Автомобильные звуковые сигналы — принцип работы, основные неисправности и ремонт
ВРемонт.su — ремонт фото видео аппаратуры, бытовой техники, обзор и анализ рынка сферы услуг
Home Автоэлектроника Автомобильные звуковые сигналы |
Автомобильные звуковые сигналы
Звуковые сигналы автомобиля используют для оповещения пешеходов и водителей о приближении автомобиля или о состоянии его рабочих агрегатов. Звуковой сигнал включается также в систему «автомобильного сторожа» или автомобильная противоугонная система.
По характеру звучания сигналы подразделяют на шумовые и тональные, а по устройству — на рупорные и безрупорные. Шумовые сигналы являются безрупорными, тональные — рупорными.
Питание сигналов постоянным током осуществляется от сети автомобиля.
Принцип работы шумовых и тональных сигналов аналогичен. Основным их исполнительным элементом является электромагнит, катушка которого подключается к сети питания через контакты прерывателя. Якорь электромагнита связан со звукоизлучающей мембраной.
При протекании тока по катушке электромагнита его якорь притягивается к сердечнику, и мембрана прогибается. Одновременно происходит размыкание контактов прерывателя, катушка электромагнита обесточивается, якорь под действием упругой силы мембраны возвращается в исходное положение, замыкая контакты прерывателя. Таким образом, процесс притягивания и отпускания якоря становится периодическим, возникают колебания якоря вместе с мембраной. От частоты колебаний якоря зависит высота тона излучаемого звука. По основной частоте звука сигналы делят на сигналы высокого и низкого тонов.
На автомобилях применяют параллельное включение сигналов высокого и низкого тонов. Основные частоты звука этих сигналов гармонично сочетаются. Обычно разница основных частот звука сигналов высокого и низкого тонов составляет 65—100 Гц.
Звуковые сигналы автомобиля характеризуются уровнем звукового давления (в децибелах) и спектральным составом звука. Наиболее хорошо перекрывают шум движения и слышны в кабине обгоняемого автомобиля сигналы, частотный спектр которых находится в пределах 1800—3550 Гц. Поэтому размеры, материалы и конфигурацию мембраны, резонаторов и других звукоизлучающих деталей сигнала подбирают таким образом, чтобы вся его звуковая энергия была сконцентрирована в этом диапазоне.
Тип звукового сигнала | марка автомобиля | напряжение В. | сила тока А. | уровень звукового давления дБА | частота звука Гц | исполнение |
Сигналы низкого тона | ||||||
С304 | ВАЗ 2101, 2102, 21011 | 12 | 4 | 105—125 | 405-445 | Безрупорное |
С308 | ВАЗ 2103, 2106, 2107, 2108; Москвич-2140 | 12 | 7,5 | 110—125 | 400-430 | Рупорное |
С306Г | КамАЗ; КрАЗ | 24 | 4 | 110—125 | 340-390 | Рупорное |
С313 | МАЗ 500С, 5335 | 24 | 4 | 110—125 | 370-420 | Рупорное |
Сигналы высокого тона | ||||||
С305 | ВАЗ 2101, 2102, 21011 | 12 | 4 | 105—125 | 470-505 | Безрупорное |
С309 | ВАЗ 2103, 2106, 2107, 2108; Москвич-2140 | 12 | 7,5 | 110—125 | 480-510 | Рупорное |
С307Г | КамАЗ; КрАЗ | 24 | 4 | 110—125 | 420-480 | Рупорное |
С314 | МАЗ 500С, 5335 | 24 | 4 | 110—125 | 440-490 | Рупорное |
В таблице 1 указаны основные параметры некоторых типов звуковых сигналов автомобиля.
Чтобы исключить влияние массы автомобиля на звукоизлучение сигнала, применяют его рессорную подвеску.
Возникающее при движении автомобиля вихревое движение воздуха изменяет слышимость сигнала. Чем больше скорость автомобиля, тем меньше расстояние, на котором слышен сигнал.
Устройство и схемы включения звуковых сигналов автомобиля
Устройство шумового безрупорного сигнала показано на рисунке 2 слева. Он состоит из стального корпуса на котором закреплен электромагнит, содержащий ярмо 2, сердечник 5, якорь 4 и катушку 3. Якорь электромагнита жестко соединен с мембраной 8 в ее центральной части. По периферии мембрана зажата винтами между корпусом 1 и крышкой 9 сигнала. На якоре закреплен также диск резонатор 10, обеспечивающий усиление громкости звучания сигнала и нужный частотный диапазон звукоизлучения. Питание на катушку электромагнита подается через контакты прерывателя 7.
Возникающий при этом магнитный поток проходит через часть корпуса, крепящий сердечник, сердечник, ярмо, якорь электромагнита, и якорь притягивается к сердечнику. Выступ якоря, перемещаясь, действует на держатель 6 подвижного контакта прерывателя, разрывая цепь питания катушки электромагнита. Обратный ход якорь осуществляет под действием упругой силы мембраны.
Некоторые типы звуковых сигналов автомобиля высокого и низкого тонов отличаются только толщиной мембраны, например, сигналы С-304 и С-305. У сигнала низкого тона мембрана толще.
Устройство тонального рупорного сигнала автомобиля изображено на рисунке 2 справа. Он состоит из:
1 — корпус электромагнита; 2 — сердечник электромагнита; 3 — якорь; 4 — катушка; 5 — ярмо электромагнита; 6 — мембрана; 7 — корпус рупора; 8 — крышка рупора.
Тональный сигнал по устройству мало отличается от шумового. Он также имеет корпус, электромагнит, прерыватель и мембрану 6. Однако резонатором этого сигнала является столб воздуха, заключенный в рупоре. Рупор образуется соединением его корпуса 7 и крышки 8. Конфигурация рупора обеспечивает взаимную настройку частот колебания мембраны и воздушного столба, чем достигается получение громкого звука определенного тона. Конец рупора расширяется для эффективного излучения звука. Для уменьшения искрения контактов прерывателя в тональных сигналах так же, как и в шумовых, параллельно контактам включают резисторы или конденсаторы. В малогабаритных сигналах средства, уменьшающие искрение контактов, не устанавливаются.
Рис. 3. Схемы включения автомобильных звуковых сигналов.
Шумовые сигналы имеют двухпроводную схему и управляются кнопкой S включения сигналов по схеме рис. 3, а.
Тональные сигналы потребляют ток, превышающий допустимые значения для механических кнопок. Поэтому они управляются по схеме, приведенной на рис. 3, б с использованием промежуточного реле KV. Один вывод обмотки электромагнита тональных сигналов соединен с массой. Такие сигналы имеют однопроводную схему.
Техническое обслуживание и ремонт автомобильных звуковых сигналов
Обслуживание сигнала состоит в очистке его от загрязнения и проверке качества электрических соединений. Действие сигнала рекомендуется проверять ежедневно. На автотранспортных предприятиях при техническом обслуживании автомобилей (ТО-2), если это необходимо, регулируют силу звука сигнала. Эту операцию следует проводить только при появлении хрипа и снижении громкости звука.
Шумовые сигналы регулируют поворотом винта, расположенного на задней стенке сигнала, не более чем на 1 оборот. При этом изменяется зазор между контактами прерывателя.
Комплект сигналов высокого и низкого тонов регулируют и настраивают на совместную работу в специализированной автомастерской.
Проверку звукового сигнала автомобиля можно осуществить, подключив его через амперметр к аккумуляторной батарее соответствующего напряжения. Звучание сигнала должно быть громким, без дребезжаний, а сила потребляемого тока не должна превышать значений, указанных в таблице 1.
Тон звука, громкость сигнала и сила потребляемого тока зависят от величины воздушного зазора между якорем и сердечником, который обеспечивается подбором прокладок между корпусом и мембраной, а также от величины зазора между контактами прерывателя.
Рассмотрим основные неисправности сигнала автомобиля, внешние признаки и способы их устранения
Причина неисправности | Способ устранения |
При нажатии на кнопку сигнал не звучит или звучит прерывисто | |
Обрыв цепи, соединяющей кнопку сигнала с сетью автомобиля | Осмотреть проводку, устранить обрыв |
Срабатывание предохранителя | Определить и устранить причину короткого замыкания и срабатывания предохранителя |
Плохой контакт в кнопке, выводах сигнала или реле | Восстановить контакт, подтянув винты выводов и зачистив контакт от окисления, пыли, масла |
Отказ реле сигнала | Заменить реле |
Сигнал звучит слабо и хрипло при неработающем двигателе, но при работе двигателя звучит нормально | |
Разряд или выход из строя аккумуляторной батареи | Зарядить или заменить аккумуляторную батарею |
Сигнал звучит слабо и хрипло во всех режимах работы двигателя | |
Подгорание контактов прерывателя сигнала | Зачистить контакты и отрегулировать сигнал |
Подгорание контактов реле | Зачистить контакты реле |
При проверке от аккумуляторной батареи сигнал не звучит и не потребляет ток | |
Обрыв в цепи катушки электромагнита | Восстановить вывод катушки или заменить сигнал |
Нарушение регулировки контактов прерывателя сигнала | Отрегулировать сигнал поворотом регулировочного винта |
При проверке от аккумуляторной батареи сигнал не звучит, но потребляет ток | |
Спекание контактов прерывателя | Заменить сигнал |
Для зачистки контактов прерывателя следует разобрать сигнал. При его сборке важно сохранить первоначальный зазор между якорем и сердечником электромагнита. Поэтому прокладку между корпусом звукового сигнала и мембраной желательно не заменять. Ее необходимо очистить от пыли и грязи и установить на место.
Источник http://www.xn--b1agveejs.su/avtoelektronika/252-avtomobilnye-zvukovye-signaly.html