Маркировка моторного масла: расшифровка обозначений классификаций

Расшифровка маркировки моторных масел

Неопытные автомобилисты часто сталкиваются с понятием маркировки моторного масла. Это определение создано для точного разграничения области применения гидравлических жидкостей.

К примеру, маркировка АСЕА А5/В5 – современный стандарт, подходящий исключительно под новые машины. Также существует серия норм API, SAE и прочих, поясняющих уровень соответствия жидкости определенным условиям эксплуатации. Дополнительно имеются маркировки даты изготовления продукции, указывающие срок хранения.

Последняя капля, что некоторые автопроизводители выпускают собственные жидкости под одноименным брендом. Эти лубриканты предназначены под специфические моторы. К примеру, компания Тойота не рекомендует смазки, кроме собственных разработок.

Необходимо последовательно разобраться, что означает каждая группа стандартов и как выбрать необходимую маркировку.

Какова роль масла в автомобиле

В машине лубриканты выполняют ряд важных функций.

  1. Смазка и охлаждение силовой установки.
  2. Жидкость препятствует сухому трению подвижных частей, исключая образование сколов, задиров на поверхности.
  3. Очистка двигателя и трансмиссии. Современные масла имеют в составе ряд щелочей, нейтрализующих серную кислоту и выводящих шламовые отложения из магистралей.
  4. Экономия топлива – повышенное скольжение узлов минимизирует затраты энергии на преодоление сопротивления.

Маркировка моторного масла: расшифровка обозначений классификаций

Зачем нужно маркировать моторные масла

Распределение жидкостей по классам чрезвычайно необходимо по причине различия силовых установок. Суть в том, что каждый мотор выделяется индивидуальными конструктивными особенностями. Определенный ДВС нужно обслуживать подходящей жидкостью.

Если правило не соблюдать – двигатель быстро выйдет из строя, что спровоцирует необходимость ремонта.

Существующие классификации

В 2020 году существует более 10 общепризнанных классификаций моторных масел. Жидкости разделяют по конструкциям обслуживаемых двигателей, стандартам качества, используемой основе.

Классификации мировых брендов

Каждый изготовитель автохимии должен проходить тесты определенных спецификаций. Перед выпуском смазки на рынок необходимо получить отметки спецификаций:

  • API;
  • ACEA;
  • ILSAC;
  • JASO;
  • ГОСТ.

В зависимости от региона продаж и техники, которую предполагается обслуживать, производитель может получить один или несколько допусков. К примеру, при наличии маркировки API SN/CF, смазка может не иметь надписи АСЕА А3/В4, подходящей по аналогии. Может быть в этом нет необходимости либо производитель не стал оформлять допуск.

Маркировка моторного масла: расшифровка обозначений классификаций

Классификация моторных масел по типу двигателей

Современные агрегаты отличаются по конструкции и рабочим характеристикам. Здесь используется широкий спектр настроек вспомогательного оборудования. Лубриканты также подразделяются на несколько категорий:

  • бензиновые;
  • дизельные;
  • универсальные;
  • для турбированных ДВС или атмосферников;
  • подходящие под силовые установки, оборудованные системами очистки выхлопа.

Классификация моторных масел по химическому составу

В зависимости от применяемой основы выделяют 3 типа жидкостей.

  1. Минеральная. Здесь используют натуральные основы, полученные путем дистилляции сернистых пород нефти.
  2. Полусинтетика. Формулы добывают путем смешивания минеральных и искусственных компонентов, либо гидрокрекинговой переработки. Последний часто называют синтетикой, но технически это не так.
  3. Синтетика. Полностью искусственные лубриканты с повышенными рабочими характеристиками. Смеси получают в лабораторных условиях, где расщепляют молекулы природного газа или рапсового масла. Также здесь возможны добавки полиальфаолефинов, эстеров.

Расшифровка моторного масла (полезная информация)

Существуют общепризнанные допуски и стандарты, встречающиеся на каждой канистре автомасла. Существуют простые способы, как понять какого качества лубрикант.

Расшифровка автомобильных масел в свете мировых стандартов

Для примера можно взять спецификацию API. Здесь существует две распространенные нормы:

Первая создана для бензиновых смазок, вторая – для дизелей. Часто их можно встретить одновременно, и SN/CF будет по качеству выше того же SL/CG. Суть во второй букве индекса. Добавочный символ обозначает качество смазки и в зависимости от класса берется из стандартного алфавита.

Во второй популярной спецификации АСЕА маркировка также наносится по аналогичному принципу. Из противоречий здесь качество смеси, определяется нанесением цифры, не буквы. Чем выше число, тем более современным нормам соответствует смесь.

Маркировка моторных масел в России

Отечественный ГОСТ разделяет смазки по своему принципу. Здесь каждая буква или цифра кода обозначает определенный параметр. Для примера можно взять смазку М 63/10В где:

  • М – масло моторное;
  • 63 – низкотемпературный показатель вязкости;
  • 10 высокотемпературный предел текучести;
  • В – подходит для бензиновых двигателей средней степени форсирования.

Как отличить масло по маркировке исходя из химического состава

Все современные смазки распределяются на три категории по свойствам базовой смеси. От названия бренда ничего не зависит – большинство компаний производят широкий спектр продукции, где встречаются формулы различного состава.

Такое разнообразие позволяет автомобилисту достичь необходимых результатов, не затрачивая дополнительных средств. К примеру, минералка с индексами 10W40 или 15W40 оптимально подходит для старых ДВС, преимущественно используемых на классике. Одновременно высокотехнологичная синтетика маркировкой 0w20, 0W30 гармонично сочетается с современными моторами, требующими использования легко текучих смесей.

Маркировка синтетического масла


На 2020 год такие лубриканты набирают популярность среди автопроизводителей. Синтетика предельно стабильна во время перепадов температур. Выделяется предельными защитными свойствами.

  1. PAO считаются самыми распространенными. Эта разновидность базы часто применяется производителями типа VW или Кастрол. Типичная вязкость для формулы 5W30 и приближенные разновидности.
  2. Вторая группа – это смеси образуемые при помощи добавления эстеровых спиртов (ничего общего с питьевыми алкоголями нет). У подобных субстанций имеется одно важное преимущество – тяжелые молекулы положительно заряжены, что позволяет им притягиваться к металлу.

Независимо от разновидности, синтетические лубриканты показывают повышенную надежность и долговечность.

Маркировка полусинтетического масла

Полусинтетика маркируется как Semi-Synthetic. Увидев на канистре такое обозначение, можно смело сказать, что перед покупателем именно такой продукт.

Ярким представителем автомобильного масла наполовину искусственного типа является Ниссан 10W40. Однако сегодня подобные смеси наиболее часто используются для обслуживания трансмиссионного блока КПП, приводов и редукторных механизмов.
Маркировка моторного масла: расшифровка обозначений классификаций

Отдельно выделяется технология гидрокрекинга или НС – такую маркировку также можно встретить на упаковках моторных масел. Данную разновидность сложно определить в одну категорию. Большинство брендов относят ее к синтетике, однако это частично не так. Технология гидрокрекинга приближает свойства полусинтетики к показателям 100% искусственной жидкости, но по сути основа таковой не является.

Маркировка минерального моторного масла

Минералка или Mineral OIL в 2020 году используется редко. Данные формулы направлены на обслуживание силовых агрегатов классических автомобилей. Характеристики продукта не допускают заливку в двигатели нового образа по причине недостатка смазывающих и защитных свойств – они быстро окисляются, требуют замены при закипании, оставляют большое количество шламовых отложений.

Плюсом продукции выступает минимальная стоимость.

Маркировка масла по вязкости

На импортных лубрикантах, для указания вязкости используется маркировка спецификации SAE.

Категория распределяет автомасла на 3 группы.

  1. Зимние.
  2. Летние.
  3. Всесезонные.

Первая разновидность обозначается кодом, состоящим из двух частей, где первая цифра указывает на степень густоты, а буква W говорит о возможности использования зимой. Следующая разновидность маркируется только цифрой от 20 до 50 и говорит о допустимости применения только летом.

Последний, самый интересный вариант – всесезонный. Здесь более сложный вариант, где соединены зимний и летний индексы. Для примера можно взять распространенное масло 5W40. Его можно применять круглый год при широких температурных перепадах.

Маркировка моторного масла: расшифровка обозначений классификаций

Требования производителя автомобиля изложенные в инструкции по эксплуатации (сервисной книжке).

В 90% руководств пользователей, излагаются требования:

  1. Уровень сертификации по API, ACEA, ILSAC, JASO или ГОСТ – может быть один или несколько стандартов одновременно.
  2. Требуемая вязкость по SAE.
  3. Рекомендуемый межсервисный интервал.

Климатические условия эксплуатации автомобиля.

В большинстве машин двигатель не требует узкоспециализированной смазки. Обычно подбор вязкости жидкости осуществляется исходя из климатической зоны эксплуатации. Для северных регионов используется легко текучая жидкость и минимальной вязкостью. На юге густые смеси.

Срок эксплуатации и текущее состояние двигателя.

Оба параметра зависимы. Если мотор «убитый» смазка меняется в 2-3 раза чаще, чем не двигателе в хорошем состоянии. Ввиду увеличенного износа силовой установки, смесь интенсивно загрязняется и расходует активные присадки, что приводит к ее преждевременной деструкции.

Экономия топлива или гоночный стиль вождения

Подбор смазки также зависит от стиля езды. При агрессивной эксплуатации, мотор подвергается повышенным нагрузкам, что вынуждает использовать лубриканты погуще с повышенным содержанием защитных присадок.

Если водитель хочет повышенной экономии горючего, заливается маловязкая смазка, не рассчитанная на работу под перегрузками и высокими температурами.

Что значит SAE в маркировке масла

Международная классификация САЕ разделяет автомасла по вязкости и температуре применения. Стандартная таблица SAE J300 насчитывает более 15 разных категорий, отличных минимальными порогами допусков.

  • 0W30;
  • 0W20;
  • 0W40;
  • 5W20;
  • 5W30;
  • 5W40;
  • 10W30;
  • 15W40.

Для трансмиссионных субстанций самые распространенные допуски, следующие:

  • 75W90;
  • 75W80;
  • 80W90;
  • 85W95.

По данным допускам можно определить по какой погоде можно эксплуатировать смесь без вреда ДВС или трансмиссии.

В маркировке первая цифра обозначает порог потери прокачиваемости масла через магистраль, вторая – говорит о максимальном пороге температуры, при котором сохраняется необходимая толщина защитной пленки.

К примеру, вязкость SAE 5W40 говорит о том, что жидкость допускается к использованию при перепадах температур от -35 до +40 градусов Цельсия.

В 2020 году общеприняты три разновидности автомасел, наиболее удобно определить вязкость можно по таблице.

Маркировка моторного масла: расшифровка обозначений классификаций

Маркировка летнего масла

Летние лубриканты недопустимо использовать при отрицательных температурах окружающей среды. Для отличия от других категорий на канистры наносится специфическая маркировка SAE. Характерным отличием является отсутствие буквы «W» в обозначении. К примеру, для летней эксплуатации в пределах до +40 градусов Цельсия актуально заливать смеси типа SAE40/50.

Также следует отметить, что лубриканты универсальные по типу Лукойл Люкс, Шелл Хеликс или Тотал Кварц не являются летними, несмотря на допустимость их применения.

Яркий пример летних смесей — MOBIL Delvac 1330.

Маркировка зимнего масла для двигателя

Зимние смазки отличаются от других вариаций двойным индексом и наличием буквы «W» после цифры. Характерным для подобных продуктов будет наличие следующих кодов:

  • 0W;
  • 5W;
  • 10W;
  • 20W;
  • 25W.

Расшифровывается маркировка так:

  1. «0 или другая цифра» — минимальная температура (°С) при которой, масло сохраняет необходимую текучесть для нормального запуска силовой установки – в данном случае -50°С.
  2. «W» — данная буква говорит о том, что смесь можно заливать при отрицательных температурах.
  • Mannol;
  • Vipoil;
  • Pemco.

Такие популярные фирмы, как Мобил или Шелл совсем не занимаются производством узкоспециализированных формул, направив все усилия на изготовление универсальных жидкостей.

Бренд Shell один из первых полностью отказался от выпуска зимних масел, и сегодня выступает в качестве их ярого противника.

Всесезонное масло для двигателя: маркировка и расшифровка

Маркировка моторного масла: расшифровка обозначений классификаций
Всесезонные смазки широко распространены на рынке, по причине их универсального применения. Данные смеси имеют индексы на канистре подобные этим:

  • 5W30;
  • 5W40;
  • 10W40;
  • 0W20;
  • 0W30.

Указания изготовителя расшифровываются так.

  1. «5» — порог потери текучести моторного масла.
  2. «W» — совместимость жидкости с эксплуатацией в зимнее время года.
  3. «40» — порог потери требуемой вязкости для удержания прочной защитной пленки.

В качестве примера классического универсального автомасла можно привести такие продукты:

  • ЛУКОЙЛ Genesis Armortech 5W-30 A5/B5;
  • Масло М-8В (Автол);
  • Лукойл Авангард Ультра 5W-40;

Маркировка моторного масла по API


На упаковках современных брендов типа ZIC или Castrol, можно встретить кодировку API SM/CF и ее аналоги в разном исполнении. Этот индекс является требованием американского института нефти, отвечающим за соответствие смеси эксплуатационным режимам ДВС.

Основное разделение спецификации осуществляется на 2 подгруппы.

Маркировка масла для дизельных двигателей

Состоянием на 2020 год актуальны такие стандарты.

  1. CF-4 – стандарт 1990 года, актуальный для двигателей с турбонаддувом и без него.
  2. CG-4 – актуален для турбированных ДВС с непосредственным впрыском топлива, выпускаемых после 1995 года.
  3. СН-4 – ужесточенная норма, позволяющая эксплуатировать масло на дизельных агрегатах, использующих горючее с примесью серы до 0,5% включительно.
  4. CI-4 – следующее поколение нормы, характеризующее смеси, предназначенные для тракторов, грузовиков и легковых автомобилей, оборудованных турбонагнетателем и непосредственным впрыском топлива.
  5. CG-4 – добавляет к предыдущим требованиям совместимость с сажевыми фильтрами.

Маркировка масел для бензиновых двигателей

Для бензиновых конструкций актуально применение таких маркировок API:

  1. SL – введен в 2001 году как заменитель устаревшим. Позволяет применение в двигателях, оборудованных турбиной и непосредственным впрыском.
  2. SM – дополняет прошлую версию и представлено как энергосберегающее.
  3. SN – самая новая версия спецификации – введена в 2010 г. В дополнение к ранним требованиям, масла совместимы с биоэтанолом.

Допуск SF – состоянием на 2020 год считается устаревшим.

Примечательно! Многие современные бренды вроде Эльф, Мотюль, Ликви Молли, выпускают лубриканты со сдвоенным индексом спецификации. Такие продукты можно заливать в машину, независимо от вида используемого горючего.

Маркировка масла ACEA — что это

Аббревиатура АСЕА расшифровывается как Ассоциация Европейских производителей автомобилей. В отличие от API организация регламентирует автомасла по применимости к конкретной конструкции ДВС. К примеру, шифровка SG/CD не имеет ничего общего с этой «конторой». Сама спецификация содержит буквы и цифру после них.

  1. А – бензин.
  2. В – дизель до 2,5 литра.
  3. С – универсальный продукт, совместимый с системами нейтрализаторов выхлопа.
  4. Е – грузовые агрегаты.

Расшифровку лучше привести в форме таблицы.

КодРасшифровка
А1/В1Маловязкие смеси, использующиеся исключительно при наличии разрешения производителя.
А3/В3Лубриканты пригодные для высокофорсированных ДВС с не прямым впрыском горючего.
А3/В4Полностью соответствуют аналогичному стандарту с поправкой на наличие непосредственного впрыска.
А5/В5Маловязкие субстанции эксплуатируемые в самых современных агрегатах.
С1Легкотекучие формулы машинного масла, совместимые с нейтрализаторами. Выделяются энергосберегающими свойствами и минимальным содержанием токсичных элементов.
С2Повторяет стандарт С1 с отличием в наличии токсичной составляющей.
С3Обычные авто масла, совместимые с сажевыми фильтрами, не выделяющиеся особыми характеристиками.

Примечание! В качестве примера сдвоенной нормы можно взять продукт Castrol Магнатек Стоп-Старт А3/В4.

Обозначения на моторных маслах по ГОСТ

Первая часть – это буква, указывает целевое назначение (М – моторы).

Следом располагается указатель кинематической вязкости в сантистоксах.

Далее идет тип конструкции.

Таблица применения масел по ГОСТ.

Как выбрать моторное масло? Обзор классификаций

Маркировка моторного масла: расшифровка обозначений классификаций

Зачастую выбор моторного масла оказывается нетривиальной задачей даже для опытного автовладельца. API, SAE, ACEA — этикетка канистры пестрит аббревиатурами и индексами. Как их расшифровать, чтобы подобрать оптимальное масло для вашего автомобиля? Именно этому вопросу посвящен наш материал.

Воспользуйтесь сервисом быстрого подбора масел, чтобы получить рекомендации ЛУКОЙЛ для вашего автомобиля.

Какое моторное масло лучше подойдет для вашего автомобиля?

Ответ прост и однозначен: по качеству и эксплуатационным свойствам синтетические масла на голову превосходят минеральные. Главной проблемой последних является нестабильность вязкостных показателей, зависящих от химического состава, который, вследствие происхождения сырья, не отличается постоянством.

Чтобы исправить этот недостаток, в минеральные масла добавляется большое количество загущающих присадок, чувствительных к воздействию высоких температур и подверженных интенсивному разложению в ходе термоокислительных реакций. Продукты их распада наряду с тяжелыми фракциями основы выпадают в виде массивных отложений, что может приводить к преждевременному износу двигателя.

Ограничения по использованию минеральных масел

Сегодня минеральные масла используются лишь в карбюраторных бензиновых и дизельных двигателях устаревших моделей, которые эксплуатируются в условиях умеренного климата: значительное увеличение вязкости при отрицательных температурах делает их непригодными для эксплуатации зимой.

Кроме того, минеральные масла не подходят для смазки двигателей, оснащенных системой принудительной подачи воздуха, поскольку масло слишком быстро разлагается и теряет свои свойства, его использование способно привести к выходу турбины из строя.

Напротив, синтетические масла отличаются химической стабильностью и при этом способны сохранять постоянные показатели вязкости в широком диапазоне температур, вследствие чего подходят для двигателей любых типов.

Что касается полусинтетических масел, их можно рассматривать как компромиссный вариант: они дешевле синтетических, но при этом значительно превосходят минеральные по эксплуатационным параметрам.

Классификация моторных масел по химическому составу основы

Даже начинающий автолюбитель знает о том, что существуют минеральные, синтетические и полусинтетические моторные масла, но вместе с тем далеко не каждый способен внятно сформулировать, чем они отличаются друг от друга. Давайте разбираться.

Любое моторное масло, независимо от марки, состоит из базового масла и присадок — специальных добавок, улучшающих физические свойства основы.
Согласно классификации, предложенной Американским институтом нефти (API — American Petroleum Institute), выделяют шесть базовых масел.

Масла I, II и III групп, получаемые непосредственно из мазута с использованием различных методов очистки, принято называть минеральными:

  • I — полученные методом селективной очистки и депарафинизации растворителями нефти;
  • II — полученные с помощью гидроочистки (отличаются низким содержанием парафинов и ароматических соединений, а также высокой окислительной стабильностью);
  • III — полученные с использованием каталитического гидрокрекинга (характеризуются высоким индексом вязкости).

При производстве базовых масел IV, V и VI групп задействуют технологии органического синтеза (сырьем в данном случае служит природный газ или другие нефтепродукты), поэтому их относят к синтетическим:

  • IV — масла на основе полиальфаолефинов (ПАО);
  • V — масла на основе полиалкиленгликолей, сложных эфиров и т.д.

Что касается «полусинтетики», так принято называть минеральные масла с добавлением 20–30% синтетических компонентов.

Классификация моторных масел по степени вязкости

Маркировка моторного масла: расшифровка обозначений классификаций

Разберем подробнее каждую категорию, начав с зимних масел.

В записи типа SAE 5W цифра 5 указывает на максимальное значение динамической вязкости (обусловлена взаимным трением слоев масла при их смещении друг относительно друга) при отрицательных температурах и минимальную кинематическую вязкость (текучесть) при 100°C, а литера W указывает, что моторное масло пригодно для эксплуатации в зимнее время года (от английского winter — «зима»).

Максимальная динамическая вязкость рассчитывается применительно к минимальным температурам прокачиваемости масла насосом по каналам смазочной системы и проворачивания коленчатого вала стартером при холодном запуске двигателя.

Максимальная динамическая вязкость (мПа·с) при заданной температуре (°С)

Минимальная кинематическая вязкость при t = 100 °C (мм 2 /с)

Источник http://rus-avtomir.ru/remont/rasshifrovka-markirovki-masel
Источник http://lukoil-shop.ru/articles/kak_vybrat_motornoe_maslo_obzor_klassifikatsiy/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Автомобильные аккумуляторы - все, что нужно знать о них

Автомобильные аккумуляторы — все, что нужно знать о них

Автомобильные аккумуляторы являются одним из наиболее важных компонентов любого транспортного средства. Они обеспечивают энергией все электрические устройства автомобиля, от запуска двигателя до подачи энергии на освещение и радио. В данной статье мы рассмотрим значимость аккумуляторов для автомобилей, их основные характеристики и важность правильного выбора, а также узнаем о предложениях по приобретению аккумуляторов в городе Казань. […]

Тюнинг впускной системы для улучшения производительности автомобиля

Тюнинг впускной системы для улучшения производительности автомобиля

В мире автомобильного тюнинга существует множество способов улучшить производительность автомобиля. Один из самых важных аспектов тюнинга — это оптимизация впускной системы. В этой статье мы рассмотрим значимость тюнинга впускной системы, основные компоненты этого процесса и преимущества, которые он может принести владельцу автомобиля. Значение впускной системы в автомобильном тюнинге Впускная система играет ключевую роль в работе […]

Яндекс.Метрика