ЗИЛ-131 технические характеристики, двигатель и расход топлива, коробка передач, устройство и фото

ЗИЛ-131

Легендарный грузовик с военной рессорой – ЗИЛ-131. История автомобиля, воплотившего в жизнь задачу глав СССР, который продолжает служить в различных сферах по сей день. Технические характеристики в таблицах и описание рабочих качеств позволяют понять, отчего машина обладает столь ценной репутацией. Весь модельный ряд ЗИЛ.

История автомобиля

В 1959 году рабочим завода имени Лихачева была поставлена цель по улучшению производства моделей «130» и модификации «131». Такой призыв к производительности был обусловлен двадцать первым партийным съездом, а точнее, принятым на нем планом о развитии народного хозяйства.

Для достижения цели, как раз, требовались достойные грузовики. Однако, ЗИЛ-131 предназначался для особого хозяйства – для военных целей. Ранее в распоряжении у советских армейцев был ЗИЛ-157, который к концу 50-х начинал устаревать.

Несмотря на то, что опытные образцы ЗИС-130 начали проходить испытания еще в середине 50-х годов, на конвейер машину планировали отправить только в 1962 году. Столь длительный срок был частично обусловлен рядом непредвиденных ситуаций, с которыми хоть и не сразу, но успешно было покончено.

Впоследствии на базе данной модели начали разработку ЗИЛ-131. Опытные образцы военной модификации появились в 1966 году и почти сразу успешно прошли все испытания. И вот, в 1967 году окончательно завод имени Лихачева начал производство 131-й модели.

За довольно длительный срок испытаний производительность машины и ее эксплуатационные возможности были существенно улучшены. Также этому способствовало постоянное улучшение базового шасси ЗИЛ-130.

В итоге во многом были улучшены основные характеристики автомобиля, повысилась проходимость и грузоподъёмность за счет нового строения рамы и улучшенного мотора, рабочее место водителя вместе с кабиной приобрело первые признаки эргономики.

Для 1960-х годов такие инновации для грузовиков-внедорожников были приняты с энтузиазмом. На этом производство не остановилось, и в 1986 году у ЗИЛ-131 появился новый силовой агрегат, позволивший поднять планку способностей и уменьшить потери ресурсов при эксплуатации автомобиля.

Технические характеристики

ДвигательЗИЛ-5081
Количество цилиндров8
Расположение цилиндровV-образное под углом 90о
Количество тактов4
Диаметр цилиндра100 мм
Ход поршня95 мм
Объем двигателя5,97 л
Степень сжатия6,5
Мощность в киловаттах110,3
Мощность двигателя в лошадиных силах150
Максимальный крутящий момент410 Ньютон метров
Максимальная скорость85 км/ч
Максимальная скорость в составе автопоезда75 км/ч
Тип охлажденияЖидкостное
Тип топливаБензин А-76*
Расход топлива для автомобиля#35 литров на 100 км
Расход топлива в составе автопоезда#47 литров на 100 км

*Также подходят и большие октановые числа.

#Представленные числа являются среднестатистическими.

Двигатель

Так как, в первую очередь, машина создавалась с целью покорять бездорожье, силовой агрегат должен был быть достаточно мощным. Карбюраторный ЗИЛ-5081 отлично для этого подошел, учитывая, что специально для данной машины и разрабатывался.

В последствии агрегат получил доработку в виде пускового подогревателя, встроенного в систему охлаждения.

Трансмиссия

Тип сцепления24
Тип коробки переключения передач182ЭМ/6СТ-132ЭМ
Количество ступеней
Синхронизаторы
Тип раздаточной коробки
Передаточное число раздаточной коробки
Первая ступень2,08:1
Вторая ступень1:1
Тип главной передачиДвойная
Передаточное число главной передачи7,339:1
Привод задних мостовПоследовательный проходной

Диск сцепления снабжался демпферными пружинами для смягчения перехода ступеней КПП. Главным отличием от ЗИЛ-157 был доступ только к двум задним мостам, передний включался автоматически специальным электропневматическим приводом.

Габариты

Размеры автомобиля
Длина7 040 мм
Ширина2 500 мм
Высота2 480 мм
Размеры платформы
Длинна3 600 мм
Ширина2 322 мм
Высота346 мм
Высота с учетом тента569 мм
Погрузочная высота1 430 мм
Колесная база3 350 мм
Дорожный просвет330 мм
Передняя колея1 820 мм
Колея задних колес обоих мостов1 820 мм
Колесная база6х6
Наружный радиус поворота10,2 м
Размер шин12,00-12
Преодолеваемый брод1,4 м
Преодолеваемый подъем30о
Длинна лебедки50 м
Грузоподъемность
По шоссе5 000 кг
По грунту3 500 кг
Вес буксируемого прицепа4 000 кг
Вес в полном снаряжении10 425 кг

Колесная формула

  • 4×2
  • 4×4
  • 6х2
  • 6×4
  • 6×6
  • 8х2
  • 8х4
  • 8х6
  • 8х8

Грузоподъемность

  • 1-2 тонны
  • 2-5 тонн
  • 5-10 тонн
  • свыше 10 тонн

Подвеска

Подвеска спереди зависимая, работающая на двух рессорах со скользящими задними концами. Также использованы амортизаторы. Что касается задней подвески, то здесь балансирная, на двух рессорах с шестью штангами. Тормоза представлены системой на основе барабанных механизмов и пневматического, а также механического привода.

Электросистема

Значительной особенностью стала проработка герметизация и изоляция. В базовых версиях вся система экранизирована и бесконтактно-транзисторная, что обеспечивает хорошую работу, даже, в самых сложным климатических условиях.

Соответственно, экраны сводили к минимуму наличие помех при зажигании, а герметизация обеспечивала стойкость контактов от замыканий во время преодоления брода. Приборы работали от аккумулятора общей мощностью 12В и специального генератора.

Устройство

Силовой агрегат машины находится под капотом. Кабина цельнометаллическая, вмещает двух пассажиров и водителя. Сиденье водителя и пассажиров раздельное. Шофёр может настраивать своё кресло в горизонтальной и вертикальной плоскостях, а также регулировать наклон спинки.

Кабина ЗиЛ-131 была скопирована с гражданской 130-й версии — но солдатам она не понравилась. После несколько выпущенных партий ее заменили на кабину с ЗиЛ-165. Машина получилась комфортнее, лобовое стекло стало панорамным, оно теперь состояло из двух частей и обеспечивало широкий обзор.

ЗиЛ-131 был похож на другие отечественные грузовые машины высокой проходимостью. Основными его конкурентами были Урал-375 и ЗиЛ-157К. Сходство этих машин объясняется единым советским стандартом, действующим при проектировании подобной техники. Отличия можно было заметить в некоторых узлах и в разном подходе к производству.

Многие годы инженеры пытались решить сложную задачу: как снизить себестоимость авто и не потерять высокий уровень ТТХ? В итоге проблемурешить удалось, в результате чего на свет появился качественный, надёжный продукт. После выпуска 131-го планировали свернуть производство 157-го, однако, их выпускали параллельно следующие 20 лет.

Внешний вид и кабина

Как и большинство своих моделей, ЗИЛ сделали модель «131» с капотной компоновкой кузова. Кабина внешне была точной копией «стотридцатки», только преимущественно все образцы окрашивались цветом хаки.

Конструкция также осталась цельнометаллической. Оказавшись непрактичной, передняя часть была заменена, и снова на готовую, только теперь от ЗИЛ-165. Гнутые крылья и мудреная форма решетки были заменены на более простые, но строгие элементы.

В 60-х годах прошлого века такой дизайн был сродни революционному, не говоря о сравнении новой модели с образцом «157». В течение практически сорока лет внешность военного грузовика менялась только в мелких деталях. Более всего в глаза бросается новое лобовое стекло, которое сделали панорамным.

Прятать двигатель под кабину не было целесообразно, так как это отрицательно влияло сразу на несколько факторов: ухудшался доступ в полевых условиях к моторному отсеку, при повреждении мотора во время боевых действий создавалась повышенная опасность.

Учитывая направленность на армейские нужды, внешность была схожа с другим братом по классу — Урал-375. Страна была одна, и предприятия были полностью подчинены государству. Основными отличиями являлось различное решение технических вопросов и инженерных построений.

Кузов обладал типичными характеристиками, имея на борту две откидные скамейки и одну съемную. Борта не могут откидываться, кроме заднего, но это не мешает удобно осуществлять отгрузку и погрузку.

Для натяжки тента можно установить специальные дуги. Строение автомобиля позволяло устанавливать вместо грузового кузова и другие модули, такие как полевая кухня, медпункт, радиостанция, ракетные установки «Катюша», «С-125»; а также гражданских — стрела с люлькой, пожарная машина.

Внутри было удобно находиться за счет нескольких нововведений. Уже упомянутое лобовое стекло значительно улучшило обзор в сравнении с предыдущей версией «157». Улучшенная теплоизоляция позволяет управлять машиной в тепле, даже, в зимние морозы.

Сидение водителя было отдельным от двойного пассажирского и регулировалось по высоте, вылету и углу наклона спинки. На приборной панели имеется минимальное количество датчиков, которые обеспечивают водителя всей необходимой информацией:

  • Уровень бензина;
  • Вольтметр/амперметр;
  • Спидометр;
  • Давление масла;
  • Уровень температуры;
  • Тахометр.

Из органов управления только один находится на рулевой колонке — рычаг включения поворота. Большие зеркала дают хороший обзор заднего вида, сводя мертвую зону до минимума даже при наличии прицепа.

Модификации

  • ЗИЛ-131 – базовая модификация;
  • ЗИЛ-131А – версия с неэкранированным электрооборудованием, которое она получила от ЗИЛ-130. Отличия ее от базового варианта заключались в отсутствии особого военного оборудования, средней скамейки в кузове и фары-искателя. Выпуск автомобиля завершился в 1971 году;
  • ЗИЛ-131В – седельный тягач, построенный на базе ЗИЛ-131. Машина имела 2 запасных колеса, укороченную раму и седельно-сцепное устройство. Автомобиль использовался для перевозки грузов вместе с полуприцепом массой в 12000 кг (по грунтовым дорогам – 10000 кг). Производился в 1968-1986 годах;
  • ЗИЛ-131Д – опытное шасси для самосвалов; в серийное производство не пошло из-за множества недоработок;
  • ЗИЛ-131Д – модель с аналогичным названием и мотором «Катерпиллер», созданная в 1992 году. Ее производство продолжалось 2 года;
  • ЗИЛ-131Н – модернизированная версия базовой модели. Основные отличия: новый мотор «ЗиЛ-5081», увеличенный ресурс (250 тысяч км), тент из синтетического материала и улучшенная оптика. Производство ЗИЛ-131Н завершилось в 1987 году;
  • ЗИЛ-131НА – аналог ЗИЛ-131Н с неэкранированным электрооборудованием;
  • ЗИЛ-131НВ — седельный тягач с улучшенной платформой;
  • ЗИЛ-131Н1 – модификация со 105-сильным дизельным агрегатом «Д-245.20»;
  • ЗИЛ-131Н2 – версия со 132-сильным дизельным агрегатом «ЗИЛ-0550»;
  • ЗИЛ-131С и ЗИЛ-131АС – версии в северном исполнении. Данные модели комплектовались кабиной с автономным отопителем, резинотехническими изделиями, устойчивыми к морозу, дополнительной теплоизоляцией, противотуманными огнями, теплоизоляцией аккумулятора и двойными стеклами. Автомобили использовались при температуре до -60 градусов;
  • ЗИЛ-131НС, ЗИЛ-131НАС и ЗИЛ-131НВС – улучшенные варианты в северном исполнении;
  • ЗИЛ-131Х – модель для пустынных и жарких районов;
  • ЗИЛ-131-137Б – автопоезд;
  • ЗИЛ-131 КУНГ (кузов унифицированный нулевых габаритов) – утепленная постройка с наличием печки и станцией очистки воздуха (ФВУА-100Н-12) может служить для широкого спектра военных нужд.
  • ЗИЛ-131-АТЗ-3 – топливозаправщик;
  • ЗИЛ-131-МЗ-131 – маслозаправщик;
  • ЗИЛ-131-АЦ-40 – пожарная машина.

Специальная установка позволяла поддерживать автономное отопление, которое работало, сжигая рабочее топливо.

ЗИЛ-131: технические характеристики, разновидности, нюансы эксплуатации

На протяжении почти 50 лет выпускался грузовой автомобиль ЗИЛ-131.

Он обладает большим количеством самых разных достоинств. В основном эксплуатировали его в армии.

Существует немало разнообразных модификаций данного автомобиля на базе универсального шасси.

Двигатель автомобиля

Несмотря на то, что первый серийный образец рассматриваемого автомобиля был выпущен в далеком 1966 году, технические характеристики мотора во многих сферах удовлетворяют запросы российской армии даже сегодня:

Наименование параметраХарактеристикаЕдиницы измерения
Тип двигателяКарбюраторный, четырехтактный
Количество рабочих цилиндров8шт.
Тип охлажденияЖидкостное
КлапаныВ верхней части двигателя
Диаметр рабочих цилиндров100мм
Рабочий объем камеры сгорания6л
Длина пути хода поршня95мм
Сжатие6,5
Максимальная мощность двигателя150л. с.
Крутящий момент при 2 000 об/мин410Н×м

Благодаря большой мощности и высокому крутящему моменту ЗИЛ-131 мог развивать по трассе скорость до 85 км/ч. Учитывая год выпуска, этот параметр можно назвать довольно впечатляющим.

Далеко не каждый легковой автомобиль тех лет мог передвигаться так быстро, не говоря уже о грузовиках такой большой массы.

Расход топлива ЗИЛ-131, изображенного на фото справа, при смешанном цикле езды составляет 49,5 л на 100 км при средней скорости 60 км/ч.

Согласно техническим характеристикам мотор рассчитан на работу с бензином АИ-76 или аналогичным, но с большим октановым числом.

КУНГ и иные модификации

Рассматриваемая модель грузовика оказалась настолько удачной, что на его базе выпускали большое количество различных модификаций.

Особенно популярен ЗИЛ-131 КУНГ. Данная аббревиатура расшифровывается как «кузов унифицированный нулевого габаритного размера».

Его каркас выполнен из уголков и швеллеров различных размеров, обшитых сверху металлическими листами.

А здесь рассмотрены самосвальные, тентованные и полуприцепы-контейнеровозы «Грюнвальд».

Изнутри данный кузов-фургон ЗИЛ-131 обшивается пенопластом или иным теплоизолирующим материалом, после все закрывается покрытой антисептиком фанерой, что улучшает технические характеристики всего автомобиля.

Независимо от предназначения, все рассматриваемые грузовики с КУНГом оснащаются:

  • отоплением;
  • вентиляцией;
  • всевозможным бытовым оборудованием;
  • системой освещения (плафонами на потолке).

Уникальность ЗИЛа-131 КУНГ заключалась в присутствии в его кузове специальной фильтрационной установки ФВУА-100Н-12.

Она осуществляла забор воздуха из окружающей среды и обеззараживала его. Создавалось избыточное давление, что позволяло обезопасить пространство внутри фургона.

Отопительная система была полностью автономна, тепло выделялось путем сжигания дизельного топлива.

Также на базе рассматриваемого грузовика производили следующие модификации с хорошими техническими характеристиками:

  • ЗИЛ-131НА оснащался негерметичным и неэкранированным оборудованием;
  • ЗИЛ-131В – седельный тягач;
  • АТЗ-3 и подобные использовались в качестве топливозаправщиков;
  • МЗ-131 – маслозаправщики;
  • АЦ-40 – пожарная машина.

Масса, габариты, грузоподъемность

Масса и габаритные характеристики автомобиля рассматриваемого типа относительно невелики, несмотря на его основное предназначение. Параметры следующие:

  • снаряженная масса модели без лебедки – 6 135 кг;
  • снаряженная масса модели с лебедкой – 6 375 кг.

Хотя, согласно техническим характеристикам, вес механизма лебедки автомобиля ЗИЛ-131 довольно существенен, ее наличие всегда обосновано, поскольку она позволяет справиться с передвижением в крайне сложных и экстремальных условиях местности.

Полная масса автомобиля:

  • при наличии лебедки – 10 425 кг;
  • без лебедки – 10 185 кг.

Максимальная грузоподъемность составляет всего 3 500 кг. Также при необходимости рассматриваемую технику можно использовать совместно с прицепом.

Его допустимая масса зависит от дорожных условий, в которых передвигается ЗИЛ-131:

  • масса при движении по дороге с твердым покрытием – 6 500 кг;
  • при движении по грунтовке – 4 000 кг.

Базовая версия автомобиля имеет следующие габаритные размеры:

  • длина от переднего бампера до задней части кузова, мм – 7 040;
  • высота без тента, мм – 2 480;
  • высота с тентом, мм – 2 975;
  • ширина от левого колеса до правого, мм – 2 500.

Расстояние между колесами – 3,35 м +1,25 м. Ширина передней и задней колей одинакова и составляет 1,82 м. Радиус разворота – целых 10,8 м. Учитывая длину кузова, данный параметр не так уж велик.

Тормозной путь составляет 29 м при 50 км/ч. Причиной тому является большая инерция, возникающая из-за массы всего автомобиля и фургона с людьми, а также всем имеющимся оборудованием.

Конструкция шасси

Шасси рассматриваемого автомобиля включает в себя следующие основные составные части:

  • механизмы управления;
  • ходовую часть;
  • главную силовую передачу (трансмиссию).


Механизмы управления ЗИЛом-131 включают в себя:

  • рулевое управление с гидроусилителем, имеющее механическую связь с передними колесами;
  • тормозную систему.

Ходовая часть включает в себя следующие составные части:

  • раму;
  • оси, на которых расположены колеса;
  • подвески.

Главная передача данного грузовика является двойной, ее передаточное число равно 7.34.

Особенности грузовика

Орган, позволяющий его задействовать, располагается на приборной панели внутри кабины и представляет собой обычный металлический двухпозиционный тумблер.

Также передний мост можно было включить при помощи рычага переключения скоростей.

Коробка передач ЗИЛ-131 по своим техническим характеристикам – механического типа.

Вторая и третья передачи оснащаются специальными замками. Они предотвращают произвольное выключение скорости в случае, если нагрузка на двигатель быстро возрастает. Это чрезвычайно актуально во время затяжного подъема.

Для своего года выпуска ЗИЛ-131 оснащается довольно продвинутой электроникой.

В конструкции использованы генератор переменного тока с большим запасом мощности, а также бесконтактное зажигание с электронным коммутационным устройством.

Кроме того, имеется специальное вибрационное устройство, обеспечивающее передвижение в течение 30 часов без остановки своим ходом. Все это было в новинку для тех годов, когда рассматриваемый автомобиль начал серийно выпускаться.

Кабина

Кабина на ЗИЛе-131 используется каркасного типа, снаружи она обшивается листовым металлом, изнутри присутствует утеплитель различного типа. Его наличие позволяет водителю чувствовать себя комфортно даже в сильный мороз.

Все подвижные элементы снабжаются специальными резиновыми уплотнителями, их присутствие позволяет осуществлять закрывание максимально герметично.

На приборной панели автомобиля находится все необходимое для осуществления мониторинга основных параметров двигателя:

  • датчик уровня бензина;
  • вольтметр/амперметр;
  • спидометр;
  • датчик давления масла;
  • датчик температурный;
  • тахометр.

Все органы управления, необходимые для комфортной эксплуатации автомобиля, присутствуют в зоне досягаемости водителя.

Рычаг включения поворота располагается на рулевой колонке. Все остальное находится на приборной панели правее тахометра.

Рукояти органов управления имеют наиболее подходящую для осуществления хвата форму, что позволяет выполнять различные операции с максимальным удобством.

Кресла водителя и пассажиров не отличаются большим количеством регулировок.

Но, несмотря на это, нахождение в данной кабине достаточно приятно: конструкторы изготавливали сиденья с учетом антропометрических параметров среднестатистического человека. Поэтому большинство водителей может управлять ЗИЛом-131 с большим комфортом.

В этом обзоре рассмотрены достоинства и недостатки экскаватора-погрузчика «Амкодор 352».

Пройдя по ссылке http://spez-tech.com/tehnika/selhoz/pritsepyi-i-polupritsepyi/gazel-avto/tyagach-s-funktsional-gruzovika-i-mobilnost-legkovogo.html, вы найдёте информацию не только о возможных ценах на тягач «ГАЗель» с полуприцепом, но и описание основных разновидностей данного вида транспорта.

На кабине закреплены внушительного размера зеркала заднего вида. Их угол обзора дает возможность без особых затруднений обозревать все, что находится позади кабины, даже если передвижение осуществляется со специальным прицепом.

Несмотря на то, что модель выпускается уже довольно давно, она до сих пор пользуется спросом, поскольку отличается не только выносливостью и универсальностью, но также небольшой стоимостью.

Цена на конкретную машину непосредственно зависит от года выпуска, пробега и состояния:

Год выпускаПробег, кмСтоимость, руб.
1985400 000160 000
1990240 000179 000
1993260 000190 000
200050 000750 000
2002111 000270 000

Также на стоимость модифицированных версий ЗИЛа-131 сильно влияет установленное на них оборудование. Например, база данного автомобиля с предустановленной буровой установкой может стоить от 1,5 до 2 млн руб.

Чем сложнее и дороже оборудование, тем выше цена автомобиля.

Стоимость ЗИЛа-131 с автовышкой может достигать 500-600 тыс. рублей.

Простота ремонта и дешевизна делают использование ЗИЛа-131 экономически обоснованным.

На сегодняшний день появилось довольно большое количество всевозможных грузовиков с аналогичными и даже лучшими рабочими параметрами.

Но при этом ЗИЛ-131 до сих пор успешно эксплуатируется во многих частях российской армии, а также в организациях, занимающихся геологической разведкой, бурением и строительством в качестве бортового самосвала.

Узнаем некоторые технические характеристики и причины популярности ЗИЛ-131 из следующего видео:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Военный ЗИЛ 131

Военный ЗИЛ 131 — трехосный грузовик, обладающий повышенной проходимостью. Автомобиль был разработан на Московском автомобильном заводе имени Лихачева и поставлен на конвейер, для промышленного производства в 1966 году. Наибольшее распространение грузовик получил в частях Советской Армии, а также в армиях союзников по Варшавскому договору. Конструкция ЗИЛ 131 имела широкую унификацию с очень распространенным сугубо гражданским грузовиком ЗИЛ 130, что обеспечивало высокую ремонтопригодность военному автомобилю, а также облегчало подготовку водителей.

Конструкция грузовика оказалась настолько удачной, а его технические характеристики очень качественными, что позволило осуществлять выпуск автомобиля более 30 лет. При этом заложенный потенциал в ЗИЛ 131 позволял продолжать производство, несмотря на постоянно возрастающие требования к транспортным средствам, предназначенным для армии.

Причины появления и назначение военного грузовика

Ключевой задачей создания ЗИЛ 131, это было замена в армейских транспортных перевозках своего предшественника автомобиля ЗИЛ 157. К середине 60-х годов эта устаревшая модель уже не устраивала армию, ни по своей грузоподъемности, ни по параметрам проходимости, а также по скорости и комфорту.

Основным назначением новой автомашины служила:

  • транспортировка личного состава с легким вооружением;
  • перевозка разнообразных грузов и специального оборудования;
  • буксировка прицепов, полуприцепов, оружейных систем по дорогам с различным покрытием, в условиях бездорожья и пересеченной местности.

Самым распространенным вариантом ЗИЛ 131, по данным Википедии, являлся тентованная версия грузовика с универсальной деревянной платформой, позволяющей перевозить как раздельно, так и одновременно людей и грузы, а также буксировать артиллерийское оружие или другие прицепы.

Следующим по востребованности шел седельный тягач ЗИЛ 131В для транспортировки полуприцепов и оружейных систем различного назначения. Также в большом количестве было изготовлено с использованием шасси данного грузовика специализированных топливо и маслозаправщиков, командных и связных машин, передвижных мастерских и лабораторий.

В гражданской сфере грузовик получил наибольшее распространение в отраслях по добыче полезных ископаемых, в северных и удаленных регионах нашей страны, в лесной промышленности. Кроме того, на полноприводной базе было разработано большое количество специализированных пожарных транспортных средств (цистерны, выдвижные лестницы, штабные машины, гидравлические подъемники, манипуляторы и т. д.). Самым необычным вариантом автомобиля в гражданском исполнении был полноприводный самосвал сельхозназначения, который мог работать в паре с прицепом на полях с тяжелыми почвами.

Автомобили под индексом ЗИЛ 131С и АС предназначались для эксплуатации в условиях Крайнего Севера при температуре до -60 градусов. Такой северный вариант автомашины имел добавочный автономный отопитель, особые резинотехнические комплектующие, двойные стекла и дополнительную теплоизоляцию кабины, теплозащиту аккумулятора. Для жаркого тропического климата производилась модель под обозначением 131 X.

Технические характеристики военного грузовика

Длительную эксплуатацию ЗИЛ 131 и возможность разработки большого количества модификаций позволили следующие технические параметры автомашины:

1. Двигатель ЗИЛ 131;

  • тип – четырехтактный бензиновый,
  • количество цилиндров – 8 шт., с V-образным расположением под углом 90 градусов,
  • вариант охлаждения – жидкостный,
  • объем – 6,0 л,
  • мощность – 150,0 л. с.

2. Привод – полный (6х6).

  • по дорогам с твердым покрытием – 5,0 т,
  • по грунту и пересеченной местности – 3,5 т,
  • буксируемого прицепа – 4,0 т.

4. Размеры бортового грузовика;

  • колесная база – 3,35 м,
  • длина – 7,04 м,
  • ширина – 2,50 м,
  • высота – 2,48 м,
  • клиренс – 0,33 м.

5. Габариты платформы;

  • длина – 3,60 м.
  • ширина – 2,32 м.
  • высота – 0,57 м.

6. Радиус поворота – 10,2 м.

7. Расход топлива – 40 л/100 км.

8. Тип топлива бензин – А76

9. Запас хода – 850,0 км.

10. Размер топливного бака – 170,0 л (2 шт.).

11. Наибольшая скорость – 80 км/ч.

  • сцепление – однодисковое сухое,
  • МКПП – пятиступенчатая,
  • ведущий привод для среднего и заднего моста – прямой проходной,
  • раздаточная коробка – двухступенчатая,
  • типоразмер автошин – 12,00-20″.
  • брод – до 1,4 м,
  • подъем – 30 градусов.

Устройство автомашины

Конструкция автомобиля повышенной проходимости ЗИЛ 131 состоит из следующих основных агрегатов:

  1. Двигатель.
  2. Несущая рама.
  3. Трансмиссия;
    3.1. сцепление,
    3.2. МКПП,
    3.3. раздаточная коробка,
    3.4 карданная передача,
    3.5. ведущие мосты,
    3.6. дифференциалы,
    3.7. привода колес.
  4. Кузов (грузовая платформа, КУНГ).
  5. Ходовая часть;
    5.1. элементы передней и задней подвески,
    5.2. передние гидравлические амортизаторы,
    5.3. дисковые колеса со специальными восьмислойными шинами.
  6. Система управления;
    6.1. рулевое управление с ГУР,
    6.2. тормозное оборудование.
  7. Электрооборудование;
    7.1. АКБ,
    7.2. генератор,
    7.3 стартер,
    7.4. оптика,
    7.5. катушка зажигания,
    7.6 контрольные приборы,
    7.7 свечи зажигания.
  8. Цельнометаллическая кабина.

Дополнительное оборудование

Военные машины ЗИЛ 131 в отличие от своих гражданских собратьев комплектовались следующим дополнительным оборудованием:

  • специальным обзорным люком в крыше кабины;
  • средней стойкой укрепляющей лобовое стекло;
  • светомаскировочной оптикой, а также специальным прожектором, установленным слева от водителя,
  • крепежными элементами для различных видов транспортировки.

Кроме того, большинство машин специально оснащались комплектом, который включал в себя:

  • прибор ночного обзора;
  • крепеж для оружия;
  • прибор химической разведки;
  • отделение для карт и документов;
  • противопожарные средства;
  • инструмент для земляных работ;
  • коллективную аптечку.

Кабина

Важной отличительной чертой военного автомобиля ЗИЛ 131 является комфортабельная цельнометаллическая кабина в сравнении с предшественником ЗИЛ 157. Она сразу выделяется своим интересным внешним видом, который актуален для автомобилей такого класса и в настоящее время. Кроме того, она более удобна для водителя и двух пассажиров. Также к преимуществам необходимо причислить:

  1. усиленный каркас;
  2. эффективные системы отопления и вентиляции;
  3. поворотные форточки окон;
  4. раздельные сиденья водителя и пассажиров;
  5. регулируемое сиденье водителя;
  6. качественную эргономику;
  7. компактную легко читаемую информацию на приборной панели, на которой отображались:
  • напряжение в бортовой сети,
  • уровень топлива,
  • скорость движения,
  • давление масла в моторе,
  • температура в системе охлаждения,
  • величина оборотов силового агрегата.

Большое рулевое колесо позволяло осуществлять удобное управление вездеходом особенно в условиях пересеченной местности, а посадка водителя и широкое лобовое стекло обеспечивали увеличенный обзор при движении грузовика. Просторные двери кабины, а также усиленные ручки открывания позволяли в случае необходимости очень быстро покинуть или наоборот, выполнить оперативную посадку, что крайне важно для армейского автомобиля.

Достоинства и недостатки

ЗИЛ 131 выпускался с 1966 по 1994 года на автозаводе имени Лихачева. За этот период создано практически один миллион экземпляров, что говорит о достаточно больших достоинствах этого грузового автомобиля. На основании многочисленных отзывов водителей, а затем и владельцев этой модели можно выделить следующие преимущества:

  • высокую проходимость;
  • многофункциональность;
  • общую надежность;
  • ремонтопригодность за счет широкой унификации и простой конструкции, позволяющая, например, выполнять ремонт двигателя ЗИЛ 131 по схемам и даже по фото;
  • возможность изменения давления в колесах;
  • устойчивость на любых дорогах;
  • качественное рулевое управление;
  • надежную ходовую часть;
  • эффективные тормоза.

Кроме того, необходимо отметить, что в довольно большом количестве отзывов отмечается качественная сборка автомашины на заводе, что не совсем характерно для отечественного автопрома и, наверное, такой факт связан с военным назначением грузовика.

На основании рассмотрения уже указанных отзывов следует отразить основные недостатки ЗИЛ 131.

  1. Главным является неимоверный, по нынешнем временам, расход топлива. На перевозку 6,0 т груза он составляет 40 л/100 км. Это данные при движении по трассам с твердым покрытием, на грунтовых дорогах расход увеличивается практически до 50 л.
  2. Некачественная шумоизоляция и недостаточная виброзащита кабины усложняют управление автомобилем, прежде всего при работе силового агрегата в условиях максимальной мощности и высокой скорости движения ЗИЛ 131.
  3. Слабая противокоррозионная защита кабины, явно несоответствующая требования автомобиля, эксплуатирующего в тяжелых дорожных условиях.
  4. Сложный запуск двигателя в холодный период времени, связанный с использованием низкооктанового топлива А76.
  5. Недостаточное качество резинотехнических сальников в мостах, приводящее к утечке трансмиссионной жидкости из картеров.

Несмотря на указанные недостатки, и в первую очередь малую экономичность перевозок, автомобили ЗИЛ 131 и сейчас эксплуатируются в районах, где главным фактором для грузовика является его уверенная проходимость.

Цены на подержанные грузовики

Автомобили ЗИЛ 131 прекратили выпускать в 1994 году, правда, небольшое количество под обозначением Амур 521320 производилось на Новоуральском заводе в Свердловской области. В 2010 году предприятие признали банкротом и выпуск автомобилей повышенной проходимости Амур прекратился. Поэтому на рынке сейчас предлагаются в основном подержанные автомобили ЗИЛ 131, а также небольшое количество грузовиков со складов длительного хранения автотехники из РосРезерва.

Грузовой автомобиль на ходу восьмидесятых годов выпуска прошлого века можно приобрести за цену от 200 тыс. рублей. Стоимость самых дорогих автомобилей ЗИЛ 131 с консервации не превышает 450 тыс. рублей. К какому сегменту относятся модели КУНГ с пробегом до 1000 км. На общую стоимость влияет наличие оборудования, которое идет в комплекте с шасси грузовика. Так, VIP вариант ЗИЛ 131 с КУНГом укомплектованный для охоты и рыбалки в состав, которого входят электростанция, внутренняя сеть на 12 и 220 вольт, телевизор, отопитель, плита, тканевая отделка, сейф предлагается за 650 тыс. рублей.

Аналоги

К аналогичным моделям класса ЗИЛ 131 ранее выпускаемым, можно отнести следующие советские автомобили (на окончание 90-х годов прошлого века):

  • ЗИЛ 157;
  • Урал 375;
  • КАЗ 4540;
  • КрАЗ-255Б;
  • ГАЗ 66.

Среди отечественных полноприводных автомобилей аналогичных по параметрам грузовику ЗИЛ 131 производимых в настоящее время следует отметить:

  • Камаз 43114;
  • Урал Next 4320;
  • Камаз 43502;
  • ГАЗ 33088;
  • Газон Next 3010;
  • МАЗ 543403.

Среди иностранных автомашин наибольшее распространение получили:

  • HOWO 6×6 (Китай);
  • Mercedes-Benz Actros 3341A 6х6 (Германия);
  • MAN TGS 40.430 6х6 (Германия);
  • IVECO-AMT 6х6 653900 (Китай);
  • FAW Jiefang 6х6 (Китай);
  • Renault K 430 P 6х6 (Франция);
  • Daewoo Novus 6х6 (Южная Корея).

Заключение

Военный грузовик ЗИЛ 131, а также различные выпущенные специальные автомобили на его базе, для своего времени являлись очень передовыми транспортными средствами по своим конструкционным параметрам и техническим показателям. Это позволяло выполнять их эксплуатацию в трудных армейских условиях и оставаться востребованными больше 30 лет. Практически для любой военные техники это очень большой период эксплуатации. Поэтому история создания и сформированные конструкторами для армии качества грузовика ЗИЛ 131 высокая проходимость, надежность, ремонтопригодность позволяют в настоящее время осуществлять эксплуатацию таких автомашин на труднопроходимых дорогах нашей страны.

Конструкция ЗИЛ 131 оказалась настолько удачной, а его технические характеристики очень качественными, что позволило осуществлять выпуск автомобиля более 30 лет.

http://spectekhnika.info/zil-131/

ЗИЛ-131: технические характеристики, разновидности, нюансы эксплуатации


http://traktoramira.ru/stroitelnaya-tehnika/gruzoviki/voennyj-zil-131.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Ремонт своими руками дэу нексия

Ремонт своими руками дэу нексия Ремонт Daewoo Nexia своими руками Сайт etlib.ru предоставляет доступ к обширному каталогу материалов, который делает ремонт Дэу Нексия своими руками доступным каждому. Здесь имеются различные видео, фотоотчеты, инструкции и советы по обслуживанию, ремонту и эксплуатации Дэу Нексия. Информация постоянно дополняется и умножается, представляя таким образом лучшую альтернативу руководства по ремонту […]

Ремонт и замена chery amulet своими руками

Ремонт и замена chery amulet своими руками Ремонт Чери Амулет своими руками Компания Chery изрядно удивила автомобилистов в начале 2000х годов, когда на дорогах стали появляться автомобили, копирующие внешность Seat Toledo, но с характерным китайским акцентом. Так компания впервые появилась на автомобильном рынке стран СНГ. До 99го года они не могли получить лицензию на продажу, […]