Ходовая часть автомобилей и тракторов

Ходовая часть автомобилей и тракторов

Ознакомление с устройством элементов ходовой части автомобилей и тракторов. Остов. Задний мост. Передний мост. Передняя подвеска. Задняя подвеска и телескопический амортизатор. Колёса. Ходовая часть гусеничного трактора. Ведущее колесо и гусеничная цепь.

РубрикаТранспорт
Видпрактическая работа
Языкрусский
Дата добавления24.06.2008
Размер файла16,9 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Ходовая часть автомобилей и тракторов

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Практическая работа 14

1. Тема: Ознакомление с устройством элементов ходовой части автомобилей и тракторов.

2. Цель работы: Ознакомление с устройством элементов ходовой части, расположением и креплением её элементов на и гусеничном тракторе.

3. Порядок выполнения работы

Остов — основание, к которому крепят все агрегаты и механизмы автомобиля (трактора). У грузовых автомобилей и большинства гусеничных тракторов роль остова выполняет рама. Рама у грузовых автомобилей должна обладать высокой жесткостью и прочностью, чтобы обеспечить длительную и надежную работу автомобиля. У большинства грузовых автомобилей применяются лонжеронные рамы, которые состоят из двух продольных балок, называемых лонжеронами, соединенных поперечными балками, называемыми траверсами. Лонжероны и траверсы имеют швеллерное сечение и соединяются заклепками или сваркой. Высота лонжеронов в средней частиц, как более нагруженной, увеличена. К лонжеронам приварены или прикреплены крон; штейны рессор, подножек, запасного колеса и других узлов автомобиля. В передней части рамы расположены бампер, предохраняющий раму и кузов от повреждений, и крюки доя буксировки автомобиля, а в задней — буксирный прибор для буксировки прицепов.

Остовы колесных тракторов подразделяются на рамные, полу-рамные и безрамные.

Рамный остов представляет собой клепаную или сварную раму из балок различного профиля. Рамный остов обладает высокой жесткостью, прочностью и большой массой. Из-за большой массы рамный остов применяют только на колесных тракторах повышенной мощности (К-701, Т-150К и др.). Полурамный остов представляет собой сочетание полурамы и картеров агрегатов трансмиссии, соединенных между собой болтами или сваркой. Полурамный остов обладает достаточной жесткостью, обеспечивает установку и снятие двигателя без разборки остова. Его применяют на тракторах МТЗ-80, МТЗ-82 и др. Безрамный остов образуют блок-картер двигателя и литые корпуса механизмов трансмиссий, жестко соединенные с помощью болтов или сварки. Безрамный остов обладает достаточной Жесткостью и малой массой. Но ввиду затрудненного доступа к механизмам его не пр. Наменяют на современных колесных тракторах.

3.2. Задний мост

Задний мост обычно ведущий. Он служит для восприятия части массы автомобиля (трактора), приходящейся на ведущие колеса, и для передачи от колес на раму толкающих усилий.

Задний мост представляет собой пустотелую балку — неразрезную или разрезную, являющуюся кожухом, в котором размещены главная передача, дифференциал и полуоси. У современных грузовых автомобилей (ЗИЛ-130, ГАЗ-53 и др.) балки задних мостов выполняют неразрезными. Балка в средней части расширена и имеет с передней и задней сторон отверстия. Переднее отверстие закрывается картером главной передачи, заднее — крышкой.

На балке имеются площадки для крепления Рессор и фланцы, к которым крепят опорные тормозные диски.

На концах полуосевых рукавов балки устанавливают подшипники ступиц ведущих колес.

Задний мост трактора представляет собой коробчатую чугунную отливку, в которой размещены коническая и бортовая передачи, дифференциал и полуоси.

3.3. Передний мост

Передние мосты в зависимости от назначения изготовляют управляемыми или комбинированными.

Передний управляемый мост служит для поворота автомобиля (трактора) и восприятия части массы машины, приходящейся на передние управляемые колеса. Передние управляемые мослы выполняют как неразрезными (целыми), так и разрезными. Грузовые автомобили и тракторы имеют неразрезной управляемый мост.

Передний управляемый мост автомобиля ЗИЛ-130 состоит из балки двутаврового сечения, двух поворотных цапф (кулаков) вильчатого типа, шарнирно установленных на шкворнях, и двух ступиц. Шкворень неподвижно закреплен в балке коническим штифтом с гайкой. В проушины цапф П запрессованы бронзовые втулки, на которых цапфы поворачиваются вокруг шкворней, Для облегчения поворота между балкой и нижней проушиной цапф на шкворне установлены опорные шайбы. Осевой зазор между верхней проушиной цапфы и концом балки регулируют прокладками. На цапфе на двух конических подшипниках установлена ступица» к которой крепят переднее колесо. Подшипники регулируют гайкой, которая стопорится замочным кольцом шайбой и контргайкой, и закрывают ой. Втулки и подшипники смазываются через масленки, ввернутые в цапфы.

Передний комбинированный мост обеспечивает одновременно поворот автомобиля (трактора) и передачу тягового усилия на колеса. Такой мост повышает проходимость автомобиля или трактора. Комбинированный мост по конструкции отличается от заднего ведущего моста наличием поворотных цапф и полуосей с карданными шарнирами равных угловых скоростей.

3.4. Подвеска

Подвеска служит для упругого соединения остова с мостами, обеспечения плавного хода автомобиля (трактора) и гашения колебаний остова. Подвеска состоит из упругого элемента, направляющего устройства и устройства, гасящего колебания (амортизатора).

Упругий элемент предназначен для смягчения и поглощения ударов, получаемых колесами при движении по неровной дороге. В качестве упругого элемента применяют листовые рессоры (рессорная подвеска), винтовые пружины (пружинная подвеска) и упругий вал (торсионная подвеска).

Направляющее устройство предназначено для передачи усилия от колес на раму и от рамы на колеса.

Гасящее устройство, называемое амортизатором, предназначено для быстрого гашения колебаний остова при деформациях рессор.

Подвески разделяют на два основных типа: зависимые и независимые. При зависимой подвеске оба колеса моста смонтированы на одной оси, соединенной рессорами с рамой. В этом случае перемещение одного колеса, вызванное неровностями дороги, вызывает перемещение другого. При независимой подвеске каждое колесо моста подвешено к раме самостоятельно с помощью рычагов и пружины.

На грузовых автомобилях и на тракторах-тягачах наибольшее применение получили зависимые подвески с листовыми рессорами. Листовые рессоры на большинстве грузовых автомобилей Расположены вдоль рамы машины и имеют полуэллиптическую форму. Такие листовые рессоры называют продольными полуэллилтаческими.

В качестве примера рассмотрим конструкцию зависимой подвески переднего и заднего мостов автомобиля ЗИЛ-130.

3.4.1. Передняя подвеска

Состоит из двух продольных полуэллиптических рессор и двух телескопических амортизаторов. Полуэллиптическая рессора представляет собой упругую балку, состоящую из набора тонких листов различной длины, но одинаковой толщины. Самый длинный лист называют коренным. На переднем конце коренного листа рессоры имеется отъемное ушко, которое прикреплено к нему через подкладку стремянкой с гайкой и болтами. В ушко запрессована втулка, через которую проходит рессорный палеи, шарнирно соединяющий передний конец рессоры с кронштейном рамы.

Смазка пальца и втулки осуществляется через масленку. Задний конец коренного листа рессоры опирается на сухарь, который установлен на оси в кронштейне рамы. На ось установлен вкладыш, который предохраняет стенки кронштейна от износа. Вкладыш закреплен в кронштейне болтом. Рессору средней частью крепят к переднему мосту двумя стремянками с гайками.

На передней подвеске установлены два резиновых буфера и для ограничения прогиба рессоры и смягчения ударов рессоры о раму. Телескопический амортизатор своими проушинами с резиновыми втулками шарнирно соединен с рамой и балкой переднего моста с помощью пальцев.

3.4.2. Задняя подвеска и телескопический амортизатор

Телескопический амортизатор состоит из резервуара, рабочего цилиндра, поршня со штоком, проушин, приваренных к штоку и резервуару, клапана отдачи, клапана сжатия и сальникового уплотнения.

Цилиндр и часть резервуара заполнены амортизационной жидкостью. Цилиндр сверху закрыт направляющей штока и закреплен в резервуаре гайкой, а снизу — корпусом клапана сжатия. В поршню просверлены два ряда отверстий: внутреннего и наружного рядов. Отверстия снизу перекрываются диском клапана отдачи. Отверстия закрыты сверху тарелкой перепускного клапана. Клапана отдачи состоит из двух плоских дисков» прижимаемых к поршню проушиной, удерживаемой гайкой, Клапан сжатия состоит из корпуса, тарельчатого впускного клапана с пружинной звездочкой и собственно клапана сжатия, поджатого к седлу пружиной. На клапане сжатия с двух сторон вырезаны две прямоугольные щели. В корпусе имеются отверстия впускного клапана и отверстия клапана сжатия.

Для герметичности полостей амортизатора установлены два Резиновых сальника: первый сальник уплотняет шток в верхней части, а второй сальник — кольцевое пространство между резервуаром и цилиндром.

Принцип действия амортизатора основан на сопротивлении жидкости, перетекающей и помощью поршня из одной полости в другую через небольшие отверстия. При сжатии рессоры (движение автомобиля по дороге с препятствиями) поршень со штоком перемещается вниз, перепускной клапан открывается и жидкость из полости через отверстие перетекает в полость над поршнем.

При этом часть жидкости, равная объему вводимой в цилиндр части штока, вытесняется из полости в кольцевую полость через отверстие, преодолевая сопротивление клапана сжатия (впускной клапан закрыт вследствие давления жидкости). Усилие пружины клапана сжатия создает необходимое сопротивление амортизатора в период хода сжатия, чем и гасятся колебания рессоры.

При растяжении (отдаче) рессоры поршень со оттоком перемещается вверх, перепускной клапан закрывается и жидкость из полости через отверстие поступает к клапану отдачи открывая его и перетекая в полость. Одновременно из полости часть жидкости, равная объему части штока 5д выводимой из цилиндра, перетекает в полость через отверстие и открытый впускной клапан. Усилие пружины клапана отдачи создает необходимое сопротивление амортизатора в период хода растяжения, чем и гасятся колебания рессоры.

Задняя подвеска состоит из двух основных и двух дополнительных полуэллиптических рессор. Крепление передних и задних концов основной рессоры кронштейнам и рамы осуществляется так же, как и крепление концов рессоры к кронштейнам рамы передней подвески. Основная и дополнительная рессоры крепятся к заднему мосту двумя стремянками с накладками.

Дополнительная рессора включается в работу только лишь при движении автомобиля с нагрузкой. При увеличении нагрузки (массы) автомобиля рама опускается и кронштейны упираются в концы дополнительной рессоры, после этого обе рессоры работают совместно.

В колесных тракторах (МТЗ-80 и др.) применяют зависимые подвески с упругим элементом в виде винтовых пружин, которые, размещаются в поворотных кулаках передней балки.

3.5. Колёса

Автомобильные и тракторные колеса выполняют как дисковыми, так и бездисковыми. На большинстве грузовых автомобилей и на тракторах устанавливают дисковые колеса. Дисковое колесо состоит из диска обода и пневматической шины.

Диск изготовляется с вырезами для уменьшения массы, удобства монтажа и облегчения доступа к вентилю камеры. Диски укрепляют на ступицах, устанавливаемых по направляющим колес на поворотных кулаках и у ведущих колес на кожухах полуосей.

Обод, соединенный с диском заклепками или сваркой, предназначен для установки на нем шины. Обода бывают глубокие и плоские. Глубокий обод неразборный, применяется на колесных тракторах и автомобилях малой грузоподъемности.

Плоский обод изготовляют обычно разборным со съемным бортовым кольцом, которое удерживается на ободе разрезным замочным кольцом. В ободе имеется отверстие для прохода вентиля. Для плотного прилегания шины & ободу кольцо и обод имеют конусные полки.

Пневматическая шина служит для смягчения толчков и ударов при движении машины по неровной дороге, а также для лучшего сцепления колес с поверхностью дороги. Шины по конструкции разделяются на камерные, бескамерные и арочные, а по величине внутреннего давления воздуха — на высокого давления(490 — 690 кПа), низкого давления (145

190 кПа) и сверхнизкого давления (50 — 175 кПа).

Камерная шина состоит из покрышки, резиновой камеры и ободной ленты.

Покрышка служит для зашиты камеры от повреждений и сцепления колеса с дорогой. Она состоит из каркаса протектора, брокера (подушечного слоя), боковины и борта с сердечником. Каркас изготовляют из нескольких слоев прорезиненной ткани (корда), между которыми размещены тонкие пластины резины.

Протектор изготовляют из толстой высокопрочной резины. На внешней поверхности протектора имеется рисунок для улучшения сцепления шины с дорогой.

Брокер, состоящий из нескольких слоев редкого корда и расположенный между каркасом и протектором, служит для смягчения ударов.

Боковина — поверхностный слой резины, предохраняющий каркас от попадания влаги и механических повреждений.

Борт предназначен для крепления покрышки на ободе. Внутри борта расположены кольца стальной проволоки, обернутые лентой из прорезиненной ткани.

Камера представляет собой замкнутое резиновое кольцо с вентилем, расположенное внутри покрышки и заполненное сжатым воздухом.

Вентиль предназначен для заполнения камеры воздухом и сохранения его в камере. Он может быть металлическим и резинометаллическим. Металлический вентиль для камер грузовых автомобилей состоит из трубчатого корпуса, плотно прикрепленного к камере, золотника и колпачка, защищающего вентиль от загрязнения. Золотник состоит из стержня, ниппеля, втулки с коническим резиновым уплотнителем, пружины, направляющего колпачка и клапана. Ниппель и втулка свободно надеты на стержень, который с обоих концов расклепан. Корпус в верхней части имеет резьбу для ниппеля и коническую фаску для втулки. При завинчивании ниппеля втулка плотно прилегает к фаске корпуса, а клапан прижимается к торцу втулки пружиной, препятствуя выходу воздуха из камеры. Для выпуска воздуха из камеры отвертывают колпачок и его выступом нажимают на стержень, заставляя клапан открыться.

Вентиль тракторной камеры приспособлен для заправки камеры балластной жидкостью.

Ободная лента — резиновая кольцевая прокладка, расположенная между камерой и предназначенная для предохранения камеры от повреждении.

Бескамерная шина состоит только из покрышки- Покрышка бескамерной шины в отличие от камерной имеет герметизирующий резиновый слой толщиной 2—3 мм на внутренней поверхности и уплотнительный бортовой слой. У бескамерных шин обод колеса должен быть герметичным и иметь наклонные полки. Вентиль у этак шин устанавливают в ободе колеса с помощью двух резиновых уплотнительных прокладок. Бескамерные шины по сравнению с камерными имеют меньшую массу, лучше охлаждаются ободом колеса (что повышает их долговечность) и представляют меньшую опасность в движении при проколе. Такие шины устанавливают на автомобилях и тракторах, работающих в тяжелых дорожных условиях.

Арочные шины бескамерного типа устанавливают на задних колесах автомобиля на специальном ободе. Они имеют широкий профиль и низкое давление воздуха, что обеспечивает хорошую проходимость автомобиля при движении по плохим дорогам.

Автомобильные и тракторные шины направляющих колес относятся к шинам низкого давления, а тракторные шины ведущих колес — к шинам сверхнизкого давления.

Размеры шин низкого давления обозначают двумя цифрами. Первая означает ширину В профиля в дюймах, а вторая после тире — диаметр обода колеса в дюймах (например, 9,00—20). Шины высокого давления обозначают тоже двумя цифрами: первая — внешний диаметр покрышки в дюймах, а вторая после знака умножения — ширина ее профиля в дюймах. Размер шины указывают на боковине

3.6. Ходовая часть гусеничного трактора

Гусеничный движитель предназначен для приведения трактора в движение и для восприятия массы трактора на себя и включает в себя:

— рама — является основной базовой деталью трактора. На большинстве гусеничных тракторов применяется два типа рам:

1. Лонжеронные (Т-150)

2. Коробчатая, сварная — в сечении в вводе прямоугольника (Т-100М, Т-130)

—направляющие колеса с натяжным механизмом;

— опорные и поддерживающие катки;

3.6.1. Ведущее колесо и гусеничная цепь

Ведущее колесо, предназначенное для перематывания гусеничной ленты, состоит из ступицы и зубчатого венца.

Гусеничная цепь служит для преобразования вращательного движения ведущих колес в поступательное движение трактора. Представляет собой замкнутую металлическую цепь, состоящую из звеньев — траков, шарнирно соединенных между собой с помощью пальцев. Гусеничная цепь охватывает ведущее и направляющее колеса, опорные катки и поддерживающие ролики. Внешняя поверхность гусеничной цепи имеет почвозацепы, которые создают необходимое сцепление цепи с1рунтом. Внутренняя поверхность цепи образует металлический рельсовый путь,

Гусеничные цепи выполняют как с составными, так и с цельными звеньями. Составное звено гусеницы состоит из двух штампованных рельсов и башмака, соединенных болтами. Рельсы имеют два обработанных отверстия для запрессовки втулки и пальца, с помощью которых соединяются между собой звенья гусеницы, на нижней части башмака имеется шпора. Гусеницы с составными звеньями применяют на тракторах Т-100, ДЭТ-250 и др.

Цельное звено гусеницы представляет собой фасонную отливку, имеющую семь проушин для соединения соседних звеньев пальцами. Средняя проушина расширена и имеет утолщение — цевку— для зацепления с зубьями ведущего колеса. Звено имеет гладкие внутренние поверхности, ограниченные гребнями. Внутренняя поверхность служит беговой дорожкой для опорных катков, а гребни удерживают катки от боковых сдвигов. На наружной стороне звена имеется шпора. Гусеницы с цельными звеньями применяют на тракторах Т-180, ДТ-75 и др. Гусеница с цельными звеньями по сравнению с составными более проста по конструкции и технологии изготовления, имеет меньшую массу, но менее долговечна.

3.6.2. Направляющее колесо и натяжное устройство

Направляющее колесо и натяжное устройство предназначены для направления движения гусеничной цепи, ее натяжения и амортизации гусеничного движителя. Натяжные устройства на тракторах применяют как кривошипного, так и ползункового типа. Натяжное устройство с кривошипом обеспечивает перемещение направляющего колеса по дуге круга. Такое устройство применяют на тракторах с эластичной подвеской (Т-180, ДГ-75 и др.). Натяжное устройство с ползунами, обеспечивающее поступательное перемещение направляющего колеса, применяют на тракторах с полужесткой подвеской.

В качестве примера рассмотрим конструкцию и принцип действия направляющего колеса и натяжного устройства трактора ДГ-75. Направляющее колесо состоит из двух ободьев, соединенных болтами со ступицей колеса. Каждый обод соединен дополнительно со ступицей двумястами. Ступица установлена на двух конических роликовых подшипниках на нижней оси кривошипа. Верхняя ось кривошипа установлена в скользящих подшипниках-втулках, запрессованных в передний брус рамы трактора. Ось кривошипа фиксируется гайкой. Ступица с внешней стороны закрыта крышкой с отверстием. Внутренняя полость ступицы уплотнена торцовым сальником, состоящим из корпуса с наружным уплотаительным щитком, двух притертых колец — неподвижного и вращающегося — и внутреннего щитка. Кольцо запрессовано в корпусе и удерживается от вращения резиновым кольцом. Кольца прижаты друг к другу пружиной помещенной в резиновом чехле.

Подшипники регулируют гайкой.

Масло дня смазки подшипников колеса заливают через отверстие в ступице, закрываемое пробкой. Уровень масла в полости ступицы определяется через отверстие в крышке, закрываемое пробкой.

Натяжное устройство состоит из вилки, натяжного винта с гайкой, внутренней и наружной пружин амортизатора, подвижного упора, регулировочной гайки и шаровой опоры. присоединена шарнирно ушку, которое закреплено в кривошипе. В вилке установлен натяжной винт с головкой на переднем конце. На винт надеты пружины, которые передними концами упираются в пояски вилки, а задними — в упор затягиваются на винте гайкой.

На конец винта натянута регулировочная гайка, хвостовик которой установлен в шаровой опоре, входящей в сферическую выемку кронштейна рамы трактора.

Регулировочная гайка закреплена контргайкой. Натяжение гусеничной цепи регулируют вращением гайки.

При свертывании гайки ее хвостовик, упираясь в шаровую опору, перемещает винт, который через вилку поворачивает кривошип и перемещает направляющее колесо вперед увеличивая, жение гусеницы.

Натяжное устройство с помощью пружин и обеспечивает амортизацию натяжного смягчая удары при наезде трактора на препятствия.

3.6.3. Опорные катки и поддерживающие ролики

Опорные катки служат для передачи массы трактора через гусеницы на грунт и для перекатывания остова трактора по гусеничной цепи.

Опорные катки на тракторах применяют как литые, так и штампованные, с ребордами и без них. Оси катков выполняют неподвижными и вращающимися вместе с катком.

Опорный каток тракторов ДТ-75 и других состоит из двух роликов, закрепленных с помощью шпонок и гаек на оси. Ось вращается в двух конических роликовых подшипниках, внешние обоймы которых установлены в отверстиях балансира. Подшипники плотнены торцовыми сальниками, Каждый сальник состоит из двух притертых колец: неподвижного вращающегося. Кольцо запрессовано в корпусе и удерживается от вращения резиновым кольцом. Кольца прижаты друг к другу пружиной, которая помещена в резиновом чехле. К роликам катка приварены штампованные колпаки, которые вместе с корпусом образуют лабиринт.

Зазор в подшипнике между корпусом и балансиром регулируют прокладками. Подшипники смазываются жидким маслом, которое поступает к ним через каналы.

Горизонтальный канал в оси закрыт пробкой.

Поддерживающие ролики служат для уменьшения провисания гусеничной цепи и ее бокового раскачивания при движении трактора. Поддерживающий ролик трактора ДТ-75 и других состоит из кронштейна, в который запрессована ось, и ступица ролика. Кронштейн присоединен к фланцу рамы трактора болтами. Ступица ролика вращается на оси на двух подшипниках. Роликовый подшипник фиксируется на оси стопорным кольцом, а шариковый подшипник — гайкой. Подшипник имеет торцовое и лабиринтное уплотнения, конструкция которых одинакова с уплотнениями опорных катков. Подшипник закрыт крышкой, в которой имеется отверстие, закрываемое пробкой через отверстие в крышке масло заливают для смазки подшипников.

3.6.4. Подвеска

Подвеска служит для соединения остова с гусеничным движителем, передачи массы трактора на опорные катки и обеспечения плавного хода трактора. Подвески тракторов разделяются на два основных типа: полужесткие и эластичные.

В полужестких подвесках оси опорных катков и натяжного колеса с амортизирующим устройство устанавливают на раме гусеницы, которая задней частью закреплена шарнирно в точке на остове трактора, а спереди соединена с остовом с помощью рессоры или пружины. Ось качения рамы гусеницы относительно остова совпадает с осью ведущих колес или располагается спереди нее. Полужесткие подвески применяют на тракторах Т-100, Т-130 и др.

В эластичных подвесках оси опорных катков соединяются с остовом трактора с помощью рессор, пружин и рычагов. Эластичные подвески подразделяют на независимые и балансирные.

У независимой подвески каждый опорный каток имеет отдельную упругую связь с остовом, а у балансирной два или группа опорных катков соединены с остовом с помощью упругой связи. Наиболее распространены на тракторах эластичные балансирные подвески.

В балансирных подвесках оси опорных катков соединены системой, балансиров и упругим элементом (пружина) в так называемые каретки. Каждая каретка соединена с остовом трактора шарнирно на оси.

Такие подвески применяют на тракторах Т-180, ДТ-75 и др.

Эластичная подвеска по сравнению с полужесткой обеспечивает лучшую плавность хода при движении трактора на повышенных скоростях.

В ходе практической роботы я ознакомился с устройством элементов ходовой части, расположением и креплением их на автомобиле и гусеничном тракторе.

Подобные документы

Описание ходовой части автомобиля. Устройство рамы. Что представляет собой передняя ось. Описание задней оси. Передняя автомобильная подвеска, ее строение и работа. Особенности работы задних рессор грузового автомобиля ЗИЛ-131. Устройство колес и шин.

контрольная работа [1,0 M], добавлен 09.12.2009

Трансмиссия автомобиля ГАЗ-3102: назначение, устройство и работа. Сцепление, коробка передач (карданная, главная), дифференциал и полуоси. Расчет тягово-скоростных показателей трансмиссии. Кузов, задняя и передняя подвески, амортизаторы, мосты и колеса.

курсовая работа [5,7 M], добавлен 24.05.2009

Характеристика станции технического обслуживания автомобилей, основные показатели. Неисправности ходовой части, возможные причины их возникновения, способы проверки и устранение дефектов. Работа и конструктивные особенности подвесок, организация ремонта.

дипломная работа [354,4 K], добавлен 08.05.2011

Назначение и устройство ходовой части, работа амортизатора. Материалы и их свойства. Анализ технических требований и техническое обслуживание, выбор оборудования и приспособлений для ремонта. Безопасность труда при выполнении шиномонтажных работ.

дипломная работа [24,9 K], добавлен 25.10.2008

Ознакомление с устройством механизмов силовой передачи автомобилей и тракторов. На автомобили и тракторы, применяемые в строительстве, устанавливают, как правило, постоянно замкнутые дисковые сцепления. Сцепление. Коробка переключения передач.

практическая работа [16,0 K], добавлен 24.06.2008

История СТО при ООО «Росшина Инвест». Организационно-управленческая структура предприятия. Документооборот на предприятии, организация и учет хозяйственных операций и услуг. Техническое обслуживание автомобилей, диагностика и ремонт ходовой части.

отчет по практике [5,2 M], добавлен 20.01.2010

Неполадки элементов подвески, которые влияют на плавность хода, устойчивость автомобиля в период его движения. Причины, признаки и обнаружение, устранение неисправностей ходовой части автомобиля, операции по регулировкам и техническому обслуживанию.

курсовая работа [4,4 M], добавлен 14.10.2009

Устройство ходовой части грузовых автомобилей и колесных тракторов

Страницы работы

Ходовая часть автомобилей и тракторов

Ходовая часть автомобилей и тракторов

Содержание работы

Вопрос №18

Опишите устройство ходовой части грузовых автомобилей и колесных тракторов.

Назначение ходовой части — передавать на почву вес трактора (автомобиля) и сообщать ему поступательное движение. Ходовую часть составляют три основных элемента: остов, движитель и подвеска.

Остов — основание машины, связывающее все ее механизмы в одно целое. Он может быть рамным, полурамным и безрамным.

Рамный остов представляет собой клепаную или свар­ную раму из балок различного профиля, на которую устанавливают агрегаты трансмиссии и двигатель. Такой остов у гусеничных Трак­торов ДТ-75МВ, ДТ-75В, колесных тракторов-тягачей К-700, К-701, Т-160К и грузовых автомобилей.

Полурамный остов образуют корпуса трансмиссии трактора, соединенные с балками полурамы, на которую устанав­ливается двигатель. Полурамный остов используется на колесных универсальных тракторах (МТЗ-80, Т-40М, Т-16М и др.). Он удобен для навески машин, легче, чем рамный, однако доступ к отдельным сборочным единицам у него затруднен.

Безрамный остов состоит из соединенных в общую жест­кую систему литых корпусов и картеров сборочных единиц тран­смиссий и двигателя. Преимущество безрамного остова — высокая жесткость, компактность, небольшая масса; недостаток — труд-недоступность отдельных сборочных единиц, худшие условия для навешивания машин в сравнении с полурамным остовом.

У легковых автомобилей роль рамы выполняет кузов, называе­мый несущим. Для крепления двигателя и передней подвески слу­жит короткая рама, прикрепленная к полу кузова.

Движитель колесного трактора (автомобиля) составляют коле­са, приводящие трактор (автомобиль) в движение. По числу колес тракторы могут быть четырех- и трехколесными и со сближенными передними колесами.

Колеса трактора и автомобилей подразделяют на ведущие и управляемые. Первые сообщают трактору движение, а вторые придают ему соответствующее направление. Направляющие колеса могут быть одновременно ведущими. Общее число колес и их наз­начение выражается условной колесной формулой, первая цифра которой — это общее число колес данной машины, а вторая — чис­ло ведущих колес. Например, формула 3х2 означает, что трактор трехколесный с двумя ведущими колесами; формулы 4х2 и 4х4 по­казывают, что трактор или автомобиль четырехколесный, в первом случае с двумя ведущими колесами, а во втором — с четырьмя. Тракторы и автомобили, у которых число ведущих колес больше двух (у тракторов 4, а у автомобилей до 6), относят к машинам по­вышенной проходимости.

Ходовая часть тракторов различается по размерам передних и задних колес, которые могут быть одинаковыми или разными. У универсальных тракторов, работающих в междурядьях, перед­ние колеса меньше, а задние больше. Колесные тракторы-тягачи (К-701, Т-150К) и все автомобили имеют колеса одного размера.

Пневматическое колесо состоит из диска, обода, которые обра­зуют жесткую металлическую основу, и эластичной шины.

Обод соединен с диском заклепками или сваркой. На нем мон­тируют пневматическую шину. В отдельных случаях применяют бездисковые колеса (КамАЗ-5320). Различают глубокие и плоские ободья.

На универсальных колесных тракторах, грузовых и легко­вых автомобилях устанавливают глубокий симметричный обод. Глубокая выемка обода облегчает монтаж покрышки, которая имеет эластичный борт и удерживается на закраинах обода внутренним давлением воздуха.

На некоторых грузовых автомобилях применяют плоский раз­борный обод. При сборке колеса покрышка свободно надевается на обод и прижимается бортовым кольцом к закраине обода, после чего бортовое кольцо запирается разрезным замочным кольцом.

Диски колес укрепляются на ступицах, устанавливаемых у на­правляющих колес на цапфах и у ведущих колес на ведущих полу­осях. В том случае, когда ведущие колеса автомобиля сдвоенные, к ступице колеса прикрепляется два диска (ГАЗ-53А и др.).

Внутреннее давление воздуха в шинах автомобилей колеблется в пределах 0,17. 0,5 МПа.

У тракторов, передние и задние колеса которых разных разме­ров, давление воздуха в передних управляемых колесах (4х2) уста­навливают равным 0,2. 0,25 МПа, а в задних ведущих колесах — 0.08. 0,12 МПа.

По устройству различают камерные и бескамерные шины.

Камерная шина объединяет покрышку, камеру с вен­тилем и ободную ленту.

Покрышка состоит из каркаса, протектора, подушечного слоя (брокера), боковин и бортов.

Каркас — основа покрышки и сделан из нескольких (от 2 до 12) слоев корда. Корд — прорезиненная ткань (хлопчатобумажное, ка­проновое или вискозное волокно) — придает покрышке требуемую прочность и гибкость. Корд с искусственным волокном обладает лучшей прочностью.

Протектор способствует надежному сцеплению шины с доро­гой или почвой и защищает шину от повреждений. Он выполняется из толстого слоя прочной резины, имеющей на наружной поверхно­сти грунтозацепы, расположенные определенным образом — соответ­ственно назначению и условиям работы шины.

Через борта покрышки проходят кольца из стальной прово­локи, придающей бортам прочность и упругость.

Подушечный слой (брекер), помещаемый между каркасом и про­тектором имеет 2. . .4 слоя корда, покрытого резиной. Он служит для повышения сопротивления каркаса механическим поврежде­ниям и увеличивает связь между протектором и каркасом.

Боковина представляет собой поверхностный слой резины, за­щищающий боковые стенки покрышки от повреждений и проник­новения влаги.

Конструкция тракторов и автомобилей. Шасси. Ходовая часть и механизмы управления

Ходовая часть автомобилей и тракторов

Министерство образования и науки Российской Федерации

«НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО»

Конструкция тракторов и автомобилей. Шасси.

Ходовая часть и механизмы управления

УДК 631.372 (075.5)

кандидат технических наук, доцент

Рекомендовано к использованию решением кафедры «Механизация сельского хозяйства» (протокол ___ от ________ 2012г.)

Тракторы и автомобили. Конструкция тракторов и автомобилей. Шасси. Ходовая часть и механизмы управления: Руководство к лабораторным работам /Сост. ; НовГУ – Великий Новгород. 2012. – 21 с.

Руководства содержат краткие методические рекомендации к выполнению лабораторных работ по курсу «Тракторы и автомобили».

Для студентов очного и заочного отделений специальности 110800.62 – Агроинженерия классификация (степень) – «бакалавр».

УДК 631.372 (075.5)

© Новгородский государственный университет, 2012

Общие указания

Настоящая методическая разработка составлена на основании программ предмета «Тракторы и автомобили» для студентов сельскохозяйственных вузов. По дидактической единице «Шасси» предусматривается изучение девяти тем разделов «Трансмиссия, ходовая часть и механизмы управления». К занятию по теме необходимо готовиться по учебнику. В начале занятия преподаватель кратко знакомит студентов с принципом действия и особенностями конструкции изучаемого механизма и проводит инструктаж в такой последовательности:

1. Пользуясь методическими указаниями проработать соответствующие разделы учебника, уяснив назначение и принцип действия изучаемых механизмов. Ответить на контрольные вопросы.

2. Составить конспект и наметить вопросы, требующие дополнительной проработки на лабораторных занятиях.

3. Выполнить запланированный объём лабораторно-практических занятий по данному разделу курса. При изучении материала полезно сочетать работу со схемами, плакатами, действующими моделями, макетами и размерами механизмов, узлов.

4. Обратить особое внимание и на взаимодействие деталей и узлов, возможные неисправности и необходимые регулировки, влияние их на эксплуатационные показатели тракторов.

5. Сравнить конструкции изучаемого механизма различных марок тракторов и автомобилей, оценивая их относительные преимущества и недостатки, а также тенденции развития.

6. В соответствующих разделах тетради отчёта по выполнению лабораторных занятий привести схемы изучаемых механизмов с кратким описанием их работы, данные по их регулировкам и правилам технического обслуживания.

7. Проверка усвоения студентами изучаемого материала проходит путём устного опроса на итоговом занятии. Кроме того, в ходе занятий по каждой теме преподаватель проверяет знания студентов путём опроса по тетради-отчёту к лабораторной работе. Заполняя тетрадь-отчет, предъявляется студентом при сдаче экзамена.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ КОЛЕСНЫХ ТРАКТОРОВ И АВТОМОБИЛЕЙ

Цель работы

Изучить назначение, устройство и работу ходовой части тракторов МТЗ-80, МТЗ-82 и автомобиля ГАЗ-53А.

Материальное обеспечение

2. Трактор МТЗ-82 и автомобиль ГАЗ-53Л.

3. Макеты элементов ходовой части автомобиля.

4. Комплект плакатов, методические указания.

Последовательность изучения

1. Изучить назначение ходовой части и общее её устройство.

2. Выяснить разновидности остовов тракторов и автомобилей. Обратить внимание, что полурамный остов (универсальные тракторы) легче, чем рамный, удобнее для навески машин, по доступ к некоторым агрегатам трактора с таким остовом затруднен.

3. Изучить устройство колесного движителя: управляемых и ведущих колос, узлов переднего моста. Уяснить, что у тракторов с колесной формулой 4×4 управляемые колеса являются ведущими. Передние колеса большинства универсальных тракторов меньше по размеру, чем задние.
Автомобили, колесные тракторы общего назначения и некоторые универсальные тракторы имеют
колеса одного размера. Выяснить маркировку шин, пределы изменения давления в шинах в зависимости от нагрузки на колеса и от условий работы.

4. Ознакомиться с назначением и типами подвесок автомобилей и колесных тракторов.
Изучить назначение, устройство и работу рессор, подрессорников и амортизаторов. Обратить
внимание, что у автомобилей подвеской оборудованы передние и задние мосты, у тракторов — только передние. Уяснить, что отсутствие задней подвески у тракторов позволяет выполнять технологический процесс без нарушений, но делает условия работы на тракторе более тяжелыми чем на автомобиле.

5. Ознакомиться с понятиями, характеризующими проходимость колесных тракторов и автомобилей: средним давлением движителей на грунт, дорожным просветом, колеей, защитной зоной, изучить устройства, позволяющие регулировать ширину колеи универсальных тракторов, базу и дорожный просвет.

6.Изучить способы повышения проходимости и тягово-сцепных качеств колесных тракторов и автомобилей. Уяснить положительные и отрицательные стороны применения передних ведущих мостов, полугусеничного хода, сдвоенных, широкопрофильных я арочных шин, регулируемого давления в шинах, цепей противоскольжения, догружателей ведущих колес (ДВК) и балластировки.

7. Рассмотреть на колесном тракторе и автомобиле взаимное расположение элементов хо­довой части и их конструктивные особенности.

Общие сведения

Ходовая часть преобразует крутящий момент на ведущих колесах в тяговое усилие и вра­щательное движение колес в поступательное движение трактора (автомобиля).

Ходовая часть состоит из трех элементов: остова, движителя и подвески. Остов может быть рамный, полурамный и безрамный. Движитель — колесный, гусеничный, полугусеничный и др. Подвеска соединяет остов и движитель.

Ходовая часть автомобиля ГАЗ-53А. Остовом служит рама. К движителю относятся колеса (передние — управляемые, задние — ведущие) и мосты. Передняя подвеска состоит из рессор и амортизаторов, задняя — из рессор и подрессорников.

Рессоры и пневматические шины колес смягчают толчки при движении по неровностям. Рессора состоит из стальных упругих листов, скрепленных хомутами. Концы рессор крепят (один жестко, другой подвижно) к кронштейнам рамы. Средняя часть рессоры закреплена стремянками на балке переднего моста или на кожухе заднего моста. Концы подрессорника с рамой не соеди­няют. Подрессорник предохраняет рессору от перегрузки.

Амортизаторы гасят колебания остова «возникшие при работе рессор. Применяемые теле­скопические гидравлические амортизаторы состоят из цилиндра, резервуара, поршня с клапанами и дросселирующими отверстиями. Корпус амортизатора крепится шарнирно к балке переднего моста, а головка штока — к раме. Амортизатор заполняется амортизаторной жидкостью. При работе рессор рама перемещается относительно моста попеременно вверх и вниз, заставляя также пере­мещаться поршень в цилиндре. Под давлением поршня жидкость в цилиндре вынуждена перека­чиваться через большое количество отверстий малого диаметра и клапан сжатия, отдачи и перепу­скной из нижней полости цилиндра в верхнюю и наоборот. При этом колебания рамы быстро пре­кращаются.

Передние колеса у автомобиля одинарные, задние — сдвоенные. Колесо состоит из диска, обода, бортового кольца и шины. Шина состоит из покрышки, камеры и ободной ленты. Размеры шин и давление в них должны соответствовать технической характеристике (в шинах размером 240-508 давление для передних колес составляет 2.8 кгс/см, для задних — 4,3 кгс/см ).

Ходовая часть трактора МТЗ-80 (см. плакаты). Остов — полурамный. Движитель — колесный с колесами разного размера (управляемые меньше, чем ведущие). Задняя подвеска отсутствует: ведущие колеса жестко крепятся к осям. Это позволяет выполнять работы с навесными агрегатами без нарушения технологии, но делает условия работы на тракторе более тяжелыми, чем на автомобиле, несмотря на подрессоривание сидения, установку резиновых подушек под кабину и т. п. Передний мост соединен с колесами через цилиндрические пружины. Ширину колеи передних колес регулируют ступенчато, задних — бесступенчато с помощью червячного механизма. Давление в шинах колес устанавливают в зависимости от условий работы (передние колеса — 1,4. 1,5 кгс/см, задние — 1,0. 1,4 кгс/см2.

Контрольные вопросы

1. Объясните назначение ходовой части.

2. Из каких элементов состоит ходовая часть тракторов и автомобилей?

3. Укажите назначение подвески.

4. Из каких сборочных единиц состоит передняя (задняя) подвеска автомобиля?

5. Назначение рессор, подрессорников и амортизаторов.

6. Объясните принцип работы рессор и амортизаторов.

7.Укажите давление, применяемое в шинах передних и задних колес автомобиля и трактора.

8. Назовите способы регулирования ширины колеи универсальных тракторов.

9. Перечислите способы, применяемые для улучшения тягово-сцепных качеств колесных тракторов и автомобилей.

10. Объясните маркировку шин.

Содержание отчета:

выполнить схему шины с обозначением ее элементов и размеров;

— привести схемы ободьев колес легковых и грузовых автомобилей с обозначением позиций.

Ходовая часть автомобилей и тракторов

Рис. II. Конструктивные элементы пневмошины:

1 — каркас; 2 — брекер (подушечный слой); 3 — протектор; 4 — боковина; 5 — борт; 6 — пятка борта; H и В — соответственно высота и ширина профиля покрышки; Во — ширина беговой дорожки протектора по хорде; R — радиус кривизны протектора: D и d — соответственно наружный и внутренний (посадочный) диаметры шины; h — стрела дуги протектора; с — ширина раствора бортов; а — ширима борт; / — ко­рона; // — сухарь (плечевая зона); /// — зона боковины (изгиба). IV — зона усиления.

Ходовая часть автомобилей и тракторов

Рис. 6.1 Автомобильные колеса:

а — дисковое грузового автомобили (трехкомпонентиый обод); б — дисковое грузового автомобиля (двухкомпонентный обод); в — бездисковое грузового автомобиля (трехкомпонентный обод); г — легкового автомобиля с глубоким не разборным ободом (однокомпонентный обод); 1 — диск; 2 — обод; 3 — разрезное замочное кольцо; 4 — не разрезное бортовое кольцо; 5 — пневматическая шина: 6 — разрезное бортовое кольцо; 7 —камера; 8 — ободная лента.

Ходовая часть автомобилей и тракторов

Рис. 6.2. Ведущие и направляющие (ведомые) колеса пропашного трактора МТЗ-8О с деталями крепления:

а — ведущее колесо; 6 — направляющее колесо: 1 — втулка; 2 — червяк; 3 — болт; 4 — вкладыш ступицы; 5 — шпонка; 6 — ступица заднего колеса; 7 — шина заднего колеса; 8 — болт; 9 — сферическая шай6a; 10 — диск с ободом заднего колеса; 11 — шина переднего колеса с диском; 12 — болт; 13 — колпак 14 — гайка; 15 — кольцо; 16 и 18 — подшипники; 17 — ступица переднего колеса: 19 — обойма сальника; 20 — сальник 21 — полуось; 22 — шплинт; 23 — прокладка.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ ГУСЕНЕЧНЫХ ТРАКТОРОВ

Цель работы

Изучить назначение, устройство и работу ходовой части трактора ДТ-75М.

Материальное обеспечение

2. Трактор ДТ-75М

3. Демонстрационная модель балансирной каретки.

4. Комплект плакатов, методическое пособие.

Последовательность изучения

1. Изучить назначение ходовой части и её основных элементов (остова, движителя, подвески). Обратить внимание, что остовом на гусеничном тракторе ДТ-75М является рама.

2. Найти на схеме (рис. 12) и на тракторе сборочные единицы и детали гусеничного движителя: ведущее колесо (звездочку) 5, направляющее колесо 1, коленчатую ось 10, гусеницу 4, поддерживающие ролики 3, опорные катки 6, амортизирующую пружину 2 с натяжным устройством.

3. Ознакомиться с типами подвесок гусеничных тракторов. Изучить устройство и работу эластичной подвески трактора ДТ-75М (балансирные каретки). Обратить внимание что такая подвеска позволяет каждому опорному катку копировать рельеф почвы, обеспечивая плавность хода.

4. Изучить работу гусеничного движителя. Обратить внимание, что гусеничный движитель имеет ряд преимуществ перед колесным (высокие сцепные качества и проходимость, низкое дав­ление на почву), но ему свойственны и некоторые недостатки (малая скорость движения, значи­тельная масса, больше потери мощности на перематывание гусеницы и трение в шарнирах, малый срок службы, повышенный шум).

5. Уяснить, что основными операциями по уходу за ходовой частью гусеничного трактора является следующие:

— смазка подшипниковых узлов и замена смазки в соответствии с картой смазки трактора;

— регулировка зазоров в подшипниках направляющего колеса и опорных катков;

— проверка и регулировка натяжения гусеницы,

Обратить внимание, что при слабом натяжении гусеница может соскочить, а при сильном натяжении происходит интенсивный износ ее элементов и повышается сопротивление качению трактора. Найти на тракторе точки смазки подшипниковых узлов ходовой части, пользуясь картой смазки. Обратите внимание, что жидкая смазка подается к подшипникам через отверстия закрытые пробками, консистентная — через пресс-масленки.

6. Выяснить способы повышения проходимости и тягово-сцепных качеств гусеничных тракторов.

Ходовая часть автомобилей и тракторов

Рис.8 Схема гусеничного движителя:

1 — направляющее колесо; 2 — амортизирующее и натяжное устройство; 3 — поддерживающий ролик; 4 — гусеница; 5 — ведущее колесо (звездочка); 6 — каток; 7 — пружина балансирной каретки; 8,9 — балансиры (внутренний и внешний); 10 — коленчатая ось.

Общие сведения

Ходовая часть трактора ДТ-75 (рис. 8). Остов — сварная рама, движитель — гусеничный, подвеска — эластичная. К движителю относятся следующие сборочные единицы: гусеница 4,ведущее колесо 5.направляющее колесо I, поддерживающие ролики 3, опорные катки 6, амортизирующая пружина 2 с натяжным устройством. Подвеску образуют балансирные каретки по две с каждой стороны, состоящие из балансирных рычагов, пружины, оси качения и опорных каткой. Каретки установлены на цапфы, закрепленные па раме трактора.

Гусеница состоит из металлических звеньев, соединенных шарнирно пальцами. Звенья гусеницы входят в зацепление с зубьями звездочки, при вращении которой трактор отталкивается от неподвижной гусеницы и с помощью катков катится по ней как по рельсам, копируя неровности. Звездочка перематывает освободившиеся звенья гусеницы.

При наезде на препятствие коленчатая ось, на которой установлено направляющее колесо, поворачивается, сжимая пружину 2.После преодоления препятствия пружину возвращает направляющее колесо в исходное положение, натягивая гусеницу. У правильно натянутой гусеницы провисание звеньев на участке между поддерживающими роликами составляет 30. 50 мм.

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные части гусеничного движителя.

2. Объясните работу гусеничного движителя.

3. Назовите детали и объясните работу балансирной каретки.

4. Какого типа подвеску имеет трактор ДТ-75М?

5. Каким образом устроен натяжной механизм и как регулируется натяжение гусеницы.

6. Назовите преимущества и недостатки гусеничного движителя по сравнению с колес­ным.

7. Для чего служит амортизирующее устройство.

8. Что является остовом трактора ДТ-75М?

9. Какие операции выполняют при техническом обслуживании ходовой части трактора ДТ-75М?

10. Назовите конструктивные особенности ходовой части тракторов ДТ-175С и Т-150.

Содержание отчета:

— выполнить схему гусеничного движителя трактора ДТ-75М с обозначением позиций;

— перечислить регулировки ходовой части;

— указать точки смазки ходовой части и правила смазки.

РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Цель работы

Изучить назначение, устройство я работу рулевого управления трактора МТЗ-80 и автомо­биля ГАЗ-53А.

Материальное обеспечение

2. Трактор МТЗ-82, автомобиль ГАЗ-53А.

3. Макет и демонстрационная модель рулевого управления, разрезы рулевого механизма и
гидроусилителя.

4. Комплект плакатов, методические пособия.

Последовательность изучения

1. Изучить назначение рулевого управления, общие требования, предъявляемые к нему.

2. Изучить устройство и работу рулевого управления автомобиля ГАЗ-53А.

3. Рассмотреть взаимное расположение деталей рулевого управления на автомобиле, их взаи­модействие при вращении рулевого колеса.

4.Выяснить, для чего передние колеса должны иметь схождение в горизонтальной плоскости, развал в вертикальной, а также наклон шкворней поворотных цапф в продольной и поперечной плоскостях.

5. Изучить устройство и работу рулевого управления с гидравлическим усилителем (рис. 11).

Общие сведения

Рулевое управление автомобиля ГАЗ-53А (рис.9) служит для изменения направления движения. Оно состоит из червячного механизма, рулевого привода и рулевой трапеции.

Червячный механизм увеличивает усилие передаваемое от рулевого колеса к управляемым колесам. Он состоит из корпуса, червяка 16, ролика 17 и вала рулевой сошки 15.

Рулевой привод состоит из рулевого колеса 1,вала рулевого колеса 2,рулевой сошки 14,продольной тяги 13,цапфы левого колеса 5, рычага 7.

Рулевая трапеция обеспечивает согласованный поворот управляемых колес вокруг шкворней 6 и 9 так, чтобы все колеса автомобиля катились по концентрическим окружностям (без скольжения) с общим мгновенным центром поворота. Последнее требование выполняется поворотом наружных колес на меньший угол, чем внутренних. Рулевую трапецию образуют балка переднего моста 8,поперечная тяга 12 и рычаги 4 и 2.

Для уменьшения износа шин, повышения устойчивости (способность управляемых колес сохранять «положение, необходимое при прямолинейном движении) и облегчения управления поворотом передние колеса должны иметь схождение в горизонтальной плоскости, развал — в вертикальной плоскости, а также наклон шкворней поворотных цапф в продольной и поперечной плоскостях. Схождение передних колес (разность расстояний между колесами сзади и спереди) устанавливается изменением длины поперечной тяги.

Свободный ход рулевого колеса не должен превышать 10°(колеса установлены в положение, соответствующее движению по прямой).Его устанавливают подтяжкой соединений тяг, рычагов шарниров и регулировкой червячного механизма.

Рулевое управление трактора МТЗ-80 (рис.9) отливается от рассмотренного установкой гидроусилителя, который значительно облегчает управление трактором. Корпус гидроусилителя (см. плакат и макет) крепится к переднему брусу полурамы и является одновременно резервуаром для масла, которое заливается через горловину в крышке строго по уровню. В корпусе установлен вертикальный вал, на верхнем конце которого закреплен двухсторонний зубчатый сектор 10, а на нижнем — рулевая сошка 12. Сошка шарнирно соединена с поперечными тягами II рулевой трапеции, сектор 10 соединён с одной стороны с червяком 8, с другой — с зубчатой рейкой 2. Рейка прикреплена к штоку поршня 3,установленного в цилиндре, в полости которого (А или Б) может поступать масло под давлением, создаваемым насосом 6. Распределение потоков масла осуществляется золотником 4, установленным на червяке 8.

При повороте рулевого колеса 9, например, вправо, червяк 8, упершись в зубья сектора 10 сдвинет золотник 4 вперед. Золотник направит масло, подаваемое насосом 6 в полость А цилиндра, заставляя поршень 3 двигаться тоже вперед (на схеме вверх). Поршень через рейку 2 повернет зубчатый сектор 10 по часовой стрелке вместе с валом и рулевой сошкой 12, которая действуя на поперечную тягу II рулевой трапеции повернет колеса вправо, как показано на рис 106. Масло из полости Б цилиндра при этом направляется на слив. Как только поворот рулевого колеса прекратится, золотник устанавливается в нейтральное положение и направит масло на слив, как и при прямолинейном движении.

Ходовая часть автомобилей и тракторовРис.9 Схема рулевого управления автомобиля ГАЗ-53А:

1-рулевое колесо; 2-рулевая колонка; 3-вал рулевого колеса 4, 7, 11-рычаги; 5 и 10-цапфы правого и левого колеса; 6 и 9-шкворни; 8-балка переднего моста; 12-поперечная тяга; 13-продольная тяга; 14-рулевая сошка; 15-вал рулевой сошки; 16-червяк; 17-ролик.

Контрольные вопросы

1. Перечислите детали червячного механизма и рулевого привода.

2. Объясните работу рулевого управления автомобиля ГАЗ-53А.

3.. Каким образом достигается движение передних колес без скольжения при повороте автомобиля?

4.Что такое схождение и развал колес?

5.. С какой целью устанавливают схождение передних колес, как проверяется и регулируется схождение колес?

6. Объясните назначение развала передних колес, поперечного и продольного наклона шкворней.

7. Объясните работу гидравлического усилителя рулевого управления при прямолинейном движении трактора и при повороте.

Ходовая часть автомобилей и тракторов

Рис.10 Схема действия гидроусилителя рулевого управления трактора МТЗ-80:

а — движение по прямой; б — поворот трактора; 1-направляющее колесо; 2-рейка; 3-поршень; 4-золотник; 5-придохранительный клапан; 6-маслянный насос; 7-маслянный бак (внутренняя полость корпуса гидроусилителя); 8-чевяк; 9-рулевое колесо; 10-сектор; 11-поперечные рулевые тяги; 12-сошка; 13-поворатный рычаг; 14-балка переднего моста.

Содержание отчета:

— выполнить схемы рулевого управления автомобиля ГАЗ-53А и трактора МТЗ-80/82 с обозначением позиций;

— перечислить в необходимой последовательности регулировки рулевых управлений этих машин.

— выполнить схемы углов установки передних колес, указать их значения.

ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА

Цель работы

Изучить назначение, устройство в работу тормозной системы тракторов (ДТ-75М, МТЗ-80/82) и автомобиля (ГАЗ-53А).

Материальное обеспечение

2. Тракторы ДГ-75М и МТЗ-82, автомобиль ГАЗ-53А.

3. Разрезы, макеты, действующие модели и детали тормозной системы.

4. Комплект плакатов, методические указания.

1. Изучить назначение, общее устройство тормозной системы и классификацию тормозных механизмов и их провода.

Обратить внимаете, что тормозные системы автомобиля ГАЗ-53А и трактора МТЗ-80 состоят из рабочих тормозов и стояночных. На трактора ДТ-75М рабочей в стояночный тормозы совмещены в одном.

2. Ознакомиться с устройством ленточных (ДТ-75М), колодочных (ГАЗ-53А) и дисковых
(МТЗ-80) тормозных механизмов.

Выяснить расположение тормозных механизмов (рис. 7,9).

3. Изучать устройство и работу тормоза с гидравлическим приводом. Найти на схеме
(рис.8) и на автомобиле главный тормозной цилиндр 2, колесный (рабочий) цилиндр 10, гидровакуумный усилитель 7, трубки 8 и шланги 9.

Обратить внимание на недостатки гидропривода тормозов.

4.Изучить устройство и работу стояночного тормоза автомобиля ГАЗ-53А. Рассмотреть
взаимодействие деталей при включении и выключений тормоза. Обратить внимание, что стояночный тормоз действует только на ведущие колеса и во включенном состоянии фиксируется.

5. Ознакомиться с общим устройством пневматической системы привода тормозов трактора Т-150К.

6. Выяснить основные неисправности тормозных систем и способы их устранения.

Общие сведения:

На автомобилях и некоторых тракторах тормозная система состоит из рабочего тормоза с ножным управлением и стояночного тормоза, имеющего ручное управление. Рабочий тормоз используется для притормаживания при движении и торможения при остановке. Стояночный тормоз.. используют для удержания транспортного средства на стоянке. Различают торможение служебное и экстренное. В первом случае пользуются рабочим тормозом, во втором при необходимости могут быть использованы оба.

Тормозная система многих тракторов устроена так, что рабочий и стояночный тормозы совмещены в одном.

Тормоз состоит из тормозного механизма и его привода. Наибольшее распространение получили ленточные (простые, двойные или плавающего типа), дисковые и колодочные тормозные механизмы (см. плакат). Привод тормозных механизмов может быть механический (стояночные тормоза и совмещенные), гидравлический (используют на легковых автомобилях и на грузовых автомобилях малой и средней грузоподъемности), пневматический (на тяжелых автомобилях и тракторах Т-150К и К-701).Механический привод наиболее простой, но требует значительных усилий. Пневматический привод требует установки компрессора, ресиверов для сжатого воздуха, тормозного крана, тормозных камер и др. оборудования, что значительно усложняет систему и делает ее дорогостоящей. Достоинство системы — малое усилие при торможении и высокая надежность. Гидравлический привод занимает промежуточное положение.

Тормозная система автомобиля ГАЗ-53А. Стояночный тормоз имеет механический привод, его тормозной механизм колодочный центральный (установлен в трансмиссии за коробкой передач, действует только на ведущие колеса и при включении фиксируется). Тормозной механизм состоит из барабана, который установлен на вторичном валу коробки передач, двух колодок, пружин, разжимного конуса (см. плакат и макет).

Рабочий тормоз автомобиля ГАЗ-53А оснащен гидравлическим приводом (рис.11).Тормозные механизмы-колодочные, расположены в каждом колесе.

Ходовая часть автомобилей и тракторов

Рис.11 Схема колёсного тормоза с гидравлическим приводом автомобиля ГАЗ-53А:

1-педаль; 2-главный тормозной цилиндр; 3-шток; 4-поршень; 5-пружина главного тормозного цилиндра; 6-выпускной и обратный клапаны; 7-гидровакумный усилитель; 8-трубопровод; 9-шланг; 10-колёсный цилиндр; 11-поршень колёсного цилиндра; 12-барабан; 13-тормозные колодки; 14-пружина тормозных колодок.

Гидропривод тормозов состоит из педали 1, главного тормозного цилиндра 2, гидровакуумного усилителя 7, колесных(рабочих) цилиндров 10, трубопроводов 8 и шлангов 9.

При нажатии на педаль 1, тормозная жидкость под действием поршня 4 поступает из главного тормозного цилиндра 2 по трубкам 8 и шлангам 9 в колесные цилиндру 10, где перемещает поршни 11 в противоположные стороны. Поршни раздвигают колодки тормозных механизмов и прижимают их к тормозным барабанам. Колеса при этом затормаживаются, а пружина 14 растягивается. При отпускании педали колодки с помощью пружины 14 отводятся от барабана, жидкость из колесных цилиндров возвращается в главный цилиндр.

Недостатки гидропривода тормозов: при попадании в систему воздуха или в результате утечки жидкости эффективность тормозов резко снижается; при торможении приходится прикладывать к педали значительное усилие или вводить в гидропривод гидровакуумный усилитель, облегчающий работу водителя при торможении (при этом усложняется конструкция гидропривода и снижается ее надежность); в гидроприводе используются специальные тормозные жидкости, которые должны удовлетворять ряду требований (обладать смазывающими свойствами, не вызывать коррозию металлических деталей, не разрушать резиновые детали, не замерзать при низких температурах и др.)

Тормозная система трактора МТЗ-80 (рис.7, плакат) состоит из рабочего тормоза и стояночного. Тормозные механизмы 12 рабочего тормоза дисковые, установлены по бокам корпуса заднего моста, действуют на полуоси дифференциала. Каждый тормоз управляется отдельной педалью, что позволяет делать крутые повороты. При необходимости педали блокируют.

Дисковый тормозной механизм состоит из корпуса, подвижных дисков (с накладками), установленных на шлицах полуоси и нажимных дисков с профилированными выемками, в которые уложены пять шариков. При нажатии на педаль нажимные диски поворачиваются в разные стороны и шарики, находящиеся между дисками в выемках, оказываются в менее глубокой их части. Нажимные диски раздвигаются и прижимают подвижные диски к неподвижным деталям. Растормаживание происходит под действием пружин, воз вращающих диски в исходное положение.

Тормозной механизм стояночного тормоза тоже дисковый, установлен с правой стороны трактора, действует на крестовину дифференциала, управляется рычагом, включенное положение которого фиксируется.

Рабочий тормоз трактора ДТ-75 совмещен со стояночным. Тормоз состоит из двух ленточных плавающего типа тормозных механизмов, расположенных в заднем мосту трактора. Привод механический, состоящий из двух педалей и тяг. При нажатии на педаль тормозная лента затягивается вокруг шкива, закрепленного на валу 7 заднего моста (рис. 12,плакат). При необходимости педаль можно зафиксировать в нижнем положении (при стоянке). Растормаживай и с происходит под действием пружин, отводящих ленту от шкива.

Контрольные вопросы

1. Назовите типы тормозных механизмов.

2. Укажите типы приводов тормозов.

3. Дайте характеристику тормозным системам изучаемых тракторов и автомобилей.

4. Сравните тормозные механизмы и их приводы по сложности конструкции, эффективности и надежности.

5. Как работают дисковый, колодочный и ленточный тормозные механизмы?

6.Объясните работу тормоза с гидравлическим приводом.

6. Назовите основные элементы тормозной системы с пневматическим приводом и объясните её работу.

Содержание отчета:

— выполнить схему тормоза с гидравлическим приводом с обозначением позиций;

— перечислить регулировки тормозных систем тракторов МТЗ-80, Т-150К и автомобиля
ГАЗ-53А

МЕХАНИЗМ ПОВОРОТА ГУСЕНИЧНЫХ ТРАКТОРОВ

Цель работы

Изучить назначение, устройство и работу планетарного механизма поворота трактора ДТ-75М.

Материальное обеспечение

2. Трактор ДТ-75М

3. Действующая модель и макет планетарного механизма поворота.

4. Комплект плакатов, методические указания.

Последовательность изучения

1. Ознакомиться с типами механизмов поворота гусеничных тракторов, с предъявляемыми к ним требованиями.

2. Изучить по схеме (рис.9) и на макете устройство планетарного механизма поворота. Обратить внимание, что механизм расположен внутри коронной шестерни и представляет собой две сложные шестеренчатые передачи с вращающимися осями.

3. Изучить работу планетарного механизма в качестве понижающего редуктора (при прямолинейном движении) и в качестве механизма поворота. Уяснить, что в первом случае солнечные шестерни находятся в заторможенном состоянии и сателлиты обегают их, вращая водило в полуоси.

Чтобы плавно повернуть трактор, отключают частично или полностью привод на одну гусеницу, растормаживая соответствующую солнечную шестерню перемещением на себя рычага в кабине. Для крутого поворота трактора отключенную гусеницу затормаживают с помощью остановочного тормоза, нажимая на педаль. Рассмотреть на действующей модели планетарного механизма поворота взаимодействие его деталей.

4. Изучить назначение и конструкцию ленточных тормозов плавающего типа, проанализировать их работу при переднем и заднем ходе трактора.

5.Рассмотреть на тракторе взаимное расположение частей планетарного механизма поворота. Воздействуя на рычаги и педали, рассмотреть работу тормозных механизмов.

6.Уяснить, что основными операциями при техническом обслуживании механизмов заднего моста являются своевременная заливка, смена масла и регулировка тормозов.

Наибольшее распространение получили механизмы поворота с фрикционными многодисковыми постоянно замкнутыми муфтами и планетарный механизм. Последний компактнее, надежнее, требует меньших усилий на рычагах и педалях.

Планетарный механизм поворота трактора ДТ-75 (рис.12) расположен в заднем мосту и представляет собой две сложные шестеренчатые передачи с вращающимися осями, работающие совместно с тормозами, расположенными в правых сухих отсеках корпуса моста.

Планетарный механизм имеет цилиндрический корпус, вращающийся на подшипниках. Снаружи к корпусу прикреплена коническая ведомая шестерня 2 главной передачи, внутри корпуса нарезаны два зубчатых венца коронных шестерен 3, находящиеся в зацеплении с тремя цилиндрическими сателлитами 4, которые в свою очередь зацеплены с солнечными шестернями 6. Сателлиты установлены свободно на осях, закрепленных в водиле 5. Водило жестко соединяется с валом 7, на котором установлен шкив остановочного тормоза 9. К солнечной шестерне крепится шкив тормоза солнечной шестерни 8.

При движении трактора прямо солнечные шестерни заторможены ленточными тормозами 8. Остановочные тормоза 9 расторможены. Коронные шестерни 3 действуют на сателлиты 4, которые обегают заторможенные солнечные шестерни, вращая водило и валы 7. Далее вращение с помощью шестерен конечных передач 10 и II передается ведущим звездочкам 12.В рассмотренном случае планетарный механизм работает »как понижающий редуктор, выполняя функции трансмиссии (снижает частоту вращения и увеличивает крутящий момент).

Для поворота трактора, например, вправо, растормаживают правую солнечную шестерню, потянув на себя правый рычаг управления тормозами солнечных шестерен. Привод на правую гусеницу отключается (сателлиты вращаются на своих осях, вращая солнечные шестерни в обратную сторону, водило и вал вращаются только за счет хода левой гусеницы) и трактор плавно поворачивает. Для крутого поворота трактора отключенную гусеницу затормаживают с помощью остановочного тормоза, нажимая на педаль.

В случае плохой затяжки тормозных лент солнечных шестерен трактор не развивает полной силы тяги. При ослаблении одного тормоза солнечной шестерни трактор уводит в сторону. При плохой работе остановочных тормозов не получаются крутые повороты трактора.

Ходовая часть автомобилей и тракторов

Рис.12 Схема планетарного механизма поворота:

1-ведущая шестерня главной передачи; 2-ведомая шестерня главной передачи; 3-коронна шестерня; 4-сателлит; 5-водило; 6-солнечная шестерня; 7-вал; 8-тормоз солнечной шестерни; 9-остановочный тормоз; 10-ведущая шестерня конечной передачи; 11-ведомая шестерня конечной передачи; 12-ведущая звёздочка.

Контрольные вопросы

1. Назовите типы механизмов поворота гусеничных тракторов.

2.Укажите основные детали планетарного механизма поворота.

3. Объясните работу планетарного механизма при прямолинейном движении и при повороте трактора.

4. Каким образом осуществляется затяжка и освобождение лепт остановочного тормоза и тормоза солнечной шестерни?

5. Укажите преимущества планетарного механизма поворота по сравнению с муфтами поворота..

6. Как отразится на работе трактора слабая затяжка, замасливание или износ одного тормоза солнечной шестерни и обоих?

Содержание отчета:

— выполнить схемы механизмов поворота гусеничных тракторов с обозначением позиций;

— перечислить регулировки планетарного механизма поворота.

Ходовая часть автомобилей и тракторов

2 12 4 10 9

Рис. 26 Схема заднего моста гусеничного трактора с планетарным механизмом поворота:

-устройство планетарного механизма поворота; б схема взаимодействия механизма поворота; 1— ведущая шестерня 2 и 4 — тормозные барабаны: 3 — пружина; 5 — вал: 6 — ведомая шестерня главной передачи;

-солнечная шестерня; 9 — водило; 10 — сателлиты; 11 ведущая шестерня глазной передачи; 12 и 13 — тормозные ленты.

Ходовая часть автомобилей и тракторов

Ходовая часть автомобилей и тракторов

Рис.25 Схема трансмиссии тракторов:

а — Т-150; б — T-150K; 1 — Дизель; 2 – сцепление; 3 — коробка передач; 4 — раздаточная коробка; 5 — карданная передача; 6 – редуктор ВОМ; 7-дифференциал; 8 — коническая пара шестерен; 9 — редуктор конечной передачи; 10 — ведущее колесо; 11 – ведущая звездочка

Ходовая часть автомобилей и тракторов

Рис. 27. Схема заднего моста трактора с муфтами поворота:

а — устройство муфты поворота; б — схема установки муфт поворота; 1 — ленточный тормоз; 2 — ведущий вал; 3 — ведомый вал; 4 — муфта поворота; 5 — шестерки конечной перeдачи; 6 — ведомый барабан; 7 — пружина; 8 — ведущий барабан; 9 — рычаг; 10 — нажимной диск; 11 — ведомый диск; 12 — ведущий диск.

Ходовая часть колёсных тракторов и автомобилей ………………

Источник Источник http://knowledge.allbest.ru/transport/3c0a65625a3ac68b5c53a88421316d27_0.html
Источник http://vunivere.ru/work24693
Источник Источник http://pandia.ru/text/80/172/27613.php

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Ремонт гидравлической рулевой рейки: руководство по восстановлению

Ремонт гидравлической рулевой рейки: руководство по восстановлению

Гидравлическая рулевая рейка — это один из ключевых элементов системы рулевого управления автомобиля, от исправности которого зависит безопасность вождения и комфорт водителя. В случае возникновения неисправностей в работе гидравлической рулевой рейки важно своевременно заняться ремонтом в СТО Автодоктор, чтобы предотвратить дальнейшее повреждение системы и избежать серьезных затрат на полную замену. В этой статье мы подробно […]

Замена сайлентблоков полуприцепов: что важно знать для безопасной эксплуатации

Замена сайлентблоков полуприцепов: что важно знать для безопасной эксплуатации

Сайлентблоки — важные элементы подвески полуприцепов, отвечающие за плавность хода и снижение вибраций. Они играют ключевую роль в обеспечении безопасности на дороге и комфорта при транспортировке грузов. Со временем, как и любые другие части подвески, изнашиваются и требуют замены. Замена сайлентблоков полуприцепов — это процесс, который нужно проводить своевременно, чтобы избежать повреждений подвески и других […]