Существенный недостаток автомобиля: что это, судебная практика — Ваш юрист

Существенный недостаток автомобиля: что это, судебная практика

По данным ОЗПП «Триумф» в начале 2000-х годов автопроизводители резко ухудшили качество производимых автомобилей. В связи с наличием недостатков автомобиля у его владельца возникают права, предусмотренные Законом РФ от 7.02. 1992 г. N 2300-1 “О защите прав потребителей”. Самым популярными являются право потребителя отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата денежных средств, уплаченных за автомобиль, или потребовать замены автомобиля на новый той же или другой марки (модели, артикула). Причем право выбора одного из требований принадлежит потребителю. Суды при грамотной подготовке иска в большинстве случаев занимают сторону потребителя.

Требовать возврата денег или замены автомобиля можно в связи с любым недостатком – в течение 15ти дней после покупки автомобиля, после этого срок – недостаток автомобиля должен быть обязательно существенным.

Существенным недостатком автомобиля является неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

  • Пленум Верховного Суда РФ № 17 дает следующие определения существенного недостатка автомобиля:
  • неустранимый недостаток товара – недостаток, который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению с целью приведения товара в соответствие с обязательными требованиями, предусмотренными законом или в установленном им порядке, или условиями договора (при их отсутствии или неполноте условий – обычно предъявляемыми требованиями), приводящий к невозможности или недопустимости использования данного товара в целях, для которых товар такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцом и (или) описанием при продаже товара по образцу и (или) по описанию;
  • недостаток товара, который не может быть устранен без несоразмерных расходов, – недостаток, расходы на устранение которого приближены к стоимости или превышают стоимость самого товара либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования.
  • недостаток товара, который не может быть устранен без несоразмерной затраты времени, – недостаток, на устранение которого затрачивается время, превышающее установленный соглашением сторон в письменной форме и ограниченный сорока пятью днями срок устранения недостатка товара, а если такой срок соглашением сторон не определен, – время, превышающее минимальный срок, объективно необходимый для устранения данного недостатка обычно применяемым способом;
  • недостаток товара, выявленный неоднократно, – различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий – обычно предъявляемым требованиям) и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара в целях, для которых товар такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию;
  • недостаток, который проявляется вновь после его устранения, – недостаток товара, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению.
  • Также самостоятельным основанием для возврата денег или замены некачественного автомобиля является нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара (незамедлительно – если письменно не установлен срок ремонта, если установлен – при превышении 45 дней); невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

При наличии существенного недостатка автомобиля нужно составить грамотную претензию о возврате денег за автомобиль, вручить ее продавцу (изготовителю или импортеру), при отказе добровольно удовлетворить ваши требования – составить исковое заявление в суд.

При этом лучше всего не пользоваться типовыми формами, а обратиться к специалистам по данному вопросу, лучше всего – в общество защиты прав потребителей, такое как ОЗПП «Триумф», которое готово помочь Вам вернуть как гарантийный, так уже снятый с гарантии некачественный автомобиль дилеру или изготовителю, а Вам получить до 365% его стоимости.

При этом важно понимать, что существенный недостаток автомобиля – обстоятельство, которое нужно в суде доказывать, иногда только с помощью дорогостоящей экспертизы.

Некоторые особенности судебной автотехнической экспертизы как средства доказывания наличия существенного недостатка в товареПри рассмотрении исковых заявлений о защите прав потребителей, основанием которых являются те или иные недостатки автомобиля, в большинстве случаев судами для установления причин возникновения недостатка (производственный или эксплуатационный) назначается проведение судебной автотехнической экспертизы. При этом перед экспертами зачастую, помимо чисто технических вопросов, относящихся к их компетенции, судами ставится вопрос: является ли тот или иной недостаток автомобиля существенным? Несмотря на то что существенность недостатка является скорее правовой категорией и технические специалисты не уполномочены давать заключения по этому вопросу, часто эксперты все же не избегают оценочных суждений о существенности недостатка. Основанием для своих заключений эксперты часто используют Методическое руководство для экспертов “Определение стоимости, затрат на восстановление и утраты товарной стоимости АМТС”, не являющееся нормативным правовым документом.

Раздел 3.3 “Экономические и автотовароведческие термины” Руководства, ссылаясь, на определение термина “существенный недостаток”, данное в Законе, кроме этого устанавливает новые признаки, позволяющие считать тот или иной недостаток существенным. Так, к существенным Руководство, в частности, относит:

  1. — снижение ресурса (срока службы) изделия, заложенного изготовителем, утрата товарной стоимости изделия;
  2. -неустранимый дефект базовой детали изделия или дефект базовой детали изделия, возникший вновь после его устранения в соответствии с рекомендованной ремонтной технологией;
  3. — дефект или совокупность дефектов, стоимость устранения которых с утратой товарной стоимости изделия составляет не менее 10% стоимости нового изделия. Также дефект транспортного средства как сложного изделия, по мнению авторов Методического руководства, должен признаваться существенным, если:
  4. — выявлен дефект несущей конструкции (кузова, рамы), удовлетворяющий хотя бы одному из условий, указанных в предыдущем списке;

— выявлены дефекты хотя бы трех основных агрегатов (двигателя, КПП, раздаточной коробки, заднего моста в сборе, переднего моста в сборе и т.п.), удовлетворяющие хотя бы одному из условий, указанных в предыдущем списке.

Такие признаки, как “неустранимый дефект базовой детали изделия” и “дефект базовой детали изделия, возникший вновь после его устранения”, в сущности повторяют критерии существенного недостатка товара, указанные в Законе.

Иные признаки, такие как “снижение ресурса (срока службы) изделия, заложенного изготовителем, утрата товарной стоимости изделия”, “дефект или совокупность дефектов, стоимость устранения которых составляет не менее 10% стоимости нового изделия” и другие, являются, по сути, результатом расширительного толкования понятия “существенный недостаток”, установленного Законом.

Иначе говоря, в данном случае нормы закона дополняются и уточняются документом, даже не являющимся нормативным правовым актом, что, безусловно, является недопустимым.

Между тем, данные в Руководстве признаки существенного недостатка автомобиля должны использоваться экспертами исключительно в технических целях и не должны приниматься судами для расширительного толкования исключительно правового понятия “существенный недостаток”, используемого Законом. Единственный нормативно-правовой акт, который должен применяться в данном случае – Закон РФ “О защите прав потребителей”, который содержит определение “существенный недостаток”

Следовательно, выводы в отношении существенности недостатка, сделанные экспертами на основании данного Руководства, не должны рассматриваться судами в качестве надлежащего и допустимого доказательства по делу. Установить существенность недостатка вправе только суд на основании собственных убеждений, положений Закона и руководствуясь выводами экспертов исключительно по техническим вопросам, а не по правовым.

Иногда легче того же результата добиться за счет других оснований, таких как нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков (о сложностях данного основания смздесь)

Подробнее на нашем сайте: potrebzashita.ru/

Существенные недостатки автомобиля

Ни у кого не вызывает сомнений, что российский автомобильный рынок в настоящее время, несмотря на мировой финансовый кризис, продолжает развиваться семимильными шагами и по темпам роста продаж новых легковых автомобилей уже вошел в тройку ведущих стран мира.

Однако с ростом продаж новых автомобилей растет и число претензий потребителей, недовольных по тем или иным причинам качеством приобретенных автомобилей.

В одних случаях претензии обоснованны, в других — не очень, но, так или иначе, продавцам, изготовителям, импортерам приходится сталкиваться с потребителями, которые в последнее время все чаще стали пользоваться правами, предоставленными им действующим законодательством о защите прав потребителей, в частности Законом РФ от 7.02. 1992 г. N 2300-1 ‘О защите прав потребителей’.

Помимо многообразия средств защиты нарушенных прав потребителя, предусмотренных Законом, одним из основных прав, доставляющих наибольшее число проблем продавцам, изготовителям и импортерам, является право потребителя при определенных условиях отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата денежных средств, уплаченных за автомобиль, или потребовать замены автомобиля на новый той же или другой марки (модели, артикула). Причем право выбора одного из требований принадлежит потребителю. Практика такова, что суды общей юрисдикции, к чьей подведомственности относится рассмотрение споров с участием потребителей, в большинстве случаев уже изначально занимают сторону потребителя. Противная сторона (продавец, изготовитель, импортер) в этом случае оказывается в роли оправдывающегося. Нередко уже в ходе судебного разбирательства между потребителем и продавцом (изготовителем, импортером) возникают разногласия относительно того, кто должен доказывать наличие или отсутствие недостатка в товаре, в том числе существенного. При этом суды не всегда занимают единую позицию. Так, в соответствии со ст. 56 ГПК РФ — каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В то же время абз. 2 п. 6 ст. 18 Закона предусматривает, что бремя доказывания отсутствия производственного недостатка в товаре, в случае если на товар установлен гарантийный срок, лежит на продавце (изготовителе, импортере).

Таким образом, несмотря на то, что ст. 56 ГПК РФ как норма процессуального права в любом случае подлежит применению в рамках судебного разбирательства, обязанность доказывать не сам факт наличия недостатка, а его эксплуатационный (непроизводственный) характер Закон возлагает именно на продавца (изготовителя, импортера).

Однако это не снимает с потребителя обязанности в ходе судебного разбирательства доказывать те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование заявленных требований, а именно доказывать сам факт наличия в товаре недостатка (в том числе существенного).

Какие должны быть основания, чтобы у потребителя появились указанные права на отказ от договора купли-продажи или замену автомобиля на новый?

В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона потребитель в случае выявления в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

  • потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула)
  • потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены
  • потребовать соразмерного уменьшения покупной цены
  • потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

В отношении требования о замене автомобиля следует отметить, что в случае, если потребитель, указывая на наличие существенного недостатка в товаре, предъявляет требование не о возврате денежной суммы, уплаченной за товар, а о его замене на товар этой же марки (модели, артикула), суд может обратить внимание на то, что удовлетворение такого требования потребителя возможно только в случае, если аналогичный товар не снят с производства и продолжает выпускаться и поставляться на российский рынок. В соответствии с п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 г. N 7 ‘О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей’, если потребитель предъявил требование о замене товара с недостатками на товар той же марки (модели, артикула), но такой товар уже снят с производства либо прекращены его поставки и т.п., то в соответствии со ст. 416 ГК РФ обязательство продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в части такой замены прекращается в связи с невозможностью исполнения и потребитель вправе предъявить иное из перечисленных в п. 1 ст. 18 Закона и ст. 503 ГК РФ требование. В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:

-обнаружение существенного недостатка товара

-нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара

-невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Таким образом, из толкования закона можно сделать вывод, что до истечения 15 дней с даты приобретения автомобиля потребитель вправе вернуть товар продавцу или потребовать заменить его на новый вне зависимости от того, насколько существенными являются его недостатки.

То есть формально, даже при обнаружении неработающей лампы подсветки номерного знака, потребитель вправе предъявить указанные требования.

Что следует понимать под существенным недостатком товара?

Согласно преамбуле Закона РФ ‘О защите прав потребителей’ существенным недостатком товара (работы, услуги) является неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Понятие существенного недостатка товара раскрывается не только в Законе, но и дублируется в ГК РФ. Пункт 3 ст.

503 ГК РФ предусматривает, что в отношении технически сложного товара покупатель вправе потребовать его замены или отказаться от исполнения договора розничной купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы в случае существенного нарушения требований к его качеству (п. 2 ст. 475).

Понятие несоразмерности расходов также является в значительной степени абстрактным, так как ни в одном нормативном правовом акте мы не найдем так называемую точку отсечения, свыше какой суммы или свыше какой величины процента от стоимости автомобиля расходы становятся несоразмерными.

Единственным исключением может являться документ, хотя и не являющийся нормативным актом, но применяющийся экспертами-техниками в отдельных случаях, а именно Методическое руководство для экспертов ‘Определение стоимости, затрат на восстановление и утраты товарной стоимости АМТС’, утв. Минюстом России 15 декабря 2000 г.

Несоразмерность затрат времени на устранение недостатка является абсолютно субъективным понятием. Определение несоразмерности полностью отдано законодателем на усмотрение суда.

Говоря о несоразмерных затратах времени на устранение недостатка, важно исходить из временных показателей, установленных заводом-изготовителем в регламенте для выполнения работ по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей соответствующей марки и модели.

Возникает вопрос о наличии запасных частей, необходимых для устранения недостатка. В случае с отечественными автомобилями проблем, как правило, не возникает.

А при необходимости устранения недостатка в автомобиле иностранного производства зачастую возникает проблема отсутствия необходимых деталей на складе дилерского предприятия, так как на практике невозможно постоянно поддерживать в наличии весь ассортимент запасных частей. Как следствие, отсутствующие детали приходится заказывать и ждать их поставки.

При этом законодатель не уточняет, что подразумевается под понятием ‘затраты времени на устранение недостатка’ — только фактические работы по устранению недостатка или весь период времени с момента обращения потребителя с претензией до решения проблемы?

Некоторые суды не учитывают для исчисления срока устранения недостатка срок ожидания поставки запасных частей, другие — наоборот. Немаловажно обращать внимание судов на характер недостатка, а именно на его влияние, на возможность эксплуатации автомобиля.

Речь идет о том, что если характер недостатка автомобиля не препятствует его нормальной эксплуатации (например, дефект лакокрасочного покрытия и др.

), то даже в случае значительно времени ожидания поставки запасных частей для ремонта или ожидания в очереди на ремонт (что не является редкостью в наше время, особенно в отношении наиболее популярных так называемых бюджетных моделей), потребитель не лишается возможности использовать свой автомобиль по прямому назначению, следовательно, несоразмерные затраты времени, даже в случае их наличия, не ущемляют права потребителя. Неоднократность возникновения недостатка, а также выявление недостатка вновь после его устранения являются ключевыми базовыми признаками для квалификации недостатка как существенного. Не вполне понятен смысл разделения этих признаков, так как оба они, по сути, означают одно и то же — выявление недостатка той же детали, которая ранее подвергалась ремонту или замене, во второй раз. На первый взгляд, здесь все предельно просто. Если недостаток одной и той же детали автомобиля устранялся и возник вновь после его устранения, то есть все основания говорить о существенном недостатке. При этом формально достаточно будет уже второго случая проявления недостатка, и нет необходимости дожидаться последующих прецедентов. Однако здесь необходимо обращать внимание на два важных аспекта. Во-первых — сам факт неоднократности возникновения одного и того же недостатка не должен автоматически означать его существенность и являться основанием для предъявления потребителем соответствующих требований. К каждому случаю необходим индивидуальный подход. Даже если недостаток, возникший впервые, был признан производственным, то было бы неправильно и повторный недостаток автоматически признавать таковым и полностью исключать, что он мог быть вызван ненадлежащей эксплуатацией автомобиля потребителем или иными причинами, не связанными с производственными. Во-вторых — нередко сами потребители, не разбираясь в сущности вопроса, неправильно оценивают суть понятия ‘неоднократность’. Примером тому является дефект лакокрасочного покрытия (ЛКП) отдельных деталей кузова автомобиля. Представим, что под воздействием окружающей среды и иных факторов на отдельных деталях кузова постепенно начинают проявляться дефекты. Потребитель, обнаружив дефект, например, на капоте, а затем через некоторое время на каждом из крыльев, спешит заявить о неоднократности возникновения недостатка и требует заменить ему автомобиль на новый или вернуть уплаченную за него сумму по причине наличия существенного недостатка. Однако данная позиция не имеет под собой законного основания: говоря о неоднократности возникновения недостатка, законодатель закладывал совершенно другой смысл. Выявление дефекта ЛКП на различных деталях кузова автомобиля нельзя признавать неоднократным, так как на каждой из деталей в отдельности недостаток возник только единожды. Таким образом, о неоднократности можно вести речь только в случае выявления недостатка на той же детали вновь после его устранения.

Отдельные аспекты судебной автотехнической экспертизы как средства доказывания наличия существенного недостатка в товаре

При рассмотрении исковых заявлений о защите прав потребителей, основанием которых являются те или иные недостатки автомобиля, в большинстве случаев судами для установления причин возникновения недостатка (производственный или эксплуатационный) назначается проведение судебной автотехнической экспертизы.

При этом перед экспертами зачастую, помимо чисто технических вопросов, относящихся к их компетенции, судами ставится вопрос: является ли тот или иной недостаток автомобиля существенным? Несмотря на то что, по нашему мнению, существенность недостатка является исключительно правовой категорией и технические специалисты не уполномочены давать подобные комментарии, в заключениях экспертов в некоторых случаях все же встречаются оценочные суждения о том, какой характер носит недостаток автомобиля.При этом, отвечая на этот вопрос, эксперты, как правило, ссылаются на Методическое руководство для экспертов ‘Определение стоимости, затрат на восстановление и утраты товарной стоимости АМТС’.

Методическое руководство в разд. 3.3 ‘Экономические и автотовароведческие термины’, ссылаясь, с одной стороны, на определение понятия ‘существенный недостаток’, приведенное в Законе, устанавливает и иные признаки, позволяющие считать дефект агрегата (узла) транспортного средства существенным, к которым, в частности, относит:

  1. — снижение ресурса (срока службы) изделия, заложенного изготовителем, утрата товарной стоимости изделия
  2. -неустранимый дефект базовой детали изделия или дефект базовой детали изделия, возникший вновь после его устранения в соответствии с рекомендованной ремонтной технологией
  3. — дефект или совокупность дефектов, стоимость устранения которых с утратой товарной стоимости изделия составляет не менее 10% стоимости нового изделия. Также дефект транспортного средства как сложного изделия, по мнению авторов Методического руководства, должен признаваться существенным, если:
  4. — выявлен дефект несущей конструкции (кузова, рамы), удовлетворяющий хотя бы одному из условий, указанных в предыдущем списке

— выявлены дефекты хотя бы трех основных агрегатов (двигателя, КПП, раздаточной коробки, заднего моста в сборе, переднего моста в сборе и т.п.), удовлетворяющие хотя бы одному из условий, указанных в предыдущем списке.

Такие признаки, как ‘неустранимый дефект базовой детали изделия’ и ‘дефект базовой детали изделия, возникший вновь после его устранения’, в сущности повторяют критерии существенного недостатка товара, указанные в Законе.

Иные признаки, такие как ‘снижение ресурса (срока службы) изделия, заложенного изготовителем, утрата товарной стоимости изделия’, ‘дефект или совокупность дефектов, стоимость устранения которых составляет не менее 10% стоимости нового изделия’ и другие, являются, по сути, результатом расширительного толкования понятия ‘существенный недостаток’, установленного Законом.

Таким образом, возникает ситуация, когда нормы федерального закона дополняются (уточняются) документом, не являющимся нормативным правовым актом, что, безусловно, является недопустимым.

Сам факт наличия какого-либо из указанных в Методическом руководстве критериев без соотнесения его с признаками существенного недостатка, установленными Законом, не может являться основанием для признания судом того или иного дефекта существенным.

Указанные признаки существенного недостатка товара должны использоваться экспертами исключительно в технических целях и не должны приниматься судами для расширительного толкования исключительно правового понятия ‘существенный недостаток’, используемого в Законе.

Единственным нормативно-правовым актом, подлежащим применению в данном случае и содержащим определение понятия ‘существенный недостаток’, является Закон РФ ‘О защите прав потребителей’.

Очевидно, что данное Методическое руководство носит сугубо технический характер и не является нормативно-правовым актом.

Следовательно, выводы в отношении существенности недостатка, сделанные экспертами на основании данного руководства, не должны рассматриваться судом в качестве надлежащего и допустимого доказательства по делу.

Установить существенность недостатка вправе только суд на основании собственных убеждений, положений Закона и руководствуясь выводами экспертов исключительно по техническим вопросам.

При проведении судебных автотехнических экспертиз, в обоснование сделанных выводов, эксперты ссылаются на различные технические документы, в частности государственные стандарты. В настоящее время общим нормативным правовым актом, регулирующим отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, является Федеральный закон от 27.12. 2002 г. N 184-ФЗ ‘О техническом регулировании’.

Таким образом, если технический регламент в определенной сфере (например, требования к лакокрасочным покрытиям) еще не разработан и не вступил в законную силу, а соответствующий государственный стандарт не отвечает целям, поименованным в п. 1 ст. 46 Федерального закона, то такой государственный стандарт носит исключительно рекомендательный характер, не подлежит обязательному применению и не должен применяться судами при рассмотрении дел.

Существенный недостаток в автомобиле | Судебная практика Верховного Суда РФ

Мы стремимся уважать информацию личного характера, касающуюся посетителей нашего сайта. В настоящей Политике конфиденциальности разъясняются некоторые из мер, которые мы предпринимаем для защиты Вашей частной жизни.

Конфиденциальность информации личного характера

‘Информация личного характера’ обозначает любую информацию, которая может быть использована для идентификации личности, например, фамилия или адрес электронной почты.

Использование информации частного характера

Информация личного характера, полученная через наш сайт, используется нами, среди прочего, для целей регистрирования пользователей, для поддержки работы и совершенствования нашего сайта, отслеживания политики и статистики пользования сайтом, а также в целях, разрешенных вами.

Раскрытие информации частного характера

Мы нанимаем другие компании или связаны с компаниями, которые по нашему поручению предоставляют услуги, такие как обработка и доставка информации, размещение информации на данном сайте, доставка содержания и услуг, предоставляемых настоящим сайтом, выполнение статистического анализа.

Чтобы эти компании могли предоставлять эти услуги, мы можем сообщать им информацию личного характера, однако им будет разрешено получать только ту информацию личного характера, которая необходима им для предоставления услуг.

Они обязаны соблюдать конфиденциальность этой информации, и им запрещено использовать ее в иных целях.

Мы можем использовать или раскрывать Ваши личные данные и по иным причинам, в том числе, если мы считаем, что это необходимо в целях выполнения требований закона или решений суда, для защиты наших прав или собственности, защиты личной безопасности пользователей нашего сайта или представителей широкой общественности, в целях расследования или принятия мер в отношении незаконной или предполагаемой незаконной деятельности, в связи с корпоративными сделками, такими как разукрупнение, слияние, консолидация, продажа активов или в маловероятном случае банкротства, или в иных целях в соответствии с Вашим согласием.

Мы не будем продавать, предоставлять на правах аренды или лизинга наши списки пользователей с адресами электронной почты третьим сторонам.

Доступ к информации личного характера

Если после предоставления информации на данный сайт, Вы решите, что Вы не хотите, чтобы Ваша Персональная информация использовалась в каких-либо целях, Вы можете исключить себя из списка ОНЭКСИМ, связавшись с нами по следующему адресу: [email protected]

Наша практика в отношении информации неличного характера

Мы можем собирать информацию неличного характера о Вашем посещении сайта, в том числе просматриваемые вами страницы, выбираемые вами ссылки, а также другие действия в связи с Вашим использованием нашего сайта.

Кроме того, мы можем собирать определенную стандартную информацию, которую Ваш браузер направляет на любой посещаемый вами сайт, такую как Ваш IP-адрес, тип браузера и язык, время, проведенное на сайте, и адрес соответствующего веб-сайта.

Использование закладок (cookies)

Файл cookie — это небольшой текстовый файл, размещаемый на Вашем твердом диске нашим сервером. Cookies содержат информацию, которая позже может быть нами прочитана. Никакие данные, собранные нами таким путем, не могут быть использованы для идентификации посетителя сайта.

Не могут cookies использоваться и для запуска программ или для заражения Вашего компьютера вирусами.

Мы используем cookies в целях контроля использования нашего сайта, сбора информации неличного характера о наших пользователях, сохранения Ваших предпочтений и другой информации на Вашем компьютере с тем, чтобы сэкономить Ваше время за счет снятия необходимости многократно вводить одну и ту же информацию, а также в целях отображения Вашего персонализированного содержания в ходе Ваших последующих посещений нашего сайта. Эта информация также используется для статистических исследований, направленных на корректировку содержания в соответствии с предпочтениями пользователей.

Агрегированная информация

Мы можем объединять в неидентифицируемом формате предоставляемую вами личную информацию и личную информацию, предоставляемую другими пользователями, создавая таким образом агрегированные данные.

Мы планируем анализировать данные агрегированного характера в основном в целях отслеживания групповых тенденций.

Мы не увязываем агрегированные данные о пользователях с информацией личного характера, поэтому агрегированные данные не могут использоваться для установления связи с вами или Вашей идентификации.

Вместо фактических имен в процессе создания агрегированных данных и анализа мы будем использовать имена пользователей. В статистических целях и в целях отслеживания групповых тенденций анонимные агрегированные данные могут предоставляться другим компаниям, с которыми мы взаимодействуем.

Изменения, вносимые в настоящее Заявление о конфиденциальности

Мы сохраняем за собой право время от времени вносить изменения или дополнения в настоящую Политику конфиденциальности — частично или полностью. Мы призываем Вас периодически перечитывать нашу Политику конфиденциальности с тем, чтобы быть информированными относительно того, как мы защищаем Вашу личную информацию.

С последним вариантом Политики конфиденциальности можно ознакомиться путем нажатия на гипертекстовую ссылку ‘Политика конфиденциальности’, находящуюся в нижней части домашней страницы данного сайта.

Во многих случаях, при внесении изменений в Политику конфиденциальности, мы также изменяем и дату, проставленную в начале текста Политики конфиденциальности, однако других уведомлений об изменениях мы можем вам не направлять.

Однако, если речь идет о существенных изменениях, мы уведомим Вас, либо разместив предварительное заметное объявление о таких изменениях, либо непосредственно направив вам уведомление по электронной почте. Продолжение использования вами данного сайта и выход на него означает Ваше согласие с такими изменениями.

Связь с нами.

Если у Вас возникли какие-либо вопросы или предложения по поводу нашего положения о конфиденциальности, пожалуйста, свяжитесь с нами по следующему адресу: [email protected]

Авто с дефектом: ремонт, замена или компенсация?

Творения рук человеческих, включая автомобиль, увы, несовершенны. На этом основаны многие положения закона «О защите прав потребителей». Как трактуется в нем понятие «существенный недостаток», разъяснит адвокат.

Настольная книга

Закон этот — один из старейших в современной России (7 февраля 2012 года он отпраздновал 20-летний юбилей) и в силу возраста успел обрасти многочисленными изменениями, дополнениями, ми, а также посвященными его применению постановлениями пленумов Верховного суда РФ.

Структура его не совсем обычна — он снабжен преамбулой, в которой даны определения использованных терминов.

Существенный недостаток товара (работы, услуги) определен в ней как неустранимый недостаток, или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

Само определение недостатка также установлено законом, и оно, в отличие от определения существенного недостатка, исчерпывающее и не допускает расширительного толкования. Так что любителям выдать за недостаток товара свое субъективное ощущение придется убедить остальных, что налицо именно объективный дефект.

Без вариантов

Неустранимые недостатки в точном значении этого слова встречаются крайне редко и чаще касаются кузова — самой дорогой и наименее ремонтопригодной части автомобиля. Попадаются экземпляры с нарушением геометрии, вследствие чего не удается выставить углы установки колес (схождение-развал), или отрегулировать навесные детали (двери, капот, крышку багажника), или посадить стекло в проем.

Еще один вариант — неправильно выполненное отверстие под люк, который начинает заедать или протекать.

Встречаются, хотя и крайне редко, дефекты окраски, исправить которые можно только очисткой кузова до голого металла.

Например, нарушили состав, очередность, технологию либо условия нанесения слоев покрытия или перепутали полярность электродов при обработке кузова и вместо упрочнения покрытия получили обратный эффект.

Требуемый для переделки объем ручной работы приемлем при восстановлении редкого ретроавтомобиля, но в значении терминов закона можно считать недостаток неустранимым — именно по причине трудоемкости и нецелесообразности его устранения. Ведь переделка кузова может оказаться намного дороже его замены, а то и всего автомобиля.

Время и деньги

Недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, также отнесен к существенным. Несоразмерными расходы на устранение дефектов последний пленум Верховного суда для технически сложных и дорогостоящих товаров повелел определять индивидуально, исходя из особенностей товара, его цены или свойств (постановление от 28 июня 2012 года № 17).

Мнение автотехнических экспертов — считать существенными расходы на ремонт, составляющие 10% и более от стоимости нового аналогичного автомобиля либо 7% и более — если недостаток влияет на безопасность движения и экологию.

Если речь идет об агрегате — 20% и более от стоимости нового аналогичного агрегата либо 14% в случае влияния недостатка агрегата на безопасность дорожного движения и экологию.

О сроках, они же затраты времени, мы уже рассказывали в ЗР, 2014, № 2.

Лимит составляет 45 дней по отдельно взятому единичному недостатку либо подразумевает невозможность эксплуатации в течение 30 или более дней в каждом году гарантийного срока по разным ремонтам.

Ожидание запасных частей включается в срок гарантийного ремонта и не прерывает его течения, ибо процесс этот для дилера — технологический, а для потребителя важен лишь результат к установленной дате.

Один за другим

В чем разница между недостатком, выявляющимся неоднократно, и недостатком, выявляющимся вновь после его устранения?

Верховный суд определяет недостаток, выявленный неоднократно, как «различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза, каждый из которых в отдельности делает товар не соответствующим обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, либо условиям договора (при их отсутствии — обычно предъявляемым требованиям) и приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара в целях, для которых товар такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора купли-продажи, или образцу (описанию) при продаже товара по образцу и (или) по описанию». Сложновато для восприятия, но после неоднократного прочтения понять вполне можно.

Наличие существенного недостатка сулит внушительную компенсацию.

А вот недостаток, проявляющийся вновь после устранения (его выявили, установили причину и устранили), — это гораздо понятнее.

Здесь существует тонкий момент — считать ли последовательное устранение дефектов разных (правого переднего и левого заднего) амортизаторов повторным проявлением недостатка? Практика почти однозначна — нет.

Повторно проявившимся следует считать только недостаток того же самого узла или детали. Так что однократная гарантийная замена деталей подвески или ходовой части по кругу не дает оснований говорить о существенном недостатке автомобиля.

При эксплуатации его на отечественных дорогах это, согласитесь, справедливо. А вот трехкратная замена одного и того же узла или детали вполне дает такие основания. В подобном случае вероятность того, что именно эта деталь дефектная, вполне допустима.

По понятиям

На этом конкретная часть определения термина «существенный недостаток» заканчивается и начинается так любимая обществами защиты прав потребителей и потребителями-экстремистами «резиновая», в которую нередко пытаются втиснуть всё что угодно. В тексте закона она звучит так: «…

и иные подобные недостатки». Пленум Верховного суда не стал утруждать себя расшифровкой туманной формулировки, предоставив решать проблему младшим коллегам — мировым судьям и судьям районных судов.

Исходя из практики, можно сказать, что к «иным подобным недостаткам» суд вполне может отнести:

  • недостатки систем безопасности автомобиля (ремни, подушки безопасности), если они стали причиной получения или утяжеления травм водителя и пассажиров при ДТП
  • недостатки, угрожающие безопасности движения (фары, фонари, звуковой сигнал, стеклоочистители, тормоза, рулевое управление), если они внезапно проявились в движении и стали причиной ДТП
  • недостатки, спровоцировавшие пожар в автомобиле
  • недостатки, вызвавшие заболевания у автовладельца или его пассажиров (в случае, например, применения изготовителем токсичных материалов для отделки салона).

Здесь доказать причинно-следственную связь сможет не каждый, но в случае успеха компенсации могут оказаться внушительными. Хотя лучше, конечно, оставаться здоровыми, чего всем и желаю.

Выше сложность — меньше прав

Для авто- или мотовладельца именно фактор существенности либо несущественности недостатка (или дефекта) зачастую оказывается очень значимым, ибо автомобили и мотоциклы (хотя и не только они) отнесены постановлением правительства к технически сложным и дорогостоящим товарам, к которым у закона «О защите прав потребителей» особое отношение.

Права потребителя технически сложного и дорогостоящего товара несколько отличаются от прав просто потребителя — в сторону их уменьшения. Наверное, это справедливо.

Ведь при небольшом и легкоустранимом дефекте менять на новый либо возвращать такой товар, как автомобиль или мотоцикл, и правда излишне, особенно если обслуживающая организация быстро устраняет неисправность по гарантии.

Ценные указания

Где же проходит та граница между несущественным и существенным недостатками, при переходе которой права потребителя становятся максимальными, то есть позволяют ему требовать от дилера, импортера или изготовителя замены автомобиля на новый аналогичный либо возврата уплаченных за него денег, да еще с индексацией? Безусловной рекомендацией к применению для судов являются прямые указания закона — то есть текст преамбулы — и указания Верховного суда, а комментарии — скорее совещательные нормы без обязательного применения. И если вдруг комментарий даже признанного теоретика расходится с указаниями Верховного суда, то, вероятнее всего, будут применены указания ВС. Связано это еще и с тем, что комментарии к закону появляются обычно гораздо раньше, чем обзор практики по категории дел Верховным судом.

Назначение экспертизы по выявлению дефектов и определению существенного недостатка автомобиля

Назначение экспертизы по выявлению дефектов и определению существенного недостатка автомобиля

Заводской брак, несоответствие транспортного средства заявленным характеристикам, скрытые дефекты, обнаруженные после покупки автомобиля , некачественный ремонт и обслуживание — частые явления. Даже самые именитые производители время от времени отзывают целые партии только что сошедшей с конвейера продукции из-за существенных недостатков автомобилей .

Судебная практика свидетельствует о многочисленности исков о возврате транспортных средств в автосалон, дилеру или производителю . Еще больше проблем связано с некачественным ремонтом и обслуживанием. Дефект покраски автомобиля , дефекты кузова, двигателя и другого ключевого оборудования, использование некачественных запчастей и расходных материалов, предоставление услуг ненадлежащего качества часто приводят к куда более серьезным неприятностям, чем первичный производственный брак. Любые дефекты — не просто нарушение технических и эксплуатационных качеств транспортного средства. Они способны стать причиной ДТП, повлечь большой материальный ущерб и, что хуже, человеческие жертвы.

У автовладельцев есть несколько вариантов действий — вернуть автомобиль, получить компенсацию, взыскать ущерб, устранить недостатки за свой счет и ничего дальше не предпринимать либо устранить их за счет продавца (производителя). В период действия гарантии на машину, комплектующие или выполненные работы (оказанные услуги) ответственность за дефекты несет производитель или автосервис. Предъявить некоторые претензии производителю можно и после истечения гарантии, но в пределах установленного срока службы автомобиля.

Поводы для назначения автотехнической (автотовароведческой) экспертизы

Претензии автовладельцев, связанные с дефектами и неисправностями автомобиля, которые возникли по вине производителя или автосервиса, рассматриваются в рамках Закона о защите прав потребителей. Чтобы установить, что послужило причиной дефекта и, соответственно, кто должен нести за это ответственность, назначается автотехническая экспертиза , а точнее одна из ее разновидностей — автотовароведческая экспертиза .

Упрощенно можно сказать: за «производственные» недостатки отвечают продавец и производитель, за «эксплуатационные» – потребитель (но не всегда, а только если они возникли после передачи товара потребителю).

Назначение автотовароведческой экспертизы необходимо, если есть спор между потребителем и производителем (продавцом, дилером) или автосервисом о причинах возникновения дефектов и (или) стоимости их устранения.

Что провоцирует конфликты:

  1. Производитель (продавец, автосервис) всеми правдами и неправдами полностью или частично отказывает потребителю в удовлетворении требований.
  2. Потребитель хочет явно больше того, на что он может реально рассчитывать по закону.
  3. Потребитель, заявив о недостатках и будучи уверенным в замене товара на новый или в полном возврате стоимости товара, перестает относиться к пока ещё своему имуществу бережно, в результате чего товар (как правило – автомобиль) получает множество дополнительных эксплуатационных повреждений, с наличием которых продавец (производитель) пытается отказаться менять товар или возвращать его полную стоимость.

Проблема в том, что многие неисправности носят скрытый характер и проявляются не сразу. Нести ответственность и убытки производители и продавцы не хотят, стараясь доказать, что причина поломок — нарушение правил эксплуатации транспортного средства (как правило) или ДТП (при наличии данных об этом). У потребителей задача другая — доказать вину производителя (автосервиса) и возместить убытки.

Но ни тот, ни другой вопрос невозможно решить, пока не будут точно установлены причины дефектов. И уже в зависимости от причин будут ставиться и решаться другие вопросы.

Можно ли разрешить спор без экспертизы? Да, и даже без суда. Сторонам достаточно обсудить ситуацию и договориться, подписав об этом соглашение. Но такой подход не гарантирует снятие спора с повестки дня — соглашение нужно еще выполнить.

Как правило, производитель (продавец, автосервис) идут на компромисс, если репутационные потери обойдутся дороже либо вина очевидна. В иных случаях все индивидуально.

Но если стороны не хотят идти на уступки и договариваться, не обойтись без экспертизы по определению наличия недостатков, причин их возникновения, возможных способов и стоимости их устранения. Только исходя из ее результатов можно будет принимать решение дальше — положиться на судебное разрешение спора или заключить в судебном процессе мировое соглашение, которое будет утверждено судом и приобретет обязательный для исполнения характер.

Задачи, которые решает экспертиза

Основные задачи экспертизы — выявление дефектов (повреждений, неисправностей) транспортного средства (ТС) и установление причин, характера и обстоятельств их возникновения.

Эксперт может определить первопричины возникновения дефектов (неисправностей) — заводской брак, износ, неправильная эксплуатация ТС, преднамеренная порча. Также есть возможность конкретизации причин, например, конструктивные недостатки, несоблюдение технологии производства, низкое качество материалов, ошибки сборки и т.д. Для дефектов эксплуатационного характера возможно установление действий, которые привели к появлению таких дефектов.

В рамках экспертиз по рекламациям (претензиям покупателей к производителю, продавцу, поставщику) исследуются заявленные недостатки (дефекты) товара (автомобиля или его комплектующих) или услуги (ремонта или технического обслуживания), а также возможность и стоимость их устранения.

Экспертизы позволяют установить несоответствие транспортного средства или его элементов государственным стандартам, техническим условиям производителя, гарантийным обязательствам, условиям договора. А для услуг — их несоответствие регламентам, технологической и другой нормативной документации на проведение работ.

Порядок действий при назначении экспертизы

В общем виде порядок действий можно определить так:

  1. Решение вопроса о необходимости экспертизы. Цели, задачи, возможные результаты с точки зрения ведения дела.
  2. Формулирование вопросов.
  3. Определение материалов для исследования. Здесь важно учесть, что для решения всех или некоторых вопросов эксперту может потребоваться техническая документация, отсутствующая в открытом доступе, которую эксперту необходимо будет запрашивать у продавца (производителя) через суд.
  4. Выбор эксперта (экспертной организации).
  5. Ходатайство в суд о назначении автотехнической экспертизы .
  6. Определение суда о назначении автотехнической экспертизе .
  7. Производство экспертизы.
  8. Ознакомление с заключением.
  9. Решение вопроса, если необходимо, о назначении дополнительной (повторной) экспертизы.

Экспертиза назначается судом. Он может сделать это по своей инициативе или по ходатайству сторон (одной из сторон).

Как правило, истец или ответчик ходатайствует о производстве исследования, если оно с высокой долей вероятности подтвердит его доводы. Суды проявляют инициативу обычно только в одном случае — позиции сторон спорны, а без экспертизы высока вероятность отмены (пересмотра) решения при его обжаловании. Если вопрос о назначении исследования не поднят при подаче иска (возражения, встречного иска), то в ходе процесса его целесообразно согласовать со своим представителем (юристом, адвокатом). Экспертиза — часть стратегии ведения дела.

Вопросы эксперту

Вопросы автотовароведческой экспертизы , как правило, стандартны. Правда, их перечень и содержание зависят от обстоятельств дела и предмета иска.

Наиболее распространенные типовые вопросы эксперту при проведении автотехнической экспертизы по недостаткам товаров (услуг), можно разделить на 2 группы.

Группа 1. Вопросы относительно перечня недостатков (дефектов), их причин и характера:

  • Какие недостатки имеет товар (услуга)?
  • Каковы причины возникновения недостатков?
  • Какой характер носят причины возникновения недостатков: производственный или эксплуатационный?

Группа 2. Вопросы автотехнической экспертизы , которые целесообразно ставить только при дефектах производственного характера:

  • Возможно ли устранение недостатков?
  • Какова стоимость устранения недостатков?
  • Каковы затраты времени на устранение недостатков?
  • Какие недостатки выявлялись неоднократно?
  • Какие недостатки проявились вновь после их устранения?

Среди возможных вопросов эксперту — когда возник недостаток? Этот вопрос ставится в отношении недостатков, причины которых носят эксплуатационный характер, но есть основания полагать, что они возникли до передачи товара потребителю или во время оказания услуги (т.е. когда владелец не мог пользоваться автомобилем). Необходимо учитывать, что такой вопрос может быть решен далеко не всегда.

Когда в судебном разбирательстве необходимо принять решение о замене товара или возврате его стоимости, у суда возникает вопрос о существенности недостатков товара или услуги. Однако ставить прямой вопрос эксперту о существенности недостатков некорректно — это правовой вопрос, находящийся в компетенции суда. Существенно или несущественно — оценочный фактор. Решение — за судом. И оно, среди прочего, принимается на основе заключения эксперта, перед которым были поставлены все вышеприведенные вопросы.

Указанные выше формулировки вопросов носят общий характер. Их нужно конкретизировать с учетом обстоятельств дела. «Товар» — конкретное транспортное средство, оборудование, конкретные комплектующие и т.д. «Услуги» — конкретные услуги (работы), которые должны быть исследованы экспертом.

Отдельно необходимо рассмотреть формулировки вопросов, касающихся недостатков товаров (услуг):

  1. В тексте вопроса нужно конкретизировать, какие именно недостатки подлежат исследованию.
  2. Перечень заявляемых недостатков требует внимательно анализа. Не всегда разумно заявлять все, что уже выявлено (заявлено) или может быть выявлено экспертом. И не всегда эксперт имеет возможность исследовать все недостатки, когда их перечень обозначен широко.
  3. В интересах ответчика (продавца, производителя), чтобы перечень производственных недостатков был минимальным. Поэтому этой стороне процесса всегда целесообразно конкретизировать и, тем самым, ограничивать, их перечень.
  4. Истец (потребитель), наоборот, заинтересован, чтобы перечень недостатков был как можно шире (особенно, если цель – замена товара или возврат его стоимости). Из-за этого есть стремление расширять список заявленных недостатков, надеясь на инициативу эксперта. Это не будет критической ошибкой. Но следует заранее подумать о том, сможет ли эксперт исследовать все недостатки, учитывая наличие (представление) технической документации и условий для проведения исследования. Кроме того, объем исследования прямо влияет на сроки и стоимость экспертизы, а это может быть серьёзно. И, конечно же, надо ориентироваться на цели и задачи назначения экспертизы – как правило, нет смысла стремиться к выявлению абсолютно всех скрытых недостатков товара.

Как добиться назначения экспертизы (ходатайство)

Если суд сам не назначает экспертизу (и маловероятно, что он это сделает), инициативу должна проявить заинтересованная сторона. Когда в деле есть юрист (адвокат), вопрос нужно согласовать с ним. Опытные представители знают, в какой момент и для чего именно стоит назначить экспертизу. Если же вы сами ведете свое дело, экспертизу желательно назначить как можно раньше — тогда вы быстрее получите нужное доказательство и, по сути, решите ход процесса в свою пользу.

Инициатива истца или ответчика имеет большое значение. Ходатайство о назначении автотовароведческой экспертизы позволяет:

  • обратить внимание суда и эксперта на наиболее важные, как вы считаете, обстоятельства дела;
  • предложить эксперту свои вопросы, чтобы сделать в рассмотрении дела нужный для вас акцент;
  • предложить суду желательную экспертную организацию (эксперта) или список нежелательных.

Предварительно вы можете проконсультироваться с профильным экспертом, чтобы подробнее узнать о том, как производится экспертиза, что для нее нужно, какие вопросы поставить. При этом вовсе нет необходимости в дальнейшем ходатайствовать о назначении исследования именно этому эксперту. На этом этапе важно получить нужные знания, которые помогут в дальнейшем принять важные решения.

Нередко в деле уже присутствует заключение специалиста по недостаткам товара (услуги), и на этом основании суд не захочет назначать экспертизу. Чтобы снять возможные возражения другой стороны процесса и убедить суд в необходимости исследования, постарайтесь отдельно указать в ходатайстве:

  • почему заключения специалистов недостаточно для правильного разрешения дела, либо почему оно не может быть доказательством;
  • какие, возможно, ошибки, недочеты, спорные выводы есть в заключении;
  • какие дополнительные или более точные, конкретные, достоверные ответы позволит получить экспертиза;
  • что может быть предоставлено на экспертизу дополнительно (новые материалы, сведения и т.д.), поможет разобраться в деле и вынести правильное решение.

Для подготовки текста и самого процессуального документа обычно используется образец ходатайства о назначении автотовароведческой экспертизы . Целесообразно ознакомиться с несколькими примерами и выбрать наиболее подходящий для вашего случая.

Определение суда о назначении экспертизы

По своей инициативе или на основе ходатайства участника процесса суд выносит определение о назначении автотехнической экспертизы . Это процессуальный документ, как правило, типовой формы.

Помимо всех стандартных формальный «реквизитов» в определении указываются обстоятельства дела, причины назначения экспертизы, материалы для исследования и приводится список вопросов. Для сторон процесса важность представляет вопрос, кто именно и на каких условиях обеспечивает техническую сторону проведения исследования (предоставление документации, техническое обеспечение – оборудование, специалисты для проведения необходимых работ).

Всегда нужно внимательно знакомиться с определением, которое является основанием для производства автотехнической экспертизы . Судьи могут допускать ошибки, не совсем корректно отражать позицию, указанную стороной в ходатайстве, изменять вопросы, упускать из виду важные, по вашему мнению, моменты. Лучше сейчас, своевременно, обратить внимание суда на это, чем потом столкнуться с неожиданным заключением и решать вопрос о назначении дополнительной или повторной экспертизы.

Что делать, если экспертиза не в вашу пользу

В этой ситуации есть несколько вариантов действий:

  1. Попытаться признать заключение недопустимым доказательством. Сделать это крайне сложно, а если исследование было назначено по вашей инициативе и в выбранной вами организации — практически нереально. Зацепиться можно за необъективность, предвзятость эксперта, его некомпетентность и т.п. Но придется все это доказать, причем очень убедительно.
  2. Вызвать эксперта в суд в целях дачи разъяснений. Как вариант (при наличии технической возможности) — допрос эксперта посредством видеоконференцсвязи.
  3. Ходатайствовать о назначении дополнительной экспертизы.
  4. Подать ходатайство о назначении повторной автотехнической экспертизы .
  5. Если ничего не получится или покажется нецелесообразным, нужно рассматриваться вариант использования в свою пользу других доказательств по делу.

Поскольку не эксперту досконально разобраться в экспертизе (исследовании и заключении) будет сложно, разумно подключить к анализу профильного эксперта — разумеется, не того, кто проводил исследование. Можно и просто посоветоваться с ним. Если же есть явные ошибки, нарушения, неточности, спорные выводы, необходимо обратить на них внимание суда. Судьи крайне заинтересованы, чтобы решение «устояло» в вышестоящем суде, поэтому мимо очевидных проблем заключения не пройдут.

Дополнительные и повторные экспертизы назначаются судом по ходатайству заинтересованной стороны. Нужно убедить суд, что такая экспертиза нужна и без нее дело правильно не решить. Если суд откажет, принятое решение можно обжаловать в вышестоящем суде, но делать это нужно быстро, не затягивая ход процесса.

Вместо заключения

К назначению экспертизы необходимо относится как к возможности получения важного, самого важного доказательства. Это требует ответственности, внимательности, желания разобраться в непонятных моментах.

При наличии юриста (адвоката) по всем вопросам можно консультироваться с ним, да и разумнее – действовать сообща. Если представителя нет, обязательно обращайтесь к профильным экспертам. Это несложно, по нынешним временам очень доступно, а главное — реально помогает как минимум не допустить непоправимых ошибок. Будьте бдительны и не пускайте дело на самотек. Готовьтесь к экспертизе, советуясь с профессионалами, а не в соцсетях и среди родственников и коллег.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

https://genprokufo.ru/zakon/sushhestvennyj-nedostatok-avtomobilya-chto-eto-sudebnaya-praktika.html
https://forensicscience.ru/2018/05/31/naznachenie-ekspertizy-po-vyyavleniyu-defektov-i-opredeleniyu-sushhestvennogo-nedostatka-avtomobilya/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Как установить подсветку днища автомобиля своими руками

Подсветка днища автомобиля своими руками Один из самых интересных и ярких элементов визуального тюнинга автомобиля по праву можно считать подсветку днища. Этот небольшой нюанс сразу выделяет машину из потока и делает ее запоминающейся и привлекательной. А если еще сделать тюнинг выхнопных систем в DKstyle.ru — это будет просто пушка. Можно сказать, мечта многих автомобильных фанатов. […]

Полироли 3М — что это за полировальная паста, как убрать царапины с кузова автомобиля

Какой пастой полировать машину в домашних условиях — обзор полиролей и абразивных паст 3М Кузов любого современного автомобиля имеет многослойное покрытие, защищающее металл от внешних воздействий и обеспечивающее достойный внешний вид. Обычно это фосфатная обработка, грунт, базовая краска и лак, если машина окрашена по технологии «металлик». Хуже всего приходится последнему слою, который может обветриваться, покрываться […]

Яндекс.Метрика