Оклейка авто виниловой плёнкой своими руками
Оклейка авто виниловой плёнкой своими руками
Оклейка авто виниловой плёнкой возможна благодаря свойствам винила. Плёнка хорошо растягивается и при обтяжке повторяет формы, изгибы и углы. Этот материал имеет так называемую «память», полученную при его изготовлении. То есть, если виниловую плёнку смять как бумагу, а потом разровнять и нагреть, то винил возвратиться в ровный лист без складок и дефектов. Это свойство позволяет легко убирать складки и морщины при оклейке автомобиля.
В этой статье мы рассмотрим, что собой представляет виниловая плёнка для оклейки автомобилей, какие она имеет преимущества и особенности, а также подробно разберём, как осуществляется оклейка авто виниловой плёнкой.
Содержание статьи:
Преимущества, особенности и ограничения оклейки авто виниловой плёнкой
Виниловая плёнка является популярной альтернативой краске для смены внешнего вида автомобиля. Однако существует неправильное представление, когда сравнивают обтяжку виниловой плёнкой и окрашивание. Считается, что обтяжка виниловой плёнкой решает проблему плохого состояния лакокрасочного покрытия автомобиля. Это не совсем так. Если на краске кузова есть глубокие царапины и сколы, то они проявятся через плёнку. Кроме того, если краска начинает отслаиваться, то это будет плохой основой для виниловой плёнки. Таким образом, если кузов требует косметического ремонта, то лучше покрасить кузов. Краска даёт заводской оригинальный вид, что нельзя сказать про плёнку. Технически, лакокрасочное покрытие может выглядеть лучше и иметь более глубокий цвет и блеск, чем плёнка.
Современная качественная виниловая плёнка на липкой стороне имеет маленькие каналы для воздуха, облегчающие разглаживание плёнки и гарантирующие отсутствие пузырьков после установки.
Считается, что плёнка является более дешёвым покрытием, чем краска. Однако хорошая виниловая плёнка не слишком дёшево стоит. Для установки плёнки, так же как и для окрашивания машины, требуется опыт и навыки. Только опытные специалисты могут обтянуть автомобиль плёнкой с лёгкостью. Стоимость качественной обтяжки виниловой плёнкой профессионалами может совпадать со стоимостью окрашивания кузова. Конечно же, цена окраски варьируется в зависимости от качества.
Итак, какие преимущества имеет оклейка автомобиля виниловой плёнкой?
- Когда сравнивают плёнку и краску, то главным преимуществом плёнки является её обратимость. Это значит, что в любой момент можно снять плёнку или поменять на другой цвет.
- Преимущество плёнки в том, что вы можете поменять цвет автомобиля без потери продажной стоимости. Если машина перекрашена, то это может уменьшить её стоимость, а если обтянута плёнкой, то она может рассматриваться просто как защита, которую можно снять. Это может даже работать на вашу выгоду. Так как вы покрываете краску, то защищаете её (от царапин, сколов, УФ-лучей и выцветания). Перед продажей можно просто снять плёнку и краска будет в хорошо сохранившемся состоянии.
- При смене цвета одной панели (крыши или капота), лучше использовать плёнку, чем красить их. Это в особенности относится к спортивным автомобилям.
При смене цвета одной панели хорошо подходит виниловая плёнка.
- Оклейка авто виниловой плёнкой защищает лакокрасочное покрытие и кузов от внешнего воздействия, в том числе от песчано-солевой смеси зимой.
- Виниловая плёнка может самовосстанавливаться при нагреве, если её целостность не нарушена.
- Можно легко перетянуть повреждённую плёнку. При повреждении краски панель может потребоваться красить с переходом на соседнюю деталь.
- Плёнка защищает краску от выцветания. Это важно особенно для красного цвета.
- Плёнка может дать покрытие, которого нельзя достичь покраской (хром, карбон, шлифованный металл и т. д.).
- Обтяжка плёнкой экономит время в сравнении с покрасочными работами, а также не требует специального оборудования, как в случае окраски автомобиля.
- При щадящей эксплуатации и правильном уходе, виниловая плёнка может прослужить вплоть до 10 лет.
При всех преимуществах, виниловая плёнка не является защитной в прямом смысле этого слова. К защитным плёнкам относятся полиуретановые плёнки ( PPF / Polyurethane Protect Film) хорошо защищающие краску автомобиля от сколов, царапин (см. статью “защита автомобиля плёнкой”). Они толще, более износостойкие, чем виниловые и лучше выдерживаю низкие температуры, не теряя защитных свойств. Оклейка такой плёнкой – это, так называемое, бронирование. Эти плёнки более толстые, чем виниловые и устанавливаются на кузов немного по-другому.
Нужно также учитывать ограничения при оклеивании кузова виниловой плёнкой.
- Свежеокрашенная поверхность кузова должна просохнуть и отвердеть в течение 10–30 дней перед нанесением виниловой плёнки. Если плёнкой оклеить недавно окрашенный и не просушенный автомобиль, то могут образоваться пузырьки от испарений краски, а также может возникнуть проблема с адгезией.
- Избегайте наклеивать винил на неокрашенные бампера, поверхности, имеющие зернистую структуру (части зеркал автомобиля, пластиковые части интерьера и экстерьера). Виниловая плёнка плохо держится на пластике. При необходимости оклейки таких деталей, нужно использовать специальный грунт-усилитель адгезии, как и при окрашивании.
Оклейка авто виниловой плёнкой. Необходимые условия
Рекомендуется работать с плёнкой внутри помещения, в чистом, тёплом, хорошо освещённом месте. Увлажнение окружающих поверхностей (не автомобиля) поможет уменьшить количество пыли, которая может попадать на поверхность и собираться на липкой стороне плёнки.
Температура играет важную роль в том, как виниловая плёнка приклеится к лакокрасочному покрытию кузова. Нельзя устанавливать плёнку на автомобиль, который только что заехал с холода или с жары. Важно, чтобы кузов достиг комнатной температуры до обтягивания виниловой плёнкой. Если температура слишком низкая, то возникнет риск разрыва плёнки, так как она станет более хрупкой. При слишком высокой температуре клей будет приклеивать плёнку более агрессивно, что добавит трудности при переставлении плёнки во время установки. Минимальная температура для установки +15 градусов (воздуха и поверхности). Оптимальная от +18 до +25.
Рулон виниловой плёнки должен храниться вертикально или горизонтально, повешенный на стойки. Рулоны не должны лежать горизонтально всей поверхностью, так как это может привести к появлению больших матовых секций.
Расчёт требуемого количества виниловой плёнки
Этот этап начинается ещё до покупки виниловой плёнки. Замеры позволяют понять, сколько плёнки нужно купить. Лучше сразу приобрести нужное количество плёнки из одной партии, чтобы оттенок полностью совпадал, чтобы не пришлось докупать недостающее количество.
Не экономьте! Понадобится много дополнительной плёнки. Это связано с ошибками, которые могут допускать даже профессионалы. Обычно рекомендуется покупать дополнительно от 150 до 450 см виниловой плёнки (в зависимости от сложности формы кузова и используемого материала) при обтягивании всей машины. Это гарантирует, что материала будет достаточно, даже если одна из панелей не получится. В крайнем случае, остаток нужного оттенка можно будет сохранить, чтобы, при необходимости, перетянуть повреждённую панель в дальнейшем.
Самый лёгкий способ посчитать нужное количество плёнки – взять длину вашей машины, умножить на 3 (так как, грубо говоря, машина состоит из 3‑х продольных частей: верхней и 2‑х боковых) и прибавить 3–4.5 метра, округлите этот размер в соответствии с размером рулона, в котором продаётся плёнка. Обычно винил продаётся в рулонах шириной 152 см и длиной 8 метров. Ширины рулона чаще всего, бывает достаточно для оклейки целиком любой панели кузова.
Для более точного подсчёта измерьте машину во всех местах, которые Вы хотите обтянуть виниловой плёнкой. Приклейте малярную ленту на край поверхности, которую будете оклеивать, и размотайте её по длине панели (и ширине), также приклеив к поверхности. После отклеивания, ленту можно распрямить и измерить рулеткой. Липкая лента поможет точно определить размеры панели, повторив все контуры её формы.
Вот примерное количество плёнки с запасом, которое потребуется, в зависимости от размера автомобиля.
- Маленькие машины (малолитражки): ширина рулона 152 см, требуемая длинна 12–16 м.
- Машины среднего размера ( VW Golf, Opel Astra, Audi A3 , Ford Focus): ширина рулона 152 см, требуемая длина 15–17 м.
- Большие седаны, хэтчбеки и спортивные автомобили: ширина рулона 152 см, требуемая длина 17–18 м.
- Автомобили SUV , внедорожники: ширина рулона 152 см, требуемая длина 22–25 м.
- Мини транспортеры (Renault Kangoo, VW Caddy, Fiat Doblo): ширина рулона 152 см, требуемая длина 17–20 м.
- Большие микроавтобусы, VAN : ширина рулона 152 см, требуемая длина 17–20 м.
Выбор виниловой плёнки
Большинство виниловых плёнок изготавливаются из одинаковых базовых ингредиентов. Основой является полимер поливинилхлорид (ПВХ), то есть пластик. По своей природе ПВХ относительно твёрдый материал. Другие ингредиенты потом добавляются к ПВХ. Они включают в себя пластификаторы, пигменты и добавки для улучшения защитных свойств плёнки (от УФ-лучей, нагрева и химического воздействия). Добавки могут иметь разное качество, от чего будет зависеть конечное качество и стоимость плёнки. Качество также зависит от технологического процесса производства и типа пластификатора.
Качественные плёнки могут прослужить до 5–10 лет, в зависимости от условий эксплуатации. Наиболее известные бренды, выпускающие плёнку высокого качества: 3M , Avery, Hexis, Oracal, Arlon. Желательно изучить рынок плёнок, почитать отзывы о разных производителях, перед тем, как приобрести нужное количество материала. Не экономьте на качестве, выбирайте, учитывая лучшее соотношение «цена-качество». К примеру, 3М качественная, но дорогая плёнка, можно найти не менее качественный аналог по более низкой цене. Дешёвые плёнки могут выглядеть похоже, но быть менее износостойкими и могут быстрее выцветать со временем.
Лучше выбирать цвет похожий на оригинальный цвет краски автомобиля, чтобы краска не была заметна через повреждения плёнки. По крайней мере, не выбирать контрастный цвет.
На износостойкость влияет текстура лицевой части виниловой плёнки. К примеру, глянцевая виниловая плёнка будет служить дольше и даёт лучшую защиту, чем матовая. Матовая плёнка притягивает пыль больше, чем глянцевая. Возможно, на этой плёнке пыль просто лучше видна или присутствует статическое притяжение, но пыльной машина будет выглядеть чаще.
Большинство современных виниловых плёнок высокого качества имеют технологию активации клея только после разглаживания с умеренным давлением. Это позволяет плёнке без использования жидкости скользить липкой стороной по поверхности и менять её положение несколько раз до полного её прилипания. То есть, плёнка имеет слабую начальную адгезию, которая позволяет корректировать позицию плёнки и легко исправлять ошибки до её разглаживания. У хорошей плёнки будет оставаться неизменной равномерность цвета и текстуры во время и после умеренного растягивания при воздействии нагрева.
Виниловая плёнка очень хорошо формуется. На обратной стороне современных виниловых плёнок есть маленькие каналы, предназначенные для более лёгкого удаления воздушных пузырьков. Некоторые плёнки могут растягиваться до 40%, что позволяет им облегать любые изгибы и углы кузова.
При планировании покупки винила, нужно учитывать стоимость дополнительных аксессуаров и инструментов.
Очистка и подготовка кузова
Начните с тщательной мойки и чистки кузова. Виниловая плёнка не приклеится хорошо к воску и масляной поверхности. Любое загрязнение, масло или воск будут снижать адгезию (прилипание) плёнки и могут образовывать пузыри. Поэтому очень важно полностью убрать защитный восковый и масляный слой до процесса обтяжки плёнкой. Для более тщательной очистки можно использовать чистящую глину, чтобы убрать с поверхности въевшуюся микроскопическую грязь. Этот шаг значительно улучшит конечное качество установки виниловой плёнки. Тщательно высушите поверхность микрофиброй. Очень важно очистить и высушить края панелей с заходом на обратную сторону и все труднодоступные места. Аппликатор (сквидж/Squeegee), обёрнутый в безворсовую ткань или микрофибру поможет достать до труднодоступных мест (за обратную сторону панели, стыки молдингов с кузовом и т. д.), чтобы высушить их.
Убедитесь, что поверхность кузова полностью сухая перед оклейкой виниловой плёнкой. При необходимости можно использовать сжатый воздух или фен, чтобы ускорить сушку машины.
После мойки и сушки поверхность нужно дополнительно обезжирить изопропиловым спиртом. Далее отремонтируйте глубокие царапины, сколы и ржавчину. Если не убрать ржавчину, то кузов продолжит ржаветь под плёнкой. Любая неровность проступит сквозь плёнку после обтяжки.
Для облегчения обтяжки плёнкой можно демонтировать съёмные детали: фары, противотуманки, повторители поворотов, зеркала, молдинги, эмблемы, антенны. Это позволит лучше отмыть все места машины и облегчить установку плёнки и поможет сделать работу на профессиональном уровне. К тому же, исключается вероятность отслаивания плёнки в этих местах.
Можно наклеить малярную ленту на прилегающие детали, чтобы случайно не повредить их лезвием при обрезании плёнки и чтобы плёнка не приклеивалась к этим деталям.
Начните устанавливать плёнку как можно быстрее после чистки и сушки, чтобы пыль не успела прилипнуть. Можно использовать антистатическую очищающую липкую салфетку, чтобы убирать пыль с поверхности, перед самой установкой плёнки.
Оклейка авто виниловой плёнкой, основные правила
Рассмотрим основные правила оклейки кузова автомобиля виниловой плёнкой, которые помогут понять основные принципы этого процесса:
- Растягивание виниловой плёнки. При работе с виниловой плёнкой, нужно понимать, как она растягивается. Для этого попробуйте её растянуть и вернуть обратно, ослабив. Установщики используют фен для облегчения растягивания виниловой плёнки. Растяжение плёнки поможет в обтяжке панелей со сложными формами, таких как бампера, зеркала и крылья. Нужно делать минимальное натяжение плёнки. Лучше всего распределять натяжение на как можно большую площадь. Нужна практика, чтобы не испортить плёнку.
- Не растягивайте плёнку слишком сильно. Виниловую плёнку достаточно легко растянуть слишком сильно, особенно при нагреве феном. Виниловая плёнка имеет память своей оригинальной формы, и она будет стараться возвратиться к ней. Будьте осторожны, так как, растягивая материал, Вы также растягиваете клей. Если плёнка становится слишком тонкой, то количество клея также уменьшается в этой растянутой области. Это делает её клеящую способность хуже. В дальнейшем плёнка может отклеиться. Чрезмерно растянутая плёнка также даёт меньше защиты кузову, а также может измениться её внешний вид и существует риск порвать плёнку.
- Какую бы деталь автомобиля не обтягивали, Вы всегда столкнётесь с появлением морщин. Каким бы не было направление морщин на плёнке, нужно растягивать плёнку перпендикулярно морщинам.
- Чтобы минимизировать появление морщин, складок и пузырей воздуха на начальном этапе, приклеивается центр плёнки, потом она разравнивается к краям. Винил при этом нужно оттягивать по мере того, как плёнка опускается на панель. Плёнку нужно разравнивать аппликатором (сквиджи) с мягким краем и руками в перчатках. Давление при начальном разглаживании должно быть минимальным. Всегда полностью завершайте разглаживание на одной секции, прежде чем переходить к следующей. Можно отклеивать и переставлять плёнку, убирая складки и морщины. Когда воздух удалён и морщины разглажены, начните разглаживать с большим нажимом. На этом этапе клей будет активироваться, окончательно приклеивая плёнку.
- Так как большинство плёнок направленные (должны устанавливаться в определённом направлении), всегда устанавливайте плёнку в соответствии с обозначениями на обратной стороне. При установке разных секций в разном направлении может меняться оттенок плёнки.
- После оклейки кузова виниловой плёнкой важно прогреть все панели со сложными формами, где плёнка была растянута. Это важный этап, убирающий напряжение, полученное плёнкой при растяжении, а также гарантирующий хорошую адгезию. Более подробно этот этап мы рассмотрим в этой статье ниже.
Метод предварительного растяжения плёнки и её последующей усадки
Этот метод применяется на выпуклых панелях (дверных ручках, корпусах боковых зеркал, бамперах) и включает в себя нагрев, растяжение, приклеивание плёнки и её усадку. Это даёт все преимущества эффекта памяти плёнки, когда обтягиваются изгибы панели. Чтобы увидеть метод предварительного растяжения в действии, посмотрите на обтяжку ручки двери автомобиля. Если нанести плёнку на ручку без предварительного растягивания плёнки и нагреть, то плёнка просто ляжет в плоском состоянии. Поэтому нужно растянуть плёнку, чтобы она повторила форму ручки. Так будет работать эффект памяти плёнки, сжимаясь обратно и облегая сложную форму ручки.
Если не использовать свойства виниловой плёнки (растяжение и последующее сжатие), то плёнка не будет обтягивать выпуклые формы панели. Использование свойств виниловой плёнки позволяет легко обтягивать сложные выпуклые формы панелей кузова. Предварительно растянутая виниловая плёнка нанесённая на дверную ручку, после нагрева сжимается и сама собой обтягивает выпуклую форму дверной ручки.
Правильная техника предварительного растяжения плёнки включает следующие шаги:
- Нагрев (40–50 градусов)
- Растяжение. Плёнку нужно растянуть примерно на 30%. Нужно растягивать плёнку перпендикулярно изгибу. Уберите источник нагрева и дайте плёнке остыть в растянутом состоянии.
- Расположение плёнки на детали. Там, куда плёнка была приклеена, растяжение останется.
- Сжатие плёнки. Теперь, когда нагреть приклеенную секцию плёнки, она обернётся вокруг ручки.
Эта техника может использоваться на всех сложных изгибах автомобиля: передние и задние бампера, ручки дверей, боковые зеркала и т. д. Метод предварительного нагрева и последующего сжатия плёнки позволяет использовать свойства плёнки.
Оклейка авто виниловой плёнкой, мокрый способ
Мокрый способ используется для установки виниловой плёнки, которая имеет «агрессивную» начальную адгезию. Жидкость помогает скользить плёнке по поверхности, не приклеиваясь раньше времени, пока вода не удалена разглаживанием. Современные виниловые плёнки известных производителей имеют слабую начальную адгезию и имеют воздушные каналы на липкой стороне. За счёт этого такие плёнки легко устанавливаются, и переставляются в нужное положение, пока их не разгладить с нажимом. Их можно много раз отклеивать и снова класть на поверхность, без потери адгезии, поэтому нет смысла использовать жидкость для установки такой виниловой плёнки. Всегда лучше выбирать сухой метод установки. Для этого требуется определённый опыт, а также не обойтись без помощника.
Тем не менее, метод установки с применением жидкости имеет право на существование. Он хорошо подойдёт для новичков. Неопытные установщики часто используют способ установки с водой, так как он легче и прощает ошибки в сравнении с установкой на сухую. Это поможет понять процесс и набраться опыта. При правильном использовании, мокрый метод помогает сократить образование воздушных пузырьков и морщин. При установке плёнки на большую площадь, будет легче это сделать самостоятельно, без помощника.
Этот метод не рекомендуется для выпуклых и вогнутых областей, так как там важна начальная адгезия, а лучше подходит для плоских поверхностей.
Мокрый способ установки требует использования специальной жидкости, чтобы плёнка скользила по ней в процессе установки. Можно купить специальную установочную жидкость или приготовить её самому. На литр воды добавляется несколько капель жидкого мыла. Также используют рецепт приготовления, включающий воду и пол чайной ложки или даже меньше детского шампуня (Johnsons baby shampoo), чтобы уменьшить поверхностное натяжение воды (смягчить воду) с добавлением пол ложки изопропилового или метилового спирта для лучшего испарения. Всё это нужно вылить в бутылку со спреем, для удобства использования.
Можно увлажнить саму липкую часть плёнки и поверхность панели, либо только одну панель. Мокрый способ установки занимает больше времени, по причине сушки, которая необходима после разглаживания плёнки. При этом, до сушки края не должны быть завёрнуты за обратную сторону панели. После установки с водой нужно снова разгладить поверхность спустя 24 часа после установки.
Мокрый способ работает и на современных плёнках, однако, некоторые производители предостерегают, что для установки винила с микроскопическими воздушными каналами не рекомендуется мокрый способ установки, так как адгезия плёнки может пострадать.
Инструкция по установке виниловой плёнки
Посмотрев обучающие видео, может показаться, что процесс обтяжки очень прост и доступен любому автолюбителю, не имеющего в этом опыта. Это не правда! Профессионалы на видео делают это легко и быстро, однако, они этому обучались и делали не один раз. Если Вы собираетесь обтянуть машину виниловой плёнкой, то это не получиться сделать без досконального изучения теории процесса обтяжки.
Для обтяжки автомобиля виниловой плёнкой нужно быть терпеливым и аккуратным. Если Вы соответствуете этому и у Вас больше свободного времени, чем денег, то смело приступайте к процессу.
Не планируйте обтяжку плёнкой на одни выходные. Неопытному автолюбителю можно растянуть процесс на несколько дней, обтягивая по 1–2 панели за день или за вечер. Скорость приходит с опытом. Наиболее затратные по времени моменты – подворачивание краёв.
Инструменты и материалы, требуемые для оклейки виниловой плёнкой
- Средство для удаления воска и масел
- Изопропиловый спирт
- Безворсовые полотенца для протирки
- Аппликатор (Squeegee)
- Промышленный фен нагревает плёнку быстрее, но есть риск её перегреть. Фен для волос можно использовать с наименьшим риском для виниловой плёнки, однако, процесс нагрева будет более медленным и для финального прогрева плёнки (до температуры 90–100 градусов), после оклейки, фена для волос может не хватить. Подробнее послеустановочный нагрев мы рассмотрим ниже.
- Инфракрасный термометр помогает измерять и контролировать температуру на поверхности плёнки. Температура выдуваемого воздуха и температура на поверхности плёнки разная. Для уверенности желательно использовать ИК-термометр.
- Малярная лента. Ей можно заклеить детали, прилегающие к обтягиваемым виниловой плёнкой, чтобы не повредить их при отрезании краёв плёнки на панели после разглаживания.
- Тонкая малярная лента (Fineline tape) используется для резки винила на поверхности кузова. Она служит защитным барьером и предотвращает повреждение краски.
- Усилитель адгезии (Adhesion Promoter) можно использовать на краях и впалых областях, чтобы быть уверенным, что плёнка гарантированно не отслоится в дальнейшем, при эксплуатации.
- Специальные матерчатые перчатки для установки виниловой плёнки. Они могут пригодиться для разглаживания плёнки на панели сложной формы, где понадобиться применять как всю ладонь, так и отдельные пальцы. Такие перчатки антистатические и бесшовные, что не вызовет появление царапин при разглаживании плёнки. Кроме того, они помогают делать работу чисто.
- Тонкая лента может устанавливаться вдоль линии среза, что предотвращает повреждение краски автомобиля.
- Нож со сменными лезвиями. Лезвия для ножа могут иметь разный угол на конце (45 и 30 градусов). Первое используется для прямых разрезов, а другое для более детальной работы. Лезвие должно быть всегда острым, чтобы резать плёнку без излишнего давления.
Нож со сменными лезвиями (30 и 45 градусов) для прямой и детальной резки, режущая лента для резки без ножа и фигурной резки, каттер со сменной бритвой, для быстрой прямой резки.
- Лента-нож (knifeless tape) исключает риск повреждения краски лезвием ножа. Лента-нож делает идеально ровный срез, что не всегда получается сделать лезвием. Также при помощи ножа-ленты можно вырезать различные формы из плёнки, создавая эффекты. Используйте ленту-нож, когда определённые области требуют резки винила на поверхности автомобиля, но есть риск прорезать краску. Если хотите добавить полоски, отдельные акценты или соединить встык две плёнки при слишком широкой панели, то можно использовать ленту-нож.
- Существует специальный инструмент для прямых длинных срезов (cutter), который используется для отрезания плёнки из рулона, а также для масштабных срезов при обтяжке без риска поцарапать поверхность.
- Магниты, которые помогают удерживать плёнку при примерке, перед обрезкой, пока защитная подложка не отклеена. Для этих же целей можно использовать малярную ленту, в особенности, если поверхность не магнитится.
- Существует множество других инструментов и аксессуаров, но это базовые необходимые инструменты, которые помогут выполнить работу качественно и облегчат процесс обтяжки.
Типы аппликаторов/ракелей (Squeegee)
- Аппликатор (или ракель, сквидж) с мягкой материей на краю наиболее часто применяется при обтяжке автомобилей. Отрезок мягкой материи, прикреплённый к краю, чтобы лучше скользить по поверхности и не царапать плёнку при разглаживании и приложении давления на плёнку.
Аппликатор с краем, обёрнутым мягкой материей чаще всего применяется для разглаживания виниловой плёнки.
- Различные формы, размеры и степень жёсткости аппликатора зависят от предпочтений установщика. Более широкие, к примеру, применяются для разглаживания больших поверхностей. Самые узкие аппликаторы позволяют протолкнуть их в узкие зазоры и щели, просунуть и разгладить плёнку на краях, чтобы она в будущем не отслоилась.
- Аппликатор должен иметь твёрдую и мягкую сторону. Твёрдая сторона может повредить винил и должна использоваться только для просовывания плёнки в щели и труднодоступные места. Для разглаживания острых морщин используйте край аппликатора без мягкой накладки.
- Края аппликатора должны быть гладкие и ровные. Даже небольшая неровность может вызвать полосу или пузырьки при разглаживании.
- Мягкий аппликатор (Felt squeegee). Имеет толщину чуть больше сантиметра и используется во впалых и изогнутых поверхностях. Повторяет изгибы, что позволяет избежать образования морщин и складок.
- Аппликатор с мокрым краем. Один край такого аппликатора с губкой, покрытой микрофиброй пропитывается водой. Помогает легко скользить по поверхности при разглаживании. Удобно для матовых плёнок, так как не оставляет царапин.
- При выборе аппликатора, нужно учитывать какой плёнкой будет обтягиваться кузов. К примеру, хром требует особой осторожности при разглаживании, что достигается краем аппликатора, обёрнутым микрофиброй.
Как использовать аппликатор (squeegee)
Разглаживайте плёнку аппликатором с краем, обёрнутым мягкой материей. Важен угол аппликатора к поверхности при разглаживании. В большинстве случаев это 30–45 градусов. Вообще, угол аппликатора к поверхности может варьироваться от 30 до 70 градусов. Нельзя держать аппликатор под углом 90 градусов, так как это способствует образованию морщин. Удерживая аппликатор под меньшим углом и медленное разглаживание, помогает предотвратить образование морщин. Нужно его двигать по прямой линии, вертикально или горизонтально. Это позволяет не закрывать проход для оставшегося под плёнкой воздуха.
Разглаживающие движения нужно делать так, чтобы последующий проход перекрывал предыдущий примерно наполовину. Давление должно быть одинаковым во время всего прохода и достаточным, чтобы плёнка равномерно приклеивалась. Разглаживание всегда осуществляется от середины к краям (никогда от края к краю).
Техника использования аппликатора включает в себя два вида движения: протягивание и толкание (проталкивание). Что это значит? В первом случае аппликатор удерживается под углом 30–45 градусов и тянет за собой край, который касается поверхности. Во втором случае аппликатор удерживается под таким же углом и толкает край, касающийся поверхности от себя.
Две техники использования аппликатора. Слева — аппликатор протягивается по поверхности, справа — аппликатор как бы толкает, создавая большее усилие. При использовании любой техники, аппликатор (ракель) можно держать под углом к направлению движения (не перпендикулярно), наклоняя его в сторону движения.
Протягивание наиболее часто применяется для разглаживания на большинстве панелей. Толкающее движение аппликатора используется, когда требуется дополнительное прямое усилие, при разравнивании морщин и удалении пузырей. Также проталкивание аппликатора бывает необходимо в вогнутых и ограниченных областях и на краях панелей.
Если плёнка нагревалась, то важно не разглаживать её сразу после нагрева. Дайте ей остыть несколько секунд, потом разглаживайте, не растягивая плёнку.
Процесс оклейки виниловой плёнкой панелей кузова
Спланируйте последовательность оклейки. Можно начать с плоских панелей (капот и крыша), так как с ними легче работать. Наиболее сложная часть для обтяжки плёнкой – бампера. Некоторые профессионалы начинают именно со сложной части.
- Приблизительно измерьте поверхности панелей, на которые будет приклеиваться плёнка.
- Отмотайте требуемое количество плёнки и отрежьте, используя лезвие. Резать нужно примерно повторяя форму панели, оставляя запас 10–15 см, чтобы можно было ухватиться за края.
- С помощником осторожно отделите бумажную подложку, при этом натягивая плёнку, чтобы не создавать складок. Далее нужно вдвоём отнести и расположить плёнку поверх панели кузова.
- Для оклейки большинства панелей кузова можно отклеивать сразу всю защитную подложку целиком. Когда панель имеет слишком сложную форму, то будет неудобно наклеивать и разглаживать всю плёнку сразу. В этом случае нужно отклеивать защитную подложку поэтапно и разглаживать плёнку сегментами, а часть плёнки с защитной подложкой прикрепить несколькими магнитами. Для частичного оголения липкой части плёнки, отогните её, отклейте защитную подложку и отрежьте её.
- Разглаживайте плёнку перекрывающими друг друга проходами от центра к краям. На этом этапе игнорируйте мелкие выемки. Если появятся любые большие пузырьки или складки, тогда нужно поднять винил с поверхности и осторожно прогреть неровности, потом снова положить плёнку и разровнять.
- Используйте технику предварительного растяжения и последующего сжатия на сложных вогнутых изгибах бамперов, боковых зеркал, арок крыльев и т. д. Чтобы предотвратить неровность краёв, складки на краях или отслоение плёнки на краях.
- Избегайте или минимизируйте растяжение плёнки на областях, на которых будут отрезаться края (к примеру, арки колёс), иначе обрезанные края будут искажаться и отслаиваться и со временем на краях образуются складки.
- Избегайте излишнего натяжения плёнки на углах, чтобы не способствовать отслоению плёнки в дальнейшем. Площадь поверхности на углах небольшая, поэтому клей может не удержать натяжение плёнки, что приведёт к её отслоению.
- Если возникли морщины, поднимите винил с края и нагрейте, чтобы разровнять неровности. Не поднимайте винил в местах, где плёнку уже разровняли.
Оклейка плоских поверхностей (капот, крыша)
- Несмотря на размер, эти панели не слишком сложно обтянуть виниловой плёнкой, так как они имеют простую достаточно плоскую форму. Плёнку нужно правильно расположить на капоте (или крыше). Важно, чтобы прилегающие области были чистыми (крылья, фары), так как часть винила, которую потом нужно будет завернуть за края, ляжет на них, когда будет разглаживаться основная часть плёнки.
- При оклейке капота, его лучше держать приоткрытым, чтобы он располагался горизонтально. Так будет удобнее разравнивать края. Положите сегмент нужного размера на поверхность панели, не отклеивая защитную подложку, чтобы проверить правильность размера. Отрежьте плёнку примерно по размеру панели с запасом по краям. Частично отклейте защитную подложку, немного создавая натяжение на плёнке, чтобы не образовывалось складок. Поднесите плёнку с помощником к панели и положите поверх неё.
- При работе с большими панелями может потребоваться 2, 3 или даже 4 человека. Важно удерживать винил параллельно поверхности насколько это возможно, особенно при обтяжке плоских панелей. Чем больше помощников задействованы во время начальной установки плёнки на поверхность, тем ровнее она ляжет и тем легче будет дальнейший процесс разглаживания. В любом случае, неизбежно образование морщин и пузырей на начальном этапе обтяжки. Это решается подниманием отдельных областей с морщинами, растягиванием и повторной установкой плёнки.
- Несильное растягивание виниловой плёнки во время её расположения на панель, уменьшает возможное образование морщин и пузырей.
- Разглаживайте плёнку от центра к краям, делая проходы, перекрывающие друг друга на 50 процентов. Нужно начать с одного «пятна» и продвигаться сначала к одному краю, потом отдельно разгладить другую сторону. Впалые места, при необходимости, разглаживайте рукой в перчатке или пальцем.
- Чтобы завернуть и герметизировать края на капоте, их нужно нагреть, потянуть за край плёнки вбок, потом вниз и немного под капот. Так плёнка будет облегать край. Остаток с обратной стороны нужно отрезать и приклеить. В некоторых местах, при подворачивании излишка плёнки на краях, иногда нужно делать разрезы плёнки, чтобы плёнка растянулась под нужную форму и легла без складок на обратной стороне.
Оклейка переднего и заднего бампера
- Оба бампера можно считать самыми сложными панелями для оклейки виниловой плёнкой. Как и при установке на все панели со сложными формами, нужно убрать защитную подложку, немного растянуть плёнку (вдвоём) и приложить к бамперу, сначала к центру, потом одновременно края. Так Вы сможете точно определить центр. После этого нужно снова отклеить плёнку и нагреть центральную область, чтобы растянуть. Приклеиваем нагретую и немного растянутую плёнку, потом прогреваем, растягиваем и приклеиваем боковые части.
- Если на бампере появились горизонтальные морщины, то единственный путь их удаления – растянуть плёнку вертикально. Можно поднять плёнку с поверхности и нагреть. Морщины исчезнут.
- В местах, где плёнка легла неровно, нужно её поднять, нагреть и она примет нужную форму.
- Для разглаживания плёнки на бампере удобно работать в специальных перчатках.
- Очень важно правильно растянуть плёнку по форме бампера. Вы можете столкнуться с проблемой неправильного натяжения на краях бампера в самом начале. Нужно растягивать плёнку перпендикулярно морщинам. Если вначале получилось не достаточное натяжение плёнки, то, возможно, Вы нагрели плёнку и растянули в неправильном направлении. Таким образом, морщины не исчезнут, а только усилятся. Вместо этого нужно нагреть плёнку и обтянуть форму детали, растягивая винил равномерно в длину и ширину. Нужно обернуть форму во всех выпуклых местах, чтобы можно было использовать эффект памяти винила. Не получится правильно обтянуть выпуклые области, если не использовать это свойство виниловой плёнки (растяжение и последующее сжатие на поверхности после нагрева).
- При оклейке виниловой плёнкой переднего бампера нужно будет много вырезать плёнку по периметру всех краёв решётки и противотуманок.
- При оклейки глубоко впалой ниши для противотуманки, плёнка приклеивается поверх ниши и в ней прорезается небольшое отверстие ориентировочно в том месте, где расположена противотуманка. Это позволит растянуть винил по всей внутренней части ниши. Потом нужно нагреть феном всю плёнку, расположенную поверх ниши, чтобы её потом растянуть, приклеить и разгладить по всей внутренней части.
- Для оклейки заднего бампера нужно снять заднюю оптику и убрать боковые части с креплений, чтобы все края бампера были хорошо доступны. На задний бампер плёнка устанавливается подобным образом, как и на передний. Отличие заключается в ступенчатой форме заднего бампера. Сначала нужно разгладить плёнку на вертикальной части, потом перейти к горизонтальной ступеньке, применяя фен для придания плёнке нужной формы.
Есть мнение, что виниловая плёнка (особенно с металлизированным покрытием) создаёт помехи для сенсоров. Однако, тесты показывают, что сенсоры с наклеенной плёнкой нормально работают. Если бампер обтягивается хромом и есть сомнения, то сенсор можно обтянуть чёрной плёнкой отдельно, и они будут выглядеть как элементы дизайна.
Есть несколько способов обтяжки сенсоров:
- Сенсоры снимаются с бампера и обтягиваются отдельно.
- Сенсоры обтягиваются на месте отдельно, после обтяжки бампера.
- Сенсоры обтягивают вместе с бампером и вырезаются.
Оклейка корпусов зеркал заднего вида и дверных ручек
Перед обтяжкой нужно заклеить малярной лентой прилегающую к обклеиваемой зоне область, чтобы при обрезании плёнки не повредить её.
Применяется такая же техника, как и при обтяжке бампера. Используется натяжение и эффект памяти винила. Можно использовать следующий приём: приклеить отрезок винила нужного размера на стойку двери и равномерно нагреть его до 40 градусов феном. Далее нужно натянуть плёнку и подождать когда она охладится. Потом нужно положить плёнку поверх корпуса зеркала и грубо разровнять по форме. Далее нужно нагреть выпуклые места и растянутая плёнка сожмётся обратно (эффект памяти) и обтянет корпус зеркала сама собой. Параллельно нужно будет немного натягивать, и разглаживать плёнку. Разглаживать лучше рукой в перчатке. Пальцами будет удобно продавить и разгладить каждую деталь. Поле обтяжки плёнка аккуратно обрезается лезвием с углом 30 градусов (для детальных срезов) по краям корпуса зеркала. Края продавливаются и разглаживаются при помощи жёсткого края аппликатора.
Дверные ручки с естественным хватом оклеиваются подобным методом (см. пример в этой статье выше).
Оклейка дверей
Двери тоже можно считать относительно лёгкими панелями в обтяжке виниловой плёнкой. Если боковые зеркала конструктивно расположены так, что будут мешать обтяжке дверей, то их лучше снять, а не обтягивать дверь плёнкой вокруг зеркал. Двери сначала разглаживаются горизонтально по центру, потом верхняя часть (от центра к краю), далее нижняя часть (горизонтально от центра к краю).
Оклейка передних и задних крыльев
Их немного сложнее обтягивать из-за арки и более сложных изгибов.
Минимизируйте растяжение на краях, где плёнка будет обрезаться (арки колёс). Это предотвратит сворачивание обрезанных краёв, их отклеивание. Лучше сразу срезать излишек плёнки на краях, чтобы уменьшить её натяжение, что поможет ей лучше выровняться.
Оклейка дверных проёмов
Для оклейки дверных проёмов одним отрезком виниловой плёнки придётся снять двери. Это сделать не слишком просто, так как, чтобы добраться до креплений передних дверей приходиться снимать передние крылья и, в свою очередь, передний бампер, чтобы снять крылья. Другой вариант – оклеивать проёмы отдельными отрезками встык или внахлёст друг к другу. Отдельные сегменты удобнее будет адаптировать по областям проёма. Нужно будет снять все детали, которые мешают оклейке проёма (уплотнители, концевики, петли замков, защитные накладки на порогах). Необходимо измерить проём, чтобы отрезать виниловую плёнку по размеру. Для вырезки плёнки по периметру внешнего края проёма хорошо подойдёт режущая лента-нож (knifeless tape). Она приклеивается на стыке виниловой плёнки, которой оклеена внешняя часть кузова с проёмом. Лучше, чтобы плёнка, которой оклеена внешняя часть кузова, немного заходила в проём, а не заканчивалась на стыке с внутренней частью.
Отрезок нужного размера располагается поверх проёма и постепенно разглаживается с применением нагрева. Применяется техника оклейки для впалых поверхностей, о которой написано ниже. В этом случае будет удобно использовать руку в перчатке, продавливая пальцами каждое углубление, чтобы плёнка повторила рельеф проёма.
После оклейки проёма лента-нож вытягивается, прорезая плёнку ровно по краю проёма, край тщательно разглаживается.
Оклейка боковой части автомобиля целиком
Перед оклейкой боковой части автомобиля целиком необходимо снять дверные ручки, зеркала, молдинги. Ничего не должно мешать расположить виниловую плёнку поверх панелей боковой части. Не снятые детали нужно оклеить малярной лентой. Весь процесс нужно осуществлять с помощником.
Отрежьте плёнку по длине боковой части с запасом. При оклейке боковой части одним отрезком плёнки важно её правильно расположить поверх кузова. Для этого нужно установить винил, не снимая подложку, на боковую часть и прикрепить магнитами. После того, как плёнка в нужном положении, нужно отрезать её примерно по форме боковой части, оставив 15 см запаса на краях.
Далее нужно убрать половину плёнки с поверхности (левую или правую часть), отклеить и отрезать защитную подложку и аккуратно прислонить плёнку липкой частью к кузову, немного растягивая её равномерно во всех направлениях, чтобы минимизировать образование складок и морщин. Следующим этапом тоже самое проделывается со второй частью виниловой плёнки.
Первый проход аппликатором должен быть вдоль длины наиболее плоской области боковой части (примерно посредине). Далее нужно приподнимать, немного натягивать и разглаживать плёнку, сначала нижнюю половину, потом верхнюю. Когда плёнка разглажена, нужно её аккуратно отрезать по всем краям, оставляя запас для подворачивания плёнки вокруг краёв.
Выпуклые поверхности
Нагрейте винил и потом растяните его так, чтобы полностью обернуть выпуклую поверхность.
Разладьте всю виниловую плёнку по всей поверхности при помощи аппликатора проходами, перекрывающими друг друга внахлёст.
Если плёнку положить на изогнутую поверхность и попытаться разгладить, то появятся морщины. Очень важно использовать нагрев, чтобы немного растянуть плёнку, но также важно дать ей охладиться до точки, которая обеспечивает как можно меньшее растяжение. Потом, нагретую плёнку, немного растягивая нужно снова положить на поверхность. Она адаптируется под нужную форму и обтянет выпуклую поверхность без морщин.
Если в целом поверхность плёнки получилась гладкая, но недалеко от краёв есть морщины, то можно отклеить плёнку только в том месте, где есть неровности, нагреть с небольшим натяжением и снова приклеить.
Впалые поверхности
Немного впалые поверхности. Плёнку нужно натянуть поверх панели, чтобы она не касалась впалой части. Далее плёнку нужно нагреть до 40–60 градусов и нажать пальцем или аппликатором с мягким краем плёнку во впадину, чтобы она прилипла. После разглаживания плёнки аппликатором, её нужно снова прогреть, чтобы окончательно активировать клей.
Обтяжка панели, имеющей впалую область
Для впалых областей можно также использовать специальный усилитель адгезии, чтобы улучшить прилипание.
Внутри впадин, а также поверх ступенчатых изменений формы панели плёнка разглаживается твёрдым краем аппликатора с минимальным давлением.
Детализация (углы, края и финальные детали)
Тщательная доводка установленной плёнки может дать отличный внешний вид кузову. Важно внимание к деталям. Это включает тщательное разглаживание, ровная обрезка и подворачивание за обратную сторону плёнки на краях и углах панелей. Рассмотрим эти детали подробнее.
- Все края должны быть тщательно разглажены, чтобы со временем не начали отслаиваться. Нужно осторожно нагреть область между двумя панелями и провести пальцем в матерчатой перчатке по зазору. Это поможет лучше приклеиться плёнки к краям панели. Любой неплотно приклеенный край будет впускать воздух под плёнку, что приведёт к отслоению плёнки в дальнейшем. Чтобы сделать край плёнки герметичным нужно нагреть его и нажать на плёнку, чтобы она встала на место (рекомендуется 90 градусов).
- Для обрезки плёнки требуется острое лезвие или же возникнет риск разрыва плёнки. Обрезанный край должен получиться ровным и аккуратным. Плёнка не должна отрезаться впритык к краям капота, дверей и других панелей. Вместо этого плёнку нужно подворачивать вокруг краёв примерно на 3–6 мм, чтобы минимизировать возможно отклеивания плёнки с краёв. Так панель будет выглядеть, как будто окрашенная. Можно использовать такой приём на краях: совместить лезвие и аппликатор. Это даст ровный край с запасом 2–3 мм. Обрезайте края через 15 минут после установки, когда плёнка хорошо приклеилась. Нельзя резать нагретую плёнку. Даже если лезвие новое, нагретая плёнка будет слишком мягкой и обрезанный край получится неровным.
Правильное подворачивание плёнки на краях и углах предотвратит её отслоение.
- Тонкую ленту нужно расположить там, где планируется разрез. Винил кладётся поверх ленты. Можно приклеить два слоя ленты, чтобы их было лучше видеть. Далее нужно разрезать плёнку без сильного нажима вдоль центра ленты, не заходя за края. Лента защищает краску и позволяет резать плёнку уверенно, не боясь повредить ЛКП. Потом ленту можно вытянуть из-под плёнки. Оставшийся край нужно приклеить и завернуть излишек за край.
- На краях может использоваться усилитель адгезии ( 3M 94 Primer and 3M Edge sealer), что гарантирует, что плёнка не отклеится в этих местах. Использовать усилитель адгезии носит рекомендательный характер.
- Для закруглённых или острых углов края, нагрейте винил до податливого состояния и надавите плёнку глубоко в угол. Умеренный нагрев должен использоваться на углах. Не режьте плёнку пока она нагретая. Чтобы сделать правильно срез на углах, нужно приподнять плёнку, нагреть до 40 градусов и потом приклеить обратно, обернув плёнку вокруг углов. Это удобно сделать пальцем в специальной перчатке. Для резки в этом случае используется лезвие с углом 30 градусов. Плёнка обрезается после охлаждения, с запасом в 3–6 мм. Остаток заворачивается за обратную сторону панели.
- Если на машине есть молдинги и накладки и их не просто снять, то плёнка не должна обрезаться встык к краю этих элементов, важно протолкнуть плёнку под края молдингов, чтобы края плёнки не отслоились со временем. Это легко сделать, используя отрезок защитной подложки от плёнки. Просто сверните маленький отрезок на половину и просуньте его между молдингом и панелью кузова. Подложка будет держать молдинг в стороне от плёнки, а плёнку можно просунуть под молдинг при помощи аппликатора.
Нагрев после обтяжки плёнкой
Это последний этап, где много установщиков плёнки и большинство автолюбителей самоучек делают ошибки или просто пропускают этот процесс. Обтяжку кузова виниловой плёнкой нельзя считать полностью готовой, пока плёнка не прошла послеустановочную тепловую обработку. Нагрев нужен для областей, где плёнка была растянута вокруг сложных форм, изгибов, углов и т. д. Для плоских областей, где плёнка не растягивалась, нагрев не помешает, но у разных производителей этот этап носит рекомендательный характер. Итак, давайте вникнем в смысл этого процесса.
После того, как была сделана оклейка авто виниловой плёнкой и винил был растянут в некоторых местах с изгибами, на него начинают воздействовать две силы: «память» плёнки, которая стремится вернуть её в первоначальную форму и клей, который удерживает плёнку на машине. Чтобы решить это противодействие, нужно нагреть плёнку. Непродолжительный нагрев плёнки возвращает ей оригинальную форму, но если нагреть её в течение продолжительного времени, то она потеряет свою «память», полученную при изготовлении. То есть, нагрев снимает напряжение, в котором находится растянутая плёнка на сложных формах кузова (корпуса боковых зеркал, углы, ручки дверей и т. д.). После нагрева виниловая плёнка теряет «память» и останется в форме, которую приняла при установке на машину. Больше не будет напряжения в пленке, и она не отслоится даже при нагреве на солнце.
Для нагрева нужно использовать промышленный фен, который нужно держать не менее 20 см от поверхности. Во время нагрева фен нельзя останавливать на одном месте. Температуру нужно повышать постепенно, контролируя термометром поверхность плёнки, а не поток воздуха. Нужно сначала прогревать феном, потом убирать фен и мерить термометром. Если мерить поверхность во время воздействия фена, то температура будет некорректной.
Области, где плёнка была растянута при установке, нужно прогреть до температуры 95–105 градусов по Цельсию (220 градусов воздух из фена и не более 95 градусов на поверхности). Для прогрева плоских поверхностей температура должна быть на 15 градусов выше. Нагрев уменьшит напряжение в установленной плёнке и ускорит формирование адгезии. При послеустановочном нагреве нужно также дополнительно разглаживать плёнку с нажимом, что позволит лучше подействовать клею и закрыть воздушные каналы на обратной стороне плёнки. Нагревать нужно в течение 20–30 секунд.
Нагрев плоских областей поможет выявить недостаточно разглаженные места и выявит оставшийся воздух под плёнкой, образуя пузырьки, которые нужно будет разгладить. Оставшиеся пузыри воздуха легко убрать, несильно нажав на них пальцем. Это стало возможным на плёнках со структурой микроскопических воздушных каналов с обратной стороны плёнки. То есть, плёнку не нужно прокалывать, чтобы убрать воздух. Так можно убрать даже достаточно крупные пузыри. Нагрев также вызывает активацию клея и улучшает адгезию.
После оклейки автомобиля и прогрева поверхности, он должен постоять 24 часа при комнатной температуре. В это время нельзя мыть или ещё как-то физически воздействовать на плёнку. Клей достигает наилучшей адгезии к поверхности. Плёнку уже нельзя будет отклеить и снова приклеить в другое место. Для протирки плёнки от отпечатков пальцев и остатков клея после установки можно использовать изопропиловый спирт.
Обслуживание автомобиля оклеенного виниловой плёнкой
Виниловая плёнка по эксплуатационным свойствам похожа на лакокрасочное покрытие. Не спасает от сколов, но плёнку на отдельных секциях легко заменить. Сильнодействующие загрязнения разрушают плёнку, подобно лакокрасочному покрытию.
Не наносите на плёнку воск и не полируйте её. Это особенно важно для матовых или текстурных плёнок. Избегайте использования моек высокого давления на местах, где край плёнки немного отслоился.
Что можно при обслуживании автомобиля с виниловой плёнкой:
- Мыть кузов вручную не агрессивными моющими составами с водой (см. статью “как правильно мыть автомобиль”).
- Температура воды должна быть между 20 и 25 градусов.
- Если возможно, то рекомендуется хранить автомобиль с виниловой плёнкой в гараже или накрывать специальным чехлом. Винил похож на краску в том, что длительное воздействие солнца может привести к выцветанию краски.
- Существуют специальные продукты для ухода за поверхностью, обтянутой виниловой плёнкой. Они помогут легче отмыть и защитить винил.
- Перед использованием моющего средства, всегда пробуйте его действие на небольшой области кузова.
- Рекомендуется применять сухую мойку, используя продукты для винила, между капитальными мойками.
- Для гладких глянцевых виниловых плёнок может применяться защитный воск (к примеру, Meguiar’s Gold Class Carnuaba Plus Premium Liquid Wax). Однако, глянцевую виниловую плёнку нельзя полировать абразивными пастами, как краску.
- Как и на обычном лакокрасочном покрытии, въевшиеся загрязнения нужно удалять как можно быстрее, иначе они будут разрушать плёнку. Очищайте птичий помёт (см. статью об удалении птичьего помёта) и другие трудноудаляемые пятна вовремя.
Чего нельзя делать при обслуживании автомобиля с виниловой плёнкой:
- После установки плёнки, не мойте автомобиль в течение 4 дней, чтобы плёнка получила максимальную адгезию.
- Нельзя чистить винил моющими продуктами на основе растворителей или агрессивных моющих средств.
- Нельзя что-либо распылять на плёнку, когда она нагрелась на солнце.
- На матовой и текстурированной плёнке нельзя использовать полироль или защитный воск, а также абразивную пасту.
- Не используйте автомобильные шампуни, оставляющие после себя защитный слой воска.
- Нельзя оттирать загрязнения сильнодействующими растворителями, так как они вызовут выцветание и разрушение плёнки. Всегда проверяйте действие каких-либо очистителей на небольшом малозаметном месте автомобиля.
- При мойке или вытирании кузова не делайте круговых движений.
- Не пользуйтесь автоматическими мойками с щётками, так как они могут повредить плёнку, особенно в жаркий день, когда винил становится мягче.
- При попадании топлива на плёнку, постарайтесь его стереть как можно быстрее. Долгое действие топлива разрушает плёнку.
- При использовании мойки высокого давления нужно проявлять осторожность. Нужно использовать от низкого до среднего давление. Расстояние от распыляющей дюзы до поверхности должно быть минимум 50 см. Используйте дюзу с шириной распылением в 40 градусов. Избегайте распыления на экстремальных углах. Распылять воду нужно под углом 90 градусов. Частое использование мойки высокого давления может вызвать отслоение винила на краях, особенно при распылении под острыми углами. Со временем, многочисленные мойки под давлением могут разрушить плёнку, влияя на её глянец и целостность.
Излишнее количество времени под солнцем или другие уличные воздействия (дождь, дым, дорожные загрязнения от проезжающих машин) могут ухудшать состояние плёнки на горизонтальных поверхностях. Это усиливается УФ-воздействием. Поэтому, по возможности, всегда паркуйте машину в гараже или под навес. Если приходится парковать на улице на длительное время, то лучше это делать в тени.
Удаление виниловой плёнки
Современная виниловая плёнка сделана так, что клей липкой стороны не приклеивает её навсегда. Удаление плёнки возможно, но не всегда является лёгким процессом.
Перед удалением плёнки, автомобиль нужно поставить в тёплое помещение на 2–3 часа.
При удалении виниловой плёнки помогает нагрев феном или парогенератором. Используйте нагрев 30–65 градусов (на поверхности плёнки). Удаление плёнки облегчается, так как сама плёнка клей размягчаются, уменьшая адгезию и риск разрыва плёнки. Так остаётся меньше клея на лакокрасочном покрытии. Остаток клея можно удалить составами, которые используются для удаления наклеек.
Угол удаления виниловой плёнки
Начните с одного угла и нагрейте плёнку. Поднимите угол при помощи лезвия, стараясь не повредить краску. Продолжайте поднимать плёнку, нагревая её. Плёнка должна сформировать угол с поверхностью 70–80 градусов. От угла зависит разрыв плёнки при её отклеивании и количество остатка клея после плёнки. В любом случае, лучше поэкспериментировать, изменяя угол при отклеивании, чтобы получить лучший результат. Всегда продвигайтесь поэтапно, нагревая небольшие области и аккуратно поднимая плёнку. Скорость отделения плёнки от поверхности кузова может влиять на количество остатков клея на краске. Некоторые плёнки могут быть удалены быстро, резким движением. Другие, более хрупкие нужно отделять медленно.
Источник Источник https://kuzov.info/okleyka-avto-vinilovoy-plyonkoy/