Учет лизингового автомобиля на балансе лизингополучателя: проводки и другая важная информация | «Правовест Аудит»

Лизинговый автомобиль: бухгалтерский учет у лизингополучателя

Лизинг прочно вошел в практику хозяйственной жизни, но по-прежнему, отражение в учете лизинговых операций вызывает много вопросов у лизингополучателей. Тем более, что появилось ФСБУ 25/2018 «Аренда», а с 1 января 2022 года утрачивает силу Приказ Минфина РФ от 17.02.1997 N 15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга» (см. Приказ Минфина России от 25.04.2019 N 199). Рассмотрим, как отразить лизинговый автомобиль в учете, если он учитывается на балансе лизингополучателя.

ФСБУ 25 или Указания N 15?

Лизинг — разновидность аренды. Предмет лизинга является собственностью лизингодателя. К лизингополучателю переходят лишь права владения и пользования этим имуществом (ст. 11 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», далее — Закон N 164-ФЗ). Договор лизинга может предусматривать переход предмета лизинга в собственность лизингополучателя по истечении срока договора лизинга или до его истечения на условиях, предусмотренных соглашением сторон (п. 1 ст. 19 Закона N 164-ФЗ). Лизингополучателю может предоставляться право выкупа предмета лизинга. Договор лизинга может предусматривать переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю после уплаты полной суммы лизинговых платежей. Выкупная цена предмета лизинга может быть отдельно указана в договоре или включаться в общую сумму лизинговых платежей (п. 1 ст. 28 Закона N 164-ФЗ).

Применение к арендным отношениям ФСБУ 25/2018 обязательно с бухгалтерской отчетности за 2022 год, но можно начать применение этого стандарта досрочно. Это следует сделать, если договор лизинга окончится после 31.12.2022 года. Дело в том, что организация имеет право не применять ФСБУ 25/2018 в отношении договоров аренды, исполнение которых истекает до конца года, начиная с отчетности за который применяется правила ФСБУ 25/2018 (п. 51 ФСБУ 25/2018).

Если автомобиль взят в лизинг в январе 2020 сроком до декабря 2022 года или меньше, то лизингополучатель имеет право не применять к нему нормы ФСБУ 25/2018, а пользоваться указаниями, утвержденными Приказом Минфина РФ от 17.02.1997 N 15 «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга» (далее — Указания N 15)

Если же автомобиль получен в лизинг на более длительный срок, то целесообразно сразу применять к договору лизинга нормы ФСБУ 25/2018 во избежание пересчетов связанных с переходным периодом, предусмотренным п. 48 — п. 50 ФСБУ 25/2018.

Если применяем Указания N 15

Рассмотрим самую распространенную ситуацию, когда договором лизинга в течение срока действия договора лизинга предусмотрена уплата лизинговых платежей, а также выплата выкупной цены, после чего к лизингополучателю переходит право собственности на автомобиль.

Для лизингополучателя, автомобиль, взятый в лизинг, отвечает критериям основного средства (в п. 4 и в п. 5 ПБУ 6/01). Автомобиль принимается лизингополучателем к бухгалтерскому учету в состав основных средств (ОС) по первоначальной стоимости, которая включает всю сумму платежей, причитающихся по договору лизинга, включая выкупную цену (без НДС) (п.8 Указаний N 15, п. 7, п. 8 ПБУ 6/01). Для организаций, которые не являются плательщиками НДС, например, применяющие УСН, НДС является невозмещаемым налогом и включается в первоначальную стоимость предмета лизинга (п. 8 ПБУ 6/01).

Руководствуясь Указаниями N 15, лизингополучатель формирует на своем балансе первоначальную стоимость предмета лизинга по дебету счета 08 субсчет «Приобретение отдельных объектов ОС по договору лизинга», с учетом фактических затрат, связанных с получением лизингового имущества (по сумме лизинговых платежей с учетом выкупной цены), в корреспонденции с кредитом счета 76 субсчет «Арендные обязательства». Далее при вводе в эксплуатацию стоимость предмета лизинга списывается на счет 01 субсчет «Имущество, полученное в лизинг».

При признании в учете предмета лизинга следует исходить из срока полезного использования (СПИ) автомобиля, так как организация намерена выкупить автомобиль в собственность и эксплуатировать его как основное средство (извлекать экономические выгоды в течение СПИ ОС, п. 20 ПБУ 6/01). Амортизация предмета лизинга начисляется ежемесячно, начиная с месяца, следующего за месяцем принятия предмета лизинга к бухгалтерскому учету в составе основных средств, до момента возврата лизингодателю либо до полного погашения его стоимости. Амортизация начисляется способом, установленным в учетной политике организации-лизингополучателя (пункты 17, 19, 21, 22 ПБУ 6/01).

Пример: По Акту приема-передачи предмета лизинга автомобиль (объем двигателя до 3 500 куб. см включительно, третья амортизационная группа, СПИ от 37 до 60 месяцев включительно, код ОКОФ 310.29.10.22) передан во владение и пользование лизингополучателю в феврале 2020 г. Срок лизинга — до февраля 2022 года, согласно графику лизинговых платежей последний лизинговый платеж (за февраль 2022 года) считается уплатой выкупной цены. После уплаты выкупной цены право собственности на авто переходит к лизингополучателю.

Сумма лизинговых платежей по графику 6 660 000 руб. в т.ч. НДС 20%, уплачиваются с февраля 2020 по февраль 2022 ежемесячно равными частями (266 400 руб. х 25 платежей). Дополнительных расходов по доведению ОС до готовности нет. СПИ автомобиля — 37 месяцев (для БУ и НУ).

Бухгалтерские записи у лизингополучателя в соответствии с Указаниями N 15 по отражению расчетов по договору лизинга с учетом на балансе лизингополучателя:

Февраль 2020

Получен предмет лизинга:

Дебет 08 Кредит 76-арендные обязательства — 5 550 000 руб.

Выделен НДС по лизинговому имуществу

Дебет 19 Кредит 76-арендные обязательства —1 110 000 руб.

Предмет лизинга включен с состав ОС:

Дебет 01- лизинг Кредит 08 — 5 550 000 руб.

Февраль 2020 и далее ежемесячно до выкупа предмета лизинга (февраль 2022)

Начислен текущий лизинговый платеж:

Дебет 76-арендные обязательства Кредит 76-лизинговые платежи — 266 400 руб.

Принят к вычету НДС по текущему лизинговому платежу (счет-фактура от лизингодателя):

Дебет 68 Кредит 19 — 44 400 руб.

Уплачен текущий лизинговый платеж:

Дебет 76-лизинговые платежи Кредит 51 — 266 400 руб.

Март 2020 и далее ежемесячно

Начислена амортизация по предмету лизинга:

Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 02-лизинг — 150 000 руб.

На дату выкупа предмета лизинга — февраль 2022

Начислен платеж в виде выкупной стоимости:

Дебет 76-арендные обязательства Кредит 76-выкупная стоимость — 266 400 руб.

Уплачена выкупная стоимость:

Дебет 76-выкупная стоимость Кредит 51 — 266 400 руб.

Перевод выкупленного предмета лизинга в состав собственных ОС

Дебет 01-собственные ОС Кредит 01-лизинг (первоначальная стоимость) — 5 550 000 руб.

Дебет 02-лизинг Кредит 02-собственные ОС (амортизация) — 3 600 000 руб. (150 000 руб. х 24 мес.)

Принят к вычету НДС по выкупной стоимости ОС (счет-фактура от лизингодателя):

Дебет 68 Кредит 19 — 44 400 руб.

Как видим, в бухгалтерском учете нет расхода в виде лизингового платежа, в расходы относится только амортизация предмета лизинга. Начисление лизингового платежа уменьшают задолженность арендодателя по арендным обязательствам и не признаются расходом для целей бухгалтерского учета.

Обратите внимание! При учете предмета лизинга на балансе лизингополучателя для целей налогового учета лизинговый платеж признается расходом за минусом суммы начисленной амортизации (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ)

Первоначальной стоимостью предмета лизинга всегда признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с НК РФ (п. 1 ст. 257 НК РФ, письма Минфина РФ от 20.04.2016 N 03-03-06/1/22656 03.02.2012 N 03-03-06/1/64).

Получается, что в налоговом учете расходом признается амортизация плюс лизинговый платеж в части, превышающей сумму амортизации, а в бухгалтерском учете только сумма амортизации. При этом как в бухгалтерском, так и в налоговом учете на расходы в течение СПИ предмета лизинга переносится вся сумма договора лизинга (без НДС). Возникает временная разница (НВР), в учете отражается ОНО (Кредит 77), которое списывается (погашается) после выкупа лизингового имущества ежемесячно в течение всего оставшегося СПИ (п. 11, п. 15, п. 18 ПБУ 18/02).

Если применять ФСБУ 25

Стороны договора лизинга применяют ФСБУ 25/2018 вне зависимости от наличия в договоре условия о том, на чьем балансе учитывается имущество. Лизингополучатель признает предмет лизинга на дату предоставления предмета лизинга в качестве права пользования активом (ППА), при этом в учете одновременно признается обязательство по аренде. Согласно п. 10 ФСБУ 25/2018 организация должна применять единую учетную политику в отношении права пользования активом и в отношении схожих по характеру использования активов. При аренде (лизинге) схожие активы — это основные средства, операции с ними учитываются на счетах 01, 02, 08. На этих же счетах следует учитывать операции с ППА. Например, открыть отдельные субсчета к счету 01 «Право пользования активом», к счету 02 «Амортизация ППА», к счету 08 «Вложение в ППА» (для формирования стоимости ППА). Обязательство по аренде отражается по кредиту счета 76 «Обязательство по аренде».

Основное отличие при отражении финансовой аренды по ФСБУ 25 в том, что стороны договора аренды отражают аренду на балансе по приведенной стоимости. То есть, при признании в учете арендатор отражает ППА и обязательство по аренде не в полной сумме лизинговых платежей (как это прописано в Указаниях N 15), а по первоначальной оценке обязательства по аренде (как приведенная стоимость будущих арендных платежей) (п. 14 ФСБУ 25/2018).

При лизинге первоначальная дисконтированная стоимость актива (обязательства) может быть определена прямым путем (т.е. непосредственно на основе условий договора лизинга). Первоначальной дисконтированной стоимостью кредиторской задолженности у лизингополучателя по лизинговым платежам считается цена, по которой лизингодатель приобрел предмета лизинга у поставщика для лизингополучателя за вычетом уже фактически уплаченных лизингополучателем лизингодателю сумм (авансовых платежей, уплаченных перед началом аренды) (п. 3, п. 6 Рекомендации Р-65/15 «Ставка дисконтирования» БМЦ).

Таким образом, при лизинге на рыночных условиях допустимо отражать ППА и признавать обязательство по аренде в размере стоимости предмета лизинга, которую уплатил за него лизингодатель (без НДС). Разница между общей суммой договора лизинга (включая выкупную цену) и затратами лизингодателя на приобретение лизингового имущества (суммой, которую уплатил лизингодатель за предмет лизинга) признается у лизингополучателя процентами и распределяется во времени по сроку договора лизинга.

В течение срока лизинга по ППА начисляется амортизация, а первоначально признанное обязательство по аренде увеличивается за счет начисления процентов. Проценты признаются в составе прочих расходов организации. Уплаченные лизинговые платежи уменьшают обязательство по аренде (п. 18 ФСБУ 25/2018).

Пример: По Акту приема-передачи предмета лизинга автомобиль (объем двигателя до 3 500 куб. см включительно, третья амортизационная группа, СПИ от 37 до 60 месяцев включительно, код ОКОФ 310.29.10.22) передан во владение и пользование лизингополучателю в октябре 2020 года (принят к учету).

Срок лизинга до марта 2023 года, согласно графику лизинговых платежей последний лизинговый платеж (за март 2023 года) признается выкупной стоимостью. После уплаты выкупной цены право собственности на авто переходит к лизингополучателю. Сумма лизинговых платежей по графику 6 660 000 руб. в т. ч. НДС 20%, уплачиваются с октября 2020 по март 2023 ежемесячно равными частями (222 000 руб. х 30 платежей). Дополнительных расходов по доведению ОС до готовности нет. СПИ автомобиля — 37 месяцев. Сумма, уплаченная за предмет лизинга лизингодателем 5 270 000 руб. (без НДС).

Первоначальная оценка обязательства признается в учете исходя из цены приобретения предмета лизинга (без НДС) лизингодателем у его поставщика (5 270 000 руб.). До окончания срока договора это обязательство должно быть доведено до полной суммы договора лизинга без НДС (5 550 000 руб.). По условиям примера равные платежи перечисляются через равные промежутки времени, для вычисления процентной ставки используем финансовую функцию Excel «СТАВКА», она определяет процентную ставку за период между платежами. В нашем случае процентная ставка составила за месяц 0,337%, годовая ставка 4,05%.

Начисление процентов по периодам отражено в таблице. Остаток обязательства на конец периода рассчитан как Остаток обязательства на начало периода плюс сумма процентов минус лизинговый платеж. Проценты рассчитаны как произведение остатка обязательства на начало периода и ставки за месяц 0,337%.

Таблица. Начисление процентов.

Учет лизингового автомобиля на балансе лизингополучателя: проводки и другая важная информация | «Правовест Аудит»

Пример бухгалтерских записей у лизингополучателя по отражению расчетов по договору лизинга с учетом ФСБУ 25:

  1. Дебет 08 «Вложение в ППА» Кредит 76 «Обязательство по аренде»: 5 720 000 руб. — получен предмет лизинга и отражена первоначальная дисконтированная сумма обязательства по аренде.
  2. Дебет 01 «Право пользования активом» Кредит 08 «Вложение в ППА» 5 720 000 руб. — отражено право пользования активом (автомобиль готов к эксплуатации).
  3. Дебет 20 (25, 26, 44) Кредит 02 «Амортизация ППА» 142 432,43 руб. — начислена амортизация по предмету лизинга (ежемесячно) (5 720 000 руб./ 37 мес.).
  4. Дебет 91-2 Кредит 76 «Обязательство по аренде» 17 775, 27 руб. — начислены проценты по обязательству по аренде (ежемесячно в суммах, указанных в таблице выше); В данной строке отражено начисление из таблицы за первый период. Всего за срок договора будет начислена сумма процентов в размере 280 000 руб. ежемесячно в суммах, рассчитанных в таблице.
  5. Дебет 76 «Обязательство по аренде» Кредит 51 222 000 руб. — ежемесячно уплачен лизинговый платеж по графику (в конце срока лизинга — выкупная цена).
  6. Дебет 19 Кредит 76 «НДС по лизинговому платежу» 37 000 руб. — предъявлен НДС лизингодателем, счет-фактура лизингодателя.
  7. Дебет 68 Кредит 19 37 000 руб. — НДС по лизинговому платежу (выкупной цене) принят к вычету.

Перевод с состав ОС на дату перехода права собственности на автомобиль:

Дебет 01- ОС Кредит 01 «Право пользования активом» (первоначальная стоимость) в сумме 5 270 000 руб.

Дебет 02 «Амортизация ППА» Кредит 02- Амортизация ОС (амортизация) в сумме 4 130 540,54 руб. (142 432,43 руб. х 29 мес.).

Таким образом, лизингополучатель отражает два вида расхода в бухгалтерском учете — расходы в виде амортизации права пользования активом (в составе расходов по обычной деятельности) и расходы в виде процентов по обязательству по аренде (в составе прочих расходов). Обязательство по аренде, отраженное по кредиту счета 76 «Обязательство по аренде» за срок лизинга увеличивается на разницу между суммой лизинговых платежей по договору и дисконтированной суммой и уменьшается на сумму фактически уплаченных лизинговых платежей (п. 18 ФСБУ 25/2018).

Как видим, учет лизинговых операций по правилам ФСБУ 25/2018 усложнен необходимостью распределять сумму лизинговых платежей на первоначальное обязательство и проценты. При этом, если у Вас договор лизинга не переходит на 2023 год применять к нему ФСБУ 25/2018 необязательно.

Какой транспортный налог на вторую машину?

Учет лизингового автомобиля на балансе лизингополучателя: проводки и другая важная информация | «Правовест Аудит»

  • 1 Налог за второе ТС: начисляется или нет
  • 2 Что говорит закон
  • 3 Выводы
  • 4 Видео по теме:

Семей, у которых есть ни один, а сразу несколько машин, в России не так и мало. В связи с этим возникает вполне логичный вопрос об уплате транспортного налога: платится ли он один раз одним субъектом или за каждое ТС нужно заплатить в бюджет. И далее ответим на данный вопрос, учитывая все особенности действующего законодательства.

Налог за второе ТС: начисляется или нет

Учет лизингового автомобиля на балансе лизингополучателя: проводки и другая важная информация | «Правовест Аудит»

К сожалению, да. Транспортный налог начисляется и на первый автомобиль, а на второй, и на третий. И ничего странного здесь нет. Согласно законодательства базой налогообложения является именно машина. Если их несколько, то и несколько баз налогообложения. Отдельного же какого-то льготного налога для семей, где несколько авто в собственности, нет.

Что говорит закон

На общефедеральном уровне вопросы начисления и уплаты транспортного налога регламентирует Налоговый Кодекс, а именно, ст. 28. Но также в том же НК утверждена возможность региональных властей самостоятельно определять порядок уплаты и процентные ставки. Поэтому в каждом регионе есть разработанный и утвержденный нормативно-правовой акт, который контролирует данный вопрос.

Если нужно уточнить регламент расчета, порядок уплаты, предельные сроки погашения налога или узнать о наличие льгот, нужно обращаться только в местные налоговые инспекции. Там расскажут и помогут. Руководствоваться порядками, которые работают в другом регионе, не нужно.

Но дело все равно не в этом. Ни в одном регионе нет дотаций для тех, кто владеет двумя или более автомобилями. Транспортный налог платиться за каждое авто. Исключение – льготная категория граждан, которая может оформить скидку по транспортному налогу. Тогда на первое авто такой гражданин получит льготу, а за вторую машину заплатит в полном объеме. И то: большинство регионов предоставляют льготу только тем, кто владеет только одной машиной.

Если же в вашем регионе все-таки вам положена льгота, а в собственности у вас несколько машин, то можете самостоятельно выбрать транспортное средство, в отношении которого будет применяться скидка. Для этого нужно подать заявление в налоговую инспекцию по месту регистрации. Если такое заявление вовремя не подать, то сотрудники ФНС имеют право применить льготу к любому автомобилю. Правда, законом рекомендовано выбирать тот автомобиль, налог с которого больший.

Выводы

Правительство не интересует, каким образом семьей получен автомобиль. Это может быть наследство, покупка и т.д. В любом случае транспортный налог начисляется за каждый объект собственности. Уведомление может даже прийти разными документами. Но, как правило, ФНС старается уведомлять налогоплательщика сразу по всем обязательствам, касающихся транспортного налога. Экономия в такой ситуации возможна только тогда, когда собственник ТС – льготник. При этом льгота по транспортному налогу должна быть утверждена не на федеральном, а на региональном уровне. В таком случае возможно заплатить сбор только за одну машину. Размер же скидки на первый автомобиль определяется индивидуально. Где-то освобождают льготников полностью от ТН, а где-то скидка достигает только 30-50% от налогового обязательства.

Списание транспортных средств с баланса

В ходе ведения хозяйственной деятельности может возникнуть необходимость списать транспортное средство с баланса организации. Особенности оформления процедуры будут определяться причинами списания. Для каждого случая предусмотрен свой порядок действий.

Причина списания транспортных средств на предприятии

Основаниями для списания автотранспорта могут стать следующие причины:

  • Физический износ и/или непригодность для дальнейшего использования;
  • Тотальные повреждения с нецелесообразностью восстановления;
  • Гибель в результате ДТП/пожара/наводнения и т.п.;
  • Факт безвозмездной передачи.

Пошаговая инструкция списания автомобиля с баланса

Основания списания могут отличаться, но порядок действий в большинстве случаев схож и включает следующие этапы:

  • Составление и направление соответствующего уведомления в ГИБДД;

Нельзя списать машину с баланса, без снятия ее с регистрационного учета в ГИБДД, в противном случае, обязанность по уплате транспортного налога сохранится за вами.

Начинать процедуру следует с направления соответствующего заявления в инспекцию.

Для снятия с учета в Госавтоинспекцию так же подготавливаются и подаются следующие документы в оригиналах:

  1. Паспорт технического средства и свидетельство о регистрации
  2. Талон технического обслуживания и паспорт ответственного за машину

В правоустанавливающую документацию вносятся такие данные:

  1. Номер и серия ПТС, VIN-код автомобиля и год его выпуска
  2. Технические данные по модели, шасси, кузову и двигателю
  3. Наименование организации, оформившей документы и реквизиты сторон с подписями

Вместе с заявлением и документами на авто подается пакет документов, обосновывающих причины снятия с учета и дальнейшего списания с баланса транспортного средства.

  • Целесообразность списания должна быть подтверждена специальной комиссией;

Законодательно определено, что списание машины, как и любого дорогостоящего основного средства, оформляется Актом. Все члены комиссии во главе с Председателем ставят в нем свои подписи. Ответственные лица назначаются Приказом и им делегируются соответствующие полномочия принимать решения о целесообразности процедуры списания, порядке ее проведения и финансовой стороне вопроса.

  • Списание машины должно быть отражено бухгалтерскими записями в учете;

Бухучет транспортных средств ведется на синтетическом счете 01 «Основные средства». По дебету счета числятся все машины в эксплуатации фирмы. Ежемесячно по кредиту счету 02 «Амортизация основных средств» начисляется амортизация актива. В итоге разница между данными счета 01 и 02 дает балансовую стоимость основного средства на дату его списания. Это остаточная стоимость, которая станет расходом компании при выбытии транспорта с баланса. Могут появиться и дополнительные расходы на оформление документов, утилизацию и другое в зависимости от причины списания. Все они будут аккумулироваться на 91.02 «Прочие расходы».

Хотя транспортное средство и выбыло с баланса, обязанность по уплате транспортного налога по месяц списания включительно сохраняется.

Порядок оформления операций списания автомобилей в бухгалтерском учете

Основным документом, регламентирующим учет основных средств, является ПБУ 06/01. В пункте 29 документа указаны основные причины списания:

  • Полный физический износ долгосрочного актива;
  • Сильные повреждения не предполагающие восстановления в результате чрезвычайных событий;
  • Хищение имущества предприятия.

В помощь бухгалтеру Минфином России 13.10.2003 г. разработаны Методические указания №91н. документ закрепляет перечень документов на списание авто. Здесь же указано, что окончательное решение о ликвидации принимает руководитель.

Обязанность определять невозможность/неэффективность дальнейшего использования и/или восстановления актива принимает постоянно действующая комиссия из числа сотрудников предприятия, назначенная руководителем фирмы.

Кстати, даже если авто подлежит утилизации, некоторые узлы и детали могут быть реализованы. Задача членов комиссии составить перечень таких запчастей и указать стоимость их возможной продажи. Итоговым документом работы комиссии станет акт ОС-4а на списание автотранспорта. Это унифицированная форма Госкомстата №71а, в которой заполняется следующая информация, идентифицирующая конкретную единицу имущества:

  • Год изготовления а/м и дата постановки на учет в качестве ОС;
  • Первоначальная стоимость актива и размер начисленных амортизационных отчислений;
  • Текущий пробег автомобиля и технические характеристики узлов и деталей.

Далее идет раздел, раскрывающий причины выбытия с обоснованием нецелесообразности использования.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: если авто списывается в результате аварии/угона/пожара, к акту по форме ОС-4а в обязательном порядке прикладывается пакет документов, подтверждающих данные факты из соответствующих инстанций.

Записи в бухгалтерском учете фирмы при списании машины с баланса

Выбытие долгосрочного актива оформляется следующими проводками:

Дебет счета 01.02 «Выбытие ОС» Кредит 01.01 «Основные средства» — Выбытие по первоначальной стоимости;

Дебет счета 02 «Амортизация ОС» Кредит счета 01.02 – В размере ранее начисленной амортизации;

Дебет 91.02 «Прочие расходы» Кредит 01.02 — На сумму разницы между первоначальной стоимостью и начисленной амортизацией;

Дебет 91.02 Кредит 60 – На сумму расходов сторонней компании по утилизации машины;

Дебет счета 10 «Запчасти» Кредит счета 91.01 «Прочие доходы» — В размере цены возможного использования узлов и материалов;

Дебет 99 Кредит 91.9 — На финансовый результат от списания.

Особенности отражения выбытия в налоговом учете компании

Налоговым Кодексом России предписано отражать расходы на списание/выбытие/ликвидацию автотранспорта как внереализационные. Учесть все затраты фирмы на данное мероприятие можно единовременно. Такое правило закреплено ст. 265 п. 1 пп. 8 документа.

Если первоначальная стоимость и амортизация в налоговом учете отличаются, эти данные нужно отразить в акте на списание.

Особенности восстановления НДС при списании авто с баланса

В момент постановку машины на учет в качестве основного средства, налогоплательщик имеет право возместить НДС с ее приобретения. Обычно компания уменьшает НДС к уплате на сумму НДС к возмещению.

При выбытии с баланса не полностью самортизированного имущества, законодатель предписывает восстановить НДС с остаточной стоимости машины. При продаже актива такого требования нет. Только при списании в порядке ликвидации.

Учет лизингового автомобиля на балансе лизингополучателя: проводки и другая важная информация | «Правовест Аудит»

Оценка запчастей при ликвидации машин

Мы советуем привлечь независимого оценщика для расчета предполагаемой стоимости продажи узлов и деталей, которые могут остаться от утилизированного авто. На сумму оценки в учете будет сделана бухгалтерская запись:

Дебет счета 10.05 «Запасные части» Кредит счета 91.01 «Прочие доходы».

Таким образом вы избавите себя от споров с налоговым инспектором при проверке правильности начисления налога на прибыль.

Мы описали общие правила оформления списания авто в компании. Пакет документов будет разниться в зависимости от конкретной причины выбытия: кража, гибель в огне, физический износ, непригодность, безвозмездная передача.

Списание ТС: вопросы и нюансы

Порядок бухгалтерского учета и переоформления служебного транспортных средств, снятия их с баланса предприятия и учета в ГИБДД, процедура списания в силу износа или повреждения – все эти моменты нередко вызывают споры и становятся причиной недоразумений. Предлагаем разъяснения по часто возникающим вопросам.

1. Нужно ли снимать автомобиль с учета в ГИБДД, если он передан на баланс в другое учреждение?

Сложные ситуации, в частности, возникают при снятии автомобиля с баланса одного учреждения и передаче его другому владельцу. На практике автомобиль может быть безвозмездно передан другому предприятию или продан без снятия с учета в ГИБДД. Но это чревато неприятными последствиями. Транспортный налог платится не только по факту владения автомобилем, но и по факту учета его в ГИБДД. Организации и частные лица, продавая транспортное средство другому лицу или организации, проходят все процедурные моменты: оформляют договор купли-продажи, и право владения автоматически переходит к другому владельцу. Но без снятия его с учета в Госавтоинспекции процедура передачи права собственности не может быть признана завершенной.

Бывают случаи, что автомобиль утилизируется в связи с его полным износом, то есть, предмет налогообложения перестает существовать. Но даже это не освобождает владельца от уплаты налога, если ТС не был своевременно снят с учета в ГИБДД. ИФНС продолжает начислять платежи и пени, в итоге бывшего владельца ждет неприятный сюрприз в виде большой суммы налога на несуществующий автомобиль.

Можно по этому поводу обратиться с иском в суд или антимонопольную службу, но вердикт останется неизменным: пока автомобиль не снят с учета в Госавтоинспекции, за него нужно платить транспортный налог. Автоматического снятия с учета транспортного средства, переданного на баланс другого учреждения/лица, не произойдет. Прежний владелец обязан сделать это лично и, не дожидаясь передачи информации из одного ведомства в другое (эта процедура часто затягивается на длительное время), документально уведомить о совершенной операции налоговый орган.

2. В организации числится ТС, находящееся в угоне. Когда можно его списать?

Ситуация непростая и хлопотная. Списать автомобиль сразу после угона (кражи) не получится. До тех пор, пока транспортное средство официально находится в розыске, снять его с бухгалтерского учета нельзя. Чтобы не платить налог за угнанный автомобиль, организации придется каждый год предоставлять в налоговый орган справку из подразделения МВД, подтверждающую данный факт.

Сразу после угона автомобиля руководство организации должно предпринять ряд шагов для защиты своих интересов:

  1. Зафиксировать факт утери/кражи служебного транспортного средства. Для этого нужно обратиться с заявлением в полицию и получить письменное подтверждение принятия обращения в разработку.
  2. По заявлению отделение полиции возбуждает уголовное дело и объявляет машину в розыск, о чем также предприятию-владельцу выдается письменное подтверждение.
  3. Справка предоставляется в налоговую инспекцию, где числится организация, с заявлением об освобождении от налога на транспорт, числящийся в угоне и не приносящий прибыль.
  4. Такую же справку нужно зарегистрировать в страховой компании для возмещения ущерба.

Если владелец ТС по небрежности или иным причинам не предоставит сведения в срок, начисление налога будет возобновлено.

По истечении определенного времени полиция официально объявляет о прекращении розыска и уведомляет пострадавшую сторону справкой о закрытии уголовного дела. Только после этого организация может инициировать процедуру списания утерянного имущества согласно п. 29 ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

Заключительный этап – снятие ТС с учета в ГИБДД. Согласно п. 13 ст. 42 УПК РФ лицо или организация, чей автомобиль был угнан два и более лет назад, самостоятельно обращаются в отдел внутренних дел за постановлением о прекращении уголовного дела по розыску (если из ОВД не получена справка). Она дает право обратиться в ГИБДД для снятия транспортного средства с учета. Представлять нужно оригинал документа. В случае предоставления копий налоговая инспекция должна обратиться в подразделение внутренних дел за письменным подтверждением факта угона автомобиля и нахождения его в розыске.

3. Какие документы понадобятся для списания транспортного средства с баланса?

Чтобы списать ТС с баланса с целью дальнейшей продажи, передачи на баланс другого владельца или отправки в утиль, нужно пройти несколько процедурных моментов:

  • Подать заявление в вышестоящую инстанцию о необходимости списания ТС.
  • Получить разрешение.
  • Создать комиссию, в которую входит руководитель, главный бухгалтер и ответственный за транспортное средство человек.
  • Осмотр ТС.
  • Фиксирование причин списания (моральный и физический износ, повреждение вследствие ДТП).
  • Составление акта на списание по форме № ОС-4а со следующими характеристиками имущества:

— дата принятия на бухгалтерский учет и ввода в эксплуатацию;

— стоимость первичная и с учетом амортизации;

— информация о ремонтах и переоценках;

— состояние основных деталей и узлов;

Комиссия должна рассмотреть документы о списании в срок до 2 недель. Если в организации нет специалистов, владеющих специальными знаниями, к работе могут быть привлечены эксперты со стороны. Решение комиссии закрепляется актом по форме 0306004 «О списании автотранспортных средств».

Следующий этап – снятие автотранспорта с учета в ГИБДД. Для этого в МРЭО предоставляется пакет документов:

  1. ПТС.
  2. Талон техобслуживания (ТО).
  3. Свидетельство о регистрации ТС.
  4. Паспорт ответственного лица.

В правоустанавливающей документации должны содержаться такие сведения:

  • VIN-код, реквизиты ПТС (номер, серия).
  • Данные кузова, двигателя, шасси, модель, год выпуска.
  • Название организации, выдавшей документы.
  • Реквизиты сторон с подписями.

Все документы должны быть оригинальными, копии не принимаются. Заключительная процедура – списание автомобиля с бухгалтерского учета.

4. По какой методике рассчитываются годные остатки ТС для списания в бюджетных учреждениях?

Остаточная стоимость автотранспортного средства, подлежащего списанию из-за повреждений, сильного износа или аварии, определяется путем оценки исправных частей – узлов, деталей, годных для дальнейшего использования на других агрегатах или продажи в виде запчастей. Под их стоимостью подразумевается приблизительная оценка с учетом расходов на демонтаж, дефектовку, хранение и затрат на реализацию. В случае полной непригодности транспортного средства (его частей) к эксплуатации остатки не подлежат оценке.

Высвобожденные после демонтажа автомобиля части должны соответствовать следующим параметрам, чтобы они были признаны годными:

  • Они должны быть в работоспособном состоянии и не иметь видимых нарушений целостности, формы, геометрии.
  • Недопустимо наличие следов тюнинга – изменений конструкции или каких-либо отверстий, не предусмотренных в модели.
  • Детали не должны иметь следы ремонтных работ с рихтованием, шлифовкой, пайкой, сваркой и т.д.

Стоимость годных остатков автомобиля для списания оценивается по специальной формуле:

Учет лизингового автомобиля на балансе лизингополучателя: проводки и другая важная информация | «Правовест Аудит»

Ц – цена ТС в неповрежденном состоянии;

К3 – коэффициент затрат на разукомплектование, дефектовку, хранение и реализацию;

Кв – коэффициент расчета времени эксплуатации на момент повреждения или износа;

Коп – коэффициент объема повреждений;

Ci – соотношение стоимости ТС к неповрежденным частям в процентах;

N – количество годных деталей, узлов, агрегатов.

Согласно п. 10.4 Методологических рекомендаций ФБУ РФЦСЭ при Минюсте РФ от 01.01.2018, е сли остатки автотранспортного средства не пригодны для дальнейшего использования (сильный износ, сильное повреждение после ДТП) или не подлежат разборке по техническому состоянию, комиссия оценивает их по стоимости лома, как подлежащие утилизации. К годным остаткам также не могут быть отнесены детали, демонтаж которых требует электродуговой или газосварочной резки.

Поскольку на практике затраты на разборку, доставку в пункт утилизации превышают стоимость металлолома, расчет стоимости годных остатков в таком случае может не производиться.

Вопрос-ответ

  • Паспорт заявителя, гражданина РФ;
  • Нотариально заверенная доверенность (если есть);
  • Технический паспорт транспортного средства;
  • Свидетельство о регистрации автомобиля.

После прохождения проверки пакета документов потребуется сдать государственный номер ТС в ГАИ, при этом непригодный к дальнейшей эксплуатации автомобиль к досмотру сотрудниками ГАИ не нужен. Вместе с тем, заявителю нужно будет оплатить госпошлину и предъявить квитанцию.

Если есть необходимость оставить какие-то части машины (кузов, двигатель, шасси), тогда после сверки заводских номеров с документами на машину на конкретную деталь выдается свидетельство.

Вопрос: «Списание у ДЮСШ снегоход Буран с 1993 года выпуска документы на транспортное средство утрачены, но на балансе состоит. С чего начать?»

Ответ: Снегоход «Буран» относится к транспортному средству, поэтому списывать с баланса и составлять акт, нужно будет как на транспортное средство. Сразу необходимо определиться с причиной, их может быть несколько:

  • Непригодность в связи с износом
  • Непригодность, после ДТП
  • Невозможность к восстановлению
  • Возможность передачи кому-то на безвозмездной основе

Как только определена причина, собирается комиссия во главе с председательствующим и составляется акт. Когда последняя подпись будет поставлена, составляете заявку в ГИБДД, прилагая к заявке акт. Однако, Вы пояснили, что документов на снегоход нет. Поэтому советуем написать заявление на имя Главного Управления ГИБДД по вашему городу. К заявлению приложите копию документов, подтверждающих что снегоход находится у вас на балансе, а также объяснительную главного бухгалтера, каким образом снегоход был поставлен на баланс. В заявлении обязательно отразите, что вы хотите списать транспортное средство, но не сможете снять его с учёта без документов. В ответе на Ваше заявление будет указан инспектор, к которому можно будет подойти, и уже с документами разрешить ситуацию.

Как только снегоход будет снят с учета, дело останется за вашей бухгалтерией, чтобы провести окончательное списание снегохода с баланса.

Вопрос: «Как без затрат вывести автомобиль из основных средств?»

Ответ: Учтенное автотранспортное средство снять с баланса предприятия возможно по ряду причин, среди которых может быть списание (ликвидация), угон, авария, продажа, обмен или же по инициативе руководящего состава.

Задаваясь целью беззатратно вывести автомобиль из основных средств, чтобы обойти уплату налога на прибыль и НДС, стоит рассмотреть вариант с ликвидацией основного средства по независящим от предприятия причинам — авария или угон. Тогда налогоплательщик отобразит в бухгалтерском учете увеличение расходов на сумму амортизируемой стоимости объекта за минусом накопленной амортизации. При этом следует помнить, что если будет получена страховка или денежная компенсация от виновного лица, доходная часть увеличится в том периоде, когда покроется часть ранее понесенных затрат.

Списание (ликвидация) автомобиля через демонтаж и утилизацию после полного физического износа без последующего оприходования запасных частей также можно взять во внимание. С месяца снятия транспортного средства с регистрационного учета в ГИБДД отпадает необходимость уплачивать транспортный налог.

Ответ: Служебный автомобиль не подлежит дальнейшей эксплуатации в связи с пожаром. Транспортное средство необходимо списать, то есть снять машину с бухгалтерского учета предприятия.

Снятие с баланса основного средства прописано в Методических указаниях по бухгалтерскому учету, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.10.2003 г. №91н. Но изначально руководителю организации следует создать комиссию из должностных лиц для осмотра и определения непригодности дальнейшего использования объекта, пострадавшего при пожаре.

Далее составляется акт на списание основного средства по форме ОС-4а в двух экземплярах, где включаются понесенные затраты на топливо согласно путевых листов и остаточного количества горючего в баке на день происшествия. В результате списания автомобиля факт выбытия заносится в инвентарную карточку ОС-6.

Статья расходов – «Недостачи и потери от порчи ценностей» в балансе аккумулируется в разделе 91.02 «Прочие расходы».

Ответ: Это не самый худший вариант, который произошел после покупки машины с рук. Конечно, такую сделку можно признать недействительной, так как по сути, Вам продали то, чего уже нет. Но, скорее всего, найти продавца, а тем более встретиться в суде, у Вас не получится.

К счастью, Законодатель прописал, так называемый «отходной путь». В Приказе МВД № 399 от 26.06.2018 года говорится, что списанное авто можно снова поставить на учет. Для этого необходимо обратиться в ГИБДД по месту, где планируете поставить машину на учет с заявлением, паспортом, приложив договор купли-продажи на машину.

Заявление будет рассмотрено в течение трех-пяти дней, а инспектор, возможно попросит приехать, чтобы осмотреть транспорт. После всех осмотров машину поставят на учет, а законным владельцем станете Вы.

Бывает и так, что инспектор просит предоставить копию прохождения технического осмотра машины, но это требование в Законе не прописано. Поэтому, если не предоставите, машину обратно не заберут. Такая просьба следует из того, что машину могли списать по причине большого износа или прочей поломки, которая могла повлиять на безопасность, как самого водителя, так и безопасность на дороге.

Ответ: Обслуживание производственного процесса осуществляется, исходя из установленных базовых норм расхода бензина, дизтоплива и газа на 100 км пробега автомобиля (с грузом и без). Поэтому остаточное количество топлива, задействованное при эксплуатации техники, выводится по путевым листам на конец последнего рейса.

Стоимость горюче-смазочных материалов в баке или баллоне в случае полного списания с бухгалтерского баланса единицы автотранспорта согласно подтверждающего Акта ложится на текущие затраты, покрываемые за счет полученной компанией прибыли. Данная операция отражается на финансовом результате затрагиваемого налогового периода, а также стоимость топлива учитывается при расчете налога на прибыль.

Когда на предприятии не применяются рекомендованные Минтрансом РФ нормы списания ГСМ, можно в составе комиссии разработать собственные нормы и полагаясь на техническую характеристику конкретного автотранспортного средства. Также учитывается сезонность работ и качество дорог, но в основу расчета ложатся фактические замеры расхода топлива. Ко всему могут применяться поправочные коэффициенты.

Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях . Мы ответим на все поступающие вопросы. Только правда про финансы.

Источник Источник Источник Источник Источник http://pravovest-audit.ru/nashi-statii-nalogi-i-buhuchet/lizingovyy-avtomobil-bukhgalterskiy-uchet-u-lizingopoluchatelya/
http://auto-pravda.online/nalogi/278-transportnyy-nalog-na-vtoroy-avtomobil.html
Источник Источник http://ce-na.ru/news/spisanie-transportnykh-sredstv-s-balansa/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Автомобильные аккумуляторы - все, что нужно знать о них

Автомобильные аккумуляторы — все, что нужно знать о них

Автомобильные аккумуляторы являются одним из наиболее важных компонентов любого транспортного средства. Они обеспечивают энергией все электрические устройства автомобиля, от запуска двигателя до подачи энергии на освещение и радио. В данной статье мы рассмотрим значимость аккумуляторов для автомобилей, их основные характеристики и важность правильного выбора, а также узнаем о предложениях по приобретению аккумуляторов в городе Казань. […]

Тюнинг впускной системы для улучшения производительности автомобиля

Тюнинг впускной системы для улучшения производительности автомобиля

В мире автомобильного тюнинга существует множество способов улучшить производительность автомобиля. Один из самых важных аспектов тюнинга — это оптимизация впускной системы. В этой статье мы рассмотрим значимость тюнинга впускной системы, основные компоненты этого процесса и преимущества, которые он может принести владельцу автомобиля. Значение впускной системы в автомобильном тюнинге Впускная система играет ключевую роль в работе […]

Яндекс.Метрика