ГОСТ Р 52160-2003 Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия
ГОСТ Р 52160-2003 Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния
ГОСТ Р 52160-2003
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА,
ОСНАЩЕННЫЕ ДВИГАТЕЛЯМИ
С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ
Дымность отработавших газов
Н ормы и методы контроля при оценке технического
состояния
Москва
Стандартинформ
2007
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 «Эксплуатация автомобильного транспорта и автотранспортные услуги»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 18 декабря 2003 г. № 375-ст
4 Настоящий стандарт соответствует «Соглашению о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров», принятому в Вене в 1997 г., а также требованиям ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН № 24) «Единообразные предписания, касающиеся: I. сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности; II. сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции; III. сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности; IV. измерения мощности двигателей» в части дымности сертифицированных автомобилей в режиме свободного ускорения.
Стандарт гармонизирован с Директивой 96/96 ЕС «О принятии единообразных предписаний для стран — членов Сообщества в отношении технического надзора транспортных средств и прицепов» и Директивой 72/306/ЕЕС «О принятии единообразных предписаний стран — членов Сообщества в отношении мер снижения выбросов вредных веществ двигателей с воспламенением от сжатия на транспортных средствах»
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2007 г.
ГОСТ Р 52160-2003
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА,
ОСНАЩЕННЫЕ ДВИГАТЕЛЯМИ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ
Дымность отработавших газов
Нормы и методы контроля при оценке технического состояния
M otor vehicles, equipped with compression ignition engines.
Visible pollutants.
Norms and methods of the control for estimation of technical condition
Дата введения 2005-01-01
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает нормы и методы измерения видимых загрязняющих веществ отработавших газов (далее — дымность) в режиме свободного ускорения для транспортных средств категорий М, N, которые оснащены двигателями с воспламенением от сжатия (далее — автомобилей), находящихся в эксплуатации, при оценке их технического состояния.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН № 24) Единообразные предписания, касающиеся:
I . сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности;
II . сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции;
III . сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности;
IV . измерения мощности двигателей.
ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.012-2004 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования.
(Измененная редакция, Изм. № 1 ).
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначениями:
3.1 свободное ускорение: Увеличение частоты вращения коленчатого вала (далее — частота вращения) двигателя автомобиля от минимальной до максимальной без внешней нагрузки, выполняемое при равномерном перемещении педали управления подачей топлива (далее — педали) из исходного положения до упора за 0,5 — 1,0 с.
3.2 максимальная частота вращения п max , мин -1 : Достигаемая при нажатой до упора педали частота вращения коленчатого вала двигателя в режиме холостого хода.
3.1, 3.2 (Новая редакция, Изм. № 1 ).
3.3 минимальная частота вращения n min , мин -1 : Частота вращения вала двигателя в режиме холостого хода при отпущенной педали.
3.4 дымомер: Прибор, предназначенный для непрерывного измерения k и N. Характеристики, которым должен соответствовать дымомер, приведены в приложении И к ГОСТ Р 41.24 .
3.5 эффективная база дымомера L , м: Длина траектории лучей света при их прохождении через отработавший газ, заполнивший рабочую трубу дымомера в условиях измерения. Значение L определяют в соответствии с И.4 приложения И к ГОСТ Р 41.24 и указывают на дымомере.
3.6 пробоотборная система: Устройство для подачи отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера, изготовленное в соответствии с приложением К к ГОСТ Р 41.24 .
3.7 коэффициент поглощения света k , м -1 : Значение дымности, измеренное дымомером по основной шкале индикатора с диапазоном от 0 до ∞.
3.8 коэффициент ослабления света N , %: Значение дымности, измеренное дымомером по вспомогательной линейной шкале индикатора с диапазоном от 0 до 100 %.
3.9 дымность отработавших газов в режиме свободного ускорения Х м , м -1 : Максимальное значение коэффициента поглощения (см. приложение Б ), измеренное в режиме свободного ускорения.
3.10 результат измерения дымности в режиме свободного ускорения X ср , м -1 : Среднеарифметическое значение четырех последних измерений Х м , полученных в соответствии с 5.4.1 и 5.4.2 .
(Измененная редакция, Изм. № 1 ).
3.11 предельно допустимое значение дымности XL , м -1 : Предельно допустимое значение коэффициента поглощения в режиме свободного ускорения, установленное для автомобиля в соответствии с 4.2 или 4.3 .
3.12 рабочая температура охлаждающей жидкости или моторного масла: Температура охлаждающей жидкости или моторного масла, рекомендованная изготовителем для работающего двигателя.
(Новая редакция, Изм. № 1 ).
3.13 транспортное средство, находящееся в эксплуатации: Автомобиль, прошедший государственную регистрацию в установленном порядке.
(Измененная редакция, Изм. № 1 ).
3.14 изготовитель: Лицо, осуществляющее изготовление транспортного средства (шасси).
3.15 экологический класс: Классификационный код, характеризующий транспортное средство в зависимости от уровня выбросов вредных загрязняющих веществ.
3.16 транспортное средство: Механическое устройство на колесном ходу категорий М, N, предназначенное для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования.
3.14 — 3.16 (Введены дополнительно, Изм. № 1 ).
4 Нормы дымности
4.1 Основным нормируемым параметром дымности является коэффициент поглощения света k, вспомогательным — коэффициент ослабления света N. При контроле дымности в эксплуатации могут использоваться дымомеры с линейной шкалой, отградуированной от 0 до 100 % ослабления света. Пересчет k в N для дымомера с L , равной 0,43 м, приведен в приложении А .
4.2 Дымность Хср автомобилей в режиме свободного ускорения не должна превышать значение коэффициента поглощения XL , указанное в сообщении об официальном утверждении или в знаке официального утверждения, нанесенного на двигатель/автомобиль, в соответствии с приложениями А, Б к ГОСТ Р 41.24 .
(Новая редакция, Изм. № 1 ).
4.3 Дымность X ср автомобилей, не имеющих знака официального утверждения, не должна превышать в режиме свободного ускорения следующих значений:
2 ,5 м -1 — для двигателей без наддува;
3 ,0 м -1 — для двигателей с наддувом.
Дымность Хср на режиме свободного ускорения для автомобилей 4-го и более высоких экологических классов (см. приложение В ) — не более 1,5 м -1
(Измененная редакция, Изм. № 1 ).
5 Методы контроля
5.1 Условия проведения испытаний
5.1.1 Испытания проводят при температуре окружающего воздуха от 0 °С до 35 °С и давлении атмосферного воздуха от 92 до 105 кПа.
5.1.2 Система выпуска, включая систему очистки отработавших газов от загрязняющих веществ, не должна иметь повреждений и быть недоукомплектованной.
5.2 Требования к измерительной аппаратуре и пробоотборной системе
5.2.1 Для измерения k и N следует применять дымомер, соответствующий требованиям приложения И к ГОСТ Р 41.24 .
5.2.2 Для измерения температуры масла в поддоне картера двигателя следует применять термометр с диапазоном 0 — 100 °С и погрешностью измерений не более ±2,5 % верхнего предела измерений.
5.2.3 Для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя следует применять тахометр с диапазоном 0 — 6000 мин -1 и погрешностью измерений не более ±2,5 % верхнего предела измерений.
5.2.4 Применяемые при испытаниях средства измерений должны быть поверены в установленном порядке и иметь действующие свидетельства о поверке [ 1 ].
(Измененная редакция, Изм. № 1 ).
5.2.5 Для подвода отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера следует использовать пробоотборную систему, обеспечивающую отсутствие утечек газов и подсоса воздуха. Пробоотборная система должна соответствовать требованиям приложения K к ГОСТ Р 41.24 .
5.3 Подготовка к измерениям
5.3.1 Устанавливают датчики температуры масла, охлаждающей жидкости и частоты вращения.
5.3.2 Для определения температуры моторного масла или охлаждающей жидкости двигатель запускают и прогревают, используя нагрузочные режимы или многократное повторение циклов свободного ускорения. Температура должна быть в пределах, установленных изготовителем, но не ниже 60 °С.
Продолжительность работы прогретого двигателя в режиме холостого хода перед началом измерений должна быть не более 5 мин.
5.3.3 Измеряют значения n min и n max , которые должны быть в пределах, установленных изготовителем.
5.3.4 Подготовку к измерению дымности на неподвижно стоящем автомобиле проводят в следующей последовательности:
— заглушают двигатель (при его работе);
— затормаживают автомобиль стояночной тормозной системой;
— устанавливают противооткатные упоры под колеса ведущих мостов;
— устанавливают зонд для отбора отработавших газов из выпускной трубы в дымомер;
— устанавливают рычаг коробки передач с ручным или полуавтоматическим переключением в нейтральное положение. Избиратель передачи для автомобилей с автоматической коробкой передач устанавливают в положение «нейтраль» или «паркинг».
5.3.2 — 5.3.4 (Измененная редакция, Изм. № 1).
5.3.5 При проверке дымности автомобилей с автоматической коробкой передач должны учитываться требования изготовителя по обеспечению свободного вращения ведущих колес на режиме свободного ускорения.
(Введен дополнительно, Изм. № 1).
5.4 Измерение дымности
5.4.1 Измерение дымности в режиме свободного ускорения проводят в следующей последовательности:
— при работе двигателя в режиме холостого хода на n min равномерно перемещают педаль за 0,5 — 1,0 с до упора. Держат педаль в этом положении 2 — 3 с. Отпускают педаль и через 8 — 10 с приступают к выполнению следующего цикла;
— циклы свободного ускорения повторяют не менее шести раз;
— измеряют значения Х м на последних четырех циклах свободного ускорения по максимальному показанию дымомера;
— измеренные значения Х м считают достоверными, если четыре последовательных значения не образуют убывающей зависимости и располагаются в зоне шириной 0,25 м -1 ;
— определяют среднеарифметическое значение Xср четырех последних измерений Х м , которое принимается за результат измерения.
График изменения частоты вращения ( n ) и дымности ( k ) в процессе цикла свободного ускорения приведен в приложении Б.
5.4.2 Дымность автомобилей с раздельной выпускной системой измеряют в каждой выпускной трубе. За результат измерения принимают максимальное среднеарифметическое значение Xср, полученное в одной из выпускных труб.
5.4.1, 5.4.2 (Измененная редакция, Изм. № 1 ).
6 Требования безопасности
6.1 В помещениях для проведения измерений должны соблюдаться следующие условия:
— санитарно-гигиенические требования к воздуху в зоне измерений — по ГОСТ 12.1.005 ;
— уровень шума — по ГОСТ 12.1.003 ;
— уровень вибрации — по ГОСТ 12.1.012 .
6.2 При измерении дымности в случае необходимости должны быть приняты дополнительные меры, исключающие возможность самопроизвольного перемещения автомобиля.
Раздел 6 (Введен дополнительно, Изм. № 1 ).
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Пересчет значений k в N
(для дымомера с L , равной 0,43 м)
ГОСТ Р 52160-2003 Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния (с Изменением N 1)
Оглавление
ГОСТ Р 52160-2003 Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния (с Изменением N 1)
Вид документа:
ГОСТ Р
Принявший орган: Госстандарт России
Тип документа: Нормативно-технический документ
Дата начала действия: 1 января 2005 г.
Опубликован:
- Действующая редакция документа с изменениями на 02.05.2012
- Первоначальная редакция документа
- ГОСТ 12.1.003-83 ССБТ. Шум. Общие требования безопасности (с Изменением N 1) ГОСТ
- О правилах дорожного движения (с изменениями на 30 июля 2014 года) Постановление Правительства РФ
- ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны (с Изменением N 1) ГОСТ
- ПР 50.2.006-94 ГСИ. Порядок проведения поверки средств измерений Приказ Госстандарта России
- ГОСТ 12.1.012-2004 ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования ГОСТ
- О правилах дорожного движения (с изменениями на 30 июля 2014 года) Постановление Правительства РФ
- О правилах дорожного движения (с изменениями на 17 декабря 2013 года) Постановление Правительства РФ
- О правилах дорожного движения (с изменениями на 4 октября 2013 года) Постановление Правительства РФ
- О правилах дорожного движения (с изменениями на 22 марта 2014 года) Постановление Правительства РФ
- О правилах дорожного движения (с изменениями на 23 июля 2013 года) Постановление Правительства РФ
- О правилах дорожного движения (с изменениями на 5 июня 2013 года) Постановление Правительства РФ
- О правилах дорожного движения (с изменениями на 30 января 2013 года) Постановление Правительства РФ
- О правилах дорожного движения (с изменениями на 5 июня 2013 года) (редакция, действующая с 1 июля 2013 года) Постановление Правительства РФ
- О правилах дорожного движения (с изменениями на 12 ноября 2012 года) Постановление Правительства РФ
- О правилах дорожного движения (с изменениями на 19 июля 2012 года) Постановление Правительства РФ
- О правилах дорожного движения (с изменениями на 28 марта 2012 года) Постановление Правительства РФ
- О правилах дорожного движения (с изменениями на 6 октября 2011 года) Постановление Правительства РФ
- О правилах дорожного движения (с изменениями на 10 мая 2010 года) Постановление Правительства РФ
- О правилах дорожного движения (с изменениями на 29 сентября 2011 года) Постановление Правительства РФ
- О правилах дорожного движения (с изменениями на 23 декабря 2011 года) Постановление Правительства РФ
- О правилах дорожного движения (с изменениями на 27 января 2009 года) Постановление Правительства РФ
- О правилах дорожного движения (с изменениями на 19 апреля 2008 года) (редакция, действующая с 1 июля 2008 года) Постановление Правительства РФ
- О правилах дорожного движения (с изменениями на 29 декабря 2008 года) Постановление Правительства РФ
- О правилах дорожного движения (с изменениями на 24 февраля 2010 года) Постановление Правительства РФ
- О правилах дорожного движения (с изменениями на 28 февраля 2006 года) Постановление Правительства РФ
- О правилах дорожного движения (с изменениями на 14 декабря 2005 года) Постановление Правительства РФ
- О правилах дорожного движения (с изменениями на 19 апреля 2008 года) Постановление Правительства РФ
- О внесении изменений в постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 Постановление Правительства РФ
- О направлении Методических рекомендаций по осуществлению государственного надзора за охраной атмосферного воздуха Письмо Росприроднадзора
- Журнал записи результатов проверок автомобилей и учета измерений дымности Консультация
- Об утверждении Инструкции по осуществлению государственного контроля за охраной атмосферного воздуха (отменен на основании приказа Росприроднадзора от 15.11.2012 N 615) Приказ Росприроднадзора
- Лицензия на право отбора проб различных сред, их исследования и получения результатов Консультация
- РД 152-001-94 Экологические требования к предприятиям транспортно-дорожного комплекса РД
- ГОСТ 21393-75 Автомобили с дизелями. Дымность отработанных газов. Нормы и методы измерений. Требования безопасности (с Изменениями N 1, 2) (не действует на территории РФ) ГОСТ
- ГОСТ Р 51709-2001 Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки (с Изменением N 1) ГОСТ Р
- ГОСТ Р 50943-2011 Снегоболотоходы. Технические требования и методы испытаний ГОСТ Р
- ТР 201_/00_/ЕврАзЭС О безопасности колесных транспортных средств (часть 3) Проект Техрегламента
- Транспорт
- СТО 1.1.1.01.999.0466-2008 Основные правила обеспечения охраны окружающей среды на атомных станциях (с Изменением N 1, 2) СТО, Стандарт организации
- Изменение N 1 ГОСТ Р 51709-2001 Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки Приказ Росстандарта
- Инструкция по проверке, регулировке и ремонту топливной аппаратуры с целью обеспечения минимальной дымности отработавших газов автомобилей с дизелями Инструкция Минавтотранса РСФСР
- Техническое регулирование в отдельных отраслях
ГОСТ Р 52160-2003
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, ОСНАЩЕННЫЕ ДВИГАТЕЛЯМИ
С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ
Дымность отработавших газов
Нормы и методы контроля при оценке технического состояния
Motor vehicles, equipped with compression ignition engines.
Visible pollutants.
Norms and methods of the control for estimation of technical condition
ОКС 43.060
ОКП 45 6132
Дата введения 2005-01-01
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 «Эксплуатация автомобильного транспорта и автотранспортные услуги»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 18 декабря 2003 г. N 375-ст
4 Настоящий стандарт соответствует «Соглашению о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров», принятому в Вене в 1997 г., а также требованиям ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН N 24) «Единообразные предписания, касающиеся: I. сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности; II. сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции; III. сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности; IV. измерения мощности двигателей» в части дымности сертифицированных автомобилей в режиме свободного ускорения.
Стандарт гармонизирован с Директивой 96/96 ЕС «О принятии единообразных предписаний для стран — членов Сообщества в отношении технического надзора транспортных средств и прицепов» и Директивой 72/306/ЕЕС «О принятии единообразных предписаний стран — членов Сообщества в отношении мер снижения выбросов вредных веществ двигателей с воспламенением от сжатия на транспортных средствах»
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
ВНЕСЕНО Изменение N 1, утвержденное и введенное в действие Приказом Росстандарта от 02.05.2012 N 64-ст с 01.07.2012
Изменение N 1 внесено изготовителем базы данных по тексту ИУС N 7, 2012 год
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает нормы и методы измерения видимых загрязняющих веществ отработавших газов (далее — дымность) в режиме свободного ускорения для транспортных средств категорий М, N, которые оснащены двигателями с воспламенением от сжатия (далее — автомобилей), находящихся в эксплуатации, при оценке их технического состояния.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты: на ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН N 24) Единообразные предписания, касающиеся: I. сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности; II. сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции; III. сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности; IV. измерения мощности двигателей
ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.012-2004 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначениями:
3.1 свободное ускорение: Увеличение частоты вращения коленчатого вала (далее — частота вращения) двигателя автомобиля от минимальной до максимальной без внешней нагрузки, выполняемое при равномерном перемещении педали управления подачей топлива (далее — педали) из исходного положения до упора за 0,5-1,0 с.
3.2 максимальная частота вращения , мин : Достигаемая при нажатой до упора педали частота вращения коленчатого вала двигателя в режиме холостого хода.
3.1, 3.2 (Измененная редакция, Изм. N 1).
3.3 минимальная частота вращения , мин : Частота вращения вала двигателя в режиме холостого хода при отпущенной педали.
3.4 дымомер: Прибор, предназначенный для непрерывного измерения и . Характеристики, которым должен соответствовать дымомер, приведены в приложении И к ГОСТ Р 41.24.
3.5 эффективная база дымомера , м: Длина траектории лучей света при их прохождении через отработавший газ, заполнивший рабочую трубу дымомера в условиях измерения. Значение определяют в соответствии с И.4 приложения И к ГОСТ Р 41.24 и указывают на дымомере.
3.6 пробоотборная система: Устройство для подачи отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера, изготовленное в соответствии с приложением К к ГОСТ Р 41.24.
3.7 коэффициент поглощения света , м : Значение дымности, измеренное дымомером по основной шкале индикатора с диапазоном от 0 до .
3.8 коэффициент ослабления света , %: Значение дымности, измеренное дымомером по вспомогательной линейной шкале индикатора с диапазоном от 0 до 100%.
3.9 дымность отработавших газов в режиме свободного ускорения , м : Максимальное значение коэффициента поглощения (см. приложение Б), измеренное в режиме свободного ускорения.
3.10 результат измерения дымности в режиме свободного ускорения , м : Среднеарифметическое значение четырех последних измерений , полученных в соответствии с 5.4.1 и 5.4.2.
3.11 предельно допустимое значение дымности , м : Предельно допустимое значение коэффициента поглощения в режиме свободного ускорения, установленное для автомобиля в соответствии с 4.2 или 4.3.
3.12 рабочая температура охлаждающей жидкости или моторного масла: Температура охлаждающей жидкости или моторного масла, рекомендованная изготовителем для работающего двигателя.
3.13 транспортное средство, находящееся в эксплуатации: Автомобиль, прошедший государственную регистрацию в установленном порядке.
3.12, 3.13 (Измененная редакция, Изм. N 1).
3.14 изготовитель: Лицо, осуществляющее изготовление транспортного средства (шасси).
3.15 экологический класс: Классификационный код, характеризующий транспортное средство в зависимости от уровня выбросов вредных загрязняющих веществ.
3.16 транспортное средство: Механическое устройство на колесном ходу категорий М, N, предназначенное для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования.
3.14-3.16 (Введены дополнительно, Изм. N 1).
4 Нормы дымности
4.1 Основным нормируемым параметром дымности является коэффициент поглощения света , вспомогательным — коэффициент ослабления света . При контроле дымности в эксплуатации могут использоваться дымомеры с линейной шкалой, отградуированной от 0 до 100% ослабления света. Пересчет в для дымомера с , равной 0,43 м, приведен в приложении А.
4.2 Дымность автомобилей в режиме свободного ускорения не должна превышать значение коэффициента поглощения , указанное в сообщении об официальном утверждении или в знаке официального утверждения, нанесенного на двигатель/автомобиль, в соответствии с приложениями А, Б к ГОСТ Р 41.24.
4.3 Дымность автомобилей, не имеющих знака официального утверждения, не должна превышать в режиме свободного ускорения следующих значений:
2,5 м — для двигателей без наддува;
3,0 м — для двигателей с наддувом.
Дымность на режиме свободного ускорения для автомобилей 4-го и более высоких экологических классов (см. приложение В) — не более 1,5 м .
4.2, 4.3 (Измененная редакция, Изм. N 1).
5 Методы контроля
5.1 Условия проведения испытаний
5.1.1 Испытания проводят при температуре окружающего воздуха от 0 °С до 35 °С и давлении атмосферного воздуха от 92 до 105 кПа.
5.1.2 Система выпуска, включая систему очистки отработавших газов от загрязняющих веществ, не должна иметь повреждений и быть недоукомплектованной.
5.2 Требования к измерительной аппаратуре и пробоотборной системе
5.2.1 Для измерения и следует применять дымомер, соответствующий требованиям приложения И к ГОСТ Р 41.24.
5.2.2 Для измерения температуры масла в поддоне картера двигателя следует применять термометр с диапазоном 0-100 °С и погрешностью измерений не более ±2,5% верхнего предела измерений.
5.2.3 Для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя следует применять тахометр с диапазоном 0-6000 мин и погрешностью измерений не более ±2,5% верхнего предела измерений.
5.2.4 Применяемые при испытаниях средства измерений должны быть поверены в установленном порядке и иметь действующие свидетельства о поверке [1].
5.2.5 Для подвода отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера следует использовать пробоотборную систему, обеспечивающую отсутствие утечек газов и подсоса воздуха. Пробоотборная система должна соответствовать требованиям приложения К к ГОСТ Р 41.24.
5.3 Подготовка к измерениям
5.3.1 Устанавливают датчики температуры масла, охлаждающей жидкости и частоты вращения.
5.3.2 Для определения температуры моторного масла или охлаждающей жидкости двигатель напускают и прогревают, используя нагрузочные режимы или многократное повторение циклов свободного ускорения. Температура должна быть в пределах, установленных изготовителем, но не ниже 60 °С.
Продолжительность работы прогретого двигателя в режиме холостого хода перед началом измерений должна быть не более 5 мин.
5.3.3 Измеряют значения и , которые должны быть в пределах, установленных изготовителем.
5.3.4 Подготовку к измерению дымности на неподвижно стоящем автомобиле проводят в следующей последовательности:
- заглушают двигатель (при его работе);
- затормаживают автомобиль стояночной тормозной системой;
- устанавливают противооткатные упоры под колеса ведущих мостов;
- устанавливают зонд для отбора отработавших газов из выпускной трубы в дымомер;
- запускают двигатель;
- устанавливают рычаг коробки передач с ручным или полуавтоматическим переключением в нейтральное положение. Избиратель передачи для автомобилей с автоматической коробкой передач устанавливают в положение «нейтраль» или «паркинг».
5.3.2-5.3.4 (Измененная редакция, Изм. N 1).
5.3.5 При проверке дымности автомобилей с автоматической коробкой передач должны учитываться требования изготовителя по обеспечению свободного вращения ведущих колес на режиме свободного ускорения.
5.4 Измерение дымности
5.4.1 Измерение дымности в режиме свободного ускорения проводят в следующей последовательности:
- при работе двигателя в режиме холостого хода на равномерно перемещают педаль за 0,5-1,0 с до упора. Держат педаль в этом положении 2-3 с. Отпускают педаль и через 8-10 с приступают к выполнению следующего цикла;
- циклы свободного ускорения повторяют не менее шести раз;
- измеряют значения на последних четырех циклах свободного ускорения по максимальному показанию дымомера;
- измеренные значения считают достоверными, если четыре последовательных значения не образуют убывающей зависимости и располагаются в зоне шириной 0,25 м ;
- определяют среднеарифметическое значение четырех последних измерений , которое принимается за результат измерения.
График изменения частоты вращения ( ) и дымности ( ) в процессе цикла свободного ускорения приведен в приложении Б.
5.4.2 Дымность автомобилей с раздельной выпускной системой измеряют в каждой выпускной трубе. За результат измерения принимают максимальное среднеарифметическое значение , полученное в одной из выпускных труб.
5.4.1, 5.4.2 (Измененная редакция, Изм. N 1).
6 Требования безопасности
6.1 В помещениях для проведения измерений должны соблюдаться следующие условия:
- санитарно-гигиенические требования к воздуху в зоне измерений — по ГОСТ 12.1.005;
- уровень шума — по ГОСТ 12.1.003;
- уровень вибрации — по ГОСТ 12.1.012.
6.2 При измерении дымности в случае необходимости должны быть приняты дополнительные меры, исключающие возможность самопроизвольного перемещения автомобиля.
Раздел 6. (Введен дополнительно, Изм. N 1).
ПРИЛОЖЕНИЕ А
(справочное)
Пересчет значений в
(для дымомера с , равной 0,43 м)
, м
ГОСТ Р 52160-2003 Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния
Текст ГОСТ Р 52160-2003 Автотранспортные средства, оснащенные двигателями с воспламенением от сжатия. Дымность отработавших газов. Нормы и методы контроля при оценке технического состояния
ГОСТ Р 52160-2003
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА,
ОСНАЩЕННЫЕ ДВИГАТЕЛЯМИ
С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ
Дымность отработавших газов
Нормы и методы контроля при оценке технического
состояния
Москва
Стандартинформ
2007
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 «Эксплуатация автомобильного транспорта и автотранспортные услуги»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 18 декабря 2003 г. № 375-ст
4 Настоящий стандарт соответствует «Соглашению о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров», принятому в Вене в 1997 г., а также требованиям ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН № 24) «Единообразные предписания, касающиеся: I. сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности; II. сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции; III. сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности; IV. измерения мощности двигателей» в части дымности сертифицированных автомобилей в режиме свободного ускорения.
Стандарт гармонизирован с Директивой 96/96 ЕС «О принятии единообразных предписаний для стран — членов Сообщества в отношении технического надзора транспортных средств и прицепов» и Директивой 72/306/ЕЕС «О принятии единообразных предписаний стран — членов Сообщества в отношении мер снижения выбросов вредных веществ двигателей с воспламенением от сжатия на транспортных средствах»
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2007 г.
1 Область применения. 2
2 Нормативные ссылки. 2
3 Термины и определения. 3
4 Нормы дымности. 4
5 Методы контроля. 4
Приложение А Пересчет значений k в N.. 6
Приложение Б Характерные формы графиков зависимости частоты вращения (n) и дымности (k) от времени (t) за единичный цикл свободного ускорения. 6
Приложение В Экологическая классификация автомобилей, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия. 7
ГОСТ Р 52160-2003
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА,
ОСНАЩЕННЫЕ ДВИГАТЕЛЯМИ С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ
Дымность отработавших газов
Нормы и методы контроля при оценке технического состояния
Motor vehicles, equipped with compression ignition engines.
Visible pollutants.
Norms and methods of the control for estimation of technical condition
Дата введения 2005-01-01
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает нормы и методы измерения видимых загрязняющих веществ отработавших газов (далее — дымность) в режиме свободного ускорения для транспортных средств категорий М, N, которые оснащены двигателями с воспламенением от сжатия (далее — автомобилей), находящихся в эксплуатации, при оценке их технического состояния.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН № 24) Единообразные предписания, касающиеся:
I. сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности;
II. сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции;
III. сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности;
IV. измерения мощности двигателей.
ГОСТ 12.1.003-83 Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.005-88 Система стандартов безопасности труда. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны
ГОСТ 12.1.012-2004 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначениями:
3.1 свободное ускорение: Увеличение частоты вращения коленчатого вала (далее — частота вращения) двигателя автомобиля от минимальной до максимальной без внешней нагрузки, выполняемое при равномерном перемещении педали управления подачей топлива (далее — педали) из исходного положения до упора за 0,5 — 1,0 с.
3.2 максимальная частота вращения пmax, мин -1 : Достигаемая при нажатой до упора педали частота вращения коленчатого вала двигателя в режиме холостого хода.
3.1, 3.2 (Новая редакция, Изм. № 1).
3.3 минимальная частота вращения nmin, мин -1 : Частота вращения вала двигателя в режиме холостого хода при отпущенной педали.
3.4 дымомер: Прибор, предназначенный для непрерывного измерения k и N. Характеристики, которым должен соответствовать дымомер, приведены в приложении И к ГОСТ Р 41.24.
3.5 эффективная база дымомера L, м: Длина траектории лучей света при их прохождении через отработавший газ, заполнивший рабочую трубу дымомера в условиях измерения. Значение L определяют в соответствии с И.4 приложения И к ГОСТ Р 41.24 и указывают на дымомере.
3.6 пробоотборная система: Устройство для подачи отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера, изготовленное в соответствии с приложением К к ГОСТ Р 41.24.
3.7 коэффициент поглощения света k, м -1 : Значение дымности, измеренное дымомером по основной шкале индикатора с диапазоном от 0 до ∞.
3.8 коэффициент ослабления света N, %: Значение дымности, измеренное дымомером по вспомогательной линейной шкале индикатора с диапазоном от 0 до 100 %.
3.9 дымность отработавших газов в режиме свободного ускорения Хм, м -1 : Максимальное значение коэффициента поглощения (см. приложение Б), измеренное в режиме свободного ускорения.
3.10 результат измерения дымности в режиме свободного ускорения Xср, м -1 : Среднеарифметическое значение четырех последних измерений Хм, полученных в соответствии с 5.4.1 и 5.4.2.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.11 предельно допустимое значение дымности XL, м -1 : Предельно допустимое значение коэффициента поглощения в режиме свободного ускорения, установленное для автомобиля в соответствии с 4.2 или 4.3.
3.12 рабочая температура охлаждающей жидкости или моторного масла: Температура охлаждающей жидкости или моторного масла, рекомендованная изготовителем для работающего двигателя.
(Новая редакция, Изм. № 1).
3.13 транспортное средство, находящееся в эксплуатации: Автомобиль, прошедший государственную регистрацию в установленном порядке.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.14 изготовитель: Лицо, осуществляющее изготовление транспортного средства (шасси).
3.15 экологический класс: Классификационный код, характеризующий транспортное средство в зависимости от уровня выбросов вредных загрязняющих веществ.
3.16 транспортное средство: Механическое устройство на колесном ходу категорий М, N, предназначенное для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования.
3.14 — 3.16 (Введены дополнительно, Изм. № 1).
4 Нормы дымности
4.1 Основным нормируемым параметром дымности является коэффициент поглощения света k, вспомогательным — коэффициент ослабления света N. При контроле дымности в эксплуатации могут использоваться дымомеры с линейной шкалой, отградуированной от 0 до 100 % ослабления света. Пересчет k в N для дымомера с L, равной 0,43 м, приведен в приложении А.
4.2 Дымность Хср автомобилей в режиме свободного ускорения не должна превышать значение коэффициента поглощения XL, указанное в сообщении об официальном утверждении или в знаке официального утверждения, нанесенного на двигатель/автомобиль, в соответствии с приложениями А, Б к ГОСТ Р 41.24.
(Новая редакция, Изм. № 1).
4.3 Дымность Xср автомобилей, не имеющих знака официального утверждения, не должна превышать в режиме свободного ускорения следующих значений:
2,5 м -1 — для двигателей без наддува;
3,0 м -1 — для двигателей с наддувом.
Дымность Хср на режиме свободного ускорения для автомобилей 4-го и более высоких экологических классов (см. приложение В) — не более 1,5 м -1
(Измененная редакция, Изм. № 1).
5 Методы контроля
5.1 Условия проведения испытаний
5.1.1 Испытания проводят при температуре окружающего воздуха от 0 °С до 35 °С и давлении атмосферного воздуха от 92 до 105 кПа.
5.1.2 Система выпуска, включая систему очистки отработавших газов от загрязняющих веществ, не должна иметь повреждений и быть недоукомплектованной.
5.2 Требования к измерительной аппаратуре и пробоотборной системе
5.2.1 Для измерения k и N следует применять дымомер, соответствующий требованиям приложения И к ГОСТ Р 41.24.
5.2.2 Для измерения температуры масла в поддоне картера двигателя следует применять термометр с диапазоном 0 — 100 °С и погрешностью измерений не более ±2,5 % верхнего предела измерений.
5.2.3 Для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя следует применять тахометр с диапазоном 0 — 6000 мин -1 и погрешностью измерений не более ±2,5 % верхнего предела измерений.
5.2.4 Применяемые при испытаниях средства измерений должны быть поверены в установленном порядке и иметь действующие свидетельства о поверке [1].
(Измененная редакция, Изм. № 1).
5.2.5 Для подвода отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера следует использовать пробоотборную систему, обеспечивающую отсутствие утечек газов и подсоса воздуха. Пробоотборная система должна соответствовать требованиям приложения K к ГОСТ Р 41.24.
5.3 Подготовка к измерениям
5.3.1 Устанавливают датчики температуры масла, охлаждающей жидкости и частоты вращения.
5.3.2 Для определения температуры моторного масла или охлаждающей жидкости двигатель запускают и прогревают, используя нагрузочные режимы или многократное повторение циклов свободного ускорения. Температура должна быть в пределах, установленных изготовителем, но не ниже 60 °С.
Продолжительность работы прогретого двигателя в режиме холостого хода перед началом измерений должна быть не более 5 мин.
5.3.3 Измеряют значения nmin и nmax, которые должны быть в пределах, установленных изготовителем.
5.3.4 Подготовку к измерению дымности на неподвижно стоящем автомобиле проводят в следующей последовательности:
— заглушают двигатель (при его работе);
— затормаживают автомобиль стояночной тормозной системой;
— устанавливают противооткатные упоры под колеса ведущих мостов;
— устанавливают зонд для отбора отработавших газов из выпускной трубы в дымомер;
— устанавливают рычаг коробки передач с ручным или полуавтоматическим переключением в нейтральное положение. Избиратель передачи для автомобилей с автоматической коробкой передач устанавливают в положение «нейтраль» или «паркинг».
5.3.2 — 5.3.4 (Измененная редакция, Изм. № 1).
5.3.5 При проверке дымности автомобилей с автоматической коробкой передач должны учитываться требования изготовителя по обеспечению свободного вращения ведущих колес на режиме свободного ускорения.
(Введен дополнительно, Изм. № 1).
5.4 Измерение дымности
5.4.1 Измерение дымности в режиме свободного ускорения проводят в следующей последовательности:
— при работе двигателя в режиме холостого хода на nmin равномерно перемещают педаль за 0,5 — 1,0 с до упора. Держат педаль в этом положении 2 — 3 с. Отпускают педаль и через 8 — 10 с приступают к выполнению следующего цикла;
— циклы свободного ускорения повторяют не менее шести раз;
— измеряют значения Хмна последних четырех циклах свободного ускорения по максимальному показанию дымомера;
— измеренные значения Хмсчитают достоверными, если четыре последовательных значения не образуют убывающей зависимости и располагаются в зоне шириной 0,25 м -1 ;
— определяют среднеарифметическое значение Xср четырех последних измерений Хм, которое принимается за результат измерения.
График изменения частоты вращения (n) и дымности (k) в процессе цикла свободного ускорения приведен в приложении Б.
5.4.2 Дымность автомобилей с раздельной выпускной системой измеряют в каждой выпускной трубе. За результат измерения принимают максимальное среднеарифметическое значение Xср, полученное в одной из выпускных труб.
5.4.1, 5.4.2 (Измененная редакция, Изм. № 1).
6 Требования безопасности
6.1 В помещениях для проведения измерений должны соблюдаться следующие условия:
— санитарно-гигиенические требования к воздуху в зоне измерений — по ГОСТ 12.1.005;
— уровень шума — по ГОСТ 12.1.003;
— уровень вибрации — по ГОСТ 12.1.012.
6.2 При измерении дымности в случае необходимости должны быть приняты дополнительные меры, исключающие возможность самопроизвольного перемещения автомобиля.
Раздел 6 (Введен дополнительно, Изм. № 1).
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Пересчет значений k в N
(для дымомера с L, равной 0,43 м)
Источник Источник http://docinfo.ru/gost-r/gost-r-52160-2003/
Источник Источник Источник Источник http://library.fsetan.ru/doc/gost-r-52160-2003-avtotransportnyie-sredstva-osnaschennyie-dvigatelyami-s-vosplameneniem-ot-szhatiya-dyimnost-otrabotavshih-gazov-normyi-i-metodyi-kontrolya-pri-otsenke-tehnicheskogo-sostoyaniya-s-izmeneniem-n-1/
Источник http://agosty.ru/43/060/gost_r_52160-2003