Причины и признаки перегретого двигателя автомобиля |
Признаки и причины перегрева двигателя и способы их устранения своими силами
Летняя пора нравится всем, кроме мотора. Ему жара – в тягость. Постоянные простои в пробках по дороге на работу, затяжные подъемы по пути на отдых – все это дает перегрузку на двигатель, приближая его температуру к критической. Здесь недалеко и до перегрева. Впрочем, выходить за пределы нормального теплового состояния исправная силовая установка не должна, но всякое бывает. Как определить, если агрегат вдруг начал выходить из строя?
Вычисляем перегретый двигатель путем изучения признаков такого состояния
Фиксация по приборам
Первый сигнал о том, что причины перегрева двигателя и способы их устранения могут стать насущными вопросами продемонстрирует приборная панель. Установленный в ней датчик температуры охлаждающей жидкости покажет запредельные показания. При экстренном устремлении стрелки в зону красной шкалы, мотор следует сразу же заглушить. Останавливать же его в промежуточном состоянии, между 90°C и максимумом, не рекомендуется – необходимо дать остыть, но это при условии, что все системы функционируют исправно.
Комбинация приборов содержит еще одну полезную пиктограмму – красный аккумулятор. Он не загорится, когда АКБ кипит , но сыграет полезную роль на пути предотвращения перегрева. Дублирование роста температуры ОЖ подсвечивающимся индикатором зарядки батареи указывает на обрыв ремня дополнительного оборудования. Как минимум, это генератор и насос охлаждающей жидкости. Проблема касается всех иномарок с цепным приводом ГРМ.
Фиксация по поведению
Те, кто изредка поглядывают на приборы, заметят превышение температурного порога мотором по таким признакам:
- Появление детонационных стуков.
- Потеря тяги.
- Появление пара из-под капота или из корпуса отопителя.
Каковы причины перегрева двигателя машины и способы их устранения своими руками
Любой мотор пронизан каналами, по которым движется антифриз или тосол, отводящий тепло от нагретых деталей. Непроизводительное охлаждение силовой установки – это ключевая проблема, из-за которой возникает перегрев. Узнать причину запредельного повышения температуры можно по условиям, в которых это явление имеет место быть.
Предположим, что признаки перегретого двигателя проявляются в таких условиях:
- Жара и активированная климатическая установка. Потоку воздуха на радиатор препятствует конденсатор кондиционера, расположенный перед главным теплообменником и отдающий ему часть тепла.
- Высокая температура окружающей среды.
- Большая скорость. На этом режиме тепловыделение максимально.
- Горная местность. Мотор постоянно работает в зоне повышенных оборотов и недостаточного обдува.
- Буксование в грязи. Нагрузка большая, а встречного потока нет.
- Недостаточное количество ОЖ в бачке из-за утечки через поврежденный радиатор или соединения патрубков. Обнаружить просто – после длительной стоянки под моторным отсеком будут лужицы тосола или антифриза. Рецепт устранения неисправности – обнаружить течь по белым следам, устранить ее и восстановить уровень «охлаждайки». Сложнее с пробитой прокладкой ГБЦ – поехать никуда не получится, да и чинить скорее всего придется на СТО.
- Утрачены теплоотводящие свойства теплообменника. Могло произойти в результате его загрязнения внутри или снаружи, повреждения сот в ходе мойки высоким давлением. Выхода два – чистить или менять.
- Неисправен вентилятор. При выявлении этой причины перегрева двигателя актуальны следующие способы устранения неисправности: подтянуть ремень («пропеллер» приводится в действие от коленвала – при продольном расположении двигателя) или проверить датчик температуры (электрический привод).
- Заклинил термостат. По ходу эксплуатации в каналах и узлах системы накапливаются отложения, что негативным образом сказывается на подвижности упругого элемента терморегулятора. Зависнуть он может в одном из двух состояний. Либо в открытом, когда гоняется жидкость по большому контуру и затруднен прогрев, либо в закрытом, когда из круга циркулирования ОЖ исключен теплообменник и чрезмерный рост температуры неизбежен. Еще одна причина клина – использование герметиков для устранения течей. В случае выявления данной неисправности следует менять термостат.
- Сломался клапан крышки расширительного бачка. При недостаточном давлении «охлаждайка» быстро закипает. Выход – менять деталь.
- Неудачная замена ОЖ – использование жидкости с низкой температурой кипения.
Мгновенный перегрев вызывается иными обстоятельствами:
- Порвался или соскочил резиновый шланг с патрубка системы охлаждения.
- Разрушилась помпа.
- Оборвался ремень вспомогательных агрегатов.
- Через редуктор в узел охлаждения прорвался газ, вызвавший мгновенное вытеснение ОЖ (установлено ГБО).
Что делать при перегреве
Характерные признаки перегретого нового или старого двигателя выяснены, но непонятен черед первостепенных действий, которые необходимо предпринять в случае экстремально высокой температуры. Главная задача ясна – безопасно остановится и не допустить повреждения мотора. Для этого необходимо:
- Деактивировать кондиционер.
- Включить печку на максимум.
- Принять курс на остановку у правого края дороги и активировать «аварийку».
- Если неочевидна причина неполадки, в срочном порядке заглушить силовую установку.
- Произвести осмотр под капотом.
Открывать бачок или радиатор сразу же не стоит. Необходимо дать системе остыть. Если последующий пуск мотора не сопровождается сильным бурлением в расширительной емкости, можно смело трогаться в путь, но в будущем запланировать посещение мастерской. Ежели газы прорываются в систему охлаждения, на поездке можно ставить крест – пробита ГБЦ или образовалась трещина в блоке цилиндров.
Итого
Признаки перегрева мотора:
- Стрелка температуры ОЖ приближается к красной зоне.
- Пропала тяга.
- Появилась детонация.
- Из-под капота идет пар.
Причины, по которым может нарушиться температурный баланс:
- Недостаточный уровень ОЖ.
- Негодный радиатор.
- Не работает вентилятор.
- Заклинил термостат.
- Неисправна крышка расширительного бачка.
Перегрев автомобиля – симптомы, ремонт, профилактика
Что делать при перегреве автомобиля: симптомы перегрева машины, ремонт, профилактика, экстренные действия. Видео о причинах перегрева автомобиля.
- Где укрыться от солнца
- Отражатели зноя
- Воздушное охлаждение
- Двигатель закипел
- Внутренние причины перегрева автомобиля
- Экстренные действия при перегреве машины
- Профилактика перегрева авто
- Видео о причинах перегрева автомобиля
Когда на улице плюс 30, даже оборудованный современным кондиционером автомобиль рискует стать похожим на сауну. А если у машины отсутствует подобная климатическая техника, зато имеются проблемы с системой охлаждения двигателя? Что же делать в таких случаях?
Где укрыться от солнца
Одной из причин перегрева автомобиля может стать долгое нахождение его под палящими солнечными лучами. И не важно, насколько у машины, принявшей обильную тепловую ванну, продвинутая система климат-контроля: салон «раскалённого» транспортного средства вряд ли будет обладать высоким уровнем комфорта.
Во избежание такой неприятности просто не следует оставлять машину подолгу на солнце. Лучше найти ей место на прохладной подземной парковке, что, впрочем, не так-то и просто. Но даже в обычном гараже, на многоуровневой стоянке или под каким-нибудь навесом автомобиль не так сильно нагревается, как при воздействии прямых солнечных лучей.
Если же и с тенью проблемы, то стоит попробовать защитить от перегрева хотя бы переднюю часть автомобиля, чтобы можно было потом элементарно сидеть на кресле и держать руль. Для этого машина паркуется багажником к солнцу. Или капотом, если на ней установлен солнцезащитный экран.
Отражатели зноя
Подобные приспособления позволяют не только защитить салон автомобиля от выгорания, но и существенно снизить температуру внутренней отделки, нагревающейся в жару иногда до 80–90 градусов. А пластиковые элементы в ходе поездки порой чуть ли не раскаляются под солнцем, да так, что к ним просто невозможно прикоснуться.
Конструктивно солнцезащитный экран обладает двумя светоотражающими листами с теплоизоляционной прослойкой. Для получения максимального эффекта эти блестящие панели устанавливаются на переднее стекло машины, причём, снаружи. Жар всё же лучше оставлять на улице, чем в салоне.
Для установки на машине отражающих щитов могут применяться самые разные крепёжные элементы, которые, однако, имеют свойство со временем ослаблять хватку и попросту отклеиваться. Потому лучше покупать солнцезащитный экран, снабжённый не только угловыми фиксаторами, но ещё и центральными.
Размер солнцезащитного экрана тоже играет роль. Слишком малая панель будет не столь эффективна, а чересчур большая – отставать от стекла, и к тому же её сложнее монтировать.
Более масштабная вещь – автомобильный чехол из светоотражающего материала. Такая «одежда» уменьшает нагрев кузова, снижает урон от ультрафиолетового излучения для поверхности автомобиля, к тому же он меньше пылится. Для уменьшения риска похищения этой накидки лучше её использовать на охраняемых стоянках или в тех местах, где доступ посторонних к транспортному средству ограничен.
Но даже при отсутствии светоотражающих экрана или чехла можно воспользоваться некоторыми простыми и эффективными методами защиты кузова машины от перегрева:
- чаще мыть автомобиль, так как чистые машины меньше подвержены нагреву, чем грязные;
- перед поездкой «пробежаться» влажной материей по рулю и рычагу коробки передач;
- светлая материя на торпедо или полотенце на руле уменьшат нагрев салона и защитят пластиковые элементы от выгорания.
- использовать тонированные стёкла и оконные шторки, однако при нарушении правил их применения можно «попасть» на штраф.
Воздушное охлаждение
Если автомобиль оборудован кондиционером, то ему справиться с перегревом будет проще. Но и в этом случае владельцу машины желательно следовать нескольким несложным правилам.
Так, если планируется поездка в жару, то для начала из автомобиля нужно выгнать горячий воздух. Для этого приоткрывается пара окон по диагонали и запускается обдув салона без кондиционера. Спустя одну-две минуты окна можно закрыть, а кондиционер – включить. Главное здесь – не перестараться с охлаждением и не устанавливать экстремально низкие значения температуры, а то так и до простуды недалеко.
Когда в салоне автомобиля установится комфортный микроклимат, имеет смысл запустить режим рециркуляции, при котором кондиционер будет перемещать уже охлаждённый воздух, а не понижать температуру свежего. Но сразу делать этого не стоит, ведь пока внутри машины всё ещё находится зной, толку от этой функции не будет.
Однако штатные кондиционеры установлены далеко не во всех машинах, а уж системы климат-контроля – и подавно. Тогда владельцам автомобилей, лишённых такой роскоши, остаётся бороться с жарой подручными средствами. Например, намочить припасённую тряпку в воде и положить этот материал на воздуховоды, чтобы испаряющаяся влага хоть как-то освежала салон.
Если окна автомобиля с работающим кондиционером желательно держать в ходе поездки закрытыми, чтобы сберечь прохладу внутри, то ситуация с машиной, не имеющей этого агрегата, прямо противоположная. Потоки встречного воздуха – пожалуй, лучшее средство для охлаждения салона. Опять же, во избежание сквозняков желательно, чтобы во время движения окна были открыты по диагонали салона.
Также можно подключить ко двенадцативольтной розетке автомобильный вентилятор. Конечно, равноценную замену кондиционеру он не составит, но немного прохлады добавит.Ну, а размещение, по совету некоторых, бутылок со льдом рядом с дефлекторами особой пользы не принесёт, так как для достижения более-менее ощутимого эффекта подобных бутылок нужен ящик. Нежелательно и оставлять автомобиль с распахнутыми окнами на парковке возле торгового заведения. Такая машина – словно приглашение злоумышленнику вынести из неё всё, что «плохо лежит».
Двигатель закипел
А что, если тепло исходит не от кузова, а от технической начинки, точнее – силовой установки? Например, машина застряла в пробке, кондиционер работает на пределе, система охлаждения двигателя не успевает отводить тепло, и температура антифриза приближается к 100 градусам. К тому же, может загореться индикатор аварийного перегрева двигателя.
В такой ситуации для снижения тепловой нагрузки на систему охлаждения можно отключить у кондиционера внешний забор воздуха на 10–15 минут. Эти же меры могут быть полезны, если по соседству едет какой-нибудь чадящий грузовик. Ещё вариант – по возможности заглушить мотор и двигаться накатом.
С другой стороны, слабо нагревающаяся печка является признаком того, что горячий антифриз в неё не поступает, или этой жидкости недостаточно для нормальной работы обогревателя, что является ещё одним сигналом о неполадках в системе охлаждения двигателя.
Ну, а если автовладельцу этих намёков мало, то его должны насторожить более откровенные признаки перегрева мотора:
- характерный запах выкипающего антифриза;
- бьющий из-под капота пар;
- внезапное возникновение детонации.
- звон в моторе при нажатии на газ.
Внутренние причины перегрева
Повышение температуры антифриза может быть спровоцировано практически каждой деталью системы охлаждения двигателя. Наиболее распространенные неисправности, приводящие к такой ситуации:
- неполадки радиатора – решаются путём его очистки, устранения протекания или замены всего агрегата;
- вытекание антифриза из системы по причине её разгерметизации;
- неисправный термостат или его клапан – в таких случаях требуется замена всей детали;
- поломка помпы или неэффективная её работа, что отражается на циркуляции антифриза по системе охлаждения;
- неполадки с радиаторным вентилятором;
- деформация уплотнения камеры сгорания — установка причины разгерметизации обычно возможна только после частичной разборки мотора;
- загрязнение антифриза или утрата им теплообменных свойств.
Кроме того, весной спровоцировать перегрев двигателя способны утеплители, установленные для защиты его от суровых морозов, или какие-нибудь заслонки, выставленные перед радиатором для сохранения тепла.
Экстренные действия при перегреве
Закипание антифриза происходит очень быстро, и даже всего несколько минут работы двигателя в таких условиях могут обернуться для него критическими последствиями. Поэтому при обнаружении первых признаков перегрева мотора автовладельцу желательно сразу предпринять несколько несложных шагов:
- остановить машину на безопасном участке, если она едет, и заглушить мотор;
- если нужно, включить «аварийки» и выставить соответствующий знак;
- поднять капот и дождаться прекращения кипения мотора – в основном на это уходит 10-15 минут;
- когда давление понизится, при отсутствии заметных признаков утечки антифриза открыть пробку радиатора и осторожно долить новый охладитель на смену выкипевшему;
- вернуть пробку на место, завести мотор;
- если антифриз не будет стремительно нагреваться, можно привезти авто в мастерскую для определения причины закипания охладителя и её устранения.
Ну а в случае быстрого нагрева обновлённого антифриза, автомобилю потребуется серьёзная диагностика.
Здесь следует предостеречь автовладельцев, норовящих открыть пробки расширительного бачка или радиатора сразу после остановки автомобиля и поднятия капота, не дожидаясь спада давления в системе охлаждения. Такая спешка чревата для водителя ожогами, а для машины – потерей порции антифриза, приводящей к ещё большему перегреву.
Также не стоит поливать разогретый двигатель водой, поскольку резкая смена температур может вызвать деформацию деталей агрегата. А вот радиатор полить разрешается.
Профилактика перегрева
Режим эксплуатации автомобиля оказывает неоспоримое влияние на степень риска перегрева двигателя. Например, привести мотор к закипанию могут частые поездки на пониженных передачах или высоких оборотах, особенно при наличии неисправностей у системы охлаждения.
Кроме того, для предупреждения перегрева двигателя рекомендуется следить за уровнем охлаждающей жидкости в расширительном бачке, а также за её состоянием. Изменение цвета и запаха антифриза является сигналом к его замене, а при заметном снижении объёма этого вещества следует срочно отыскать место утечки.
Мойка радиатора и подкапотного пространства тоже не помешает. Но это нужно делать аккуратно, чтобы не залить электрооборудование или не сломать что-нибудь. Для старых машин желательна ещё и внутренняя очистка системы охлаждения с промывкой радиатора от накипи и ржавчины.
В ходе технического обслуживания автомобиля желательно проверить работоспособность помпы и состояние приводного ремня. Иногда стоит уделить внимание и температурному датчику, контролирующему работу вентилятора охлаждения.
Заключение
Автомобиль перегревается в основном по двум причинам – долгое нахождение на солнце и высокая температура двигателя. Если в первом случае машина может быть вполне себе «на ходу», то во втором явно имеет место неисправность, выявить которую в домашних условиях бывает затруднительно. В холодную погоду избыточное тепло, генерируемое транспортным средством, не так заметно. Но это не значит, что моторы закипают только летом.
Видео о причинах перегрева автомобиля:
Источник http://autobann.su/prichiny-peregreva-dvigatelja.html
Источник Источник http://fastmb.ru/soveti_auto/5316-peregrev-avtomobilya-simptomy-remont-profilaktika.html