Обучение чип-тюнингу автомобиля: с чего начать, базовые понятия для начинающих
Основы чип-тюнинга для начинающих
Введение
Некоторые автомобилисты-самоучки успешно диагностируют силовые агрегаты не только своего автомобиля, но и близких друзей и родственников. Желающие увеличить багаж знаний и свои способности часто задумываются над тем, как это сделать, однако, даже не представляют с чего начать чип-тюнинг, не знают, что им для этого нужно и какие минимальные сбережения понадобятся для приобретения специального оборудования.
Гораздо проще освоить основы чип-тюнинга тому, кто имеет хотя бы минимальные познания в области ДВС, умеет работать с электрооборудованием, читать электросхемы, является активным пользователем компьютера, знает, как работать с электронными базами данных и различными диагностическими приборами. Проводящий диагностику и чип-тюнинг человек должен хорошо знать особенности устройства движка, разбираться в современных системах впрыска.
В нижеприведённой статье рассмотрим базовые понятия, которые помогут каждому желающему автомобилисту разобраться с основами чип-тюнинга.
Обучение специалиста
Кроме оборудования и специального программного обеспечения, любого желающего научиться чип-тюнингу интересует вопрос обучения. Правда, даже несмотря на то, что некоторые компании набирают группы автовладельцев для обучения чип-тюнингу, на деле мало кто из них получает полезные познания, помогающие в дальнейшем осуществлять качественно услуги другим автолюбителям. Чаще всего человек, который делает чип-тюнинг, обучение проходит непосредственно на практике, методом проб и ошибок учится «понимать» силовой агрегат, менять его свойства и увеличивать производительность.
Специальное оборудование
Если автолюбитель не знает с чего начать проведение чип-тюнинга, он должен хотя бы примерно знать о том количестве специального оборудования, которое ему впоследствии пригодится. Как показывает практика, большинство владельцев транспортных средств с удовольствием отдадут свой автомобиль квалифицированному специалисту, который при помощи современных технологий сможет качественно продиагностировать силовой агрегат, даже если за это придётся заплатить немалые деньги. Профессиональный ремонт и чип-тюнинг востребованы гораздо больше субъективного мнения конкретного «специалиста», полагающегося исключительно на свои навыки и проводящего процедуру проверки движка только посредством своей интуиции и познаний.
Основы чип-тюнинга нельзя рассматривать отдельно от комплектации участка диагностики. Стоит отметить, что предназначенное для качественного проведения услуги по диагностике и чип-тюнингу силового агрегата оборудование разделяется на три главных вида. Любой современный участок для чип-тюнинга движка не может обойтись без таких приспособлений, ввиду чего целесообразно иметь хотя бы по одному представителю каждого вида, что позволит оптимизировать процесс и уточнить результаты проверки. Итак, виды диагностирующего оборудования для чип-тюнинга:
- сканеры;
- мотортестеры;
- газоанализаторы.
Сканеры
Любой современный сканер способен проверять электронный блок управления мотора, сообщая диагностирующему специалисту о текущем состоянии силового агрегата. Используя в работе сканер, можно будет:
- увидеть сигналы, поступающие с датчиков системы, а также отслеживать их изменения с течением времени;
- узнать о функционировании различных исполнительных элементов системы посредством визуального контроля;
- проверить неисправности агрегата, ознакомившись с сохранёнными в системе кодами;
- узнать идентификационные данные ЭБУ.
Те, кого интересует чип-тюнинг для начинающих, должны понимать, что показания любого сканера — это ничто иное, как отображение данных, хранящихся в ЭБУ. В связи с чем проводящий диагностику и чип-тюнинг специалист воспринимает отображаемые значения не как реальные значения определённых параметров. Сканер способен только отобразить данные, предварительно не определяя их так, как это делают измерительные приборы. Кроме отображения параметров, сканеры осведомляют о кодах имеющихся неисправностей. Правда, не следует относиться ко всем указанным сканером кодам как к побуждению к срочной замене или ремонту той или иной детали мотора. Любое показание сканирующего устройства должно, в первую очередь, натолкнуть специалиста на дальнейшие размышления и поиск реальных угроз.
В продаже есть портативные и программные сканеры для чип-тюнинга, которые не могут функционировать отдельно от ПК. При покупке программного оборудования понадобится ноутбук, оснащённый COM-портом или переходником PCMCI-COM. Вместе с этим придётся приобрести адаптер K-Line со множеством проводов и разъёмов.
Чтобы провести чип-тюнинг, обучение различному диагностическому программному обеспечению должен пройти каждый мастер. Некоторые выбирают для работы бюджетные приложения, как SMS-Diagnostic (позволяет проверить новые ЭСУД ВАЗ/ГАЗ). Если автолюбитель собирается диагностировать различные авто зарубежного производства, то ему, вероятнее всего, нужно будет купить либо несколько узкоспециализированных сканеров, либо один универсальный агрегат, который имеет меньше возможностей.
Мотортестеры
Базовые понятия чип-тюнинга могут быть раскрыты только при полном изучении всех типов необходимых в работе приспособлений. Например, мотортестеры являются измерительными приборами, которые считывают данные непосредственно с силового агрегата, определяя при этом те неисправности, которые не может обнаружить ни один сканер. Мотортестеры определяют формы напряжения, токи датчиков, отображают осциллограммы высокого напряжения и давления в цилиндрах. Кроме того, эти многофункциональные устройства способствуют измерению давления топлива, стартерного тока и УОЗ (что обязательно следует учитывать при проведении чип-тюнинга).
Например, мотортестер позволяет косвенно произвести оценку воспламенения и сгорания топливно-воздушной смеси, для чего в приборе предусмотрено наличие осциллограмм вторичного напряжения. Благодаря полученному после измерений графику можно понять:
- правильно ли установлены фазы ГРМ;
- каково состояние цилиндро-поршневой группы;
- есть ли подсос воздуха во впускном тракте;
- каковы показатели противодавления выпускной системы;
- состояние угла опережения зажигания.
Мотортестер с лёгкостью (в течение нескольких минут) определяет наличие обрыва или межвиткового замыкания форсунок, проводит качественное измерение стартерного тока (благодаря этому диагностирующий специалист оценивает состояние аккумулятора и стартера). Кроме этого, прибор проверяет функциональность различных датчиков, что делает чип-тюнинг более простой и лёгкой процедурой.
Тем, кому интересен чип-тюнинг для начинающих, должны быть готовы к тому, что покупка мотортестера потребует огромных затрат. На российском рынке представлено множество различных приборов, неплохим соотношением цены и качества обладают приборы фирмы Quantex Laboratory.
Газоанализаторы
Что касается этого приспособления, то лучше всего в работе себя показали четырёхкомпонентные приборы. Ранее активно используемые для чип-тюнинга двухкомпонентные агрегаты вместе с карбюраторами уже не встречаются на более-менее «крутых» сервисных центрах. Поэтому покупать необходимо лишь качественные газоанализаторы, позволяющие не «отрегулировать СО», а лишь стать источником для продиагностированной информации.
Основы чип-тюнинга подразумевают наличие всех трёх видов приборов, которые, используя совершенно разные методы определения данных, способны дать автомобилисту разную информацию. Естественно, есть параметры, которые могут быть одинаково точно определены всеми тремя агрегатами, однако, в большинстве случаев, все данные у каждого прибора уникальны. Следует понимать, что грамотный поиск неисправностей должен быть основан исключительно на анализе полученных данных и измерениях.
Приборы вспомогательного характера
Кроме основного оборудования, начинающему проводить процедуру чип-тюнинга авто можно приобретать различные вспомогательные приспособления, которые позволяют оптимизировать работу, в их числе:
- топливный манометр;
- приспособление, позволяющее произвести очистку форсунок;
- стенды, способствующие качественной проверке свечей или модулей зажигания;
- ампервольтомметр;
- качественный инструментарий;
- различные приборы и устройства, которыми пользуются опытные мастера, изготавливаемые исключительно «под специалиста».
Дополнительные расходы
Если автомобилист знает, что такое чип-тюнинг, базовые понятия которого он уже успел освоить на практике (вероятнее всего, диагностируя силовой агрегат своего автомобиля), для полноценной проверки двигателей ему придётся купить такие устройства, как:
- программатор блока управления c флэш-накопителем (пробную версию приложения можно скачать с тематического веб-ресурса, а, спустя время, накопив знания и клиентов, приобрести полную коммерческую версию);
- программатор ПЗУ;
- ультрафиолетовая лампа, способствующая стиранию ППЗУ;
- специальный инструментарий для пайки.
Стоит отметить, что все перечисленные приспособления не понадобятся для диагностики и чип-тюнинга новых машин, правда, при их отсутствии, весьма сложно будет проверить состояние силового агрегата зарубежных легковушек 90-х годов.
Вместе с тем даже чип-тюнинг для начинающих не может обойтись без полного комплекта всевозможных прошивок, подобранных абсолютно под все типы ЭСУД. От способностей и возможностей мастера зависит вид приобретаемого снаряжения, которое может быть как бесплатным, так и коммерческим. Стоит отметить, что некоторые специалисты пользуются исключительно собственными наработками.
Кроме перечня крутых программных приложений, любой мастер должен иметь слесарные инструменты достойного качества. Многим автомобилистам, которые обращаются за перепрошивкой «мозгов» мотора, приводит в сервисный центр банальная неисправность двигателя. Мастеру по чип-тюнингу следует быть готовым не только к диагностике, но и к вынужденному ремонту движка.
Принцип проведения диагностики для начинающих
Диагностирующий авто человек должен не только профессионально обращаться со всеми программами и приборами, он должен в обязательном порядке проводить сбор информации и её обработку, после чего принимать окончательное решение.
Если к специалисту по чип-тюнингу приехал клиент, первым делом необходимо произвести опрос, чтобы узнать о сути проблемы, расспросить о том, когда и как проявляется неисправность.
Ещё необходимо визуально произвести осмотр подкапотного пространства. Мастер должен убедиться в отсутствии видимых повреждений, связанных с электропроводкой, шлангами и высоковольтными проводами.
Работа с инструментарием и программными приложениями должна стать третьим шагом, для начала посредством сканера нужно будет определить тип ЭБУ и системы. После установления вида заводской прошивки необходимо вспомнить о её достоинствах и возможных недостатках, составе и особенностях.
На четвёртом этапе нужно проверить свечи, специалист должен по взгляду определить количество имеющегося на них нагара и цвет образовавшегося покрытия. Следует уделить внимание пробоям на изоляторе.
Затем необходимо проверить параметры датчиков и иных исполнительных элементов. Провести диагностику системы питания, чтобы узнать давление топлива. Если проблем нет — нужно включить силовой агрегат, посредством сканера узнать показания, проверить движок на наличие посторонних шумов и гула.
Далее необходимо произвести проверку мотора газоанализатором и мотортестером, чтобы получить осциллограммы высокого напряжения.
После проведения столь сложной процедуры диагностирующий авто специалист получает множество данных, которые ему придётся сопоставить друг с другом, чтобы сделать детальный анализ и вывод.
Заключение
Начинающему мастеру сложно разобраться во всех тонкостях чип-тюнинга, потребуется некоторое время, чтобы научиться правильно совершать подобную процедуру и качественно оказывать услугу «чиповки» другим автовладельцам. Если возникают сомнения по поводу функционирования той или иной детали, целесообразно заменить неисправную часть агрегата, чтобы повторно проверить данные, выдаваемые приборами.
Диагностика двигателя автомобиля обучение
Все больше автохозяйств выбирают путь самостоятельного технического обслуживания своего парка грузовых автомобилей.
Если с «ходовкой» механики справляются, то электрика, системы подготовки воздуха, тормозные системы тягача и прицепа, пневматическая подвеска и системы дизельного впрыска Common Rail требуют применения современных диагностических приборов.
Как только Вы задумаетесь о приобретении диагностического оборудования, у Вас возникают 3 возможных варианта приобретения:
Первый – очень дорогой. Это приобретение оригинальных дилерских приборов.
Второй – покупка клонов дилерских приборов. Тоже недешевый вариант. К тому же, возникают проблемы с законом из-за нелегального использования ПО. Мы также заметили, что новичкам дилерское ПО кажется нелогичным, сложным и обладающим непонятными дополнительными возможностями.
Третий вариант — универсальный мультимарочный сканер. Это прибор с дружелюбным интерфейсом, одинаковым для всех марок автомобилей, и дополнительной информацией по ремонту – электросхемами, распиновками, эталонными значениями сигналов, инструкциями по проверке электрических компонентов. Такое оборудование позволяет решить большинство текущих задач по диагностике, ремонту и техническому обслуживанию всех систем автомобиля.
Вслед за оборудованием Вам необходимо снова сделать выбор: кто будет работать на оборудовании? Где обучить вашего сотрудника?
Компания BrainStorm подготовила для Вас уникальное комплексное решение – при покупке лучшего на рынке мультимарочного сканера Jaltest Вы получаете сертификат стоимостью 50 000 руб. на базовое обучение по устройству современного грузового автомобиля. Ваш сотрудник получит навыки практического применения сканера в условиях реального автосервиса на клиентских автомобилях с реальными неисправностями.
Программа обучения содержит все самые важные знания, необходимые для успешного начала работы. Продолжительность обучения – 5 дней. При желании Вы можете продлить обучения вашего сотрудника для более глубокого изучения устройства систем и приемов диагностики.
Для кого курс будет полезен?
- Автоэлектрики
- Автомеханики
- Технические руководители СТО TRUCK
- Владельцы СТО TRUCK
Учебный курс будет полезен и рассчитан на специалистов, имеющих базовые теоретические и практические знания в области устройства автомобиля.
Данный учебный курс позволит Вам:
- Узнать методы диагностики и технического обслуживания современных коммерческих автомобилей;
- Узнать методы диагностики коммерческого транспорта, требующие применения сканера;
- Изучить процедуры, связанные с проведением технического обслуживания коммерческого транспорта и требующие применения сканера;
- Научиться пользоваться встроенной технической документацией;
- Научиться пользоваться расширенным режимом диагностики (Expert Mode);
- Ознакомиться с практикой применения самого популярного сканера Jaltest BrainStorm RUS Version.
В рамках курса будут рассмотрены следующие вопросы:
Архитектура шин передачи данных современного грузового автомобиля. Принципы получения информации сканером. Практика на автомобиле: диагностика шин CAN. Применение сканера Jaltest.
Возможности и задачи современного сканера. Практика на автомобиле. Функциональные тесты для каждой из основных систем автомобиля. Использование встроенных в сканер инструкций по поиску неисправностей. Чтение электрических схем.
Система управления двигателем. Система Common Rail. Иммобилайзер. Причины незапуска дизельного ДВС. Мощные функциональные тесты, предоставляемые сканером Jaltest для систем EDC7, по проверке топливной системы Common Rail и компрессии двигателя.
Сажевый фильтр. Мочевина. Возможности понижения класса EURO. Преимущества и риски чиптюнерства. Эмуляторы мочевины.
Тормозная система. ABS. EBS. ESP. Устройство. Методы локализации неисправности. Применение сканера Jaltest. Преимущества модуля ЕТМ. Ввод в эксплуатацию пневмомодулятора после ремонта. Проверка датчиков скорости колес без демонтажа. Диагностика тормозной системы прицепов.
Система пневматической подвески ECAS. Диагностика. Калибровка. Диагностика и замена датчика уровня кузова. Функциональные тесты, предоставляемые сканером Jaltest, для поиска неисправных компонентов ECAS.
Примеры эффективного применения мотортестера/осциллографа. Ситуации, когда применение мотортестера/осциллографа — единственная возможность найти неисправность.
Таким образом, покупая у нас сканер Jaltest, Вы не просто получаете лучшее на сегодня универсальное средство диагностики, но также и подготовленного специалиста, т.е. полноценно работающий, эффективный пост диагноста-автоэлектрика. Ваши автомобили больше не будут простаивать в ожидании выездного диагноста или простаивать в очереди на дилерском СТО. Больше не будет неоправданных покупок запасных частей «наугад» и неоправданных покупок по рекомендациям с форумов.
Место проведения: г. Химки, Вашутинское шоссе, д. 33
Проводит: Курганов К.А., технический эксперт Jaltest
Время: 03 февраля — 07 февраля 2020 г. с 10-00 до 17-00
Стоимость: 50 000 руб.
Все платные слушатели курса «Устройство и диагностика электронных систем на коммерческом транспорте» получают сертификат на сумму 50 000 руб. на приобретение сканеров Jaltest BrainStrom RUS Version и Jaltest BrainStorm RUS Version+INFO online.
Акции на обучение
При покупке прибора Jaltest BrainStorm RUS Version до 3 февраля* — обучение стоимостью 50 000 руб. в подарок!
* — ведется набор следующей группы слушателей.
Источник http://remam.ru/tune/obuchenie-chip-tyuningu-avtomobilya.html
Источник Источник Источник http://jaltest-russia.ru/novosti/obucheniya/priglashaem-na-obucheniye-avtoelectric-diagnost-gruzovikh-avtomobiley.html