Порядок действий при пожаре в автомашине: остановка, глушение двигателя, определение места возгорания и вызов пожарных
План действий при возгорании автомобиля: пошаговый алгоритм мероприятий
Среди чрезвычайных ситуаций, возникающих на дороге, особо опасными являются пожары на транспортном средстве.
Они не только наносят значительный ущерб, но и чреваты гибелью людей. Каждый водитель должен четко знать пошаговый план действий при возгорании автомобиля.
Причины возгорания автомобилей
Конструкционные материалы, из которых изготовлены детали автомобиля, в большинстве своем относятся к огнеопасным. Поэтому начавшийся пожар способен уничтожить машину в течение нескольких минут.
Среди возможных причин возникновения пожара при эксплуатации автомобиля наиболее распространенной, согласно статистике, является утечка топлива. Даже несколько капель бензина, попав на раскаленные части двигателя, мгновенно воспламеняются. О его утечке может свидетельствовать появление устойчивого запаха топлива.
Поврежденная электрическая проводка способна стать причиной короткого замыкания цепи, в результате чего происходит воспламенение. Неисправность в аккумуляторе или электропроводке может вызвать пожар на любом участке.
При работе двигателя повышается температура технических жидкостей, которые начинают расширяться. Поэтому бывают случаи возгорания автомобиля из-за выброса масла, попадающего на горячие детали.
Перегрев двигателя может закончиться внезапным возгоранием в моторном отсеке автомобиля во время движения. Такие случаи возникают во время автомобильных гонок и чреваты тяжелыми последствиями.
К возгоранию может привести и подтекание технических жидкостей:
- моторного масла;
- антифриза;
- тормозной жидкости;
- омывателя стекол.
Во время работы двигателя температура в подкапотном пространстве сильно повышается, что может привести к воспламенению потеков жидкости.
Причиной возгорания автомобиля на стоянке может стать:
- заполненный топливом бак машины, оставленной в жаркий день под прямыми лучами солнца;
- газовая зажигалка, забытая на приборной панели под солнцем;
- самодельная газобаллонная система при несоблюдении мер безопасности;
- умышленный поджог автомобиля.
Алгоритм действий водителя
Действия водителя при возгорании автомобиля должны быть быстрыми и четкими.
- остановиться на обочине, заглушив двигатель;
- если возможно, обесточить электросистему;
- вывести всех пассажиров и увести на несколько десятков метров от машины;
- забрать из салона документы, вещи и огнетушитель;
- если возгорание произошло внутри гаража, постараться вытолкнуть машину наружу;
- попытаться определить место возгорания;
- вызвать пожарную машину и приступить к тушению огня.
Если воспламенение произошло под капотом, действия при возгорании автомобиля требуют особой осторожности. При резком его открытии пламя многократно усилится от притока воздуха и может привести к сильным ожогам.
Капот следует слегка приподнять с помощью подручного средства и направить на пламя струю огнетушителя. Закрытый капот поливать сверху водой не имеет смысла, она просто будет уходить по водостокам.
Можно использовать и другие средства огнетушения, которые окажутся под рукой:
- накрыть очаг возгорания плотным куском натуральной ткани;
- засыпать песком или грунтом;
- в некоторых случаях залить водой.
Меры безопасности при тушении
Действия водителя при пожаре в автомобиле требуют соблюдения техники безопасности:
- окна и двери машины должны быть закрыты, чтобы не допустить поступления свежего воздуха;
- струя огнетушащего средства должна направляться непосредственно на очаг возгорания;
- мощность автоогнетушителей невелика, но призвав на помощь других водителей, можно справиться с возгоранием;
- тушить пламя нужно с наветренной стороны, находясь на расстоянии струи огнетушителя;
- если загорелся бензобак, следует срочно отойти на безопасное расстояние, так как он может взорваться;
- если поблизости находятся другие автомобили, надо откатить их в сторону.
Профилактические мероприятия
Пожарная безопасность транспортного средства во многом зависит от ответственного отношения автовладельца и соблюдения правил эксплуатации.
Основные мероприятия по предотвращению возгорания автомобиля включают:
- содержание в чистоте подкапотного пространства;
- наличие исправного огнетушителя и умение им пользоваться;
- регулярную проверку технического состояния автомобиля;
- контроль утечки газа или бензина по запаху в процессе эксплуатации машины;
- применение для мойки двигателя огнестойких моющих средств.
Чтобы избежать возгорания, не следует:
- заправлять машину бензином при включенном двигателе;
- использовать пластмассовые емкости для перевозки бензина;
- курить в салоне автомобиля;
- выполнять ремонт машины в промасленной спецодежде.
Заключение
Автомобиль считается источником повышенной опасности. Невозможно предусмотреть все факторы, способные привести к возгоранию. Но обеспечив техническую безопасность автомобиля, можно в значительной мере минимизировать риск возгорания.
Видео: Действия водителя при возгорании автомобиля
Основные причины возгорания автомобилей и способы решения ситуации
Возгорание автомобиля — это чрезвычайная ситуация, грозящая не только потерей дорогостоящего имущества, но и угрожающая жизни и здоровью водителя и пассажиров. Предупрежден, значит — вооружен. Каждый водитель должен знать потенциальные очаги возгорания авто, способы профилактики опасных ситуаций и меры по ликвидации пожара. В нашей статье рассмотрим основные технические причины возгораний автомобилей, меры предупреждения таких ситуаций, а также порядок действий в случае форс-мажора.
Рассмотрим основные технические причины возгорания автотранспортных средств и действия по их устранению и недопущению:
1. Утечка топлива может привести не только к пожару, но и к взрыву смеси паров бензина с воздухом в определенной пропорции. Бензин самовоспламеняется без воздействия открытого огня при температуре 257° С, то есть ему достаточно попасть на выпускной коллектор работающего двигателя или другую горячую деталь. А от искры вспышка происходит даже при +7° С.
Что делать?
Опасайтесь разрядов статического электричества, никогда не наливайте бензин в пластиковую тару. Услышав запах бензина в салоне, заглушите двигатель и осмотрите подкапотное пространство для обнаружения места утечки, устраните ее самостоятельно или обратитесь за помощью в автосервис.
2. Неисправности электрооборудования проявляются обычно выходом из строя плавких предохранителей, защищающих цепи от коротких замыканий. Перед заменой предохранителя необходимо устранить причину, вызвавшую его перегорание. Всегда соблюдайте соответствие номинала предохранителей требованию руководства по эксплуатации автомобиля, чтобы не допустить возгорания электропроводки автомобиля. Провода иногда прикасаются изоляцией к острым кромкам металлических деталей. Постоянные вибрации и трение могут привести к нарушению изолирующего покрытия. Короткое замыкание незащищенных участков силовых цепей стартера или генератора вызывает искрение, нагрев и расплавление жилы провода, воспламенение его изоляции и горючих материалов поблизости. Неплотный или окисленный контакт силовых проводов имеет увеличенное сопротивление, искрит и сильно нагревается при включении потребителей, что может привести к возгоранию проводки автомобиля.
Что делать?
В случае обнаружения искрения, дыма или запаха перегретой изоляции следует немедленно обратиться к специалистам-электрикам.
3. Перегрев двигателя при экстремальных режимах работы приводит к нарушению герметичности прокладок, через которые горячее разжиженное масло может вытекать наружу и воспламениться о раскаленные детали двигателя, выпускного коллектора или катализатора. Такая ситуация нередко возникает, например, на гоночных трассах, где часто происходят возгорания двигателя автомобиля.
Что делать?
Никогда не допускайте критического повышения температуры двигателя или работы двигателя при недостаточном давлении масла. Это приводит не только к серьезным поломкам, но и к пожару.
4. Каталитический конвертер-нейтрализатор дожигает остатки горючих газов из выпускного тракта ДВС. При неисправностях и неправильной работе двигатель выбрасывает больше несгоревших продуктов и нейтрализатор перегревается сверх допустимых пределов, передавая тепло другим деталям кузова, что может вызвать их воспламенение.
Что делать?
Заметив нарушения в работе двигателя, не медлите с диагностикой и устранением неисправностей.
Действия при возгорании автомобиля или другого транспортного средства
При возникновении пожароопасной ситуации следует не поддаваться панике, а придерживаться алгоритма действий:
- Остановите автомобиль, съехав на обочину, высадите пассажиров и покиньте салон, захватив документы и огнетушитель.
- Если загорелось что-то вблизи топливного бака, нужно незамедлительно отойти на безопасное расстояние (не менее десяти метров), так как может произойти взрыв. Предупреждая посторонних об опасности, вызывайте пожарную охрану.
- Если очаг воспламенения находится под капотом — вызывайте пожарных и приступайте к ликвидации возгорания при помощи огнетушителя и других подручных средств. Открывать капот следует с большой осторожностью, подойдя с наветренной стороны, ведь приток воздуха может усилить пламя.
Предупредительные мероприятия
Своевременное прохождение техобслуживания с диагностикой узлов и агрегатов автомобиля поможет избежать неприятностей при эксплуатации.
Качественное ТО выполняют квалифицированные специалисты в автосервисных центрах “Дакар”, расположенных в разных районах Санкт-Петербурга. Выберите ближайший сервис и запишитесь на техническое обслуживание или ремонт в удобное для вас время.
- Марки
- Renault
- Hyundai
- KIA
- УАЗ
- Chevrolet Niva
- Автомобили
- Новые автомобили
- Автомобили с пробегом
- Сервис
- Техническое обслуживание
- Технический ремонт
- Кузовной ремонт
- Услуги
- Выкуп
- Trade-in
- Кредитование
- Страхование
- Корпоративным клиентам
- Компания
- О компании
- История
- Адреса салонов
- Отзывы клиентов
- Новости
- Статьи
- Стажировка
АДРЕСА ДИЛЕРСКИХ ЦЕНТРОВ
- ДАКАР Renault
- Таллинское шоссе, 202с3 Проспект Ветеранов
- ДАКАР KIA Невский
- ул. Кржижановского, 15к2с2 Проспект Большевиков
- ДАКАР KIA Приморский
- пр. Богатырский, 14к2 Пионерская
- ДАКАР KIA Таллинское
- Таллинское шоссе, 202Д Проспект Ветеранов
- ДАКАР Hyundai Пулковское
- Пулковское шоссе, 44к1 Московская
- ДАКАР Hyundai Таллинское
- Таллинское шоссе, 202 Проспект Ветеранов
- ДАКАР Hyundai Невский
- ул. Кржижановского, 15к2 Проспект Большевиков
- ДАКАР Chevrolet Niva
- ул. Кржижановского, 15к2 Проспект Большевиков
- ДАКАР УАЗ
- ул. Кржижановского, 15к2 Проспект Большевиков
Сведения, размещенные на данном сайте, носят исключительно информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации. Для получения подробной информации о стоимости автомобилей, о приобретении автомобилей в кредит, страховании, техническом обслуживании и ремонте автомобилей, запасных частях, дополнительном оборудовании, аксессуарах обращайтесь в дилерские центры ДАКАР. Опубликованная на данном сайте информация может быть изменена в любое время без предварительного уведомления.
© 2020 ДАКАР — Официальный дилер Renault, Hyundai, KIA, УАЗ в Санкт-Петербурге.
Возгорание автомобиля: причины и действия если загорелся
Как действовать во время возгорания в автомобиле
Возгорание автомобиля по праву считается одной из самых чрезвычайных ситуаций на дороге. Ведь из-за большого количества легко воспламеняемых материалов, входящих в конструкцию машины, пожар возникает и распространяется за считанные минуты.
Последствиями этого могут быть значительные повреждения автомобиля или его полное уничтожение. Кроме того, огромной опасности подвергается жизнь водителя и пассажиров.
Поэтому человек должен не только знать о возможных причинах возгорания, но и владеть навыками тушения при его возникновении.
Основные причины
Чтобы принимать эффективные меры при возможном воспламенении, необходимо знать, какие существуют причины возгорания автомобиля.
Одной из самых распространенных причин, несомненно, является утечка топлива. Это наглядно демонстрируют статистические данные крупных страховых компаний. Достаточно нескольких капель бензина, оказавшихся на раскаленных цилиндрах или элементах системы охлаждения, чтобы мгновенно появилось пламя.
Главным признаком утечки является устойчивый запах топлива в салоне автомобиля. При его обнаружении необходимо заглушить машину, открыть капот и исследовать мотор на наличие каких-либо загрязнений бензином, после чего удалить их.
Следующей причиной возгорания могут являться различные неисправности в электрической проводке.
Если вовремя не исправить эту поломку, образуются оголенные участки, которые и становятся причиной короткого замыкания. Как правило, это предваряют всевозможные проблемы и сбои в электронике машины, а также случаи спонтанной разрядки аккумулятора. Поэтому необходимо своевременно устранять подобные неполадки и внимательно следить за электрической составляющей автомобиля.
Работа машины на пределе возможностей часто вызывает перегрев двигателя, что в свою очередь тоже может привести к возгоранию. Такое нередко можно увидеть на гоночных трассах.
Это происходит во время максимальных нагрузок на мотор, когда масло из-за повышения температуры теряет свойства и начинает просачиваться сквозь различные швы и соединения. Попав на раскаленные цилиндры, оно тут же воспламеняется. Для избежания подобной ситуации, не следует подвергать средство передвижения излишним нагрузкам.
Ошибки, допущенные при разработке машины, также могут стать причиной пожара. Случается, что производители допускают серьезные конструктивные недочеты, приводящие впоследствии к возгоранию. К примеру, дефект бензобака вызывающий вытекание топлива или неправильное расположение проводки, приводящие в итоге к короткому замыканию.
Поэтому нужно внимательно следить за новостями об отзывных кампаниях той или иной серии машин, в случае необходимости отправлять ее на доработку. Если же производитель откажется от таких мер, следует решать этот вопрос в судебном порядке.
Прочие причины
Последствия дорожно-транспортного происшествия нередко приводят к возгоранию автомобиля. В ходе аварии транспортное средство получает существенные повреждения, происходит вытекание топлива и выделение излишнего тепла в области двигателя.
За этим следует задымление, и появляются языки пламени. Если это произошло, нужно немедленно покинуть транспортное средство. При блокировке дверей, стекла стоит разбить и выбраться из салона. После чего отойти от места пожара на достаточное расстояние.
Бывает, что причиной воспламенения становится намеренный поджог, совершенный злоумышленниками. Во избежания подобного нужно оставлять автомобиль лишь на хорошо охраняемой парковке и использовать современные виды сигнализации.
К тому же, существует другое универсальное средство, а именно страхование своего имущества. В случае ущерба страховая компания обязуется возместить все убытки.
Зачастую беспечность водителя также приводит к возгоранию машины. Тряпки, бутылки, различные предметы и даже емкости с горючими жидкостями, забытые им под капотом, легко загораются под действием температуры двигателя и системы охлаждения. Поэтому нужно проявлять должную внимательность, не оставляя посторонних вещей.
Действия при воспламенении
В случае возникновения ситуации возгорания действовать необходимо быстро и четко, не поддаваясь панике и следуя определенному алгоритму:
Проводить эти меры стоит до тех пор, пока положение не стало критичным. Если возникла угроза здоровью или жизни, следует немедленно отойти от горящей машины на безопасное расстояние.
Профилактические меры
В первую очередь пожарная безопасность автомобиля зависит от бдительности и ответственности его владельца, от соблюдения им правил и норм эксплуатации. Кроме того, немаловажным является наличие огнетушителя для автомобиля.
К самым действенным огнетушителям относятся порошковые. Они заправляются специальным составом, который дает возможность тушить различные горючие вещества, а также электрическое оборудование, находящееся под напряжением.
Для легковых и грузовых машин подойдут модели объемом до 2 литров, автобусы комплектуются 2 огнетушителями объемом от 1 до 5 литров. Приобретать их нужно лишь в специализированных магазинах, проверяя перед этим сертификаты пожарной безопасности и паспорт, в котором должен быть прописан срок годности.
Огнетушитель, располагаемый вне кабины, надлежит защитить от влияния окружающей среды. Кронштейн, на котором он закреплен, должен препятствовать его выпадению в случае движения или аварии, но при этом давать возможность беспрепятственного извлечения огнетушителя.
Самый эффективный способ уберечь себя от пожара в автомобиле, это предотвратить возгорание. Среди распространенных причин, приводящих к таким последствиям, прежде можно назвать несоблюдение простейших правил пожарной безопасности.
Чтобы избежать подобного, нужно содержать электрооборудование машины в надлежащем состоянии, следить за исправностью топливной системы двигателя. Не оставлять посторонних вещей в моторном отсеке и перевозить легко воспламеняющиеся вещества лишь в полностью герметичных емкостях.
(Пока оценок нет)
Загрузка…
Почему загораются автомобили?. Причины возгорания транспортного средства. Почему загораются автомобили. Как ликвидировать пожар
Неисправности автомобиля, безусловно, являются достаточно досадной неприятностью, однако если транспортное средство воспламеняется, вопрос ремонта оценивается совершенно по-другому.
Следует сказать, что риск возгорания автомобиля вполне обоснованный, ведь продукция нынешнего автопрома плохо противодействует огню и способна полностью сгореть за несколько минут.
Что касается причин такого явления, то их всегда несколько, и точно определить, в чем дело, можно только после глубокого анализа последствий происшествия.
Возможные причины возгорания автомобиля
Все причины возгорания транспортного средства можно разделить на несколько групп. Сюда относятся: технические неисправности автомобиля, его конструктивные особенности, человеческий фактор и ряд других обстоятельств, о которых вы узнаете далее.
человеческий фактор
Человеческий фактор не редко становится причиной возгорания автомобиля. Своими неосторожными действиями автовладелец может легко его спровоцировать. В данном вопросе можно выделить ряд наиболее типичных ситуаций.
Возгорание бензина, масла и прочих технических жидкостей. В этом случае причиной загорания горючих материалов является неосторожность водителя, пролившего их на двигатель, после чего жидкость может попасть и на коллектор. Безусловно, как и любой нефтепродукт, масло горит уже при температуре 450 градусов по Цельсию, и такие пожары не редкость.
Но не все рабочие жидкости одинаково реагируют на определенные обстоятельства. Например, тормозная жидкость воспламеняется лишь при условии наличия открытого огня, однако ее попадание в огонь только усиливает пламя, поэтому довольно сложно установить очаг возгорания.
Перегрев выхлопной системы является еще одной возможной причиной пожара, которая, вместе с перегревом мотора, может вызвать возгорание пролитого бензина или смазочной жидкости. Кстати, хотелось бы отметить, что температура выпускного коллектора способна достигать 600 градусов Цельсия.
Неполное сгорание горючей смеси влечет за собой то, что часть бензиновых паров может попасть в выхлопную трубу, в которой произойдет еще одна детонация, сопровождаемая перегревом катализатора. В итоге температурные показатели достигают 1200 градусов Цельсия, что легко может вызвать возгорание предметов отделки автомобиля и его лакокрасочного покрытия.
Стоит сказать, что поиск места возникновения пожара — достаточно сложная работа, которая зачастую занимает не один час времени. И если уцелел блок предохранителей, вполне возможно, что его осмотр укажет на направление развития внутреннего пожара электропроводки, хотя разделение проводов сгоревшей косы — это дело небыстрое.
Помимо этого, в результате своей длины, большое количество проводов не имеет предохранителей и становятся очень хрупкими при перегреве. Если короткое замыкание произошло на провод массы, можно определить место замыкания, основываясь на следах оплавления проводки.
недочеты и недостатки конструкции автомобиля
В этой ситуации главный виновник возгорания транспортного средства — его производитель, поскольку даже незначительные упущения в конструкции автомобиля создают условия для возгорания.
Естественно, когда недостатки определенной модели становятся явными, производитель может отозвать с рынка свою продукцию, однако людям, которые уже потерпели убытки, не становится легче от этого.
Правда, в данном случае вполне реально добиться материальной компенсации.
Например, не так давно автоконцерн «Форд» был вынужден отозвать свои автомобили с продажи, поскольку их бензобак имел существенный дефект, способный вызвать воспламенение. Справедливости ради нужно сказать, что каждый крупный производитель автомобилей хоть раз, но все же вынужден был отзывать на доработку свою продукцию.
неполадки в электросистеме автомобиля
В списке наиболее распространенных причин пожаров этот фактор стоит на втором месте. Конструкция любой аккумуляторной батареи довольно сложная, тем более, когда речь идет о элементах гибридных и электрических автомобилей. АКБ могут выделять взрывоопасный газ в двигательном отсеке, а любое даже малейшее замыкание может повлечь за собой возгорание.
Впрочем, аккумулятор и сам по себе довольно часто становится причиной пожара, поскольку в большинстве автомобилей его очень просто повредить. Достаточно просто облить батарею большим количеством воды либо охлаждающей жидкости, которая может вытечь из поврежденного патрубка.
Кроме того, не забывайте, что опасности, которые связаны с электрической системой, не ограничиваются лишь подкапотным пространством и способны вызвать воспламенение на любом другом участке автомобиля.
неисправность топливной системы
К неисправностям топливной системы относятся так называемые «бензиновые» пожары. Этот вид воспламенений зачастую объясняется разными неисправностями бензобака, топливной магистрали, а также системы впрыска топлива. Данный вопрос особо актуален для современных автомобилей, где электронасос подкачки топлива находится прямо в бензобаке.
Пары бензина могут самовоспламеняться при температуре 430 градусов Цельсия, однако при наличии искры данный процесс может начаться при температуре в — 42 градуса по Цельсию. Такие пожары чаще всего начинаются в месте монтажа карбюратора или инжектора, и при долгом горении не редко вызывают деформацию данных деталей и повышение подачи горючего к очагу воспламенения.
утечки газа в автомобиле с газовым оборудованием
На ТС с газовым оборудованием причинами воспламенения часто становятся поврежденные трубки, соединяющие бак с редуктором или бак с форсунками.
Также основой для возгорания автомобиля не редко являются разрывы мембраны испарителя, силиконовых трубок либо чрезмерный износ фильтра.
Также не нужно забывать о неточностях в регулировке газового оборудования, ведь если параметры подачи топлива неудачно отрегулированы, пропорции соблюдаются не всегда, что ведет к перегреву мотора и выхлопной системы.
утечка антифриза
Неопытным автовладельцам может показаться, что охлаждающая жидкость при возгорании ТС является наименее опасной, однако это не так.
Убеждаться в этом чаще всего приходится обладателям старых авто, хотя в наше время данная неприятность грозит и современным ТС.
Они могут загореться в результате утечки охлаждающей жидкости и ее попадания на раскаленную поверхность блока двигателя или выпускного коллектора.
Наперекор установленному факту, некоторые специалисты считают антифриз негорючим материалом, в результате чего истинная причина воспламенения может остаться тайной. Кроме того, при проведении экспертизы не редко удается узнать, что непосредственно перед возгоранием водитель замечал пар, исходящий из двигательного отсека — типичный призрак перегревшегося мотора.
А когда водитель останавливался, чтобы более точно диагностировать проблему, автомобиль просто загорался.
Что же привело к пожару? Суть в том, что охлаждающая жидкость — это смесь воды с этиленгликолем, который испаряется при температуре 110 градусов, а его воспламенение происходит при температуре 410 градусов по Цельсию.
В разных видах бензиновых моторов (особенно в вариантах с турбонаддувом) данные показатели могут значительно превышаться.
Испытания, проведенные в лабораторных условиях, показали, что возгорание этиленгликоля, как правило, происходит лишь при утечке ОЖ, то есть тогда, когда горячая жидкость попадет на выпускной коллектор, а закипевшая вода, которая входит в состав жидкости, начнет испаряться.
В итоге оставшийся этиленгликоль способен загореться даже при температуре 120 градусов, особенно если рядом есть искрящая проводка. На практике это значит, что случайная искра может воспламенить пары данного вещества, после этого этиленгликоль начнет гореть стабильным и сильным пламенем. Безусловно, другие элементы двигательного отсека тоже окажутся в зоне риска.
Пожары, которые произошли в результате возгорания антифриза, всегда выглядят как поджоги, а оплавление радиаторов из алюминия происходит в V-образном виде, т. е. сверху вниз. При холодном, полностью остывшем двигателе воспламенение ОЖ фактически невозможно. что является важным фактом во время проведения экспертизы на предмет причины воспламенения авто.
поджог
Преднамеренный поджог авто часто становится главной причиной возгорания при страховых махинациях. Например, если автовладелец хочет получить страховое возмещение и сообщает о краже автомобиля, таким методом можно скрыть улики.
Правда, большинство страховщиков уже давно знает о способе «подстроенной кражи», поэтому никому, даже наиболее расчетливому и умному «вору» не удастся все хорошо сымитировать.
Как правило, в процессе экспертизы все примененные уловки раскрываются, а это значит, что можно получить уголовный срок за подстроенное преступление.
Иногда причиной поджога авто становится поломка мотора, ведь, по мнению владельца автомобиля, он сможет получить страховку, не отягощая себя хлопотами о ремонте. Но тщательно проведенное расследование установит правду, даже если поджигатель тщательно замаскирует свою работу.
Не редко преднамеренный поджог применяют настоящие мошенники, которые украли из авто все ценные вещи и таким образом пытаются «замести» следы. В результате автовладельцу будет сложно разобраться, что было украдено и кем.
самовозгорание
Не всегда при возгорании авто следует искать скрытый умысел, поскольку не редко причиной такого явления является самовозгорание. Поэтому эксперт, работающий над восстановлением обстоятельств дела, должен хорошо разбираться в конструкции и устройстве автомобилей.
Электронный блок подлежит проверке в первую очередь, поскольку коды ошибок, сохраненные в нем, могут значительно сэкономить время на поиск поврежденной магистрали электрической проводки, которая идет к тому или другому потребителю. Учитывая, что большинство пожаров происходит в двигательном отсеке, наличие знаний о размещении элементов в подкапотном пространстве важно для проведения послепожарной экспертизы.
Также не забывайте, что выпускаемые в наше время автомобили оборудованы множеством пластиковых элементов, которые после воспламенения способствуют быстрому распространению горения. В более старых моделях его гораздо меньше, поэтому всегда есть шанс быстрого самозатухания либо оперативного устранения огня.
Действия водителя при возгорании автомобиля
Если вы обнаружили первые симптомы воспламенения своего авто (выражаются в наличии пламени, дыма, посторонних запахов), следует немедленно остановиться и разомкнуть электроцепь. Затем все пассажиры должны покинуть автомобиль и отойти от ТС на безопасное расстояние для минимизации угрозы для их жизни и здоровья.
Основная задача водителя — предупредить о возможной угрозе других участников дорожного движения, чтобы избежать повреждения других ТС и обеспечить дополнительные силы для ликвидации начинающегося пожара.
Как пользоваться огнетушителем?
Для устранения пожара воспользуйтесь огнетушителем, который есть в автомобиле:
- Сорвите пломбу.
- Выдерните чеку.
- Освободите шланг и направьте его на очаг воспламенения.
- Нажмите на рычаг и приступите к тушению.
Как тушить автомобиль, с чего начать?
В первую очередь обработайте огнетушителем наружную часть автомобиля, и лишь после этого переходите к ликвидации огня во внутреннем пространстве. Возгорание обшивки салона — вторичное явление, которому предшествует воспламенение в подкапотном пространстве.
Чтобы устранить огонь под капотом, откройте его замок с помощью монтировки. Крайне нежелательно браться за капот голыми руками, поскольку есть серьезный риск получения сильных ожогов.
Когда пламя в данной части будет ликвидировано, нужно убедиться в отсутствии искр из проводки и течи из топливных шлангов.
Если загорелся салон, основную часть смеси огнетушителя нужно направить на его передний отдел. При этом плотно забейте пеной вентиляционные отверстия для предотвращения подпитывания огня кислородом.
Сидения заслуживают особенного внимания. В недорогих авто они наполнены полиуретаном, а он поддерживает горение и хорошо воспламеняется. Если автомобиль загорелся на стоянке либо иной открытой местности, нельзя оставлять его без присмотра даже когда пламя будет полностью погашено. Всегда есть риск повторного распространения огня, что создает угрозу для других автомобилей.
Советы профи
Желательно не садиться в автомобиль после возгорания, а вызвать эвакуатор для его транспортировки. Даже если возгорание было несущественным, не следует снова включать электроцепь и открывать подачу топлива, пока не будет установлена причина пожара.
Причины возгорания авто и методы борьбы с ними
Нет нужды объяснять, насколько опасно возгорание автомобиля — его последствием может быть серьёзное повреждение транспортного средства, полное уничтожение дорогостоящего имущества либо даже летальный исход для человека.
Именно поэтому Правила предписывают обязательную комплектацию каждой машины огнетушителем и другими средствами борьбы с пламенем. Кроме того, водитель должен иметь навыки пожарного, чтобы суметь справиться с опасностью при необходимости.
Очень важно установить точную причину возгорания автомобиля, чтобы знать, какие именно меры предпринимать при угрозе воспламенения.
Технические неполадки
Номером один в рейтинге причин возгорания является утечка топлива — именно об этом свидетельствует международная статистика страховых организаций. Даже несколько капель бензина, попавших на горячий блок цилиндров либо на компоненты системы охлаждения, могут стать причиной появления пламени.
Для уничтожения автомобиля потребуется лишь несколько минут — поэтому от водителя потребуется молниеносная реакция. Перед началом движения необходимо убедиться, что в автомобиле отсутствует запах бензина.
При его наличии следует открыть капот, не заглушая мотора — это позволит увидеть невооружённым взглядом струю топлива и предотвратить возгорание.
Второе место традиционно занимает короткое замыкание электропроводки, которое вызывает возгорание автомобиля в каждом четвёртом случае. Повреждение изоляции ведёт к возникновению пробоев электрического заряда, которые сопровождаются нагревом провода.
Если же проблему не устранить достаточно быстро, в месте надрыва образуется отверстие, что и становится причиной замыкания. Таким случаям возгорания обычно предшествуют сбои в электронике автомобиля либо случаи самопроизвольной разрядки аккумулятора.
Всегда следите за состоянием проводки автомобиля
Сама батарея также нередко становится причиной возгорания, поскольку в большинстве автомобилей она легко повреждается. Чтобы вызвать воспламенение, достаточно облить аккумулятор большим количеством жидкости, например, воды в глубоком броде либо охлаждающего состава, вылившегося из повреждённого патрубка.
У гибридных транспортных средств и электрокаров причина возгорания может быть не столь тривиальной. Их аккумуляторы стараются разместить близко к днищу, чтобы улучшить манёвренность автомобиля.
При наезде на крупный предмет либо попадании под колёса мусора с острыми гранями батарея нередко повреждается, что приводит к мгновенному возгоранию автомобиля.
Прохудившаяся прокладка также становится причиной воспламенения транспортного средства, приводящего к его полному уничтожению.
Разрывы в уплотнителях приводят к вытеканию наружу горючих технических жидкостей — остаётся только дождаться нагрева двигателя либо появления искры.
В бензиновых моторах утечка чаще всего находится в прокладке головки блока либо в уплотнителе впускного коллектора. Причиной возгорания может служить и лопнувший корпус топливного фильтра либо трещины в соединительных трубках.
Если автомобиль оснащён газовым оборудованием, опасность возникновения пожара существенно возрастает. Причиной возгорания обычно становится повреждение трубки, ведущей от бака к редуктору либо форсункам.
Также опасность угрожает автомобилю при разрыве силиконовых трубок, мембраны испарителя или при чрезмерном износе фильтра.
Не следует забывать и о плохой настройке газового оборудования — при неудачной установке параметров подачи топлива пропорции смеси могут быть не соблюдены, что приведёт к перегреву мотора и выхлопной системы.
Вина водителя
О невнимательности российских водителей уже успели сложить легенды, но на самом деле эта проблема является межнациональной, о чём свидетельствуют данные страховых организаций.
Даже педантичные немцы, норвежцы и шведы забывают под капотом автомобиля разнообразные тряпки, пластиковые бутылки и даже флаконы с легко воспламеняющимися жидкостями.
Температура мотора и охлаждающей системы очень велика, что становится причиной возгорания постороннего предмета, а затем — проводки, резинотехнических изделий и автомобильной краски.
Некоторые водители разливают масло, бензин и прочие технические жидкости под капотом, думая, что они испарятся при прогреве двигателя. Отчасти это справедливо, поскольку любые углеводороды имеют высокую летучесть, но быстрый нагрев мотора способен стать причиной возгорания.
На гоночном треке нередко можно увидеть горящее авто, которое тушит целая команда пожарных — такая ситуация является причиной опасного перегрева мотора. Возгорание происходит по причине разлитого моторного масла, являющегося легковоспламеняющейся жидкостью.
При повышении температуры смазочный материал теряет свою вязкость и начинает просачиваться сквозь уплотнители и разнообразные соединения. Попав на горячую поверхность блока цилиндров, масло становится причиной возгорания.
Потушить его достаточно сложно, поскольку такая техническая жидкость быстро растекается под капотом, но практически не испаряется под действием нагрева.
Перегреваться может не только двигатель, но и выхлопная система. Даже в нормальном состоянии она нередко становится причиной возгорания пролитого масла либо бензина — температура выпускного коллектора достигает 600 градусов.
При неполном сгорании смеси часть паров бензина может попадать в выхлопную трубу, где происходит её повторная детонация, сопровождающаяся перегревом каталитического нейтрализатора. Температура поднимается до 900–1200 градусов, что может привести к возгоранию лакокрасочного покрытия либо предметов облицовки автомобиля.
Чтобы избежать случаев перегрева, нужно внимательно следить за оборотами двигателя, а также следить за техническим состоянием:
- Свечей зажигания;
- Электронного блока управления;
- Впускного и выпускного коллектора;
- Форсунок;
- Распределителя зажигания и катушек.
В последние годы растёт доля такой причины возгорания автомобиля, как изменение конструкции электрической цепи. Установка дополнительного оборудования большой мощности повышает нагрузку на провода, которые начинают перегреваться.
Если же механик решит проложить проводку вне предусмотренного производителем места, причиной её возгорания может стать нагрев от двигателя, выхлопной либо охлаждающей системы. Применение некачественных проводов приводит к короткому замыканию, подробно описанному выше.
Поэтому установку или ремонт любого электрического оборудования следует поручать только настоящему профессионалу — впоследствии это позволит избежать возгорания.
Другие факторы
Всегда остаётся вероятность банального поджога транспортного средства злоумышленниками — предотвратить такое намеренное воздействие можно только с хорошей охраной автомобиля. Если машина стоит на неохраняемой стоянке, ночью её можно накрывать специальным брезентовым чехлом, способным погасить возгорание.
Под капот и в салон автомобилей, имеющих повышенную угрозу возгорания, нередко устанавливают малогабаритные аэрозольные генераторы (МАГ). Они способны испортить отделку и разрушить часть проводки, но уберегут автомобиль от возгорания при умышленном поджоге.
Кроме того, существует универсальное средство, защищающее автолюбителя от ущерба при таких преступлениях — страховка КАСКО.
Часто причиной возгорания авто является поджог
Понятно, что стать причиной возгорания может стоящий рядом автомобиль, короткое замыкание проводки в гараже или горящий мусорный бак, расположенный в паре метров от машины. Такую возможность следует учитывать всегда и тщательно проверять место, где вы собираетесь оставлять своё транспортное средство на длительное время.
Кроме того, значительно увеличивает вероятность возгорания пятно бензина или масла, расположенное поблизости — достаточно будет одной искры, чтобы под автомобилем начался настоящий пожар.
Поэтому в гараже и на парковке стоит периодически проводить уборку, засыпая пятна от технических жидкостей песком, а затем смывая их пенящимися жидкостями.
В произошедшем можно усмотреть и вину производителя — автомобиль вполне может иметь ряд конструктивных недостатков, в перспективе становящихся причиной возгорания. Относительно недавно объявлялись отзывные кампании концернами Ford и General Motors.
В первом случае причиной стал дефект бензобака, который приводил к вытеканию топлива и мог стать причиной возгорания, во втором — неправильный выбор места прокладывания проводки. Стоит внимательно следить за объявлением отзывных кампаний и соглашаться на необходимые доработки, чтобы автомобиль не стал жертвой пожара.
Если же произошло непоправимое, и вина производителя доказана — смело подавайте претензию официальному дилеру, который вряд ли станет скупиться на поддержании своей репутации.
Ваши действия
При обнаружении признаков возгорания — дыма, пламени, странных запахов и прочих следует немедленно остановить автомобиль и разомкнуть электрическую цепь. Затем все люди должны покинуть автомобиль, чтобы не подвергаться угрозе вреда здоровью и жизни.
Задача пассажиров состоит в привлечении внимания окружающих водителей — они должны знать о начавшемся возгорании, чтобы успеть отвести свои транспортные средства и оказать посильную помощь в тушении пожара.
Водителю же необходимо добраться до огнетушителя в автомобиле и начать гасить огонь.
Вначале необходимо обработать наружную поверхность машины, и только затем переходить к тушению внутреннего пространства. Возгорание в салоне является вторичным — вначале необходимо погасить огонь под капотом.
Для этого откройте его замок и воспользуйтесь монтировкой, чтобы поддеть крышку. Браться голыми руками за капот при возгорании нежелательно — водитель может получить достаточно сильные ожоги.
Погасив пламя под капотом, убедитесь, что из шлангов не течёт топливо, а провода не создают искру.
При возгорании салона основная часть заряда огнетушителя должна приходиться на его переднюю часть — вам нужно забить пеной или порошком вентиляционные отверстия, через которые огонь получает кислород.
Наибольшее внимание уделяйте сидениям — в недорогих машинах они набиты пенополиуретаном, который отлично поддерживает горение.
Если возгорание произошло на стоянке или крытом паркинге, не оставляйте автомобиль после погашения пламени, поскольку его повторное распространение будет угрожать окружающим машинам.
После возгорания садиться в автомобиль крайне нежелательно — лучше всего вызвать технического эксперта и эвакуатор, который отбуксирует повреждённый транспорт к ближайшему СТО. Даже если воспламенение было несерьёзным, нельзя открывать подачу топлива и включать электрическую цепь, пока не будет установлена его настоящая причина.
Пожарная безопасность
Хотя возгорания случаются намного реже, чем ДТП или кражи автомобилей, эксперты страховых компаний не советуют скупиться на защиту от такого вида риска. Существует масса причин, по которым внутри машины может распространиться огонь — и они необязательно подразумевают вину водителя.
Однако не стоит моментально покидать автомобиль при возгорании и ждать его полного уничтожения, рассчитывая на страховку. Вы можете предотвратить уничтожение своей дорогостоящей собственности, если выполните тушение по всем правилам.
Кроме того, следует соблюдать правила профилактики, которые помогут избежать возгорания по любой из описанных выше причин.
20 причин, почему машина может загореться — журнал За рулем
Огонь хороший слуга, но плохой хозяин.
Не так давно по телевидению прошла информация, что на парковке возле торгового центра начал плавиться и дымиться пластик в автомобиле, да и сам он почти что загорелся. Дело было жарким летом в Ростове-на-Дону, а архитектурное решение здания привело к развитию событий, как при знаменитом историческом поджоге.
Более чем за 200 лет до нашей эры Архимед сжег римский флот, направив множество солнечных зайчиков на осаждавшие Сиракузы корабли. Полностью остекленный фасад торгового центра образовывал вогнутую поверхность, которая сконцентрировала солнечные лучи на припаркованном Лексусе.
Этот пример я привел, чтобы показать: пожар в машине могут вызвать самые непредвиденные обстоятельства.
В конструкции современных автомобилей применено множество материалов, которые горят хорошо или очень хорошо. Практически все элементы салона относятся к горючим, да и в моторном отсеке также применено множество таких материалов. И, конечно, королем горючести является бензин, собственно, его для этого и придумали.
Один из самых горючих элементов автомобиля — шины.Один из самых горючих элементов автомобиля — шины.
Если пожар начался, то первым делом его следует пробовать тушить, хотя не всегда это безопасно, да и не всегда возможно.
А вот при «разборе полетов», да еще если машина застрахована, обязательно нужно определиться с тем, что явилось причиной пожара.
Ну а мы вспомним все возможные причины пожара, чтобы предотвратить такие действия или бездействия, которые могут лишить вас автомобиля.
Заводские недостатки конструкции
Как ни странно, но даже при современном уровне проектирования и производства автомобилей потребители иногда сталкиваются с тем, что их автомобили небезопасны, в частности, возможно их возгорание.
Тогда фирма-производитель проводит отзывную кампанию и бесплатно устраняет опасный дефект.
Конечно, рейтинг фирмы это не поднимает, но куда важнее при этом предотвратить пожар, пусть в одном из тысячи автомобилей.
Неправильная мойка двигателя
Мойка мотора струей воды с большим напором и незащищенными узлами электрооборудования может привести к пожару. Как вода вызывает пожар? Все просто. Отсыревшие элементы системы зажигания выдают искру с перебоями.
Форсунки исправно подают топливо в цилиндры, а оно там не сгорает, накапливаясь в каталитическом нейтрализаторе.
А потом может последовать взрыв, нейтрализатор разнесет, а волна раскаленных газов подожжет мастику на дне машины или теплозащиту моторного отсека.
Неправильная мойка моторного отсека может вызвать пожар.Неправильная мойка моторного отсека может вызвать пожар.
Неправильное обслуживание
При проведении технического обслуживания персонал может грубо нарушить правила техники безопасности в автосервисе, и при этом машина может сгореть прямо там, а то еще и вместе со всем сооружением. А бывают случаи, когда что-то не затянули или не загерметизировали. В результате происходит утечка легковоспламеняющегося топлива. Лично дважды участвовал в устранении подобных утечек.
Один раз причиной стали незащелкнутые фиксаторы топливной трубки на фильтре — штуцер сорвало спустя 15 минут работы мотора. Сам фильтр при этом был расположен в моторном отсеке. Другой раз во время ремонтных работ на сервисе перекосили прокладку модуля бензонасоса. При первой же заправке «до полного» легковоспламеняющееся топливо ручьем потекло под машину.
До пожара в обоих случаях не дошло.
Взрыв аккумулятора
Водород, выделяющийся из аккумулятора при зарядке или «прикуривании», может взорваться, да так, что с батареи сорвет верхнюю крышку. Все вокруг окажется в кислоте. При этом от пламени в момент взрыва могут заняться и элементы в моторном отсеке. Ни в коем случае не допускайте искр возле аккумулятора.
Будьте очень осторожны при «прикуривании». Искра может поджечь автомобиль.Будьте очень осторожны при «прикуривании». Искра может поджечь автомобиль.
Заполненный доверху топливный бак
Если сразу после заправки «под горлышко» оставить машину на солнышке в жаркий день, то топливо от нагревания начнет расширяться и капать из заливной горловины. Достаточно случайной искры или хулиганского окурка, как пожар станет неминуем. Так можно залить бензин не только из канистры, но и с помощью пистолета на обычной АЗС.
Воспламенение от перегретого каталитического нейтрализатора
Перегрев каталитического нейтрализатора возможен из-за выхода из строя свечи зажигания или льющей форсунки. При этом догорание топлива происходит не в цилиндре, а в каталитическом нейтрализаторе.
Он разогревается до слишком высокой температуры и может поджечь мастику на днище (особенно свеженанесенную).
Следите за исправностью систем питания и зажигания и не игнорируйте заметных неполадок в двигателе, когда загорается сигнализатор Check Engine.
Сухая трава и нейтрализатор
После интенсивной езды в жару корпус каталитического нейтрализатора разогревается до весьма высоких температур. Достаточно свернуть с асфальта и поставить машину на полянку с высокой сухой травой, как можно будет с ней (с машиной!) распрощаться. Загорится трава, а вслед за ней и машина.
Вначале занялась сухая трава…Вначале занялась сухая трава…
Утечка бензина под капотом
Любая утечка бензина под капотом опасна, так как его может поджечь случайная искра, а попадание на раскаленный выпускной коллектор однозначно вызовет пожар. Ведь температура самовоспламенения бензина около 250 градусов. А коллектор порой светится вишневым цветом. Нагревается до 600 градусов. Совет один — не допускайте утечек топлива, особенно бензина.
Использование пусковых жидкостей
Если перелить во впускной тракт двигателя так называемую Starting Fluid, вполне возможно получить вспышку, которая подожжет весь моторный отсек. Соблюдайте инструкцию к средству, а вообще, исправный двигатель должен пускаться безо всех ухищрений.
Замыкание проводки
Этот дефект особенно опасен, если владелец, пренебрегая предупреждением в виде перегоревшего предохранителя, ставит другой, да помощнее. Провода, перегревшись, начинают плавить изоляцию, и она может загореться. Новый предохранитель ставят только после устранения причины замыкания.
Зарядные устройства «под прикуриватель» и нештатные гаджеты
Неприятно, если очень некачественное изделие, будь то обогреваемый током чехол на сиденье или тепловентилятор, расплавят и подожгут гнездо прикуривателя. Но еще хуже, если это неродные магнитолы, усилители и прочая цветомузыка.
Их стараются подключать толстенными проводами непосредственно к аккумулятору. И вот если в такой цепи произойдет замыкание, то пожара не миновать. Рекомендую только профессиональное подключение, и желательно через предохранители.
Штатный «прикуриватель» далеко не самый опасный из гаджетов, которые включают в это гнездо.Штатный «прикуриватель» далеко не самый опасный из гаджетов, которые включают в это гнездо.
Хлам в машине
Известны случаи, когда банка с водой в машине, оставленной на летнем солнце, сыграла роль линзы и подожгла элементы салона.
Зажигалка
Оставленная в жару на панели приборов газовая зажигалка может взорваться от перегрева. А займется или нет салон от этого источника открытого пламени — вопрос везения.
А все началось с зажигалки на торпедо…А все началось с зажигалки на торпедо…
Газовая система
Газобаллонная система питания автомобиля, особенно установленная не на заводе-производителе автомобиля, несет определенную угрозу.
Например, в системе предусмотрены предохранительные клапаны, не позволяющие превысить давление в баллоне. Но стравливают они газ чаще всего в багажное отделение.
А если туда заглянуть держа в руках сигарету? Помните, что автомобиль на газу требует неукоснительного соблюдения мер противопожарной безопасности.
Антифриз
Экспертиза «За рулем» показала, что некачественные антифризы могут гореть при температуре меньше 100 градусов. Представьте, что такой антифриз подтекает на элементы системы выпуска — вот и готовый пожар.
Телогрейка
Зимой многие утепляют моторный отсек, чтобы двигатель медленнее остывал. Но одно дело — фирменное, негорючее автоодеяло, а другое — промасленная телогрейка, наброшенная на движок. Не делайте так во избежание пожара.
Пожар на заправке
Причин пожара на АЗС множество. Нужно соблюдать простейшие правила — не курить, не использовать пластиковые емкости, которые могут вызвать искрообразование вследствие статического разряда.
На этот раз все ограничилось одной полусгоревшей машиной.На этот раз все ограничилось одной полусгоревшей машиной.
Окурок
Известны случаи, когда окурок, выброшенный водителем в окно на скорости, тут же залетал в салон сквозь проем опущенного стекла задней двери, и там начинался пожар. Еще бывало, что окурок затягивало в воздухозаборник двигателя заднемоторного автомобиля. Загореться в такой ситуации могли и Запорожец, и Порше.
Авария
При аварии могут быть разорваны любые топливные магистрали, может потерять герметичность топливный бак. Достаточно случайной искры от перебитых жгутов проводов, и растекающаяся бензиновая лужа превратится в огненную стену.
Совет один. Если можете, постарайтесь побыстрее покинуть автомобиль. А если вы очевидец, но не можете достать людей из искореженной машины, то побыстрее скиньте клемму с аккумулятора.
Только убедитесь, что эта клемма уже не мокрая от бензина…
Поджог
Самый отвратительный пожар в автомобиле, по крайней мере с моральной точки зрения, — это поджог. Конечно, возможны разные варианты развития событий и отношений между людьми.
Но я слишком люблю автомобили, слишком уважаю вложенный в них труд людей и никогда не одобрю такой способ разрешения конфликта.
Совет простой, не конфликтуйте в своем, да и в чужом дворе, на дороге (при подъезде к дому) и просто на любой парковке.
В заключение хочу пожелать вам, чтобы искорка проскакивала в вашей машине только в свечах зажигания да в ваших глазах от удовольствия пользования исправным автомобилем.
20 причин, почему машина может загореться
Почему загораются автомобили?
Неисправности транспортного средства – это, конечно, достаточно досадная неприятность, но если автомобиль воспламеняется, то вопрос ремонта оценивается совсем по-другому.
Надо сказать, что возможность возгорания машины вполне обоснована, ведь продукция современного автопрома плохо противостоит огню и может полностью сгореть всего за несколько минут.
Причин подобного явления всегда несколько, и четко определить, в чем же дело, можно лишь при глубоком анализе последствий происшествия.
Все возможные причины возгорания автомобиля разделяют на несколько основных групп. К ним относят: технические особенности транспортного средства, человеческий фактор (в частности, вину самого водителя) и некоторые другие обстоятельства, о которых мы расскажем немного позже.
1. Технические неполадки
1.1 Особенности и недостатки конструкции транспортного средства
В данной ситуации главным виновником возгорания автомобиля является его производитель, так как малейшие упущения в конструкции любого транспортного средства создают все условия для воспламенения.
Конечно, когда недостатки той или иной модели становятся явными, изготовитель может отозвать свою продукцию с рынка, но тем, кто уже потерпел убытки, от этого не легче.
Правда, добиться материальной компенсации в этом случае вполне реально.
К примеру, не так давно компания «Форд» была вынуждена отозвать с продажи свои автомобили, так как их топливный бак имел серьезный дефект, который мог вызвать возгорание. Справедливости ради следует отметить, что каждый крупный автопроизводитель хоть раз, но вынужден был отзывать свою продукцию на доработку.
1.2 Неисправности электрической системы автомобиля
Данный фактор находится на втором месте в списке самых распространенных причин пожаров. Конструкция любых аккумуляторных батарей достаточно сложная, тем более, если речь идет о составляющих электрических и гибридных машин.
АКБ способны выделять в моторном отсеке взрывоопасный газ, а любое малейшее замыкание повлечет за собой воспламенение. Впрочем, аккумуляторная батарея и сама по себе нередко становится причиной пожара, так как в большинстве машин ее довольно просто повредить.
Достаточно облить аккумулятор большим количеством воды или же охлаждающего состава, который может вылиться из поврежденного патрубка.
Также не стоит забывать, что опасности, связанные с электросистемой, не ограничиваются только подкапотным пространством и могут вызвать возгорание на любом другом участке транспортного средства.
1.3 «Бензиновые» пожары
Данный вид возгораний чаще всего объясняется различными неисправностями топливной магистрали, бензобака и системы впрыска топлива.
Этот вопрос особенно актуален для современных транспортных средств, где электронасос подкачки бензина размещен непосредственно в топливном баке.
Пары бензины самовоспламеняются уже при температуре в 430°C, но при наличии искры (ее температура нередко достигает 1900°C) этот процесс может начаться и при температурных показателях в — 42°C.
Зачастую подобные пожары начинаются в месте установки инжектора или карбюратора и при длительном горении часто вызывают деформацию этих деталей и увеличение подачи топлива к очагу возгорания.
1.4 Неисправное газовое оборудование
На автомобилях с газовыми установками причинами возгорания нередко становятся поврежденные трубки, которые соединяют бак и редуктор, или же бак и форсунки.
Также основой для воспламенения транспортного средства нередко служат разрывы силиконовых трубок, мембраны испарителя или чрезмерный износ фильтра.
Не нужно забывать и о неточностях в настройке самого газового оборудования, ведь при неудачной регулировке параметров подачи топлива не всегда соблюдаются пропорции, что, в свою очередь, ведет к перегреву двигателя и системы выхлопа.
2. Вина водителя
Виновником автомобильных пожаров нередко становится его владелец, который своими неосторожными действиями может легко спровоцировать воспламенение транспортного средства. В этом вопросе можно выделить две наиболее типичных ситуации:
Возгорание масла, бензина и других технических жидкостей. В данном случае причиной воспламенения горючих материалов становится неосторожность водителя, который пролил их на мотор, после чего жидкость попала и на коллектор. Естественно, как и любой другой нефтепродукт, масло способно гореть уже при температуре в 450°C, причем такие пожары далеко не редкость.
Однако не все рабочие составы одинаково реагируют на те или иные обстоятельства. К примеру, тормозная жидкость способна воспламеняться только при наличии открытого огня, но ее попадание в очаг возгорания лишь усиливает пламя, поэтому установить точное место возгорания достаточно сложно.
Перегрев выхлопной системы – еще одна возможная причина пожара, которая, наряду с перегревом двигателя, даже в нормальном состоянии может вызвать воспламенение пролитой смазочной жидкости или бензина (к слову, температура выпускного коллектора может достигать 600°C).
Неполное сгорание топливной смеси ведет к тому, что часть паров бензина нередко попадает в выхлопную трубу, где и происходит еще одна детонация, сопровождающаяся перегревом каталитического нейтрализатора. В результате, температурные показатели достигают 900°C-1200°C, а это уже легко может вызвать воспламенение лакокрасочного покрытия и предметов отделки автомобиля.
Следует отметить, что поиск места начала пожара – это довольно сложная работа, которая может занять не один час времени. Если блок предохранителей уцелел, то вполне вероятно, что его осмотр покажет направление развития внутренних пожаров электрической проводки, хоть разделение самих проводов сгоревшей косы – дело небыстрое.
Кроме того, из-за своей длины, немалое количество проводов не имеют предохранителей и при перегреве становятся очень хрупкими. Если короткое замыкание возникло на провод массы, то место замыкания можно определить, исходя из следов оплавления проводки.
3. Другие факторы
3.1 Преднамеренный поджог
Зачастую преднамеренный поджог автомобиля является главной причиной воспламенения при страховых махинациях. К примеру, если владелец хочет получить страховку и сообщает о краже машины, таким способом можно скрыть все улики.
Правда, грамотные страховые компании уже давно знают о методе «подстроенной кражи», поэтому даже самый умный и расчетливый «вор» не сможет все хорошо сымитировать.
Обычно в ходе экспертизы все использованные уловки раскрываются, а значит, за подстроенное преступление можно получить вполне реальный уголовный срок.
Иногда причиной поджога транспортного средства становится поломка двигателя, ведь, по мнению автовладельца, он сможет получить полную стоимость страховки, не обременяя себя заботами о ремонте. Однако тщательно проведенное расследование установит правду и в этом случае, даже если работа поджигателя будет тщательно замаскирована.
Преднамеренный поджог нередко используют и настоящие мошенники, которые, украв из машины все ценные вещи, стараются «замести» свои следы. В итоге, владельцу будет непросто разобраться, что и кем было украдено.
Во многих городах нашего государства преднамеренный поджог транспортного средства часто был вызван банальными хулиганскими действиями, преступными побуждениями или исходил из желания мести.
В большинстве этих случаев злоумышленники даже не пытались скрыть свои действия, поэтому, если погасить пламя в максимально короткие сроки, то установить точное место возгорания будет намного проще.
Нередко поспешность организации поджога с целью мести объясняется близким местом жительства или работы автовладельца, ведь угонять транспортное средство лишь для того, чтобы его сжечь, никто не будет – это не только опасно, но и накладно.
3.2 Случайное возгорание
Не всегда при воспламенении автомобиля стоит искать скрытый умысел, ведь достаточно часто причиной подобного явления выступает самовозгорание. Поэтому эксперт, который работает над восстановлением всех обстоятельств дела, должен очень хорошо разбираться в устройстве машин.
В первую очередь проверке подлежит ЭБУ, так как сохраненные в нем коды ошибок могут существенно сэкономить время на поиски поврежденной магистрали электропроводки, идущей к тому или иному потребителю.
Учитывая, что большая часть пожаров происходит в моторном отсеке (это утверждение актуально как для легковых, так и для грузовых транспортных средств), наличие определенных знаний о размещении деталей в подкапотном пространстве очень важно для проведения соответствующей послепожарной экспертизы.
Также не стоит забывать, что выпускаемые сегодня автомобили оснащены большим количеством пластиковых деталей, которые после возгорания способствуют быстрому распространению пламени. В относительно недорогих или более старых моделях его намного меньше, поэтому всегда существует шанс быстрого самозатухания или оперативного устранения огня.
3.3 Возгорание охлаждающей жидкости (антифриза)
Неопытным автолюбителям может показаться, что наименее опасной при возгорании автомобиля является охлаждающая жидкость, но это далеко не так.
Чаще всего убеждаться в этом приходится владельцам старых автомобилей, хотя на сегодняшний день эта неприятность грозит и более современным транспортным средствам.
Они рискуют загореться из-за утечки антифриза и его попадания на раскаленную поверхность выпускного коллектора, или же самого блока двигателя.
Даже вопреки установленному факту, многие специалисты считают охлаждающую жидкость негорючим материалом, из-за чего истинная причина возгорания может остаться тайной. Также, при проведении экспертизы часто удается узнать, что перед непосредственным воспламенением водитель замечал исходящий из моторного отсека пар – типичный признак перегревшегося двигателя.
Когда же человек останавливался для более точной диагностики проблемы, машина просто загоралась.
Что же повлекло за собой пожар? Дело в том, что антифриз – это смесь воды и этиленгликоля (50/50), который начинает испаряться при температуре 110°C, а его возгорание происходит при температуре в 410°C.
В различных видах бензиновых двигателей (особенно в вариантах, дополненных турбонаддувом), указанные показатели могут существенно превышаться.
Испытания, проведенные в условиях лаборатории, показали, что воспламенение этиленгликоля, в основном, происходит только при утечке охлаждающей жидкости, то есть в то время, когда горячая смесь попадает на выпускной коллектор, а закипевшая вода (входящая в состав жидкости) начинает испаряться.
В результате, оставшийся этиленгликоль может загореться даже при температурных показателях в 120°C, особенно если рядом присутствует искрящая электропроводка.
На практике это означает, что любая случайная искра способна воспламенить пары указанного вещества, после чего этиленгликоль начнет гореть сильным и стабильным пламенем.
Естественно, другие детали моторного отсека также оказываются в зоне риска.
Подобный эксперимент можно провести и в домашних условиях. К примеру, достаточно просто вылить немного охлаждающей жидкости на сковороду и зафиксировать температуру ее возгорания. Однако следует помнить, что любые опыты с горючими веществами – это очень опасное занятие, поэтому определение причины возгорания автомобиля лучше доверить опытным специалистам.
Пожары, причиной которых стало возгорание антифриза, всегда имеют вид поджогов, а оплавление алюминиевых радиаторов происходит в V-образной форме, то есть сверху вниз. При прохладном и полностью остывшем моторе возгорание охлаждающей жидкости практически невозможно, что является крайне важным фактом при проведении исследований на предмет причины возгорания транспортного средства.
4. Что делать, если загорелся автомобиль?
Как только вы обнаружили первые признаки возгорания своей машины (выражаются в наличии дыма, пламени, посторонних запахов), необходимо сразу же прекратить движение и разомкнуть электроцепь. После этого все пассажиры должны выйти из автомобиля и отойти от него на безопасное расстояние, что минимизирует угрозу для их здоровья и жизни.
Основной задачей автовладельца и всех, кто находился в салоне транспортного средства, является предупреждение других участников дорожного движения о возможной угрозе.
Это поможет избежать повреждения других транспортных средств и обеспечит дополнительные силы для тушения начинающегося пожара.
Для ликвидации проблемы стоит воспользоваться имеющимся в автомобиле огнетушителем.
На начальном этапе с его помощью обрабатывается наружная часть машины, и только потом можно переходить к устранению пожара во внутреннем пространстве. Воспламенение обшивки салона – это вторичное действие, которому предшествует возгорание в подкапотном пространстве.
Для того чтобы устранить пламя под капотом, необходимо открыть его замок при помощи монтировки. Голыми руками браться за капот крайне нежелательно, так как есть серьезная вероятность получения сильных ожогов.
После того, как пламя в этой части будет ликвидировано, убедитесь в отсутствии течи из топливных шлангов и искр из проводки.
Если загорелся салон автомобиля, то основная часть смеси огнетушителя должна направляться на его передний участок, причем следует плотно забить пеной все вентиляционные отверстия, что предотвратит подпитывание огня кислородом.
Особого внимания заслуживают сиденья. В недорогих моделях они наполнены полиуретаном, который очень хорошо воспламеняется и поддерживает горение.
Если транспортное средство загорелось на стоянке или другой открытой местности, то даже после полного гашения пламени его нельзя оставлять без присмотра.
Всегда существует риск повторного распространения пламени, что будет угрожать другим автомобилям.
Кроме того, после возгорания лучше не садиться в машину, а для ее транспортировки всегда можно вызвать эвакуатор и соответствующего специалиста. Даже если, на ваш взгляд, возгорание было незначительным, не стоит открывать подачу топливной жидкости и снова включать электроцепь, по крайней мере до того момента, пока не будет установлена точная причина пожара.
Источник Источник http://bezopasnostin.ru/pozharnaya-signalizatsiya/plan-dejstvij-pri-vozgoranii-avtomobilya.html
Источник Источник http://dacar.su/articles/osnovnye-prichiny-vozgoraniya-avtomobiley-i-sposoby-resheniya-situatsii/
Источник Источник Источник http://facenewss.ru/bezopasnost/vozgoranie-avtomobilia-prichiny-i-deistviia-esli-zagorelsia