Ремонт системы охлаждения двигателя автомобиля в Москве цена
Ремонт системы охлаждения двигателя автомобиля
Гарантия на работы и запчасти
- Автосервис
- Услуги
- Ремонт системы охлаждения двигателя автомобиля
Ремонт системы охлаждения двигателя авто в Москве
- Бесплатная консультация
- Своевременная диагностика и осмотр системы охлаждения
- Диагностика состояния охлаждающей жидкости
- Возможность замены антифриза на установке
- Сервисная книжка
Заполните форму – мы вам перезвоним:
Замена термостата
Ремонт системы охлаждения двигателя автомобилей Субару, Сузуки, Форд, Мазда, Хюндай, КИА, Митсубиси, Опель является самой популярной услугой, которую мы оказываем в рамках нашей помощи автолюбителям в ЮВАО Москвы.
Диагностика и ремонт системы охлаждения автомобиля
Для бесперебойной работы двигателя важен оптимальный температурный режим. Чтобы его поддерживать, в авто используется система охлаждения. От её исправности зависит производительность, мощность, ресурс силового агрегата, а также процесс нагрева воздуха, поступающего в салон. О неисправности системы можно судить по ряду признаков:
- Закипает мотор.
- Имеются утечки антифриза.
- Резко вырос расход топлива.
- Быстро износились детали силовой установки.
Если своевременно не устранить неполадки в системе охлаждения, вероятны серьезные неисправности: деформация ГБЦ, оплавление поршня, прогорание клапанов.
Из каких элементов состоит система охлаждения? Как проявляются их поломки?
В системе циркулирует антифриз, нужное давление создает насос. Возле цилиндров находится рубашка охлаждения, где нагретая жидкость остывает благодаря радиатору. Объем антифриза, который поступает в него, регулируется термостатом, а для дополнительного охлаждения служит вентилятор.
Отдельные элементы соединены с помощью патрубков. Чтобы поддерживать оптимальный тепловой режим в двигателе машины, применяются жалюзи.
Охлаждающая жидкость циркулирует по двум кругам: большому и малому. Если нужен быстрый прогрев, термостат остается закрытым, жидкость проходит малый круг, без радиатора. Когда она прогревается до рабочих температур, термостат открывается – жидкость циркулирует по большому кругу. В радиаторе антифриз естественным образом охлаждается. Когда жидкость достигает определенной температуры, автоматически задействуется вентилятор, что ускоряет остывание.
Если мотор перегревается, в автосервисе в первую очередь обращают внимание на следующие моменты:
- Уровень антифриза, циркулирующего по системе.
- Наличие или отсутствие перегрузок.
- Натяжение и целостность ремня на вентиляторе.
- Исправность термостата.
- Чистота трубок.
- Наличие осадков системе.
Каждая поломка имеет особые проявления, поэтому мастера, исходя из собственного опыта, могут определить причину проблемы. Так, утечки антифриза зачастую происходят из-за потери герметичности при температурных перепадах, закоксованности соединительных патрубков, химического или механического повреждения радиатора.
Элемент системы охлаждения
Неисправности и их проявления
Критичной можно считать ситуацию, когда следы антифриза найдены не под авто, а в масле.
Это свидетельствует о том, что разгерметизировалась прокладка либо треснул блок двигателя. Такая поломка характерна для разных моделей грузовых и легковых авто.
Методика её устранения зависит от того, какой металлический сплав лежит в основе ГБЦ. Для точного выявления трещин используют ультразвуковую методику, пневматическую опрессовку, гидроконтроль. Затем осуществляют ремонт, заваривая чугунный или силуминовый блок. Сделать это не всегда возможно и технически сложно, поэтому и цена на такую работу соответствующая.
Чтобы избежать перегрева, поломок мотора, высокого расхода топлива, своевременно делайте диагностику системы охлаждения автомобиля. Для этого обращайтесь в Autogarag, который находится в ЮВАО Москвы, по адресу: улица Иловайская, 3А, стр. 1. Стоимость услуги – 800 рублей.
Замена радиатора
Замена радиатора Субару, Сузуки, Форд, Мазда, Хендай, КИА, Пежо, Рено и любого другого автомобиля неизбежна, если обнаружен серьезный дефект, который не подлежит устранению. Например, крупные течи, сильное повреждение сердцевины или ребер охлаждения и другие дефекты, при которых восстановление герметичности технически сложно или невозможно.
Конструкция радиаторов
Радиатор состоит из сердцевины, пронизанной ребристыми трубками, нескольких бачков и соединительных шлангов. Сверху расположена крышка радиатора. Охлаждающая жидкость подается внутрь, проходит соты, а затем уже остывшая попадает назад в рубашку мотора. Охлаждение может быть более эффективным за счет нагнетаемого вентилятором потока воздуха. Но при конструктивных дефектах радиатора оно нарушается. Температура охлаждающей жидкости превышает 95 °C.
Если пренебречь процедурой замены, вероятен перегрев двигателя со всеми вытекающими последствиями: подплавление поршней, искривление плоскости и появление трещин в ГБЦ, прогорание прокладки, повреждение стенок цилиндров.
Характерные признаки явно видны на фото: чистая камера сгорания, клапана и белый налет на свече зажигания, что свидетельствует о попадании антифриза через пробитую прокладку головки блока и последующему отмыванию всех отложений и нагара.
Поэтому, заметив перегрев мотора или протекающий радиатор охлаждения, незамедлительно обращайтесь в техцентр.
Autogarag находится в ЮВАО Москвы, на улице Иловайской, д. 3а,стр.1 предоставляет услуги по диагностике и замене радиаторов с обязательной промывкой для избавления от остатков грязи, старого антифриза.
В системе охлаждения имеется еще и радиатор печки.
К нему подсоединены трубки, по которым циркулирует рабочая жидкость, прокачиваемая специализированным насосом – помпой. В радиатор печки попадает уже нагретый антифриз, который забрал тепло мотора. За счет этого тепла нагревается поток воздуха, который поступает в салон авто. Если печка дует холодным, это может быть вызвано одной из четырех ключевых причин:
- Забит или поврежден радиатор. Внешняя его часть страдает из-за попадания мошек, пуха, грязи, пыли, а внутренняя покрывается коррозией из-за применения неподходящей рабочей жидкости. К коррозии приводит и преждевременное включение печки – до того, как система успела прогреться.
- Низкий уровень антифриза.
- Неисправен кран печки, который расположен под капотом. Другими словами, нет реакции на перемещение регулятора температуры.
- Дефект рычага в месте его крепления к штоку, что нарушает поворот заслонки внутри самой печки.
В большинстве случаев, чтобы добраться до радиатора печки, потребуется снять облицовку торпеды.
Не каждый автосервис и мастер возьмется за данную операцию, которая требует долгой кропотливой работы и внимательности.
Замена радиатора ДВС
1. Из радиатора сливают старый антифриз.
2. Отсоединяют патрубки.
3. Демонтируют радиатор из подкапотного пространства.
4. Устанавливают новый аналог.
5. Подсоединяют патрубки и заливают новую охлаждающую жидкость.
Важно: Не пользоваться герметиками для устранения течи охлаждающей жидкости. Возможно и удастся на время остановить течь, но последствия могут быть чреватыми, забьются каналы, и обычная промывка в таком случае не поможет, а вот перегреть ДВС вполне можно.
Замена помпы
Чтобы охлаждающая жидкость циркулировала по системе, нужен мощный насос. Его функции выполняет помпа. Конструктивно она состоит из вала с насаженной на него крыльчаткой, при вращении которой жидкость начинает циркулировать по системе. С обратной стороны вала расположен приводной шкив, иногда в паре с вентилятором. Посредством ремня и приводного шкива энергия вращения мотора передается на вал, что приводит в действие всю систему.
При неисправностях помпы нарушается тепловой режим мотора, что чревато закипанием охлаждающей жидкости и перегревом ДВС.
Поэтому важно своевременно обращаться в автосервис, если имеются любые поломки помпы. Большинство из них спровоцированы следующими причинами:
- Заклинивание или закипание помпы.
- Рассыпавшийся подшипник.
- Порванный ремень ГРМ.
- Протекание антифриза.
- Дефект крыльчатки.
- Износ сальника между крыльчаткой и корпусом (провоцирует просачивание антифриза в полость подшипников, из-за чего вымывается смазка и может произойти заклинивание помпы).
Замену можно осилить самостоятельно.
Но если вы не имеете такого опыта, хотите сохранить собственное время и нервы, обратитесь к профессионалам. Мастера техцентра Autogarag в ЮВАО (Марьино, Братиславская) выполнят всю работу квалифицированно, грамотно подобрав аналог старой помпы. Не во всех случаях дубликат целесообразно устанавливать. На Сузуки Гранд Витрара 2,0 крыльчатка разбивает корпус, в котором устанавливается сам насос. В этом случае возможно установить только оригинальную запчасть.
В нашем техцентре есть негласные правила, которых строго придерживаются все мастера, выполняющие замену помпы:
1. Тщательная промывка системы охлаждения, в которой могут содержаться частицы грязи и примеси.
2. Обязательная замена прокладок, уплотнений.
3. Заливка новой охлаждающей жидкости – красный, зеленый, синий антифриз, который по составу и пропорциям соответствует предписаниям автопроизводителя. Антифриз, рекомендованный производителем для Субару, Сузуки, Форд, Мазда, Хендай, КИА, Пежо, Рено, может отличаться по составу и свойствам. Если долгое время не менять его, возможна кавитация. Суть этого процесса состоит в том, что пузырьки с горячим паром разрываются, повреждая металл и пластик.
4. Полная прокачка системы.
5. Водяная помпа меняется вместе с ремнем и другими элементами системы привода.
Этапы замены помпы зависят от марки и конструктивных особенностей машины. Все они отлично известны работникам нашего автосервиса. Для получения более детальных консультаций по вопросам ремонта и замены насоса охлаждения звоните по контактному номеру телефона или приезжайте непосредственно в техцентр по адресу: ЮВАО, улица Иловайская, д. 3а, стр. 1.
Замена термостата
Термостат корректирует тепловой баланс антифриза. Это термочувствительный клапан, который перераспределяет поток охлаждающей жидкости, ускоряет прогрев ДВС, способствует поддержанию нормальной температуры. В его конструкции имеется наполнитель, содержащий медь и гранулированный воск, изменяющие объем при нагревании и охлаждении. Пока мотор не разогреется, термостат закрыт, антифриз движется вокруг цилиндров и ГБЦ. Когда температура двигателя достигает 75–95 °C, происходит открытие термостата – жидкость начинает циркулировать по большому кругу.
Ключевыми элементами термостата, помимо термочувствительного элемента, являются основной клапан, входные и выходные патрубки, перепускной клапан, которые помещены в корпус. В основе узла лежит пластик, медь или латунь.
Неисправности термостата
1. Завис в открытом положении. Из-за этого мотор будет долго прогреваться до рабочих температур, так как охлаждающая жидкость циркулирует по большому кругу.
2. Завис в закрытом положении. Циркуляция рабочей жидкости происходит по малому кругу. ДВС перегревается, что чревато его полным заклиниванием.
3. Открытие термостата происходит при чересчур низкой температуре – до +75 °C. Это нарушает общий тепловой режим двигателя.
Если неисправности термостата не подлежат устранению, его придется заменить. В противном случае вы рискуете получить повышенный расход топлива и серьезный перегрев мотора со всеми вытекающими последствиями.
На различных марках термостаты поставляются с прокладкой. Так на Сузуки прокладка отдельно не поставляется. В то время, как На Субару есть возможность приобрести прокладку отдельно.
Ремонт радиатора системы охлаждения
Утечки охлаждающей жидкости и восстановление поврежденных деталей радиаторов устраняют как с помощью современных полимерных материалов, так и традиционными способами – пайкой и сваркой.
Содержание
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Радиатор служит для охлаждения жидкости, поступающей из двигателя и циркулирующей по трубкам, образующим его сердцевину. В различных конструкциях трубки могут быть расположены:
. или горизонтально,
но в любом случае обе их стороны герметично закреплены в верхнем и нижнем (или левом и правом) бачках. Многочисленные тонкие пластинки, установленные перпендикулярно трубкам, служат для усиления их охлаждения встречным потоком воздуха при движении автомобиля и (или) создаваемого вентилятором.
Материалы для изготовления радиаторов должны иметь высокую теплопроводность. Раньше (до 90-х годов прошлого века) трубки и бачки изготавливались, как правило, из латуни и соединялись пайкой 1 . В настоящее время для снижения стоимости и веса радиаторов на легковых автомобилях в основном применяют алюминиевые трубки и бачки, состоящие из пластмассового корпуса с алюминиевым донышком. В этом случае герметизацию соединения трубок с донышками бачков осуществляют с помощью резиновых уплотнений или специальной пайкой, возможной только в заводских условиях. Бачок собирается путем завальцовки края донышка на буртик корпуса, при этом герметичность стыка обеспечивается резиновой прокладкой.
Условия работы радиаторов определяются тем, что после пуска двигателя охлаждающая жидкость может нагреваться без кипения до 120°С, так как давление в закрытой системе выше атмосферного. После остановки двигателя и остывания жидкости давление в системе становится ниже атмосферного. Тонкостенные детали при этом подвергаются как термической, так и механической нагрузке. В этих условиях ускоряются процессы коррозии, приводящие к ослаблению деталей и соединений, а в конечном итоге к их повреждению.
Наиболее характерные неисправности радиаторов обычных конструкций, приводящие к утечкам охлаждающей жидкости:
- разгерметизация соединений трубок с бачками;
- повреждение швов на трубках;
- трещины и пробоины в бачках, в том числе на патрубках и заливной горловине;
- повреждение резиновых уплотнений.
Кроме того, при авариях и столкновениях радиаторы, расположенные в передней части автомобиля, часто получают различные механические повреждения.
УСТРАНЕНИЕ УТЕЧЕК
Если обнаружилась незначительная утечка, а ее место не удается обнаружить или оно недоступно, то в охлаждающую жидкость можно добавить одну из специальных присадок, предназначенных для этой цели.
Такие вещества могут быть жидкими или порошкообразными 2 и часто называются «герметики радиатора» 3 . Их необходимо использовать в соответствии с инструкцией. Если на данную присадку никакого описания нет, ее лучше не применять.
РЕМОНТ ПОЛИМЕРАМИ
Использование клеев и герметиков позволяет соединять практически любые материалы. Надежность ремонта повышается при накладывании на место повреждения заплат или бандажа 5 . Результат зависит не столько от свойств полимерного материала, сколько от качества подготовки поверхности и соблюдения технологии склеивания.
Свищи и небольшие пробоины (до одного сантиметра в диаметре) заделывают, используя различные клеи-шпатлевки (в обиходе – «холодные сварки»). Они выпускаются в виде небольших цилиндрических блоков и внешне похожи на пластилин, только слоеный. Желательно использовать материалы, специально предназначенные для ремонта радиаторов. От блока поперек его оси отрезают кусочек необходимой толщины и разминают руками. Материал при этом нагревается и становится более пластичным. Если это предусмотрено инструкцией, пальцы руки предварительно смачивают водой для устранения налипания. Заготовке из клея-шпатлевки рекомендуется придать коническую форму и вдавить ее острием конуса вперед в отверстие. Затем выступающую часть образовавшейся заглушки разровнять по поверхности ремонтируемой детали и прижать. Делать это надо быстро, так как живучесть материала (время использования до начала отверждения) невелика, всего несколько минут. После установки заглушку необходимо удерживать прижатой к ремонтируемой детали в течение времени, необходимого для предварительного схватывания 6 . Для большинства «твердых сварок» оно составляет величину от 2 до 4 минут.
Трещины у основания патрубков в некоторых случаях можно заделать с использованием «холодной сварки», удерживая ее при отверждении прижатой по всей окружности с помощью бандажа. С этой целью используют, например, короткие отрезки (кольца) из металлических или пластмассовых трубок (желательно тонкостенных) с внутренним диаметром на 5–10 мм больше, чем у патрубка в месте повреждения. Между бандажной трубкой и патрубком по всей окружности плотно набивают и удерживают до отверждения необходимое количество предварительно хорошо размятой «холодной сварки». Бандажная трубка должна иметь высоту, не создающую помех для последующей установки водяного шланга на патрубок.
После окончательного отверждения, которое происходит примерно через 24 часа, клеи-шпатлевки обладают столь высокой прочностью, что не крошатся при механической обработке.
Большие трещины и пробоины (диаметром более сантиметра) закрывают заплатами, например из стеклоткани. Их приклеивают с помощью специальных клеев, имеющих жидкую консистенцию, или пастообразных клеев-герметиков 7 . Эти материалы более пластичны, чем клеи-шпатлевки. В случае необходимости накладку делают двухслойной или даже многослойной – поверх заплат меньшего размера последовательно устанавливают заплаты большей величины. При ремонте трубок радиатора, заливных горловин или патрубков ремонтируемое место оборачивают стеклотканью, а при ее отсутствии – несколькими слоями бинта (шнура), пропитанного клеем. Трещины большой длины (свыше 10–15 см) требуют применения металлических накладок, закрепляемых на поврежденном месте различными способами, например с помощью винтов-саморезов.
Многочисленные мелкие повреждения, образовавшиеся, например, в результате коррозии и сосредоточенные в одном месте, герметизируют, используя клеи-компаунды («жидкий металл»). Это полимерные композитные материалы на эпоксидной основе, обладающие текучестью, достаточной для заливки мест повреждений.
Один из возможных вариантов ремонта заключается в том, что зачищенное и обезжиренное место повреждения заливают компаундом и выдерживают до его отверждения. Радиатор перед заливкой устанавливают горизонтально на подставку. На нее предварительно укладывают резиновую подкладку, смазанную тонким слоем масла для исключения приклеивания к радиатору.
Трещины в пластмассовых деталях можно устранить с помощью клеев-расплавов – термопластичных материалов, размягчающихся при нагреве и затвердевающих при охлаждении. Технология применения заключается в том, что несколько гранул такого клея помещают на очищенное осушенное место повреждения, а затем прогревают паяльником до растекания и получения ровного слоя.
ПАЙКА И CВАРКА
Пайка латунных деталей осуществляется легкоплавкими припоями, например, ПОССу 25-2, ПОССу 30-0,5 и т.д. Трещины зачищают и запаивают, а пробоины закрывают подходящими заплатами из листовой латуни (например вырезанными из отслужившего радиатора) и опаивают по периметру. Поврежденные трубки запаивают или меняют 8 .
Удаление дефектной трубки или ее частей может осуществляться в следующем порядке:
- внутрь трубки вводят нагретый стержень соответствующего диаметра;
- после размягчения припоя трубку извлекают из бачка вместе со стержнем;
- устанавливают и запаивают новую трубку.
Аргонодуговая электросварка деталей производится с применением в качестве присадочного материала специальной алюминиевой сварочной проволоки, например Св-АК12 или Св-АК10. Такая сварка имеет особенности и проводится в среде инертного газа, так как эти материалы:
- имеют плохую свариваемость из-за образования тугоплавкой окиси алюминия на поверхности деталей;
- при нагреве скачком переходят из твердого состояния в жидкое, минуя пластичное;
- имеют большой коэффициент термического расширения, что при нагреве вызывает деформации и сильные внутренние напряжения, поэтому перед сваркой детали прогревают, а после сварки медленно охлаждают;
- при перегреве свыше 400°С прочность алюминия резко уменьшается и может произойти разрушение даже от небольшого удара.
В зону сварки подается аргон, который надежно защищает расплавленный металл от окисления кислородом воздуха, и сварной шов образуется без пор и раковин.
Сварка пластмассовых бачков выполняется с использованием в качестве присадки кусочков пластмассы, аналогичной по свойствам материалу ремонтируемой детали. Нагрев и расплавление осуществляют направленной струей горячего воздуха или с помощью паяльника. Края трещин предварительно засверливают для предотвращения их дальнейшего развития.
Газодинамическое напыление находит все более широкое применение для тонкостенных деталей из алюминия. В отличие от газопламенного и плазменного напыления, а также сварки этот способ не приводит к перегреву обрабатываемой поверхности. Покрытие толщиной 1,0–1,5 мм получается за счет того, что образующие его специальные порошки разгоняются вместе с горячими газами до сверхзвуковой скорости, направляются на ремонтируемую деталь и наплавляются на ее поверхность.
КОНТРОЛЬ ГЕРМЕТИЧНОСТИ
Результат ремонта определяют, накачивая внутрь радиатора воздух. Как «подручное» средство можно использовать разрезанную пополам камеру от велосипеда с вентилем примерно посередине. Одной стороной ее надевают на входной патрубок, другой стороной – на выходной. Заливную горловину (если она есть) закрывают штатной пробкой, затем через вентиль камеры насосом накачивают воздух до получения избыточного давления. Затем радиатор погружают в воду – при отсутствии выходящих на поверхность пузырьков воздуха он считается герметичным.
Этим же способом обнаруживают места скрытых сквозных повреждений.
Примечания
1 Перспективными в настоящее время считаются особо тонкостенные медные паяные радиаторы.
2 В качестве такого герметика может быть использована сухая горчица в количестве 1-2 столовых ложек, предварительно разведенных в небольшом количестве воды, залитой в систему охлаждения.
3 «Герметики радиатора» отличаются от герметиков «наружного» применения и не имеют общих с ними свойств. Совпадение наименования связано только с их назначением – герметизация системы охлаждения.
4 Некоторые производители рекомендуют использовать свои герметики радиатора в следующем порядке. Сначала сливают охлаждающую жидкость в чистую емкость и заливают воду, в которую добавляют герметик. Через некоторое время работы двигателя, после прекращения течи, воду сливают и снова заливают охлаждающую жидкость.
5 Промышленностью выпускаются специализированные ремонтные наборы для радиаторов, в частности для пластиковых бачков. 6 Это связано с тем, что твердые клеи-шпатлевки в исходном состоянии недостаточно липки. Сцепление с поверхностью (адгезия) вначале невелико, и заглушка, если ее не прижимать несколько минут, может частично, а то и полностью отстать от поверхности.
7 Отличие клея от герметика заключается не в свойствах, а в назначении материалов. Оно в основном определяется тем, что толщина слоя клея может быть 0,05–0,15 мм, а у герметика – свыше 1мм.
8 При повреждении более 10% трубок их меняют целиком.
Техническое обслуживание и ремонт системы охлаждения двигателя
Система охлаждения служит для обеспечения нормального теплового режима (85—90°С) работы двигателя при различных условиях. От технического состояния системы охлаждения в значительной степени зависят надежность и экономичность работы двигателя.
Для обеспечения нормальной работы двигателя необходимо, чтобы температура охлаждающей жидкости в системе поддерживалась в определенных пределах. Необходимость ремонта системы охлаждения возникает в случае постоянного перегрева или переохлаждения охлаждающей жидкости, снижения ее уровня из-за утечки, повышенного шума при работе жидкостного насоса. Перед каждой длительной поездкой необходимо обязательно проверять уровень жидкости. В автомобилях «Опель» заправочная емкость находится под капотом рядом с двигателем на левом крыле. На холодном двигателе уровень жидкости должен находиться немного выше отметки «Kalt» (холодный). На горячем двигателе уровень жидкости в емкости поднимается. При доливании жидкости надо использовать тот же антифриз, который был залит в систему охлаждения, что обеспечивает нормальную работу двигателя при температуре до
Уровень жидкости перед каждой длительной поездкой необходимо проверить. Если уровень охлаждающей жидкости в холодном состоянии ниже отметки «MIN», следует жидкость долить. У автомобилей с системой контроля уровня охлаждающей жидкости о снижении уровня оповещает сигнальная лампочка на панели приборов.
Заливая охлаждающую жидкость в систему, необходимо открывать кран контроля уровня на расширительном бачке, пробку радиатора, сливные краны радиатора и блока цилиндров и закрывать их после появления из них жидкости. Крышку расширительного бачка сначала следует открыть на один оборот и сбросить давление. После этого отвертывают крышку до конца и снимают. Открывая крышку расширительного бачка, нужно быть осторожным, так как можно обжечься. В радиаторе уровень охлаждающей жидкости должен достигать нижнего торца его горловины. После пуска двигателя и его работы в режиме холостого хода около минуты нужно проверить уровень жидкости в радиаторе и при необходимости долить ее.
Для слива жидкости из системы охлаждения, нужно снять пробку радиатора и открыть сливные краны радиатора, блока цилиндров и отопителя; при наличии предпускного подогревателя открыть краны котла, насосного агрегата. После полного слива жидкости у автомобиля на стоянке спускные краны следует оставить открытыми. Слитая охлаждающая вода ядовита, поэтому ее нельзя сливать в водоемы и почву. Повторно охлаждающую жидкость также не применяют.
Доливают в систему охлаждения готовую смесь антифриза и чистой, не жесткой воды. Вид антифриза и антикоррозионных добавок, соответствующих системе охлаждения, определяет производитель. Перед заливкой новой жидкости следует промыть систему антинакипином для удаления накипи и ржавчины.
Залив дополнительное количество жидкости, необходимо завернуть крышку бака. Если уровень жидкости слишком часто понижается, необходимо проверить систему На герметичность. Концентрацию антифриза проверяют ареометром. Перед проверкой плотности жидкости двигатель прогревают. Полностью охлаждающую жидкость обновляют только после ремонта системы охлаждения либо головки блока цилиндров или ее прокладки, или двигателя в целом, связанного с заменой какой-либо части. Защитные антикоррозийные компоненты новой охлаждающей жидкости осаждаются на деталях. Этот слой долгое время служит защитой от коррозии.
В случае замерзания кранов в открытом положении закрывать их нужно после заливки в систему жидкости в процессе прогрева двигателя, когда из кранов потечет жидкость. Необходимо систематически следить за состоянием всех уплотнителей и не допускать течи жидкости из системы охлаждения.
При проверке технического состояния системы охлаждения определяют ее герметичность и тепловой баланс. Заключение о герметичности системы делают, убедившись при осмотре в отсутствии утечки охлаждающей жидкости при работающем и неработающем двигателе, а также по скорости убывания жидкости из расширительного бачка в процессе эксплуатации автомобиля. О тепловом балансе системы судят по времени прогрева двигателя и поддержанию его номинальной рабочей температуры при нормальной нагрузке. Проверка производится с помощью указателя температуры охлаждающей жидкости.
Если температура двигателя удерживается в пределах 80— 95°С при движении нагруженного автомобиля со скоростью 80—90 км/час, значит, система охлаждения обеспечивает его работу в оптимальном температурном режиме. Работоспособность радиатора определяют по разности температур охлаждающей жидкости в его верхней и нижней частях. Разность должна составлять от 8 до 12°С. Если она уменьшается, это свидетельствует о наличии накипи или загрязнения в трубках радиатора.
Для автоматического регулирования температуры жидкости в системе охлаждения двигателя и ускорения прогрева после пуска служит термостат, работоспособность которого можно проверить без снятия его с двигателя и после его снятия с двигателя. Термостат обеспечивает быстрый прогрев двигателя после пуска при низких температурах воздуха, а также открывает большой круг охлаждения, спасая двигатель при высоких температурах. При неисправном термостате двигатель долго прогревается до рабочей температуры, а затем перегревается. При неисправности термостата зимой также ухудшается обогрев салона.
При проверке работоспособности термостата без снятия с двигателя двигатель запускают и прогревают его до рабочей температуры. В ходе прогрева проверяют температуру отходящего патрубка радиатора. Если патрубок и радиатор нагреваются медленно, это свидетельствует о заклинивании термостата или об его отсутствии.
В случае, когда термостат снимают с двигателя, из него сливают охлаждающую жидкость, отвинчивают крышку, вынимают термостат, очищают его от накипи и грязи, прочищают маленькое отверстие в клапане и помещают его в емкость с теплой водой. Используя обычную воду, нужно учитывать, что температура охлаждающей жидкости в некоторых двигателях может превышать 100°С, часто применяют технический глицерин, температура кипения которого выше. Если используется вода, можно установить только начало открытия клапана.
Жидкость постепенно нагревают. При температуре 80-85°С должно начаться открытие клапана термостата. Клапан автомобилей «Форд» и «Фольксваген» при такой температуре только начинает открываться, он открывается при температуре 92°С. На большинстве дизельных двигателей клапан открывается при температуре 69—72°С (рис. 18) Термостат неисправен, если клапан открывается не вовремя.
Рис. 18.
Горячая ванна для термостата
Термостат некоторых автомобилей проверяют по изменению его размера при нагревании. После его нагревания до 100°С его размер должен быть примерно на 7 мм больше, чем до нагревания. Когда термостат остыл, проверяют, полностью ли закрывается его регулировочный клапан.
Чтобы определить величину хода точнее, можно использовать индикатор часового механизма на кронштейне. Дальнейшее повышение температуры до 90—110°С должно привести к полному открытию клапана. Если после этой проверки термостат не удовлетворяет указанным условиям, его необходимо заменить.
Контроль температуры охлаждающей жидкости в автомобиле «Опель» осуществляется термометром со стрелочным указателем, расположенным на приборной панели. О температуре жидкости говорит положение стрелки на трехцветном циферблате. Если стрелка находится в черном секторе — рабочая температура нормальна. Если стрелка находится в красном секторе, значит, температура повышена, двигателю угрожает опасность. Необходимо остановиться и выяснить причину повышения температуры. Причинами могут быть засорение ребер охлаждения радиатора, недостаточный уровень охлаждающей жидкости, отсоединение провода электровентилятора. Нахождение стрелки термометра в голубом секторе указывает на то, что двигатель еще не достиг нормальной рабочей температуры.
Неисправностями системы охлаждения, вызывающими необходимость ремонта, могут быть:
- постоянный перегрев охлаждающей жидкости;
- постоянное переохлаждение охлаждающей жидкости;
- снижение ее уровня в результате утечки;
- повышенный шум при работе жидкостного насоса;
- возникновение электролиза в охлаждающей жидкости.
Перегрев двигателя может быть вызван такими причинами, как:
- недостаток охлаждающей жидкости в системе охлаждения из-за утечки или выкипания;
- засорение системы;
- заклинивание термостата в закрытом состоянии или жалюзи в закрытом положении;
- неправильная установка угла опережения зажигания;
- обрыв ремня привода вентилятора;
- пробуксовка ремня привода вентилятора;
- отказ в работе электромуфты вентилятора;
- отказ в работе гидромуфты вентилятора.
Перегрев вызывает детонацию двигателя, которая увеличивает износ цилиндров и поршневых колец, приводит к прогоранию поршней и снижению срока работы подшипников скольжения — вкладышей.
В автомобиле «Опель» типичными неисправностями системы охлаждения являются подтекания и недостаточная эффективность охлаждения двигателя. Причиной подтеканий являются повреждения шлангов и их соединений, сальника жидкостного насоса, порча прокладок, трещины, а причиной недостаточного охлаждения двигателя могут быть пробуксовка ремня вентилятора или его обрыв, поломка водяного насоса, неисправность термостата, внутреннее или внешнее загрязнение радиатора или накипь. При ремонте японских автомобилей необходимо аккуратно снимать резиновые шланги и трубки. Не следует пытаться снять их с патрубков и металлических трубок, просто дернув за свободный конец. Таким образом можно оборвать трубку или шланг. При надевании любых резиновых шлангов на патрубки необходимо смазать любой смазкой сам патрубок и то место на шланге, на котором крепится хомут, ибо резина имеет большой коэффициент трения, а для герметизации необходимо, чтобы она плотно прилегала ко всем неровностям поверхности, где проходит уплотнение.
Шланги охлаждающей жидкости необходимо проверять на отсутствие трещин путем сжатия и перегиба. Затвердевшие шланги заменяют. Необходимо проверить, надежно ли шланги закреплены хомутами и в нормальном ли состоянии прокладка крышки заливки жидкости на расширительном бачке.
В японских автомобилях все вакуумные трубки промаркированы. Трубки, имеющие одинаковую маркировку, где-то соединяются между собой. В некоторых случаях имеется маркировка патрубков, на которые надеваются эти трубки, а в моторном отсеке или на капоте находится схема подсоединения вакуумных магистралей с их маркировкой. Прежде чем снимать шланг в любом зарубежном автомобиле, необходимо понять, для чего он необходим, чтобы при сборке без труда установить его на место. После снятия любого шланга, трубки или жгута проводов нужно выяснить, куда по ошибке можно его подключить, и для того, чтобы ошибки не случилось, записать, откуда этот шланг был отсоединен.
При перегреве двигателя нарушается процесс сгорания топливно-воздушной смеси, увеличение сил трения приводит к возрастанию расхода топлива и снижению мощности двигателя.
Постоянное понижение температуры также уменьшает мощность двигателя и увеличивает расход топлива. Кроме того,
понижение температуры в системе охлаждения ведет к износу деталей цилиндро-поршневой группы из-за смывания топливом масла со стенок цилиндров. Происходит разжижение масла топливом, которое попадает в масляный картер, более интенсивное образование смоляных отложений на поршневых кольцах и поршнях. Переохлаждение двигателя возможно при заклинивании термостата в открытом состоянии или отсутствии самого термостата, неисправности электропривода вентилятора или гидропривода вентилятора.
Если охлаждающая жидкость попадает в цилиндры двигателя, то это приводит к интенсивному коррозионно-механическому изнашиванию двигателя. Утечка жидкости в масляный картер разжижает масло и делает его пенящимся, что ведет к износу деталей цилиндро-поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма.
Проверка радиатора.
Если при проверке радиатор оказывается теплым только в верхней части, а нижний шланг радиатора не прогревается, значит, радиатор засорен маслом, накипью или ржавчиной, что является причиной снижения теплоотдачи радиатора и перегрева двигателя.
При утечке охлаждающей жидкости из радиатора, если найти место утечки не удается, радиатор проверяют на герметичность непосредственно на автомобиле или снимают его. Проверяя радиатор на автомобиле, его заполняют водой, закрывают патрубки заглушками, оставляя один открытым, через него в радиатор подают воздух под давлением примерно 1 кгс/см 2 ). Место утечки определяют по месту появления воды.
Если радиатор необходимо снять, из него сливают охлаждающую жидкость. Для этого со шлангов снимают хомуты и, если имеется отдельный расширительный бак, с него снимают соединительный шланг. Далее снимают шланг с патрубка головки блока цилиндров; при автоматической коробке передач снимают с радиатора масляные шланги; отключают провода от термовыключателя и вентилятора; отвинчивают кронштейн радиатора и вынимают радиатор вместе с кожухом вентилятора. В некоторых моделях радиатор вынимают из отсека двигателя, предварительно отсоединив от кожуха.
Заменяя радиатор, необходимо переставить кожух вентилятора и термовыключатель на новый радиатор. Проверяют состояние кронштейнов радиатора и поврежденные заменяют. Радиатор закрепляют на кронштейнах и затем действуют в последовательности, обратной снятию.
После снятия радиатора с автомобиля закрывают его заливную горловину и патрубки, оставив один патрубок открытым. Через этот патрубок в радиатор подают воздух под давлением 1 кгс/см 2 . Радиатор помещают в емкость с водой и наблюдают за появлением пузырьков воздуха, которые подскажут место утечки.
Частыми дефектами у радиаторов бывают пробоины, вмятины, трещины на бачках, поломки и трещины на пластинах каркаса, нарушение герметичности в местах пайки, повреждение охлаждающих пластин или трубок, отложения накипи.
Как правило, поврежденные трубки радиатора паяют. Если запаять трубки нельзя, их заглушают путем пайки верхнего и нижнего концов. На радиатор допускается заглушать таким образом только три трубки. При большем числе поврежденных трубок их нужно заменить новыми или заменить целиком радиатор. Для нагрева при опаивании в трубки вводят стальные стержни. На их место устанавливают новые или запаянные трубки, концы которых развальцовывают и припаивают к опорным пластинам сердцевины. Поломки и трещины на пластинах крепления радиатора заваривают газовой сваркой. Отремонтированный радиатор проверяют на герметичность и перекос.
В настоящее время многие легковые автомобили имеют радиатор с сердцевиной из алюминиевого сплава и пластмассовыми бочками. Такие радиаторы, как правило, ремонту не подлежат, и при повреждении их заменяют.
Одной из причин неисправностей системы охлаждения с радиатором, изготовленным из алюминиевого сплава, и температурным датчиком включения вентилятора (термовключателем, находящимся под напряжением) является электролиз. Электролиз — это реакция разложения раствора химических веществ при прохождении через них электрического тока. Признаки возникновения электролиза следующие: засорение трубок радиатора, наличие белого налета возле его негерметичных мест и отложений зеленоватого цвета возле термовключателя. При их появлении необходимо проверить соединения электрических приборов системы охлаждения.
В радиаторы, изготовленные из алюминия, не рекомендуется в качестве охлаждающей жидкости заливать воду, так как использование воды приводит к коррозии трубок радиатора.
Негерметичность соединений шлангов системы охлаждения со штуцерами и патрубками, неплотность соединений фланцев патрубков, негерметичность сливных пробок и крана отопителя, повреждения шлангов, трещины в бачках и сердцевине радиатора, износ сальникового уплотнителя жидкостного насоса вызывают подтекание, утечку охлаждающей жидкости. Жидкостные насосы проверяют на отсутствие утечек через нижнее контрольное отверстие.
Для поддержания жидкостного насоса в исправном состоянии необходимы его своевременный осмотр и обслуживание. Техническое обслуживание жидкостного насоса заключается в своевременной регулировке натяжения приводного ремня, смазке шариковых подшипников, замене деталей уплотнения крыльчатки насоса. У некоторых автомобилей, чтобы избежать поломки корпуса жидкостного насоса, при его разборке необходимо пользоваться специальным съемником. Крыльчатку жидкостного насоса нельзя снимать съемником, который применяют для снятия приводных шкивов или ступиц, иначе она будет повреждена или выведена из строя, так как изготовлена из пластмассы или чугуна и легко ломается.
Для устранения утечки охлаждающей жидкости из насоса заменяют текстолитовую шайбу и резиновые манжеты или сальник. Сальник жидкостного насоса, прокладки и зубчатый ремень, если используется ременной привод, а также ременной шкив при ремонте насоса нужно заменить. Производить разборку и сборку насоса с применением ударов молотка нельзя. Подшипники насоса смазывают до тех пор, пока свежая смазка не появится из контрольного отверстия. Избыток масла нужно удалить, так как оно может попасть на приводной ремень.
При попадании в картер двигателя воды из системы охлаждения прежде всего нужно заменить прокладку головки блока. Однако случается, что причина не в ней, а в трещине во внутренней стенке головки блока. Когда после остановки двигателя клапан открыт, вода проникает через него в цилиндр и далее в картер. В этом случае для устранения неисправности головку блока заменяют.
Если жидкостный насос при работе издает шум, необходимо проверить его осевой люфт. В автомобилях ВАЗ жидкостный насос порой при снижении оборотов двигателя начинает издавать резкий скрипучий прерывистый звук. Появляется он в результате износа двигателя. Нагнетание смазки в подшипник лишь на время может этот звук устранить. Причиной неисправности, как правило, бывает стопорящий винт, ненадежно закрепляющий подшипник в корпусе. Слегка покачиваясь, он издает резкий звук от трения наружной обоймы. Чтобы избавиться от звука, можно заменить штатный стопорящий винт болтом длиной 17 мм с резьбой М6 и головкой под ключ на 10 мм. Стержень болта стачивают на конус, тогда появляется возможность подтягивать стопорящий винт ключом без снятия крыльчатки насоса и шкива ремня.
При ремонте расширительного бачка системы охлаждения двигателя обычно отдельные небольшие трещины на шве, который соединяет нижнюю и верхнюю половины бачка, можно заварить, используя паяльник для нагрева пластмассы, из которой сделан бачок. Если трещины более 20 мм или размеры бачка увеличены, такой бачок подлежит замене. Вздутие расширительного бачка может произойти из-за залипания выпускного клапана в его пробке, что приводит к повышению давления в системе охлаждения.
Для предотвращения возможных неисправностей системы охлаждения двигателя необходимо помнить, что заливать холодную воду в горячий двигатель нельзя, так как это может привести к образованию трещин в рубашке охлаждения блока цилиндров. После слива охлаждающей жидкости запрещаются запуск и кратковременная работа двигателя, так как это может привести к разрушению уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, выпадению седел клапанов, прогоранию прокладок и короблению головок блоков цилиндров.
Частая смена воды в системе охлаждения ускоряет процессы коррозии и образование накипи. При засорении сердцевины радиатора системы охлаждения ее следует прочистить струей воды или сжатого воздуха, направленной на сердцевину со стороны вентилятора. Для удаления из системы охлаждения накипи, ржавчины, осадков нужно промыть систему охлаждения. При незначительном отложении накипи систему охлаждения промывают чистой водой.
Промывать систему охлаждения необходимо после обкатки нового автомобиля и при сезонных технических осмотрах.
Техническое обслуживание датчика температуры и указателя температуры охлаждающей жидкости
Проверку датчика температуры охлаждающей жидкости производят путем измерения зависимости сопротивления от температуры, так как рабочий элемент датчика изготавливают из материала с отрицательным коэффициентом сопротивления. Если температура охлаждающей жидкости повышается, сопротивление падает, сила тока в цепи увеличивается и стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости отклоняется больше.
Для проверки датчик снимают с двигателя, подсоединяют омметр к выводу датчика и его корпусу и погружают в воду. Воду постепенно нагревают, измеряют сопротивление датчика и температуру воды, сравнивая полученные значения с номинальными.
Технические данные датчиков температуры охлаждающей жидкости в каталогах и руководствах по ремонту автомобилей иногда приводят для определенной температуры, то есть указываются тип датчика и его сопротивление при данной температуре.
Если указатель температуры охлаждающей жидкости не работает, необходимо проверить соответствующий предохранитель. Если предохранитель исправен, нужно отсоединить провод от датчика температуры жидкости и на короткое время замкнуть его на «массу» при включенном зажигании. Стрелка указателя должна полностью отклониться; если этого не произойдет, значит, датчик испорчен. Если стрелка не отклоняется, следует подать на указатель напряжение аккумулятора, составляющее 12 В. Если же и в этом случае стрелка не отклоняется, указатель подлежит замене. Разъединяя различные разъемы, не следует тянуть за провода, иначе стопор контактного лепестка может не выдержать, и контактный лепесток сместится со своего места; в результате при последующем соединении этот лепесток может не исполнять своих функций.
При ремонте зарубежных автомобилей нельзя допускать падения на пол датчиков, реле, электронных блоков и т.д. Согласно инструкциям, японцы никогда повторно не используют упавшие на пол реле.
Замена охлаждающей жидкости
Через каждые 60 тыс. км пробега, после ремонта или замены элементов системы охлаждения необходимо заменять охлаждающую жидкость, так как антикоррозийные компоненты, содержащиеся в системе, в процессе ее заполнения осаждаются на новых или отремонтированных и очищенных деталях, образуя стойкий антикоррозионный слой.
Замену охлаждающей жидкости производят на непрогретом двигателе или подогретой жидкостью на прогретом двигателе, чтобы избежать его повреждения из-за резкого охлаждения металлических частей.
Для того, чтобы заменить охлаждающую жидкость, необходимо:
- отвернуть пробку 2 (рис. 19) расширительного бачка и поставить под двигатель емкость для сбора жидкости;
Рис. 19.
Принципиальная схема системы охлаждения автомобиля:
1 — радиатор отопителя; 2 — пробка расширительного бачка; 3 — шов соединения верхней и нижней половины бачка; 4 — расширительный бачок; 5 — пароотводящая трубка; 6 — радиатор системы охлаждения; 7 — электровентилятор; 8 — датчик включения электродвигателя; 9 — термостат; 10 — жидкостный насос; 11 — двигатель; 12 — датчик указателя температуры; 13 — сливная пробка жидкости из блока цилиндров; 14 — впускная труба; 15 — кран отопителя; 16 — сливная пробка радиатора
После слива жидкости из двигателя необходимо:
- завернуть пробки на блоке цилиндров двигателя и радиаторе;
- заполнить систему охлаждения чистой водой через наливную горловину расширительного бачка 4 таким образом, чтобы уровень был выше соединительного шва 3 на 8—10 мм;
- завернуть пробку 2;
- пустить двигатель;
- прогреть его при средней частоте вращения коленчатого вала, чтобы вода циркулировала по большому кругу, промывая радиатор;
- остановить двигатель;
- слить воду;
- вновь наполнить систему и повторить промывку;
- после повторной промывки слить воду;
- продуть радиатор сжатым воздухом под давлением 1 кгс/см 2 .
Подачу сжатого воздуха нужно производить через пароотводящую трубку, для чего следует снять один ее конец с верхнего патрубка расширительного бачка.
После продувки необходимо установить на место все шланги и рукава, закрепив их хомутами; затем залить охлаждающую жидкость, пустить двигатель, дать ему поработать три минуты при повышенной частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу, чтобы определить герметичность соединений системы охлаждения и удаления воздушных пробок. После остановки двигателя надо проверить уровень жидкости. Если уровень ниже нормального, а в системе охлаждения нет следов утечки, жидкость доливают до нормы.
http://autogarag.ru/services/sistema-ohlagdeniya-dvigatelya/
Источник Источник http://wiki.zr.ru/%D0%A0%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D1%82_%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B0_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B_%D0%BE%D1%85%D0%BB%D0%B0%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F
Источник Источник http://tepka.ru/avtomehanik/15.html