Виды систем питания двигателя | TopDetal

Какие бывают виды систем питания двигателя

Основным узлом любого автомобиля является его двигатель, в качестве которого применяется двигатель внутреннего сгорания (ДВС). В зависимости от применяемого топлива разнятся и виды систем питания двигателя, которые очень важны для нормальной работы мотора.

Виды систем питания двигателя

В зависимости от применяемой топливной жидкости двигатели, а, следовательно, и системы питания можно разделить на три основных вида:

  • бензиновые;
  • дизельные;
  • работающие на газообразном топливе.

Существуют и другие виды, но их применение очень незначительно.

В некоторых случаях классификация систем питания производится не по типу топлива, а по способу приготовления и подачи горючей смеси в камеру сгорания. В этом случае различают такие типы:

  • карбюраторный (эжекторный);
  • с принудительным впрыском (инжекторный).

Виды систем питания двигателя | TopDetal

Карбюраторная система

Такая система используется для бензиновых двигателей. Она основана на образовании смеси за счёт разрежения, создаваемого движением поршня. Воздух всасывается пассивно, перемешивается в диффузоре с распылённым топливом и поступает в цилиндр, где воспламеняется с помощью свечи зажигания. Такой механический способ имеет ряд недостатков, например — большой расход топлива и сложность конструкции.

Принудительный впрыск

Эта система стала логическим продолжением первой и заменила её. Работа основана на принудительной подаче дозированного количества топлива через форсунку. В зависимости от количества форсунок инжекторные виды систем питания двигателя бывают с распределённым (количество форсунок и цилиндров равно) и централизованным (одна форсунка) впрыском.

Дизельный двигатель имеет свою отличительную особенность: топливо подаётся через форсунку прямо в цилиндр, куда отдельно всасывается воздух. Воспламенение же происходит за счёт большого давления, создаваемого поршнем, поэтому свечи не применяются.

Устройство и виды топливных систем бензиновых и дизельных двигателей

Топливная система – важнейшая часть автомобиля, которая служит для подачи топлива из бака в камеру сгорания двигателя. Она состоит из множества элементов, предназначенных для транспортировки, фильтрации, учета, подготовки и отвода топлива. В статье подробнее рассмотрим топливные системы бензиновых и дизельных двигателей, а также узнаем, что такое линия возврата топлива (“обратка”) и зачем она нужна.

  1. Состав и функции системы подачи топлива
  2. Виды питания бензиновых двигателей
  3. Карбюраторные
  4. Инжекторные
  5. Схема, устройство и принцип работы для дизельного двигателя
  6. Common rail
  7. Разделенная и насос-форсунка
  8. Линия возврата топлива (“обратка”)
  9. Полезное видео

Состав и функции системы подачи топлива

Главная функция любой топливной системы – это подача необходимого количества топлива из бака в камеру сгорания в определенный момент времени. Функционально она разделяется на две основных системы:

  • транспортировка топлива, его фильтрация и создание давления в системе – выполняется механическими и гидравлическими устройствами;
  • расчет количества и момента впрыска топлива, а также распределение его по цилиндрам – осуществляется электронными устройствами.

Виды систем питания двигателя | TopDetal Топливная система автомобиля

В состав топливной системы входят следующие элементы:

  • Бак – герметичная емкость для хранения топлива.
  • Трубопроводы (прямой и обратный) – трубки и гибкие шланги, по которым осуществляется транспортировка топлива.
  • Фильтры (грубой и тонкой очистки) – выполняют очистку от механических загрязнений.
  • Регулятор давления – необходим для обеспечения заданного уровня давления.
  • Насос – как правило, погружной, приводимый в движение электродвигателем.
  • ТНВД – для систем непосредственного впрыска (дизельных двигателей).
  • Топливные форсунки.

Виды питания бензиновых двигателей

В зависимости от типа бензинового двигателя, различают топливные системы:

  • карбюраторные;
  • инжекторные.

Они имеют отличия в конструкции и рабочих параметрах.

Карбюраторные

Работа карбюраторной системы осуществляется по следующему принципу:

  1. Насос всасывает топливо из бака. При этом он обеспечивает невысокое давление, достаточное лишь для подачи топлива.
  2. Двигаясь по трубопроводу, топливо проходит фильтрацию.
  3. В специальной камере (карбюраторе) горючее смешивается с воздухом.
  4. Готовая смесь подается напрямую в цилиндры двигателя, где она сгорает.

Инжекторные

Топливная система инжекторного двигателя отличается тем, что имеет систему впрыска, принудительно нагнетающую топливо в камеру сгорания. Какое давление в топливной системе инжекторного двигателя создает насос зависит от типа впрыска:

  • С индивидуальными форсунками для каждого цилиндра (распределенный впрыск). Создаваемое насосом давление в топливной рампе составляет от 2,5 бар до 4 бар.
  • С одной форсункой (моновпрыск), подающей топливо для всех цилиндров двигателя. Простая схема, которая в современном автомобилестроении практически не используется из-за низкой экономичности.
  • Непосредственный впрыск. Форсунки установлены в головке блока цилиндров, что позволяет выполнять прямой впрыск топлива в цилиндры. В этом случае рабочее давление составит около 155 бар.

Схема работы топливной системы инжекторного бензинового двигателя:

  1. Насос через фильтры подает бензин в топливную рампу.
  2. Регулятор на рампе обеспечивает заданный уровень давления топлива.
  3. Форсунки, установленные на рампе, впрыскивают топливо в цилиндры.
  4. В момент подачи бензина в цилиндры подается и воздух, образуется топливовоздушная смесь.

Схема, устройство и принцип работы для дизельного двигателя

Системы подачи дизельного топлива имеют свои особенности. Различают три типа конструкций:

  • Сommon rail (или аккумуляторная);
  • С насос-форсунками;
  • Разделенные.

Common rail

Наиболее популярная топливная система для дизелей – аккумуляторная (или common rail). Она соответствует более высоким экологическим стандартам. Это обеспечивается благодаря независимости процессов впрыскивания дизеля от режимов работы двигателя.

Конструктивно система питания дизеля common rail имеет два основных контура:

  1. Участок низкого давления – состоит из топливного бака, насоса низкого давления, трубопроводов и фильтра.
  2. Участок высокого давления – состоит из топливного насоса высокого давления (ТНВД), трубопровода, рампы (аккумулятора) и форсунок.

Принцип работы топливной системы дизеля представляет собой следующую последовательность:

  1. Насос низкого давления нагнетает дизель из топливного бака в трубопровод.
  2. Проходя по трубопроводу через фильтры грубой и тонкой очистки дизель подается в насос высокого давления.
  3. ТНВД подает топливо в форсунки, с помощью которых происходит впрыск в цилиндры.
  4. Одновременно с впрыском топлива происходит подача воздуха.

Разделенная и насос-форсунка

Разделенная топливная система состоит из топливного бака, трубопроводов, ТНВД и форсунок. При этом насос и форсунки соединены длинными трубопроводами, рассчитанными на высокое давление. Разделенная схема активно применяется в отечественном автомобилестроении, поскольку отличается низкой стоимостью и простотой конструкции.

В свою очередь, насос-форсунка – устройство, одновременно создающее нужный уровень давления и производящие впрыск топлива. Она располагается в головке блока цилиндров и приводится в действие кулачковым механизмом. Прямая и обратная магистрали при этом реализованы как каналы, находящиеся непосредственно в головке блока.

Рабочее давление при такой схеме составляет до 2 200 бар.

Этот способ имеет важный недостаток – он характеризуется зависимостью давления от режима работы двигателя.

Линия возврата топлива (“обратка”)

Как правило, топливный насос имеет постоянную производительность, то есть закачивает топливо из бака в рампу под постоянным давлением. Двигатель же работает на разных режимах, потребляя разное количество топлива, в зависимости от его нагрузки. Таким образом, возникает необходимость контролировать давление и количество топлива в топливной рампе.

Этим занимается регулятор давления топлива, который сливает излишки топлива обратно в бак через линию возврата топлива, так называемую “обратку”. В настоящий момент существует два вида топливных систем, отличающихся наличием или отсутствием линии возврата топлива (обратной магистрали).

  1. Система подачи топлива с линией возврата. Топливо, которое не было впрыснуто форсункой, является избыточным и оно возвращается обратно в бак через регулятор, который расположен на топливной рампе, и линию возврата. Таким образом в топливном коллекторе поддерживается постоянное давление.
  2. Топливная система без линии возврата. Регулятор давления топлива в таких системах обычно устанавливается в модуле погружного топливного насоса. Избыточное топливо, подаваемое насосом, возвращается обратно в бак через короткую линию возврата. При этом в топливную рампу подается только то количество топлива, которое впрыскивается форсунками. Данная система имеет следующие преимущества – меньшая стоимость и меньший подогрев топлива в баке.

Полезное видео

Ознакомьтесь с дополнительной информацией о системе питания инжекторного двигателя на видео ниже:

Как правило, основные элементы топливной системы одинаковы для большинства моделей автомобилей, находящихся в одной категории. С другой стороны, практические характеристики могут изменяться, в зависимости от технических особенностей конкретного двигателя.

Система питания карбюраторных двигателей

Виды систем питания двигателя | TopDetal Виды систем питания двигателя | TopDetal Виды систем питания двигателя | TopDetal

Функции, устройство и принцип функционирования

Каждый автомобиль характеризуется таким понятием, как «запас хода». Он определяется расстоянием, которое автомобиль способен преодолеть на полном топливном баке без дополнительных заправок. На данный показатель оказывают влияние самые различные факторы: сезонные, погодные и природные условия движения, характер дорожного покрытия, степень загруженности автомобиля, индивидуальные особенности водителя при управлении транспортным средством и т.д.). Однако главенствующую роль в определении «аппетита» автомобиля играет система питания и ее правильная работа.

Виды систем питания двигателя | TopDetal
Система питания выполняет функции:

  1. подачи топлива, его очистки и хранения;
  2. очистки воздуха;
  3. приготовления специальной горючей смеси;
  4. подачи смеси в цилиндры ДВС.

Классическая система питания автомобиля состоит из следующих структурных элементов:

  • топливного бака, предназначенного для хранения горючего;
  • топливного насоса, выполняющего функции создания давления в системе и принудительной подачи топлива;
  • топливопроводов – специальных металлических трубок и резиновых шлангов для транспортировки горючего из топливного бака к ДВС (а излишков топлива – в обратном направлении);
  • фильтра (или фильтров) очистки топлива;
  • воздушного фильтра (для очистки воздуха от примесей);
  • устройства приготовления топливно-воздушной смеси.

Система питания имеет достаточно простой принцип работы: под воздействием специального топливного насоса горючее из бака, предварительно пройдя процедуру очистки топливным фильтром, по топливопроводам подается к устройству, предназначенному для приготовления топливно-воздушной смеси. И уже затем смесь подается в цилиндры двигателя.

Варианты системы питания

Основными видами горючего для ДВС являются бензин и дизельное топливо («солярка»). Газ (метан) так же относится к видам современного топлива, но, несмотря на широкую применяемость, пока не получил актуальности. Вид топлива является одним из критериев классификации систем питания ДВС.

В этой связи выделяют силовые агрегаты:

  1. бензиновые;
  2. дизельные;
  3. основанные на газообразном топливе.

Но наиболее признанной среди специалистов является типология систем питания двигателя по способу подачи топлива и приготовления топливно-воздушной смеси. Следуя данному принципу классификации, различаются, во-первых, система питания карбюраторного двигателя, во-вторых, система питания с впрыском топлива (или инжекторного двигателя).

Карбюратор

Карбюраторная система основана на действии технически сложного устройства – карбюратора. Карбюратор – это прибор, осуществляющий приготовление смеси топлива и воздуха в необходимых пропорциях. Несмотря на разнообразие видов, в автомобильной практике наибольшее применение получил поплавковый всасывающий карбюратор, принципиальная схема которого включает:

  • поплавковую камеру и поплавок;
  • распылитель, диффузор и смесительную камеру;
  • воздушную и дроссельную заслонки;
  • топливные и воздушные каналы с соответствующими жиклерами.

Подготовка топливно-воздушной смеси в карбюраторе осуществляется по пассивной схеме. Движение поршня в такте впуска (первом такте) создает в цилиндре разряженное пространство, в которое и устремляется воздух, проходя через воздушный фильтр и сквозь карбюратор. Именно здесь и происходит формирование горючей смеси: в смесительной камере, в диффузоре топливо, вырывающееся из распылителя, дробится воздушным потоком и смешивается с ним. Наконец, через впускной коллектор и впускные клапаны горючая смесь подается в конкретный цилиндр двигателя, где в необходимый момент и воспламеняется искрой от свечи зажигания.

Виды систем питания двигателя | TopDetal
Таким образом, система питания карбюраторного двигателя представляет собой преимущественно механический способ приготовления топливно-воздушной смеси.

Впрыск топлива

Эпоха карбюратора сменяется эпохой инжекторного двигателя, система питания которого основана на впрыске топлива. Ее основными элементами являются: электрический топливный насос (расположенный, как правило, в топливном баке), форсунки (или форсунка), блок управления ДВС (так называемые «мозги»).

Принцип работы указанной системы питания сводится к распылению топлива через форсунки под давлением, создаваемым топливным насосом. Качество смеси варьируется в зависимости от режима работы двигателя и контролируется блоком управления. Важным компонентом такой системы является форсунка. Типология инжекторных двигателей основывается именно на количестве используемых форсунок и места их расположения.

Виды систем питания двигателя | TopDetal
Так, специалисты склонны выделять следующие варианты инжектора:

  1. с распределенным впрыском;
  2. с центральным впрыском.

Система распределенного впрыска предполагает использование форсунок по количеству цилиндров двигателя, где каждый цилиндр обслуживает собственная форсунка, участвующая в подготовке горючей смеси. Система центрального впрыска располагает только одной форсункой на все цилиндры, расположенной в коллекторе.

Особенности дизельного двигателя

Как бы особняком стоит принцип действия, на котором основывается система питания дизельного двигателя. Здесь топливо впрыскивается непосредственно в цилиндры в распыленном виде, где и происходит процесс смесеобразования (смешивания с воздухом) с последующим воспламенением от сжатия горючей смеси поршнем. В зависимости от способа впрыска топлива, дизельный силовой агрегат представлен тремя основными вариантами:

  • с непосредственным впрыском;
  • с вихрекамерным впрыском;
  • с предкамерным впрыском.

Вихрекамерный и предкамерный варианты предполагают впрыск топлива в специальную предварительную камеру цилиндра, где оно частично воспламеняется, а затем перемещается в основную камеру или собственно цилиндр. Здесь горючее, смешиваясь с воздухом, окончательно сгорает. Непосредственный же впрыск предполагает доставку топлива сразу же в камеру сгорания с последующим его смешиванием с воздухом и т.д.

Виды систем питания двигателя | TopDetal
Еще одна особенность, которой отличается система питания дизельного двигателя, заключается в принципе возгорания горючей смеси. Это происходит не от свечи зажигания (как у бензинового двигателя), а от давления, создаваемого поршнем цилиндра, то есть путем самовоспламенения. Иными словами, в этом случае нет необходимости применять свечи зажигания.

Однако холодный двигатель не сможет обеспечить должный уровень температуры, требуемый для воспламенения смеси. И использованием свечей накаливания позволит осуществить необходимый подогрев камер сгорания.

Виды систем питания двигателя

В зависимости от применяемой топливной жидкости двигатели, а, следовательно, и системы питания можно разделить на три основных вида:

  • бензиновые;
  • дизельные;
  • работающие на газообразном топливе.

Существуют и другие виды, но их применение очень незначительно.

В некоторых случаях классификация систем питания производится не по типу топлива, а по способу приготовления и подачи горючей смеси в камеру сгорания. В этом случае различают такие типы:

  • карбюраторный (эжекторный);
  • с принудительным впрыском (инжекторный).

Виды систем питания двигателя | TopDetal

Режимы работы системы питания

В зависимости от целей и дорожных условий водитель может применять различные режимы движения. Им соответствуют и определенные режимы работы системы питания, каждому из которых присуща топливно-воздушная смесь особого качества.

  1. Состав смеси будет богатым при запуске холодного двигателя. При этом потребление воздуха минимально. В таком режиме категорически исключается возможность движения. В противном случае это приведет к повышенному потреблению горючего и износу деталей силового агрегата.
  2. Состав смеси будет обогащенным при использовании режима «холостого хода», который применяется при движении «накатом» или работе заведенного двигателя в прогретом состоянии.
  3. Состав смеси будет обедненным при движении с частичными нагрузками (например, по равнинной дороге со средней скоростью на повышенной передаче).
  4. Состав смеси будет обогащенным в режиме полных нагрузок при движении автомобиля на высокой скорости.
  5. Состав смеси будет обогащенным, приближенным к богатому, при движении в условиях резкого ускорения (например, при обгоне).

Выбор условий работы системы питания, таким образом, должен быть оправдан необходимостью движения в определенном режиме. » alt=»»>

Карбюраторные системы питания

Рассмотрим сначала карбюраторные системы питания, которые еще недавно были широко распространены. Они более просты и дешевы по сравнению с инжекторными, не требуют высококвалифицированного обслуживания в процессе эксплуатации и в ряде случаев более надежны.

Система питания топливом карбюраторного двигателя включает в себя топливный бак 1, фильтры грубой 2 и тонкой 4 очистки топлива, топливоподкачивающий насос 3, карбюратор 5, впускной трубопровод 7 и топливопроводы. При работе двигателя топливо из бака 1 с помощью насоса 3 подается через фильтры 2 и 4 к карбюратору. Там оно в определенной пропорции смешивается с воздухом, поступающим из атмосферы через воздухоочиститель 6. Образовавшаяся в карбюраторе горючая смесь по впускному коллектору 7 попадает в цилиндры двигателя.

Топливные баки в силовых установках с карбюраторными двигателями аналогичны бакам систем питания дизелей. Отличием баков для бензина является лишь их лучшая герметичность, не позволяющая бензину вытечь даже при опрокидывании ТС. Для сообщения с атмосферой в крышке наливной горловины бака обычно устанавливают два клапана — впускной и выпускной. Первый из них обеспечивает поступление в бак воздуха по мере расходования топлива, а второй, нагруженный более сильной пружиной, предназначен для сообщения бака с атмосферой, когда давление в нем выше атмосферного (например, при высокой температуре окружающего воздуха).

Фильтры карбюраторных двигателей аналогичны фильтрам, применяемым в системах питания дизелей. На грузовых автомобилях устанавливаются пластинчато-щелевые и сетчатые фильтры. Для тонкой очистки используют картон и пористые керамические элементы. Кроме специальных фильтров в отдельных агрегатах системы имеются дополнительные фильтрующие сетки.

Топливоподкачивающий насос служит для принудительной подачи бензина из бака в поплавковую камеру карбюратора. На карбюраторных двигателях обычно применяют насос диафрагменного типа с приводом от эксцентрика распределительного вала.

В зависимости от режима работы двигателя карбюратор позволяет готовить смесь нормального состава (а = 1), а также обедненную и обогащенную смеси. При малых и средних нагрузках, когда не требуется развивать максимальную мощность, следует готовить в карбюраторе и подавать в цилиндры обедненную смесь. При больших нагрузках (продолжительность их действия, как правило, невелика) необходимо готовить обогащенную смесь.

Виды систем питания двигателя | TopDetal

Рис. Схема системы питания топливом карбюраторного двигателя: 1 — топливный бак; 2 — фильтр трубой очистки топлива; 3 — топливоподкачивающий насос; 4 — фильтр тонкой очистки; 5 — карбюратор; 6 — воздухоочиститель; 7 — впускной коллектор

В общем случае в состав карбюратора входят главное дозирующее и пусковое устройства, системы холостого хода и принудительного холостого хода, экономайзер, ускорительный насос, балансировочное устройство и ограничитель максимальной частоты вращения коленчатого вала (у грузовых автомобилей). Карбюратор может содержать также эконостат и высотный корректор.

Главное дозирующее устройство функционирует на всех основных режимах работы двигателя при наличии разрежения в диффузоре смесительной камеры. Основными составными частями устройства являются смесительная камера с диффузором, дроссельная заслонка, поплавковая камера, топливный жиклер и трубки распылителя.

Пусковое устройство предназначено для обеспечения пуска холодного двигателя, когда частота вращения проворачиваемого стартером коленчатого вала невелика и разрежение в диффузоре мало. В этом случае для надежного пуска необходимо подать в цилиндры сильно обогащенную смесь. Наиболее распространенным пусковым устройством является воздушная заслонка, устанавливаемая в приемном патрубке карбюратора.

Система холостого хода служит для обеспечения работы двигателя без нагрузки с малой частотой вращения коленчатого вала.

Система принудительного холостого хода позволяет экономить топливо во время движения в режиме торможения двигателем, т. е. тогда, когда водитель при включенной передаче отпускает педаль акселератора, связанную с дроссельной заслонкой карбюратора.

Экономайзер предназначен для автоматического обогащения смеси при работе двигателя с полной нагрузкой. В некоторых типах карбюраторов кроме экономайзера для обогащения смеси используют эконостат. Это устройство подает дополнительное количество топлива из поплавковой камеры в смесительную только при значительном разрежении в верхней части диффузора, что возможно лишь при полном открытии дроссельной заслонки.

Ускорительный насос обеспечивает принудительный впрыск в смесительную камеру дополнительных порций топлива при резком открытии дроссельной заслонки. Это улучшает приемистость двигателя и соответственно ТС. Если бы ускорительного насоса в карбюраторе не было, то при резком открытии заслонки, когда расход воздуха быстро растет, из-за инерционности топлива смесь в первый момент сильно обеднялась бы.

Балансировочное устройство служит для обеспечения стабильности работы карбюратора. Оно представляет собой трубку, соединяющую приемный патрубок карбюратора с воздушной полостью герметизированной (не сообщающейся с атмосферой) поплавковой камеры.

Ограничитель максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя устанавливается на карбюраторах грузовых автомобилей. Наиболее широко распространен ограничитель пневмоцентробежного типа.

Неисправности и сервисное обслуживание

В процессе эксплуатации транспортного средства топливная система автомобиля испытывает нагрузки, приводящие к ее нестабильному функционированию или выходу из строя. Наиболее распространенными считаются следующие неисправности.

Недостаточное поступление (или отсутствие поступления) горючего в цилиндры двигателя

Некачественное топливо, длительный срок службы, воздействие окружающей среды приводят к загрязнению и засорению топливопроводов, бака, фильтров (воздушного и топливного) и технологических отверстий устройства приготовления горючей смеси, а также поломке топливного насоса. Система потребует ремонта, который будет заключаться в своевременной замене фильтрующих элементов, периодической (раз в два-три года) прочистке топливного бака, карбюратора или форсунок инжектора и замене или ремонте насоса.

Потеря мощности ДВС

Неисправность топливной системы в данном случае определяется нарушением регулировки качества и количества горючей смеси, поступающей в цилиндры. Ликвидация неисправности связана с необходимостью проведения диагностики устройства приготовления горючей смеси.

Утечка горючего

Утечка горючего – явление весьма опасное и категорически не допустимое. Данная неисправность включена в «Перечень неисправностей…», с которыми запрещается движение автомобиля. Причины проблем кроются в потере герметичности узлами и агрегатами топливной системы. Ликвидация неисправности заключается либо в замене поврежденных элементов системы, либо в подтягивании креплений топливопроводов.

Таким образом, система питания является важным элементом ДВС современного автомобиля и отвечает за своевременную и бесперебойную подачу топлива к силовому агрегату.

Система питания автомобиля используется для подготовки топливной смеси. Она состоит из двух элементов: топлива и воздуха. Система питания двигателя выполняет сразу несколько задач: очищение элементов смеси, получение смеси и ее подача к элементам двигателя. В зависимости от используемой системы питания автомобиля различается состав горючей смеси.

Система питания карбюраторного

Двигателя

Система питания карбюраторного двигателя предназначена для пригото­вления в определенной пропорции из топлива и воздуха горючей смеси, по­дачи ее в цилиндры двигателя и отвода из них отработавших газов.

Общее устройство и работа системы питания

Всистему питания двигателя автомо­биля ЗИЛ-130 (рис. 64) входят топ­ливный бак 10,

топливопроводы 7 от бака к фильтру-отстойнику
14
и к топливному насосу
19,
карбюратор
3,
воз­душный фильтр
2,
приемные трубы
16,
глушитель
15,
выпускная труба
13
глу­шителя. В систему питания входят так­жефильтр
18
тонкой очистки топлива, установленный между топливным насо­сом и карбюратором, впускной трубо­провод, на котором укреплен карбюра­тор, и выпускной трубопровод.

Рис. 63. Схемы вентиляции картера двигателей автомобилей: а —
ЗИЛ-130;
6 —
ГАЗ-24 «Волга»;
1
— воздушный фильтр вентиляции картера;
2
— воздухоподводящий канал;
3 —
клапан вентиляции;
4 —
стакан пружины;
5 —
пружина;
б —
шарик клапана; 7 —штуцер;
8
и
13
— маслоуловители;
9 —
трубка вентиляции картера;
10 —
впускной клапан;
11 —
воздушный фильтр;
12 —
шланг большого диаметра;
14 —
шланг малого диаметра;
15—
сетчатый фильтрующий элемент;
16
— впускной трубопровод;
17
— карбюратор;
18 —
щелевое отверстие

Схема систем питания и выпуска отработавших газов двигателя автомобиля ЗИЛ-130: 1

— канал подвода воздуха к воздушному фильтру;
2
— воздушный фильтр;
3
— карбюратор;
4 —
рукоятка ручного управления воздушной заслонкой; 5 — рукоятка ручного управления дроссельными заслонками;
6
— педаль управления дроссельными заслонками; 7 — топливопроводы;

— указатель уровня топлива; 9 — датчик указателя уровня топлива;
10
— топливный бак;

— крышка горловины топливного бака,

кран;
13
— выпускная труба глушителя;
14

фильтр-отстойник;
15
— глушитель;
16 —
приемные трубы;
17 —
выпускной трубопровод;

— фильтр тонкой очистки топлива;

Во время работы двигателя топливо из бака после предварительной очистки в фильтре-отстойнике насосом 19

по­дается к карбюратору. При такте впуска в цилиндре двигателя создается разре­жение, передающееся в карбюратор
ив установленный на нем воздушный фильтр. Очищенный воздух проходит в смесительную. камеру, где из жикле­ров подается топливо. Испаряющееся топливо перемешивается с воздухом, образуя горючую смесь. Из карбюрато­ра по впускному трубопроводу горючая смесь поступает в цилиндры двигателя. Газы, образовавшиеся после быстрого сгорания рабочей смеси в цилиндре, расширяются, давят на поршень, и он опускается вниз, совершая рабочий ход. После рабочего хода отработавшие газы через открытый выпускной клапан вытесняются поршнем в выпускной тру­бопровод 17.
Затем они поступают в приемные трубы
16
глушителя, вы­пускную трубу
13
и в атмосферу. Топли­во наливают в бак через горловину, за­крываемую крышкой
11.
Количество топлива, находящегося в баке, контро­лируют при помощи датчика
9
и указа­теля
8
уровня топлива.

Автомобильные бензины

Автомобильные двигатели (за исклю­чением газовых и дизельных) работают на бензине. По ГОСТ 2084-77* выпу­скаются бензины следующих марок: А-72, А-76, АИ-93, АИ-98. Буква А оз­начает, что бензин автомобильный; цифра — наименьшее октановое число, определенное по моторному методу; буква И указывает на то, что октановое число определено по исследовательско­му методу. Автомобильные бензины, за исключением бензина АИ-98, подразде­ляют на летние и зимние. Зимние бен­зины содержат увеличенное количество легкоиспаряющихся фракций, что улуч­шает условия пуска двигателя. В се­верных и северо-восточных районах СССР зимние бензины применяют в те­чение всего года. В остальных районах страны эти бензины применяют с 1 ок­тября до 1 апреля.

В автомобильные бензины А-76, АИ-93 и АИ-98 для повышения антиде­тонационной стойкости добавляют ан­тидетонатор — тетраэтилсвинец (ТЭС). Для отличия обыкновенных бензинов от этилированных последние окрашивают в желтый (А-76), оранжево-красный (АИ-93) и синий (АИ-98) цвета. Таким образом, выпускают бензины марки А-72 и марок: А-76, АИ-93 и АИ-98 (этилированные и неэтилированные). Этилированные бензины очень ядовиты и, попав в жидком виде и в виде паров на кожу или в дыхательные пути челове­ка могут вызвать тяжелые заболевания. Поэтому применять этилированные бен­зины для мытья деталей и рук категори­чески запрещено. При попадании этили­рованного бензина на кожу его необхо­димо немедленно стереть ветошью, смо­ченной в керосине.

В зависимости от состава горючей смеси нормальная скорость распростра­нения фронта пламени но камере сгора­ния различна, но не превышает 35 м/с. При детонации (взрывное горение) ско­рость распространения сгорания смеси доходит до 2000 м/с. При детонацион­ном сгорании возникает сильная волна давления, вызывающая вибрацию дета­лей. Работа двигателя с детонацией не­допустима, так как сопровождается ударной нагрузкой на поршни, порш­невые пальцы, шатунные и коренные подшипники, местным перегревом дета­лей, прогоранием поршней и клапанов,

дымным выпуском, снижением мощ­ности двигателя и увеличением расхода топлива. Возникновение детонацион­ного сгорания происходит в основном при неправильном подборе сорта топ­лива для двигателя с данной сте­пенью сжатия. На появление детона­ции влияют также конструкция камеры сгорания, размеры цилиндра, материал головки цилиндра, скоростной режим и нагрузка двигателя, нагарообразование на поршне и головке цилиндров, угол опережения зажигания и т. д.

От антидетонационных свойств бен­зина (его способности противостоять детонации) зависит возможность приме­нения этого бензина в двигателях, имеющих повышенную степень сжатия. Антидетонационные свойства бензина оценивают октановым числом. Бензин сравнивают со смесью из двух топлив: изооктана и гептана. Изооктан слабо детонирует, и для него октановое число условно принимают равным 100, а геп­тан сильно детонирует, и для него окта­новое число условно принимают равным нулю. Если смесь, состоящая, например, из 72 %

изооктана и 28 % гептана (по объему), по детонационным свойствам соответствует проверяемому бензину, то октановое число такого бензина равно 72 и т. д. Чем выше ок­тановое число бензина, тем с большей степенью сжатия может работать двига­тель без детонации на этом топливе.

Работая с бензином, необходимо строго соблюдать правила техники безопасности, так как бензин является легковоспламеняющейся жидкостью. Тара из-под бензина очень опасна, так как содержит пары, которые легко взрываются. Бензин, попавший на окра­шенные детали и резину, портит их, растворяя краску, лак и резину.

Гарантийный срок хранения автомо­бильного бензина всех марок (по ГОСТ 2084 — 77*) устанавливается 5 лет со дня его изготовления. По истечении гаран­тийного срока хранения автомобильный бензин перед применением должен быть проверен на соответствие требованиям стандарта.

Двигатели автомобилей ГАЗ-24-01 «Волга», ГАЗ-53А, ГАЗ-53-12 и ЗИЛ-130 работают на бензине А-76, а автомоби­лей ГАЗ-24 «Волга», ГАЗ-3102 «Волга», «Москвич-2140» и «Жигули» — на бен­зине АИ-93.

Горючая смесь

Для приготовления горючей смеси ис­пользуют топливо и воздух, причем оба компонента, входящие в состав смеси, должны быть тщательно очищены от механических и других примесей. Горю­чая смесь — это смесь, приготовленная в карбюраторе из паров мелкораспы­ленного топлива и воздуха. Горючая смесь, поступающая в цилиндры двига­теля, смешивается с отработавшими га­зами и образует рабочую смесь.

Состав горючей смеси характеризует­ся определенным соотношением масс топлива и воздуха. Для полного сгора­ния 1 кг бензина теоретически необхо­димо 14,9 кг воздуха (обычно при­нимают 15 кг). Однако количество воздуха, действительно расходуемого на приготовление горючей смеси, может быть больше или меньше теоретически необходимого. Поэтому состав горючей смеси принято характеризовать коэффи­циентом избытка воздуха, обозна­чаемым буквой а. Коэффициент а пред­ставляет собой отношение действитель­ного количества воздуха Ьд,

участвую­щего в процессе сгорания бензина, к теоретически необходимому количе­ству воздуха
Ь0,
т. е. а = /,дД,0.

Если в сгорании 1 кг бензина действи­тельно участвует 15 кг воздуха, т. е. столько, сколько теоретически необхо­димо, то а= 15/15=1, и такую смесь на­зывают нормальной. Горючую смесь, для которой а 1 называют бедной, так как в ней содержит­ся воздуха больше теоретически необхо­димого количества. Для более точного определения степени обогащения или обеднения горючей смеси различают следующие смеси: богатая (а = 0,70 ч-4-0,85); обогащенная (а = 0,85 ч- 0,95); обедненная (а= 1,05 ч-1,15); бедная (а = = 1,15 4-1,20).

При слишком большом обогащении или обеднении горючая смесь теряет способность воспламеняться. В первом случае это происходит из-за недостатка кислорода воздуха, а во втором вслед­ствие значительного избытка воздуха и небольшого количества бензина. Су­ществуют определенные пределы во­спламеняемости горючей смеси: для бо­гатой а= 0,5; для бедной а=1,35. Дви­гатель не должен работать на переобо­гащенных или переобедненных горючих смесях, так как в обоих случаях умень­шается его мощность и снижается эко­номичность.

Простейший карбюратор

Процесс приготовления горючей сме­си определенного состава из мелко­распыленного топлива и воздуха, проис­ходящий вне цилиндров двигателя, на­зывают карбюрацией, а прибор, в кото­ром происходит этот процесс, — карбю­ратором.

Принцип работы простейшего карбю­ратора аналогичен принципу работы пульверизатора и состоит в том, что жидкость под действием разрежения вытекает из распылителя (трубки) и, смешиваясь с воздухом, образует горю­чую смесь. Простейший карбюратор (рис. 65, а)

состоит из поплавковой ка­меры
8,
диффузора
3,
распылителя
4
с жиклером 7, смесительной камеры
6
и дроссельной заслонки 5. В поплавко­вой камере находится пустотелый по­плавок 9, шарнирно соединенный с осью и действующий на игольчатый клапан
10.
Топливо подается в поплав­ковую камеру насосом по трубопроводу /. Отверстие
2
соединяет поплавковую камеру с окружающим воздухом, поэто­му в камере постоянно поддерживается атмосферное давление. Поплавковая ка­мера карбюратора соединена со смеси­тельной камерой
6
распылителем
4,
в котором установлен жиклер 7.

Жиклер представляет собой металли­ческую пробку с небольшим калибро­ванным отверстием, через которое в единицу времени проходит определенная порция топлива. Выходной конец распылителя устанавливают в самом уз­ком месте диффузора — в горловине.

Простейший карбюратор работает следующим образом. При наполнении топливом поплавковой камеры 8

попла­вок 9 постепенно всплывает. При опреде­ленном уровне топлива игольчатый кла­пан
10
перекрывает отверстие в подво­дящем трубопроводе, и поступление топлива в поплавковую камеру прекра­щается. При такте впуска поршень в двигателе перемещается в НМТ, и в цилиндре создается разрежение, пере­дающееся в смесительную камеру кар­бюратора. Разрежение в этой камере зависит от положения дроссельной заслонки: с прикрытием заслонки раз­режение уменьшается, а с открытием — увеличивается. Пока двигатель не ра­ботает, в поплавковой камере и в рас­пылителе топливо находится на одном уровне, причем верхний конец распы­лителя располагается несколько выше уровня топлива (на 2 — 3 мм).

Во время работы двигателя посту­пающий в карбюратор воздух проходит через узкое сечение диффузора, в ре­зультате чего скорость воздуха в нем, а следовательно, и разрежение возра­стают. Создается перепад давлений между поплавковой камерой и диффузо­ром, благодаря чему топливо начинает фонтанировать из распылителя. Топли­во распыливается, перемешивается с воздухом, частично испаряется и в ви­де горючей смеси поступает в цилиндры двигателя. С изменением положения дроссельной заслонки значительно из­меняется состав горючей смеси, приго­товляемой простейшим карбюратором.

На рис. 65,6 представлены характери­стики простейшего / и идеального // карбюраторов. Они показывают изме­нение состава горючей смеси карбюра­тора в зависимости от нагрузки (от по­ложения дроссельной заслонки — в %

открытия). По мере открытия дрос­сельной заслонки в простейшем карбю­раторе горючая смесь все больше обо­гащается, причем только в двух случаях (точки
А
и
Б)
состав смеси совпадает с составом горючей смеси, приготовляе­мой идеальным карбюратором (при полностью открытой дроссельной за­слонке и при некотором промежуточ­ном ее положении). Таким образом, ос­новным недостатком простейшего кар­бюратора является невозможность при­готовления горючей смеси нужного со­става.

Режимы работы двигателя

Основными режимами работы авто­мобильного двигателя являются пуск двигателя, холостой ход и малые на­грузки, средние нагрузки, полные на-

Схема впускной системы карбюраторного двигателя и характеристики карбюраторов:

схема впускной системы с простейшим карбюратором;
6
— характеристики карбюраторов; / — трубопровод;
2 —
отверстие в поплавковой камере;
3 —
диффузор;
4 —
распылитель;
5
-дроссельная заслонка;
б —
смесительная камера; 7 —жиклер;
8 —
поплавковая камера;

поплавок;
10 —
игольчатый клапан; /—простейший карбюратор;
II
— идеальный карбюратор

грузки и резкие переходы с малых на­грузок на большие. При пуске двигате­ля необходима очень богатая смесь (а=0,2 4-0,6), так как частота вращения коленчатого вала мала, топливо плохо испаряется и часть его конденсируется на холодных стенках цилиндра.

Работа двигателя на режимах холо­стого хода и малой нагрузки возможна при а=0,7ч-0,8. Горючая смесь, посту­пающая в цилиндры двигателя, загряз­няется остаточными газами, поэтому обогащение смеси улучшает ее воспла­меняемость и способствует устойчивой работе двигателя.

Автомобильный двигатель большую часть времени работает на режиме сред­них нагрузок, т. е. с не полностью от­крытой дроссельной заслонкой. Для этого режима необходима обедненная смесь с коэффициентом избытка возду­ха а = 1,05 ч-1,15 (экономичная смесь), обеспечивающая экономичную работу двигателя.

При резком открытии дроссельной заслонки возможно обеднение горючей смеси, так как увеличивается количество поступающего воздуха. Карбюратор должен иметь устройство, предотвра­щающее это обеднение. С полной на­грузкой двигатель работает при разгоне автомобиля, движении с максимальной скоростью и преодолении крутых подъ­емов или тяжелых участков дороги. В этом случае для получения наиболь­шей мощности двигателя карбюратор должен приготовлять обогащенную смесь с коэффициентом а = 0,85-=-0,95.

§ 37. Главная дозирующая система и вспомогательные устройства карбюра­торов

Современные карбюраторы, приме­няемые на автомобильных двигателях, имеют главную дозирующую систему и вспомогательные устройства, обеспе­чивающие приготовление необходимой по составу горючей смеси в зависимо­сти от режима работы двигателя, а так­же ограничители максимальной частоты вращения коленчатого вала. В настоящее время к карбюраторам предъ­являют еще одно требование — обеспе­чение минимальной токсичности отра­ботавших газов, выбрасываемых в атмосферу при работе двигателя.

Главная дозирующая система.Работу двигателя на всех режимах, кроме его работы с малой частотой вращения на режиме холостого хода, обеспечивает главная дозирующая система. Для образования горючей смеси эта система подает наибольшую порцию топлива. При рассмотрении работы простейшего карбюратора было установлено, что с увеличением открытия дроссельной заслонки количество вытекающего из распылителя топлива возрастает бы­стрее, чем количество воздуха, проходя­щего через диффузор, т. е. горючая смесь обогащается тем больше, чем больше открывается дроссельная за­слонка. Предотвращение обогащения горючей смеси с увеличением открытия дроссельной заслонки называют ком­пенсацией ее состава. В карбюраторах применяют следующие способы компен­сации смеси: регулирование разрежения в диффузоре; установка двух жикле­ров — главного и компенсационного; пневматическое торможение истечения топлива (эмульгирование топлива в главной дозирующей системе). По­следний способ компенсации смеси по­лучил наибольшее распространение в карбюраторах. При любом способе компенсации главная дозирующая си­стема обеспечивает приготовление кар­бюратором при работе двигателя на средних нагрузках обедненной, т. е. эко­номичной горючей смеси.

Компенсация горючей смеси пневмати­ческим торможением истечения топлива.Топливо из поплавковой камеры 6

(рис. 66, а) поступает через главный жиклер 7 в колодец
4
и далее через эмульсион­ную трубку 5 с отверстиями в распыли­тель
1.
Трубка 5 сообщается с воздухом через жиклер
3.
При создании разреже­ния в диффузоре
9
из распылителя на­чинает фонтанировать топливо, уровень его в колодце понижается, и открывает­ся верхнее отверстие в эмульсионной трубке. Воздух, выходящий из трубки 5, смешивается с топливом, и эмульсия подается через распылитель
1
в смеси­тельную камеру карбюратора.

При увеличении открытия дроссель­ной заслонки возрастает расход топлива из колодца, и в трубке 5 открывается больше воздушных отверстий. Воздух, поступающий в распылитель, умень­шает разрежение у главного жиклера и замедляет (тормозит) истечение из не­го топлива, что и необходимо для обед­нения горючей смеси. Создание эконо­мичной смеси в этом случае возможно лишь при правильном подборе диаме­тров воздушного 3

и главного 7 (топ­ливного) жиклеров. Такой способ ком­пенсации горючей смеси использован в карбюраторах К-126Б, К-126Г, К-88АМ и др.

Пусковое устройство.Пуск двигателя, особенно в холодную погоду, затруд­нен, так как топливо плохо испаряется. Чтобы к моменту воспламенения рабочей смеси в цилиндре находилось доста­точное количество паров топлива, смесь необходимо сильно обогатить. Такое обогащение смеси обеспечивают с по­мощью воздушной заслонки 2

(рис. 66,
б),
установленной в воздушном па­трубке карбюратора. Воздушной за­слонкой управляет водитель из кабины при помощи тяги и кнопки.

При пуске двигателя заслонку при­крывают. В этом случае при вращении коленчатого вала в смесительной каме­ре 12

создается значительное разреже­ние, и топливо поступает из распылите­ля / карбюратора. При пуске холодного двигателя, когда масло густое, нельзя допускать большую частоту вращения коленчатого вала. Поэтому дроссель­ную заслонку
8
прикрывают. После пу­ска двигателя его прогревают при малой частоте вращения и воздушную заслонку постепенно открывают, иначе в двигатель будет поступать очень бога­тая смесь.

На воздушной заслонке установлен клапан 10,

удерживаемый в закрытом положении слабой пружиной
11.
При первых вспышках в цилиндрах двигате­ля, чтобы не было сильного обогащения смеси, клапан под действием давления воздуха открывается. Таким образом, при пуске двигателя через клапан
10
проходит необходимое количество воз­духа.

Система холостогохода. Во время ра­боты

Схемы систем и элементов карбюратора:

— схема системы компенсации смеси

пневматическим торможением истечения топлива; б —

схема действия воздушной заслонки;
в
— схема системы холостого хода; / — распылитель;
2 —
воздушная заслонка;
3
— воздушный жиклер;
4
— топливный колодец; 5 — трубка;
6
— поплавковая камера; 7 — главный жиклер;
8
— дроссельная заслонка; 9 —диффузор;
10
— клапан;
11
— пружина;
12
— смесительная камера;
13 —
отверстие в поплавковой камере; 14— топливный жиклер системы холостого хода; 15— канал системы холостого хода;
16
и
18 —
отверстия системы холостого хода;
17
— регулировочный винт двигателя на режиме холостого

хода (рис. 66, в) топливо поступает через жиклер 14

системы холостого хода, установленный в колодце
4.
Если дрос­сельная заслонка
8
прикрыта, то за ней создается сильное разрежение, и воздух с большой скоростью проходит через узкие щели между заслонкой и стенками патрубка. На выходе из канала
15
си­стемы холостого хода имеются отвер­стие
18
(ниже дроссельной заслонки) и отверстие
16
(выше этой заслонки). Около отверстия
18
образуется разреже­ние, передающееся в канал 75 и в коло­дец
4.
К топливу, поступающему в ка­нал 75 из колодца
4,
примешивается воздух, проходящий через жиклер
3.
Образовавшаяся эмульсия (смесь топ­лива с мелкими пузырьками воздуха) из канала 75 через отверстие
18
выходит в пространство за дроссельной заслон­кой, распыливается и, перемешиваясь с воздухом, образует горючую смесь. Через отверстие
16
в канал 75 и в про­странство за дроссельной заслонкой до­полнительно поступает воздух, что улучшает смесеобразование.

В случае дальнейшего открытия дрос­сельной заслонки при переходе на ре­жим малых нагрузок отверстия 16

и
18
оказываются под заслонкой, и эмульсия поступает из обоих отверстий. Так осу­ществляется плавный переход с режима холостого хода двигателя на режимы малых и средних нагрузок. Состав сме­си можно изменять регулировочным винтом 17.

При отвертывании винта возрастает разрежение в канале 75 и увеличивается расход эмульсии из от­верстия
18
— смесь обогащается. При завертывании винта
17
смесь обедняет­ся.

Экономайзер.Для получения от дви­гателя полной мощности необходима обогащенная смесь. Это достигается ис­пользованием специального устройства, называемого экономайзером. По спосо­бу управления экономайзеры бывают с механическим или пневматическим приводом. Экономайзер может по­давать топливо в смесительную камеру карбюратора непосредственно или через главную дозирующую систему. Он включается в работу, как правило, при почти полностью открытой дроссельной заслонке.

Экономайзер с механическим приво­дом (рис. 67, а) работает следующим образом. Пока дроссельная заслонка 8

прикрыта и двигатель работает на ре­жиме средних нагрузок, клапан
4
экономайзера

Схемы вспомогательных (дополнительных) устройств карбюратора:

— экономайзера с механическим приводом;
б
— ускорительного насоса; / — жиклер полной мощности;
2 —
тяга;
3
— пружина;
4 —
клапан

экономайзера; 5 — шток; б —

главный жиклер; 7 — смесительная камера;
8 —
дроссельная заслонка;
9 —
жиклер ускорительного насоса;
10 —
рычаг;
Л
— обратный клапан;
12 —
поршень;
13 —
поводок;
14
— клапан ускорительного насоса

пружиной 3

прижат к седлу и топливо поступает в смесительную ка­меру 7 только через главный жиклер
б.
При переводе двигателя на режим пол­ных нагрузок, что соответствует откры­тию дроссельной заслонки на 80 — 85% и более, тяга 2, шарнирно соединенная с заслонкой, опускается вниз и через шток 5 открывает клапан
4
экономайзе­ра. В смесительную камеру через жи­клер
1
полной мощности начинает пода­ваться помимо главного жиклера до­полнительное количество топлива, и горючая смесь обогащается.

Ускорительный насос.Для предотвра­щения обеднения горючей смеси при резких переходах с режима малых на­грузок на режим максимальных нагру­зок карбюраторы оборудованы ускори­тельными насосами, которые могут быть установлены отдельно или объеди­нены с экономайзерами.

В колодце ускорительного насоса установлен поршень 12

(рис. 67,
б)
со штоком, шарнирно соединенным с по­водком
13
тяги
2.
Дроссельная заслонка
8
рычагом
10
связана через промежу­точное звено с тягой
2.
При

закрытии заслонки тяга, поводок и поршень пере­мещаются вверх, и в колодец ускори­тельного насоса через обратный клапан 11

из поплавковой камеры поступает топливо. Ускорительный насос приво­дится в действие рычагом
10,
укреп­ленным на оси дроссельной заслонки. При резком открытии заслонки тяга
2
быстро опускается вниз и сжимает пружину
3
поводком
13.
Опускающийся поршень давит на топливо, обратный клапан
11
закрывается, а клапан
14
ускорительного насоса открывается; топливо впрыскивается через жиклер
9
в смесительную камеру 7 карбюратора. Пружина
3,
установленная на штоке пор­шня, обеспечивает затяжное, а не крат­ковременное действие ускорительного насоса и предохраняет его привод от механических повреждений.

При плавном открытии дроссельной заслонки топливо перетекает через за­зор между стенками колодца и поршня, поэтому впрыскивания топлива из ко­лодца в смесительную камеру не происходит. Перетеканию топлива из колодца ускорительного насоса в поплавковую камеру препятствует обратный кла­пан 11.

Если ускорительный насос не работает, то пружина плотно прижимает клапан
14
к седлу и топливо не посту­пает в смесительную камеру.

§ 38. Устройство и работа карбюраторов

Типы карбюраторов. Взависимости от направления движения воздушного по­тока и горючей смеси различают кар­бюраторы с падающим, восходящим или горизонтальным потоками. В боль­шинстве случаев на автомобильных дви­гателях применяют карбюраторы с па­дающим потоком, обеспечивающие луч­шее наполнение цилиндров горючей смесью и несколько большую мощность двигателя. Улучшение наполнения ци­линдров и повышение мощности проис­ходит вследствие более совершенной в этом случае конструкции впускного трубопровода и меньшего сопротивле­ния его движению горючей смеси. Кроме того, воздушный патрубок карбюратора расположен так, что на нем удобно устанавливать воздушный фильтр, легче проводить техническое обслуживание. Проще в этом случае и привод управле­ния карбюратором.

Поплавковые камеры.Если поплавко­вая камера сообщается с окружающим воздухом, то при изменении сопротив­ления воздушного фильтра (например, при загрязнении) возрастает разрежение в диффузоре, и горючая смесь значи­тельно обогащается. Такую поплавко­вую камеру называют несбалансирован­ной. Поплавковые камеры, соединенные каналом с воздушным патрубком, назы­вают сбалансированными (уравнове­шенными), и их делают герметичными. К ним поступает очищенный воздух, вследствие чего устраняется влияние воздушного фильтра на состав горючей смеси. При нарушении герметичности поплавковой камеры горючая смесь обогащается, что приводит к увеличе­нию расхода топлива и повышению токсичности отработавших газов. Если поплавковая камера несбалансированная, то необходимо внимательно сле­дить за состоянием воздушного филь­тра.

Карбюратор К-126Г.Устанавли­ваемый на автомобиле ГАЗ-24 «Волга» карбюратор К-126Г (рис. 68, а) —двух­камерный с падающим потоком, сба­лансированной поплавковой камерой. Дроссельные заслонки открываются по­следовательно. При нажатии на педаль управления дроссельными заслонками сначала открывается дроссельная за­слонка основной смесительной камеры. И только после того как она откроется не менее чем на 2/3 своего хода, на­чинает открываться вместе с ней дрос­сельная заслонка дополнительной ка­меры.

— общий вид;
б
— схема привода дроссельной заслонки дополнительной смесительной камеры; / и
8
— отверстия; 2 — корпус;
3
— воздушная заслонка;
4
— ось воздушной заслонки: 5 — жиклер системы холостого хода;
6 —
пробка фильтра; 7 — рычаг привода воздушной заслонки; 9 — регулировочный винт;
10
— тяга; // — корпус смесительных камер;
12
— рычаг малой частоты вращения;
13
— рычаг привода дроссельной заслонки основной смесительной камеры;
14
— регулировочный винт частоты вращения холостого хода;
15 —
ось дроссельной заслонки дополнительной камеры;
16
— рычаг, жестко соединенный с осью;
17
— палец рычага оси дроссельной заслонки дополнительной камеры;

кулиса;
19
— прорезь кулисы;
20 —
палец рычага оси дроссельной заслонки основной камеры;
21
— винт, ограничивающий закрытие дроссельной заслонки;
22 —
ось дроссельной заслонки основной смесительной камеры;

— радиусный паз кулисы;
24 —
возвратная пружина

Привод дроссельных заслонок карбю­ратора К-126Г работает следующим образом. При повороте рычага 13

(рис. 68,
б)
поворачивается ось
22
дроссель­ной заслонки основной смесительной камеры и палец
20
рычага, установлен­ного на оси рычага
13.
Пока палец пере­мещается по радиусному пазу
23
кулисы и не соприкасается с его торцом, откры­вается дроссельная заслонка только ос­новной смесительной камеры. При дальнейшем повороте рычага
13
палец
20
нажимает на торец радиусного паза
23
и начинает поворачиваться кулиса
18,
соединенная продолговатой прорезью

с пальцем
17
рычага
16,
установлен­ного на оси дроссельной заслонки до­полнительной камеры. Кулиса нажи­мает на палец
17,
который перемещает­ся в продолговатой прорези 79 и пово­рачивается по радиусу вместе с рычагом
16
и осью 75, и дроссельная заслонка дополнительной смесительной камеры начинает открываться одновременно с дроссельной заслонкой основной ка­меры. Возвратная пружина
24
в этом случае закручивается, а после прекраще­ния воздействия на рычаг
13
раскручи­вается, перемещая кулису в исходное положение, и плотно закрывает дрос­сельную заслонку дополнительной ка­меры.

К корпусу 4

(рис. 69, а) карбюратора сверху присоединена крышка
6
поплавковой камеры с воздушным патрубком, а снизу укреплен корпус
28
смеси­тельных камер с дроссельными заслон­ками. Крышка поплавковой камеры и корпус карбюратора отлиты из цинко­вого сплава, а корпус смесительных ка­мер — из алюминиевого сплава.

В корпусе карбюратора размещены поплавковая камера с поплавком 19

и игольчатым клапаном
17,
два боль­ших
37
и два малых 9 диффузора, два главных топливных жиклера
24,
два воздушных жиклера
8,
две эмуль­сионные трубки
25,
установленные в ко­лодцах, система холостого хода, уско­рительный насос, экономайзер с общим механическим приводом, а также другие детали. Поплавковая камера карбюра­тора имеет смотровое окно
21
для конт­роля за уровнем топлива и состоянием поплавкового механизма. В крышке по­плавковой камеры расположен сетчатый фильтр
18,
удерживаемый от смещения болтом.

Системы пуска двигателя, холостого хода и ускорительный насос размещены только в основной смесительной каме­ре. Распылитель 11

экономайзера уста­новлен в воздушном патрубке дополни­тельной камеры. Система пуска двига­теля имеет воздушную заслонку
12
с двумя предохранительными клапана­ми
13,
рычаг 7 (см. рис. 68, а), соеди­ненный тягой
10
с рычагом
12
малой частоты вращения. В систему холостого хода входят два жиклера: топливный
33
(рис. 69,
а)
и воздушный
16.
Выходные отверстия
30
и
31
системы холостого хода и регулировочный винт
32
распо­ложены в патрубке основной смеситель­ной камеры.

Главная дозирующая система есть в каждой смесительной камере. Она со­стоит из главного топливного жиклера 24,

воздушного жиклера
8,
эмульсион­ного колодца с эмульсионной трубкой
25
и двух диффузоров. Малый диффу­зор при помощи канала соединен с эмульсионным колодцем, т. е. распы­литель главной дозирующей системы выведен в горловину диффузора. Дрос­сельная заслонка
29
основной смеси­тельной камеры через систему тяг и рычагов связана с ускорительным насосом и экономайзером. Ускорительный насос состоит из поршня 7 с пружиной, шари­кового
1
и нагнетательного
15
клапанов и распылителя
14.
Основными частями экономайзера являются шток 5 приво­да, клапан
3,
жиклер
2
полной мощно­сти и распылитель
11.
При рассмотрении работы карбюра­торов необходимо помнить, что воз­душная и дроссельные (или дроссель­ная) заслонки карбюратора при раз­личных режимах работы двигателя за­нимают следующие положения:

пуск холодного двигателя

— воздуш­ная заслонка прикрыта, а дроссельные заслонки открываются на необходимую величину, так как они кинематически со­единены с воздушной заслонкой; после пуска двигателя воздушную заслонку постепенно открывают;

малая частота вращения холостого хода —

воздушная заслонка открыта полностью, а дроссельные приоткрыты;

средние нагрузки двигателя

— воздуш­ная заслонка открыта полностью, а дроссельные открыты примерно напо­ловину;

полная нагрузка двигателя

— воздуш­ная и дроссельная заслонки открыты полностью или почти полностью. Необ­ходимое обогащение горючей смеси, по­зволяющее получить максимальную мощность двигателя, обеспечивает всту­пающий в работу экономайзер или эконостат (рис. 69,6);

резкое открытие дроссельных засло­нок —

необходимая приемистость двига­теля достигается вступлением в работу ускорительного насоса.

Рассмотрим работу карбюратора К-126Г при различных режимах работы двигателя.

Пуск холодного двигателя. В работу вступают главная дозирующая система и система холостого хода ос­новной смесительной камеры. Топливо поступает через главный жиклер 24

(рис. 69) в колодец и эмульсионную трубку
25.
Из колодца оно по каналу подается в горловину малого диффузо­ра
9.
От главного жиклера
24
по от­дельному каналу топливо поступает

Схемы карбюратора К-126Г и дополнительной смесительной камеры:

— схема карбюратора;
б
— схема дополнительной смесительной камеры с эконостатом и переходной системой; / — шариковый клапан ускорительного насоса;
2
— жиклер полной мощности;
3
— клапан экономайзера;
4
— корпус; 5 — шток привода экономайзера;
6
— крышка поплавковой камеры;

7— поршень ускорительного насоса;

— воздушный жиклер главной дозирующей системы;
9
— малый диффузор;
10 —
балансировочный канал;
11 —
распылитель экономайзера;
12 —
воздушная заслонка;

— предохранительный клапан;
14 —
распылитель

ускорительного насоса; 15 —

клапан; 16 —

воздушный жиклер системы

холостого хода; 17 —

— фильтр;
19 —
поплавок;
20 —
отверстие для

трубки подачи топлива в карбюратор;

смотровое окно;
22
и
23 —
пробки;

главный топливный жиклер;

эмульсионная трубка; 26 —рычаг;
27
— отверстие для трубки вакуумного регулятора опережения зажигания;
28
— корпус смесительных камер;
29
— дроссельная заслонка основной смесительной камеры;
30 к 31 —
отверстия системы холостого хода;

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Типы систем питания

Различают следующие виды систем питания двигателя, отличающиеся местом образования смеси:

  1. внутри двигательных цилиндров;
  2. вне двигательных цилиндров.

Топливная система автомобиля при образовании смеси за пределами цилиндра разделяется на:

  • топливную систему с карбюратором
  • с использованием одной форсунки (с моно впрыском)
  • инжекторную

Назначение и состав топливной смеси

Для бесперебойной работы двигателя автомобиля необходима определенная топливная смесь. Она состоит из воздуха и топлива, смешанных по определенной пропорции. Каждая из этих смесей характеризуется количеством воздуха, приходящегося на единицу топлива (бензина).

Для обогащенной смеси характерно наличие 13-15 частей воздуха, приходящихся на часть топлива. Такая смесь подается при средних нагрузках.

Богатая смесь содержит менее 13 частей воздуха. Применяется при больших нагрузках. Наблюдается увеличенный расход бензина.

У нормальной смеси характерно наличие 15 частей воздуха на часть топлива. Обедненная смесь содержит 15-17 частей воздуха и применяется при средних нагрузках. Обеспечивается экономный расход топлива. Бедная смесь содержит более 17 частей воздуха.

Общее устройство системы питания

В системе питания двигателя имеются следующие основные части:

  • бак для топлива. Служит для хранения топлива, содержит насос для закачки топлива и иногда фильтр. Имеет компактные размеры
  • топливопровод. Это устройство обеспечивает поступление топлива в специальное смесеобразующее устройство. Состоит из различных шлангов и трубок
  • устройство смесеобразования. Предназначено для получения топливной смеси и подачи в двигатель. Такими устройствами могут быть инжекторная система, моновпрыск, карбюратор
  • блок управления (для инжекторов). Состоит из электронного блока, управляющего работой системы смешения и сигнализирующего о возникающих сбоях в работе
  • топливный насос. Необходим для поступления топлива в топливопровод
  • фильтры для очистки. Необходимы для получения чистых составляющих смеси

Карбюраторная система подачи топлива

Эта система отличительна тем, что смесеобразование происходит в специальном устройстве – карбюраторе. Из него смесь попадает в нужной концентрации в двигатель. Устройство системы питания двигателя содержит такие элементы: бак для топлива, очищающие фильтры для топлива, насос, фильтр для воздуха, два трубопровода: впускной и выпускной, карбюратор.

Схема системы питания двигателя реализуется так. В баке находится топливо, которое будет использоваться для подачи в двигатель внутреннего сгорания. Оно попадает в карбюратор через топливопровод. Процесс подачи может быть реализован с помощью насоса или естественным способом с помощью самотека.

Чтобы топливная подача осуществлялась в камеру карбюратора самотеком, то его (карбюратор) необходимо размещать ниже топливного бака. Такую схему не всегда можно реализовать в автомобиле. А вот использование насоса дает возможность не зависеть от положения бака относительно карбюратора.

Топливный фильтр очищает топливо. Благодаря ему из топлива удаляются механические частички и вода. Воздух попадает в камеру карбюратора через специальный фильтр для воздуха, очищающий его от частиц пыли. В камере происходит смешение двух очищенных составляющих смеси. Попадая в карбюратор, топливо поступает в поплавковую камеру. А после направляется в камеру смесеобразования, где соединяется с воздухом. Через дроссельную заслонку смесь поступает во впускной коллектор. Отсюда она направляется к цилиндрам.

После отработки смеси газы из цилиндров удаляются с помощью выпускного коллектора. Далее из коллектора они направляются в глушитель, который подавляет их шум. Из него они поступают в атмосферу.

Подробно об инжекторной системе

В конце прошлого столетия карбюраторные системы питания стали интенсивно заменяться новыми системами, работающими на инжекторах. И не просто так. Такое устройство системы питания двигателя обладало рядом преимуществ: меньшая зависимость от свойств окружающей среды, экономная и надежная работа, выхлопы менее токсичны. Но у них есть недостаток – это высокая чувствительность к качеству бензина. Если этого не соблюдать, то могут возникнуть неполадки в работе некоторых элементов системы.

Инжекторные топливные системы

Инжекторные топливные системы в настоящее время применяются гораздо чаще карбюраторных, особенно на бензиновых двигателях легковых автомобилей. Впрыск бензина во впускной коллектор инжекторного двигателя осуществляется с помощью специальных электромагнитных форсунок (инжекторов), установленных в головку блока цилиндров и управляемых по сигналу от электронного блока. При этом исключается необходимость в карбюраторе, так как горючая смесь образуется непосредственно во впускном коллекторе.

Рекомендуем: Какая коробка лучше: автомат или робот

Различают одно- и многоточечные системы впрыска. В первом случае для подачи топлива используется только одна форсунка (с ее помощью готовится рабочая смесь для всех цилиндров двигателя). Во втором случае число форсунок соответствует числу цилиндров двигателя. Форсунки устанавливают в непосредственной близости от впускных клапанов. Топливо впрыскивают в мелко распыленной виде на наружные поверхности головок клапанов. Атмосферный воздух, увлекаемый в цилиндры вследствие разрежения в них во время впуска, смывает частицы топлива с головок клапанов и способствует их испарению. Таким образом, непосредственно у каждого цилиндра готовится топливовоздушная смесь.

В двигателе с многоточечным впрыском при подаче электропитания к электрическому топливному насосу 7 через замок 6 зажигания бензин из топливного бака 8 через фильтр 5 подается в топливную рампу 1 (рампу инжекторов), общую для всех электромагнитных форсунок. Давление в этой рампе регулируется с помощью регулятора 3, который в зависимости от разрежения во впускном патрубке 4 двигателя направляет часть топлива из рампы обратно в бак. Понятно, что все форсунки находятся под одним и тем же давлением, равным давлению топлива в рампе.

Когда требуется подать (впрыснуть) топливо, в обмотку электромагнита форсунки 2 от электронного блока системы впрыска в течение строго определенного промежутка времени подается электрический ток. Сердечник электромагнита, связанный с иглой форсунки, при этом втягивается, открывая путь топливу во впускной коллектор. Продолжительность подачи электрического тока, т. е. продолжительность впрыска топлива, регулируется электронным блоком. Программа электронного блока на каждом режиме работы двигателя обеспечивает оптимальную подачу топлива в цилиндры.

Виды систем питания двигателя | TopDetal

Рис. Схема системы питания топливом бензинового двигателя с многоточечным впрыском: 1 — топливная рампа; 2 — форсунки; 3 — регулятор давления; 4 — впускной патрубок двигателя; 5 — фильтр; 6 — замок зажигания; 7 — топливный насос; 8 — топливный бак

Для того чтобы идентифицировать режим работы двигателя и в соответствии с ним рассчитать продолжительность впрыска, в электронный блок подаются сигналы от различных датчиков. Они измеряют и преобразуют в электрические импульсы значения следующих параметров работы двигателя:

  • угол поворота дроссельной заслонки
  • степень разрежения во впускном коллекторе
  • частота вращения коленчатого вала
  • температура всасываемого воздуха и охлаждающей жидкости
  • концентрация кислорода в отработавших газах
  • атмосферное давление
  • напряжение аккумуляторной батареи
  • и др.

Двигатели с впрыском бензина во впускной коллектор имеют ряд неоспоримых преимуществ перед карбюраторными двигателями:

  • топливо распределяется по цилиндрам более равномерно, что повышает экономичность двигателя и уменьшает его вибрацию, вследствие отсутствия карбюратора снижается сопротивление впускной системы и улучшается наполнение цилиндров
  • появляется возможность несколько повысить степень сжатия рабочей смеси, так как ее состав в цилиндрах более однородный
  • достигается оптимальная коррекция состава смеси при переходе с одного режима на другой
  • обеспечивается лучшая приемистость двигателя
  • в отработавших газах содержится меньше вредных веществ

Вместе с тем системы питания с впрыском бензина во впускной коллектор имеют ряд недостатков. Они сложны и поэтому относительно дорогостоящи. Обслуживание таких систем требует специальных диагностических приборов и приспособлений.

Наиболее перспективной системой питания топливом бензиновых двигателей в настоящее время считается довольно сложная система с непосредственным впрыском бензина в камеру сгорания, позволяющая двигателю длительное время работать на сильно обедненной смеси, что повышает его экономичность и экологические показатели. В то же время из-за существования ряда проблем системы непосредственного впрыска пока не получили широкого распространения.

Источник http://topdetal.ru/stati/kakie_byvayut_vidy_sistem_pitaniya_dvigatelya/
Источник Источник http://techautoport.ru/dvigatel/toplivnaya-sistema/toplivnye-sistemy-benzinovyh-i-dizelnyh-dvigateley.html
Источник http://koreec73.ru/dvigatel/toplivnaya-sistema-karbyuratornogo-dvigatelya.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Автомобильные аккумуляторы - все, что нужно знать о них

Автомобильные аккумуляторы — все, что нужно знать о них

Автомобильные аккумуляторы являются одним из наиболее важных компонентов любого транспортного средства. Они обеспечивают энергией все электрические устройства автомобиля, от запуска двигателя до подачи энергии на освещение и радио. В данной статье мы рассмотрим значимость аккумуляторов для автомобилей, их основные характеристики и важность правильного выбора, а также узнаем о предложениях по приобретению аккумуляторов в городе Казань. […]

Тюнинг впускной системы для улучшения производительности автомобиля

Тюнинг впускной системы для улучшения производительности автомобиля

В мире автомобильного тюнинга существует множество способов улучшить производительность автомобиля. Один из самых важных аспектов тюнинга — это оптимизация впускной системы. В этой статье мы рассмотрим значимость тюнинга впускной системы, основные компоненты этого процесса и преимущества, которые он может принести владельцу автомобиля. Значение впускной системы в автомобильном тюнинге Впускная система играет ключевую роль в работе […]

Яндекс.Метрика