Система охлаждения ЗИЛ 130: описание, состав, элементы, неисправность, ремонт
Система охлаждения ЗИЛ 130
Система охлаждения ЗИЛ 130 ничем не отличается от типичной системы ОЖ, которая разрабатывалась в Советском союзе для грузовых автомобилей. Так, силовой агрегат оборудовался стандартными элементами, которые обеспечивали максимальную эффективность.
Описание системы охлаждения
Система охлаждения двигателя ЗИЛ 130 за свою историю выпуска так и не модернизировалась, а поэтому неисправности возникали все те же. Поэтому, владельцы автомобиля продолжали бороться с возникшими недостатками самостоятельно, местами достаточно удачно.
Чтобы понимать, как устроена система охлаждения двигателя на 130-м, стоит рассмотреть схемы.
Рис. 1. Схема системы охлаждения
1 — радиатор; 2 — водяной насос; 3 — компрессор; 4 — перепускной шланг (байпас); 5 — термостат; 6 — кран отопителя; 7 — подводящая трубка; 8 — отводящая трубка; 3 — радиатор отопителя; 10 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 11 — дозирующая вставка; 12 — сливной кран; 13 — рукоятка сливного крана; 14 — сливной кран патрубка радиатора
Рис. 2. Водяной насос
1 — корпус подшипника; 2 — пробка; 3 —масленка; 4 — прокладка; 5 — корпус насоса; S — крыльчатка насоса; 7 — сальник; 8 — уплотнительная шайба; 9 — отражатель; 10, 12 — шарикоподшипники с уплотнением; 11 — распорная втулка; 13 — вал водяного насоса; 14 — ступица шкива вентилятора; 15 — вентилятор; 16 — шкив; 17 — ремень привода генератора; 18 — ремень привода насоса гидроусилителя; 19 — ремень привода компрессора
Рис. 3. Схема проверки натяжения приводных ремней
1 — шкив коленчатого вала; 2 — шкив генератора; 3 — шкив компрессора; 4 — шкив водяного насоса; 5 — шкив насоса гидроусилителя рулевого управления
Рис. 4. Схема дистанционного управления сливными кранами
1 — сливные краны; 2 — рукоятка привода сливных кранов; 3 — сливной кран патрубка радиатора; 4 — рукоятка привода сливного крана патрубка радиатора
Рис. 5. Схема работы термостата
а — термостат в закрытом положении; b — термостат в открытом положении; 1 — баллон термостата; 2-активная масса (церезин); .3 — мембрана; 4 — направляющая втулка; 5-шток; 6 — возвратная пружина; 7 — заслонка термостата; 8,13- патрубки; 9 — коромысло заслонки; 10 — корпус термостата; 11-буфер; 12 — обойма; I — к радиатору; II — к водяному насосу
Состав системы охлаждения
Как стало ясно со схемы, основными элементами системы охлаждения являются — термостат, радиатор, водяной насос, различные патрубки, сливные краны, вентилятор, компрессор, датчик температуры и отопитель. Все эти элементы составляют систему охлаждения.
Многих автолюбителей интересует вопрос — сколько литров охлаждающей жидкости вмещает система? Ответ на вопрос простой, согласно рекомендации завода-изготовителя объём ОЖ составляет — 28 литров.
Радиатор
Радиатор системы охлаждения — деталь, которая обеспечивает охлаждение охлаждающей жидкости при помощи встречного потока воздуха. На ЗИЛ 130, система охлаждения установлена старого образца, а поэтому радиаторы монтировались с меди, и имели 3-х рядную систему.
Учитывая ресурс мотора, эксплуатацию на воде и возраст деталей, данные элементы выходят часто со строя. Это, в первую очередь связано с износом и коррозией, поскольку редко встретишь ЗИЛы, которые эксплуатируются на тосоле. Обычно, чтобы сэкономить данные транспортные средства охлаждаются обычно водой, зачастую даже не дистиллированной. Замена радиатор занимает достаточно много времени, поскольку месторасположение детали достаточно неудобное.
Вентилятор
Вентилятор устанавливается принудительный и крепится на шкиве водяного насоса, который приводится в работу при помощи ремня от коленчатого вала. Основной проблемой, которая может возникнуть, является обрыв лопастей вентилятора или креплений к шкиву.
Термостат
Термостат — обеспечивает регулировку потока охлаждающей жидкости с малого круга на большой и наоборот. Делается это для обеспечения максимального эффекта охлаждения или прогрева силового агрегата. Эта деталь наиболее подвержена неисправности, поскольку зачастую залипание термостата приводит к закипанию мотора. Это всё приведёт к негативным последствиям.
Для того чтобы заменить термостат необходимо слить уровень охлаждающей жидкости с системы, а затем открутить верхний патрубок с крышки термостата. Затем, необходимо открутить верхнюю крышку крепления термостата и вынуть непосредственно изделие. Следующим этапом станет установка новой запасной части и заливка тосола. Как показывает практика, порядка 0,5-1 литр жидкости в процессе смены теряется, поэтому рекомендуется докупить необходимое количество.
Водяной насос
Водяной насос или помпа служит для циркуляции охлаждающей жидкости по системе. Он имеет центробежную конструкцию. При лёгких поломках, данную деталь можно с лёгкостью отремонтировать при помощи ремонтного комплекта.
Располагается помпа на передней крышке блока цилиндров. Состоит деталь корпуса, вала с подшипниками и крыльчатки. Обычно, при проведении ремонтных операций применяется именно ремкомплект.
В случае, если имеется коррозия крышки или изношены посадочные места крепления вала, тогда необходимо сменить деталь.
Датчик температуры
Датчик температуры на ЗИЛ 130 устанавливался самый примитивный, и кроме показательных функций, других не выполнял. Под показательной функцией имеется ввиду, что датчик определял температуру двигателя и передавал показатель на приборную панель, где уже сам водитель контролировал процесс. Как показывает практика, на оставшихся работоспособных ЗИЛах на приборной панели не работает показатель температуры.
Сливные краны
Сливные краны, необходимые для слива ОЖ с системы. Они располагаются на блоках цилиндров и радиаторе. Как показывает практика, если достаточно долго не сливать тосол, или в случае эксплуатации транспортного средства на воде, данные детали залипают и их достаточно тяжело открутить.
Модернизация
Особых вариантов модернизации мотора не существует, поэтому каждый автолюбитель выкручивается, как может. Патрубки системы охлаждения можно установить силиконовые. Основной проблемой остаётся термостат, который можно подобрать с транспортного средства иностранного производства.
Остальная модернизация уже считается тюнингом, поскольку идёт механическое воздействие на узлы и агрегаты.
Вывод
Система охлаждения ЗИЛ 130 достаточно простая. Недостатком узла является неудобное месторасположение запасных частей, к которым тяжело достаться для проведения ремонтно-восстановительных операций. Особой модернизации система не нашла, поэтому владельцы транспортного средства эксплуатируют всё как есть.
Особенности систем охлаждения автомобилей ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ.
ЗИЛ-4508 является самосвальным грузовым автомобилем, имеющим большую популярность в сфере строительства.
За основу для данной модели было выбрано шасси ЗИЛ-494560. Разработан был ЗИЛ-4508 с целью заменить морально устаревший самосвал ЗИЛ-4505, построенный на базе 130-го. Серийным производством автомобиля занимался Мытищинский автомобильный завод, известный своими самосвальными модификациями.
Модель имеет короткую колесную базу и колесную формулу 4х2. Для перевозки каких-либо грузов на раму устанавливался прямобортный кузов, имеющий скошенные нижние кромки. Такая конструкция грузовой платформы минимизирует примерзание и прилипание грузов при эксплуатации в суровых условиях.
Внешний вид
ЗИЛ-4508 имеет значительно измененный внешний вид. Если его предшественник ЗИЛ-4505 обладает плавными и обтекаемыми формами, то в ЗИЛ-4508 наоборот преобладают угловатые и четкие очертания. Приборы головного освещения конструкторы разместили в новом бампере. Здесь же были установлены и указатели поворота.
Стоит отметить, что на многие грузовики отечественного производства повлияла автомобильная мода конца 1970-х и начала 1980-х. Например, тот же ГАЗ-3306 имеет похожие изменения.
Кабина
Самосвальный грузовик ЗИЛ-4508 имеет двухдверную трехместную цельнометаллическую кабину. Водительское место оборудовано отдельным подрессоренным сидением, жесткость которого может настраиваться. Также в нем присутствует несколько регулировок, а именно угол наклона спинки, наклон подушки, ну и продольное расположение. Пассажиры могут разместиться на двухместном диване, в котором отсутствуют какие-либо регулировки.
Для комфортной работы в условиях низких отрицательных температур кабина оборудована эффективной отопительной системой, совмещенной с системой охлаждения двигателя.
ЗИЛ-4508 является прямым продолжением самосвала ЗИЛ-4505, однако в отличие от него имеет более просторную и комфортную кабину. Кроме этого новая модель отличается от предшественника улучшенной обзорностью с рабочего места, обеспеченной большой площадью остекления и конструктивными особенностями самой кабины. Количество слепых зон хоть и было сокращено, но они по-прежнему здесь присутствуют, что обусловлено большим капотом. Для сглаживания вибрации при передвижении вся конструкция кабины была установлена на четырех амортизаторах.
2.1. Назначение системы охлаждения.
Системой охлаждения называется совокупность устройств, осуществляющих принудительный регулируемый отвод и передачу тепла от деталей двигателя в окружающую среду. Система охлаждения предназначена для поддержания оптимального температурного режима, обеспечивающего получение максимальной мощности, высокой экономичности и длительного срока службы двигателя. При сгорании рабочей смеси температура в цилиндрах двигателя повышается до 2500 «С и в среднем при работе двигателя составляет 800…900 °С. Поэтому детали двигателя сильно нагреваются и, если их не охлаждать, снижаются мощность двигателя, его экономичность, увеличивается износ деталей и может произойти поломка двигателя. При чрезмерном охлаждении двигатель также теряет мощность, ухудшается его экономичность и возрастает износ. Оптимальным температурным режимом двигателя при жидкостной системе охлаждения считается такой, при котором температура охлаждающей жидкости в двигателе составляет 85 … 100° С на всех режимах работы двигателя. Это возможно при условии, что с охлаждающей жидкостью уносится в окружающую среду 25… 35 % тепла, выделяющегося при сгорании топлива в цилиндрах двигателя. При этом в бензиновых двигателях количество отводимого тепла больше, чем в дизелях. На рисунке приведена диаграмма распределения тепла, выделяющегося при сгорании топлива в цилиндрах двигателей автомобилей при жидкостной системе охлаждения. Из диаграммы следует, что в механическую работу преобразуется 20…35% тепла, уносится с отработавшими газами 35…40%, теряется на трение 5 % и уносится с охлаждающей жидкостью 25… 35 % тепла.
Грузовая платформа
Для данной модели был предложен корытообразный кузов с задней разгрузкой. Такой тип платформы имеет скошенные нижние кромки, что предотвращает прилипание и примерзание сыпучих грузов при эксплуатации в условиях низких отрицательных температур. В целях повышения полезного объема кузова многие владельцы зачастую устанавливают надставные борта. Что касается базового объема, то этот параметр составляет 3.8 кубометра.
Процесс разгрузки кузова осуществляет специальный подъемный механизм, функционирующий от гидравлической системы грузовика. Он представлен плунжерным телескопическим цилиндром, состоящим из четырех секций. При разгрузке гидронасос создает давление, которое за счет цилиндра поднимает грузовую платформу. Опускание кузова осуществляется уже собственной массой конструкции.
Доступ к двигателю
Свободный доступ к силовой установке обеспечивает массивный капот, соединенный с крыльями и фронтальной решеткой. В отличие от других капотных грузовиков, вся конструкция откидывается вперед. Такое решение обеспечивает действительно полный доступ не только к самому двигателю, но и ко всем остальным узлам и агрегатам, расположенным в моторном отсеке. Подобный принцип хоть и весьма удобен, но имеет и свой недостаток. Например, при перекосе рамы грузовика могут возникнуть затруднения с открытием и закрытием капота, но встречается данная проблема крайне редко.
Необходимость в системе охлаждения вызывается тем, что стенки цилиндров, камер сгорания и внутренние детали двигателя, соприкасающиеся с раскаленными газами, при работе сильно нагреваются. Если не отводить теплоту от стенок цилиндров и камер сгорания, то из-за перегрева деталей двигателя возможны выгорание слоя смазки между ними и заклинивание движущихся деталей вследствие чрезмерного их расширения.
Система охлаждения может быть воздушной или жидкостной. При воздушной системе охлаждения теплота от цилиндров и головки двигателя передается непосредственно обдувающему их воздуху. Для увеличения поверхности теплоотдачи на цилиндрах и головке делают специальные охлаждающие ребра, отливаемые с ними как одно целое. Цилиндры окружены металлическим кожухом.
Через образовавшуюся воздушную рубашку прогоняется с помощью вентилятора воздух, охлаждающий двигатель. Интенсивность охлаждения двигателя регулируется специальными заслонками, установленными на входе холодного воздуха в воздушную рубашку и выходе из нее. Заслонками управляют вручную или автоматически с помощью термостатов. Вентилятор осевого типа приводится в действие ременной передачей от шкива коленчатого вала.
Воздушная система охлаждения применяется лишь на двигателях небольшой мощности, например двигателях для мотоциклов и мотоблоков. К преимуществам такой системы относятся простота устройства, некоторое снижение массы двигателя и удобство обслуживания. Для более мощных двигателей применение воздушной системы охлаждения затрудняется ввиду необходимости отвода большого количества теплоты и обеспечения равномерного охлаждения всех нагревающихся поверхностей двигателя.
В систему жидкостного охлаждения с принудительной циркуляцией жидкости (рис. 2.14) входят рубашки головки и блока, радиатор 21,
Жалюзи радиатора /, расширительный бачок
3,
Нижний и верхний соединительные патрубки со шлангами, жидкостный насос
18
С перепускным шлангом
6,
Вентилятор
19
И термостат 7, радиатор отопителя
12
С трубками отвода
10
И подвода
11
И краном
8.
В качестве охлаждающей жидкости в современных двигателях используются специальные смеси, состоящие из этиленгликоля (40…60%) и дистиллированной воды с добавлением специальных антикоррозионных и других присадок. Применение мягкой
Воды, т. е. воды с низким содержанием кальция, допускается только кратковременно и в крайних случаях.
Охлаждающей жидкостью заполняются рубашки головки и блока, патрубки и радиатор. При работе двигателя приводимый от него в действие жидкостный насос создает круговую циркуляцию воды через рубашку, патрубки и радиатор.
Охлаждающая жидкость в первую очередь направляется к наиболее нагреваемым поверхностям блока или головки (гнезда клапанов и др.). Проходя по рубашке блока и головки, жидкость омывает стенки цилиндров и камер сгорания и охлаждает двигатель.
Рис. 2.14. Система жидкостного охлаждения двигателя ЗИЛ-508.10:
— жалюзи радиатора;
2
— рубашка охлаждения головки компрессора;
3 —
Расширительный бачок;
4
— шланг отвода воздуха из радиатора; 5 — пробка расширительного бачка;
6
— перепускной шланг (байпас); 7 — термостат;
8 —
Кран отключения радиатора отопителя;
9
— шланг заливки охлаждающей жидкости в систему охлаждения;
10
И
11 —
Трубки соответственно отвода и подвода жидкости от радиатора отопителя;
12
— радиатор отопителя;
13
— датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
14
— дозирующая вставка;
15
— сливной кран картера двигателя;
16
— привод сливного крана;
17
— сливной кран патрубка радиатора;
18 —
Жидкостный насос;
19 —
Вентилятор;
20
— ремень привода жидкостного насоса;
21
— радиатор;
22 —
Резиновая подушка крепления радиатора; — — направление движения охлаждающей жидкости
Нагретая жидкость по верхнему патрубку поступает в радиатор, где, разветвляясь по трубкам на тонкие струйки, охлаждается воздухом, который проходит между трубками и вращающимися лопастями вентилятора. Охлажденная жидкость вновь поступает в рубашку двигателя.
В V-образных карбюраторных двигателях общий жидкостный насос, соединенный нижним патрубком с радиатором и установленный на одном валу с вентилятором, нагнетает жидкость по двум патрубкам и распределительным каналам в рубашки обеих секций блока. Нагретая жидкость, отводимая от головок по каналам, обычно отлитым в верхней крышке блока, через общий термостат и верхний патрубок поступает обратно в радиатор.
В современных двигателях применяется только закрытая система охлаждения с расширительным бачком. Бачок размещается выше радиатора и соединяется с ним шлангом. Запас жидкости в бачке компенсирует понижение ее уровня в радиаторе. В бачке также конденсируются пары жидкости при ее кипении. Все это уменьшает необходимость частой доливки жидкости в систему. Максимальный и минимально допустимый уровень охлаждающей жидкости в двигателе определяют по меткам в расширительном бачке или по показанию специального сигнализатора на панели приборов, датчик которого устанавливается в расширительном бачке.
Система может сообщаться с атмосферой только через специальный паровоздушный клапан, расположенный в наливной горловине. Поэтому при закипании жидкости в системе поддерживается избыточное давление и повышается температура кипения.
Для охлаждения жидкости, поступающей из жидкостной рубашки двигателя, служит радиатор, состоящий из верхнего и нижнего бачков, соединенных сердцевиной. Жидкость охлаждается воздухом, проходящим через сердцевину радиатора.
Верхний и нижний бачки радиатора являются сборными резервуарами для жидкости. В бачках имеются патрубки, соединяющиеся с патрубками жидкостной рубашки двигателя. У верхнего патрубка внутри бачка установлен козырек, распределяющий входящую через патрубок жидкость по всему бачку. Верхний бачок соединен шлангом с расширительным бачком, который служит для отвода пара из радиатора в случае закипания жидкости и воздуха — при заправке жидкостью.
Бачки соединяются при помощи сердцевины, которая для отвода необходимого количества теплоты имеет большую поверхность охлаждения (около 15…25 м2), что обеспечивается при малых внешних размерах ее соответствующей конструкцией.
Применяют три типа сердцевин радиатора: трубчато-пластинчатую, трубчато-ленточную и пластинчатую. В трубчато-пластин-
Чатом радиаторе сердцевина состоит из нескольких рядов латунных или алюминиевых трубок, концы которых впаяны в верхний и нижний бачки. Для лучшего охлаждения жидкости трубки делают плоскими и располагают в рядах в шахматном порядке. Поперек трубок установлены в большом количестве тонкие латунные, стальные или алюминиевые пластины, называемые охлаждающими ребрами, которые увеличивают поверхность охлаждения сердцевины и способствуют более интенсивной отдаче теплоты от жидкости воздуху, проходящему через сердцевину радиатора.
В трубчато-ленточном радиаторе сердцевина также состоит из нескольких рядов плоских трубок, но располагаемых в глубину одна за другой. Между соседними рядами трубок по всей их высоте впаяна гофрированная широкая лента из меди или алюминия, обычно имеющая специальные выдавки и просечки. При трубча-то-ленточной конструкции охлаждающая поверхность сердцевины при тех же размерах возрастает, поэтому такие радиаторы широко применяются.
В пластинчатом радиаторе сердцевина образуется несколькими плоскими широкими гофрированными полыми пластинами, расположенными по всей глубине сердцевины радиатора и спаянными выступами между собой. В воздушные каналы, образованные между трубками, дополнительно впаивают охлаждающие пластины.
Для придания радиатору большей прочности с обеих его сторон припаивают или приваривают жесткие стальные боковины. С задней стороны сердцевины радиатора обычно закрепляют стальной или пластмассовый направляющий кожух, в котором вращаются лопасти вентилятора. Кожух обеспечивает более интенсивное просачивание воздуха через сердцевину.
Радиатор вставляют в рамку и винтами прикрепляют к ней его боковины. При помощи рамки или специальных скоб радиатор закрепляют на раме автомобиля на резиновых подушках впереди двигателя или крепят его кронштейнами боковин к переднему щиту моторного отсека болтами.
Патрубки бачков радиатора соединены с патрубками двигателя гибкими резиновыми шлангами, плотно закрепленными на патрубках стяжными хомутами, затягиваемыми с помощью винтов. Вследствие гибкого соединения патрубков двигатель и радиатор без нарушения соединения могут иметь некоторые относительные перемещения.
Для регулирования количества циркулирующего воздуха через сердцевину радиатора перед ним располагают установленные на осях в специальной рамке металлические поворачивающиеся жалюзи с вертикальным или горизонтальным расположением створок. Жалюзи управляются с помощью системы рычагов и троса рукояткой с места водителя или автоматически при помощи специального термостата.
Для слива жидкости на нижнем бачке или патрубке радиатора устанавливают сливной кран. Сливные краны устанавливают также в нижних точках блока или в застойных зонах.
В верхнем бачке или в патрубке термостата закрепляются датчики электрического указателя температуры жидкости и ее аварийного перегрева.
Пробка с паровоздушным клапаном.
Наливная горловина закрыта пробкой, поддерживающей повышенное давление в системе охлаждения. Пробка устанавливается на расширительном бачке или, при его отсутствии, на верхнем бачке радиатора.
Герметичность закрытия пробки обеспечивается диафрагмен-ной пружиной 3
(рис. 2.15,
А)
И скольжением усиков корпуса пробки при ее повороте по скошенным краям верха патрубка горловины.
Пароотводная трубка 1
Впаяна сбоку в горловину над клапанами пробки. Впускной клапан
5
Пробки нагружен слабой пружиной
4
И свободно пропускает внутрь расширительного бачка (радиатора) через пароотводную трубку атмосферный воздух, что устраняет возможность возникновения в бачке разрежения (более 0,1 МПа) при конденсации паров жидкости и тем самым предохраняет бачок от смятия давлением атмосферного воздуха.
Выпускной клапан 6
Нагружен более сильной пружиной
2
И открывается для выпуска пара только тогда, когда давление в бачке превышает атмосферное и достигает 13… 15 МПа (рис. 2.15,
Б).
При этом вследствие повышенного давления температура кипения жидкости в бачке повышается примерно до ПО °С.
Поэтому при тяжелых условиях работы, когда двигатель перегревается, в закрытой системе охлаждения жидкость закипает реже, при этом значительно уменьшается ее расход. Кроме того, с повышением температуры кипения жидкости несколько возрастает эффективность действия системы охлаждения без увеличения раз-
Рис. 2.15. Схема работы паровоздушной пробки:
—- открыт впускной воздушный клапан;
Б —
Открыт выпускной паровой клапан; / — пароотводная трубка;
2
— пружина выпускного клапана;
3 —
Диафраг-менная пружина;
4
— пружина впускного клапана; 5 — впускной клапан;
6 —
Выпускной клапан
Меров радиатора. В связи с этим на автомобилях некоторых марок давление в системе охлаждения увеличено до 20 МПа, что обеспечивает повышение температуры кипения жидкости до 119… 120 °С (ЗИЛ-433360).
Жидкостный насос.
Принудительную циркуляцию жидкости в системе охлаждения создает жидкостный насос центробежного типа.
У большинства моделей двигателей жидкостный насос, установленный на одном валике с вентилятором, располагается в верхней передней части блока и приводится в действие от коленчатого вала с помощью ременной передачи.
Основными деталями жидкостного насоса являются чугунный или алюминиевый корпус 14
(рис. 2.16) с подводящим патрубком, валик
8
С закрепленной на нем ступицей
3
Для крепления вентилятора, установленный на двух шарикоподшипниках 5 и 7 в корпусе подшипников Я прикрепленном к корпусу болтами, крыльчатка 75, закрепленная на внутреннем конце валика болтом 72, с уплотнителями
16
И 77.
Крыльчатки изготовляются из чугуна, алюминиевого сплава или пластмассы. Корпус насоса с торца закрывается крышкой или непосредственно крепится на прокладке к передней плоскости блока двигателя.
Жидкость по подводящему патрубку поступает внутрь корпуса и подводится к центру вращающейся крыльчатки. Увлекаемая крыльчаткой жидкость приобретает вращательное движение и под
Рис. 2.16. Жидкостный насос и вентилятор двигателя ЗИЛ-508.10:
/ — вентилятор; 2
— шкив;
3 —
Ступица;
4 —
Упорное кольцо; 5 и 7 — шарикоподшипники;
6
— распорная втулка;
8 —
Валик;
9
— корпус подшипников;
10 —-
Пресс-масленки; // — прокладка;
12 —
Болт крепления крыльчатки;
13 —
Шайба;
14
— корпус насоса;
15 —
Крыльчатка;
16 —
Уплотнитель вала;
17
— упорная
Действием центробежной силы отбрасывается к стенкам корпуса, далее через выходной канал или через два выходных канала (у V-образных двигателей) под напором поступает в рубашку двигателя.
Утечка жидкости в месте выхода валика из корпуса насоса предотвращается специальным самоподжимным уплотнителем 16,
Состоящим из резиновой манжеты с латунными обоймами, плотно надетой на валик, и уплотняющей шайбы 17, входящей выступами в пазы крыльчатки и плотно прижимаемой пружиной к торцовой закаленной и отполированной поверхности корпуса или специальной втулки, запрессованной в корпус.
Шайбу 17 изготовляют из текстолита, стеклотекстолита, гра-фитометаллической композиции и других материалов, обеспечивающих хорошую приработку шайбы к упорной поверхности корпуса подшипников и незначительный ее износ. Уплотняющее устройство, закрепленное в крыльчатке стопорным кольцом, вращается вместе с крыльчаткой. Хорошо приработанная поверхность шайбы плотно прижимается к торцу корпуса, что препятствует подтеканию жидкости.
Шарикоподшипники 5 и 7, на которых вращается валик, закреплены в корпусе и на валике стопорными кольцами или установлены во втулке, которая крепится в корпусе стопорным винтом. Между шарикоподшипниками поставлена распорная втулка 6,
А с боков они защищены манжетами. Шарикоподшипники смазывают густой смазкой через пресс-масленки 70; смазку нагнетают под давлением до тех пор, пока она не появится из контрольного отверстия корпуса. У некоторых насосов полости надежно уплотненных подшипников заполняют специальной смазкой при сборке, без добавления ее в процессе эксплуатации.
Чтобы избежать попадания жидкости в подшипники в случае просачивания ее через уплотняющее устройство, что приводит к их коррозии, в корпусе насоса предусмотрено сливное отверстие, а на валике — водосбрасывающий бурт или канавка. У дизелей ЯМЗ жидкостный насос расположен на блоке сбоку в нижней передней или задней части и имеет ременный или шестеренный привод отдельно от вентилятора.
Для повышения скорости потока воздуха, проходящего через сердцевину радиатора, служит вентилятор. У большинства двигателей он объединен с жидкостным насосом (см. рис. 2.16).
Применяют вентиляторы с металлическими или пластмассовыми крыльчатками. Лопасти вентилятора изогнуты относительно плоскости вращения, что необходимо для создания тяги воздуха. Число лопастей может быть разным.
Наибольшее распространение находят четырехлопастные вентиляторы обычно с Х-образным расположением лопастей. При Х-образном расположении лопастей, когда угол между ними не ра-
Вен 90°, они получаются более жесткими, кроме того, устраняются резонансные явления, вследствие чего при вращении вентилятора уменьшаются вибрация лопастей и их шум, что важно для быстроходных двигателей.
Применяются также пяти — и шестилопастные вентиляторы. В многолопастных металлических вентиляторах концы лопастей изготовляют с отогнутыми в сторону радиатора концами, что повышает интенсивность их действия. С этой же целью у большинства двигателей вентилятор располагают в кожухе, прикрепленном к радиатору.
Ременный привод вентилятора состоит из двух шкивов и соединяющего их одного или двух ремней из прорезиненной ткани. Ведущий шкив закреплен на конце коленчатого вала, а ведомый — на ступице вентилятора.
Вентилятор и ременная передача работают нормально только при правильном натяжении ремня, поэтому в приводе вентилятора установлено специальное натяжное устройство. При объединении вентилятора с жидкостным насосом их приводной ремень охватывает обычно также шкив генератора системы электрооборудования.
Натяжение ремня в этом случае производится перемещением генератора путем поворота его вокруг крепящего болта. В установленном положении генератор закрепляют болтом в направляющей планке. У некоторых двигателей натяжение ремня регулируется специальным натяжным роликом или изменением числа регулировочных прокладок между боковинами составного приводного шкива. У дизелей ЯМЗ вентилятор имеет шестеренный привод.
Чтобы уменьшить потери мощности двигателя на привод вентилятора и улучшить работу системы охлаждения, применяют отключаемые вентиляторы с автоматизированным приводом (дизели КамАЗ). Муфты отключают вентилятор при пониженной температуре окружающего воздуха.
В этом случае корпус шкива привода вентилятора снабжается электромагнитной муфтой, состоящей из корпуса с обмоткой и подвижного якоря, располагающегося на расстоянии 0,5 мм от корпуса электромагнита.
На некоторых двигателях применяется также гидравлическая муфта отключения вентилятора, действие которой основано на использовании специальной жидкости большой вязкости.
Термостат представляет собой клапан, установленный в верхнем патрубке жидкостной рубашки двигателя, и предназначен для регулирования циркуляции жидкости в радиаторе и поддержания ее оптимальной температуры. Термостат служит также для ускорения прогрева холодного двигателя.
Двигатель работает наиболее эффективно в том случае, если температура охлаждающей жидкости, выходящей из двигателя, поддерживается в пределах 85…90°С. При закипании жидкости
Мощность двигателя и его экономичность снижаются. Если жидкость чрезмерно холодна, то увеличивается конденсация топлива, что приводит к смыванию смазки со стенок цилиндров и разжижению ее в картере, а также к росту тепловых потерь, из-за чего уменьшается мощность двигателя и повышается расход топлива. Особенно сильно конденсируется топливо в процессе пуска карбюраторных двигателей в холодное время года, что приводит к усиленному износу их деталей.
В настоящее время применяют в основном одноклапанные термостаты с элементом, имеющим твердый наполнитель — смесь церезина с медным порошком (активная масса).
Активная масса помещена в толстостенный медный баллончик и закрыта резиновой мембраной. Сверху мембраны установлен резиновый буфер, предохраняющий ее от разрушения.
При нагреве охлаждающей жидкости до 69… 72 °С активная масса в баллончике начинает плавиться и расширяться, перемещая мембрану вверх. При этом мембрана действует на буфер и шток, который, поднимаясь, открывает клапан. При температуре 83…85°С клапан полностью открывается, и охлаждающая жидкость начинает циркулировать по большому кругу через жидкостный радиатор.
При охлаждении активная масса затвердевает, ее объем уменьшается, мембрана опускается вниз и клапан под действием пружины закрывается. При этом охлаждающая жидкость начинает циркулировать по малому кругу, минуя радиатор. Схема работы термостата показана на рис. 2.17.
Рис. 2.17. Схема работы термостата:
—- термостат закрыт;
Б
— термостат открыт; / — нижний патрубок термостата;
2 —
Прокладка;
3 —
Верхний патрубок термостата;
4 —
Регулировочный винт;
5 —
Резиновое уплотнение;
6
— мембрана; 7— корпус термостата;
8 —
— заслонка;
9 —
Кронштейн пружины;
10
— пружина; // — корпус; —— направление движения жидкости
При повреждении термостат отремонтировать нельзя, его следует заменить.
Технические характеристики
Двигатель
Стандартным вариантом для автомобиля ЗИЛ-4508 является бензиновый восьмицилиндровый силовой агрегат марки ЗИЛ-508.10 с V-образной компоновкой цилиндров. Данный двигатель оборудован карбюраторной топливной системой и жидкостным охлаждением.
Характеристики ЗИЛ-508.10:
- Рабочий объем – 5.97 л;
- Максимальная мощность – 150 л.с.;
- Диаметр цилиндра – 100 мм;
- Ход поршня – 95 мм;
- Степень сжатия в камере сгорания – 7.1;
- Наибольший крутящий момент – 402 Нм (при 1800-2000 об/мин);
- Охлаждение – жидкостное.
Нередко владельцы устанавливали газобаллонное оборудование и даже меняли сам двигатель. Наиболее распространенным вариантом для самостоятельной замены является тракторный мотор марки Д-245, развивающий максимальную мощность на выходе в 100 лошадиных сил.
Промывка
С учетом принципа работы системы охлаждения ЗИЛ-130, промывка узла требуется через каждые 30-40 тысяч километров пробега. Процедура позволяет удалить накипь, очистить трубопроводы от прочих загрязнений. Если налет не критичный, обработку проводят путем подачи сильной струи воды в направлении, противоположном нормальной циркуляции. В процессе радиатор и рубашку промывают отдельно. В случае с появлением прочных и значительных отложений используют химикаты. Активные вещества ориентированы на разрушение сложных соляных образований.
При обработке всего объема системы охлаждения ЗИЛ тринатрийтрифосфатом состав добавляют через каждые 12 часов (2-3 дня) во время работы транспортного средства. Окончательную промывку осуществляют водой.
Обработка смесями кальцинированной соды и ангидрида предусматривает заливку растворов с последующим запуском двигателя на малых оборотах холостого хода. На протяжении 15-20 минут суспензию доводят до кипения. Затем смесь сливают с последующей промывкой узла водой.
Если в качестве активного вещества используется ингибированная соляная кислота, сначала конструкцию обрабатывают водой в течение 15 минут. После этого заливают подготовленный состав, включают мотор, нагревают смесь до температуры 70 °C. Дают двигателю поработать около 10 минут, после чего суспензию сливают, а систему 3-4 раза промывают водой. Силовой агрегат при этом не выключают. Третью и четвертую обработку осуществляют с добавлением в жидкость по пять грамм хромпика и безводной соды.
Тормозная система
Грузовой автомобиль ЗИЛ-4508 использует двухконтурную тормозную систему, имеющую пневматические приводы и барабанные тормозные механизмы.
За функционирование рабочих тормозов отвечает основной контур. Однако если возникнут неисправности тормозной системы, то торможение грузовика будет осуществляться дополнительной линией, воздействующей на задние колеса механическими энергоаккумуляторами. Но основным же предназначением дополнительного тормозного контура является функционирование стояночного тормоза.
Все версии данной модели имеют в тормозной системе специальный спиртовой предохранитель. Он необходим для предотвращения замерзания конденсата в системе, благодаря чему тормоза сохраняют свою работоспособность и эффективность даже в достаточно суровых условиях эксплуатации.
Система выпуска газов
Выпускные газопроводы находятся с двух сторон ДВС (всего их два), из расчета 4 цилиндра на один газопровод для выпуска отработанных газов. С помощью фланцев к газопроводам присоединяются выпускные коллекторы, которые дальше идут к общему акустическому фильтру, или глушителю. Акустический фильтр расположен под рамой автомобиля. В ходе эксплуатации автомобиля нужно постоянно контролировать надежность фиксации фильтра к раме, а также проверять затяжку хомутов, которые соединяют выпускные коллекторы.
Ходовая часть
Передняя часть грузовика оборудована зависимой подвеской. Ее конструкция включает в себя продольно расположенные полуэллиптические рессоры со скользящими торцевыми частями, а также пару гидравлических телескопических амортизаторов двунаправленного действия.
Задняя часть оснащена также зависимой подвеской, имеющей продольные полуэллиптические рессоры и дополнительные механизмы.
Габаритные размеры
- Полная длина – 6370 мм;
- Полная ширина – 2420 мм;
- Высота по кабине – 2810 мм;
- Длина колесной базы – 3800 мм;
- Ширина передней колеи – 1930 мм;
- Ширина задней колеи – 1850 мм;
- Наименьший радиус разворота – 6900 мм;
- Клиренс – 230 мм;
- Длина грузовой платформы – 2990 мм;
- Ширина грузовой платформы – 2270 мм;
- Высота бортов – 800 мм.
Особенности
В стандартном исполнении грузовик имеет самосвальный корытообразный кузов, на который в случае необходимости могут быть установлены надставные борта. Они позволяют увеличить полезный объем кузова, благодаря чему предоставляется возможность перевозить большие объемы грузов. Однако не рекомендуется использовать увеличенное пространство кузова для перевозки слишком тяжелых грузов, поскольку это негативно сказывается на конструкции грузовика.
Разгрузка грузовой платформы осуществляется посредством специального гидравлического подъемного механизма, включающего в себя плунжерный телескопический цилиндр, состоящий из четырех секций. Также к этой системе относится гидронасос и коробка отбора мощности. Причем управлять данными узлами водитель может не выходя из кабины. В кабине также присутствует орган управления гидравлическим распределителем.
Наибольшим спросом данная модель пользуется в сфере строительства. Грузовик обрел довольно большую популярность благодаря многим своим преимуществам. Одним из таких является низкая, по сравнению с иностранными аналогами, стоимость. Помимо этого, ЗИЛ-4508 выпускался отечественным производителем, в связи с чем на территории России широко распространены все необходимые запасные части и расходные материалы. Это значительно упрощает техническое обслуживание. Кстати об обслуживании. Конструкция грузовика унаследовала особенности своего предшественника ЗИЛ-130, а именно простоту и надежность. Благодаря этому даже самые серьезные ремонтные работы водитель может осуществлять самостоятельно.
С завода самосвал ЗИЛ-4508 оборудован бензиновым силовым агрегатом, обладающим достаточно неплохими мощностными характеристиками. Для повышения экономичности многие владельцы устанавливают газобаллонное оборудование. Помимо этих вариантов также можно встретить и другие доработанные версии. Например, нередко грузовик использует дизельную силовую установку, которой в большинстве случаев является тракторный мотор марки Д-245, имеющий турбокомпрессор.
В качестве дополнительных опций для самосвала ЗИЛ-4508 предлагался набор, состоящий из:
- Блокируемого межколесного дифференциала;
- Специального утеплительного чехла;
- Жидкостного предпускового подогревателя двигателя марки ПЖБ-18;
- Стабилизатора задней подвески;
- Микропроцессорной системы зажигания.
Техническое обслуживание системы охлаждения ЗИЛ-130
Указанную конструкцию рекомендуется заправлять антифризом, если эксплуатация транспорта производится в холодное время года. С учетом возможности расширения незамерзающей жидкости объем загрузки составляет не более 95% от общей вместимости. Поскольку антифриз содержит в своем составе летучие ядовитые вещества, летом его нужно слить и заменить водой. Аналог под наименованием ТОСОЛ пригоден к применению ежегодно, так как не вызывает коррозийных процессов. Независимо от емкости системы охлаждения ЗИЛ-130, различают несколько видов технического обслуживания узла. Среди них:
- Ежедневное ТО. В этот процесс входит проверка уровня хладагента, наличия протечек. Если требуется, доливают воду или антифриз. Визуально на предмет герметичности осматривают сливные краники, места соединения патрубков и шлангов. Повторный осмотр проводят после включения мотора и его прогрева. Имеющиеся подтеки устраняют путем замены или закрепления проблемных деталей. Зимой, в конце рабочего дня, воду сливают (если не предусмотрено хранение ТС в теплом гараже).
- Один раз в полгода рекомендуется снимать и проверять термостат, контролировать работу жалюзи, удалять накипь на патрубках системы охлаждения ЗИЛ-130.
- ТО-1. На этом этапе производят смазку подшипников валов вентилятора и водяной помпы. В качестве обслуживающего материала используют солидол, который нагнетают специальным приспособлением до момента появления свежей смазки из контрольного гнезда на корпусе.
- ТО-2. Проверяют герметичность всей системы, устраняют имеющиеся подтеки. Кроме того, проверяют крепление радиатора, жалюзи, утепления капота (зимой). Также испытывают работу электрофрикционной муфты и вентилятора. Другие манипуляции: смазка подшипника насоса, проверка герметичности отопительного узла, контроль функционирования жалюзи, тестирование парового и воздушного клапана радиаторной пробки.
Поскольку ЗИЛ-4508 уже не выпускается серийно, в настоящее время можно приобрести лишь подержанные машины. Средняя стоимость грузовиков, выпущенных в период с 1993 по 1996 год, варьируется в пределах от 120 тысяч до 190 тысяч рублей. Цена машин 2000-2002 года выпуска находится в пределах от 210 тысяч до 330 тысяч рублей. Модели последних лет выпуска обойдутся по средней стоимости от 600 тысяч и до 740 тысяч рублей.
На стоимости подержанного самосвала сказывается ряд факторов, среди которых год выпуска, техническое состояние, оснащенность, ну и пробег.
2.2. Влияние неисправностей термостата на температурный режим.
Влияние на работу двигателя излишнего и недостаточного охлаждения, значение постоянства теплового режима двигателя. При недостаточном отводе теплоты двигатель перегревается, при этом его мощность уменьшается и возрастает расход топлива. Недостаточно интенсивное охлаждение вызывает: 1) перегрев двигателя с нарушением нормальных зазоров между деталями. При сильном перегреве происходит задир и выплавление вкладышей подшипников, разрушение поверхности шеек коленчатого вала, заклинивание поршня и т.п. 2) разложение масла, потерю им смазывающих свойств, коксование, образование большого количества нагара; 3) меньшее наполнение цилиндров двигателя, ввиду увеличивающегося объема смеси при нагревании; 4) ненормальное протекание процесса сжатия и сгорания, ввиду детонации. С другой стороны, переохлаждение двигателя также нежелательно из-за ухудшения его топливной экономичности и значительного снижения срока службы. Переохлаждение также вредно для двигателя, так как в холодном двигателе бензин плохо испаряется, рабочая смесь слабо воспламеняется и медленно сгорает. Недостаточно испаренное топливо конденсируется и осаждается на холодных стенках цилиндров, смывая с них смазку. Стекая в картер двигателя, бензин разжижает масло. Таким образом, слишком сильное охлаждение также недопустимо, как и перегрев. Поэтому следует поддерживать тепловой режим двигателя в пределах 85-95°С независимо от его нагрузки и температуры окружающей среды.
Система охлаждения ЗИЛ-130: устройство, принцип работы, неисправности
Система охлаждения ЗИЛ-130 служит для принудительного отвода лишнего тепла от элементов с последующей его передачей в атмосферу. В процессе образуется термический режим, позволяющий обеспечить нормальный рабочий цикл, при котором мотор не переохлаждается и не перегревается. Оптимальным показателем считается температура хладагента порядка 90-95 °C.
Описание
Система охлаждения двигателя ЗИЛ-130 (рисунок выше) – жидкостного типа с закрытым контуром. Она не взаимодействует напрямую с окружающим воздухом, что позволяет повысить давление в контуре и увеличить предел кипения хладагента с одновременным снижением растрат жидкости на испарение. Рассматриваемый узел включает в себя:
- охлаждающие рубашки БЦ, ГЦ, впускного трубопровода (7);
- жидкостный насос (2);
- секцию-радиатор (1);
- арматуру для слива (6, 12, 14);
- шланги (4, 8);
- термостат и вентилятор (5 и 3).
Охлаждающий контур должен полностью заполняться жидкостью. Циркуляция хладагента может нарушиться уже при нехватке 6-7% от общего объема. Подобная ситуация чревата образованием накипи (при низких температурах) или перегревом мотора (при высоких показателях). Состояние внутреннего наполнителя рубашки охлаждения впускного трубопровода контролируется при помощи специального датчика (10). Если температура превышает 115 градусов, загорается сигнальная лампочка.
Принцип действия
Жидкость в системе охлаждения ЗИЛ-130 из радиатора подается в насос через нижний патрубок, после чего поступает в обе рубашки охлаждения блока цилиндров (БЦ). Хладагент нагревается за счет отбора части тепла от цилиндров, затем поднимается вверх, проходит по каналам возле выпускных клапанов и идет в охлаждающий контур ГЦ. На следующем этапе жидкость поступает в рубашку входного трубопровода, нагревая его для улучшения образования смеси.
После этого хладагент обходит термостатический клапан, по шлангу выходного патрубка возвращается в радиатор, растекаясь по латунным трубчатым элементам, отдавая им свое тепло. Ускоряет охлаждение наполнителя встречный воздушный поток, создаваемый вентилятором или компрессором, которые агрегируют с валом жидкостной помпы и шкивом коленвала.
Устройство системы охлаждения ЗИЛ-130
Одним из основных элементов рассматриваемой конструкции является радиатор, который состоит из пары бачков (сверху и снизу), средней части, патрубков, горловины с пробкой и трубки отвода пара. Элемент размещается на раме перед мотором, фиксируется при помощи резиновых подушек с пружинами. Охлаждение радиатора осуществляется посредством встречного воздушного потока, который усиливается под воздействием вентилятора. На грузовик указанного класса монтируются пластинчатые или трубчатые радиаторы.
Первый вариант имеет сердцевинную вставку из единого ряда трубок из латуни. Они обладают плоской формой, каждая изготовлена из гофрированных аналогов, соединенных между собой способом пайки. У трубчатых моделей сердцевина организована несколькими прослойками трубок. Они пропущены сквозь поперечные пластины, которые повышают площадь охлаждения и жесткость узла. Горловина с пароотводным элементом предусмотрена в верхнем бачке, герметическое закупоривание обеспечивается пробкообразной крышкой с парой клапанов.
Радиаторная пробка. Благодаря плотному прилеганию дает возможность свести к минимуму потери жидкости из-за образования пара или переливания. Независимо от того, сколько литров в системе охлаждения ЗИЛ-130 находится на текущий момент, паровой клапан пробки предотвращает вероятность разрыва и выпучивания радиатора. Его открытие происходит, когда давление достигает 1,25 кгс/кв.см. Воздушным клапаном не допускается деформация радиатора при чрезмерной конденсации водяных паров. Если параметр разрежения достигает 0,8 кгс/кв.см, он открывается, пропуская воздух в радиатор.
Устройство системы охлаждения ЗИЛ предполагает наличие термостата. Данный элемент установлен на выходе хладагента из контура входного трубопровода. В качестве наполнителя выступает твердая медно-церезиновая смесь. «Начинка» находится в медном резервуаре, который прикрыт диафрагмой из резины, агрегирующей с каучуковым буфером. Сверху него имеется шток, взаимодействующий с рычагом. В запертом положении он удерживается посредством пружины.
Когда хладагент нагревается до 70 градусов, баллонный наполнитель плавится и расширяется, в результате чего диафрагма подается вверх. Ее давление трансформируется рычагу через буферно-штоковый механизм, в результате чего отпирается заслонка. У некоторых модификаций предусмотрен перепускной клапан, рабочие температуры которого варьируются в пределах 78-95 градусов.
При работе двигателя в системе охлаждения ЗИЛ-130 (объем которой составляет 28 литров) жидкость из нижнего радиаторного бачка подается под давлением через шланговый отвод в рубашку охлаждения БЦ и ГЦ. Если идет прогрев холодного мотора, соединительный патрубок охлаждающей рубашки двигателя блокирован термостатическим клапаном. При этом охладитель работает по малому контуру, не поступая в радиатор, подается обратно к жидкостному насосу. После прогрева жидкости до нужного уровня клапан открывается, активируя большой круг охлаждения через радиатор, обеспечивающий отвод тепла в необходимом количестве.
6. Пружина возвратного типа.
Прочие элементы
В систему охлаждения двигателя ЗИЛ-130 входит водяной насос. Он позволяет прогонять хладагент примерно 10 раз в одну минуту. Центробежная помпа фиксируется на фронтальном торце двигателя. Подвод жидкости осуществляется с одной стороны. Вал привода указанного приспособления установлен на паре шарикоподшипников в остове из чугуна. Крыльчатка механизма, которая располагается на едином с вентилятором валу, оборудована самоприжимным сальником в виде резиновой манжеты. Также в конструкцию входит текстолитовая шайба, пружина. Указанные элементы в сборе плотно взаимодействуют с корпусной торцовой частью.
Хладагент подается в центральный отсек крыльчатки от радиатора на патрубок, затем транспортируется под воздействием пара (1,5-2,5 кг/кв. см) в обе группы цилиндров мотора. Корпус подшипников оснащен сливным отверстием, служащим для удаления смеси, выделяемой в случае износа элементов сальника. Смазка подшипников осуществляется при помощи масленки и контрольного гнезда для отвода отходов смазочного состава.
Еще один элемент – электротепловой температурный указатель. Термическое состояние воды в системе охлаждения двигателя ЗИЛ контролируют с помощью специального термометра. В его конструкцию входит датчик, расположенный в ГБЦ, а также указатель на приборном щитке. Если зажигание активировано, указанный прибор бездействует, его стрелка занимает позицию на метке 100°. После запуска мотора ток через запитанные контакты проникает по спирали с последующим нагревом пластины из биметалла. Последняя деталь при этом изгибается, а ее верхний конец передвигает стрелку указателя в крайнюю левую позицию.
Пластина индикатора снова деформируется под действием тока, размыкает контакты, разрывая спиральную цепочку. Синхронно происходит охлаждение пластины датчика, после чего контакты снова смыкаются. У непрогретого силового агрегата контакты рассоединяются кратковременно, после чего нагретая пластина определяет пониженный температурный режим. При повышении нагрева воды стрелка смещается вправо, указывая на соответствующий градус.
Следующая деталь в конструкции системы охлаждения ЗИЛ-130 — створки-жалюзи из металла. Они устанавливаются перед радиатором, помогают корректировать атмосферный поток, проходящий через приспособление. На стадии прогрева двигателя и езде в холодную погоду эти шторки прикрывают, дабы гарантировать оптимальный температурный режим хладагента.
Компрессор системы охлаждения ЗИЛ-130 в штатном исполнении заменяет обычный вентилятор. Он усиливает поступление воздуха через радиаторную сердцевину. Ступица прибора фиксируется на валу водяного насоса, вращаются элементы синхронно от шкива коленчатого вала с помощью одного или двух ремней трапециевидной конфигурации. Пропеллер установки помещен в специальный кожух, что дает возможность повысить скорость проходящего воздуха.
Основные неисправности
Среди часто встречающихся неисправностей системы охлаждения ЗИЛ-130 выделяют несколько моментов. Среди них – перегрев силового агрегата, который обуславливается несколькими факторами:
- нехватка количества хладагента;
- буксование или деформация насосного или вентиляторного ремня;
- выход из строя муфты-фрикциона;
- неполадки в работе вентилятора;
- некорректное функционирование (заедание) термостата и радиаторных жалюзи;
- чрезмерное отложение известкового и солевого налета.
Перегрев негативно влияет на объемную вместимость цилиндров топливно-воздушной смесью, что чревато выгоранием масла или его разжижением. По этой причине плавятся вкладыши подшипников и заклиниваются поршни.
Следующая неисправность в системе охлаждения ЗИЛ-130 (объемом 28 л) – это переохлаждение мотора. Указанная проблема возникает вследствие заклинивания термостата и жалюзи при открытой позиции либо в случае отсутствия утеплительных материалов зимой. Переохлаждение мотора провоцирует потери на трении, снижение мощности силового агрегата, конденсацию паров бензина, которые стекают по зеркальной поверхности цилиндра. Подобное действие смывает смазку, увеличивает риск износа деталей, требует частой замены масла.
Нехватка количества хладагента происходит в случае утечки или выкипания охлаждающей жидкости. Вытекание состава наблюдается через нарушенные уплотнения в соединительных шлангах и запорных кранах. Кроме того, это случается по причине появления трещин и деформаций в радиаторе, охлаждающей рубашке, сальнике либо прокладке ГБЦ.
Отсутствие герметичности в соединениях является довольно распространенной неполадкой в системе охлаждения ЗИЛ-130. Устраняют неплотное прилегание путем подтягивания хомутов. При необходимости под него подкладывают тонкую полоску из металла. Если неисправность наблюдается в части краников, их необходимо притереть. Данный процесс состоит из демонтажа запорного устройства, разгибания, нанесения притирочной пасты на рабочую поверхность и шлифовки их привычными движениями до появления матовой полости по всей обрабатываемой площади. Если в радиаторе имеются трещины, их можно устранить пайкой временно (вскоре потребуется замена элементов).
Появление течи через контрольное отверстие в остове насоса свидетельствует о повреждении сальника данного агрегата. Для устранения проблемы нужно выполнить следующие шаги:
- Слить хладагент.
- Ослабить ремень вентилятора и хомуты.
- Провести отсоединение соединительного шланга из резины.
- Аккуратно демонтировать жидкостный насос.
- Отвинтить болт, фиксирующий крыльчатку, и снять ее.
Чаще всего в сальнике выходит из строя резиновый манжет или перемещающаяся шайба. Неисправные элементы меняют, после чего проводят сборку и установку в обратном порядке.
Другие возможные неполадки
Пробуксовка радиаторного ремня – еще одна неисправность, характерная для системы охлаждения ЗИЛ-130. Сколько литров при этом залито в радиатор – не особо важно. Чаще всего неприятность возникает из-за замасливания узла или шкивов привода. Также спровоцировать неисправность может слабое натяжение ремня. Чтобы выйти из ситуации, следует указанные детали протереть чистой сухой ветошью с одновременной регулировкой натяжения ремня.
Прочие неполадки приведены ниже:
- Не включается электрофрикционная муфта. Неисправность возникает в результате выхода из строя электромагнитной обмотки, теплового реле либо контакта.
- Заедает термостат. В запертом положении данная неполадка стопорит прохождение жидкости через элементы радиатора. При этом последняя деталь остается холодной, а двигатель склонен к перегреву. Для устранения неисправности следует проверить термостат, слив хладагент и аккуратно демонтировав патрубок. Деталь опускают в емкость с чистой водой и начинают ее медленно нагревать. В процессе открывание клапана должно начаться при температуре 70 градусов. Осматривая термостат, обращают внимание на наличие накипи и чистоту пропускного отверстия в клапане.
- Заклинивание жалюзи. Данная неполадка в системе охлаждения компрессора ЗИЛ-130 возникает, если несвоевременно или в недостаточной степени произведена смазка узла. Следует снять трос с оболочкой, тщательно промыть его в керосине и смазать в необходимом количестве. Чтобы проверить работу жалюзи, необходимо рукоятку отвести в крайнее фронтальное положение, а затем в такую же заднюю позицию. Сначала решетки должны полностью открыться, а при следующем действии – закрыться. Ручка при этом должна двигаться без усилия и фиксироваться в любом положении.
Техническое обслуживание системы охлаждения ЗИЛ-130
Указанную конструкцию рекомендуется заправлять антифризом, если эксплуатация транспорта производится в холодное время года. С учетом возможности расширения незамерзающей жидкости объем загрузки составляет не более 95% от общей вместимости. Поскольку антифриз содержит в своем составе летучие ядовитые вещества, летом его нужно слить и заменить водой. Аналог под наименованием ТОСОЛ пригоден к применению ежегодно, так как не вызывает коррозийных процессов. Независимо от емкости системы охлаждения ЗИЛ-130, различают несколько видов технического обслуживания узла. Среди них:
- Ежедневное ТО. В этот процесс входит проверка уровня хладагента, наличия протечек. Если требуется, доливают воду или антифриз. Визуально на предмет герметичности осматривают сливные краники, места соединения патрубков и шлангов. Повторный осмотр проводят после включения мотора и его прогрева. Имеющиеся подтеки устраняют путем замены или закрепления проблемных деталей. Зимой, в конце рабочего дня, воду сливают (если не предусмотрено хранение ТС в теплом гараже).
- Один раз в полгода рекомендуется снимать и проверять термостат, контролировать работу жалюзи, удалять накипь на патрубках системы охлаждения ЗИЛ-130.
- ТО-1. На этом этапе производят смазку подшипников валов вентилятора и водяной помпы. В качестве обслуживающего материала используют солидол, который нагнетают специальным приспособлением до момента появления свежей смазки из контрольного гнезда на корпусе.
- ТО-2. Проверяют герметичность всей системы, устраняют имеющиеся подтеки. Кроме того, проверяют крепление радиатора, жалюзи, утепления капота (зимой). Также испытывают работу электрофрикционной муфты и вентилятора. Другие манипуляции: смазка подшипника насоса, проверка герметичности отопительного узла, контроль функционирования жалюзи, тестирование парового и воздушного клапана радиаторной пробки.
Промывка
С учетом принципа работы системы охлаждения ЗИЛ-130, промывка узла требуется через каждые 30-40 тысяч километров пробега. Процедура позволяет удалить накипь, очистить трубопроводы от прочих загрязнений. Если налет не критичный, обработку проводят путем подачи сильной струи воды в направлении, противоположном нормальной циркуляции. В процессе радиатор и рубашку промывают отдельно. В случае с появлением прочных и значительных отложений используют химикаты. Активные вещества ориентированы на разрушение сложных соляных образований.
При обработке всего объема системы охлаждения ЗИЛ тринатрийтрифосфатом состав добавляют через каждые 12 часов (2-3 дня) во время работы транспортного средства. Окончательную промывку осуществляют водой.
Обработка смесями кальцинированной соды и ангидрида предусматривает заливку растворов с последующим запуском двигателя на малых оборотах холостого хода. На протяжении 15-20 минут суспензию доводят до кипения. Затем смесь сливают с последующей промывкой узла водой.
Если в качестве активного вещества используется ингибированная соляная кислота, сначала конструкцию обрабатывают водой в течение 15 минут. После этого заливают подготовленный состав, включают мотор, нагревают смесь до температуры 70 °C. Дают двигателю поработать около 10 минут, после чего суспензию сливают, а систему 3-4 раза промывают водой. Силовой агрегат при этом не выключают. Третью и четвертую обработку осуществляют с добавлением в жидкость по пять грамм хромпика и безводной соды.
Корректировка ременных передач
Эту операцию следует проводить своевременно, чтобы обеспечивалась надежная и корректная работа системы охлаждения компрессора ЗИЛ-130. Пробуксовка ремней возникает вследствие замасливания и ослабления данных элементов. Детали необходимо протереть ветошью, немного смоченной в бензине.
Натяжку приводных ремней вентилятора и генератора регулируют при помощи поворота второго агрегата на его опоре. В требуемом положении прибор фиксируют посредством кулисы. Проверяют параметр следующим образом: прогиб ремня в средней части между шкивами вентилятора и генератора должен быть не более 15 мм при воздействии силой 4 кг. Корректировку аналогичного элемента насоса гидравлического рулевого усилителя выполняют, используя сдвижку кронштейна с насосом. Раздвигая половины шкива нагнетательного оборудования, обеспечивают корректное натяжение ремня компрессора ЗИЛ-130 своими руками. Охлаждение узла будет эффективнее, если все указанные процедуры проводить в одном комплексе.
Ремонтные работы
Для починки радиатора необходимо учитывать особенности его конструкции и правила демонтажа. Трубки детали сделаны из топкана «Л-90». Ленточные и пластинчатые охладительные элементы изготовлены из меди категории «М-3». Радиатор, решетки жалюзи, кожух вентилятора закрепляются посредством болтового крепления в предусмотренной рамочной конструкции. Сама рамка фиксируется на поперечной части автомобильной рамы при помощи центрального болта и комплекта резиновых подушек.
Края рамки в верхней части замкнуты стяжным приспособлением и усилителем облицовки. Одновременно они служат фронтальной опорой для оперения транспортного средства вместе с облицовочной частью. Из радиаторной полости вода сливается через запорный краник с подведенной к вентилю рукоятью. Для того чтобы разобрать радиатор охлаждения двигателя ЗИЛ-130, сначала нужно демонтировать масляный аналог. Данная манипуляция осуществляется путем отвинчивания фиксирующих болтов, без учета подвески, последующим снятием масляного охладителя вместе с кронштейнами.
Чтобы отсоединить трубки, необходимо ослабить стяжные винты, демонтировать шланги из резины. Снятие кронштейнов осуществляется посредством отвинчивания гайки, выниманием болтов и удалением пары кронштейнов с масляного радиатора. Для демонтажа рамки подвески откручивают болтовой крепеж пластин, отсоединяют секцию от основы. На следующем этапе отвинчивают болтовые фиксаторы на кожухе, убирают винты, отцепляют кожух, демонтируют распорку рамки. Чтобы убрать жалюзи, требуется просто открутить шурупы, которые удерживают «штору» на пластинах. Осуществив снятие болтов, жалюзи отсоединяют от радиатора.
После ремонта системы охлаждения ЗИЛ-130 или замены негодных деталей проводят сборку узла. Предварительно следует очистить деталь от грязи, промыть проточной водой, скорректировав напор на нижний патрубок, чтобы она выходила сквозь верхний отвод. При этом пробка должна быть закупорена. Промывка считается оконченной, когда станет сливаться чистая вода. Обработанный радиатор проверяют на показатель герметичности, используя подачу воздуха силой 0,15 МПа. Сборку элементов выполняют в зеркальной последовательности.
Разборка водяного насоса
Для починки этого узла необходимо его разобрать. Операция проводится последовательно по следующей схеме:
- Прибор устанавливается и фиксируется в тисках.
- Отвинчиваются гайки, убираются прокладки и пружинные шайбы (3, 2, 1), корпус (9) снимается.
- Вывинчивается болт (6), фиксирующий крыльчатку, после чего последняя демонтируется.
- Убирается втулка, стопорное кольцо подшипника и шпонка.
- На прессе выпрессовывается валик агрегата вместе с подшипниками (5).
- Удаляются подшипники, раскосая втулка и водосбрасыватель (4).
- С крыльчатки (7) снимается обойма и уплотнитель.
- Все детали промывают.
- Негодные и деформированные элементы заменяют.
- Сборку проводят в обратном порядке.
Неисправности и ремонт компрессора
В устройстве системы охлаждения ЗИЛ-130 посторонние шумы во время работы компрессора или появление масла в воздушном резервуаре свидетельствуют о неполадках агрегата. Во время эксплуатации на картере появляются трещины и сколы, что требует замены детали. Если деформации незначительны и располагаются на фиксирующем фланце, допускается их устранение посредством сварки.
Для проверки герметичности цилиндра элемент укладывают в водяную ванну, после чего нагнетают сжатый воздух. Появление пузырьков говорит о том, что с герметичностью не все в порядке. Починку выполняют при помощи растачивания резервуара с хонингованием под ремонтный размер. Допустимая погрешность – не более 0,04 мм. Соответствующий параметр поршней определяют по выбитой на дне маркировке (+04, +08). В случае износа шариковых подшипников их следует спрессовать и заменить новыми деталями. Замена всего коленчатого вала требуется, если износ шатунных шеек превышает 0,05 мм. Для устранения износа верхней головки шатуна следует запрессовать ремонтную втулку через подготовленное отверстие диаметром 14,01 мм.
Источник http://avtodvigateli.com/detali/sistema-oxlazhdeniya-zil-130.html
Источник http://gp-prsmah.ru/brend/sistema-ohlazhdeniya-dvigatelya-zil-508.html
Источник Источник http://fb.ru/article/451088/sistema-ohlajdeniya-zil—ustroystvo-printsip-rabotyi-neispravnosti