Классификация танков
Классификация танков. Конструкция танка.
Содержание
Классификация танков [ править | править код ]
Классификация танков — деление (классификация) танков, как боевой машины, в зависимости от использования их свойств и основных признаков.
В разное время, в разных государствах существовало и существует большое количество классификаций танков, в зависимости от их веса, бронирования, вооружения,проходимости, скорости, компоновки, радиуса действия, военной доктрины, теории стратегии и тактики, используемых технологий и времени создания и производства, того или иного военного дела.
Танки классифицировались (распределялись) по применению, массе, вооружению и базе.
Танки Первой мировой войны [ править | править код ]
Танк Mark I «Самец» (1916 г.)
Первые танки появились в ходе Первой мировой войны. Танк Mark I, впервые использованный англичанами в бою против германской армии, выпускался в двух модификациях: «самка» (англ. Female) — с пулемётным вооружением, и «самец» (англ. Male) — с пулемётом и двумя 57-мм пушками. Впоследствии свои первые танки разработали Франция, Германия и ряд других государств. Танки того времени распределялись прежде всего по массе: лёгкие, средние и тяжёлые.
Согласно опыту Первой мировой войны, различали два основных типа боевых танков и третий тип — специальные танки или танки особого назначения:
- быстроходные танки сопровождения;
- тяжёлые большие танки или танки прорыва;
- танки особого назначения (специальные танки) — радиотанки, сапёрные танки, химические танки, транспортные танки и др..
В чисто конструктивном отношении различали следующие виды танков:
- танки с металлическими гусеницами: а) жесткого типа; б) подрессоренные;

Танкетка «Моррис-Мартель», 1926 г
колесами, т.е. полугусеничные танки. К системе полугусеничных танков относится танк Мартеля.
- колёсно-гусеничные танки (к этому же типу, но несколько измененной
.jpg)
Кристи (амфибия-танк)
конструкции, относили американский танк Кристи, называемый «амфибия-танк»;
По вооружёнию: пулемётные, пушечные (артиллерийский танк) и смешанного вооружения.
Танки 1930-1945 годов [ править | править код ]
По окончании Первой мировой войны опыта, необходимого для выработки стратегии использования
Лёгкий танк БТ-5 1933 г.
бронетехники, танкостроители и военные не получили. Конструкции танков постепенно усложнялись, их назначение и разнообразие увеличивалось. Появились новые классы танков, а также многократно пересматривались и изменялись пределы боевой массы лёгких и средних танков, которые продолжали постоянно расти.
18 июля 1929 года РВС СССР принял «Систему танко-тракторного и авто-броневого вооружения Рабоче-Крестьянской Красной Армии»
До 1930-х годов в вооружённых силах всех стран, где имелись танки, они классифицировались (определялись) не по характеру их тактического предназначения, а по весу (лёгкий, средний, тяжелый) или по размерам (малый, средний, большой). Эта классификация танков, по мнению специалистов требовала изменений, так как они считали что она страдает большой неконкретностью, так как само название «лёгкий», «тяжелый» не даёт чёткого представления о тактическом назначении, технических и боевых свойствах танка. Предлагалось для устранения недочётов в классификации танков новое определение основных типов танков в соответствии с их тактическим назначением (по примеру авиации):
- Танк-разведчик
- Танк сопровождения
- Танк дальнего действия
- Танк прорыва
- Танк-истребитель
Советская классификация [ править | править код ]
В 1920-х годах в СССР началось промышленное производство собственной броневой техники и вооружения, в массовом количестве, и вместе с ним были заложены основы концепции боевого применения броневых сил (войск). В 1927 году в «Боевом уставе пехоты» особое внимание было уделено боевому применению танков и их взаимодействию с стрелковыми (пехота) частями и подразделениями.
18 июля 1929 года РВС СССР принял «Систему танко-тракторного и авто-броневого вооружения Рабоче-Крестьянской Красной Армии»
— Постановление № 71сс/о Совета Труда и Обороны о системе танкового вооружения РККА, 13 августа 1933 г.
Система броневого и танкового вооружения РККА, менялась в связи с определёнными причинами, как то: развитием науки, изменяемыми требованиями военных, в ходе оборонного производства, неспособностью отдельных заведений, предприятий наладить производство той или иной продукции для броневых сил РККА.
На данный период типам танков соответствовали следующие марки машин:
- разведывательный танк — Т-37;
- общевойсковой танк — Т-26;
- оперативный танк — Б-Т;
- танк качественного усиления ТРГК — Т-28;
- мощный танк особого назначения — Т-35.
По массе [ править | править код ]
Танки (общего назначения) классифицировались по массе:

Плавающий танк Т–38 обр. 1936 г.
малые танки — танки массой до 5 т, вооружённые одним или несколькими пулемётами (Т-37, Т-38); предназначались для ведения разведки в интересах общевойсковых и танковых частей и соединений, а также использовались как средство связи и транспортировки; большинство малых танков были выполнены плавающими, и поэтому могли применяться при форсировании водных преград;

Танк Т-70
лёгкие танки — танки боевой массой до 16 т (позднее — до 20 т), вооружённые малокалиберной пушкой и пулемётом, или пулемётами (Т-18, все
модели БТ, Т-26, Т-40, Т-50, Т-60, Т-70, Т-80, Mk VI, M24 Chaffee, PzKpfw I, PzKpfw II, LT-35, LT-38); являлись основным средством усиления пехоты или конницы во всех видах общевойскового боя;
Танк PzKpfw IV
- средние танки — танки боевой массой до 30 т (позднее — до 40 т), вооружённые пушкой крупного калибра
и пулемётами (Т-28, Т-34, , Т-111, M4 Sherman, PzKpfw III, PzKpfw IV»); предназначались для развития успеха при прорыве сильно укреплённой оборонительной полосы противника;

Танк PzKpfw VI Ausf. B «Королевский тигр»
тяжёлые танки — танки боевой массой свыше 30 т (позднее — свыше 40 т), вооружённые орудием крупного калибра и пулемётами, иногда с
Танк PzKpfw VIII «Маус»
несколькими орудиями разных калибров (все модификации танков КВ и ИС, PzKpfw V «Panther», PzKpfw VI «Тигр», PzKpfw VI Ausf. B «Королевский тигр»); предназначались для усиления общевойсковых соединений при прорыве сильно укреплённой обороны противника и атаки его укрепрайонов;
- сверхтяжёлые танки — танки массой более 80 т (PzKpfw VIII «Маус»;
в РККА не было, все советские проекты остались на ватмане).
По задачам (радиусу действия) [ править | править код ]
В 1920-1930 годах распространение в РККА получила классификация по задачам (функциям) и радиусу действия: согласно отечественной терминологии —танки непосредственной поддержки пехоты (пехотные по франко-британской классификации) и танки дальнего действия (кавалерийские или крейсерские по франко-британской классификации), предназначавшиеся для прорыва обороны и развития успеха. Конструктивно первые выполнялись более тяжелыми, и, следовательно, менее подвижными, но с лучшей броневой защитой и более мощным вооружением, вторые – более лёгкими, быстроходными, с большим запасом хода.
К концу 1930-х годов деление танков на группы при прорыве обороны противника (ТДД) было признано нецелесообразным.
Танки подразделялись на группы:
- Танки дальнего действия (ТДД), предназначавшиеся (выделенные) для прорыва в глубину обороны противника во взаимодействии со стрелковыми частями (пехота); предусматривались теорией глубокого боя и глубокой операции.
- прорыв в тыл главных сил обороны противника,
- уничтожение основных группировок артиллерии противника,
- разгром тактических и оперативных резервов и штабов противника,
- отрезание главным силам противника путей отхода.
- Танки дальней поддержки пехоты (ТДПП), предназначавшиеся для подавления пулемётного и миномётного огня противника на глубину до 1-2 км впереди наступающей пехоты.
- Танки непосредственной поддержки пехоты (ТНПП), предназначавшиеся для прорыва обороны противника совместно с пехотой, которой они придавались.
- Специальные танки (танки особого назначения):
- артиллерийские, предназначавшиеся для поддержки танков (общего назначения); имели по
Танк АТ-1
сравнению с ними более мощное вооружение (например, АТ-1);
- огнемётные и химические, вооружённые огнемётами или оснащённые приборами дымопуска, предназначавшиеся для огнеметания по живой силе и огневым точкам противника, а также для постановки дымовых завес и применения химического оружия;
- инженерные, использовавшиеся для преодоления различных инженерных заграждений и естественных препятствий;
- радиотанки, оснащенные аппаратурой для организации радиосвязи командования танковых частей и соединений с вышестоящими штабами.
- танки-транспортёры, предназначавшиеся для снабжения танков (общего назначения) боеприпасами и ГСМ в ходе боя, транспортировки пехоты к месту боевых действий и эвакуации раненых (из современных боевых машин полноценным танком-транспортёром можно считать боевую машину пехоты).
- артиллерийские, предназначавшиеся для поддержки танков (общего назначения); имели по
Танкетка [ править | править код ]
Танкетка Т-27
Танкетки к танкам не относились, представляли собой лёгкие боевые гусеничные одноместные или
двухместные (экипаж 1-2 человека), бронированные (противопульное, до 10 мм), вооружённые одним или двумя пулемётами машины 1920-1930-х годов, массой до трёх тонн, предназначавшиеся для разведки и связи, скоростью до 45 км/ч (например Т-27).
Франко-британская классификация [ править | править код ]
В Великобритании и Франции стратегия ведения боя с помощью бронетехники предполагала участие двух групп танков: пехотных и кавалерийских.
Пехотный танк [ править | править код ]
К пехотным танкам относятся танки непосредственной поддержки пехоты при штурме укреплённых позиций. Невысокие требования к скорости позволили конструкторам оснастить их бронёй более мощной, чем у среднего танка. Его главная цель — подавление или разрушение укреплённых огневых точек, уничтожение вражеских солдат, защита пехоты от контратаки, преодоление защитных укреплений.
По советской классификации пехотные танки можно было бы отнести к средним или тяжёлым танкам. На начало Великой Отечественной войны к пехотным танкам в СССР можно отнести тяжёлый танк КВ-1, на смену которому к концу войны пришёл тяжёлый танк прорыва ИС-2. В европейской традиции к пехотным танкам относятся английские «Матильда II» (англ. Matilda II), «Валентайн» (англ. Valentine) и «Черчилль» (англ. Churchill).
Танк «Матильда II»
Танк «Валентайн»
Пехотный танк Mk IV «Черчилль» (A22)
Кавалерийский танк [ править | править код ]
К кавалерийским (крейсерским) танкам относятся быстрые танки с лёгкой бронёй и небольшими орудиями, созданные для быстрого проникновения в тыл противника и нанесения урона путём неожиданных атак. На практике в ходе Второй мировой войны эти танки — в том виде в каком они тогда были задуманы — оказались малоэффективными — это было вызвано в первую очередь тем, что командование не умело тактически и стратегически правильно использовать имеющуюся в их распоряжении бронетанковую технику и использовало мобильные и слабобронированные кавалерийские (крейсерские) танки в качестве пехотных, что вызывало огромные потери в технике. Германия оказалась единственной страной, весьма умело применявшей чисто кавалерийские (крейсерские) танки в ходе Второй мировой войны. Эффективность была достигнута в связи с высокой выучкой личного состава танковых частей и очень хорошей подготовленностью общевойскового командного состава, что позволило германской армии одержать ряд значительных побед в начале Второй мировой войны.
По советской классификации кавалерийские (крейсерские) танки можно было бы отнести к лёгким и средним танкам, например танки серии БТ (БТ-2, БТ-5, БТ-7 и т. д.) и другие. В германской традиции к таким танкам можно отнести танки PzKpfw III. В англо-американской традиции примером кавалерийского (крейсерского) танка может послужить английский «Крусейдер» (англ. Crusader — «крестоносец»).
Танк БТ-7
Танк PzKpfw III
Танк «Крусейдер» («Crusader» MkIII)
В начале 1930-х годов в СССР начинается производство быстроходных танков. Ряд исследователей относят эти танки к танкам развития прорыва. В рамках этой концепции отличилось КБ завода им. Коминтерна под руководством А. А. Морозова, которое последовательно разрабатывая это направление в танкостроении и создало следующую линейку образцов бронетехники: БТ-2 (1931), БТ-5 (1933), БТ-7 (1934). В дальнейшем, развивая концепцию быстроходного танка Завод им. Коминтерна в 1939 году запустил в производство танк Т-34 обр. 1939 года, который был во многом конструктивным наследником линейки танков БТ. Трофейные танки этого типа использовались и вермахтом.
Танки второй половины XX века [ править | править код ]
Вторая мировая война и эпоха локальных войн (1950-1979 годов) дали сильнейший толчок развитию танкостроения. Был накоплен богатый опыт боевого применения броневой техники и танков в частности. Разработаны новые крупнокалиберные орудия, новые виды брони, появилась защита от радиации и ОМП, появился стабилизатор наведения и автомат заряжания, а также многое другое (см. Танковое вооружение). Наряду с изменениями строения и назначения танков и броневой техники изменилась и система их классификации:
- Лёгкие танки с появлением ракетного вооружения и крупнокалиберных танковых орудий разделились на три подкласса. Первый подкласс — средства поддержки пехоты (БМП). Второй и третий подкласс —противотанковые и противовоздушные ракетные комплексы соответственно (собственно противовоздушные ракетные и всё более популярные комбинированные — ракетно-артиллерийские-комплексы вполне можно считать полноценным противовоздушными танками).
- Улучшение характеристик и изменение тактических качеств средних танков привело к преобразованию среднего танка в «основной боевой танк».
- Благодаря развитию ракетного вооружения тяжёлые танки практически исчезли как класс боевых машин. Их заменили самоходные артиллерийские установки (САУ). При том что вес современных западных ОБТ соответствует весу тяжёлых танков времён Второй Мировой, а вес российских после навешивания дополнительной защиты к этому весу вплотную приближается.
Поколения танков [ править | править код ]
В это же время в мировом танкостроении появилась классификация по поколениям, эта классификация условна и официально не зарегистрирована. Несмотря на разнообразие конструкций и типов танков, разработанных до Второй мировой войны, среди них не просматривается поколение.
Танк OF-40
Танк «Леопард-1А4»
Танк Тип 74
Танк Тип 90
Танк Тип 99 (ZTZ-99)
Танк К2 «Чёрная пантера»
Танк С1 «Ариете»
Танк АМХ-32
Танк АМХ-40
Танк «Меркава» Мк 4
Танк «Абрамс» M1A2SEPV2
Танк М1А2 «Абрамс»
Танк «Леопард-2А5»
вооружения и защиты, кардинальными изменениями классической компоновки, необитаемой башней. К танкам четвёртого поколения относят Т-14«Армата».
Вместе с тем существует и другой подход к этой проблеме: за танки 1-го поколения принимаются все машины, разработанные до начала второй мировой войны, 2-го — танки военного периода, К 3-му поколению причисляются машины, созданные в 1945-1970 годах, а самые современные модели — к 4-му. Такое деление является чересчур упрощенным и практически не пригодно для сравнительной оценки танков.
В то же время танкостроители Англии и США (а за ними и Франции и ФРГ), на основе анализа массового применения танков, продолжили реализацию «двухтанковой» политики, внешне похожей, но на самом деле ничего не имеющей общего с доктриной «пехотных» и «кавалерийских» танков (которые отличались по применению), но уже под другими терминами на основе основного вооружения танков — «среднепушечный» и «тяжёлопушечный», когда основу танковых парков вооружённых сил стали составлять среднепушечные танки, усиливаемые небольшим числом тяжёлопушечных боевых машин.
Применительно к первому послевоенному поколению понятия «средний» («среднепушечный») и «тяжёлый» («тяжёлопушечный») танк стали характеризовать, помимо массы и основного вооружения машины, также и уровень её боевых свойств, то есть перечень боевых задач возложенных на неё. Стремительное развитие науки и техники в мире, за счёт конкуренции между СССР и США (холодная война) привели к тому, что разница во всех показателях между средними и тяжёлыми танками стала заметно уменьшаться и постепенно сошла на нет, а лёгкие танки были заменены БРДМ или БМП (БТР). Произошло это при создании танков второго послевоенного поколения, которые стали называть «основными», то есть теми которые составили основу танкового парка вооружённых сил государства. Позднее данный термин был закреплён практикой мирового танкостроения и международных договорных отношений, в области сокращения, контроля и уничтожения вооружений и техники между СССР и США.
Классификация по массе [ править | править код ]
В СССР сохранилась классификация по массе:
- лёгкий танк — до 20 тонн (ПТ-76);
- средний танк — до 40 тонн (Т-54, Т-55, Т-62, Т-64, [ Т-72);
- тяжёлый танк — свыше 40 тонн (Т-10).
Основной танк (ОТ) [ править | править код ]
В настоящее время является основой современных танковых парков вооружённых сил любой страны мира. Основное предназначение:
- усиление мотострелковых войск (мотопехоты) и других родов войск при всех видах боёв и операций;
- прорыв укреплённых позиций;
- уничтожение огневых точек;
- уничтожение техники и живой силы противника;
- быстрая организация оборонительных рубежей.
Современные ОТ как средние так и тяжёлые по массе вооружены мощными универсальными орудиями, некоторые имеют ракетное вооружение, различными пулемётами и хорошо защищены многослойной комбинированной броней, многие имеют дополнительно динамическую и активную броню, имеют РХБЗ. Однако даже тяжёлобронированные современные танки достаточно уязвимы для современных противотанковых средств (ракетное противотанковое оружие (в частности пехотное и авиационное), противотанковые мины и противотанковые гранаты для ручных гранатомётов), что неоднократно показывали так называемые локальные конфликты.
Плавающий танк [ править | править код ]
ПТ-76 на плаву, 7-я дивизия обороны, Войско Польского (ВС ПНР), 1971 год
Танк-амфибия, способный, естественно, переплывать водные преграды а также десантироваться с десантного корабля без необходимости подхода десантирующего корабля прямо к берегу. К плавающим танкам относилась серия советских танков ПТ, например, ПТ-76.
Специальный танк [ править | править код ]
Сапёрный (Инженерный) танк [ править | править код ]
Сапёрный или Инженерный танк — боевая машина предназначенная для создания оборонительных укреплений и разрушения фортификационных сооружений противника «под огнём противника». Как правило представляют собой танковую базу со специальным оборудованием.
Оснащены различным инженерным оборудованием которое может включать : бульдозерный отвал с гидравлическим приводом, кран, тяговую лебёдку и может оснащаться минным тралом для преодоления минных полей.
В России называется инженерная машина разграждения (ИМР) и является вооружением инженерных войск и войск гражданской обороны.
Танковый мостовой укладчик [ править | править код ]
Танковый мостоукладчик (возможно для такой машины приемлемо и название «танк-мостоукладчик») предназначен для транспортировки и развертывания металлического моста с целью переправы по нему бронетехники — танков, естественно, в частности — через различные преграды. Например: МТУ, МТУ-72, МТУ-90 (де-факто такая машина — одна из современных разновидностей так называемых «инженерных танков»).
Танковый мостоукладчик МТУ
Танковый мостоукладчик МТУ-20
Танковый мостоукладчик МТУ-72
Танковый мостоукладчик МТУ-90
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина [ править | править код ]
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ) — боевая машина, основным назначением которой является техническое обслуживание, ремонт неисправного и повреждённого или эвакуация застрявшего или повреждённого вооружения и военной техники (танков, броневых транспортеров (БТР), БМП, БМД, САУ и тому подобное), в том числе — и в условиях огневого противодействия противника.
Конструкция танка [ править | править код ]
Компоновка [ править | править код ]
1: Гусеничный движитель. 2:Танковая пушка, установленная в башне. 8: Спаренный пулемёт 9:Наклонная броня
В настоящее время подавляющее большинство танков создано по так называемой классической компоновочной схеме, основными признаками которой являются установка основного вооружения (в настоящее время, как правило, гладкоствольной артиллерийской пушки, способной также запускать реактивные снаряды) во вращающейся на 360° башне и заднее расположение моторно-трансмиссионного отделения. Исключениями здесь являются шведский танк Strv-103 (безбашенная схема) и израильские танки «Меркава» модели 1, 2, 3 и 4 с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения.
Морпехи США устанавливают ГТД AGT1500 обратно в M1A1 «Абрамс». Кувейт, 2003
Двигатель танка [ править | править код ]
На ранних этапах развития танкостроения обычно использовался бензиновый карбюраторный двигатель автомобильного, а позже авиационного типа (включая моторы звездообразной компоновки). Непосредственно перед Второй мировой войной, а также в ходе её, получили распространение (преимущественно в СССР и США) дизельные двигатели, ставшие основным типом танковых моторов во всём мире со второй половины 1950-х гг., позже заменённые многотопливными двигателями, а в последние два-три десятилетия и газотурбинными двигателями (ГТД). Первым серийным танком с ГТД в качестве основного двигателя стал советский Т-80.
Мощность, надёжность и другие параметры танковых двигателей постоянно росли и улучшались. Если на ранних моделях довольствовались фактически автомобильными моторами, то с ростом массы танков в 1920-1940-х гг. получили распространение адаптированные авиадвигатели, а позже — и специально сконструированные танковые дизельные (многотопливные) двигатели. Для обеспечения приемлемых ходовых качеств танка удельная мощность его двигателя (отношение мощности двигателя к боевой массе танка) должна быть не менее 18-20 л. с./т.
Страна-производитель | Модель танка | Боевая масса, т | Мощность двигателя, л. с. | Удельная мощность, л. с./т | Тип двигателя |
---|---|---|---|---|---|
Франция | Леклерк | 54,6 | 1500 | 27,4 | дизельный |
Россия | Т-80У-М1 | 46,0 | 1250 | 27,2 | газотурбинный |
Украина | Т-84 | 46,0 | 1200 | 26,1 | дизельный |
Украина | ОПЛОТ | 51,0 | 1200 | 23,5 | дизельный |
США | M1A2 Абрамс | 62,5 | 1500 | 24,0 | газотурбинный |
Германия | Леопард-2A5 | 62,5 | 1500 | 24,0 | дизельный |
Россия | Т-90МС | 48,0 | 1130 | 23,5 | дизельный |
Израиль | Меркава Mk.4 | 65,0 | 1500 | 23,1 | дизельный |
Россия | Т-90С | 46,5 | 1000 | 21,5 | дизельный |
Израиль | Меркава Mk.3 | 60,0 | 1200 | 20,0 | дизельный |
Великобритания | Челленджер-2 | 62,5 | 1200 | 19,2 | дизельный |
В 1930-1950-х гг. велись споры между сторонниками и противниками применения в качестве силовой установки танков двух типов двигателей внутреннего сгорания — карбюраторных и дизельных. Этот спор завершился окончательной победой сторонников дизельных двигателей. В наше время основной спор ведётся между сторонниками и противниками использования на танках дизельных двигателей и ГТД. Оба типа двигателей отличаются собственными преимуществами и недостатками. В годы Первой мировой войны был построен паровой танк, а в 1950-х годах в США был разработан ряд проектов атомных танков, но все эти типы силовой установки распространения в итоге не получили.
Сравнительные войсковые испытания танков Т-64А и Т-72 с дизельными двигателями 5ТДФ и В-46 соответственно и Т-80 с газотурбинным двигателем ГТД-1000Т, проведённые правительственной комиссией, показа:
- Танки Т-80, номинальная удельная мощность которых превышала показатели Т-64А и Т-72 соответственно на 30 и 25 %, имеют преимущество по тактическим скоростям в европейских условиях лишь на 9-10 %, а в условиях Средней Азии — не более 2 %.
- Часовой расход топлива газотурбинных танков был выше дизельных на 65—68 %, километровый расход — на 40-50 %, а запас хода по топливу меньше на 26-31 %; это приводило к необходимости при организации маршей предусматривать возможность дозаправки танков Т-80 в ходе суточных переходов.
- На высоте 3 км над уровнем моря потеря мощности у двигателя 5ТДФ достигала 9 %, у В-46 — 5 %, у ГТД-1000Т — 15,5 %.
Дизельные танки в настоящее время находятся в танковых парках 111 стран мира, а газотурбинные — в танковых парках 9 стран мира. Разработчиками, производителями и поставщиками газотурбинных танков являются США и Россия (Советский Союз). Дизельные танки составляют основу танковых парков армий всех стран мира, за исключением США. Развитие мировых танкостроения и танкового рынка в 2003-2012 гг. определяют 25 специальных программ, из которых 23 относятся к дизельным танкам, только 2 — к газотурбинным. В Германии фирма MTU Friedrichshafen в настоящее время разрабатывает новые высокотехнологичные дизельные двигатели серии 890 четвёртого поколения для будущих бронированных боевых машин. Многие страны, покупающие танки, предпочитают модели с дизельным двигателем и даже требуют замены ГТД на дизели в качестве условия к допуску на тендер. Так, в 2004 году Австралия в качестве своего будущего танка выбрала танк M1A2 «Абрамс», но при условии, что ГТД танка в нём будет заменён на дизельный двигатель. В США даже конкретно в экспортных целях был разработан танк M1A2 «Абрамс» с дизельным двигателем.
Существуют конструктивные решения, позволяющие значительно улучшить характеристики дизельных двигателей. В целом, несмотря на утверждения сторонников каждого из типов двигателей, в настоящее время нельзя говорить о безусловном превосходстве одного из них.
Современные ГТД, как правило, многотопливные, могут работать на всём спектре топлив: бензинах всех типов, включая высокооктановый авиационный бензин, реактивном топливе, дизельном топливе с любымцетановым числом, но номинальным топливом в мирное время для них служит авиационный керосин. Подавляющее большинство дизельных двигателей снабжено системой турбонаддува, а в последние годы — и промежуточными охладителями наддувочного воздуха (интеркулерами).
Ходовая часть [ править | править код ]
Практически все танки в истории имели гусеничный движитель, прототип которого был запатентован ещё в 1818 году французом Дюбоше, однако некоторые танки, например, лёгкие колёсно-гусеничные танки БТ (СССР) или танк Кристи (США), могли передвигаться на колёсах. Гусеничная конструкция ходовой части позволяет танку без труда передвигаться в условиях бездорожья, по различным типам грунтов. Гусеницы современных танков стальные, с металлическим или резинометаллическим шарниром, по которым танк едет на опорных катках (как правило, обрезиненных; в современных танках их количество от пяти до семи). В некоторых моделях верхняя часть гусеницы, провисая, опирается на опорные катки, в других используются специальные поддерживающие катки малого диаметра. Как правило, в передней части находятся направляющие колёса, которые совместно с механизмом натяжения обеспечивают требуемое натяжение гусеницы. Гусеницы приводятся в движение посредством зацепления их ведущим колесом, крутящий момент на которое подаётся от двигателя через трансмиссию. Путём изменения скорости перематывания одной или обеих гусениц танк может совершать поворот, в том числе и разворот на месте.
Передача крутящего момента от двигателя к ведущим колёсам происходит благодаря фрикционной муфте.
Важным параметром является площадь той части гусеницы, которая контактирует с землёй (опорная поверхность гусеницы), точнее, отношение массы танка к этой площади — удельное давление на грунт. Чем оно меньше, тем по более мягким грунтам может двигаться танк, то есть тем выше его опорная проходимость.
Страна-производитель | Модель танка | Боевая масса, т | Удельное давление на грунт, кг/см² |
---|---|---|---|
Германия | Леопард-2 | 62,5 | 0,85 |
Россия | Т-90 | 46,5 | 0,85 |
Россия | Т-80У | 46,0 | 0,85 |
Украина | Т-84У | 48 | 0,93 |
Великобритания | Челленджер-2 | 62,5 | 0,98 |
Франция | Леклерк | 54,6 | 1,00 |
США | M1A2 Абрамс | 62,5 | 1,07 |
Но при всех достоинствах ходовые гусеницы (по крайней мере современных типов) имеют и серьёзный недостаток — они сравнительно легко могут быть перебиты прямым попаданием в гусеницу снаряда или взрывом мины (в случае наезда танка на противотанковую мину нажимного действия). Это, в частности, подвигло советских танкостроителей попытаться создать танк на воздушной подушке, но уровень доступных технологий (подобно тому как это было с танками-амфибиями и авиатранспортабельными в период между Мировыми войнами) не позволил создать такой танк. (Привлекательна и идея танка-шагохода — танка на шагающем ходу. Танк-шагоход действительно имел бы намного большую проходимость по пересечённой местности в сравнении с гусеничным или колёсным танком, но имеющиеся в настоящее время технологии пока не позволяют создать достаточно эффективный танк-шагоход. В фантастике нередко фигурируют «парящие» танки — чаще всего антигравитационные — обладая всеми достоинствами судов на воздушной подушке (в том числе амфибийностью) такие танки не имеют некоторых их недостатков. Возможно когда-то в будущем будут созданы и такие танки, но вряд ли они смогут полностью вытеснить с поля боя гусеничные и шагающие танки будущего.)
Все танки имеют систему подрессоривания (подвеску) — совокупность деталей, узлов и механизмов, связывающих корпус машины с осями опорных катков. Система подрессоривания предназначена для передачи силы веса танка через опорные катки и гусеницу на грунт, для смягчения толчков и ударов, действующих на корпус танка, и для быстрого гашения колебаний корпуса. От качества системы подрессоривания в большой степени зависят средние скорости движения танков по местности, меткость огня с ходу, работоспособность экипажа, надёжность и долговечность работы оборудования танка.
Защита [ править | править код ]
Защита (защищённость) танка — одно из основных боевых свойств. Характеризует способность машины противостоять поражающему воздействию огневых средств противника и сохранять боеспособность. Определяется бронированием и различными средствами защиты (как пассивной, так и активной).
Бронирование [ править | править код ]
Современные танки имеют сложную по конструкции систему бронирования — различают пассивное бронирование и динамическую защиту.
Пассивная броня современных танков многослойная, в ней используются лучшие сорта броневой стали, керамики, стеклотекстолитов, материалов высокой плотности (таких как обеднённый уран), противонейтронный подбой (слои полимеров с оксидом бора и другими наполнителями, предназначенные для ослабления нейтронного излученияядерных взрывов), внутренние покрытия, защищающие экипаж от осколков брони. Пример такой брони — английская композитная броня «Чобхэм»; остальные современные танки также имеют комбинированную пассивную броню.
Кроме основной брони, на танк часто устанавливаются дополнительные противокумулятивные экраны. Их принцип не изменился со времён Второй мировой войны, когда советские танкисты приваривали к броне специальные сетчатые экраны (ошибочно интерпретированные на Западе как панцирные кровати), тонкие листы железа и жести для защиты от немецкого носимого противотанкового оружия с кумулятивными боеприпасами («Панцершрек», «Панцерфауст» и т. п.). Противокумулятивный экран представляет собой сетку либо сплошной экран (металлический, резинотканевый или из других материалов). При попадании в экран кумулятивного снаряда его разрыв происходит до встречи с основной бронёй танка, в результате чего сформировавшаяся кумулятивная струя, прежде чем достигнуть брони танка, пролетает в воздухе значительное расстояние. При этом происходит распад плохо сфокусированной струи, и пробивная способность боеприпасов резко снижается.
В современных танках броневые листы расположены под углами к вертикали
В современных танках броневые листы расположены под углами к вертикали (это увеличивает шанс рикошета снаряда противника), толщина брони сильно дифференцирована — передние сектора корпуса и башни защищены лучше, чем борта и кормовые части. Такая схема бронирования принята в результате анализа повреждений танков — выяснилось, что основная часть попаданий приходится на передний сектор.
Следует также упомянуть и так называемую «перфорированную броню». Такая броня включает в себя пустоты, заполненные различными материалами, такими как «керамическая пена».
Активная защита [ править | править код ]
Активная защита представляет собой расположенные на танке системы отстрела специальных снарядов, совмещённые с радиолокационной системой локального действия. При обнаружении приближающегося к танку средства поражения (гранаты противотанкового гранатомёта и т. п.) даётся команда на отстрел заряда, который при сближении со снарядом взрывается, формируя облако осколков, уничтожающих или, по меньшей мере, сильно ослабляющих действие средства поражения. Существуют системы с неотстреливаемыми защитными зарядами, например, КАЗ «Заслон» (Украина).