Ремонт систем зажигания двигателя | VSTO

Ремонт систем зажигания двигателя

Ремонт систем зажигания двигателя | VSTO

Что такое система зажигания, для чего она нужна и каков общий принцип работы?

Под системой зажигания имеют в виду устройство, которое занимается подачей искрового разряда на свечи зажигания, что, в свою очередь, становится причиной воспламенения топливно-воздушной смеси

Данный способ применяется на всех современных бензиновых двигателях, на дизельных же моторах воспламенение топлива осуществляется принципиально иным методом. Так как возгорание смеси происходит от искры, такое устройство еще называют искровой системой зажигания. С развитием инженерно-конструкторской мысли происходило и развитие систем зажигания.

В наше время существует три типа систем зажигания:

  • контактная,
  • бесконтактная (транзисторная)
  • и микропроцессорная (электронная).

Подробнее устройство и принцип работы каждого из них будут рассмотрены в этой статье чуть далее.

Несмотря на некоторые принципиальные различия, все современные системы зажигания включают в себя следующие элементы:

  • свечи зажигания;
  • внешний источник питания, в роли которого выступают аккумуляторная батарея и генератор;
  • устройство, отвечающее за управление процессом накопления энергии;
  • выключатель зажигания;
  • устройство, отвечающее за распределение энергии по свечам;
  • высоковольтные провода;
  • катушка зажигания;

Рабочий процесс любой искровой системы зажигания состоит из нескольких последовательных этапов. На первом происходит накопление электроэнергии, на втором – накопившаяся энергия преобразуется из низкого в высокое напряжение (из 12 вольт в 30 000 вольт), на третьем – энергия распределяется по свечам зажигания, на четвертом этапе образуется искра, и, наконец, на пятом начинается процесс горения топливно-воздушной смеси в цилиндрах мотора.

Контактная система зажигания

Первый тип зажигания, с которым предлагается ознакомиться читателям, называется контактным, также его очень часто именуют классическим. Это вполне логично, ведь данная система зажигания применялась еще на самых первых автомобилях. Сегодня же ее можно встретить на ряде моделей отечественного автопроизводства, в том числе вазовской «классике».

Состоит контактная система из следующих компонентов:

  • механического прерывателя, который служит для размыкания низковольтной цепи;
  • механического распределителя, отвечающего за распределение высоковольтного тока по свечам зажигания;
  • центробежного регулятора опережения зажигания, который меняет угол опережения зажигания в зависимости от количества оборотов коленвала мотора;
  • высоковольтных проводов;
  • катушки зажигания;
  • выключателя зажигания;
  • вакуумного регулятора опережения зажигания, обеспечивающего изменения угла в соответствии с величиной нагрузки на двигатель автомобиля;
  • свечей зажигания;
  • внешнего источника электропитания.

Отличительной особенностью контактной системы является то, что накоплением и распределением электроэнергии занимается полностью механическое устройство. Более совершенной разновидностью данного типа зажигания выступает контактно-транзисторная система, в которой в первичной обмотке используется коммутатор транзисторного типа.

Ремонт систем зажигания двигателя | VSTO

Бесконтактная система зажигания или транзисторная

Бесконтактная система зажигания, по своей сути, является эволюционным продолжением контактно-транзисторной системы. В наши дни она используется практически на всех отечественных автомобилях (Lada Priora, Lada Granta, Lada Largus, Lada Kalina, ВАЗ 2114), а также на некоторых иномарках бюджетного ценового сегмента (Renault Logan, KIA Rio).

Бесконтактная система зажигания включает в себя следующие элементы:

  • выключатель зажигания;
  • внешний источник электропитания;
  • высоковольтную проводку;
  • свечи зажигания;
  • датчик импульсов, создающий электроимпульсы низкого напряжения;
  • транзисторный коммутатор, отвечающий за накопление электроэнергии и прерывание течения тока в цепи в зависимости от сигналов, исходящих от датчика импульсов;
  • катушка зажигания;
  • механический распределитель напряжения.

Как видно, устройство данного типа зажигания практически идентично устройству контактной системы. Главным же отличием бесконтактной системы зажигания от контактной является тот момент, что накопление электроэнергии в ней происходит в коммутаторе транзисторного типа, взаимодействующим с бесконтактным датчиком импульсов. Коммутатор также выступает и в роли прерывателя, а вот за распределение высоковольтного тока отвечает уже механическое устройство.

Ремонт систем зажигания двигателя | VSTO

Микропроцессорная система зажигания

Микропроцессорная или электронная система зажигания представляет собой еще более сложное устройство по сравнению с двумя вышеописанными системами. Достаточно лишь сказать, что данная система зажигания является составным элементом системы управления двигателем, то есть она, фактически, объединена с системой впрыска топлива, а на некоторых моделях и с выпускной и впускной системами, а также системой газораспределения. Наиболее известные производители электронных систем зажигания: Magneti-Marelli, Motronic и, конечно же, Bosch.

Микропроцессорная система зажигания состоит из:

  • катушки зажигания;
  • источника внешнего питания;
  • выключателя зажигания;
  • свечей зажигания;
  • высоковольтных проводов;
  • входных датчиков, фиксирующих параметры работы мотора и преобразующих их в электросигналы;
  • электронного блока управления, обрабатывающего сигналы с входных датчиков и формирующего воздействия на исполняющее устройство;
  • исполнительного устройства – воспламенителя.

В этой системе зажигания накоплением и распределением электроэнергии занимается электронный блок управления. Встречаются два вида микропроцессорной системы зажигания: с распределителем и прямым зажиганием. В первом виде для подачи высоковольтного тока используется механический распределитель, а во втором данный процесс осуществляется напрямую с катушки зажигания.

Свечи зажигания

Ремонт систем зажигания двигателя | VSTOСвеча зажигания является одним из центральных элементов любой системы зажигания. Ее функция заключается в непосредственном воспламенении смеси бензина и воздуха в цилиндре двигателя автомобиля. Осуществляется данный процесс за счет прохождения искры между двумя электродами на конце свечи.

Такие всемирно известные производители как Bosch и Champion производят наиболее качественные и долговечные свечи зажигания. Общее устройство свечи зажигания вне зависимости от производителя включает в себя контактный стержень и центральный электрод, которые заключены в металлический корпус, имеющий с внешней стороны керамический изолятор.

Стержень же отвечает за соединение свечи с высоковольтным проводом либо, на некоторых моделях систем зажигания, с индивидуальной катушкой. Центральный же электрод выполняет функцию катода.

В металлическом корпусе свечи имеется резьба, которая необходима для завинчивания свечи в блок цилиндров. Для облегчения процесса вкручивания свечи на корпусе имеется шестигранник, под который в комплекте инструментов к автомобилю поставляется специальный свечной ключ.

Нужно особо отметить, что затяжка свечи должна осуществляться с небольшим усилием, чтобы не произошло разрушение керамического изолятора, но в то же время очень слабая затяжка может привести к разрушению герметичности камеры сгорания топливной смеси и детонации, которая влечет за собой разрушение цилиндров двигателя. В целях уплотнения соединения на некоторых моделях авто используются специальные несъемные шайбы.

Ресурс современных свечей зажигания может достигать 100 000 км пробега.

Катушка зажигания

Катушка зажигания также представляет собой очень важный компонент системы зажигания. Ее функцией является создание тока высокого напряжения из тока, имеющего низкое напряжение.

Если говорить упрощенно, то катушка зажигания – это, фактически, трансформатор, состоящий из 2 обмоток (первичной и вторичной). Первичная обмотка делается из толстой медной проволоки и обычно насчитывает около 100-140 витков, вторичная же может содержать от 10 000 до 30 000 витков, но уже тонкой медной проволоки. И первичная и вторичная обмотки имеют изоляцию.

В наши дни катушки, имеющие битумную или масляную изоляцию, постепенно вытесняются катушками с изоляцией из эпоксидных смол. Происходит это по причине того, что они могут быть довольно компактных размеров, иметь совсем небольшую массу, а также хорошо справляются с вибрациями. Первичная обмотка на таких катушках расположена очень близко к сердечнику, что делается для обеспечения хорошей теплопередачи и серьезной экономии меди, что, в конечном итоге, серьезным образом влияет на снижение себестоимости производства данного элемента.

Катушки зажигания бывают трех видов: общая, сдвоенная и индивидуальная. Общая катушка применяется во всех трех типах систем зажигания, а сдвоенная и индивидуальная, чаще всего, используются в электронной системе прямого зажигания.

Диагностика и регулировка различных систем зажигания

Точно диагностировать неисправности в работе системы зажигания иногда довольно трудно, так как «симптомы» их во многом схожи с проявлениями неполадок в работе системы впрыска, топливной системе и других системах автомобиля.

Но все же есть некоторые признаки, по которым представляется возможным определить вероятность той или иной поломки.

Так, на бесконтактных системах зажигания невозможность запуска двигателя или его пуск с большими затруднениями может означать, что произошел обрыв высоковольтной проводки.

Также это может быть свидетельством поломки транзисторного коммутатора, пробоя крышки датчика-распределителя или поломки его самого, а также неисправности свечей зажигания. Повышенный расход бензина, как и значительное снижение мощности двигателя, скорее всего, говорит о нестабильной работе вакуумного или центробежного регуляторов опережения зажигания.

На микропроцессорных системах зажигания трудности с запуском двигателя, как и нестабильность его работы на холостом ходу могут появиться, помимо возможных вышеперечисленных неисправностей, из-за выхода из строя какого-либо из входных датчиков или непосредственного самого электронного блока управления.

Но надо отметить, что на многих современных автомобилях диагностика системы зажигания в домашних условиях попросту невозможна в силу сложности конструкции данного узла, поэтому в данных обстоятельствах стоит обратиться за помощью к профессионалам, имеющим необходимое диагностическое оборудование.

Неправильно отрегулированный момент зажигания также может стать причиной нестабильной работы двигателя или вовсе его отказа заводиться.

Слишком сильное опережение зажигания приводит к детонации топливной смеси внутри камеры сгорания, а серьезная задержка влечет за собой повышение температуры отработавшей смеси газов. Как видно, оба варианта негативным образом влияют на работу двигателя авто и его впускной и выпускной систем. Регулировка зажигания довольно ответственное и непростое дело, требующее некоторых навыков обращения с современными электронными системами.

На автомобилях с контактной системой зажигания (ВАЗ 2101 – 2106) для этого потребуется контрольная лампа, которую при необходимости легко изготовить самостоятельно, ключ для проворачивания коленвала, рожковый ключ «на 13». Проворачиванием коленвала необходимо совместить метку на его шкиве с меткой, расположенной на кожухе цепной передачи. После этого надо снять провод, который идет от катушки зажигания к трамблеру, и соединить его с проводом контрольной лампы. Второй провод этой лампы необходимо присоединить к плюсовой клемме аккумуляторной батареи, ослабить при помощи ключа «на 13» гайку крепления трамблера, провернуть его против часовой стрелки и медленно повернуть в обратном направлении. Требуется зафиксировать такое положение трамблера, при котором контрольная лампочка начинает гаснуть, затянуть гайку крепления обратно и вернуть на место провод между катушкой зажигания и трамблером.

Ремонт систем зажигания двигателя

Ремонт систем зажигания двигателя | VSTOКак и многие процедуры по техобслуживанию, ответственно выполняемый ремонт системы зажигания автомобиля должен начинаться с доскональной проверки. Подробная диагностика системы зажигания подразумевает проверку конденсатора, цепей высокого и низкого напряжения, а так же измерение угла опережения зажигания. Производится комплексная проверка с использованием специальных передвижных или стационарных тестеров (именно поэтому на запросы о том, где ремонтировать зажигание, опытные механики дают контакты профессиональных автоцентров с проверенным оборудованием). Только после этого можно приступать к восстановлению системы зажигания.

Причины которые приводяит к ремонту зажигания автомобиля

Причин, приводящих автовладельца в сервис с жалобой на зажигание, достаточно много. Основными и наиболее распространенными можно назвать:

неисправность выключателя, когда контакты не могут замкнуться;

повреждения конденсатора в результате короткого замыкания;

обрыв обмотки, влекущий ремонт катушки зажигания ;

загрязнение или окисление в процессе эксплуатации контактов прерывания;

ослабление прижимного пружинного механизма;

утечка тока из ротора распределителя;

различные повреждения, влекущие за собой ремонт свечей ;

Кроме этого, налаживание зажигания необходимо при предшествующей безграмотной установке, износе и повреждении отдельных составляющих, а также при снижении емкости конденсатора. В зависимости от выявленных проверкой неполадок определяется план действий и уточняется конечная стоимость ремонта зажигания.

Где лучше отремонтировать зажигание

Конечно, такую сложную многоэтапную операцию нужно доверить надежному сервису, где занят квалифицированный персонал и присутствует профессиональное оборудование. Как правило, опытные механики еще до осмотра, по внешним признакам могут сделать предварительное заключение. Например, при неустойчивой работе мотора или неожиданной остановке на холостом ходу специалист заподозрит неправильную установку момента зажигания, при перебоях на любой частоте будет «грешить» на провода и соединения, а при появлении заметных искр между контактами под подозрение попадет конденсатор. Таких технических тонкостей очень много, поэтому для экономии времени за переделкой зажигания авто лучше обратиться к профессионалам.

Цена ремонта системы зажигания двигателя

Как и во многих ситуациях, цены на ремонт зажигания зависят от количества неполадок, выявленных специалистом во время диагностики. Если понадобится приобретение расходных материалов и новых изделий (при замене свечей зажигания, контактной группы замка и т.д.), то увеличится и первоначально установленная на ремонт зажигания цена. Также повлияет и объем выполняемых сервисом работ.

В случае если вам необходим ремонт системы зажигания двигателя обращайтесь в автосервис V-STUDIO. Квалифицированные специалисты нашего автосервиса имеют большой опыт работы, и могут гарантировать вам ответственное отношение к вашему автомобилю и профессиональный подход к поставленной задаче. Так же необходимо отметить, что для работы используется современное оборудование, качественные расходные материалы и запчасти. Обратившись в автосервис V-STUDIO, наши специалисты произведут ремонт вашего автомобиля любой степени сложности, качественно в максимально сжатые сроки.

Неисправности системы зажигания: диагностика и ремонт

Ремонт систем зажигания двигателя | VSTO
Как правило, современные системы зажигания довольно редко ломаются, но если такое случилось, то вопрос ремонта лучше доверить опытным мастерам специализированных СТО. Однако не все машины, которые встречаются сегодня на дорогах нашей страны, подпадают под категорию «новых», поэтому их владельцы зачастую сами берутся за проведение ремонтных работ. Так, найти неисправность на автомобиле с устаревшей системой зажигания – не такая уж большая проблема, однако надо еще знать, что искать. В этой статье мы расскажем, какими бывают неисправности указанной системы, в чем они проявляются и как с ними справиться в «домашних условиях».

1. Общие неполадки систем зажигания

  • На выпускаемых сегодня автомобилях устанавливают разные системы зажигания: контактные, бесконтактные или электронные, которые обретают все большую популярность. Со временем, в ходе использования любой из них, у владельцев транспортных средств возникают определенные проблемы, и хоть у каждого вида они могут иметь свои особенности, все же можно выделить и общие неполадки, к которым относят:
  • 1. Выход из строя свечей зажигания;
  • 2. Поломка катушки зажигания;

3. Нарушение соединений цепи (окисление контактов, обрыв проводки, неплотное соединение и т.д.)

Ремонт систем зажигания двигателя | VSTOВ случае с электронной системой зажигания, к этому списку добавляются неполадки электронного блока управления (ЭБУ) и дефекты входных датчиков.
В системе зажигания бесконтактного типа могут возникать неполадки транзисторного коммутатора, центробежного и вакуумного регулятора опережения зажигания, а также нередко из строя выходит крышка датчика – распределителя.
Естественно, каждая из указанных проблем проявляется по-разному.

2. Типичные признаки наличия поломки

  1. Основными внешними признаками неисправностей в бесконтактной системе зажигания (как, впрочем, и в контактной) являются сбои в работе автомобильного мотора: либо он вообще не запускается, либо запускается через раз и характеризируется последующей рабочей нестабильностью в режиме холостого хода, либо не может в полной мере развить мощность.
    В случае бесконтактной системы, причин таких проявлений может быть несколько:
  2. 1. Обрыв высоковольтных проводов или пробой крышки датчика, который отвечает за распределение;
  3. 2. Неисправность свечей, катушки зажигания, датчика или транзисторного коммутатора;
  4. 3. Обрыв от датчика обмотки статора;
  5. 4. Отсутствие контакта на выходе датчика распределителя;
  6. 5. Нарушение контакта соединения проводов с аппаратами системы (наличие этой проблемы можно определить и по характерным «выстрелам» из глушителя);

6. Слишком большой зазор в свечах зажигания.

Кроме того, неисправная бесконтактная система зажигания может «выдавать» себя повышенным расходом топлива, причинами чего, как правило, служат неисправности обоих регуляторов (центробежного и вакуумного) или поломка свечей.

Ремонт систем зажигания двигателя | VSTO
Основной особенностью системы зажигания указанного типа является прохождение небольшого тока управления транзистором по контактам прерывателя, но с появлением электроники необходимость в применении таких контактов отпала, а их место занял бесконтактный датчик. Преимущество данного прибора в том, что он не подвергается механическим износам и не нуждается в постоянных регулировках.

  • Проблемы в электронной системе зажигания (так же, как и в бесконтактном варианте таких систем), в первую очередь, сказываются на работе мотора: появляются трудности при запуске и неустойчивость в работе на холостых оборотах. Тут причинами могут быть:
  • — пробой (обрыв) высоковольтных проводов;
  • — неполадки в электронном блоке управления;
  • — неисправности свечей зажигания или катушки;
  • — проблемы в работе входных датчиков, которые отвечают за частоту вращения коленвала;
  • — рабочие сбои в функционировании датчика Холла.
  • Снижение мощности силового агрегата и повышение расхода бензина чаще всего обусловлено неполадками в электронном блоке управления или его датчиках, либо проблемами со свечами зажигания.

Ремонт систем зажигания двигателя | VSTO
Все указанные проблемы – вполне решаемы, причем не только способом замены, но также и путем восстановления или регулировки отдельных составляющих частей системы. Однако помните! Не стоит все списывать на неполадки в системе зажигания, так как многие признаки могут свидетельствовать и о проблемах других систем. Так, к примеру, прежде чем переходить к поиску проблем в системе зажигания, проверьте работоспособность системы подачи топлива, ведь если топливо не будет поступать в карбюратор, то двигатель точно не сможет начать свою работу. Более того, проблемы с автомобильным мотором могут быть следствием неплотного соединения шланга усилителя с клапаном или впускной трубой, а также результатом неисправности вакуумного усилителя тормозов.

3. Диагностика и устранение неисправностей

Наиболее важными составляющими частями современной системы зажигания являются свечи и распределитель, так как именно от их состояния зависит работоспособность силового агрегата.

Чтобы продлить «жизнь» указанной системе, специалисты рекомендуют через каждые 10 000 километров пробега снимать крышку распределителя и при помощи смоченной в бензине тряпки очищать ее от грязи и следов масла, а спустя 20 000 – еще и смазывать распредвал несколькими каплями масла (достаточно снять крышку и просто капнуть на него смазочной жидкостью).

Также следует регулярно проверять состояние свечей, и если на них образовалось большое количество нагара, детали нужно замочить в бензине, после чего счистить грязь металлической щеткой.

Кроме того, облегчить задачу запуска мотора может замена свечей зажигания.

Специалисты рекомендуют проводить замену хотя бы раз в каждые 30 000 километров пробега автомобиля, а также зимой (при низких температурах «свежие» свечи зажигания обеспечивают быстрый запуск мотора).

Если старые свечи на машине еще не сильно износились, не надо их выбрасывать, ведь когда на улице потеплеет, они могут пригодиться.

Ремонт систем зажигания двигателя | VSTO
Конечно, одной профилактикой обойтись не получится, и время от времени все же придется проводить полноценный ремонт системы зажигания. На новых транспортных средствах, где такая система не отличается особой простотой конструкции, лучше доверить работу специалистам, однако владельцы автомобилей с более старым вариантом зажигания вполне могут справиться с появившейся проблемой своими силами. Давайте рассмотрим несколько вариантов неполадок таких систем и способы их устранения.

Если зажигание включено, но запустить двигатель не получается, то попробуйте выключить зажигание и, подождав примерно полминуты, постарайтесь снова завести мотор (причем стартер не должен работать больше 10-15 секунд). Если три таких попытки окажутся безрезультатными – проверьте свечи и правильность установки момента зажигания. Если проблему так и не удастся обнаружить, придется проверять всю систему.

Возможно, неисправность связана с поломкой крышки распределителя (нужно снять ее и хорошенько рассмотреть с двух сторон), загрязнениями гнезд высоковольтных проводов или сильным износом скользящего графитового уголька.

В первом случае, если Ваши подозрения подтвердились, и крышка оказалась покрыта трещинами или следами нагара, лучше всего ее заменить, так как часто изоляция тоже повреждена.

Гнезда проводов и сами провода следует прочистить наждачной бумагой, а изношенный графитовый уголек – заменить на новый.

Обратите внимание! Все провода подкапотного пространства должны быть надежно зафиксированы, так как при взаимодействии с соседними деталями их изоляция может быстро стереться.

Кроме того, нельзя исключать и возможность химических повреждений: попадание на проводку капель горячей воды, топлива, электролита или моторного масла. Любое такое повреждение – верный путь к короткому замыканию в электроцепи машины.

Если при диагностике Вы заметили, что изоляция проводки влажная, или на ней заметны следы масла, не поленитесь ее вытереть, ведь, возможно, именно это и есть причиной плохого старта мотора.

Ремонт систем зажигания двигателя | VSTO
Обнаружив на проводах повреждения (царапины, трещины и т.д.), такие места нужно тщательно перемотать изолентой и в ближайшее время постараться заменить проводку.
Катушка зажигания проверяется с помощью специального прибора – омметра. Если сопротивление окажется ниже установленной нормы, указанной в руководстве пользователя, то катушку тоже придется менять. Только помните! В системе зажигания бесконтактного типа нельзя использовать деталь, предназначенную для контактной системы, так как это может вывести из строя электронный датчик.

При неисправности в замке зажигания, разбирать его и пытаться самостоятельно ремонтировать крайне нежелательно, лучше всего просто проверить состояние контакта на клеммах на предмет окисления. При необходимости их можно почистить.

Не стоит сбрасывать со счетов и коммутатор, так как поломка этого элемента блокирует подачу импульсов тока на катушку зажигания, вызывая неполадки в ней. Проверить его исправность можно с помощью переносной лампы: вначале от катушки отключают идущий от клеммы коммутатора провод, а затем соединяют наконечник провода с проводом переноски.

Второй провод лампы подсоединяется к клемме катушки. Выполнив указанные действия, включите зажигание и попробуйте завести машину с помощью стартера, пару раз провернув коленвал. Если переноска «не моргает», значит, проблема действительно в коммутаторе, и его необходимо заменить.

Неисправная деталь часто становится причиной потери мощности и нестабильной работы силового агрегата, вызывая повышенный расход топлива.

Если же все провода подкапотного пространства находятся в исправном состоянии, но импульсы на коммутатор все равно не поступают, вполне возможно, что неисправность кроется в бесконтактном датчике, конечно, при условии использования именно такой системы зажигания.

Проверку его работоспособности осуществляют с помощью вольтметра: необходимо выключить зажигание и, медленно проворачивая коленвал, наблюдать за показаниями прибора.

При исправном датчике показания должны резко меняться (от 0,4-3 В), если этого не происходит – устройство неисправно и его нужно заменить.

Ремонт систем зажигания двигателя | VSTO
Работоспособность свечи зажигания контактной системы можно проверить методом «искры». Для этого с проверяемой свечи снимают высоковольтный провод и делают зазор (примерно 6 мм) между его наконечником и «массой». Затем с помощью стартера или специальной рукоятки (тут нужен будет помощник) проворачивают коленвал и смотрят на зазор. Если в процессе вращения коленчатого вала там появляется искра – значит, система работает нормально, и нужно лишь заменить или почистить свечи зажигания и отрегулировать зазоры между боковым и центральным электродами.

С помощью данного метода можно проверить и исправность крышки распределителя. Все, что требуется – это достать из гнезда крышки центральный провод, тем самым убрав распределитель из электроцепи высоковольтного напряжения.

Затем, как и в предыдущем случае, между наконечником высоковольтного провода и «массой» необходимо сделать зазор. Если в результате вращения коленчатого вала в зазоре появится мощная искра – высоковольтная цепь в порядке, но работоспособность крышки распределителя вызывает некоторые сомнения.

Правда, в некоторых ситуациях неисправность может скрываться не в крышке распределителя, а в роторе. Если это и правда так, то его придется заменить.

Иногда в роторе перегорает резистор, что может произойти даже в процессе движения автомобиля.

В таком случае, для того чтобы временно устранить неисправность, нужно найти небольшой кусочек алюминиевой или медной проволоки и поместить его в качестве перемычки между центральным и боковым контактами ротора.

Правда, надо сказать, что до замены резистора такой способ решения проблемы вызовет повышенные радиопомехи, как в самом автомобиле, так и в непосредственной близости от него.

Ремонт систем зажигания двигателя | VSTO
Также обратите внимание на то, что немаловажным фактором, влияющим на топливную экономичность езды, есть исправная работа контактов прерывателя, и если какой-то из них не работает должным образом, то это, в свою очередь, вызывает проблемы в работе одного из цилиндров, причиной чего является отсутствие искры. Проверяя состояние контактов, обращайте внимание на то, чтобы они плотно прилегали друг к другу и не были сильно загрязненными, ведь любой налет – будь то ржавчина, грязь или нагар – существенно уменьшает площадь соприкосновения и в конечном итоге приводит к полной потере контакта.

В случае необходимости следует зачистить контакты. Сделать это можно плоским надфилем или каким-нибудь другим, похожим инструментом. Также, не лишним будет протереть их тряпкой, смоченной в бензине, а затем насухо вытереть сухой.

После того, как все контакты будут очищены, нужно повернуть коленвал мотора в то положение, при котором они замкнутся, только не забудьте удостовериться, что их поверхности максимально соприкасаются.

Если какой-то из контактов немного отошел, следует должным образом подогнуть стойку неподвижного контакта.

Диагностика неисправностей, возникающих в системе зажигания двигателя

Ремонт систем зажигания двигателя | VSTO

Диагностика системы зажигания автомобиля позволяет выявить неисправности, определить, какие детали нуждаются в ремонте, замене или профилактике.

Основные проблемы в системе зажигания

Начиная с середины прошлого столетия, система зажигания (СЗ) постоянно совершенствовалась, и если в семидесятых годах 20-го века в основном была распространена схема с контактными трамблерами, то в 80-х годах уже использовалась бесконтактная система с коммутатором для лучшего искрообразования на свечах. На рубеже тысячелетий в основном стали применяться СЗ с полным электронным управлением, и они используются в автомобилях с бензиновыми двигателями и по сегодняшний день.

Если в системе зажигания происходят различные сбои, в двигателе возникают различные проблемы:

  • мотор начинает троить – не работает один или несколько цилиндров;
  • ДВС не запускается (пропадает искра на свечах зажигания);
  • появляются хлопки во впускном коллекторе или в трубе глушителя;
  • движок начинает детонировать, «стучат поршневые пальцы»;
  • повышается расход топлива, а из трубы глушителя идет черный дым;
  • двигатель перегревается.

Причиной неисправности могут быть любые детали и узлы СЗ:

  • искровые свечи;
  • катушка или модуль зажигания;
  • высоковольтные провода или наконечники;
  • прерыватель-распределитель (в системах с трамблером);
  • коммутатор (если он устанавливается в системе);
  • замок зажигания;
  • электропроводка;
  • различные датчики или сам блок управления (в электронных системах).

Приборы для диагностики

Чтобы определить неисправность в системе зажигания, применяется различного рода диагностика, причем, проверить исправность деталей СЗ можно различными приборами, также можно продиагностировать двигатель и вручную, например, по свечам.

Компьютерная диагностика используется для проверки работоспособности электронных систем управления двигателем (ЭСУД) – с помощью подключения к диагностическому разъему ДВС сканера или компьютерного устройства (ноутбука, стационарного компьютера) выявляются ошибки датчиков, топливных форсунок, проверяются общие параметры.

Ремонт систем зажигания двигателя | VSTO

Диагностика по свечам зажигания

Диагностику по свечам проводят в том случае, если требуется выяснить, какой из цилиндров в двигателе не работает. На ЭСУД отключение производится с помощью диагностического прибора, например, на сканере – диагностический стенд отключает подачу питания на цилиндр. При исправной свече характер работы двигателя меняется – он замедляет обороты, начинает работать еще более неустойчиво.

На простом карбюраторном движке исправность свечей проверяют выдергиванием свечных наконечников, и здесь принцип определения работоспособности цилиндра такой же, как и при компьютерной диагностике – если характер работы двигателя не меняется, следует искать неисправность именно в этом цилиндре.

Причин нестабильной работы ДВС может быть много, и далеко не всегда в подтраивании движка виноваты могут быть свечи. Чтобы проверить свечи зажигания, их выкручивают из головки блока цилиндров и в первую очередь осматривают. На исправной свече:

  • зазор между электродами равен 0,7-1,0 мм, сами электроды не подгорелые, достаточной толщины;
  • нет черного нагара, сколов изолятора вокруг центрального электрода;
  • на наружном изоляторе нет трещин, следов прогара.

Ремонт систем зажигания двигателя | VSTO

Диагностика катушек зажигания

Катушки зажигания (КЗ) на автомобилях из строя выходят достаточно часто, из-за неисправности этих деталей мотор может совсем не запускаться или троить и не набирать обороты. Сразу следует отметить, что КЗ могут быть разными по конструкции – на более старых моделях шла одна круглая катушка цилиндрического типа, на современных ДВС устанавливаются:

  • сдвоенные (по две КЗ) или монолитные модули с высоковольтными проводами и наконечниками;
  • катушки для каждого цилиндра – такие модули зажигания устанавливаются непосредственно на свечи, и у них нет в/в проводов и наконечников.

Проверяются КЗ различными способами:

  • внешним осмотром;
  • омметром;
  • осциллографом.

Часто катушки выходят из строя из-за перегрева, и на более старых моторах (например, ВАЗ «Классика») в результате обрыва или замыкания витков обмотки двигатель перестает запускаться, так как КЗ устанавливается на этих движках одна. На более новых авто при неисправной обмотке перестают работать только один или два цилиндра, и движок начинает троить.

Осматривать катушку следует очень внимательно – на токоизоляционных ее частях не должно быть следов прогара, а также присутствовать трещины. Если наружные дефекты обнаруживаются, деталь подлежит обязательной замене – в любом случае она уже долго не прослужит.

Проверить целостность обмоток КЗ можно с помощью омметра:

  • на первичной обмотке прибор должен показывать в пределах одного Ома;
  • на вторичной обмотке сопротивление колеблется в пределах от 5 до 20 КилоОм.

Ремонт систем зажигания двигателя | VSTO

Диагностика трамблера

На многих системах зажигания более старых автомобилей устанавливался трамблер, и он часто являлся причиной сбоев в работе двигателя.

В контактных прерывателях-распределителях нередко подгорают элементы контактной группы, и по этой причине мотор может трудно запускаться или не заводиться вовсе.

В бесконтактных трамблерах может выйти из строя датчик Холла, но это не является характерной «болезнью» распределителей – ломаются датчики не так часто.

Наиболее распространенные неисправности трамблеров:

  • перегорание резистора на бегунке;
  • появление трещин и прогар в крышке трамблера;
  • обрыв проводков датчика Холла (часто такое отмечается в распределителях ВАЗ 2108-09, ГАЗ 31029-3110 с двигателем ЗМЗ 402);
  • износ подшипников вала.

Ремонт систем зажигания двигателя | VSTO

Диагностика ЭСУД

Исправность электронной системы управления двигателем проверяется при помощи специального сканера или компьютера, в приборах диагностики зажигания устанавливаются программы, причем, для каждой модели двигателя используется свое программное обеспечение.

В электронной системе присутствуют различные датчики, и они могут выходить из строя.

Если в ЭСУД появляются неисправности, они фиксируются электроникой, а о наличии ошибки сигнализирует лампа диагностики Check Engine на щитке приборов в салоне машины.

Каждой ошибке присваивается свой код, например, для автомобилей ВАЗ пропуск зажигания четвертого цилиндра обозначается кодом Р0304. Неисправным в системе может быть любой из датчиков:

  • положения дроссельной заслонки (ДПДЗ);
  • детонации (ДД);
  • положения распредвала (ДПРВ);
  • положения коленвала (ДПКВ);
  • расхода воздуха (ДМРВ) или абсолютного давления (ДАД), разные датчики устанавливаются в зависимости от типа ЭСУД;
  • температуры (ДТОЖ);
  • окружающего воздуха (ДТОВ).

Ремонт систем зажигания двигателя | VSTO

Неисправности высоковольтных проводов

В/в провода со временем теряют свои изоляционные свойства, также внутри проводов может произойти обрыв токопроводящего элемента.

Но чаще всего провода начинают пробивать на массу – изоляция не выдерживает высокого напряжения.

Диагностировать высоковольтные провода хорошо в темноте – когда темно, хорошо видно, где пробивается наружу искра. Если идет пробой искры, мотор троит и не развивает нужных оборотов.

Неисправности коммутатора зажигания

В бесконтактных системах зажигания с трамблером устанавливается коммутатор, он предназначен обеспечивать бесперебойное искрообразование на свечах, также служит для образования стабильной искры на всех оборотах двигателя, в том числе и холостых. В случае отказа коммутируемого устройства мотор начинает плохо запускаться, а во многих случаях совсем не заводится.

Основной признак неисправного коммутатора – его сильный нагрев, определить перегрев можно, прикоснувшись рукой к корпусу устройства. Как правило, вместе с коммутатором также сильно нагревается и катушка.

Часто эти детали нагреваются и выходят из строя на старых автомобилях «Газель» и «Волга» ГАЗ 31029-3110 с двигателем ЗМЗ 402.

Причина столь частых поломок – низкое качество запчастей, поставляемых различными производителями.

Диагностика основных элементов системы зажигания автомобиля

Диагностика системы зажигания представляет собой проверку на функционирование пусковых элементов двигателя и их общего состояния. В рамках работ по ликвидации любой неисправности необходимо проверить свечи, крепления и контакты, а также наличие на них нагара.

В зависимости от цвета свечей можно сказать работоспособные они или нет. Если цвет серый или светло-коричневый, то все в порядке, если черный с признаками изношенности, то элементы необходимо заменить.

Причиной того, что не выключается зажигание может послужить как некачественное топливо, так и несоответствие двигателя и используемых моделей свеч.

В ходе диагностики в обязательном порядке проверяется работоспособность катушки системы зажигания. Анализ ее работы проводится с использованием омметра на основе измерения уровня сопротивления.

Если при включении зажигания обнаруживаются проблемы и пропуски, связанные с отсутствием искры или нагревом катушки, то это говорит о том, что происходят пропуски.

В таком случае необходима тщательная диагностика двигателя для выяснения основных причин неисправности.

Катушка может выйти из строя по следующим причинам:

  • некачественные свечи;
  • их несоответствие двигателю;
  • продолжительное время работы зажигания при неработающем двигателе.

Ремонт систем зажигания двигателя | VSTOИзнос свечей зажигания и факторы, влияющие на него

Основные причины неисправности зажигания

На современных автомобилях установлены различные системы зажигания, основными из которых являются:

  • Электронная;
  • Контактная;
  • Бесконтактная.

В процессе эксплуатации не включается зажигание и возникают многочисленные проблемы аккумулятора и пропуски после выключения двигателя. Следует выделить следующие основные причины неисправностей:

  • проблемы в работе свечей зажигания;
  • неисправности в идентификации проблемы лампой «чек»;
  • поломка или критический износ катушки;
  • неисправности в контактных соединениях высоковольтных и низковольтных цепей, включая полный обрыв проводов, в результате чего не выключается зажигание;
  • поломка или износ электронного блока управления, которая присуща электронным системам зажигания;
  • проблемы с входным датчиком;
  • постоянные пропуски в режиме работы аккумулятора;
  • дефекты транзисторного коммутатора или крышки датчика распределителя;
  • проблемы в вакуумном или центробежном регуляторе опережения, присущего бесконтактным системам зажигания из-за чего не выключается зажигание.

Сторонние причины неисправностей

При включении зажигания могут быть выявлены следующие проблемы, не связанные напрямую с дефектами самой системы:

  • нарушение элементарных правил эксплуатации;
  • использование некачественного топлива из-за чего машина глохнет;
  • непостоянство обслуживания;
  • неквалифицированная диагностика;
  • не горит лампа «чек», показывая некорректные данные;
  • установка неправильных конструктивных элементов, включая свечи, высоковольтные провода и т.д.;
  • механические повреждения в результате воздействия внешних факторов;
  • воздействие неблагоприятных погодных условий.

Пропуски системы при включении зажигания, после чего глохнет двигатель, возникают в большинстве случаев из-за неисправности или несовместимости свечей. Благодаря тому, что потребитель может в открытом доступе приобрести новые элементы, данная проблема устраняется довольно легко и быстро и не доставляет значительных проблем.

Важно: для автолюбителей крайне позитивным является факт того, что большинство неисправностей ушло в прошлое вместе с контактной системой зажигания, что обуславливалось низким качеством обслуживания. Поэтому, при покупке старого автомобиля на это стоит обращать особое внимание.

К тому же, некоторые проблемы могут быть диагностированы благодаря внешним признакам, очень похожим на проблемы топливных систем или дефекты впрыска. Именно поэтому необходимо проводить диагностику выключения данных элементов в совокупности, если не включается или не выключается зажигание.

Внешние признаки и неисправности бесконтактной и электронной систем зажигания

Ремонт систем зажигания двигателя | VSTOФункциональная схема бесконтактной системы зажигания

Общие признаки неисправности любой системы могут заключаться в неполадках в аккумуляторе, в результате чего не срабатывает двигатель. Также они характеризуются следующими факторами:

  • затруднение при запуске, после чего глохнет двигатель;
  • неустойчивость функционирования аккумулятора и двигателя на холостом ходу;
  • низкая мощность мотора;
  • высокий уровень расхода топлива;
  • срабатывание специального индикатора или лампочки.

В случае с бесконтактной системы, если не включается, или не выключается зажигание могут быть обнаружены пропуски из-за того, что неправильно срабатывает аккумулятор и целый ряд характерных признаков. Основным из них является случай, когда двигатель глохнет сразу после запуска.

Обрыв высоковольтных проводов, неисправность катушки зажигания или свечей, а также пробои в крышке распределительного датчика и повышенный расход топлива обуславливаются многочисленными дефектами в центробежном регуляторе опережения зажигания.

Также причина пропуска может крыться в неисправность регулятора вакуумного типа, в зависимости от характера автомобиля.

Внешние признаки неполадок в электронной системе зажигания практически идентичны проблемам, характерным бесконтактным системам. Однако, в этом случае дефекты связаны с поломками в свечах, входном датчике, который не горит, и электронном блоке управления.

Показатели лампы «чек» при неисправностях

Если не включается зажигание, то дать об этом знать сможет специальная лампа «чек». Но иногда даже этот индикатор не может показать неисправность.

Например, замок зажигания может быть включен, но чек не горит при тесте. Это говорит о том, что сигнал с ЭБУ не приходит на датчики модуля зажигания и бензонасоса.

Лампочка «чек» хотя и горит, но и дальше не будет показывать корректный сигнал. Причина этого может крыться в следующем:

  • окисление клемм и тонкие провода на ЭБУ;
  • проблема в иммобилайзере;
  • неполадки в главном реле, не решаемые обычной перестановкой;
  • некорректное подключение «чек»-лампочки – не горит;
  • проблема в прошивке электроники;
  • поломка всей электронной системы автомобиля, из-за чего она моментально глохнет.

В случае с лампой «чек» предсказать причину проблемы сразу невозможно. Даже, если в автомобиль встроена система автоматической диагностики, понять, почему при включении зажигания индикатор горит, но ведет себя независимо от реального положения дел нельзя. Велика вероятность, что проблема может крыться в датчике кислорода.

Данный индикатор является одной из основных частей системы обработки выхлопа. Он отвечает за контроль количества несгоревшего кислорода в камере сгорания двигателя. Неисправность датчика может привести к неисправности компьютера, который будет предоставлять водителю некорректные данные, в том числе и о показателе лампы «чек».

Результатом станет увеличение расхода топлива и сокращение показателей мощности двигателя.

Выявить проблему, которая также напрямую связана с тем, что не включается зажигание и с индикацией лампы «чек», можно с помощью портативного сканера ошибок, который в автоматическом режиме проверит все датчики и укажет на требующий замены элемент.

Специальное оборудование для диагностики

Ремонт систем зажигания двигателя | VSTO

В случаях, когда не включается или, наоборот, не выключается зажигание для выявления неисправности используется специальное оборудование – мультиметр или мотортестер. Прибор позволяет проверить работу, выявить симптомы проблемы, а также параметры зажигания, к которым относятся:

  • сила искры;
  • общее время горения;
  • пробивное напряжение.

Каждый из параметров отображается на приборе в формате осцилограммы. Если в одном из компонентов систем автомобиля есть неполадки, то при включении зажигания на приборе будут отображены все симптомы, влияющие на корректную работу двигателя.

Важно учитывать, что неисправности. Которые можно выявить мотортестером могут быть спорадическими, проявляющимися на определенном этапе работы мотора, либо постоянными.

Результаты осцилограммы позволяют с высокой точностью выявить, почему глохнет двигатель и подсказать автолюбителю пути решения проблемы.

Диагностика модуля зажигания

Ремонт систем зажигания двигателя | VSTO

Проверка модуля зажигания начинается с анализа проводной колодки с контактами, поступающими к нему. Для этого необходимо отсоединить колодку, взять тестер и присоединить один из его щупов на контакт А, а другой на массу двигателя. После включения зажигания требуется посмотреть на показания, выдаваемые прибором – нормальное напряжение варьируется в районе 12 В. При его полном отсутствии проверяется предохранитель, который имеет непосредственный контакт с модулем зажигания.

В рамках следующего шага подсоединяется контрольная лампочка на 12В к контактам А и В. После запуска стартера лампа, в идеальном случае, срабатывает. Если мигание не происходит, то это говорит о факте разрыва цепи на контакте А.

Существует целый ряд способов, позволяющих осуществить проверку модуля зажигания, если не включается зажигание:

  1. Замена старого модуля на новый, рабочий, является самым простым способом проверки. Необходимо всего лишь взять элемент с донорской машины и подсоединить. Несмотря на простоту исполнения способ имеет один существенный недостаток – модуль зажигания подойдет далеко не от любого автомобиля.
  2. Если глохнет двигатель после выключения, то можно проверить модуль путем его шевеления. Наличие плохого контакта определяется после соотношения воздействия на модуль к работе двигателя. Данная неисправность не критичная, а индикатор «чек» сразу даст знать о проблеме и загорится.
  3. Проверка с помощью тестера. В режиме омметра при включении зажигания определяется показатель сопротивления на парных выводах. В идеальном случае, после измерения, сопротивление должно быть одинаковым на всех контактах в пределах 5,5 кОм.

Проверка классической системы

Классическая система работает по принципу генерации высокого напряжения для каждого установленного в автомобиле цилиндра. Искра от катушки распределяется к свечам через трамблер, который соединяет катушку со свечей друг за другом, в определенном порядке. Зачастую катушка и трамблер располагаются отдельно и соединяются ВВ – проводом, который называется центральным.

Ремонт систем зажигания двигателя | VSTOОпределение неисправности по осциллограммам

В конструкцию классической системы входят:

  • колпачки свеч;
  • трамблер;
  • провода с высоким вольтажом;
  • катушка;
  • центральный провод.

Если не включается или не выключается зажигание в классической системе диагностика автомобиля осуществляется при помощи емкостного датчика. Он устанавливается на центральный провод на максимально близкое расстояние к катушке для получения наиболее точных показателей проверки.

Важно: Классическая система включает в себя два промежутка искры. Один из которых расположен в свече, а другой в трамблере. Данные зазоры, совместно с проводами, образуют так называемый делитель напряжения.

Емкостный датчик позволяет с высокой точностью определить почему глохнет двигатель или не выключается зажигание автомобиля после выключения путем анализа показателя напряжения на делителе.

Из-за того, что делители склонны к изменениям из-за колебаний параметров горения искры и промежутка в трамблере, осциллограмма неправильно срабатывает и получается не соответствующей действительным процессам, происходящим в катушке и показывает неправильные данные.

Системы зажигания автомобиля диагностика и устранение неисправностей

Ремонт систем зажигания двигателя | VSTO

  • Основные неисправности катушек зажигания: повреждение изоляции первичной и вторичной обмоток (межвитковое замыкание), обрыв обмоток в местах соединения, нарушение контакта или обрыв добавочного резистора, электрический пробой через изоляцию в начальных витках вторичной обмотки.
  • Указанные неисправности можно обнаружить при проверке сопротивления первичной и вторичной обмоток.
  • Катушку зажигания с поврежденной изоляцией и нарушенным контактом необходимо заменить.
  • Неисправный добавочный резистор катушки зажигания нужно отремонтировать или заменить.
  • Основные неисправности прерывателя-распределителя: замасливание или обгорание контактов прерывателя, недостаточный или очень большой зазор между контактами прерывателя, повреждение конденсатора (пробой или потеря контакта обкладки с выводами), загрязнение ротора и крышки, трещины в крышке, ослабление натяжения пружины рычажка, износ втулок валика, износ подушечек или втулки (оси) рычажка прерывателя, выработка участка дорожки качения шариков в подшипнике, заедание грузиков центробежного регулятора, ослабление пружин центробежного регулятора, выход из строя мембраны вакуумного регулятора, износ кулачка прерывателя, износ осей и отверстий грузиков центробежного регулятора.

Для обнаружения указанных неисправностей прерыватель-распределитель следует снять с двигателя, проверить на стенде, в случае необходимости разобрать. Обнаруженные неисправности нужно устранить, как указано ниже.

Основные неисправности свечей зажигания — недостаточная герметичность по корпусу и центробежному электроду, износ центрального и бокового электродов, разрушение теплового конуса изолятора, нагар на свече. Неисправную свечу снять с двигателя, очистить от грязи и нагара, осмотреть состояние поверхности изолятора, отрегулировать зазор и проверить на установке для испытания свечей.

Техническое обслуживание прерывателя-распределителя

Прерыватель-распределитель надо периодически смазывать, следует проверять и регулировать зазор между контактами прерывателя в соответствии с указаниями, данными в инструкциях, следить за состоянием и чистотой деталей.

При обслуживании прерывателя-распределителя необходимо проверить надежность его крепления. Слабо закрепленный прерыватель-распределитель (может быть повернут усилием руки) следует надежно закрепить. Если отвертывались гайки октан-корректора, надо их затянуть, предварительно проверив правильность установки зажигания.

Периодически необходимо снимать с прерывателя-распределителя крышку и тщательно обтирать ее снаружи и изнутри тканью, смоченной в чистом бензине.

При этом нужно внимательно проверить, не имеют ли крышка и ротор трещин, следов пробоя искрой, а электроды крышки и токоразносная пластина ротора — значительной обгорания или коррозии.

Обгорание торцовой поверхности токоразносной пластины ротора и торцовой поверхности электродов крышки указывает на чрезмерно большой радиальный зазор между токоразносной пластиной и электродами. Крышку или ротор надо сменить.

Если крышка или ротор не имеют следов повреждения, следует тщательно зачистить мелкой шкуркой обгоревшие места электродов крышки и пластины ротора и протереть их тканью, слегка смоченной в чистом бензине. Зачищать указанные места напильником нельзя, так как это приведет к увеличению зазоров между токоразносной пластиной ротора и электродами крышки и к перебоям в зажигании.

Провода высокого напряжения должны быть плотно вставлены в гнезда крышки.

Обгорание и коррозия на внутренней поверхности электрода (в гнезде крышки) свидетельствуют о том, что провод не доходит до электрода или плохо удерживается в гнезде наконечником, В этом случае нужно зачистить наконечник, затем плотно и до от» каза вставить его в гнездо. Если провод слабо держится в гнезде необходимо предварительно несколько развести лепестки наконечника.

Возникновение дополнительного искрового промежутка в цепи высокого напряжения в результате неплотной установки проводов высокого напряжения в гнездах крышки может привести к выгоранию пластмассы крышки, к выходу из строя катушки зажигания, а также к нарушению нормальной работы двигателя.

При смазывании кулачка и оси прерывателя следует соблюдать осторожность, чтобы масло не попало на контакты прерывателя. Если масло или грязь попали на прерыватель, нужно обязательно протереть контакты замшей, смоченной в чистом бензине.

Обгоревшие контакты необходимо тщательно зачистить, пользуясь специальной абразивной пластиной или плоским бархатным надфилем. Применять для этой цели шлифовальную шкурку нельзя, так как на контактах остаются абразивные частицы.

При зачистке контактов следует удалить бугорок на одном из них и несколько сгладить поверхность другого, на котором образуется углубление (кратер). Это углубление не рекомендуется устранять полностью.

Инструмент для зачистки контактов не должен употребляться для обработки других металлов и не должен быть замасленным или грязным.

Чтобы поверхности контактов были строго параллельны, при зачистке рекомендуется нажимать пальцем на рычажок. Для удобства зачистки лучше контакты снять.

После зачистки контактов нужно обдуть панель прерывателя воздухом, чтобы удалить пыль, протереть контакты замшей, слегка смоченной в чистом бензине, и установить требуемый зазор между контактами.

Контакты прерывателя, поверхность которых имеет сероватый цвет, незначительные неровности, чистить не надо. Чтобы проверить, не заедает ли рычажок на оси, следует отжать рычажок пальцем и затем отпустить его. Отпущенный рычажок под действием пружины должен со щелчком быстро возвращаться в исходное положение.

Если рычажок в исходное положение возвращается медленно, то следует проверить натяжение пружины рычажка прерывателя динамометром. Прилагать силу к динамометру надо в направлении оси контактов (перпендикулярно к их поверхностям). Показание динамометра следует замерить в момент начала размыкания контактов.

Натяжение пружины должно находиться в пределах, указанных в заводской инструкции для данного типа прерывателя-распределителя.

Проверять характеристики центробежного и вакуумного регулятора-распределителя следует на специальном стенде. При отсутствии стенда надо проверить, не заедает ли центробежный регулятор. Наиболее просто это можно сделать, проверив, если его повернуть рукой относительно валика, а затем отпустить.

Периодически в случае необходимости следует поворачивать наружное кольцо шарикоподшипника для перемещения выработанного участка дорожки качения шариков. Для этого необходимо снять распределитель с автомобиля и выполнить следующие операции.

  1. Снять вакуумный регулятор с распределителя; для сохранения регулировки вакуумного регулятора предварительно нужно отметить рисками его положение на корпусе (до отвертывания винтов надо сделать одну против другой две риски: на кронштейне вакуумного регулятора, на корпусе распределителя).
  2. Снять панель прерывателя.
  3. Путем проворота колец шарикоподшипника проверить, нет ли местного износа из-за того, что во время работы распределителя внутреннее кольцо совершает колебательное движение. В случае такого износа, который обнаруживается торможением колец в месте износа при повороте или по их качанию, необходимо проворачивать наружное кольцо шарикоподшипника до устранения торможения или качания. Затем следует заложить в шарикоподшипник смазочный материал.
  4. Собрать распределитель, проверить его на стенде и в случае необходимости отрегулировать.

При проверке аппаратов системы зажигания можно руководствоваться их параметрами, указанными в таблицах технических характеристик, в случае отсутствия нужных параметров, необходимо обратиться к инструкциям на автомобиль данной марки.

Возможные неисправности системы зажигания при работе двигателя, их причины и способы устранения

Причины неисправностиСпособ устранения неисправнсти
Двигатель не пускается из-за отсутствия искрообразования
Пробой конденсатораЗамкнуть полностью контакты прерывателя, включить зажигание и разомкнуть контакты рукой. При сильном искрении между контактами, указывающем на неисправность конденсатора, его необходимо заменить.
Зависание контактного уголька или выход из строя помехоподавительного резистора, встроенного в контактный уголек крышки распределителя.Устранить дефект или заменить уголек и пружину
Замыкание рычажка прерывателя на корпус распределителя.Заменить рычажок прерывателя.
Замаслены или обгорели контакты прерывателя.Протереть и зачистить контакты.
Перебои в работе двигателя
Недостаточный зазор между контактами прерывателя.Отрегулировать зазор.
Загрязнение бегунка и крышки распределителя, появление в них трещин, приводящих к большей утечке тока высокого напряжения, подгоранию гнезд в крышке.Протереть бегунок и крышку. При наличии трещин или подгорания гнезд надо заменить неисправный бегунок или крышку.
Подгорание контактов прерывателя.Зачистить контакты.
Большой износ втулок валика, неравномерный износ кулачка распределителя, сильный износ оси подвижного контакта.Разобрать распределитель, заменить изношенные детали, собрать и отрегулировать распределитель.
Ослабление пружины рычажка прерывателя.Проверить усилие прижатия контактов прерывателя и, если оно ниже необходимого, заменить пружину.
Двигатель не развивает полной мощности
Неправильно установлено зажигание.Проверить правильность установки зажигания.
Неисправность центробежного регулятора опережения зажигания (заедание грузиков).Разобрать распределитель и устранить неисправность.
Неисправность вакуумного регулятора опережения зажигания.Проверить состояние трубки вакуумного регулятора и в случае повреждений заменить трубку. При отсутствии повреждений проверить вакуумный регулятор на стенде и при необходимости заменить.

Неисправности системы зажигания

Система зажигания Лада Веста управляется контроллером, регулирующим момент подачи импульса на свечи. Контроллер получает информацию с датчика положения коленчатого вала. Каждая свеча имеет отдельную катушку, преобразующую низкое напряжение в высокое для создания искры. Пуск тока в цепь производится посредством реле, которое включается поворотом ключа запуска двигателя.

ЭСУД считывает информацию с датчика детонации и определяет оптимальный угол опережения индивидуально для каждого цилиндра. Это позволяет выстроить оптимальный режим работы узла, и тем самым избежать выхода из строя прочих деталей двигателя.

В прошлом основные неисправности контактной системы зажигания выявлялись «на глаз». Что касается современных автомобилей, то основные неисправности бесконтактной системы зажигания выявляются, как правило, при помощи компьютера, подключенного к диагностическому разъёму.

Внешние признаки выхода из строя зажигания Лада Веста

Возможные неисправности системы зажигания имеют ряд признаков. Важно понимать, что любой из них может также являться причиной выхода из строя других деталей автомобиля.

Поскольку большинство элементов не являются механическими узлами, самыми точным признаками неисправности системы зажигания инжекторного двигателя будут данные с диагностического разъёма и генерируемые ЭСУД коды ошибок.

Если у вас нет возможности считать эти коды, то обратите внимание на следующие симптомы:

  • Падение мощности двигателя
  • Сложный запуск двигателя (особенно в холодную погоду)
  • Двигатель «троит», работает не ровно
  • Загорается лампа Check Engine на приборной панели
  • Повышенная дымность и запах бензина из выхлопной трубы

Чем быстрее вы разберётесь с причиной появления вышеуказанных симптомов, тем меньше будет последствий. Соответственно, затраты времени и финансов могут также значительно сократиться.

Основные причины неисправности системы зажигания и их причины

Поскольку система в большинстве своём состоит из электронных элементов, основной причиной поломок являются внешние факторы. Но, часто случается так, что на автомобиле установлены детали низкого качества, отказывающиеся работать и без внешнего влияния. Перечислим основные причины неисправности системы зажигания:

  • Несвоевременная замена свечей
  • Несвоевременная замена топливных фильтров
  • Низкое качество топлива
  • Окисление контактов реле, катушек, контроллера и других составляющих
  • Повреждение проводов
  • Попадание воды в подкапотное пространство
  • Неисправный генератор или «прикуривание» другого автомобиля
  • Механические повреждения деталей

Признаки неисправности системы зажигания инжекторного двигателя указывают на необходимость ремонта и замены отдельных элементов. Чтобы избежать подобной проблемы, старайтесь периодически проверять ваш двигатель, а также соблюдать все необходимые рекомендации.

Рекомендации по поддержанию зажигания в рабочем состоянии

Чтобы зажигание вашего автомобиля работало долго и безотказно, необходимо придерживаться ряда рекомендаций для поддержания в исправном состоянии каждого из устройств. Основные рекомендации:

  • Заправляйтесь только на проверенных АЗС. Плохое качество топлива может вывести из строя не только свечи, но и засорить топливные каналы, фильтры и топливный бак.
  • Производите замену свечей своевременно. Плохая искра имеет ряд негативных последствий.
  • Меняйте топливные фильтры до истечения их срока службы.
  • Регулярно проверяйте состояние разъёмов и клемм. Просушивайте их в случае попадания на них воды.
  • Не ездите по глубоким лужам и грязи – автомобиль не приспособлен для бездорожья.
  • Берегите генератор — при «прикуривании» других автомобилей, глушите двигатель перед пуском.

Если соблюдать все вышеперечисленные рекомендации, то вероятность выхода описываемого узла из строя значительно снизится.

Неисправности системы зажигания и методы их устранения

В этом разделе описываются такие моменты, как выявление неисправности и устранение.

Бесконтактной системы зажигания раньше не существовало, и ремонт производился по факту выявления внешних признаков.

Сейчас всё иначе – производится считывание ошибок, и неисправные детали просто заменяются. Исключением являются свечи зажигания – в некоторых случаях достаточно выполнить регулировку зазора.

Чтобы решить проблему, важно выявить неисправности системы зажигания. И их устранения – это задачи, которые зависят от того, какая именно деталь вышла из строя:

  • Свечи зажигания
  • Катушки зажигания
  • Контроллер
  • Реле (выключатель зажигания)
  • Главное реле
  • Датчик положения коленчатого вала
  • Датчик детонации
  • Генератор

Неисправности системы зажигания и их устранение – часто встречающаяся «головная боль», и для того чтобы выявить её причину, необходима максимально точная диагностика неисправностей системы зажигания.

Назначение системы зажигания в автомобиле, основные неисправности

Искровое зажигание подготовленной горючей смеси в цилиндрах является основой работы бензинового двигателя. Другие способы воспламенения тут не годятся из-за низкой антидетонационной способности лёгких нефтяных фракций. Надо инициировать горение строго в определённое время и очень надёжно. Для этого разработана и непрерывно совершенствуется система зажигания.

Ремонт систем зажигания двигателя | VSTO

Принцип работы

Двух- и четырёхтактные двигатели требуют воспламенения в конце такта сжатия заранее загруженной смеси паров бензина с воздухом. В определённой концентрации, за соблюдением которой строго следит система питания, смесь воспламеняется достаточно легко, кроме экстремальных случаев предельного режима или сверхбедного состава особо экономичных моторов.

Ремонт систем зажигания двигателя | VSTO

В любом случае, искра должна быть достаточно мощной. Для этого к искровому промежутку подводится очень высокое напряжение, составляющее десятки киловольт. При атмосферном давлении было бы достаточно и меньшего напряжения, но в конце такта сжатия при солидной компрессии двигателя с высоким КПД оно будет превышено на порядок и более.

Искровой разряд создаёт некоторое количество плазмы, то есть ионизированного газа со сверхвысокой температурой. Подобные условия и инициирует горение, после чего фронт пламени с большой скоростью распространяется по всему объёму камеры сгорания.

Высокое напряжение должно быть создано в точно заданный момент и иметь характеристики импульса, иначе разряд будет поддерживаться постоянно, что неприемлемо. Для этого создаются высоковольтные импульсные источники энергии поджога, которые могут иметь самую различную конфигурацию и принципы построения.

Разновидности систем зажигания

Разные способы построения системы не существуют параллельно, они сменяют одна другую в процессе эволюции. Как должна выглядеть идеальная система инженеры знали всегда, но не сразу в мире появилась необходимая элементная база, материалы и технологии.

Контактные

Контактная система зажигания, иначе называемая батарейной, выглядит наиболее просто.

В её состав входят:

  • контактный прерыватель, представляющий собой пару металлических площадок, соединяющихся между собой в момент прохождения управляющего кулачка;
  • катушка зажигания, это высоковольтный трансформатор, имеющий две обмотки, одну на малой количество витков толстого провода, а вторую многовитковую, соединённую с выходным высоковольтным наконечником;
  • высоковольтные провода с прочной изоляцией, соединяющие выход катушки с распределителем и его выходные контакты со свечами;
  • распределитель зажигания, содержащий ротор, вращающийся в такт с двигателем и указывающий на контакт нужного цилиндра, когда в нём поршень подходит к верхней мёртвой точке такта сжатия;
  • конденсатор, накапливающий энергию паразитных выбросов на обмотках катушки;
  • автоматические корректоры момента зажигания, обычно центробежный и вакуумный.

Ремонт систем зажигания двигателя | VSTO

Система далека от совершенства, значительную мощность разряда обеспечить в ней сложно, а контакты склонны к обгоранию и износу. В настоящее время устарела и не используется.

Бесконтактные

Практически устроена так же, но в ней механические контакты заменены на датчик, управляющий работой мощного импульсного усилителя, нагруженного на первичную обмотку катушки.

Проблем с таким построением значительно меньше, а мощность увеличена. Рабочий ток катушки протекает не через обгорающие контакты, а через силовой транзистор, не подверженный износу или проблемам с регулируемым зазором.

Ремонт систем зажигания двигателя | VSTO

Укрупнённо все бесконтактные системы можно разделить на транзисторные и тиристорные, отличающиеся режимами работы силового ключа.

Если транзистор полностью функционально имитирует контакты с улучшением характеристик, то тиристор открывается для разряда специально установленного высоковольтного конденсатора, который разряжается на катушку, многократно увеличивая напряжение. В

настоящее время тиристоры в зажигании забыты, а транзисторы используются лишь как силовые драйверы контроллеров управления двигателем.

Микропроцессорная

Следующим этапом развития бесконтактных систем стало внедрение быстродействующих микропроцессорных блоков в качестве посредников между датчиками и катушками.

С их помощью стало возможно создание адаптивных систем, учитывающих текущий режим двигателя без применения громоздких и ненадёжных механических регуляторов.

Электронный блок, построенный по структуре микрокомпьютера, собирает информацию от многочисленных датчиков:

  • обороты двигателя;
  • мгновенное угловое положение коленвала;
  • степень открытия дроссельной заслонки;
  • температура охлаждающей жидкости;
  • расход воздуха или абсолютное давление во впускном коллекторе;
  • температура всасываемого воздуха;
  • содержание кислорода в выхлопных газах;
  • появление детонационных процессов.

Ремонт систем зажигания двигателя | VSTO

Более сложные системы учитывают и многое другое, а конечным выходом системы будет точно вычисленный момент подачи искры в каждый цилиндр. Наличие нескольких катушек зажигания избавляет от механического распределителя.

Устройство

Технически система содержит ряд узлов, расположенных в моторном отсеке, на двигателе или в салоне автомобиля.

Источник питания

Питается система зажигания от бортовой сети автомобиля, обычно без предохранителя, чтобы не снижать надёжность. Включение питания происходит от замка с ключом, который управляет мощным реле, поскольку ток потребляется значительный.

Выключатель

В последнее время выключатель зажигания лишь инициирует рабочий режим электронного блока управления двигателем (ЭБУ), который сам подаёт питание на реле отдельных устройств, платы управления, силовые ключи, бензонасос и вентилятор охлаждения. Если зажигание включено, а двигатель не запущен, то потребление тока автоматически сводится к минимуму.

Накопитель энергии

В качестве накопителя сейчас почти повсеместно используется магнитное поле сердечников катушек зажигания. В нужный момент силовой ключ открывается, по первичной цепи трансформатора начинает протекать нарастающий ток, что вызывает увеличение магнитного потока.

После закрывания транзистора вся накопленная энергия через вторичную обмотку расходуется на искровой разряд в свече.

Ремонт систем зажигания двигателя | VSTO

Свечи

Свеча выступает в роли важнейшего элемента, поскольку трудится в очень сложных условиях. Искру надо обеспечит при высоком давлении в точно определённый момент, при этом выступающие в цилиндр части не должны перегреваться или охлаждаться до такой степени, что их забросает смесью, маслом или продуктами горения. Поэтому свечи подбираются по калильному числу под конкретный двигатель.

Для увеличения срока службы в состав электродов вводятся платина или иридий. Такие свечи могут выполняться с заострённым тонким центральным электродом, что повышает напряжённость поля и улучшает искрообразование. Традиционные сплавы при такой конфигурации быстро изнашиваются от электрической и тепловой эрозии.

Система распределения зажигания

Распределение икры по цилиндрам выполняется различными способами, механическими и электронными. Иногда искра с целью упрощения подаётся одновременно в два цилиндра сразу, но поскольку в одном из них в этот момент происходит такт выпуска, то это ни на что не повлияет.

Распределитель (трамблёр)

Самый простой распределитель содержит бегунок с контактом, вращающийся через привод от коленвала. Синхронизация обеспечивает его положение точно напротив нужного выходного высоковольтного наконечника, куда и уходит разряд. Гальванического контакта тут нет, небольшой промежуток легко пробивается мощным выходом катушки.

Ремонт систем зажигания двигателя | VSTO

Коммутатор

Так принято называть транзисторный блок, принимающий сигнал датчика, установленного вместо контактов прерывателя. На самом деле блок ничего не коммутирует, а просто усиливает слабый сигнал до величины, способной запасти нужную энергию в катушке. Состоит из управляющей электронной схемы и силового транзисторного ключа.

Блок управления

В сложных системах все элементы, кроме катушек и датчиков, объединены в управляющем блоке. Он содержит приёмные усилители сигналов датчиков, микропроцессорное устройство обработки информации, обычно совмещающее управление впрыском и зажиганием, а также драйверы – мощные выходные транзисторные ключи.

Ремонт систем зажигания двигателя | VSTO

Высоковольтные провода

В последние десятилетия от высоковольтных проводов, ранее соединявших выходы катушек с наконечниками свечей зажигания, отказываются.

Ненадёжная изоляция и трудности с обеспечением перезаряда паразитных ёмкостей, поэтому на современном автомобиле этих проводов нет, а на каждую свечу надета персональная одноконтактная катушка.

Основные неисправности

Блок управления постоянно отслеживает равномерность вращения вала двигателя. В случае неполадок с зажиганием он выдаёт сигнал о наличии пропусков зажигания в отдельных цилиндрах. При полном отказе двигатель вообще не запускается или работает не на всех цилиндрах.

Причины могут быть разными:

  • отказ свечей из-за брака или несвоевременной замены, о чём не все водители знают;
  • пробой изоляции катушек зажигания, как следствие несвоевременной замены свечей и нештатного увеличения их искрового зазора;
  • выгорание силовых транзисторных ключей в блоке управления по разным причинам, обычно заводской брак;
  • отказ основных датчиков, в современных системах это датчик положения коленвала, в устаревших – датчик Холла в трамблёре;
  • в батарейных системах обгорание контактов и пробой конденсатора;
  • в системах с распределителем зажигания часто пробивает бегунок, крышку с контактами или выгорает помехозащитный резистор;
  • полный отказ наступает при обгорании контактной группы в замке зажигания, вся система остаётся без питания.

Ремонт систем зажигания двигателя | VSTO

Обслуживание системы сводится к плановой замене свечей. Обычные медноникелевые следует менять каждые 10-15 тысяч километров пробега, а с содержанием благородных металлов – примерно через 60 тысяч. Иначе придётся вместе с ними заменить и катушки зажигания, что значительно дороже.

Источник Источник http://v-sto.ru/slesarnyy-remont/remont-avtoelektroniki/remont-sistem-zazhiganiya-dvigatelya.html
Источник Источник http://razborauto43.ru/toplivnaya-sistema/neispravnosti-sistemy-zazhiganiya-diagnostika-i-remont.html
Источник Источник http://autovogdenie.ru/sistema-zazhiganiya-avto.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Автомобильные аккумуляторы - все, что нужно знать о них

Автомобильные аккумуляторы — все, что нужно знать о них

Автомобильные аккумуляторы являются одним из наиболее важных компонентов любого транспортного средства. Они обеспечивают энергией все электрические устройства автомобиля, от запуска двигателя до подачи энергии на освещение и радио. В данной статье мы рассмотрим значимость аккумуляторов для автомобилей, их основные характеристики и важность правильного выбора, а также узнаем о предложениях по приобретению аккумуляторов в городе Казань. […]

Тюнинг впускной системы для улучшения производительности автомобиля

Тюнинг впускной системы для улучшения производительности автомобиля

В мире автомобильного тюнинга существует множество способов улучшить производительность автомобиля. Один из самых важных аспектов тюнинга — это оптимизация впускной системы. В этой статье мы рассмотрим значимость тюнинга впускной системы, основные компоненты этого процесса и преимущества, которые он может принести владельцу автомобиля. Значение впускной системы в автомобильном тюнинге Впускная система играет ключевую роль в работе […]

Яндекс.Метрика