Как проверить датчик холостого хода (РХХ): мультиметр и другие способы
Как проверить регулятор холостого хода
- Где находится и как работает РХХ?
- Признаки поломки регулятора холостого хода
- Типичные неисправности
- Как проверить датчик холостого хода?
- Проверка РХХ мультиметром
Выход из строя регулятора холостого хода может произойти уже спустя полгода езды — на высоких оборотах его просто разрывает на куски. Иногда устройство заклинивает — автомобиль глохнет, если во время запуска двигателя отпустить педаль газа. Чтобы избежать попадания в неприятности на дороге, проверку датчика холостого хода стоит проводить регулярно.
Где находится и как работает РХХ?
Устройство прикреплено к кожуху заслонки дросселя. Крепится оно при помощи двух винтов. Точное место расположения регулятора зависит от того, где на авто находится обходной воздушный канал. РХХ производит его открытие и закрытие — этим обеспечивается впуск воздушной массы.
Холостые обороты мотора, при которых вращение коленвала замедляется, оказывают на мотор большую нагрузку. Причина в нестабильности сгорания топлива при пониженном давлении. Во времена карбюраторных моторов, которые ставили, например, на машины ВАЗ, водители выходили из положения с помощью отвертки и тахометра. Теперь же выстроена четкая цепь:
силовой агрегат → вычислительный блок (контроллер) → регулятор холостого хода
Последний элемент цепи — небольшой моторчик c конусной иглой и с намотанной на нее пружиной. Пружина — основная деталь механизма. Ее задача — регулировка геометрических параметров канала, подающего воздушные массы мимо дросселя. Включение электрического моторчика происходит после подачи контроллером соответствующей команды регулятору. Она подается по показаниям датчика коленвала.
После этого величина иглы изменяется, происходит открытие обходного канала. Работать это будет так:
- поступивший во впускной коллектор воздух обогащает топливо;
- топливо начинает сгорать более устойчиво, за счет чего стабилизируется работа двигателя и устраняется падение оборотов.
Поэтому РХХ стабилизирует работу даже непрогретого мотора.
Признаки поломки регулятора холостого хода
Имея представление о работе устройства, легко запомнить признаки его поломки:
- Двигатель перестает «держать» холостой ход.
- На холостых оборотах мотор троит.
- Нагрузка на силовой агрегат перестает компенсироваться.
- Мотор бывает трудно запустить.
- Прогревочных оборотов нет (или не достаточно).
- Авто глохнет при смене передач и уменьшении скорости.
Типичные неисправности
Проблемы с электрической проводкой становятся причиной обрыва питания. Также в разъемах могут окислиться контакты. Из-за ненадежного соединения диагностику провести трудно, и тогда неисправность может проявляться время от времени.
Типичной неполадкой является поломка электрического моторчика — загрязнение штока приводит к его некорректному ходу. Кроме этого, уплотнительное кольцо может разрушиться (вследствие чего начинается подсос воздуха), а шток — износиться. Исправный шток работает без «закусываний», «червяк» должен функционировать без проскальзываний.
Среди названных неисправностей самая распространённая — загрязнение штока. В каналах дросселя копится грязь. Если вы давно не чистили заслонку дросселя, наверняка именно нагар на штоке создает проблемы, но точно причину можно определить, только выполнив РХХ. Нужно снять устройство с дросселя, промыть его средством для очистки карбюратора.
Критического накопления грязи лучше не допускать, ведь повышенные нагрузки на электромоторчик способны сильно навредить этому элементу. Из-за повышенных нагрузок может выйти из строя резистор ЭБУ. Также нагрузка провоцирует сопротивление нагара движению штока. Стоит резистор недорого, но для его замены придётся обращаться в сервис, а там ещё возьмут и за работу.
Как проверить датчик холостого хода?
Работа РХХ не связана с ЭБУ. Блок управления силовым агрегатом устанавливает необходимый вылет штока. Делает он это, подавая определенное количество электрического тока на шаговый моторчик. Но электроника не способна определить расположение штока, из-за чего фиксации настоящих и необходимых значений не происходит. Поэтому при появлении проблем не загорается Check Engine. При самостоятельной диагностике обычно удаётся выявить только незначительные повреждения.
Ниже типичные ошибки с расшифровками:
- Р0505 — означает, что неисправность кроется в цепи управления;
- Р0506 — произошла блокировка датчика, обороты понижены;
- Р1509 — цепь устройства перегружена;
- Р1513 — в цепи управления произошло КЗ;
- Р1514 — в цепи обрыв (замыкание также возможно).
Проверка РХХ мультиметром
Наиболее эффективной является проверка РХХ мультиметром. Этот способ подразумевает измерение тока на разъеме регулятора при включенном зажигании. Если тестер покажет, что питания нет — это явный признак обрыва цепи. Также можно проверить напряжение статорной обмотки. Во время процедуры важно следить за тем, чтобы клеммы тестера были подключены правильно, так как у ШД 2 обмотки.
Обязательно нужно протестировать наличие тока на самом датчике. Его можно проверить тем же самым тестером. Сначала щупами нужно коснуться клемм А и В, потом С и D. Сопротивление должно находиться на уровне 53 Ом.
Затем то же следует проделать и с другими парами — В и D и А и С. На них сопротивление должно стремиться к бесконечности.
Для применения другого способа датчик (зонд) придется демонтировать. Его можно вынуть из посадочного места, отсоединив колодку и открутив 2 винта. Подсоединяем клеммы, пальцем касаемся иглы ДХХ. Усилий прилагать не нужно — во время отключения датчик просто обязан максимально выдвинуть иглу. Это значит, что во время прокручивания ключа зажигания обязательно должен чувствоваться толчок. Если иголка не выдвинулась, это говорит о неисправности датчика.
Полноценный осмотр РХХ может быть проведен только на станции техобслуживания с применением специального оборудования. Хотя и мультиметр тоже даёт неплохие результаты.
Мультиметр: измерить всё
В любом автомобиле присутствует электросистема, объединяющая десятки электронных элементов и многие метры проводов. От функционирования этой системы зависит работа всего автомобиля, поэтому любая неисправность в ней оборачивается серьезными проблемами. Провести диагностику электрической системы автомобиля, выявить неисправности и дефектные элементы можно с помощью специального тестера — мультиметра.
Что такое автомобильный тестер
Автомобильный тестер — это измерительный прибор, предназначенный для диагностики электрической системы автомобиля, измерения ее основных показателей, проверки работоспособности ее компонентов и поиска неисправностей. В самом простом случае тестер можно собрать из батарейки, лампочки и двух проводов — этого «прибора» вполне хватит для прозвонки цепей и поиска обрывов (что случается чаще всего).
Современные автомобильные тестеры далеко ушли от простой лампочки с батарейкой. Сейчас это сложные, но компактные мультиметры, позволяющие не просто проверить цепи на предмет обрывов, а измерить ее основные характеристики (а также и некоторые характеристики двигателя — обороты и температуру), проверить работоспособность отдельных деталей и найти неисправность.
При всех своих широких возможностях современные тестеры отличаются компактными размерами, простотой в эксплуатации и доступной стоимостью.
Мультиметр MY65 MASTECH
Тестер мультиметр UT107 UNI-T
Мультиметр MY62 MASTECH
Мультиметр MS8221С MASTECH
Мультиметр MY63 MASTECH
Тестер мультиметр UT105 UNI-T
Мультиметр MY61 MASTECH
Мультиметр SMD-тестер MS8910 MASTECH
Тестер автомобильный МУЛЬТИМЕТР STURM
Мультиметр MS8233B MASTECH
Устройство и принцип работы автомобильного тестера
В основе любого электрического измерительного прибора лежит амперметр — прибор для измерения силы тока. Однако с его помощью можно измерять и другие величины — главным образом, напряжение и сопротивление. Здесь все зависит от способа включения прибора в цепь: если включить амперметр последовательно, то можно измерить силу тока, если включить прибор параллельно какому-либо участку цепи — получится вольтметр, с помощью которого можно измерить напряжение на этом участке. А если прибор оснастить собственным источником тока и набором сопротивлений, то получится омметр — прибор для измерения сопротивлений (с его помощью также проводится и прозвонка цепей).
Собственно, так и устроен мультиметр: в нем один прибор подключается к цепи по-разному и становится, в зависимости от подключения, вольтметром, амперметром или омметром. Так устроены и классические стрелочные приборы, и современные цифровые. В последних роль амперметра играет специальная микросхема, которая и производит измерения, и выводит результаты на ЖК-дисплей в удобном для нас виде.
Однако современные мультиметры могут работать и в качестве термометра, электронного тахометра и других приборов. Как достигается такая универсальность? Всё просто — здесь также используется амперметр, но для измерения различных неэлектрических величин используются датчики, которые преобразуют эти величины в электрический ток, а мультиметр преобразует этот ток в понятные нам цифры — температуру, обороты двигателя, угол замкнутого состояния контактов в трамблёре и т.д.
Функции и комплектация автомобильного тестера
Современные цифровые мультиметры позволяют измерять большинство параметров электрической сети автомобиля:
- Напряжение (в том числе на АКБ, генераторе, катушке зажигания и т.д.);
- Сила тока;
- Сопротивление;
- Продолжительность электрических импульсов (для системы зажигания);
- Угол замкнутого состояния контактов трамблёра (для карбюраторных двигателей);
- Обороты двигателя;
- Температура (с помощью термопары).
Также мультиметр можно использовать и в качестве простого тестера для различных видов проверок:
- Проверка диодов;
- Проверка предохранителей и других деталей;
- Проверка целостности и качества электрических соединений;
- Поиск обрывов проводки.
Все измерения можно проводить только при наличии определенных датчиков или щупов, которые идут в комплекте с прибором:
- Обычные щупы для измерения напряжения, силы тока, сопротивления и прозвонки цепей;
- Зажимы типа «крокодил» для тех же измерений;
- Термопара для измерения температуры;
- Зажимы для бесконтактных измерений (для высоковольтных цепей зажигания);
- Адаптеры для проверки предохранителей, диодов и т.д.
В целом, мультиметр — это универсальный прибор, который заменяет собой множество других приборов, позволяет проводить несложную диагностику электрической системы автомобиля и выявлять неисправности без посещения автосервиса.
Почувствовав дыхание зимы, все автомобилисты задумываются о замены сезонной резины. И очень многие из нас при покупке зимних шин встают перед трудным выбором — «шиповки» или «липучки»? Каждый тип шин имеет свои преимущества и недостатки, и отдать предпочтение чему-то одному бывает очень сложно. В этой статье мы попытаемся сделать этот непростой выбор.
Заливка в бак некачественного дизельного топлива может навредить мотору вплоть до полного его выхода из строя. Минимизировать или исключить негативные последствия заправки низкокачественным дизелем помогает специальная автохимия — присадки в дизтопливо, о которых подробно рассказано в данной статье.
Использование правильного типа шин гарантирует автомобилю устойчивость и управляемость в любой дорожной ситуации. Только шины, используемые по сезону, гарантируют оптимальные сцепные характеристики с дорожным покрытием и минимальный тормозной путь.
На всех механических транспортных средствах помимо основных указателей поворота должны присутствовать вспомогательные огни — боковые повторители поворота. Все о повторителях, их классификации, устройстве, характеристиках и работе, а также о подборе и замене данного типа приборов — читайте в статье.
Жидкая декоративная резина — настоящая находка для всех ценителей автомобильного тюнинга. С ее помощью можно быстро и без особых финансовых затрат изменить экстерьер автомобиля, сделать его оригинальным и запоминающимся. О положительных свойствах, преимуществах жидкой резины, особенностях ее нанесения на детали кузова автомобиля читайте в следующей статье.
В процессе эксплуатации автомобиля металлические диски его колес покрываются различными загрязнениями, которые не всегда удается удалить обычной мойкой. Для решения этой непростой задачи используются очистители колесных дисков — об этих средствах, их типах, составе и особенностях узнайте из статьи.
В последние годы все более доступными становятся приспособления для работы с вязкими герметиками, клеями и другими материалами в стандартных тубах — монтажные пистолеты. О том, что такое пистолет для герметика, как он устроен и работает, а также о выборе и применении инструмента рассказано в статье.
Автомобильный справочник
для настоящих любителей техники
Проверка двигателя мультиметром
Проверка двигателя мультиметром или осциллоскопом, что особенно рекомендуется, более информативна и позволяет выявить большее число неисправностей, чем с использованием омметра. Тестирование при наличии напряжения в цепи более динамично и позволяют найти намного больше неисправностей, чем просто оборванный провод или неисправный резистор. В некоторых случаях разъединение разъема может прервать неисправную цепь. Вот о том, как происходит проверка двигателя мультиметром, мы и поговорим в этой статье.
Осциллоскоп может обнаружить некоторые неисправности, с которыми не справляется простой вольтметр. Осциллоскоп особенно полезен для просмотра и анализа форм сигналов, поступающих от датчиков и идущих на исполнительные устройства. Прибор этот стоит сравнительно дорого и возможно, что не в каждом гараже он есть. Тем не менее, в любой мастерской, имеющей дело с поиском неисправностей осциллоскоп должен быть.
В идеале лучшим местом подключения измерительного прибора для получения информации от датчиков и исполнительных устройств, является включенный разъем блока электронного управления (БЭУ). Разъем БЭУ — это узел, через который проходят все входящие и исходящие сигналы. Измерения в этом месте дают наиболее достоверную информацию. Однако по многим причинам не всегда возможно выполнить тестирование непосредственно на разъеме, в связи с чем приходится выполнять тестирование в других точках. Но и в этих случаях вполне можно получить удовлетворительные результаты.
Тестирование с помощью вольтметра
Подключение щупов
Закрепите отрицательный щуп вольтметра на массе двигателя.
Рис. Измерение напряжения с обратной стороны разъема
Введите тонкий конец положительного щупа в разъем, подлежащий проверке, со стороны проводов до соприкосновения с контактом разъема (см. рис. » Измерение напряжения с обратной стороны разъема» ). Такой способ дает приемлемые результаты, и я рекомендую его непрофессионалам.
Как вариант, если возможно, отогните защитный чехол разъема и попытайтесь добраться щупом до контакта.
Если до контактов разъема БЭУ не добраться, воспользуйтесь разветвительной панелью, включаемой в разъем БЭУ. Этому способу следует отдать предпочтение, поскольку он значительно упрощает процедуру и практически исключает вероятность повреждения разъема. В противном случае разъем придется разъединить и проверять напряжения в розетке и вставке отдельно.
Если такого противного случая не избежать, закрепите отрицательный щуп вольтметра на массе двигателя, а положительным щупом касайтесь контактов разъема.
Не пытайтесь пропихнуть щуп круглого сечения в прямоугольное соединительное гнездо разъема. Это приведет к деформации гнезда и ухудшению контакта в собранном разъеме.
Проверка бортового и эталонного напряжения
При включенном зажигании и соединенном или разъединенном разъеме проверяемого элемента (как указано в процедуре теста) измерьте напряжение питания или эталонное напряжение 5,0 В на соответствующем штырьке или с обратной стороны разъема.
Проверка напряжения сигнала
При включенном зажигании и соединенном разъеме проверяемого элемента измерьте напряжение на соответствующем контакте с обратной стороны разъема. Убедитесь в том, что это либо номинальное напряжение бортовой сети, либо эталонное напряжение 5,0 В.
Проверка заземления
При включенном зажигании и соединенном разъеме проверяемого элемента измерьте напряжение на контакте, соединенном с массой. Напряжение не должно превышать 0.25 В. Обычно для большинства элементов системы управления двигателем (СУД) напряжение на проводе, соединенном с массой, не превышает 0,15 В.
Этот тест можно выполнить при соединенном или разъединенном разъеме элемента. Подсоедините положительный щуп вольтметра к контакту, через который подается бортовое или эталонное напряжение, а отрицательный к контакту, соединенному с массой. Если контакт с массой есть, вольтметр покажет полное бортовое или эталонное напряжение.
Тестирование с помощью омметра
Убедитесь в том, что зажигание выключено и на проверяемый элемент не подается никакого напряжения.
Цепи, которые начинаются и заканчиваются в БЭУ лучше всего проверять на контактах отсоединенного разъема БЭУ (см. рис. «Измерение напряжения на контактах разъема БЭУ» ).
Для проведения тестов с использованием омметра также полезна разветвительная панель, но панель должна быть соединена только со вставкой разъема БЭУ, но не с его гнездом.
Если сопротивление датчика измеряется на штырьках разъема БЭУ и датчик имеет общую с другими датчиками точку соединения с БЭУ (через общее питание или общее заземление), то надо разъединить все разъемы остальных датчиков, иначе результаты измерения будут искажены.
При измерении целости проводки или соединения с массой, значение измеренного сопротивления должно быть не больше 1 Ома.
Рис. Измерение сопротивления
При сопоставлении результатов измерения сопротивлений с техническими данными надо соблюдать определенную осмотрительность, прежде чем выбраковывать элемент на основании таких измерений. Не всегда элемент с сопротивлением, выходящим за рекомендуемые пределы, является неисправным. И наоборот, цепь с сопротивлением, находящимся в заданных границах, не всегда исправна. Вообще результатам измерения омметром можно безоговорочно доверять только при определении обрывов и коротких замыканий (см. рис. «Измерение сопротивления» ).
Проварка целости проводки
- Разъедините разъем БЭУ.
- Разъедините разъем проверяемого элемента и соедините перемычкой штырьки 1 и 2 этого разъема.
- Определите штырьки разъема БЭУ, соединенные с проверяемым элементом.
- Подключите щупы омметра к этим штырькам. Омметр должен показать целость цепи, т.е. сопротивление, близкое к нулю.
- Если омметр показывает разрыв, проверьте целость проводки, а также качество соединения
- проводов со штырьками разъемов.
- Прикоснитесь одним из щупов к массе. Омметр должен показать бесконечность.
- Если элемент соединен с БЭУ более чем двумя проводами, повторите тест со всеми сочетаниями проводов.
Эти тесты предназначены для быстрой проверки неразрывности соединений между элементами (датчиками и исполнительными устройствами) и БЭУ.
Проверка угла включенного состояния катушки зажигания
Подключение щупов
- Подключите отрицательный щуп прибора для измерения угла включенного состояния к массе двигателя.
- Положительный щуп подсоедините к отрицательной клемме первичной обмотки катушки зажигания.
- Выполните проверку угла включенного состояния при разных значениях температуры и оборотов двигателя.
Возможные проблемы
Проверка угла включенного состояния при пуске
Хотя многие современные цифровые мультиметры позволяют получить осмысленные показания, тем не менее некоторые из них теряют точность при тестировании первичной цепи зажигания в процессе пуска двигателя. Это случается из-за того, что имея достаточно высокий порог квантования, тестер не всегда может уловить моменты включения и прерывания обмотки при пониженном бортовом напряжении во время пуска.
Проверка сигнала управления форсунками
Если форсунки управляются током с изменяемым уровнем или удерживаются в открытом состоянии короткими импульсами, очень немногие мультиметры способны зарегистрировать время открытия форсунки. Прибор может уловить только кратковременный импульс открытия, составляющий обычно 1-2% от длительности впрыска. Таким образом, показания прибора не будут иметь ничего общего с действительной характеристикой работы системы впрыска.
Использование потенциометра
Бывает полезно выполнить несколько тестов при разной температуре двигателя. Если бы пришлось ждать, пока двигатель остынет или достигнет требуемой температуры, такой тест занял бы слишком много времени. Большинство СУД узнают о температуре двигателя по напряжению датчика температуры охлаждающей жидкости. В редких случаях вместо этого датчика используется датчик температуры масла.
Напряжение датчика температуры легко сымитировать, если к контактам датчика подключить обычный потенциометр. Такой потенциометр можно приобрести в магазине для радиодеталей. Потенциометр должен регулироваться в диапазоне от 1 до 100 000 Ом.
Тестирование потенциометром
Независимо от типа имитируемого датчика нужно выполнить следующие действия:
- Разъедините разъем датчика температуры;
- Подключите крайнюю и среднюю точки потенциометра к двум штырькам разъема;
- Установите сопротивление потенциометра в соответствии с требуемой температурой;
- Меняйте сопротивление и выполняйте проверки в соответствии с программой испытаний;
- В результате выполнения этой процедуры некоторые СУП могут сгенерировать коды неисправностей. Эти коды по завершении процедуры надо удалить;
- Для определения и удаления кодов обратитесь к таблице кодов для соответствующего двигателя.
Источник http://mashinapro.ru/1791-kak-proverit-regulyator-holostogo-hoda.html
http://www.avtoall.ru/article/3625450/
Источник Источник Источник Источник Источник http://press.ocenin.ru/proverka-dvigatelya-multimetrom/