Двигатели ЗИЛ: модели

Двигатели ЗИЛ: модели

За время своего существования Завод имени Лихачёва выпустил много автомобилей разного класса, которые до сих пор активно используются гражданами страны. В большинстве случаев автомобилестроительное предприятие предпочитало использовать собственные двигатели. Рассмотрим двигатели ЗИЛ на моделях автомобилей разных годов.

Легковые автомобили

ЗИЛ-111

Представительский автомобиль ЗИЛ, выпускаемый с 1959 года. В нем установлен двигатель с восьмью цилиндрами объемом на 6 литров и доступной мощностью в 200 л.с. Управлялся при помощи АКПП.

Двигатели ЗИЛ: модели

ЗИЛ 114

Большой лимузин с расширенным салоном, с 1967 года выпускался для вышестоящих руководящих лиц страны. Модели требовался мощный двигатель, поэтому было принято решение использовать мотор V8 объемом на семь литров с 300 л. с. Двигатель представлял собой модернизированную версию агрегата прошлых версий ЗИЛов. Комплектовался двухступенчатой АКПП. В 1975-ом году появилась первая модель с трехступенчатым автоматом.

Автомобиль ЗиЛ-117 – укороченная версия лимузина. Тут использовался двигатель V8 300 л.с. Переключатель коробки передач в данной версии располагался на рулевой колонке.

Двигатели ЗИЛ: модели

ЗИЛ-118 Юность

В начале 1960-х годов завод представил широкой общественности микроавтобус на базе представительского лимузина ЗИЛ-111. Силовой агрегат был представлен мотором от грузовика «Урал» мощностью 170 л.с. Но такое решение не прижилось и в итоге согласно решению конструкторского бюро был возвращен на место V8 мотор от ЗИЛа-111. При этом мощность была снижена с 200 л.с. до 150 л.с. Это связано с тем, что используемое представительскими автомобилями высокооктановое топливо было не слишком популярно у простых граждан.

После доработки «Юности» на рынок вышел автобус ЗИЛ-118К, оснащенный модернизированным двигателем от грузовика ЗИЛ-130 или мотором от «Урала». Главным отличием новой версии была трехступенчатая автоматическая коробка передач.

Двигатели ЗИЛ: модели

ЗИЛ-4104

Салон данного автомобиля ЗИЛ-4104 был предназначен для перемещения членов правительства или важных гостей. Имел новый усовершенствованный двигатель V8 объемом на 7,7 литров, обладающий показателем мощности в 315 л.с. Трехступенчатая АКПП дополняла образ современного автомобиля.

Двигатели ЗИЛ: модели

ЗИЛ-41044

Парадный кабриолет, созданный на основе лимузина ЗИЛ-4104. Отличался от других моделей специальной рамной конструкцией, задним приводом и независимой передней подвеской. Устанавливался бензиновый двигатель V8 объёмом 7,6 литров, функционирующий вместе с АКПП.

Двигатели ЗИЛ: модели

ЗИЛ-41047

В 1985 году мир увидел новый представительский ЗИЛ-41047. На нем устанавливался карбюраторный двигатель V8 объемом 7,7 литров, обеспечивающий мощность на 315 л. с. Управлялся трехступенчатой АКПП.

Двигатели ЗИЛ: модели

ЗИЛ-41052

Правительственный автомобиль ЗИЛ, салон которого был защищен снаружи специальной стальной броней. Представлял собой бронированную версию ЗИЛ-41047. Всего было выпущено 13 экземпляров. Под капотом располагался мотор V8 объемом 7,7 литров 315 л. с.

Двигатели ЗИЛ: модели

Грузовые автомобили и автобусы

ЗИЛ-127

Автобус ЗИЛ-127 – это переименованный в 1956 году автомобиль ЗИС-127. Под капотом установлен дизельный шестицилиндровый двигатель мощностью 180 л.с. Управляется четырехступенчатой механической коробкой передач.

Двигатели ЗИЛ: модели

ЗИЛ-130

Наиболее популярный грузовик советских времен. Модель разрабатывалась в середине 1950-х для замены машин с маркировками 150 и 164. Первый автомобиль сошел с конвейера в 1962-ом году, а через два года уже стартовало массовое производство.

Чтобы сдвинуть с места 10.5 тонный грузовик требовалось значительное усилие. Был установлен бензиновый двигатель V8 объемом на 6 литров и 148 л. с. Спустя время мощность была увеличена до 150 л.с. В качестве управляющего элемента использовалась пятиступенчатая синхронизированная коробка передач.

Одной из модификаций этого грузовика была модель ЗИЛ-131, оснащенная бензиновым восьмицилиндровым двигателем объемом на 6,0 литров и мощностью 150 л. с. Все автомобили этой линейки имели пятиступенчатую коробку передач и гидроусилитель руля.

Двигатели ЗИЛ: модели

ЗИЛ-133

В 1975-ом году в производство поступил новый автомобиль ЗиЛ-133, представляющий собой трехосную версию грузовика ЗИЛ-130.

Модель оснащалась бензиновым двигателем на 8 цилиндров, имеющим объем 6 литров и способный похвастаться мощностным показателем в 150 л.с. Версия ЗИЛ-133ГЯ 1979-го года уже имела дизельный мотор на восемь цилиндров от КамАЗ-740. Этот мотор имел объем 10,9 л, а мощность достигала 210 л.с. От Камаза была взята десятиступенчатая КПП. Новый двигатель потребовал немного доработать и удлинить капот.

С 1992-го года начался выпуск грузовиков моделей ЗИЛ-133 с обновленной кабиной, салоном и дизельным мотором ЗИЛ-645 на 185–200 л. с

Двигатели ЗИЛ: модели

ЗИЛ-135Л

Уникальный военный аппарат, представляющий собой четырехосное полноприводное шасси. Был создан в 1961-ом году и активно использовался вооруженными силами. Оснащался двумя бензиновыми двигателями ЗИЛ-375 по 180 л. с. Моторы располагались сразу за четырехместной кабиной салона. Передачи переключались гидромеханической трехступенчатой коробкой.

Двигатели ЗИЛ: модели

ЗИЛ-136

Вариант классического грузовика ЗИЛ-130, предназначенный для экспорта. Выпускался с 1965-го года и оснащался двигателями на дизелях. На автомобиль могли устанавливаться следующие моторы:

  • 4 цилиндра Valmet на 4,2 литра и мощностью в 125 л. с.
  • 6 цилиндров Perkins с объемом 5,8 литров и мощностной характеристикой в 140 л. с.
  • 6 цилиндров Leyland с объемом 6,5 литров и на 137 л. с.

Конец 50-х был ознаменован разработкой новой модели дизельного двигателя от отечественного производителя. Его запланировали обозначать индексом ЗИЛ-136. Изделие должно было работать совместно с бензиновым мотором под маркировкой ЗИЛ-130. Но согласно итоговому решению руководящего состава проект был закрыт. Поэтому обозначение ЗИЛ-136 перешло к экспортируемым моделям.

Двигатели ЗИЛ: модели

ЗИЛ-155

Большой автобус, появившийся из-за переименования модели ЗИС-155 в 1956-ом году. Оснащался двигателем ЗИС-124, обладающим мощностью 90 л. с. Автомобили поставлялись во многие соседние государства.

Двигатели ЗИЛ: модели

ЗИЛ-157

ЗИЛ-157 представлял собой грузовик, обладающий повышенными показателями по проходимости. Его выпуск стартовал с начала 1958-го года. Колеса были представлены моделями 6 на 6, обладали усложненной версией трансмиссии и имелась возможность подкачивать колеса при помощи централизованного подхода.

Грузовик часто назывался в простонародье «колуном» благодаря своим особенностям. Он был снабжен рядным бензиновым шестицилиндровым двигателем на 5,6 литров, который выдавал мощностные характеристики до 109 л. с. Управлялся КПП на 5 ступеней.

Немного позднее автомобили начали оснащать унифицированными с ЗиЛ-130 моторами объемом 5,4 литров на 110 л. с.

Двигатели ЗИЛ: модели

ЗИЛ-158

Городской автобус, производится с 1957 года на заводе ЗИЛ в Москве. Внутри установлен точно такой же силовой агрегат, что и у модели ЗИЛ-164А: рядный мотор на бензине, рассчитанный на 6 цилиндров общим объемом 5,6 литров. Обеспечивал автомобиль мощностью в 109 л. с. Работой мотора управляет пятиступенчатая МКПП.

Двигатели ЗИЛ: модели

ЗИЛ-164

Грузовая модель, появившаяся в результате доработки и обновления модели ЗИЛ-150. Линейка представлялась несколькими версиями в зависимости от конкретного назначения. Существовал классический грузовик, тягач и самосвал. Оснащался шестицилиндровым рядным бензиновым двигателем объемом 5,6 литров, выдающим показатель 97 л.с.

Двигатели ЗИЛ: модели

ЗИЛ-3250

Автобус малого класса, впервые представленный в 1997-ом году. Создавался на базе модели салона и конструктивных особенностей грузовика ЗИЛ-5301 «Бычок», что повлияло на техническое оснащение автомобиля. Кузов монтировался на специальный каркас, а отдельные элементы могли быть изготовлены даже из пластика.

В качестве силового агрегата использовался турбодизельный двигатель ММЗ Д-245 объемом на 4,75 литров с мощностью 108 л.с. Спустя время удалось повысить показатель до 136 л.с и оснастить агрегат пятиступенчатой коробкой передач.

На специальных модификациях можно было встретить иностранные дизельные двигатели Caterpillar и Renault.

Двигатели ЗИЛ: модели

ЗИЛ-4329

Среднетоннажный грузовой автомобиль, изготавливается с 2003-го по 2011-ый год. Под капотом был установлен четырехцилиндровый турбодизель Д-245.9 объемом 4,75 литра и мощностью 105–136 л. с. Мощностные параметры зависели от модификации автомобиля. Система управления представляла собой пятиступенчатую КПП.

Небольшой процент выпущенных моделей этого автомобиля имел восьмицилиндровый дизельный мотор ЗИЛ-0550 объёмом 6,3 литров на 110 сил.

Двигатели ЗИЛ: модели

ЗИЛ-4331

ЗИЛ-4331 – среднетоннажный грузовик, разрабатывающийся как альтернатива ЗИЛ-130. На конвейер машина поступила в 1987-ом году, когда «сто тридцатая» модель все еще выпускалась на заводе.

Изначально планировали устанавливать в грузовик новый атмосферный дизельный двигатель ЗИЛ-645 на 8 цилиндров объемом 8,7 литров с мощностью 185 л. с. Но на деле большая часть серийных машин была выполнена с включением старого двигателя на бензине от модели ЗИЛ-508 с 8 цилиндрами объемом 6 литров на 150 л.с.

В девяностых годах были попытки связать грузовик с дизелями ММЗ-Д-245 и Caterpillar, но никакого развития подобные проекты не получили.

Двигатели ЗИЛ: модели

ЗИЛ-4334

В качестве замены модели ЗИЛ-131 был выпущен трехосный автомобиль ЗИЛ-4334. Модель оснащалась турбодизельным двигателем ММЗ Д-245 или карбюраторным бензиновым двигателем ЗИЛ-508.

Двигатели ЗИЛ: модели

ЗИЛ-4421

Мощный тягач, являющийся модификацией автомобиля ЗИЛ-4331. Грузовик зачастую использовался для установки различных надстроек.

В разных версиях могли использоваться следующие модели двигателей ЗИЛ:

  • Дизельный V8 ЗИЛ-645 объёмом 8,7 литров, на 185 л. с. Дополнялся девятиступенчатой КПП.
  • Бензиновый V8 ЗИЛ-508.10 объёмом 6,0 литров на 150 л. с. Дополнялся пятиступенчатой МКПП.

Тягач с индексом 442300 в салоне имел спальник. И помимо этого в конструктивном плане включал изделия силового типа: ЯМЗ-236А или Caterpillar-3116.

Двигатели ЗИЛ: модели

ЗИЛ-4514

С 1993-го года завод выпускает небольшими партиями машины с традиционным самосвальным кузовом, присвоив им обозначение ЗИЛ-4514. Изначально это был трехосный грузовик, рассчитанный на 10 тонн. Колеса соответствовали первоначально формуле в 6 на 4. Силовой агрегат в данном случае был представлен атмосферным дизельным двигателем в 8,7 литров, обеспечивающим мощность 185 л. с.

Двигатели ЗИЛ: модели

ЗИЛ-4906

Многофункциональный комплекс поисково-эвакуационных машин, получивший название «Синяя птица». Выпускался в течение длительного срока (целых 16 лет), начиная с 1975-го года. Под капотом могли быть установлены разные виды бензиновых и дизельных моторов, управляющихся МКПП с 10-тью ступенями.

Двигатели ЗИЛ: модели

ЗИЛ-4972

ЗиЛ-4972 – линейка грузовиков улучшенной проходимости, появившаяся в модельном ряду компании в 1993-ьем году. Автомобиль разрабатывался на ЗиЛе, а вот выпуском занимался Правдинский завод радиорелейной аппаратуры в Нижегородской области. Причем за все время было выпущено небольшое количество машин, поскольку упор делался именно на мелкосерийное производство.

На модель автомобиля в большинстве случаев устанавливался восьмицилиндровый двигатель ЗиЛ-645 объемом 8,7 литров. Но некоторые из машин все-таки могли оснащаться иностранными моторами. Предпочтение отдавалось турбодизелям от компании «Катерпиллер».

Двигатели ЗИЛ: модели

ЗИЛ-5301 Бычок

Автомобильный завод долго стремился разработать новое семейство малотоннажных автомобилей. И вот в начале 1990-х годов началась работа над новым грузовиком, который был реализован в качестве прототипа модели Mercedes-Benz T2.

В 1994-ом году появился первый функциональный образец, имеющий кабину с салоном от ЗИЛ-4331 и турбодизель от «Мерседеса» OM364 объемом 4,0 литра на 115 л. с. Главной особенностью модели являлся оригинальный дизайн капота, ставший причиной появления названия «Бычок».

Немного позже под капотом автомобиля появился доработанный тракторный турбодизель ММЗ-Д-24. Такое решение сначала воспринимали как временное, однако более подходящего мотора в конечном итоге так и не было найдено. Мотор имел четыре цилиндра и объем 4,75 литра. При этом мощность двигателя составляла 109 л. с. Через некоторое время показатель мощности удалось повысить до 136 л.с. за счет модернизации компонентов. Все «Бычки» оснащались пятиступенчатой коробкой передач от ЗИЛа-4331.

Двигатели ЗИЛ: модели

ЗИЛ-5423

Магистральный тягач ЗИЛ-5423 появился в 1995-ом году. Предназначался для работы в составе автопоездов массой до 30-ти тонн. Завод старался сделать машину серийной моделью, но в силу ряда обстоятельств пришлось ограничиться единичными экземплярами по индивидуальным заказам.

В качестве силового агрегата мог использоваться восьмицилиндровый турбодизель ЗИЛ-6451 на 210 л. с. или иностранный мотор Caterpillar 3116 мощностью 250 л. с. для переключения передач применялась девятиступенчатая коробка Eaton.

Двигатели ЗИЛ: модели

В автомобилях ЗИЛ использовалось большое количество различных двигателей. Силовые агрегаты представляли собой собственные разработки завода, однако иногда производители принимали решение оснастить свой автомобиль иностранным силовым прибором. Подобный подход позволял создавать экспортируемые модели, с починкой которых не должно было возникнуть проблем даже за пределами Советского Союза и России.

Двигатель СМД-22: технические характеристики

Двигатели ЗИЛ: модели

Дизель-сельхозник – простой и надёжный, как автомат Калашникова

СМД-22 – это четырёхцилиндровый дизельный двигатель с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха. Моторы данной модели использовались на зерноуборочных комбайнах СК-5 «Нива», СКД-6 М «Сибиряк» , «Енисей» (на «Енисеях» – модификация СМД-22а, и только в первые годы выпуска, до Д-442 и ЯМЗ-236). Этот двигатель является продуктом Харьковского моторного завода «Серп и молот», а после ликвидации этого предприятия, с начала 2000х, выпускается в небольших количествах Белгородским моторным заводом. И будет выпускаться далее, пока есть спрос на эту продукцию.

О предприятиях-изготовителях

Двигатель СМД-22 принадлежит к семейству дизельных силовых агрегатов, которые выпускались заводом «Серп и Молот» в советском Харькове. В советские времена это было самое массовое семейство дизелей для сельскохозяйственной техники – зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов, тракторов различного тягового класса производства Харьковского, Волгоградского, Онежского тракторных заводов и завода Южмаш в Днепропетровске, а также для разнообразной дорожно-строительной техники.

В последние годы существования Советского Союза семейство СМД, кроме СМД-22, также включало в себя:

  • безнаддувные 4-х цилиндровые двигатели СМД-14 и СМД-15 в разных модификациях – для всевозможной дорожной и строительной техники: асфальтоукладчиков, дорожных катков и погрузчиков;
  • 4-х цилиндровые двигатели с турбонаддувом СМД-17 для экскаваторов, СМД-18: для волгоградских тракторов ДТ-75 и петрозаводских ТДТ-55 и ЛХТ-55;
  • 4-х цилиндровые двигатели с турбонаддувом ц СМД-19 для тракторов ХТЗ-120; фронтального погрузчика Т-156 ХТЗ; СМД-20 для тракторов ТБ-1М и ТЛТ-100 ОТЗ г. Петрозаводск;
  • 6-ти цилиндровые двигатели с турбонаддувом и охлаждением наддувочного воздуха СМД-31 комбайнов Дон-1500; КЗС-9 «Славутич»; «Обрий».

Предприятие ведёт свою историю с 1881 года. Изначально это был завод по производству сельскохозяйственного оборудования и инвентаря. Основал его предприниматель немецкого происхождения Макс Гельферих.

Рабочие этого предприятия никогда достойных денег не получали, поэтому в их коллективе были чрезвычайно сильны революционные настроения. В декабре 1905 года рабочие завода вступили в настоящую войну с полицией и армией, привлечённой для подавления восстания. В результате артиллерийского обстрела завода обрушилась одна из его стен.

Сразу после 1917 года рабочие завода массово пошли в Красную армию. А само предприятие стало первым национализированным заводом в Харькове, с которого были изгнаны владельцы и администрация.

В годы гражданской войны Харьков несколько раз переходил из рук в руки, на заводе работало не более трёх цехов, выполнявших оборонные заказы то красных, то белых (ремонт пушек, пулемётов, бронепоездов).

Двигатели ЗИЛ: модели

Заброшенный завод «Серп и молот» в Харькове. Фото 2011 года. Сейчас и этих зданий уже нет.

После завершения гражданской войны завод был реконструирован и с 1922 года стал называться 1-м государственным заводом сельскохозяйственного машиностроения «Серп и молот». Он стал выпускать тракторные молотилки, свеклокопатели и зерноочистительные машины.

В 1941 году завод «Серп и молот» привлекли к выпуску военной продукции, а с приближением линии фронта – эвакуировали в Саратов. Несмотря на сильные разрушения от боевых действий, после освобождения Харькова завод был восстановлен и с 1944 года стал давать продукцию – сельскохозяйственную технику. В 1949 году нём заработало специальное конструкторское бюро (СКБ) по двигателям, а с 1950 года «Серп и молот» начал массовое производство двигателей (бензиновых, для прицепных комбайнов).

Дизели семейства СМД начали выпускаться в Харькове в 1958 году (СМД-7, с 1962 года – СМД-14). 1 июня 1967 года на заводе был сделан миллионный дизельный двигатель. В середине 1970-х он ежегодно выпускал 200 тысяч моторов более чем ста модификаций, для самой разной техники.

Тогда же были разработаны новые двигатели в рамках семейства СМД – уже не четырёх-, а шестицилиндровые – для комбайнов. Также эксплуатационные испытания подтвердили возможность использования СМД в качестве силового агрегата для грузовых автомобилей КамАЗ, КрАЗ и автобусов ЛАЗ.

Была разработана конструкция дизельного двигателя с горизонтальным расположением цилиндров. Также планировалось производство восьмицилиндровых моторов. Однако внедрение новых разработок в производство в экономических условиях 1990-х годов оказались делом нереальным.

Предприятие попало в тяжелейшую экономическую ситуацию и вскоре было преобразовано в открытое акционерное общество. За 2002 год завод произвёл лишь 275 двигателей, при производственной мощности в 200 тысяч двигателей в год.

В 2003-2005 гг. была проведена процедура банкротства завода. К 2015 года от зданий завода уже ничего не осталось.

Производством дизельных двигателей СМД занялся Белгородский моторный завод. Это частное предприятие, специально созданное с целями полного освоения массового производства модельного ряда дизельных двигателей СМД, и осуществления их гарантийного и послегарантийного обслуживания дизельных двигателей СМД, а также переоборудованием грузовиков и автобусов на рядные дизельные двигатели СМД.

Двигатели ЗИЛ: модели

Белгородские дизели СМД на очередной агропромышленной выставке.

Предприятие прошло десятилетний путь развития от малого частного предприятия до акционерного общества. Гарантия на двигатели составляет 2 года или 2000 моточасов, а на поршневую группу – 5 лет или 10 тысяч моточасов.

Технические характеристики двигателя СМД-22 / 22а в цифрах

Оба мотора имеют следующие параметры:

  • рабочий объём цилиндров – 6,3 литров;
  • диаметр цилиндра – 120 мм, ход поршня – 140 мм;
  • мощность номинальная – 103 кВт / 145 л.с.;
  • частота вращения номинальная – 2000 об/мин;
  • минимальная устойчивая частота вращения на холостом ходу – 650 об/мин;
  • максимальная частота вращения на холостом ходу – 2130 об/мин;
  • удельный расход дизельного топлива – 165-171 г/л. с. ч (224-233 г/кВт.ч);
  • давление масла в главной магистрали смазочной системы – 2,8-4,5 кгс/см2 (номинальная), не менее 1,0 кгс/см2 (минимальная устойчивая частота);
  • конструктивная масса мотора по ГОСТ 20000–88 – 735–880 килограммов.

Конструкция двигателя СМД-22 / 22а

В любой модификации это рядный, 4-тактный, 4-цилиндровый мотор с турбонаддувом и жидкостным охлаждением. Цилиндры имеют рабочий объём 6,3 литра.

Основные составные части двигателя СМД-22 / 22а:

  • блок-картер;
  • головка цилиндров;
  • механизм кривошипно-шатунный;
  • газораспределительный механизм;
  • системы питания мотора дизтопливом и воздухом;
  • системы охлаждения, смазки и выпуска отработавших газов;
  • устройство пусковое;
  • агрегаты электрооборудования.

Система запуска двигателя СМД-22 представлена пусковым двигателем П-1ОУД, на котором стоит редуктор РПД1.ООО М.

Двигатели ЗИЛ: модели

Комбайн СКД-6 М «Сибиряк»

В ходе такта впуска, в цилиндр через открытый впускной клапан попадает сжатый предварительно в турбокомпрессоре воздух. При передвижении поршня при закрытых клапанах воздух в цилиндре сжимается, температура его значительно повышается. В финале такта сжатия через форсунку в камеру сгорания поршня впрыскивается дизтопливо. Распылённое и смешанное со средой сжатого воздуха, оно самовоспламеняется. Газы, возникающие при сгорании дизтоплива, расширяясь, давят на днище поршня, и заставляют его совершать рабочий ход. Движение передаётся через поршневой палец и шатун на кривошип коленчатого вала, вращая его.

После совершения поршнем рабочего хода, открывается выпускной клапан, и поршень выталкивает отработавшие газы из цилиндра, производя такт выпуска. Затем цикл повторяется снова и снова.

Рабочие ходы в цилиндрах двигателя следуют один за другим, по порядку работы цилиндров: 1-З-4-2.

Для оптимального рабочего процесса открытие и закрытие впускного и выпускного клапанов не совпадают с положением поршня в его мёртвых точках.

На моторе применяется охлаждение поршней маслом, которое позволяет понизить температуру поршней в зоне поршневых колец и в целом повысить надёжность работы дизеля.

Блок-картер и головка цилиндров дизеля СМД-22

Блок-картер – это основная корпусная деталь двигателя. В нём размещаются детали кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов. Блок-картер представляет собой чугунную отливку, у которой верхняя часть образует блок цилиндров, а нижняя является верхней частью картера коленчатого вала.

В верхней части блок-картера сделаны вертикальные расточки, в которых размещены гильзы цилиндров. Полость между стенками блок-картера и гильзами используется для прохождения охлаждающей жидкости.

В поперечных перегородках нижней части блок-картера расточены постели для монтажа коренных подшипников коленвала. Верхние части постелей находятся непосредственно в перегородках, а нижние – в крышках коренных подшипников. Для обеспечения соосности коренных подшипников расточка постелей в блок-картере делается в сборе с крышками с одной установки. Поэтому крышки коренных подшипников не являются взаимозаменяемыми.

На наружных боковых поверхностях блок-картера предусмотрено несколько обработанных привалочных поверхностей – чтобы крепить узлы и агрегаты систем питания, смазки и охлаждения.

К передней стенке блок-картера прикреплён картер и крышка картера распределительных шестерён. К крышке картера шестерён прикреплена разъёмная передняя опора. К задней стенке блок-картера прикреплён картер маховика. Картер маховика снабжён специальным приливом с обработанной площадкой и фланцем для установки пускового двигателя и редуктора.

Двигатели ЗИЛ: модели

Комбайн СК-5 «Нива» на ВДНХ, 1973 год

В связи с применением на дизеле охлаждения поршней маслом в блок-картере касательно канала главной масляной магистрали выполнено четыре сверления, в которые устанавливаются форсунки, для охлаждения поршней маслом. При работе дизеля масло из главной масляной магистрали подаётся к форсункам. Выходя из сопла форсунки, эта струя масла омывает дно поршня и охлаждает его.

Головка цилиндра отлита из чугуна и является общей для всех цилиндров. В целях уплотнения плоскости разъёма между головкой цилиндров и блок-картером имеется прокладка из асбестального полотна.

Впускные каналы в головке цилиндров сделаны по типу винтового канала, который создаёт вращательное движение воздушного заряда вокруг оси цилиндра.

Для укрепления термостойкости на нижней плоскости головки сделано З прорези – компенсаторов напряжений. На головке цилиндров смонтирован клапанный механизм с механизмом декомпрессии. Клапанный механизм прикрыт колпаком, закрепленным на корпусе клапанного механизма 4-мя шпильками.

Для усиления износостойкости посадочных мест под клапаны в головке цилиндров имеются сёдла из особого сплава. Для равномерного износа сёдел клапанов имеется механизм вращения клапанов. При возвратно-поступательных движениях клапана внутренняя пружина проворачивает втулку вокруг оси, а вместе с нею – и клапан относительно тарелки клапана.

Кривошипно-шатунный механизм СМД-22

Кривошипно-шатунный механизм преобразует прямолинейные возвратно-поступательные движения поршня во вращательные движения коленчатого вала мотора.

Основными элементы кривошипно-шатунного механизма – это поршни с поршневыми кольцами и пальцами, шатуны, маховик и коленвал.

Поршни сделаны из алюминиевого сплава и снабжены тремя канавками для монтажа поршневых колец – двух компрессионных и одного маслосъёмного. В канавках под маслосъёмными кольцами сделаны радиальные, а под канавками – наклонные сверления, выполненные для отвода масла.

Под верхнее компрессионное кольцо упрочнена зона канавки. Кольцо верхнее компрессионное сделано из высокопрочного чугуна, хромировано по наружному диаметру и имеет рабочую поверхность бочкообразного типа. У нижнего компрессионного кольца коническая рабочая поверхность.

В утолщенном днище поршня размещена камера сгорания открытого типа. Юбка поршня овально-конусная, с большим диаметром в нижней части.

Поршневые пальцы – полые, сделанные из стали хромоникелевой. Их наружная поверхность сделана цементированной и полированной. Палец удерживается двумя стопорными кольцами от осевых перемещений в бобышках.

Шатуны – штампованные, из стали. Стержень шатуна в поперечном сечении обладает двутавровой формой. В верхнюю головку шатуна запрессована биметаллическая втулка. Для смазки поршневого пальца в верхней головке сделаны З отверстия.

Нижняя головка шатуна сделана разъёмной. Расточку постели нижней головки шатуна под вкладыш делают в сборе с крышкой, поэтому шатун и его нижняя крышка помечены цифровыми клеймами, и заменять крышки на шатунах либо их разворачивать на 180 градусов нельзя.

Двигатели ЗИЛ: модели

Шатунные вкладыши – тонкостенные, из сталеалюминиевой ленты с антифрикционным сплавом А06-1.

Коленчатый вал двигателя СМД-22 – из чугуна, литой, с увеличенными противовесами, четырьмя шатунными и пятью коренными шейками. Для коренных подшипников использованы тонкостенные вкладыши с антифрикционным сплавом АО2О-1.

Чтобы улучшать очистку масла и снижать износ шатунных подшипников в шатунных шейках коленчатого вала предусмотрены полости для очистки масла, дополнительного центробежного типа. Полости шеек с торцов прикрыты резьбовыми заглушками, зашплинтванными, чтобы не допустить их самовывинчивания.

Осевое усилие коленвала воспринимают 4 стале-алюмнивых полукольца, которые стоят в расточке блок-картера и крышки третьего коренного подшипника. На переднем конце вала смонтирован блок шестерён. Одна шестерня выполняет привод шестерён распределительных, а другая – привод маслонасоса. На конусной части переднего конца вала находится в закреплённом храповиком положении одноручьевой шкив привода вентилятора и генератора.

На заднем конце вала к фланцу прикреплён маховик, шестью болтами. Маховик обеспечивает равномерное вращение коленвала, вывод поршней из «мёртвых точек», и облегчает процесс запуска дизельного двигателя. Во время установки маховика должны совпасть метки на фланце коленвала и на маховике. Для понижения вибраций колен вал и маховик балансируют динамической балансировкой.

Газораспределительная система СМД-22

Механизм газораспределения дизеля обеспечивает впуск в цилиндры свежего воздуха и вывода продуктов сгорания дизтоплива. Механизм газораспределения оборудован подвесной системой клапанов и состоит из распределительного вала, клапанов впускных и выпускных, элементов для их установки и привода (втулки направляющие, пружины, тарелки с сухариками, толкатели, штанги, стойки, коромысла, оси и винты регулировочные с гайками.

Распредвал – стальной, на трёх опорах. Шейки опорные коленвала выполнены из разных диаметров. Наибольшим диаметром отличается передняя шейка. В шейке задней просверлен канал, выполняющий подвод масла к клапанному механизму.

Двигатели ЗИЛ: модели

Поверхность шеек и кулачков закалена ТВЧ. Распредвал приводится во вращение от коленвала через шестерни распределения, которые расположены в специальном картере в передней части блока.

Осевой люфт распредвала ограничивается упорным винтом, который расположен на передней крышке распределительных шестерён.

Система питания дизтопливом СМД-22

Система питания горючим предназначается для очистки и подачи в рабочие полости цилиндров дизеля распылённого дизтоплива в тех количествах, что соответствуют его режиму работы.

В состав системы питания входят: топливный насос с регулятором, помпа подкачивающая с насосом ручной подкачки дизтоплива, форсунки, фильтры грубой и тонкой очистки дизтоплива, топливопроводы низкого и высокого давления, топливный бак.

Качество работы двигателя зависит от того, насколько чистое в баке дизтопливо, отсутствуют ли в нём примеси воды и воздуха. Для достижения нужной чистоты дизтопливо из бака проходит сначала фильтр грубой очистки, в котором оно избавляется от крупных механических примесей и воды. Затем горючее засасывается толивоподкачивающей помпой и под давлением подаётся в фильтр тонкой очистки.

Очищенная таким образом солярка поступает в топливный насос, который гонит её по трубкам высокого давления к форсункам. Когда давление дизтоплива достигает давления затяжки пружины форсунки, игла распылителя форсунки поднимается, и горючее впрыскивается в камеры сгорания.

Дизтопливо, которое просочится по зазорам в верхнюю часть корпуса форсунки, будет отведено по трубке слива в фильтр тонкой очистки. Излишек дизтоплива, поданный топливоподкачивающей помпой, через сливной клапан в головке топливного насоса по перепускной трубке вернётся в подкачивающую помпу.

При проблемах в работе двигателя, которые могут выражаться в дымном выхлопе, снижении мощности, пропуске вспышек, в трудном пуске мотора есть смысл проверить топливную аппаратуру, в первую очередь, состояние топливных фильтров.

Для подачи в цилиндры дозированных порций дизтоплива в строго определённые моменты с левой стороны мотора на нём установлен 4-х плунжерный насос. Топливный насос прикреплён 4-мя болтами к картеру распределительных шестерён, и ещё дополнительно снизу двумя болтами – к специальному кронштейну.

В корпусе насоса на двух шарикоподшипниках вращается кулачковый валик. Он получает вращение от шестерни привода, с которой находится в зацеплении шлицевая втулка, установленная на его переднем конце. На хвостовике валика стоит шестерня привода регулятора, а между2- и З-м кулачками размещён эксцентрик для привода топливоподкачивающей помпы. Валик насоса вращается в 2 раза медленней коленвала двигателя. Расположение кулачков на валике – соответствующее порядку работы цилиндров 1-3-4-2. Над кулачковым валиком в корпусе насоса поступательным образом перемещаются толкатели, которые передают движение от кулачков на плунжеры.

Система питания воздухом и турбокомпрессор СМД-22

В составе системы питания воздухом, предназначенной для его очистки от пыли и подачи в цилиндры, – воздухоочиститель, турбокомпрессор и впускной коллектор. Турбокомпрессор ТКР 8,5Н-1 – центробежный одноступенчатый компрессор с радиальной центростремительной турбиной спирального канала («улиткой»).

Система смазки дизеля СМД-22

Система смазки включает в себя: маслонасос с маслоприёмником, центрифугу, радиатор масляный, маслоканалы, маслопроводы и масляный фильтр турбокомпрессора.

Она предназначается для бесперебойной подачи масла к трущимся деталям двигателя, с целями снижения трения и износа деталей, а также для отвода от них тепла и продуктов износа. Она комбинированная: одна часть деталей (коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распредвала, клапанный механизм, втулки промежуточной шестерни и шестерни топливного насоса), другая (гильзы, поршни, кольца, поршневые пальцы, кулачки распредвала, толкатели, шестерни) – путём разбрызгивания: маслом, вытекающим из подшипников.

Двигатели ЗИЛ: модели

Кроме того, слой смазки, который находится на поверхности гильзы, колец и поршня, формирует уплотнение соединения «гильза-поршень».

Система охлаждения СМД-22

В составе системы охлаждения – радиатор, водяной насос, вентилятор, водяные полости в блоке и головке цилиндров Система охлаждения нужна для отвода тепла от наиболее раскалённых деталей мотора (гильз, блока, головки блока цилиндров) и обеспечения приемлемого теплового режима в работе дизеля. Как охлаждающую жидкость, можно использовать воду либо антифриз. Её закрытую принудительную циркуляцию обеспечивает центробежный водяной насос.

Для автоматического регулирования температурного режима на моторе имеется термостат ТС-107.

Отзывы о двигателях СМД-22

СМД-22 известен как доступный по цене, простой в техническом обслуживании и ремонте, выносливый, надёжный и неприхотливый мотор. При грамотной эксплуатации и регулярном техническом обслуживании, моторесурс до капитального ремонта составляет не менее 10-ти тысяч моточасов. Мотор не нуждается в создании новых сервисных центров, поскольку на территории России больше сотни предприятий без проблем отремонтируют эту «классику» – двигатели СМД известны всем. Несмотря на всю архаичность данной модели, использование данного типа двигателей в качестве силового агрегата к сельхозтехнике, спецтехнике, мобильных энергоустановок всё ещё имеет в России широкие перспективы.

Двигатель на автомобиль ЗИЛ 130: характеристики, неисправности и тюнинг

В настоящее время можно встретить огромное количество товара. Его можно подразделить не только по качеству, но и по стоимости. Стоит отметить, что это касается и автомобильного рынка. И это довольно естественно. Ведь каждый производитель хочет получить огромную прибыль с продаж и вложить меньшее количество денег. Во времена СССР огромную популярность получил двигатель ЗИЛ 130, который отличался хорошей прочностью и долговечностью.Двигатели ЗИЛ: модели

Многие водители говорили, что это попросту неубиваемый агрегат, который не требует большого внимания. Первое транспортное средство с двигателем ЗИЛ 130 вышло в начале 1962 года. Это был первый грузовой автомобиль, сошедший с конвейера Москвы.

Описание

Двигатель ЗИЛ 130 устанавливали на все грузовые транспортные автомобили как ЗИЛ 130, так и ЗИЛ 131. И в этом нет ничего удивительного. Ведь если посмотреть на конструкцию, то двигатель ЗИЛ 131 очень похож на стандартный двигатель ЗИЛ 130.

Данные агрегаты имели небольшую степень унификации. Если говорить просто, то силовой агрегат от Зил 130 немного уменьшили в объеме, до 6 литров, что позволило получить меньший расход топлива. Также силовой агрегат получил двухкамерную карбюраторную систему и специальный ограничитель оборотов.

К более мощному относится двигатель ЗИЛ 375, имеющий объем порядка семи литров. В основном такую махину используют на Уральском автомобильном заводе. Благодаря этому удалось получить увеличенный радиус цилиндров и ход поршня.

Технические характеристики

Отдельного внимания заслуживают технические характеристики двигателя ЗИЛ 130.

ПАРАМЕТРЗНАЧЕНИЕ
МодельЗИЛ 130
Тип силового агрегатаБензиновый, четырехтактный, карбюраторный
Мощность148 л.с. при 3000 об/мин (с ограничителем)
Количество цилиндров8
Как располагаются цилиндрыПод углом в 90 градусов
Минимальный диаметр цилиндра и ход поршня100 миллиметров диаметр и 95 миллиметров ход поршня
Общий объем двигателя6 литров
Степень сжатияПорядка 6,5
Минимальная мощность при 3200 оборотах в минуту150 лошадиных сил или 110 Квт
Крутящий момент при 2000 оборотах401 Ньютонов на метр
Расход топлива двигателя ЗИЛ 130313 грамм
Как работают цилиндры1 – 5 – 4 – 2 – 6 – 3 – 7 — 8
Нумерация цилиндров:Правые 1 – 2 – 3 — 4
Левые 5 – 6 – 7 – 8
Общий вес двигателя640 килограмм
Толкатель двигателя ЗИЛ 130Изготовлен из качественной стали,
имеет небольшую наплавку из чугуна,
полностью механический
Газопроводы двигателя ЗИЛ 130Впускной изготовлен из сплава алюминия,
имеет специальную полость для подогрева
топливной смеси, располагается между
головками блока
Выпускной изготавливается из качественного чугуна, располагается по одному с каждой стороны блока
Масляный насос на двигатель ЗИЛ 130Имеет несколько секций;
шестерня, располагается с правой стороны
блока цилиндров,
редукционный клапан имеет давление 320 кПа.
В нижней секции подается масло в масляный радиатор,
перепускной клапан имеет давление 120 кПа.
Фильтры очистки на двигатель ЗИЛ 130
Тонкая очисткаКерамические фильтрующие элементы,
оснащен экономайзером и насосом
отстойникРасполагается на кронштейне, имеет щелевой тип
РадиаторИмеет три ряда, тип змейковый

Мотор устанавливается на следующие модели автомобилей: ЗИЛ 130, 131, 375 и 508.

Также хочется отметить, что двигатель ЗИЛ 508 имеет три компрессионных и одно маслосъёмное кольцо. Отдельного внимания заслуживает термостат двигателя ЗИЛ 508. Он имеет твердое наполнение и устанавливается в выпускном патрубке. В основе системы охлаждения двигателя ЗИЛ 131 лежит жидкость, полностью закрытый тип с принудительной циркуляцией.

Если говорить про поршневой палец, то у двигателя ЗИЛ 375 он изготовлен из стали, полностью пустотелый и плавающий. Это относится к некой особенности автомобиля. Маховик на двигатель ЗИЛ 375 изготовлен из качественного чугуна, оснащен стальным венцом для пуска силового агрегата от стартера. Говоря о системе питания двигателя ЗИЛ 375, то в ней присутствует принцип принудительной подачи порции топлива.

Конструкция

Двигатели ЗИЛ: моделиЕсли посмотреть на устройство мотора, то в основе лежит четырехтактный восьмицилиндровый агрегат, имеющий карбюраторную систему с постоянной подачей топлива.

К небольшой особенности относится V – Образное расположение цилиндров. За счет этого удается получить очень высокую мощность и небольшой вес двигателя.

Все поршни и цилиндры приводятся в движение одним коленчатым валом.

Также силовой агрегат имеет жидкостную систему охлаждения, что очень удобно. Автовладелец сможет передвигаться в любую погоду.

Система смазки имеет комбинированную систему: под высоким давлением и разбрызгивание. Благодаря этому все детали двигателя ЗИЛ 130 получат свою порцию масла и не будут выходить из строя.

Система питания двигателя ЗИЛ 375 и 130 очень похожи. У них топливо подается принудительно и постоянно, что очень здорово. За счет этого силовой агрегат будет работать без перерыва.

Модификации

Отдельно хочется рассказать про некоторые модификации двигателя ЗИЛ 130. Дело в том, что в Советское время стремились сконструировать такое транспортное средство, которое прослужит долгий период времени.

  • Первые автомобили были оснащены простым карбюраторным мотором с V – образным расположением цилиндров. Такая система имела объем двигателя 5 200 кубических сантиметров. Через некоторое время все убедились, что технически не получается развить того потенциала, который требуется.
  • Из-за этого конструкторы изготовили тот же V – образный агрегат, но с восемью цилиндрами. За счет этого удалось повысить мощность до 150 лошадиных сил, что очень хорошо. Таким потенциалом не могли похвастаться ни двигатель ЗИЛ 357, ни двигатель марки ЗИЛ 131.
  • Следом конструкторы выпустили совершенно новый по устройству мотор, который позволял разгоняться до 90 километров в час. К главной особенности можно отнести четырехтактный цикл и верхнее расположение клапанов.

Обслуживание

В данном разделе стоит поговорить про замену масла. Проделать данный процесс очень легко.

Для этого следует:

  1. Вывернуть сливную пробку;
  2. Открутить пробку масляного фильтра и слить масло;
  3. Отвернуть гайку и снять крышку масляного фильтра;
  4. Снять металлический и резиновый уплотнитель;
  5. Вынуть масляный фильтр и снять стержень;
  6. Менять фильтр следует в обратной последовательности;
  7. Заливаем масло и даем силовому агрегату поработать в течение 5 минут;
  8. Проверить уровень масла с помощью щупа и при необходимости долить.

Неисправности

НЕИСПРАВНОСТЬПРИЧИНА
Прогорание прокладокПерегреваются детали мотора
Увеличен расходПротекание масла
Стук поршняПовредилась юбка, прогар днища

Тюнинг

Двигатели ЗИЛ: моделиПроделывать тюнинг двигателя ЗИЛ 130 не очень сложно. Для этого понадобится инструмент и терпение.

Если вы хотите получить большую мощность, то установите агрегат Mopar 5.2, имеющий 500 лошадиных сил. Этого будет достаточно, чтобы передвигаться не только в городе, но и по бездорожью.

Что касается выхлопной системы, то тут можно установить несколько труб диаметром 63 миллиметра. За счет этого отработавшие газы будут выходить намного быстрей. Также удается получить более низкий звук.

Двигатель ЗИЛ 131, как и 130 можно переоборудовать в довольно интересный дизельный вариант:

  • Первым делом, это позволит намного уменьшить расход топлива, до 20 литров на 100 километров пути. Согласитесь, это очень хорошо, когда ваше транспортное средство потребляет меньше топлива.
  • Также это позволит сэкономить огромное количество денежных средств. Вы знаете, что дизельное топливо намного дешевле бензинового. И это не случайно, так как получить дизельное топливо намного проще, чем стандартное бензиновое. Извлекать силовой агрегат нужно очень аккуратно, лучше с напарником. Дело в том, что агрегат очень тяжелый, одному можно не справиться. К тому же возможно повредить детали, что привлечет к вложению денег.
  • Следующим этапом идет сварка кронштейнов и усилий. Это нужно для того, чтобы новый агрегат подошел по размеру. Ведь если этого не соблюсти, то вы не получите хорошего результата. Новый силовой агрегат, переоборудованный в дизельный, устанавливается на подготовленное место.
  • Далее следует доработка выхлопной системы. Также не стоит забывать о прокачке системы питания, чтобы лишний воздух удалялся из силового агрегата.

На этом тюнинг заканчивается. В результате повышается мощность, уменьшается расход топлива, и вы получаете то, что хотели.

Источник Источник http://www.opex.ru/press/articles/dvigateli-zil-modeli/
Источник http://tractorreview.ru/dvigateli/dvigatel-smd-22-tehnicheskie-harakteristiki.html
Источник Источник http://dvigatels.ru/russia/dvigatel-zil-130.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожее

Автомобильные аккумуляторы - все, что нужно знать о них

Автомобильные аккумуляторы — все, что нужно знать о них

Автомобильные аккумуляторы являются одним из наиболее важных компонентов любого транспортного средства. Они обеспечивают энергией все электрические устройства автомобиля, от запуска двигателя до подачи энергии на освещение и радио. В данной статье мы рассмотрим значимость аккумуляторов для автомобилей, их основные характеристики и важность правильного выбора, а также узнаем о предложениях по приобретению аккумуляторов в городе Казань. […]

Тюнинг впускной системы для улучшения производительности автомобиля

Тюнинг впускной системы для улучшения производительности автомобиля

В мире автомобильного тюнинга существует множество способов улучшить производительность автомобиля. Один из самых важных аспектов тюнинга — это оптимизация впускной системы. В этой статье мы рассмотрим значимость тюнинга впускной системы, основные компоненты этого процесса и преимущества, которые он может принести владельцу автомобиля. Значение впускной системы в автомобильном тюнинге Впускная система играет ключевую роль в работе […]

Яндекс.Метрика