Экспертиза номера двигателя автомобиля в ГИБДД: где и как делают?
Как делают экспертизу номера двигателя в ГИБДД?
Экспертиза номера двигателя автомобиля необходима в том случае, если он не читается, есть признаки его подделки. Она может проводится как платно, так и бесплатно. Зависит от предпочтений владельца автомобиля, захочет ли он ждать. По результатам экспертизы может возбуждаться уголовное дело.
В каких случаях назначается экспертиза номера двигателя?
Совсем необязательно, что не читающийся VIN, номер кузова или двигателя – это результат их подделки, использование контрабандных составляющих. Они могут просто прогнить, стереться из-за агрессивного воздействия окружающей среды, ненадлежащего ухода за транспортным средством, механического повреждения, например, при ДТП.
Но для сотрудника ГИБДД такой факт указывает на признаки возможного преступного деяния. Он обязан отреагировать и направить транспортное средство на исследование. Им является экспертиза номера двигателя автомобиля в ГИБДД.
Направить на ее прохождении могут при проверках во время:
- Прохождения технического осмотра при снятии или постановке автомобиля на учет;
- Движения и остановки сотрудниками ГИБДД.
Назначает экспертизу инспектор ГИБДД, который выявил нечетко просматривающийся номер двигателя. Его действия следующие:
- Выписывает владельцу транспортного средства направление на прохождение экспертизы;
- Изымает документы на том основании, что есть признаки перебитого номера;
- Выписывает доверенность, по которой водитель может получить результаты экспертизы.
Инспектор не обязан выдавать эту доверенность. Поэтому водителю рекомендуется в процессе всего общения сохранять самообладание, чтобы расположить к себе сотрудника ГИБДД. В таком случае он может рассчитывать на получение документа.
Как сделать экспертизу номера двигателя?
В полученном направлении будет указан пункт. На него нужно явиться и получить талон. В последнем указывается день, в течение которого нужно пройти экспертизу.
Процедура выглядит следующим образом:
- Специалист снимает и удаляет все мешающие детали с моторного отсека, которые препятствуют свободному доступа для прочтения номера;
- На месте нахождения номера наносятся разные составы, которые в течение времени должны проявить остатки номера. Процесс повторяется в течение 2-3 часов, если с первого раза не удалось достичь нужного результата;
- Проступивший номер фото документируется;
- Фиксируются другие номера, которые есть на деталях, раме и коробке передач;
- Ищутся места сварки и шпаклевки.
Если номер удалось прочитать, результаты экспертизы водитель может подавать в МРЭО. С ними ему одобрят постановку на учет. В противном случае, если все-таки номер не удалось прочитать, придется ожидать заключение эксперта. Оно готовится в течение 3 рабочих недель.
Сколько стоит экспертиза номера двигателя?
Указанный в направлении эксперт – это именно тот вариант, где пройти платно экспертизу номера двигателя автомобиля. Но это условно. Потому что за разборку он потребует деньги. В противном случае откажется проводить экспертизу или предложит владельцу самостоятельно заниматься этим. В лучшем случае, предложит какой-то один ключ.
Но можно выбрать и независимого эксперта, предварительно об этом оповестив соответствующее ГИБДД. Сделать это нужно письменно. Ответ на вопрос, сколько стоит экспертиза номера двигателя, зависит от конкретного эксперта. Цена колеблется в диапазоне 4-8 т.р.
Для пользователей сайта Ekspertizy.org нами был собран (и постоянно пополняется) перечень организаций, которые проводят экспертизу номера двигателя автомобиля:
Преимущество независимой экспертизы – высокая скорость выполнения. Заключение на руках будет в течение недели.
Еще одно важное преимущество, которое заключается в ответе на вопрос о том, что, если номер двигателя сгнил, поможет ли экспертиза. Это зависит от конкретного специалиста и состояния автомобиля. Но, как показывает практика, независимые эксперты заинтересованы в качественном исследовании, предоставляют наиболее точный результат.
После процедуры экспертизы, когда номер подвергался воздействию разных химических веществ, оставлять его в таком виде нельзя. Причина – он быстро сгниет. Нельзя его и покрывать краской – это вызовет подозрение при первой проверке на посту ГИБДД.
Оптимальный выход – покрыть номер смазкой. Можно вместо нее использовать графит или литол. При последующих проверках покрытие снимается растворителем. После этого номер нормально считывается.
Что делать после экспертизы номера двигателя?
Итак, если номер удалось прочитать, заключение можно:
- Получить по доверенности;
- Узнать его результат по телефону. Последний указывается в выданном инспектором талоне;
- Дожидаться его прихода в отделение ГИБДД.
Именно поэтому рекомендуется изначально побеспокоиться о получении доверенности у инспектора. В противном случае придется периодически посещать отделение и интересоваться, пришло ли заключение экспертизы. Уточнять по телефону бесперспективно, сотрудники ГИБДД не очень лояльны к автолюбителям, оказавшимся в такой ситуации.
После того, как заключение пришло, с его результатами знакомиться инспектор по розыску. Если эксперт указал, что номера не перебиты, в таком случае:
- Оформляются материалы на отказ в возбуждении уголовного дела;
- От владельца отбираются объяснительная записка, в которой он должен указать, что не перебивал номер, не занимался его подделкой;
- Собранные документы направляются в прокуратуру, где они расследуются в течение месяца.
В ходе проверки устанавливаются наличие или отсутствие в угоне автомобилей с номерами, фрагменты которого частично совпадают с исследуемым номером. Если результат отрицательный, готовится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.
Владелец автомобиля получает утвержденное постановление, с которым может приезжать в МРЭО, чтобы закончить регистрацию, постановку на учет. Там оформляют паспорт транспортного средства (ПТС), в который вклеивается фотография номера, как он есть. Также в ПТС делается пометка, что номер сгнил.
Для справки! Если сгнил номер VIN по новым правилам, которые вступили в силу с 1 января 2020 года на двигатель наносится новая маркировка.
А если номер перебит?
В другом случае, если в заключении указывается, что номер перебит, при рассмотрении совокупных доказательств также может выдаваться постановление об отказе в уголовном деле. Но в этом случае владельцу придется или менять двигатель, или полностью распродавать транспортное средство на запчасти. В регистрации, постановке на учет такой машины откажут на законных основаниях. Использовать ее по назначению нельзя.
Это не худший вариант. Ведь могут и возбудить уголовное дело, дать ему ход. Тогда нужно помнить, что более, чем в 95% случаях уголовные дела в РФ заканчиваются обвинительным приговором. Чтобы избежать этого, владельцу транспортного средства понадобится хороший адвокат по уголовным делам.
Меняем мотор: как оформить замену двигателя в ГИБДД в 2020-2021?
Максим Иванов Автор статьи Практикующий юрист с 1990 года |
Представим: вы купили машину, а двигатель другой! Как быть? Неужто невнимательность при проверке автомобиля сыграла с вами злую шутку? А что, если это более мощный мотор или, скажем, он не соответствует требованиям безопасности к транспортным средствам? А если он не проходил по базе ГИБДД? А если инспектор угрожает штрафом, «розгами» и конфискацией автомобиля?
Спокойно! Вопрос решаемый: никто вас не накажет, а возможные проблемы при регистрации легко устраняются. Прежние проблемы ушли в прошлое, по новым правилам оформление замены двигателя в ГИБДД нужно вам, только если это повлечет конструктивные изменения в автомобиле. А иначе не стоит и «дергаться» – изменения в регистрационные данные внесут при следующем посещении автоинспекции, скажем, при продаже машины новому владельцу. Разбираем нюансы по новым правилам 2020 года.
Изменения в конструкции: есть или нет?
Сразу уточним: действующий сегодня порядок актуален с 2018 года. И хотя сами правила регистрации и административный регламент изменились, по факту поменялись лишь формулировки и номера приказов, принцип остался тот же. А он таков: если вы устанавливаете на автомобиль новый двигатель, идентичный прежнему, какие-либо действия по его регистрации проводить не нужно – оформление замены двигателя на аналогичный не осуществляется.
Дело в том, что номер мотора, маркировка и любые другие сведения о нем, кроме мощности, не относятся к регистрационным данным. Они указываются лишь в паспорте ТС, а его водитель с собой возить не обязан.
Вот и получается, что сверить соответствие номера и маркировки инспектор в дорожных условиях не сможет. Изменения в госреестр вносятся, но только при последующем обращении в ГИБДД по иной причине, специально «сдаваться» с новым мотором не нужно. Но это, уточним, касается только идентичного, «юридически чистого» двигателя, без перебитых номеров, розысков и прочих проблем.
Иная ситуация, если новый мотор мощнее или, наоборот, слабее прежнего.
Мощность двигателя – один из регистрационных реквизитов ТС (пп. 9 п. 2 ст. 11 ФЗ № 283 «О государственной регистрации ТС в РФ»), отображается в свидетельство о регистрации (его водитель возить с собой обязан).
Если она меняется, это признается внесением изменений в конструкцию автомобиля. И тогда владельцу придется пройти все 7 кругов оформления замены двигателя на более мощный через Ростехнадзор и ГИБДД.
Когда изменений в конструкции нет
Представим, что в ТС установлен новый контрактный двигатель аналогичной мощности. Конструктивных изменений не произошло, а значит подаваться в ГИБДД специально не нужно. Что в реальности было установлено под капот автомобиля или бензобак мотоцикла, выяснится лишь при перепродаже или иных регистрационных процедурах, когда автомобиль будет представлен к осмотру на площадке в автоинспекции.
Если замена двигателя не связана с изменением конструкции ТС, внесение сведений в госреестр ТС о его номере осуществляется ГИБДД при производстве регистрационных действий на основании результатов осмотра (п. 52 Правил, утв. Постановлением Правительства № 1764 от 21.12.2019).
Раньше замену двигателя без документов инспектор бы точно не пропустил: будь добр представь целый комплект бумаг, включая договор купли-продажи мотора в сборе как отдельного силового агрегата. Сегодня все гораздо проще: никакие документы на замененный двигатель при перерегистрации ТС ни новому, ни старому владельцу не нужны. Прямо на площадке осмотра инспектор проверит, ни изменялась ли маркировка, не объявлен ли мотор в розыск, предназначен ли агрегат для этой модели ТС и т.д.
Если все это в порядке, оформление замены двигателя на мотоцикле или авто пройдет «без сучка и задоринки»: инспектор внесет новые данные в государственный реестр и выдаст новый ПТС. Всё! Каких-либо других манипуляций проводить не нужно. Цена вопроса – госпошлина в размере 350 рублей (275 рублей при оплате через Госуслуги) за замену ПТС.
А если изменения в конструкции есть?
В таком случае будьте готовы к чрезмерной бюрократии, нервотрепке, очередям и непомерным расходам, явно превышающим 350 рублей. Дело в том, что конструктивные изменения влекут изменения содержания и состава регистрационных данных, содержащихся в соответствующей записи госреестра и документах, идентифицирующих автомобиль.
Это уже отдельное регистрационное действие, предусмотренное пп. 2 п. 4 ст. 10 ФЗ № 283, проходить его обязательно. И все бы ничего, но пройти его можно только на основании свидетельства о соответствии ТС требованиям безопасности.
Если замена двигателя связана с внесением изменений в конструкцию ТС, внесение сведений в госреестр транспортных средств о его номере осуществляется ГИБДД при производстве регистрационных действий на основании свидетельства о соответствии ТС с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности (абз. 2 п. 52 Правил).
Это правило касается случаев замены двигателя на меньший объем, на большую мощность, количество оборотов и при изменении прочих характеристик. Без указанного свидетельства переоформить двигатель невозможно, а его эксплуатация – повод для привлечения владельца к ответственности по ст. 12.1 КоАП. Получить такое свидетельство сложно. Но, возможно. Рассказываем, как.
Шаг 1. Проходим предварительную экспертизу
Первая ваша цель на пути к оформлению замены контрактного двигателя – это заключение предварительной технической экспертизы конструкции ТС на предмет возможности внесения в нее изменений, выданное испытательной лабораторией. Без него ГИБДД не выдаст разрешение на внесение изменений. Заключение оформляется как государственными инспекциями, так и частными аккредитованными сертификационными центрами. Что выбрать, решать владельцу – экспертиза проводится на платной основе. Вот пример такого заключения.
В документе обосновывается возможность внесения конструктивных изменений с технической точки зрения, описывается порядок необходимых для этого работ, а также делается вывод о соблюдении требований к безопасности ТС.
Шаг 2. Получаем разрешение на внесение изменений в конструкцию ТС
Такое разрешение выдается технадзором ГИБДД. Для его получения владелец ТС должен представить (п. 5 Правил, утв. Постановлением Правительства № 413 от 06.04.2019):
- заявление на внесение изменений в конструкцию;
- гражданский паспорт заявителя;
- заключение предварительной экспертизы.
На практике инспектор может потребовать представить еще и автомобиль для осмотра и фотографирования, но законом это не предусмотрено. Инспектор должен провести проверку документов, и на их основании выдать разрешение или отказать в его выдаче (п. 6 Правил, утв. Постановлением № 413)
Шаг 3. Меняем двигатель
Проводить модификацию могут лишь сертифицированные организации, аккредитованные на выполнение соответствующего вида технических работ. Их может провести в том числе частная организация, выдавшая вам заключение предварительной экспертизы. Затем она должна составить заявление-декларацию об объеме и качестве работ». Ниже – образец такого заявления на случай, если вы будете менять двигатель самостоятельно.
Шаг 4. Проходим повторную экспертизу
Ее можно пройти в той же организации, которая давала предварительное заключение. Если все в порядке, аккредитованная организация выдает протокол проверки безопасности конструкции ТС. В нем подтверждается, что результаты оценки безопасности соответствуют требованиям технических регламентов в части внесенных конструктивных изменений. Вот пример такого заключения.
Шаг 5. Проходим техосмотр
Пройти его можно у любого оператора ТО. Список аккредитованных из реестра операторов размещен на сайте РСА. Оператор выдает вам диагностическую карту.
Шаг 6. Проходим проверку в ГИБДД
Финальный этап – оформление замены двигателя в Ростехнадзоре ГИБДД. Для этого обращаемся в уполномоченное подразделение и подаем (п. 8 Правил, утв. Постановлением № 413):
- заявление о выдаче свидетельства;
- гражданский паспорт владельца;
- заполненное заявление-декларацию;
- заключение (протокол) проверки безопасности конструкции ТС;
- квитанция об оплате госпошлины в размере 850 рублей;
- разрешение ГИБДД на внесение конструктивных изменений.
Подразделение ГИБДД производит осмотр автомобиля с внесенными в его конструкцию изменениями, осуществляет проверку представленных документов и по результатам этих действий выдает свидетельство о соответствии ТС требованиям безопасности (п. 9 Правил, утв. Постановлением № 413).
Ну вот и все, на этом процедура оформления замены двигателя в ГИБДД в 2020 году завершится. Останется только получить на основании свидетельства новый паспорт на автомобиль и продолжать его законно эксплуатировать. Цена вопроса – 15-50-100 тысяч рублей в зависимости от марки автомобиля, двигателя и запросов аккредитованной на проведение экспертиз организации.
Источник Источник Источник Источник http://ekspertizy.org/blog/ekspertiza-nomera-dvigatelya-avtomobilya-v-gibdd/
Источник Источник Источник Источник Источник Источник http://pravoved.ru/journal/oformlenie-zameny-dvigatelia-gibdd/