Приключения Электроника; (о фильме)

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Метки

Ссылки

Рубрики

  • современное искусство (36)
  • питер (30)
  • интересные личности (19)
  • книжная иллюстрация (18)
  • примитивное искусство (15)
  • из истории кондитерских фабрик (12)
  • обычное и необычное (11)
  • природа (7)
  • Иркутский художественный музей (4)
  • королевская семья (3)
  • открытки из детства (3)
  • из истории парфюмерных фабрик. (3)
  • архитектура (3)
  • забавное (3)
  • народные промыслы (3)
  • соцреализм (2)
  • любимые киносказки (2)
  • кулинария, рецепты (2)
  • искандер (1)
  • учителя в живописи (1)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

«Приключения Электроника» (о фильме)

«Приключения Электроника» — советский музыкальный детский телефильм.

Трёхсерийный фильм снят по мотивам фантастических повестей Евгения Велтистова «Электроник — мальчик из чемодана» и «Рэсси — неуловимый друг», написанных в 1964 и 1971 годах , соответственно. Премьера фильма состоялась 23 марта 1980 года в кинозале одесского санатория «Украина», а 2 мая того же года фильм вышел в телеэфир. В нём звучит одна из самых известных детских песен начала 1980-х — «Крылатые качели».

Приключения Электроника; (о фильме)

Приключения Электроника; (о фильме)

Из лаборатории профессора Громова сбегает робот Электроник, как две капли воды похожий на мальчика с журнальной обложки, внешность которого использовалась при создании Электроника. Случайным образом обстоятельства складываются так, что « двойники » встречаются.

В это же время «где-то за границей» действует банда преступников, возглавляемая криминальным авторитетом Стампом. Он поручает Урри, лучшему гангстеру из всей шайки, найти и похитить Электроника, который нужен для участия в «преступлении века» — ограблении картинной галереи. Урри прибывает в нашу страну для выполнения задания.

Шестиклассник Серёжа Сыроежкин быстро берёт Электроника в оборот: предлагает ему ходить в школу вместо себя и даже появляться дома, утверждая, что именно таким образом тот и «станет человеком» (это является идефиксом Электроника). Никто не может отличить Электроника от Сергея. У него появляются друзья. Учителя не могут нарадоваться на способного ученика, внезапно проявившего невиданные таланты в математике , физкультуре , рисовании и даже в пении. Родители Сергея тоже не подозревают о подвохе и только радуются успехам псевдосына.

Урри раз за разом терпит неудачу, поражаясь уникальным способностям Электроника. При этом он твёрдо уверен, что у робота должна быть «кнопка», которая его выключит и позволит спокойно похитить.

Со временем Сыроежкин понимает, что остался не у дел, поскольку робот занял его место в жизни. Сознавая безысходность своего нового положения, Сергей решает «выйти из подполья», признавшись друзьям, что последние дни его в школе и дома заменял робот.

Урри не оставляет своих попыток. В итоге, с помощью чемодана, парализующего робота, ему удаётся украсть Электроника и в этом чемодане на мотоцикле вывезти за границу. Доставив робота Стампу, Урри вместо благодарности получает недоверие: заказчик не верит, что у Электроника нет кнопки, и «лучшего гангстера» лишают свободы, обвиняя его во лжи. Однако, постепенно Стамп понимает, что с Электроником действительно лучше разговаривать как с человеком, а не как с роботом. Наивным, но всё же человеком. Обманом он готовит его к «ограблению века», в котором всю «грязную» работу должен будет выполнить робот.

Тем временем на родине Электроника творится хаос. Учителя признают недействительными все «пятёрки», которые успел получить Электроник, замещая Сыроежкина, и требуют от последнего немедленной пересдачи по всем предметам. Общественное мнение недвусмысленно указывает Сыроежкину, что он просто обязан выучить все школьные дисциплины и сдать их не хуже робота. С большим трудом у него это получается.

Между тем, за границей происходит «преступление века». Убедив Электроника (для которого всеобщее благо и правда превыше всего), что в здании галереи (всего-навсего закрытой на ночь) находятся великие полотна художников всех времён, которые правительство не даёт лицезреть простым горожанам, Стамп просит Электроника и Рэсси (с участием Урри, заключённого в бронзовую фигуру) изъять полотна из здания, чтобы потом их «выставить на всеобщее обозрение». Электроник через передатчик пытается связаться с Сыроежкиным, чтобы тот прояснил ему ситуацию, но безуспешно (второй аналогичный прибор утерян), и ему никто не отвечает. Люди Стампа, обманув легковерных охранников, доставляют в музей Электроника с Рэсси, загримированных под скульптуру «Мальчик с собакой» ( герб города, где происходит ограбление), и Урри внутри бронзовой фигуры. Электроник отключает сигнализацию и впускает внутрь бандитов. Похищенные картины, Урри в бронзовой фигуре и Электроника с Рэсси они запирают в фургоне грузовика и вывозят из музея. По дороге Урри «раскрывает глаза» Электронику на истинный облик Стампа, и Электроник решает исправить свою ошибку, вернув картины. Он захватывает грузовик и направляется обратно в музей, преследуемый бандитами. Действуя согласно полученной наконец инструкции (второй приёмо-передатчик нашёлся), Электроник запускает стоящие уже много лет башенные часы и прикрепляет вырезанные грабителями из рам поло́тна к поворотному механизму, выходящему на площадь. Бой часов будит весь город, полотна вращаются напоказ всему городу, разочарованный Стамп покидает музей ни с чем, а Электроник и Рэсси забираются на шпиль здания и замирают там, как мальчик с собакой на городском гербе.

Проходит какое-то время и Громов привозит Электроника к школе. Все ученики высыпают ему навстречу. За кадром звучит песня «Ты — человек».

В фильме снимались

В главных ролях

  • Володя ТорсуевЭлектроник
  • Юра ТорсуевСергей Сыроежкин
  • Николай Гринькопрофессор Громов
  • Елизавета НикищихинаМаша, ассистент Громова
  • Вася СкромныйМакар Гусев
  • Оксана АлексееваМайя Светлова
  • Максим КалининКорольков
  • Женя ЛившицЧижиков
  • Дима МаксимовСмирнов
  • Валерия СолуянКукушкина
  • Николай КараченцовУрри
  • Владимир БасовСтамп

В ролях

  • Майя Булгаковадиректор школы
  • Евгений Весникучитель математики Таратар
  • Николай Боярскийучитель физкультуры
  • Роза Макагоноваучительница пения
  • Марина Самойловаучительница рисования
  • Наталья Васаженкомама Сыроежкина
  • Юрий Черновпапа Сыроежкина
  • Лев ПерфиловЛюг, гангстер в банде Стампа
  • Геннадий ЯловичБри, гангстер в банде Стампа
  • эрдельтерьер Чингиз — Рэсси, собака Электроника

Песни исполняют

У Володи и Юры Торсуевых были звонкие голоса, но, к сожалению, совершенно не поставленные. К тому же во время съёмок их голоса начали ломаться и поэтому при монтаже все их реплики были переозвучены другими актёрами. Это и объясняет, почему Сыроежкин и Электроник на протяжении всего фильма говорят совершенно разными по звучанию голосами — Сыроежкин хрипит, а у Электроника голос имеет мелодичный оттенок (в книге Электроник, наоборот, разговаривает хриплым скрипучим голосом).

  • за Сыроежкина — поётЕлена Камбурова, говоритИрина Гришина
    • «Мы маленькие дети»
    • «До чего дошёл прогресс»
    • «Грустная песенка Сыроежкина»
    • «Это что же такое»
  • за Электроника — поёт Елена Шуенкова
    • «Крылатые качели»
    • «Это знает всякий»
    • «Бьют часы на старой башне»
    • «Ты — человек»

Песни из фильма вскоре после телепремьеры вышли на пластинке журнала « Кругозор » (№ 8 за 1980 год), на гибкой пластинке завода «Грамзапись» — в обоих случаях был записан голос Электроника «из фильма» (то есть голос Елены Шуенковой, но это не была фонограмма фильма, а ещё один вариант записи). На диске фирмы « Мелодия » песни Электроника (за исключением песни «Ты — человек») записаны в исполнении солистов из Большого Детского Хора .

Съёмочная группа

  • Автор сценария:Евгений Велтистов
  • Режиссёр:Константин Бромберг
  • Оператор-постановщик:Александр Полынников
  • Художник-постановщик:Владимир Лыков

Признание и награды

Подбор актёров

Планировалось, что Электроника и Сыроежкина сыграет один мальчик, но режиссёр задумал снимать близнецов, в поисках которых ассистенты отсмотрели больше сотни пар двойняшек по всему Союзу . Владимир и Юрий Торсуевы были по счёту 386-ой парой. Направление на пробы им дала завуч школы № 23, где они тогда учились. На пробы мальчики пришли зимним днём, когда стоял мороз под 40 градусов, и, кроме них, больше на встречу никто не пришёл. От исполнителей Сыроежкина и Электроника требовалось, чтобы они умели играть на гитаре, танцевать под музыку, ездить на мопеде и хотя бы немного петь. Торсуевы умели и то, и другое, и помимо всего остального занимались в музыкальной школе. И поэтому в тот день и выбрали именно их, хотя сначала на главные роли искали мальчиков помладше.

На пробах ребятам нужно было разыграть сцену в гараже, когда Сыроежкин объясняет Электронику, что значит быть человеком. При подготовке к сцене у братьев завязался спор, кто кого будет играть, так как обоим хотелось играть положительного Электроника. В конечном счёте Володя уступил Юре роль Электроника, потому что Юра был старше. И под таким распределением их и утвердили в фильм, однако буквально в первый же съёмочный день Константину Бромбергу что-то не понравилось в их игре и он поменял их местами.

Но, когда утвердили Торсуевых, обнаружилось, что утверждённый до этого на роль верзилы-хулигана Макара Гусева мальчик был ниже их ростом. В итоге всё внимание ассистентов по подбору переключилось на подбор исполнителя этой роли. Сыгравшего в конечном Гусева Васю Скромного нашли случайно и при забавных обстоятельствах. Он скатился с перил на второго режиссёра фильма Юлию Константинову, когда она в последний решающий день заглянула в одесский интернат.

Роль девочки Майи Светловой Константин Бромберг предлагал уже прославившейся Красной Шапочке Яне Поплавской , но юная звезда закапризничала и отказалась. На роль Майи также претендовала никому не известная тогда Оксана Фандера , но в фильме ей досталась лишь эпизодическая роль школьницы, которая всё время путает фамилию Чижикова. Сыгравшая в конечном итоге Майю Оксана Алексеева сама пришла на съёмки и, подойдя к оператору фильма Константину Апрятину, наивно спросила: «А когда же я буду сниматься?» Апрятин сам сделал пробу и так Оксана попала в картину.

Максима Калинина, который сыграл Королькова, нашли в бассейне «Динамо» и прямо там же сделали пробу, которую занесли в картотеку киностудий. Когда же с ним сделали пробу к «Электронику», то она ему очень не понравилась и он до сих пор не знает, чем тогда приглянулся Бромбергу. К тому же, как выяснилось, по замыслу художника-постановщика Владимира Лыкова, персонаж Корольков («Профессор») должен был выглядеть как долговязый блондин в очках. Однако утверждённый на эту роль Максим Калинин представляет собой полную противоположность — невысокий, черноволосый и с нормальным зрением. [1]

На роль профессора Громова пробовались Ростислав Плятт (его профессор показался слишком вальяжным), Бруно Фрейндлих (актёр сразу после проб заболел), Леонид Броневой (он разругался с оператором) и Алексей Сафонов .

Роль ассистентки Громова Маши предлагали Ирине Муравьёвой , но у неё был слишком плотный график. Лия Ахеджакова не попала в фильм из-за слишком неуживчивого характера. У Евгении Ханаевой не получился дуэт с Николаем Гринько. А появившаяся на пробах Елизавета Никищихина так здорово отыграла вместе с ним, что режиссёр сразу её утвердил.

Когда Константина Бромберга спросили, кого он видит в роли шефа бандитов Стампа, он ответил: « Луи де Фюнеса », — после чего ассистент позвонила Анатолию Папанову , но тот был занят.

На роль учителя физкультуры Ростислава поначалу утвердили Сергея Филиппова , но он заболел. Ходили разговоры, что Филиппов вообще «ненадёжен», потому что в любой момент может уйти в запой. В итоге учителем физкультуры стал Николай Боярский , дядя Михаила Боярского .

Места съёмок

В начале фильма ассистентка Громова Маша принимает Урри за монтёра из Мосэнерго . Однако город, в котором происходит действие, явно не Москва . На это указывают многие детали: расположение вблизи морского побережья (хорошо видно в эпизоде побега Электроника), отсутствие реки, особенности застройки и планировки. В первую очередь это заметит тот, кто хорошо знает Одессу , так как основная часть съёмок прошла именно там.

Эпизод, в котором на Майю в парке нападают хулиганы, был снят в одесском парке имени Ленина (теперь дендропарк «Победа»), но почему-то в разных местах, потому что вначале на заднем плане заметна группа деревьев, а уже в следующей сцене (знакомство с Сыроежкиным) за спиной у Майи оказываются одинокое дерево и неизвестно откуда взявшаяся эстрадная площадка. В этом же парке расположен искусственный водоём, где Электроник проявляет интерес к собакам.

Прямо рядом с парком на проспекте Шевченко, 31 стоит Дворец Спорта (был построен за год до съёмок), куда приезжает Сыроежкин для медицинского обследования перед матчем между командами «Интеграл» и «Альбатрос», и где Сыроежкин и Электроник наблюдают в окно, как Майя и другие девочки занимаются гимнастикой (но в действительности через это окно можно было видеть только холл с вешалками). Сегодня здание используется многопланово: как собственно Дворец Спорта, как торговый центр, как выставочный центр, как концертный зал и как самая большая в Одессе дискотека. Фонтан на площадке перед входом, который заметен в фильме, сегодня заасфальтирован и на его месте открыта автостоянка. К сожалению, ледового катка в здании больше нет, потому что холодильное оборудование полностью разрушено.

Там же, на проспекте Шевченко, 1 находится здание Национального политехнического университета (тогда дворец культуры студентов Одесского политехнического института), мимо которого в начале фильма Сыроежкин убегает от Гусева. Магазин игрушек (где Электроник устраивает очередное представление и позже забирает оттуда Рэсси) располагался на улице Ленина, 14 (теперь Ришельевская). Сегодня в помещении бывшего магазина располагается филиал украинского банка. Дом Сыроежкина находится на улице Свердлова, 29 (сейчас Канатная). На той же улице сбоку здания облисполкома (83) была снята первая встреча Сыроежкина с Электроником.

События в «заграничном городе» снимались в вильнюсских районах Лаздинай и Старый город . Музей с картинной галереей в «заграничном городе» снимался во дворе Тракайского замка . В кадр также попал легендарный костёл Святой Анны (на протяжении фильма мимо него несколько раз проезжает банда Стампа). В Лаздинай также находится средняя школа № 36, во дворе которой был снят финал фильма («Ты — человек»).

Эпизоды внутри часовни, которую чинит Электроник, и эпизоды в классных комнатах снимались в декорациях на Одесской киностудии.

Марка автомобиля стампа из фильма приключения электроника

Приключения Электроника; (о фильме)

Из лаборатории профессора Громова сбегает робот Электроник, как две капли воды похожий на мальчика с журнальной обложки, внешность которого использовалась при создании Электроника. Случайным образом обстоятельства складываются так, что «двойники» встречаются.

В это же время «где-то за границей» действует банда преступников, возглавляемая криминальным авторитетом Стампом. Он поручает Урри, лучшему гангстеру из всей шайки, найти и похитить Электроника, который нужен для участия в «преступлении века» — ограблении картинной галереи. Урри прибывает в нашу страну для выполнения задания.

Шестиклассник Серёжа Сыроежкин быстро берёт Электроника в оборот: предлагает ему ходить в школу вместо себя и даже появляться дома, утверждая, что именно таким образом тот и «станет человеком» (это является идефиксом Электроника). Никто не может отличить Электроника от Сергея. У него появляются друзья. Учителя не могут нарадоваться на способного ученика, внезапно проявившего невиданные таланты в математике, физкультуре, рисовании и даже в пении. Родители Сергея тоже не подозревают о подвохе и только радуются успехам псевдосына.

Урри раз за разом терпит неудачу, поражаясь уникальным способностям Электроника. При этом он твёрдо уверен, что у робота должна быть «кнопка», которая его выключит и позволит спокойно похитить.

Со временем Сыроежкин понимает, что остался не у дел, поскольку робот занял его место в жизни. Сознавая безысходность своего нового положения, Сергей решает «выйти из подполья», признавшись друзьям, что последние дни его в школе и дома заменял робот.

Урри не оставляет своих попыток. В итоге, с помощью чемодана, парализующего робота, ему удается украсть Электроника и в этом чемодане на мотоцикле вывезти за границу. Доставив робота Стампу, Урри вместо благодарности получает недоверие: заказчик не верит, что у Электроника нет кнопки, и «лучшего гангстера» лишают свободы, обвиняя его во лжи. Однако, постепенно Стамп понимает, что с Электроником действительно лучше разговаривать как с человеком, а не как с роботом. Наивным, но всё же человеком. Обманом он готовит его к «ограблению века», в котором всю «грязную» работу должен будет выполнить робот.

Тем временем на родине Электроника творится хаос. Учителя признают недействительными все «пятёрки», которые успел получить Электроник, замещая Сыроежкина, и требуют от последнего немедленной пересдачи по всем предметам. Общественное мнение недвусмысленно указывает Сыроежкину, что он просто обязан выучить все школьные дисциплины и сдать их не хуже робота. С большим трудом у него это получается.

Между тем, за границей происходит «преступление века». Убедив Электроника (для которого всеобщее благо и правда превыше всего), что в здании галереи (всего-навсего закрытой на ночь) находятся великие полотна художников всех времён, которые правительство не даёт лицезреть простым горожанам, Стамп просит Электроника и Рэсси (с участием Урри, заключённого в бронзовую фигуру) изъять полотна из здания, чтобы потом их «выставить на всеобщее обозрение». Электроник через передатчик пытается связаться с Сыроежкиным, чтобы тот прояснил ему ситуацию, но безуспешно (второй аналогичный прибор утерян), и ему никто не отвечает. Люди Стампа, обманув легковерных охранников, доставляют в музей Электроника с Рэсси, загримированных под скульптуру «Мальчик с собакой» (герб города, где происходит ограбление), и Урри внутри бронзовой фигуры. Электроник отключает сигнализацию и впускает внутрь бандитов. Похищенные картины, Урри в бронзовой фигуре и Электроника с Рэсси они запирают в фургоне грузовика и вывозят из музея. По дороге Урри «раскрывает глаза» Электронику на истинный облик Стампа, и Электроник решает исправить свою ошибку, вернув картины. Он захватывает грузовик и направляется обратно в музей, преследуемый бандитами. Действуя согласно полученной наконец инструкции (второй приёмо-передатчик нашёлся), Электроник запускает стоящие уже много лет башенные часы и прикрепляет вырезанные грабителями из рам полотна к поворотному механизму, выходящему на площадь. Бой часов будит весь город, полотна вращаются напоказ всему городу, разочарованный Стамп покидает музей ни с чем, а Электроник и Ресси забираются на шпиль здания и замирают там, как мальчик с собакой на городском гербе.

Проходит какое-то время и Громов привозит Электроника к школе. Все ученики высыпают ему на встречу. За кадром звучит песня «Ты — человек».

В фильме снимались

В главных ролях

  • Володя Торсуев — Электроник
  • Юра Торсуев — Сергей Сыроежкин
  • Николай Гринько — профессор Громов
  • Елизавета Никищихина — Маша, ассистент Громова
  • Вася Скромный — Макар Гусев
  • Оксана Алексеева — Майя Светлова
  • Максим Калинин — Корольков
  • Женя Лившиц — Чижиков
  • Дима Максимов — Смирнов
  • Валерия Солуян — Кукушкина
  • Николай Караченцов — Урри
  • Владимир Басов — Стамп

В ролях

  • Майя Булгакова — директор школы
  • Евгений Весник — учитель математики Таратар
  • Николай Боярский — учитель физкультуры
  • Роза Макагонова — учительница пения
  • Марина Самойлова — учительница рисования
  • Наталья Васаженко — мама Сыроежкина
  • Юрий Чернов — папа Сыроежкина
  • Лев Перфилов — Люг, гангстер в банде Стампа
  • Геннадий Ялович — Бри, гангстер в банде Стампа
  • эрдельтерьер Чингиз — Рэсси, собака Электроника
  • за Сыроежкина — Елена Камбурова
    • «Мы маленькие дети»
    • «До чего дошёл прогресс»
    • «Грустная песенка Сыроежкина»
    • «Это что же такое»
  • за Электроника — Елена Шуенкова («Крылатые качели»), Костя Елисеев («Это знает всякий»)

Съёмочная группа

  • Автор сценария: Евгений Велтистов
  • Режиссёр: Константин Бромберг
  • Оператор-постановщик: Александр Полынников
  • Художник-постановщик: Владимир Лыков

Награды

  • Государственная премия СССР за 1982 год

Интересные факты о фильме

  • Планировалось, что Электроника и Сыроежкина сыграет один мальчик, но режиссёр задумал снимать близнецов, в поисках которых ассистенты отсмотрели сотню пар двойняшек по всему Союзу. Однажды стоял мороз под 40 градусов, и, кроме братьев Торсуевых, на встречу никто не пришёл. В этот день и выбрали близнецов, хотя сначала на главные роли искали мальчиков помладше.
  • Юра на пробах был Электроником, а Володя — Сыроежкиным, но что-то не получалось. Тогда режиссёр поменял их местами — и съёмка пошла как по маслу.
  • Сыроежкин и Электроник наблюдают в окно Дворца Спорта, как Майя и другие девочки занимаются гимнастикой. Но в действительности через это окно можно было видеть только холл с вешалками.
  • Для фильма волосы братьям покрасили в светло-рыжий цвет, и так они ходили в школу. Сначала мальчики умоляли разрешить им постричься, но потом привыкли.
  • По замыслу художника-постановщика Владимира Лыкова, персонаж Корольков («Профессор») должен был выглядеть как долговязый блондин в очках. Однако утверждённый на эту роль Максим Калинин представлял собой полную противоположность — невысокий, черноволосый и с нормальным зрением. [1]
  • Для съёмок Владимиру Басову (Стампу) сшили костюм на три размера больше, он рассердился, а потом скомандовал перепуганной художнице по костюмам: «Девочка, снимайте штаны!» Еле влез в её белые джинсы, нашёл в гримёрной чёрный свитер и остался доволен нарядом.
  • В эпизоде, когда на голову Урри (Караченцову) падает штанга (бутафорская), актёр рухнул наземь, напоровшись на сук. Режиссёру ничего не сказал и только после съёмок поехал в больницу, где ему наложили шов.
  • Во время съёмок дети быстро росли. Приходилось постоянно перешивать им костюмы. Девочка в одном дубле улыбнулась полным ртом зубов, а в следующей сцене у неё уже передних зубов нет!
  • Музыку к фильму написал композитор Евгений Крылатов. Режиссёр заставлял Крылатова по нескольку раз переделывать композиции, так что однажды Крылатов, споря с режиссёром, дошёл в тапочках на босу ногу и без пальто до Белорусского вокзала, а на улице стояла холодная осень.
  • Песни, написанные Юрием Энтиным, в фильме исполнили Елена Камбурова, Елена Шуенкова и хористы — актёрам, кроме Караченцова и Басова, не дали попеть.
  • Электроник говорит, что песню «Крылатые качели» он исполнял голосом Робертино Лоретти.
  • Когда Торсуевы были утверждены на главные роли, обнаружилось, что утверждённый до этого на роль верзилы-хулигана Гусева мальчик ниже их ростом. В итоге начались повторные поиски.
  • Сыгравшего Гусева Васю Скромного нашли случайно, при забавных обстоятельствах. Второй режиссёр фильма Юлия Константинова в последний решающий день заглянула в одесский интернат. Как только она вошла, на неё сверху, скатившись с перил, свалился смешной конопатый мальчишка.
  • Роль ассистентки Громова предлагали Ирине Муравьёвой, но у неё был слишком плотный график. Лия Ахеджакова не попала в фильм из-за слишком неуживчивого характера. У Евгении Ханаевой не получился дуэт с Николаем Гринько. А появившаяся на пробах Елизавета Никищихина так здорово отыграла вместе с ним, что режиссёр сразу её утвердил.
  • Роль девочки Майи Светловой режиссёр предлагал уже прославившейся Красной Шапочке — Яне Поплавской, но юная звезда закапризничала и отказалась.
  • Оксана Алексеева сама пришла на съёмки и, подойдя к оператору фильма Константину Апрятину, наивно спросила: «А когда же я буду сниматься?» Апрятин сделал пробу. Так Оксана попала в картину.
  • В будущем Оксана Алексеева окончила Одесский политехнический институт. Что примечательно, это мимо него в самом начале фильма проносятся Сыроежкин и Гусев.
  • Никому не известная тогда Оксана Фандера тоже претендовала на роль Майи, но в фильме ей досталась эпизодическая роль школьницы.
  • Когда режиссёра спросили, кого он видит в роли шефа бандитов Стампа, он ответил: «Луи де Фюнеса», — после чего ассистент позвонила Анатолию Папанову. Но тот был занят.
  • На роль профессора Громова пробовались Ростислав Плятт (его профессор показался слишком вальяжным), Бруно Фрейндлих (актёр сразу после проб заболел), Леонид Броневой (он разругался с оператором) и Алексей Сафонов.
  • Евгений Весник для роли учителя Таратара копировал Маршака — от произношения до изумлённого, вечно детского взгляда. А комичную походку (болтающиеся за спиной руки-плети) скопировал с врача своей районной поликлиники (так он об этом рассказывал сам на одной из творческих встреч на ТВ)
  • События в «заграничном» городе снимались в Тракайском замке (картинная галерея) и в Старом городе Вильнюса. В частности, в кадр попал легендарный костёл Святой Анны.
  • Сыроежкин в фильме ездит на мопеде «Верховина».
  • Мотоцикл Урри — чехословацкого производства, «Ява-350».
  • Стамп в фильме ездит на автомобиле марки «Бьюик-Электра»
  • Согласно интервью с Максимом Калининым (Корольков) Константин Бромберг впоследствии хотел пригласить весь детский состав в другой свой нашумевший проект «Чародеи», где они бы сыграли домовых. Но всем родителям не понравилось, что их дети должны будут играть нечисть.
  • Для съёмок эпизода, в котором Рэсси сгрызает пистолет Урри («Ты зачем оружие съел?») съёмочной группой были приготовлены два пластмассовых пистолета: целый и с отпиленным («откушенным») стволом. Но на съёмке эрдельтерьер Чингиз на самом деле схватил пистолет зубами и разгрыз его в буквальном смысле. Поскольку больше целых пистолетов не было, в картину вошёл именно этот дубль. [2]
  • По сюжету ребята — главные герои фильма — учатся в 6-м классе, т. е. им должно быть по 12-13 лет (в СССР учёба в школе начиналась в 7-летнем возрасте). Однако в момент съёмок далеко не у всех «одноклассников» реальный возраст соответствовал сценарию. Например, Васе Скромному (Макар Гусев) было 15 лет, а Максиму Калинину (Корольков) — 11.

Ляпы и неточности

  • В начале фильма ассистентка Громова Маша принимает Урри за монтёра из Мосэнерго. Однако город, в котором происходит действие, явно не Москва. На это указывают многие детали: расположение вблизи морского побережья (хорошо видно в эпизоде побега Электроника), отсутствие реки, особенности застройки и планировки (например, в последних кадрах фильма на заднем плане видна Вильнюсская телебашня).
  • В гараже, когда Сергей и Электроник, надев одинаковые свитера, смотрятся в зеркало, свитер на каждом натянут лишь наполовину. Однако когда ребята отражаются в разбитом зеркале, видно, что свитера надеты полностью.
  • Сыроежкин и Электроник наблюдают в окно Дворца Спорта, как Майя и другие девочки занимаются гимнастикой. Занятие заканчивается, девочки бегут в раздевалку. Сергей с Электроником перебегают на другую сторону тротуара и укрываются за бордюром. В этот момент Майя и её подруги уже выходят на улицу, полностью переодетые. Таким образом, переодевание и сборы заняли у них всего 3-4 секунды.
  • Когда на Майю в парке нападают хулиганы, на заднем плане заметна группа деревьев. Но уже в следующей сцене (знакомство с Сыроежкиным) за спиной у Майи оказываются одиночное дерево и неизвестно откуда взявшаяся эстрадная площадка.
  • Когда профессор Громов и ассистент Машенька садятся в парке на свежепокрашенную скамейку, прямо под спиной профессора оказывается табличка «Осторожно, окрашено!». Однако после этого на плаще профессора остаются сплошные полосы краски, хотя на месте, где оказалась табличка, плащ должен быть чистым.
  • Решив, что застывший в ожидании начала урока Электроник-«Сыроежкин» практикует йогу, эрудированный Корольков замечает: «Поза сфинкса!» Это не совсем точно: Электроник сидит за столом, а «Поза сфинкса» (вернее, Бхуджангасана, «Поза змеи») выполняется лёжа.
  • В сцене, когда Сыроежкин вместе со штангой вылетает в окно, траектории их полёта расходятся невозможным образом: Сергей падает в бассейн с водой, расположенный на замощённом плитами дворе школы, а штанга падает на голову Урри, который стоит под деревом на газоне. При этом штанга, вылетевшая из окна, и штанга, упавшая на землю, различаются размером и формой блинов.
  • Когда Урри после удара штангой сидит, прислонившись к дереву, штанги рядом с ним уже нет, она бесследно исчезла.
  • Помогая Сыроежкину симулировать корь, Макар Гусев детскими красками рисует ему «сыпь». При этом хорошо заметно, что Макар орудует совершенно сухой кисточкой, не оставляющей никаких следов на теле «жертвы».
  • В эпизоде на хоккейном матче комментатор говорит: «До конца игры остаётся совсем немного времени, а счёт ещё не открыт». Между тем, когда счёт всё-таки открыли, на табло обозначено, что гол забит на 7-й минуте матча (при том что хоккейный матч состоит из трёх периодов по 20 минут, т. е. 60 минут чистого времени).
  • Урри, похитив Электроника, вывозит его за границу в огромном чемодане, закреплённом поперёк мотоцикла. Согласно реплике Стампа, чемодан с самого начала входил в снаряжение Урри. Однако когда тот въезжал в нашу страну, никакого чемодана при нём не было.
  • Сыроежкин, проснувшись утром и обнаружив пропажу передатчика (который мама случайно выкинула в окно), выскакивает из постели. На нём красные трусы. В следующей сцене, когда он вбегает на кухню, на ходу натягивая брюки, трусы на нём уже синие.
  • Стараясь скрыться от бандитов Стампа и вернуть украденные картины в музей, Электроник угоняет у банды грузовик. Но гораздо логичнее и быстрее он мог сделать и то и другое, просто убежав «своим ходом» с картинами подмышкой (в фильме не раз упоминалось, что собственная скорость Электроника достигает 300 км/ч, а грузоподъёмность — не менее 200 кг).
  • Электроник не может врать, но когда он едет на крыше автомобиля, на вопрос, от куда он взялся, Электроник отвечает: «От верблюда».
  • В заключительной части,когда после ограбления музея Электроника его засовывают в чемодан он покрыт серебряной краской и даже штаны на нем серебряные,а после того как его высвободил Урри он весь чистый и штаны на нем чистые и белые.

Продолжение

В настоящее время режиссёр Константин Бромберг ищет финансирование для съёмок второй части известного фильма. В картине примут участие Владимир и Юрий Торсуевы, сыгравшие Электроника и Сыроежкина в первой части.

Говорит Юрий Торсуев [3] :

Как рассказывал Бромберг, каждая серия основана на каком-то неизвестном открытии российской науки. Электроник, согласно сценарию, пережил все невзгоды последних лет. Сыроежкин стал директором института, в котором раньше работал профессор Громов. У Сергея родился сын, в чём судьба героя полностью совпадает с моей. Сыроежкин-младший будет очень похож на отца и станет главным действующим лицом.

LiveInternetLiveInternet

  • Регистрация
  • Вход

Метки

Ссылки

Рубрики

  • современное искусство (36)
  • питер (30)
  • интересные личности (19)
  • книжная иллюстрация (18)
  • примитивное искусство (15)
  • из истории кондитерских фабрик (12)
  • обычное и необычное (11)
  • природа (7)
  • Иркутский художественный музей (4)
  • королевская семья (3)
  • открытки из детства (3)
  • из истории парфюмерных фабрик. (3)
  • архитектура (3)
  • забавное (3)
  • народные промыслы (3)
  • соцреализм (2)
  • любимые киносказки (2)
  • кулинария, рецепты (2)
  • искандер (1)
  • учителя в живописи (1)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

«Приключения Электроника» (о фильме)

«Приключения Электроника» — советский музыкальный детский телефильм.

Трёхсерийный фильм снят по мотивам фантастических повестей Евгения Велтистова «Электроник — мальчик из чемодана» и «Рэсси — неуловимый друг», написанных в 1964 и 1971 годах , соответственно. Премьера фильма состоялась 23 марта 1980 года в кинозале одесского санатория «Украина», а 2 мая того же года фильм вышел в телеэфир. В нём звучит одна из самых известных детских песен начала 1980-х — «Крылатые качели».

Приключения Электроника; (о фильме)

Приключения Электроника; (о фильме)

Из лаборатории профессора Громова сбегает робот Электроник, как две капли воды похожий на мальчика с журнальной обложки, внешность которого использовалась при создании Электроника. Случайным образом обстоятельства складываются так, что « двойники » встречаются.

В это же время «где-то за границей» действует банда преступников, возглавляемая криминальным авторитетом Стампом. Он поручает Урри, лучшему гангстеру из всей шайки, найти и похитить Электроника, который нужен для участия в «преступлении века» — ограблении картинной галереи. Урри прибывает в нашу страну для выполнения задания.

Шестиклассник Серёжа Сыроежкин быстро берёт Электроника в оборот: предлагает ему ходить в школу вместо себя и даже появляться дома, утверждая, что именно таким образом тот и «станет человеком» (это является идефиксом Электроника). Никто не может отличить Электроника от Сергея. У него появляются друзья. Учителя не могут нарадоваться на способного ученика, внезапно проявившего невиданные таланты в математике , физкультуре , рисовании и даже в пении. Родители Сергея тоже не подозревают о подвохе и только радуются успехам псевдосына.

Урри раз за разом терпит неудачу, поражаясь уникальным способностям Электроника. При этом он твёрдо уверен, что у робота должна быть «кнопка», которая его выключит и позволит спокойно похитить.

Со временем Сыроежкин понимает, что остался не у дел, поскольку робот занял его место в жизни. Сознавая безысходность своего нового положения, Сергей решает «выйти из подполья», признавшись друзьям, что последние дни его в школе и дома заменял робот.

Урри не оставляет своих попыток. В итоге, с помощью чемодана, парализующего робота, ему удаётся украсть Электроника и в этом чемодане на мотоцикле вывезти за границу. Доставив робота Стампу, Урри вместо благодарности получает недоверие: заказчик не верит, что у Электроника нет кнопки, и «лучшего гангстера» лишают свободы, обвиняя его во лжи. Однако, постепенно Стамп понимает, что с Электроником действительно лучше разговаривать как с человеком, а не как с роботом. Наивным, но всё же человеком. Обманом он готовит его к «ограблению века», в котором всю «грязную» работу должен будет выполнить робот.

Тем временем на родине Электроника творится хаос. Учителя признают недействительными все «пятёрки», которые успел получить Электроник, замещая Сыроежкина, и требуют от последнего немедленной пересдачи по всем предметам. Общественное мнение недвусмысленно указывает Сыроежкину, что он просто обязан выучить все школьные дисциплины и сдать их не хуже робота. С большим трудом у него это получается.

Между тем, за границей происходит «преступление века». Убедив Электроника (для которого всеобщее благо и правда превыше всего), что в здании галереи (всего-навсего закрытой на ночь) находятся великие полотна художников всех времён, которые правительство не даёт лицезреть простым горожанам, Стамп просит Электроника и Рэсси (с участием Урри, заключённого в бронзовую фигуру) изъять полотна из здания, чтобы потом их «выставить на всеобщее обозрение». Электроник через передатчик пытается связаться с Сыроежкиным, чтобы тот прояснил ему ситуацию, но безуспешно (второй аналогичный прибор утерян), и ему никто не отвечает. Люди Стампа, обманув легковерных охранников, доставляют в музей Электроника с Рэсси, загримированных под скульптуру «Мальчик с собакой» ( герб города, где происходит ограбление), и Урри внутри бронзовой фигуры. Электроник отключает сигнализацию и впускает внутрь бандитов. Похищенные картины, Урри в бронзовой фигуре и Электроника с Рэсси они запирают в фургоне грузовика и вывозят из музея. По дороге Урри «раскрывает глаза» Электронику на истинный облик Стампа, и Электроник решает исправить свою ошибку, вернув картины. Он захватывает грузовик и направляется обратно в музей, преследуемый бандитами. Действуя согласно полученной наконец инструкции (второй приёмо-передатчик нашёлся), Электроник запускает стоящие уже много лет башенные часы и прикрепляет вырезанные грабителями из рам поло́тна к поворотному механизму, выходящему на площадь. Бой часов будит весь город, полотна вращаются напоказ всему городу, разочарованный Стамп покидает музей ни с чем, а Электроник и Рэсси забираются на шпиль здания и замирают там, как мальчик с собакой на городском гербе.

Проходит какое-то время и Громов привозит Электроника к школе. Все ученики высыпают ему навстречу. За кадром звучит песня «Ты — человек».

В фильме снимались

В главных ролях

  • Володя ТорсуевЭлектроник
  • Юра ТорсуевСергей Сыроежкин
  • Николай Гринькопрофессор Громов
  • Елизавета НикищихинаМаша, ассистент Громова
  • Вася СкромныйМакар Гусев
  • Оксана АлексееваМайя Светлова
  • Максим КалининКорольков
  • Женя ЛившицЧижиков
  • Дима МаксимовСмирнов
  • Валерия СолуянКукушкина
  • Николай КараченцовУрри
  • Владимир БасовСтамп

В ролях

  • Майя Булгаковадиректор школы
  • Евгений Весникучитель математики Таратар
  • Николай Боярскийучитель физкультуры
  • Роза Макагоноваучительница пения
  • Марина Самойловаучительница рисования
  • Наталья Васаженкомама Сыроежкина
  • Юрий Черновпапа Сыроежкина
  • Лев ПерфиловЛюг, гангстер в банде Стампа
  • Геннадий ЯловичБри, гангстер в банде Стампа
  • эрдельтерьер Чингиз — Рэсси, собака Электроника

Песни исполняют

У Володи и Юры Торсуевых были звонкие голоса, но, к сожалению, совершенно не поставленные. К тому же во время съёмок их голоса начали ломаться и поэтому при монтаже все их реплики были переозвучены другими актёрами. Это и объясняет, почему Сыроежкин и Электроник на протяжении всего фильма говорят совершенно разными по звучанию голосами — Сыроежкин хрипит, а у Электроника голос имеет мелодичный оттенок (в книге Электроник, наоборот, разговаривает хриплым скрипучим голосом).

  • за Сыроежкина — поётЕлена Камбурова, говоритИрина Гришина
    • «Мы маленькие дети»
    • «До чего дошёл прогресс»
    • «Грустная песенка Сыроежкина»
    • «Это что же такое»
  • за Электроника — поёт Елена Шуенкова
    • «Крылатые качели»
    • «Это знает всякий»
    • «Бьют часы на старой башне»
    • «Ты — человек»

Песни из фильма вскоре после телепремьеры вышли на пластинке журнала « Кругозор » (№ 8 за 1980 год), на гибкой пластинке завода «Грамзапись» — в обоих случаях был записан голос Электроника «из фильма» (то есть голос Елены Шуенковой, но это не была фонограмма фильма, а ещё один вариант записи). На диске фирмы « Мелодия » песни Электроника (за исключением песни «Ты — человек») записаны в исполнении солистов из Большого Детского Хора .

Съёмочная группа

  • Автор сценария:Евгений Велтистов
  • Режиссёр:Константин Бромберг
  • Оператор-постановщик:Александр Полынников
  • Художник-постановщик:Владимир Лыков

Признание и награды

Подбор актёров

Планировалось, что Электроника и Сыроежкина сыграет один мальчик, но режиссёр задумал снимать близнецов, в поисках которых ассистенты отсмотрели больше сотни пар двойняшек по всему Союзу . Владимир и Юрий Торсуевы были по счёту 386-ой парой. Направление на пробы им дала завуч школы № 23, где они тогда учились. На пробы мальчики пришли зимним днём, когда стоял мороз под 40 градусов, и, кроме них, больше на встречу никто не пришёл. От исполнителей Сыроежкина и Электроника требовалось, чтобы они умели играть на гитаре, танцевать под музыку, ездить на мопеде и хотя бы немного петь. Торсуевы умели и то, и другое, и помимо всего остального занимались в музыкальной школе. И поэтому в тот день и выбрали именно их, хотя сначала на главные роли искали мальчиков помладше.

На пробах ребятам нужно было разыграть сцену в гараже, когда Сыроежкин объясняет Электронику, что значит быть человеком. При подготовке к сцене у братьев завязался спор, кто кого будет играть, так как обоим хотелось играть положительного Электроника. В конечном счёте Володя уступил Юре роль Электроника, потому что Юра был старше. И под таким распределением их и утвердили в фильм, однако буквально в первый же съёмочный день Константину Бромбергу что-то не понравилось в их игре и он поменял их местами.

Но, когда утвердили Торсуевых, обнаружилось, что утверждённый до этого на роль верзилы-хулигана Макара Гусева мальчик был ниже их ростом. В итоге всё внимание ассистентов по подбору переключилось на подбор исполнителя этой роли. Сыгравшего в конечном Гусева Васю Скромного нашли случайно и при забавных обстоятельствах. Он скатился с перил на второго режиссёра фильма Юлию Константинову, когда она в последний решающий день заглянула в одесский интернат.

Роль девочки Майи Светловой Константин Бромберг предлагал уже прославившейся Красной Шапочке Яне Поплавской , но юная звезда закапризничала и отказалась. На роль Майи также претендовала никому не известная тогда Оксана Фандера , но в фильме ей досталась лишь эпизодическая роль школьницы, которая всё время путает фамилию Чижикова. Сыгравшая в конечном итоге Майю Оксана Алексеева сама пришла на съёмки и, подойдя к оператору фильма Константину Апрятину, наивно спросила: «А когда же я буду сниматься?» Апрятин сам сделал пробу и так Оксана попала в картину.

Максима Калинина, который сыграл Королькова, нашли в бассейне «Динамо» и прямо там же сделали пробу, которую занесли в картотеку киностудий. Когда же с ним сделали пробу к «Электронику», то она ему очень не понравилась и он до сих пор не знает, чем тогда приглянулся Бромбергу. К тому же, как выяснилось, по замыслу художника-постановщика Владимира Лыкова, персонаж Корольков («Профессор») должен был выглядеть как долговязый блондин в очках. Однако утверждённый на эту роль Максим Калинин представляет собой полную противоположность — невысокий, черноволосый и с нормальным зрением. [1]

На роль профессора Громова пробовались Ростислав Плятт (его профессор показался слишком вальяжным), Бруно Фрейндлих (актёр сразу после проб заболел), Леонид Броневой (он разругался с оператором) и Алексей Сафонов .

Роль ассистентки Громова Маши предлагали Ирине Муравьёвой , но у неё был слишком плотный график. Лия Ахеджакова не попала в фильм из-за слишком неуживчивого характера. У Евгении Ханаевой не получился дуэт с Николаем Гринько. А появившаяся на пробах Елизавета Никищихина так здорово отыграла вместе с ним, что режиссёр сразу её утвердил.

Когда Константина Бромберга спросили, кого он видит в роли шефа бандитов Стампа, он ответил: « Луи де Фюнеса », — после чего ассистент позвонила Анатолию Папанову , но тот был занят.

На роль учителя физкультуры Ростислава поначалу утвердили Сергея Филиппова , но он заболел. Ходили разговоры, что Филиппов вообще «ненадёжен», потому что в любой момент может уйти в запой. В итоге учителем физкультуры стал Николай Боярский , дядя Михаила Боярского .

Места съёмок

В начале фильма ассистентка Громова Маша принимает Урри за монтёра из Мосэнерго . Однако город, в котором происходит действие, явно не Москва . На это указывают многие детали: расположение вблизи морского побережья (хорошо видно в эпизоде побега Электроника), отсутствие реки, особенности застройки и планировки. В первую очередь это заметит тот, кто хорошо знает Одессу , так как основная часть съёмок прошла именно там.

Эпизод, в котором на Майю в парке нападают хулиганы, был снят в одесском парке имени Ленина (теперь дендропарк «Победа»), но почему-то в разных местах, потому что вначале на заднем плане заметна группа деревьев, а уже в следующей сцене (знакомство с Сыроежкиным) за спиной у Майи оказываются одинокое дерево и неизвестно откуда взявшаяся эстрадная площадка. В этом же парке расположен искусственный водоём, где Электроник проявляет интерес к собакам.

Прямо рядом с парком на проспекте Шевченко, 31 стоит Дворец Спорта (был построен за год до съёмок), куда приезжает Сыроежкин для медицинского обследования перед матчем между командами «Интеграл» и «Альбатрос», и где Сыроежкин и Электроник наблюдают в окно, как Майя и другие девочки занимаются гимнастикой (но в действительности через это окно можно было видеть только холл с вешалками). Сегодня здание используется многопланово: как собственно Дворец Спорта, как торговый центр, как выставочный центр, как концертный зал и как самая большая в Одессе дискотека. Фонтан на площадке перед входом, который заметен в фильме, сегодня заасфальтирован и на его месте открыта автостоянка. К сожалению, ледового катка в здании больше нет, потому что холодильное оборудование полностью разрушено.

Там же, на проспекте Шевченко, 1 находится здание Национального политехнического университета (тогда дворец культуры студентов Одесского политехнического института), мимо которого в начале фильма Сыроежкин убегает от Гусева. Магазин игрушек (где Электроник устраивает очередное представление и позже забирает оттуда Рэсси) располагался на улице Ленина, 14 (теперь Ришельевская). Сегодня в помещении бывшего магазина располагается филиал украинского банка. Дом Сыроежкина находится на улице Свердлова, 29 (сейчас Канатная). На той же улице сбоку здания облисполкома (83) была снята первая встреча Сыроежкина с Электроником.

События в «заграничном городе» снимались в вильнюсских районах Лаздинай и Старый город . Музей с картинной галереей в «заграничном городе» снимался во дворе Тракайского замка . В кадр также попал легендарный костёл Святой Анны (на протяжении фильма мимо него несколько раз проезжает банда Стампа). В Лаздинай также находится средняя школа № 36, во дворе которой был снят финал фильма («Ты — человек»).

Эпизоды внутри часовни, которую чинит Электроник, и эпизоды в классных комнатах снимались в декорациях на Одесской киностудии.

Источник Источник Источник Источник http://www.liveinternet.ru/users/3830109/post130358077/
Источник Источник http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/146828
Источник Источник Источник Источник http://www.liveinternet.ru/users/3830109/post130358077/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Автозвук и дополнительное оборудование: как улучшить звучание и функциональность вашего автомобиля

Автозвук и дополнительное оборудование: как улучшить звучание и функциональность вашего автомобиля

Автозвук и дополнительное оборудование становятся важными аспектами для всех, кто стремится улучшить свой автомобиль, сделать его более комфортным и функциональным. Подключение современной аудиосистемы, установка сабвуферов, усилителей и дополнительных компонентов – это не только способ улучшить качество звука, но и шаг к созданию персональной атмосферы внутри автомобиля. На странице https://pro-service.cc вы можете узнать более подробную информацию. […]

Сабвуфер: как правильно установить его для максимально качественного звука

Сабвуфер: как правильно установить его для максимально качественного звука

Правильная установка сабвуфера важна для достижения качественного звука в любой акустической системе. В этой статье мы рассмотрим основные шаги, которые помогут оптимально разместить и настроить сабвуфер. Выбор места для установки Первое, что следует сделать при установке сабвуфера, – выбрать подходящее место. Размещение устройства в помещении играет ключевую роль в формировании звуковой картины. Лучше всего избегать […]