Как правильно запускать дизельный ДВС зимой
Как правильно запускать дизельный ДВС зимой
27 февраля 2018 Категория: Полезная информация.
Трудности холодного пуска – типичная проблема моторов, работающих на ДТ. Раньше мы обсуждали, стоит ли греть дизельный ДВС зимой. Сегодня поговорим, как правильно и бережно для автомобиля заводить дизельный мотор в холода.
Типичные проблемы пуска «на холодную»
При температуре ниже нуля в любом ДВС начинаются процессы загустевания масла, разрядки АКБ и ухудшения испарения ДТ.
Бич дизельных двигателей – некачественная «летняя» солярка, которая в холода кристаллизуется и застывает прямо в топливной магистрали.
Меры борьбы
Дизелистам часто рекомендуют хранить автомобиль в холодное время года в гараже или на паркинге. Но это не всегда доступно.
Другой вариант «раскрутить» мотор – антигели и другие присадки, но их применение встречаем двоякие отзывы.
Если автомобиль эксплуатируется часто и при экстремально низких температурах, проблему холодного запуска решают системы предпускового подогрева двигателя типа Вебасто, но стоят они дорого.
Самые ответственные автомобилисты заранее готовят автомобиль к суровой зиме: меняю топливные фильтры, выбирают синтетическое масло с оптимальным уровнем вязкости, заряжают или меняют аккумулятор и пр.
Все эти меры по-своему хороши, но важно учитывать особенности конструкции дизельного двигателя и его отличия от бензинового.
В отличие от бензиновых ДВС, в дизельных не предусмотрена система зажигания. Воздух подается в цилиндры, сжимается поршнем и нагревается в результате сжатия. Лишь затем в камеру впрыскивается топливо. Затем смесь ДТ и горячего воздуха воспламеняется под действием высокой температуры.
Следовательно, ключевая роль в запуске дизельного ДВС принадлежит температуре внутри цилиндра. Она должна быть достаточно высокой, и этой цели служат свечи накала. Они заранее прогревают камеру сгорания, перед тем как туда поступает воздух и горючее. Поэтому правильная активация свечей накала — залог корректной работы дизельного мотора, особенно зимой.
Правильный запуск дизельного ДВС в мороз:
1. Устанавливаем ключ в замке зажигания и поворачиваем его. Смотрим на панель приборов. Там должен загореться индикатор в виде спирали – это индикатор активации свечей накала.
2. Ждем, пока индикатор не потухнет. Это – сигнал о том, что прогрев свечей зажигания завершен.
3. Не заводим двигатель, а ждем характерный щелчок реле. Он говорит о том, что свечи больше не под напряжением.
4. После щелчка еще раз активируем свечи: поворачиваем ключ, ждем выключения индикатора, слушаем щелчок.
5. Повторяем активацию свечей еще раз. Всего – трижды. После третьего раза можно не ждать щелчка, а просто запускать двигатель.
Если двигатель исправен, топливо и масло не загустело, аккумулятор заряжен и свечи накала тоже исправны, проблем с запуском быть не должно. Если двигатель не завелся, стоит проверить работу свечей накаливания, топливный и воздушный фильтр, а также уделить внимание качеству топлива.
Про особенности топливных систем Denso читайте здесь.
Если вы в поиске качественных запчастей для своего дизельного двигателя, проверьте наш каталог.
Подключение контроллера к ДИЗЕЛЬНОМУ двигателю со свечами накала
Ищем «общий знаменатель»
Как в мороз завести дизель? Для начала давайте рассмотрим причины плохого запуска двигателя при отрицательных температурах. Сразу скажем, что их очень много. Но большинство из них имеют общий знаменатель – жидкости. Причем чем ниже температура окружающей среды, тем хуже двигатели будут работать.
В случае с дизельным двигателем мороз поражает топливо. При стремительном падении температуры оно начинает густеть, из-за чего меняется состав жидкости. В итоге топливо сложно воспламеняется либо вовсе не проходит сквозь фильтр тонкой очистки.
С жидкостями связан и аккумулятор, в котором постоянно идут химические процессы (вырабатывание электрического тока). И чем ниже температура воздуха, тем медленнее они происходят.
Еще причиной плохого запуска автомобиля на дизеле может стать моторное масло. Оно, как и топливо, тоже имеет свойство густеть. Таким образом, при понижении температуры усложняется движение трущихся деталей КШМ. Еще хуже, если масляная пленка рвется или вовсе пропадает. Тогда капитальный ремонт силовой установки неизбежен.
Типы свечей накаливания
Штифтовые
Свечи накаливания для дизеля бывают двух типов:
Они имеют схожую конструкцию, отличие заключается в рабочем элементе. В штифтовых, рабочим элементом является штифт накаливания из термокоррозийного стержня, плотно запрессованный в корпус свечи. Внутри него находится уплотненный порошок оксида магния и спиральная нить.
Электрическая схема такой свечи довольно проста. Ток подается на головку, от нее по токопроводящему стержню к металлической нити накаливания, состоящей из двух резисторов — нагревательной и регулирующей спиралей.
- Сопротивление первой постоянное, не зависящее от температуры;
- вторая спираль имеет положительный температурный коэффициент.
Принцип ее работы заключается в том, что чем выше температура мотора, тем меньше температура нагрева свечи (когда регулирующая спираль нагревается, ее сопротивление растет, и на нагревательную спираль подается меньший ток). Такая свеча нагревается до 850 градусов, время ее работы составляет от 4 секунд до двух минут и зависит от температуры мотора и параметров самой свечи.
Продолжительность подогрева горючего регулирует блок управления, контролирующий показания датчика температуры охлаждающей жидкости. На панели приборов имеется контрольная лампа, сигнализирующая о том, что работает подогрев. Когда она гаснет – двигатель готов к запуску. Существует два варианта включения свечей накаливания: ключ зажигания поворачивается во второе положение, либо предпусковой подогрев включается, когда открыта водительская дверца. Свечи, продолжающие работать после запуска мотора, помогают сократить время прогрева и обеспечивают более полное сгорания топлива, снижая тем самым выбросы вредных веществ.
Керамические
Керамические свечи накаливания – это второй тип подогревающих устройств. Ее электрическая схема не отличается от предыдущей. Рабочим элементом такой свечи является керамический стержень, внутри которого находится керамический нагревательный элемент. В течение двух секунд происходит нагрев стержня до 1000 градусов, в результате чего обеспечивается быстрый запуск дизеля, как у бензинового силового агрегата, без характерной для большинства дизельных моторов «раскачки».
Напряжение разогрева не постоянно, оно имеет три фазы. На этапе быстрого прогрева оно составляет от 9,8 до 11,5 В, стержень при этом нагревается до максимально возможной температуры. Когда заводится двигатель, подаваемое напряжение постепенно снижается до уровня, ниже напряжения бортовой сети автомобиля: во второй фазе до 7 В, в третьей – до 5.
Помимо этих трех фаз существует режим промежуточного накаливания, предназначенный для восстановления сажевого фильтра. Это помогает улучшить условия сгорания в процессе восстановления.
Керамические свечи накаливания имеют ряд преимуществ перед штифтовыми с нагреваемой спиралью. Наиболее значимые – это более высокая температура нагрева, которая обеспечивает лучшую работу свечей при холодном пуске, меньшая токсичность отработавших газов, более долгий срок службы, большая эффективность (их температура нагрева при равном напряжении значительно выше).
Часто производители устанавливают на дизельные моторы свечи с встроенным датчиком давления. Его показания помогают скорректировать температуру нагрева свечи и повысить ее эффективность.
Способы запуска дизельного двигателя в мороз
Автоодеяло – полезный аксессуар для двигателя, который способен облегчить пуск ДВС «на холодную» и тем самым защитить детали дизеля от износа. Вибрация от мотора, который выход на рабочие температуры, на кузов передается меньше. Бонусом – экономия топлива, которое сгорает за время прогрева ДВС.
Пригодится такое утепление двигателя тем машинам, которые хранятся ночью не в гараже. А также если температурные колебания достигают отметки -10°C и ниже.
Фабричное автоодеяло можно найти в продаже. Или сделать своими руками, главное – правильно выбрать материалы. Они должны быть износостойкими и негорючими: стеклоткань для обшивки, минеральная вата для наполнителя, огнестойкие нити для прошивки. Дальше дело техники: материал раскраивается и сшивается по трем сторонам, добавляется наполнитесь, сшивается четвертая сторона.
Одеяло должно точь-в-точь повторять параметры подкапотного пространства, края можно подвернуть. Укладывать утеплитель в моторный отсек нужно так, чтобы надежно перекрыть все щели и при этом исключить контакт с навесным оборудованием и приводными ремнями.
Если все сделать правильно, мотор при пуске «на холодную» нагреется быстрее, а остывать будет дольше до 2-3 раз. После непродолжительной стоянки масло не загустеет, завести ДВС будет легче.
- Не завелась сразу – без паники. Выжав педаль газ пробуем завести машину стартером. 10-15 секунд и делаем перерыв на 1-2 минуты, чтобы дать отдохнуть аккумулятору. Затем повторяем попытку. Не завелась с третьей попытке – переходим к другому методу. Много раз повторять не стоит, а то в конец разрядится АКБ или существенно ухудшится работа стартера.
- «Прикуривание». Применяется при низком заряде АКБ. Для этого понадобятся лишь провода и неравнодушный водитель, со своим заведенным автомобилем. После запуска не стоит сразу выключать зажигание, необходимо дать машине поработать несколько минут, а лучше час, для полной зарядки аккумулятора. Тогда в дальнейшем проблем возникать не будет.
- Еще один метод для АКБ. В этом случае его необходимо снять и дома подзарядить. Как известно, в холодное время дизельному двигателю требуется больше электричества для запуска и хоть немного разряженный аккумулятор будет быстрее терять свою мощность. Можно снять АКБ и хранить его дома, но если приходится ежедневно пользоваться автомобилем, то такой вариант не самый удобный.
- Буксир. Очень опасный способ запуска, который лучше применять в самом крайнем случае. При применении «толкача» будут неизбежны резкие рывки, что в свою очередь может привести к разрыву ремня ГРМ. А это повлечет за собой очень дорогостоящий ремонт.
- Если есть возможность, установите автономный предпусковой подогреватель. Эта система устанавливается перед топливным фильтром и за несколько минут разогреет топливо до рабочего состояния.
- Использование специальных присадок и антигелей. При пониженных температурах дизельное топливо густеет и образуется осадок, парафин. Смешиваясь с дизелем, такие средства не растворяют парафин, а просто не дают ему разрастаться. Решившись воспользоваться присадкой, стоит внимательно читать этикетку и помнить, что заливать ее в бак необходимо при плюсовой температуре.
- Водители «старой школы», не доверяя современным антигелям, применяют керосин. На практике результат тот же, керосин вреда топливной системе не наносит. Только добавлять его можно не более 30% к общему объему горючего (на 10 литров дизеля – 3 литра керосина).
- Для автомобилей с автоматической коробкой передач еще одной проблемой может стать масло. При сильном морозе оно существенно густеет и так же требует разогрева. Но сейчас в изобилии продаются масла различных марок как раз для зимнего времени года и поэтому здесь проблем возникать не должно.
- А что делать, когда солярка уже замерзла? Здесь придется действовать более масштабно. Накрыв машину теплым чехлом, под дно ставится тепловая пушка. Придется ждать, пока температура двигателя достигнет хотя бы 0 градусов. Некоторые автолюбители разводят огонь под низом машины, но такой метод небезопасен.
Не всегда есть возможность ставить автомобиль в теплый гараж и с наступлением холодов любителей дизельных авто могут поджидать неприятные «сюрпризы». Но качественное топливо и вовремя подготовленный автомобиль к зиме, значительно снижают риск остаться без машины и идти утром на работу пешком.
Не заводится дизельный двигатель – причины, ремонт, профилактика + видео
В чем причина того, что иногда на совершенно новом автомобиле не заводится дизельный двигатель? Для того чтобы разобраться в этом вопросе, следует начать с основ, а именно, понять, что собой представляет такой тип силового агрегата.
Не заводится дизельный двигатель – изучаем устройство и принцип работы
Дизельный мотор – это один из видов двигателей внутреннего сгорания, в котором воспламенение горючей смеси в камере сгорания происходит в результате ее сжатия. В процессе работы воздух в цилиндре двигателя при повышении давления мгновенно нагревается до 700 оС, в результате чего происходит возгорание топлива.
Если, к примеру, в бензиновом двигателе из карбюратора в цилиндры подается уже готовая воздушно-топливная смесь, то в дизель они поступают раздельно. При этом топливо впрыскивается форсунками под давлением 220 МПа, что способствует его сильному распылению и быстрому воспламенению.
На заре автомобилестроения дизельные двигатели в основном устанавливались только на грузовых автомобилях, поскольку они отличаются более высокой мощностью в сравнении с бензиновыми. К тому же, дизели существенно выигрывают в плане экономии горючего. Но, несмотря на все свои достоинства, дизельные двигатели все же имеют некоторые недостатки, их можно назвать скорее капризами, чем серьезными изъянами, которые в большинстве случаев проявляются в сложных эксплуатационных условиях.
Почему глохнет дизельный двигатель – советы по устранению неполадок
Одной из основных причин того, почему не заводится дизельный двигатель, является несоблюдение правил его эксплуатации и нарушение сроков и порядка работ. Например, замену масла рекомендуется проводить после пробега автомобилем 7500 км, что обусловлено высоким содержанием в отечественном топливе серы.
Из-за этого происходит быстрое окисление масла, в результате чего оно теряет свои эксплуатационные качества, что негативно сказывается на состоянии поршневой группы. Также необходимо тщательно следить за состоянием топливной системы и регулярно сливать отстой с бака и топливного фильтра. Бак рекомендуется промывать два раза в год, что предохранит фильтры от преждевременного засора.
Большое влияние на работу дизеля оказывает не только качество топлива, но и его соответствие сезону эксплуатации. Ведь иногда причиной того, почему глохнет дизельный двигатель зимой, является использование летних марок топлива, которые при низких температурах превращаются в тягучую массу. В результате чего топливный насос просто не в состоянии подать его в двигатель. А так как смазка насоса выполняется за счет топлива, то при его отсутствии происходит ускоренный износ аппаратуры.
Если такое произошло, то единственный способ завести дизель – это загнать автомобиль в теплый гараж и разогреть топливо.
Как правильно заводить дизельный двигатель и другие нюансы его эксплуатации
Одной из причин того, что дизельный двигатель глохнет на ходу, является нарушение герметичности топливопроводов, их засор или непригодный к эксплуатации топливный фильтр, который может выйти из строя из-за некачественного топлива.
Иногда владельцы автомобилей не могут понять, почему не заводится дизельный мотор, хотя еще вчера все было в порядке. Причина может заключаться в поломке топливного насоса, который, к сожалению, самостоятельно отремонтировать практически невозможно.
Еще одна характерная неисправность – дизельный двигатель заводится и глохнет. В чем может быть причина и как ее устранить? В этом случае опытные водители в первую очередь обращают внимание на работу топливной аппаратуры и состояние воздушного фильтра. Возможно, они попросту забиты и двигателю не хватает как топлива, так и воздуха.
Одна из проблем начинающих автолюбителей – это нарушение правил запуска мотора. Они попросту не знают, как правильно заводить дизельный двигатель. Если дизель исправен, то он без проблем запускается как зимой, так и летом. Главное – не следует начинать движение на холодном двигателе. А при запуске в зимнее время всегда необходимо использовать свечи накаливания – это существенно ускорит процесс.
Как завести дизель зимой? Первый запуск
Если ваше транспортное средство не запускается с первого раза, не нужно впадать в панику. Данный процесс должен продолжаться не более 15 секунд. После этого следует повернуть ключ в первоначальное положение и дать аккумулятору «отдохнуть» одну-две минуты. В идеале машина должна завестись максимум с 3 попыток.
Не всегда только мороз является виновником не запуска машины, этому могут способствовать и другие факторы:
- Некачественное топливо.
- Ненадежный аккумулятор.
- Свечи ненадлежащего качества.
- Неисправные инжектор и стартер.
Перед приходом холодов лучше в надежной мастерской проверить работу двигателя, сменить масло на подходящее для низких температур. Необходимо добиться рекомендованных уровней показателей. Так, чтобы запуск дизельного двигателя в мороз все-таки состоялся, напряжение аккумулятора должно быть не менее 12,5 В.
Неисправности системы пуска
Практически во всех автомобилях имеются специальные функции, которые помогают выполнять запуск двигателя в холодное время:
- Режим прогрева фильтра топлива.
- Режим повышения процента содержания топлива в горючей смеси (обогащение).
- Режим опережения зажигания.
Современные транспортные средства снабжены датчиками и электронными блоками, способствующими запуску этих режимов. Водителю нужно только контролировать работу этих устройств.
2- установите предпусковой подогреватель
Предпусковой подогреватель помогает прогреть мотор или автономно отопить салон еще до запуска ДВС.
Предпусковые подогреватели могут работать на топливе (бензиновые, дизельные) и на электричестве (автономные типа Вебасто или аккумуляторные).
Жидкостные (бензиновые, дизельные) подогреватели оборудованы собственной камерой сгорания, топливным насосом, водяной помпой. Некоторые имеют еще систему дистанционного пуска и блок управления вентилятором отопителя.
Принцип работы такой: топливо сгорает в камере подогревателя, через него проходит теплообменник, по которому циркулирует подаваемый помпой антифриз. Нагреваясь, ОЖ передает мотору тепло.
Рекомендации по выбору жидкостного подогревателя – не выбирать работающий на дизельном топливе. В сильный мороз оно загустеет и появятся вопросы уже с запуском самого прибора.
При выборе подогревателя с электрической системой питания важно учитывать доступность подключения его к сети.
Автономные нагреватели типа Вебасто бывают жидкостными и воздушными.
Воздушные размещаются в салоне и поддерживают комфортную температуру еще до запуска ДВС. Они работают от топлива из бака или собственной камеры. Топливо смешивается с воздухом и поджигается свечой накала, горит внутри закрытой камеры с внешним обдувом вентилятора. В результате горячий воздух поступает в салон.
Жидкостные устанавливаются в моторном отсеке и работают от сгорания топлива в баке. Они подключаются в контур системы охлаждения, прокачивают антифриз через нагревающиеся керамические штифты.
Затем нагретая ОЖ подается в двигатель по малому кругу через радиатор отопителя. После нагрева ОЖ до 40 градусов, автоматически включается вентилятор салонной печки. Как результат – прогретый мотор и теплый комфортный салон перед поездкой.
При выборе любого предпускового подогревателя главное – правильно его подключить. Иначе можно повредить систему охлаждения.
- Для подключения подогревателя нужно отключить АКБ, слить жидкость из системы охлаждения, отсоединить патрубки, поместить между печкой и блоком цилиндров обогреватель, подсоединить патрубки и штуцеры так, чтобы жидкость вначале поступала в прибор, а затем подавалась в печку, залить антифриз обратно.
Если постоянно использовать предпусковые подогреватели при низких температурах, можно продлить ресурс дизельного ДВС и без проблем запустить его даже в сильный мороз. Но стоимость таких устройств высока. В случае Вебасто нужно следить за уровнем заряда аккумулятора – он расходует достаточно много электроэнергии.
Если же машина ночует в утепленном гараже, а снаружи не бывает ниже 5-10 градусов, для облегчения пуска дизеля достаточно будет автоодеяла.
Запуск — дизель
Почему в мороз машина не заводится
Перед запуском дизеля машинист проверяет отсутствие людей в машинном отделении, высоковольтной камере, шахте холодильника; состояние узлов дизеля и вспомогательного оборудования; отсутствие инструмента, приспособлений и других посторонних предметов. После этого машинист громко объявляет: Запускаю дизель, подает сигнал и запускает дизель. Проверив работу узлов и агрегатов, а также, опробовав действие автоматических и ручных тормозов, машинист по сигналу дежурного по депо или его помощника и дежурного стрелочного поста выезжает под поезд.
Перед запуском дизелей типа В2 и УД6 в их картеры необходимо залить 8 — 10 л горячего масла для прогрева масляного насоса и трубопроводов.
Перед запуском дизеля ведущей секции необходимо включить автомат Топливный насос 46 на пульте управления, после создания давления топлива в системе 1 5 — 2 0 кГ / см2 кратковременно включить кнопку Пуск дизеля.
При запуске дизеля начинает работать вспомогательный генератор, срабатывает реле обратного тока и включается контактор зарядки батарей.
Схема работы центробежного всережимного регулятора топливного насоса НД-21. |
При запуске дизеля рычаг регулятора 10 устанавливается в среднее положение.
При запуске дизелей Д-50 в холодное время года для облегчения пуска применяют свечи накаливания, при помощи которых подогревают воздух в цилиндрах перед прокручиванием коленчатого вала электростартером.
Затем производят запуск дизелей — и узлы и агрегаты тепловоза осматривают еще раз. При этом проверяют, нет ли посторонних шумов в дизеле, вспомогательных агрегатах и особенно в подшипниковых узлах, нет ли течи в соединениях трубопроводов, по люкам дизеля и центробежного фильтра; проверяют давление масла — и топлива по манометрам на пульте управления и в дизельном помещении, а также число оборотов вала дизеля на каждой позиции контроллера.
Затем производится запуск дизеля ведущей секции. При включении кнопки Топливный насос 1с получает питание электродвигатель топливного насоса ведущей секции: от СЗБ, провода 445, 453X2, клеммы 2 / 21, 2 / 22, провод 101, клемма панели предохранителей, провод 577, кнопка Топливный насос 1с, провод 575, предохранитель 20а, провод 575, клеммы 316, 317, провод 557, автоматический выключатель Лв2, провод 341, клемма / / /, провод 577, электродвигателе топливного насоса, провод 154, клемма 2120 и далее на минус.
По мере запуска дизеля его обороты увеличиваются, увеличиваются и обороты вспомогательного генератора. Напряжение на зажимах его растет, следовательно, ток в дифференциальной катушке уменьшается; уменьшается и усилие, удерживающее якорь реле у сердечника дифференциальной катушки. Ток катушки напряжения, напротив, растет, а магнитный поток ее, совпадающий по направлению с магнитным потоком дифференциальной катушки и замыкающийся через сердечник дифференциальной катушки, создает дополнительное усилие, притягивающее якорь к сердечнику дифференциальной катушки. Несмотря на рост тока в катушке напряжения, усилие ее еще недостаточно для того, чтобы притянуть якорь к сердечнику катушки напряжения.
Эффективность действия присадок на различные сорта дизельного топлива. |
Для облегчения запуска дизеля при низких температурах окружающего воздуха либо готовят специальное пусковое топливо, представляющее собой смесь дизельного топлива с этиловым эфиром, либо этиловый эфир впрыскивают при запуске во всасывающую систему дизеля.
Для ускорения запуска дизеля в зимних условиях на нем установлен форсуночный подогреватель, запальная свеча и электродвигатель которого получают питание от аккумуляторной батареи.
Для облегчения запуска дизеля его предварительно прогревают при помощи пускового двигателя. Например, в дизеле КДМ-46 для подогрева поступающего воздуха выпускная труба пускового двигателя помещается внутри впускного коллектора дизеля, а для прогрева головок и цилиндров системы охлаждения обоих двигателей соединены между собой. При работе пускового двигателя горячая вода из его системы охлаждения поступает в зарубашечное пространство дизеля и прогревает его.
При этом ухудшается запуск дизеля, снижаются его мощность и экономичность.
Пуск методом «прикуривания»
В зимнее время всегда держите «про запас» готовые кабели. Благодаря им вы можете быстро завести машину. Помощь вам может оказать не только знакомый, но и любой доброжелательный водитель, проезжающий мимо вас.
Если автомобиль удастся запустить методом «прикуривания», он может спокойно ехать дальше. Но стоит отметить, что глушить двигатель сразу после зажигания не следует. Дайте аккумулятору в полной мере «насытиться» электроэнергией, проехав не менее 5 километров пути. А лучше всего дать двигателю поработать около часа. В таком случае
однозначно возобновит свой заряд и при следующем запуске даст нормальный
Что делать, если дизель не заводится
Если силовой агрегат нормально работал, но после похолодания не завелся даже после прогрева при помощи свечей, тогда следует проверить сами свечи накаливания, состояние топлива, а также воздушный и топливный фильтры.
В ряде случаев оказывается, что свечи накала требуют замены. Также при загрязнениях воздушного фильтра может быть недостаточно воздуха, а загустение топлива или загрязнение топливного фильтра приводят к нехватке горючего.
Кстати, на моторах с большим пробегом отказ запускаться может указывать на снижение компрессии по причине общего износа ЦПГ. В этом случае двигатель нужно разбирать, дефектовать и ремонтировать.
Свеча накала
Свечи накала – расходный элемент, менять их следует каждые 100 тыс. км. А если дизель работает в тяжелых условиях: холодный климат, длительные простои в заведенном состоянии, ночные заморозки, менять свечи накала нужно каждые 20-30 тыс. км.
Свечи накала нагревают цилиндры сгорания изнутри, чтобы топливная смесь смогла эффективно воспламениться, как только ДВС прогреется. При одной неработающей свече запуск мотора сильно затруднен, но теоретически возможен. Если выходят из строя 2 и больше свечи, дизель «на холодную» не заведется.
Важно менять свечи комплектом, даже если визуально какие-то выглядят рабочими. Свечи накала подбираются в соответствии с рекомендациями производителя и в зависимости от типа дизельного ДВС.
Свечи накала можно заменить самостоятельно: понадобится гаечный ключ, торцевой ключ-трещотка и отвертка, а также небольшое количество графитовой и высокотемпературной смазки. В процессе главное не повредить сами свечи накала, они хрупкие. В худшем случае придется высверливать остатки стержня свечи из свечного колодца.
Обычно свечи накала расположены в верхней части ГБЦ рядом с дизельными форсунками.
- Замена осуществляется так: нужно снять защиту (пластиковую крышку или кожух двигателя), отсоединить минусовую клемму АКБ, открутить гайки фиксации наконечников проводов на контактных стержнях свечей накала, сдвинуть провод в сторону, выкрутить ключом-трещоткой старые свечи.
- Затем зачистить контакты на каждом высоковольтном проводе свечей, очистить от нагара свечные колодцы, нанести на развертку новых свечей немного смазки и вкрутить новые свечи, затянув до необходимого сопротивления.
Если после продолжительной холодной стоянки дизель не заводится, можно проверить работу свечей накала, подключив их напрямую к аккумулятору, проведя тест «на искру» (только для старых дизелей, не оснащенных сложной электроникой) или проверив сопротивление мультимером.
- Чтобы проверить исправность свечей накала мультимером, нужно отсоединить силовой провод от центрального электрода и проверить сопротивление последнего, приложив к нему щуп прибора.
Перед наступлением холодов свечи накала стоит проверить даже в том случае, если дизель заводится без проблем.
Также облегчить холодный пуск дизельного ДВС зимой помогут:
- правильный подбор и обслуживание (если нужно – замена) аккумулятора
- замена топливного фильтра.
- выбор качественного «зимнего» дизельного топлива
- использование при необходимости присадок-антигелей
Почему дизель плохо заводится “на холодную” и что с этим делать найдете здесь.
Топливные насосы, ТНВД для дизельного двигателя найдете в нашем каталоге
ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ
Перед тем как завести дизель зимой, нужно тщательно прогреть свечи. Как это сделать? Для начала необходимо повернуть ключ зажигания, далее дождаться, пока на панели приборов не появится лампочка в виде пружинки. Чаще всего она бывает желтого или красного цвета (увидеть ее можно на фото ниже).
Через пару секунд она пропадает, информируя о том, что топливо прогрелось в достаточной мере. После этого следует вернуть ключ зажигания в первоначальное положение. Для полного прогрева свечей накала необходимо повторить данную процедуру еще несколько раз с интервалом в 2-3 секунды. Дело в том, что иностранные производители не совсем знают, с какими именно низкими температурами приходится сталкиваться их автомобилям на территории России, особенно в северных районах.
Также перед тем как в мороз завести дизель, рекомендуется не снимать машину с передачи, а выжимать сцепление до упора (касается автомобилей с механической КПП). Дело в том, что зимой трансмиссионное масло имеет свойство застаиваться, то есть, снимая машину с передачи, вы вынуждаете скользить диски и шестерни без смазки.
Что нужно сделать для того, чтобы дизель подготовить к эксплуатации зимой
Мочевина для дизеля
Начинать нужно с аккумулятора. Из-за существенных степеней сжатия и более высоких у дизелей, в отличие от бензиновых двигателей, оборотов пусковых, нужна повышенная мощность аккумулятора. Стоит отметить, что дело не в емкости аккумулятора, а в величине тока пускового. Зимой не стоит использовать для дизелей аккумуляторы с пусковым током менее 320А. Также неприятности с аккумулятором могут возникнуть, который на дизеле эксплуатировался более трех лет.
Нужно проверить в батарее уровень электролита. Летом многие автовладельцы забывают об этом. В результате, аккумулятор пересыхает.
Особое внимание уделить нужно клеммам стартера, а также проводам, вернее их наконечникам, которые нужно очистить, если имеется окисление. Емкость батареи аккумуляторной при низких температурах снижается
К этому можно добавить еще и высокое в электрических цепях переходное сопротивление. Клеммы не помешает покрыть пластичной смазкой, чтобы их защитить хоть как-то от действия соли, которой зимой на дорогах в избытке.
Клеммы стартера VW
Если дизель работал летом с «дымком», то нужно проверить и отрегулировать при необходимости угол опережения впрыска топлива. Сбой данного параметра может привести к затруднению при запуске мотора зимой. Если нет опыта в регулировании угла впрыска, то лучше обратиться за помощью на СТО.
Настоящим испытанием для дизеля является мороз более 20 градусов. Стоит задуматься, может на это время лучше оставить авто на стоянке, а на работу добираться автобусом? Можно на ночь снимать аккумулятор, иначе утром для полноценного запуска емкости батареи может не хватить. Перед тем как заглушить мотор, нужно в маслокартер влить стакан бензина. Он разжижит масло и снизит на некоторое время его вязкость.
После запуска двигателя утром и нормального прогрева бензин улетучивается и испаряется. В этом вся «хитрость». Но такой способ годится лишь в качестве кратковременной меры. Ведь бензин ускоряет процесс окисления масла, поскольку разлагает присадки. Ухудшаются противоизносные свойства масла, а на деталях образуется нагар.
Особое внимание стоит уделить выбору дизельного топлива зимой. Всего существует три марки дизторлива
Наиболее распространенным считается летнее топливо, которое можно использовать при температуре выше нуля. При отрицательных температурах использовать нужно зимнее топливо или арктическое дизельное топливо.
Результаты исследований антигелей в дизельном топливе
Основная особенность такого топлива – температура, при которой парафины начинают кристаллизироваться. Топливо начинает мутнеть, а консистенция становится похожей на кисель. Даже незначительные кристаллики парафина могут забить поры фильтров топливных и осесть в каналах трубопроводов. Это в свою очередь парализует работу мотора.
Для дизелей зима начинается при температуре ниже +5. Чтобы не возникло проблем с запуском двигателя, нужно проверить свечи накаливания. Ведь при низкой температуре воздуха вряд ли удастся запустить дизель с вышедшими из строя свечами накаливания. Свечи должны обеспечить необходимую для самовоспламенения и смесеобразования температуру.
Свеча накаливания дизельного мотора
Сигналом работы свечей накаливания является на панели приборов индикатор, который должен сначала загореться, а затем погаснуть. Это говорит о достаточной температуре воздуха в камере сгорания готов принять дизельное топливо.
Соблюдая все эти правила эксплуатации дизеля, вы сможете избежать неприятностей с дизелем зимой.
comments powered by HyperComments
Использование присадок и антигелей
Итак, у нас замерзла машина. Как завести ее, если вблизи нет подходящего автомобиля, от которого можно было бы «прикурить»? В таком случае добро пожаловать в мир присадок и антигелей. К счастью, найти их не составляет большого труда даже в маленьких городках. Зачастую автолюбители отдают предпочтение таким известным , «Хадо» и «Кастрол».
Отметим также, что присадки и антигели не растворяют парафин в жидкостях, они лишь задерживают его рост при очередном понижении температуры. Но, как показывает практика, этого вполне достаточно, чтобы запустить дизельный двигатель при 40-градусном морозе. Правда, для этого нужно знать, как правильно использовать антигель. А заливается он в бак при температуре выше 0… 1 градус Цельсия. В таком случае средство приносит реальную пользу двигателю.
Современные автопроизводители не рекомендуют использование присадок в топливе. Это касается двигателей типа TDI, HDI и CDI. Объясняется данный запрет сложностью конструкции топливной аппаратуры. Но автолюбители говорят, что при аккуратном и умеренном использовании присадка не причиняет какого-либо вреда дизельным установкам.
При использовании антигелей важно обращать внимание не только на температуру окружающей среды, но и на то, в какой пропорции нужно добавлять жидкость в бак. Эту информацию производители указывают на этикетках.
Как ведет себя дизельный мотор зимой
Бензиновые двигатели более стойки к морозу, чем дизельные, и во многом это связано непосредственно с топливом. Дизельное топливо воспламеняется при сильном давлении, и именно компрессия является основным показателем, который определяет наличие или отсутствие сложностей с пуском мотора зимой. Даже если аккумулятор полностью заряжен, но компрессия двигателя низкая, могут возникнуть проблемы с его пуском.
Рекомендованная компрессия для дизельного мотора в условиях зимы центрального региона России составляет около 25-30 атмосфер. Естественно, для каждого двигателя свои показатели компрессии являются достаточными для пуска, но можно привести следующие усредненные значения:
Учитывая, что производители автомобилей всячески стараются утеплить двигатель и топливный бак, для современных автомобилей приведенные выше цифры не совсем актуальны.
Замерзла машина. Как завести ее «с толкача»?
Как зимой завести машину, если топливо уже замерзло? Конечно, уже замерзшую солярку, полную парафинов, невозможно «оживить». Единственный способ – налить ее в канистру и нагреть до температуры 60-70 градусов Цельсия. После этого добавить несколько миллилитров антигеля и залить получившуюся субстанцию в бак. Но перед тем как зимой завести машину, автомобилисты советуют предварительно установить новый топливный фильтр.
К сожалению, данный способ нельзя применять на автомобилях с такими двигателями. Причиной тому является ремень ГРМ, который может порваться или перепрыгнуть на несколько зубцов вперед. Поэтому любая попытка запустить дизельный двигатель «с толкача» в большинстве случаев оборачивается дорогостоящим ремонтом.
Холодный пуск дизельного двигателя зимой сложности и нюансы
Как правило, проблемы с дизелем начинаются именно тогда, когда наступает понижение температуры наружного воздуха до ноля и ниже. При околонулевых и отрицательных температурах в любом двигателе несколько густеет моторное масло, хуже испаряется топливо, АКБ сильнее разряжается и т.д. В результате запуск может закономерно осложняться.
Что касается дизеля, в этом случае особого внимания заслуживает дизтопливо. Дело в том, что солярка делится на «зимнюю» и «летнюю». Такое деление продиктовано тем, что горючее данного типа склонно густеть и парафинизироваться на морозе. Если в теплую погоду этого не происходит, то зимой густое дизтопливо попросту не будет прокачиваться по системе питания.
Получается, летом на заправках продают так называемую «летнюю» солярку, при этом для решения проблемы с наступлением холодов на АЗС поставляется «зимнее» дизтопливо. Если просто, в летнюю солярку отдельно добавляют специальные присадки, которые позволяют этому типу горючего оставаться текучим даже при минусовых температурах.
Советы на будущее
Конечно, лучше всего предотвратить данные случаи. Для этого мы рекомендуем:
- Оставлять автомобиль в гараже. В идеале максимально высокая и стабильная температура воздуха есть в подземных видах помещений. Но если у вас нет такого гаража, постарайтесь утеплить ворота обычного. Машина, хранящаяся в таком помещении, не только защищена от замерзания топлива, но и не подвергается воздействию внешних факторов (летом это дожди и прямые лучи ультрафиолета).
- Всегда заправляться качественным топливом. Конечно, предложения заправок на дешевых АЗС кажутся заманчивыми, но в зимнее время есть смысл искать станции только крупных сетей. Что касается конкретно дизельного топлива, все АЗС в период с декабря по февраль должны продавать только зимний сорт солярки, который не замерзает при температуре -20 градусов Цельсия.
- По возможности хранить аккумулятор дома. Даже если ваша машина хранится в гараже, все равно есть смысл снимать на ночь АКБ. Теплая батарея обеспечит надежный запуск двигателя даже при самых низких температурах. А перед тем как в мороз завести дизель, не пренебрегайте лишней проверкой заряда аккумулятора. Если он составил меньше 12,5 Вольт, подключите его на 1-2 часа к ЗУ. В холодное время заряд АКБ должен быть чуть выше нормы, то есть порядка 12,5-13,5 В.
Итак, мы выяснили, как правильно заводить дизель зимой. Надеемся, приведенные выше советы будут вам полезны. Удачи на дорогах!
Полезные советы
- Если машина ночью стоит на улице, то не следует ставить ее на ручной тормоз, так как тормозные колодки могут примерзнуть к дискам или барабанам. Целесообразно включить скорость, а загустевшее масло не даст машине покатиться.
- Чтобы не испытывать трудности с дверными замками, специалисты советуют заблаговременно обработать их особым средством. Дверные уплотнители также рекомендуется промазать силиконовой смазкой, чтобы они не примерзали к дверям.
- Зимой вместо каркасных дворников лучше применять бескаркасные модели стеклоочистителей. Они обеспечат эффективную очистку, и не будут примерзать к стеклу.
- Если гараж теплый, а автомобиль инжекторный, то лучше заливать бак как можно полнее, чтобы в нем было меньше воздуха, а значит, и меньше образуется конденсат. В противном случае водяной пар замерзает и оседает на дне бака, что приводит к выходу из строя бензонасоса и системы питания.
Как заводить дизель в мороз? О масле
Смазка для дизельных двигателей имеет некоторые отличия. Важно правильно подбирать вязкость в зависимости от сезона. Какое именно масло использовать, смотрите в инструкции по эксплуатации вашего автомобиля. Скажем лишь одно: жидкая смазка способствует более легкому проворачиванию коленвала и поршней. Соответственно, в сильный мороз она не густеет так, как обычная.
Но не нужно уходить далеко от требований производителя. Чтобы разогреть масло, требуется использовать паяльную лампу. Ее направляют в поддон картера. Это старый, но действенный способ. Перед тем как завести машину в мороз, дизель предварительно подогревается, а также сам фильтр и топливопроводы. Этим методом можно запустить силовой агрегат даже при -40.
Как правильно запускать дизельный ДВС зимой
Теоретическая вводная
Как известно, человеку в морозную погоду, не комфортно. Так само и автомобилю, который длительный срок простоял на низкой температуре. Если смотреть со стороны физики, то металлы и жидкости имеют свойство замерзать.
Так в автомобильном ДВС замёрзнуть моет корпус, внутренние составляющие, масло и охлаждающая жидкость, особенно вода.
Вследствие примерзания элементов силового агрегата при запуске двигателя возникают проблемы — коленчатый вал не способен прокрутиться, поскольку элементы поршневой замёрзли и на них воздействует сильное сопротивление. К этому добавляется густое масло, в котором катается коленвал. А если у автомобиля имеются проблемы с подачей топлива или зажиганием, то почти не реально произвести запуск двигателя в мороз.
Ко всем перечисленным проблемам ещё может добавиться и слабый аккумулятор, который не способен выдержать нагрузку запуска с третьего или четвёртого раза. Это связано с тем, что стартер при первом пуске мотора вытягивает с АКБ всю мощность, и если автомобиль не завёлся с первого раза, то на последующие запуски энергии может не хватить.
Чем вреден холодный запуск
Даже если температура окружающего воздуха понизилась незначительно, запуск двигателя в холодную погоду однозначно происходит хуже. Что уж говорить о сильном похолодании, даже мотор в прекрасном техническом состоянии будет испытывать определенные трудности.
Отрицательные температуры пагубно влияют на все компоненты, от которых зависит, как работает силовая установка. Масло, как моторное, так и трансмиссионное становится значительно гуще, аккумуляторная батарея теряет свою ёмкость, дизельное топливо становится вязким, а бензин перестает хорошо испаряться.
Кроме того, мороз оказывает пагубное влияние на металл, из которого сделан двигатель. Сжимаясь, он увеличивает зазоры между деталями, тем самым уменьшая компрессию и усложняя воспламенение рабочей смеси.
В результате того, что масло сильно густеет, оно плохо проходит по системе подачи и при заводе, первое время мотор работает без смазки. Эксплуатация на сухую сильно изнашивает детали, самое большое трение испытывают: поршень, кольца, цилиндры, шейки коленчатого вала, вкладыши. Именно поэтому принято считать, что один пуск двигателя при низких температурах приравнивается к нескольким сотням километров пробега.
При плохой компрессии для запуска требуется больше топлива. Поступая в цилиндр на холодном двигателе, рабочая смесь проходит в увеличенные зазоры между поршневыми кольцами и оказывается в поддоне картера.
Смешиваясь с маслом, топливо значительно ухудшает его свойства. При большом увеличении концентрации топлива (бензин или солярка) в масле, материал уже не способен полностью уберечь мотор от износа. Как следствие, мотор не только быстро изнашивается и глохнет, но и может полностью выйти из строя.
Читать дальше: Гильзы москвич 412 размеры
В период зимней эксплуатации от низких температур страдают уплотнители, прокладки, сальники, все изделия, выполненные из резины. Как правило, качественная резина без проблем выдерживает температуру до −25°С, а вот при более низких температурах начинает твердеть и пропускать рабочие жидкости.
Кроме того, негативное влияние на резину оказывают перепады температур. После того, как происходит холодный пуск, мотор быстро и неравномерно начинает нагреваться. Как результат резких температурных перепадов, трещины в резиновых изделиях и утечки жидкостей.
В случае если после нескольких попыток ничего не вышло, постарайтесь разобраться, почему двигатель не запускается. Кроме того, бывают ситуации, когда установка запускалась и нормально работала некоторое время, после чего неожиданно заглохла. Не торопитесь заводить её сразу, откройте капот и осмотрите.
Иногда незначительная поломка по причине сильных холодов при повторном заводе приводит к серьезному капитальному ремонту.
Запуск карбюраторного двигателя
Как облегчить запуск карбюраторного двигателя в сильный мороз? Для начала стоит убедиться, что исправно и полноценно работают карбюратор, бензонасос и аккумулятор. После этого можно приступить непосредственно к выполнению поставленной задачи.
В некоторой специальной литературе можно встретить информацию, где рекомендуют перед запуском включить ближний свет фар, чтобы разогреть аккумуляторную батарею.
Но, этот способ не всегда работает, поскольку включение света может значительно снизить ёмкость АКБ, которая необходима для пуска силового агрегата.
Итак, рассмотрим, последовательность действий направленных для запуска двигателя карбюраторного типа:
- Для начала стоит убедиться, что бензонасос работает исправно. Если есть подозрения или плохое предчувствие, то стоит перестраховаться. Для этого необходимо несколько раз прокачать лапку бензинового насоса, чтобы топливо закачалось в карбюратор.
- Чтобы ограничить подачу холодного воздуха в камеру сгорания, вытягивает на себя «подсос». Располагается данный рычаг, обычно в салоне, под рулём автомобиля.
- Теперь рекомендуется несколько раз качнуть педаль газа в пол, чтобы обеспечить подачу топлива в камеру сгорания. Важно. Не переборщите, чтобы не залить свечи зажигания.
- Отпускаем педаль газа и пробуем завести мотор. Если всё сделано верно, то двигатель заведётся, с первого или второго раза. На некоторых автомобилях стоит во время пуска подкачивать топливо в камеру сгорания при помощи педали газа, но при этом не сильно, чтобы не залить свечи зажигания.
Как облегчить холодный запуск
Так как повлиять на погодные условия мы не в состоянии, а эксплуатации силовой установки при низких температурах не избежать, основная задача, не полениться и провести все работы по подготовке двигателя к зиме. Как показывает практика, правильно выполненные действия способны избежать большинства проблем, возникающих в морозную погоду.
В регионах, где зимние условия соответствуют средним температурным показателям, при подготовке к сезону необходимо выполнить следующие виды работ:
- Первое, что мы делаем, производя холодный запуск двигателя, приводим в движение все детали цилиндропоршневой группы. Соответственно, необходимо убедиться в способности аккумулятора и стартера выполнять свою функцию. Эффективность работы стартера напрямую зависит от того, как работает батарея. Необходимо провести её техническое обслуживание: проверить наличие и состояние электролита, провести зарядку и т.п.
- Исходя из условий эксплуатации, правильно подобрать и заменить моторное масло, учитывая его характеристики по SAE. Согласно технической документации и рекомендаций производителя, подобрать нужную вязкость. Стоит помнить, что жидкие смазки облегчают пуск, но менее надежны с точки зрения защиты мотора. Кроме того, ввиду своей повышенной текучести, могут протекать через резиновые уплотнения при смене температурных режимов.
- Зимой холодный двигатель плохо заводится в случае, когда появляются пропуски зажигания. Для устранения проблемы необходимо проверить и поменять свечи, как в дизельных, так и в бензиновых силовых установках. Кроме того, проверить надо и другие элементы, связанные с зажиганием, например, высоковольтные провода.
- Перед эксплуатацией двигателя в холодное время года не лишним будет поменять фильтры: воздушный, масляный, топливный.
- Чтобы не повредить мотор, во время резкого похолодания, необходимо проверить состояние и уровень антифриза. Наличие в нем большого количества воды чревато замерзанием и последующим разрывом рубашки охлаждения агрегата.
- Залить в бак качественное топливо. Особенно это актуально для дизельных двигателей, чувствительных к содержанию парафина в солярке. Топливо должно соответствовать климатическим условиям эксплуатации, поскольку бывает зимним и летним. Зимнее топливо адаптируют под низкие температуры, у бензина повышают испаряемость, солярку делают более жидкой.
- Перед поездкой двигатель заводится и обязательно прогревается. В зимний период это особенно важно, поскольку запустить и сразу нагрузить холодный мотор чревато еще большим износом.
- В случае, если температура понижается до −30°С и ниже, самым простым и в то же время правильным вариантом будет поставить свой автомобиль в отапливаемый гараж или теплый паркинг.
- Провести утепление двигателя и капота, это позволит быстрей прогреть только что заведенный мотор и не даст ему быстро остыть при коротких остановках.
- Если есть возможность, реализовать подогрев моторного масла в поддоне двигателя. Особенно актуально для районов с экстремально низкими температурами. На рынке существует большое количество различных приспособлений, подогревателей, которые значительно могут облегчить жизнь автомобилисту. Единственным их недостатком является цена.
Реализация всех этих решений потребует немалых затрат и времени, однако, все это стоит того, поскольку сохранит вашу силовую установку в рабочем состоянии даже в самый лютый мороз, когда двигатель очень плохо заводится на холодную.
Благодаря проделанной работе силовая установка сможет легко завестись, ровно работать, меньше потреблять топлива при прогреве и не так быстро остывать.
Рено Каптур Экстрим – это лимитированная версия, доступная в трех модификациях, от чего будет зависеть и цена:
- 1.6 л, CVT X-Tronic, передний привод – 1 204 990 руб.;
- 2.0 л, МКПП6, полный привод – 1 284 990 руб.;
- 2.0 л, АКПП4, полный привод – 1 334 990 руб.
Читать дальше: Как поменять выжимной на гранте
Пуск инжекторного движка
Силовой агрегат инжекторного типа имеет другое устройство по сравнению с карбюраторным вариантом. Мотор оснащён электробензонасосом и форсунками, что облегчает задачу. Рассмотрим, один из способов пуска движка в морозы:
- Поворачиваем ключ зажигания в положение I, а затем во II, и слушаем, заработал ли бензонасос. Когда подача бензина отключилась, переводим ключ в положение 0.
- Повторно поворачиваем ключ в положение II, и когда бензонасос затихнет, можно попробовать провести запуск.
- Если не получилось с первого раза, то стоит попробовать ещё раз.
Основной проблемой может стать то, что двигатель откажется запускаться из-за неисправности элементов образования воздушно-топливной смеси.
На автомобилях нового типа, обычно устанавливается система, что электронным путём проводит облегчающий пуск силового агрегата. В этом случае, электронный блок управления двигателем сам рассчитывает все показатели и оптимизирует процедуру.
Запуск инжекторного двигателя в мороз
Чаще всего инжекторные автомобили не заводятся при температуре ниже -20 градусов по Цельсию. Причин может быть масса, но основная из них – это устаревшая прошивка электронного блока управления. Избавиться от этого можно только лишь залив более свежую прошивку. Но существует множество других проблем, которые необходимо решать. Одной из таких является отсутствие отопления в помещении, где стоит машина. Это приводит к тому, что АКБ выходит из строя.
Если батарея перемерзает, то она сама разряжается, а так как для запуска двигателя в холодное время года требуется больший заряд, нежели при обычной температуре, то именно это и становится основной проблемой. Существует несколько способов решения. Во-первых, хранить АКБ только там, где более или менее тепло. Во-вторых, не заряжать аккумулятор до предела. Обусловлено это тем, что меняется плотность электролита, а находясь на холоде, он теряет свои свойства, и заряд падает.
Источник http://www.dieselkraft.by/poleznaya-informatsiya/kak-pravilno-zapuskat-dizelnyj-dvs-zimoj.html
Источник Источник http://avtosotka.ru/sovety-i-opyt/zapusk-dizelnogo-dvigatelya-2.html
Источник Источник http://iga-motor.ru/na-zametku/kak-zapustit-holodnyj-dvigatel.html