Устройство системы питания двигателей газовым топливом

Устройство автомобилей

Система питания двигателя от газобаллонной установки

Устройство и работа газобаллонных установок

Газобаллонные установки характеризуются тем, что топливо при любом агрегатном состоянии вытекает из баллонов под значительным давлением. Поэтому в этих системах питания нет насосов, перекачивающих и подающих топливо, но введен редуктор, который позволяет снижать давление газа до рабочего, которое должно быть примерно равно атмосферному давлению или несколько превышать его.

При работе на сжатом газе исходное давление в баллонах составляет 20 МПа и более, поэтому эту систему питания оснащают баллонами высокого давления. По мере расхода газа давление в баллонах снижается.

При работе на сжиженном газе давление в баллоне не превышает 1,6…2,0 МПа. Баллоны этих установок относятся к баллонам низкого давления. Давление в них изменяется только в зависимости от состава газовой смеси и от температуры окружающей среды.
При любом количестве жидкого газа в баллоне давление в нем всегда будет равно давлению насыщенных паров топлива для условий окружающей среды. Давление насыщенных паров основных компонентов сжиженного нефтяного газа (СНГ) пропана и бутана при изменении температуры от -40 до +40 ˚С изменяется от 0,12 до 1,7 и от 0,18 до 0,39 соответственно.

В обоих случаях в системе предусматривается фильтр для улавливания твердых частичек (окалины и др.) и теплообменник, размещаемый отдельно или в общем корпусе с редуктором. Для сжиженного газа теплообменник служит испарителем на выходе из баллона, а для сжатого – подогревателем.

Подогреватель необходим в системе сжатого газа, так как резкое снижение давления в процессе его расширения на выходе из баллона приводит к значительному понижению температуры, и при наличии влаги в газе может привести к ее замерзанию и нарушению нормальной работы системы вследствие закупоривания магистральных трубок льдом.
Для подогрева сжатого газа обычно используют тепло отработавших газов, пропускаемых через теплообменное устройство, а для подогрева сжиженного газа чаще всего используют жидкость из системы охлаждения двигателя.

Устройство и работа газобаллонной установки
для сжатого газа

Принципиальная схема газобаллонной установки для работы на сжатом газе показана на рис. 1.
Установка для грузового автомобиля с пятью баллонами, сгруппированными в две секции I и II, размещаемыми обычно под платформой кузова. Каждая секция снабжена соединительной арматурой 2 с трубками 3 и расходным вентилем 4, что позволяет расходовать из них газ порознь и одновременно.

Устройство системы питания двигателей газовым топливом

Из баллонов 1 по трубкам 3 и через расходные вентили 4 газ поступает в подогреватель 6, в который через дозирующую шайбу 8 из приемной трубы 7 поступают горячие отработавшие газы. Далее через магистральный вентиль 9 и фильтр 10 газ проходит в одноступенчатый редуктор 11, где давление его снижается до 1,2 МПа, и через второй фильтр 12 в двухступенчатый редуктор 13 с понижением давления почти до атмосферного.

При работающем двигателе газ засасывается в карбюратор-смеситель, причем на режиме холостого хода по трубке 21 он поступает непосредственно в задроссельное пространство и впускной трубопровод 15, который связан трубкой 14 с разгрузочным (пусковым) устройством редуктора.

Система снабжена двумя манометрами: высокого давления 23, включаемого до магистрального вентиля, и низкого 22, фиксирующего давление первой ступени редуктора. По показаниям первого манометра судят о количестве газа в баллонах, а по показаниям второго – о работе редуктора.

Так как автомобильные газобаллонные установки всегда предусматривают возможность питания двигателя и традиционным топливом, то и в рассматриваемой схеме обеспечено питание как газовым топливом, вводимым форсункой 20 в проставку 17, т. е. в зону между диффузором карбюратора и дроссельной заслонкой, так и жидким, вводимым в диффузор распылителем 18. Баллоны наполняются газом через вентиль 5.

Устройство и работа газобаллонной установки
для сжиженого газа

На рисунке 2 приведена схема газобаллонной установки грузового автомобиля ГАЗ-53-07, работающего на сжиженном газе.
Из баллона 7 через расходные вентили 6 (для паровой фазы) или 12 (для жидкой фазы), магистральный вентиль 5 и расходные трубки сжиженный газ поступает в испаритель 4, подогреваемый жидкостью из системы охлаждения двигателя.
Далее газ в паровой фазе проходит через сетчатый фильтр 3 и двухступенчатый редуктор 2, откуда засасывается в газовый смеситель 15.
Пуск и прогрев двигателя осуществляется только на паровой фазе, которую отбирают из баллонов через вентиль 6.

Устройство системы питания двигателей газовым топливом

Газовый баллон 7 емкостью 170 л размещается под грузовой платформой автомобиля. Заполняют его через вентиль 10 до уровня, фиксируемого с помощью контрольного вентиля 9, а текущий запас топлива оценивают по указателю уровня 11.
Баллон оснащен предохранительным клапаном 8, срабатывающим в случае превышения давления сверх допустимого, равного 1,6 МПа.

Магистральный вентиль 5 и контрольные манометры 13 и 14 размещают в кабине водителя на контрольном щитке.
Запас жидкого топлива рассчитывают на кратковременную работу двигателя и хранят в бензобаке 1, который используют в случае отказа газовой аппаратуры или для поездки до ближайшей заправочной газовой станции. С этой целью двигатель оснащают однокамерным карбюратором.

Таким образом, питание газового двигателя бензином может осуществляться с помощью обычного базового карбюратора-смесителя с газовой проставкой или отдельного карбюратора упрощенной конструкции.

Система питания двигателя от газобаллонной установки

Многие заводы вновь вернулись к производству и испытанию газобаллонных автомобилей, при использовании которых снижается потребность автомобильного транспорта в жидком топливе. Двигатели этих автомобилей оснащены как газовой, так и бензиновой аппаратурой.

РубрикаТранспорт
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления26.01.2009
Размер файла21,6 M
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Устройство системы питания двигателей газовым топливом

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

На тему: «Система питания двигателя от газобаллонной установки»

1. ТОПЛИВО ДЛЯ ГАЗОБАЛЛОННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

2. ГАЗОБАЛЛОННЫЕ УСТАНОВКИ

3. ПРИБОРЫ И АРМАТУРА

4. ПУСК И РАБОТА ДВИГАТЕЛЯ НА ГАЗЕ

Выпускаемые ранее автомобили с газобаллонными установками имели универсальные двигатели, работавшие на газе и бензине. Такая универсальность двигателей не позволяла полностью использовать преимущество газообразного топлива. В настоящее время многие заводы страны (ГАЗ, ЗИЛ и др.) вновь вернулись к производству и испытанию газобаллонных автомобилей, при использовании которых снижается потребность автомобильного транспорта в жидком топливе. Двигатели газобаллонных автомобилей оснащены как газовой, так и бензиновой аппаратурой; последняя является аварийной (резервной). В настоящее время для работы на сжиженном газе созданы газобаллонные автомобили ГАЗ-53-07, ЗИЛ-138 и ГАЗ-24-07.

1. ТОПЛИВО ДЛЯ ГАЗОБАЛЛОННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

Горючее газы, используемые в газобаллонных автомобилях, могут быть естественными и искусственными. Естественные (природные) газы добывают из подземных газовых и нефтяных скважин. Искусственные газы являются побочными продуктами, получаемыми на химических или металлургических заводах.

Установлены (ГОСТ 20448-75) следующие марки газов: СПБТЗ — смесь пропана и бутана техническая зимняя; СПБТЛ — смесь пропана и бутана техническая летняя; БТ — бутан технический. Сжиженный пропан-бутановый газ согласно стандарту должен содержать пропана зимой не менее 90 %, а летом — 70%. Газ не должен содержать механических примесей, воды, водорастворимых кислот, щелочей, смол и других загрязняющих веществ.

Газобаллонное топливо по сравнению с жидким имеет следующие преимущества:

высокое октановое число позволяет значительно повысить степень сжатия, увеличить мощность и экономичность двигателя;

в отработавших газах, в результате лучшего сгорания газообразного топлива меньше содержится токсических веществ;

возрастает срок службы двигателей из-за отсутствия конденсации топлива и смыва масла со стенок цилиндров;

увеличивается срок службы масла в двигателе, так как оно не разжижается топливом и меньше загрязняется механическими примесями;

возрастает срок службы свечей зажигания и глушителя шума выпуска в следствии незначительного нагарообразования.

Сжиженные газы, обладая плотностью большей, чем плотность воздуха, могут при не герметичности цистерн, баллонов и других емкостей скапливаться в пониженных и заглубленных местах и создавать взрывную и пожарную опасность. Поэтому, строгим контролем за герметичностью емкостей необходимо исключать такую возможность.

Сжатыми (сжимаемыми) называют газы, которые при обычной температуре окружающей среды и высоком давлении от 20 000 кН/м 2 (200 кгс/см 2 ) сохраняют газообразное состояние. К ним относятся естественный, коксовый и другие газы.

Сжиженными (сжижаемыми) газами называют такие, которые переходят из газообразного состояния в жидкое при нормальной температуре и небольшом давлении до 1600 кН/м 2 (16 кгс/см 2 ). К ним относят смеси углеводородов, получаемые при переработке нефти.

Для газобаллонных автомобилей использование сжиженных газов предпочтительней чем сжатых. Газобаллонные автомобили, работающие на сжиженных газах перед газобаллонными автомобилями, работающие на сжатых газах имеют следующие преимущества:

больше грузоподъемность автомобиля, так как баллоны легче и их количество меньше;

меньше рабочее давление в газобаллонной установке, а следовательно, надежнее и безопаснее работа на таком автомобиле;

выше теплоотводность газовоздушной смеси, что способствует увеличению мощности двигателя;

большая концентрация тепловой энергии в единице объема позволяет увеличить радиус действия автомобиля;

проще заправочные станции;

есть возможность перевозки сжиженных газов на большие расстояния различными видами транспорта.

Газобаллонные автомобили имеют также и следующие недостатки:

уменьшается мощность двигателя, если он не переделан для работы на газе;

снижается полезная грузоподъемность автомобиля из-за наличия баллонов;

более трудоемко техническое обслуживание автомобиля из-за некоторых ограничений.

2. ГАЗОБАЛЛОННЫЕ УСТАНОВКИ

Рабочий цикл двигателя, работающего на газе, такой же как и у карбюраторного, но устройство и работа приборов системы питания существенно отличаются.

Установка для сжатых газов. В установку (рис. 1) входят стальные баллоны 1 для сжатого газа; наполнительный 6, расходный 8 и магистральный 21 вентили; подогреватель 20 сжатого газа; манометры 10 и 11 соответственно высокого и низкого давления; редуктор 13 с фильтром 12 и дозирующим устройством 14; газопроводы 3 и 15 соответственно высокого и низкого давления; карбюратор-смеситель 17; трубка 16, соединяющая разгрузочное устройство редуктора с выпускным трубопроводом двигателя.

Баллоны емкостью по 50 дм 2 расположены под грузовой платформой. Их горловины направлены в разные стороны, благодаря чему увеличивается длинна и упругость газопровода 3, что снижает вероятность его поломки при перекосах рамы. Во время работы двигателя вентили 8 и 21 открыты. Сжатый газ под большим давлением проходит в подогреватель 20 и через фильтр 12 поступает в двухступенчатый газовый редуктор 13. По пути к редуктору сжатый газ должен быть подогрет, так как иначе может замерзнуть вода, выделяющаяся при снижении давления газа. В редукторе давление газа снижается примерно до 100 кН/м 2 (1 кгс/см 2 ). Затем газ, пройдя дозирующее устройство 14, по газопроводу 15 поступает к карбюратору-смесителю 17, где образуется газовоздушная смесь. Разрежение, создаваемое в цилиндре при такте впуска, передается к карбюратору-смесителю, и горючая смесь поступает в цилиндры двигателя.

Работу газобаллонной установки контролируют следующим образом: по манометру 10 определяют давление и количество газа, находящегося в баллонах (только при высоком давлении 20 000 кН/м 2 (200 кгс/см 2 ) обеспечивается достаточное количество сжатого газа в баллоне); по манометру 11 определяют давление газа в первой ступени редуктора.

Рис. 1. Схема автомобильной газобаллонной установки для сжатого газа: 1 — баллон; 2 — угольник баллона; 3 — газопровод высокого давления; 4 — тройник баллона; 5 — крестовина наполнительного вентиля; 6 — наполнительный вентиль; 7 — угольник вентиля; 8 — расходный вентиль; 9 — топливный бак; 10 и 11 — манометры соответственно высокого и низкого давления; 12 — газовый фильтр; 13 — двухступенчатый газовый редуктор; 14 — дозирующее устройство газового редуктора; 15 — газопровод низкого давления; 16 — трубка, соединяющая разгрузочное устройство с выпускным трубопроводом двигателя; 17 — карбюратор-смеситель; 18 — топливопровод; 19 — топливный насос; 20 — подогреватель сжатого газа; 21 — магистральный вентиль; 22 — двигатель.

Наполнение газобаллонной установки газом происходит через вентиль 6, установленный в крестовине 5 баллона. Для работы на жидком топливе (бензине) газобаллонный автомобиль имеет топливный бак 9, фильтр-отстойник, топливный насос 19 и топливопроводы 18.

Установка для сжиженного газа. В установку автомобиля ГАЗ-53-07 входят баллон 5 (рис. 2), магистральный вентиль 1, испаритель 16, газовый редуктор 15, смеситель 13, контрольные манометры 2 и 10 и другие детали. Баллон расположен под платформой с левой стороны автомобиля и укреплен на кронштейнах двумя стяжными лентами. Испаритель и редуктор установлены под капотом двигателя. Сжиженный газ перед использованием испаряют, т.е. переводят в газообразное состояние. Для этого из баллона 5 жидкость при открытом вентиле 9 поступает через магистральный вентиль 1 к испарителю 16, подогреваемому горячей водой из системы охлаждения двигателя. Жидкость испаряется и в парообразном состоянии сжиженный газ поступает в фильтр, а затем в двухступенчатый редуктор 15, где давление газа снижается до 100 кН/м 2 (1 кгс/см 2 ). Далее газ проходит через дозирующее экономайзерное устройство, смеситель 13 газа и при такте впуска поступает в цилиндры двигателя 11. га автомобиле установлен газовый двигатель, имеющий повышенную (8,5) степень сжатия. Работу газобаллонной установки контролируют по манометрам 2 и 10: первый показывает давление газа в баллоне, а второй — в редукторе.

Рис. 2. Схема газобаллонной установки для сжиженного газа:

1 — магистральный вентиль; 2 — манометр баллона; 3 — паровой вентиль; 4 — предохранительный клапан; 5 — баллон для сжиженного газа; вентиль для контроля; 7 — вентиль наполнения баллона; 8 — указатель уровня жидкого газа; 9 — жидкостный вентиль; 10 — манометр редуктора; 11 — двигатель; 12 — карбюратор; 13 — смеситель газа; 14 — бак для бензина; 15 — газовый редуктор; 16 — испаритель сжиженного газа; 17 — штуцер для подвода горячей воды; 18 — штуцер для отвода воды; 19 — краник для слива воды.

Для заправки баллона служит вентиль 7 наполнения и вентиль 6 контроля. Баллон нельзя наполнять сжиженным газом полностью, так как с повышением температуры окружающегося воздуха газ расширяется и баллон может разорваться. Поэтому баллон наполняют сжиженным газом только на 90% объема, а 10% объема оставляют для паров. Давление в баллоне зависит не от находящегося в нем количества сжиженного газа, а лишь от давления его паров, на которое оказывает влияние температура окружающей среды и состав газа.

3. ПРИБОРЫ И АРМАТУРА

Баллоны. Служат баллоны резервуарами для сжатого или сжиженного газа. Для сжатого газа баллоны изготовляют из бесшовных труб (материал

труб — легированная сталь) и подвергают термической обработке (закалке и отпуску) для повышения прочности и обеспечения безосколочности при разрушении. На переднем днище баллона 5 (рис. 2) расположены необходимые вентили и приборы; на баллоне выбиты клейма с указанием завода-изготовителя, массы, емкости, даты (месяц и год) изготовления, давление рабочее и при испытании, года следующего испытания, а также клеймо контролера ОТК (отдела технического контроля) завода.

Все баллоны соединяют газопроводами высокого давления. Газопроводы от баллона 5 до редуктора изготовлены из медных или стальных трубок. От редуктора до смесителя газопроводом служит шланг из бензомаслостойкой резины.

Наполнительный и контрольный вентили. Первый вентиль (рис. 3, а) служит для заправки баллона, а второй (рис 3, б) — для контроля за максимальным наполнением баллона жидкостью. Наполнительный вентиль дафрагментального типа состоит из корпуса 1, крышки 4 и штока 5. Один конец штока соединен с зажимом диафрагмы и клапаном 2; на другом конце есть маховичок 6. в корпусе вентиля установлен обратный клапан 8 с пружиной 9 и ввернута пробка 7.

Для наполнения баллона сжиженным газом отвертывают пробку 7 и в корпус ввертывают наконечник заправочного шланга. Вращая маховичок 6, открывают наполнительный вентиль и заправляют баллон. Отвертывают маховичок 14 контрольного вентиля. Как только из контрольного отверстия 11 появится жидкость, это будет означать, что баллон заправленный на 90% своего объема. Обратный клапан 8, установленный в корпусе 1 наполнительного вентиля, предотвращает выход газа из баллона при отсоединении заправочного шланга. После окончания заправки баллона закрывают наполнительный вентиль; отсоединяют газонаполнительный

шланг; ввертывают в корпус пробку 7 и закрывают контрольный вентиль после прекращения выхода из него жидкого топлива.

Рис. 3. Вентили: а — наполнения; б — контроля; 1 и 12 — корпуса; 2 — клапан; 3 — диафрагма; 4 — крышка; 5 — шток; 6 и 14 — маховички; 7 — пробка; 8 — обратный клапан; 9 — пружина; 10 — уплотнитель; 11 — контрольное отверстие; 13 — штифт.

Предохранительный клапан и расходный вентиль. Предохранительный клапан, предотвращающий повышение давление газа в баллоне выше 1600 кН/м 2 (16 кгс/см 2 ), состоит из корпуса 3 (рис 4) клапана 5, штока 2, пружины 4 и регулировочных прокладок. Если в правом пространстве баллона давление превысит 1600 кН/м 2 (16 кгс/см 2 ), то газ, преодолевая усилие пружины 4, откроет клапан 5 и по отверстию 6 выйдет в атмосферу. Расходный вентиль диафрагменного типа используют для подачи газа из жидкостной или паровой фазы. На баллоне 5 (рис. 2) установлено два расходных вентиля: 3 — паровой и 9 — жидкостный.

Расходный вентиль состоит из корпуса 8 (рис. 4), крышки 13, клапана 11, диафрагмы 12 и штока 15. клапан опирается на седло 9, ввернутое в корпус.

Рис. 4. Предохранительный клапан и расходный вентиль: 1 — регулировочные прокладки; 2 и 15 — штоки; 3 и 8 — корпуса; 4 — пружина предохранительного клапана; 5 и 11 — клапаны; 6 — отверстие для выхода газа; 7 и 10 — уплотнители клапанов; 9 — седло клапан; 12 — диафрагма; 13 — крышки; 14 — зажимы диафрагмы; 16 — маховичок расходного вентиля.

Одной стороной шток соединен с зажимом 14 диафрагмы 12, на другой стороне штока установлен маховичок 16. при ввертывании крышки 13 в корпус, она плотно прижимает к нему через прокладку диафрагму. При отвертывании маховичка перемещается зажим диафрагмы вместе с клапаном, что открывает газу путь (см. стрелки) из паровой или жидкостной фазы.

Датчик уровня сжиженного газа. На баллоне установлен датчик уровня сжиженного газа, выполненный по типу бензинового датчика. При снижении уровня жидкости в баллоне поплавок опускается и перемещает ползунок реостата, изменяющего сопротивление в цепи. На шкале прибора будет указан уровень сжиженного газа в баллоне.

Магистральный вентиль. Являющийся расходным магистральный вентиль герметично перекрывает газопровод при неработающем двигателе и не допускает утечки газа в окружающую среду. Магистральный вентиль 3 (рис 5) диафрагменного типа установлен в кабине. Вентиль ввернут в переходной штуцер, имеющий два отверстия: к одному подсоединяют газопровод от баллона, ко второму манометр высокого давления. Жиклер, имеющийся в штуцере, предохраняет манометр 2 от резкого увеличения давления. Корпус вентиля имеет также штуцер для присоединения газопровода к испарителю. Магистральный вентиль необходимо открывать полностью во избежание торможения газа при его проходе.

Рис. 5. Расположение магистрального вентиля и манометров в кабине водителя: 1 — манометр низкого давления; 2 — манометр высокого давления; 3 — магистральный вентиль; 4 — переключатель датчика указателя уровня.

Газовый редуктор. При открытом магистральном вентиле газ поступает в редуктор, который уменьшает его давление, автоматически изменяет количество газа, поступающего к смесителю (в зависимости от режима работы двигателя), и быстро выключает подачу газа при любой остановке двигателя. В корпус редуктора ввернут сетчатый фильтр, очищающий газ и предохраняющий газовую аппаратуру и двигатель от проникновения в них пыли, окалины и других механических и иных примесей.

Редуктор (рис. 6, а) состоит из двух ступеней, клапанов 8, 12 и 13, трех диафрагм 2, 11, 15 и других деталей. Редуктор имеет шесть полостей: А, Б, В, Г, Д и Е. если двигатель не работает и магистральный вентиль закрыт, то клапан 8 первой ступени открыт, а клапан 12 второй ступени закрыт. В этом случае давление во всех полостях редуктора равно атмосферному. Клапан 8 открыт, так как пружина 9 выгибает диафрагму 11 вверх и поворачивает рычаг 10, освобождая клапан первой ступени. Клапан 12 закрыт под действием конической 5 и цилиндрической 3 пружин. Пружина 5 через три упора 18 действует на диафрагму 2, соединенную со штоком 4. пружина 3 перемещает вверх шток 4, вследствие чего диафрагма 2 выгибается. Шток, связанный с рычагом 17, прижимает клапан 12 к седлу.

При открытом магистральном вентиле газ через фильтр и клапан 8 первой ступени проходит в полость Г, давление в которой возрастает от 100 до 200 кН/м 2 (1-2 кгс/см 2 ). Заполняя полость первой ступени, газ начинает давить на диафрагму 11. она прогибается вниз, преодолевая сопротивление пружины 9, и через коленчатый рычаг 10 закрывает клапан 8. положение клапана 8 определяется соотношением действующих на него сил: с одной стороны, силы давления подходящего из магистраль газа, а с другой — разности силы давления газа в полости Г и силы пружины 9 (эта разность сил стремится закрыть клапан). Для периодического закрытия и открытия клапана 8 давление газа в полости Г должно быть то больше, то меньше сопротивления пружины 9. таким образом при неработающем двигателе первая ступень редуктора автоматически перекрывает газовую магистраль, т.е. выполняет функцию клапана.

Во время пуска двигателя и его работы разрежение из впускного трубопровода через патрубок 20 и канал 16 передается в полость В второй ступени и в полость А разгрузочного устройства. Кольцевая диафрагма 6, преодолевая сопротивление конической пружины 5, прогибается вниз и отводит упоры 18 от диафрагмы 2, в результате чего разгружается диафрагма 2 и клапан 12. работа разгрузочного устройства и разрежение, создаваемое в полости В, приводит к тому, что диафрагма 2 прогибается вниз, преодолевая сопротивление пружины 3. клапан 12 открывается под действием опускающегося вниз штока 4 и давления газа в полости Г.

При открытии клапана 12 газ перетекает из полости Г в полость В, создавая в ней избыточное давление 5-10 мм вод. ст. при малых нагрузках двигателя. С увеличением нагрузки расход газа возрастает и в полости В создается разрежение 20-30 мм вод. ст. Диафрагма 2 сильнее прогибается вниз, и открытие клапана 12 увеличивается. Этой диафрагмой регулируют подачу газа к выходному патрубку 20 в зависимости от величины разрежения в газовом смесителе. У исправного редуктора клапаны первой и второй ступени автоматически закрываются при каждой остановке двигателя.

Подача газа должна быть такой, чтоб двигатель работал с наибольшей экономичностью. Для получения максимальной мощности газовоздушную смесь несколько обогащают, для чего служит экономайзер, имеющийся в редукторе. При средней нагрузке двигателя дроссельная заслонка смесителя открыта примерно на половину и разрежение, создающееся во впускном трубопроводе , по каналу 16 передается в полость Е экономайзера. Диафрагма 15 дозирующего экономайзерного устройства, преодолевая сопротивление пружины 14, удерживает клапан 13 в закрытом состоянии. Для получения максимальной мощности дроссельную заслонку открывают полностью. Количество газовоздушной смеси, поступающей в цилиндры, увеличивается, но разрежение в полости Е снижается. Пружина 14 выгибает диафрагму вверх и открывает клапан 13 экономайзера. Дополнительная порция газа поступает по каналу 19 в выходной патрубок 20, и газовоздушная смесь обогащается.

Если в полости Г давление газа почему-либо возрастает до 450 кН/м 2 (4,5 кгс/см 2 ), то открывается предохранительный клапан 7 и газ выйдет в атмосферу. При увеличении давления в полости В диафрагма 2 выгибается вверх и через систему рычагов закрывает клапан 12.

Рис. 6. Элементы газобаллонной установки: а — двухступенчатый редуктор; б — газовый смеситель; А — полость разгрузочного устройства; Б — полость атмосферного давления; В — полость второй ступени (низкого давления газа); Г — полость первой ступени (высокого давления газа); Д — полость атмосферного давления первой ступени; Е — полость дозирующее-экономайзерного устройства; 1 — дозатор; 2 — диафрагма второй ступени; 3 — цилиндрическая пружина разгрузочного устройства; 4 — шток; 5 — коническая пружина разгрузочного устройства; 6 — диафрагма разгрузочного устройства: 7 — предохранительный клапан; 8 — клапан первой ступени; 9 — пружина первой ступени; 10 — рычаг клапана первой ступени; 11 — диафрагма первой ступени; 12 — клапан второй ступени; 13 — клапан экономайзера; 14 — пружина диафрагмы; 15 — диафрагма дозирующего экономайзерного устройства; 16 и 19 — каналы; 17 — рычаг клапана второй ступени; 18 — упор; 20 — выходной патрубок; 21 — ограничитель частоты вращения коленчатого вала двигателя; 22 — газовый смеситель; 23 — рычаг дроссельных заслонок; 24 — газоподводящий патрубок; 25 — обратный клапан; 26 — корпус смесителя; 27 — дроссельная заслонка; 28 — регулировочный вин минимальной частоты вращения холостого хода; 29 — регулировочный винт общей подачи газа в систему холостого хода; 30 — штуцер для подвода газа в систему холостого хода; 31 — диффузор; 32 — газовая форсунка; 33 — воздушная заслонка.

Газосмесительное устройство. Двигатель имеет двухкамерный газовый смеситель (рис. 6, б), который работает только на газообразном топливе. Подача газа при режиме холостого хода осуществляется через два регулируемых отверстия круглого сечения, расположенных ниже дроссельных заслонок. При переходе на повышенную частоту вращения газ подается еще из двух отверстий прямоугольного сечения (нерегулируемых), расположенных на уровне дроссельных заслонок газового смесителя. Основная подача газа происходит через газоподводящий патрубок 24 и две форсунки 32. в канале газоподводящего патрубка установлен обратный клапан 25.

Карбюратор. Параллельно с газовым смесителем не двигателе установлен однокамерный карбюратор. В систему питания (на бензине А-76) входят также топливный бак, фильтр отстойник, топливный насос и фильтр тонкой очистки. Это позволяет автомобилю передвигаться в случае транспортирования его по железной дороге, отсутствия газа или неисправности газобаллонного оборудования, неустранимой в дорожных условиях. Полностью нагруженный автомобиль может развивать скорость до 30-40 км/ч. Однако передвижение автомобиля ГАЗ-53-07 на бензине на расстояние более 30 км не рекомендовано.

4. ПУСК И РАБОТА ДВИГАТЕЛЯ НА ГАЗЕ

Пуск автомобильного двигателя на газе, так же как и на бензине, происходит при помощи стартера. Перед пуском двигателя выполняют следующее: проверяют наличие воды, масла и бензина в соответствующих системах; осматривают газовую аппаратуру с арматурой и убеждаются в полной ее исправности и герметичности; проверяют наличие газа в баллоне; открывают паровой вентиль баллона при пуске холодного двигателя и жидкостный при пуске прогретого двигателя; открывают магистральный вентиль и по показаниям манометров проверяют наличие газа в баллоне и первой ступени редуктора. Пуск теплого двигателя, находящегося в исправном состоянии, обычно происходит с первых же оборотов. Для этого поворачивают ключ включения зажигания и стартера в положение пуска и держат до тех пор, пока двигатель не пустится (но не более 5 секунд). Затем ключ переводят в первое положение (включено зажигание).

Пуск холодного двигателя при умеренной температуре. Открывают магистральный и расходный (паровой) вентили. Для ускорения пуска заполняют газом газопровод от редуктора до смесителя принудительным открытием клапана второй ступени, кратковременно нажимая на стержень штока диафрагмы второй ступени. Вытягивают ручку управления дроссельными заслонками на половину хода, т.е. приоткрывают дроссели. Выключают сцепления и пускают двигатель поворотом ключа включения зажигания. Стартер включают не более чем на 5 секунд с интервалами не менее 10-15 секунд. После пуска двигателя его прогревают на малой частоте вращения. Как только температура охлаждающей жидкости достигнет 60 о С, открывают расходный вентиль жидкостной фазы и закрывают расходный вентиль паровой фазы. Недопустима длительная работа двигателя при паровой фазе, так как происходит интенсивное испарение легких фракций сжиженного газа. При этом снижается температура жидкости в баллоне, он покрывается инеем, ухудшается теплообмен с окружающей средой и т.д.

После прогрева двигателя кнопку ручного управления дроссельными заслонками вдавливают в щиток. Не рекомендуется при пуске двигателя прикрывать воздушную заслонку, так как это приводит к переобогащению газовоздушной смеси, а следовательно — к затрудненному пуску двигателя.

Остановка двигателя. Останавливают двигатель выключением зажигания. При непродолжительной остановке двигателя магистральный вентиль можно не закрывать. При длительной остановке магистральный вентиль закрывают и вырабатывают газ из системы, находящийся между магистральным вентилем и смесителем. Перед длительной стоянкой автомобиля закрывают расходные вентили жидкостной и паровой фаз и продолжают работу двигателя до остановки. Затем закрывают магистральный вентиль.

Двигатель кратковременно может работать на бензине, но нельзя переходить с одного топлива на другое при работающем двигателе. Для перевода двигателя с газа не бензин выполняют следующее: закрывают вентили и продолжают работу на газе до остановки двигателя; открывают бензиновый краник, расположенный на фильтре тонкой очистки топлива; при помощи рычага ручной подкачки топливного насоса заполняют поплавковую камеру карбюратора; открывают отверстие (выходное) карбюратора, для чего поворачивают заглушку и закрепляют ее гайкой-барашком; соединяют тягу с рычагом дроссельной заслонки карбюратора; закрывают воздушную заслонку смесителя; обычным способом пускают двигатель. При переводе двигателя с работы на бензине к работе на газе эти операции выполняют в обратной последовательности.

Основные требования техники безопасности. При эксплуатации автомобиля на сжиженном газе обязательна регулярная тщательная проверка герметичности газовой установки и немедленное устранение причин, вызывающих утечки. Значительные утечки газа обнаруживают на слух или по обмерзанию соединения, пропускающего газ. Небольшие утечки обнаруживаются при помощи мыльного раствора или машинного масла. Бутан-пропановые газы, выходя на воздух в виде жидкости, интенсивно испаряются и отнимают тепло из окружающей среды. Попадание струи сжиженного газа на тело человека может вызвать обмораживание, поэтому такая возможность должна быть обязательно исключена.

Подобные документы

Газ, как альтернативное топливо для автомобилей. Общая характеристика газа, как альтернативного топлива для автомобилей. Специфика газобалонного оборудования для автомобилей. Машины на газовом топливе в Европе. Проблемы перевода автомобилей на газ в США.

дипломная работа [137,2 K], добавлен 23.10.2004

Назначение системы питания дизельного двигателя. Методы, средства и оборудование для диагностирования системы питания дизельного двигателя грузовых автомобилей. Принцип работы турбокомпрессора. Техническое обслуживание и ремонт грузовых автомобилей.

курсовая работа [812,2 K], добавлен 11.04.2015

В условиях возрастающих объёмов грузопотоков между предприятиями повышается значение автомобильного транспорта. Эффективность использования автомобильного транспорта на перевозках различного применения. Обоснование реконструкции транспортного цеха.

дипломная работа [440,1 K], добавлен 16.12.2008

План материально-технического снабжения автобусного парка на год. Расчет потребностей автомобилей в топливе. Расход смазочных обтирочных и прочих эксплуатационных материалов парком автомобилей. Потребность в запасных частях для техобслуживания и ремонта.

курсовая работа [27,4 K], добавлен 21.02.2011

Основные характеристики бензоэлектроагрегата. Расчет мощности бензиновой электростанции, выбор моторного масла для генератора; профессиональные и бытовые агрегаты. Устройство современных двигателей для автомобилей: цилиндры, тюнинг; эволюция моторов.

реферат [492,5 K], добавлен 05.06.2011

Краткая техническая характеристика двигателя-прототина. Описание конструкции системы питания. Тепловой расчет двигателя: показатели рабочего процесса и потери. Расчет и построение внешней скоростной характеристики. Построение индикаторной диаграммы.

курсовая работа [1,5 M], добавлен 18.01.2011

Классификация предприятий автомобильного транспорта. Характеристика технологического процесса техобслуживания и ремонта автомобилей. Особенности его организации. Организация управления производством и контроль качества выполняемых работ на станциях.

контрольная работа [72,4 K], добавлен 15.12.2009

Диагностирование и ТО системы питания газобаллонных автомобилей

1. Основные неисправности газовой аппаратуры

Основные неисправности газобалонных автомобилей (ГБА) связаны с нарушением герметичности газовой системы питания и утечкой газа, разрегулировками и повреждениями в редукторах и дозаторах топлива, неисправностями топливных и газовых клапанов, засорением газового фильтра, нарушениями в электрических цепях и вакуумных магистралях. Общие показатели надежности различных элементов ГБА приведены в табл. 2.

Таблица 2. Показатели надежности элементов ГБА

Элемент ГБАНадежность, %
Редуктор высокого давления12,1
Редуктор низкого давления3,0
Электромагнитные клапаны9,1
Топливопроводы21,0
Электрические цепи33,3
Вентили6,1
Манометры9,1
Разрегулировка оборудования6,1

Нарушение герметичности происходит: в местах крепления на газовом баллоне мультиклапана, заправочного и расходного вентилей; в местах подсоединения трубопровода к редуктору высокого давления и из самого редуктора высокого давления; в соединениях с газовым клапаном и редуктором низкого давления. Нарушение герметичности в подкапотном пространстве автомобиля наиболее опасно, так как при работе стартера и генератора проскакивание искры на проводах высокого напряжения на массу может приводить к взрыву скопившегося газа и пожару.

Основные отказы и неисправности редуктора высокого давления (РВД) связаны с разрывом мембраны (диафрагмы), негерметичностью клапана редуцирующего узла и соединений корпусных деталей.

Отказы газового клапана связаны с засорением фильтрующего элемента, неплотным закрытием или «зависанием» клапана, обрывом или перегоранием обмотки управления клапаном.

Работоспособность редуктора низкого давления (РНД) в основном нарушается при повреждениях и разрывах диафрагм, негерметичности клапанов и корпусных деталей, засорении сетчатого фильтра, каналов и отверстий, отложениях газового конденсата.

В комбинированных конструкциях газового редуктора-испарителя дополнительно встречаются: утечка ОЖ, деформации корпусных деталей при замерзании ОЖ, повреждения подводных шлангов и соединений штуцеров для охлаждающей жидкости.

2. Оборудование для проверки газобаллонной аппаратуры. Технология проверки элементов газобалонных автомобилей

Перед проведением ТО автомобили, работающие на сжиженном нефтяном газе (СНГ), поступают на пост слива газа из баллонов, а работающие на сжатом природном газе (СПГ) — на пост проверки герметичности газовой аппаратуры, а затем, при отсутствии утечки газа, на мойку.

Проверка герметичности системы питания осуществляется с помощью передвижной установки К-277, позволяющей непосредственно на автомобиле зафиксировать с помощью манометра падение давления в системе, величина которого должна быть не более 0,01 МПа в течение 15 мин.

Проверку отдельных компонентов системы питания ГБА можно производить на стенде ИС-001 (рис. 1), предназначенном для проведения контрольных и наладочных испытаний узлов и агрегатов газобаллонной аппаратуры, работающей на газовом топливе.

Стенд включает следующие основные части и узлы:

  • пульт управления с измерительными приборами;
  • стол монтажный;
  • баллон для сжатого воздуха на давление 19,6 МПа;
  • вакуумный насос для создания динамического (рабочего) разрежения;
  • подводящие и распределительные трубопроводы и арматура. С помощью стенда можно произвести:
  • проверку герметичности узлов и агрегатов газовой аппаратуры;
  • проверку и регулировку параметров узлов и агрегатов газовой аппаратуры, в том числе проверку величины минимального и максимального расхода газа через агрегаты;
  • проверку электромагнитных клапанов на срабатывание;
  • проверку рабочих параметров комплектов газовой аппаратуры в сборе.

Устройство системы питания двигателей газовым топливом

Рис. 1. Общий вид стенда ИС-001 ЗАО «Автосистема»

Регулировку газовой аппаратуры проводят непосредственно на автомобиле, допускается ее проведение и на постах диагностирования автомобиля (расположенных в отдельных помещениях), когда определяются мощностные характеристики двигателя, топливная экономичность, а также токсичность отработавших газов (при работе двигателя на газе).

Проверка технического состояния и регулировки редукторов. Проведение проверки технического состояния и регулировки редукторов рассмотрим на примере ГБА, работающих на СПГ.

Проверка редуктора высокого давления: в комплекс работ по определению технического состояния РВД входит проверка давления срабатывания предохранительного клапана и герметичности клапана.

Для проверки давления срабатывания предохранительного клапана необходимо плавно, вращая регулировочный винт 4 (рис. 2), повышать давление на выходе до момента срабатывания клапана. Значение измеренного давления должно быть в пределах 1,5…1,7 МПа. При проверке герметичности клапана регулировочный винт следует вывернуть полностью. Газ не должен попадать в камеру низкого давления независимо от давления в баллонах. Несоблюдение этого условия является свидетельством негерметичности редуцирующего узла.

Устройство системы питания двигателей газовым топливом

Рис. 2. Схема редуктора высокого давления: 1 — датчик манометра высокого давления; 2 — мембрана; 3 — толкатель; 4 — регулировочный винт; 5 — крышка; 6 — сигнализатор падения давления; 7 — переходник; 8 — выходной штуцер; 9 — предохранительный клапан; 10 — седло; 11 — дополнительный фильтр; 12 — редуцирующий клапан; 13 — керамический фильтр; 14 — гайка; А — камера высокого давления; В — рабочая камера

Перед регулированием РВД двигатель должен быть прогрет до температуры охлаждающей жидкости 80…85 °С. Для регулировки необходимо снять сигнализатор падения давления 6 и на его место подсоединить манометр для измерения давления газа на выходе. Затем открыть баллонный и магистральный вентили и проверить давление газа на выходе. С помощью регулировочного винта 4 установить давление, определяемое данными по параметрам регулировки РВД, приведенными ниже.

При вращении регулировочного винта 4 по часовой стрелке давление газа на выходе повышается, при вращении против часовой стрелки — падает. Желательно, чтобы давление газа в баллонах было не ниже 16 МПа. Если давление газа в баллоне 8,0…16,0 МПа, то давление газа на выходе из редуктора должно быть (1,15 ± 0,1) МПа.

Для газового редуктора низкого давления проверяют давление в полостях первой и второй ступеней редуктора.

Проверку давления в полости первой ступени РНД осуществляют по показаниям манометра низкого давления, установленного в кабине автомобиля. При неработающем двигателе давление должно соответствовать нормам для каждого конкретного автомобиля.

Проверку давления газа в полости второй ступени РНД проводят при работе двигателя на холостом ходу и на нагрузочных режимах (при наличии нагрузочного стенда с барабанами). Для этого к штуцеру, расположенному на корпусе 10 (рис. 3), подсоединяют вакуумметр, пускают двигатель на газе (обычным способом); измеряют разность уровней в коленах вакуумметра при работе двигателя на режиме холостого хода и на нагрузочных режимах; сверяют полученные данные с соответствующими нормативными значениями.

Устройство системы питания двигателей газовым топливом

Рис. 3. Схема второй ступени РНД: 1 — седло клапана; 2 — уплотнитель; 3 — клапан второй ступени; 4 — рычаг; 5 — толкатель клапана; 6, 18 — регулировочные винты; 7, 17 — контргайки; 8 — ось; 9, 10 — корпуса; 11, 20 — крышки; 12, 13 — мембраны; 14 — усилительный диск; 15, 21 — пружины; 16 — регулировочный ниппель; 19 — штифт; 22 — стержень; 23 — шток; 24 — упор мембраны; 25 — вакуумметр

Регулировка двухступенчатого газового редуктора на автомобиле осуществляется по специальной схеме с использованием пьезометра. Редуктор регулируют сжатым воздухом, подаваемым от установки К-277 или стенда ИС-001 через наполнительный вентиль, при входном давлении, равном 0,22…0,60 МПа, которое контролируют по показаниям манометра. Вентили баллонов при этом должны быть закрыты.

Для правильной работы редуктора необходимо обеспечить следующие регулировочные параметры: давление инертного газа (воздуха) в первой ступени; открытие клапана второй ступени (оно должно происходить при низком давлении 700…800 Па); давление инертного газа (воздуха) во второй ступени редуктора (оно должно быть 50…70 Па при понижении давления в разгрузочном устройстве до 700…800 Па).

Для РНД с помощью регулировочных винтов устанавливают давление газа в первой и второй ступенях. При несоответствии давления газа в первой ступени редуктора необходимо с помощью регулировочной гайки 11 (рис. 4) изменить усилие пружины 10, при ввертывании гайки давление повышается, при вывертывании — снижается. Регулировка осуществляется при открытом магистральном и баллонном вентилях и включенном зажигании.

Устройство системы питания двигателей газовым топливом

Рис. 4. Схема первой ступени РНД: 1 — седло клапана; 2 — уплотнитель; 3 — клапан первой ступени; 4 — крышка; 5 — направляющая клапана; 6, 9 — контргайки; 7 — винт; 8 — мембрана; 10 — пружина; 11 — регулировочная гайка; 12 — рычаг; 13 — ось; А — полость камеры первой ступени

Давление в полости второй ступени редуктора регулируют, используя регулировочный ниппель 16 (см. рис. 74), который воздействует на пружину 21; при ввертывании регулировочного ниппеля давление повышается, при вывертывании — снижается. Если с помощью ниппеля добиться требуемого давления (разрежения) газа в полости второй ступени редуктора (при нормальной работе редуцирующего узла первой ступени) не удается, то следует проверить ход клапана второй ступени 3. При ходе толкателя клапана 5 меньше 5 мм необходимо отрегулировать ход клапана 3.

Для регулирования хода клапана надо: открыть магистральный вентиль; включить зажигание (двигатель не пускать); снять крышку люка корпуса 10; ослабить контргайку 7 и вывертывать регулировочный винт 6 до тех пор, пока клапан 3 не начнет пропускать газ. После этого завернуть регулировочный винт на 1/8…1/4 оборота до прекращения утечки газа, затянуть контргайку 7 и закрыть магистральный вентиль. Проверить по стержню 22 ход мембраны второй ступени; при нажатии на стержень мембраны рычажный механизм должен легко возвращаться обратно. Если ход стержня мембраны (ход штока) соответствует нормативным значениям, то регулировку прекращают, а крышку люка корпуса 10 устанавливают на место. Если же ход стержня мембраны остается меньше 5 мм, то редуктор снимают и отправляют в ремонт.

3. ТО системы питания газобаллонных автомобилей

ЕО. При работе двигателя на сжиженном газе перед выездом автомобиля следует провести внешний осмотр: крепление газового баллона к кронштейнам, состояние газового оборудования и газопроводов, герметичность соединений всей газовой системы. Проверить также легкость пуска и работу двигателя на газе на холостом ходу при различной частоте вращения коленчатого вала. После возвращения автомобиля необходимо внешним осмотром проверить: герметичность арматуры газового баллона и расходных вентилей, нет ли подтекания бензина в соединениях топливопроводов. Очистить снаружи и при необходимости вымыть арматуру газового баллона и приборы газовой и бензиновой системы питания. При постановке автомобиля на стоянку закрыть расходные вентили и выработать весь газ, находящийся в системе; слить отстой из газового редуктора, а в холодное время года слить воду из полости испарителя (при заполнении системы охлаждения двигателя водой). При работе двигателя на сжатом газе перед выездом автомобиля проверить внешним осмотром: крепление газовых баллонов к кронштейнам, а кронштейнов к продольным брусьям платформы; состояние газового оборудования и газопроводов. После этого открыть вентили передней и задней группы баллонов и магистральный вентиль. Проверить (на слух) герметичность соединений газовой системы, а также легкость пуска и работу двигателя на газе на холостом ходу и при различной частоте вращения коленчатого вала и на бензине.

После возвращения автомобиля необходимо очистить арматуру баллонов и приборы газового оборудования от пыли и грязи, при необходимости вымыть. Проверить: герметичность трубопроводов высокого давления и соединений газовых баллонов; герметичность магистрального и расходных вентилей газовых баллонов; нет ли подтеканий бензина в соединениях топливопроводов, электромагнитного клапана-фильтра. Закрыть расходные вентили передней и задней группы баллонов и выработать газ из системы; закрыть магистральный вентиль. Слить отстой из газового редуктора низкого давления.

ТО‑1. При работе двигателя на сжиженном газе следует проверить внутреннюю герметичность расходных вентилей и наружную герметичность арматуры газового баллона (перед постановкой автомобиля на пост или линию ТО закрыть расходные вентили, выработать газ из системы; при необходимости удалить газ из баллона). В случае негерметичности арматуры газового баллона автомобиль не может быть допущен на пост (линию) ТО до устранения выявленных неисправностей.

Провести осмотр для проверки: состояния, крепления и герметичности газового оборудования и газопроводов; состояния и крепления газового баллона к кронштейнам; состояния, крепления и герметичности приборов бензиновой системы питания двигателя. Смазать резьбы штоков магистрального, наполнительного и расходных вентилей; снять, очистить, а затем установить на место фильтрующий элемент магистрального фильтра и сетчатый фильтр газового редуктора.

После проведения ТО проверить герметичность газовой системы сжатым воздухом; пуск и работу двигателя на холостом ходу при различной частоте вращения коленчатого вала. Проверить и при необходимости отрегулировать содержание СО и СН в отработавших газах двигателя.

При работе двигателя на сжатом газе перед постановкой автомобиля на пост (линию) ТО необходимо: проверить герметичность трубопроводов высокого давления и арматуры газовых баллонов (не реже одного раза в 3 месяца проверять работоспособность предохранительного клапана газового РВД); закрыть расходные вентили передней и задней группы баллонов и выработать газ из системы (до остановки двигателя); закрыть магистральный вентиль и перейти на работу двигателя на бензине; при необходимости удалить газ из баллонов; проверить осмотром герметичность электромагнитных запорных клапанов-фильтров газовой и бензиновой систем.

ТО‑2. При работе двигателя на сжиженном газе перед проведением ТО автомобиля сжиженный газ из баллона должен быть слит, баллон дегазирован инертным газом или азотом.

Проверить: состояние и крепление газового оборудования и газопроводов; крепление кронштейнов газового баллона к лонжеронам рамы; давление в первой и второй ступенях редуктора, ход штока и герметичность клапана второй ступени редуктора, герметичность разгрузочного устройства; состояние и действие привода воздушной и дроссельной заслонок смесителя; установку угла опережения зажигания при работе двигателя на газе; работу датчика уровня сжиженного газа; состояние элементов системы питания двигателя бензином и герметичность топливопроводов; герметичность газовой и водяной полостей испарителя (при необходимости прочистить их).

Снять и очистить фильтрующий элемент магистрального фильтра и сетчатый фильтр газового редуктора.

Смазать резьбовые части штоков магистрального, наполнительного и расходного вентилей.

Слить отстой из газового редуктора. Снять и промыть воздушный фильтр смесителя. Снять стакан фильтра — отстойника бензина, промыть и продуть сжатым воздухом фильтрующий элемент.

Проверить герметичность всей газовой системы азотом или сжатым воздухом.

Снять с карбюратора пламегаситель, промыть сетки и продуть сжатым воздухом.

Проверить работу двигателя на газе, а затем на бензине при различной частоте вращения коленчатого вала. Отрегулировать минимальную частоту вращения коленчатого вала двигателя в режиме холостого хода. Проверить и при необходимости отрегулировать содержание СО и СН в отработавших газах.

При работе двигателя на сжатом газе перед постановкой автомобиля на пост (линию) ТО выполнить операции, аналогичные операциям, выполняемым перед постановкой автомобиля на ТО-1. При необходимости газ из баллонов удалить.

Проверить: состояние и регулировку РВД и РНД; состояние и крепление газовых баллонов к кронштейнам и крепление кронштейнов к продольным брусьям платформы; исправность привода управления карбюратора-смесителя; осмотром состояние и крепление газового оборудования и газопроводов; работу манометров высокого и низкого давления; состояние и работу подогревателя.

Очистить фильтрующий элемент магистрального фильтра.

Смазать резьбы магистрального, наполнительного и расходных вентилей.

Проверить герметичность газовой системы сжатым воздухом или азотом.

Проверить: работу электромагнитных клапанов-фильтров; пуск и работу двигателя на холостом ходу, при различной частоте вращения коленчатого вала; отрегулировать минимальную частоту вращения коленчатого вала и содержание СО и СН в отработавших газах.

СО. При работе двигателя на сжиженном газе перед проведением сезонного ТО газ из баллонов необходимо слить, а баллон дегазировать инертным газом. Затем проверить давление срабатывания предохранительного клапана газового баллона. Продуть газопроводы сжатым воздухом. Проверить работу ограничителя максимальной частоты вращения коленчатого вала. Продуть топливопроводы сжатым воздухом.

Провести контрольную проверку манометра с регистрацией результатов в журнале контрольных проверок.

Раз в год при подготовке автомобилей, работающих на сжиженном газе, к зимней эксплуатации следует:

  • снять с автомобиля газовый редуктор, смеситель газа, испаритель, магистральный вентиль и магистральный газовый фильтр; разобрать их и промыть, затем собрать и отрегулировать на стенде; устранить при необходимости неисправности и проверить герметичность;
  • снять крышки вентилей расходных, наполнительного и контроля максимального наполнения, проверить состояние деталей;
  • снять предохранительный клапан, отрегулировать на стенде и опломбировать;
  • проверить манометр, опломбировать и поставить клеймо со сроком следующей проверки.

Один раз в два года необходимо:

  • освидетельствовать газовый баллон с арматурой;
  • провести гидравлические и пневматические испытания системы питания;
  • произвести окраску баллона и нанести клеймо со сроком следующего освидетельствования.

При работе двигателя на сжатом газе перед проведением сезонного обслуживания необходимо:

  • газ из баллонов удалить, а баллоны дегазировать инертным газом;
  • продуть газопроводы сжатым воздухом, проверить давление срабатывания предохранительного клапана редуктора высокого давления;
  • провести контрольную проверку манометров высокого давления с регистрацией результатов в журнале контрольных проверок;
  • проверить работу ограничителя максимальной частоты вращения коленчатого вала и работу топливного насоса;
  • продуть топливопроводы сжатым воздухом.

Один раз в год при подготовке автомобилей к зимней эксплуатации следует:

  • снять редуктор высокого давления, разобрать, устранить неисправности, после сборки отрегулировать и проверить герметичность;
  • снять редуктор низкого давления, разобрать, устранить неисправности, после сборки отрегулировать давление газа в первой и во второй ступенях; проверить герметичность;
  • снять крышки наполнительного и расходных вентилей (не вывертывая корпуса из газового баллона), проверить состояние вентилей деталей;
  • снять электромагнитные запорные клапаны, очистить и проверить их работоспособность, после сборки проверить герметичность клапанов;
  • проверить фильтрующие элементы магистрального газового фильтра, бензинового клапан-фильтра, фильтров РВД и РНД;
  • снять карбюратор-смеситель и переходник смесителя, а также топливный насос, промыть их, проверить состояние и работу на стенде;
  • проверить состояние и крепление топливного бака;
  • слить отстой и промыть топливный бак;
  • проверить манометры высокого и низкого давления, опломбировать и поставить клеймо со сроком следующей проверки.

Один раз в два года необходимо:

  • провести гидравлические и пневматические испытания баллонов;
  • провести окраску баллонов и нанести клеймо со сроком следующего освидетельствования.

Снять газовые баллоны для освидетельствования: из углеродистой стали — раз в 3 года, из легированной стали — раз в 5 лет.

4. Правила охраны труда при то газобаллонных автомобилей

Сжиженный нефтяной газ представляет смесь углеводородов, которые при температуре окружающей среды от -30 °С до любых плюсовых температур и сравнительно небольшом избыточном давлении (1…2 МПа) переходят из газообразного в жидкое состояние. Основные компоненты СНГ: пропан, бутан, пентан, пропилен, бутилен. На практике обычно используют пропан-бутановые смеси, суммарное количество других составляющих не превышает 5…9 %. Получают сжиженные газы при добыче и переработке нефти и попутного газа.

Сжатый природный газ является смесью углеводородов ряда метана и неуглеродных компонентов (азот, диоксид углерода, сероводород и др.). Получают его путем сжатия природного газа, который в зависимости от способа производства может быть: собственно природным (из буровых скважин газовых месторождений), попутным (нефтяным, получаемым при переработке нефти); газом газоконденсатных месторождений. Содержание различных компонентов в природном газе зависит от месторождения, но основной составляющей всегда является метан.

При эксплуатации ГБА следует помнить, что газовое топливо обладает повышенной по сравнению с жидкими моторными топливами пожаро- и взрывоопасностью, что может проявляться в результате утечки газа из системы питания автомобиля, которая находится под давлением.

К управлению, ТО и ремонту ГБА допускаются водители и ремонтные рабочие, обязательно прошедшие специальную подготовку и сдавшие экзамен по программе технического минимума. Запрещается эксплуатация, а также постановка автомобиля с утечкой газа и другими неисправностями газовой аппаратуры на стоянку. Такие неисправности должны быть немедленно устранены квалифицированными специалистами в оборудованных для этой цели цехах.

Газовые баллоны для хранения СПГ должны быть окрашены масляной краской красного цвета, иметь обозначение параметров (объем, предельное давление), надпись «Огнеопасно» и клеймо с датой последнего и последующего испытаний (проводятся 1 раз в 2 года). При необходимости проведения ремонта для устранения утечки газа выпуск газа осуществляется на специальном посту АТО для слива газа и дегазации газовых баллонов.

Автомобили с неисправной газовой аппаратурой должны храниться на открытых площадках без газа в баллонах.

Перед пуском двигателя после длительной стоянки необходимо на несколько минут поднять капот, чтобы проветрить отсек двигателя, проверить состояние установленной на двигателе газовой аппаратуры и ее соединений.

Для обеспечения безопасности при проведении ТО ГБА необходимо соблюдать ряд правил.

После окончания работы обязательно надо проверить наружную герметичность газовых баллонов и внутреннюю герметичность расходных вентилей. Для этого автомобиль поступает на контрольный пост проверки его технического состояния, а затем на пост проверки герметичности газовой аппаратуры. Только при их исправности автомобиль направляется (через пост мойки) на следующие посты ТО газовой аппаратуры.

В помещениях для ТО и текущего ремонта (ТР) газовой аппаратуры и осмотровых канавах должны быть предусмотрены приточно-вытяжная вентиляция и автоматическое пожаротушение. Кроме того, в них запрещается: курить; пользоваться открытым огнем и работать с применением переносных кузнечных горнов, паяльных ламп и сварочных аппаратов; заправлять автомобили газовым или жидким топливом, а также сливать жидкое топливо из баков; оставлять отверстия горловин топливных баков открытыми; подзаряжать аккумуляторные батареи; использовать бензин в качестве моющей жидкости; работать неисправным инструментом.

По окончании обслуживания или ремонта газовой аппаратуры автомобиль переводят на общие посты или линии для ТО автомобиля в целом. При этом въезд, перемещение автомобиля по общим постам или линиям и выезд из помещения, в котором они расположены, должны осуществляться только при работе двигателя на бензине. Если на посту проверки герметичности газовой аппаратуры обнаружена неисправность (потеря герметичности) газового баллона СНГ, автомобиль направляют на пост слива газа.

После слива или выпуска газа нужно провести дегазацию газовых баллонов или их арматуры. В случае необходимости ремонта с применением сварки должно быть получено соответствующее разрешение. Перед сваркой, а также перед горячей сушкой или после окраски баллон следует продуть нейтральным газом (азотом). После сварки требуется внеочередное освидетельствование баллонов.

В помещениях ТО и ТР во время нахождения в них ГБА нельзя пользоваться открытым огнем, выполнять сварочные работы, работать на заточных станках, кузнечных горнах и другом оборудовании, вызывающем образование искр.

Запрещается проверять пламенем герметичность соединений газовой аппаратуры и газопроводов ГБА, подносить к автомобилю открытый огонь для освещения, пайки, сварки и т.д.

В случае возникновения пожара на ГБА его следует тушить углекислотными огнетушителями, песком или струей воды под давлением. Одновременно нужно закрыть расходный вентиль и увеличить частоту вращения коленчатого вала, чтобы быстрее израсходовался газ из системы питания.

Источник Источник http://k-a-t.ru/dvs_pitanie/51-gaz_2/
Источник Источник Источник Источник Источник http://otherreferats.allbest.ru/transport/00008812_0.html
Источник Источник Источник http://extxe.com/17399/diagnostirovanie-i-to-sistemy-pitanija-gazoballonnyh-avtomobilej/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Автомобильные аккумуляторы - все, что нужно знать о них

Автомобильные аккумуляторы — все, что нужно знать о них

Автомобильные аккумуляторы являются одним из наиболее важных компонентов любого транспортного средства. Они обеспечивают энергией все электрические устройства автомобиля, от запуска двигателя до подачи энергии на освещение и радио. В данной статье мы рассмотрим значимость аккумуляторов для автомобилей, их основные характеристики и важность правильного выбора, а также узнаем о предложениях по приобретению аккумуляторов в городе Казань. […]

Тюнинг впускной системы для улучшения производительности автомобиля

Тюнинг впускной системы для улучшения производительности автомобиля

В мире автомобильного тюнинга существует множество способов улучшить производительность автомобиля. Один из самых важных аспектов тюнинга — это оптимизация впускной системы. В этой статье мы рассмотрим значимость тюнинга впускной системы, основные компоненты этого процесса и преимущества, которые он может принести владельцу автомобиля. Значение впускной системы в автомобильном тюнинге Впускная система играет ключевую роль в работе […]

Яндекс.Метрика