Простая схема плавного гашения салонного света – Схема-авто – поделки для авто своими руками
Освещение салона своими руками. Как сделать плавный розжиг и затухание (простая схема)
Простая схема плавного гашения салонного света
Я собираюсь рассказать Вам здесь о простой схеме плавного выключения освещения в салоне автомобиля. В её состав входит небольшой конденсатор и несколько необходимых для работы этого устройства вспомогательных элементов. Несмотря на кажущуюся простоту, схема может сгодиться для любого автомобиля. Всё, что для этого потребуется – это бережно и аккуратно припаять её к двум клеммам плафона салонного освещения.
Теперь осветим подробнее, как должна работать данная схема. Спрямляющий диод призван защитить устройство от переполюсовки и надёжно препятствовать непредвиденной утечке тока в противоположном направлении. Тем самым полностью предотвращается случайный разряд заряженного конденсатора в цепь.
Необходимо также учесть, что в ряде автомобилей плафон салона изначально запараллелен с багажной лампочкой. При большем расходе тока нам потребуется, соответственно, и большая ёмкость, которая задействована в нашем устройстве.
От диода ток прямиком направляется на плафон, а также и на сопротивление величиной 1 Ом. Основная функция вспомогательного резистора – ограничение силы тока, напрямую влияющего на зарядку конденсатора. Если подключенный к сети конденсатор окажется полностью разряженным, то произойдёт резкий всплеск потребляемого тока. Конденсатор в данном случае – потенциальный источник короткого замыкания. Именно это может явиться причиной поломки предохранителя, защищающего электросеть от короткого замыкания.
Заряженный конденсатор, как только освещение в салоне будет отключено, медленно начинает отдавать наработанную энергию обратно в сеть. По мере того, как будет происходить разряд, напряжение в осветительной цепи неуклонно снижается. Создаётся эффект плавного угасания лампочки в салоне. Длительность его напрямую зависит от ёмкости конденсатора. Чем больше ёмкость, тем медленнее в салоне гаснет свет. И наоборот.
При замене обычных лампочек светодиодами ёмкость конденсатора придётся уменьшить, добавив в схемку «дотушивающий» резистор. Это связано с нелинейностью падения тока в светодиодах. Дело в том, что ток, проходящий через светодиод, при разрядке на него конденсатора нелинеен, и поэтому свет в салоне будет затухать неравномерно. Без такого резистора гаснущий вначале плавно плафон в конце будет продолжать светиться ещё около минуты, сохраняя 10% яркости.
Освещение салона своими руками. Как сделать плавный розжиг и затухание (простая схема)
Освещение салона своими руками. Как сделать плавный розжиг и затухание (простая схема)
Давно хотел и наконец то решился сделать плавный розжиг и плавное затухание освещения салона (будь то открытие дверей или ручное его включение). Поискав немного в интернете, выбрал наиболее удачную на мой взгляд схему, чуть подправил ее под себя и вчерашним вечером принялся к ее реализации. Конечный вариант схемы, на основе которой и было изготовлено устройство.
Изображение печатной платы для тех, кто тоже захочет сделать подобную штуку.
Спустя час кропотливого труда по созданию печатной платы и запайки необходимых деталей (которые, кстати, были позаимствованы из старой радиоаппаратуры, валявшейся долгое время в гараже) получилось довольно компактное устройство размерами 25×35 мм.
На обратной стороне, чтобы хоть чем то заполнить пустое место, решил разместить свой никнейм и номер текущего года.
Чтобы не запариваться с корпусом, упаковал все в термоусадку, вырезав в ней два отверстия под подстроечные резисторы.
Так же пришлось немного доработать сам плафон освещения.
Ну и под конец залил все черной краской, чтобы металлические части основания плафона не было видно через прозрачную крышку (давно напрягал этот момент, да все руки никак не доходили).
Ниже опубликовал видео, демонстрирующее процесс работы данной примочки. Качество, к сожалению, не очень, так так снимал ночью и на телефон.
Автор: Сергей Авдеев, SoulTaker48, Лев Толстой, Россия www.drive2.ru/users/soultaker48/
Смотрите также:
- Домкрат для мотоцикла своими руками
- Самодельные цепи на колеса
- Багги «Терминатор» своими руками
- Жилой модуль в «Газель» своими руками
- Домик на колесах из старого «Муравья»
Оценить самоделку, мастер-класс, идею. Комментарии
Проблема
Вы садитесь в машину, закрываете дверь — и гаснет салонный свет! А если на улице темно? Приходится готовиться к поездке в потемках…. И Вы с грустью думаете о тех машинах, в которых свет мягко включается при открывании двери, остается включенным при закрывании ее и после задержки секунд в 10-15 плавно гаснет! Что ж, такое возможно сделать на любой машине, в том числе — и в Вашей!
Основные отличия от аналогов
В последнее время часто стали появляться в продаже (а также предлагаться в форумах и чатах) изделия «наколенного творчества», изготовленные способом «тяп-ляп» и имеющие сильно упрощенную функциональность, выдаваемые за «аналоги» наших устройств LD-02/03. Предлагаются изделия, имеющие простейшую функциональность и низкую надежность, жесткую логику работы с фиксированными установками и необходимость постоянных «калибровок» и подгонки генератора-двигателя «под устройство» (это ж надо догадаться!), низкую нагрузочную способность и отсутствие каких-либо защит. Цена подобных устройств лишь немного ниже, чем цена наших LD-02/03, что вполне понятно, но почему-то выше, чем цена аналогичных по функциям, но гораздо более надежных — наших LD-01.
Контроллеры управления салонным светом LD-02/03 производства ЗАО А-Сервис имеют ряд неоспоримых преимуществ перед такими, так называемыми, аналогами:
— определение работающего двигателя цифровым программным полосовым фильтром, не требующим никаких настроек и калибровок, при том, что такой способ работает независимо от включенных нагрузок (фар, обогрева и т.п.) и независимо от степени заряда-разряда аккумулятора и напряжения в борт.сети автомобиля — данная функция необходима для сокращения задержки до гашения плафона при работающем двигателе (без прокладки доп.проводов) и для режима «Комфорт»;
— возможность без дополнительных проводов и подключений (и без каких-либо настроек-калибровок!) получить надежное гашение плафона «по пуску двигателя»;
— возможность подключения к цепи «+12В Зажигание», если есть желание протянуть провод на потолок и получить гашение плафона «по ключу зажигания»;
— возможность ускоренного гашения плафона при постановке машины на охрану;
— возможность плавного включения плафона при снятии машины с охраны;
— режим «Комфорт» — включение салонного плафона при выключении зажигания, причем данная функция работает без дополнительных подключений и дополнительных проводов (функция отключаемая);
— возможность настройки всех параметров: скорость гашения, скорость включения, задержка, режимы (либо использование предустановленных);
— никаких помех для сигнализации и других блоков автомобиля;
— адаптация для работы с любыми сигнализациями и электронными блоками автомобиля;
— выходная мощность до 50 Вт;
— заводское изготовление на современном производстве электронной техники;
— микрогабариты устройства;
— легкое подключение — подробная цветная инструкция в комплекте.
Будьте внимательны при покупке, чтобы не платить дважды.
Особенности
Предлагаемые контроллеры имеют очень малые размеры (15 х 27 х 4мм) и при этом:
— отключают салонный свет после закрытия дверей автомобиля с задержкой и с плавным гашением — при неработающем двигателе (в LD-02/03 задержку можно изменять — от 1 до 255 секунд, в LD-01 задержка фиксированная 12-15 секунд),
— при открытой двери и выключенном моторе плафон плавно погаснет через 15 минут — данная функция есть в контроллере LD-02/03,
— отключают плавно салонный свет при пуске двигателя без задержки,
— при работающем двигателе задержка не более 1-2 сек вместе с плавным гашением,
— имеет функцию (LD-02/03) «Комфорт» — включение салонного света при выключении зажигания после поездки,
— имеет функцию (LD-02/03) быстрого гашения салонного света при постановке машины на охрану.
— управляют лампами мощностью до 50Вт (LD-01 — до 8 Вт) (штатные лампы в салонном светильнике имеют, как правило, мощность 5-10 Вт), ток силового транзистора — до 10А в импульсе,
— работают и с лампами накаливания и со светодиодами в плафоне — есть и плавное гашение и задержка в полном объеме, допускается параллельное соединение ламп накаливания и светодиодных ламп в светильнике;
— с люминесцентным светильником будет только задержка без плавного гашения,
— работают без проблем с любыми сигнализациями и с иммобилизаторами, в том числе, и с имеющими функцию «вежливой подсветки» салона, добавляя плавное включение и гашение плафона также и при работающем двигателе;
— подключаются без прокладки дополнительных проводов и без применения каких-либо инструментов,
— устройства не мешают постановке автомобиля на сигнализацию — высокое входное сопротивление устройств (>1MOm).
Подключение
Контроллеры LD-01 и LD-02/03 устанавливаются в разрыв проводов подключения плафона салонного света: включаются по принципу «переходника», т.е. снимается разъем с салонного плафона и между разъемом и плафоном добавляется контроллер. Установка контроллера в машине занимает не более 5 минут при минимальных знаниях электротехники. ВНИМАНИЕ. Контроллеры могут поставляться как с клеммами на выводах, так и без них.
Расположение выводов контроллера LD-01 (провода – по порядку расположения в плоском кабеле):
«Вход Зажигание » («+12V Run «)
«Вход Дверь » («Sensor») |
«Выход Лампа » («Lamp») |
+12В |
+12В |
«Масса» |
«Масса» |
Примечание: Контакты «+12В» и «Масса» продублированы для удобства подключения в автомобиле.
Расположение выводов контроллера LD-02/03 (вид на плату со стороны деталей — для наглядности снято защитное покрытие, провода – по порядку расположения в плоском кабеле):
«Вход Зажигание » («+12V Run «) |
«Вход Дверь » («Sensor») |
«Выход Лампа » («Lamp») |
+12В |
+12В |
«Масса» |
«Масса» |
Примечание: Контакты «+12В» и «Масса» продублированы для удобства подключения в автомобиле.
Для салонных светильников с лампой 5 Вт можно использовать контроллер LD-01:
Для салонных светильников с лампой 10-15 Вт (например, в автомобилях Getz, Accent, Aveo, Lanos, Nexia, Mazda, Toyota и т.д.) можно использовать контроллер LD-02/03:
Подключение LD-02/03 (опция R) в автомобиле Chevrolet (Rezzo, Aveo), Daewoo Matiz, Mazda, Toyota и др. — вид на плафон с обратной стороны. ВНИМАНИЕ! Для салонного плафона автомобиля Chevrolet Lanos (сборка Украины) необходимо применять опцию «А».
Подключение LD-02|03 (опция G) в автомобиле Hyundai Getz — вид на плафон с обратной стороны.
Подключение LD-02|03 (опция N) в автомобиле Daewoo Nexia — вид на плафон с обратной стороны.
Подключение LD-02|03 (опция A) в автомобиле Hyundai Accent, Chevrolet Lanos, Lacetti — вид на плафон с обратной стороны.
На заметку (данные ниже описания подключений есть и в инструкции к контроллеру). — Гашение салонного плафона при постановке на охрану можно сделать, протянув доп.провод с выхода сигнализации на ЦЗ (центральные замки) и подключив его к проводу с «желтой» клеммой контроллера LD-02/03 — требуется короткий импульс (0,5-2сек) напряжением «+12В». — Включение салонного плафона при снятии машины с охраны можно сделать, подав короткий импульс, замыкающий (достаточно 0,5-1сек) концевой выключатель двери — через наше изделие «Инвертор V-07», фактически сымитировав короткое открывание-закрывание двери. Как? —> смотрим здесь… Неприятность при таком подключении только одна — потеря «перепостановки на охрану». — Включение салонного плафона при снятии машины с охраны можно также сделать, установив наш блок M-03 (подключив его к разъему сигнализации) и подключив его одним проводом к контроллеру LD-02/03 версий 1.04.63 и выше. Как? —> смотрим здесь… Неприятностей при таком подключении нет — только хорошие впечатления! — Контроллеры LD-02/03 гораздо более функциональны, мощнее и работают значительно приятнее, чем контроллер LD-01, но контроллер LD-01 дешевле их в 2 раза. Применение LD-01 наиболее оправдано в подсветках педалей, багажника и т.п., применение LD-02/03 — в салонных плафонах, включая дополнительные (до 50 Вт или до 5 ламп по 10Вт), либо — со светодиодными лампами, которые с LD-02/03 будут также плавно разгораться-гаснуть, как и лампы накаливания.
Принцип работы контроллеров LD-01 и LD-02/03
1. При замыкании контакта «Вход-Sensor» на «массу» автомобиля, т.е. при открывании двери, салонная лампа плавно загорается в течение 1 секунды (0,5..6сек для LD-02/03) и продолжает гореть на полную яркость.
2. При замыкании контакта «Вход-Sensor» на «+12В» либо при оставлении его неподключенным, т.е. при закрывании двери — салонная лампа (вывод «Lamp») продолжает гореть в течение 1-255 секунд и плавно гаснет (гашение: в LD-02/03 — за 1..30 сек, в LD-01 — за 4 сек) — при неработающем двигателе (в LD-02/03 задержку можно изменять — от 1 до 255 секунд). В LD-01 задержка примерно равна 12-15 сек — неизменяемая.
3. При пуске двигателя свет плавно гаснет в течение 1-2 сек, не отрабатывая задержку. Если контроллер подключен к цепи «+12В Зажигание » (цепь, где +12В есть только при включенном зажигании), плафон будет плавно гаснуть уже при включении зажигания, не дожидаясь пуска двигателя.
4. При работающем двигателе задержка отключения салонного света вместе с его плавным гашением сокращается до 1-2 секунд.
5. При выключении зажигания после поездки салонная лампа включается на время заданной задержки — режим «Комфорт» (отключаемый, есть только в LD-02/03).
6. При постановке на охрану салонный свет быстро погаснет, если подключить провод «+12В Зажигание» к выходу сигнализации «на ЦЗ».
7. При неработающем двигателе и открытой двери контроллер LD-02/03 через 15 минут плавно погасит плафон. (Данная функция присутствует только в LD-02/03).
8. Контроллер LD-02/03 имеет возможность подстройки параметров по желанию: имеется кнопка для программирования режимов.
Кнопка на контроллере LD-02/03 позволяет подстроить параметры по своему вкусу (см. Инструкцию) |
LD-01 | LD-02 | LD-03 | |
Напряжение рабочее, В | 8-16 | 6-20 | 6-20 |
Потребляемый ток при выключенной салонной лампе (мах), А | 0 | 0,01 | 0,01 |
Ток управления по входу «Sensor» (мах), А | 0,0003 | 0,0003 | 0,0003 |
Коммутируемый ток (мах), А | 0,5 | 2 | 4 |
Коммутируемая мощность (номинальная), Вт, | 5 | 24 | 48 |
Коммутируемая мощность (мах), Вт, | 8 | 30 | 50 |
Время (скорость) «мягкого» включения плафона, сек | 1 | 0,5.6 | 0,5..6 |
Время (скорость) плавного выключения (гашения) плафона, сек | 1 | 1..20 | 1..20 |
Время задержки до полного выключения света при закрывании двери, включая плавное гашение (двигатель не работает), сек | 12…15 | изменяемое от 1 до 255 секунд | изменяемое от 1 до 255 секунд |
Время задержки до полного выключения света при закрывании двери, включая плавное гашение (двигатель работает), сек | 1 | 2 | 2 |
Время задержки до автовыключения света при открытой двери, включая плавное гашение (двигатель не работает), минут | — | 15 | 15 |
Автовыключение света при открытой двери, (двигатель работает), минут | нет | нет | нет |
Режим «Комфорт» | нет | есть | есть |
Защита от перегрузок во внешних цепях | есть | нет | нет |
Рабочая температура | -50…+100С | -50…+100С | -50…+100С |
Размеры, длина — ширина — толщина | 27 х 15 х 4 | 27 х 15 х 4 | 27 х 15 х 4 |
Процессор/ШИМ | — | да/да | да/да |
Вес, г | 3 | 3 | 3 |
* Производитель имеет право менять комплектацию, не внося изменений в инструкцию.
Автомат плавного включения и отключения освещения
Плавное выключение света в салоне автомобиля
Главная Радиолюбителю Автолюбителю
Во многих иностранных автомобилях есть функция плавного выключения света в салоне. Мне тоже захотелось иметь в своём автомобиле такое удобство. Для этого я собрал устройство на двух транзисторах, трёх резисторах, одном диоде и оксидном конденсаторе. Его схема приведена на рис. 1.
В момент размыкания штатного дверного конечного выключателя SF1 автомобиля при закрывании дверей конденсатор С1 разряжен, поэтому по цепи +12 В, лампа салона EL1, C1, R1, эмиттерные переходы транзисторов VT1, VT2 и общий провод начинает протекать ток. Транзисторы VT1, VT2 открываются. За счёт действия ООС по напряжению, образованной цепью R1C1, на транзисторах устанавливается напряжение 1,4…1,5 В, равное суммарному на их эмиттерных переходах (конденсатор С1 разряжен, а сопротивление резистора R1 мало). На лампе EL1 удерживается напряжение бортовой сети (+12 В) за вычетом указанного падения напряжения на транзисторах. Лампа ярко светит.
Конденсатор С1 начинает заряжаться, а ток через него уменьшаться. Это приводит к уменьшению базовых и коллекторных токов транзисторов VT1, VT2. Ток через лампу EL1 и напряжение на ней падают, и она плавно гаснет. Время полного выключения зависит от мощности лампы EL1, ёмкости конденсатора С1, сопротивления резисторов и коэффициентов передачи токатранзисторов VT1, VT2. В авторском варианте оно примерно равно 5 с. Для быстрой разрядки конденсатора при открывании любой двери установлен диод VD1.
В устройстве можно применить транзисторы средней (VT1) и большой (VT2) мощности любого типа. В случае применения транзисторов структуры p-n-p необходимо изменить полярность подключения конденсатора С1 и полярность подключения устройства к штатному выключателю SF1 автомобиля. При сборке конструкции я применил навесной монтаж элементов, разместив транзисторы на небольшом теплоотводе (рис. 2). Поскольку транзисторы находятся в активном режиме короткое время (5с), установка их на теплоотвод не обязательна.
Правильно собранное устройство не требует налаживания. При необходимости изменить время выключения света в салоне следует подобрать ёмкость конденсатора С1. Чем она больше, тем больше задержка выключения света, и наоборот. Установить собранное устройство можно в любом удобном месте, я разместил его в центральной стойке автомобиля, рядом с выключателем освещения. Благодаря малому току потребления в выключенном состоянии оно не влияет на работу охранной сигнализации, также подключённой к дверным выключателям.
Автор: Н. Каменев, г. Москва
Дата публикации: 09.02.2014
Мнения читателей
- Григорьев Игорь Владимирович / 01.05.2019 — 14:44 С1 480мкФ 4секунды задержка на LED 1.5w кт972 и импортный неизвестный вместо vt1 ,r1 15 оМ
- Саша / 08.11.2014 — 18:05 Здравствуйте. а если светодиодная лампочка вместо обычной то не будет ли заметно мерцать при плавном затухании ?
Вы можете оставить свой комментарий, мнение или вопрос по приведенному выше материалу:
Плавный пуск ламп накаливания
Наверное, многие замечали, что лампа накаливания сгорает в основном при включении. Происходит это потому, что в момент включения холодная нить накала лампы имеет низкое сопротивление, возникает скачок тока превышающий рабочий ток лампы. Именно этот скачок тока губительно влияет на лампу, уменьшая срок её службы. Для того, чтобы продлить и увеличить срок службы лампы, нужно устройство которое в момент включения будет плавно увеличивать ток от минимального до номинального значения. Существуют множество схем и готовых устройств, предлагаю свой вариант устройства для увеличения срока службы ламп накаливания, которое без труда можно собрать самостоятельно.
Схема
Технические характеристики при указанных на схеме номиналах
- Мощность нагрузки: 500Вт*
- Входное рабочее напряжение:
230В
Выходное напряжение: около
200В
Заметки
Мощность применённой лампы накаливания будет зависеть от охлаждения симистора, при нагрузке до 150 Вт можно обойтись без радиатора.
В сравнении с устройствами на микроконтроллерах, данный тип устройства имеет основной недостаток в виде необходимости восстановления. Дело в том, что именно время заряда разряженной ёмкости конденсатора C1, задаёт время плавного нарастания напряжения на выходе устройства, а после выключения устройства, время разряда ёмкости конденсатора C1 через R1 составляет примерно 25-30 секунд. На деле получается, если включать/выключать устройство с интервалом меньше 10 секунд, то скорость нарастания напряжения на лампе будет высокая, не будет эффекта плавного включения.
Так же, в момент включения наблюдается нелинейность скорости нарастания напряжения (это не критично и недостатком не является). К примеру, за 1 секунду напряжение поднимается с 0 до 70В, за 0.5 секунд с 70 до 120В , за 1.5 секунды с 120 до 200В .
Настройка и монтаж
Уменьшая сопротивление R1, уменьшается время восстановления устройства, но при этом уменьшается рабочее напряжение на лампе накаливания. При уменьшении сопротивления R2, время плавного нарастания напряжения на лампе уменьшается, при этом рабочее напряжение увеличивается. Так же, увеличением емкости C1 можно увеличить время плавного нарастания напряжения, но время восстановления устройства увеличится. Советую настраивать устройство резистором R2, его нужно подобрать так, чтобы на конденсаторе C1 напряжение было примерно 4,5В.
Обратите внимание, C3 я подпаял навесным монтажом, поскольку не сразу выявил, что он необходим в данном устройстве, при желании его можно легко добавить на плату.
Всем удачи! Будьте осторожны с высоким напряжением!
Список радиоэлементов
Обозначение | Тип | Номинал | Количество | Примечание | Магазин | Мой блокнот |
VS1 | Симистор | BT136-600E | 1 | Поиск в Амперо | В блокнот | |
VD1, VD2 | Выпрямительный диод | 1N4148 | 2 | Поиск в Амперо | В блокнот | |
C1 | Электролитический конденсатор | 1000мкФ 6.3В | 1 | Поиск в Амперо | В блокнот | |
C2 | Электролитический конденсатор | 47мкФ 50В | 1 | Поиск в Амперо | В блокнот | |
C3 | Конденсатор | 10-22нФ 630В | 1 | Металлопленочный | Поиск в Амперо | В блокнот |
R1 | Резистор | 22 кОм | 1 | Поиск в Амперо | В блокнот | |
R2 | Резистор | 1.5 кОм | 1 | * | Поиск в Амперо | В блокнот |
R3 | Резистор | 27 кОм | 1 | 0.5Вт | Поиск в Амперо | В блокнот |
Добавить все |
Прикрепленные файлы:
- плавный пуск лампы.lay (16 Кб)
- Sprint-Layout
- Освещение
Плавное включение и выключение светодиодов: схемы розжига
В некоторых случаях требуется реализовать схему плавного включения или выключения светодиода (LED). Особенно востребовано данное решение в организации дизайнерских решениях.
Для осуществления задуманного есть два пути решения. Первый – покупка готового блока розжига в магазине. Второй – изготовление блока своими руками.
В рамках статьи выясним, почему стоит прибегнуть ко второму варианту, а также разберем самые популярные схемы.
Покупать или делать самому?
Если нужно срочно или нет желания и времени собирать блок плавного включения светодиодов своими руками, то можно и купить готовое устройство в магазине. Единственный минус – цена. Стоимость некоторых изделий, в зависимости от параметров и производителя, может превышать в несколько раз себестоимости устройства сделанного своими руками.
Если есть время и особенно желание, то стоит обратить внимание на давно разработанные и проверенные временем схемы плавного включения и выключения светодиодов.
Что нужно
Для того, чтобы собрать схему плавного розжига светодиодов в первую очередь потребуется небольшой набор радиолюбителя, как навыков, так и инструментов:
- паяльник и припой;
- текстолит для платы;
- корпус будущего устройства;
- набор полупроводниковых приборов (резисторы, транзисторы, конденсаторы, светодиоды, диоды и т.д.);
- желание и время;
Как видно из списка, ничего особенного и сложного не требуется.
Основа основ плавного включения
Давайте начнем с элементарных вещей и вспомним, что такое RC – цепь и как она связана с плавным розжигом и затуханием светодиода. Посмотрите на схему.
В ее состав входит всего три компонента:
- R – резистор;
- C – конденсатор;
- HL1 – подсветка (светодиод).
Два первых компонента и составляют RC – цепь (произведение сопротивления и емкости). От увеличения сопротивления R и емкости конденсатора C увеличивается время розжига LED. При уменьшении, наоборот.
Мы не будем углубляться в основы электроники и рассматривать, как протекают физические процессы (точнее ток) в данной схеме. Достаточно знать, что она лежит в основе работы всех устройств плавного розжига и затухания.
Рассмотренный принцип RC – задержки лежит в основе всех решений плавного включения и выключения светодиодов.
Схемы плавного включения и выключения светодиодов
Разбирать громоздкие схемы не имеет смысла, т.к. для решения большинства задач справляются простые устройства, работающие на элементарных схемах. Рассмотрим одну из таких схем плавного включения и выключения светодиодов. Несмотря на простоту, она имеет ряд плюсов, высокую надежность и низкую себестоимость.
Состоит из следующих деталей:
- VT1 – полевой транзистор IRF540;
- C1 – конденсатор емкостью 220 mF и напряжением 16V;
- R1, R2, R3 – резисторы номиналом 10, 22, 40 kOm соответственно;
- LED – светодиод.
Работает от напряжения 12 Вольт по следующему алгоритму:
- При включении схемы в цепь питания через R2 протекает ток.
- В это время C1 набирает емкость (заряжается), что обеспечивает постепенное открытие полевика VT
- Возрастающий ток на затворе (вывод 1) протекает через R1, и заставляет постепенно открываться сток полевика VT
- Ток уходит на исток все того же полевика VT1 и далее на LED.
- Светодиод постепенно усиливает излучение света.
Как снять плафон освещения салона самостоятельно?
Этот вопрос обычно встает только перед новичками, недавно севшими за руль, владельцы автомобилей, имеющие большой стаж, как правило, знакомы со всеми хитростями, если, конечно, не предпочитают личного механика-водителя. Однако прежде, чем ответить на этот вопрос, зададим другой – а зачем это нужно? Ведь разные ситуации предполагают и действия различные. Если вы хотите поменять лампочку – схема работы будет типовая, если лопнул рассеиватель и требует замены, плафон снимать вообще не придется.
Но давайте вернемся к плану действий и рассмотрим его поэтапно, а уже потом решим, для каких целей можно использовать эти знания. Перед тем, как снять плафон освещения салона или поменять лампочку, что гораздо проще, необходимо отделить от основания рассеиватель
. Обычно он удерживается пружинными зажимами или на крепежах-флажках, в первом случае колпак достаточно потянуть, во втором – нужно аккуратно подцепить «минусовой» отверткой.
Иногда плафон снимается вместе с рассеивателем одним движением, поскольку они составляют одно целое.
И вот перед вами сама осветительная начинка, можно менять лампочку. Определите источник света, в зависимости от типа вам придется внимать его из гнезда, надавив на пружинный зажим, если это лампа накаливания, либо отсоединять провода от контактов люминесцентной лампы. Второй вариант подразумевает предварительное снятие кожуха, защищающего выводы электропитания путем откручивания пары винтов. Сам плафон удерживают обычно 2-4 винта, вывернув которые, можно легко извлечь корпус из отверстия в обшивке. Далее остается только отсоединить разъем проводов.
Статья в тему: Когда сигнальная лампа температуры двигателя не говорит о перегреве
Плавное включение и выключение светодиодов
Есть случаи, когда необходимо обеспечить плавное включение светодиодов, применяемых для освещения или подсветки, а в некоторых случаях и выключение. Плавный розжиг может потребоваться по разным причинам.
Во-первых, при мгновенном включении свет сильно «бьет по глазам» и заставляет нас жмуриться и прищуриваться, выжидая, пока глаза привыкнут к новому уровню яркости. Этот эффект связан с инерционностью процесса аккомодации глаза и конечно имеет место не только при включении светодиодов, но и любых других источников света.
Просто в случае со светодиодами он усугубляется тем, что излучающая поверхность очень мала. Если говорить научным языком – источник света имеет очень большую габаритную яркость.
Во-вторых, могут преследоваться чисто эстетические цели: согласитесь плавно загорающийся или гаснущий свет – это красиво. Схема питания светодиодов должна быть усовершенствована должным образом. Рассмотрим два различных способа плавного включения и выключения светодиодов.
Задержка RC-цепью
Первое что должно прийти в голову человеку, знакомому с электротехникой – введение задержки с помощью включения в схему питания светодиодов RC-цепочки: резистора и конденсатора. Схема приведена на рис.1. При подаче напряжения на вход – напряжение на конденсаторе, по мере его заряда, будет нарастать за время приблизительно равное 5τ, где τ=RC – постоянная времени.
То есть, говоря простым языком, время включения света будет определяться произведением емкости конденсатора и сопротивления резистора. Соответственно, чем больше емкость и сопротивление, тем дольше будет происходить розжиг светодиодов. При отключении питания конденсатор будет разряжаться на светодиоды.
Время, в течение которого будет происходить плавное затухание, также будет определяться τ, но в этом случае вместо R в произведение войдет динамическое сопротивление светодиодов. К примеру, конденсатор на 2200 мкФ и резистор на 1 кОм теоретически «растянут» время включения на 2,2 секунды.
Естественно на практике это значение будет отличаться от расчетного как за счет разброса параметров (у электролитических конденсаторов допуски на номинал обычно очень большие) RC-цепи, так и за счет параметров самих светодиодов. Не нужно забывать, что p-n-переход начнет открываться и излучать свет при определенном пороговом значении.
Представленная простейшая схема хорошо позволяет понять принцип действия этого метода, но для практической реализации она мало пригодна. Для получения рабочего решения усовершенствуем ее введением нескольких дополнительных элементов (рис.2).
Работает схема следующим образом: при включении питания конденсатор С1 заряжается через резистор R2, транзистор VT1, по мере изменения напряжения на затворе, уменьшает сопротивление своего канала, тем самым увеличивая ток через светодиод. Выключение питания приведет к разряду конденсатора через светодиоды и резистор R1.
Источник Источник http://hockey-samara.ru/dlya-avto/plavnoe-zatuhanie-sveta-v-salone-svoimi-rukami.html
Источник http://avto-kontinent.ru/drugoe/shema-plavnogo-vyklyucheniya-sveta-v-salone-avtomobilya.html