Тюнинг ходовой автомобиля — как сделать подвеску машины жестче
Ходовая: улучшаем управляемость
Ходовая часть автомобиля важный элемент, отвечает за многие процессы, связанные с динамикой, комфортом, управляемостью, тормозным путем машины.
Модернизация подвески автомобиля — усовершенствование штатных элементов, улучшение ездовых качеств. Заводская версия должна полностью удовлетворять водителя со стандартными запросами. Инженеры-конструкторы разрабатывают ходовую с учетом задач, стоящих перед автомобилем. Машина для повседневного использования имеет мягкую подвеску, которая обеспечивает плавный ход, комфортную езду, размеренное прохождение поворотов. На высокой скорости автомобиль с такими настройками ходовой сложно удерживать на траектории, управляемость снижается. Необходимо выполнять модернизацию ходовой части машины.
Благодаря жестким настройкам машина увереннее себя чувствует на дороге, прохождение поворотов возможно на большей скорости, чем в базовой комплектации. При этом тюнинг ходовой подразумевает замену стоковых узлов и элементов на другие, более дорогие и производительные. Поэтому стоит оценить свои возможности, прежде чем приступать к модернизации. Существует много разных способов улучшить переднюю подвеску, настроить ходовую. Определите цели, которые вы хотите достигнуть при помощи модернизации. Вполне может быть достаточно небольших изменений, менее затратных и не предполагающих серьезных изменений в конструкции штатной системы.
Что такое подвеска
Прежде чем приступить к тюнингу, необходимо разобраться, что же это такое. Система подрессоривания — это все механизмы и узлы, которые входят в состав шасси автомобиля и соединяют последний с дорожным покрытием.
- соединение колес с кузовом (рамой);
- передача крутящего момента и сил, возникающих при взаимодействии с дорожным полотном;
- обеспечение плавного хода машине при помощи смещения на допустимую величину колес относительно рамы.
Все элементы и узлы делятся на несколько категорий: упругие, направляющие и демпфирующие. Первые обеспечивают передачу вертикальных сил реакции, связанной с наездом на неровности дороги. Вторые передают боковые (продольные) силы, связывают колеса с основной конструкцией автомобиля. Амортизаторы (демпферы) гасят возникающие в связи с неровностями дороги колебания.
Компоненты
Компоненты ходовой части зависят от типа подвески:
- пружины и рессоры — относятся к группе упругости, служат для сглаживания колебаний, возникающих из-за неровностей дороги;
- рычаги и тяги — относятся к категории распределяющих элементов, они крепятся непосредственно к кузову автомобиля, передавая силу;
- демпферы или амортизаторы — для противодействия силам упругости, бывают разных видов, в том числе масляные, пневматические и так далее;
- штанги — устройство для поперечной устойчивости, элемент комплекса механизмов, для распределения нагрузки во время поворотов и других маневров;
- крепежные элементы — сайлентблоки, шаровые опоры и другие узлы.
Виды подвесок
С момента создания первого автомобиля подвеска претерпела серьезные изменения, превратившись в сложную систему элементов, обеспечивающую плавность хода. Сейчас активно используются несколько разных видов ходовой.
McPherson — разработка принадлежит автомобильному конструктору Макферсону. Используется уже более 50 лет. Благодаря доступности их используют разные производители автомобилей. Совершенство этого типа сомнительно, однако благодаря простоте и доступности ходовая весьма популярна.
Двухрычажная подвеска — еще один вариант подвески, в котором направляющий элемент в виде рычажных устройств. Бывает разных типов в зависимости от вида качения — продольной, поперечной, диагональной.
Многорычажная — усовершенствованный вариант предыдущего вида. Обеспечивает высокую плавность хода, маневренность. Используется на автомобилях более высокого класса.
Торсионно-рычажная система — в этом варианте пружины заменены на торсионы. Подвеска очень эффективна, позволяет сделать настройки в зависимости от особенностей вождения.
Задняя зависимая подвеска — известный в нашей стране вариант, использовались пружины и продольные рычаги. Достоинства — отличная управляемость, недостаток большой вес задней балки. Вариантом приведенного типа подвески является полузависимая задняя.
Стоит назвать подвеску с качающимися полуосями, на продольных рычагах, с продольными и поперечными рычагами (в том числе с двойными), адаптивная и так далее.
Способы доработки каждого из приведенных типов разные и зависят от конструкции.
Что нужно учесть
Приступая к тюнингу ходовой, определите основные цели. Если цель повысить плавность хода — то решение одно, если сделать ходовую жестче — другое. Между плавностью хода и управляемостью обратная зависимость. Необходимо найти тот баланс, который обеспечит комфортную езду и одновременно острую реакцию на движение рулем.
К основным параметрам, которые отвечают на вопрос, как сделать подвеску жестче, относятся демпфирование, кинематика, вертикальная и угловая жесткости.
Подвески и варианты их тюнинга
Подвески и варианты их тюнинга
Приобретая роскошное внедорожное авто, любой владелец в душе ликует от осознания его мощи. Но задумайтесь, а действительно ли он так вынослив? Сможет ли он преодолеть по-настоящему жесткое бездорожье, после ровного серпантина городских трасс? Если вы увлеченный рыбак, или охотник, или любитель дорожных приключений, то наверняка знакомы с автомобильной мудростью «чем больше «джип», тем дальше идти за трактором». Основную роль в испытании выносливости играет подвеска автомобиля.
Для охотника и рыболова ходовая часть — едва ли не один из главных механизмов автомобиля. Подвеска автомобиля — это именно то, от чего в большинстве случаев зависит «непотопляемость» джипа в условиях бездорожья.
От ходовой части внедорожника зависит одновременно несколько важных моментов его работы. На первое место принято ставить комфорт автоводителя и его пассажиров. Второе место, менее ощутимую, но от этого не менее значимую, – управляемость. Третье место занимает задача, о которой, как правило, знают только специалисты — конструкция подвески и её индивидуальные настройки. И они имеют значительное влияние на проходимость. Ну и само собой, от нее зависит грузоподъёмность автомобиля.
Какими бывают подвески внедорожников и пикапов?
Если рассматривать варианты подвесок на данный тип автомобилей подробней, то можно выделить несколько видов получивших широкое применение:
— авто с зависимой передней и задней подвесками;
— с зависимой задней подвеской и независимой передней;
— с полностью независимой автомобильной подвеской;
Зависимая подвеска
Зависимая подвеска автомобиля — этот термин означает, что колёса расположенные на одной оси имеют жесткую связку друг с другом. И движение одного колеса прямо зависит от другого. Эта разработка одна из первых и по сей день остается самой надежной. Поэтому до сих пор успешно применяется. Конструкция зависимой ходовой части автомобиля регулярно усовершенствуется, что позволяет ей неплохо конкурировать. К примеру, конструкция ДеДион минимально уступает независимым и то в условиях неровной дороги. Но сохраняет при этом свои плюсы. Главным образом преимущество перед независимой подвеской в том, что колея колес постоянна. Они всё время параллельны друг другу и перпендикулярны дорожному покрытию вне зависимости от положения подвески и крена кузова.
Независимая подвеска
Независимая подвеска автомобиля — отличается тем, что у колёс одной оси нет жесткой связки. И движение одного либо совсем не оказывают влияния на работу второго, либо оно совсем незначительно. Несмотря на это, такие установочные параметры, как развал колёс, колея, а иногда и колёсная база, изменяются при работе подвески в отдельных случаях в достаточно существенных пределах. В современном автомобилестроении этот вариант подвески преимущественно устанавливается на современных внедорожниках за их технологичность и относительную доступность. В то же время сохраняет отличные кинематические показатели.
Независимая подвеска по определению боле предсказуема, в плане устойчивости. Не зря же большинство автопроизводителей уже довольно давно отдают предпочтение именно ей. Обратной стороной медали можно назвать то, что она конструктивно сложнее. А посему менее надежна, чем металлическая болванка неразрезной балки. Особенно, когда ты оказываешься среди малообжитых просторов нашей необъятной родины, где автосервис может появиться только в виде миража.
Скорее всего, именно из-за этого у каждого автопроизводителя, который выпускает «джипы», имеется в линейке авто с рессорной или пружинной подвеской с жестким неразрезным мостом.
Рессорная подвеска
Рессорная подвеска автомобиля отличается упрощенным конструктивом, неприхотливостью, стойко переносит максимальные нагрузки. И как правило, используется в изготовлении крупногабаритных джипов и пикапов. Однако в своём стремлении к удешевлению и повышению надёжности, производители авто ставят рессоры и на менее крупных, доступных внедорожных автомобилях. Пружинные подвески сложнее рессорных по конструкции. Что не мешает им оставаться компактными и мягкими в преодолении препятствий. Они используются в более лёгких и комфортабельных внедорожниках. Что касается «паркетников» и спортивных городских внедорожников, для них, как правило, используют разнообразные типы независимых рычажных подвесок.
Передние подвески так же могут быть с жестким неразрезным мостом. Хотя такое сочетание встречается всё реже. Желание довести ходовые качества четырёх колёсного друга до максимума, подталкивает производителей к использованию независимых пружинных или торсионных подвесок.
И все же велика возможность того, что со временем штатные пружины (рессоры) проседают. И на неровностях дороги подвеска «пробивается» до отбойников. Это и заставляет любителей экстремальной езды рано или поздно задуматься об установке тюнинговой подвески.
Тюнинг ходовой будет необходим для джипа, который часто меняет городской асфальт на разбитую гравийку, песок или лесные дебри.
В России почему-то «исторически» так сложилось, что тюнинг подвески внедорожника в основном заключается либо в лифте (т.е. увеличении просвета между дорожным полотном и рамой автомобиля), либо в повышении грузоподъёмности. За совершенствование управляемости берутся редкие специалисты из спортивных команд, а о комфорте и вовсе можно только мечтать.
Но времена меняются. Сегодня подкованные «джиперы» вооружены внушительными каталогами. Существует масса технических спец центров, которые предлагают огромный ассортимент услуг и комплектующих. И нет предела совершенству внедорожника! Стандартно тюнинг любого джипа начинается с увеличения дорожного просвета. Клиренс автомобиля можно увеличить, заменив размер колёс на больший с применением специальных проставок, либо путём внесения технических модернизаций в самой конструкции ходовой части.
Вот самые признанные усовершенствования подвески на данный момент:
— количество листов в заводских рессорах уменьшено, проводиться замена на небольшую пневмоподушку. Это позволяет снизить жесткость рессоры, что, в свою очередь, повышает комфортность подвески при ежедневном использовании незагруженного автомобиля. Одновременно появляется возможность, регулируя давление в подушке в широком диапазоне, менять высоту автомобиля. Те же самые возможности регулировки сохраняются и для загруженного автомобиля. В итоге такая модернизация расширяет возможности внедорожника, улучшает управляемость, плавность движения. А также повышает грузоподъемность и проходимость, облегчает передвижение с тяжелым прицепом;
— установка пневмобаллонов заменяющих пружины в подвеске (как зависимой, так и независимой). Пружины передней и задней подвески полностью заменяются пневмобаллонами. При этом показатели комфортности, управляемости и проходимости значительно улучшаются, как и на рессорной подвеске, но позитивные качества пневматики более полно раскрываются, чем при частичной замене рессор вспомогательной подушкой.
Технические инновации не стоят на месте. И помимо выше сказанного, на данный момент рынок комплектующих предлагает готовые лифт-комплекты от известных производителей. Конечно, их стоимость достаточно высока. Но есть и большое преимущество — они разработаны под определенную модель внедорожника.
Если решение в пользу доработки ходовой уже принято, нужно помнить, что, как правило, при увеличении клиренса изменяется и угол наклона передней оси. Возникает опасность утраты внедорожником первоначальной курсовой устойчивости. Кроме этого, руль становится более «тяжелым», что добавляет дискомфорта при управлении. Решить эту задачу стало возможным благодаря специальным кастор-китам. Это демпферы рулевого управления большой прочности, усовершенствованные карданные валы и многое другое.
В конечном итоге выбор ходовой, а тем более её тюнинг, процесс достаточно творческий и увлекательный. Надеемся, что эта информация подскажет вам, как избежать в нём лишних сюрпризов и проблем.
Если вы заподозрили неладное и слышите подозрительный стук в подвеске, возможно предстоит ремонт. О причинах стука в подвеске читайте в статье в нашем блоге.
Источник Источник http://www.goodyearshop.ru/stati/khodovaya-uluchshaem-upravlyaemost/
Источник Источник http://bezdor4x4.com.ua/blog/2017/04/19/lift-podveski-i-varianty-tjuninga/