Классификация танков
Классификация танков. Конструкция танка.
Содержание
Классификация танков [ править | править код ]
Классификация танков — деление (классификация) танков, как боевой машины, в зависимости от использования их свойств и основных признаков.
В разное время, в разных государствах существовало и существует большое количество классификаций танков, в зависимости от их веса, бронирования, вооружения,проходимости, скорости, компоновки, радиуса действия, военной доктрины, теории стратегии и тактики, используемых технологий и времени создания и производства, того или иного военного дела.
Танки классифицировались (распределялись) по применению, массе, вооружению и базе.
Танки Первой мировой войны [ править | править код ]
Танк Mark I «Самец» (1916 г.)
Первые танки появились в ходе Первой мировой войны. Танк Mark I, впервые использованный англичанами в бою против германской армии, выпускался в двух модификациях: «самка» (англ. Female) — с пулемётным вооружением, и «самец» (англ. Male) — с пулемётом и двумя 57-мм пушками. Впоследствии свои первые танки разработали Франция, Германия и ряд других государств. Танки того времени распределялись прежде всего по массе: лёгкие, средние и тяжёлые.
Согласно опыту Первой мировой войны, различали два основных типа боевых танков и третий тип — специальные танки или танки особого назначения:
- быстроходные танки сопровождения;
- тяжёлые большие танки или танки прорыва;
- танки особого назначения (специальные танки) — радиотанки, сапёрные танки, химические танки, транспортные танки и др..
В чисто конструктивном отношении различали следующие виды танков:
- танки с металлическими гусеницами: а) жесткого типа; б) подрессоренные;
Танкетка «Моррис-Мартель», 1926 г
колесами, т.е. полугусеничные танки. К системе полугусеничных танков относится танк Мартеля.
- колёсно-гусеничные танки (к этому же типу, но несколько измененной
Кристи (амфибия-танк)
конструкции, относили американский танк Кристи, называемый «амфибия-танк»;
По вооружёнию: пулемётные, пушечные (артиллерийский танк) и смешанного вооружения.
Танки 1930-1945 годов [ править | править код ]
По окончании Первой мировой войны опыта, необходимого для выработки стратегии использования
Лёгкий танк БТ-5 1933 г.
бронетехники, танкостроители и военные не получили. Конструкции танков постепенно усложнялись, их назначение и разнообразие увеличивалось. Появились новые классы танков, а также многократно пересматривались и изменялись пределы боевой массы лёгких и средних танков, которые продолжали постоянно расти.
18 июля 1929 года РВС СССР принял «Систему танко-тракторного и авто-броневого вооружения Рабоче-Крестьянской Красной Армии»
До 1930-х годов в вооружённых силах всех стран, где имелись танки, они классифицировались (определялись) не по характеру их тактического предназначения, а по весу (лёгкий, средний, тяжелый) или по размерам (малый, средний, большой). Эта классификация танков, по мнению специалистов требовала изменений, так как они считали что она страдает большой неконкретностью, так как само название «лёгкий», «тяжелый» не даёт чёткого представления о тактическом назначении, технических и боевых свойствах танка. Предлагалось для устранения недочётов в классификации танков новое определение основных типов танков в соответствии с их тактическим назначением (по примеру авиации):
- Танк-разведчик
- Танк сопровождения
- Танк дальнего действия
- Танк прорыва
- Танк-истребитель
Советская классификация [ править | править код ]
В 1920-х годах в СССР началось промышленное производство собственной броневой техники и вооружения, в массовом количестве, и вместе с ним были заложены основы концепции боевого применения броневых сил (войск). В 1927 году в «Боевом уставе пехоты» особое внимание было уделено боевому применению танков и их взаимодействию с стрелковыми (пехота) частями и подразделениями.
18 июля 1929 года РВС СССР принял «Систему танко-тракторного и авто-броневого вооружения Рабоче-Крестьянской Красной Армии»
— Постановление № 71сс/о Совета Труда и Обороны о системе танкового вооружения РККА, 13 августа 1933 г.
Система броневого и танкового вооружения РККА, менялась в связи с определёнными причинами, как то: развитием науки, изменяемыми требованиями военных, в ходе оборонного производства, неспособностью отдельных заведений, предприятий наладить производство той или иной продукции для броневых сил РККА.
На данный период типам танков соответствовали следующие марки машин:
- разведывательный танк — Т-37;
- общевойсковой танк — Т-26;
- оперативный танк — Б-Т;
- танк качественного усиления ТРГК — Т-28;
- мощный танк особого назначения — Т-35.
По массе [ править | править код ]
Танки (общего назначения) классифицировались по массе:
Плавающий танк Т–38 обр. 1936 г.
малые танки — танки массой до 5 т, вооружённые одним или несколькими пулемётами (Т-37, Т-38); предназначались для ведения разведки в интересах общевойсковых и танковых частей и соединений, а также использовались как средство связи и транспортировки; большинство малых танков были выполнены плавающими, и поэтому могли применяться при форсировании водных преград;
Танк Т-70
лёгкие танки — танки боевой массой до 16 т (позднее — до 20 т), вооружённые малокалиберной пушкой и пулемётом, или пулемётами (Т-18, все
модели БТ, Т-26, Т-40, Т-50, Т-60, Т-70, Т-80, Mk VI, M24 Chaffee, PzKpfw I, PzKpfw II, LT-35, LT-38); являлись основным средством усиления пехоты или конницы во всех видах общевойскового боя;
Танк PzKpfw IV
- средние танки — танки боевой массой до 30 т (позднее — до 40 т), вооружённые пушкой крупного калибра
и пулемётами (Т-28, Т-34, , Т-111, M4 Sherman, PzKpfw III, PzKpfw IV»); предназначались для развития успеха при прорыве сильно укреплённой оборонительной полосы противника;
Танк PzKpfw VI Ausf. B «Королевский тигр»
тяжёлые танки — танки боевой массой свыше 30 т (позднее — свыше 40 т), вооружённые орудием крупного калибра и пулемётами, иногда с
Танк PzKpfw VIII «Маус»
несколькими орудиями разных калибров (все модификации танков КВ и ИС, PzKpfw V «Panther», PzKpfw VI «Тигр», PzKpfw VI Ausf. B «Королевский тигр»); предназначались для усиления общевойсковых соединений при прорыве сильно укреплённой обороны противника и атаки его укрепрайонов;
- сверхтяжёлые танки — танки массой более 80 т (PzKpfw VIII «Маус»;
в РККА не было, все советские проекты остались на ватмане).
По задачам (радиусу действия) [ править | править код ]
В 1920-1930 годах распространение в РККА получила классификация по задачам (функциям) и радиусу действия: согласно отечественной терминологии —танки непосредственной поддержки пехоты (пехотные по франко-британской классификации) и танки дальнего действия (кавалерийские или крейсерские по франко-британской классификации), предназначавшиеся для прорыва обороны и развития успеха. Конструктивно первые выполнялись более тяжелыми, и, следовательно, менее подвижными, но с лучшей броневой защитой и более мощным вооружением, вторые – более лёгкими, быстроходными, с большим запасом хода.
К концу 1930-х годов деление танков на группы при прорыве обороны противника (ТДД) было признано нецелесообразным.
Танки подразделялись на группы:
- Танки дальнего действия (ТДД), предназначавшиеся (выделенные) для прорыва в глубину обороны противника во взаимодействии со стрелковыми частями (пехота); предусматривались теорией глубокого боя и глубокой операции.
- прорыв в тыл главных сил обороны противника,
- уничтожение основных группировок артиллерии противника,
- разгром тактических и оперативных резервов и штабов противника,
- отрезание главным силам противника путей отхода.
- Танки дальней поддержки пехоты (ТДПП), предназначавшиеся для подавления пулемётного и миномётного огня противника на глубину до 1-2 км впереди наступающей пехоты.
- Танки непосредственной поддержки пехоты (ТНПП), предназначавшиеся для прорыва обороны противника совместно с пехотой, которой они придавались.
- Специальные танки (танки особого назначения):
- артиллерийские, предназначавшиеся для поддержки танков (общего назначения); имели по
Танк АТ-1
сравнению с ними более мощное вооружение (например, АТ-1);
- огнемётные и химические, вооружённые огнемётами или оснащённые приборами дымопуска, предназначавшиеся для огнеметания по живой силе и огневым точкам противника, а также для постановки дымовых завес и применения химического оружия;
- инженерные, использовавшиеся для преодоления различных инженерных заграждений и естественных препятствий;
- радиотанки, оснащенные аппаратурой для организации радиосвязи командования танковых частей и соединений с вышестоящими штабами.
- танки-транспортёры, предназначавшиеся для снабжения танков (общего назначения) боеприпасами и ГСМ в ходе боя, транспортировки пехоты к месту боевых действий и эвакуации раненых (из современных боевых машин полноценным танком-транспортёром можно считать боевую машину пехоты).
- артиллерийские, предназначавшиеся для поддержки танков (общего назначения); имели по
Танкетка [ править | править код ]
Танкетка Т-27
Танкетки к танкам не относились, представляли собой лёгкие боевые гусеничные одноместные или
двухместные (экипаж 1-2 человека), бронированные (противопульное, до 10 мм), вооружённые одним или двумя пулемётами машины 1920-1930-х годов, массой до трёх тонн, предназначавшиеся для разведки и связи, скоростью до 45 км/ч (например Т-27).
Франко-британская классификация [ править | править код ]
В Великобритании и Франции стратегия ведения боя с помощью бронетехники предполагала участие двух групп танков: пехотных и кавалерийских.
Пехотный танк [ править | править код ]
К пехотным танкам относятся танки непосредственной поддержки пехоты при штурме укреплённых позиций. Невысокие требования к скорости позволили конструкторам оснастить их бронёй более мощной, чем у среднего танка. Его главная цель — подавление или разрушение укреплённых огневых точек, уничтожение вражеских солдат, защита пехоты от контратаки, преодоление защитных укреплений.
По советской классификации пехотные танки можно было бы отнести к средним или тяжёлым танкам. На начало Великой Отечественной войны к пехотным танкам в СССР можно отнести тяжёлый танк КВ-1, на смену которому к концу войны пришёл тяжёлый танк прорыва ИС-2. В европейской традиции к пехотным танкам относятся английские «Матильда II» (англ. Matilda II), «Валентайн» (англ. Valentine) и «Черчилль» (англ. Churchill).
Танк «Матильда II»
Танк «Валентайн»
Пехотный танк Mk IV «Черчилль» (A22)
Кавалерийский танк [ править | править код ]
К кавалерийским (крейсерским) танкам относятся быстрые танки с лёгкой бронёй и небольшими орудиями, созданные для быстрого проникновения в тыл противника и нанесения урона путём неожиданных атак. На практике в ходе Второй мировой войны эти танки — в том виде в каком они тогда были задуманы — оказались малоэффективными — это было вызвано в первую очередь тем, что командование не умело тактически и стратегически правильно использовать имеющуюся в их распоряжении бронетанковую технику и использовало мобильные и слабобронированные кавалерийские (крейсерские) танки в качестве пехотных, что вызывало огромные потери в технике. Германия оказалась единственной страной, весьма умело применявшей чисто кавалерийские (крейсерские) танки в ходе Второй мировой войны. Эффективность была достигнута в связи с высокой выучкой личного состава танковых частей и очень хорошей подготовленностью общевойскового командного состава, что позволило германской армии одержать ряд значительных побед в начале Второй мировой войны.
По советской классификации кавалерийские (крейсерские) танки можно было бы отнести к лёгким и средним танкам, например танки серии БТ (БТ-2, БТ-5, БТ-7 и т. д.) и другие. В германской традиции к таким танкам можно отнести танки PzKpfw III. В англо-американской традиции примером кавалерийского (крейсерского) танка может послужить английский «Крусейдер» (англ. Crusader — «крестоносец»).
Танк БТ-7
Танк PzKpfw III
Танк «Крусейдер» («Crusader» MkIII)
В начале 1930-х годов в СССР начинается производство быстроходных танков. Ряд исследователей относят эти танки к танкам развития прорыва. В рамках этой концепции отличилось КБ завода им. Коминтерна под руководством А. А. Морозова, которое последовательно разрабатывая это направление в танкостроении и создало следующую линейку образцов бронетехники: БТ-2 (1931), БТ-5 (1933), БТ-7 (1934). В дальнейшем, развивая концепцию быстроходного танка Завод им. Коминтерна в 1939 году запустил в производство танк Т-34 обр. 1939 года, который был во многом конструктивным наследником линейки танков БТ. Трофейные танки этого типа использовались и вермахтом.
Танки второй половины XX века [ править | править код ]
Вторая мировая война и эпоха локальных войн (1950-1979 годов) дали сильнейший толчок развитию танкостроения. Был накоплен богатый опыт боевого применения броневой техники и танков в частности. Разработаны новые крупнокалиберные орудия, новые виды брони, появилась защита от радиации и ОМП, появился стабилизатор наведения и автомат заряжания, а также многое другое (см. Танковое вооружение). Наряду с изменениями строения и назначения танков и броневой техники изменилась и система их классификации:
- Лёгкие танки с появлением ракетного вооружения и крупнокалиберных танковых орудий разделились на три подкласса. Первый подкласс — средства поддержки пехоты (БМП). Второй и третий подкласс —противотанковые и противовоздушные ракетные комплексы соответственно (собственно противовоздушные ракетные и всё более популярные комбинированные — ракетно-артиллерийские-комплексы вполне можно считать полноценным противовоздушными танками).
- Улучшение характеристик и изменение тактических качеств средних танков привело к преобразованию среднего танка в «основной боевой танк».
- Благодаря развитию ракетного вооружения тяжёлые танки практически исчезли как класс боевых машин. Их заменили самоходные артиллерийские установки (САУ). При том что вес современных западных ОБТ соответствует весу тяжёлых танков времён Второй Мировой, а вес российских после навешивания дополнительной защиты к этому весу вплотную приближается.
Поколения танков [ править | править код ]
В это же время в мировом танкостроении появилась классификация по поколениям, эта классификация условна и официально не зарегистрирована. Несмотря на разнообразие конструкций и типов танков, разработанных до Второй мировой войны, среди них не просматривается поколение.
Танк OF-40
Танк «Леопард-1А4»
Танк Тип 74
Танк Тип 90
Танк Тип 99 (ZTZ-99)
Танк К2 «Чёрная пантера»
Танк С1 «Ариете»
Танк АМХ-32
Танк АМХ-40
Танк «Меркава» Мк 4
Танк «Абрамс» M1A2SEPV2
Танк М1А2 «Абрамс»
Танк «Леопард-2А5»
вооружения и защиты, кардинальными изменениями классической компоновки, необитаемой башней. К танкам четвёртого поколения относят Т-14«Армата».
Вместе с тем существует и другой подход к этой проблеме: за танки 1-го поколения принимаются все машины, разработанные до начала второй мировой войны, 2-го — танки военного периода, К 3-му поколению причисляются машины, созданные в 1945-1970 годах, а самые современные модели — к 4-му. Такое деление является чересчур упрощенным и практически не пригодно для сравнительной оценки танков.
В то же время танкостроители Англии и США (а за ними и Франции и ФРГ), на основе анализа массового применения танков, продолжили реализацию «двухтанковой» политики, внешне похожей, но на самом деле ничего не имеющей общего с доктриной «пехотных» и «кавалерийских» танков (которые отличались по применению), но уже под другими терминами на основе основного вооружения танков — «среднепушечный» и «тяжёлопушечный», когда основу танковых парков вооружённых сил стали составлять среднепушечные танки, усиливаемые небольшим числом тяжёлопушечных боевых машин.
Применительно к первому послевоенному поколению понятия «средний» («среднепушечный») и «тяжёлый» («тяжёлопушечный») танк стали характеризовать, помимо массы и основного вооружения машины, также и уровень её боевых свойств, то есть перечень боевых задач возложенных на неё. Стремительное развитие науки и техники в мире, за счёт конкуренции между СССР и США (холодная война) привели к тому, что разница во всех показателях между средними и тяжёлыми танками стала заметно уменьшаться и постепенно сошла на нет, а лёгкие танки были заменены БРДМ или БМП (БТР). Произошло это при создании танков второго послевоенного поколения, которые стали называть «основными», то есть теми которые составили основу танкового парка вооружённых сил государства. Позднее данный термин был закреплён практикой мирового танкостроения и международных договорных отношений, в области сокращения, контроля и уничтожения вооружений и техники между СССР и США.
Классификация по массе [ править | править код ]
В СССР сохранилась классификация по массе:
- лёгкий танк — до 20 тонн (ПТ-76);
- средний танк — до 40 тонн (Т-54, Т-55, Т-62, Т-64, [ Т-72);
- тяжёлый танк — свыше 40 тонн (Т-10).
Основной танк (ОТ) [ править | править код ]
В настоящее время является основой современных танковых парков вооружённых сил любой страны мира. Основное предназначение:
- усиление мотострелковых войск (мотопехоты) и других родов войск при всех видах боёв и операций;
- прорыв укреплённых позиций;
- уничтожение огневых точек;
- уничтожение техники и живой силы противника;
- быстрая организация оборонительных рубежей.
Современные ОТ как средние так и тяжёлые по массе вооружены мощными универсальными орудиями, некоторые имеют ракетное вооружение, различными пулемётами и хорошо защищены многослойной комбинированной броней, многие имеют дополнительно динамическую и активную броню, имеют РХБЗ. Однако даже тяжёлобронированные современные танки достаточно уязвимы для современных противотанковых средств (ракетное противотанковое оружие (в частности пехотное и авиационное), противотанковые мины и противотанковые гранаты для ручных гранатомётов), что неоднократно показывали так называемые локальные конфликты.
Плавающий танк [ править | править код ]
ПТ-76 на плаву, 7-я дивизия обороны, Войско Польского (ВС ПНР), 1971 год
Танк-амфибия, способный, естественно, переплывать водные преграды а также десантироваться с десантного корабля без необходимости подхода десантирующего корабля прямо к берегу. К плавающим танкам относилась серия советских танков ПТ, например, ПТ-76.
Специальный танк [ править | править код ]
Сапёрный (Инженерный) танк [ править | править код ]
Сапёрный или Инженерный танк — боевая машина предназначенная для создания оборонительных укреплений и разрушения фортификационных сооружений противника «под огнём противника». Как правило представляют собой танковую базу со специальным оборудованием.
Оснащены различным инженерным оборудованием которое может включать : бульдозерный отвал с гидравлическим приводом, кран, тяговую лебёдку и может оснащаться минным тралом для преодоления минных полей.
В России называется инженерная машина разграждения (ИМР) и является вооружением инженерных войск и войск гражданской обороны.
Танковый мостовой укладчик [ править | править код ]
Танковый мостоукладчик (возможно для такой машины приемлемо и название «танк-мостоукладчик») предназначен для транспортировки и развертывания металлического моста с целью переправы по нему бронетехники — танков, естественно, в частности — через различные преграды. Например: МТУ, МТУ-72, МТУ-90 (де-факто такая машина — одна из современных разновидностей так называемых «инженерных танков»).
Танковый мостоукладчик МТУ
Танковый мостоукладчик МТУ-20
Танковый мостоукладчик МТУ-72
Танковый мостоукладчик МТУ-90
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина [ править | править код ]
Бронированная ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ) — боевая машина, основным назначением которой является техническое обслуживание, ремонт неисправного и повреждённого или эвакуация застрявшего или повреждённого вооружения и военной техники (танков, броневых транспортеров (БТР), БМП, БМД, САУ и тому подобное), в том числе — и в условиях огневого противодействия противника.
Конструкция танка [ править | править код ]
Компоновка [ править | править код ]
1: Гусеничный движитель. 2:Танковая пушка, установленная в башне. 8: Спаренный пулемёт 9:Наклонная броня
В настоящее время подавляющее большинство танков создано по так называемой классической компоновочной схеме, основными признаками которой являются установка основного вооружения (в настоящее время, как правило, гладкоствольной артиллерийской пушки, способной также запускать реактивные снаряды) во вращающейся на 360° башне и заднее расположение моторно-трансмиссионного отделения. Исключениями здесь являются шведский танк Strv-103 (безбашенная схема) и израильские танки «Меркава» модели 1, 2, 3 и 4 с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения.
Морпехи США устанавливают ГТД AGT1500 обратно в M1A1 «Абрамс». Кувейт, 2003
Двигатель танка [ править | править код ]
На ранних этапах развития танкостроения обычно использовался бензиновый карбюраторный двигатель автомобильного, а позже авиационного типа (включая моторы звездообразной компоновки). Непосредственно перед Второй мировой войной, а также в ходе её, получили распространение (преимущественно в СССР и США) дизельные двигатели, ставшие основным типом танковых моторов во всём мире со второй половины 1950-х гг., позже заменённые многотопливными двигателями, а в последние два-три десятилетия и газотурбинными двигателями (ГТД). Первым серийным танком с ГТД в качестве основного двигателя стал советский Т-80.
Мощность, надёжность и другие параметры танковых двигателей постоянно росли и улучшались. Если на ранних моделях довольствовались фактически автомобильными моторами, то с ростом массы танков в 1920-1940-х гг. получили распространение адаптированные авиадвигатели, а позже — и специально сконструированные танковые дизельные (многотопливные) двигатели. Для обеспечения приемлемых ходовых качеств танка удельная мощность его двигателя (отношение мощности двигателя к боевой массе танка) должна быть не менее 18-20 л. с./т.
Страна-производитель | Модель танка | Боевая масса, т | Мощность двигателя, л. с. | Удельная мощность, л. с./т | Тип двигателя |
---|---|---|---|---|---|
Франция | Леклерк | 54,6 | 1500 | 27,4 | дизельный |
Россия | Т-80У-М1 | 46,0 | 1250 | 27,2 | газотурбинный |
Украина | Т-84 | 46,0 | 1200 | 26,1 | дизельный |
Украина | ОПЛОТ | 51,0 | 1200 | 23,5 | дизельный |
США | M1A2 Абрамс | 62,5 | 1500 | 24,0 | газотурбинный |
Германия | Леопард-2A5 | 62,5 | 1500 | 24,0 | дизельный |
Россия | Т-90МС | 48,0 | 1130 | 23,5 | дизельный |
Израиль | Меркава Mk.4 | 65,0 | 1500 | 23,1 | дизельный |
Россия | Т-90С | 46,5 | 1000 | 21,5 | дизельный |
Израиль | Меркава Mk.3 | 60,0 | 1200 | 20,0 | дизельный |
Великобритания | Челленджер-2 | 62,5 | 1200 | 19,2 | дизельный |
В 1930-1950-х гг. велись споры между сторонниками и противниками применения в качестве силовой установки танков двух типов двигателей внутреннего сгорания — карбюраторных и дизельных. Этот спор завершился окончательной победой сторонников дизельных двигателей. В наше время основной спор ведётся между сторонниками и противниками использования на танках дизельных двигателей и ГТД. Оба типа двигателей отличаются собственными преимуществами и недостатками. В годы Первой мировой войны был построен паровой танк, а в 1950-х годах в США был разработан ряд проектов атомных танков, но все эти типы силовой установки распространения в итоге не получили.
Сравнительные войсковые испытания танков Т-64А и Т-72 с дизельными двигателями 5ТДФ и В-46 соответственно и Т-80 с газотурбинным двигателем ГТД-1000Т, проведённые правительственной комиссией, показа:
- Танки Т-80, номинальная удельная мощность которых превышала показатели Т-64А и Т-72 соответственно на 30 и 25 %, имеют преимущество по тактическим скоростям в европейских условиях лишь на 9-10 %, а в условиях Средней Азии — не более 2 %.
- Часовой расход топлива газотурбинных танков был выше дизельных на 65—68 %, километровый расход — на 40-50 %, а запас хода по топливу меньше на 26-31 %; это приводило к необходимости при организации маршей предусматривать возможность дозаправки танков Т-80 в ходе суточных переходов.
- На высоте 3 км над уровнем моря потеря мощности у двигателя 5ТДФ достигала 9 %, у В-46 — 5 %, у ГТД-1000Т — 15,5 %.
Дизельные танки в настоящее время находятся в танковых парках 111 стран мира, а газотурбинные — в танковых парках 9 стран мира. Разработчиками, производителями и поставщиками газотурбинных танков являются США и Россия (Советский Союз). Дизельные танки составляют основу танковых парков армий всех стран мира, за исключением США. Развитие мировых танкостроения и танкового рынка в 2003-2012 гг. определяют 25 специальных программ, из которых 23 относятся к дизельным танкам, только 2 — к газотурбинным. В Германии фирма MTU Friedrichshafen в настоящее время разрабатывает новые высокотехнологичные дизельные двигатели серии 890 четвёртого поколения для будущих бронированных боевых машин. Многие страны, покупающие танки, предпочитают модели с дизельным двигателем и даже требуют замены ГТД на дизели в качестве условия к допуску на тендер. Так, в 2004 году Австралия в качестве своего будущего танка выбрала танк M1A2 «Абрамс», но при условии, что ГТД танка в нём будет заменён на дизельный двигатель. В США даже конкретно в экспортных целях был разработан танк M1A2 «Абрамс» с дизельным двигателем.
Существуют конструктивные решения, позволяющие значительно улучшить характеристики дизельных двигателей. В целом, несмотря на утверждения сторонников каждого из типов двигателей, в настоящее время нельзя говорить о безусловном превосходстве одного из них.
Современные ГТД, как правило, многотопливные, могут работать на всём спектре топлив: бензинах всех типов, включая высокооктановый авиационный бензин, реактивном топливе, дизельном топливе с любымцетановым числом, но номинальным топливом в мирное время для них служит авиационный керосин. Подавляющее большинство дизельных двигателей снабжено системой турбонаддува, а в последние годы — и промежуточными охладителями наддувочного воздуха (интеркулерами).
Ходовая часть [ править | править код ]
Практически все танки в истории имели гусеничный движитель, прототип которого был запатентован ещё в 1818 году французом Дюбоше, однако некоторые танки, например, лёгкие колёсно-гусеничные танки БТ (СССР) или танк Кристи (США), могли передвигаться на колёсах. Гусеничная конструкция ходовой части позволяет танку без труда передвигаться в условиях бездорожья, по различным типам грунтов. Гусеницы современных танков стальные, с металлическим или резинометаллическим шарниром, по которым танк едет на опорных катках (как правило, обрезиненных; в современных танках их количество от пяти до семи). В некоторых моделях верхняя часть гусеницы, провисая, опирается на опорные катки, в других используются специальные поддерживающие катки малого диаметра. Как правило, в передней части находятся направляющие колёса, которые совместно с механизмом натяжения обеспечивают требуемое натяжение гусеницы. Гусеницы приводятся в движение посредством зацепления их ведущим колесом, крутящий момент на которое подаётся от двигателя через трансмиссию. Путём изменения скорости перематывания одной или обеих гусениц танк может совершать поворот, в том числе и разворот на месте.
Передача крутящего момента от двигателя к ведущим колёсам происходит благодаря фрикционной муфте.
Важным параметром является площадь той части гусеницы, которая контактирует с землёй (опорная поверхность гусеницы), точнее, отношение массы танка к этой площади — удельное давление на грунт. Чем оно меньше, тем по более мягким грунтам может двигаться танк, то есть тем выше его опорная проходимость.
Страна-производитель | Модель танка | Боевая масса, т | Удельное давление на грунт, кг/см² |
---|---|---|---|
Германия | Леопард-2 | 62,5 | 0,85 |
Россия | Т-90 | 46,5 | 0,85 |
Россия | Т-80У | 46,0 | 0,85 |
Украина | Т-84У | 48 | 0,93 |
Великобритания | Челленджер-2 | 62,5 | 0,98 |
Франция | Леклерк | 54,6 | 1,00 |
США | M1A2 Абрамс | 62,5 | 1,07 |
Но при всех достоинствах ходовые гусеницы (по крайней мере современных типов) имеют и серьёзный недостаток — они сравнительно легко могут быть перебиты прямым попаданием в гусеницу снаряда или взрывом мины (в случае наезда танка на противотанковую мину нажимного действия). Это, в частности, подвигло советских танкостроителей попытаться создать танк на воздушной подушке, но уровень доступных технологий (подобно тому как это было с танками-амфибиями и авиатранспортабельными в период между Мировыми войнами) не позволил создать такой танк. (Привлекательна и идея танка-шагохода — танка на шагающем ходу. Танк-шагоход действительно имел бы намного большую проходимость по пересечённой местности в сравнении с гусеничным или колёсным танком, но имеющиеся в настоящее время технологии пока не позволяют создать достаточно эффективный танк-шагоход. В фантастике нередко фигурируют «парящие» танки — чаще всего антигравитационные — обладая всеми достоинствами судов на воздушной подушке (в том числе амфибийностью) такие танки не имеют некоторых их недостатков. Возможно когда-то в будущем будут созданы и такие танки, но вряд ли они смогут полностью вытеснить с поля боя гусеничные и шагающие танки будущего.)
Все танки имеют систему подрессоривания (подвеску) — совокупность деталей, узлов и механизмов, связывающих корпус машины с осями опорных катков. Система подрессоривания предназначена для передачи силы веса танка через опорные катки и гусеницу на грунт, для смягчения толчков и ударов, действующих на корпус танка, и для быстрого гашения колебаний корпуса. От качества системы подрессоривания в большой степени зависят средние скорости движения танков по местности, меткость огня с ходу, работоспособность экипажа, надёжность и долговечность работы оборудования танка.
Защита [ править | править код ]
Защита (защищённость) танка — одно из основных боевых свойств. Характеризует способность машины противостоять поражающему воздействию огневых средств противника и сохранять боеспособность. Определяется бронированием и различными средствами защиты (как пассивной, так и активной).
Бронирование [ править | править код ]
Современные танки имеют сложную по конструкции систему бронирования — различают пассивное бронирование и динамическую защиту.
Пассивная броня современных танков многослойная, в ней используются лучшие сорта броневой стали, керамики, стеклотекстолитов, материалов высокой плотности (таких как обеднённый уран), противонейтронный подбой (слои полимеров с оксидом бора и другими наполнителями, предназначенные для ослабления нейтронного излученияядерных взрывов), внутренние покрытия, защищающие экипаж от осколков брони. Пример такой брони — английская композитная броня «Чобхэм»; остальные современные танки также имеют комбинированную пассивную броню.
Кроме основной брони, на танк часто устанавливаются дополнительные противокумулятивные экраны. Их принцип не изменился со времён Второй мировой войны, когда советские танкисты приваривали к броне специальные сетчатые экраны (ошибочно интерпретированные на Западе как панцирные кровати), тонкие листы железа и жести для защиты от немецкого носимого противотанкового оружия с кумулятивными боеприпасами («Панцершрек», «Панцерфауст» и т. п.). Противокумулятивный экран представляет собой сетку либо сплошной экран (металлический, резинотканевый или из других материалов). При попадании в экран кумулятивного снаряда его разрыв происходит до встречи с основной бронёй танка, в результате чего сформировавшаяся кумулятивная струя, прежде чем достигнуть брони танка, пролетает в воздухе значительное расстояние. При этом происходит распад плохо сфокусированной струи, и пробивная способность боеприпасов резко снижается.
В современных танках броневые листы расположены под углами к вертикали
В современных танках броневые листы расположены под углами к вертикали (это увеличивает шанс рикошета снаряда противника), толщина брони сильно дифференцирована — передние сектора корпуса и башни защищены лучше, чем борта и кормовые части. Такая схема бронирования принята в результате анализа повреждений танков — выяснилось, что основная часть попаданий приходится на передний сектор.
Следует также упомянуть и так называемую «перфорированную броню». Такая броня включает в себя пустоты, заполненные различными материалами, такими как «керамическая пена».
Активная защита [ править | править код ]
Активная защита представляет собой расположенные на танке системы отстрела специальных снарядов, совмещённые с радиолокационной системой локального действия. При обнаружении приближающегося к танку средства поражения (гранаты противотанкового гранатомёта и т. п.) даётся команда на отстрел заряда, который при сближении со снарядом взрывается, формируя облако осколков, уничтожающих или, по меньшей мере, сильно ослабляющих действие средства поражения. Существуют системы с неотстреливаемыми защитными зарядами, например, КАЗ «Заслон» (Украина).
Назначение: комплекс активной защиты (КАЗ) «Заслон» предназначен для защиты танка от тонкостенных ПТС (противотанковых средств) таких как противотанковые управляемые ракеты (ПТУР) и гранат противотанковых гранатометов (РПГ), кумулятивных снарядов танковых и противотанковых пушек (БКС), а также боеприпасов с цельным корпусом БПС (оперенные бронебойные подкалиберные снаряды). 14-бронекорпус комплекса активной защиты, 16-башня, 17-надгусеничные полки (вместо них монтируется КАЗ) Пионерами в разработке и внедрении систем активной защиты танков стали советские танкостроители. Первый комплекс активной защиты «Дрозд» устанавливался на танке Т-55АД, принятом на вооружение в1983 году. КАЗ «Дрозд» С 1995 года ЦКИБ СОО проводит работы по модернизации существующих образцов БТВТ. В 1998г оснащен танк Т-80 КАЗ «Дрозд». С 1993 года выполняется НИР «Сектор-2Н» по определению возможности оснащения КАЗ «Дрозд» образцов БТВТ легкой категории по массе. Получены положительные результаты. Размещение комплекса Дрозд на Т-80У Принцип работы комплекса «Дрозд» Состав комплекса «Дрозд» Танк Т-55АД с КАЗ «Дрозд» Применение систем активной защиты позволяет значительно (в 2-3 раза и более) повысить живучесть танков. Динамическая защита [ править | править код ]Динамическая защита представляет собой расположенные непосредственно в броневом листе (встроенная Танк Т-72Б грузинской армии. Очень хорошо видна навеснаядинамическая защита динамическая защита) или на нём, в специальных контейнерах (навесная динамическая защита), один или несколько (как правило, два) элементов ДЗ. Элемент динамической защиты состоит из двух металлических пластин и тонкого слоя взрывчатого вещества (ВВ), расположенного между ними. При пробитии слоя ВВ кумулятивной струёй он инициируется, энергия взрыва ВВ придаёт пластинам высокую скорость разлёта. Расположенные под углом к кумулятивной струе пластины, разлетаясь, взаимодействуют с ней, в результате чего происходит следующее:
Башня с Динамической защитой время своего движения подставляет струе ещё не пробитые участки. Таким образом, большая часть энергии струи уходит на пробитие всё новых участков тонкой броневой пластины. Китайская динамическая защита от FY-I до FY-IV Динамическая защита первого поколения предназначена только для снижения действия кумулятивных снарядов, в то время как динамическая защита второго и третьего поколений помогает снизить потери танков от всех видов противотанковых снарядов. Система защиты от ОМП [ править | править код ]Автоматическая система коллективной защиты экипажа (и оборудования) танка от оружия массового поражения включает в себя фильтровентиляционную установку, обеспечивающую герметизацию заброневого обитаемого отделения и подачу очищенного воздуха экипажу, нагнетающие насосы, создающие избыточное давление в танке (подпор), компоненты брони, защищающие от нейтронного излучения (подбой и надбой) и т. п. Непосредственно в момент ядерного взрыва счётчик рентгеновского излучения мгновенно регистрирует поток гамма-излучения, выдаёт исполнительный сигнал на цепь пиропатронов уплотнительных устройств обеспечения герметизации корпуса и башни, обесточивание основных цепей питания и остановку двигателя (что должно предотвратить повреждение оборудования от электромагнитного импульса ядерного взрыва). Защита экипажа от воздействия ударной волны ядерного взрыва обеспечивается прочностью и жёсткостью корпуса и башни. После прохождения фронта ударной волны включается фильтровентиляционная установка (сепаратор-нагнетатель), непрерывно подающая в заброневое помещение танка очищенный воздух и создающая избыточное давление, препятствующее проникновению радиоактивной пыли. Для защиты от быстрых нейтронов броня с внутренней стороны дополняется противорадиационными синтетическими материалами, замедляющими и поглощающими нейтроны. Всё это позволяет защищать экипаж от поражающих факторов ядерного взрыва (таких как радиоактивное заражение местности, нейтронное излучение), химического оружия и др. Системы уменьшения заметности [ править | править код ]Для снижения заметности танков применяются различные методы, деформирующая (камуфляжная) окраска, системы снижения заметности в инфракрасном диапазоне, уменьшения шумности, защитные экраны, специальные радиопоглощающие материалы, снижающие вероятность обнаружения танка при помощи радиолокации. Пример подобного камуфляжа — комплект «Накидка». Системы постановки дымовых завес [ править | править код ]Дымы представляют собой плотные аэрозоли. Благодаря своим свойствам они значительно затрудняют прохождение света в видимом диапазоне. Это позволяет укрыть танк от визуального наблюдения и наблюдения с помощью технических средств, таких как лазерные, инфракрасные прицелы (и, следовательно, затруднить прицеливание по нему), значительно снизить эффективность самонаводящихся и корректируемых снарядов, ракет и прочих боеприпасов, использующих для наведения и управления инфракрасные, телевизионные и лазерные каналы. У современных танков для постановки дымовых завес используются два основных метода:
Пусковые установки системы 902Б Туча на танке Т-72БА, левый борт Системы оптико-электронного подавления [ править | править код ]Т-90.Комплекс оптико-электронного подавления «Штора» Наведение современных управляемых противотанковых средств может осуществляться как оператором, так и самостоятельно, с помощью систем автоматического наведения. Системы оптико-электронного подавления защищают танк, внося помехи в систему управления корректируемыми снарядами (ракетами и т. п.), управляемыми по лазерному лучу или по радио, сбивая системы наведения снарядов. Примером такой системы служит комплекс оптико-электронного подавления «Штора». Перспективные системы защиты танка и экипажа [ править | править код ]Конструкторы постоянно стремятся улучшить защищённость танков. Кроме развития описанных выше способов защиты (новые, более прочные виды брони, более надёжные и быстрые системы активной защиты и т. п.), рассматриваются и новые, перспективные методы. Одним из них является «электрическая броня». Суть этого метода защиты состоит в том, что броня разделяется на два слоя, с расположенным между ними слоем изолятора. Внутренняя часть заземлена, в то время как на внешнюю подаётся электрический заряд. Противотанковый снаряд, пробив внешний слой брони, достигает внутреннего и таким образом вызывает замыкание. Сильный электрический разряд вызывает уничтожение снаряда. Вооружение [ править | править код ]Танковая пушка [ править | править код ]Основным вооружением танка является танковая пушка, устанавливаемая во вращающейся башне. Пушка Нарезная 105-мм танковая пушка танка в большинстве случаев используется для стрельбы прямой наводкой по настильной траектории (в отличие от САУ, стреляющих в основном навесом). Современные танковые пушки имеют большой калибр (от 105 до 125 мм, на перспективных образцах до 152 мм), могут быть как нарезными, так и гладкоствольными. В последнее время приоритет отдаётся гладкоствольным танковым пушкам, так как вращение негативно сказывается на эффективности кумулятивных боеприпасов (происходит преждевременное разрушение кумулятивной струи), также нарезка затрудняет пуск ракет из канала ствола. Применение автоматов заряжания позволяет сократить танковый экипаж на одного человека (отсутствует заряжающий), при этом создать постоянный темп стрельбы, мало зависящий от движения танка и его башни. В западной школе танкостроения, однако, есть мнение, что ручное заряжание обеспечивает бо́льшую скорострельность в начале стрельбы, хотя в дальнейшем темп стрельбы и падает из-за усталости заряжающего. Танковые пушки имеют широкую номенклатуру боеприпасов, предназначенных для поражения как бронированных и защищённых целей, так и пехоты. Основные типы танковых боеприпасов следующие:
В последнее время используются и корректируемые снаряды. Типичные танковые боеприпасы калибра 120 мм содержат в себе 4-7 кг бездымного пороха, обеспечивая начальную скорость 800-1000 м/с для калиберных снарядов и 1400-1800 м/с для подкалиберных. Пулемёт [ править | править код ]На первых танках имелось сразу несколько пулемётов в установках с ограниченными углами в лобовой и бортовых частях корпуса, чтобы компенсировать отсутствие башни с круговым обстрелом. Современные танки, как правило, имеют минимум два пулемёта, один из которых спарен с пушкой, что позволяет вести из него точный эффективный огонь в любых условиях, используя прицельные приспособления пушки, другой установлен на башне и используется в качестве зенитного (для борьбы с вертолётами противника) и для целеуказания. Ракетное вооружение [ править | править код ]Несмотря на многочисленные попытки сконструировать чисто ракетный танк (с ракетным вооружением вместо Танк ИТ-1 Танковый ракетный комплекс 9К112-1 «Кобра» ПТУР «Шиллела» пушечного), широкого распространения они не получили. Единственный на сегодняшний день танк с исключительно ракетным вооружением — советский ИТ-1 — был принят на вооружение в 1968 году, но дальше постройки малой серии дело не пошло. Чисто ракетной в дальнейшем стали делать лишь более легкобронированную технику. Однако на некоторых танках ракетное вооружение используется в качестве дополнительного к пушечному. Практически одновременно в СССР и США были созданы ракеты, способные запускаться из танковой пушки: в СССР — 9К112-1 «Кобра» для Т-64, в США — ПТУР «Шиллела» для танков M60A2. Однако ПТУР «Шиллела» не имела серьёзных преимуществ по дальности перед обычными танковыми снарядами, и поэтому совершенствование прицельных комплексов сделало её ненужной. Советские же инженеры смогли практически вдвое увеличить дальность «танковых ракет», сделав их грозным оружием против любой современной техники. Эта система получила развитие и в дальнейшем. Другое вооружение [ править | править код ]Некоторые модели танков имеют установленные автоматические миномёты (применяющиеся не только для навесной стрельбы, но и для разбрасывания противопехотных мин). Во время Второй мировой войны, а также некоторое время после, на танки устанавливались огнемёты. Они могли быть как основным оружием (располагались на месте главного орудия, т. н. огнемётный танк), так и вспомогательным (находиться на месте пулемёта). Предполагается, что перспективные модели танков будут вооружаться лазерным оружием, способным поражать сетчатку глаза. Однако такое оружие запрещено международными конвенция. Тактика применения [ править | править код ]Танки способны выполнять широкий круг военных задач, однако основными областями их применения являются непосредственная поддержка пехоты, противотанковые операции и развитие прорывов. Именно последнее применение танков наиболее эффективно — танковые соединения вводятся в область, где прорвана оборона противника, и благодаря сочетанию своей высокой мобильности, огневой мощи и значительной автономности могут продвигаться вглубь занимаемой противником территории, перерезая пути снабжения, разрушая объекты военной инфраструктуры, уничтожая штабы и узлы связи, блокируя узловые элементы (такие как развилки дорог). В благоприятных условиях танковые соединения могут совершить окружение противника (именно тактике глубоких танковых клиньев, идеологом которой был Гейнц Гудериан, Третий рейх обязан своими быстрыми победами в первой стадии Второй мировой войны, т. н. блицкригами). Однако, несмотря на высокую универсальность танка и его высокие боевые возможности, танк не может выполнить любую задачу. Например, при сражениях в стеснённых условиях (на городских улицах, в горной местности) танк может действовать исключительно при плотной поддержке мотострелковых войск (пехоты). Из-за тактически неправильного боевого применения танковые войска в начале первой Чеченской кампании понесли значительные потери в технике и личном составе. Также танк плохо противостоит угрозе с воздуха. Как отмечается в 2008 году маркетинговой фирмой «Forecast International», опыт американской войны в Ираке показал большую полезность современных танков в условиях «городской войны» и контрпартизанских операций. Перспективы развития [ править | править код ]Танковые войска были и остаются основной ударной силой в наземных операциях. Наилучшее сочетание подвижности, защищённости и огневой мощи позволяет им решать широкий спектр задач. Всё это означает, что танковые войска не только не отомрут в обозримом будущем, но и будут активно развиваться. Можно предположить следующие направления совершенствования танков: «Автомат Калашникова» среди гусеничных машинЗа полвека службы в составе вооружённых сил многих стран транспортёры семейства МТ-ЛБ завоевали славу «автомата Калашникова» среди гусеничных машин благодаря своей неприхотливости и безотказности История многоцелевых бронетранспортёров семейства МТ-ЛБ, получивших в войсках прозвище «мотолыги», берёт свое начало в первой половине 1960-х годов, когда командование Вооружённых сил СССР приняло решение о замене устаревших гусеничных артиллерийских тягачей АТ-П на новую бронированную машину для буксировки орудий, а также перевозки расчётов и военных грузов. Поскольку машина расценивалась как вспомогательная, то в целях экономии времени и средств было принято решение о её создании на базе уже спроектированного, но ещё не запущенного в производство гражданского транспортёра МТ-Л путём разработки нового бронированного корпуса. Разработка проекта нового транспортёра была поручена конструкторскому бюро Харьковского тракторного завода. Проектные работы завершились в 1964 году, а серийное производство машины началось двумя годами позже. Транспортёр МТ-ЛБ спроектирован по следующей схеме: трансмиссионное отделение (в нём смонтированы коробка передач и механизм поворота, составляющие единый блок); отделение управления (отделено от трансмиссионного броневой перегородкой, в нём размещаются сиденья механика-водителя и командира); моторное отделение (расположено за отделением управления с левого борта машины, в нём расположены двигатель и главный фрикцион); транспортно-грузовое отделение (занимает кормовую часть машины и связано с отделением управления лазом вдоль правого борта). Водонепроницаемый корпус МТ-ЛБ сварен из стальных плит небольшой толщины и обеспечивает ограниченную защиту от стрелкового оружия (от винтовочной пули патрона 7,62х54 на дистанциях более 200 м). Броневая защита транспортёров вызывала многочисленные нарекания со стороны участников локальных конфликтов, пытавшихся усилить её всеми доступными способами, начиная от обкладывания мешками с песком и заканчивая установкой элементов активной брони. Ходовая часть машины состоит из двенадцати опорных катков, двух ведущих колёс, двух направляющих колёс заднего расположения и двух гусениц. Транспортёр способен осуществлять перемещение по воде за счёт перемотки гусениц. Изначально машина проектировалась для буксировки артиллерийских систем калибром до 100 мм (в том числе БС-3 и МТ-12), перевозки грузов, а также для использования её в качестве санитарных машин переднего края. За полвека службы в составе вооружённых сил многих стран транспортёры семейства МТ-ЛБ завоевали славу «автомата Калашникова» среди гусеничных машин благодаря своей неприхотливости и безотказности. К семейству МТ-ЛБ относятся собственно сами транспортёры типов МТ-ЛБ, МТ-ЛБу (удлинённая модификация, разработанная в конце 60-х годов), МТ-ЛБМ, МТ-ЛБУМ (модификации, разработанные в ОАО «Муромтепловоз» и прошедшие войсковые испытания в 2001 и 2003 годах соответственно). Габаритные размеры, мм ЯМЗ-238В, мощностью 240 л. с. ЯМЗ-238Н, мощностью 300 л. с. ЯМЗ-238Б-3, мощностью 300 л. с. Число опорных катков Удельное давление на грунт, МПа Скорость хода, км/ч по пересечённой местности Боевые машины мотострелковых подразделенийВ отличие от послевоенных доктрин, рассматривавших мотопехоту как однородную массу, современная теория разделяет её на несколько типов в соответствии с уровнем подготовки и кругом боевых задач. В соответствии со спецификой решаемых задач формулируются и требования к боевым машинам моторизованной пехоты. Специальная Боевые задачи Наступательные операции против сплошной обороны противника, организация обороны на необорудованных рубежах Наступательные операции против очаговой обороны противника, организация обороны на слабооборудованных рубежах Организация обороны на оборудованных рубежах Ведение наступательных и оборонительных действий в зонах со сложным рельефом или особыми климатическими условиями Задачи боевых машин Транспортировка личного состава в зоне боёв, огневая поддержка в ходе проведения наступательного и оборонительного боя Транспортировка личного состава на территориях, приближенных к зоне боёв, огневая поддержка в ходе оборонительного боя на позициях или на марше Транспортировка личного состава к территориям, приближенным к зоне боёв, огневая поддержка на марше Транспортировка личного состава на территориях, приближенных к зоне боёв, огневая поддержка в ходе оборонительного боя на позициях или на марше Уровень требований к боевым машинам Огневая мощь Бронирование Проходимость Для вооружения моторизованных подразделений ударной пехоты, как правило, используются машины на гусеничном ходу, с артиллерийским вооружением и серьёзным бронированием (существуют даже сверхтяжёлые БМП, созданные на базе основных танков). В силу дороговизны таких БМП основную массу моторизованных подразделений вооружают бронетранспортёрами на колёсном ходу. Колёсные бронетранспортёры имеют сопоставимые боевые возможности для ведения обороны при более низкой стоимости производства и эксплуатации, поэтому обычная пехота, как правило, вооружается БТРами. В свою очередь, лёгкая моторизованная пехота предназначена скорее для охраны тыловых районов и неответственных участков фронта, поэтому для транспортировки таких подразделений, как правило, используется автотранспорт (ведущие армии мира используют специальный колёсный транспорт с противопульным бронированием, а большинство стран – обычный автотранспорт с полным приводом). Специальные подразделения пехоты предназначены для ведения боевых действий в горах, лесистой и болотистой местности, условиях Крайнего Севера. В подобных условиях большее значение имеет не бронирование (наступательный бой чаще всего ведётся в пешем строю, а в случае ведения оборонительного боя технику можно укрыть в окопе), а следующие факторы:
Транспортеры семейства МТ-ЛБ, обладающие высокой проходимостью и достаточной грузоподъёмностью для установки крупнокалиберного стрелкового или мелкокалиберного артиллерийского вооружения, несмотря на слабое бронирование, оказались эффективными для использования в моторизованных подразделениях, действующих в лесах, горах или болотистой местности. В Советском Союзе были разработаны следующие модификации транспортёров семейства МТ-ЛБ, использующиеся в качестве боевой машины моторизованной пехоты:
После распада СССР производители в России («Муромтепловоз», «Курганмашзавод») и Украине (Харьковский тракторный завод) создали собственные модификации бронетранспортёров для моторизованных пехотных подразделений. Российские модификацииВ Российской Федерации на основании предложений 21-го Научно-исследовательского института автомобильной техники специалистами ОАО «Муромтепловоз» были разработаны две параллельные линейки модификаций транспортёров 6МА и 6МБ, основное отличие которых состоит в использующихся боевых модулях (от БТР-80 и БТР-80А соответственно). МТ-ЛБМ (изделие 6МА) – вариант МТ-ЛБМ с башенной установкой, аналогичной боевому модулю бронетранспортёра БТР-80 (14,5-мм пулемёт КПВТ и 7,62-мм пулемёт ПКТ). Масса – 11,49 т; длина – 6450 мм; ширина – 2845 мм; высота – 2200 мм. Грузоподъёмность – 1 т (машина способна буксировать прицеп массой до 6,5 т); количество посадочных мест – 10 (включая водителя); среднее удельное давление на грунт – 0,046 МПа; двигатель – ЯМЗ-238ВМ (мощность – 240 л. с.); запас хода – 500 км. МТ-ЛБМ существует в нескольких версиях, отличающихся установленным на них вооружением:
Украинские модификацииРаботы по модернизации МТ-ЛБ на Харьковском тракторном заводе имени Серго Орджоникидзе привели к появлению следующих машин:
Отзывы военныхНесмотря на столь внушительную номенклатуру изделий, отношение к ним в Вооружённых силах РФ далеко неоднозначное. По словам бывшего заместителя командующего Северокавказским военным округом по вооружению генерал-лейтенанта Владимира Недорезова, вооружение МТ-ЛБ 30-мм пушками и усиление бронирования по боевым возможностям приблизило их к БМП, но существенно снизило манёвренность, за которую эти машины и ценили в войсках. Показательным является и мнение офицеров об опытной эксплуатации МТ-ЛБМ 6МА (военный номер – 15-67) и МТ-ЛБМ 6МБ (военный номер – 15-68), проходивших испытания в составе отдельного ремонтно-восстановительного батальона 42-й гвардейской мотострелковой дивизии в 2000–2001 годах. По результатам испытаний были указаны следующие недостатки этих машин:
Нельзя не признать частичную правоту генерал-лейтенанта Недорезова – создание полноценной БМП на базе МТ-ЛБ представляется нецелесообразным. С другой стороны, вооружение МТ-ЛБ автоматическими пушками калибра 23–30 мм является следствием успешного использования в ходе Афганской войны и локальных конфликтов на постсоветском пространстве транспортёров с зенитными установками ЗУ-23. Более перспективным представляется использование для вооружения МТ-ЛБ безэкипажных боевых модулей, что позволяет рационально использовать внутреннее пространство транспортёров. Общие данные о количестве произведённых транспортёров МТ-ЛБ противоречивы и колеблются в диапазоне от 7500 до более чем 10 000 единиц (не считая других машин, созданных на базе МТ-ЛБ). Противоречивы и данные о количестве исправных транспортёров в составе вооружённых сил различных государств. С некоторой степенью условности можно говорить о пяти-семи тысячах единиц, состоящих на вооружении армий тридцати-тридцати пяти стран. Основными эксплуатантами МТ-ЛБ сегодня являются Российская Федерация и Украина (около 5000 и около 2000 единиц МТ-ЛБ соответственно). По своей боевой эффективности транспортёры семейства МТ-ЛБ, безусловно, уступают боевым машинам пехоты, но вполне сопоставимы с современными колёсными бронетранспортёрами. Основным достоинством транспортёров семейства МТ-ЛБ является их надёжность и безотказность. В качестве основного недостатка этих машин обычно упоминают недостаточное бронирование, однако следует учитывать, что МТ-ЛБ не предназначалась создателями для использования в первой линии боевых порядков. Поэтому вряд ли будет преувеличением сказать, что на сегодняшний день мало бронированных транспортёров могут сравниться с МТ-ЛБ по соотношению стоимости и эффективности. БРДМ-2 – бронированная машина разведки на службе армии России
Те условия, в которых приходилось действовать разведчикам, не позволяли использовать стандартный бронетранспортёр, который был для этого слишком тяжёлым. Было решено создать новую разведывательно-дозорную машину, которая могла бы свободно перемещаться по сложному рельефу, включая болотистую местность. Кроме того, новая машина должна была не только преодолевать водные преграды, но и уверенно плавать даже при волне до 0,5 метров. История создания БРДМ-2В 1957 году началось серийное производство бронированной разведывательно-дозорной машины первого поколения. Данный броневик отличался маневренностью и подвижностью. Однако вскоре у него обнаружились серьёзные недостатки:
В 1962 году под руководством конструктора Дедкова начались разработки БРДМ-2, устройство которой позволяло устранить все недостатки боевой машины предыдущего поколения. В этом же году новая машина была принята на вооружение, а в 1966 году она была представлена общественности на московском параде. БРДМ-2 оказалась настолько удачной моделью, что производилась с 1965 по 1989 годы. За это время произошло множество модернизаций БРДМ-2, хотя основные параметры боевой машины остались практически без изменений. БРДМ-2, обладая теми же достоинствами, что и её предшественница, получила множество усовершенствований, установка которых стала возможной благодаря более мощному двигателю:
Общее описание БРДМ-2При создании БРДМ-2 была использована заднемоторная компоновочная схема:
Такая компоновка не только увеличила обзорность экипажа, но и прибавила боевой машине водоходные качества, так как появился стабильный дифферент на корму.
Корпус новой разведывательно-дозорной машины был полностью закрыт катаными броневыми листами, которые соединялись друг с другом посредством сварки. Наиболее толстой бронёй была защищена лобовая часть машины, её толщина достигала 10 мм. Лобовая часть конической башни, которая тоже имела сварную конструкцию, была толщиной 6 мм. Такая толщина брони корпуса могла защитить экипаж БРДМ-2 от пуль, осколков снарядов и малокалиберных мин. Естественно, что прямого попадания снаряда эта машина не выдерживала, так как её задача заключалась в совершенно ином. Вооружение и оборудование БРДМ-2Главным оружием, имевшимся в распоряжении экипажа БРДМ-2,была пулемётная установка башенного типа кругового вращения – БПУ-1, которая имела два пулемёта:
Данное вооружение было спаренным, и крепилось в общей жёсткой люльке, в которой имелись коробкодержатели, гильзозвеньеотводы и гильзосборники. Люлька оборудовалась амортизаторами. Все системы наведения вооружения на цель имели ручной привод, а для башенного стрелка был предусмотрен штатный прицел ПП-61А.
Для наблюдения за местностью, у командира имелся перископический прибор марки ТПКУ-2Б, который мог увеличивать изображение в пять раз. При ночных операциях данное устройство заменялось на ночной прибор ТКН-1С. Водитель в ночное время пользовался прибором ночного видения марки ТВН-2Б. Для того, чтобы исключить возможность ослепления при ярких вспышках, все приборы ночного видения были оборудованы специальными шторками, представляющими собой экранирующие устройства. Большие люки, которые находились над местами водителя-механики и командира, позволяли им экстренно покинуть боевую машину в случае необходимости, а амбразуры, которые были расположены в бортах машины, позволяли вести огонь из личного стрелкового оружия. Данные амбразуры имели возможность герметичного закрытия бронезаслонками. Параметры двигателя и ходовой части БРДМ-2ТТХ нового двигателя намного превосходили параметры двигателя модели первого поколения. Новая машина получила более высокую динамику и скоростные параметры. Бензиновый двигатель БРДМ-2 мог разогнать машину до 80 км/ч при движении по шоссе. При этом расход топлива составляет от 30 до 40 литров на 100 км. Общий запас хода у данной машины составлял около 750 км. Новым двигателем, который позволил добиться таких выдающихся на то время показателей, стал 8-цилиндровый V-образный двигатель ГАЗ-41, который устанавливался на ГАЗ-66 («Шишига»). Данный двигатель развивал мощность 140 л.с. при 3200 об/мин. При его установке было принято решение поместить его в кормовую часть БРДМ-2, что позволило значительно улучшить компоновку внутри боевой машины.
Управление передними колёсами было автомобильного типа, с помощью руля, оборудованного гидроусилителем. Подобно ГАЗ-66, с которого был взят двигатель, БРДМ-2 имел систему автоматического регулирования давления воздуха в шинах, что позволяло более эффективно передвигаться по разным типам грунта. Например, для поездок по болотистой местности, давление рекомендовалось понижать. Тормоза у боевой машины барабанного типа, оснащённые пневмоусилителями и гидроприводом. Двигатель водомёта, который позволял машине плыть, при необходимости мог работать совместно с основным приводом, что обеспечивало машине феноменальную проходимость. Сам водомётный двигатель работал по следующему принципу:
В качестве дополнительного оборудования, которое могло помочь вытащить свою или чужую машину из грязи, устанавливалась лебёдка, которая находилась спереди. Система радиосвязи и дополнительное оборудование БРДМ-2В качестве радиооборудования на боевую разведывательно-дозорную машину устанавливались следующие системы радиооборудования и навигации:
Для обеспечения безопасности экипажа, БРДМ-2 комплектовалась следующими защитными системами:
Участие БРДМ-2 в современных боевых конфликтахБРДМ -2 показала себя как высокоэффективная и маневренная бронированная машина. По сравнению с БРДМ первого поколения, новая машина получила более мощный двигатель, который дал возможность повысить не только боевую эффективность, но и увеличить проходимость. Естественно, что машина с такими выдающимися характеристиками участвовала в различных боевых конфликтах, успев зарекомендовать себя с лучшей стороны. В основном БРДМ-2 находились на вооружении штабных и разведывательных подразделений армии СССР. Кроме того, они широко использовались в следующих видах войск:
Первое участие в военных конфликтах БРДМ-2 произошло в период арабо-израильского конфликта 1973 года. После этого они использовались во Вьетнаме, а также в различных военных столкновениях в Африке и ирано-иракской войне. Во время Афганской войны, БРДМ-2 чаще всего не участвовали в прямых стычках, а использовались для охранной и патрульных служб. Различные модификации БРДМ-2В процессе многолетней эксплуатации, БРДМ-2 подвергались различным модернизациям. Например, была установлена модернизированная пулемётная башня, которая имела увеличенный угол наклона оружия, и современную прицельную систему. Вскоре появилась новая дизельная модификация, получившая название БРДМ-2Д. Эта модификация была оснащена более мощным и экономичным дизельным двигателем ЯМЗ-534, с которым максимальная скорость боевой машины возросла до 100 км/ч. Данная модель получила в качестве дополнительного оружия дымовые гранатомёты.
В настоящее время на вооружении большинства армий СНГ состоят модифицированные дизельные БРДМ-2Д, которые выполняют охранные и разведывательные функции, а также служат для борьбы с различными малыми диверсионными группами. БРДМ «Водник»В 2005 году на смену БРДМ-2 пришла новая разработка завода «ГАЗ» — БРДМ «Водник». Данные военные автомобили превосходят БРДМ-2 по множеству параметров. Например, запас хода у них увеличен до 1 000 км, а максимальная скорость равна 140 км. Внутри «Водника» могут разместиться до 10 человек десанта. Боевые автомобили БРДМ-2 долгие годы оставались лучшими транспортными средствами в своём классе, но в настоящее время они уже устарели. Существуют фирмы, которые занимаются переоснащением списанных военных БРДМ-2 для состоятельных охотников и рыболовов. На таких автомобилях, которые могут стоить в районе 50-100 000 долларов, можно с комфортом добраться в самые глухие уголки страны. Источник Источник http://ubivets77.fandom.com/ru/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%84%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%BE%D0%B2._%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B0. |