Описание и классификация оборудование пожарного автомобиля
Оборудование пожарного автомобиля
Пожарное оборудование
Результат оперативного реагирования команды спасателей на сигнал о возгорании во многом зависит от комплектации пожарных автомобилей специальным оборудованием. Перечень пожарно-технического вооружения прописан в ГОСТе 12.2.047-86. Нарушение правил оснащения ПА влечет за собой не только срыв операции, но и составляет опасность для жизни спасателей и людей, попавших в беду.
- Стандартный комплект
- Оборудование для эвакуации
- Пожарные стволы
- Рукава
- Всасывающие
- Напорно-всасывающие
- Напорные
- Классификация ПТВ пожарной машины
- Размещение в автомобиле
Стандартный комплект
Для оперативного реагирования на вызов бригада спасателей использует определенный комплекс вспомогательных средств, которые входят в перечень основного оборудования пожарных автомобилей или являются частью пожарно-технического вооружения. Первое представляет собой комплекс коммуникаций для подавления огня. Ко второму относят технические средства для защиты личного состава при проведении разведки на месте происшествия и ликвидации возгораний.
Стандартно ПА общего назначения, к которым относят автоцистерны, насосно-рукавные машины, автомобили первой помощи и спасательный транспорт, на борту обязательно имеют:
- Аварийно-спасательный инструмент, при помощи которого устраняют препятствия на пути к очагу возгорания. К нему относят топор, багор, молоток, лом, технические средства для резки проводов.
- Спасательные средства. Это лестницы, канатно-спусковые устройства, маты, приспособления для поднятия на высоту, метательные устройства.
- Оборудование малой механизации, к которому относят инструмент с электроприводом, соединяющийся с двигателем или гидроагрегатом. Это пневматические домкраты, заглушки, пластыри.
- Средства индивидуальной защиты. Для органов дыхания и зрения – респираторы, аппараты со сжатым воздухом, устройства искусственной вентиляции легких, самоспасатели. Для рук, ног и головы – каски, перчатки, защитная обувь. Дополнительное оборудование пожарных автомобилей, которые работают в зоне техногенных катастроф, включает комплекты теплоотражателей, костюмы защиты от ионизирующих излучений.
- Гидравлические установки.
Перечень пожарного оборудования, возимого на пожарных автомобилях, зависит от модели транспортного средства. В зависимости от сложности ситуации на место вызова посылают машину, оснащенную в соответствие со стандартным протоколом действий.
Оборудование для эвакуации
Первоначальной задачей бригады спасателей является эвакуация людей и материальных ценностей из охваченной огнем зоны. Кроме подручных средств, перечисленных выше, большое значение в благополучном исходе операции по эвакуации имеет гидравлический аварийно-спасательный инструмент. Это переносные комплексы с гидроприводом, которые используют для деблокировки пострадавших во время ЧС.
ПА автомобили общего назначения оснащены:
- 2-4 расширителями или зажимами для изменения размера прохода;
- насосной станцией гидравлического типа или ручным насосом;
- гидравлическими линиями;
- домкратом для поднятия тяжелых препятствий на пути эвакуации;
- кусачками для резки металла и ножницами комбинированного типа;
- дополнительным инструментом, который устраняет преграды на пути.
Принцип действия гидравлического аварийно-спасательного инструмента основан на приведении в действие насоса (ручного или с электроприводом).
Пожарные стволы
Один из видов специального оборудования основных пожарных автомобилей, используемого для подачи огнетушащих средств через рукава гидрантов.
Пожарные стволы | |
Пропускная способность и размеры | Вид огнетушащего вещества |
Ручные | Водяные |
Лафетные | Пенные |
Комбинированные |
Ручные активируются ручным оборудованием. Их недостаток – ограниченное расстояние действия, максимум 5 метров. Применяют при тушении небольших очагов возгорания. Лафетные – оборудование спецтехники. В комплекте – варианты насадок.
Переносное оборудование обоих типов крепится на окончании рукавной напорной линии. Стационарные устанавливаются только на опорах и соединяются с краном или насосом автомобиля. Благодаря стволам и насадкам можно формировать как сплошную струю для тушения огня на дальних расстояниях, так и распыленную для небольших площадей или локального очага.
Машины, выезжающие в зону пожара, комплектуются следующими моделями стволов.
Рукава
Вид технического оснащения любого автомобиля, который выезжает в зону ЧС. Сегодня используют три типа рукавов:
- всасывающие;
- напорно-всасывающие;
- напорные.
Всасывающие
Используются для забора воды из водоисточника для дальнейшего пожаротушения. Стандартно длина рукавов, которыми комплектуются ПА – 4 метра. При транспортировке их располагают в пенале на крыше АЦ. Некоторые автомобили имеют отделение на уровне насосного отсека.
Напорно-всасывающие
Используют для забора воды и ее последующей транспортировки из водоисточника или гидранта с использованием насоса. Их отличительной особенностью является металлический проволочный каркас, покрытый текстильным кожухом. Пеналы для хранения и транспортировки таких рукавов расположены на надстройке ПА. Конструкция этих отсеков предусматривает естественную просушку оборудования во время возвращения техники на базу. Напорно-всасывающие рукава предназначены для подачи пенообразователя, масла и других специальных жидкостей.
Напорные
Наиболее распространенный вид рукавов, которыми комплектуются автоцистерны, пожарные поезда, корабли, краны. Предназначены для подачи огнетушащих веществ под избыточным давлением. В АЦ напорные рукава транспортируются в одинарной или двойной скатке. Также возможно использование специальной катушки.
Классификация ПТВ пожарной машины
Инструменты, используемые во время проведения спасательной операции, являются обязательным компонентом пожарных автомобилей любого вида. Их делят на две группы:
- По типу привода – ручной механизированный и немеханизированный инструмент;
- По функциональному назначению – для пробивания отверстий, для резки, подъема, перемещения и фиксации конструкций, для вскрытия металлических конструкций.
К механизированным ПТВ относят устройства с электро-, мото-, пневмо- и гидроприводом. К немеханизированным – классический рабочий инструмент.
Назначение ручного инструмента:
- лом – вскрытие полов, разбор перегородок, кровли, демонтаж крышек колодцев;
- цельнометаллические багры – расчистка места возгорания, вскрытие подшивки потолка;
- насадные багры – демонтаж бревенчатых стен, растаскивание штабелей сена;
- топор – вскрытие дверей, окон, перерубание досок, заграждающих проход;
- легкий крюк – вскрытие пола, железной кровли, обшивки потолка, снятия штукатурки;
- лопата – раскопка на месте пожара, расчистка помещения от горящих сыпучих веществ, засыпка перекрытий;
- ножницы – демонтаж электропроводов низкого напряжения.
К механизированному инструменту относят бензомоторные пилы, электрические молотки, автогенно-резальные агрегаты.
Размещение в автомобиле
По конспекту, которым пользуются оперативные бригады, выезжая на вызов, к размещению оборудования на пожарном автомобиле предъявляют высокие требования. Часть хранится в кабине боевого расчета, часть – в кабине водителя. Основной же инвентарь расположен в отсеках кузова. Четкий порядок – залог уменьшения времени на боевое развертывание без снижения его оперативной подвижности.
Размещение оборудования подчинено правилу эргономики:
- группировка инструмента по функциональному назначению;
- размещение по особенностям конфигурации и массе;
- по последовательности использования;
- по частоте применения.
В кабине водителя должны быть огнетушители и ручной инструмент. В зоне боевого расчета размещают пожарные стволы и рукавные зажимы, противогазы и фонари. Все оборудование размещают так, чтобы оперативники при боевом развертывании не мешали друг другу.
1 – огнетушитель; 2 – инструмент шофера; 3 – гаечный ключ; 4 – пожарный рукав; 5 – пожарный ствол; 7 – пожарная колонка; 8 – разветвление; 9 – крюк; 10 – всасывающая сетка; 11 – рукавный зажим; 12 – переходная головка 50×80; 13 – переходная головка 70×80; 14 – ствол РС; 15 – ствол РСК; 16 – шланг пенообразователя; 17 – льняной напорный рукав; 18 – напорный пожарный рукав; 19 – водосборник.
Специальные пожарные спасательные автомобили: ТТХ и классификация
- Печать
К специализированным пожарным транспортным средствам относятся мобильные машины, которые используются для осуществления различных работ на месте пожара. Сегодня к специальным машинам можно отнести:
- Автолестницы;
- АПК или пожарные коленчатые подъёмники;
- Машины для перевозки и укладки пожарных рукавов;
- Транспортные средства для газодымозащиты;
- Машины, удаляющие дым;
- Аварийно-спасательные автомобили;
- Автомобили связи и освещения;
- Машины для организации работы штаба.
Классификация специальных пожарных машин
Пожарные машины специального назначения можно классифицировать на основании колёсных и посадочных формул, по компоновке кабины, по итоговой массе транспортного средства и т.д.
Если говорить о классификации по колёсной формуле, то машины подразделяются на две категории:
- Модели с неполным приводом. Колёсная формула у данных автомобилей: 4×2, 6×2, 6×4, 8×4;
- Машины с полным приводом. У этих автомобилей колёсная формула может быть 4×4, 6×6, 8×8.
Посадочная формула разделяет машины на следующие:
- Водитель + максимум 2 спасателя (1+2 или 1+1);
- Водитель + максимум 6 спасателей (1+5 или 1+6);
- Водитель + 8 спасателей (1+8).
В указанных формулах первая цифра – водитель автомобиля, вторая – число пассажиров.
Компоновочная схема специальных пожарных машин разделяет автомобили на следующие модели:
- Кабина находится за двигателем – это задняя модель;
- Кабина располагается над двигателем – это фронтальная модель;
- Кабина установлена перед двигателем – это пример передней модели.
В плане полной массы, машины можно разделить на три основных класса:
- L-класс – лёгкие автомобили массой от 2 до 7.5 тонн;
- M-класс – средние машины массой от 7.5 до 14 тонн;
- S-класс – тяжёлые модели массой от 14 тонн.
АЛ – специальные пожарные автомобильные лестницы
Специальные пожарные автомобильные лестницы – это машины, которые комплектуются современными лестницами. Они могут выдвигаться и поворачиваться для использования на любом объекте. С их помощью проводятся аварийно-спасательные работы на большой высоте. Также они позволяют подавать оборудование и вещества для тушения пожара на нужную высоту.
Классифицируются пожарные автолестницы следующим образом:
- АЛ без съёмной люльки и лифта;
- АЛ с люлькой, которая оборудована на самом верху;
- АЛ с лифтом, который движется по лестнице;
- АЛ и с люлькой, и с лифтом.
К главным конструктивным элементам данного специального пожарного автомобиля относится:
- Передняя опорная стойка;
- Шасси с платформой;
- Основание для опоры;
- Силовая установка;
- Основание для подъёмно-поворотного основания;
- Стрела;
- Механизмы позволяющие поднимать и поворачивать лестницу;
- Гидравлическая система;
- Электрическое оборудование;
- Пульт или несколько пультов для управления.
Современные пожарные автолестницы различаются высотой стрелы от 10 до 60 метров. Специальные модели, выполненные под заказ, могут иметь стрелу больше 60 метров.
АПК или пожарный коленчатый подъёмник
АПК – это пожарная машина, которая оборудована поворотной и подъёмной стрелой. С помощью данного оборудования проводят аварийно-спасательные работы и подают огнетушащие вещества на нужную высоту. Иногда АПК используется как грузоподъёмный кран.
В отличии от автолестниц, у коленчатых автоподъёмников большая маневренность. Чаще всего АПК создаются на крупных шасси грузовых машин с колёсной формулой 6х4 или 6х6. Эти машины могут безопасно задействоваться даже при порывах ветра и на площадках с небольшим уклоном в любую из сторон.
Основными рабочими узлами АПК считаются:
- Шасси;
- Платформа и опорная конструкция;
- Силовая группа;
- Гидравлика;
- Рама;
- Гидравлические опоры;
- Стрела;
- Подъёмная установка;
- Люлька;
- Система водопенной коммуникации;
- Электрооборудование;
- Система управления.
АД — машины, удаляющие дым
АД – это специальные пожарные транспортные средства, которые комплектуются ПТВ и дымососом, чтобы удалять дым из различных помещений.
Машина собрана из нескольких важных компонентов:
- Основное шасси от грузового автомобиля;
- Кабина водителя, где располагается и пожарный расчёт;
- Установка для вентилирования;
- Отсек для ПТВ.
Работает используемое оборудование благодаря гидравлическому приводу.
АР – машины для перевозки и прокладки рукавов
АР – это машина, которая используется для транспортировки, прокладки и уборки рукавных проводов, лафетных стволов и тушения пожара. Это довольно специфичные машины, которые комплектуются руками с диаметром 77 мм, 110 мм и 150 мм. В общей сложности, длина всех рукавов может достигать 5 километров.
АСО – специальные пожарные машины освещения и связи
АСО – это автомобили, оснащённые электрогенератором и всем необходимым оборудованием, которое позволяет организовать и поддерживать работу средств связи и осветительных приборов в том месте, где произошло ЧП.
Основными частями и компонентами данных автомобилей является:
- Базовое шасси;
- Кабина водителя;
- Салон, разделённый на два отсека для телефонистов и радистов;
- Электросиловая установка;
- Средства связи;
- Аппаратура для усиления и записи звука;
- Вычислительная техника;
- Стационарная осветительная мачта.
Источник Источник https://www.pozhmashina.ru/articles/pozharnoe-oborudovanie/oborudovanie-pozharnogo-avtomobilya.html
Источник Источник https://selgazeta.ru/partnerskiy-material-8/spetsialnyie-pozharnyie-spasatelnyie-avtomobili-tth-i-klassifikatsiya.html