ГОСТ 33555-2015 Автомобильные транспортные средства
ГОСТ 33555-2015 Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний
Текст ГОСТ 33555-2015 Автомобильные транспортные средства. Шум внутренний. Допустимые уровни и методы испытаний
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION
Автомобильные транспортные средства ШУМ ВНУТРЕННИЙ
Допустимые уровни и методы испытаний
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ ло межгосударственной стан* дартизации установлены ГОСТ 1.0—2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2—2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосудар* ственные. правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, при* нятия. обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный орде* на Трудового Красного Знамени наунно*исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» (ФГУП «НАМИ»)
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом ло стандартизации МТК 56 «Дорожный транспорт»
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом ло стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 27 октября 2015 г. № 81*П)
За принятие проголосовали:
Кратки наименование страны по МК ащекное наименование национального органа по стандартизации
Минэкономики Республики Армения
Госстандарт Республики Беларусь
Госстандарт Республики Казахстан
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 июня 2016 г. N9 663-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33555-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 апреля 2017 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен. тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
Содержание
1 Область применения. 1
2 Нормативные ссылки. 1
3 Термины и определения. 1
4 Допустимые уровни внутреннего шума. 2
5 Методы испытаний. 3
5.1 Общие требования. 3
5.2 Средства измерений и регистрации. 4
5.3 Условия проведения испытаний. 4
5.4 Требования к местам установки микрофонов. 5
5.5 Измерение шума при разгоне. 6
5.6 Измерение шума при движении автомобильного транспортного средства с постоянной
5.7 Измерение шума на неподвижном автомобильном транспортном средстве. 8
5.8 Измеряемые значения. 8
Приложение А (обязательное) Техническое описание автомобильного транспортного средства. 10
Приложение Б (обязательное) Проведение инспекционных испытаний сертифицированных
автомобильных транспортных средств (контроль за объектами оценки
Приложение В (рекомендуемое) Форма протокола испытаний автомобильного
транспортного средства. 12
Приложение Г (рекомендуемое) Форма технического описания транспортного средства. 14
Автомобильные транспортные средства ШУМ ВНУТРЕННИЙ
Допустимые уровни и методы испытаний
Motor vehicles. Internal noise. Permissible levels and methods of tests
Дата введения — 2017—04—01
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на автомобильные транспортные средства (далее — АТС) категорий Mr М2. М3. N,. N2. N3. Ц, L7 в соответствии с (1). Стандарт не распространяется на АТС. конструкция которых не предусматривает полной изоляции кабины (салона) от окружающей среды ни в одном из вариантов своего состояния, за исключением воздухообмена через элементы системы вентиляции. отопления и кондиционирования, а также через неплотности, вызванные особенностями конструктивного исполнения или соединений деталей.
Настоящий стандарт устанавливает допустимые уровни шума, которые воздействуют на водителя в кабине и пассажиров в пассажирском помещении (салоне) АТС и методы испытаний.
2 Нормативные ссылки
8 настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующий межгосударственный стандарт:
ГОСТ 17187—2010 (IEC 61672-1:2002) Шумомеры. Часть 1. Технические требования
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов е информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
8 настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 система, влияющая на образование внутреннего шума: Комплекс элементов АТС. который может оказывать влияние на шум в кабине (пассажирском помещении).
3.2 элемент системы, влияющей на изменение уровня внутреннего шума: Любой отдельный элемент АТС. участвующий в формировании звукового излучения и/или вибраций и/или их передаче от источника к кабине (пассажирскому помещению), способный оказать влияние на шум в кабине (пассажирском помещении).
Примечание — Примеры элементов системы, влияющей на изменение уровня внутреннего шума: элемент упругой подвески кузова, двигателя, коробки передач (силового агрегата), раздаточной коробки, карданного
вала, главной передачи, колесных редукторов; системы снижения шума впуска воздуха и шума выпуска отработавших газов, глушители шума истечения воздуха из пневмосисгвмы. перегородки в пассажирском помещении: вибродемпфирующие, звукоизолирующие и звукопоглощающие материалы и т.п.
3.3 технически допустимая максимальная масса: Установленная изготовителем максимальная масса АТС со снаряжением, пассажирами и грузом, обусловленная его конструкцией и заданными характеристиками.
3.4 масса АТС в снаряженном состоянии: Определенная изготовителем масса порожнего АТС с кузовом и сцепным устройством в случае буксирующего АТС либо масса шасси с кабиной, если изготовитель не устанавливает кузов, и/или сцепным устройством, включая массы охлаждающей жидкости, масел. 90 % топлива, 100 % других жидкостей (за исключением использованной воды), инструментов, запасного колеса, водителя (75 кг) и — для городских и междугородных автобусов — члена экипажа (75 кг), если в АТС для него предусмотрено сиденье согласно (1).
3.5 максимальная мощность двигателя: Мощность двигателя. кВт. определенная по [2].
3.6 удельная мощность на единицу массы: Максимальная мощность деигателя(ей), кВт. приведенная к единице технически допустимой максимальной массы АТС. кг. умноженная на 1000.
4 Допустимые уровни внутреннего шума
4.1 АТС одного типа в отношении внутреннего шума не должны иметь существенных различий в характеристиках:
— конструкции и материала кузова, места установки двигателя, основных элементов шасси (например. рамы и элементов крепления на ней кузова), элементов упругой подвески двигателя (силового агрегата) и узлов трансмиссии;
• длины и ширины АТС;
• типа двигателя (с искровым зажиганием или с воспламенением от сжатия, двухтактный или четырехтактный. поршневой или роторный), типа и конструкции системы питания и газораспределения, номинальной или максимальной мощности и соответствующей частоты вращения коленчатого вала двигателя. типа электродвигателя (вид тока, мощность, частота вращения и т.п.). типа силовой установки;
— системы выпуска отработавших газов двигателей внутреннего сгорания (далее — ДВС): глушители, резонаторы, нейтрализаторы, подвижные соединения и элементы крепления системы выпуска;
• системы впуска воздуха ДВС (глушители, резонаторы, воздухозаборники):
— системы истечения воздуха из тормозной системы после срабатывания пневмоаппаратов (тушители. отводные трубки);
— наличия вспомогательных систем, не являющихся необходимыми для получения движения, но используемых при движении АТС (система отопления, кондиционирования и вентиляции кузова или пассажирского помещения, далее — вентиляционная установка);
• конструкции трансмиссии (в части типов: коробки передач, главной передачи, раздаточной коробки, дополнительной коробки), числа передач и передаточных чисел;
• других систем, влияющих на образование внутреннего шума (например, перегородки в пассажирском помещении, элементов конструкций, состоящих из вибродемпфирующих, звукоизолирующих и звукопоглощающих материалов).
4.2 В качестве оценочного показателя внутреннего шума принимается уровень звука, корректированный по А (дБА) по ГОСТ 17187.
Допустимые уровни внутреннего шума АТС. измеренные при движении, приведены в таблице 1.
4.3 Для полноприводных АТС повышенной проходимости категории M,G допускается превышение допустимых уровней звука не более чем на 2 дБА.
4.4 Для полноприводных АТС повышенной проходимости категорий M2G. M3G. N,G. N2G, N3G допускается превышение допустимых уровней звука не более чем на 1 дБА.
4.5 Для АТС категории М, с технически допустимой максимальной массой до 2000 кг с удельной мощностью на единицу массы более 75 в режиме разгона допускается превышение допустимых уровней звука не более чем на 4 дБА.
4.6 Для АТС категории М1 с удельной мощностью на единицу массы более 110 допустимые уровни звука устанавливаются только для испытательного режима движения на постоянной скорости.
Уровни звука, измеренные при разгоне, в случае превышения допустимых значений, приведенных в таблице 1. указываются в сопроводительной документации на АТС. предоставляемой покупателю (например. в «Руководстве по эксплуатации»).
Таблица 1 — Допустимые уровни внутреннего шума АТС
Допустимый уровень звука. дБА
1 АТС категории М, с компоновкой кузова вагонной или полукапотной
2 АТС категории М, с компоновкой кузова, за исключением указанных в пункте 1
3 АТС категорий М2 и М3 с расположением корпуса двигателя или большей его части в передней половине транспортного средства относительно вертикальной плоскости, перпендикулярной оси движения и проходящей через его геометрический центр — на рабочем месте водителя и в пассажирском помещении
4 АТС категорий М2 и М3. за исключением указанных в пункте 3. — на рабочем месте водителя
5 АТС категорий М2 и М3, за исключением указанных в пункте 3. относящиеся к классам II. Ill и В, — в пассажирском помещении
6 АТС категорий М2 и М3. за исключением указанных в пункта 3. относящиеся к классам I и А — в пассажирском помещении
7 АТС категории N, технически допустимой максимальной массой не более 2000 кг
8 АТС категории N,. за исключением указанных в пункте 7
9 АТС категорий N2 и N3 при наличии спального места в кабине
10 АТС категорий N2 и N3. за исключением указанных в пункте 9
11 Квадрициклы (категорий Ц. Ц) с закрытым кузовом
4.7 АТС. в отношении которых применены положения 4.5 и 4.6, не могут применяться для обще* ственного пользования (например, в качестве такси), что также указывается в сопроводительной документации на АТС. предоставляемой покупателю.
4.8 Для АТС специального назначения по (1) (автомобиль-дом. бронированное транспортное средство, автомобиль для ритуальных услуг, транспортное средство медицинской помощи и др.), изготовленных на базе АТС категории М, уровень звука не должен превышать допустимых уровней, установленных для базового АТС. Для таких же АТС. изготовленных на базе АТС категории N, уровень звука не должен превышать 79 дБА.
4.9 Для специализированных пассажирских АТС в случае, когда кабина (рабочее место водителя) и пассажирское помещение конструктивно разделены, для рабочего места водителя применяются нормы пунктов 9 или 10, для пассажирского помещения — нормы пункта 3 таблицы 1.
4.10 При истечении воздуха из пневмоаппаратое тормозной системы после их срабатывания уровень звука в кабине (пассажирском помещении) АТС не должен превышать 70 дБА.
4.11 При работе системы отопления и вентиляции энергетическая сумма L уровня звука этой системы. Lvent. и уровня звука в кабине (пассажирском помещении) АТС категорий М2 и Мэ при движении в режиме разгона. Lacc. в том числе категорий M2G. M3G. М2С, М3С, не должна превышать допустимых уровней, приведенных в таблице 1. У АТС остальных категорий уровни звука системы отопления и вентиляции не должны превышать допустимых уровней, приведенных в таблице 1. Энергетическая сумма L рассчитывается с учетом 5.8.3 по каждой точке измерения по формуле
i.=10»g(10 01LvBO ‘+ 10 0lL **). (1)
4.12 При проверке уровня внутреннего шума в АТС. проводимой при контроле за объектами оценки соответствия, допускается превышение допустимых уровней звука, установленных для конкретного типа АТС. не более чем на 1 дБА.
5 Методы испытаний
5.1 Общие требования
5.1.1 Методы испытаний, изложенные в настоящем стандарте, используют при проведении испытаний АТС (в том числе периодических, сертификационных, контрольных, инспекционных и др.).
5.1.2 Испытательной лаборатории при проведении сертификационных испытаний должно быть предоставлено техническое описание АТС в соответствии с приложением А. Заявленное на испытание АТС должно соответствовать представленному техническому описанию. В случае, если допуск транс* портного средства на рынок осуществляется с учетом 4.5 и 4.6. в дополнение к техническому описанию заявителем должна быть предоставлена декларация о внесении данных измерений в сопроводитель* ную документацию на АТС. передаваемую покупателю, или документация, подтверждающая наличие такой информации.
5.1.3 Испытания проводят на одном образце, определяющем тип АТС в отношении внутреннего шума.
5.2 Средства измерений и регистрации
5.2.1 Для измерения внутреннего шума АТС применяют следующие приборы:
• шумомер не ниже 1*го класса точности по ГОСТ 17167;
— стандартный источник звука (акустический калибратор, пистонфон) с погрешностью ±0.3 дБ;
— приборы для измерения скорости АТС и/или прибор для измерения частоты вращения коленча* того вала двигателя с относительной погрешностью измерения ±2 %;
— прибор для измерения скорости ветра с погрешностью измерения ±0.5 м/с с диапазоном измерения от 1 до 10 м/с;
• прибор для измерения температуры окружающего воздуха с погрешностью измерения ±1 *С:
• прибор для измерения атмосферного давления с погрешностью измерения ± 1%.
5.2.2 Акустическую калибровку шумомера проводят до и после проведения каждой серии измерений с применением стандартного источника звука. Если результаты калибровки до и после испытаний отличаются более чем на 0.5 дБ. то испытание считают недействительным.
Допускается использовать другие средства измерений и регистрации, если их электроакустические характеристики соответствуют требованиям ГОСТ 17187.
5.3 Условия проведения испытаний
5.3.1 АТС. на которых для условий бездорожья используются шины повышенной проходимости, на время испытаний могут быть оборудованы дорожными шинами, указанными в документации предприятия-изготовителя. На время проведения испытаний при температурах ниже >5 *С автомобиль может быть оборудован зимними нешипованными шинами. Остаточная глубина протектора шины должна быть не менее 1.6 мм.
5.3.2 АТС испытывают без нагрузки, прицепов и полуприцепов, если они не предназначены для перевозки пассажиров. В кабине АТС могут находиться два человека: водитель и испытатель. В АТС с числом мест для сидения более девяти (категории М2. М3) допускается присутствие второго испытателя. Наличие посторонних предметов не допускается.
5.3.3 8 процессе испытаний ни одно из мест для сидения в АТС. где измеряется уровень звука, не должно быть занято, за исключением места водителя.
5.3.4 На АТС. оборудованном вспомогательной (дополнительной) коробкой передач с ручным переключением и/или приводом более чем на одну ось с принудительным включением дополнительных осей, все отключаемые оси следует отключить (если это возможно). Не следует использовать устройства. предназначенные для движения на малой скорости, стоянки, торможения или очень интенсивного разгона (спортивный режим).
5.3.5 При измерениях окна, люки в крыше должны быть закрыты, мягкий тент установлен.
5.3.6 Передвижные регулируемые сиденья во время испытаний (кроме сиденья водителя), возле которых проводятся измерения, должны находиться в среднем положении. Спинка сиденья водителя, если имеется возможность ее регулирования, должна находиться в удобном для водителя рабочем положении. Регулируемые подголовники сидений должны находиться в среднем положении.
5.3.7 Перед испытаниями двигатель и другие агрегаты АТС должны быть прогреты до рабочей температуры, что обеспечивается пробегом не менее 10 км.
5.3.8 Испытания проводят на прямом сухом участке дороги с покрытием из асфальтобетона в хорошем техническом состоянии. Продольный и поперечный уклоны измерительного участка не должны превышать 1 %.
На расстоянии 20 м от продольной оси измерительного участка не должны находиться крупные звукоотражающие объекты (например, заборы, мосты, здания и автомобили) и складки местности. При этом во время испытаний на дороге не должно находиться других движущихся объектов, наличие кото» рых способно повлиять на результат измерений.
К участкам, предназначенным для проведения сертификационных испытаний, предъявляется дополнительное требование — шероховатость в зоне качения колес должна находиться в пределах (0,3—1.0) мм. Шероховатость измеряют по [3] или (4). Проверку участка на соответствие требованиям шероховатости проводят не менее одного раза в год; число точек измерений — не менее одной на 100 м.
5.3.9 Уровень фонового шума в пассажирском помещении (кабине водителя) должен быть не менее чем на 15 дБА ниже уровня звука, регистрируемого в процессе испытаний. Фоновый шум измеряют внутри пассажирского помещения (кабины водителя) при остановленном АТС при всех выключенных системах и устройствах, являющихся источниками шума.
5.3.10 При измерении шума вспомогательное оборудование (системы очистки и омывания стекол, аудиоаппаратура и т.д.) выключают.
Если АТС оборудовано одним или несколькими вентиляторами системы охлаждения двигателя, которые имеют систему автоматического включения, то во время измерений эта система не должна подвергаться каким-либо дополнительным воздействиям.
Если АТС оборудовано жалюзи системы охлаждения двигателя с автоматическим приводом, испытания проводят при их работе в автоматическом режиме. Если транспортное средство оборудовано жалюзи с ручным управлением, испытания проводят при полностью открытых жалюзи.
5.3.11 При измерении шума по методикам, изложенным в 5.5. 5.6 и 5.7.2, вентиляционные установки. отопители, кондиционеры должны быть выключены, если это возможно. Если отсутствует возможность выключения этих систем, они должны работать в режиме наименьшей производительности.
5.3.12 Испытания проводят при следующих метеорологических условиях:
• отсутствии атмосферных осадков;
• атмосферном давлении 100 кЛа. допустимое отклонение ±10 %;
• температуре окружающего воздуха от минус 10 *С до плюс 40 ‘С;
• скорости ветра, измеряемой на измерительном участке на высоте приблизительно 1.2 м от поверхности дороги, не более 5 м/с.
5.4 Требования к местам установки микрофонов
5.4.1 Измерения уровня шума проводят в следующих точках:
• у сиденья водителя (для всех категорий транспортных средств): микрофон, расположенный у сиденья водителя, должен быть смещен от его плоскости симметрии на (0.20 ± 0,02) м в направлении средней продольной плоскости АТС согласно точке Б. указанной на рисунке 1;
• микрофон, расположенный над каждым рядом сидений пассажиров, устанавливают в точке А в плоскости симметрии сиденья, как указано на рисунке 1. при этом за плоскость симметрии сиденья принимают продольную вертикальную плоскость симметрии подголовника сиденья:
• в зонах, предназначенных для стоящих пассажиров: на высоте (1.6 ± 0.1) м от пола, ближе к продольной оси симметрии АТС;
• в зонах, предназначенных для лежащих пассажиров (например, скорая помощь, седельный тягач): над серединой подушки на высоте (0,15 ± 0.02) м.
5.4.2 Определение (локализация) точки измерения проводится при установке подушки, спинки и подголовника сиденья в среднее положение по всем регулируемым направлениям (если это возможно). Это требование распространяется также на локализацию точки измерения около подушки для лежащих пассажиров.
Рисунок 1 — Положение микрофона относительно сиденья
5.4.3 Расстояние от микрофона до стенок кабины или оператора, проводящего измерения, должно быть не менее 0.15 м. Допускается несоблюдение этого условия в отношении расстояния до крыши кабины (салона). Если при измерении в АТС находится второй испытатель, расстояние от него до микрофона должно быть не менее 1 м.
5.4.4 Микрофон должен быть расположен горизонтально, его ось максимальной чувствительности (в соответствии с характеристикой прибора) должна быть ориентирована в направлении взгляда сидящего человека. Если это направление не определено, ось максимальной чувствительности должна быть ориентирована в направлении движения АТС.
5.4.5 В протоколе испытаний указывают зоны или точки, в которых были проведены измерения.
5.5 Измерение шума при разгоне
5.5.1 Измерения проводят следующим образом.
Стабилизируют начальную скорость движения V0 АТС и режим работы двигателя в соответствии с условиями испытаний.
При достижении стабильной начальной скорости У0 резко нажимают до упора на педаль управления дроссельной заслонкой или подачей топлива (педаль акселератора) и удерживают ее в таком положении до достижения скорости окончания разгона VK, указанной в 5.5.2. При проведении измерений уровня звука во время разгона переключение передач не допускается. Если исключить переключение передач невозможно, то оно не должно учитываться в процессе измерения.
За результат измерения принимают максимальное значение уровня звука, зарегистрированное в процессе разгона транспортного средства от V0 до VK.
5.5.2 Определение режима испытаний
5.5.2.1 АТС с механической коробкой передач, имеющей ручное управление
а) В коробке передач должна быть включена наиболее высокая передача (не ниже второй, если коробка передач имеет менее четырех передач, и не ниже третьей, если коробка передач имеет четыре и более передач), обеспечивающая движение АТС со скоростью, не превышающей 120 км/ч при частоте вращения двигателя, равной 90 %*» режима максимальной мощности. Полученная скорость принимается за скорость окончания разгона
Если при включении выбранной передачи при частоте вращения, равной 90 %’ режима максимальной мощности двигателя, скорость превышает 120 км/ч. то скорость VK считают равной 120 км/ч.
Испытания проводят на выбранной передаче, начиная со скорости V0, соответствующей 45 % режима максимальной мощности двигателя.
Если на выбранной передаче скорость VK равна 120 км/ч. то V0 должна быть 60 км/ч.
б) Для категории М,. М2 и N,:
• если скорость окончания разгона Vk не превышает 100 км/ч. дополнительно проводят испытания на следующей передаче в режиме разгона со скорости 60 до 120 км/ч.
За результат принимают максимальное значение из двух испытаний а) и б) 5.5.2.1.
в) Если на АТС категорий М2. М3. N2 и N3 установлен ограничитель скорости, не позволяющий на высшей передаче развить скорость, соответствующую 90 %’ режима максимальной мощности, то не-
В случае если частота вращения коленчатого вала двигателя при максимальной мощности превышает 6000 мин ‘.применяют разгон до частоты вращения, соответствующей 80% частоты вращения, при которой заявлена максимальная мощность двигателя, но не ниже 5400 мин* 1 . Здесь и далее знаком ’ обозначены аналогичные условия.
обходимо переходить на более низкую передачу и осуществлять разгон со скорости, соответствующей 45 % режима максимальной мощности двигателя до 90 %*.
Если скорость окончания разгона V% не превышает 100 км/ч. дополнительно проводят испытания на следующей передаче в режиме разгона со скорости 60 до 120 км/ч или до скорости на 5 % ниже скорости срабатывания ограничителя. За результат принимают максимальное значение из двух испытаний.
5 5.2.2 АТС с автоматической коробкой передач с возможностью принудительного выбора пере-
а) Испытания проводят только в режиме принудительного включения передач. Данный метод применяют в случае возможности получения движения на заданной передаче.
б) В коробке передач должна быть включена наиболее высокая передача (не ниже второй, если коробка передач имеет не более четырех передач, и не ниже третьей, если коробка передач имеет пять и более передач), обеспечивающая движение транспортного средства со скоростью, не превышающей 120 км/ч при частоте вращения двигателя, равной 90 режима максимальной мощности. Полученная скорость принимается за скорость окончания разгона VK. Испытания проводят на выбранной передаче, начиная со скорости У0. соответствующей 45 % режима максимальной мощности двигателя.
Для АТС категории М,. М2 и N,:
• если скорость окончания разгона VK не превышает 100 км/ч. дополнительно проводят испытания на следующей передаче в режиме разгона со скорости 60 до 120 км/ч.
За результат принимают максимальное значение из двух испытаний.
в) Если на АТС категорий М2. М3. N2 и N3 установлен ограничитель скорости, не позволяющий на высшей передаче развить скорость, соответствующую 90 %‘ режима максимальной мощности, то необходимо переходить на более низкую передачу и осуществлять разгон с 45 % до 90 % режима максимальной мощности двигателя. Если скорость окончания разгона V„ не превышает 100 км/ч. дополнительно проводят испытания на следующей передаче в режиме разгона со скорости 60 до 120 км/ч или до скорости на 5 % ниже скорости срабатывания ограничителя. За результат принимают максимальное значение из двух испытаний.
5.5.2.3 АТС с автоматической коробкой передач без возможности принудительного выбора передачи
а) Испытания проводят в режиме автоматического включения передач. В процессе испытаний е конце разгона желательно получить наибольшие величины скорости (120 км/ч) и частоты вращения коленчатого вала (90 %* режима максимальной мощности).
б) Для АТС категории М, и N-, испытания проводят при разгоне со скорости 60 до 120 км/ч. Если переключение на более высокую передачу происходит в интервале от 100 до 120 км/ч — измерение уровня звука проводят до переключения. Если переключение на более высокую передачу происходит до 100 км/ч — измерения уровня звука осуществляют от момента переключения до 120 км/ч. Если при резком нажатии на педаль при скорости 60 км/ч практически сразу происходит переключение на более низкую передачу, то этот период не используется для выбора режима испытаний и в течение этого времени не проводят измерение уровня звука.
Для остальных категорий АТС испытания проводят со скорости, соответствующей (45 ± 5) % от максимально достижимой скорости АТС до скорости, соответствующей 90 %‘ максимально достижимой скорости. Если испытательная скорость в конце разгона превышает 120 км/ч. то разгон осуществляют со скорости 60 до 120 км/ч.
в) Если невозможно провести испытания как изложено в б) 5.5.2.3. то используют следующую процедуру.
Измерение проводят, начиная со скорости У0, соответствующей (45 ± 5) % режима максимальной мощности двигателя. При этом скорость VQ должна быть не более 60 км/ч. Включение понижающей передачи в процессе разгона должно быть исключено.
Если в коробке передач происходит переключение на более высокую передачу раньше, чем будет достигнута скорость, соответствующая 90 %* режима максимальной мощности двигателя или 120 км/ч. то за скорость окончания разгона VK принимают скорость на 5 % ниже от режима, на котором происходит переключение передач. Если и этот способ не позволяет выдержать испытательные режимы, то испытания проводят при частичном нажатии на педаль газа, чтобы выдержать условия no а) 5.5.2.3.
г) Если на АТС категорий М2. М3. N2 и N3 установлен ограничитель скорости, не позволяющий на высшей передаче развить скорость, соответствующую 90 %* режима максимальной мощности, то необходимо заканчивать разгон на скорости на 5 % ниже скорости срабатывания ограничителя.
5.5.2.4 АТС всех категорий, приводимых в движение с помощью электродвигателя (например, электромобили, троллейбусы)
Для АТС всех категорий, приводимых в движение с помощью электродвигателя, начальную ско-рость VQ устанавливают равной 45 % от максимальной скорости (но не более 60 км/ч), указанной пред-приятием-изготовителем. Разгон осуществляется до скорости соответствующей 90 %’ от максимальной скорости (но не более 120 км/ч), указанной предприятием-иэготовителем. Максимальная скорость определяется при массе снаряженного АТС. Если максимальная скорость определяется работой ограничителя скорости разгон необходимо закончить на скорости на 5 % ниже скорости срабатывания ограничителя.
5.5.2.5 АТС. у которых максимальная скорость, измеренная при массе снаряженного АТС на высшей передаче, меньше скорости, соответствующей 90 %* режима максимальной мощности двигателя и скорости 120 км/ч (спецтехника. в том числе бронированная).
В коробке передач включают более низкую передачу, но не ниже третьей. Начальная скорость V0 должна соответствовать минимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя, обеспечивающей ее постоянное увеличение при полном нажатии на педаль дроссельной заслонки или подачи топлива, но не ниже 45 % от скорости, соответствующей режиму максимальной мощности двигателя. Разгон заканчивается при скорости Vt. соответствующей 90 %’ режима максимальной мощности двигателя.
5.5.3 Уровень звука измеряют в течение всего периода разгона АТС. причем результатом измерения считают значение, соответствующее максимальному показанию шумомера.
5.6 Измерение шума при движении автомобильного транспортного средства с постоянной
5.6.1 Измерение шума при движении с постоянной скоростью проводят на высшей передаче (для АТС с автоматической коробкой передач в режиме автоматического включения передач) в диапазоне скоростей, начиная с 60 км/ч или 45 % от максимальной скорости до скорости, соответствующей 90 %’ от максимально достижимой на выбранной передаче, но не более 120 км/ч с интервалом 5 или 10 км/ч.
5.6.2 Измерения проводят не менее чем при пяти значениях постоянных скоростей кратных 5 или 10. обеспечивая равномерность интервалов между значениями скоростей. В каждой точке расположения микрофона по 5.4 и на каждом установившемся скоростном режиме проводят не менее трех измерений в течение не менее 5 с каждое.
5.7 Измерение шума на неподвижном автомобильном транспортном средстве
5.7.1 Измерение шума вентиляционных установок автомобильного транспортного средства
При измерении шума вентиляционной установки кондиционеры, отопители или вентиляторы должны быть включены в наиболее шумном режиме, предусмотренном изготовителем для продолжительной работы при движении АТС. Измерение проводят при работе двигателя на холостом ходу с минимальной частотой вращения коленчатого вала.
5.7.2 Измерение шума истечения воздуха из пневмоаппаратов тормозной системы после их срабатывания
При измерении шума, возникающего при истечении воздуха из пневмоаппаратов после их срабатывания. регистрируют наивысший уровень звука в дБА. Шум. производимый при открытии регулятора давления, измеряют в режиме работы двигателя на минимальном холостом ходу. Если отсутствует регулятор давления или регулирование давления осуществляют выключением компрессора, то уровень звука регистрируют при включенном компрессоре. Шум. производимый при выпуске воздуха из систем тормозов, регистрируют в ходе включения рабочего и стояночного тормозов при неработающем двигателе. Перед каждым измерением воздушный компрессор должен обеспечить максимально допустимое рабочее давление, после этого двигатель выключают.
5.8 Измеряемые значения
5.8.1 При испытаниях по 5.5 и 5.7.2 измерения проводят с использованием постоянной времени усреднения «Быстро» (Fast), при испытаниях по 5.6 и 5.7.1 измерения проводят с использованием постоянной бремени усреднения «Медленно» (Slow) по ГОСТ 17187.
5.8.2 Измерения в процессе испытаний проводят при включенной частотной коррекции, соответствующей шкале А по ГОСТ 17187.
5.8.3 При измерениях согласно 5.5-5.7 е каждой точке расположения микрофона проводят не менее трех измерений. С измерительного прибора снимают показания с точностью до десятых. Если разность наибольшего и наименьшего измеренных значений уровня звука в одной точке превышает 2 дБА. проводят повторное испытание. За результат измерения в каждой точке принимают среднеарифметическое значение, округленное до целого числа 1 ). Результат измерений в каждой точке заносят в протокол испытаний (приложение В). За окончательный результат уровня звука в пассажирском помещении принимают максимальное значение по всем точкам. Результаты испытаний, полученные по 5.5, 5.6 и
5.7.1 сравнивают с допустимыми уровнями звука, приведенными в таблице 1.
5.8.4 По результатам испытаний оформляют протокол испытаний, приведенный в приложении В.
1> Если цифра после запятой 0-4. то округление производится в меньшую сторону, если 5-9, то в сторону увеличения.
Техническое описание автомобильного транспортного средства
А.1 Техническое описание АТС должно включать следующие данные.
А.1.1 Общие характеристики АТС.
А.1.2 Подробное описание АТС конкретного типа а отношении характеристик, указанных е 4.1. Следует указать также номера и (или) обозначения, характеризующие тип двигателя и тип АТС.
А. 1.3 Список обозначенных надлежащим образом элементов, образующих систему, влияющую на образование внутреннего шума, включая сведения, относящиеся к их изготовителю и типу.
А.1.4 Описание (чертежи, схемы, эскизы) системы, влияющей на образование внутреннего шума и указания о ее расположении на АТС.
А. 1.5 Типы (марки) материалов, из которых изготовлены элементы системы, влияющей на образование внутреннего шума.
А.1.6 Чертежи или описание размещения вибродемпфирующих, звукоизолирующих и звукопоглощающих материалов. применяемых в АТС. схема установки на АТС.
А.1.7 Марки (модели) используемых виброиэоляторов (подвеска силового агрегата). Схему их установки на АТС и чертежи (схемы) элементов виброиэоляторов.
А.1.8 Описание (в форме схемы) внутреннего устройства кузова (расположение сидений, системы отопления и тд.).
А.1.9 Характеристики установленных шин. а также шин. рекомендуемых предприягием-изготовителем (тип. описание, обозначение, динамичесхий радиус), давление в шинах.
А.1.10 На элементах системы, влияющей на образование внутреннего шума, должна быть нанесена четкая несмываемая маркировка предприятия-изготовителя (заводская или коммерческая) и товарного знака.
Допускается не маркировать элементы пассивной защиты от вибрации и шума, представляющие собой битумные или синтетические мастики, листовые прокладочные материалы или их сочетания и т.п.
А.1.11 Образец технического описания приведен е приложении Г.
Примечание — Для других видов испытаний (контрольных, заводских, оценочных и т.п.) необходимо представить технические характеристики АТС без графической части.
Проведение инспекционных испытаний сертифицированных автомобильных транспортных средств (контроль за объектами оценки соответствия)
Б.1 Порядок проведения испытаний
Инспекционные испытания проводят на одном образце АТС конкретного типа.
Измерение внутреннего шума при разгоне АТС. при срабатывании пнввмоаппаратов тормозной системы и работе системы отопления вентиляции — по 5.5 и 5.7.
Б.2 Оценка результатов
Если уровень шума испытуемого АТС не превышает более чем на 1 дБА предельные значения, приведенные в таблице 1 настоящего стандарта, считают, что тип АТС соответствует требованиям настоящего стандарта.
Если АТС не соответствует требованиям настоящего стандарта, то испытанию подвергают два дополнительных АТС того же типа.
Если при дополнительных испытаниях уровень шума хотя бы одного из испытуемых АТС. превышает более чем на 1 дБА предельные значения, приведенные в таблице 1 настоящего стандарта, считают, что тип АТС не соответствует требованиям настоящего стандарта.
Форма протокола испытаний автомобильного транспортного средства
Аттестат аккредитации N9_от_до
должность руководителя испытательной лаборатории (организации)
личная подпись инициалы, фамилия
_испытаний транспортного средства
указать тип испытаний
марка и тип транспортного средства
на соответствие требованиям в отношении внутреннего шума (ГОСТ 33555—2015)
1. Объект испытаний
Заводская или торговая марка_
Тип транспортного средства_
Наименование и адрес предприятия-изготовителя_
Модель кузова (шасси)_
Год начала производства_
Номер шасси (кузова) и двигателя_
Пробег, хм (при необходимости)_
Заявитель и его адрес_
Изготовитель и его адрес_
Сборочный завод и его адрес_
Техническое описание заявленных транспортных средств приведено в приложении к настоящему протоколу. Технические характеристмси АТС:
обозначение двигателя (модель)_
с искровым зажиганием, дизель, электродвигатель
количество цилиндров и их расположение_
рабочий объем цилиндров_
махсимальная или номинальная моирюстъ двигателя. кВт_
частота вращения коленчатого вала двигателя при максимальной мощности, мин* 1 дополнительное оборудование для отопления и вентиляции кузова (салона)_
полная масса АТС (с полуприцепом —для тягачей), кг_
число сидвтй, включая сиденье водителя_
модель, обозначение шин и давление в них_
число передач в коробке передач_
коробка передач, дополнительная коробка, главная передача
общее передаточное число, используемое при проведении испытаний_
скорость АТС и частоте вращения коленчатого вала 1000 мин 1 при общем выбранном передаточном
Фотографии транспортного средства приведены в приложении к настоящему протоколу Акт отбора образцов от_N»_(указывается при наличии).
Результаты идентификации транспортного средства 1 )_
2. Условия проведения испытаний
Тип (модель) используемых шумомера и микрофона_
Отклонение в тарировке_
Тип (модель) других (фиборов. используемых при проведении испытаний_
3. Метод испытаний
Испытания проводились в соответствии с ГОСТ 33555—2015.
4. Результаты испытаний_
Передача, на которой проездились испытания_
Скорость движения АТС. км/ч. и соответствующая частота вращения коленчатого вала двигателя: начальная, мин’ 1
_; конечная, мин* 1 _
Уровни звука, измеренные при разгоне транспортного средства. дБА_
Уровни звука, измеренные при движении транспортного средства с постоянной скоростью. дБА_
Допустимые уровни шума. дБА_
Уровни звука, измеренные при работе системы вентиляции кузова (пассажирского помещения). дБА_
Уровни звука, измеренные на неподвижном АТС при работе двигателя с мин’ 1 до мин’ 1 . дБА
Уровни звука, измеренные на неподвижном АТС при истечении воздуха из пневмоаппаратов тормозной системы
после их срабатывания. дБА_
Допустимые уровни звука. дБА_
При экспертизе установлены полнота и правильность оформления технической документации, идентичность объекта испытаний данным в технической документации.
Конструктивные отличия заявленных на испытания транспортных средств не меняют тип транспортного средства в отношении внутреннего шума, поэтому результаты испытаний распространяются на транспортные средства
а) Заяеленное(ые) на сертификацию транспортное(ые) средство(а)
наименование, категория траиспор?иого <ых>сродсгоа(в)
представляет (ют) тип транспортного средства в отношении внутреннего шума и соответствуег<ют) требованиям настоящего стандарта и так далее.
6) Заяалвкнов(ые) на сертификацию гранспортное(ые) средетво(а)_
наименование, категория траиспортиого(ых) средстеа(е) не ооотввтсг8ует(юг) требованиям в отношении внутреннего шума (ГОСТ 33555—2015).
Протокол испытаний может быть воспроизведен только полностью и только с разрешения испытательной лаборатории (организации).
Испытания провел (должностное лицо):
инициалы, фамилия Дата_
Примечание — В перечислениях а), б) приведены варианты записи в протоколе.
1 > В случае отрицательного заключения по результатам идентификации заявленных на испытания транспортных средств испытания не проводятся и последующие разделы 2. 3 и 4 протокола в его текст не включаются, а в разделе «Заключение» указывается, что в связи с отрицательным заключением по результатам идентификации заявленных на испытания транспортных средств их использование в цепях проведения испытаний на соответствие заявленного гипа транспортного средства требованиям настоящего стандарта не представляется возможным.
Форма технического описания транспортного средства
(Лицо, ответственное на предприятии за сертификацию продукции)
автомобильного транспортного средства_
в отношении внутреннего шума
1 Общие сведения о заявленных на сертификацию АТС
1.1 Заводская или торговая марка
1.4 Категория (по ЕЭК ООН)
1.5 Идентификационный номер (VIN)
1.7 Наименование и адрес предприятия-изготовителя
1 .В Наименование и адрес заявителя на сертификацию
Новый ГОСТ регламентировал громкость выхлопа автомобиля
Как ГИБДД штрафует водителей за громкий выхлоп автомобиля?
Наверное, нигде в мире не стоит так остро вопрос о тюнинге автомобиля. Наша страна еще со старых времен славится народным тюнингом. Надо признать, в нашей стране живет много творческих автолюбителей. К сожалению, в последние годы способов узаконить прямоток, или колесные диски с выносом осталось немного. Во-первых, это дорого и чаще всего невозможно.
В итоге многие автовладельцы улучшают своих железных коней, забывая, что за незаконный тюнинг есть административная ответственность. В том числе за превышение нормативов уровня шума транспортных средств согласно действующим ГОСТам. Портал 1Gai.Ru напоминает, что изменение выхлопной системы может оказаться вне закона.
Многие любители тюнинга очень любят в первую очередь модернизировать выхлопную систему. Особенно этим увлекаются молодые водители, которые хотят, чтобы на них обратили внимание.
Естественно, чем громче будет шуметь выхлопная система, тем лучше. 100 децибелов? 150 децибелов? Кому-то и этого мало. Ведь при таком громком звуке двигателя/выхлопа даже обычный автомобиль может показаться агрессивным мускулкаром. Но чаще всего подобный народный тюнинг оказывается вне закона.
Насколько громким может быть автомобиль, какой тюнинг выхлопной системы разрешен?
Предельный уровень шума автомобилей регламентирован новым ГОСТом 33997-2016, введенным в действие Приказом Росстандарта РФ от 18.07.2017 N 708-ст. Речь идет о пункте 4.12 ГОСТа 33997-2016 «Межгосударственный стандарт. Колесные транспортные средства. Требования к безопасности в эксплуатации и методы проверки». Также на этот ГОСТ ссылается Технический регламент Таможенного союза, регламентирующий безопасность транспортных средств.
Согласно ГОСТу 33997-2016, предельный уровень шума автомобилей категории M1, N1, L не должен быть выше 96 дБА (децибелов).
Для транспортных средств категории М2, N2 максимально допустимый уровень шума составляет 98 дБА. Для автомашин категории М3, N3 максимальный уровень шума не должен превышать 100 дБА.
Согласно пункту 4.9.9 ГОСТа 33997-2016, уровень шума отработавших газов транспортного средства измеряется на расстоянии 0,5±0,05 м от среза выпускной трубы под углом 45°±15° к оси потока газа при работе двигателя на холостом ходу.
Чем проверяют уровень шума выхлопа в автомобилях?
Согласно Техническому регламенту Таможенного союза, а также ГОСТу 33997-2016, уровень шума выхлопных газов проверяется специальным прибором – шумомером (5.10 Проверка шума выпуска отработавших газов КТС).
Результат измерения шумомера признают, если он превышает фон шумовых помех не менее чем на 10 дБА. Дробные показания округляют до ближайшего целого числа: если цифра после запятой от 0 до 4, то округляют в сторону уменьшения, а если от 5 до 9 – в сторону увеличения. Результат сравнивают с установленным изготовителем в эксплуатационной документации, а при его отсутствии – с предельно допустимым значением регламентируемых ГОСТом 33997-2016.
Какая ответственность за превышение допустимого уровня шума выхлопной системой автомобиля?
Согласно действующему законодательству за превышение нормативов уровня шума транспортных средств предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 8.23 КоАП РФ, которая предусматривает наложение штрафа в размере 500 рублей.
Стоит отметить, что в Сети ходят слухи и сплетни о том, что по этой статье водителя не могут привлечь сотрудники ГИБДД, так как эта административная норма не входит в главу 12 КоАП РФ о безопасности дорожного движения. Однако спешим вас разочаровать. Сотрудники МВД РФ, в том числе инспекторы Госавтоинспекции, вправе привлекать водителей к ответственности по статье 8.23 КоАП РФ. Точку в этом споре поставил Верховный суд РФ, разъяснив, почему ГИБДД имеет право привлекать автовладельцев и водителей за превышение уровня шума транспортного средства. Вот это решение.
Но это еще не все беды, которые ждут любителей тюнинга и громкого выхлопа. Согласно действующему законодательству внесение изменений в конструкцию автомобилей должно быть оформлено надлежащим образом. Для этого необходимо для начала получить разрешение в ГИБДД, затем обратиться в испытательную лабораторию, для того чтобы получить добро на установку дополнительных конструкций для транспортного средства или элементов тюнинга, затем посетить специализированную организацию для модернизации автомобиля.
Далее требуется снова приехать в лабораторию для получения свидетельства о безопасности внесенных изменений в конструкцию автомобиля. После чего необходимо пройти техосмотр и обратиться в Госавтоинспекцию для перерегистрации автомобиля и внесения записи в ПТС о внесенных изменениях.
Естественно, что подобная сложность отпугивает водителей от легализации тюнинга автомобилей. Плюс не все изменения в конструкцию автомобилей могут быть оформлены. Например, если изменения в конструкцию автомобиля ухудшат его безопасность, испытательная лаборатория не даст разрешение на тюнинг работы.
В итоге по дорогам страны ездят тысячи машин с неоформленным тюнингом, чьи владельцы рискуют быть привлечены к административной ответственности по части 1 статьи 12.5 КоАП РФ (Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак «Инвалид»).
Например, любителям шумного выхлопа стоит помнить, что инспектор ГИБДД вправе ограничить эксплуатацию транспортного средства, выхлопная система которого превышает установленную законом норму (пункт 6.5). Так, движение автомобиля может быть запрещено до устранения неисправности, которая является препятствием для эксплуатации на дорогах общего пользования. Также автомобиль может быть эвакуирован на штрафстоянку, если в месте остановки машины инспектором ГИБДД автомобиль будет мешать безопасности других участников дорожного движения.
В том числе водителю, управляющему автомобилем, у которого шум выхлопа превышает предельную норму согласно ГОСТу, инспектор ГИБДД может выдать предписание-требование об устранении неправильный работы выхлопной системы, уровень шума которой превышает установленные ГОСТом нормы.
Если же водитель повторно попадется на превышении нормативов шума выхлопной системы, то он может быть уже привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.3 КоАП РФ (Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей), что грозит штрафом в размере 1000 рублей или административным арестом на срок до 15 суток.
Вот пример судебного дела, где водителя привлекли за громкий выхлоп автомобиля к административной ответственности не только по статье 8.23 КоАП РФ, но и в последующем привлекли к ответственности за невыполнение законного требования инспектора ГИБДД.
Наконец, напомним, что, согласно регламенту МВД о государственной регистрации транспортных средств, за незаконное внесение изменений в конструкцию автомобиля (неоформленный тюнинг, колеса с выносом, фаркоп, незаводские фары и т. д.) регистрационный учет автомобиля может быть прекращен. В этом случае для восстановления регистрации транспортного средства автовладельцу придется устранить причины прекращения регистрации, то есть вернуть конструкцию автомобиля к заводскому виду (демонтировать незаконный тюнинг).
Грозит ли штраф за превышение шума в случае демонтажа катализатора?
В последние годы многие автолюбители стали снимать катализатор (в дизельных машинах сажевый фильтр) с выхлопной системы автомобиля. Кто-то это делает, когда сажевый фильтр или катализатор пришел в негодность, поскольку эти новые детали стоят очень дорого. Кто-то считает, что данные автокомпоненты сильно душат современный автомобиль. В итоге немало водителей обращаются в специализированные технические центры, где им удаляют с выхлопной системы катализатор или сажевый фильтр.
К сожалению, часто это приводит не только к превышению допустимого уровня вредных веществ в выхлопе, но и к увеличению шума выхлопной системы. Нередко этот шум превышает допустимую ГОСТом норму. Естественно, за подобную экономию водителю может грозить административная ответственность по статье 8.23 КоАП РФ. Также подобное вмешательство в выхлопную систему может быть признано незаконным внесением изменений в конструкцию автомобиля со всеми отсюда вытекающими.
Шум в цифрах
120 дБ:это порог боли. При этом шуме человек может начать чувствовать боль в ушах
● 100-110 дБ: концерт, отбойный молоток
● 90 дБ: грузовик, движение мотоцикла
● 80-85 дБ: автодорога в рабочий день
● 20 дБ: шум листьев при ветре
● 10 дБ: дыхание
Источник http://allgosts.ru/03/220/gost_33555-2015
Источник http://1gai.ru/baza-znaniy/zakonodatelstvo/522999-naskolko-gromkim-mozhet-byt-vyhlop-avtomobilja-kakaja-otvetstvennost-za-narodnyj-tjuning.html