Как читать автомобильные электросхемы — примеры, объяснения
Как читать автомобильные электрические схемы
Выход из строя электронных компонентов современного автомобиля может приводить к его полному обездвиживанию. Хорошо, если это случилось у вашего дома или работы, но если такое случается на трассе или на природе — такая поломка может обойтись вам крайне дорого: как в плане денег, так и в плане потерянного времени и даже (надеюсь до такого не дойдет) здоровья!
Почему полезно разбираться в автоэлектрике
Даже если у вас не технический склад ума или ваш доход позволяет вам не задумываться о таких мирских мелочах — замена обычного сгоревшего предохранителя в долгом пути позволит вам значительно облегчить жизнь. Я уж не говорю о тех случаях, когда сервисмэны, не желая разбираться в проблеме вашего автомобиля, призывают вас менять все датчики подряд, тратя на эту «карусель» значительные суммы денег (что кстати иногда не гарантирует положительного результата). По-этому, я предлагаю вам не сдаваться раньше времени и попробовать самостоятельно диагностировать поломку вашего автомобиля, а для этого было бы неплохо иметь под рукой электрические схемы, и самое главное — уметь их читать и понимать.
Электросхемы? — разберется даже школьник!
Встретив впервые принципиальную электрическую схему автомобиля, я понял, что принципы ее построения и обозначение на ней элементов — стандартизированы, и те элементы, которые присутствуют во всех автомобилях — обозначаются одинаково, независимо от производителя автомобиля. Достаточно один раз разобраться, как читать такие электросхемы, и вы с легкостью сможете понимать, что на ней изображено, даже если вы впервые видите конкретную схему от конкретного автомобиля и даже ни разу не лазили к нему под капот.
Графические обозначения элементов схемы могут слегка отличаться, к тому же бывают черно-белые варианты исполнения и цветные. Но буквенное обозначение везде одинаково. Помимо принципиальных электрических схем полезно иметь схемы, на которых обозначено физическое расположение (в пространстве) на кузове различных жгутов, разъемов и точек заземления — это поможет вам быстро отыскать их. Итак, давайте взглянем на примеры таких схем, а потом приступим к описанию их элементов.
Пример принципиальной электрической схемы автомобиля
На принципиальной схеме не указано физическое взаимное расположение элементов, а лишь показано, как эти элементы связаны друг с другом. Важно понимать, что если два элемента на такой схеме изображены рядом друг с другом — на самом кузове они могут быть совершенно в разных местах.
Схематическое расположение электрических компонентов на кузове
Такая схема несет другой тип информации: трассировка кабельных кос и приблизительное расположение разъемов на кузове.
Трехмерная точная схема расположения электрических компонентов автомобиля
Встречаются и такие схемы, на которых уже точно показано, как и куда проходят кабельные трассы в кузове автомобиля, а также точки заземления.
Стандартные элементы принципиальной схемы автомобиля
Приступим же, наконец, к рассмотрению элементов схемы и научимся ее читать.
Стандартные цепи питания и соединение элементов
Цепи питания — элементы схемы передающие ток, изображаются линиями: в верхней части схемы изображены цепи с положительным потенциалом («плюс» аккумулятора), а внизу — с нулевым, т.е. земля (или «минус» аккумулятора).
Цепь 30 — идет от плюсовой клеммы аккумулятора, 15 — от аккумулятора через замок зажигания — «Зажигание 1» Цепь под номером 31 — заземление
Некоторые провода также имеют цифровое обозначение в месте подключения к устройству, это цифровое обозначение позволяет не прослеживая цепь определить откуда он идет. Эти обозначение объединены в стандарте DIN 72552 (часто используемые значения):
Для удобства, соединения между элементами на цветных схемах изображены разными цветами, соответствующими цветам проводов, а на некоторых схемах также указывается сечение провода. На черно-белых схемах цвета соединений обозначаются буквами:
Иногда можно встретить пустую окружность в узле — это означает, что данное соединение зависит от комплектации автомобиля, линии при этом, как правило, подписаны.
Обозначение разъемов на электросхеме — коннекторы
Провода в автомобильной электропроводке соединяются несколькими способами, и один из них — разъемы (Connector). Обозначаются разъемы буквой «С» и порядковым номером. На рисунке слева вы видите схематическое изображение соединений участков провода через разъемы. Вообще, правильнее говорить не «пин №2», а «терминал №2», если встретите в схеме такое понятие, то теперь будете знать, что это порядковый номер соединения (контакта) в разъеме.
Ну а на этом рисунке видно, как нумеруются контакты в разъемах и как правильно их считать, чтобы узнать где какой пин. Контакты нумеруются со стороны «мамы» с верхнего угла слева на право построчно. Со стороны «папы», соответственно, зеркально.
Кстати, на многих форумах автомобильные разъемы почему-то называют «фишками», в гугле по поводу такой «этимологии» никакой информации нет. Если вы знаете или догадываетесь, откуда пошло такое название, пишите в комментариях, не стесняйтесь.
Соединение проводов в автомобиле — соединительные колодки (Splice)
Помимо разъемов (Connectors) провода в автомобиле соединяются при помощи пакета перемычек или соединительных колодок ( в электросхемах на английском — Splice). Обозначаются соединительные колодки, как вы видите на рисунке, буквой «S» и порядковым номером, например: S202, S301.
В некоторых электросхемах есть отдельное описание каждой колодки и расписано назначение проводов, подводимых к ней. Главная отличительная особенность колодки (Splice) от разъема (Connector) в том, что соединяется группа проводов: есть один входящий провод и группа исходящих потребителей, как правило, это шины питания.
Обозначение предохранителей на электросхемах
Еще один элемент электрической схемы, передающий энергию — предохранитель. Предохранители в автомобиле имеют два обозначения: Ef — предохранитель в моторном отсеке (engine fuse) и F (fuse) — предохранитель в салоне автомобиля. Как и во всех других случаях, после обозначения идет порядковый номер предохранителя и номинал тока ( в Амперах), на который он рассчитан. Все предохранители расположены рядом — в блоках предохранителей и реле.
Обозначение автомобильных реле: распиновка, контакты
Автомобильное реле имеет обычно 4 или 5 контактов, которые имеют стандартную нумерацию (но бывают и случаи, когда нумерация не совпадает). Два контакта при этом являются управляющими: 85 и 86, а остальные коммутируют контакты, по которым проходят значительные токи. Реле, как и предохранители, располагаются, в основном, в блоках под капотом и в салоне, но бывают случаи навесного монтажа реле в любом непредсказуемом месте, особенно при самостоятельной установке кем-либо.
Условные обозначения автомобильных датчиков на схемах
- Датчик холостого хода (ДХХ)
- Электронный блок управления (ЭБУ) двигателем
- Датчик температуры охлаждающей жидкости
- Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)
- Датчик абсолютного давления воздуха во впускном коллекторе (ДАД)
- Датчик давления в системе кондиционирования
- Датчик температуры воздуха во впускном коллекторе
На схеме выше представлены далеко не все датчики, которые могут быть в автомобиле. Условное обозначение датчиков также может отличаться, но все они обычно подписаны, как и все другие элементы, преобразующие энергию в электрической сети автомобиля.
Условные обозначение сложных элементов на автомобильных схемах — примеры схем
Теперь рассмотрим, как на электрической схеме обозначены более сложные и не стандартные элементы, такие как: стартер, катушка зажигания и другие и приведем несколько примеров схем, на которых они изображены. В различных схемах изображение таких элементов может меняться, но элементы всегда подписаны и интуитивно понятно нарисованы, по-этому, ниже будут приведены только некоторые из них, иначе эта статья растянется надолго.
- Аккумуляторная батарея (АКБ)
- Замок зажинагия
- Комбинация приборов
- Выключатель
- Стартер
- Генератор
Если вы помните школьный курс физики, то найдете на схеме, представленной выше, уже знакомые обозначения, например: электромотор, диод, ключ, элемент питания, лампа накаливания. Эти, знакомые почти каждому, условные обозначения помогают понять смысл и назначение приборов в бортсети автомобиля, преобразующих электроэнергию.
- Катушка зажигания
- Электронный блок управления двигателем (ЭБУ)
- Датчик положения коленчатого вала
На этой схеме уже появляется такой более сложный элемент схемы как — блок управления или контроллер. Каждый элемент сети автомобиля, имеющий микросхемы или транзисторные ключи в своем составе, помечается значком с изображением транзистора. Обращаю ваше внимание на то, что в данном примере выше, изображены далеко не все выводы ЭБУ — только те, которые нужны именно на этой схеме. На схемах ниже вы так же встретите изображение ЭБУ.
- Блок управления двигателем (ЭБУ)
- Октан-корректор
- Электромотор (в данном случае — бензонасос)
- Датчик концентрации кислорода
На этой схеме еще раз изображен ЭБУ, но уже с другими выводами, кстати, по нарисованным ключам на ЭБУ можно понять, какую функцию в данном случае выполняет контроллер: замыкает данные линии на землю, то есть запитывает элементы, подключенные к этим проводам и плюсовой клемме АКБ.
- Электромагнитный клапан рециркуляции отработавших газов
- Двухходовой клапан
- Гравитационный клапан
- Комбинация приборов
- Электронный блок управления двигателем
- Датчик скорости
На данном примере схемы мы встречаемся с изображением клапанов, прошу обратить внимание, что у двухходового клапана контакты пронумерованы, в отличие от остальных. На изображении датчика скорости изображен транзистор, значит в элементе присутствует полупроводниковый элемент.
- Переключатель наружного освещения
- Переключатель указателей поворота
- Переключатель корректора фар
- Корректор левой фары
- Левая фара автомобиля
- Корректор правой фары
- Правая фара автомобиля
На данной схеме изображены элементы управления освещением автомобиля. У таких сложных переключателей как замок зажигания или переключатель наружного освещения имеется набор контактов, между которыми в различных положениях переключателя коммутируется ток. На схеме прекрасно видно, в каком режиме переключателя какие контакты соединяются.
Автоэлектрика? Проще простого!
Итак, мы рассмотрели с вами самые распространенные элементы электрических схем автомобилей, посмотрели как они изображаются на схемах и какие ключевые особенности при этом присутствуют. Искренне надеюсь, что эта статья научила вас чему-нибудь или даже выручила вас в сложной ситуации с поломкой автомобиля. Если у вас появились вопросы, было бы здорово, если вы их напишете в комментариях под этой статьей. Всем огромной удачи на дорогах и увидимся в следующих статьях об автоэлектрике!
Электроника и электрика
Схемы оборудования и прочая промышленная электроника.
501 файл
- Сортировка
- Последние обновления
- Заголовок
- Наивысший рейтинг
- Дата начала
- Самые просматриваемые
- Самые скачиваемые
Parker 03-09 сервопривод. Паспорт (англ. яз.)
Обновлено 25 ноября, 2020
Размер 2М-5-21 электропривод асинхронный. Паспорт
Техническое описание Размер 2М-5-21 электропривод асинхронный глубокорегулируемый комплектный.
Обновлено 30 октября, 2020
Логика Т, элементы транзисторные. Паспорт
Паспорт на элементы транзисторные серии «Логика Т». Руководство по эксплуатации ОКМ.981.000
Может понадобится кому-то.
Обновлено 29 сентября, 2020
Кисель О.Б., Петров Г.А. Эксплуатация электрических машин и аппаратуры. М., «Колос», 1970г.
Кисель О.Б., Петров Г.А. и др. Эксплуатация электрических машин и аппаратуры. Москва, изд-во КОЛОС; 1970г., 280 стр.
В книге освещены вопросы эксплуатации в сельскохозяйственном производстве асинхронных двигателей, машин постоянного тока синхронных генераторов, силовых и сварочных трансформаторов а также низковольтной пусковой и регулирующей аппаратуры. Описана система технического обслуживания, организация хранения хранения и монтаж электрооборудования, даны сведения о специальных случаях работы электрических машин. Изложены правила техники безопасности при эксплуатации и обслуживании электроустановок. Авторы — работники Челябинского института механизации и электрификации сельского хозяйства. Издание рассчитано на массовые кадры электриков в сельском хозяйстве.
Обновлено 30 августа, 2020
Архипцев Ю.Ф., Котеленец Н.Ф. Асинхронные электродвигатели. М., Энергоатомиздат, 1986г.
Архипцев Ю.Ф, Котеленец Н.Ф. Асинхронные электродвигатели. Библиотека электромонтера. Выпуск 591. Издание второе, переработанное и дополненное. М., Энергоатомиздат 1986г, 104 стр.
Изложены вопросы работы асинхронных двигателей. Описаны основные режимы,механические и рабочие характеристики, особенности конструкции различных типов машин. Приведены рекомендации по выбору, эксплуатации и испытаниям асинхронных двигателей. Первое издание вышло в 1975г. Во 2-м издании рассмотрены технические характеристики особенности конструкции и модификации асинхронных двигателей серии 4А. Вопросы пуска рассмотрены с учетом широкого внедрения силовых полупроводниковых устройств.
Для квалифицированных электромонтеров и мастеров, занятых эксплуатацией и ремонтом двигателей.
Обновлено 30 августа, 2020
Прошивка ПЛК Delta SX2 для 3Е711ВФ2
Проект для среды ISPSoft под ПЛК Delta SX2 для управления плоскошлифовальным станком 3Е711ВФ2.
Состав контроллера:
ПЛК DVP20SX211S
Блок DI DVP32SM11N x2
Блок DO DVP32SN11TN x2
Блок RO DVP08SN11R
Описание внедрения в теме
В качестве задания режимов применены программные переключатели ПП-10. Из основных электрически-механических изменений в станке, связанных с работой ПЛК:
установлен ПЧ для регулировки скорости вращения двигателя насоса гидростанции — для регулирования скорости движения стола
сделан новый блок поперечной подачи
на базе датчика акустической эмиссии сделана система контроля касания круга и алмаза правящего устройства для точного учёта износа круга
добавлены кнопки для некоторых функций
добавлена 3-х цветная светосигнальная колонна
В принципе, можно механически не изменять ничего и просто заблокировать в программе некоторые функции.
ВНИМАНИЕ. Прошивка до конца не оттестирована, помешал карантин. Принципиально всё работает, но в некотором сочетании режимов (установке на 0 глубины или количества проходов на некоторых участках) некоторые участки обработки пропускаются. Новые версии будут заливаться по мере их появления, об исправлении всех косяков или обнаружении новых будет записать здесь. За любыми комментариями можно обращаться ко мне в ЛС.
Обновлено 22 апреля, 2020
БВ-4270 прибор управляющий. ЧИЗ, Челябинск. Паспорт, 1986г.
Паспорт на Прибор управляющий мод. БВ4270. Челябинский инструментальный завод (ЧИЗ), г. Челябинск.
Прибор предназначен для управления процессом обработки на круглошлифовальном станке с целью обеспечения постоянства размеров валов с непрерывной поверхностью. Применяется на центровых и патронных круглошлифовальных станках-автоматах и полуавтоматах.
Паспорт на прибор управляющий БВ-4270М, г. Челябинск
Обновлено 12 марта, 2020
Девотченко Ф.С. Замена обмотки трехфазных электродвигателей. Справочное пособие в трех частях. «Советская Кубань», 1991г.
Девотченко Ф.С. Замена обмотки трехфазных электродвигателей. Справочное пособие в трех частях. Изд-во «Советская Кубань», 1991г.
Часть 1. На ремонтных предприятиях и более в мелких мастерских не всегда имеется провод необходимого размера, коме итого ранее выпущенные электродвигатели с обмоткой старого стандарта необходимо заменять обмоткой нового стандарта, поэтому для сохранения сечения необходимо производить пересчет. На некоторые электродвигатели , чаще иностранных марок, отсутствуют обмоточные каталоги, к тому же среди них можно встретить и такие , в которых обмотка заменена ремонтниками с отклонением от параметров заводов- изготовителей – в результате чего они вышли из строя. Кроме того при технологической надобности приходится выполнять обмотку на другую частоту вращения или изменять напряжение или частоту. При этом во всех случаях требуется производить расчет не только сечения провода, но и количество эффективных проводников в пазу статора, а также все параметров обмотки. В данном пособии на основании многолетнего опыта приведены методы таких расчетов с помощью выведенных и преобразованных существующих формул, а также составленные таблицы магнитной индукции в зубцах и спинке сердечника статора не только по габаритам и числу полюсов но и с учетом серии и исполнения. Пособие предназначено для практиков — мастеров и обмотчиков, занимающих ремонтом электродвигателей с заменой всыпной обмотки трехфазных асинхронных электродвигателей.
Часть 2. Многоскоростные электродвигатели выпускаются с полюсно-переключаемыми обмотками(ППО).Частичный ремонт и полная замена которых проводятся по более сложным схемам в сравнении с односкоростными. Из-за большого разнообразия схем полюсно- переключаемых обмоток и того, что в существующей литературе они выполнены с развернутым расположением сторон катушек по пазам статора. Затрудняется их практическое выполнение. В этом справочном пособии для удобства и упрощения использования существующие схемы изменены и выполнены с условными катушечными группами что облегчает работу по замене полюсно-переключаемых обмоток. Помимо этого приведен простой расчет метод расчета обмоточных данных для электродвигателей, которых нет в каталогах и помещены обмоточные данные многоскоростных двигателей серий АИР; 4А; АО2, типа Т, лифтовых и высокочастотных преобразователей. Пособие предназначено для мастеров-практиков и обмотчиков.
Часть 3. Однофазные электродвигатели применяют в местах, где не предусмотрены трехфазные электрические сети. Обычно в быту, дачах, а также лабораториях, мелких мастерских и т.п. Дефицит однофазных двигателей можно компенсировать за счет переделки из трехфазных, у которых обмотка пришла в негодность. В данном пособии приводится простой и достаточно надежный метод пересчета обмоток с трехфазных на однофазные составлены схемы однослойных и двухслойных обмоток. Помещены готовые обмоточные данные, пересчитанные на однофазные с трехфазных электродвигателей серии А, АО, АО2 и 4А. имеются данные типов АОЛБ, АОДГ, АОЛД, АЕВ.
347 раз скачали
Обновлено 5 февраля, 2020
Как читать принципиальные схемы и радиодетали (УГО)
Особенности чтения схем
В принципиальных схемах проводники (или дорожки) обозначаются линиями.
Так обозначаются проводники, которые пересекаются, но они не имеют общего соединения и электрически друг с другом не связаны.
Общая точка
Часто у начинающих радиолюбителей возникает вопрос — что это за символ на схеме?
Это общая точка (GND, земля). Раньше ее называли общим проводом. Так обозначается единый провод питания. Обычно это минус питания. Раньше на схемах могли сделать общим проводом и плюс питания. В данном случае схема без общей точки выглядела бы вот так:
Общая точка с однополярным питанием визуально лучше и компактнее выглядит, чем если просто сделать единую линию между ними.
Еще общей точкой ее называют потому, что относительно нее можно измерять любые остальные точки на схемах. Например, ставите щуп мультиметра на общую точку, а вторым щупом можете проверить любую часть цепи на схеме.
Почему она может называться землей (GND)? Раньше в качестве общего провода могло использоваться шасси корпуса прибора. Из-за этого возникла путаница между заземлением и землей. Оно интерпретируется в контексте схемы. Та схема, что была разобрана выше — общая точка (земля) это просто минус питания. Другое дело это двуполярные источники тока и заземление.
Двуполярное питание и общая точка
В двуполярном питании общая точка — это средний контакт между плюсом и минусом.
Заземление
Примером заземления может послужить фильтр в компьютерных блоках питания.
С конденсаторного фильтра помехи идут на корпус блока питания. Это и есть заземление. А с блока питания они должны уходить в розетку, если у вас есть заземление, иначе сам корпус блока питания может быть под напряжением. Токи там не большие, они не опасны для жизни. Это делается с целью уменьшения импульсных помех в блоке питания и безопасности.
Иногда в блоках питания вместо корпуса помехи с конденсатора идут на общую точку. Это все зависит от конструкции и схемотехники. В этом случае помех будет больше, чем с заземлением.
А вообще, на схемах есть разные заземления. Например, в цифровой технике разделяют аналоговую землю и цифровую. чтобы не нарушать режимы работы схемы. Импульсные помехи могут повлиять на аналоговую часть схемы.
Номиналы радиодеталей
Вообще, в этом плане есть разногласия. Согласно ГОСТУ на текущий момент, номиналы деталей на принципиальных схемах не указывается. Это сделано ради того, чтобы не нагромождать схему информацией.
К принципиальной схеме прилагается список деталей, монтажная и структурные схемы, а также печатная плата.
Есть еще один общепринятый стандарт. На схемах указываются номиналы некоторых деталей и их рабочие напряжения.
Рассмотрим на схеме два конденсатора.
В данном случае C5 это неполярный конденсатор с емкостью 0,01 мкФ. Микрофарады могут обозначаться как мкФ, так и uF. А конденсатор С6 полярный и электролитический. На это указывает знак плюс возле УГО. Емкость С6 равна 470 мкФ. Номинальное рабочее напряжение указывается в вольтах. Здесь для С6 это 16 В.
Нанофарады обозначаются как nF.
Если на схеме нет приставки микрофарад (мкФ, uF), или нанофарад (нФ, nF) то емкость этого конденсатора измеряется в пикофарадах (пФ, pF). Такое условие не общепринятое, поэтому тщательно изучите схему, которую вы собираетесь читать или собирать. В фарадах (F) емкостей мало, поэтому используются мкФ, нФ и пФ.
Что такое даташит и для чего он нужен
Даташит (Datasheet) — это техническая спецификация, в которой указывается полная информация о радиодетали. Вся техническая информация, основная схема включения, параметры и типы корпусов указываются именно в этом документе.
Даташиты бывают на разных языках, в основном на английском. Есть и переведенные варианты.
Документация на микросхему NE555. Нарисован корпус и внешний вид детали.
Здесь подробно описывается микросхема, ее параметры и условия работы.
Такая документация есть на любую деталь. Это очень удобно и информативно, особенно при поиске аналогов. А помощью интернета поиск аналога деталей или схемы стал еще проще.
Еще даташит позволяет опознать неизвестную деталь или микросхему. Достаточно написать ее название в поисковике, добавить слово даташит, и в результатах поиска будет вся документация.
Как научиться читать принципиальные схемы
На самом деле есть только несколько способов. Это теория и практика. Если вы выучите обозначение радиодеталей, это еще не значит, что вы выучили схемотехнику. Это все равно, что выучить азбуку, но без грамматики и практики вы не выучите язык.
Теория — это схемотехника, книги, описание принципа работы схемы. Практика — это сборка устройств, ремонт и пайка.
Например простая схема усилителя на одном транзисторе.
Вход X1 плюс (левый или правый канал), X2 минус. Звуковой сигнал поступает на электролитический конденсатор C1. Он защищает транзистор VT1 от замыкания, поскольку транзистор VT1 постоянно открыт при помощи делителя напряжения на R1 и R2. Делитель напряжения устанавливает рабочую точку на базе транзистора VT1, и транзистор не искажает входной сигнал. Резистор R3 и конденсатор C2, которые подключены к эмиттеру транзистора VT1, выполняют функцию термостабилизации рабочей точки при повышении температуры транзистора. Электролитический конденсатор C3 накапливает и фильтрует питающее напряжение. Динамическая головка BF1 служит выходом звукового сигнала.
Можно ли это понять, только выучив обозначения радиодеталей без схемотехники и теории? Навряд-ли.
Еще сложнее дело обстоит с цифровой техникой.
Что это за микроконтроллер, какие он функции выполняет, какая прошивка и какие фьюзы в нем установлены? А вторая микросхема, какой это усилитель? Без даташитов и описания к схеме не получится понять ее работу.
Изучайте схемотехнику, теорию и практику. Просто выучив название деталей не получится разобраться в схемотехнике. Обозначение радиодеталей выучиться само по себе по мере практики и накопления знаний. Еще все зависит от выбранной отрасли. У связистов одна схемотехника, у ремонтников мобильной техники другая. А те, кто занимается звуком, не очень поймут электриков. Как и наоборот. Чтобы понять другую отрасль, ее схемотехнику и принципы работы нужно в нее погрузиться.
Принципиальные схемы это своего рода язык, у которого есть разные диалекты.
Поэтому, не следует строить иллюзии. Изучайте схемотехнику и собирайте схемы.
Принципиальные схемы помогают собирать устройства, и при изучении теории, понимать работу устройства. Без знаний и опыта, схема это просто схема.
Обозначения радиодеталей на принципиальных схемах
УГО — это условно графическое изображения радиодетали на схеме. Некоторые УГО различаются друг от друга.
Например, в США обозначение резисторов отличается от СНГ и Европы.
Из-за этого меняется восприятие схемы.
Однако внешне и по обозначениям они похожи. Или например, транзисторы. Где-то они чертятся с кругами, а где-то без. Могут различаться размеры и угол стрелок. В таблице представлены УГО отечественных радиодеталей.
Источник http://artsybashev.ru/cardriver/kak-chitat-elektricheskie-shemi-avtomobilya/
Источник http://www.chipmaker.ru/files/category/12/
Источник Источник http://tyt-sxemi.ru/chitat-ehlektricheskie-skhemy/