Обслуживание компонентов системы охлаждения ЗИЛ-130
ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ
Детали и запасные части, техническое обслуживание, сервис и ремонт
Автомобили ГАЗ
- ГАЗ-53
- ГАЗ-66
- ГАЗ-3307
- ГАЗ-3308, 33081
- ГАЗ-3309
- ГАЗ-3310 Валдай
- ГАЗ-2705 Газель
Автомобили ЗИЛ
- ЗИЛ-130
- ЗИЛ-131
- ЗИЛ-4331
Автомобили КАМАЗ
- КАМАЗ-4310, 43118, 43114
- КАМАЗ-5320, 55111, 53212
- КАМАЗ-65115, 6520, 65117
- КАМАЗ-4308
- Двигатель КАМАЗ-740
Автомобили МАЗ
- МАЗ-5516
- МАЗ-5551
- Двигатель ЯМЗ-238
Автомобили КРАЗ
- КРАЗ-255
- КРАЗ-6510
Автомобили УРАЛ
- УРАЛ-4320, 5557
- Двигатель ЯМЗ-236
- __________________
- КАРТА САЙТА
Обслуживание компонентов системы охлаждения ЗИЛ-130
Система охлаждения двигателя ЗИЛ-130 — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости (рис. 25). Водяной насос (рис.26) — центробежный, установлен на переднем торце блока цилиндров.
Перед заправкой смазочным материалом полостей подшипников водяного насоса нужно предварительно отвернуть пробку 2, закрывающую контрольное отверстие.
Заправку надо проводить до появления свежего смазочного материала из контрольного отверстия, после чего резьбовую пробку следует установить на место.
Рис. 25. Схема системы охлаждения ЗИЛ-130
1 — радиатор; 2 — водяной насос; 3 — компрессор; 4 — перепускной шланг (байпас); 5 — термостат; 6 — кран отопителя; 7 — подводящая трубка; 8 — отводящая трубка; 9 — радиатор отопителя; 10 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 11 — дозирующая вставка; 12 — сливной кран; 13 — рукоятка сливного крана; 14 — сливной кран патрубка радиатора
Привод вентилятора и водяного насоса ЗИЛ-130 осуществляется от шкива коленчатого вала двумя ремнями. При этом передний ремень охватывает шкив генератора, а второй ремень охватывает шкив насоса гидроусилителя рулевого управления.
Регулирование натяжения ремней проводится перемещением генератора и насоса гидроусилителя рулевого управления.
Ремонт водяного насоса ЗИЛ-130
Корпус водяного насоса ЗИЛ-130 изготовлен из алюминиевого сплава АЛ-4, корпус подшипников — из серого чугуна марки СЧ15-32, а валик — из стали 40Х. Твердость валика после термической обработки 241—285. Сколы на фланце корпуса водяного насоса устраняют наплавкой.
Перед сваркой партию корпусов водяных насосов (водяной помпы) в течение 1,5 ч нагревают в электрической печи до 180—200°С, а затем наплавляют. Привалочная плоскость фланца корпуса водяного насоса в процессе ремонта, а также в период эксплуатации может покоробиться.
При короблении более допустимого размера плоскость фланца фрезеруют «как чисто», выдерживая высоту фланца не менее 48,0 мм. Трещины на корпусе водяного насоса ЗИЛ-130 заваривают после нагревания детали до 180—200° С.
Перед сваркой концы трещины накернивают, засверливают на глубину 3 мм и обрабатывают под углом 90°. При износе или срыве более двух ниток резьбы М8 X1,0 резьбовое отверстие рассверливают до диаметра 9,0 мм и заваривают.
Затем плоскость крепления корпуса подшипников водяного насоса фрезеруют «как чисто», выдержав размер между торцовыми плоскостями корпуса не менее 48,0 мм.
При износе поверхности бобышек на фланцах под болты крепления поверхность бобышек цекуют «как чисто» до исчезновения следов выработки.
После ремонта проверяют плоскость поверхности крепления корпуса подшипников и фланцев. Фланцы должны лежать в одной плоскости так же, как поверхности под крепление корпуса подшипников с точностью 0,1 мм.
Обломанный буртик под замочное кольцо в корпусе подшипников помпы ЗИЛ-130 наплавляют газовой сваркой. Участки, где имеются сколы, захватывающие отверстия под болты крепления корпуса подшипников к корпусу водяного насоса, наплавляют газовой сваркой.
После наплавки сварочный шов зачищают, кроме плоскости прилегания к корпусу водяного насоса, выдерживая при этом диаметр бобышки, равный 20,0 мм и высоту бобышки равную 10 мм. Плоскость прилегания к корпусу водяного насоса при необходимости протачивают заподлицо с основным металлом.
Непараллельность плоскости должна быть не более 0,1 мм. При износе торцовой поверхности, сопрягаемой с упорной шайбой крыльчатки вала водяной помпы ЗИЛ-130, в отверстие переднего подшипника запрессовывают втулку.
При нормальном натяжении прогиб каждого ремня между шкивом вентилятора и натяжным шкивом под действием усилия 40 Н (4 кгс) должен быть в пределах 8—14 мм (рис. 27). От шкива вентилятора приводится в действие компрессор.
Рис. 26. Водяной насос (помпа) ЗИЛ-130
1 — корпус подшипников; 2 — пробка; 3 — масленка; 4 — прокладка; 5 — корпус насоса; 6 — крыльчатка насоса; 7 — уплотнения; 8 — уплотнительная шайба; 9 — отражатель; 10 и 12 — шарикоподшипники с уплотнением; 11 — распорная втулка; 13 — вал водяного насоса
Радиатор охлаждения ЗИЛ-130
Радиатор ЗИЛ-130 — трубчато-ленточный (змейковый), трехрядный. Пробка наливной горловины радиатора герметичная с двумя клапанами — впускным (воздушным) и выпускным (паровым). Выпускной клапан, нагруженный пружиной, поддерживает в системе охлаждения давление 100 кПа (1 кгс/см2).
При таком давлении температура кипения охлаждающей жидкости повышается примерно до 119°С, что уменьшает ее выкипание.
Если резиновые шайбы клапанов пробки радиатора отсутствуют или разрушены, то герметичность системы охлаждения нарушается, и жидкость в этом случае закипает при 100 С.
Впускной клапан, нагруженный более слабой пружиной, препятствует созданию в системе большого разрежения при остывании двигателя и предохраняет детали радиатора от повреждения. Впускной клапан открывается и сообщает полость радиатора с атмосферой при уменьшении давления на 1—13 кПа (0,01—0,13 кгс/см2).
Температура охлаждающей жидкости в системе охлаждения ЗИЛ-130 контролируется указателем, установленным на щитке приборов.
При достижении охлаждающей жидкостью температуры 115°С на щитке приборов в кабине водителя загорается контрольная лампа аварийного перегрева охлаждающей жидкости.
При перегреве жидкости в системе охлаждения открывать пробку радиатора следует осторожно, так как при этом возможно выбрасывание горячей воды из горловины.
Жалюзи радиатора ЗИЛ-130 — створчатые, управляются из кабины водителя. Чтобы закрыть жалюзи, надо потянуть ручку на себя. Жалюзи следует закрывать при прогреве двигателя.
Рис. 27. Схема проверки натяжения приводных ремней
1 — шкив коленчатого вала; 2 — шкив генератора; 3 — шкив компрессора; 4 — шкив водяного насоса; 5 — шкив насоса гидроусилителя рулевого привода
Проверка термостата ЗИЛ-130
Термостат с твердым наполнителем помещен между верхним и нижним патрубками водяной рубашки. Термостат служит для ускорения прогрева холодного двигателя и предохранения его от переохлаждения (рис. 28).
Рис. 28. Схема работы термостата ЗИЛ-130
а — термостат в закрытом положении; б — термостат в открытом положении; 1 — баллон термостата; 2 — активная масса (церезин); 3 —мембрана; 4 — направляющая втулка; 6 — шток; 6 — возвратная пружина; 7 — заслонка термостата; 8 — патрубок; 9 — коромысло заслонки; 10 — корпус термостата; 11 — буфер; 12 — обойма; 13 — патрубок впускного трубопровода
Для ускоренного прогрева и для поддержания лучшего теплового режима двигателя в систему охлаждения ЗИЛ-130 установлен термостат с твердым наполнителем.
Открытие клапана в таком термостате происходит под действием плавления при нагревании и расширения активной массы, которая давит на диафрагму, на шток и рычаг с клапаном.
Закрывается клапан под действием пружины при остывании и уменьшении объема активной массы.
Действие термостата ЗИЛ-130 большей частью нарушается из-за отложения накипи на его деталях, а также от нарушения прочности резиновой диафрагмы.
Исправность термостата можно проверить непосредственно на автомобиле.
Если термостат исправен, то во время прогрева двигателя верхний резервуар радиатора должен быть холодным. Нагрев резервуара должен начаться после того, как стрелка указателя температуры (на щитке приборов) охлаждающей жидкости покажет 71,5°С.
Убедившись, что термостат исправен, его ставят на двигатель и собирают узел. Неисправный термостат заменяют новым.
Проверка приводных ремней двигателя ЗИЛ-130
На двигателе ЗИЛ-130 агрегаты (водяной насос с вентилятором, генератор, насос гидроусилителя рулевого управления и компрессор) приводятся в движение приводными клиновидными ремнями от шкива коленчатого вала, причем шкив водяного насоса с вентилятором вращается от двух ремней.
Один ремень, идущий на шкив насоса гидроусилителя, охватывает шкив водяного насоса с одной стороны; второй ремень, идущий на шкив генератора, также охватывает шкив водяного насоса, но с противоположной стороны.
Шкив компрессора приводится во вращение ремнем от шкива водяного насоса ЗИЛ-130. Натяжение ремней необходимо поддерживать в определенных пределах.
Если ремень натянут слабо, то это вызывает проскальзывание и износ ремня, уменьшается число оборотов вентилятора, крыльчатки водяного насоса, якоря генератора, вала компрессора и насоса гидроусилителя рулевого управления, что приводит к ухудшению охлаждения двигателя, снижению отдачи тока генератором, снижению отдачи сжатого воздуха компрессором и уменьшению производительности насоса гидроусилителя.
Чрезмерное натяжение ремня также недопустимо, так как оно сокращает срок службы подшипников агрегатов, устанавливаемых на двигателе, и приводит к быстрому износу ремня. Проверять натяжение ремней необходимо при ежедневном осмотре и техническом обслуживании автомобиля.
Уход за системой охлаждения ЗИЛ-130
В радиатор ЗИЛ-130 необходимо заливать охлаждающую жидкость до нижнего торца его горловины. После пуска двигателя и работы его на режиме холостого хода около минуты нужно проверить уровень жидкости в радиаторе и при необходимости долить ее.
В сильные морозы надо утеплять радиатор и внимательно следить за температурой охлаждающей жидкости. При работе непрогретого двигателя интенсивно изнашиваются поршневые кольца и цилиндры.
Для повышения надежности работы системы охлаждения ЗИЛ-130 и предохранения ее от замерзания во время сильных морозов рекомендуется применять специальную жидкость, не замерзающую при низкой температуре (антифриз).
Охлаждающая жидкость ядовита, и поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности при обращении с ней. Попадание даже небольшого количества этой жидкости в организм человека может вызвать тяжелое отравление.
При заливке охлаждающей жидкости надо следить, чтобы в системе охлаждения не образовалась воздушная пробка, мешающая заполнению системы.
Во избежание этого нужно открыть сливной кран радиатора. Закрывать кран следует только после того, как из него начнет вытекать жидкость.
Охлаждающую жидкость из системы охлаждения ЗИЛ-130 надо сливать через три крана: кран патрубка радиатора и два крана рубашки блока цилиндров (при наличии подогревателя также через три крана: кран патрубка радиатора и два крана пускового подогревателя).
Зимой после слива жидкости из системы необходимо закрывать кран отопителя кабины и открывать его снова только после пуска и прогрева двигателя.
Рукоятки управления кранов для слива охлаждающей жидкости выведены через первую поперечину рамы под буфер. Для слива жидкости из системы охлаждения надо повернуть на несколько оборотов рукоятку привода крана.
Завертывать краны необходимо очень плотно. Кран котла подогревателя расположен непосредственно на котле. После полного слива жидкости перед стоянкой автомобиля краны следует оставить открытыми.
Если краны замерзнут в открытом положении, закрывать их надо после заливки жидкости при прогреве двигателя, когда из кранов потечет жидкость. При пуске двигателя в зимнее время необходимо внимательно следить за тепловым режимом работы двигателя.
Если двигатель холодный, то клапан термостата ЗИЛ-130 будет препятствовать поступлению охлаждающей жидкости в радиатор, пока она не прогреется в рубашке блока цилиндров; в этот период возникает опасность замерзания жидкости в радиаторе.
Тем не менее удалять термостат из системы охлаждения двигателя ни при каких условиях эксплуатации автомобиля не рекомендуется.
Заливать холодную жидкость в горячий двигатель нельзя, так как это может привести к образованию трещин в рубашке блока. Следует периодически проверять состояние клапанов пробки радиатора, следить за состоянием всех уплотнений, не допуская течи жидкости.
Запрещается пуск и кратковременная работа двигателя после слива охлаждающей жидкости для удаления ее остатка из системы, так как это может привести к разрушению уплотнительных резиновых колец гильз цилиндров, выпадению седел клапанов, прогоранию прокладки головки блока и короблению головки.
В летнее время необходимо следить за состоянием воздушных каналов сердцевины радиатора системы охлаждения ЗИЛ-130 и обязательно прочищать их при значительной засоренности.
Систему охлаждения необходимо промывать первый раз после обкатки автомобиля (1000 км пробега), и далее два раза в год — весной и осенью. Двигатель и радиатор надо промывать водой раздельно.
Сначала следует промыть двигатель, а затем радиатор в направлении, обратном циркуляции воды в двигателе.
С блока цилиндров надо снять патрубок вместе с термостатом, вывернуть из блока сливные краны (по одному с каждой стороны блока), открыть сливной кран патрубка радиатора.
Затем воду под сильным напором нужно направить из шланга в отверстие патрубка термостата. Промывать систему следует до тех пор, пока из отверстий для сливных кранов не потечет чистая вода. Сливные краны необходимо прочистить и промыть каждый отдельно, проверить их исправность и установить на место.
Для промывки радиатора ЗИЛ-130 (после обкатки радиатор можно не промывать) воду под напором направляют в его нижний патрубок так, чтобы она выливалась через верхний патрубок (предварительно на патрубок нужно надеть шланг для отвода воды), при этом пробка радиатора должна быть закрыта.
Когда сливаемая вода станет чистой, надо установить шланги, соединяющие блок цилиндров двигателя с радиатором.
Насос-Авто
Заправочные объемы и рекомендуемые эксплуатационные материалы ЗИЛ -131
Место заправки/смазки | Объем,л | Наименование материала/жидкости |
Топливные баки | 2х170 | Бензин А-76 |
Система охлаждения | 29 | Тосол А-40 (допускается вода) |
Система смазки двигателя | 9 | Всесезонно до минус 30°С — масла М-6/10В (ДВ-АСЗп-ЮВ) и М-8В, при ниже минус 30°С масло АСЗп-6 (М-4/6В,) |
Гидравлическая система рулевого управления | 3,2 | Масло марки Р |
Коробка передач (без коробки отбора мощности) | 5,1 | Всесезонно масло ТСп-15К, при ниже минус 30°С масло ТСп-10 |
Раздаточная коробка | 3,3 | Всесезонно масло ТСп-15К, при ниже минус 30°С масло ТСп-10 |
Картеры главной передачи ведущих мостов | 3×5,0 | Всесезонно масло ТСп-15К, при ниже минус 30°С масло ТСп-10 |
Картер редуктора лебедки | 2,4 | Всесезонно масло ТСп-15К, при ниже минус 30°С масло ТСп-10 |
Амортизаторы | 2×0,45 | Амортизаторная жидкость АЖ-12Т |
Заказать книгу по ремонту и эксплуатации
www.zamenafiltra.com
Двигатель ЗИЛ-131: 645, технические характеристики, объем, масла, где находится номер
Двигатель ЗИЛ-131 — это агрегат, который выпускается заводом имени Лихачева. Этот узел отвечает за преобразование энергии в механическую работу.
Устройство
Это транспортное средство поставляется вместе с дизельным двигателем и жидкостной системой охлаждения.
Устройство силового агрегата включает в себя следующие узлы и механизмы:
- насосный элемент гидравлического усилителя рулевого механизма;
- бак насоса;
- вентилятор;
- фильтрующий элемент вентиляции картера двигателя внутреннего сгорания;
- фильтр воздушного типа;
- фильтрующий механизм, предназначенный для очистки масляной жидкости;
- распределительное устройство системы зажигания;
- электрический стартер;
- генераторная установка;
- котел предпускового обогревателя;
- механизм сцепления;
- карбюратор;
- цилиндрические элементы;
- коробка вала отбора мощности;
- коробка передач;
- топливный бак подогревающего устройства;
- компрессор и распылитель;
- крепежные элементы ДВС.
Мотор прикреплен к опорной раме в трех точках. В качестве переднего опорного механизма используется кронштейн, который расположен под крышкой распределительных шестерен. Задняя опора представлена в виде лап картера сцепного механизма. Между кронштейном и передней поперечиной опорной рамы находятся круглые подушки, выполненные из резины.
Все подушки взаимозаменяемы, т.е. подушки с передней опоры можно поставить на заднюю и наоборот. Также силовой агрегат соединяется с передней поперечиной рамы при помощи тяги реактивного типа, на которой установлены резиновые амортизаторы.
Тяга реактивного типа используется для удержания мотора от продольного перемещения при отключенном сцеплении и включенной раздаточной коробке или во время торможения транспортного средства.
Подвесной механизм двигателя включает в себя: переднюю и заднюю опору, буфер тяги, соединительную тягу, кронштейн, подушки и крепежные болты.
Номер находится на приливе блока возле компрессора, где вкручено монтажное ухо.
Система охлаждения
Конструкция системы охлаждения двигателя ЗИЛ-131 состоит из:
- радиатора;
- водяного насоса;
- пробки;
- шланга предпускового типа;
- термостата;
- крана отопительного устройства;
- трубок;
- датчика, отражающего показания температуры силового агрегата;
- силового крана;
- привода крана;
- отводящей трубки.
В прогретом моторе охлаждающая жидкость поступает из радиаторной части в водяной насосный элемент. Под давлением она перемещается по двум патрубкам нагнетающего типа и попадает в левый и правый блок цилиндрических элементов. Перемещаясь через окна в межцилиндровых перегородках, жидкость охлаждает головки цилиндрических деталей.
После этого рабочая жидкость продолжает свое продольное перемещение от заднего торца головок цилиндров к переднему. Затем она попадает в патрубок термостата и в радиатор, проходя по каналам трубы впускного типа.
Перед тем как заправлять смазкой полости подшипников водяного насосного механизма, рекомендуется отвернуть пробку, которая закрывает контрольное отверстие.
Заправка должна проводиться до появления свежей масляной жидкости из контрольного отверстия, после этого можно установить резьбовую пробку на место.
Привод вентилятора и водяного насосного устройства нужно проводить от шкива коленвала при помощи двух ремней. В это время передний ременной механизм должен охватывать шкив генераторной установки, а второй — шкив насоса гидравлического усилителя рулевого привода.
Натяжение ремней охлаждающей системы можно отрегулировать при помощи перемещения генератора и насосного устройства рулевого привода. Если никаких повреждений нет, то прогиб каждого ременного механизма не будет превышать 14 мм под давлением 4 кгс/см2. От шкива вентилятора активизируется работа компрессорного устройства.
Система смазки
Система смазки двигателя ЗИЛ-131 комбинированного типа, количество жидкости для смазывания должно составлять 9,5 л.
Система состоит из следующих элементов:
- картер масляного типа;
- маслоприемник;
- кран включения масляного радиатора;
- масляный насосный механизм;
- распределительная камера;
- фильтрующий элемент;
- фильтр воздушного типа;
- компрессор;
- левый и правый магистральный канал;
- трубка, необходимая для подачи и слива масляной жидкости из компрессора;
- полости шеек шатунного типа.
На передней части корпуса картера есть специальное отверстие, предназначенное для слива старого масла.
Здесь установлен масляной насосный механизм, оборудованный двумя секциями и шестернями. Он приводится в действие при помощи вращения, которое поступает от шестерни на распределительный вал. Сам насос подсоединяется к задней части корпуса с правой стороны. Верхняя секция отвечает за подачу масляной жидкости в смазочную систему, а нижняя — в радиаторную часть.
Редукционный клапан расположен в верхней секции в разделительной подставке. Давление в этом клапане составляет 3,2 кгс/ см2. Клапан перепускного типа отрегулирован на давление в 1,2 кгс/см2.
Кран включения масляного радиатора должен быть повернут к корпусу нижней секции насосного механизма. Это необходимо для контроля за уровнем масляной жидкости с левой стороны силового агрегата, где расположены 3 метки. Во время продолжительной стоянки транспорта до запуска мотора уровень масла должен находиться в пределах второй отметки. Также уровень давления регулируется при помощи контрольной лампы и манометра.
Очищенное масло попадает в распределительную камеру системы, после чего переходит в два магистральных канала продольного типа. Вентиляция картера осуществляется за счет отсоса отработанных газов через клапан. Свежий воздушный поток попадает в механизм через фильтр, установленный на патрубке, в который заливается масло. Расположение рукоятки в момент преодоления брода должно быть вертикальным.
Технические характеристики
Параметры и технические характеристики ЗИЛа-645:
Общий вес | 650 кг |
Рабочий объем масла в двигателе | 8,74 л |
Габаритные размеры | 700*450 мм |
Количество тактов | 4 |
Количество цилиндрических элементов | 8 |
Степень сжатия рабочей смеси | 18,5 |
Мощность силового агрегата | 185 л. с. |
Максимальная частота вращения коленчатого вала | 2800 оборотов в минуту |
Номинальный крутящий момент | 490 Нм |
Объем бака охлаждающей системы | 26,5 л |
Ход поршневой части | 110 мм |
Диаметр цилиндрических элементов | 115 мм |
Средний расход топливной жидкости | 27 л на 100 км |
Международная экологическая норма | Евро-3 |
Расположение цилиндров | V-образное |
Все цилиндры расположены в один ряд, продольно. Цилиндрические механизмы работают в следующем порядке: 1-5-4-2-6-3-7-8.
Следующей модификацией этого силового агрегата стала модель ЗИЛ-6454, где была увеличена мощность и рабочий объем мотора. Система питания — через карбюратор.
Двигатель оборудован пятиступенчатой механической коробкой передач и двухступенчатой раздаточной коробкой. Передаточные числа:
- первая передача — 6,08;
- вторая передача — 3,74;
- третья передача — 1,96;
- четвертая передача — 1,3;
- пятая передача — 1,00.
Среди преимуществ этой модели силового агрегата отмечают высокий уровень мощности и небольшой расход топливной жидкости, а также увеличенный рабочий ресурс.
Техническое обслуживание и ремонт мотора предполагает замену масла в двигателе, регулировку клапанного устройства, замену фильтрующих элементов тонкой очистки топлива. Рабочий ресурс двигателя рассчитан на 350 000 км.
Смазочная система двигателя автомобиля ЗиЛ-131
Военная Энциклопедия — историко-архивный военно-патриотический портал
главная☆советская военная энциклопедия☆военная техника☆военная наука☆военное обозрение☆история оружия☆форум
военная техника ☆ статьи по устройству ВАТ ☆
Рис.35. Схема смазочной системы двигателя ЗИЛ-131: а — общая схема ; б — подача масла к осям коромысла; в — подача масла от оси коромысла к наконечнику штанги; г — смазка стенок цилиндра; 1 — трубка подачи масла в маслянный радиатор; 2 — кран отключения радиатора: 3 — смазочный, насос: 4 — канал подачи масла к фильтрам; 5 -маслораспределительная камера; б — центробежный масляный фильтр; 7 — компрессор; 8 — левый магистральный канал; 9 — трубка подачи масла к. компрессору; 10 — трубка для слива масла от компрессора; 11 — масляный радиатор; 12 — трубка для слива масла из радиатора; 13 -маслоприемник; 14 — грязесборник; 15 — правый магистральный канал; 16 — канал в стойке коромысла; 17 -ось коромысла; 18 -отверстие в шатуне; 19 -указатель давления масла; 20 -контрольная лампа.
Эта система (рис. 35) состоит из маслозаливного патрубка, поддона насоса с маслоприемником, фильтра, радиатора, указателя уровня масла, магистралей, трубопроводов, контрольных приборов. Смазочный насос 3 шестерной, двухсекционный, приводится в действие от шестерни на распределительном валу, крепится в задней части двигателя с правой стороны (по ходу движения автомобиля). Верхняя секция насоса подает масло в систему смазки, а нижняя — через кран в радиатор. Верхняя секция насоса имеет редукционный клапан, поддерживающий давление в системе 320 кПа; в нижней секции насоса установлен клапан, отрегулированный на давление 120 кПа.
Масляный фильтр 6 центробежной очистки с реактивным приводом, полнопоточный, установлен на крышке блока цилиндров сверху в задней части. В фильтре имеется два жиклера (сопла), выбрасывающих масло струями в противоположных направлениях, что обеспечивает вращение ротора в сборе с колпаком с высокой частотой и центробежную очистку масла. Правильно работающая центрифуга продолжает вращаться после остановки двигателя 2…3 мин, при этом слышен своеобразный звук. При засорении фильтра или высокой вязкости масла оно поступает в систему без очистки через перепускной клапан, установленный в корпусе фильтра.
Масляный радиатор 11 воздушного охлаждения из посеребренной алюминиевой трубки, установлен перед радиатором системы охлаждения двигателя. Кран 2 включения радиатора находится в корпусе нижней секции смазочного насоса. При эксплуатации автомобиля в весенне-летний период кран 2 должен быть открыт.
Указатель уровня масла установлен с правой стороны двигателя, На его стержне имеется три метки: «Долей», «Полно» и метко в виде прямоугольника выше метки «Полно».
Давление в системе смазки контролируется мембранным манометром непосредственного действия, в нем имеются контакты выключения лампы аварийного падения давления. Манометр и лампа установлены на щитке приборов.
При работе двигателя верхняя секция насоса подает масло через канал в задней перегородке блока в фильтр. Очищенное масло попадает в распределительную камеру 5 в задней перегородке блока, откуда оно поступает в два продольных магистральных канала 8 и 15. Из правого канала масло подается к коренным подшипникам коленчатого вала, а от них — к подшипникам и упорному фланцу распределительного вала. По каналам в коленчатом валу масло поступает к шатунным подшипникам. В момент совпадения отверстия в теле шатуна с каналом в шейке вала масло выпрыскивается на стенку цилиндра. Через два радиальных отверстия в шейке среднего подшипника распределительного вала масло по каналам в блоке цилиндров, головках блока, стойках и осях коромысел периодически подается к втулкам коромысел, а по отверстиям в коромыслах к верхним наконечникам штанг. Толкатели смазываются маслом из продольных магистральных каналов. Из переднего конца левого магистрального канала масло подается для смазки компрессора, а из него по трубопроводу 10 стекает в картер. Давление в смазочной системе должно быть 200 …400 кПа.
Рис. 36. Схема вентиляции картера двигателя ЗиЛ — 131: 1 — воздушный фильтр вентиляции картера; 2 — маслоулавливатель; 3 — клапан вентиляции; 4 — кран отключения вентиляции.
Вентиляция картера (рис. Зб) закрытая, с отсосом картерных газов через масло улавливатель 2, клапан 3 и трубку во впускной трубопровод, где они смешиваются с горючей смесью и поступают в цилиндры двигателя. Маслоулавливатель отделяет капельки масла от газов. При холостом ходе двигателя, когда разрежение во впускном трубопроводе больше, шарик клапана 3 приподнимается вверх и проходное сечение уменьшается при работе под нагрузкой разрежение уменьшается, шарик клапана под собственным весом опускается и проходное сечение увеличивается; тем самым регулируется количество отсасываемых газов из картера.
Свежий воздух поступает в картер через фильтр 1, установленный на маслозаливном патрубке.
Перед преодолением брода вентиляция крана отключения с помощью крана 4. Во время преодоления брода рукоятка крана должна быть расположена вертикально, все остальное время она должна быть в горизонтальном положении.
Метки: зил 131 ☆ смазочная система ☆ устройство автомобиля ☆
Смазочная система двигателя автомобилей КамАЗ-4310 и Урал-4320 Техническое обслуживание смазочной системы |
Быстро предоставим эвакуатор в городе Одинцово
Система охлаждения двигателя автомобиля зил
Система охлаждения
Система охлаждения предназначена для поддержания нормального теплового режима двигателя.
Рабочая смесь, сгорая в цилиндрах двигателя, выделяет большое количество тепла, так что средняя температура газов в цилиндрах достигает 600 — 1000° С. Только 25 — 30% общего количества тепла превращается в полезную механическую работу; около 40% тепла уносят отработавшие газы; остальная часть — примерно 30% — идет на нагревание стенок цилиндров, отвод тепла от которых должен быть принудительным. Отсутствие принудительного охлаждения двигателя вызывало бы его перегрев и, как следствие, разложение и выгорание смазки, увеличение трения, тепловые деформации деталей, нарушение тепловых зазоров, коробление, заедание и заклинивание деталей, снижение их прочности; были бы возможны оплавление, обгорание и поломка деталей, ухудшение наполнения цилиндров, падение мощности двигателя, самовоспламенение и детонация.
Но слишком интенсивное охлаждение двигателя так же вредно, как и перегрев его. Переохлаждение двигателя вызывает увеличение тепловых потерь, потерь на трение вследствие загустевания масла и ухудшение смесеобразования, так как топливо хуже испаряется; увеличивается конденсация топлива, масло смывается со стенок цилиндра и разжижается бензином. Экономичность и мощность двигателя резко снижаются.
Таким образом, система охлаждения должна обеспечить двигателю нормальные тепловые условия работы. Нормальным тепловым режимом работы считается такой, при котором температура охлаждающей жидкости в рубашке охлаждения головки блока цилиндров равняется 80 — 90° С.
Такой наивыгоднейший тепловой режим необходимо поддерживать при всех условиях эксплуатации автомобиля.
Для охлаждения двигателей используется жидкостная или воздушная система охлаждения. Но воздушная система охлаждения из-за ряда недостатков в отечественных автомобильных двигателях почти не применяется; она имеется только на одном автомобильном двигателе — ЗАЗ-965 «Запорожец».
Наиболее широко распространена жидкостная система охлаждения. В качестве охлаждающей жидкости применяется вода, имеющая наибольшие по сравнению со всеми жидкостями теплоемкость и коэффициент теплопередачи — в 20 раз больший, чем у воздуха. Этим объясняется небольшая емкость системы. Ё зимнее время иногда применяют низкозамерзающие охлаждающие жидкости.
Все отечественные автомобильные двигатели имеют закрытую, т. е. без непосредственного сообщения с атмосферой, жидкостную систему охлаждения, с принудительной циркуляцией жидкости под действием водяного насоса.
Система охлаждения двигателя ЗИЛ-157К состоит из радиатора 1 (рис. 18), водяного насоса 5, рубашки охлаждения двигателя с водораспределительной трубой 4, термостата 3 и вентилятора 6.
Рис. 18. Система охлаждения двигателя ЗИЛ-157К: 1 — радиатор; 2 — компрессор; 3 — термостат; 4 — водораспределительная труба; 5 — водяной насос; 6 — вентилятор; 7 и 9 — клапаны термостата; 8 — патрубок; 10 — стержень; 11 — корпус термостата; 12 — гофрированный цилиндр
Компрессор 2 тормозной системы на двигателях ЗИЛ-157К, ЗИЛ-130 и ЗИЛ-375 включен в общую систему охлаждения (через компрессор, минуя радиатор, совершается малый круг циркуляции воды).
Для регулирования интенсивности охлаждения в зависимости от условий эксплуатации в систему охлаждения современных двигателей включены жалюзи, электромагнитные и пневматические муфты привода вентилятора.
Система охлаждения двухтактных двигателей, в частности двигателя ЯАЗ-204, работающих с большим тепловым напряжением, чем четырехтактные, отличается от них только большей емкостью.
Жидкостная система охлаждения позволяет использовать тепло двигателя для отопления кабины и создания нормальных условий работы для водителей.
Рубашка охлаждения
Рубашка охлаждения — пространство между двойными стенками блока и головки блока цилиндров (у двигателей ГАЗ-51, ЗИЛ-157, ЯАЗ-204, ЯАЗ-206) или между стенками блока и мокрыми гильзами (у двигателей М-21, ЗИЛ-130, ЗИЛ-375, Г A3-13). Для равномерности охлаждения в водяную рубашку вставляется водораспределительная труба, по которой жидкость подводится к наиболее нагретым частям двигателя. Двигатели ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 имеют вместо трубы водораспределительный канал. Вода из рубашки блока в головку блока двигателей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 поступает через специальные латунные насадки, направляющие воду на гнезда клапанов и насос-форсунок.
Радиатор
Радиатор служит для охлаждения жидкости, поступающей из рубашки охлаждения двигателя. Тепло двигателя через радиатор отводится в атмосферу.
Рис. 19. Трубчато-пластинчатый радиатор: 1 — пробка радиатора; 2 — верхний резервуар; 3 — боковина; 4 — пароотводная трубка; 5 — сердцевина; 6 — подушка; 7 — нижний резервуар; 8 — нижний патрубок; 9 — верхний патрубок
Двигатели ГАЗ-51, ЯАЗ-204, ЯАЗ-206, ЗИЛ-157 и ГАЗ-69 имеют трубчато-пластинчатые радиаторы, сердцевина 5 (рис. 19) которых состоит из плоскоовальных трубок, расположенных б шахматном порядке и надетых на трубки пластин. У двигателей М-21, ЗИЛ-164А и ЗЙЛ-157К сердцевина радиатора сделана трубчато-ленточной (рис. 20,6). Сердцевина этих радиаторов состоит из трех — четырех рядов плоскоовальных трубок, между которыми впаяны специальные гофрированные ленты.
Рис. 20. Сердцевина радиатора: а — пластинчатая; б — трубчато-ленточная
Двигатели «Москвич-407» и ЯАЗ-204 (выпуска до 1952 г.) имеют пластинчатые радиаторы (рис. 20, а), сердцевина которых состоит из гофрированных пластин, спаянных между собой так, что образуются вертикальные каналы для воды и горизонтальные каналы для воздуха.
Рис. 21. Пробка радиатора: 1 — воздушный клапан; 2 — паровой клапан; 3 — пароотводная трубка
Наиболее перспективны трубчато-ленточные радиаторы, производство которых можно легко автоматизировать, а расход материалов на них значительно меньше. Так, трубчато-пластинчатый радиатор двигателя ЗИЛ-164 состоит из 202 трубок и 195 пластин, а трубчато-ленточный — всего из 105 трубок и 36 лент.
Резервуары 2 и 7 (рис. 19) радиатора изготовляются из латуни; боковина (рамка) 3 штампуется из стали; патрубки 8 и 9 латунные или чугунные. Крепится радиатор на поперечине рамы на резиновых подушках 6. Заливная горловина радиатора закрывается герметичной пробкой (рис. 21), имеющей специальные клапаны: паровой 2 и воздушный 1, а также пароотводную трубку 3.
Наличие парового клапана позволяет поддерживать в системе избыточное давление 0,2 — 0,4 кг/см 2 , что обеспечивает повышение температуры кипения воды до 108-11 ГС. Поскольку вероятность закипания воды в закрытой системе охлаждения уменьшается и потери воды на парообразование и расплескивание снижаются, воду в систему доливают реже. В результате уменьшается накипе-образование в системе и, как следствие, повышаются долговечность системы и экономичность двигателя. Воздушный клапан предохраняет систему от чрезмерного разрежения: он открывается при разрежении 0,05 — 0,2 кг/см 2 , совершенно безопасном для системы охлаждения.
Водяной насос
Водяной насос обеспечивает принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости. Центробежные насосы имеют при малых габаритах большую производительность и обладают высокой износоустойчивостью.
Водяной насос двигателя ЗИЛ-157К (рис. 22) крепится к переднему торцу блока двигателя. В корпусе 12 насоса на двух шарикоподшипниках 10 на общем валике 1 установлены крыльчатка 15 и вентилятор 7. Крыльчатка закреплена шпилькой, а ступица 6 шкива насажена на конусную втулку 2 и закреплена шпонкой 5. От осевого смещения вентилятор фиксируется шайбой 3 и гайкой 4. На ступице 6 закреплен шкив 9 ременного привода вентилятора и насоса (шкив штампуется из листовой стали). Привод водяного насоса и вентилятора осуществляется клиновидными ремнями. При нарушении нормального натяжения ремней они быстро изнашиваются. При недостаточном натяжении ухудшается охлаждение двигателя, при излишнем — быстро изнашиваются подшипники насоса и генератора, происходит разрыв ремней.
Подшипники смазываются через масленку 11. Уплотнение крыльчатки выполнено в виде самоподжимного сальника, имеющего текстолитовую шайбу 13, резиновую манжету 14 и пружину. Передний подшипник насоса фиксируется стопорным кольцом 16.
Водяной насос двигателей ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 отличается от вышеописанного тем, что имеет бронзовую крыльчатку и приводится во вращение от вала ротора нагнетателя при помощи кулачковой муфты. Расположен насос справа (по ходу автомобиля) на блоке двигателя.
Рис. 22. Водяной насос двигателя ЗИЛ-157К: 1-валик; 2 — конусная втулка; 3 — шайба; 4 — гайка; 5 — шпонка; б — ступица шкива; 7 — вентилятор; 5 — ремень; 9 — шкив; 10 — шарикоподшипник; 11 — масленка; 12 — корпус; 13 — шайба; 14 — манжета; 15 — крыльчатка; 16 — стопорное кольцо
Водяной насос двигателя М-21 имеет текстолитовую крыльчатку и более совершенную конструкцию самоподжимного сальника. Закреплен насос на переднем торце блока.
Водяной насос двигателя ГАЗ-69 такой же, как и насос двигателя М-21, но крыльчатка чугунная.
Вентилятор
Вентилятор создает поток воздуха, который охлаждает жидкость в радиаторе и поверхность двигателя. На двигателях ГАЗ-51, ГАЗ-69 и М-21 установлены четырехлопастные вентиляторы. Отштампованные из стали лопасти расположены Х-образно. Такое расположение уменьшает шум и вибрацию вентилятора.
Двигатели ЗИЛ-157, ЯАЗ-204, ЯАЗ-206, ГАЗ-13 и ЗИЛ-375 имеют шестилопастные вентиляторы также со штампованными лопастями. Каждая лопасть вентилятора выполнена отдельно и приклепана к стальной крестовине, которая в свою очередь крепится болтами к ступице 6 (рис. 22), насаженной на валик 1 водяного насоса. Двигатели ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 имеют вентилятор с отдельным ременным приводом от шкива коленчатого вала. Ось вентилятора установлена на кронштейне, закрепленном на крышке картера про-тивовесов.
Вентилятор заключен в кожух, который способствует увеличению скорости потока воздуха, проходящего через радиатор, а также устраняет «мертвые углы» у радиатора. Таким образом улучшается отвод тепла от охлаждающей жидкости. Кожух закреплен на боковине (рамке) радиатора.
Двигатели ЗИЛ-157К и ЗИЛ-375 имеют шестилопастные штампованные вентиляторы с углом атаки лопастей 38° вместо 35°, как у ЗИЛ-157. Это позволило повысить интенсивность охлаждения.
Термостат
Термостат ускоряет прогрев двигателя до нормальной температуры и предохраняет его от переохлаждения.
Термостат расположен на пути охлаждающей жидкости от головки блока к верхнему резервуару радиатора. На всех двигателях устанавливаются одинаковые жидкостные (сильфонные) термостаты. Двигатель ЯАЗ-206 имеет ввиду большей производительности насоса не один, а два термостата.
Термостат 3 (рис. 18) установлен на прокладках в патрубке 8, закрепленном на головке блока. Клапаны 7 и 9 термостата обеспечивают изменение циркуляции воды: вода идет по большому кругу через радиатор, если клапан 9 открыт, а клапан 7 закрыт, и по малому кругу, минуя радиатор, когда клапан 9 закрыт, а клапан 7 открыт.
В двигателе ЗИЛ-157К малый круг циркуляции осуществляется через рубашку охлаждения компрессора 2 непрерывно, независимо от положения клапанов термостата. Клапаны термостата связаны с гофрированным цилиндром 12, закрепленным в корпусе 11, через стержень 10. Цилиндр заполнен легкоиспаряющейся жидкостью (смесью 30% этилового спирта и 70% воды).
Следует иметь в виду, что при прогреве двигателя вода в радиаторе не циркулирует (до открытия клапана термостата) и поэтому зимой может замерзнуть, если не надеть утеплительный чехол и не закрыть жалюзи.
Стандартный термостат должен отвечать следующим условиям: начало открытия клапана — при 68 — 72° С, полное открытие клапана- при 81 — 85° С. Если термостат не отвечает этим условиям, он должен быть заменен.
Жалюзи
Жалюзи установлены перед радиатором и предназначены для изменения количества воздуха, проходящего через него.
На двигателях ЗИЛ-157, ГАЗ-69, ГАЗ-51, М-21, ЯАЗ-204 и ЯАЗ-206 управление жалюзи осуществляется водителем из кабины при помощи специальной рукоятки.
Современные двигатели имеют по два сливных краника, один из которых установлен в нижней части рубашки охлаждения блока цилиндров, а другой — на нижнем патрубке радиатора.
Двигатель ЯАЗ-204 имеет два краника: на корпусе водяного насоса и на нижнем патрубке радиатора. Двигатель ЯАЗ-206 имеет третий краник, установленный на заднем конце водораспределительного канала.
При наличии пускового подогревателя на нем устанавливается дополнительный сливной краник.
Элементы жидкостной системы охлаждения соединяются при помощи стальных труб, чугунных патрубков и прорезиненных шлангов.
Источник Источник http://spezz.ru/zil_130_sistema_ohlazhdeniya_dvigatelya.html
Источник Источник http://iga-motor.ru/avtolikbez/sistema-ohlazhdeniya-zil-131-skolko-litrov.html
Источник http://motorzlib.ru/books/item/f00/s00/z0000021/st031.shtml