необходимо откорректировать работу трансмиссии с учетом данных действий;
- происходит корректировка работы АКПП, путем повышения либо понижения передач.
Установка корректной передачи трансмиссии и необходимого скоростного режима автомобиля выполняется при помощи оценки текущего скоростного режима, а также угла положения заслонки дросселя.
Если система определяет, что автомобиль нуждается в оптимизации тяговых усилий во время подъема, то она не позволяет автоматической трансмиссии выполнять переключения на наиболее высокие четвертую и пятую передачи. Транспортное средство двигается на пониженной скорости до тех пор, пока сервис не определит, что необходимо переводить КПП в стандартный режим работы.
В случае, если автомобиль движется на спуске под уклоном, интеллектуальная система распознает, что необходимо выполнить оптимизацию тормозного усилия, а потому производит перевод текущей скорости трансмиссии на четвертую либо третью передачи.
Недостатки сервиса AI-SHIFT
Несмотря на то, что интеллектуальный ассистент управления режимами движения трансмиссии во время спуска либо подъема автомобиля на уклоне является весьма полезным и важным помощником, как и большинство электронных систем, он имеет ряд недостатков:
- система может допустить сбой и выполнить неправильную оценку ситуации на дороге либо действий водителя;
- для понимания работы системы и успешного взаимодействия с ней водителю может потребоваться определенный промежуток времени.
В целом, подобный интеллектуальный ассистент управления трансмиссией может оказаться вполне кстати и упростит прохождение спусков и подъемов. Однако данной системой оснащаются не все коробки передач и суть их работы требует определенного понимания со стороны водителя. Автор: Константин Старченко
Автомобильный справочник
для настоящих любителей техники
Автоматические коробки передач
Автоматические коробки передач — разновидность трансмиссии автомобилей, обеспечивающая автоматический (без прямого участия водителя) выбор соответствующего текущим условиям движения передаточного числа, в зависимости от множества факторов. Исторически название «автоматическая коробка передач» закрепилось лишь за одной разновидностью таких коробок передач — гидромеханической планетарной коробкой передач.
Типы автоматических трансмиссий
Существуют два типа автоматических трансмиссий (коробок передач), отличаемых по эффективности воздействия на динамику управления автомобилем:
- Полуавтоматические трансмиссии, являющиеся ручными коробками передач, с помощью которых все управляющие операции выполняются водителем, а переключение передач осуществляется путем электронно-управляемых исполнительных механизмов; с точки зрения динамики автомобиля это означает, что переключение передач всегда связано с прерыванием потока мощности при помощи сцепления;
- Полностью автоматические трансмиссии, которые обеспечивают переключение передач при нагрузке, то есть, мощность продолжает передаваться к ведущим колесам во время переключения передач.
Такое отличие в динамике управления автомобилем является важным фактором, определяющим область применения для этих двух видов трансмиссии. Полностью автоматические трансмиссии используются при условиях, когда разъединение силовой передачи приводит к значительному уменьшению комфорта движения (прежде всего, при управлении легковым автомобилем с высокой приемистостью), или когда это недопустимо при сложных режимах движения (при управлении внедорожным транспортным средством). Полуавтоматические трансмиссии находят применение на тяжелых грузовых автомобилях, междугородных автобусах, а также небольших легковых автомобилях, гоночных и спортивных легковых автомобилях.
Полуавтоматические коробки передач
Недостаток полуавтоматических коробок передач с ручным выбором передач, применяемых, в основном, на грузовых автомобилях, по отношению к полностью автоматическим заключается в том, что каждое переключение связано с прерыванием потока мощности. (рис. «Полуавтоматическая трансмиссия» ) Однако, у такой конструкции имеются также важные преимущества, позволяющие:
- Создавать небольшие промежутки между передаточными числами, вплоть до 16 передач;
- Передавать мощность с повышенной эффективностью (к.п. д.);
- Повышать экономичность; использовать одну и ту же базовую коробку передач для конструкций неавтоматического и автоматического типов.
Принцип действия полуавтоматической коробки передач
Центральный клапанный блок коробки передач преобразует электрические сигналы в пневматическое или гидравлическое давление, воздействующее на гидро- или пневмоцилиндр переключения передач. В зависимости от используемой системы, электрически управляемые сигналы могут непосредственно поступать от рычага переключения передач, приводимого в действие водителем, или от электронной системы управления.
Конструктивные особенности полуавтоматической коробки передач
На большинстве полуавтоматических коробок передач имеет место дистанционное управление механическим режимом переключения передач. Процедуры переключения передач и выключения сцепления — те же, что и при использовании стандартной не автоматическипереключаемой коробки передач.
К преимуществам таких коробок передач относятся:
- Уменьшенное усилие, образуемое во время переключения передач;
- Упрощенная схема переключения;
- Защита двигателя от работы на повышенных оборотах без нагрузки.
На полностью автоматических коробках передач, кроме самой коробки, автоматическим является и механизм переключения передач. Управляющее устройство, имеющееся в распоряжении водителя, состоит либо из специального рычага переключения, либо из кнопок +/- с возможностью перехода на режим ручного выбора передач. Сложные системы переключения применяются при управлении коробками передач с большим количеством передаточных чисел. Система, в которой используется включение передач только в соответствии с фиксированной программой, далеко не всегда является оптимальной, поскольку при ее использовании не учитывается весь комплекс условий, связанных с достижением оптимального равновесия между управляемостью автомобиля и его топливной экономичностью.
Эта задача возлагается на микрокомпьютерную систему управления. Электронная система управления работой двигателя регулирует открытие дроссельной заслонки (система ЕТС или EGAS), облегчая, таким образом, достижение эффективной синхронизации с процессом переключения передач. К преимуществам такого управления относятся:
- Достижение оптимальной экономии топлива;
- Уменьшение нагрузки на водителя во время работы;
- Меньше вес и размеры;
- Повышение безопасности для водителя и для автомобиля.
Полностью автоматические коробки передач
Выполняют операции по переключению передач без участия водителя. Потери мощности в автоматической коробке передач существенно больше, чем в механической. Однако это компенсируется преимуществами, связанными с возможностью поддержания работы двигателя в максимально экономичном режиме. (рис. «8-ступенчатая автоматическая коробка передач легкового автомобиля (ZF 8 HP70)» )
Автоматическая коробка передач содержит:
- Гидротрансформатор (всегда используется в коробках передач легковых автомобилей; на грузовых автомобилях обычно применяется конструкция типа Trilok): предназначен для троганья с места, увеличения крутящего момента и поглощения крутильных колебаний;
- В коробках передач легковых автомобилей, как правил, и грузовых автомобилей (всегда) гидротрансформатор дополняется блокировочной муфтой;
- Несколько планетарных механизмов;
- Многодисковые фрикционы с гидравлическим приводом, дисковые или ленточные тормоза (предназначены для выполнения переключений без разрыва потока мощности);
- Механизмы свободного хода вместе с элементами переключения для оптимального переключения передач;
- Механизм планетарной передачи;
- Систему управления для выбора и плавного переключения передач в соответствии с программой, устанавливаемой водителем автомобиля;
- Гидронасос с приводом от двигателя, который обеспечивает давление, необходимое для работы элементов переключения, подает жидкость к гидротрансформатору, обеспечивает смазку и охлаждение коробки передач.
Варианты конструкции автоматической коробки
Автоматические коробки передач, устанавливаемые на легковых автомобилях, имеют до 8 передач переднего хода.
Диапазон механического преобразования находится в пределах от 3,5 (4-ступенчатая коробка передач) до 5,0 (5-ступенчатый агрегат), до 6 (6- и 7-ступенчатая коробка), до 7 (8-ступенчатая коробка). Коэффициент трансформации при разгоне изменяется в пределах от 1,7 до 2, 5.
Автоматические коробки передач для грузовых автомобилей могут иметь от 3 до 6 передач переднего хода. Диапазон механического преобразования изменяется в пределах от 2 до 8. Эти коробки передач часто имеют встроенные гидродинамические замедлители, а также гидронасос, большой поддон для накопления жидкости и охладитель жидкости.
В качестве альтернативы автоматической коробки передач гидротрансформаторного типа все шире на переднеприводных и спортивных автомобилях применяются автоматические трансмиссии с двойным сцеплением или автоматизированные механические коробки передач (рис. «7-ступенчатая трансмиссия с двойным сцеплением ZF 7DT50» ). Трансмиссии с двойным сцеплением (рис. «Принципиальная схема трансмиссии с двойным сцеплением» ) имеют преимущество над гидротансформаторами в условиях высоких значений частоты вращения коленчатого вала — от 6500 до 7000 мин -1 . Кроме того, благодаря наличию промежуточного вала, трансмиссия с двойным сцеплением может иметь преимущества в конфигурации привода (масса, объем). В настоящее время в серийное производство внедрены 6- и 7-ступенчатые трансмиссии с двойным сцеплением «мокрого» типа. Также серийно выпускаются версии с «сухим» сцеплением и электромеханическим приводом.
Подробнее об автоматических коробках передач можно почитать здесь.
Электронная система управления коробкой передач
Системы управления автоматических коробок передач, в которых применяется только гидравлика, вытесняются системами, в которых сочетаются элементы электроники и гидравлики (гидравлический привод сохраняется только применительно к фрикционам). К преимуществам применения электроники относятся:
- Возможность устанавливать несколько различных программ переключения передач,
- Большая плавность включения передачи,
- Гибкость и приспосабливаемость к различным типам автомобилей,
- Применение упрощенных гидравлических цепей управления и механизмов свободного хода.
Измерительные преобразователи системы определяют нагрузку, положение рычага переключения передач, положение переключателя программ и режима «kick-down», а также частоту вращения вала двигателя и ведомого вала коробки передач. Блок управления обрабатывает эти данные в соответствии с установленной программой и вырабатывает сигналы управления коробкой передач.
Электродинамические преобразователи образуют связь между электронными и гидравлическими цепями, в то время как соленоидные клапаны приводят в действие фрикционы. Используются аналоговые или цифровые регуляторы давления.
Управление переключением передач
Во время выбора необходимой передачи системой запрашиваются данные о частоте вращения ведомого вала коробки передач и двигателя, прежде чем сработает соответствующий соленоидный клапан. Водитель может выбрать из имеющихся требуемую программу переключения передач, например, для обеспечения максимальной топливной экономичности или максимального скоростного режима. В процесс переключения передач можно также в любой момент вмешаться посредством ручного переключения передач рычагом.
Интеллектуальные программы переключения передач оптимизируют управление автомобилем, пополняя стандартные данные управления коробкой передач вспомогательными параметрами, такими, как продольное и поперечное ускорение и скорость перемещения педалей тормоза и подачи топлива. Сложная программа управления позволяет выбирать соответствующую передачу как для текущих условий движения автомобиля, так и для стиля управления. Широкое распространение получили концепции, в которых сочетаются высокий уровень «интеллектуальных» (универсальных) программ переключения передач со средствами активной адаптации к индивидуальному управлению автомобилем.
В дополнение к стандартным положениям переключений рычаг переключения передач может переходить ко второй (параллельной) логической схеме, при которой простого легкого перемещения рычага толчком достаточно для того, чтобы немедленно изменить передачу (если при этом не будет превышена частота вращения вала двигателя).
Блокировка гидротрансформатора
Механическая блокировочная муфта может использоваться для повышения эффективности работы коробки передач за счет устранения проскальзывания в гидротрансформаторе. Переменными параметрами, используемыми для определения условий срабатывания блокировки гидротрансформатора, являются нагрузка на двигатель и частота вращения ведомого вала коробки передач.
Контроль качества переключения
Точность, с которой давление во фрикционных элементах регулируется в зависимости от величины передаваемого крутящего момента, оказывает решающее влияние на качество переключения; это давление устанавливается с помощью специального регулятора. Плавность переключения передач может повышаться за счет кратковременного снижения выходной мощности двигателя на период переключения передачи.
Защитные цепи
Предусмотрены для исключения повреждений коробки передач, связанных с ошибкой водителя, при этом система на ошибочные функции в электрической схеме срабатывает посредством возвращения к запасному режиму.
Конечные элементы управления
Элементы электрогидравлического преобразования, такие как соленоидные клапаны и регуляторы давления, обеспечивают связь между электронными схемами и гидравлическими цепями.
Подробнее об электронном управлении автоматической коробкой передач можно почитать здесь.
Бесступенчатые коробки передач
Бесступенчатые коробки передач позволяют оптимально сочетать характеристики двигателя с различными режимами эксплуатации автомобиля. (рис. «Бесступенчатая коробка передач легкового автомобиля ZF CFT23» )
К их преимуществам перед механическими коробками передач с фиксированным количеством передаточных чисел относятся возможности повышения производительности и топливной экономичности с одновременным уменьшением выброса токсичных веществ в отработавших газах (посредством обеспечения оптимальных условий работы двигателя). Однако полная реализация преимуществ бесступенчатой передачи повлечет за собой уменьшение коэффициента ускоряющей передачи до значения φ, равного 0,5 или 1,0.
Бесступенчатые передачи (CVT) могут быть механическими (ременными или фрикционными), гидравлическими или электрическими. Наивысший уровень разработок достигнут применительно к механическим бесступенчатым передачам, в которых используется стальной гибкий ремень (устанавливаются на маломощных переднеприводных легковых автомобилях с поперечным расположением двигателя).
Диапазон преобразования бесступенчатой передачи находится в пределах 5,5-6,0. Сегодня серийно выпускаются бесступенчатые трансмиссии, у которых передаваемый крутящий момент от двигателя колеблется между 300 и 350 Нм. Основными элементами бесступенчатой коробки передач легкового автомобиля являются:
- Механизм включения для начала движения (фрикцион с дисками в масле, электромагнитная муфта или гидротрансформатор);
- Первичный и вторичный шкивы с аксиально перемещаемыми дисками и стальной ремень, предназначенный для передачи мощности;
- Система электронно-гидравлического управления коробкой передач;
- Узел движения задним ходом;
- Главная передача с дифференциалом. Можно ожидать, что бесступенчатые трансмиссии со стальными ремнями в недалеком будущем будут использоваться шире, в частности, внедряться на более мощные легковые автомобили.
В настоящее время в производстве автомобилей пока еще не используются фрикционно-роликовые трансмиссии. С точки зрения компоновочной схемы они лучше подходят для транспортных средств с приводом на задние колеса.
На некоторых средствах общественного транспорта применяются электрические трансмиссии. Они могут приводиться от альтернативных источников питания, таких как аккумуляторные батареи, навесные линии электропередач или, в будущем, топливные элементы. К преимуществам электрических трансмиссий, применяемых на автобусах, относятся неинтегрированная конструкция силовой передачи, одноколесный привод и, в особенности, более простая реализация конструкции транспортного средства с низким уровнем пола.
Гидростатико-механические трансмиссии в настоящее время используются при производстве сельскохозяйственных тракторов. Применение их на транспортных средствах, движущихся по дорогам, нежелательно из-за высоких уровней шума, создаваемых такой трансмиссией.
Подробнее о бесступенчатых коробках передач можно почитать здесь.
Особенности АКПП с электронным управлением
Общая схема автоматической трансмиссии с электронными средствами управления и контроля приведена на рис. 35.
Основные различия между гидравлически- и электронноуправляемыми трансмиссиями приведены ниже:
Операция | Электронноуправляемая трансмиссия | Гидравлически управляемая трансмиссия |
Определение скорости автомобиля | Величина скорости автомобиля преобразуется в электрические сигналы импульсным генератором. | Скорости автомобиля соответствует определённое давление, создаваемое центробежным регулятором. |
Определение степени открытия дроссельного клапана | Степень открытия дроссельного клапана определяет датчик положения дроссельной заслонки двигателя | Степени открытия дроссельного клапана соответствует давление, создаваемое этим клапаном |
Переключение передач | Блок управления и контроля определяет необходимость в переключении передач на основе электрических сигналов, поступающих от импульсного генератора, датчика положения дроссельной заслонки двигателя и т. д. Для осуществления переключения электрические сигналы из блока посылаются на различные соленоиды. | Клапаны переключения передач приводятся в действие совокупностью различных значений давления масла в гидравлической системе трансмиссии (линейного, давления дроссельного клапана, давления центробежного регулятора). |
Общая схема действия |
ЭУ- трансмиссия может работать в 3-х режимах: ECONOMY, POWER и HOLD, которые выбираются водителем (рис.36). Работа такой трансмиссии контролируется электронным блоком управления и контроля (компьютером, другими словами) и различными датчиками (см. рис.35).
Рис. 36. Переключатели режимов работы ЭУ-трансмиссии
Режим ECONOMY.
В этом режиме время переключения передач выбирается оптимальным с целью обеспечения более экономичного режима вождения
Режим POWER.
В этом режиме время переключения передач затянуто с целью обеспечения скорейшего разгона автомобиля.
Режим HOLD.
В этом режиме при рычаге переключения передач, установленном в положение D, в трансмиссии постоянно включена 3-я передача (переключается на 2-ю при скорости автомобиля меньше, чем 20 км/ч). Соответственно, при рычаге переключения передач, установленном в положение 2, постоянно включена 2-я передача, в положение 1 — 1-я передача. Такая особенность ЭУ- трансмиссии полезна тем, что позволяет применять торможение двигателем при спусках с уклонов. Режим HOLD автоматически отключается при выключении зажигания автомобиля.
Основные электронные средства управления и контроля в ЭУ-трансмиссии.
Импульсный генератор.
Датчик турбины с зубчатым колесом выдаёт сигнал, величина которого зависит от скорости вращения турбины в гидротрансформаторе трансмиссии (рис.37). Этот сигнал является главным в системе управления параметрами в ЭУ-трансмиссии.
Чувствительный ротор установлен на входном валу турбины ГТ и имеет несколько выступов на своей рабочей поверхности. При вращении ротора в момент прохода каждого выступа над датчиком турбины датчик выдаёт в электронный блок управления и контроля импульсный сигнал. Блок по частоте следования импульсов определяет скорость вращения турбины ГТ.
Датчик положения дроссельной заслонки.
Датчик представляет собой переменный резистор. Он состоит из рычага, установленного соосно дроссельной заслонке, и переменного резистора для определения степени открытия дроссельной заслонки (рис.38). Сигнал, пропорциональный степени открытия дроссельной заслонки двигателя, посылается в электронный блок управления и контроля. Данный датчик является также датчиком электронной системы впрыска топлива.
Переключение передач и блокировка (lock-up) ГТ в ЭУ-трансмиссии основываются на электрических сигналах, поступающих в электронный блок управления и контроля от импульсного генератора и датчика положения дроссельной заслонки.
Датчик холостого хода.
Датчик холостого хода в датчике положения дроссельной заслонки (рис.38) включается, когда дроссельная заслонка двигателя полностью закрыта. Во всех остальных её положениях этот датчик выключен. Датчик также используется как ограничитель хода дроссельной заслонки. Сигналы от датчика посылаются в электронный блок управления и контроля.
Соленоид.
Когда напряжение подаётся на обмотку соленоида, шток соленоида поднимается вверх и открывает канал для слива масла (рис. 39б). Масло, воздействующее на клапан переключения передач АКП, сливается и золотник клапана под действием пружины перемещается вправо, изменяя направление потоков масла, которые включают (выключают) соответствующие тормоза и фрикционы АКПП.
Рис. 39б. Соленоид включен
Когда напряжение на обмотке соленоида отсутствует, шток соленоида перекрывает канал для слива масла (рис.39а). Давление масла, воздействующее на клапан переключения передачи, преодолевает давление пружины и заставляет золотник клапана перемещаться влево.
Рис. 39а. Соленоид выключен
Существуют также соленоиды, в которых применяется обратная вышеописанной схема их открытия и закрытия, то есть при подаче напряжения на обмотку соленоида канал для слива масла закрывается, а при обесточивании соленоида — канал открывается.
Программа по сотрудничеству Форд Мондео клуба с магазинами, сервисами И.Т.Д. Программа подразумевает особые условия для членов клуба.
Партнер клуба компания Автономия.
Оригинальные и не оригинальные запчасти и аксессуары. Подбор, доставка, заказ.
Компания Автономия предлагает новую услугу «ремонт без проблем«.
Источник Источник Источник Источник http://naavtotrasse.ru/encziklopediya/ai-shift-sut-sistemy.html
Источник Источник Источник Источник http://press.ocenin.ru/avtomaticheskie-korobki-peredach/
Источник Источник http://mondeoclub.ru/remont/akpp/ystr_akpp9.php